Сочинение на тему я не согласен с вами евгений базаров

13 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: Каменное сердце

    Я не согласна с Вами, Базаров…
    ( по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)
    И.С.Тургенев подарил миру вечно молодое произведение – роман «Отцы и дети». В нем писатель рассказал нам о нестандартном человеке, который отрицает все принципы и стремится к новому и нестандартному. Да, Базаров – это личность, которая имеет свое мнение, уверенно смотрит в будущее. И я согласна с тем, что нужно двигаться вперед, что нужно что-то менять в нашей жизни. Но Базаров делает это слишком резко и грубо. Да, безусловно, главный герой романа – это человек прогресса и высокого ума, но я не согласна с его взглядами на жизнь. И мне на каждой странице романа очень хочется с ним поспорить.
    Я считаю, что жизнь человека должна гореть ярким факелом, а не тлеть тусклыми головешками. Для полноты и озаренности жизни человеку необходимо искусство, а Базаров его отрицает. Он отрицает принципы, устои и порядки. Но ведь это неправильно! Ведь все люди всю жизнь жили и живут по каким-то определенным принципам, что-то в этом мире хорошо, а что-то плохо, а если жить, как говорит Базаров, без принципов, то получится какая-то анархия. Все будут делать все, что захотят, ведь определенных устоев морали не будет. Конечно, Евгений Васильевич может мне возразить, что эти правила морали нигде не записаны, но ведь они должны быть у каждого из нас в душе, тогда люди не будут совершать плохих поступков.
    Базаров не признает литературу. Но как же можно жить без Пушкина, Лермонтова, Шекспира? Это же великие писатели, их произведениями восхищается весь мир, а он, какой-то безызвестный доктор, не только не признает великих и бессмертных, но даже еще и насмехается над ними. Кроме обычной пищи мы нуждаемся и в духовной, но где же мы ее возьмем, если не будет искусства, не будет Рафаэля и Пушкина. Вот тогда, действительно, мы станем похожи друг на друга, как березы в лесу, как лягушки, которых вы так любите препарировать.
    Почему, Базаров, вы нам навязываете свою точку зрения и считаете ее единственно правильной? В том, что человек должен делать дело, я с вами полностью согласна. Но по какому праву Вы делом считаете только свое занятие медициной? По какому праву смеете обвинять великих деятелей искусства? Вы, грамотный человек, забыли о том, почему погибла древняя Спарта? Они тоже были слишком здравомыслящими: уделяли внимание здоровью, делу, а хилых даже сбрасывали со скалы. А эти слабые могли бы писать стихи, сочинять музыку. Прагматичный расчет погубил древних спартанцев. Извините, но каждый из нас личность, и эту личность нужно уважать. Хватит нам вождей с их индивидуальными проектами разрушения нации!
    Вы, Базаров, никого не уважаете, во всех Ваших разговорах сквозят пошлость и пренебрежение к людям. У Вас нет даже элементарного уважения к старшим, это мы пронаблюдали в Ваших разговорах с Кирсановым. О Вашем отношении к собственным родителям лучше не говорить вообще. Ведь родители – это самые верные и близкие для нас люди, и я считаю, мы обязаны их любить хотя бы уже за то, что они подарили нам жизнь. А герой романа не проявляет к ним никаких чувств вообще, словно они и не люди, словно их и не существует. Согласился побыть в родном доме при условии, чтоб никто ему не мешал и на глаза не попадался. Ни капли любви к родителям…
    И о любви вообще…Я считаю, что человек без любви не может существовать, а Базаров категорически отрицает любовь. Оп говорит, что это ненужное чувство, а я считаю, что любовь дает нам силы жить, является главным стимулом в жизни. Что же тогда у нас останется в сердце, если у него отнять любовь?
    Всю свою жизнь Базаров отрицал высокие искренние чувства, принципы, литературу, но мы убедились в том, что вся его теория рухнула: он полюбил Одинцову. Он такой же человек, как и все. Под его высокомерным и непробиваемым панцирем билось большое, доброе и романтическое сердце.
    Меня охватила глубокая жалость к этому человеку, когда я дочитала роман до конца.

  2. Мне кажется, это очень интересно — написать письмо Базарову — литературному герою романа И. С. Тургенева, представив его живым человеком, с которым можно поспорить. Если честно, то Евгений Васильевич понравился мне и как герой романа, и как личность. Прежде всего тем, что он, как всякая неординарная личность, неоднозначен.
    Итак, мое письмо Базарову. Дорогой и глубокоуважаемый Евгений Васильевич! О Вас много интересного поведал мне Иван Сергеевич. И мне захотелось поделиться с Вами некоторыми размышлениями. Вы, Евгений Васильевич, могли бы стать идеалом для многих поколений людей, ведь Вы — человек глубокого ума и сильной воли. Мне известно, что Вы жили и воспитывались в условиях, значительно отличающихся от тех, в которых росли дворяне. И поэтому неудивительно, что о Вашем демократическом происхождении говорит все: ваша внешность, манеры, речь. Может быть, кого-то это раздражает, но простые люди, такие как Фенечка, горничная Дуняша, слуга Петр или дворовые мальчишки, которые бегают за Вами, как “маленькие собачонки”, рады Вам и уважают за трудолюбие и простоту, поэтому и говорят о Вас: “Свой брат, а не барин”.
    Мне импонирует то, что Вы обладаете широким кругозором и высказываете критическое отношение к миру. Вы петербургский студент-медик, будущий врач, изучающий естественные науки. Но этим, видимо, круг Ваших интересов не ограничивается, так как для Вас не составляет труда высказать свое мнение относительно философии, политики, науки, искусства и при этом блеснуть знанием латыни и проявить силу логического ума. Все это, я считаю, возвышает Вас над другими людьми, с которыми Вам приходится общаться.
    Мне очень нравится то, как независимо и четко Вы отстаиваете свою точку зрения, доказываете свою правоту, не склоняетесь перед авторитетами, ни от кого не зависите, все высказывания других подвергаете критике. Признаюсь, во многом я согласен с Вами. Но есть вещи, о которых Ваши представления, как мне кажется, ошибочны. Например, Вы считаете себя нигилистом, то есть человеком свободомыслящим, отрицающим старые традиции, обычаи, идеологию крепостничества. Но Вы пошли дальше: Вы резко отрицательно, скептически относитесь и к своим современникам, и к современности. Вы пытаетесь разрушить все то, что было создано до Вас, разрушить существующий мир, не допуская при этом даже мысли о том, кто же будет строить Ваш “идеальный” мир. Но, как известно, “разрушать — не строить”, первое всегда легче. Почему же Вы выбираете более легкий путь? Ведь Вам — с Вашим трудолюбием и неутолимой жаждой познания — под силу была и более тяжелая “ноша”.
    Вы же только спорите, ведете словесные баталии. И насколько я могу судить, в каждом споре Вы одерживаете победу. А что дальше? Не кажется ли Вам, Евгений Васильевич, что Вы не с теми спорите? Стоит ли спорить с человеком других взглядов, если он их никогда не изменит? Возможно, Вы считаете, что в споре рождается истина. Но я придерживаюсь иного мнения: лучший способ победить в подобном споре — уклониться от него. Вы ведь только наживаете себе врагов, даже среди друзей. Вы резко, иногда даже грубо, критикуете то, что Вам не по душе. И совсем не думаете о человеке, которого это касается. Евгений, я согласен, что прямота и искренность — хорошие качества, но задумались ли Вы о том, что Аркадию, например, неприятно и больно слушать Ваши высказывания о нем и его семье. Не обижаете ли Вы тем самым Вашего друга?
    И еще, Евгений, позвольте не согласиться с Вашим отношением к искусству, природе, любви. Они не так бесполезны, как Вам кажется. Ведь без красок и кисти художника, без торжественных или печальных звуков музыки, без вдохновенных стихов поэта жизнь была бы скучна, эмоционально бедна, а человек был бы словно ходячая схема. Я не могу также согласиться с Вами в том, что “природа не храм”, а только “мастерская”. Конечно, человек должен познавать природу, и в этом смысле он “работник”, но при этом человек, осваивая природу, бережно и трепетно должен относиться к ней, чтобы не разрушить богом данную красоту земли. Меня также удивляет, что в Вашем сердце долгое время не было места для любви и Вы не верили в это загадочное, полное тайн и неожиданностей чувство. Вы считали, что “все это романтизм, чепуха, гниль, художество”. Но я знаю, что Ваша собственная жизнь опровергла эти убеждения и Вы полюбили госпожу Одинцову, хотя долго не хотели признаться в этом даже себе. И своих родителей Вы не только почитаете, но и любите, как бы ни старались скрыть это. Вы пытаетесь жить только умом, рационально, прагматично решая все проблемы. Но думаю, что Ваша человеческая натура сложнее, чем Вы о себе думаете. И человек, и Вы в том числе, не был бы человеком, если бы был лишен эмоций, чувства любви, дружбы, привязанностей.
    Конечно, я не вправе судить Вас, да и не хочу этого делать. Ведь идеальных людей в мире нет. Но, быть может, мои размышления Вам покажутся небезынтересными. Предчувствуя скорую смерть, Вы спросили себя, нужны ли Вы России. Думаю, что да, нужны. Как бы к Вам ни относился Иван Сергеевич, с сочувствием или с негодованием, но он не стал бы писать о Вас, если бы считал Вас и Ваше поколение, людей Ваших взглядов бесполезными для России. Тургенев, правда, не видит Вашего будущего, но это потому, что сам он по духу принадлежит к поколению “отцов”.
    Позвольте на этом закончить. С уважением от поколения детей нового века — Сергей Крутолобов

  3. Сочинение “Я с вами не согласна, Евгений Базаров”

    Я прочитала роман, где главное действующее лицо – Вы. И если
    предоставилась возможность поделиться с Вами моими впечатлениями
    о Вас, то я выскажу Вам свое мнение.
    В первую очередь, хочу убедить Вас, что в Вашу смерть (я имею
    в виду смерть литературного героя) я не верю. Даже Ваш автор, г-н
    Тургенев, писал после завершения романа, что «такие, как Базаров,
    не умирают».
    А что такое, собственно, Вы – Евгений Базаров?
    Вас можно было бы без обиняков назвать Евгением Онегиным
    (конечно, не по положению в свете, не по образу жизни – тут между
    вами большая разница, но по чертам характера). А. С. Пушкин очень
    метко в нескольких строках сумел раскрыть своего героя, всю натуру
    Онегина:
    Ученый малый, но педант,
    Имел он счастливый талант
    Без принужденья в разговоре
    Коснуться до всего слегка,
    С ученым видом знатока,
    Хранить молчанье в важном споре…
    Предвижу Ваше негодование. Ведь Вы так самолюбивы и кичитесь
    своим «происхождением из народа», а я сравнила Вас с дворянином.
    Но я вовсе не навязываю Вам аристократизм Онегина,
    а только предполагаю в Вас некоторые другие его черты.
    Определение педанта Вам, небрежному, развязному молодому
    мужчине в стиле «неглиже», наверное, не подходит. А все остальные
    перечисленные черты, я считаю, Вам присущи. Ведь Вы, вне
    сомнения, умны и эрудированны. Я надеюсь, что вы не станете
    оспаривать, что Вам доставляет удовольствие «с ученым видом знатока
    хранить молчанье в важном споре», лишь изредка вставляя немногосложные
    фразы, веские и меткие.
    А вот как об этом же говорит автор, Тургенев: «У них обыкновенно
    завязывался спор, и Аркадий обыкновенно оставался побежденным,
    хотя говорил больше своего товарища». Это говорит о ваших
    несомненных талантах спорщика и оратора.
    А вот еще черты характера Онегина, которые вполне присущи
    Вам:
    Высокой страсти не умея
    Для звуков жизни не щадить,
    Не мог он ямба от хорея,
    Как мы не бились, отличить.
    Бранил Гомера, Феокрита;
    Зато читал Адама Смита
    И был глубокий эконом…
    Конечно, Вы не увлекаетесь экономикой, Вы ее, естественно,
    отрицаете (потому что не осознаете ее полезности), но Вам понятна
    польза естественных наук, медицины, поэтому они попадают в поле
    Ваших интересов.
    Что же касается «высоких страстей», то Вы их, действительно
    в жизни не имеете. В литературе Вы, с Вашего позволения, мало
    смыслите, и научиться отличать ямб от хорея Вам, нигилисту, не
    пристало, «куда Вам до этих отвлеченностей»? И Вы, конечно же
    тоже бы бранили Гомера, Феокрита, если б знали, кто они такие. Но
    вот тут Вы, Евгений Васильевич, допустили оплошность.
    Как умный и последовательный человек, Вы должны б догадываться,
    что нельзя отрицать того, чего не знаешь. Конечно, на словах
    отрицать можно всё, но не более. Вот и Аркадий, услышав Ваше
    опрометчивое: «Пушкин, должно быть, в военной службе служил», –
    сразу возразил Вам, что тот «никогда не был военным».
    Конечно, можно бранить и Пушкина, и отрицать поэзию вообще,
    но просто порицать – легко. Для такого отрицания, отрицания формального,
    большого ума не надо, нужно просто иметь богатую фантазию
    и некоторую долю хвастовства в характере. А хвастают люди
    тогда, когда они хотят поддержать свой авторитет. Другими словами,
    это, на мой взгляд, проявление самолюбия, явного или скрытого.
    Извините, господин Базаров, но если уж между нами откровенный
    разговор, то признаюсь, мне не нравятся Ваши манеры. Одеваетесь
    Вы в какой-то балахон, это Ваше личное дело. Но может, Вы
    этим демонстрируете свое пренебрежение не столько к своему внешнему
    виду, а к окружающим? Ведь и в разговоре Вы так же небрежны
    – реплики свои Вы не выговариваете, а, кажется, случайно роняете;
    Вы так развязны, так равнодушно-снисходительны в поступках,
    во взаимоотношениях с людьми, что впечатление складывается
    совсем не в Вашу пользу – Вы производите впечатление невежи.
    Вы не нравитесь мне своей флегматичной выдержкой в беседе.
    В этом Вашем «малом проявлении чувств и эмоций» я нахожу презрение
    Вами «всех и вся», причем Вы даже не пытаетесь скрыть
    своего отношения к собеседнику.
    О Вас в округе говорят, что Вы – враг всех излияний; многие
    осуждают Вас за такую твердость нрава, и я вместе со всеми вижу
    в ней признак гордыни и бесчувствие. Но вот хотя бы, как бы Вы
    смогли объяснить такой свой поступок: 22 июня Вы вдруг вспоминаете,
    что сегодня Ваши именины, что Вас ждут дома, но едете же Вы не к
    отцу с матерью, а в Никольское к Одинцовой. Я ни разу не увидела
    в Вас проявления привязанности, благодарности хоть к кому-нибудь.
    Такое отношение к людям, по-моему, называется, эгоизмом.
    Если же говорить о Ваших взглядах, философии – нигилизме,
    то все это кажется мне неестественным и менее всего разумным. Но
    разве можно отрицать все то, что человечество за свою долгую историю
    развития уже приняло в свое сознание безусловно – красота,
    искусство, любовь? А Вы все это предлагаете уничтожить за ненадобностью
    и бесполезностью.
    И все же Вы, Евгений Васильевич, стали мне интересны и симпатичны.
    Мое отношение к Вам изменилось после того, как я поняла,
    что Вы способны любить искренне, безрассудно. Ваша любовь
    к Одинцовой во многом изменила Вас, Ваши взгляды на жизнь, Ваше
    отношение к людям.
    Мне жаль Вас, Базаров, глубоко жаль. Жаль, что ваша жизнь прервалась
    так внезапно и глупо. Жаль, что Ваш ум, незаурядный, не-
    развернувшийся, не успел достичь своего полного развития. Жаль
    вашей жизни, трудовой, честной, но бесцельной.

  4. 1). Здравствуйте, Базаров. Я вам пишу, потому что глубоко с вами не согласен.
    Как многое мне вам хочется сказать. Меня многое в Вас привлекает: смелость, целеустремленность, неподражаемая верность своим взглядам.
    Вы считаете Павла Петровича Кирсанова излишне консервативным, “отставным поколением, отжившим своё время, принимающим всё новое в штыки.” Вы презираете все культурные и нравственные ценности этого человека, высмеиваете его, играющего на виолончели.
    Вы признаёте только естественные науки, считая, что “есть науки, как ремёсла; а наука вообще не существует”. Вы стараетесь применять полученные знания на практике, извлекая из них видимую пользу.
    2).  Я с вами не согласен, мне не приятно Ваше пренебрежительное отношение к простым людям, Ваше высокомерие.
    Мне не нравится Ваше отношение к поэзии, как к пустому и бесполезному занятию. Как можно всерьёз считать, что “порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта”?!  Вы отождествляете законы природы и человеческой жизни, раз у всех людей внутренние органы одинаковы, то и нравственные качества должны быть одинаковы. Думать так – это огромная ошибка, все люди разные и не обязаны соответствовать Вашим представлениям о них!
    А мечты и искусство Вы считаете пустым времяпровождением, своими словами вы обесцениваете весь духовный багаж, накопленный человечеством за века. Кто Вы такой, чтобы иметь на это право?
    Вы стесняетесь даже своих родителей, их простой жизни, сентиментальных увлечений. Редко их посещаете и считаете себя выше их обывательского существования.
    Вы считаете, что “природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”. Как можно не восхищаться красотой лугов, цветов, озёр?
    Даже сильно полюбив и признавшись в своём чувстве, вы не видели будущего в семейной жизни. Вы считали, что любовь станет помехой вашим планам. Я понимаю Вас, но расцениваю это как эгоизм и вероломство.
    3). Если бы я был автором книги о Вас, я бы не дал вам умереть. Я бы постарался провести Вас через ряд лишений и испытаний, я бы постарался изменить Ваше от ношение к людям и к миру в целом.
    4). Автор, считая, что “время Базаровых ещё не пришло”, посылает Вам такую нелепую смерть. Вас стоит уважать потому, что даже перед смертью Вы не изменили себе и своим убеждения. И я буду воспринимать Вас как сильную личность, несмотря на Ваши ошибки и заблуждения.
    Я буду Вас помнить. Прощайте.

  5. Мое письмо Базарову.
    Сочинение по роману И.С. Тургенева “Отцы и дети”.
    Здравствуйте, уважаемый Евгений Васильевич!
    Пишет вам молодой человек, живущий спустя два века после вас.
    Я еще учусь в школе и именно здесь узнал о вас, о ваших взглядах, о вашей сложной судьбе.
    Я уверен, что вам, с вашим пытливым умом, любознательностью, любовью к жизни, было бы интересно посмотреть на то, как сейчас живет русский народ и Россия в целом.
    Думаю, очень многое бы удостоилось вашей язвительной оценки, но, на мой взгляд, многое бы и понравилось.
    Ведь вы ратуете за материалистический подход к жизни.
    На ваш взгляд, “бытие определяет сознание”.
    Мне кажется, очень многие из моих современников подписались бы под этими словами.
    Хотя лично я не совсем согласен с таким подходом.
    Вообще, признаюсь вам – вы, Евгений Васильевич, вызываете у меня неоднозначное чувство.
    С одной стороны, я восхищаюсь вами. Вы, несомненно, очень сильный и талантливый человек, с огромным потенциалом.
    Вы посвятили свою жизнь благородному занятию – медицине, призванной облегчать жизнь людей, спасать их.
    Но, при всем этом, вы не производите впечатление счастливого человека.
    Больше того, я уверен, что вы были несчастливы в своей жизни вплоть до ее печального финала – вашей гибели. В чем же причина этого?
    Я думаю, дело тут не в обстоятельствах или среде, как это было с вашими литературными предшественниками – Онегиным или Печориным.
    Причина ваших мучений, на мой взгляд, в ваших убеждениях.
    Вы посвятили свою жизнь нигилизму, то есть отрицанию.
    Но отрицанию чего?
    Всего прошлого опыта людей, считающихся элитой российского и любого другого общества.
    Вы скажете: “Вот именно, только считающегося. Но так ли это на самом деле?” Я осмелюсь поспорить с вами – так, действительно, так.
    Лучшие, образованнейшие умы на протяжении длительного времени, путем проб и ошибок, “добывали” ценнейший опыт, составляющий гордость человечества, его жизненную основу и опору. А вы одним махом решили все это уничтожить, считая все это “бредом” бездельничающих людей.
    Хорошо, ну а что вы можете предложить взамен? Вы утверждаете, что что-то созидать – это уже не ваша миссия, а дело последующих поколений. Но невозможно жить, только разрушая!
    Тем самым вы разрушаете себя, что и было доказано господином Тургеневым на примере вашей, Евгений Васильевич, жизни.
    Ваша нигилистическая теория оказалась эфемерной, полностью надуманной, не имеющей никакого отношения к реальной жизни.
    Поэтому когда вы столкнулись с реальностью – с любовью к Анне Сергеевне Одинцовой – то почувствовали, что жизнь ваша рушится и почва уходит из-под ног.
    А поскольку вы полностью связали свое существование с нигилизмом, то “не смогли прийти в себя”, полностью разочаровавшись в своих силах.
    Вам оставалось лишь одно – погибнуть. Так и случилось в финале романа.
    Но я хочу сказать вам спасибо.
    Ваша судьба – предмет для размышлений и полезных уроков, многих жизненно важных выводов.
    Поэтому не думайте, что вы всего лишь прах, и после вашего существования ничего не осталось на земле.
    Про вас помнит, о вас рассуждает юное поколение, учась на ваших ошибках, перенимая ваш опыт.
    Спасибо вам за это.

  6. 1). Здравствуйте, Базаров. Я вам пишу, потому что глубоко с вами не согласен.
    Как многое мне вам хочется сказать. Меня многое в Вас привлекает: смелость, целеустремленность, неподражаемая верность своим взглядам.
    Вы считаете Павла Петровича Кирсанова излишне консервативным, “отставным поколением, отжившим своё время, принимающим всё новое в штыки.” Вы презираете все культурные и нравственные ценности этого человека, высмеиваете его, играющего на виолончели.
    Вы признаёте только естественные науки, считая, что “есть науки, как ремёсла; а наука вообще не существует”. Вы стараетесь применять полученные знания на практике, извлекая из них видимую пользу.
    2).  Я с вами не согласен, мне не приятно Ваше пренебрежительное отношение к простым людям, Ваше высокомерие.
    Мне не нравится Ваше отношение к поэзии, как к пустому и бесполезному занятию. Как можно всерьёз считать, что “порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта”?!  Вы отождествляете законы природы и человеческой жизни, раз у всех людей внутренние органы одинаковы, то и нравственные качества должны быть одинаковы. Думать так – это огромная ошибка, все люди разные и не обязаны соответствовать Вашим представлениям о них!
    А мечты и искусство Вы считаете пустым времяпровождением, своими словами вы обесцениваете весь духовный багаж, накопленный человечеством за века. Кто Вы такой, чтобы иметь на это право?
    Вы стесняетесь даже своих родителей, их простой жизни, сентиментальных увлечений. Редко их посещаете и считаете себя выше их обывательского существования.
    Вы считаете, что “природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”. Как можно не восхищаться красотой лугов, цветов, озёр?
    Даже сильно полюбив и признавшись в своём чувстве, вы не видели будущего в семейной жизни. Вы считали, что любовь станет помехой вашим планам. Я понимаю Вас, но расцениваю это как эгоизм и вероломство.
    3). Если бы я был автором книги о Вас, я бы не дал вам умереть. Я бы постарался провести Вас через ряд лишений и испытаний, я бы постарался изменить Ваше от ношение к людям и к миру в целом.
    4). Автор, считая, что “время Базаровых ещё не пришло”, посылает Вам такую нелепую смерть. Вас стоит уважать потому, что даже перед смертью Вы не изменили себе и своим убеждения. И я буду воспринимать Вас как сильную личность, несмотря на Ваши ошибки и заблуждения.
    Я буду Вас помнить. Прощайте.

  7. Написать сочинение-письмо на тему “Я с Вами не согласен, Евгений Базаров.”(Произведение Отцы и дети, Тургенев)
    План написания сочинения:
    I)Здравствуйте, Е.В Базаров.Я Вам пишу потому что……
    а)Как многое мне хочется Вам сказать. Меня в Вас многое привлекает.
    б)Критика консерватизма Павла Петровича Кирсанова
    в)знание естественных наук.
    II)Я с Вами не согласен.
    а)В отношениее к простым людям(пренебрежительное)
    б)К поэзии
    в)к науке
    г)к мечтам
    д)к искусству
    е)к родителям
    ж)к религии
    з)к природе
    и)к любви
    __
    3)Если я был автором книги о Вас.
    4)Пора прощаться.
    ____
    даю 75 баллов, умоляю, напишите ответ..

    Ответы:

    1). Здравствуйте, Базаров. Я вам пишу, потому что глубоко с вами не согласен.
    Как многое мне вам хочется сказать. Меня многое в Вас привлекает: смелость, целеустремленность, неподражаемая верность своим взглядам.
    Вы считаете Павла Петровича Кирсанова излишне консервативным, “отставным поколением, отжившим своё время, принимающим всё новое в штыки.” Вы презираете все культурные и нравственные ценности этого человека, высмеиваете его, играющего на виолончели.
    Вы признаёте только естественные науки, считая, что “есть науки, как ремёсла; а наука вообще не существует”. Вы стараетесь применять полученные знания на практике, извлекая из них видимую пользу.
    2).  Я с вами не согласен, мне не приятно Ваше пренебрежительное отношение к простым людям, Ваше высокомерие.
    Мне не нравится Ваше отношение к поэзии, как к пустому и бесполезному занятию. Как можно всерьёз считать, что “порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта”?!  Вы отождествляете законы природы и человеческой жизни, раз у всех людей внутренние органы одинаковы, то и нравственные качества должны быть одинаковы. Думать так – это огромная ошибка, все люди разные и не обязаны соответствовать Вашим представлениям о них!
    А мечты и искусство Вы считаете пустым времяпровождением, своими словами вы обесцениваете весь духовный багаж, накопленный человечеством за века. Кто Вы такой, чтобы иметь на это право?
    Вы стесняетесь даже своих родителей, их простой жизни, сентиментальных увлечений. Редко их посещаете и считаете себя выше их обывательского существования.
    Вы считаете, что “природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”. Как можно не восхищаться красотой лугов, цветов, озёр?
    Даже сильно полюбив и признавшись в своём чувстве, вы не видели будущего в семейной жизни. Вы считали, что любовь станет помехой вашим планам. Я понимаю Вас, но расцениваю это как эгоизм и вероломство.
    3). Если бы я был автором книги о Вас, я бы не дал вам умереть. Я бы постарался провести Вас через ряд лишений и испытаний, я бы постарался изменить Ваше от ношение к людям и к миру в целом.
    4). Автор, считая, что “время Базаровых ещё не пришло”, посылает Вам такую нелепую смерть. Вас стоит уважать потому, что даже перед смертью Вы не изменили себе и своим убеждения. И я буду воспринимать Вас как сильную личность, несмотря на Ваши ошибки и заблуждения.
    Я буду Вас помнить. Прощайте.

  8. Здравствуйте, уважаемый Евгений Васильевич! Пишет вам молодой человек, живущий спустя два века после вас. Я еще учусь в школе и именно здесь узнал о вас, о ваших взглядах, о вашей сложной судьбе.
    Я уверен, что вам, с вашим пытливым умом, любознательностью, любовью к жизни, было бы интересно посмотреть на то, как сейчас живет русский народ и Россия в целом. Думаю, очень многое бы удостоилось вашей язвительной оценки, но, на мой взгляд, многое бы и понравилось. Ведь вы ратуете за материалистический подход к жизни. На ваш взгляд, «бытие определяет сознание». Мне кажется, очень многие из моих современников подписались бы под этими словами. Хотя лично я не совсем согласен с таким подходом.
    Вообще, признаюсь вам – вы, Евгений Васильевич, вызываете у меня неоднозначное чувство. С одной стороны, я восхищаюсь вами. Вы, несомненно, очень сильный и талантливый человек, с огромным потенциалом. Вы посвятили свою жизнь благородному занятию – медицине, призванной облегчать жизнь людей, спасать их.
    Но, при всем этом, вы не производите впечатление счастливого человека. Больше того, я уверен, что вы были несчастливы в своей жизни вплоть до ее печального финала – вашей гибели. В чем же причина этого?
    Я думаю, дело тут не в обстоятельствах или среде, как это было с вашими литературными предшественниками – Онегиным или Печориным. Причина ваших мучений, на мой взгляд, в ваших убеждениях. Вы посвятили свою жизнь нигилизму, то есть отрицанию. Но отрицанию чего? Всего прошлого опыта людей, считающихся элитой российского и любого другого общества.
    Вы скажете: «Вот именно, только считающегося. Но так ли это на самом деле?» Я осмелюсь поспорить с вами – так, действительно, так. Лучшие, образованнейшие умы на протяжении длительного времени, путем проб и ошибок, «добывали» ценнейший опыт, составляющий гордость человечества, его жизненную основу и опору. А вы одним махом решили все это уничтожить, считая все это «бредом» бездельничающих людей.
    Хорошо, ну а что вы можете предложить взамен? Вы утверждаете, что что-то созидать – это уже не ваша миссия, а дело последующих поколений. Но невозможно жить, только разрушая! Тем самым вы разрушаете себя, что и было доказано господином Тургеневым на примере вашей, Евгений Васильевич, жизни.
    Ваша нигилистическая теория оказалась эфемерной, полностью надуманной, не имеющей никакого отношения к реальной жизни. Поэтому когда вы столкнулись с реальностью – с любовью к Анне Сергеевне Одинцовой – то почувствовали, что жизнь ваша рушится и почва уходит из-под ног. А поскольку вы полностью связали свое существование с нигилизмом, то «не смогли прийти в себя», полностью разочаровавшись в своих силах. Вам оставалось лишь одно – погибнуть. Так и случилось в финале романа.
    Но…я хочу сказать вам спасибо. Ваша судьба – предмет для размышлений и полезных уроков, многих жизненно важных выводов. Поэтому не думайте, что вы всего лишь прах, и после вашего существования ничего не осталось на земле. Про вас помнит, о вас рассуждает юное поколение, учась на ваших ошибках, перенимая ваш опыт. Спасибо вам за это.

  9. Я ничьих мнений не разделяю — я имею свои.
    И. С. Тургенев
    “…Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным. В теперешние времена полезнее всего отрицание — мы отрицаем”.
    Чьи же это слова? Кому они принадлежат? Кто этот человек, который может так уверенно говорить?
    Передо мной роман И. С. Тургенева “Отцы и дети”. Этот роман был создан автором в 1860 году. Создавался он в пору подготовки и проведения крестьянской реформы, в условиях дальнейшего обострения борьбы между противодействовавшими силами русского общества — либералами и демократами. Роман в целом и главный герой — демократ-разночинец Базаров — явились, по определению самого автора, “выражением новейшей нашей современности”. Роман замечателен тем, что вызывает желание подумать, поспорить.
    Страница за страницей я знакомлюсь с главным героем романа — Евгением Базаровым, с его биографией, с его характером, с его занятиями, с его взглядами.
    Что ж, Евгений, вы мне симпатичны. Мне нравится ваша самостоятельность, упорство в достижении цели.
    Детство ваше прошло в бедной семье уездного лекаря. Автор ничего не говорит о вашей студенческой жизни, но надо полагать, что она тоже была бедной, трудовой. Ваш отец говорит, что вы у него “отроду лишней копейки не взяли”. Вероятно, Евгений, вы содержали себя в университете собственным трудом, перебиваясь копеечными уроками. И в то же время находили возможность серьезно готовить себя к будущей деятельности.
    Из этой школы труда и лишений вы, Евгений, вышли человеком сильным и суровым. У вас можно поучиться. Меня привлекает ваше отношение к труду. Приехав на отдых в усадьбу Кирсановых, вы тотчас же принимаетесь за работу: собираете гербарий, занимаетесь различными опытами и анализами. Прослушанный вами курс медицинских наук развил природный ум, отучил принимать на веру какие бы то ни было понятия.
    Опыт — вот ваш единственный источник познания, а личное ощущение — последнее убеждение. Мне нравится ваша смелость в суждениях, ваши мысли о переустройстве общества, критика суеверий и предрассудков. Как уверенно заявляете вы: “Аристократизм… либерализм… сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны”. Меня привлекает ваша манера говорить. Речь, лишенная каких бы то ни было словесных украшений, множество пословиц и поговорок: “Шила в мешке не утаишь”, “Бабушка надвое сказала”. Говорите вы много и просто, но мысли выражаете с суровой и мужественной прямотой, без всякой уклончивости, не вынуждая себя к притворству. Все это дает основание говорить о вашем подлинном демократизме, о близости к народу, о силе ваших убеждений, о том, что вы действительно новый человек.
    И в то же время я готова с вами поспорить. Итак, что же вы отрицаете?
    Вы сами ответили на этот вопрос: “Все!” А что “все”? Конечно, отрицание самодержавия, крепостного права — это похвально. Отрицание всего того, что порождено “безобразным состоянием общества”, — народной нищеты, бесправия, темноты, невежества. Я с вами вполне согласна. Ведь такое отрицание носит, бесспорно, революционный характер и поэтому, говоря словами Тургенева, если вы называетесь нигилистом, “следует читать революционером”.
    А дальше? Что же вы отрицаете дальше? Любовь? Любовь в смысле идеальном вы называете “белибердой”, “непростительной дурью”. Как же вы заблуждаетесь! Во все времена человек слагал песнь своего сердца, вечную песнь любви. Я могу привести вам в доказательство множество высказываний великих людей разных времен о любви, которые, увы, будут не в вашу пользу… “Кто не знал любви, тот все равно, что не жил” (Мольер). “Любовь — творец всего доброго, возвышенного, сильного, теплого и светлого” (Д. И. Писарев).
    А ваше отношение к женщине? Как неуважительны ваши высказывания: “свободно мыслят между женщинами только уроды”. И именно поэтому вы уже не хотели допустить свободы мысли в женщинах.
    Я долго раздумывала над тем, было ли ваше чувство к Одинцовой настоящей любовью. Да, эта женщина сумела вырвать у вас слова признания: “так знайте же, что я люблю вас глупо, безумно… Вот чего вы добились”. Мне кажется, что от такого человека, как вы, сильного и волевого, подобные слова просто. так не услышишь. Да, вы любили ее. Но не хотели себе в этом признаться, потому что боялись чувства любви, так внезапно захлестнувшего вас. Конечно, вы, Евгений, человек дела. И любовь, как вы, наверное, считали будет только мешать вам. Поэтому, не соглашаясь с вами, я вас немножко и понимаю.
    Не согласна с вашим отношением к искусству: “Рафаэль гроша медного не стоит, а русские художники и того меньше”. Как вы можете так думать!
    Творениями русских художников, поэтов, музыкантов всегда восхищались и поныне восхищаются люди всего мира. Хотя и здесь я могу вас в чем-то оправдать. Вы жили в такое время, когда искусство не было достоянием народа. И увлечься им, по-вашему, это значит “отойти от дела”. Но вы неправы. “Искусство — это самая большая радость, которую человек доставляет самому себе”, — сказал Писарев. Очень жаль, что вы не успели это понять. Вы, Евгений, материалист. Но в ваших взглядах есть элементы поверхностного, грубого материализма.
    Вы отождествляете законы природы и человеческой жизни. Вы считаете, что у всех людей нравственные качества одни и те же, потому что “у каждого из нас мозг, селезенка, сердце, печень одинаково устроены”. В этом ваша большая ошибка.
    Природа… С одной стороны, вы, как человек, увлекающийся естественными науками, любите и понимаете ее. А с другой… “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”. Что ж, вроде бы правильно говорите. Человек может и должен покорить грозные силы природы, заставить их работать на себя. Но в то же время, как можно не восхищаться красотой наших лесов, лугов, степей! Люди с теплотой и любовью выращивают миллионы роз, гвоздик, тюльпанов для того, чтобы любоваться ими. Для того, чтобы они дарили нам радость и хорошее настроение.
    Непонятно мне ваше отношение к народу. Вы иногда говорите о мужиках так, что можно подумать, будто они вам безразличны. Наверное, под влиянием настроения. Вы ведь сами гордитесь тем, что ваш “дед землю пахал”. Почему же в ваших взглядах так много противоречивого? Да и автор, создавший вас, считает, что “время Базаровых еще не пришло”. И все-таки я еще раз говорю, что отношусь к вам с большим уважением.
    С болью читала я строки романа, из которых узнала о вашей нелегкой смерти. Конечно, вам хотелось жить. Ведь так жаль прощаться со своей жизнью, со своей мыслью, со своим делом. Но эта боль расставания с жизнью выражается в презрительном отношении к себе и к той нелепой случайности, которая погубила вас. И хотя в конце романа вы уже наделены мрачным пессимизмом, скептическим отношением ко всему, до последней минуты вы остались верным себе. И я считаю вас личностью сильной, мужественной, несмотря на ваши заблуждения и ошибки.

  10. Я прочитала роман, где главное действующее лицо — Вы. И если
    предоставилась возможность поделиться с Вами моими впечатлениями
    о Вас, то я выскажу Вам свое мнение.
    В первую очередь, хочу убедить Вас, что в Вашу смерть (я имею
    в виду смерть литературного героя) я не верю. Даже Ваш автор, г-н
    Тургенев, писал после завершения романа, что «такие, как Базаров,
    не умирают».
    А что такое, собственно, Вы — Евгений Базаров?
    Вас можно было бы без обиняков назвать Евгением Онегиным
    (конечно, не по положению в свете, не по образу жизни — тут между
    вами большая разница, но по чертам характера). А. С. Пушкин очень
    метко в нескольких строках сумел раскрыть своего героя, всю натуру
    Онегина:
    Ученый малый, но педант,
    Имел он счастливый талант
    Без принужденья в разговоре
    Коснуться до всего слегка,
    С ученым видом знатока,
    Хранить молчанье в важном споре…
    Предвижу Ваше негодование. Ведь Вы так самолюбивы и кичитесь
    своим «происхождением из народа», а я сравнила Вас с дворянином.
    Но я вовсе не навязываю Вам аристократизм Онегина,
    а только предполагаю в Вас некоторые другие его черты.
    Определение педанта Вам, небрежному, развязному молодому
    мужчине в стиле «неглиже», наверное, не подходит. А все остальные
    перечисленные черты, я считаю, Вам присущи. Ведь Вы, вне
    сомнения, умны и эрудированны. Я надеюсь, что вы не станете
    оспаривать, что Вам доставляет удовольствие «с ученым видом знатока
    хранить молчанье в важном споре», лишь изредка вставляя немногосложные
    фразы, веские и меткие.
    А вот как об этом же говорит автор, Тургенев: «У них обыкновенно
    завязывался спор, и Аркадий обыкновенно оставался побежденным,
    хотя говорил больше своего товарища». Это говорит о ваших
    несомненных талантах спорщика и оратора.
    А вот еще черты характера Онегина, которые вполне присущи
    Вам:
    Высокой страсти не умея
    Для звуков жизни не щадить,
    Не мог он ямба от хорея,
    Как мы не бились, отличить.
    Бранил Гомера, Феокрита;
    Зато читал Адама Смита
    И был глубокий эконом…
    Конечно, Вы не увлекаетесь экономикой, Вы ее, естественно,
    отрицаете (потому что не осознаете ее полезности), но Вам понятна
    польза естественных наук, медицины, поэтому они попадают в поле
    Ваших интересов.
    Что же касается «высоких страстей», то Вы их, действительно
    в жизни не имеете. В литературе Вы, с Вашего позволения, мало
    смыслите, и научиться отличать ямб от хорея Вам, нигилисту, не
    пристало, «куда Вам до этих отвлеченностей»? И Вы, конечно же
    тоже бы бранили Гомера, Феокрита, если б знали, кто они такие. Но
    вот тут Вы, Евгений Васильевич, допустили оплошность.
    Как умный и последовательный человек, Вы должны б догадываться,
    что нельзя отрицать того, чего не знаешь. Конечно, на словах
    отрицать можно всё, но не более. Вот и Аркадий, услышав Ваше
    опрометчивое: «Пушкин, должно быть, в военной службе служил», —
    сразу возразил Вам, что тот «никогда не был военным».
    Конечно, можно бранить и Пушкина, и отрицать поэзию вообще,
    но просто порицать — легко. Для такого отрицания, отрицания формального,
    большого ума не надо, нужно просто иметь богатую фантазию
    и некоторую долю хвастовства в характере. А хвастают люди
    тогда, когда они хотят поддержать свой авторитет. Другими словами,
    это, на мой взгляд, проявление самолюбия, явного или скрытого.
    Извините, господин Базаров, но если уж между нами откровенный
    разговор, то признаюсь, мне не нравятся Ваши манеры. Одеваетесь
    Вы в какой-то балахон, это Ваше личное дело. Но может, Вы
    этим демонстрируете свое пренебрежение не столько к своему внешнему
    виду, а к окружающим? Ведь и в разговоре Вы так же небрежны
    — реплики свои Вы не выговариваете, а, кажется, случайно роняете;
    Вы так развязны, так равнодушно-снисходительны в поступках,
    во взаимоотношениях с людьми, что впечатление складывается
    совсем не в Вашу пользу — Вы производите впечатление невежи.
    Вы не нравитесь мне своей флегматичной выдержкой в беседе.
    В этом Вашем «малом проявлении чувств и эмоций» я нахожу презрение
    Вами «всех и вся», причем Вы даже не пытаетесь скрыть
    своего отношения к собеседнику.
    О Вас в округе говорят, что Вы — враг всех излияний; многие
    осуждают Вас за такую твердость нрава, и я вместе со всеми вижу
    в ней признак гордыни и бесчувствие. Но вот хотя бы, как бы Вы
    смогли объяснить такой свой поступок: 22 июня Вы вдруг вспоминаете,
    что сегодня Ваши именины, что Вас ждут дома, но едете же Вы не к
    отцу с матерью, а в Никольское к Одинцовой. Я ни разу не увидела
    в Вас проявления привязанности, благодарности хоть к кому-нибудь.
    Такое отношение к людям, по-моему, называется, эгоизмом.
    Если же говорить о Ваших взглядах, философии — нигилизме,
    то все это кажется мне неестественным и менее всего разумным. Но
    разве можно отрицать все то, что человечество за свою долгую историю
    развития уже приняло в свое сознание безусловно — красота,
    искусство, любовь? А Вы все это предлагаете уничтожить за ненадобностью
    и бесполезностью.
    И все же Вы, Евгений Васильевич, стали мне интересны и симпатичны.
    Мое отношение к Вам изменилось после того, как я поняла,
    что Вы способны любить искренне, безрассудно. Ваша любовь
    к Одинцовой во многом изменила Вас, Ваши взгляды на жизнь, Ваше
    отношение к людям.
    Мне жаль Вас, Базаров, глубоко жаль. Жаль, что ваша жизнь прервалась
    так внезапно и глупо. Жаль, что Ваш ум, незаурядный, не-
    развернувшийся, не успел достичь своего полного развития. Жаль
    вашей жизни, трудовой, честной, но бесцельной.

  11. Письмо нашего современника Евгению Базарову
    Мне кажется, это очень интересно — написать письмо Базарову — литературному герою романа И. С. Тургенева, представив его живым человеком, с которым можно поспорить. Если честно, то Евгений Васильевич понравился мне и как герой романа, и как личность. Прежде всего тем, что он, как всякая неординарная личность, неоднозначен.
    Итак, мое письмо Базарову. Дорогой и глубокоуважаемый Евгений Васильевич! О Вас много интересного поведал мне Иван Сергеевич. И мне захотелось поделиться с Вами некоторыми размышлениями. Вы, Евгений Васильевич, могли бы стать идеалом для многих поколений людей, ведь Вы — человек глубокого ума и сильной воли. Мне известно, что Вы жили и воспитывались в условиях, значительно отличающихся от тех, в которых росли дворяне. И поэтому неудивительно, что о Вашем демократическом происхождении говорит все: ваша внешность, манеры, речь. Может быть, кого-то это раздражает, но простые люди, такие как Фенечка, горничная Дуняша, слуга Петр или дворовые мальчишки, которые бегают за Вами, как «маленькие собачонки», рады Вам и уважают за трудолюбие и простоту, поэтому и говорят о Вас: «Свой брат, а не барин».
    Мне импонирует то, что Вы обладаете широким кругозором и высказываете критическое отношение к миру. Вы петербургский студент-медик, будущий врач, изучающий естественные науки. Но этим, видимо, круг Ваших интересов не ограничивается, так как для Вас не составляет труда высказать свое мнение относительно философии, политики, науки, искусства и при этом блеснуть знанием латыни и проявить силу логического ума. Все это, я считаю, возвышает Вас над другими людьми, с которыми Вам приходится общаться.
    Мне очень нравится то, как независимо и четко Вы отстаиваете свою точку зрения, доказываете свою правоту, не склоняетесь перед авторитетами, ни от кого не зависите, все высказывания других подвергаете критике. Признаюсь, во многом я согласен с Вами. Но есть вещи, о которых Ваши представления, как мне кажется, ошибочны. Например, Вы считаете себя нигилистом, то есть человеком свободомыслящим, отрицающим старые традиции, обычаи, идеологию крепостничества. Но Вы пошли дальше: Вы резко отрицательно, скептически относитесь и к своим современникам, и к современности. Вы пытаетесь разрушить все то, что было создано до Вас, разрушить существующий мир, не допуская при этом даже мысли о том, кто же будет строить Ваш «идеальный» мир. Но, как известно, «разрушать — не строить», первое всегда легче. Почему же Вы выбираете более легкий путь? Ведь Вам — с Вашим трудолюбием и неутолимой жаждой познания — под силу была и более тяжелая «ноша».
    Вы же только спорите, ведете словесные баталии. И насколько я могу судить, в каждом споре Вы одерживаете победу. А что дальше? Не кажется ли Вам, Евгений Васильевич, что Вы не с теми спорите? Стоит ли спорить с человеком других взглядов, если он их никогда не изменит? Возможно, Вы считаете, что в споре рождается истина. Но я придерживаюсь иного мнения: лучший способ победить в подобном споре — уклониться от него. Вы ведь только наживаете себе врагов, даже среди друзей. Вы резко, иногда даже грубо, критикуете то, что Вам не по душе. И совсем не думаете о человеке, которого это касается. Евгений, я согласен, что прямота и искренность — хорошие качества, но задумались ли Вы о том, что Аркадию, например, неприятно и больно слушать Ваши высказывания о нем и его семье. Не обижаете ли Вы тем самым Вашего друга?
    И еще, Евгений, позвольте не согласиться с Вашим отношением к искусству, природе, любви. Они не так бесполезны, как Вам кажется. Ведь без красок и кисти художника, без торжественных или печальных звуков музыки, без вдохновенных стихов поэта жизнь была бы скучна, эмоционально бедна, а человек был бы словно ходячая схема. Я не могу также согласиться с Вами в том, что «природа не храм», а только «мастерская». Конечно, человек должен познавать природу, и в этом смысле он «работник», но при этом человек, осваивая природу, бережно и трепетно должен относиться к ней, чтобы не разрушить богом данную красоту земли. Меня также удивляет, что в Вашем сердце долгое время не было места для любви и Вы не верили в это загадочное, полное тайн и неожиданностей чувство. Вы считали, что «все это романтизм, чепуха, гниль, художество». Но я знаю, что Ваша собственная жизнь опровергла эти убеждения и Вы полюбили госпожу Одинцову, хотя долго не хотели признаться в этом даже себе. И своих родителей Вы не только почитаете, но и любите, как бы ни старались скрыть это. Вы пытаетесь жить только умом, рационально, прагматично решая все проблемы. Но думаю, что Ваша человеческая натура сложнее, чем Вы о себе думаете. И человек, и Вы в том числе, не был бы человеком, если бы был лишен эмоций, чувства любви, дружбы, привязанностей.
    Конечно, я не вправе судить Вас, да и не хочу этого делать. Ведь идеальных людей в мире нет. Но, быть может, мои размышления Вам покажутся небезынтересными. Предчувствуя скорую смерть, Вы спросили себя, нужны ли Вы России. Думаю, что да, нужны. Как бы к Вам ни относился Иван Сергеевич, с сочувствием или с негодованием, но он не стал бы писать о Вас, если бы считал Вас и Ваше поколение, людей Ваших взглядов бесполезными для России. Тургенев, правда, не видит Ва278 шего будущего, но это потому, что сам он по духу принадлежит к поколению «отцов».
    < Предыдущая

  12. Давайте поспорим, Базаров!
    Я ничьих мнений не разделяю я имею свои.
    И. С. Тургенев ”
    …Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным. В теперешние времена полезнее всего отрицание мы отрицаем”. Чьи же это слова? Кому они принадлежат? Кто этот человек, который может так уверенно говорить?
    Передо мной роман И. С. Тургенева “Отцы и дети”. Этот роман был создан автором в 1860 году. Создавался он в пору подготовки и проведения крестьянской реформы, в условиях дальнейшего обострения борьбы между противодействовавшими силами русского общества либералами и демократами. Роман в целом и главный герой демократ-разночинец Базаров явились, по определению самого автора, “выражением новейшей нашей современности”. Роман замечателен тем, что вызывает желание подумать, поспорить. Страница за страницей я знакомлюсь с главным героем романа Евгением Базаровым, с его биографией, с его характером, с его занятиями, с его взглядами.
    Что ж, Евгений, вы мне симпатичны. Мне нравится ваша самостоятельность, упорство в достижении цели. Детство ваше прошло в бедной семье уездного лекаря. Автор ничего не говорит о вашей студенческой жизни, но надо полагать, что она тоже была бедной, трудовой. Ваш отец говорит, что вы у него “отроду лишней копейки не взяли”. Вероятно, Евгений, вы содержали себя в университете собственным трудом, перебиваясь копеечными уроками. И в то же время находили возможность серьезно готовить себя к будущей деятельности. Из этой школы труда и лишений вы, Евгений, вышли человеком сильным и суровым. У вас можно поучиться.
    Меня привлекает ваше отношение к труду. Приехав на отдых в усадьбу Кирсановых, вы тотчас же принимаетесь за работу: собираете гербарий, занимаетесь различными опытами и анализами. Прослушанный вами курс медицинских наук развил природный ум, отучил принимать на веру какие бы то ни было понятия. Опыт вот ваш единственный источник познания, а личное ощущение последнее убеждение.
    Мне нравится ваша смелость в суждениях, ваши мысли о переустройстве общества, критика суеверий и предрассудков. Как уверенно заявляете вы: “Аристократизм… либерализм… сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны”.
    Меня привлекает ваша манера говорить. Речь, лишенная каких бы то ни было словесных украшений, множество пословиц и поговорок: “Шила в мешке не утаишь”, “Бабушка надвое сказала”. Говорите вы много и просто, но мысли выражаете с суровой и мужественной прямотой, без всякой уклончивости, не вынуждая себя к притворству. Все это дает основание говорить о вашем подлинном демократизме, о близости к народу, о силе ваших убеждений, о том, что вы действительно новый человек. И в то же время я готова с вами поспорить. Итак, что же вы отрицаете? Вы сами ответили на этот вопрос: “Все!” А что “все”?
    Конечно, отрицание самодержавия, крепостного права это похвально. Отрицание всего того, что порождено “безобразным состоянием общества”, народной нищеты, бесправия, темноты, невежества. Я с вами вполне согласна. Ведь такое отрицание носит, бесспорно, революционный характер и поэтому, говоря словами Тургенева, если вы называетесь нигилистом, “следует читать революционером”. А дальше? Что же вы отрицаете дальше? Любовь? Любовь в смысле идеальном вы называете “белибердой”, “непростительной дурью”. Как же вы заблуждаетесь! Во все времена человек слагал песнь своего сердца, вечную песнь любви. Я могу привести вам в доказательство множество высказываний великих людей разных времен о любви, которые, увы, будут не в вашу пользу… “Кто не знал любви, тот все равно, что не жил” (Мольер). “Любовь творец всего доброго, возвышенного, сильного, теплого и светлого” (Д. И. Писарев). А ваше отношение к женщине? Как неуважительны ваши высказывания: “свободно мыслят между женщинами только уроды”. И именно поэтому вы уже не хотели допустить свободы мысли в женщинах.
    Я долго раздумывала над тем, было ли ваше чувство к Одинцовой настоящей любовью. Да, эта женщина сумела вырвать у вас слова признания: “так знайте же, что я люблю вас глупо, безумно… Вот чего вы добились”. Мне кажется, что от такого человека, как вы, сильного и волевого, подобные слова просто так не услышишь. Да, вы любили ее. Но не хотели себе в этом признаться, потому что боялись чувства любви, так внезапно захлестнувшего вас. Конечно, вы, Евгений, человек дела. И любовь, как вы, наверное, считали будет только мешать вам. Поэтому, не соглашаясь с вами, я вас немножко и понимаю.
    Не согласна с вашим отношением к искусству: “Рафаэль гроша медного не стоит, а русские художники и того меньше”. Как вы можете так думать! Творениями русских художников, поэтов, музыкантов всегда восхищались и поныне восхищаются люди всего мира. Хотя и здесь я могу вас в чем-то оправдать. Вы жили в такое время, когда искусство не было достоянием народа. И увлечься им, по-вашему, это значит “отойти от дела”. Но вы неправы. “Искусство это самая большая радость, которую человек доставляет самому себе”, сказал Писарев. Очень жаль, что вы не успели это понять.
    Вы, Евгений, материалист, но в ваших взглядах есть элементы поверхностного, грубого материализма. Вы отождествляете законы природы и человеческой жизни. Вы считаете, что у всех людей нравственные качества одни и те же, потому что “у каждого из нас мозг, селезенка, сердце, печень одинаково устроены”. В этом ваша большая ошибка. Природа… С одной стороны, вы, как человек, увлекающийся естественными науками, любите и понимаете ее. А с другой… “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”.
    Что ж, вроде бы правильно говорите. Человек может и должен покорить грозные силы природы, заставить их работать на себя. Но в то же время, как можно не восхищаться красотой наших лесов, лугов, степей! Люди с теплотой и любовью выращивают миллионы роз, гвоздик, тюльпанов для того, чтобы любоваться ими. Для того, чтобы они дарили нам радость и хорошее настроение. Непонятно мне ваше отношение к народу. Вы иногда говорите о мужиках так, что можно подумать, будто они вам безразличны. Наверное, под влиянием настроения. Вы ведь сами гордитесь тем, что ваш: “дед землю пахал”. Почему же в ваших взглядах так много противоречивого? Да и автор, создавший вас, считает, что “время Базаровых еще не пришло”.
    И все-таки я еще раз говорю, что отношусь к вам с большим уважением. С болью читала я строки романа, из которых узнала о вашей нелегкой смерти. Конечно, вам хотелось жить. Ведь так жаль прощаться со своей жизнью, со своей мыслью, со своим делом. Но эта боль расставания с жизнью выражается в презрительном отношении к себе и к той нелепой случайности, которая погубила вас. И хотя в конце романа вы уже наделены мрачным пессимизмом, скептическим отношением ко всему, до последней минуты вы остались верным себе. И я считаю вас личностью сильной, мужественной, несмотря на ваши заблуждения и ошибки.
    Список литературы
    Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *