Сочинение на тему я кабардинец

8 вариантов

  1. Конкурс, объявленный среди учащихся 9-11 классов, оказался разнообразен географически, участвовать в нем съехались 160 ребят, причем не только из нашей республики, но и из Карачаево-Черкесии, Адыгеи, Ставропольского края. Основная часть прошла в Национальной библиотеке имени Т. К. Мальбахова, где старшеклассники писали очное сочинение.
    «Были предложены десять ключевых слов, из которых ребята выбирали те слова, которые они могли бы обыграть, развить и изложить в своих сочинениях. Никаких ограничений не было», –  пояснил корреспонденту РИА «Кабардино-Балкария» Мурат Табишев, руководитель ассоциации преподавателей черкесского языка и литературы имени Кази Атажукина.
    Он добавил, что конкурс получился интернациональным, участие в нем приняли и представители других национальностей, изучающих адыгэбзэ.
    За каждое место ребята получат денежные призы, а те счастливчики, кто получил первое место в любой из четырех номинаций, решением ассоциации преподавателей черкесского языка и литературы будут получать стипендию имени Кази  Атажукина в течение всего года. Помимо этого любой участник конкурса, при условии поступления на факультет черкесского языка, в течение двух лет будет получать вышеназванную стипендию.
    «Объявление конкурса вызвано желанием стимулировать интерес к изучению своего языка среди подрастающего поколения. Сочинения были оригинальны каждое по-своему, умение изъяснять художественно оформленную мысль среди молодых людей радует, и если среди конкурсантов найдутся желающие поступить на факультет черкесского языка, наша миссия будет выполнена. Во время конкурса о таком желании заявили уже семь человек», – сказал Мурат Табишев.
    Ассоциация имени Кази Атажукина действует уже на протяжении двух лет, выявляя талантливых подростков и поддерживая интерес к изучению родного языка.
    © РИА «Кабардино-Балкария», 2014

  2. Ученый-энциклопедист Петер Симон Паллас, в конце 18 столетия исследовавший южные губернии России, писал, что главная особенность кабардинского этноса – доведенная до крайности вежливость. Почитание старших, уважение к женщине, внимание к гостю – для кабардинца все это не просто соблюдение этикета. Будучи наиболее многочисленной ветвью единого народа адыгов, кабардинцы руководствуются в повседневной жизни древним морально-этическим кодексом Адыгэ Хабзэ.
    Семейные устои кабардинцев: власть старшего равна власти Бога, жену творит муж, а мужа творит жена:
    Семья для кабардинцев – самое важное. Именно в ней традиции и обычаи кабардинцев почитаются свято и нерушимо. Уважение к старшим – одна из главных заповедей у адыга. Не оказать старикам должных знаков уважения не позволит себе ни один юноша. Даже кабардинские застольные традиции преимущественно обусловлены семейной иерархией.
    Столь же велико почитание в народе брачных уз. И хоть муж-мусульманин имеет право на развод даже без объяснения причины, жениться, по мнению кабардинцев, можно только единожды, в противном случае нарушается иерархия семейных ценностей. Одна из народных мудростей гласит: «Первая жена тебе жена, второй жене ты жена».
    Много обрядов связано у кабардинцев и с появлением на свет детей. Среди них обычай «завязывания в люльку», соревнования по случаю рождения сына, праздник Лъэтеувэ, посвященный первым шагам.

    Гость адыга в крепости сидит

    Традиции кабардинцев, касающиеся гостеприимства, обеспечивают каждому пожаловавшему на порог, абсолютную защиту. Обычаями были предусмотрены значительные штрафы, измеряемые десятками голов крупного рогатого скота, за оскорбление гостя или нанесение ему тяжкого вреда.
    Даже злейшего врага кабардинец примет со всеми почестями. Самая нарядная и дорого обставленная комната в кабардинском доме – кунацкая, щедро украшенная коврами, посудой, оружием. Чрезвычайно умеренные в еде, кабардинцы для гостя поставят на стол все, что найдется в доме. Наиболее почетный гость садился за стол один, хозяин мог присоединиться к трапезе только после длительных уговоров. Вместе приступали к еде лишь абсолютно равные по положению.

    Брата лишнего не бывает: кабардинские традиции аталычества

    Известный кавказский обычай – аталычество, или прием в семью мальчиков, – был распространен и у кабардинцев. Но хотя ребенка, взятого на воспитание, и принято было называть сыном, не стоит путать аталычество и усыновление. Достигший совершеннолетия воспитанник возвращался в родные пенаты, обеспеченный конем, одеждой и оружием. Родственники юноши в ответ щедро одаривали аталыка. Иногда на воспитание аталыкам передавались и девочки. И несмотря на то что после совершеннолетия они опять проживали в родительском доме, калым, выплачиваемый женихом, передавался не отцу, а аталыку.

    Что малая, что большая свадьба – одно и то же: традиции кабардинских свадеб

    Соблюдением множества ритуалов всегда отличались и кабардинские свадьбы, традиции предписывали не торопиться: часто между выбором невесты и торжеством бракосочетания мог пройти не один год. Предваряли свадебную церемонию следующие этапы:
    – сватовство;
    – согласование суммы калыма;
    – смотрины и обручение;
    – выплата доли калыма;
    – обряд вывода невесты из родного дома;
    – «укрывание» невесты и жениха в чужих (разных) домах;
    – переезд невесты в дом будущего мужа;
    – обряд примирения жениха с родными.
    Само свадебное празднество длилось, как правило, несколько дней. Продолжением же торжеств становились многочисленные церемонии знакомства с обретенными родственниками.

    Кому сделают люльку, тому и гроба не миновать

    Умерших кабардинцев принято хоронить в соответствии с мусульманскими обрядами. Уверенные в существовании загробной жизни, адыги всегда заботились, чтобы на том свете у родного человека было все, что может ему понадобиться: с этой целью памятники украшались изображением необходимых покойному вещей. Обязательно организовывались поминки и коллективное чтение Корана. Словно заверяя близких в готовности всегда принять их обратно, на протяжении целого года кабардинцы хранили одежду умерших родственников, развешивая ее наизнанку. Один из старинных поминальных обычаев кабардинцев – проведение в годовщину смерти своеобразной тризны с призовыми скачками и состязаниями в стрельбе.

  3. и л1ыгъэрэ хахуагъэк1эрэ,1ущагърэ акъылк1э , ц1ыхугъэрэ нэмыск1э ди лъэпкъыр зыгъэбжьыф1эу л1эщ1ыгъуэ куэдым къак1уэц1рык1а ди лъэпкъым нобэми и мащ1экъым адыгэхэм и пщ1эр лъагэу зы1эта хэкул1хэр. «Ди лъэпкъым и л1ыхъужь» яхужып1э хъунущ апхуэдэхэм. Апхуэдэщ – Идар Темрыкъуэ. Темрыкъуэ лэжьыгъэшхуэ ищ1ащ, тхыдэми литературэми увып1э ин щеубыд. Ар къэбэрдей пщыхэм я нэхъыбэм “пщышхуэу” е “пщы нэхъыщхьэу” ябжырт. Ауэ къэбэрдеипщхэм яхэтащ ар къэзымылъытэ, абы пэщ1эувэ. Темрыкъуэ хущ1экъурт Кавказ Ищхъэрэм щы1эщ1элъ хэкум абы и купщ1эм хуэфэщэн пщ1эрэ увып1эрэ Къэбэрдей псом зэкъуэту щи1ыгьыным. Абы и хэк1ып1эт Къэбэрдейм къэралыгъуэ унафэр зы пщышхуэм щы1эщ1элъыныр. Апхуэдэ зы къэралыгъуэ лъэщ къызэгъэпэщыныр Темрыкъуэ и мурад нэхъ ин дыдэт. Ар къехъул1эн папщ1э Урысейм и политикэр къигъэсэбэпурэ, Темрыкъуэ Кавказ Ищхъэрэм лъэщ щыхъуным, урысхэм я ипщэ – къуэк1ып1э къэрал гъунапкъэхэр гъэбыдэным гулъытэ нэхъыбэ щыхуащ1ырт.Мы къэдгъэлъэгъуахэр щыхьэт тохъуэ Темрыкъуэ и пхъур урысей пащтыхьым щритым, и мурадам щыщ зы 1уэхугъуэр — Къэбэрдейм зы пщыгъуэ унафэр щыгъэувыныр быдэу игу зэрилъар. Адэк1э Къэбэрдейм щек1уэк1а 1у

  4. И л1 ыгъэрэ хахуагъэк1 эрэ,1 ущагърэ акъылк1 э, ц1 ыхугъэрэ нэмыск1 э ди лъэпкъыр зыгъэбжьыф1 эу л1 эщ1 ыгъуэ куэдым къак1 уэц1 рык1 а ди лъэпкъым нобэми и мащ1 экъым адыгэхэм и пщ1 эр лъагэу зы1 эта хэкул1 хэр. “Ди лъэпкъым и л1 ыхъужь” яхужып1 э хъунущ апхуэдэхэм. Апхуэдэщ – Идар Темрыкъуэ. Темрыкъуэ лэжьыгъэшхуэ ищ1 ащ, тхыдэми литературэми увып1 э ин щеубыд. Ар къэбэрдей пщыхэм я нэхъыбэм “пщышхуэу” е “пщы нэхъыщхьэу” ябжырт. Ауэ къэбэрдеипщхэм яхэтащ ар къэзымылъытэ, абы пэщ1 эувэ. Темрыкъуэ хущ1 экъурт Кавказ Ищхъэрэм щы1 эщ1 элъ хэкум абы и купщ1 эм хуэфэщэн пщ1 эрэ увып1 эрэ Къэбэрдей псом зэкъуэту щи1 ыгьыным. Абы и хэк1 ып1 эт Къэбэрдейм къэралыгъуэ унафэр зы пщышхуэм щы1 эщ1 элъыныр. Апхуэдэ зы къэралыгъуэ лъэщ къызэгъэпэщыныр Темрыкъуэ и мурад нэхъ ин дыдэт. Ар къехъул1 эн папщ1 э Урысейм и политикэр къигъэсэбэпурэ, Темрыкъуэ Кавказ Ищхъэрэм лъэщ щыхъуным, урысхэм я ипщэ – къуэк1 ып1 э къэрал гъунапкъэхэр гъэбыдэным гулъытэ нэхъыбэ щыхуащ1 ырт. Мы къэдгъэлъэгъуахэр щыхьэт тохъуэ Темрыкъуэ и пхъур урысей пащтыхьым щритым, и мурадам щыщ зы 1 уэхугъуэр – Къэбэрдейм зы пщыгъуэ унафэр щыгъэувыныр быдэу игу зэрилъар. Адэк1 э Къэбэрдейм щек1 уэк1 а 1 у

  5. 5
    Текст добавил: Город пустых людей

    Kabardino – Balkarian Republic is one of the most exiting places on our planet. People call this republic as the pearl of Caucasian. Kabardino – Balkaria is famous for its picturesque natural, historical and cultural sightseeing.
    Every person, who visits our republic, will admire its numerous canyons, stormy rivers, waterfalls, bottomless blue mountain lakes, alpine meadows playing on the sun, powerful snowy mountains with white tops, which reach to heaven, and, of course, majestic two – headed mountain Elbrus and there is no other top which can be compared with our beautiful mountain in the whole Europe.
    Kabardino – Balkaria is a unique region in which customs and traditions of our ancestors which are gently and quivery are kept from generation to generation. Our republic amazes by its hospitality, friendliness, beautiful national dances and songs, and also unusual delicious food.
    If you decide to come to our republic, you will understand that there is a paradise in the Earth!
    Кабардино-Балкарская Республика – это один из самых удивительных уголков на нашей планете. Ее называют жемчужиной Кавказа. Кабардино-Балкария славится своими живописными природными, историческими и культурными достопримечательностями.
    Каждый человек, увидев нашу республику, восхитится многочисленными ущельями, бурными реками, водопадами, бездонной голубизны горными озерами, переливающимися на солнце альпийскими лугами, могучими горами с белоснежными вершинами, доходящими до небес, и, конечно же, величественной двуглавой горой Эльбрус, с чьей красотой не может сравниться ни одна из вершин Европы.
    Кабардино-Балкария – уникальный край, в котором бережно и трепетно из поколения в поколение сохраняются обычаи и традиции предков; которая поражает своим гостеприимством, дружелюбием, красивыми национальными танцами и песнями, а также необычайно вкусной едой.
    Приехав в нашу республику, вы поймете, что рай на Земле существует!
    Copyright © Russian centres of City and Guilds, 2011-2012

  6. Конкурс, объявленный среди учащихся 9-11 классов, оказался разнообразен географически, участвовать в нем съехались 160 ребят, причем не только из нашей республики, но и из Карачаево-Черкесии, Адыгеи, Ставропольского края. Основная часть прошла в Национальной библиотеке имени Т. К. Мальбахова, где старшеклассники писали очное сочинение.
    «Были предложены десять ключевых слов, из которых ребята выбирали те слова, которые они могли бы обыграть, развить и изложить в своих сочинениях. Никаких ограничений не было», –  пояснил корреспонденту РИА «Кабардино-Балкария» Мурат Табишев, руководитель ассоциации преподавателей черкесского языка и литературы имени Кази Атажукина.
    Он добавил, что конкурс получился интернациональным, участие в нем приняли и представители других национальностей, изучающих кабардинский язык.
    За каждое место ребята получат денежные призы, а те счастливчики, кто получил первое место в любой из четырех номинаций, решением ассоциации преподавателей черкесского языка и литературы будут получать стипендию имени Кази  Атажукина в течение всего года. Помимо этого любой участник конкурса, при условии поступления на факультет кабардинского или черкесского языка, в течение двух лет будет получать вышеназванную стипендию.
    «Объявление конкурса вызвано желанием вызвать интерес к изучению своего языка среди подрастающего поколения. Сочинения были оригинальны каждое по-своему, умение изъяснять художественно оформленную мысль среди молодых людей радует, и если среди конкурсантов найдутся желающие поступить на факультет кабардинского или черкесского языка, наша миссия будет выполнена. Во время конкурса о таком желании заявили уже семь человек», – сказал Мурат Табишев.
    Ассоциация имени Кази Атажукина действует уже на протяжении двух лет, выявляя талантливых подростков и поддерживая интерес к изучению родного языка.
    © РИА «Кабардино-Балкария», 2014

  7. I descend from a very remarkable nation, which is called Caucasians; in particular, it is Kabardians. They are one of the twelve Caucasian tribes, and I want to acquaint the rest of the world with traditions and customs of Caucasians.
    Since olden times they were famous for their traditions, which played an enormous importance in upbringing children. First of all, they were inspired by love to life. To my mind, it is a very big happiness to live on the earth and every person must stay alive longer, because he must try to bring as much as possible benefit for relatives and for native land.
    Kabardians paid big attention to physical training, tempering to the cold. Children from the earliest years acted moderately and led a regular lifestyle. Sharl de’Bess, a Hungarian scientist wrote: “Caucasians are very restrained; they are temperate in their food. Owing to their temperate they don’t know many illnesses and they reach a great age”. Shora Nogmov, a Kabardian poet wrote: “our fathers thought that the ability to be a master of weapons is the main duty of every person and to practice this skill gives him beauty, adroitness and agility in motions.” As for the mental education, kabardians appreciate highly mind, wisdom and knowledge, because a man is valued for his mind, but not for his wealth and you must look not at the speaker, but you must pay attention on what he tells.
    The moral quality, morality, honor and conscience are valued by our people. In the past real mountain-dweller could sacrifice his life but not only to lose his honor and conscience. Honor was valued higher than wealth and everyone tied his happiness with it.
    The base of the behavior is Adiga Khabza. It is the standards of traditional behavior. Every Kabardian must show the best correlation with it. The most important demands are love to native land, love to nation, and respectfulness to the elders, to the woman and to the work.
    The big attention in upbringing was paid to modesty, tolerance, and indulgence. It was a disgrace to the man to speak about his own merits. They talked about their striking heroic deeds without emotions and very briefly. As far as possible they didn’t say the word “I”.
    It was a tactless action to speak about son’s and daughter’s merits. Also, it wasn’t permissible to show excessive curiosity. It’s connected with another custom of hospitality.
    In the past people built special house for guests, the name of which was Kunazkaja. These buildings had a small court, a stable and a toilet. These houses were situated not far from the gates. So, every traveler or guest could call in on the way.
    If your guest was chased for killing by deadly enemy, the owner of the house was responsible not only for his name, but for his life too.
    The guest wasn’t asked about his name, where he was from, and the reason of his arrival. The guest had to give to know about himself in 3 days. Food, which was prepared for guests was various and tasty. The guest wasn’t delivered up to the enemies and he was often seen off to the safe people.
    I am proud of my nation and I know that traditions and customs of our ancestors are very important for every Caucasian. I hope that we will be revere and always remember them in the future.
    Я происхожу из очень выдающегося народа – черкесов, в частности кабардинцев. Это одно из 12 племен адыгов, и я хотела бы познакомить остальных людей с традициями и обычаями черкесов.
    Издавна они славились своими традициями, которые играли огромную роль в воспитании подрастающего поколения. В первую очередь, внушалась любовь к жизни. Ведь жить на земле – большое счастье и каждому человеку нужно прожить больше для того, чтобы успеть принести как можно больше для своих близких и для родины.
    Кабардинцы уделяли большое внимание физическому воспитанию, закаливая детей с раннего возраста, умерено питаясь и ведя здоровый образ жизни. Венгерский ученый Шарль де’Бесс писал: «Черкесы очень сдержанны, они умеренны в пище. Благодаря умеренности они не знают многих болезней и доживают до глубокой старости».
    Шора Ногмов, кабардинский писатель писал так: «Отцы наши полагали, что умение владеть оружием составляет главную обязанность каждого человека, что упражнение в этом искусстве придает ему красоту, ловкость и проворство в движениях».
    Что касается умственного воспитания, кабардинцы высоко ценили ум, мудрость, знания. Ведь человек ценится по уму, Ане по богатству, и смотреть надо не на говорящего, а на то, что он говорит.
    Моральные качества, нравственность, честь и совесть очень ценились и ценятся сейчас у нашего народа. Настоящий горец мог пожертвовать своей жизнью, лишь бы не потерять свою честь и совесть. Они ценили честь выше любого богатства, связывая с ним счастье человека.
    Основой поведения является Адыга Хабзэ. Это свод правил поведения, и каждый обязан был придерживаться этих правилам. Важнейшими требованиями Адыга Хабзэ является: любовь к родине, к своему народу, уважительное отношение к старшим, к женщине, к труду.
    Большое внимание уделялось воспитанию скромности, терпимости и снисходительности. Считалось большим позором разговор мужчины о собственных достоинствах. Даже яркие подвиги они пытались передать коротко и без эмоций. При возможности они не употребляли слово «я». Считалось бестактным говорить о достоинствах сына или дочери. Этикет не допускал излишнего любопытства. С этим связан еще один обычай гостеприимства. Нельзя было расспрашивать гостя, если он сам не хочет говорить о себе, своих целях. Многие путешественники и очевидцы жизни черкесов удивлялись их гостеприимству.
    Для гостей люди строили дома, которые называли кунацкие. Они имели небольшой дворик, конюшню и туалет. Они располагались недалеко от ворот. Это делалось для того, чтобы любой проезжий путник или гость мог бы без стеснения заехать в любой двор.
    За гостя, преследуемого кровниками за убийство, хозяин отвечал не только своим именем, но и жизнью.
    У гостя не спрашивали ни имени, ни откуда и зачем он едет. Гость сам, не позже чем через 3 дня давали о себе знать хозяину. Питание гостя было разнообразным и вкусным и гостя никогда не выдавали врагам и часто провожали до безопасного места.
    Я горжусь своим народом и знаю, что для каждого черкеса важны традиции и обычаи предков, и надеюсь, что мы будем чтить и помнить их в будущем.
    Copyright © Russian centres of City and Guilds

  8. Принятие ислама адыгами проходило поэтапно на протяжении периода с конца XVI до начала XVIII века. Информация о приоритете ислама в Черкесии появляется в первой половине XVII века. «Одни из них магометане, — сообщает Джиованни Лукка, — другие следуют греческому обряду, но первых больше».
    Под влиянием Крымских ханов первыми ислам из всех этнографических групп приняли проживавшие на побережье Азовского и Черного морей. Это шегаки (хегаки), жане, бжедуги. Вторым эшелоном ислам приняли черкесские группы в степях и предгорьях Северного Кавказа: хатукаи, собаи, махоши, темиргои, бесленей и кабардинцы. Наконец, последний эшелон, это убыхи, шапсуги и абадзехи, занимавшие среднюю часть страны. Если в XVI веке лишь отдельные группы адыгов исповедовали ислам, то к ХIХ веку все черкесы смотрели на османского султана, как на своего духовного главу. Современники Эдмунда Спенсера подчеркивали: «Черкесская кровь течет в венах султана. Его мать, его гарем — черкесские; его рабы черкесы, его министры и генералы черкесы. Он глава нашей веры, а также нашей расы». Черкесы времен Спенсера признавали религиозный и политический авторитет османского султана, тогда как черкесы XV века никого не ставили выше себя. Эти взгляды отражены в сочинении аз-Захири (ум. 1468 года) об устройстве государства черкесских мамлюков, где постулируется тезис о приоритете черкесов в мире ислама: «Суть дела в том, что по истине на титул султана имеет право только владетель Египта, да поможет ему Бог; он теперь стоит выше всех царей и самый благородный из них…».
    Источники конца XVIII—XIX века по интересующему нас вопросу относится к трем этнографическим группам черкесов: к бжедугам, абадзехам и кабардинцам. В Кабарде пик влияния мусульманского духовенства на общественную и политическую жизнь страны приходится на конец XVIII — начало XIX вв. В 1807 году были приняты законодательные поправки к древнему праву, и введен шариатский суд. Однако шариатский суд в Кабарде выносил свои постановления, в основном руководствуясь обычным правом. Шариатское движение в Кабарде связано с именами двух религиозных реформаторов — Адиль-Гиреем Атажукина и Исхака Абукова. Оба они происходили из тлекотлешей.
    Шариатское движение в Кабарде, а позднее и во всей Черкесии стало идеологическим оружием борьбы против Российской империи. Во главе шариатского движения в Кабарде стояли князья, а в Западной Черкесии – представители свободных сословий.
    В 1841 на р. Пшеха состоялось крупное собрание с участием абадзехов, убыхов и шапсугов. Там был принят договор получивший название «дефтер» (с турецкого «лист»). Основное кредо данного мероприятия нашло свое отражение в преамбуле договора: «Мы хотим помочь всем неустройствам нашего края и не делать зла друг другу». Договор состоял из шести статей, которые были посвящены правовым вопросам внутри черкесского общества, отношениям с дружественными народами, проблеме обороны страны и защите собственности черкесов. “Наша первая обязанность есть строгое выполнение шариата, — гласил первый пункт “дефтера”. — Всякое другое учение должно быть оставлено и отвергнуто, все преступления должны быть судимы не иначе, как по Корану”. Однако положения этого «дефтера» так и остались неисполненными, и через несколько лет третьему наибу Шамиля — Магомет-Амину пришлось начинать все сначала.
    Наибольшего успеха религиозные реформаторы добились в таких областях, как Кабарда, Бжедугия и Абадзехия. Сам факт проведения шариатской реформы в Черкесии говорит о значительном развитии в ней ислама и о приверженности ее жителей мусульманской идеологии. Большую роль в шариатском движении в Черкесии сыграли 40-х годах XIX в. три наиба (наместника) Имама Шамиля: Хаджи-Мухаммед, Сулейман-Эфенди и Мухаммед-Амин. Магомет Амин фактически стал основателем исламского государства в пределах Абадзехии. Помимо абадзехов к этому образованию присоединились темиргоевцы, махошевцы и егерухаевцы. Бжедугский князь Хаджимуков в своих записках писал: «…обладая суровым характером, замечательной энергией, умом и организаторским характером, он медленными, но твердыми шагами шел к намеченной цели создать религиозно-политическое государство…».
    В целом, ислам стал идеологической базой консолидации черкесских обществ конца XVIII — первой половины XIX вв. в их борьбе против экспансии Российской империи.
    Большая часть верующих адыгов (черкесов) является мусульманами-суннитами. Моздокские черкесы (кабардинцы) – православные.

    10. Некоторые известные кабардинцы

    10.1. Музыканты и Актёры

    Черина, Людмила (Чемерзин, Моник) – самая молодая прима в истории балета, выдающийся скульптор (автор официальной символики Евросоюза), художник, кинозвезда, режиссер, продюсер, писательница.
    Балов, Мухадин Фицевич — один из первых кабардинских профессиональных композиторов; автор первой кабардинской национальной оперы (совм. с X. Я. Кардановым).
    Темирканов, Юрий Хатуевич — советский и российский дирижёр, народный артист СССР.
    Хажкасимов, Хасан Исуфович — кинорежиссер, пионер черкесского кинематографа.
    Саральп Роберт Александрович — актёр, режиссёр. («Черкесский круг», SNOW SHOW)
    Хаупа Джабраил Кубатиевич — поэт, композитор.
    Савкуев Хамид Владимирович — художник.
    Карданов-Шемякин Михаил — художник.
    Казанова, Сати Сетгалиевна — певица,бывшая солистка группы «Фабрика».

    10.2. Спортсмены

    Хапов Заур Залимбиевич — советский и российский футболист, вратарь. В 2005 году завершил свои выступления. Наиболее всего проявил себя, выступая за владикавказскую «Аланию», в составе которой и стал чемпионом России в 1995 году
    Руслан Нахушев — футболист
    Рамзес Тлякодугов — культурист
    Карданов Мурат Наусбиевич – борец вольного стиля, олимпийский чемпион 2000 года
    Хуштов, Асланбек Витальевич — российский борец греко-римского стиля, член национальной сборной России, олимпийский чемпион.
    Бесланеев Юзар – борец вольного стиля.

    10.3. Политики, Военные Деятели

    Коков Валерий Мухамедович — российский государственный деятель, первый президент Кабардино-Балкарии (1992—2005).
    Каноков Арсен Баширович — российский государственный деятель, президент Кабардино-Балкарской Республики с сентября 2005 г.
    Сосналиев Султан Асламбекович — государственный и военный деятель Абхазии. Генерал-лейтенант абхазской армии

    11. Данные переписи населения Российской Федерации 2002 года

    Субъект федерации
    Численность кабардинцев в 2002 году, тыс. (*)
    Кабардино-Балкария
    498,7
    Ставропольский край
    6,6
    Северная Осетия
    2,9
    Москва
    1,8
    Карачаево-Черкесия
    0,9

    Примечания

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *