Сочинение на тему загадка любви и красоты в рассказе легкое дыхание

13 вариантов

  1. 1. «Воскресение» – роман и духовные искания Л. Н. Толстого
    2. Обличение пошлости в рассказах А. П. Чехова
    3. Сюжет, герои, проблематика пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад»
    4. Прошлое, настоящее и будущее в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»
    5. Особенности сюжета и композиции повести И. Бунина «Господин из Сан-Франциско»
    6. Образ России в прозе И. Бунина
    7. Концепция любви в рассказах И. Бунина
    8. «Чистый понедельник» И. Бунина как историческая новелла
    9. Женские образы в рассказах И. Бунина
    10. Роль метафоры в прозе И. Бунина
    11. Загадка Любви и Красоты в рассказе И. Бунина «Легкое дыхание»
    12. «Антоновские яблоки» И. Бунина как новелла настроений
    13. Тема «крылатой души» в горьковской романтической прозе («Макар Чудра», «Старуха Изергиль»)
    14. Легенда и действительность в рассказе «Старуха Изергиль»
    15. Люди «дна»: характеры и судьбы (по драме М. Горького «На дне»)
    16. Лука и Сатин: антиподы или единомышленники?
    17. Он и Она в повести А. И. Куприна «Олеся»
    18. Образ Ромашова в повести А. И. Куприна «Поединок»
    19. «Да святится имя твое» (тема любви в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет»)
    20. Тема любви и предательства в повести Л. Андреева «Иуда Искариот»

    * * *

    Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сочинения по русской литературе XX в. (А. Г. Лухминская, 2009) предоставлен нашим
    книжным партнёром — компанией
    ЛитРес.
    Купить и скачать полную версию
    книги в
    форматах FB2,
    ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

  2. Во многих
    произведениях Бунин обращается к вечным
    темам: любовь и трагедия, жизнь и смерть.
    Эти темы становятся главными и в рассказе
    «Легкое дыхание», поражающем именно
    легким дыханием бунинской прозы, ее
    особым ароматом.
    Смысл названия
    рассказа связан прежде всего с главной
    героиней. Примечательна первая деталь
    описания облика Оли Мещерской,
    обнаруживающая ее личностную
    индивидуальность, – «живые, радостные
    глаза». Живость, простота, естественность,
    непосредственность, красота, наивность,
    женственность, легкость составляют
    бесконечное обаяние Оли, ее привлекательность,
    обольстительность, «манкость». «Легкое
    дыхание» ее женственности радостно и
    всепобеждающе торжествует в малейших
    деталях внешности и поведения. Всё это
    дано ей от природы, пришло к ней без
    малейшего ее усилия – «легко». Мотив
    легкости – основной в описании внешности,
    поведения и самой жизни Оли. Тяжела лишь
    смерть – «крест из дуба» на могиле Оли,
    «крепкий, тяжелый, гладкий». Принцип
    антитезы сохранится на протяжении всего
    рассказа, отразившись и в системе
    образов, и в композиции.
    Героиня Бунина
    свободно и радостно шла по жизни, не
    задумываясь о ее темных, мутных потоках,
    смысл жизни для нее – в самой жизни. На
    пути ее легкого полёта были любовь
    учениц младших классов, танцы на балах,
    веселье, бег на коньках, влюбленность
    гимназиста Шеншина, но был и
    пятидесятишестилетний «ловелас»
    Малютин, был казачий офицер, «некрасивый
    и плебейского вида». Оля опять-таки
    легко сделала шаг навстречу нравственному
    падению, ведь в ее отношении к Малютину
    не было и тени любви, легко призналась
    в этом гимназической начальнице, легко
    играла чувствами казачьего офицера. Не
    случайно Малютин упоминает о Фаусте с
    Маргаритой: в истории искушения Маргариты
    в Фаусте торжествует плотское над
    духовным; Малютин и не скрывает
    «мефистофелевского» начала в своем
    плотском желании обладать юной прелестью
    Оли, а Оля не подозревает о необходимых
    нравственных границах своего жизненного
    полета – только легкость, только свобода,
    только веселая игра.
    О гибели Оли
    на вокзале сказано сухо, отрывисто, как
    в хронике уголовного дела. Полёт по
    жизни – вне осознанности и ответственности
    – вовлекает героиню Бунина в опасную
    сферу «плебейских» чувств, однолинейных
    и жестоких решений: казачий офицер
    увидел в Мещерской одно издевательство
    над собой, над его, так сказать, принципами,
    над его «нравственностью», он покарал
    Олю как легкомысленную, аморальную
    соблазнительницу – и полагал себя
    правым. Жизнь Оли была легка, и смерть
    тоже легко отняла эту хрупкую, «мотыльковую»
    жизнь.
    Однако авторская
    задача не имеет ничего общего с
    мелодраматическим и морализаторским
    описанием жизни и смерти прелестной,
    но запутавшейся гимназистки. Произведение
    имеет необычную композицию: начинается
    и завершается описанием кладбища,
    хронология событий изменена писателем,
    фабула не совпадает с сюжетом. Появляются
    эпизоды, казалось бы, не имеющие с
    историей Оли никакой связи, – ее рассказ
    подруге о «легком дыхании» и приходящая
    на могилу классная дама.
    Образ главной
    героини включен в систему антитез, одна
    из которых – Оля Мещерская и классная
    дама. Классная дама живет выдумкой,
    заменяющей ей подлинную жизнь. Жизнь
    Оли была полна энергии, стремительна и
    празднична – жизнь классной дамы
    одинока, скудна событиями, лишена любви
    и счастья. Эта уже «немолодая девушка»
    умна, однако в ней нет того «легкого
    дыхания», которым была наделена Оля,
    жизнь проходит мимо классной дамы, даруя
    ей лишь хрупкие иллюзии, отсюда такое
    ее притяжение даже к памяти о «легком
    дыхании».
    «Легкое дыхание»
    – это энергия женственности, вечно
    живущая в мире, способная сводить с ума,
    даровать либо высшее счастье, либо
    трагедию. Эта энергия не связана (или
    менее всего связана) с красотой как
    гармонией внешних черт – не случайно
    Оля, говоря подруге о красоте, отвергла
    всё внешне-декоративное: «черные, кипящие
    смолой глаза», «колена цвета раковины»,
    «нежно играющий румянец» и так далее –
    и выбрала лишь «легкое дыхание». Это
    великая тайна, которой можно изумляться,
    но которую нельзя разгадать до конца.
    «Легкое дыхание»
    – это и энергия творчества, вдохновения,
    тоже необъяснимая и неразложимая на
    формулы и определения. Именно «легкое
    дыхание» творчества чувствуется в
    сцеплении событий рассказа Бунина.
    Наиболее точно об этом сказал искусствовед
    и психолог прошлого века Л.С.Выготский:
    «Жизнь гимназистки Оли Мещерской темная,
    мутная, запутавшаяся, но события соединены
    и сцеплены так, что они утрачивают свою
    житейскую тягость и непрозрачную муть;
    они мелодически
    сцеплены друг с другом, и в своих
    нарастаниях, разрешениях и переходах
    они словно развязывают стягивающие их
    нити, они отрешаются от действительности.
    Так житейская история о беспутной
    гимназистке претворена здесь в легкое
    дыхание бунинского рассказа».

  3. Ольге было шестнадцать лет, она ничем особо не выделялась среди других гимназисток. Не было в ней невиданной красоты, шарма взрослой женщины, но была необычайная внутренняя свобода и человеческое достоинство. Девушка, не задумываясь о собственной жизни, жила без страха и осмотрительности, дышала полной грудью. При этом легко отметая все упреки в свой адрес и слухи вокруг своего имени.
    Ее наставница, наоборот, руководствовалась разумом и поэтому одергивала девушку, не принимая ее поведения и стиля. Однако она не знала, что  в жизнь юной Оленьки вмешался взрослый мужчина, который руководствовался лишь своим инстинктом. Это погубило девушку, ведь она не была готова к взвешенным взрослым решениям. Ее разум не успел проснуться, чтобы контролировать чувства.
    Героиня была искренней и легкой. Она шла по жизни, флиртовала с поклонниками и не подозревала, к чему это ее приведет. Неискушенная и неопытная, она не могла разобраться в любовных хитросплетениях. Ей не хватило времени, чтобы научиться управлять своей энергией.
    Любовь в произведениях Бунина часто ходит бок обок со смертью. Этот рассказ – не исключение. Понятие любви у великого писателя всегда сопряжено с кратковременной вспышкой страсти, несущей после себя боль и страдание, а иногда и смерть. Но Бунин уверен, что смерть не всесильна и она не может уничтожить красоту, которая возродится вновь.
    Жизнь Оли Мещерской была короткой и яркой, она оставила след в душах многих людей. Ее легкое дыхание рассеялось в окружающем воздухе и теперь наполняет его своей энергией и радостью. Печальный финал этой истории, на мой взгляд, говорит о том, что даже в вопросе возвышенных чувств нужно прислушиваться к голосу разума. И важно, чтобы рядом с взрослеющим человеком были взрослые, способные направить его и научить, а не осуждать.

  4. Рассказ «Легкое дыхание» написан И. Буниным в 1916 году. В нем нашли отражение философские мотивы жизни и смерти, прекрасного и безобразного, которые были в центре внимания писателя. В этом рассказе Бунин развивает одну из ведущих для своего творчества проблем: любовь и смерть. По художественному мастерству «Легкое дыхание» считается жемчужиной прозы Бунина.
    Повествование движется в обратном направлении, из настоящего в прошлое, начало рассказа является его финалом. С первых строк автор погружает читателя в грустную атмосферу кладбища, описывает могилу прекрасной девушки, жизнь которой нелепо и страшно прервалась в самом расцвете сил: «На кладбище, над своей глиняной насыпью, стоит новый крест из дуба, крепкий, тяжелый, гладкий.
    Апрель, дни серые; памятники кладбища, просторного уездного, еще далеко видны сквозь голые деревья, и холодный ветер звенит и звенит у подножия креста.
    В самый же крест вделан довольно большой, выпуклый фарфоровый медальон, а в медальоне — фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами.
    Это Оля Мещерская».
    Бунин заставляет нас проникнуться скорбью при виде могилы пятнадцатилетней девушки, светлой и красивой, которая погибла в самом начале весны. Это была весна ее жизни, а она в ней — как нераспустившийся бутон прекрасного в будущем цветка. Но сказочное лето для нее никогда не наступит. Исчезла молодая жизнь, красота, теперь над Олей вечность: «звенит-звенит», не прекращая, «холодный ветер фарфоровым венком» на ее могиле.
    Автор знакомит нас с жизнью героини рассказа, гимназистки Оли Мещерской, в ее четырнадцать и пятнадцать лет. Во всем ее облике сквозит восхищенное удивление необычайным переменам, которые с ней происходят. Она стремительно похорошела, превращаясь в девушку, душа ее наполнилась энергией и счастьем. Героиня ошеломлена, она еще не знает, что с собой, новой и такой красивой, делать, поэтому просто отдается порывам молодости и беззаботного веселья. Природа преподнесла ей неожиданный подарок, сделав легкой, веселой, счастливой. Автор пишет, что героиню отличало «в последние два года из всей гимназии, — изящество, нарядность, ловкость, ясный блеск глаз». Жизнь восхитительно бурлит в ней, и она с удовольствием обживается в своем новом прекрасном обличье, пробует его возможности.
    Невольно вспоминается рассказ «Фиалки», написанный другом Бунина и талантливым русским прозаиком А. И. Куприным. В нем талантливо изображено взрывное пробуждение юности кадета-семиклассника Дмитрия Казакова, который от нахлынувших чувств не может готовиться к экзамену, с умилением собирает фиалки за стенами учебного корпуса. Юноша не понимает, что с ним происходит, но от счастья готов обнять весь мир и влюбиться в первую встреченную им девушку.
    Оля Мещерская у Бунина — добрый, искренний и непосредственный человек. Своим счастьем и позитивной энергией девушка заряжает все вокруг, притягивает к себе людей. Девочки из младших классов гимназии гурьбой бегают за ней, для них она — идеал.Последняя зима жизни Оли как будто специально выдалась такой прекрасной: «Зима была снежная, солнечная, морозная, рано опускалось солнце за высокий ельник снежного гимназического сада, неизменно погожее, лучистое, обещающее и на завтра мороз и солнце, гулянье на Соборной улице; каток в городском саду, розовый вечер, музыку и эту во все стороны скользящую на катке толпу, в которой Оля Мещерская казалась самой беззаботной, самой счастливой». Но только казалась. Эта психологическая деталь указывает на свойственное юности каждого человека пробуждение сначала природных сил, когда разум еще спит и не контролирует чувства. Неискушенная, неопытная Оля легко летит по жизни, как бабочка на огонь. А несчастье уже идет по ее следам. Бунин сумел в полной мере передать трагизм этого головокружительного полета.
    Свобода в суждениях, отсутствие страха, проявление бурной радости, демонстрация счастья считаются в обществе вызывающим поведением. Оля не понимает, насколько раздражает окружающих. Красота, как правило, вызывает зависть, непонимание, не умеет защитить себя в мире, где все исключительное подвергается гонению.
    Кроме главной героини в рассказе фигурируют еще четыре образа, так или иначе связанные с юной гимназисткой. Это начальница гимназии, классная дама Оли, знакомый отца Оли Алексей Михайлович Милютин и некий казачий офицер.
    Никто из них не относится к девушке по-человечески, не делает даже попытки понять ее внутренний мир. Начальница, по долгу службы, упрекает Мещерскую за женскую прическу, туфли. Пожилой уже человек, Милютин воспользовался неопытностью Оли и соблазнил ее. Видимо, случайный поклонник, казачий офицер, принял поведение Мещерской за ветреность и распущенность. Он стреляет в девушку на вокзале и убивает ее. Пятнадцатилетней девочке далеко до роковой соблазнительницы. Она, наивная школьница, показывает ему листок из тетрадки-дневника. Как ребенок, она не знает выхода из любовной ситуации и пытается отгородиться от назойливого воздыхателя своими же детскими и путаными записями, предъявляя их как некий документ. Как можно было этого не понять? Но, совершив преступление, некрасивый, плебейского вида офицер во всем обвиняет убитую им девушку.
    Бунин понимал любовь по преимуществу только как вспыхнувшую внезапно страсть. А страсть всегда разрушительна. Любовь у Бунина ходит рядом со смертью. Рассказ «Легкое дыхание» не исключение. Такова была концепция любви великого писателя. Но Бунин утверждает: смерть не всесильна. Короткая, но яркая жизнь Оли Мещерской оставила след во многих душах. «Маленькая женщина в трауре», классная дама Оли, часто приходит на могилу, вспоминает ее «бледное личико в гробу» и разговор, который однажды она невольно подслушала. Оля рассказывала подруге о том, что главное в женщине — «легкое дыхание»: «А ведь оно у меня есть, — ты послушай, как я вдыхаю, — ведь, правда, есть?»
    Заканчивается рассказ словами автора: «Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном ветре». Красоту нельзя уничтожить, она возродится вновь.

  5. Желая изобразить «легкое дыхание», И. Бунин, казалось бы, должен был выбрать самое лирическое, самое безмятежное, самое прозрачное, что можно найти в житейских событиях, происшествиях и характерах. Почему он не рассказал нам о прозрачной, как воздух, какой-нибудь первой любви, чистой и незатемненной? Почему он выбрал самое ужасное, грубое, тяжелое и мутное, когда захотел развить тему о легком дыхании?
    Здесь можно усмотреть то, что в художественном произведении всегда заложены некоторые противоречия, некоторое внутреннее несоответствие между материалом и формой, что автор подбирает как бы нарочно трудный, сопротивляющийся материал, такой, который оказывает сопротивление всеми своими свойствами старания автора сказать то, что он сказать хочет. И чем непреодолимее, упорнее и враждебнее сам материал, тем как будто оказывается он для автора более пригодным. Та формальная сторона, событийная, направлена не на то, чтобы вскрыть свойства, заложенные в самом материале, раскрыть жизнь русской провинциальной гимназистки до конца, во всей типичности и глубине, проанализировать и проглядеть события в их настоящей сущности. Эта событийность направлена в обратную сторону: к тому, чтобы преодолеть эти свойства, к тому, чтобы заставить ужасное говорить на языке «легкого дыхания», и к тому, чтобы житейскую муть заставить звенеть и звенеть, как холодный весенний ветер. И преодолеть это сопротивление материала, расставить акценты автору помогает именно название.
    Более подробно остановимся на названии. Оно делает возможным раскрытие самой важной темы рассказа и намечает ту доминанту, которая определяет собой все его построение. И вот такой доминантой данного рассказа и является «легкое дыхание». Оно является к самому концу рассказа в виде воспоминаний классной дамы о прошлом, о подслушанном ею когда-то разговоре Оли с ее подругой. Этот разговор о женской красоте, рассказанный в полукомическом стиле «старинных смешных книг», служит той катастрофой всей новеллы, в которой раскрывается ее истинный глубинный смысл. Во всей этой красоте самое важное место «старинная смешная книга» отводит «легкому дыханию». «Легкое дыхание! А ведь оно у меня есть, – ты послушай, как я вздыхаю, – ведь, правда, есть?» Мы как будто слышим этот вздох, и в этом комически звучащем и в смешном стиле переданном разговоре мы вдруг обнаруживаем совершенно другой его смысл, читая заключительные катастрофические слова автора: «Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре…» Эти слова как бы замыкают круг, сводя конец к началу. Как много иногда может значить, каким огромным может дышать маленькое слово в художественно построенной фразе.
    Понятия Любви и Красоты раскрываются И. Буниным в противопоставлении: как не должно быть». Автор показывает, что является некрасивым, что нельзя назвать Любовью, и дает возможность читателю понять это.

  6. О любви писали, наверное, все писатели и поэты, но насколько разными являются люди, настолько разным возникает это чувство в художественных произведениях. Выдающийся русский писатель Иван Бунин тоже создал собственную «философию любви». По его мнению, любовь – это «темные аллеи», наполненные чем-то таинственным и неожиданным, это замечательный миг, который часто ведет к трагическому финалу и который очень легко потерять или не узнать своевременно. Потом могут прийти тяжелые разочарования, грусть, и даже гибель иногда является избавлением для чувства. В произведениях Бунина случаются трагические финалы из-за конфликта между идеальным и реальным, но гибель героев почему-то довольно часто возникает у него светлой, по крайней мере, имеет вид лучшей из возможных развязок.
    С подобным противоречием реального и идеального мы сталкиваемся и в рассказе «Легкое дыхание». События произведения на первый взгляд могут показаться грязными и залосненными. Молодую девушку соблазняет старый развратник, сама она ведет непонятную игру в любовь с казачьим офицером, который был «некрасивый и плебейского вида, который не имел ровно решительно ничего общего с тем кругом, к которому принадлежала Оля Мещерская». Но на самом деле грязи или «чернухи» в рассказе нет, наоборот, он насыщен особой лирической атмосферой. В «Легком дыхании» Бунин использует прием, который можно назвать «доказательством от обратного» – даже при таком развитии событий любовь будет оставаться чем-то светлым и неприкосновенным, она выше будничной грязи.
    Рассказ начинается и заканчивается описанием кладбища, на котором похоронена девушка. Возле могилы Оли, смотря на фотокарточку умершей, классная наставница сама себе задает риторический вопрос: как совместить с этим чистым взглядом то ужасное, что соединилось теперь с именем Оли Мещерской?. Он не нуждается в ответе, но ответ присутствует вне слов во всем тексте рассказа. Оля Мещерская воспринимается как воплощение юной женственности, жажды любви, мечтательности. Вопреки установкам общественной морали, ее поступки и ее образ почти у всех вызывают увлечение. почему-то «никого не любили так младшие классы, как ее», почему-то классная наставница, которая раньше старалась остановить Олю и осуждала ее «преждевременную» женственность, соблюдая общепринятые моральные ценности, после гибели девушки каждое воскресенье приходит на ее могилу, живет мыслями о ней, да еще и ощущает себя счастливой «как все отданные какой-то страстной мечте люди».
    Оля Мещерская создана для счастья, поэтому и находит его в безобразной действительности. Именно это дает ощущение «легкости дыхания», которую невозможно сохранить в залосненной действительности. Окружающие подсознательно ощущают эту ее особенность, поэтому и тянутся к ней. Она будто заражает других своей радостью. Олю Мещерскую убивает упомянутый выше офицер, невольно введенный в заблуждение игрой девушки. Убивает, так как был близок с ней, верил в ее любовь и не смог смириться с потерей своей иллюзии. Но не каждый человек может вызвать такую сильную страсть. Много кого бросают любимые, и очень редко влюбленные доходят до таких крайностей. Это снова же таки свидетельствует о яркости личности Оли.
    Ее поступок был жестоким, но можно догадаться, что, имея такую особую натуру, она одурманила голову этому офицеру неумышленно. Возможно, в отношениях с ним Оля сама искала свою мечту, но не могла найти. Она ощущала отвращение к отцовскому другу Малютину, который повел себя с ней, мягко говоря, не благородно. То, что состоялось между ними, могло просто сломать ее, как это было со многими девушками. Она могла погрузиться в бездну страданий и прожить в них остаток жизни, могла начать ненавидеть весь мир. Но этого не произошло: запас любви и стремление к счастью в душе Оли оказались чрезвычайно большими. Вместо этого она «совсем обезумевшая от радости», компенсируя этим собственное отвращение и унижение.
    Энергия молодости, мечты, жажда любви были у нее несравненными, но не находили достойного выхода, а поэтому она и начинала «романы» то с офицером, то с гимназистом Шеншиным, не могла жить без поклонников, но вопреки всему глубина души этой девушки осталась нетронутой. Мечты своим светом одухотворяли все ее извне аморальные поступки. Поэтому, наверное, и общее впечатление от ее образа остается преисполненным чем-то светлым и прекрасным. «Легкое дыхание» не угасло под давлением обстоятельств. Не уничтожила его даже смерть Оли:
    «Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом омраченном небе, в этом холодном весеннем ветре». Такими лирическими строками заканчивается рассказ. Они же передают идею автора: любовь, даже такая «рассеянная», которая не нашла своего настоящего героя, всегда является чудом, всегда найдет ответ в душах других людей. Пусть действительность не позволила девушке воплотить мечты, и разногласия с ней привели к трагедии: Оля, однако, принесла в мир что-то одухотворенное, способное вдохновлять.

  7. Рассказ «Легкое дыхание» написан И. Буниным в 1916 году. В нем нашли отражение философские мотивы жизни и смерти, прекрасного и безобразного, которые были в центре внимания писателя. В этом рассказе Бунин развивает одну из ведущих для своего творчества проблем: любовь и смерть. По художественному мастерству «Легкое дыхание» считается жемчужиной прозы Бунина.
    Повествование движется в обратном направлении, из настоящего в прошлое, начало рассказа является его финалом. С первых строк автор погружает читателя в грустную атмосферу кладбища, описывает могилу прекрасной девушки, жизнь которой нелепо и страшно прервалась в самом расцвете сил: «На кладбище, над своей глиняной насыпью, стоит новый крест из дуба, крепкий, тяжелый, гладкий.
    Апрель, дни серые; памятники кладбища, просторного уездного, еще далеко видны сквозь голые деревья, и холодный ветер звенит и звенит у подножия креста.
    В самый же крест вделан довольно большой, выпуклый фарфоровый медальон, а в медальоне — фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами.
    Это Оля Мещерская».
    Бунин заставляет нас проникнуться скорбью при виде могилы пятнадцатилетней девушки, светлой и красивой, которая погибла в самом начале весны. Это была весна ее жизни, а она в ней — как нераспустившийся бутон прекрасного в будущем цветка. Но сказочное лето для нее никогда не наступит. Исчезла молодая жизнь, красота, теперь над Олей вечность: «звенит- звенит», не прекращая, «холодный ветер фарфоровым венком» на ее могиле.
    Автор знакомит нас с жизнью героини рассказа, гимназистки Оли Мещерской, в ее четырнадцать и пятнадцать лет. Во всем ее облике сквозит восхищенное удивление необычайным переменам, которые с ней происходят. Она стремительно похорошела, превращаясь в девушку, душа ее наполнилась энергией и счастьем. Героиня ошеломлена, она еще не знает, что с собой, новой и такой красивой, делать, поэтому просто отдается порывам молодости и беззаботного веселья. Природа преподнесла ей неожиданный подарок, сделав легкой, веселой, счастливой. Автор пишет, что героиню отличало, «в последние два года из всей гимназии, — изящество, нарядность, ловкость, ясный блеск глаз». Жизнь восхитительно бурлит в ней, и она с удовольствием обживается в своем новом прекрасном обличье, пробует его возможности.
    Невольно вспоминается рассказ «Фиалки», написанный другом Бунина и талантливым русским прозаиком А. И. Куприным. В нем талантливо изображено взрывное пробуждение юности кадета-семиклассника Дмитрия Казакова, который от нахлынувших чувств не может готовиться к экзамену, с умилением собирает фиалки за стенами учебного корпуса. Юноша не понимает, что с ним происходит, но от счастья готов обнять весь мир и влюбиться в первую встреченную им девушку.
    Оля Мещерская у Бунина — добрый, искренний и непосредственный человек. Своим счастьем и позитивной энергией девушка заряжает все вокруг, притягивает к себе людей. Девочки из младших классов гимназии гурьбой бегают за ней, для них она — идеал.
    Последняя зима жизни Оли как будто специально выдалась такой прекрасной: «Зима была снежная, солнечная, морозная, рано опускалось солнце за высокий ельник снежного гимназического сада, неизменно погожее, лучистое, обещающее и на завтра мороз и солнце, гулянье на Соборной улице; каток в городском саду, розовый вечер, музыку и эту во все стороны скользящую на катке толпу, в которой Оля Мещерская казалась самой беззаботной, самой счастливой». Но только казалась. Эта психологическая деталь указывает на свойственное юности каждого человека пробуждение сначала природных сил, когда разум еще спит и не контролирует чувства. Неискушенная, неопытная Оля легко летит по жизни, как бабочка на огонь. А несчастье уже идет по ее следам. Бунин сумел в полной мере передать трагизм этого головокружительного полета.
    Свобода в суждениях, отсутствие страха, проявление бурной радости, демонстрация счастья считаются в обществе вызывающим поведением. Оля не понимает, насколько раздражает окружающих. Красота, как правило, вызывает зависть, непонимание, не умеет защитить себя в мире, где все исключительное подвергается гонению.
    Кроме главной героини в рассказе фигурируют еще четыре образа, так или иначе связанные с юной гимназисткой. Это начальница гимназии, классная дама Оли, знакомый отца Оли Алексей Михайлович Милютин и некий казачий офицер.
    Никто из них не относится к девушке по-человечески, не делает даже попытки понять ее внутренний мир. Начальница, по долгу службы, упрекает Мещерскую за женскую прическу, туфли. Пожилой уже человек, Милютин воспользовался неопытностью Оли и соблазнил ее. Видимо, случайный поклонник, казачий офицер, принял поведение Мещерской за ветреность и распущенность. Он стреляет в девушку на вокзале и убивает ее. Пятнадцатилетней девочке далеко до роковой соблазнительницы. Она, наивная школьница, показывает ему листок из тетрадки-дневника. Как ребенок, она не знает выхода из любовной ситуации и пытается отгородиться от назойливого воздыхателя своими же детскими и путаными записями, предъявляя их как некий документ. Как можно было этого не понять? Но, совершив преступление, некрасивый, плебейского вида офицер во всем обвиняет убитую им девушку.
    Бунин понимал любовь по преимуществу только как вспыхнувшую внезапно страсть. А страсть всегда разрушительна. Любовь у Бунина ходит рядом со смертью. Рассказ «Легкое дыхание» не исключение. Такова была концепция любви великого писателя. Но Бунин утверждает: смерть не всесильна. Короткая, но яркая жизнь Оли Мещерской оставила след во многих душах. «Маленькая женщина в трауре», классная дама Оли, часто приходит на могилу, вспоминает ее «бледное личико в гробу» и разговор, который однажды она невольно подслушала. Оля рассказывала подруге о том, что главное в женщине — «легкое дыхание»: «А ведь оно у меня есть, — ты послушай, как я вдыхаю, — ведь, правда, есть?»
    Заканчивается рассказ словами автора: «Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном ветре». Красоту нельзя уничтожить, она возродится вновь.

  8. В апрельский день я от людей ушла,
    Ушла навек покорно и безгласно —
    И все ж была я в жизни не напрасно:
    Я для любви не умерла.
    И. А. Бунин
    Жемчужиной творческого наследия замечательного русского писателя, лауреата Нобелевской премии И. А. Бунина заслуженно считается рассказ “Легкое дыхание”. В нем так лаконично и ярко запечатлен образ главной героини, так трепетно передано чувство прекрасного, несмотря на трагическую ее судьбу. Все в рассказе построено на выразительных контрастах, без которых невозможно понять авторские выводы.
    Уже с первых строк повествования складывается двойственное ощущение: грустного, пустынного кладбища, серого апрельского дня, голых деревьев, холодного ветра, который “звенит и звенит фарфоровым венком у подножия креста”, “крепкого, тяжелого, гладкого”, а на нем “фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами”. Смерть и жизнь, печаль и радость и есть символ судьбы Оли Мещерской.
    В стихотворении И. А. Бунина “Эпитафия” живет такое же печальное и светлое настроение, как и в рассказе:
    Здесь, в тишине кладбищенской аллеи,
    Где только ветер веет в полусне,
    Все говорит о счастье и весне.
    Сонет любви на старом мавзолее
    Звучит бессмертной грустью обо мне,
    А небеса синеют вдоль аллеи.
    Трудно согласующиеся между собой впечатления конкретизируются далее — от рассказа о безоблачном детстве Оли, отрочестве — к трагическим событиям последнего прожитого года. “Незаметно упрочилась ее гимназическая слава, и уже пошли толки, что она ветрена…” Рисуется “розовый вечер на катке” в городском саду, когда Оля “казалась самой беззаботной, самой счастливой”, но тут же оговорка: “последнюю свою зиму Мещерская совсем сошла с ума от веселья”. Автор подчеркивает разрыв между кажущимся, внешним и внутренним состоянием героини: полудетское состояние бегающей на переменке гимназистки и ее признание в том, что она уже женщина. Спокойная, даже веселая беседа в строгом кабинете начальницы гимназии, а непосредственно за тем — краткое сообщение: “А через месяц казачий офицер, некрасивый и плебейского вида, не имевший ничего общего с тем кругом, к которому принадлежала Оля Мещерская, застрелил ее на платформе…” Наше внимание настойчиво направляется к каким-то тайным пружинам Олиной жизни. Для этого автор затягивает объяснение причин ее гибели, как бы порожденной самой логикой поведения девушки. А затем открывается новая, еще более неожиданная тайна — ее связь с 56-летним Малютиным. С другой стороны, сложная композиция — от факта смерти к детству героини, затем к недавнему прошлому и к его истокам, после чего к еще более раннему, чистому, мечтательному времени — позволяет сохранить удивительное дыхание красоты, бессмертно сияющие чистым светом глаза.
    Бунин выразительно передал странную логику поведения Оли. Кружение по жизни: на балах, на катке, вихревой бег по гимназии, стремительность перемен, неожиданные поступки. Необычность Олиной реакции: “она совсем сошла с ума”, — говорят о ней; “я совсем сошла с ума”, — говорит она. Сдержанно характеризуется окружение Оли. Цепочка на редкость равнодушных к ней лиц замыкается последним звеном — и “классной дамой”. Картину духовной нищеты Олиного окружения Бунин рисует мастерски, убедительно. Мысль о том, что в однообразном, бездушном мире чистые порывы обречены, вносит трагическую интонацию-в рассказ.
    В финале произведения Оля рассказывает своей подруге, что в одной папиной книге прочла, какая красота должна быть у женщины. “…Там, понимаешь, столько насказано, что всего не упомнишь… но главное, знаешь ли что? Легкое дыхание! А ведь оно у меня есть…”
    Оля действительно обладала легким, естественным дыханием — жаждой какой-то особенной, неповторимой судьбы, достойной только избранных. И совсем не случайно об этой ее заветной мечте сказано под конец. Олино внутреннее горение неподдельно и могло бы вызвать большое чувство. Если бы не бездумное порхание по жизни, не примитивное представление о счастье, не пошлое окружение. Автор раскрывает нам не только красоту девушки, разумеется, не ее опыт, а лишь эти не развившиеся прекрасные возможности. Они, по мнению автора, не могут исчезнуть, как никогда не исчезает тяга к прекрасному, к счастью, к совершенству.
    Красота и смерть, любовь и разлука — вечные темы, получившие столь трогательное и просветленное воплощение в творчестве И. А. Бунина, волнуют нас и сегодня:
    И ко мне долетает
    Свет улыбки твоей.
    Не плита, не распятье
    Предо мной до сих пор —
    Институтское платье
    И сияющий взор.

  9. Новелла «Легкое дыхание», написана И. Буниным, – настоящий шедевр мировой новеллистики, так как автору удалось в короткой форме передать не только историю Оли Мещерской. По закону жанра, новелла должна воссоздать в малом, уникальном, конкретном событии из жизни одного человека всю его жизнь, а в нем – жизнь общества, его способ существования. И писатель создает неповторимый поэтический образ девушки, которая еще только мечтает о единой звездной любви, посредством модернизма. О любви писали, наверное, все писатели и поэты, но насколько разные люди, настолько разным возникает это чувство в художественных произведениях. Выдающийся русский писатель Иван Бунин тоже создал собственную “философию любовь”. По его мнению, любовь – это “темные аллеи”, преисполненные чего-то таинственного и неожиданного, это замечательный миг, который часто ведет к трагическому финалу и которую очень легко потерять или не узнать своевременно.
    Потом могут прийти тяжелое разочарование, грусть, и даже гибель иногда является избавлением для чувства. В произведениях Бунина случаются трагические финалы через конфликт между идеальным и реальным, но гибель героев почему-то довольно часто возникает у него светлой, по крайней мере, имеет вид наилучшего исхода событий.
    С подобным противоречием реального и идеального мы сталкиваемся и в рассказе “Легкое дыхание”. События произведения на первый взгляд могут показаться грязными и залосненными. Молодая девушка ведет непонятную игру в любовь с офицером, что был “некрасив и плебейского вида, который не имел ничего общего с тем кругом, к которому принадлежала Оля Мещерская”.
    В “Легком дыхании” Бунин использует прием, который можно назвать “доказательством от возвратного” – даже при таком развитии событий любовь будет оставаться чем-то светлым и нетронутым, она выше будничной грязи. Рассказ начинается и заканчивается описанием кладбища, на котором похоронена девушка. Возле могилы Оли, смотря на фотокарточки умерших, классная руководительница сама себе задает риторических вопрос: “как совместить с этим чистым взглядом то ужасное, что связано теперь с именем Оли Мещерской?” Он не нуждается в ответе, но ответ присутствует вне слов во всем тексте рассказа.
    Оля Мещерская воспринимается как воплощение юной девушки, жаждущей любви, мечтательной. Вопреки установкам общественной морали, ее уступки и ее образ почти во всех вызывают увлечение. Почему-то “никого не любили так младшие классы, как ее”, почему-то классная руководительница, которая раньше старалась остановить Олю и осуждала ее “преждевременное” замужество, ссылаясь на общепринятые моральные ценности, после гибели девушки, каждую неделю приходит на ее могилу, живет мыслями о ней, да еще и чувствует себя счастливой “как все преданные мечте люди”.
    Оля Мещерская создана для счастья, поэтому и находит его в уродливой действительности. Именно это дает ощущение “легкости дыхания”, которое невозможно сохранить в действительности. Окружающие подсознательно ощущают эту ее особенность, поэтому и тянутся к ней. Она словно заряжает других своей радостью.
    Олю Мещерскую убивает упомянутый выше офицер, поневоле введенный в заблуждение игрой девушки. Убивает, так как был близким с ней, верил в ее любовь и не смог смириться с потерей своей иллюзии. Но ведь не каждый человек может вызвать такую сильную страсть.
    Многих бросают любимые, и очень редко влюбленные доходят до таких крайностей. Это снова свидетельствует об индивидуальной личности Оли. Ее поступок был жесток, но можно догадаться, что имея такую особую натуру, она одурманила голову этому офицеру неумышленно. Возможно, в отношениях с ним Оля сама искали свою мечту, но не могла найти.
    Она чувствовала отвращение к отцовскому другу Малютину, который повел себя с ней, мягко говоря, не благородно. То, что произошло между ними, могло просто сломать ее, как это было с многими девушками. Она могла погрузиться в бездну страданий и прожить в них остаток жизни, могла начать ненавидеть весь мир. Но этого не произошло: любовь и стремление к счастью в душе Оли оказался чрезвычайно большим. Вместо этого она “совсем сошла с ума от радости”, компенсируя этим собственное отвращение и унижение. Энергия молодости, мечты, жажда любви были у нее несравненно, но не находили достойного выхода. Так она и начинала “романы” то с офицером, то с гимназистом Шеншиным, но вопреки всему глубина души этой девушки осталась нетронутой. Мечты своим светом одухотворяли все ее аморальные поступки. Поэтому, наверное, и общее впечатление от ее образа остается преисполненным чего-то светлого и прекрасного.
    “Легкое дыхание” не угасло под давлением обстоятельств. Не уничтожила его даже смерть Оли: “Теперь это легкое дыхание снова рассеялось по миру, в этом омраченном небе, в этом холодном весеннем ветре”.
    Такими лирическими строками заканчивается рассказ. Они же передают идею автора: любовь, даже такая “рассеянная”, потенциально, не нашедшая своего настоящего героя, всегда является чудом, всегда найдет ответ в душах других людей. Пусть действительность не разрешила девушке воплотить мечты, и противоречия с ней привели к трагедии: Оля, однако, принесла в мир что-то одухотворенное, способное вдохновить.
    У каждого времени свой жанр. И если вторая половина XIX столетия подарила миру большое количество прекрасных и разных романов, то в XX столетии, вопреки недоверию издателей, отстаивает свои права малый жанр. Мировая литература знает талантливые новеллы Анатоля Франса, Франсуа Мориака, О. Генри и других. И в русской литературе новелла имела приверженцев, в частности И. Бунина.
    Это расширяет возможности автора. Он будто подает несколько разных взглядов на событие, на героиню, чтобы дать понять: жизнь человека, ее личность нетронуты, так как никто, кроме нее, не знает настоящих мотивов поступков и настоящих чувств. Кто-то старается ее учить, кто-то считает ее за напыщенную, кто-то грубо калечит ее жизнь ради своей утехи, а она, эта жизнь – ее. Никто не имеет права на нее. И когда этот жестокий мир насел на Олю, она не выдерживает. Кажется, исповедавшись дневнику, она должна была бы немного успокоиться.
    Но стыд и пренебрежение к самой себе толкают ее на бесшабашный поступок – показать дневник казачьему офицеру, который считал ее за свою невесту. Чего ожидала она от этого мужчины? Понимания? Совсем нет. Она понимала всю примитивность этого героя: он считает ее своей собственностью и ни за что не смирится с тем, в чем сознавалась Оля. Она не могла покончить жизнь самоубийством, даже когда жить было не под силу. В дневнике девушка написала: «Теперь мне один выход… Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого!..»
    Она пошла к тому казачьему офицеру, который не принадлежал к ее кругу и никогда не понимал девушку, до смерти. А он не понял этого и выстрелил в нее. Невозможно пересказать новеллу, да и не нужно, так как за каждым словом, за каждой деталью жизнь и судьба не только этой героини. «Легкое дыхание» вместило целый мир с множеством вопросов и ответов относительно смысла бытия, любви, смерти – всего, что составляет вечную загадку жизни. Именно поэтому это произведение – шедевр мировой новеллистики.

  10. Тема школьного сочинение: Таинственная обворожительность женской природы. Женская душа – большая тайна. Женщина может быть вместе с тем нежной, капризной и мудрой, дрожать от страха в тьме, которая ей ничем ее угрожает, и идти бесстрашно насмерть, если ее чувства опозорят. А когда женщина, влюбленная, то она отбрасывает прочь всякие доказательства здравого толка, желая ощутить полноту бытия. Оля Мещерская девушкой «ничем не выделялась из компании коричневых школьных платьиц». И в четырнадцать лет она стала расцветать, а «в пятнадцать она была уже прославленной красавицей». От своих ровесниц она отличалась необычной естественностью. «Она ничего не боялась – ни чернильных пятен на пальцах, ни разлохмаченного волос, ни забитого при падении на бегу колена». Изысканность, нарядность, ловкость пришли к ней без любых ее забот и усилий, так как она не старалась искусственно создать свой образ (как сказали бы в наших времена – имидж), а просто любила жизнь, вдыхала его на полную грудь. Но эта жажда радости бытия, которая светилась в ее глазах ясным блеском, словно магнитом притягивала к себе и первоклассницам, с которыми Оля могла «метелью» летать по сборному залу, и юношей, которые «ни за кем на баллах не впадали столько, сколько за ней». В свои пятнадцать лет Оля ощущала гармонию с природой. Ей так хорошо думалось во время прогулок в саду, в поле, в лесу. Она была способна слиться из музы-; творю, о чем свидетельствует запись в дневнике девушки: «…Целый час играла, под музыку у меня было такое ощущение, что я буду жить без конца и буду такой счастливой, как никто другой».
    Жажда счастья толкнула Олю в объятие седого отцовского друга. И за миг счастья эта близость принесла разочарование, ощущение стыда; вместо взлета над будничностью толкнула на край бездны. «Легкое дыхание» оборвалось, и Оля погрузилась в водоворот сумасшедшего веселья. Она казалась беззаботной. Тем не менее это было веселье осужденного перед смертной казнью. Какая-то невидимая сила вела девушку, подальше от жизни, в котором растоптали ее мечту о счастье, от жизни, в котором невозможное «легкое дыхание». И теперь ее радостные глаза, преисполненные таинственной женской обворожительности, «бессмертно сияют» с фарфорового медальона на дубовом кресте, а ее «легкое дыхание рассеялось по миру, по… небу, по… ветру».

  11. С первых строк рассказа у читателя создается довольно тяжелое чувство. Он на-страивается на что-то трагическое: «На кладбище, над свежей глиняной насыпью, стоит новый крест из дуба, крепкий, тяжелый, гладкий». Сразу чувствуется озноб, уныние. Тяжелый крест уже никогда не даст жизни воскреснуть. Рядом расположились такие же памятники: они «еще далеко видны сквозь голые деревья». У подножия креста холодный ветер звенит фарфоровым венком. Угнетающее чувство еще более обостряет вделанный в крест выпуклый фарфоровый медальон с фотографией девочки. Радостные живые глаза гимназистки резко контрастируют с окружающей обстановкой. Название рассказа так же по настроению не соответствует его началу: «Легкое дыхание» и кладбище. Тягостное настроение не оставляет нас в процессе чтения самого рассказа.
    Уже с первых строк мы знакомимся с главной героиней Олей Мещерской, ведь это ее портрет находится на памятнике. Далее автор рассказывает нам ее трагичную историю. Девочкой Оля практически ничем не отличалась от своих приятельниц, разве что была немного шаловливей, озорней своих подруг. Далее она стала расцветать не по дням, а по часам. В пятнадцать лет она слыла уже красавицей: «при тонкой талии и стройных ножках, уже хорошо обрисовывались груди и все те формы, очарование которых еще никогда не выразило человеческое слово». Оля была от природы грациозна, гибка. Все у нее получалось легко и естественно. Даже чернильные пятна на пальцах, раскрасневшееся лицо, растрепанные волосы совершенно не портили девочку. Она была прекрасно образована и воспитана. Кроме того, замечательно каталась на коньках, танцевала на балах и кружила головы гимназистам. Веселый блеск ее глаз завораживал на только поклонников, вся гимназия любовалась этой девочкой, даже «никого не любили так младшие классы, как ее». В последнюю свою зиму, казалось, Оля совершенно сошла с ума от веселья. Однажды ее вызвала начальница к себе в кабинет, чтобы поговорить по поводу ее поведения. Начальница, седая, но моложавая женщина, в какой-то степени, наверное, завидовала молодости, веселью и беззаботности своей ученицы. Она сделала Мещерской строгий выговор за неподобающую, по ее мнению, для ученицы слишком взрослую прическу. Припомнила все провинности своей ученицы, в том числе и гребни, и туфельки, стоящие двадцать рублей. В процессе разговора Оля рассказала, что уже стала женщиной, и виновник этого никто иной, как брат начальницы Алексей Михайлович Малютин. Это он воспользовался наивностью молодой девушки, когда случайно оказался наедине с ней летом в деревне. На первый взгляд может показаться, что Оля слишком легкомысленно отнеслась к происшествию. Однако через месяц после разговора произошла трагедия. Главную героиню застрелил казачий офицер, «некрасивый и плебейского вида». На суде он утверждал, что Мещерская была с ним в близких отношениях, клялась стать его женой, но когда уже нужно было уезжать в Новочеркасск, вдруг заявила, что никогда и не любила его, а только издевалась над его чувствами. В доказательство девушка дала офицеру прочитать запись из своего дневника, где описывается ее взаимоотношения с Малютиным. Только из этой записи мы видим, насколько сильны были переживания девушки после случая в деревне: «я не понимаю, как это могло случиться, я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая! Теперь мне один выход… Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого!…» Всю тяжесть этого поступка по неопытности девушка возложила только на себя. День, начавшийся так счастливо, навсегда перечеркнул ее жизнь. Внутренняя трагедия, душевный надлом внешне выразился в повышенной оживленности, веселости. Девочка замкнулась в себе, поскольку не нашла в себе силы поделиться своей бедой, своим позором с близкими ей людьми. Огорчить их, нагрузить своими проблемами. Чистота, искренность Оли сродни легкому дыханию, которое еле слышно и прозрачно. Откровения казацкого офицера и страничка из дневника оказались неожиданностью для окружающих людей. Довольно скоро трагическая история забылась. Только классная дама, «немолодая девушка», ни на минуту не забывает о своей ученице, поскольку смерть девочки пленила ее новой мечтой. Ей часто вспоминается разговор Оли со своей подругой о женской красоте. В одной старинной книге девочка прочла, что у настоящей жен цины должны быть обязательно легкое дыхание. Главная героиня была уверена, что именно такое дыхание есть и у нее.
    Читая рассказ, мы постепенно понимаем, что в рассказе описывается не обычное убийство в порыве ревности. Оля Мещерская напоминает нам другую литературную героиню. Вспоминается Настасья Филипповна из романа Ф. М. Достоевского «Идиот». Это тоже была красивая, незаурядная, «настоящая» женщина с исковерканной судьбой, и так же, как Настасья Филипповна, Оля Мещерская сама создает такие условия, в которых она погибнет как можно быстрее. Как-то слишком невероятна любовь между такими разными людьми, как казачий офицер плебейского вида и образованная девочка из хорошей, судя по всему, обеспеченной семьи. Сразу возникает подозрение, а не специально ли было организовано это убийство. Причем не кем иным, как самой девушкой. Оля не могла долго носить внутри себя боль, причиненную ей развращенным человеком. Она считала себя уже падшей женщиной, которая не может открыто смотреть в глаза окружающим. Девушка была умна и решительна, однако, по законам церкви, самоубийство — это тяжелый грех. Поэтому она специально завела знакомство с невежественным, грубым и вспыльчивым человеком, предполагая, как тот отреагирует на ее измену. Все прошло по придуманному ей сценарию. Эта девочка, так и не успевшая повзрослеть, как легкое дыхание, коснулась этой земли, чтобы вновь раствориться в воздухе уже навсегда.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *