Сочинение на тему язык и речь 5 класс

6 вариантов

  1. Умение в нужной форме использовать все богатства русского языка играет невероятно важную роль в нашей жизни. Слово может стать настоящим оружием — великим, способным и ранить, и исцелить. С помощью языка люди общаются между собой, выражают свои мысли и чувства, язык способствует развитию науки, техники, развитию всего человеческого мира.
    Культура речи — это правильное произношение, знание всех норм и правил словоупотребления, умение пользоваться выразительными средствами языка. Культура общения заключает в себе намного больший и глубокий смысл, это одна из самых важных составных частей в общей культуре человека.
    Владение всеми богатствами языка — важный показатель культурного уровня развития любого человека независимо от его возраста, национальности, профессии. Умение четко, точно и ясно выражать свои мысли поможет быть правильно понятым окружающими. В этом заключена эстетическая сторона человеческой личности, потому что умелое владение родным языком отражает в целом культуру не только отдельного человека, но и всего народа, общества. Язык — великое чуда культуры, созданное народом, приумноженное лучшими писателями и публицистами, духовная ценность общества, поэтому наше общество имеет полное право называться богатым духовно.
    Грустно, что в последнее время мы все меньше внимания уделяем развитию своего языка — чудесного, красивого, волшебного. На русском и украинском языках написано множество шедевров литературы. Сколько ценного можно почерпнуть, как можно обогатить и возродить свой язык, опираясь на великое достояние народа! Русский и украинский языки, в которых столько общего, имеют общее происхождение. Они представляют собой огромную ценность, постигать которую можно всю свою жизнь. Ведь национальный язык объединяет в единую систему литературный язык, территориальные диалекты и профессионализмы, жаргоны и просторечия. Разобраться во всем этом многообразии, научиться грамотно пользоваться всеми богатствами своего языка — вот задача, которую должен ставить перед собой каждый человек.
    Думаю, все согласны с тем, что высокая культура устной и письменной речи, умение правильно пользоваться всеми выразительными средствами родного языка, стремление к тому, чтобы беречь и приумножать их, — важная задача каждого из нас.

  2. Сегодня я – один из 170 миллионов людей, которые считают родным русский язык. Я горжусь этим, потому что русский – великий мировой язык. Русский относится к языкам межнационального общения, он входит в десятку самых распространенных языков на планете. Это государственный язык самого большого по территории государства в мире – России, а также второй государственный в Беларуси. Русский — рабочий язык Организации Объединенных Наций.
    В современном мире русским языком владеют еще 110 миллионов человек, для которых он не является родным. В мире десятки стран, где русский учат в школах и университетах. Особенно это распространено в странах бывшего СССР, ведь русский был основным языком в Союзе. Например, половина населения Украины говорит по-русски, и в ряде областей он признан региональным.
    Почему русский язык так распространен? Во-первых, границы Российской империи, а потом СССР, были очень широки. Русские оказывали, и оказывают большое политическое, экономическое и культурное влияние на другие народы.
    Сейчас распространение русского языка в странах бывшего СССР не всем нравится. Некоторые политики стремятся его вытеснить и утверждают, что он угнетает национальные языки. Но люди все равно общаются между собой по-русски, читают русскоязычные газеты и книги. Значимость русского языка невозможно устранить искусственными методами.
    Вторая причина, по которой русский распространен в мире – это то, что в странах Европы, в США, в Канаде живет много эмигрантов из России. А еще россияне любят путешествовать по миру и общаться с людьми. Я слышал, что в некоторых американских или израильских городах все продавцы знают русский: у них покупатели русскоязычные. Учат русский арабы и турки: к ним россияне приезжают отдыхать.
    Третья причина значимости русского языка в мире — это литература. Русская литература – одна из величайших в мировой культуре. Имена Достоевского, Толстого, Чехова и других великих писателей известны в далеких уголках планеты. Немцы, французы, испанцы изучают в университетах русский, чтобы прочесть произведения этих авторов в оригинале.
    Сейчас в мире среди языков межнационального общения лидирует английский. Английские слова проникают даже в русский язык, часто засоряя его. Но я считаю, что все это относительно.
    Во-первых, теперь целая армия переводчиков трудится, переводя с русского на английский: русская культура влияет на англоязычную тоже. Во-вторых, когда-то уже была мода: все говорили по-французски. Потом мода поменялась, и люди бросились на что-то новенькое. А великий и богатый русский язык, русская культура живут в веках.
    Источник: ycilka.net

  3. «…мне радостно слышать чужую речь». (По А.Г.Битову)
    Не понимая языка, я слышал то, чего никогда не слышал в русской, понятной мне речи, а именно: как люди говорят…
    Русский язык «останется самим собой». (По С.П.Залыгину)
    Слово и вообще-то умнее и мудрее нас, и мы, если бы захотели, могли бы в течение всей своей жизни рассматривать и изучать мудрость одного-единственного слова нашей речи.
    Язык «отражает состояние общества». (По В.Г.Костомарову).
    Все знают, что часовая стрелка на циферблате движется, но увидеть, как она движется, нельзя.
    Как я учился писать. (По Д.С.Лихачёву).
    В моём образовании был один очень существенный недостаток: мы не писали классных работ и не делали домашних заданий (впрочем, домашние письменные работы всё же иногда выполняли).
    Как говорить? (По Д.С.Лихачёву)
    Неряшливость в одежде – это прежде всего неуважение к окружающим вас людям, да и неуважение к самому себе.
    Из письма Д.С. Лихачёва «Об искусстве слова и филологии»
    Искусство слова — самое сложное, требующее от человека наибольшей внутренней культуры…
    Когда не спасает красота. (По О.О.Павлову)
    Культура российская не оскудевает на события, но судьбу культуры давно не решают события, происходящие в её же масштабах.
    О языке, «пригодном для простой коммуникации». (По Т.Н.Толстой)
    Триста лет назад (как время-то бежит!) Петр Великий прорубил окно в Европу; естественно, в образовавшееся отверстие хлынули европейские языки: английский, голландский, французский, итальянский.
    Подвижник В.И.Даль. (По В.Воробьёву)
    В русском языке есть прекрасное слово «подвижник». Оно сродни слову «подвиг» и означает: «Славный великими делами на каком-либо поприще; доблестный деятель» храбрый, удачливый воитель…».
    О большом любителе разбирать слова. (По К.Г.Паустовскому)
    Русский язык открывается до конца лишь тому, кто кровно любит свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.
    «…не потерять чувство… языка» (По К.Г.Паустовскому)
    Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины.
    Переводчик. (По Ч.Т.Айтматову)
    Родной язык! Сколько об этом сказано! А чудо родной речи необъяснимо.
    Резервы Слова. (По В.М.Акаткину)
    Кто из ушедших и ныне живущих не бился над неподатливостью и загадочностью Слова, кто не пытался проникнуть в его самые сокровенные глубины, но мало кому открывался сей таинственный и темный Сезам…
    Активный словарь русского языка… «сжимается». (По Ю.Вронскому)
    Есть психологическое явление, которое я называю «комплексом бедного родственника». Бедному родственнику кажется, что у богатого всё лучше, чем у него, в том числе и язык.
    Наши названия – наша история. (По Ю.Дружникову).
    Добрую половину своей жизни я прожил в Москве, на Песчаных улицах, в районе, который в течение нескольких веков носил название село Всехсвятское – по церкви Всех Святых, мимо которой по Санкт-Петербургскому шоссе туда и обратно много раз проезжал Пушкин.
    «До свидания, алфавит»? (По С.М.Казначееву)
    Идёшь по улице, и вдруг в глаза бросается яркая афиша: «Концерт Zемфиры». Рядом кинотеатр приглашает тебя на просмотр новой ленты под названием «Шиzа».
    В защиту языка. (По Ю.В.Откупщикову)
    Мы часто забываем, а может, не хотим знать о том, каким спасительным может стать слово милосердия и любви, и насколько разрушительным бывает даже неосторожно сказанное злое слово.
    Прекрасный и великий. (По Н.К.Рериху)
    «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? 3)Но нельзя верить, что такой язык не был дан великому народу!» – на склоне лет сердечно выразился Тургенев о русском языке.
    Для «согласного общих дел течения» (По Л.В.Успенскому)
    С раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком.
    «Нет такого языка, который бы не заслуживал уважения». (По К.Ш.Кулиеву)
    Каждый язык – это целый мир. Язык не только предмет для изучения, а живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище.
    «Тяготение к иностранным словам» (По К.И.Чуковскому)
    Первым и чуть ли не важнейшим недугом современного русского языка в настоящее время считают его тяготение к иностранным словам.
    Берегись канцелярита! (По Н.Галь)
    Молодой отец строго выговаривает четырёхлетней дочке за то, что она выбежала во двор без спросу и едва не попала под машину.
    С чего начинается Родина? (По И.А.Кабыш)
    Помнится, в мои школьные годы патриотическое воспитание неизменно писалось через дефис с «военно» и предполагало довольно ограниченный набор мероприятий: походы по местам боёв, посещение музеев боевой славы, встречи с ветеранами.

  4. Урок №1                                                     Я-5
    Тема: Язык и человек. Язык и речь. Язык и его единицы
    Цели: сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; дать понятие о единицах языка.
    Задачи: научить способу запоминания  учебного материала по теме на  основе ассоциаций
    Оборудование: ИКТ
    Ход урока
    1)  Организационный момент: оформление тетрадей
    2)  Анализ  слова «сентябрь»: мягкие согласные создают настроение и влияют на восприятие этого слова.   Написание е в первом слоге можно запомнить при помощи словосочетания «первое сентября». Слова, которые всплывают в памяти при произношении какого-то слова, называют ассоциациями, а способ запоминания – ассоциативным. Какие ассоциации вызывает у вас словосочетание «русский язык»?
    3)  Мы читаем книгу, газету, журнал и понимаем написанное. С помощью слов человек выражает свои мысли и передает их другим. Это может проходить устно и письменно. И это происходит благодаря языку. Слово – это речь, язык. Писатель Лев Успенский в своей книге «Слово о словах» пишет: «Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают  друг другу свои мысли…  не случайно у многих народов два предмета, ничем не похожих один на другой, – мясистый подвижный орган вкуса, помещающийся во рту, и человеческая способность говорить и понимать собеседника – издавна именуются одним и тем же словом».
    Работа над отрывком из стихотворения Е. Тараховской «Где овечка без хвоста?».
    У пастушка Вани пропала овечка без хвоста, и он пошел ее искать.
    … Повстречалась с ним корова
    У зеленого куста.
    – Эй, буренушка, здорово!
    Не видала ль ты, корова,
    Где овечка без хвоста?
    Но корове эти речи
    Непонятны человечьи,
    И она в ответ ему
    Промычала кратко: «Му!»
    Повстречался пес зубастый
    Возле речки у моста.
    – Эй, послушай, псина, здравствуй!
    Не видал ли, пес зубастый,
    Ты овечку без хвоста?
    Но собаке эти речи
    Непонятны человечьи.
    Ничего не разобрав,
    Пес пролаял громко: «Гав!»
    Повстречался с ним козленок
    У кленового куста.
    – Эй, рогатый! Эй, миленок!
    Не видал ли ты, козленок,
    Где овечка без хвоста?
    Но козлу такие речи
    Непонятны человечьи.
    Лист кленовый теребя,
    Он проблеял нежно: «Бя!»
    Повстречался конь ретивый,
    Грива черная густа.
    – Эй, послушай, черногривый!
    Не видал ли, конь ретивый,
    Ты овечку без хвоста?
    Но коню такие речи
    Непонятны человечьи.
    И заржавши: «Ги! Ги! Ги!», –
    Конь возьми да убеги.
    Затем Ване повстречался кот усатый, за котом –  попугай и, наконец, мальчик, который помог найти овечку.
    Мы с тобой такие речи
    Понимаем человечьи.
    Я в ответ сказать могу:
    «Вон овечка – на лугу!»
    В о п р о с ы:
    – Почему животные не смогли помочь Ване?
    – Кто помог мальчику и почему?
    К какому же выводу вы пришли? (Речь (язык) служит для взаимопонимания людей, для передачи мыслей, чувств и т. д.)
    – Что такое язык? (Язык – средство человеческого общения.)
    – Какими словами, близкими по значению, можно заменить слово язык? (Речь, слово.)
    язык изучает наука лингвистика (лингва – язык). В учебнике отражены разделы науки о языке, с которыми ребята познакомятся в процессе изучения.
    4)  Единицы языка.
    1. Предложение – единица языка.
    2. Слово – единица языка.
    3. Звук – единица языка.
    Диктант с заданием.
    Пусть живет
    Около санатория есть озеро. Из него вытекает ручей, который можно перейти двумя широкими шагами. На дне ручья лежала серая шина.
    Однажды мы с Ваней решили эту шину достать. Вытащили ее на берег, перевернули. И вдруг оттуда выпал сом! Забился на траве, затрепыхался. Жалко нам стало бедного сома, и мы отпустили его в ручей. Рыба махнула хвостом и уплыла. Пусть живет.
    • Задание.
    1. Назовите единицы языка. Подтвердите примерами из текста.
    2. Можно ли отнести этот текст к рассказам о летних происшествиях?
    Домашнее задание: составить и записать рассказ (6-10 предложений) «Моё летнее происшествие ».

  5. Цель:
    Познакомить со значениями слов “речь”, “язык”, “слово”,
    Развивать умение отличать значения данных слов в контексте.
    Формировать навык работы со словарями.
    Воспитывать любовь к родному языку.
    Оборудование: выставка словарей: несколько томов из “Словаря
    современного русского литературного языка”, “Толковый словарь живого
    великорусского языка” В.И.Даля (несколько томов), “Толковый словарь русского
    языка” С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой (любые издания).
    Ход урока
    II. Вступительное слово учителя.
    Задумывались ли вы над тем, что такое язык? Один
    человек говорит, другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, газету, журнал
    и тоже понимаете, что написано. С помощью слов (устно или письменно) человек
    выражает свои мысли и передает их другим. И это происходит, благодаря языку.
    Лев Успенский в своей замечательной книге “Слово о словах” пишет: “Язык –
    удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, предают
    друг другу свои мысли… Не случайно у многих народов два предмета, ничем не
    похожих один на другой, – мясистый подвижный орган вкуса, помещающийся во рту, и
    человеческая способность говорить и понимать собеседника – издавна именуются
    одним и тем же словом”.
    (Запишите в тетради тему нашего урока “Язык и человек. Язык и речь”).
    II. Выставка словарей на классной витрине.
    1. Слово учителя.
    Каждый из вас, ребята, может научиться писать так хорошо, как Лев Успенский,
    если с желанием, серьезно, с любовью будет изучать свой родной язык. А русский
    язык – язык великого народа, – один из богатейших языков мира. Пред вами
    несколько томов Словаря современного русского литературного языка. Всего таких
    томов семнадцать, и в них записано 120480 слов! Это великое богатство. Русский
    язык, как и другие языки мира, все время развивается, обогащается новыми словами.
    И каждое слово имеет свою историю. Узнавать историю слов, догадываться об их
    происхождении – очень увлекательное занятие. Вспомним рассказ К.Г.Паустовского о
    встрече с лесником, который любил искать словам объяснение, и это занятие
    доставляло ему большую радость. “Найдешь слову объяснение и радуешься!” –
    признавался он писателю.
    Вот это один из томов словаря В.И.Даля, который точно называется “Толковый
    словарь живого великорусского языка”. В нем собрано 200 000 слов, пословиц и
    поговорок.
    И, наконец, “Толковый словарь русского языка” С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой, в
    который мы с вами будем заглядывать почти на каждом уроке.
    А начнем прямо сейчас.
    III. Словарная работа.
    – Оказывается слово “речь” многозначное. Заглянем в словарную стаью.
    Способность говорить, говорение. Владеть речью. Дар речи.

    Разновидности или стили языка. Устная и письменная речь.

    Звучащий язык. Русская речь музыкальна.

    Разговор. Беседа. Умные речи приятно слушать.

    Публичное выступление. Выступать с речью.

    – В толковом словаре есть словарная статья к слову “слово” – “единица речи”,
    “речь”. Оба эти значения неразрывно связаны.
    (Аналогичная работа проводится со словом “язык”.)
    – Слово “язык” тоже многозначное:
    Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических
    средств, являющихся орудием общений, обмена мыслями и взаимного понимания
    людей в обществе. Великий русский язык. Славянские языки.

    Совокупность средств выражения в словесном творчестве (стиль). Язык
    Пушкина. Язык писателей.

    Речь, способность говорить. Лишиться языка. Больной лежит без языка и
    без движений.

    Система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию. Язык пчел.
    Язык животных. Язык дорожных знаков.

    Переносное. То, что выражает, объясняет собой что-нибудь (о предметах и
    явлениях). Язык фактов. Язык танца.

    Переносное. Пленный, захваченный для получения нужных сведений. (разговорное).
    Взять, привести языка.

    IV. Выборочный диктант.
    – Мы познакомились со значениями слова “речь”. Давайте поучимся различать
    значения этого слова в предложениях. Запишем их и в скобках обозначим цифрой
    значение 1, 2, 3, 4 или 5.
    1) Отовсюду были слышны поздравительные речи. (5.)
    2) Об этом не может быть и речи. (4.)
    3) У этого мальчика затруднительная речь. (1.)
    4) Звучит многоязычная речь. (3.)
    5) В обыденной жизни мы пользуемся раз говорной речью.
    (2.)
    6) О чем речь? (5.)
    – А в каком из этих пяти значений слово “речь” употреблено в теме нашего
    урока? (1.)
    Вывод: Русский язык (русскую речь) мы изучаем для того, чтобы точно,
    ярко, образно выражать свои мысли устно и письменно. Нам надо научиться
    рассказывать и писать так, чтобы слушающим и читающим было не только понятно, но
    и интересно.
    – Кстати, книга Л.Успенского называется “Слово о
    словах”. В каких значениях слово “слово” употребляется в первом и во втором
    случае? (Речь о языке).
    V. Работа с текстом “Язык”. (Текст должен быть распечатан для
    каждого учащегося.)

    1. Чтение текста учителем.
    Язык.
    Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды
    Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовит самое лучшее. Эзоп
    купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает
    только языки. Эзоп ответил: “Ты велел купить самое лучшее. А что на свете может
    быть лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается культура народов.
    При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут
    объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать,
    мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать
    радость. Ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше
    языка”.
    Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.
    В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее.
    Эзоп опять пошел покупать языки. Все удивились этому.
    Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: “Ты велел мне сыскать самое худшее. А что
    на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга,
    посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык
    может сделать людей врагами, он может развязать войну, он приказывает разрушать
    города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло,
    предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?!
    Предание говорит, что не всем гостям было приятно слышать этот ответ Эзопа.
    2.Словарная работа (Ксанф, Эзоп, Древняя Греция, предание).

    3. Вопросы и задания:
    – Почему баснописец Эзоп в одном случае говорит, Что лучше языка ничего на
    свете нет, в другом – утверждает, что язык – это самое худшее, что есть на
    свете? Как понять это противоречие?
    – Спишите из текста те предложения, в которых говорится о языке как о речи.
    – Что общего в рассказе о баснописце Эзопе и в высказывании Л.Н.Толстого?
    “Слово – дело великое. Великое, потому что словом можно соединить людей,
    словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно
    служить вражде и ненависти. Берегитесь такого слова, которое разъединяет людей?”
    – К чему призывает Л.Н.Толстой?
    VI. Вывод.

    Слово учителя.

    Закончить наш разговор о языке мне хочется диалогом из рассказа М.Горького:
    – Ты таким языком со мной не смей говорить!
    –А у меня один язык (Высовывает язык, показывает), и я со
    всеми им говорю.
    Ребята, я думаю всем понятно, в каких значениях употреблено слово “Язык”.
    Ведь мы сегодня говорили об этом целый урок.
    VII. Домашнее задание. Подобрать пословицы и поговорки со словами
    “речь”, “язык” и “слово”.

  6. 7
    Определите значение слова «речь»: 1) Отовсюду были слышны поздравительные речи. 2) Об этом не может быть и речи. 3) У этого мальчика затруднительная речь. 4) Звучит многоязычная речь. 5) В обыденной жизни мы пользуемся разговорной речью. 6) О чем речь? – А в каком из этих пяти значений слово речь употреблено в теме нашего урока?
    8
    Определите значение слова «речь»: 1) Отовсюду были слышны поздравительные речи. (5.) 2) Об этом не может быть и речи. (4.) 3) У этого мальчика затруднительная речь. (1.) 4) Звучит многоязычная речь. (3.) 5) В обыденной жизни мы пользуемся разговорной речью. (2.) 6) О чем речь? (5.) – А в каком из этих пяти значений слово речь употреблено в теме нашего урока? (1.)
    9
    Вывод Русский язык (русскую речь) мы изучаем для того, чтобы точно, ярко, образно выражать свои мысли устно и письменно. Нам надо научиться рассказывать и писать так, чтобы слушающим и читающим было не только понятно, но и интересно.
    10
    Лев Успенский Слово о словах В каких значениях слово слово употребляется в первом и во втором случае?
    11
    Лев Успенский Слово о словах В каких значениях слово слово употребляется в первом и во втором случае? «Речь о языке»
    12
    Предание Язык Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: Ты велел купить самое лучшее. А что на свете может быть лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка. Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям. В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее. Эзоп опять пошел покупать языки. Все удивились этому. Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может развязать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?!
    13
    Словарная работа Предание; Древняя Греция; Баснописец Эзоп; Философ Ксанф.
    14
    Вопросы и задания Почему баснописец Эзоп в одном случае говорит, Что лучше языка ничего на свете нет, в другом – утверждает, что язык – это самое худшее, что есть на свете? Как понять это противоречие? – Спишите из текста те предложения, в которых говорится о языке как о речи.
    15
    Прочитайте высказывание. Ответьте на вопросы. Слово – дело великое. Великое, потому что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегитесь такого слова, которое разъединяет людей? Л.Н. Толстой Что общего в рассказе о баснописце Эзопе и в высказывании Л.Н.Толстого? К чему призывает Л.Н.Толстой?
    16
    Поговорим о языке… – Ты таким языком со мной не смей говорить! – А у меня один язык (высовывает язык, показывает), и я со всеми им говорю. (Из рассказа М.Горького.) В каких значениях употреблено слово язык?
    17
    Домашнее задание Подобрать пословицы и поговорки со словами речь, язык и слово.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *