Сочинение на тему язык мой друг 4 класс

9 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: ДеВуШкА ДьЯвОлА

    Язык мой – друг мой
    Я хочу начать свое сочинение, что означает для человека его язык. Думаю, что язык – это важнейшая часть общения и наивысшее богатство для человека. Язык – это целая система словесного выражения и передачи мыслей. Он актуализируется, осуществляется, материализуется в устной и письменной речи.
    Мысль моего сочинения заключается в том, как родной язык важен и значим для нас с ранних лет, а именно с рождения. Он играет одну из главенствующих ролей в жизни человека. Конечно, каждая страна разговаривает на своем языке, родном для них. Например, в России разговаривают на русском языке, в Англии на английском. А у нас в Татарстане государственными языками являются два языка: русский и татарский.
    Родной язык может помогать в общении с окружающими людьми. Если ты хорошо знаешь родной язык, много читаешь художественной литературы, у тебя обогащается словарный запас. Изучая историю своего языка, своего народа, тебе будет легко в общении, тебя будут уважать за твои познания в языке. Ведь приятно общаться с человеком, который умеет грамотно разговаривать на своем языке. В таких ситуациях язык всегда является нашим верным другом.
    Язык также может и навредить. Ведь некоторые сказанные нами слова могут обидеть человека. Порой мы не следим за своей речью. Так, например, в общении с друзьями, мы допускаем слова-паразиты, но согласитесь, что при общении, что при общении так выражать свои мысли нельзя! Язык будет являться для нас врагом, если мы не умеем корректно выражать свои мысли. Поэтому нужно следить за своей речью, говорить правильно и внятно, особенно на родном языке.
    А что может быть на свете лучше языка? Ведь при помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка.
    Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло. Человек сам выбирает, как ему поступить, выбирая язык либо как лучшее, что есть на свете, либо как худшее.
    В заключении хочется сказать, что основная функция языка – это средство общения. Язык – неотъемлемая часть человека, без которой существование на земле невозможно. Язык – один из способов передачи человеческих мыслей, чувств, эмоций. Он выражает особенности народа, который им пользуется. Нужно любить свой родной язык, следить за правилами речи, ведь не всегда, получается, выражать свои мысли правильно и красиво.
    Хотелось бы закончить свое сочинение прекрасными словами великого татарского поэта Габдуллы Тукая «И туган тел, и матур тел, эткэм-энкэмнен теле», что в переводе означает «О родной язык, красивый язык, отца и матери язык».

  2. Каждый из нас познаёт мир: одним познание даётся труднее, другим – полегче; один взрослеет быстрее, другой помедленнее. Но в любом случае никто из нас не обходится без родного языка, без слов и выражений самых простых.
    Язык – это целый мир. Родное слово помогает жить.
    С доисторических времён человек живёт в обществе. Это вызвало необходимость уметь одному человеку как-то сообщить другому свои мысли, желания, чувства. Так из потребности общения возник язык.
    С раннего детства мы познаём мир, сначала только из любопытства, потом и по необходимости, чтобы найти своё место в нём. Одновременно с этим мы овладеваем языком. Он занимает важнейшее место в познании. Чтобы изучить какой-либо предмет или явление, нужно назвать, а потом охарактеризовать его словами. Неумение именовать предметы – это и незнание их. Любая проблема должна быть, прежде всего, сформулирована словами языка. Умение правильно выражать словами свою мысль – дело нелёгкое, но необходимое. Даже в обычном разговоре говорящий должен уметь так выразить мысль, чтобы слушающий понял её соответственно. Плохо выраженная мысль – это не только неумение говорить, но и неумение мыслить.
    Язык – часть культуры. Он занимает важнейшее место в человеческой деятельности, позволяя изучать науку и производство, нравы и обычаи, заниматься политикой и искусством.
    Выясняя законы окружающего мира, человек неизбежно относит их к себе, пытаясь понять своим умом и выразить своими словами.
    История всякого языка отражает не только историю народа, но и важнейшие этапы его культурного развития. Более того, уровень культуры народа во многом определяется степенью развитости языка: наличием письменной формы, богатым словарным запасом, помогающим описать любую сферу человеческой деятельности, наличием различных стилистических форм на все случаи жизни и т. д.
    Русский язык обладает всеми этими свойствами и является величайшим богатством нашего народа. Писатели постоянно напоминают нам и своим творчеством, и прямыми высказываниями, что нужно очень бережно обращаться с этим сокровищем. Мы называем свой язык родным, потому что говорим на нём с детства, думаем, мечтаем, на нём говорят наши родственники. Это язык нашей родины, в котором есть и решительное, твёрдое слово «борьба» , и мягкое, нежное – «любовь» , и доброе, успокаивающее – «сочувствие» , тёплое, ласковое – «мама» .
    автор:Игорь Фролов

  3. У меня есть друг. Его зовут Лёша. Он учится со мной в одном классе. После школы мы ходим гулять. Иногда мы играем в моем дворе, у нас там есть спортивные тренажеры. Еще мы любим играть в футбол. Недалеко от дома моего друга есть хорошее футбольное поле. Там на воротах даже сетка есть. Мы там играем несколько раз в неделю.
    Летом мы с Лешей видимся в августе, потому что остальные месяцы летних каникул мой друг проводит в деревне. Он очень хороший друг. Я знаю, что он никогда меня не предаст. Лёша настоящий друг.

    Сочинение Описание друга 6 класс, 7 класс

    У меня есть лучший друг. Зовут его Михаил. Мы с ним учимся в одном классе. Миша живет на соседнем квартале. У него есть младший брат. Мы с Мишей иногда водим его гулять. С Мишей мы вместе гуляем на выходных. Также может отправиться на прогулку в течение недели, после того, как сделали уроки. Мы с Мишей любим, играть вместе в компьютерные игры. Делаем мы это онлайн, каждый из своего дома.
    Иногда мы ходим в кинотеатр или в развлекательный центр. Нам очень нравиться смотреть 5D, 7D, 11D фильмы. Когда смотришь такое кино, кажется, что ты присутствуешь в самом фильме.
    Недавно я был на дне рожденье Михаила. Его приходили поздравить бабушки и дедушки, а также крестные родители и несколько друзей со школы. День рожденья мы начали в развлекательном центре. Аниматоры устроили нам настоящий квест. После развлечений мы отправились домой к Михаилу, где нас ждали вкусные угощения.
    Я подарил Михаилу настольную игру, книгу и конструктор. Миша остался доволен подарком. Когда мы не может справиться с уроками, мы помогаем друг другу. Я могу помочь Мише если я лучше понял материал, а он может помочь если он в чем – то разобрался лучше меня.
    Хорошо когда у тебя есть верные и любимые друзья с которыми весело проводить свой досуг.

    Вариант для 5 класса

    Сегодня я хочу рассказать о своем друге. Это очень хороший человек и зовут его Иван. Ему 10 лет, как и мне. Мы учимся в третьем классе.

  4. О чём бы ни было сочинение, какой формат ни требовался, следует помнить, что у него всегда должно быть три части:
    Вступительная (краткая).
    Основная (самая большая).
    Заключительная (самая короткая).
    По заявленной теме можно начать с того, что язык то, без чего не обходится ни один человек. Человек учится говорить одновременно с основными жизненными навыками (сидеть, ходить, брать и давать рукой, удерживать, самостоятельно есть). У немых есть язык жестов, при помощи которого они передают то, что мы – звуками.
    В основной части следует сказать, что язык – сложное и действенное орудие и оружие. Он служит для выражения мыслей, чувств, эмоций. Он помогает найти дорогу к пониманию между людьми. Язык можно сравнить с другом, потому что с ним так же нужно строить отношения и просто разрушить их. Необдуманным острым словом можно ранить другого, и тогда покажется, что язык – враг. Но это неправильный подход. Враг – раздражение, спешка, стремление поддаться сиюминутному порыву, а язык – заложник наших слабостей и глупостей. Чтобы это не происходило, нужно относиться к языку так же бережно, как мы относимся к друзьям.
    В заключительной части следует вернуться к тезису о том, что владение языком – одно из важнейших умений в жизни, без которого нельзя обойтись так же, как и без верного друга.
    Отправляясь в Интернет, на сайты вроде нашего Большого Вопроса, помните, что учителя тоже умеют пользоваться Гуглом и антиплагиатом. Любые предлагаемые по теме тексты должны быть для Вас отправной точкой для размышлений и создания собственного сочинения.

  5. Каждый из нас познаёт мир: одним познание даётся труднее, другим – полегче; один взрослеет быстрее, другой помедленнее. Но в любом случае никто из нас не обходится без родного языка, без слов и выражений самых простых.
    Язык – это целый мир. Родное слово помогает жить.
    С доисторических времён человек живёт в обществе. Это вызвало необходимость уметь одному человеку как-то сообщить другому свои мысли, желания, чувства. Так из потребности общения возник язык.
    С раннего детства мы познаём мир, сначала только из любопытства, потом и по необходимости, чтобы найти своё место в нём. Одновременно с этим мы овладеваем языком. Он занимает важнейшее место в познании. Чтобы изучить какой-либо предмет или явление, нужно назвать, а потом охарактеризовать его словами. Неумение именовать предметы – это и незнание их. Любая проблема должна быть, прежде всего, сформулирована словами языка. Умение правильно выражать словами свою мысль – дело нелёгкое, но необходимое. Даже в обычном разговоре говорящий должен уметь так выразить мысль, чтобы слушающий понял её соответственно. Плохо выраженная мысль – это не только неумение говорить, но и неумение мыслить.
    Язык – часть культуры. Он занимает важнейшее место в человеческой деятельности, позволяя изучать науку и производство, нравы и обычаи, заниматься политикой и искусством.
    Выясняя законы окружающего мира, человек неизбежно относит их к себе, пытаясь понять своим умом и выразить своими словами.
    История всякого языка отражает не только историю народа, но и важнейшие этапы его культурного развития. Более того, уровень культуры народа во многом определяется степенью развитости языка: наличием письменной формы, богатым словарным запасом, помогающим описать любую сферу человеческой деятельности, наличием различных стилистических форм на все случаи жизни и т. д.
    Русский язык обладает всеми этими свойствами и является величайшим богатством нашего народа. Писатели постоянно напоминают нам и своим творчеством, и прямыми высказываниями, что нужно очень бережно обращаться с этим сокровищем. Мы называем свой язык родным, потому что говорим на нём с детства, думаем, мечтаем, на нём говорят наши родственники. Это язык нашей родины, в котором есть и решительное, твёрдое слово “борьба”, и мягкое, нежное – “любовь”, и доброе, успокаивающее – “сочувствие”, тёплое, ласковое – “мама”.
    автор:Игорь Фролов

  6. Речь – это то, что дала человеку Природа, и что тот смог развить себе во благо. Человек должен развивать свой словарный запас, обогащать его чтением художественной литературы, изучением истории своего народа и языка. Общение с человеком, способным грамотно владеть своим языком, всегда приятно.
    Не подлежит сомнению то, что язык должен являться другом и помощником для людей, поэтому не стоит допускать ситуаций, в которых язык становится врагом. Например, неумение правильно высказать свои мысли, использование в речи слов-паразитов вредит при общении, создает плохое впечатление о человеке, и в целом тормозит развитие культуры народов.
    Язык как явление незаменим и неповторим, ведь с его помощью человечество получает возможность развиваться, а отдельные люди могут получать научные знания, передавать информацию, развивать культуру, выражать собственные чувства и эмоции, даже на расстоянии, используя письменные средства связи.
    В мире существует великое множество различных языков, каждый из которых обладает уникальной спецификой, отражает особенности истории и развития, жизни целых народов.
    Русский язык – это язык величайших людей, и именно с помощью языка сохранились их бесценные труды, изучаемые и сегодня. Я считаю, что использование в речи нецензурных слов, слов-паразитов, бессмысленных заимствований из иностранных языков является неблагодарностью по отношению ко всем тем людям, которые на протяжении истории развивали и обогащали русский язык, сделав его богатым и глубоким. Изучение своего родного языка и уважение к нему являются обязанностью каждого человека.
    4 класс, 9 класс, 5 класс

  7. Тогда я не осознавал истинную и магическую силу Слова, я не знал Причины, которая была так много веков назад на той же страдающей земле, где я произнес свои первые слова, написал свои первые слова. С тех пор прошло много лет, когда я, еще не осознавая силу речи и языка, написал свои первые слова в красивых тетрадях и это было неописуемым интеллектуальным удовольствием для меня.
    Я не знаю, какое значение приобретут для меня речь и язык спустя годы в наше неспокойное время, когда все подвергается испытанию и как будто только Слово, только язык, может противостоять этим испытаниям. Я уже чувствую сильную связь с моими корнями, я сомневаюсь, что когда-нибудь смогу оторваться, я сомневаюсь в этом. Слово и язык – сила притяжения, сильно укрепились в моем сердце, они доказывают мне, что в моем будущем нет места для другого языка, который мог бы заполнить мою душевную лагуну так глубоко. Нет другого языка, который мог бы очистить меня, восстановить меня, заставить меня чувствовать себя ценным и в то же время защитить меня, когда я, возможно, потерял все остальное. Потому что это язык, который дали мне мои предки, на котором написаны самые выдающиеся творения нашей культуры, которым овладели во всей полноте немногие иностранцы. И не из-за национальной гордости, но от чистого почитания делу всех, кто сохранил чистоту и целостность, обогатил наш язык, я выражаю свою благодарность за то, что сегодня могу написать эти строки и моя душа сияет от счастья. Я благодарю их за то, что сегодня я могу удивляться огромным возможностям нашего языка, наслаждаться уникальной русской идиомой, читать труды величайших мировых умов в переводе на свой собственный язык и с неослабным любопытством погружаться в языковой океан.
    Несомненно, сила русского языка не может быть оспорена. На этом языке написаны произведения, которые занимают положение нарду с лучшими мировыми произведениями.
    И если я теперь горжусь своим происхождением и языком поколений гениальных писателей, единственная причина в том, что я чувствую себя русским в самом чистом смысле этого слова.

  8. 8
    Текст добавил: илюминатор тв

    Открытое внеклассное мероприятие по русскому языку в 4 классе
    « Язык мой – друг мой»
    Интеллектуальная игра
    Цели внеклассного мероприятия:
    1) Развитие памяти, внимания, мышления, монологической устной речи, фонематического слуха; расширение кругозора обучающихся, умение применять полученные на уроках русского языка знания, умения и навыки.
    2) Воспитание любви к изучаемому языку, доброжелательного отношения между ребятами.
    Задачи:
    1. Развивать языковые, интеллектуальные, творческие способности учащихся.
    2. Развивать речевую культуру школьников и культуру общения.
    3. Сформировать положительную мотивацию.
    4. Развивать умение использовать свои знания на практике.
    5. Повторить пройденный учебный материал в неформальной игровой обстановке.
    6. Воспитывать чувство удовлетворения от своих знаний, умение дружно работать в команде.
    Оборудование: интерактивная доска, компьютер, сигнальные карточки с надписями «1», «2»; карточки с зашифрованными пословицами; карточки для записи ответов;  демонстрационные карточки с родственными словами;
    плакаты со словами поощрения «Молодцы!», «Так держать!» и т.д.
    На доске: « Обращаться с языком кое-как – значит мыслить кое-как:
    неточно, приблизительно, неверно»
    А. Н. Толстой
    Ход урока
    Вступительная беседа
    Учитель: Посмотрите вокруг, и вы увидите много удивительных вещей, созданных разумом и руками человека: радио, телефон, автомашины, корабли, самолёты, ракеты. Но самое  удивительное и мудрое, что создало человечество, – это язык, на котором мы говорим…
    Люди на Земле говорят на разных языках, но у всех языков одна главная задача – помогать людям понимать друг друга при общении, при общей работе.
    Поборол отеческий язык
    Лук татарский и немецкий штык.
    Предки полегли – за ратью рать,
    Чтобы материнской речью стать.
    Кланяюсь родному букварю,
    Русский алфавит боготворю.
    В промежутке между А и Я
    Уместилась вся судьба моя.
    В. Шенталинский
    – Задумывались ли вы, ребята, зачем нам необходимо изучать русский язык, если он для нас родной, мы научились на нём говорить, читать, писать.
    ( Ученики высказывают своё мнение: «Если мы будем хорошо знать язык, то сможем…  писать без ошибок, лучше понимать прочитанное, правильно говорить, лучше понимать друг друга».)
    – Сегодня у нас интересная встреча с русским языком. Мы поиграем в интеллектуальную игру. В игре участвуют две команды: «Знатоки» и «Эрудиты».
    Интеллектуальная разминка.
    Ответы начинаются с буквы С
    1) Сборник слов (обычно в алфавитном порядке) с пояснениями. (Словарь)
    2) Меткий стрелок. (Снайпер)
    3) Хищная птица, которую используют при охоте. (Сокол)
    4) Жалость, сострадание. (Сочувствие)
    5) Кустарник, зацветающий весной вслед за черёмухой. Осенью его листья не меняют свою окраску, потому что в них, кроме зелёного, других красящих веществ нет. (Сирень)
    6) Век. (Столетие)
    7) Встреча, о которой обычно заранее договариваются. (Свидание)
    8) Главный член предложения, обозначающий состояние или действие подлежащего. (Сказуемое)
    9) Единица измерения длины. (Сантиметр)
    10) Главная башня Кремля. (Спасская башня)
    11) Два слова, связанных по смыслу (не считая слов-помощников), при этом одно их них командует другим. (Словосочетание)
    12) Свойство сложения (Сочетательное свойство)
    13) При произнесении этих звуков воздух встречает преграду, поэтому слышится только шум или  голос и шум. Такие звуки называются ртосмыкателями, так как их нельзя произнести, предварительно не сомкнув рта. (Согласные звуки)
    14) Шестой день недели. (Суббота)
    15) Духовой музыкальный инструмент. (Саксофон)
    16) Ночью летает, огнём мерцает, а дыма нет. (Светлячок)
    17) С тремя глазами живёт,
    По очереди мигает.
    Как мигнёт – порядок наведёт.
    (Светофор)
    18) Осенний месяц. (Сентябрь)
    19) Что делает человек, когда не лежит, не сидит, не идёт? (Стоит)
    –  Великий философ Аристотель сказал: Ум заключается в знании, но и в умении прилагать знания на деле».
    Цель сегодняшней игры: выяснить, не кто знает больше , а кто знает лучше.
    Сектор «Делай ставку» (задания у обеих команд одинаковые)
    – Выберите верные утверждения.
    На обдумывание и обсуждение команде даётся 10 секунд. По истечении времени вы поднимаете сигнальные карточки с номером выбранного ответа.
    Правильных ответов может быть несколько. Каждый верный ответ принесёт команде 1 балл.
    –  Какие  по счёту в алфавите буквы:
    1)  з;               2) н;                  3) у.
    – В слове может быть:
    1) один ударный гласный;
    2) два ударных гласных;
    3) все гласные ударные.
    – В каком слове (словах) при изменении ударения получится новое слово?
    1) гвоздики;
    2) плачу;
    3) атлас.
    – В какой группе  слов все согласные звонкие?
    1) арбуз, лев, малина;
    2) гнездо, муравей, берлога;
    3) Олег, Володя, Боря.
    – Какая звуковая запись слова «ёж» верная?
    1) [ёш];
    2) [й’ ош];
    3) [й’ ож].
    – Какое (какие) утверждение (-я) верное (-ые)?
    1)Сахар и конфета – это родственные слова.
    2) Морковь – это слово с нулевым окончанием.
    3) Птица – птицы – это разные формы одного и того же слова.
    Игра с болельщиками
    – Я читаю вам загадки, а вы постарайтесь отгадать.
    1) Одна нам ночами на небе сверкает,
    Другая на сцене поёт, выступает.
    В глубинах морских наша третья живёт.
    На ёлке четвёртая есть в Новый год. (Звезда)
    2) Первый – нос у поросёнка,
    Что визжит ужасно звонко.
    В кошельке лежит второй,
    Ты беги скорей – открой!
    Третий в сказке обитает,
    Винни-Пуху помогает. (Пятачок)
    3) Первая с ниткой всегда неразлучна,
    Шить, вышивать им на пару не скучно.
    Дружит со шприцем подруга вторая,
    Маленьких деток уколом пугая.
    Ну, а третья ёжику служит,
    С колкой защитницей ёжик не тужит. (Игла)
    4) Первая на небе ярко сверкает,
    Дождь и грозу нам она предвещает.
    А вот вторую в одежде найдёте.
    Быстро со скрипом её застегнёте. (Молния)
    Сектор «Кто больше»
    – Распределите слова на две группы. Основания для объединения слов в группы могут быть разными.
    Вода, водитель, водица, наводнение, поводок, проводы, проводница, водяной, паводок, поводырь.
    – Все ли слова вам понятны? Какое слово вам незнакомо, вы не знаете его значения?
    – Где и у кого можно узнать значение незнакомого слова?
    (Спросить у взрослых, попросить взрослых объяснить его или посмотреть в Толковом словаре)
    Паводок – поднятие уровня воды в реке после таяния снега, льда или сильных дождей.
    Наводнение – затопление суши водой, выступившей из берегов.
    Проводы – обряд прощания.
    Возможные варианты:
    1) слова, родственные слову вода, и слова, родственные слову водить;
    2) слова с нулевым окончанием (окончание не выражено буквами и звуками) и слова с видимым окончанием;
    3) слова в форме единственного числа и слова в форме множественного числа;
    4) слова, отвечающие на вопрос что?, и слова, отвечающие на вопрос кто?
    5) слова – названия предметов и слова – названия признаков.
    – Вспомним, какие слова называются родственными?
    (Родственные – это слова, которые можно объяснить с помощью одного и того же слова. У родственных слов есть общая часть (корень), общая по смыслу и написанию)
    Игра с болельщиками.
    Загадки на словарные слова.
    1) А  – в начале,
    З – в конце.
    Сам он вырос на бахче.
    Очень сладкий на вкус,
    Называется …  (арбуз)
    2) Буква Е и буква Ё
    Все вы знаете её.
    Белый ствол её примета.
    Назовите слово это. (Берёза)
    3) Что за слово загадали?
    Буквы О три написали.
    Помогу назвать вам слово:
    Это нам даёт корова.
    Догадались вы легко,
    Это слово ….  (молоко).
    4) Для вас открыты А и Я,
    А слово назовите сами.
    Сидит здесь маленький зверёк,
    Трусливый, с длинными ушами.(Заяц)
    5) В этом слове буква А –
    В трёх слогах стоит одна.
    Он умеет рисовать,
    Может слово написать.
    Ответ теперь мне быстро дашь –
    Конечно, это … (карандаш).
    6) Сначала А, потом уж О.
    Все вы знаете его.
    Из одежды слово то
    И называется …  (пальто).
    Сектор «Счастливая рука» (3 задания)
    Подумайте, о чём пойдёт речь.
    У неё есть ответ на все случаи жизни – и когда у тебя горе, и когда радость. Молод ты, стар, здоров, двойку в школе получил, о делах своих задумался – на всякое переживание, на любую новость сразу отзовётся, даст разумный совет, наставление, утешит, развеселит ….  (пословица)
    Культура русского народа жива, мудрые изречения наших предков не забыты, они дошли до наших времён, и благодаря им русский язык стал более выразительным и образным. А своё отношение к пословицам люди  выразили в них самих:
    Красна речь пословицей.
    Пословица недаром молвится.
    Пословица – всем делам помощница.
    Вы работаете над проектом «Пословицы в современном мире», используете разные источники информации (литературу, энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы) для сбора материала. Сейчас мы посмотрим насколько внимательно вы работаете.
    1) Расшифруй пословицу.
    Задание: вы должны расшифровать запись пословицы, потом объяснить её смысл. (У учащихся карточки с зашифрованными пословицами)
    нзиЖь  анад  ан  рыебод  лаед.
    Жизнь дана на добрые дела.
    (Человек должен стремиться понять смысл своей жизни. Если человек не принёс пользы в своей жизни ни людям, ни своей стране, то жил бесполезно)
    еНт  рудга – иищ, а шёлна – ребеги.
    Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
    (Человеку нужен друг, товарищ. Если человек добрый, внимательный, честный,  то у него всегда много друзей. Птица сильна крыльями, а человек дружбой. Приобрести друга нелегко даже за год, а обидеть друга можно за одну минуту.)
    2) Словесный бой между командами.
    Многими народными пословицами и поговорками пользуемся мы в нашей разговорной речи. Сколько пословиц знает  каждый из вас? Сейчас проведём словесный бой между командами.
    – Чья команда скажет больше пословиц о русском языке и о грамоте.
    3) Конкурс сочинений на тему «Пословица – все углам помощница»
    Пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает. Вы в домашнем задании при построении текстов использовали пословицы и рассказали об этом в своих сочинениях. Давайте послушаем.
    Сектор «Собери слово»
    Отгадайте загадки
    Каждой команде вручается листок с заданием: разгадать шараду, записать слово и разобрать его по частям (по составу).
    1 команда: («Знатоки»)
    Корень мой из слова  СКАЗКА,
    Суффикс, что и в слове ИЗВОЗЧИК,
    Приставка в слове РАСХОД,
    Окончание в слове ДОМ.
    (Ответ: РАССКАЗЧИК)
    2 команда: («Эрудиты»)
    Корень в слове СНЕЖИНКА,
    Приставка в слове ПОДЪЕЗЖАЛ,
    Суффикс в слове ЛЕСНИК,
    Окончание в слове СТОЛ.
    (Ответ: ПОДСНЕЖНИК)
    Команда, выполнившая задание первой, получает 10 очков, команда, составившая слово второй – 5 очков.
    Игра с болельщиками
    Раскрыть смысл выражений, которые называют крылатыми или фразеологизмами (можно назвать одним словом).
    1) Пропустить мимо ушей (прослушать).
    2) Во весь дух (очень быстро).
    3) Рукой подать (очень близко).
    4) Путаться под ногами (мешать).
    5) Прикусить язык (молчать).
    6) Падать с ног (устал)
    7) Повесить нос (грустить)
    8) В час по чайной ложке (медленно)
    Сектор «Грамматическая арифметика»
    1 команда: «Знатоки»
    1) Нота «до» + закрытые ценности в земле =  __________________________
    2) До + термин игры в шашки и шахматы = _____________________________
    3) С + хвойный лес = ________________________________________________
    4) Часть – ь + ушко – о + а = __________________________________________
    5) Ква + рак – ак + тира = ____________________________________________
    2 команда: «Эрудиты»
    1) С + домашнее животное с мягкой пушистой шерстью = _________________
    2) С + место стоянки судов = __________________________________________
    3) Нота  до + рожки у улитки =  ________________________________________
    4) Череп – п + мука – ка + ха = _________________________________________
    5) Корь – ь + идол – л + р = ____________________________________________
    Игра с болельщиками
    Загадки-шутки:
    1) Как записать чётырьмя буквами «сухая трава»? (Сено)
    2) Что можно увидеть с закрытыми глазами? (Сон)
    3) Какую ноту кладут в суп? (Соль)
    4) Как из маленького хвостика сделать большой? (убрать «ик», получится хвост)
    5) Можно ли превратить рыбу в человека? (добавить «к» получится рыбак)
    Сектор «Чёрный ящик»
    Он наш верный помощник. Французский писатель Анатоль Франс об этом предмете сказал: «Это вся вселенная в алфавитном порядке».
    – Как вы думаете, что находится в этом ящике?
    За одну минуту обсудите в командах и запишите только одно слово, которое обозначает предмет, лежащий в чёрном ящике. (Словарь)
    Многие учёные наблюдали за тем, как развивается русский язык. Слова собирали и записывали в словари, указывая, с каким значением они использовались. Самым полным собранием стал Толковый словарь Живого великорусского языка В. И. Даля.
    За создание этого словаря Владимиру Ивановичу присудили премию имени Михаила Васильевича Ломоносова. Любимому делу он посвятил 53 года своей жизни.
    Подведение итогов.
    Гимн русскому языку
    Я люблю свой язык,
    Свой язык – родной, русский, могучий.
    Я хочу им владеть!
    Я уверен меня здесь научат!
    Я люблю свой язык,
    Ничего не скажу я плохого.
    Для всего в языке
    Есть хорошее меткое слово.
    Я люблю свой язык,
    Он мне в жизни всегда помогает.
    Каждый день, каждый час
    Знаю, что он как называет.
    А. Н. Толстой говорил: «Обращаться с языком кое-как – значит мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно».
    Изучение русского языка поможет вам лучше говорить и писать, выбирать самые точные и нужные слова для выражение мысли.
    Берегите и любите слово! Ведь с него начинается наш родной русский язык!
    Награждение победившей команды.
    Вручение грамот, подарков.
    Литература:
    1. Н.М. Бетенькова, Д.С. Фонин. Конкурс грамотеев. Москва. Просвещение.
    1996 г.
    2. В.В. Волина. Занимательное азбуковедение. Москва. Просвещение. 1991 г.
    3. Вкладка к журналу «Начальная школа» № 12 -2012 г., № 4 -2013 г.
    4. А.М. Жигулёв. Русские народные пословицы и поговорки. М., Московский рабочий. 1965 г.
    5. Журнал «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки»  № 6-2007 г.
    6. Интернет-ресурсы: http://nsportal.ru/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *