Сочинение на тему я лиру посвятил на

10 вариантов

  1. Поэзия Некрасова полна описаний трагической жизни народа. С одной стороны, он мечтает о прекрасном будущем крестьян, с другой — понимает, что одних мечтаний недостаточно. Поэтому вся его лирика проникнута призывом к борьбе за счастье, свободу народа. Он презирает бесполезное существование, нищету, которая порождает в человеке ничтожность. Причину же нищеты он видит в бездействии народа. Показывая его труд, он считает недопустимым смирение с тяжелой судьбой, нищенским существованием.
    Большая часть лирики Некрасова посвящена теме страдания народа. Эта тема, как утверждает автор в стихотворении “Элегия”, будет всегда актуальна. Он понимает, что вопрос о восстановлении социальной справедливости будут перед собой ставить еще многие поколения и что пока народ “влачится в нищете”, единственным спутником, поддержкой, вдохновителем будет Муза. Свою поэзию Некрасов посвящает народу. Он утверждает мысль, что победа достается народу только в том случае, если каждый пойдет в бой.
    Пускай наносит вред врагу не каждый воин,
    Но каждый в бой иди! А бой решит судьба…
    Я видел красный день: в России нет раба!
    И слезы сладкие я пролил в умиленье…
    Этими строками автор призывает к борьбе за свободу и счастье. Но к 1861 году вопрос о свободе крестьян уже был решен. После реформы об отмене крепостного права считалось, что жизнь крестьян пошла по пути процветания и свободы. Некрасов же видит другую сторону этого аспекта, он ставит вопрос так: “Народ освобожден, но счастлив ли народ?” Это заставляет нас задуматься, настоящую ли свободу обрел народ?
    В стихотворении “Элегия”, написанном в конце жизни, Некрасов как бы подводит итоги своих рассуждений на тему назначения поэта и поэзии. Основное место в своей поэзии Некрасов отводит описанию жизни народа, его нелегкой судьбы. Он пишет:
    Я лиру посвятил народу своему,
    Быть может, я умру неведомый ему,
    Но я ему служил и сердцем я спокоен…
    Но все-таки автора угнетает мысль о том, что народ не откликнулся на его голос, остался глух к его призывам:
    Но тот, о ком пою в вершине тишины,
    Кому посвящены мечтания поэта, —
    Увы! не внемлет он и не дает ответа…
    Его беспокоит это обстоятельство, и поэтому он ставит перед собой задачу: стать “обличителем толпы”, “ее страстей и заблуждений”. Он готов пройти сложный тернистый путь, но выполнить свою миссию поэта. Об этом Некрасов пишет в своем стихотворении “Блажен незлобивый поэт…” В нем он стыдит лириков, которые остаются в стороне от самых “больных”, самых актуальных и неоднозначных проблем крестьянства. Он высмеивает их отрешенность от реального мира, их витание в облаках, когда на земле творятся такие беды: дети вынуждены просить милостыню, женщины брать на себя непосильную ношу кормильца семьи и работать от зари до зари.
    Автор утверждает, что в любые, даже самые тяжелые времена поэт не волен обходить стороной то, что больше всего волнует русский народ. Настоящий поэт, по мнению Некрасова,
    … Уста вооружив сатирой, проходит свой тернистый путь
    С своей карающею лирой.
    Именно такого поэта будут помнить всегда, хотя и поздно поймут, как много сделал он…
    Стихотворения на тему назначения поэта и поэзии занимают важное место в лирике Некрасова. Они еще раз подтверждают его безграничную преданность русскому народу, любовь к нему, восхищение его терпеливостью и трудолюбием и в то же время боль, которую испытывает автор, видя его бездействие, смирение со своей жестокой судьбой. Все его творчество — это попытка “разбудить” дух народа, заставить его понять, насколько важна и хороша свобода, и что только с ней жизнь крестьян может стать по-настоящему счастливой.

  2. Я лиру посвятил народу своему Некрасов сочинение
    План 1. Вступление (Н.А. Некрасов – великий русский поэт)
    2. Основная часть. (Н. А. Некрасов – народный поэт)
    3. Заключительная часть. (Значение творчества поэта, мое отношение)
    Николай Алексеевич Некрасов – известный русский поэт, писатель и публицист. Его стихотворения, подобно Пушкину и Лермонтову, двум светилам русской поэзии, воспитывают в читателях любовь к Родине, честь и справедливость, гордый и непреклонный дух. Это не только классик, это поэт-учитель, поэт-наставник.
    Читая в школе его стихотворенья, заставляющие задуматься, порой сдавливающие сердце, порой подстрекающие действовать, – каждый из нас видел Некрасова по-своему. Мне же он запомнился наиболее как революционер, который, подобно Лермонтову, не боялся писать о страданиях и переживаниях народа. Я запомнила Некрасова как борца за справедливость, чья душа оплакивала ” рой подавленных и трепетных рабов “, испытывающего ужас, страдающего за свой угнетенный народ, горячо любимый писателем.
    Большая часть творчества Николая Алексеевича посвящена народу, его страданиям, его боли. И если Пушкина называют “солнцем русской поэзии”, Лермонтова “луной”, то, я полностью разделяю мнения литературных критиков , именующих Некрасова “народным поэтом”. “Я лиру посвятил своему народу” – в этой строке “Элегии” все его восприятие, все его творчество, лавры которого на него надел им воспетый народ. Подобно тому, как в искусстве и музыке оставляют отпечаток настроения народа, револлюции и войны, государственные манифесты и указы, так и литература, в особенности поэзия не может находиться в стороне от народных переживаний, от людских страданий и радостей, она словно глина в руках умелого творца, на которой он оставляет след душевных волнений, порыва сердца.
    Таким порывом для Некрасова всегда был русский народ. Он заявлял, что тема народных страданий , переживаний и волнения всегда останется актуальной. И для него не было наибольшего счастья, чем свобода русского народа, чем его счастье: “Я видел красный день: в России нет раба! И слезы сладкие я пролил в умиленье…” И если Пушкин ” памятник себе воздвиг нерукотворный”, если Лермонтов желал, чтобы над ним ” вечно зеленея, Темный дуб склонялся и шумел.”, то Некрасов запомнился сотням, тысячам, как брат, друг крепостных, как защитник страдающих, как поэт народа.
    Таким образом, я пришла к выводу, что меня, как и тысяч поклонников русской литературы, а в особенности творчества Николая Алексеевича, всегда будет привлекать и вдохновлять его творчество. Читая его произведения, мое сердце будет и далее наполняться патриотизмом, любовью к своей Родине и непреклонность гордого духа.
    Народный поэт покорил мою душу, в которой, подобно великим творцам, занял значимое место. И я верю, что миллионы школьников не только России, но и многих стран мира, откроют для себя удивительный свет поэзии этого великого человека.

  3. Некрасов — поистине народный поэт. И нет такого поэта или писателя, о который ярче и правдивее изобразил бы народ и жизнь народную в своих произведениях. Он не только сочувствовал, но и отождествлял себя с крестьянами России. Его стихи потрясают правдивыми картинами рабства и нищеты, нотами горького покаяния:
    Народ! Народ!
    Люблю тебя, пою твои страданья.
    Но где герой, кто выведет
    Из тьмы тебя на свет?..
    Творчество Некрасова довольно разнообразно по тематике, но все же основным мотивом его произведений остается любовь к Родине, к простому человеку. Еще в 1848 г. в одном из стихотворений автор отождествляет свою музу с образом крестьянки:
    Вчерашний день, часу в шестом,
    Зашел, я на Сенную;
    Там били женщину кнутом,
    Крестьянку молодую.
    Ни звука из ее груди,
    Лишь бич свистал, играя,
    И Музе я сказал: “Гляди!
    Сестра твоя родная”.
    Некрасов как никто другой умел проникнуть в мир других людей, что позволило ему правдиво изобразить характер крестьян. По мнению поэта, любить народ означало ненавидеть его угнетателей и отдать все свои силы в борьбе за его освобождение. Поэтому личное в его поэзии просто неотделимо от народного. Так, в произведении “Рыцарь на час” борьбу за счастье народа Некрасов называет “великим делом любви”.
    Чувство любви и сострадания к обездоленным, к нищей Родине пронизывает практически всю его поэзию. Русский народ-богатырь, бескрайние просторы родной земли, ее зеленые леса и снежные зимы — вот тот неиссякаемый источник, из которого Некрасов черпал свое вдохновение. В стихотворении “Тишина” есть такие строки:
    Не небесам чужой отчизны —
    Я песни родине слагал!
    Нелегкая судьба крестьян-тружеников всегда волновала поэта. Мир его поэзии — это мир, увиденный “сквозь слезы” глазами самого народа. Он страстно мечтал увидеть людей свободными:
    Мать-отчизна!
    Дойду до могилы,
    Не дождавшись свободы твоей!
    И все же Некрасов верил, что народ все вынесет и “широкую, ясную грудью дорогу проложит себе”.
    Будущее страны он представлял как жизнь свобедного и процветающего общества:
    …Освобожденный от оков,
    Народ неутомимый
    Созреет, густо заселит
    Прибрежные пустыни;
    Наука воды углубит:
    По гладкой их равнине
    Суда-гиганты побегут
    Несчетною толпою,
    И будет вечен бодрый труд.
    Над вечною рекою…
    Образ русской женщины занимает в творчестве Некрасова одно из главных мест. “Величавая славянка” стала героиней многих стихотворений и поэм Поэт разделяет ее страдания и от непосильной работы, и от бесконечных унижений. Но Некрасов изображал женщину не только как измученную крестьянку. В его поэзии присутствует и другой образ — образ настоящей красавицы, обладающей, к тому же, редкостной добротой, заботливой и трудолюбивой. Русскую женщину Некрасов воспевает за стойкость, красоту, как внешнюю, так и внутреннюю, за гордость, достоинство и заботу о своих ближних:
    Есть женщины в русских селеньях
    С спокойною важностью лиц,
    С красивою силой в движеньях,
    С походкой, со взглядом, цариц.
    Некрасов писал и о любви, но его любовь достаточно своеобразна Другие поэты предпочитали изображать прекрасные и волнующие мгновения этого чувства, у Некрасова же любовь — нечто земное, поэтому отношения между влюбленными людьми сложны и противоречивы: “Мы с тобой бестолковые люди…”, “Я не люблю иронии твоей…”, “Да, наша жизнь текла мятежно…”.
    Помимо этого, в поэзии Некрасова отчетливо прослеживается гражданский мотив. Мысль о нравственном начале каждого человека пронизывает многие его произведения. Сам он считал себя человеком высокой морали, каковым и являлся на самом деле:
    Живя согласно с строгою моралью,
    Я никому не делал в жизни зла.
    Афоризмом стали некрасовские строки:
    Поэтом можешь ты не быть,
    Но гражданином быть обязан.
    В этом стихотворении, которое называется “Поэт и гражданин”, Некрасов четко обозначает нравственную позицию каждого человека’ нельзя равнодушно взирать на страдания и беды других людей. Таким примером для него были Добролюбов, Белинский и Шевченко. Поэт высоко оценил их нравственный подвиг во имя Родины, которую они любили “как женщину”.
    Природа-мать, когда б таких людей
    Ты иногда не посылала б миру,
    Заглохла б нива жизни…
    Эти строки, посвященные Добролюбову, можно с легкостью переадресовать и самому автору стихотворения.

  4. Иди в огонь за честь Отчизны.
    Н. А. Некрасов
    Творчество Н. А. Некрасова составляет целую эпоху в истории русской литературы. Его поэзия была выражением нового времени, когда на смену уходящему классу дворян в общественную жизнь страны пришли разночинцы.
    Для поэта воедино сливались понятия Родины и трудового народа — кормильца и защитника русской земли. Поэтому так органично патриотизм Некрасова соединен с протестом против угнетателей крестьян.
    В своем творчестве Н. Некрасов продолжал традиции великих предшественников — М. В. Ломоносова, К. Ф. Рылеева, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, — считавших “гражданский сан” самым высоким.
    Еще в 1848 году в одном из стихотворений автор сравнивает свою поэзию с образом крестьянки. Его музе близки беды и страдания простых людей. Она сама — одна из многих тысяч обездоленных и угнетенных:
    Вчерашний день часу в шестом.,
    Зашел я на Сенную;
    Там били женщину кнутом,
    Крестьянку молодую.
    Ни звука из ее груди,
    Лишь бич свистал, играя,
    И Музе я сказал: “Гляди!
    Сестра твоя родная”.
    Этим стихотворением Некрасов начал свою дорогу в поэзии, с которой уже не свернул никогда.
    В 1856 году вышел второй сборник поэта, который открывался стихотворением “Поэт и гражданин”, напечатанным более крупным шрифтом. Этим как бы подчеркивалась роль стиха в сборнике.
    “Благородная и сильная вещь! Так и гудит мотив всей его музы”, — писал один из современников поэта А. Тургенев, познакомившись с произведениями этой книги.
    “Поэт и гражданин” является наиболее ярким, четким и определенным выражением гражданской позиции Некрасова, его понимания целей и задач поэзии. Стихотворение представляет собой диалог Поэта и Гражданина, из которого становится ясно, что Гражданин чутко улавливает изменения, происходящие в обществе.
    “Какое время наступило”, — с воодушевлением говорит он.
    Гражданин считает, что долг каждого перед обществом — не быть равнодушным к судьбе отчизны. Тем более это долг поэта, которого природа и судьба наградили талантом и который должен помогать открывать истину, зажигать сердца людей, вести их дорогой правды.
    “Громи пороки смело”, — призывает Гражданин Поэта.
    Он старается пробудить равнодушно спящую душу Поэта, который объясняет свою общественную пассивность желанием создавать “настоящее”, “вечное” искусство, далекое от жгучих вопросов современности.
    Здесь Некрасов касается очень важной проблемы, порожденной новой эпохой. Это проблема противопоставления общественно значимой поэзии “чистому искусству”. Спор между героями стихотворения — идейный спор о жизненной позиции поэта, но он воспринимается шире: не только поэта, а любого гражданина, человека вообще. Подлинный гражданин “как свои, на теле носит все язвы родины своей”. Поэт должен стыдиться
    … в годину горя
    Красу долин, небес и моря
    И ласку милой воспевать.
    Афоризмом стали некрасовские строки:
    Поэтом можешь ты не быть,
    Но гражданином быть обязан.
    С тех пор каждый настоящий художник сверяет по ним истинную ценность своего творчества. Особенно возрастает роль поэта-гражданина в периоды великих социальных бурь и общественных потрясений. Давайте обратим взгляд в сегодняшний день. С какой страстью, отчаянием и надеждой, с какой яростью ринулись наши писатели и поэты, художники и артисты на борьбу с отжившими догмами за создание обновленного, гуманного общества! И пусть их взгляды подчас диаметрально противоположны и не со всеми можно согласиться, но благородна сама попытка пусть с трудом, ошибаясь и оступаясь, найти верный, путь движения вперед. Для них “гражданина сан” столь же высок, как в ломоносовские, пушкинские и некрасовские времена.
    “Самым задушевным и любимым” назвал Некрасов “Элегию” — одно из своих последних стихотворений. В нем поэт с глубокой горечью размышляет о причинах дисгармонии в обществе. Прожита жизнь, к Некрасову пришло мудрое, философское понимание бытия.
    Но бесправное положение народа, его жизнь, отношения между поэтом и народом по-прежнему волнуют автора.
    Пускай нам говорит изменчивая мода,
    Что тема старая — “страдания народа”
    И что поэзия забыть ее должна, —
    Не верьте, юноши, не стареет она,
    — утверждает он.
    Отвечая всем колеблющимся и сомневающимся, что поэзия может как-то серьезно повлиять на жизнь людей, он писал:
    Пускай наносит вред врагу
    не каждый воин,
    Но каждый в бой иди!
    А бой решит судьба…
    И Некрасов до последних мгновений своей нелегкой жизни оставался воином, наносящим удары по царскому самодержавию каждой строчкой своих произведений.
    Муза Некрасова, так чутко отзывающаяся на чужую боль и чужую радость, не сложила своего поэтического оружия и в наши дни, она на переднем крае борьбы за свободного, счастливого, духовно богатого человека.

  5. Во всех произведениях Н.А.Некрасова четко выражена его гражданская позиция. Посвятим свою лиру народу, поэт стал продолжателем традиций Рылеева, Пушкина, Лермонтова. Но некрасовская поэзия создает лирического героя, отличного от героев Пушкина и Лермонтова. Поэт Некрасов своим творчеством открыл новый этап в развитии русской поэзии, связанный со значительными переменами в общественной жизни конца 50—70-х годов XIX века.
    Народная тема была основной в его творчестве. Стихотворения 40-х годов “В дороге”, “Огородник”, “Тройка”, “Еду ли ночью по улице темной” посвящены тяжелой доле простого люда, крестьянства и разночинства.
    В 1849 году Некрасов создает стихотворение “Вчерашний день, часу в шестом…”, ставшее итогом первого этапа поэтической деятельности. В этом произведении появляется образ Музы, “родной сестры” страдающего народа.
    Вчерашний день, часу в шестом,
    Зашел я на Сенную,
    Там били женщину кнутом,
    Крестьянку молодую.
    Ни звука из ее груди,
    Лишь бич свистал, играя…
    И Музе я сказал: “Гляди,
    Сестра твоя родная!”
    Муза у Некрасова ассоциируется с образом истязаемой публично женщины, она — родная всем несчастным и угнетенным.
    “В крови… иссеченная Муза” вдохновляла поэта на создание величайших произведений, в которых тема народных страданий — главная.
    К середине 50-х годов окончательно формируется эстетическая позиция Некрасова и его творческая программа. Некрасов твердо стоит на позициях гражданственности и поэзии, общественной направленности и активного вмешательства в жизнь. Некрасов считал, что нельзя безнаказанно “закрывать глаза на совершающееся вокруг”, и эта позиция находит отражение в его критических статьях того периода. Выражение активной гражданской позиции мы находим и в стихотворениях, посвященных теме поэта и поэзии —“Муза” (1852), “Блажен незлобливый поэт…” (1852), “Поэт и гражданин” (1856).
    В стихотворении “Муза” Некрасов развивает принципы пушкинского реализма, но заостряет внимание на неприкрашенности изображения жизни. Музе Пушкина он противопоставлял свою, “печальную спутницу” “печальных бедняков”. Она не только тоскует, но и призывает к мести, протесту. Стихотворение “Блажен незлобливый поэт…” рассказывает о поэте чистого искусства, далекого от жизненных проблем. И ему противостоит поэт-сатирик, обличитель.
    Питая ненавистью грудь,
    Уста вооружив сатирой,
    Проходит он тернистый путь
    Своей карающею лирой.
    Некрасов уверен, что дело настоящего поэта останется в памяти народа.
    Как много сделал он, поймут,
    И как любил он — ненавидя.
    В 1856 году Некрасов создает поэтический манифест— стихотворение “Поэт и гражданин”. Используя форму спора на общественно-литературные темы, Некрасов не скрывает отличий своей поэзии от творчества Пушкина, Лермонтова, поэтов-декабристов.
    Собеседник поэта в некрасовском стихотворении — гражданин. Выбор героя-гражданина не случаен. Позиция К.Рылеева — “Я не поэт, а гражданин… — совпадает с позицией Некрасова, с его желанием посвятить все свои силы защите прав народа.
    Гражданин выступает против чистого искусства, он призывает “подчинить свой гений” чувству “всеобнимающей любви” — любви к народу.
    Почти в конце своей жизни, в 1874 году, Некрасов словно подводит итог своей поэтической деятельности в стихотворении “Элегия”. Две центральные темы его творчества, тема народа и тема поэзии, становятся здесь по-родственному близкими.
    Автор приходит к выводу, что после реформы 1861 года положение народа не стало лучше. А недовольство усиливается от того, что, страдая, народ все же бездействует в силу свой покорности и отсталости. Но поэт должен по-прежнему во весь голос заявлять о нуждах и надеждах народа. Некрасов считает себя поэтом-борцом, он завещает не забывать о предназначении поэта — звать народ к пробуждению.
    Я лиру посвятил народу своему.
    Быть может, я умру, неведомый ему,
    Но я ему служил — и сердцем я спокоен…
    Пускай наносит вред врагу не каждый воин,
    Но каждый в бой иди!
    В лице Некрасова мы видим величайшего поэта России, посвятившего все свои силы, талант, энергию служению народу, его счастью. Он сохранял верность своим идеалам, своей гражданской позиции до последних минут жизни.

  6. Поэзия Некрасова полна описаний трагической жизни народа. С одной стороны, он мечтает о прекрасном будущем крестьян, с другой — понимает, что одних мечтаний недостаточно. Поэтому вся его лирика проникнута призывом к борьбе за счастье, свободу народа. Он презирает бесполезное существование, нищету, которая порождает в человеке ничтожность. Причину же нищеты он видит в бездействии народа. Показывая его труд, он считает недопустимым смирение с тяжелой судьбой, нищенским существованием.
    Большая часть лирики Некрасова посвящена теме страдания народа. Эта тема, как утверждает автор в стихотворении “Элегия”, будет всегда актуальна. Он понимает, что вопрос о восстановлении социальной справедливости будут перед собой ставить еще многие поколения и что, пока народ “влачится в нищете”, единственным спутником, поддержкой, вдохновителем будет Муза. Свою поэзию Некрасов посвящает народу. Он утверждает мысль, что победа достается народу только в том случае, если каждый пойдет в бой.к 1861 году вопрос о свободе крестьян уже был решен. После реформы об отмене крепостного права считалось, что жизнь крестьян пошла по пути процветания и свободы. Некрасов же видит другую сторону этого аспекта, он ставит вопрос так: “Народ освобожден, но счастлив ли народ?”. Это заставляет нас задуматься, настоящую ли свободу обрел народ?
    В стихотворении “Элегия”, написанном в конце жизни, Некрасов как бы подводит итоги своих рассуждений на тему назначения поэта и поэзии. Основное место в своей поэзии Некрасов отводит описанию жизни народа, его нелегкой судьбы. Его беспокоит это обстоятельство, и поэтому он ставит перед собой задачу: стать “обличителем толпы”, “ее страстей и заблуждений”. Он готов пройти сложный тернистый путь, но выполнить свою миссию поэта. Об этом Некрасов пишет в своем стихотворении “Блажен незлобивый поэт…”. В нем он стыдит лириков, которые остаются в стороне от самых “больных”, самых актуальных и неоднозначных проблем крестьянства. Он высмеивает их отрешенность от реального мира, их витание в облаках, когда на земле творятся такие беды: дети вынуждены просить милостыню, женщины брать на себя непосильную ношу кормильца семьи и работать от зари до зари.
    Автор утверждает, что в любые, даже самые тяжелые времена поэт не волен обходить стороной то, что больше всего волнует русский народ.Именно такого поэта будут помнить всегда, хотя и поздно поймут, как много сделал он…
    Стихотворения на тему назначения поэта и поэзии занимают важное место в лирике Некрасова. Они еще раз подтверждают его безграничную преданность русскому народу, любовь к нему, восхищение его терпеливостью и трудолюбием и в то же время боль, которую испытывает автор, видя его бездействие, смирение со своей жестокой судьбой. Все его творчество — это попытка “разбудить” дух народа, заставить его понять, насколько важна и хороша свобода, и что только с ней жизнь крестьян может стать по-настоящему счастливой.

  7. Иди в огонь за честь Отчизны.
    Н.А. Некрасов
    Творчество Н.А.Некрасова составляет целую эпоху в истории русской литературы. Его поэзия была выражением нового времени, когда на смену уходящему классу дворян в общественную жизнь страны пришли разночинцы.
    Для поэта воедино сливались понятия Родины и трудового народа — кормильца и защитника русской земли. Поэтому так органично патриотизм Некрасова соединен с протестом против угнетателей крестьян.
    В своем творчестве Н. Некрасов продолжал традиции великих предшественников — М. В. Ломоносова, К. Ф. Рылеева, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, — считавших “гражданский сан” самым высоким.
    Еще в 1848 году в одном из стихотворений автор сравнивает свою поэзию с образом крестьянки. Его музе близки беды и страдания простых людей. Она сама — одна из многих тысяч обездоленных и угнетенных:
    Вчерашний день, часу в шестом,
    Зашел я на Сенную;
    Там били женщину кнутом,
    Крестьянку молодую.
    Ни звука из ее груди,
    Лишь бич свистал, играя,
    И Музе я сказал: “Гляди!
    Сестра твоя родная”.
    Этим стихотворением Некрасов начал свою дорогу в поэзии, с которой уже не свернул никогда.
    В 1856 году вышел второй сборник поэта, который открывался стихотворением “Поэт и гражданин”, напечатанным более крупным шрифтом. Этим как бы подчеркивалась роль стиха в сборнике.
    “Благородная и сильная вещь. Так и гудит мотив всей его музы”, — писал один из современников поэта А. Тургенев, познакомившись с произведениями этой книги.
    “Поэт и гражданин” является наиболее ярким, четким и определенным выражением гражданской позиции Некрасова, его понимания целей и задач поэзии… Стихотворение представляет собой диалог Поэта и Гражданина, из которого становится ясно, что Гражданин чутко улавливает изменения, происходящие в обществе.
    “Какое время наступило”, — с воодушевлением говорит он. Гражданин считает, что долг каждого перед обществом не быть равнодушным к судьбе отчизны. Тем более это долг поэта, которого природа и судьба наградили талантом и который должен помогать открывать истину, зажигать сердца людей, вести их дорогой правды.
    “Громи пороки смело”, — призывает Гражданин Поэта.
    Он старается пробудить равнодушно спящую душу Поэта, который объясняет свою общественную пассивность желанием создавать “настоящее”, “вечное” искусство, далекое от жгучих вопросов современности.
    Здесь Некрасов касается очень важной проблемы, порожденной новой эпохой. Это проблема противопоставления общественно значимой поэзии “чистому искусству”. Спор между героями стихотворения — идейный, спор о жизненной позиции поэта, но он воспринимается шире: не только поэта, а любого гражданина, человека вообще. Подлинный гражданин “как свои, на теле носит все язвы родины своей”. Поэт должен стыдиться
    … в годину горя
    Красу долин, небес и моря
    И ласку милой воспевать.
    Афоризмом стали некрасовские строки:
    Поэтом можешь ты не быть,
    Но гражданином быть обязан.
    С тех пор каждый настоящий художник сверяет по ним истинную ценность своего творчества. Особенно возрастает роль поэта-гражданина в периоды великих социальных бурь и общественных потрясений. Давайте обратим взгляд в сегодняшний день. С какой страстью, отчаянием и надеждой, с какой яростью ринулись наши писатели и поэты, художники и артисты на борьбу с отжившими догмами за создание обновленного, гуманного общества! И пусть их взгляды подчас диаметрально противоположны и не со всеми можно согласиться, но благородна сама попытка пусть с трудом, ошибаясь и оступаясь, найти верный путь движения вперед. Для них “гражданина сан” столь же высок, как в ломоносовские, пушкинские и некрасовские времена.
    “Самым задушевным и любимым” назвал Некрасов “Элегию” — одно из своих последних стихотворений. В нем поэт с глубокой горечью размышляет о причинах дисгармонии в обществе. Прожита жизнь, к Некрасову пришло мудрое, философское понимание бытия.
    Но бесправное положение народа, его жизнь, отношения между поэтом и народом по-прежнему волнуют автора.
    Пускай нам говорит изменчивая мода,
    Что тема старая “страдания народа”
    И что поэзия забыть ее должна,
    Не верьте, юноши!
    Не стареет она,
    — утверждает он.
    Отвечая всем колеблющимся и сомневающимся, что поэзия может как-то серьезно повлиять на жизнь людей, он писал:
    Пускай наносит вред врагу не каждый воин,
    Но каждый в бой иди! А бой решит судьба..
    И Некрасов до последних мгновений своей нелегкой жизни оставался воином, наносящим удары по царскому самодержавию каждой строчкой своих произведений.
    Муза Некрасова, так чутко отзывающаяся на чужую боль и чужую радость, не сложила своего поэтического оружия и в наши дни, она на переднем крае борьбы за свободного, счастливого, духовно богатого человека.

  8. Николай Алексеевич Некрасов — великий русский поэт второй половины XIX века. Обращаясь к теме России, Пушкин и Лермонтов видели величие народа, широту русских земель, но для Некрасова Россия — это прежде всего крестьянство, изнемогавшее под гнетом помещиков. Поэзия Некрасова связана с выступлениями народа против своих угнетателей. У Николая Алексеевича главным героем стал мужик — простой русский крестьянин, кормилец. По собственному выражению Некрасова, его Муза — родная сестра крестьянки:
    Вчерашний день, часу в шестом,
    Зашел я на Сенную;
    Там били женщину кнутом,
    Крестьянку молодую.
    Ни звука из ее груди,
    Лишь бич свистал, играя…
    И музе я сказал: “Гляди!
    Сестра твоя родная!”
    Некрасов сострадает народу, сочувствует ему, жалеет. Сколько боли слышится в стихотворении “В дороге”, когда мужик рассказывает поэту о своей жене:
    Самому мне невесело, барин:
    Сокрушила злодейка-жена…
    Много стихотворений Некрасов посвятил простой русской женщине-крестьянке:
    Три тяжкие доли имела судьба,
    И первая доля — с рабом повенчаться,
    Вторая — быть матерью сына-раба,
    А третья — до гроба рабу покоряться.
    И все эти грозные доли легли на женщину русской земли. Поэт не только увидел тяжелую долю русской женщины, но и рассказал о гордом типе “величавой славянки”. Он горевал о ее судьбе, но и гордился ее красотой и силой:
    В игре ее конный не словит,
    В беде не сробеет — спасет.
    Коня на скаку остановит,
    В горящую избу войдет.
    Недаром на похоронах Некрасова две женщины-крестьянки шли впереди всей процессии с венком “От русских женщин”.
    Тяжелые и мрачные картины народной жизни рисует Некрасов в своих стихотворениях “В дороге”, “Забытая деревня” и т. п.:
    Умерла Ненила; на чужой землице
    У соседа-плута — урожай сторицей…
    Некрасов ненавидел самодержавие и любил простой люд. Эти мотивы прозвучали в его стихотворении “Размышления у парадного подъезда”, которое не допускали в печать пять лет. Первым напечатал его Герцен в своем журнале “Колокол”. В этом стихотворении Некрасов зовет народ “проснуться”:
    Где народ, там и стон…
    Эх, сердечный!
    Что же значит твой стон бесконечный:
    Ты проснешься ль, исполненный сил,
    Иль, судеб повинуясь закону,
    Все, что мог, ты уже совершил,
    Создал песню, подобную стону,
    И духовно навеки почил?
    Некрасов в своих произведениях не только опирался на русское народное творчество, но и продолжил традиции Радищева, Гоголя, изображая народ реалистически. Использует он и достижения Тургенева, который в своих “Записках охотника” показал яркие крестьянские портреты. “Орина, мать солдатская”, “Калистрат” и другие стихотворения раскрывают духовный облик крестьянина. Поэт поклоняется трудолюбию народа, ценит его смекалку, ум, широту души, но он выделяет и другую сторону — темноту, необразованность, привычку к рабству, холопство отдельных крестьян. Свое стихотворение “Железная дорога” Некрасов посвящает труду крестьян. По мнению генерала, народ — это ничего не стоящие и не значащие создания, животные. Но Некрасов считает по-другому. По его мнению, народ — это создатель, создатель и духовных, и материальных ценностей. Некрасов зовет крестьянство к действию:
    Вынесет все — и широкую, ясную
    Грудью дорогу проложит себе.
    “Кому на Руси жить хорошо” — это поэма Некрасова о народе. В глазах автора крестьяне — богатыри. В этой поэме Некрасов рассказал о всех сторонах жизни крестьянства: рождении ребенка, крестинах, свадьбе, похоронах, труде, голоде, порке и т. д. Жизнь крестьян бедна и безрадостна. Об этом говорит один из героев, Яким Нагой:
    А горе наше мерили?
    Работе мера есть?
    Вино валит крестьянина,
    А горе не валит его?
    Работа не валит?
    Причина нищеты в том, что за спиной крестьянина стоят три дольщика: Бог, царь и господин. Поэт показывает и слабые стороны народа: смирение, стремление залить свое горе в кабаке.
    У каждого крестьянина
    Душа, что туча черная —
    Гневна, грозна — и надо бы
    Громам греметь оттудова,
    Кровавым лить дождям,
    А все вином кончается.
    Некрасов осуждает и холопство. Он дает этому очень точную характеристику:
    Люди холопского звания —
    Сущие псы иногда:
    Чем тяжелей наказание,
    Тем им милей господа.
    Но все-таки не все крестьяне убогие и забитые. Есть и такие, которым надоело так жить. Эти люди составляют силу народа. Поэт верил, именно в таких крестьян.
    Многие современники Некрасова писали о народе. Их произведения научили уважать мужиков. Но Некрасов впервые создает произведения не только о народе, но и для народа. Поэт призывает народ к революции, к свержению помещиков. Его произведения — это памятник революционно-демократической поэзии.

  9. Николай Алексеевич Некрасов одним из первых писателей, которые затронули тему тяжелой доли русского крестьянства и народа, в общем. В творчестве Н. А. Некрасова можно найти множество различных тем, но основной среди них всегда являлась и является тема любви к Родине, к русскому народу. Тяжелый период в жизни народа пришелся на пятидесятые годы, творчество Некрасова связано в большей части с этим кризисом крепостнической системы. Кризис заключался в самодержавии помещиков, угнетении рабочих крестьян и всевозможным усложнением положения простого народа.
    Правительство, в то время, пришло к решению этой проблемы, приняв несколько реформ. Однако, всем известная реформа «Об отмене крепостного права» принятая в 1961 году, существенно не изменила положение народа. Судьба простых людей очень волновала душу Некрасова, именно крестьянам он посвятил большую часть своего творчества. В своих поэмах Николай Алексеевич очень подробно описывает жизнь крестьян, их внешний вид, условия жизни. В основном сюжет наполнен трагизмом, горечью и состраданием.
    Например, стихотворение «Эй, Иван» показывает нам тяжелую судьбу крестьян. Один из них, Иван попытался покончить с собой, не в силах выносить унижения и жесткое обращение господ. Его постоянно избивали, заставляли выполнять очень сложную непосильную работу, плюс ко всему, до самой старости к нему относились без всякого уважения, называя просто Иваном. После всего случившегося, человек, в душе протестующий и непонимающий обстановки, потерял уважение к себе, его настолько унизили, что он сам понял, что он «никто». Герой начинает пить, ведет ужасный образ жизни. И даже после введения реформы «Об отмене крепостного права» он не обрел лучшей жизни, а продолжил свое ничтожное существование, не имея никакой надежды на лучшее.
    Стихотворение Николая Алексеевича Некрасова «В дороге» рассказывает нам о тяжелой судьбе героини. Она, погублена своими господами. Девушка выросла в барском доме, была «научена всем дворянским манерам и штукам», она «белоручка и белоличка» совершенно не была приспособлена к жизни в деревне, к…
    труду, тем более к такому, каким занимались крестьяне. Героиню отправляют в село после замужества хозяйской дочери. Она не умела «ни косить, ни ходить за коровой», «дело у нее в руках не спорилось», и «безустанная работа» чужой жизни убили в ней ее прекрасную душу и физическую силу и красоту.
    Во всех произведениях Некрасова автор говорит нам не только о тяжелой судьбе крестьян, трудностях их жизни. Но и о том, что эти люди, несмотря на сложившуюся ситуацию в их жизни, обладали неимоверным терпением, надеждой на справедливость, на лучшую жизнь, на спасение от этого «рабства». Именно терпение, надежда на справедливость помещика Николай Алексеевич Некрасов рассказывает нам в стихотворении «Забытая деревня». О смысле произведения можно догадаться по его названию. Жители этой самой «забытой деревни» полностью находятся под управлением барина и не могут решить без него даже самые простые проблемы. Крестьяне живут надеждой, что приедет барин и «вернет землицу», которую у крестьян «лихоимец жадный оттягал», что справит свадьбу вольного хлебопашца и Наташи.
    Вера народа в справедливость, в господскую милость не угасает и становится смыслом всей его жизни.
    Николай Алексеевич Некрасов в своем творчестве с огромной уверенностью пишет о том, что русский народ «широкую, ясную грудью дорогу проложит себе». Поэт верит в то, что наступит прекрасная пора, которая обязательно должна наступить и изменить жизнь крестьян и простых тружеников. Но самое важное заключается в том, что Некрасов не стремится идеализировать крестьян, он показывает их реальную жизнь, реальные события, трудности и тяготы. Все произведения Некрасова воспевают страдания народа.
    Многие считали Николая Алексеевича простым художником, политиком, общественным деятелем, который просто напросто писал политические декларации. Но на самом деле это не так, поэт стремился работать для народа, стремился показать всем то, что есть на самом деле, именно поэтому он посвящал свои стихи » миллионам живых существ, никогда не изображенных, просящих любящего взгляда».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *