Сочинение на тему за землю русскую по слову о полку игореве

13 вариантов

  1. Вместе с тем это и близкие Игорю люди, его родные и друзья, его соратники по боевым делам. Автор описывает дружинников князя курского Всеволода, которые «под трубами взлелеяны», «с конца копья вскормлены», которые идут «путями незнаемыми», ища себе чести, а князю славы.
    Автор также рисует образы нежных и любящих жён князей Игоря и Всеволода, княгинь Ярославны и Глебовны.
    С именем своей жены на устах идёт в битву Всеволод, хра­брец, «буй-тур»; ему дороги её «свычаи и обычаи» (её привязан­ности и привычки). А когда Игорь попадает в плен, когда убиты сотни русских дружинников на бранном поле, то вся земля русская стонет и рыдает от понесённых потерь. «Дева-обида» расплескала, словно белая лебедь крылья, горечь и слёзы по русской земле. И в первую очередь оплакивают своих близких их жёны, дочери и невесты, называя их «ладами» («милыми»).
    А Игорь, взятый в плен половцами, вызволен не только Овлуром. Плач жены Игоря Ярославны «на забрале», городской стене в Новгороде, звучит так жалобно и призывно. Именно этот плач, мольба, помогли Игорю найти силы для побега. Ярославна на­зывает Игоря «милым мужем», умоляет силы природы: солнце, ветер и Днепр — помочь ему.
    Суровы и мужественны русские князья Игорь, Всеволод, Свя­тослав Ольгович, а также молодое поколение — княжичи, сын и племянник. Это настоящие воины, «четыре солнца», люди, которые берут на себя ответственность и за свои судьбы, и за судьбы своих воинов-дружинников, и за судьбы оставшихся дома близких людей.
    Но их торопливость, их честолюбие послужили причиной неудачи в походе. Игорь и Всеволод намерены и славу преж­них походов себе присвоить, и новую славу только себе при­писать.
    Действительно, феодальная раздробленность, эгоизм и не­согласованные действия князей, бесконечные военные кон­фликты становились причинами разорения Руси.
    От разобщённости князей гибнет русская земля. Эта идея просматривается в «золотом слове» (монологе) князя Святос­лава. Именно киевский князь Святослав, сильный, мудрый, во­левой, упрекает своих младших сподвижников в том, что они своими раздорами разорили Русь.
    Когда же Игорь освобождается из плена, Русь ликует, все люди славят князя, видя в нём надежду на возрождение Руси.
    Образ Русской земли как родового гнезда, дорогого для ге­роев домашнего очага, часто встречается в повествовании.
    Когда дружина Игоря всё более удаляется от дома, печали воинов нет границ. «О русская земля, ты уже за холмом!» В этих словах — чувства князя и его дружинников, оставляющих род­ной дом для поисков чести и славы.
    Природа — очень яркий и выразительный образ в повести. Она, живая, вместе с героями повести печалится и радуется, она их союзник. Именно природа предупреждает Игоря об опасно­сти (затмение солнца); бескрайние степи впитали в себя кровь павших русских воинов, а ветер высушил их кости. Опустив­шаяся на землю ночь помогает Игорю бежать из плена.
    По пути домой необозримые зелёные степи, шумные ду­бравы, прозрачные реки сопутствуют герою, делают его воз­вращение счастливым.
    «Слово» заканчивается настоящим гимном, здравицей в честь князя Игоря и всей Русской земли.

  2. Из данных событий мы видим, что Русь не обделена героями, так называемыми богатырями. Но эти богатыри движимы лишь их желанием поскорее обрести славу и уважение, нежели заботой о своей родине, что мы и видим из поступка Игоря. После его нападения половецкое войско начинает наступление на Русь. После чего Русь ещё долгое время страдает от их варварства.
    Из произошедших событий можно сделать вывод, что люди, проживающие на Руси на тот момент, хоть и не обделены смелостью и отвагой, но они одержимы желанием как можно быстрее заполучить известность и славу. И в этом нет ничего плохого. У людей того времени была верная цель, но не верные средства её достижения. Произведение в первую очередь учит нас быть внимательным к ошибкам прошлых лет, и стараться не повторять их, и также учит нас быть более патриотичными, уважать свою родину хотя бы за то, что на ней жили люди,  которые постоянно сражались за неё, за её независимость и авторитарность. Я считаю, что именно этому учит нас произведение, и что именно для этого был так детально описан русский быт и его окружение.

    Сочинение на тему Образ Русской земли в Слове о полку Игореве

    Величайший памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» рассказывает о знаменательном событии в летописании государства Российского – военном походе двенадцатого века князе Игоре. Поэтому это произведение занимает одну из лидирующих позиций в описании Родной Земли.
    Основная тема текста – любовь к родимой сторонушке. Эта проблема красной нитью проходит через весь текст. Например, строки, описывающие поле, которое пусто и никто  его не обрабатывает.
    Автор сравнивает пашню с погостом, где вместо жита только вороны. Именно в этом эпизоде видны читателю эмоции автора по этому поводу.
    По этой причине земля Русская выходит в первый ряд среди прочих персонажей текста древнерусского.
    Вышеназванный персонаж позволяет читателю прочувствовать эмоции, которые переживает Ярославна. Он сопереживает  горю тех, кто потерял на поле боя друзей, близких….
    Автор Древней Руси мучительно и тревожно показывает ночь перед боем. Читая слова, мы представляем себе как непросто русичам….
    Автор относится к Русской земле, как к живому существу. Он любит ее, жалеет ее; он – истинный патриот.
    Поэтому текст «Слова…» поистине народен и пронизан любовью  к Родине.
    Природные стихии для древнерусского автора – это неотъемлемая часть Родины. Грозовые тучи, алые зори, молнии – все это канва, которая обрамляет основной сюжет текста. Причем автор так мастерски рисует пейзажи, что у читателя возникает ощущения величия всей Родной земли.
    Особенно тесно пейзажная канва сплетается с основным повествовательным полем в эпизоде, который еще со школьной скамьи известен нам как знаменитый плач лады Игоря – Ярославны.
    Ярославна-лада плачет, причитает в Путивле на стене, которой обнесен град. Она бессильна против расстояния между ней и супругом. По этой причине Ярославна сначала обращается к ветреной стихии, чтобы она способствовала битве на стороне русичей, потом к Днепру, а затем и к солнышку, чтобы оно не так сильно палило лучами на ее любимого ладу и его воинов.
    Если анализировать канву пейзажа далее, то видим, что она оплетает и людей, о которых идет речь в данном письменном памятнике.
    Природа – это один из персонажей. Она, как и другие герои, радуется и печалится вместе с русичами.
    Причем образ Русской земли раскрывается как бы в перспективе. С ней связываются сказочные мотивы. По этой причине реки оживают, разговаривают. Звери и птицы тоже наделены человеческим разумом и речью.
    Перспектива сливается с русскими просторами. Это, например, сцена охоты соколиной, сцены, связанные с перелетом стай птиц. Причем породы птиц символичны: лебеди, кукушки, вороны….
    Мастерство древнерусского автора в том, что он объединяет все живое на матушке-земле в единый целостный образ. Этот образ и является призывом к объединению русских княжеств. Именно по этой причине читатель испытывает сопереживание к родимой сторонушке, любуется природными красотами матушки-земли, гордится ее историей и традициями, осознает ее мощь и величие.
    Идея объединения русских земель красной нитью проходит через все «Слово…». Она еще раз доказывает, что любое дело надо делать сообща, а уж тем более военный поход. Именно поэтому князь Игорь поражен – именно по причине собственного эгоизма и одиночества.
    Шедевр древнерусского словесного творчества пронизан многими непередаваемыми чувствами по отношению к Родине. Сегодняшний читатель тоже испытывает эти возвышенные чувства и эмоции.

  3. ЛЮБОВЬ К РУССКОЙ ЗЕМЛЕ В «СЛОВЕ О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»

    Главным героем великой древнерусской по­эмы «Слово о полку Игореве» является не Игорь и его войско, не какой-либо из других русских князей, а вся необъятная, величественная и пре­красная Русская земля. Все образы произведе­ния, все мысли автора подчинены одной большой теме — теме родины, и одному чувству — чувству любви к родной земле.
    Искреннюю, возвышенную, поэтическую лю­бовь автора к великой Руси подчеркивает насы­щенный эмоциональный фон, многочисленные лирические обращения к родной природе, к Рус­ской земле. «О Русская земля, уже за шеломянемь еси!» — это постоянно повторяющееся вос­клицание автора напоминает нам о том, что пе­ред нами не история одного похода, а история всего Русского государства, всей великой и необъятной Руси.
    Вместе с воинами княжеской дружины автор сожалеет о разлуке с родной землей, захваченной врагом, скорбит о гибели великих храбрых рус­ских воинов:
    Но уже,о князь Игорь,
    померк солнца свет,
    а дерево не к добру листву сронило:
    по Роси и по Суле города поделили.
    А Игорева храброго полка уже не воскресить!
    С самых первых строк произведения мы чув­ствуем тревогу автора за судьбу Руси, русского войска и всего русского народа. Эта тревога пере­дается и князьям, и воинам, и самой природе. Она распространяется по всей Руси — к Волге, к По­морью, к Посулью, доходит до Сурожа, Корсуни и Тмутаракани. Обширные пространства родины предстают перед нами как некое живое, чувству­ющее, мыслящее существо. И это существо вби­рает в себя поля, степи, леса, моря, реки. Автор с гордостью проводит нас Половецкой степью, от­крывает перед нами необъятные просторы земли, ее моря, многочисленные реки — Дон, Волга, Днепр, Донец, Дунай, Западная Двина, Рось, Сула, Стугна, Немига, ее великие города — Корсунь, Тмутаракань, Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Переяславль, Белгород, Новгород, Галич, Путивль и многие другие. Автор ощущает роди­ну как единое огромное целое. Он обращается к ветру, к Днепру, к солнцу, к птицам — как к ча­стям этого целого.
    Автор «Слова…» гордится своей родиной, он уверен в ее могуществе. Сожалея о поражении Игорева войска и о гибели людей, он в то же вре­мя уверен в будущих великих победах Руси. Ис­пытывая чувство гордости и безграничного вос­хищения родной землей, ее необъятными просто­рами, автор восхищается и русским народом. Ведь родина для него — это и природа, и воздух, и села, и города, и люди — воины и простые тру­женики. С теплотой и нежностью упоминает ав­тор поэмы о мирном труде русских пахарей, со­жалея, что постоянные распри и междоусобицы князей нарушают гармонию этого труда. Он пол­ностью разделяет горе русского народа, потеряв­шего лучших своих воинов в необдуманной, бес­смысленной, обреченной на неудачу битве. Горе народа — это и его личное горе. Ему больно со­знавать, что русские князья, вместо того чтобы объединиться против общего врага, враждуют между собой. Именно из горячей любви к родной земле он обращается с призывом о прекращении междоусобиц:
    Ярослава все внуки и Всеслава, склоните стяги свои, вложите в ножны мечи поврежденные, ибо лишились вы славы дедов.
    Вы ведь своими крамолами
    начали наводить поганых на землю Русскую,
    на богатства Всеслава.
    Из-за усобиц ведь настало насилие от земли Половецкой.
    Русская земля предстает в «Слове о полку Иго­реве» страдающей и великой, могущественной и слабой одновременно. Многообразие облика ро­дины вызывает и разнообразные оттенки чувств в душе автора. Здесь и гордость за ее прошлое и настоящее, и восхищение ее бескрайними просто­рами, и прославление силы и мужества ее геро­ев. И в то же время здесь — горечь потерь, сожа­ление о разъединении братьев-князей, возмуще­ние необдуманными поступками, накликающи­ми горе и бедствия на Русскую землю. Здесь и жгучая ненависть к врагам родины.
    Трудно найти в средневековье другое произ­ведение, в котором так живо и во всех подробнос­тях изображена необъятная Русь и которое спо­собно проникнуть в глубину сердца всего русско­го народа, вызвать в нем сочувствие к родной зем­ле, боль за ее судьбу, стремление и твердую ре­шимость подняться на ее защиту.
    О чем бы ни говорил автор, какие бы события ни описывал, какие бы образы ни рисовал, перед его мысленным взором всегда стоит образ вели­кой Руси. После трагической битвы на реке Каяле, по словам автора, «тоска разлилась по Рус­ской земле, печаль неизбывная потекла средь земли Русской». Объединиться и постоять «за землю Русскую» призывает князь Святослав сво­их братьев-князей.
    Любовь автора к родине выражается и в люб­ви к русскому народу, в тревоге за его судьбу, в гордости за великие подвиги народа-воина, за­щитника родной земли. Словами князя Всеволо­да автор говорит о дружинниках, что они под тру­бами спеленуты, под шлемами взращены, с кон­чика копья вскормлены. Русский народ выступа­ет в походы не с целью обогащения или личной славы — он отстаивает честь и величие родной земли. Ради горячо любимой родины он без стра­ха готов сложить свою голову. Плечо к плечу со своими воинами стоят и русские князья — храб­рые и мужественные русские богатыри: Игорь и Всеволод. О них автор говорит с симпатией, вос­торгается их смелостью, но в то же время укоря­ет за своеволие и славолюбие, за несогласован­ность их действий с политикой других князей, киевского князя Святослава. Князь Святослав выступает в поэме настоящим «отцом» русичей.

  4. “Слово о полку Игореве” было написано в XII в. Это произведение посвящено неудачному походу князя Игоря против половцев, взятию его в плен и возвращению на родину. “Слово о полку Игореве” проникнуто истинным патриотизмом, искренней любовью к своему отечеству. Вот почему в произведении значительное место занимает образ Русской земли.
    Любовью к Родине проникнуто все произведение. Глубокой человечностью веет от описания пейзажа опустелой пашни. Печальные картины заброшенной нивы, на которой вместо пахаря одни только вороны, воспринимаются как своеобразный плач автора о русском народе. Необыкновенная чуткость автора, его большое сердце не могли не привлечь его внимания к народному горю. Его чувства целиком подчинены всепроникающей любви к родной ему Русской земле. Именно она и является главным героем произведения. И именно эта любовь к Родине, к русским людям до предела усилила его чувства, сделала их сложными, обострила его слух, зрение, его поэтическое воображение. Именно любовь к родине стала его истинным вдохновителем.
    Любовь к родине раскрыла автору скорбные переживания Ярославны, наполнила его сердце горем о погибших русских воинах. Любовь к Родине помогла автору проникнуть в думы воинов, переступить границу Русской земли. Любовь к Родине помогла ему ощутить тревогу мучительно долгой ночи накануне сражения.
    В основе гениальной наблюдательности автора “Слова”, в основе силы его человеческих чувств лежит его любовь к родной страдающей земле. Любовь к Родине водила его пером и определяла глубокую народность и патриотизм “Слова о полку Игореве”.
    Русская земля неразрывно связана для автора с русской природой. Ветер, солнце, грозовые тучи, вечерние зори и утренние восходы, море, овраги, реки составляют тот необычайно широкий фон, на котором развертывается действие “Слова”, передают ощущение широких просторов родины. Пределы пейзажа как бы раздвинуты и позволяют увидеть не участок природы, в целую страну.
    Этот широкий пейзаж особенно четко выступает в плаче Ярославны. Ярославна обращается к ветру, веющему под облаками, лелеющему корабли на синем море, к Днепру, способному пробить каменные горы, к солнцу, которое для всех тепло и прекрасно, а в степи простерло свои жгучие лучи на русских воинов.
    При этом русская природа не выключена из событий истории. Пейзаж “Слова о полку Игореве” тесно связан с человеком. Русская природа принимает участие в радостях и печалях русского народа. Чем шире охватывает автор Русскую землю, тем конкретнее и жизненнее становится ее образ, в котором оживают реки, вступающие в беседы и Игорем, наделяются человеческим разумом звери и птицы. Ощущение простора, присутствующее в “Слове”, усиливается многообразными образами соколиной охоты, участием в действии птиц, совершающих большие перелеты (гусей, гоголей, ворон, кукушек, лебедей).
    Это объединение всей Русской земли в единый конкретный, живой и волнующий образ является одним из самых существенных элементов призыва автора к единению. Призыв к единению естественно вытекает из этого центрального образа “Слова” – образа единой, прекрасной и страдающей Родины. Этот образ вызывает сочувствие к Русской земле, возбуждает любовь к ее природе, гордость ее историческим прошлым и сознание заложенных в ней непреоборимых сил.
    Призыв к единению перед лицом внешней опасности пронизывает собою все “Слово” от начала и до конца. Необходимость этого единения автор доказывает на примере неудачного похода князя Игоря. Игорь терпит поражение именно потому, что идет в поход один.
    Призывом к единению служит и центральный образ “Слова” – образ Русской земли. Одно перечисление упоминаемых в “Слове” русских городов составляет довольно точное представление об обширных пределах Русской земли: Киев, Чернигов, Полоцк, Новгород Великий, Тмутаракань, Курск, Путивль и другие города.
    “Слово о полку Игореве” полно сильных и волнующих чувств по отношению к Русской земле. Произведение полно истинного патриотизма и чувства сострадания к несчастной, растерзанной междоусобицами Родине. Высокие чувства автора к родной стране передаются и современному читателю, открывшему для себя это великое произведение.

  5. Читая великий памятник древнерусской литературы — «Слово о полку Игореве», невольно приходишь к мысли, что все темы в нем подчинены одной общей теме и все чувства подчинены одному высокому чувству. Эта Тема сочинения — Тема сочинения Родины, а чувство — любовь к родной земле. Именно Русская земля, весь русский народ, а не какой – либо из князей, являются главным героем произведения.
    Стремясь наиболее полно раскрыть и расширить тему родины, автор обращается к прошлому и настоящему Русской земли, противопоставляет ее враждебной Половецкой степи, дополняет откликами других народов: чехов, угров, венецианцев, готов, литвы, ятвагов, деремелов и неких загадочных «хинов» на события, происходящие на Руси. К Русской земле обращена вся полнота личных чувств автора.
    Насколько важной для создателя «Слова» является Тема сочинения Русской земли, можно понять из того, в каком многообразии оттенков выражает он чувство любви к родине, как сильна эмоциональная, лирическая окраска произведения. Здесь чувствуется и тревога автора за судьбу Руси, и тоска войска при расставании с родной землей, и горечь от поражения ее сынов, и горе от разорения ее половцами:
    Но уже, о князь Игорь,
    Померк солнца свет,
    А дерево не к добру листву сронило:
    По Роси и по Суле города поделили.
    А Игорева храброго пока уже не воскресить!
    Вместе с тем здесь чувствуется гордость за прошлое и настоящее родного края, и нежная ласка в задушевном лирическом плаче Ярославны, и общая радость по поводу возвращения Игоря, которая распространяется по всей великой Руси:
    Солнце светится на небе, —
    А Игорь – князь в Русской земле;
    Девицы поют на Дунае, —
    Вьются голоса их через море до Киева.
    Игорь едет по Боричеву
    Ко святой богородице Пирогощей.
    Села рады, грады веселы.
    С первых строк произведения мы начинаем ощущать смутную тревогу — тревогу за родную землю, за русское войско. Далее эта тревога постепенно усиливается, проявляясь в мужественной решимости Игоря выступить в поход, в гордых речах Всеволода, в зловещей картине затмения солнца, что войску «тьмою путь заступало», вызывающей ощущение какой – то обреченности. Эта тревога передается и всей природе, она распространяется по всей Руси — к Волге, к Поморью, к Посулью, доходит до Сурожа, Корсуни и Тмутаракани. Автор рисует обширные пространства родины, представляя ее своеобразным живым существом. В Русской земле соединена для создателя поэмы вся история страны. Не случайно в самом начале он говорит, что собирается вести свое повествование «от старого Владимира до нынешнего Игоря». Села, города, реки, да и вся природа, также принимающая участие в радостях и печалях русского народа. Половецкая степь, Дон, Волга, Днепр, Донец, Дунай, Западная Двина, Рось, Сула, Стугна, Немига, великие города — Корсунь, Тмутаракань, Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Переяславль. Белгород, Новгород, Галич, Путивль и многие другие. Вся огромная Русь находится в поле зрения поэта, введена в круг его повествования. Даже силы природы — ветер, солнце, грозовые тучи, утренний туман, дождевые облака, вечерние зори и утренние восходы, море, овраги, реки, весь широкий фон, на котором разворачиваются события, — передают ощущение бескрайних просторов родины. Но, охватывая своим взором все пространство родины, автор вместе с тем видит и слышит ее во всех деталях. Подробности походной жизни, степных переходов, приемы защиты и нападения, детали вооружения — все это составные части этого всеобъемлющего понятия. Ведь русская земля для поэта — не только русская природа, города, села, но в первую очередь — русский народ, вся его богатая и разнообразная жизнь. Здесь мы видим и мирный труд пахарей, нарушенный усобицами князей, и жен русских воинов, оплакивающих своих мужей. Вместе со всем народом мы переживаем общее горе после поражения войска и радость жителей городов и сел при возвращении Игоря.
    Русская земля предстает перед нами страдающей и великой, могущественной и слабой одновременно. Чувство любви к ней в произведении бесконечно меняется, приобретая все новые оттенки. Оно соединяется и с болью за судьбу русского войска, и с раздумьями о прошлом Руси, и с ненавистью к врагам родины. Оно как бы проходит своеобразный путь развития. Зарождаясь в начале произведения, где представляется почти безысходным, оно вступает в конфликт с действительностью, оптимистически усиливается в общем волевом подъеме и приходит к лирическому умиротворению и примирению в торжественном заключении поэмы:
    Здравы будьте, князья и дружина,
    Борясь за христиан
    Против нашествий поганых!
    Таким образом, понятие Родины, объединившее в себе описание русской земли, жизни и истории русского народа, чувств людей и самого автора, проходит через все действие «Слова», является его основным художественным образом.
    Трудно найти в средневековье другое произведение, в котором так живо и во всех подробностях изображена вся необъятная Русь, и которое способно проникнуть в глубину сердца всего русского народа, вызвать в нем сочувствие к родной земле, боль за ее судьбу, стремление и твердую решимость подняться на ее защиту.

    Похожие сочинения

    Отзыв на «Слово о полку Игореве»

  6. Более восьми веков назад, в 1187 году, было создано «Слово о полку Игореве» – несомненно, самое значительное произведение древнерусской литературы, наиболее яркий в художественном отношении ее памятник. Открытое впервые русскому читателю лишь в начале XIX века, «Слово…» с тех пор не раз привлекало исследователей, читателей, знатоков и ценителей древней русской литературы. За протекшие с момента его открытия А.И. Мусиным-Пушкиным два столетия это произведение было не раз переведено на современный русский язык и продолжает оставаться актуальным для новых поколений специалистов в этой области.
    И все же главное в этом удивительном произведении то, что интерес к нему обусловлен не только научными задачами изучения литературы, но и тем, что «Слово…» продолжает волновать все новые поколения читателей, заставляя восхищаться его удивительной красотой и совершенством. Почему же это произведение оказалось столь долговечным, что в нем близко нам – людям, живущим уже в XXI веке?
    Давно утвердилась мысль о том, что «Слово о полку Игореве» посвящено не какому-то отдельному герою, как может показаться по названию, а всей Русской земле в целом. Читая это необыкновенное произведение, понимаешь, что перо его автора вдохновляла любовь к родине. Вот почему оно оказалось близко всем, кому дорога родина и свой народ. Героем «Слова…» является не какой-либо из князей, изображенных в нем, а русский народ, русская земля, а потому образ Русской земли занимает в нем центральное место.
    Автор «Слова…» рисует обширные пространства Руси, ощущая родину как единое огромное целое. Мы видим необозримые пространства: это великие реки Дон, Волга, Днепр, Дунай, это древние города Киев, Чернигов, Курск, Переяславль, Новгород, Белгород, Галич, Путивль и многие другие, это «сине море» и просторы степей – «страны незнаемой».
    Обширность русской земли подчеркивается одновременностью действия в разных ее частях: «девицы поют на Дунай, – вьются голоса через море до Киева». Действующие лица «Слова…» передвигаются с гиперболической быстротой: Всеслав дотронулся копьем до золотого престола киевского, в полночь из Белгорода скрылся в синей ночной мгле, а наутро оружием отворотил ворота Новгорода.
    В таких необозримых пространствах и могущество героев приобретает гиперболические размеры: Галицкий Ярослав подпер горы угорские своими железными полками, затворив Дунаю ворота.
    Не менее грандиозен и пейзаж «Слова…». Ветер, солнце, грозовые тучи не просто составляют фон, на котором разворачивается действие, но и сами участвуют в нем: солнце затмением заступает путь Игорю, как бы желает отвратить его от гибельного для Руси похода на половцев, а Донец стелет бегущему из плена князю зеленую постель на своих серебряных берегах, одевает его теплым туманом.
    Природа предстает живой и одухотворенной, вместе со всем народом переживающей за судьбу родины. Вот почему, как к живым, обращается Ярославна к ветру, веющему под облаками, к Днепру, лелеющему Святославовы ладьи, к солнцу, в безводной степи истомившему жаждой русских воинов.
    Так в образе Русской земли объединяется для автора «Слова…» ее история и современность, села и города, реки и просторы степей, а главное – люди, ее населяющие, ее народ. Автор говорит о мирном труде русских «ратаев» – пахарей, нарушенном усобицами князей, о женах русских воинов, оплакивающих мужей, павших в битвах за Русь. Он говорит о горе русского народа после поражения Игоря и о радости, которая охватила всех при возвращении князя.
    Войско Игоря – это не просто воины, это «русичи». Они идут на половцев за родину, с ней прощаются, переходя границу Руси: «О Русская земля! Уже ты за холмом!» Это прощание с Русской землей в целом, а не с Новгород-Северским княжеством, не с Курском или с Путивлем.
    Болью за Русскую землю, раздираемую междоусобными войнами, проникнуто все «Слово…», главная цель которого не только рассказать о неудачном походе на половцев князя Игоря, но и показать необходимость единения всех русских земель. Вот почему в образ Русской земли органично входит и ее история. В зачине автор говорит, что начинает «повесть сию от старого Владимира до нынешнего Игоря». Он ведет свое повествование, «свивая славы оба полы сего времени», постоянно обращаясь от прошлого к настоящему, сопоставляя древность и современность. Это позволяет создать масштабный, объемный, протяженный во времени и пространстве образ земли русской, от века Троянова, походов Олеговых до похода князя Игоря. Это придает особую убедительность тем выводам, которые делает автор, вкладывая в уста Святослава, в его «золотое слово», свою заветную мысль об объединении русских князей перед лицом опасного врага, угрожающего самой Русской земле.
    Так образ Русской земли становится не только центральным, но и главным для выражения основной мысли произведения. Образ страдающей родины вызывает сочувствие к ней читателя, возбуждает ненависть к ее врагам, зовет русских людей на ее защиту. Идея единения Русской земли, так мощно и в то же время пронзительно прозвучавшая в «Слове о полку Игореве», не утратила своей важности и сейчас. А та любовь к родине, которая вдохновила автора «Слова..», его вера в нее, отраженные в образе Русской земли, для наших современников могут служить образцом истинного, идущего из глубины души патриотизма.

  7. «Слово о полку Игореве» – одно из талантливейших произведений русской литературы. Оно было написано на рубеже двенадцатого и тринадцатого веков, перед нашествием на Русь татаро-монгольских орд. Раздробленная русская земля была легкой добычей для вражеских войск:
    Сказал брат брату:
    «Это мое, и то мое же»
    И стали князья про малое
    «Это великое» говорить,
    И сами на себя крамолу ковать.
    Образ родной земли является центральным в «Слове о полку Игореве». Героем произведения становится не князь Игорь, а весь народ. Основная идея заключается в том, что автор призывает к объединению Руси. Он хочет, чтобы князья прекратили вражду, перестали думать только о богатстве и власти.
    Автор «Слова…» не мыслит своего существования без родных просторов, южнорусских холмов и степных полей. В произведении рисуются огромные пространства Русской земли. И родина для автора – это не раздробленное на княжества государство, а единое целое. Природа живет и дышит в «Слове…». Она олицетворяется автором, отсюда ее стремление уберечь воинов-русичей, перегородившими «великие поля червлеными щитами; от неминуемой гибели. Природа радуется с русскими войсками победе, печалиться, сопереживает при поражении.
    В военное действие втянуты обширные географические пространства с различным ландшафтом. Это и половецкая степь, Западная Двина, Дон, Волга, Днепр, Дунай, и «синее море». Очень часто встречаются названия городов: Киев, Чернигов, Курск, Переславль, Белгород, Новгород, Полоцк и другие топонимы. На мой взгляд, автор противопоставляет землю русскую, полную городов, пустынным половецким степям, «стране незнакомой». Родина для автора, конечно же, не только русская земля, ее природа, большие города, но в первую очередь это народ, который населяет нашу удивительную страну.
    Автор «Слова…» не только рассказывает о военном походе Игоря и его соратников против половецких войск, но и затрагивает жизнь мирных людей простого народа. И такая форма существования является для него идеальной. Читатель погружается в жизнь русских пахарей, которая нарушается усобицами князей, он сострадает русских женщинам, которые оплакиваются своих мужей. Своеобразным символом любящей и ждущей жены в «Слове…» становится Ярославна:
    На Дунае Ярославнин голос слышится,
    Кукушкою безвестою рано кукует:
    «Полечу, – говорит, – кукушкою по Дунаю,
    Омочу шелковый рукав в Каяле-реке,
    Утру князю кровавые его раны
    На могучем его теле».
    Плач Ярославны является одним из ключевых моментов, поскольку автор изображает истинно русскую женщину.
    Важно отметить, что понятие родины для автора произведения включает и ее историю. Рассказывая о поражении войск Игоревых, он охватывает историю Руси за полтора столетия, противопоставляет прошлые времена событиям настоящего. Таким образом, автор призывает к объединению русских земель, ибо только так его родина будет по-настоящему сильна.
    Перед читателем предстает удивительно живой образ русской земли. Создавая «Слово…», автор смог окинуть взором всю родину целиком. Он попытался объединить в своем описании и русскую природу, и русских людей, и русскую историю.
    На мой взгляд, это произведение очень патриотичное, оно становится той истиной, которая актуальна и в современные времена. Если бы призыв автора «Слова…» был бы услышан и понят, то, скорее всего, история России сложилась бы совсем по-иному. Я считаю, это произведение дорого нам и по другим причинам: оно глубоко нравственно, его можно читать и в наши дни, восхищаясь языком, мелодичностью, красотой образов.
    А самое важное, я думаю, для современного человека земля русская является той удивительной и самой дорогой ценностью, что и для автора «Слова о полку Игореве».

  8. Сочинение по произведению: Слово о полку Игореве — призыв к единению Русской земли.
    В основе сюжета «Слова о полку Игореве» лежит драматическая история неудачного похода на половцев в 1184 году князя Новгород-Северского Игоря Святославича. В сражениях также приняли участие брат Игоря Всеволод, князья Курбский и Трубчевский, его сын и племянник, но основные силы русского воинства не были привлечены к походу Поражение, русских было сокрушительным: все князья оказались в плену, а простые воины перебиты — из всего войска спаслось только пятнадцать человек. Поражение Игоря имело неблагоприятные последствия для русских земель: Кончак взял город Римов, Гзак сжег путивльские села и внешнюю ограду города.
    В чем отличие «Слова» от летописных повестей? В то время как в летописях подробно, но беспристрастно излагаются все обстоятельства похода на половцев, автор «Слова», сообщая об этих обстоятельствах лишь в самых общих чертах, отводит главную роль осмыслению произошедшего, публицистическому и лирическому отклику на событие из недавнего прошлого Руси. Цель летописцев — фиксация событий, цель «Слова» — воздействие на современников. Эмоционально-смысловой доминантой «Слова» становится призыв к единению русских земель.
    Автор показывает: политическая разобщенность русских князей привела к тому, что князь Игорь единолично принял поспешное решение о походе, приведшее к гибели людей. В «Слове» звучит и хвала князьям, защищающим свою землю от внешних врагов, и плач по гибнущей в раздорах Русской земле.
    Своей главной задаче — убедить читателя в необходимости единения — автор подчиняет и композицию текста. В начале «Слова» звучит рассказ о походе Игоря, после чего речь идет о победоносных походах на половцев киевского князя Святослава в пору когда Киевская Русь была еще единой. В центральной части «Слова» описывается сон Святослава, звучит его «зла-то слово», в котором великий князь предстает как единомышленник автора, патриот и «государственник», скорбящий о Руси, страдающей от княжеских раздоров. Наконец, в заключительной части рассказывается о возвращении князя Игоря на родину (плач Ярославны, бегство Игоря из плена, погоня Гзака и Кончака, приезд Игоря в Киев), высказывается надежда на возрождение русского единства. Повествуя о походе Игоря, автор сообщает о солнечном затмении, других грозных предзнаменованиях природы, предрекающих беду. Рассказчик горячо сочувствует князьям, говоря об их воинской доблести (описание храбро сражающегося с половцами буй-тура Всеволода) или описывая картину страшной битвы, закончившейся поражением русских. В то же время в лирических отступлениях звучат горькие слова о междоусобных распрях, приведших к распаду Киевской Руси, и порицается Олег Гориславич, который «мечом крамолу ковал» и некогда положил начало междоусобной розне. Автор создает выразительный образ Девы-Обиды, вступившей на Русскую землю и ставшей причиной многих бед (персонификация междоусобной вражды). Важную смысловую нагрузку несут в «Слове» лирические отступления. В них автор снова и снова внушает читателю одну и ту же мысль: причина трагического исхода военной кампании Игоря — в духовной и политической разобщенности русских князей, забывших, что все они братья друг другу.
    В то же время авторские отступления готовят читателя к восприятию центрального по значимости эпизода – «злата слова» Святослава. Узнав о поражении русских князей, Святослав произносит слова сожаления, упрека, сочувствия. Безусловно, автор солидарен с великим князем и в оценке Игоря и его соратников, и в оценке внутриполитической ситуации на Руси в целом. Именно в «злате слове» пафос призыва князей к объединению в борьбе против внешних врагов выражен с максимальной силой.
    Заключительная часть повествования начинается плачем Ярославны, которая просит природные силы (солнце, ветер, реку) вернуть ей любимого мужа. Вмешательство героини в код событий придает повествованию особый лиризм, эмоциональную глубину и подчеркивает сочувственное отношение автора к Игорю. В плаче Ярославны выражена тоска всей Русской земли по плененному богатырю. Кроме того, бегство Игоря из плена (поступок, считавшийся недостойным князя) получает своеобразное оправдание: бегство совершается как бы по воле природных сил, откликнувшихся на языческую молитву княгини. Повествование о возвращении Игоря на родину и о посещении им Киева указывает, по мнению Д. С. Лихачева, на произошедший в душе Игоря переворот, на осознание им гибельности разобщения и на готовность участвовать в совместных походах русских князей против половцев. Завершается «Слово» славой-здравицей всем князьям и дружинам, сражающимся за христиан против «поганых».
    Публицистическая задача, которую ставил перед собой создатель «Слова»- призыв к единению — решена автором с исключительным художественным мастерством. В этом причина того, что «Слово о полку Игореве» относится к числу тех произведений искусства, которые, по выражению Д. С. Лихачева, «всегда современные.

  9. Народная мудрость гласит, что земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить себя земля не может. Это святое дело защитников земли русской. Наш народ всегда считал защиту своей земли великим делом и почитал ее защитников и воинов, о которых шла добрая молва по всей Руси. Славились они своими добрыми делами, мужеством, удалью, благородством, сражались с врагами за русскую землю. Литература Древней Руси оставила потомкам непревзойденные образцы нравственности, беззаветной преданности, великого служения своему Отечеству. По этим произведениям мы  составляем себе представление об истинном герое, создаем образец для подражания.
    В основу «Слова о полку Игореве» положена борьба русского народа с внешними врагами – соседними племенами половцев, в частности поход против них северных князей во главе с Игорем. Большое место в «Слове…» отводится изображению исторических лиц. Игорь, Всеволод, все «Ольгово храброе гнездо» пользуются у автора нескрываемой симпатией. Все они показаны как лучшие представители современного поколения князей, как храбрые воины, посвятившие себя борьбе с «погаными» и защите Родины.
    Игорь в изображении автора наделен всеми возможными качествами доблестного воина, готового на любые жертвы для блага земли Русской. Перед выступлением в поход он воодушевляет дружину словами, полными мужества и беззаветной храбрости. Смерть он предпочитает плену. Во время битвы Игорь обнаруживает благородство: в разгар боя он «заворачивает» полки, чтобы поспешить на помощь брату Всеволоду. По выражению автора, он «сокол», «солнце красное». Рассказывая о беде, постигшей князя, автор глубоко скорбит, вместе с ним скорбит и вся природа. Описывая бегство  из плена, автор полон ликования, ибо «тяжко Русской земле без Игоря».
    Во всем подобен Игорю и буй-тур Всеволод. Он первый, о ком вспоминает автор «Слова…», переходя к рассказу о битве, завязавшейся на реке Каяле. Это доблестный воин. Он един со своей дружиной, со своими воинами, которые, «как серые волки в поле, ищут себе чести, а князю славы». Он мужествен, его героические черты проявляются и в бою на Каяле. Подобно былинному богатырю, буй-тур Всеволод мечет на врага свои стрелы, гремит о шлемы врагов мечами, скачет по полю брани, поражая врагов. Он так увлечен боем, что забывает о своих ранах, об отцовском «золотом» престоле. Наделяя своих героев всеми доблестями храбрых воинов, автор даже изображает их как богатырей народного эпоса, в устно-песенной манере излагая их поведение и поступки. Например, Игорь, отправляясь в поход, садится на коня и едет по «чистому полю», Всеволод, где только ни появляется, «тамо лежат поганые головы половецкие».
    Славная, храбрая русская дружина – сильное, стойкое войско, смело следующее за своим предводителем, чтобы одержать желанную победу. Дружина держалась до последнего, много храбрых воинов полегло на чужой земле, вдали от родины и семьи. А великий мудрый князь Святослав предугадывал печальный исход битвы. В ночь перед поражением русских войск он видел пророческий сон, предвещающий горе и печаль. Кроме того, перед  решающим боем произошло солнечное затмение – еще одно плохое знамение. И, узнав о поражении, Святослав произнес «золотое» слово. В уста Святослава автор вкладывает свои собственные мысли: осуждение необдуманного выступления северских князей, похвалу их мужеству, порицание других князей, занятых междоусобицами. Святослав призывал всех князей и весь русский народ объединиться в борьбе с врагами и уберечь Русь от их вторжений.
    Судьба героев «Слова о полку Игореве» тесно связана с русской природой, с самой Русью. Автор показывает, что Родина всячески помогает своим сынам. Она, будто любящая мать, всегда прощает их, желает своим детям лишь добра. Но и те, в свою очередь, должны думать о благе русской земли. Автор «Слова…» призывает князей к объединению, к защите Руси.
    Летит время. Идут над Россией века, сменяются правители. Но неизменна и незыблема любовь к Отчизне. Незыблемы её честь, красота, нерушимы её границы, закрытые для врага защитниками Отечества. Пока мы храним память о героях, отстоявших русскую землю, пока живём так, как они — честно и с любовью к Родине, будет жить наша страна и её народ.
    Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное учреждение
    Краснооктябрьская средняя общеобразовательная школа
    Тема сочинения:
    «Защитники родной земли в «Слове о полку Игореве»
    Автор:Курица Вячеслав Александрович, 9 класс
    Ростовская область, Веселовский район
    Руководитель:Котляренко Екатерина Ивановна, учитель русского языка и литературы
    х. Красный Октябрь
    2015 год

  10. Долго ночь меркнет
    Заря свет уронила,
    Мгла поля покрыла,
    Щекот соловьиный уснул.
    “Слово о полку Игореве”
    Свой призыв к единению, чувство единства родины автор “Слова о полку Игореве” воплотил в живом, конкретном образе Русской земли. “Слово” посвящено всей Русской земле в целом. Героем произведения является не какой-либо из князей, а русский народ, его земля. К ним обращены все лучшие чувства автора. Образ Русской земли — центральный в “Слове”; он очерчен автором легко и свободно. “Начнем же, братья, повесть эту от старого Владимира до нынешнего Игоря, который скрепил ум силою своею и поострил сердце свое мужеством; исполнившись ратного духа, навел свои храбрые полки на землю половецкую за землю русскую”. Едва ли в мировой литературе есть произведение, в котором были бы одновременно втянуты в действие такие огромные географические пространства. Половецкая степь “стана не знаема”, синее море, Дон, Волга, Днепр, Донец, Дунай, Западная Двина… а из городов — Корсун, Тмутаракань, Киев, Полоцк, Чернигов… — вся Русская земля находится в поле зрения автора, введена в круг его повествования. Обширность родной земли подчеркивается им одновременностью действия в разных ее частях.
    “Не буря соколов занесла
    через поля широкие — стаи галок бегут ”
    к Дону великому”.
    Или так бы начать тебе петь,
    Вещий Баян,
    Белесое внук:
    “Кони ржут за Сулой —
    Звенит слава в Киеве:
    трубы трубят в Новгороде —
    стоят стяги в Путивле!”
    Обширные пространства родины, в которых разворачивается действие “Слова”, охватываются невероятной быстротой передвижения в нем действующих лиц. Всеслав дотронулся копьем до золотого престола киевского, отскочил от него зверем, в полночь из Белгорода скрылся в синей ночной мгле, наутро же, поднявшись, оружием отворил ворота Новгорода, расшиб славу Ярослава…
    Такой же грандиозностью отличался пейзаж “Слова”, всегда конкретный и взятый как бы в движении: перед битвой с половцами кровавые зори свет поведают, черные тучи с моря идут… быть грому великому, идти дождю стрелами с Дону великого…
    Для автора “Слова” Русь это не только “земля” в прямом смысле слова, ее природа и города, это, в первую очередь, народ, населяющий эту землю, его мирный труд, бесконечно нарушаемый междоусобицами князей; это русские женщины, оплакивающие своих погибших мужей; скорбь всего русского народа в гибели Игоревой дружины и радость его после возвращения князя на родину. Повествуя о событиях, автор часто обращается к истории Руси “свивая славы оба полы сего времени”, постоянно делая экскурсы в историю, вспоминая века Трояновы, годы Ярославовы, походы Олеговы, времена “старого Владимира”. Образ страдающей родины вызывает сочувствие читателей, их боль за унижение земли Русской. А так же автор возбуждает ненависть к ее врагам, он зовет русских людей на ее защиту.
    Великий князь Всеволод!
    Неужели и мысленно тебе не прилететь издалека
    Отчий золотой стол наблюсти?
    Ты ведь можешь Волгу веслами расплескать,
    А Дон шлемами вылить!
    Если бы ты был здесь.
    То была бы раба по ногате,
    а раб по резани.
    Ты ведь можешь посуху живыми копьями стрелять —
    Удалыми сыновьями Глебовыми.
    Образ Русской земли — существенная часть “Слова” как призывы к ее защите от внешних врагов. Постоянным лейтмотивом звучат слова: “О Русская земля! Уже ты за холмом!” Это и предостережение автора о грозящей опасности дружине Игоревой, и напоминание, патриотический призыв.
    “Слово о полку Игореве”—произведение поразительно стройное и цельное. Художественная форма его очень точно соответствует идейному замыслу. Все образы “Слова” способствуют выявлению основной мысли — объединению Руси. Автор гениально раскрыл причину поражения отважных князей Игоря и Всеволода и их доблестной дружины, пошедших на объединившихся половцев “за славой.”, но открывших ворота врагам на Русь.
    Темно ведь было встретить день:
    два солнца померкли,
    оба багряные столба погасли,
    и с ними два молодых месяца
    Олег и Святослав
    тьмою заволоклись
    и в море погрузились,
    и великую смелость возбудили в хиновах.
    На реке на Каяле тьма свет покрыла —
    по Русской земле простерлись
    половцы,
    точно выводок гепардов.
    Беру!

  11. Долго ночь меркнет.
    Заря свет уронила,
    Мгла поля покрыла,
    Щекот соловьиный уснул.
    «Слово»
    Свой призыв к единению, чувство единства родины автор «Слова о полку Иго-реве» воплотил в живом, конкретном образе Русской земли. «Слово» посвящено всей Русской земле в целом. Героем произведения является не какой-либо из князей, а русский народ, его земля. К ним обращены все лучшие чувства автора. Образ Русской земли — центральный в «Слове»; он очерчен автором легко и свободно. «Начнем же, братья, повесть эту от старого Владимира до нынешнего Игоря, который скрепил ум силою своею и поострил сердце свое мужеством; исполнившись ратного духа, навел свои храбрые полки на землю половецкую за землю русскую». Едва ли в мировой литературе есть произведение, в котором были бы одновременно втянуты в действие такие огромные географические пространства. Половецкая степь «стана не знаема», синее море, Дон, Волга, Днепр, Донец, Дунай, Западная Двина… а из городов — Корсун, Тмутаракань, Киев, Полоцк, Чернигов… — вся Русская земля находится в поле зрения автора, введена в круг его повествования. Обширность родной земли подчеркивается им одновременностью действия в разных ее частях.
    «Не буря соколов занесла
    через поля широкие —
    стаи галок бегут
    к Дону великому».
    Или так бы начать тебе петь
    Вещий Баян,
    Белесое внук:
    «Кони ржут за Сулой —
    Звенит слава в Киеве:
    трубы трубят в Новгороде —
    стоят стяги в Путивле!»
    Обширные пространства родины, в которых разворачивается действие «Слова», охватываются невероятной быстротой передвижения в нем действующих лиц. Все-слав дотронулся копьем до золотого престола киевского, отскочил от него зверем, в полночь из Белгорода скрылся в синей ночной мгле, наутро же, поднявшись, оружием отворил ворота Новгорода, расшиб славу Ярослава…
    Такой же грандиозностью отличался пейзаж «Слова», всегда конкретный и взятый как бы в движении: перед битвой с половцами кровавые зори свет поведают, черные тучи с моря идут… быть грому великому, идти дождю стрелами с Дону великого…
    Для автора «Слова» Русь это не только «земля» в прямом смысле слова, ее природа и города, это, в первую очередь, народ, населяющий эту землю, его мирный труд, бесконечно нарушаемый междоусобицами князей; это русские женщины, оплакивающие своих погибших мужей; скорбь всего русского народа о гибели Игоре-вой дружины и радость его после возвращения князя на родину. Повествуя о событиях, автор часто обращается к истории Руси «свивая славы оба полы сего
    времени», постоянно делая экскурсы в историю, вспоминая века Трояновы, годы Ярославовы, походы Олеговы, времена «старого Владимира». Образ страдающей родины вызывает сочувствие читателей, их боль за унижение земли Русской. А так же автор возбуждает ненависть к ее врагам, он зовет русских людей на ее защиту.
    Великий князь Всеволод!
    Неужели и мысленно тебе не прилететь издалека
    Отчий золотой стол поблюсти?
    Ты ведь можешь Волгу веслами расплескать,
    А Дон шлемами вылить!
    Если бы ты был здесь,
    То была бы раба по ногате,
    а раб по резани.
    Ты ведь можешь посуху живыми копьями стрелять —
    Удалыми сыновьями Глебовыми.
    Образ Русской земли — существенная часть «Слова» как призывы к ее защите от внешних врагов. Постоянным лейтмотивом звучат слова: «О Русская земля! Уже ты за холмом!» Это и предостережение автора о грозящей опасности дружине Иго-ревой, и напоминание, патриотический призыв.
    «Слово о полку Игореве»—произведение поразительно стройное и цельное. Художественная форма его очень точно соответствует идейному замыслу. Все образы «Слова» способствуют выявлению основной мысли — объединению Руси. Автор гениально раскрыл причину поражения отважных князей Игоря и Всеволода и их доблестной дружины, пошедших на объединившихся половцев «за славой», но открывших ворота врагам на Русь.
    Темно ведь было встретить день:
    два солнца померкли,
    оба багряные столба погасли,
    и с ними два молодых месяца
    Олег и Святослав
    тьмою заволоклись
    и в море погрузились,
    и великую смелость возбудили в хиновах.
    На реке на Каяле тьма свет покрыла —
    по Русской земле простерлись
    половцы,
    точно выводок гепардов.

  12. Древние русские авторы уделяют природе немного внимания и только тогда, когда она тесным образом связана с судьбой действующих лиц повествования, когда она оказывает на них влияние. В древней Руси нет описания бездействующей природы, которая играет прямую, а не косвенную роль. В «Слове…» нет пейзажей, природа введена в события, она участвует в них то ускоряя, то замедляя их ход. Она активна и в этой своей активности наделяется почти человеческими качествами.
    В гениальной древней поэме «Слово о полку Игореве» русская земля осознается как нечто единое, как достояние народа, идущего от одного корня, несмотря на усобицы и существование различных княжеств.
    Душа автора «Слова», до сих пор, к сожалению, безымянного, нерасторжима с родными просторами и туманами южнорусских холмов и степных раздолий. Природа живет и дышит в «Слове» заодно с человеком, заодно выступает с воинами – русичами, перегородившими «великие поля червлеными щитами». Она радуется вместе с ними победе, печалится при поражении. «О, светло светлая и красно украшенная земля Русская! – говорится в другом древнерусском памятнике письменности. – Многими красотами дивишь ты – озерами многими, дивишь ты реками и источниками местопочтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьками различными, птицами бесчисленными, городами великими. Образ русской земли – центральный в «Слове о полку Игореве». Героем «Слова» является не какой – либо из князей, а русский народ. К русской земле обращены все лучшие чувства автора.
    Автор «Слова о полку Игореве» рисует обширные пространства Русской земли. Он ощущает родину как единое огромное целое. В действие втянуты огромные географические пространства: половецкая степь, «синее море», Дон, Волга, Днепр, Дунай, Западная Двина, а из городов – Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Переславль, Белгород, Новгород и многие другие. Вся Русская земля находится в поле зрения автора, введена в круг его повествования. Образ родины, полной городов, противопоставлен образу пустынной половецкой степи – «стране незнаемой», её холмам, болотам, «грязевым» местам. Русская земля для автора «Слова о полку Игореве» – это, конечно, не только «земля» в собственном смысле слова, не только русская природа, русские города, это в первую очередь народ, её населяющий. Автор «Слова» говорит о мирном труде русских пахарей, нарушенном усобицами князей; он помнит о женах русских воинов, оплакивающих своих мужей, павших в битве за Русь; он рассказывает о горе всего русского народа после поражения. Автор «Слова о полку Игореве» рисует удивительно живой образ Русской земли. Создавая «Слово», он сумел окинуть взором всю Русь целиком, объединил в своем описании и русскую природу, и русских князей, и русскую историю. Образ страдающей родины очень важен в художественном и идейном замыслы «Слова»: он вызывает сочувствие к ней читателя, он возбуждает ненависть к её врагам, он зовет русских людей на её защиту. Любовь к родине водила пером автора этого бессмертного произведения. «Слово о полку Игореве» в наше время звучит как духовное завещание давно ушедшего поколения. Это «золотое слово» учит нас любить свою родину Россию и хранить её единство.

  13. Центральной идеей «Слова о полку Игореве» — выдающегося памятника древнерусской литературы — является идея патриотическая. Любовь к Родине, родной земле и своему народу, двигала неизвестным автором во время создания этого произведения. Поэтому с полным правом, на мой взгляд, центральным героем «Слова» мы можем считать именно Русскую землю.
    В этом произведении Русь предстает во всей своей исторической и природной красоте, во всей сложности политической борьбы своего времени, в широчайшей пространственной и временной перспективе.
    Прежде всего, свою родину автор показывает нам как землю предков, завоеванную и отвоеванную, обильно политую кровью отцов и дедов. Он вспоминает историю Руси, начинающуюся в далеком прошлом — с языческих времен («века Трояна») и до «нынешнего Игоря»:
    Были веки Трояновы,
    Миновались лета Ярославовы;
    Были битвы Олега,
    Олега Святославича.
    Могущество Русской земли автор связывает с деятельностью «старых» князей — Владимира и Ярослава, а «нынешнюю невеселую годину» объясняет «крамолами» князей «новых» («О, стонать тебе, земля Русская, Вспоминая времена первые и первых князей!»). Именно во времена князя Олега, по мнению автора «Слова», на Руси начались междоусобицы, которые ослабили Русь, сделали ее беззащитной перед лицом внешнего врага:
    Тот Олег мечом крамолу ковал,
    И стрелы он по земле сеял.
    Кроме того, в «Слове» Русь предстает перед нами мощным государством, имеющим международный авторитет: немцы и венецианцы, греки и морава напряженно следят за событиями, происходящими в русской земле.
    Автор подчеркивает огромное географическое пространство русского государства, его беспредельность. Ощущение простора создается с помощью образов птиц — соколов, галок, воронов («Не буря соколов занесла чрез поля широкие — Галки стадами бегут к Дону великому!»), тем фактом, что поход Игоря происходит в степи — огромном пространстве («Игорь мыслию поле меряет От великого Дона До малого Донца») и т. д.
    Русская земля в «Слове…» — это и русская природа, величественный и прекрасный мир, в котором живут своей особой жизнью ветры — Стрибожьи внуки, волнуются моря и реки, «светится на небеси» солнце, трепещут в тучах синие молнии.
    Вообще, природа принимает активное участие в жизни героев. Так, например, она предупреждает об опасности и неудаче Игоря, выступившего в поход:
    И поехал по чистому полю.
    Солнце дорогу ему тьмой заступило;
    Ночь, грозою шумя на него, птиц пробудила…
    И далее —
    Уже беда его птиц скликает,
    И волки угрозою воют по оврагам,
    Клектом орлы на кости зверей зовут,
    Лисицы брешут на червленые щиты.
    Мы видим, что Див — языческое божество половцев — в свою очередь их предупреждает об опасности, узнаем, что коварная река Стугна утопила юношу Ростислава и что Донец помогает Игорю благополучно добраться до дома:
    Донец говорит: «Ты, Игорь-князь!
    Не мало тебе величия,
    Кончаку нелюбия,
    Русской земле веселия!»
    Таким образом, природа в «Слове» выступает в своем реальном и метафорическом значении, активно участвует в жизни людей и, в то же время, живет своей независимой самостоятельной жизнью.
    Автор «Слова» показывает нам, что русская земля — это и весь народ, населяющий ее: князья, дружина, русские жены, бояре, пахари, ремесленники. Русский народ любим и опекаем языческими богами (он Даждь-божий внук и внук Трояна) и христианским Богом-отцом. Именно поэтому в конце произведения автор восклицает: «Слава князьям, а дружине аминь!» И именно поэтому он призывает русских объединиться для того, чтобы сохранить свою любимую отчизну — великую Русь.
    Таким образом, Русская земля является главным героем «Слова о полку Игореве». Она представлена в произведении масштабно и объемно, как великая и прекрасная страна, которую невозможно не любить. Автор и его герои чувствуют себя неотъемлемой частью земли русской, которой надо восхищаться и которую надо оберегать, защищать. В этой мысли заключается основная идея «Слова о полку Игореве», которая актуальна во все времена.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *