Сочинение на тему я живу в правовом государстве

11 вариантов

  1. Владимир
    Россия – правовое государство
    Темой моего сочинения является правовое государство. Я хочу выяснить основные признаки правового государства и узнать, является ли правовым государством Россия.
    Собрав и обобщив материал, я выделил 3 основных признака правового государства:
    Верховенство права, то есть, все в обществе – и его граждане, и само государство в лице представителей власти должны неукоснительно соблюдать установленные правовые, то есть справедливые и гуманные законы.
    Незыблемость прав и свобод человека (законы государства должны признавать, гарантировать и надежно защищать права человека, свободу и равенство всех граждан) .
    Разделение властей (Такое устройство государства, при котором все органы власти разделены на 3 ветви – законодательную, судебную и исполнительную, причем все эти власти не должны зависеть друг от друга, с целью исключения монополизации власти) .
    Является ли правовым государством страна, в которой мы живем? Конституция, то есть основной закон РФ, объявляет человека, его права и свободы высшей ценностью и гарантируют их признание и защиту. Провозглашена свобода мысли и слова, совести и религии, печати, равенство всех граждан перед законом и судом, и т. д.
    Из этого можно сделать вывод, что основной закон нашего государства в полной мере гарантирует фундаментальные права человека и провозглашает верховенство права.
    Конституция РФ принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. , а через год началась первая чеченская война. Город Грозный был почти полностью разрушен. О каких правах человека можно говорить!
    Оставим в стороне «чеченский вопрос» . Рассмотрим равенство всех граждан перед законом. Тюрьмы в России, как известно переполнены. Люди проводят годы в заключении за весьма незначительные преступления. В то же время, многие из наших сограждан, нанесших огромный ущерб России, хорошо устроились за границей. Возникает вопрос – равны ли в нашей стране перед законом простой рабочий и простой российский миллионер?
    В России существует разделение властей, но я сомневаюсь в их независимости друг от друга. По Конституции РФ, президент страны обладает гораздо большей властью, чем Государственная Дума и Совет Федерации. Судебная система у нас до сих пор находится в процессе становления, то есть внешняя и внутренняя политика в нашем государстве фактически зависит от воли одного человека, пусть и всенародно выбранного.
    Конституция России декларирует, но отнюдь не гарантирует права человека. Несмотря на демократические перемены, произошедшие в стране за последние десятилетия, Россию нельзя назвать правовым государством.
    ******************

  2. Российская Федерация- современное правовое государство
    Главная черта правового государства, которое отличает его от других типов государства, это прежде всего самоограничение себя действующими в нем правовыми нормами, которым обязаны подчиниться все без исключения: государственные органы, должностные лица, общественные объединения, граждане. Поэтому важнейшим принципом конституционного строя России, как правового государства является принцип верховенства права.
    Верховенство Конституции и права выражается, прежде всего в регулировании основополагающих общественных отношений во всех сферах жизни- законами. Тем самым обеспечивается реальность и незыблемость прав и свобод граждан, их надежный, гарантированный правовой статус, юридическая защищенность.
    Верховенство закона означает утверждение такого его положения, когда выраженные в нем начала и устои общества оставались бы непоколебимыми, а все субъекты общественной жизни без всякого исключения подчинялись бы его нормам. «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».
    В правовом государстве очень важно чтобы все правовые нормы в полной мере отвечали воле и интересам народа. Добиться такого положения можно только в том случае, если эти нормы будут соответствовать законам- нормативным правовым актам, принятым органами законодательной власти и регулирующим наиболее важные общественные отношения.
    Законы составляют основу всей системы права и имеют высшую юридическую силу по отношению ко всем иным нормативным правовым актам, поэтому они выражают волю народа, таким образом, в обществе утверждаются коренные принципы и ценности конституционного строя, выраженные в законах, проводит в жизнь его главные цели.
    Правовое государство- это конституционное государство. Основные принципы конституционного строя, важнейшие черты общества, его главные идеи закрепляются не иначе как на высшем законодательном уровне. Конституция является центром правовой системы. На ее базе строится механизм законности в правовом государстве. « Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации». Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

  3. Россия – правовое государство
    Темой моего сочинения является правовое государство. Я хочу выяснить основные признаки правового государства и узнать, является ли правовым государством Россия.
    Собрав и обобщив материал, я выделил 3 основных признака правового государства:
    Верховенство права, то есть, все в обществе – и его граждане, и само государство в лице представителей власти должны неукоснительно соблюдать установленные правовые, то есть справедливые и гуманные законы.
    Незыблемость прав и свобод человека (законы государства должны признавать, гарантировать и надежно защищать права человека, свободу и равенство всех граждан) .
    Разделение властей (Такое устройство государства, при котором все органы власти разделены на 3 ветви – законодательную, судебную и исполнительную, причем все эти власти не должны зависеть друг от друга, с целью исключения монополизации власти) .
    Является ли правовым государством страна, в которой мы живем? Конституция, то есть основной закон РФ, объявляет человека, его права и свободы высшей ценностью и гарантируют их признание и защиту. Провозглашена свобода мысли и слова, совести и религии, печати, равенство всех граждан перед законом и судом, и т. д.
    Из этого можно сделать вывод, что основной закон нашего государства в полной мере гарантирует фундаментальные права человека и провозглашает верховенство права.
    Конституция РФ принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., а через год началась первая чеченская война. Город Грозный был почти полностью разрушен. О каких правах человека можно говорить!
    Оставим в стороне “чеченский вопрос”. Рассмотрим равенство всех граждан перед законом. Тюрьмы в России, как известно переполнены. Люди проводят годы в заключении за весьма незначительные преступления. В то же время, многие из наших сограждан, нанесших огромный ущерб России, хорошо устроились за границей. Возникает вопрос – равны ли в нашей стране перед законом простой рабочий и простой российский миллионер?
    В России существует разделение властей, но я сомневаюсь в их независимости друг от друга. По Конституции РФ, президент страны обладает гораздо большей властью, чем Государственная Дума и Совет Федерации. Судебная система у нас до сих пор находится в процессе становления, то есть внешняя и внутренняя политика в нашем государстве фактически зависит от воли одного человека, пусть и всенародно выбранного.
    Конституция России декларирует, но отнюдь не гарантирует права человека. Несмотря на демократические перемены, произошедшие в стране за последние десятилетия, Россию нельзя назвать правовым государством.
    Что надо изменишь!

  4. Ответ оставил Гость
    Россия – правовое государство
    Темой моего сочинения является правовое государство. Я хочу выяснить основные признаки правового государства и узнать, является ли правовым государством Россия.
    Собрав и обобщив материал, я выделил 3 основных признака правового государства:
    Верховенство права, то есть, все в обществе – и его граждане, и само государство в лице представителей власти должны неукоснительно соблюдать установленные правовые, то есть справедливые и гуманные законы.
    Незыблемость прав и свобод человека (законы государства должны признавать, гарантировать и надежно защищать права человека, свободу и равенство всех граждан) .
    Разделение властей (Такое устройство государства, при котором все органы власти разделены на 3 ветви – законодательную, судебную и исполнительную, причем все эти власти не должны зависеть друг от друга, с целью исключения монополизации власти) .
    Является ли правовым государством страна, в которой мы живем? Конституция, то есть основной закон РФ, объявляет человека, его права и свободы высшей ценностью и гарантируют их признание и защиту. Провозглашена свобода мысли и слова, совести и религии, печати, равенство всех граждан перед законом и судом, и т. д.
    Из этого можно сделать вывод, что основной закон нашего государства в полной мере гарантирует фундаментальные права человека и провозглашает верховенство права.
    Конституция РФ принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. , а через год началась первая чеченская война. Город Грозный был почти полностью разрушен. О каких правах человека можно говорить!
    Оставим в стороне «чеченский вопрос» . Рассмотрим равенство всех граждан перед законом. Тюрьмы в России, как известно переполнены. Люди проводят годы в заключении за весьма незначительные преступления. В то же время, многие из наших сограждан, нанесших огромный ущерб России, хорошо устроились за границей. Возникает вопрос – равны ли в нашей стране перед законом простой рабочий и простой российский миллионер?
    В России существует разделение властей, но я сомневаюсь в их независимости друг от друга. По Конституции РФ, президент страны обладает гораздо большей властью, чем Государственная Дума и Совет Федерации. Судебная система у нас до сих пор находится в процессе становления, то есть внешняя и внутренняя политика в нашем государстве фактически зависит от воли одного человека, пусть и всенародно выбранного.
    Конституция России декларирует, но отнюдь не гарантирует права человека. Несмотря на демократические перемены, произошедшие в стране за последние десятилетия, Россию нельзя назвать правовым государством.

  5. Сочинение на тему правовое государство срочно нужно сделать

    Ответы:

    Ты же из России?
    Россия – правовое государство Темой моего сочинения является правовое государство. Я хочу выяснить основные признаки правового государства и узнать, является ли правовым государством Россия. Собрав и обобщив материал, я выделил 3 основных признака правового государства: Верховенство права, то есть, все в обществе – и его граждане, и само государство в лице представителей власти должны неукоснительно соблюдать установленные правовые, то есть справедливые и гуманные законы. Незыблемость прав и свобод человека (законы государства должны признавать, гарантировать и надежно защищать права человека, свободу и равенство всех граждан). Разделение властей (Такое устройство государства, при котором все органы власти разделены на 3 ветви – законодательную, судебную и исполнительную, причем все эти власти не должны зависеть друг от друга, с целью исключения монополизации власти). Является ли правовым государством страна, в которой мы живем? Конституция, то есть основной закон РФ, объявляет человека, его права и свободы высшей ценностью и гарантируют их признание и защиту. Провозглашена свобода мысли и слова, совести и религии, печати, равенство всех граждан перед законом и судом, и т. д. Из этого можно сделать вывод, что основной закон нашего государства в полной мере гарантирует фундаментальные права человека и провозглашает верховенство права. Конституция РФ принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., а через год началась первая чеченская война. Город Грозный был почти полностью разрушен. О каких правах человека можно говорить! Оставим в стороне «чеченский вопрос». Рассмотрим равенство всех граждан перед законом. Тюрьмы в России, как известно переполнены. Люди проводят годы в заключении за весьма незначительные преступления. В то же время, многие из наших сограждан, нанесших огромный ущерб России, хорошо устроились за границей. Возникает вопрос – равны ли в нашей стране перед законом простой рабочий и простой российский миллионер? В России существует разделение властей, но я сомневаюсь в их независимости друг от друга. По Конституции РФ, президент страны обладает гораздо большей властью, чем Государственная Дума и Совет Федерации. Судебная система у нас до сих пор находится в процессе становления, то есть внешняя и внутренняя политика в нашем государстве фактически зависит от воли одного человека, пусть и всенародно выбранного. Конституция России декларирует, но отнюдь не гарантирует права человека. Несмотря на демократические перемены, произошедшие в стране за последние десятилетия, Россию нельзя назвать правовым государством.

  6. Ответ оставил Гость
    Ты же из России?
    Россия – правовое государство Темой моего сочинения является правовоегосударство. Я хочу выяснить основные признаки правового государства иузнать, является ли правовым государством Россия. Собрав и обобщивматериал, я выделил 3 основных признака правового государства:Верховенство права, то есть, все в обществе – и его граждане, и самогосударство в лице представителей власти должны неукоснительно соблюдатьустановленные правовые, то есть справедливые и гуманные законы.Незыблемость прав и свобод человека (законы государства должныпризнавать, гарантировать и надежно защищать права человека, свободу иравенство всех граждан). Разделение властей (Такое устройствогосударства, при котором все органы власти разделены на 3 ветви –законодательную, судебную и исполнительную, причем все эти власти недолжны зависеть друг от друга, с целью исключения монополизации власти).Является ли правовым государством страна, в которой мы живем?Конституция, то есть основной закон РФ, объявляет человека, его права исвободы высшей ценностью и гарантируют их признание и защиту.Провозглашена свобода мысли и слова, совести и религии, печати,равенство всех граждан перед законом и судом, и т. д. Из этого можносделать вывод, что основной закон нашего государства в полной мерегарантирует фундаментальные права человека и провозглашает верховенствоправа. Конституция РФ принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г., а через год началась первая чеченская война.

  7. «Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены закону» (Ж. Д’Аламбер)
    Выбранное мною высказывание посвящено проблеме верховенства права как основного критерия правового государства. Эта проблема в наше время актуальна как никогда. Дело в том, что именно сейчас большинство государств стремится достичь этого идеального состояния правового государства.
    Деятель Великой Французской революции Жан Д’Аламбер полагал, что «истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены закону». Иными словами, с одной стороны, автор подчёркивает верховенство закона как основополагающий признак власти и вытекающее из этого равенство всех перед законом и судом. С другой стороны, он говорит о том, что, в свою очередь, люди также должны быть «подчинены закону», то есть обязаны с ним считаться. Я разделяю подобную точку зрения и считаю, что в некотором роде её можно назвать формулой правового демократического государства, основанного на равноправии и верховенстве права.
    Итак, обратимся к теоретическому обоснованию проблемы. В современных общественных науках огромное внимание уделяется такому понятию, как правовое государство. Под ним принято понимать государство, ограниченное в своих действиях правом, подчинённое воле суверенного народа, выражаемой в конституции, и призванное обеспечить основополагающие права и свободы личности. Иными словами, основные принципы правового государства выделяет и Д’Аламбер: «истинное равенство граждан», или равенство всех перед законом и судом, и «одинаковая подчинённость закону» – верховенство права.
    Конституция РФ определяет нашу страну как правовое государство. В ней официально закреплены такие положения, как верховенство права и приоритет прав человека, что как раз отвечает формуле, выведенной Д’Аламбером. Однако, к сожалению, так как демократическая система в нашей стране молодая, она ещё только развивается, то мы можем говорить лишь о начальной ступени правового государства, которое ещё не до конца сложилось в общественном сознании.
    Однако, как уже говорилось ранее, в воплощении этой формулы в жизнь участвуют не только власти, но и сами граждане. Если они оказываются не готовы к подобному строю, недовольны существующим положением дел или же просто не поддерживают идей правового государства, то мы сталкиваемся с таким понятием, как правовой нигилизм. Под правовым нигилизмом в современных общественных науках принято понимать отрицание права как социального института, системы правил поведения, которая может успешно регулировать взаимоотношения людей. Такой юридический нигилизм заключается в отрицании законов, что может приводить к противоправным действиям и в целом тормозить развитие правовой системы.
    Помимо теоретических аргументов, рассмотрим и конкретные фактические примеры. Обратимся к истории Великой Французской революции 1789 года, заразившей своими идеями всю Европу. Главным лозунгом французских революционеров стал следующий: «Свобода, равенство, братство». Причём под равенством они понимали именно тот аспект социально-политической жизни, к которому и в наше время стремится большинство государств. Для деятелей революции это равенство заключалось прежде всего в равенстве прав и свобод, а значит, и в равенстве всех перед законом и судом, без которого невозможно ни одно правовое государство.
    Другим примером может послужить положение дел в царской России. Судебная система тогда была представлена набором сословных судов, то есть каждое сословие было под властью «своего» суда, и, естественно, спрос также был со всех разный. Это яркий пример отсутствия равенства в правах. Правами человек наделялся в зависимости от положения, занимаемого им в обществе.
    Также можно привести пример из личного социального опыта. Я считаю, что можно провести некую параллель между государством и школой или даже обыкновенным школьным классом. Так, школьный класс гораздо больше будет ценить того учителя, который ко всем относится одинаково и оценивает учеников по факту, чем того, который выделяет среди учеников «любимчиков», для которых общие законы оказываются мягче. Иными словами, первый тип учителя вызывает в ребятах уважение и желание следовать законам, второй же, скорее всего, приведёт к отрицанию норм, принятых этим учителем, желанию нарушить их из чувства противоречия.
    Таким образом, действительно, только то государство можно считать правовым, в котором закон стоит надо всеми и все равны не только в правах и свободах, но и перед законом, в суде.
    < Предыдущая Следующая >

  8. Во многих современных государствах мира провозглашается такая форма организации политической власти, как правовое государство. Можно сказать, что в теперешнем цивилизованном обществе западной системы ценностей правовое государство – своего рода бренд, указывающий на то, что страна достигла наивысшей точки в развитии своей политико-правовой системы. Однако здесь стоит остановиться в ликовании по поводу всё умножающегося количества правовых государств, поскольку формального закрепления в Конституции вовсе недостаточно для того, чтобы такое государство было действительно жизнеспособным. Соответствие декларативных норм существующему на практике порядку можно проверить, если обратиться к основополагающим признакам правового государства. Так, наиболее существенным из них является принцип разделения властей, надлежащее функционирование которого по большому счёту и определяет, является государство правовым или нет. В свою очередь, принцип разделения властей содержит в себе, в качестве более детального, принцип независимости судебной власти. По сути, это зачастую и есть тот самый индикатор, который отображает состояние правовой системы и государственного строя той или иной страны. У каждого государства этот индикатор имеет свой цвет: от угрожающе-красного до успокаивающе-зелёного.
    Если вести речь о правовом государстве, то стоит отметить, что оно характеризуется определённым рядом признаков, объективное наличие которых даёт нам основание судить о том, насколько, собственно говоря, это государство правовое. Перечислим эти признаки:
    1.Принцип разделения властей
    2.Верховенство закона во всех сферах общественной жизни
    3.Обеспечение прав человека
    4.Взаимная ответственность государства и личности
    Естественно, для того, чтобы утверждать о том, что государство является правовым, стоит проверить фактическое наличие всех перечисленных признаков в их совокупности. Однако думается, что принцип разделения властей является в этом ряду наиболее существенным, поскольку без его наличия все остальные требования, предъявляемые к правовому государству, как правило, не соблюдаются. Если не соблюдается принцип разделения властей, то государство легко переходит к авторитарной форме правления. Естественно, что при таком порядке вещей не будет осуществляться ни соблюдение прав человека, ни принцип верховенства закона. Именно поэтому принцип разделения властей в данном перечне является основополагающим.

  9. Россия – правовое государство Темой моего сочинения является правовое государство. Я хочу выяснить основные признаки правового государства и узнать, является ли правовым государством Россия. Собрав и обобщив материал, я выделил 3 основных признака правового государства: Верховенство права, то есть, все в обществе – и его граждане, и само государство в лице представителей власти должны неукоснительно соблюдать установленные правовые, то есть справедливые и гуманные законы.
    Незыблемость прав и свобод человека (законы государства должны признавать, гарантировать и надежно защищать права человека, свободу и равенство всех граждан). Разделение властей (Такое устройство государства, при котором все органы власти разделены на 3 ветви – законодательную, судебную и исполнительную, причем все эти власти не должны зависеть друг от друга, с целью исключения монополизации власти).
    Является ли правовым государством страна, в которой мы живем? Конституция, то есть основной закон РФ, объявляет человека, его права и свободы высшей ценностью и гарантируют их признание и защиту.
    Провозглашена свобода мысли и слова, совести и религии, печати, равенство всех граждан перед законом и судом, и т. д. Из этого можно сделать вывод, что основной закон нашего государства в полной мере гарантирует фундаментальные права человека и провозглашает верховенство права. Конституция РФ принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., а через год началась первая чеченская война. Город Грозный был почти полностью разрушен. О каких правах человека можно говорить! Оставим в стороне «чеченский вопрос».
    Рассмотрим равенство всех граждан перед законом. Тюрьмы в России, как известно переполнены.

  10. Российская Федерация – правовое государство?!
    Для того, чтобы ответить на главный вопрос моего эссе, является ли Россия правовым государством, нужно объяснить само определение правовогогосударства и его основные признаки, которые я нашла в учебнике.
    Итак, правовое государство – это государство, в котором признаны и защищены права и свободы гражданина этой страны, а власть подчинена праву.
    Егоглавными, основными признаками являются:
    Верховенство права. Это означает, что все равны перед законом: ни одна организация, ни один государственный орган, ни один человек не должен ставить себя выше закона. Всеграждане равны и обладают равными правами.
    Принцип незыблемости прав и свобод. Это значит, что правовое государство обязано принимать законы, которые гарантируют права и свободы человека. В правовомгосударстве господствуют справедливые, гуманные законы.
    Разделение властей. Власть делится на законодательную (ту, что заботится о создании правовых законов, признающих и защищающих права человека),исполнительную (ту, что претворяет в жизнь принятые законы) и судебную ( власть, защищающая право путём осуществления правосудия).
    Является ли наше государство таким?
    Во-первых, рассмотрим вопрос верховенстваправа.
    Положения главного закона нашей страны – Конституции – обязательны абсолютно для всех органов, учреждений и организаций, а так же для всех граждан Российской Федерации, в независимости от того, какойпост они занимают. Для всех них Конституция РФ является законом, и носит обязательный характер . Как раз в ней статья девятнадцатая (глава вторая, пункт первый) гласит: “Все равны перед законом исудом”, а во втором пункте этой статьи закреплена гарантия равенства прав и свобод человека независимо от его расы, пола, убеждений, веры и так далее.
    Рассмотрим следующий признак правового государства.Обратимся, опять же, к Конституции. Целая её глава, вторая, посвящена законам о правах и свободах человека и гражданина. В ней находятся сорок восемь статей, в…

  11. Введение
    Идея гражданского общества широко распространена в мире. Во многих цивилизованных странах она используется в официальных доктринах и законодательствах уже в течение многих десятков лет. Тем не менее, понятие гражданского общества является сравнительно молодым. Оно оформилось в XIX веке как противовес вмешательству государства в общественную жизнь и произволу властей в условиях новых общественных отношений.
    Вопросы, связанные с правовым государством, всегда вызывают глубокий интерес. Они актуальны в современных условиях, т.к. мы живем в стране, которая по Конституции является правовым государством. С практической точки зрения изучение явления правового государства может показать путь, формы, методы, которые целесообразно использовать в сложившейся ситуации при создании правового государства в России.
    «Приобщаясь в рамках нового политического мышления к мировым общечеловеческим ценностям, общество в России одной из фундаментальных проблем своего развития провозгласило создание современного демократического правового государства». Ядром этого государства является развитое гражданское общество. Становление гражданского общества в этом плане есть первая и важнейшая предпосылка для успеха реформ на пути к демократизации и юридизации всей общественной жизни России. Без полноценного гражданского общества не будут иметь успеха идеи правового государства: люди не воспримут и не поймут всей сущности этих новых в большой степени для нашей страны идей.
    В последние время интерес к проблеме гражданского общества возник и у нас в стране, и о гражданском обществе говорится как о само собой разумеющемся; в последние годы проблема гражданского общества стала активно обсуждаться в российской печати. Выдвигаются различные точки зрения о происхождении гражданского общества, его исторических периодах и соотношении с государством. Порой гражданское общество отождествляется с любым человеческим обществом или с государством. В результате теряется специфика этих образований. Отсюда четко выявляется необходимость понимания всей сущности самого гражданского общества, путей его становления и потенциальных возможностей.
    1. Понятие и признаки правового государства
    Государство и право теснейшим образом связаны друг с другом. Государство использует право во всех сферах своей деятельности, в свою очередь правые нормы всегда санкционируются государством. Но правовое государство это совсем особый тип взаимоотношений права и государства.
    Античные философы о правовом государстве
    Первые представления о правовом государстве как об определенном государственном устройстве, осуществляющем свою деятельность на основе закона, стали формироваться еще в Древнем мире. Значительное влияние на формирование теоретических представлений, а затем и практики правовой государственности, оказали политикоправовые идеи и институты Древней Греции и Рима.
    Главное направление поиска таких мыслителей античности, как Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель и др., связано со стремлением к более совершенным и справедливым формам общественной жизни. Античные философы последовательно отстаивали мысль о том, что государственность вообще возможна лишь там, где господствуют справедливые законы. Они старались найти такое взаимодействие между правом и государственной властью, которое бы обеспечивало гармоничное функционирование общества и при котором закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства.
    Идеи правового государства в XVIIIXIX вв.
    В период буржуазных революций возникают новые подходы к идее правового государства. В борьбе с абсолютизмом рождается идея правовой организации государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права.
    Значительный вклад в теорию правового государства в этот период внесли Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Вольтер, П. Гольбах, Т. Джефферсон и другие видные мыслители XVIIIXIX вв. С их именами связана разработка нескольких важных идей: естественных прав человека, народного суверенитета, разделения властей.
    Размышляя о пределах государственной власти, Д.Локк, например, среди неотчуждаемых прав особо выделяет собственность, свободу мнений. Любое покушение на право собственности (лишение части собственности, повышение налогов) рассматривается Локком как проявление деспотизма. Чтобы не допустить злоупотребления властей, он предлагает не соединять законодательную и исполнительную власть и подчинить законодателей действию ими же созданных законов, осуществляемых исполнительной властью. Другим средством от произвола, по Локку, является законность. «Ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из законов этого общества» .
    На качественно новую ступень обоснование идеала правового государства было поднято в теории родоначальника классической немецкой философии Иммануила Канта (17241804 гг.). Согласно знаменитому определению государства, сформулированному Кантом в «Метафизике нравов», оно представляет собой «объединение множества людей, подчиненных правовым законам». Хотя Кант не употреблял еще термина «правовое государство», он использовал такие близкие по смыслу понятия, как «правовое гражданское общество», «прочное в правовом отношении государственное устройство», «гражданскоправовое состояние». Особенность кантовского определения заключалась в том, что конститутивным признаком государства здесь было названо верховенство правового закона.
    Народу, согласно Канту, принадлежит законодательная власть. Исполнительная власть подчинена законодательной. Судебная власть назначается исполнительной. Тем самым должно обеспечиваться равновесие властей, а не просто их разделение.
    Термин «правовое государство» (понемецки Rechtstaat) ввел в научный оборот Роберт фон Моль, и таким образом он прочно утвердился в немецкой юридической литературе в первой трети XIX в.
    Тема правового государства в русской политикоправовой мысли
    В русской политикоправовой мысли тема правового государства поднималась трудах Д.И. Писарева, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, А.И. Радищева, П.И. Пестеля, Н.М. Муравьева и других мыслителей.
    В завершенном виде русская концепция правового государства сложилась в работах видных правоведов и философов предоктябрьского периода: Н. М. Коркунова, С. А. Котляревского, П. И. Новгородцева, Г.Ф. Шершеневича, Б.Н. Чичерина, Н.А. Бердяева и других. Большинство из них принадлежали к представителям русского либерализма. Либерализм в России во второй половине XIX в. стремился преобразовать государственный строй Российской империи в соответствии с образцами европейского пути развития.
    Основными идеями либеральных доктрин были права и свободы личности, светский характер общества, политический плюрализм, всеобщее избирательное право, парламент, правовое государство и режим законности.
    Советская государственноправовая наука идею правового государства считала буржуазной.
    В период перестройки и после краха социалистической системы в нашей стране произошли серьезные изменения в научных взглядах на государство и право, обозначились новые подходы к оценке их роли в политической системе общества. Опираясь на научный потенциал прошлого и настоящего, практический опыт построения и функционирования правовой государственности в современных демократических государствах, отечественное правоведение и политическая мысль наметили реальные контуры будущего правового государства в нашем обществе.
    Признаки правового государства.
    В юридической литературе в качестве основных признаков правового государства обычно выделяются следующие:
    верховенство права, юридическая защищенность всех общественных субъектов от произвольных решений кого бы то ни было;
    принцип разделения властей, т.е. самостоятельное и независимое функционирование трех ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной; и правовая организация системы государственной власти;
    приоритет прав и свобод граждан и единство их прав и обязанностей;
    взаимная ответственность государства и личности.
    Рассмотрим вышеперечисленные черты правового государства подробнее.
    1. Верховенство права. В правовом государстве высшей юридической силой обладает только закон, которому подчиняются как граждане государства, так и государственные органы. Основной закон такого государства Конституция. Все другие правовые акты должны соответствовать закону и основываться на его нормах. Соблюдение законов это основа нормального функционирования государства, и защиты прав граждан.
    2. Разделение власти. Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную необходимо для того, чтобы исключить произвол власти, создать механизм сдержек и противовесов. Оно направлено против авторитаризма в государственном строе и служит развитию демократии в государственном управлении. В правовом государстве существует баланс законодательной, исполнительной и судебной властей при провозглашенном суверенитете народа. В федеративных государствах наряду с «горизонтальным» разделением власти реализуется принцип и «вертикального» разделения: между федерацией и ее субъектами.
    В ряде стран Латинской Америки выделяются четыре ветви власти: к трем известным добавлена избирательная власть. И это не предел. В проекте Конституции Никарагуа 1986 г. указывались пять ветвей власти, а во второй Конституции Алжира 1976 г. шесть: политическая, законодательная, исполнительная, судебная, контрольная и учредительная.
    3. Гарантированность прав и свобод граждан. Этот признак правового государства означает, что кроме провозглашения прав и свобод личности в обществе должны существовать конкретные механизмы их реализации, т.е. реально обеспеченная возможность гражданина получить образование, социальное обеспечение, квалифицированную юридическую помощь, судебную защиту своих прав, эффективную работу правоохранительных органов и т.д. Личность вправе иметь на закрепленные в законах субъективные права личности и рассчитывать на положительные действия государства в его интересах.
    4. Взаимная ответственность государства и личности. Провозглашая определенные права и обязанности гражданина, само государство имеет не только права, но и обязанности перед гражданином. Оно не свободно от ограничений в своих решениях и действиях, и государственные органы несут ответственность за нарушение законов или ненадлежащее выполнение своих обязанностей. Реализация такого подхода к взаимоотношениям личности и государства означает существование определенных форм контроля общества над деятельностью государственных органов. К формам такого контроля относятся: политическая ответственность правительства перед парламентом, парламента перед народом, юридическая ответственность должностных лиц за нарушение прав и свобод граждан, регулярные перевыборы высших должностных лиц и т.д.
    Экономическая, социальная и нравственная основы правового государства.
    Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, кооперативной, частной и других) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ; индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности и свободы собственности, которые экономически обеспечивают господство права, равенства участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.
    Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы. Переход от тоталитарных методов управления к правовой государственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности государства. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев.
    Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным мировоззрениям.
    Правовое государство это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права, ограниченно правом и исключает произвол и беззаконие. государство применяет силу в правовых рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает свободе других людей.
    2. Характеристика и понятие гражданского общества
    Т.В.Кашанина и А.В.Кашанин дают следующее определение гражданского общества.
    Гражданское общество это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми, культурными отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним; это союз индивидов, обладающих развитой, целостной, активной личностью, высокими человеческими качествами (свободы, права, долга, морали, собственности и др.).
    Признаками (особенностями) гражданского общества являются:
    высокое сознание людей;
    высокая материальная обеспеченность их на основе владения ими собственностью;
    широкие связи между членами общества;
    наличие государственной власти, подконтрольной, преодолевшей отчуждение от общества власти, где ее носители всего лишь наемные работники, обладающие соответствующей компетентностью, мастерством, способностью решать проблемы общества;
    децентрализация власти;
    передача части власти органам самоуправления;
    согласование позиций вместо конфликтов;
    развитое чувство коллективности (но не стадной), обеспеченное сознанием принадлежности к общей культуре, нации;
    личность гражданского общества это человек, ориентированный на созидание, духовность.
    Структура гражданского общества.
    Гражданское общество имеет свою структуру, составляющие которой различные общественные образования и общественные институты, обеспечивающие условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов, коллективов, способные «давить» на государственную власть с тем, чтобы заставить ее служить обществу.
    Структура это внутреннее строение общества, отражающее многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность и динамизм развития.
    Структуру современного российского гражданского общества можно представить в виде пяти основных систем, отражающих соответствующие сферы его жизнедеятельности. Это социальная (в узком смысле слова), экономическая, политическая, духовнокультурная и информационная системы.
    Социальная система охватывает совокупность объективно сформировавшихся общностей людей и взаимоотношений между ними. Это первичный, основополагающий пласт гражданского общества, оказывающий определяющее влияние на жизнедеятельность других его подсистем.
    Прежде всего здесь следует обозначить блок отношений, связанных с продолжением рода человеческого, воспроизводством человека, продлением его жизни, воспитанием детей. Это институты семьи и отношения, обусловленные ее существованием, обеспечивающие соединение биологического и социального начал в обществе.
    Второй блок составляют отношения, отражающие сугубо социальную сущность человека. Это конкретные отношения человека с человеком как непосредственно, так и в различных коллективах (клубах, общественных объединениях и т. п.).
    Третий блок образуют опосредованные отношения между большими социальными общностями людей (группами, слоями, классами, нациями, расами).
    Экономическая система представляет собой совокупность экономических институтов и отношений, в которые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, производства, распределения, обмена и потребления совокупного общественного продукта.
    Политическую систему составляют целостные саморегулирующиеся элементы (организации) государство, политические партии, общественнополитические движения, объединения и отношения между ними. Индивид политически выступает в качестве гражданина, депутата, члена партии, организации.
    Духовнокультурная система образуется из отношений между людьми, их объединениями, государством и обществом в целом по поводу духовнокультурных благ и соответствующих материализованных институтов, учреждений (образовательных, научных, культурных, религиозных), через которые реализуются эти отношения.
    Базовый блок в этой сфере составляют отношения, связанные с образованием. Образование является фундаментом в деле развития человеческой личности. Его состояние характеризует перспективы развития конкретного общества. Без образования не может нормально функционировать не только духовнокультурная сфера, но и общественная система в целом.
    Жизненно необходимы для человека и общества отношения, обусловливающие возникновение и развитие науки, культуры, религии.
    Информационная система складывается в результате общения людей друг с другом непосредственно и через средства массовой информации. В качестве ее структурных элементов могут выступать общественные, муниципальные и частные организации, учреждения, предприятия, а также граждане и их объединения, осуществляющие производство и выпуск средств массовой информации. Информационные отношения носят сквозной характер, они пронизывают все сферы гражданского общества.
    3. Правовое государство в современной России
    В Конституции РФ нашли свое признание и нормативное закрепление все три основных аспекта правовой государственности гуманитарноправовой (права и свободы человека и гражданина), нормативноправовой (конституционноправовая природа и требования ко всем источникам действующего права) и институциональноправовой (система разделения и взаимодействия властей).
    Действующая конституция РФ, принятая на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года, конституировала РФ как демократическое правовое государство с федеративной формой государственного устройства и республиканской формой правления. Кроме того, Конституция определяет РФ как социальное государство и как светское государство. Определенная глава Конституции посвящена правам и свободам граждан РФ, которые сформулированы в соответствии с нормами международного права.
    Реальные демократические преобразования в праве начались со второй половины 80х годов в годы перестройки, особенно после поражения августовского (1991г.) путча. Получил общее признание принцип «правового государства», были отменены репрессивные, иные реакционные институты и положения, стали развиваться демократическое законодательство, система правосудия (созданы Конституционный суд Российской Федерации, Высший арбитражный суд Российской Федерации). В октябре 1991 г. Верховным Советом Российской Федерации была одобрена концепция судебной реформы, которая направлена на утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной. Принятая Верховным Советом Российской Федерации в 1991г. Декларация прав и свобод человека и гражданина, исходит из того, что государство признает приоритет прав и свобод человека, что соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека главная обязанность государственной власти. Процесс формирования правового государства предполагает создание системы политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность этих конституционных положений, равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности.
    В течение долгих десятилетий в нашей стране действовала однопартийная система, которая исключала возможность создания и функционирования легальных оппозиционных партий. Официальной, государственной идеологией являлся марксизмленинизм. Современное демократическое правовое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия (плюрализма), многопартийности. Поэтому одним из путей формирования правового государства, одним из направлений этой работы является развитие гражданского общества, выступающим важным звеном между личностью и государством, в котором реализуется большая часть прав и свобод человека; утверждение принципов политического плюрализма.
    Необходимым фактором, определяющим во многом успех многих преобразований в государственной и политической жизни нашего общества, является уровень политической и правовой культуры в обществе. Необходимо избавляться от того правового нигилизма, который особенно отчетливо проявился в последнее время не только у граждан, но и у представителей государственного аппарата. Уважение и соблюдение конституции, закона всеми членами, всеми должностными лицами неотъемлемая черта демократического государства.
    На территории распавшегося СССР происходят сложные процессы в развитии государства и права становление в новых «независимых государствах» государственных и правовых систем, соответствующих требованиям современного гражданского общества. Это развитие все более осложняется изза того, что общество переживает жесточайший экономический и социальный кризис, существенно отразившийся на уровне жизни людей и резко высветивший те негативные последствия, которые породила тоталитарная система за долгие десятилетия своего господства.
    Конституционная модель российской правовой государственности остается еще не сформированной до конца. Поэтому первоочередной является задача доведения до конца процесса формирования всех конституционных институтов. Наряду с существенными достоинствами конституционная модель РФ имеет и ряд недостатков, т.к. процесс формирования правового государства в РФ сталкивается со значительными трудностями, идет весьма медленно и достаточно противоречиво. В России пока не удалось реализовать в полной мере ни одного из основных принципов правового государства.
    Грубо нарушается в стране принцип верховенства закона. Достаточно распространенной является практика принятия представительными и исполнительными органами субъектов РФ нормативноправовых актов, противоречащих федеральным законам. Значительная часть норм, закрепленная федеральным законодательством, не реализуется, действует лишь формально. Часть населения лишена возможности иметь работу и получать достойное вознаграждение за свой труд. Государство оказывается неспособным обеспечить в должной мере права и свободы своих граждан в сфере образования, науки, соц. обеспечения. Принцип разделения властей в Конституции закреплен таким образом, что законодательная власть не способна организовать действенный парламентский контроль за деятельностью исполнительной власти по организации и обеспечению реализации федеральных законов.
    В качестве одной из важнейших задач, связанной с формированием правового государства, следует рассматривать развитие и совершенствование законодательства, формирование новой по существу правовой системы. В последнее время приняты очень многие законодательные акты, создающие основы для дальнейшего развития нашего государства как демократического, правового. Это Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации, Декларация прав и свобод человека и гражданина, закон о гражданстве, закон о собственности, Конституция Российской Федерации, Договор об общественном согласии.
    Таким образом, основная задача состоит в том, чтобы наконец преодолеть застарелый порок российской власти тенденцию к ее монополизации и бесконтрольности, развить и упрочнить систему разделения властей. Опыт российской политической истории учит, что это очень трудно, но крайне необходимо. Пока возможно, это должны сделать сторонники действующей конституции, не откладывая дело до прихода к власти ее противников.
    Список литературы
    1. Конституция РФ.
    2. Гаджиев К. С. «Политическая наука», М.: 1998.
    3. «История правовых и политических учений». /под ред. В. С. Нерсесянца. М., 1995.
    4. Енгибарян Р.В. «Теория государства и права». Учебное пособие. М.: Юрист, 1999.
    5. Воротилин Е. А. «Идеи правового государства в истории политической мысли» //Политология. Курс лекций. М., 1997.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *