В давности умение отгадывать загадки было свидетельством мудрости и ума. Из-за это, наверное, они стали таким распространенным и популярным видом устного народного творчества. Загадки бывают разные: о людях, природе и естественных явлениях, о растениях, о животных и т.п.. Наиболее распространенными бывают загадки о людях и природе, так как человек и его место в природе интересовали наших предков с давних времен. Загадки совершаются с помощью метафор и сравнений, а также с помощью одухотворения безжизненных предметов. Они скрывают от нас значение одной вещи с помощью ее похожести с другой (Сто один брат – все в один ряд связанные стоят. – Забор). Почти все загадки рифмованные. Это дает возможность их легче запоминать. Некоторые из них юмористические. Ими можно развеселить друзей и родителей. В таких головоломках серьезные вещи подменяются веселыми, шутливыми (Были два брата и оба Кандрата, через дорожку живут и друг друга не видят. – Глаза). Загадки помогают нам задуматься над определенным предметом или явлением, так как чтобы найти отгадку, иногда надо хорошо подумать. Они также развивают любознательность, наблюдательность, внимание и сообразительность. Тем не менее не каждый сможет правильно загадать загадку. Для этого нужна специальная интонация. Некоторые головоломки лучше загадывать потихоньку, чтобы сохранить таинственность. Другие – громко и звонко. Тот, кто умеет это делать, всегда будет в центре внимания.
Загадки – это также источник народной мудрости. И чем больше мы их знаем, тем лучше для нас. Лишь тогда человека можно назвать умным, когда он умеет загадывать и, главное, отгадывать всяческие головоломки.
В давности умение отгадывать загадки было свидетельством мудрости и ума. Из-за это, наверное, они стали таким распространенным и популярным видом устного народного творчества. Загадки бывают разные: о людях, природе и естественных явлениях, о растениях, о животных и т.п.. Наиболее распространенными бывают загадки о людях и природе, так как человек и его место в природе интересовали наших предков с давних времен. Загадки совершаются с помощью метафор и сравнений, а также с помощью одухотворения безжизненных предметов. Они скрывают от нас значение одной вещи с помощью ее похожести с другой (Сто один брат – все в один ряд связанные стоят. – Забор). Почти все загадки рифмованные. Это дает возможность их легче запоминать. Некоторые из них юмористические. Ими можно развеселить друзей и родителей. В таких головоломках серьезные вещи подменяются веселыми, шутливыми (Были два брата и оба Кандрата, через дорожку живут и друг друга не видят. – Глаза). Загадки помогают нам задуматься над определенным предметом или явлением, так как чтобы найти отгадку, иногда надо хорошо подумать. Они также развивают любознательность, наблюдательность, внимание и сообразительность. Тем не менее не каждый сможет правильно загадать загадку. Для этого нужна специальная интонация. Некоторые головоломки лучше загадывать потихоньку, чтобы сохранить таинственность. Другие – громко и звонко. Тот, кто умеет это делать, всегда будет в центре внимания.
Загадки – это также источник народной мудрости. И чем больше мы их знаем, тем лучше для нас. Лишь тогда человека можно назвать умным, когда он умеет загадывать и, главное, отгадывать всяческие головоломки.
тамара лемберг
Сочинение загадок с детьми дошкольного возраста
Уважаемые коллеги! Предлагаем вашему вниманию загадки для детей дошкольного возраста, которые могут быть использованы как на специально организованных занятиях по развитию речи, воображения, творческих способностей, так и в свободной деятельности.
Материал загадок был успешно использован Т. А. Лемберг (Ильиной) в детских дошкольных и школьных учреждениях Ставрополя. В данной работе загадки распределены по темам, что удобно для педагога при подготовке работы с детьми. Также представлены загадки разной степени сложности, что позволяет использовать их как с детьми младшего, среднего, так и с детьми старшего дошкольного возраста.
Кроме того, представлена авторская методика Т. А. Лемберг (Ильиной) по сочинению загадок с детьми.
Мы рассматриваем загадки, их сочинение с детьми как игры со словом.
Игры со словом очень важны для детей. Игры со словом помогают развивать у ребенка его природное языковое чутье, подготавливая его к изучению сложных поэтических форм, которые изучаются в дальнейшем его обучении в школе.
Любовь к языку можно вызвать только через интерес к нему. Загадки помогают активизировать мышление и речь ребенка, успешнее решать задачи его всестороннего гармонического развития. Загадки обладают большими возможностями для наблюдений за окружающим миром, учат воспринимать жизнь многогранно, помогают совершенствовать речь, тренируют внимание и память, развивают любознательность. Загадки – это «секрет», удивительная игра, соревнование на смекалку. Загадки – это сокровищница русской народной речи и народной мудрости. Они кратки, выразительны, образны, легко запоминаются. Это маленькие поэтические произведения, построенные на прекрасных созвучиях и рифмах. Это – явление и языка, и искусства, приобщение к которому очень важно уже с малых лет. Это – как «живая вода» для детей, потому что народное искусство и вправду похоже на чудотворную сказочную воду. Оно приносит радость приобщения к светлым мыслям, тонким чувствам, точности высказывания. СОЧИНЕНИЕ ЗАГАДОК С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Пространствуем по миру слов. Сочинение загадок с детьми старшего дошкольного возраста.
Опираясь на опыт истории педагогики, концепцию Б. П. Юсова (политхудожественное развитие ребенка) и результаты современных психолого-педагогических исследований Институт художественного образования РАО выработал нетрадиционный подход к ознакомлению с искусством в детском дошкольном образовательном учреждении с позиций предметно-пространственного, политхудожественного направления (Савенкова Л. Г., доктор педагогических наук, зам. директора Института художественного образования по научной работе). Интегрированное обучение в современной Педагогике Искусств рассматривается как структурирование образовательного процесса и пространства, направленного на формирование у детей способности рассматривать любые явления и объекты с разных позиций; развития желания детей активно выражать себя в каком-либо виде творчества.
Слово ПРОСТРАНСТВО рассматривается, как реальная возможность пространствовать – ПРО-СТРАН-СТВО-ВАТЬ,то есть, прожить пространственный образ искусства (освоить, изучить и осознать его с разных позиций); про-стран-ство-вать по свету, по музею, ближайшему окружению и природе, по культуре своего региона и мира.
Пространствуем по миру слов, опираясь на «натуральные, то есть, данные от рождения способности ребенка» (Выготский Л. С., такие, как языковое чутье, умение воспринимать окружающий мир с оптимизмом.
Проблема творческого развития ребенка дошкольного возраста сегодня – одна из актуальных. Психологи, педагоги, арт-терапевты, психотерапевты воплощают в практику нетрадиционные методы и способы работы.
«Слово «творить» в русском языке имеет два противоположных значения. Первое связано с созданием того, чего раньше не существовало, а потому имеет оттенок восхищения, преклонения перед этим новым явлением. Второе обозначает разрушение, того, что было создано другими и имеет дополнительное скептическое звучание, проявляющееся во фразе: «Ну, ты и натворил!».
В этих двух значениях заключается все многообразие детского творчества. В процессе созидания ребенок часто творит, разрушая.
Одной из особенностей детского творчества является его тотальность: оно свойственно всем без исключения детям дошкольного возраста». (Николаева Е. И. ,доктор биологических наук, профессор кафедры психологии и психофизиологии ребенка Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена).
В детстве творят все, и реальная проблема этого возраста не проблема творчества, а проблема его отсутствия.
«Для ребенка дошкольного возраста характерно вариативное мышление, когда он обнаруживает и раскрывает массу возможностей, создает много видов одного и того же решения.
Если рассматривать творчество как создание нового, то можно утверждать, что все познавательное развитие ребенка происходит исключительно творческим путем». (Николаева Е. И.)
Игры со словом очень важны для детей. Игры со словом помогают развивать у ребенка его природное языковое чутье, подготавливая его к изучению сложных поэтических форм, которые изучаются в дальнейшем его обучении в школе.
Любовь к языку можно вызвать только через интерес к нему. Загадки помогают активизировать мышление и речь ребенка, успешнее решать задачи его всестороннего гармонического развития. Загадки обладают большими возможностями для наблюдений за окружающим миром, учат воспринимать жизнь многогранно, помогают совершенствовать речь, тренируют внимание и память, развивают любознательность. Загадки – это «секрет», удивительная игра, соревнование на смекалку. Загадки – это сокровищница русской народной речи и народной мудрости. Они кратки, выразительны, образны, легко запоминаются. Это маленькие поэтические произведения, построенные на прекрасных созвучиях и рифмах. Это – явление и языка, и искусства, приобщение к которому очень важно уже с малых лет. Это – как «живая вода» для детей, потому что народное искусство и вправду похоже на чудотворную сказочную воду. Оно приносит радость приобщения к светлым мыслям, тонким чувствам, точности высказывания.
Детей надо с ранних лет вводить в многоцветный мир слова, в разных ракурсах и аспектах знакомя их с тем, что составляет строительный материал родного языка. Можно научить детей придумывать, сочинять загадки.
Наверное, нет ни одного ребенка, который бы с раннего возраста не был знаком со стихотворениями А. Л. Барто из цикла «Игрушки». На материале этих простых, но чрезвычайно образных коротких стихотворений можно начинать работу по сочинению загадок. Например, «Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу. Все равно его не брошу, потому что он хороший». Предлагаем детям заменить слово-предмет «мишка» на местоимение «он». Получается: «Уронили его на пол, оторвали ему лапу, все равно его не брошу, потому что он хороший». Получилась загадка, которую дети легко отгадывают. В дальнейшем, дети легко сочиняют загадки о зайке, слоне и других персонажах:
– Спать пора, уснул бычок,
Лег в коробку на бочок,
Сонный мишка лег в кровать.
Только он не хочет спать,
Головой кивает он,
И кому-то шлет поклон. (слон)
– Его бросила хозяйка, Под дождем он оказался:
Со скамейки слезть не смог –
Весь до ниточки промок. (зайка)
Слово «творчество» в данном случае сочинения загадок выступает в противоположных значениях: были «разрушены» стихи из цикла «Игрушки», на этом же материале созданы загадки, которых еще никто не создавал.
Познакомив детей с такими загадками о цветах, как
-Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыши)
– вся земля глядит нас миллионом синих глаз. (пролески)
будут интересны для сочинения загадок короткие образные стихи, такие как стихотворение об одуванчике:
– Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет – нарядится
В беленькое платьице.
Весной и летом на прогулке дети наблюдают за одуванчиком, за изменениями его цвета, это интересно и необычно. Без труда сочиняется загадка:
– Этот цветочек
Носит желтый веночек.
Подрастет – нарядится
В беленькое платьице. (одуванчик).
Все дети знакомы с простым, незатейливым цветком – колокольчиком. Сочиняется по аналогии с загадкой об одуванчике такая загадка:
– Что за цветочек?
Синий звоночек. (колокольчик)
Познакомив детей старшего дошкольного возраста с этимологией слова «тюрбан», сочиняется загадка:
Не голова – тюрбан,
Что за цветок? (тюльпан)
Впоследствии предлагаем сочинить загадку о перелетных птицах. Весной, беседуя об изменениях в жизни птиц, о признаках весны, обращаем внимание детей на то общее, что происходит с птицами, когда они прилетают в родные края: вьют гнезда, живут рядом с нами. А что же будет осенью: наступят холода, птицы соберутся в стаи и улетят, мы простимся с ними до весны.
Педагог, умело направляя детей, подводит их к сочинению загадки. Примерные вопросы детям:
– Что делали птицы, когда прилетели весной к нам в город (село? (ответы: пели песни, вили гнезда)
– Правильно, вили гнезда. А как сказать ласково о гнездах? (ответы: гнездышки)
– Вили гнездышки. А если мы поменяем местами слова, как прозвучит? (ответы: гнездышки вили)
– А где же жили птицы по отношению к нам? (ответы: около, рядом)
– Правильно, жили рядом с нами. А если опять поменять порядок слов, что получится? (ответы: рядом с нами жили)
– Вот у нас уже готовы две строчки: Гнездышки вили. Рядом с нами жили.
А что же произошло осенью? Как изменилась погода? (Стало холодно.)
– А как сказать, изменив слово «холодно» на слово-предмет? (ответы: холод, холода)
– Правильно, холода. Холода что сделали? (ответы: наступили, пришли, настали)
– Правильно, холода настали. И что мы делали, когда провожали птиц? (ответы: прощались)
– Давайте, изменим слово «прощались», прибавив «мы стали» – что делать? (ответы: мы стали прощаться)
– Правильно, мы стали прощаться. А что получится, если мы изменим порядок слов в этом предложении? (ответы: мы стали прощаться, мы прощаться стали)
– Хорошо, холода настали и мы прощаться стали. Вот у нас и получилась загадка о перелетных птицах:
– Гнездышки вили,
Рядом с нами жили.
Холода настали,
Мы прощаться стали. Другой пример: сочинение загадки о лифте. Педагог: дети, мы познакомились с домом и его частями. Вы запомнили загадки о крыше, лестнице, трубе, балконе, двери, окне, но нет загадки о лифте. Давайте, попробуем сочинить ее сами. На что похож лифт? Дети: на коробку, на комнату, на кабину. Педагог: Правильно, на кабину, потому что комната больше по размеру, а у коробки нет двери. Что же мы делаем, когда подходим к лифту? Дети: заходим. Педагог: а если мы заменим слово «мы» на слово «я»? Дети: я захожу в кабину. Педагог: а если мы изменим порядок слов, что получится? Дети: захожу в кабину я. Педагог: А что дальше я делаю? Дети: нажимаю на кнопку. Педагог: Опять изменим порядок слов, что получится? Дети: На кнопку нажимаю. Педагог: Что же тогда делает кабина? Дети: едет, поднимается. Педагог: а как скажут дети, которые любят играть и иногда балуются? Дети: мы катаемся в кабине, кабина нас катает. Педагог: а если сказать про одного человека? Дети: кабина меня катает. Педагог: а куда же может катать меня кабина? Дети: вверх и вниз. Педагог: что же у нас вышло: меня кабина вверх и вниз катает, а как можно изменить это предложение, чтобы получилась рифма? Дети: и кабина меня вверх и вниз катает. Педагог: Послушайте, какая получилась загадка:
– Захожу в кабину я,
На кнопку нажимаю,
И кабина меня
Вверх и вниз катает.
После того, как дети познакомились с загадками, например, по теме «Домашние животные», можно предложить сочинить загадки, состоящие из одного слова. На что похожа кошка (собака, корова, лошадь? Или, с чем можно сравнить собаку (кошку, корову, лошадь? И дети на основе загадки: «Заворчал живой замок, лег у двери поперек», сочиняют загадку о собаке – «замок», на основе загадок о кошке, выясняется, что загадка о кошке одним словом, это «мышеловка», на основе знаний детей о корове сочиняется загадка – «кормилица», о лошади сочиняется загадка – «стрела», потому что лошадь мчится быстро. Сочинение загадок можно проводить как на занятиях, так и в свободное от них время, например, на прогулке, наблюдая за явлениями природы, птицами, цветущими растениями. Это поможет сделать жизнь детей более интересной и радостной.
«Для творчества человек должен сметь, потому что творчество всегда есть переступление общепринятого, известного, признанного» (Гачев Г. Творчество, жизнь, искусство).
При творчестве появляется ни с чем не сравнимая вещь, идея, в данном случае, загадки –стихи, которым «цены нет», потому что их действительно не с чем сравнивать, до этого не было такого. Платон в диалоге «Ион» говорит о том, что поэты сами не знают, как они творят. В полной мере это можно отнести к ребенку, который пытается сотворить словом.
Литературное творчество дошкольников имеет значение исключительно для них самих и для тех взрослых, чувствительных к тексту, которые могут воспринять литературное творение ребенка. Почувствовав равнодушие взрослых, ребенок теряет интерес к своим сочинениям, расценивая их как незначительные и неценные в мире, в котором ему предстоит жить.
В давности умение отгадывать загадки было свидетельством мудрости и ума. Из-за это, наверное, они стали таким распространенным и популярным видом устного народного творчества. Загадки бывают разные: о людях, природе и естественных явлениях, о растениях, о животных и т.п.. Наиболее распространенными бывают загадки о людях и природе, так как человек и его место в природе интересовали наших предков с давних времен. Загадки совершаются с помощью метафор и сравнений, а также с помощью одухотворения безжизненных предметов. Они скрывают от нас значение одной вещи с помощью ее похожести с другой (Сто один брат – все в один ряд связанные стоят. – Забор). Почти все загадки рифмованные. Это дает возможность их легче запоминать. Некоторые из них юмористические. Ими можно развеселить друзей и родителей. В таких головоломках серьезные вещи подменяются веселыми, шутливыми (Были два брата и оба Кандрата, через дорожку живут и друг друга не видят. – Глаза). Загадки помогают нам задуматься над определенным предметом или явлением, так как чтобы найти отгадку, иногда надо хорошо подумать. Они также развивают любознательность, наблюдательность, внимание и сообразительность. Тем не менее не каждый сможет правильно загадать загадку. Для этого нужна специальная интонация. Некоторые головоломки лучше загадывать потихоньку, чтобы сохранить таинственность. Другие – громко и звонко. Тот, кто умеет это делать, всегда будет в центре внимания. Загадки – это также источник народной мудрости. И чем больше мы их знаем, тем лучше для нас. Лишь тогда человека можно назвать умным, когда он умеет загадывать и, главное, отгадывать всяческие головоломки.
Хорошее сочинение? Тогда в закладки – » Сочинение на тему: Для чего нужны загадки? . Это нужно, ведь не потеряешь!
Содержание интересных новостей
Новые сочинения:
Рубрики сочинений
Сочинение-размышление (миниатюра) Почему я хочу стать учителем
Богатство и разнообразие фольклора
Мудрость – лучше всего богатство. Сказка «Мудрая девушка»
Сочинение на тему – Чему учат нас басни
Урок по развитию речи
Тема: «Загадка. Обучение сочинению загадок»
Цель: познакомить учащихся с загадкой, её художественными особенностями; учить детей сочинять загадки.
Ход урока:
Речевая разминка.
Упр 1. «Паровоз»: встали, представили что мы паровозики. Вдохнули, на выдохе произносим : чух-чух чух-чух. Начинаем тихо, увеличиваем силу голоса, к концу затихаем.
Упр. 2.
– Прочитайте:
Паровоз без колёс.
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошёл?
Прямо по морю пошёл!
– Что это? Отгадайте эту загадку. Как вы догадались?
– Прочитайте выразительно. Каждая строчка в этой загадке читается по-разному, разным тоном.
– Как мы прочитаем первую строчку? ( С удивлением.) Попробуйте. Не забудьте сделать паузу после слова «паровоз». Так мы усилим удивление.
– Как мы прочитаем вторую строчку? ( С восхищением.) Прочитайте.
– Как прочитаем третью строчку? (Вопросительно-насмешливым тоном) Прочитайте.
– И четвёртую строчку? (Восхищаясь и удивляясь). Прочитайте.
– Прочитаем всю загадку хором, а затем каждый прочитает. У кого получилось лучше?
Ведение в тему занятия.
– С какими словами мы познакомились на прошлом занятии? (С многозгачными)
– Что это за слова? В каком значении употребляются многозгачные слова? (В прямом и пререносном)
– Мы уже знаем, что слова в переносном значении употребляются в загадках. Сегодня мы подробнее познакомимся с загадками, с тем, как они устроены, будем учиться сочинять загадки.
Наблюдение над тем, что такое загадка.
– Запишите в тетрадь тему урока. Загадки. Давайте подумаем над значение этого слова.
– Подберите родственные слова к слову «загадка». ( Загадывать, гадать, гадалка, отгадывать, отгадка)
– «Загадка» – то, что загадывают.
– Подберите близкие по значению слова к слову «загадка» (Тайна, секрет)
– Загадка — это маленький секрет, маленькая тайна, которую нужно разгадать, раскрыть.
– Давайте повнимательнее рассмотрим, как «кстроена» загадка. Прочитайте загадки и отгадайте их.
Музыкант, певец, рассказчик, Крыльев нет, но это птица
А всего кружок да ящик. Полетит и прилунится.
Лежало одеяло, Круглый бок, жёлтый бок.
Мягкое, белое Сидит на грядке колобок.
Солнце припекло Врос он в землю крепко.
Одеяло потекло. Что же это?
Красненький петушок по жёрдочке бежит.
Посреди поля лежит зеркало Большой подсолнух в небе, цветёт он много лет ,
Стекло голубое, рама зелёная. Цветёт зимой и летом, а семечек всё нет.
В загадках описывается какой-либо предмет или явление: ракета, снег, озеро, репка и др.
Коротко или подробно он описывается? Но чтобы описание получилось таинственным, секретным сам предмет не называется.
В каом значении употребляются слова в звгадке для описания предмета? (В переносном значении)
Подчеркните слова в переносном значении в наших загадках.
Но если бы в загадках употреблялись слова только в прерносном значении, мы бы их никогда не отгадали. В загадках всегда присутствуют слова в прямом значении, они прямо называют признаки или свойства загадываемого предмета. Эти слова помогают нам отгадать загадку. Подчеркните слова в прямом значении в наших загадках.
На что похожа загадка: на стихотворение или рассказ? Чем она похожа на стихотворение?
Во-превых ритмом.
И второе. Прочитайте последние слова в каждой строчке первой, второй, четвёртой и седьмой загадок. Чем они похожи? (Они созвучны). Как называется созвучие последних слов в строке? (Рифмой).
Все ли загадки рифмованы? Прочитайте не рифмованные загадки. В них нет рифмы, но обязятельно есть ритм.
Сделаем выводы: Что такое загадка? Какое это описание по объёму? Слова в каком значении в ней употребляются? Чем загадки похожи на стихотворение?
4. Сочинение загадок.
Давайте попробуем сочинить загадку про ёжика.
Рассмотрим ежа, постараемся увидеть самое главное.
Какой он по форме? По цвету? Какая у него мордочка? Ножки? Чем покрыта его спинка? Какие у него повадки? Где он живёт? Чем питается? Что он частенько носит на своей спинке?
Давайте выделим самые главные признаки ежа, позволяющие отличить его от других животных. (Маленький, спинка продолговатая, вся покрыта иголками, часто сворачивается и становится колючим шаром, недотрога, питается грибами, яблоками, которые часто носит на спинке.)
Нам нужно сравнить ежа с каким-то другим предметом, и в загадке употребить это сравнение — слово в переносном значении.
На что же похож ёжик? (На мешок с иголками, игольчатый мешок, на иголки на ножках, портного, игольницу, шар с иголками, колючий клубок, кактус, словно ёлка)
Подберите слова, обозначающие действие ежа. (Катится, бежит, укатился, шуршит, семенит, фырчит, пыхтит, несёт, свернулся, спрятался)
Мы говорили, что в звгадках часто есть рифма. Давайте придумаем рифмы для загадки про ежа. (Катится — прячется, комочек — клубочек, ёлка-иголка, игольница — колется, бежит-шипит-шуршит, дорожке-на ножках)
Сочините свои загадки про ёжика.
Дети сочиняют свои загадки, читают их, оценивают. Дополнительно можно похнакомить их с загадками про ежа (См.приложение к уроку)
Хотите ещё сочинить загадку. Давайте сочиним загадку про аквариум.
Рассмотрите аквариум внимательно.
Какой он по форме? По размеру? Из какого материала он сделан? Чем он наполнен? Каког цвета вода в аквариуме? Кто плавает в воде? Какие они?
С чем можно сравнить аквариум? (с дворцом, с домиком, с озером, прудом, бассейном, колодцем) А его стены? (Со стеклянными берегами, боками, стеклянными стенами).
Как можно назвать рыбок в аквариуме? (Жильцами, пловцами, жителями.)
Подберите слова, обозначающие действич рыбок. (мелькают, плавают, играют, живут, резвятся)
Подберите слова, обозначающие признаки рыбок. (Разноцветные, пёстрые, маленькие, ловкие, волшебные)
Подберите рифмы для нашей загадки пр аквариум. (Жильцы-пловцы, дворец-жилец-пловец, дом- в том, река-берега, тут-живут).
Сочините свои загадки про аквариум.
Дети сочиняют загадки, читают их, оценивают. Учитель может познакомить их с изсестными загадками про аквариум. (См.приложение к уроку)
Итог урока.
– Что же такое загадка? Чем загадки отличаются от других произведений?
– Как сочинить загадку? Что для этого нужно сделать?
Домашнее задание: сочинить загадки (о чём хотите). Нарисуйте к ним рисунки.
Приложение к уроку
Словно ёлка,
Весь в иголках
Шуршит в листве колючий комочек,
А как подойдёшь, свернётся в клубочек
Серая игольница топает и колется
Не портной, а всю жизнь с иголками ходит.
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной
Маленький колючий клубочек
По тропинке бежит,
В листве шуршит,
От обиды шипит.
Бегут по дорожке
Иголки на ножках.
Колючий клубочек
По дорожке семенит,
Фырчит, пыхтит,
В руки брать не велит.
Идёт, иглы на себе несёт,
Чуть кто подойдёт,
Свернётся в клубок –
Ни головы, ни ног.
Посмотрите дом стоит
До краёв водой налит.
Без окошек, но не мрачный,
С четырёх сторон прозрачный.
В этом домике жильцы
Все умелые пловцы.
В давности умение отгадывать загадки было свидетельством мудрости и ума. Из-за это, наверное, они стали таким распространенным и популярным видом устного народного творчества. Загадки бывают разные: о людях, природе и естественных явлениях, о растениях, о животных и т. п. . Наиболее распространенными бывают загадки о людях и природе, так как человек и его место в природе интересовали наших предков с давних времен. Загадки совершаются с помощью метафор и сравнений, а также с помощью одухотворения безжизненных предметов. Они скрывают от нас значение одной вещи с помощью ее похожести с другой (Сто один брат – все в один ряд связанные стоят. – Забор). Почти все загадки рифмованные. Это дает возможность их легче запоминать. Некоторые из них юмористические. Ими можно развеселить друзей и родителей. В таких головоломках серьезные вещи подменяются веселыми, шутливыми (Были два брата и оба Кандрата, через дорожку живут и друг друга не видят. – Глаза). Загадки помогают нам задуматься над определенным предметом или явлением, так как чтобы найти отгадку, иногда надо хорошо подумать. Они также развивают любознательность, наблюдательность, внимание и сообразительность. Тем не менее не каждый сможет правильно загадать загадку. Для этого нужна специальная интонация. Некоторые головоломки лучше загадывать потихоньку, чтобы сохранить таинственность. Другие – громко и звонко. Тот, кто умеет это делать, всегда будет в центре внимания.
Загадки – это также источник народной мудрости. И чем больше мы их знаем, тем лучше для нас. Лишь тогда человека можно назвать умным, когда он умеет загадывать и, главное, отгадывать всяческие головоломки.
.
Сочинение на лингвистическую тему «Как я раскрыл «загадку» слова»
Слово «космос» впервые я услышал в пятилетнем возрасте. По телевизору шла передача о космосе и космонавтах. Когда научился читать. Увлекся книгами о космических путешествиях. Даже строил макеты космических кораблей.
Потом меня заинтересовало само слово «космос». Интересно, а как это слово появилось в русском языке и когда?
Сначала я взял «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова и посмотрел лексическое значение слова: «космос – это Вселенная, Мир». Затем открыл «Школьный этимологический словарь русского языка» Н.М.Шанского, Т.А.Боброва и узнал, что слово «космос» произошло от греческого «космео». Этот глагол означал «украшаю», «привожу в порядок». Значит, слово «космос» – это порядок, красота, гармония. Оказывается, от того же корня образовано слово «косметика» – искусство придания красоты лицу и изготовление для этого средств, а также имя Козьма, Кузьма (от «Косьма» – украшение).
Но со временем слову «космос» было придано и другое значение, которое близко к значению слов «Мир», «Вселенная».
Первым, кто назвал всю систему мироздания космосом, был Пифагор (философ и математик, живший в пятом веке до нашей эры). Так Пифагорово учение о числах преобразовало понятие, которое было в слове «космос»: от порядка и красоты в природе до Вселенной, где красота, гармония и порядок.
Это «необъятное» слово воскресло с выходом в свет пятитомного труда А.Гумбольдта (ученый дал ему заглавие «Космос»).
Работая над значением и происхождением этого слова, я понял, что любое слово прячет в себе много загадок, разных толкований. Такая работа показалась мне интересной, теперь я знаю «загадку» слова «космос», и в этом мне помогли различные виды словарей.
Март 2013г. Работу выполнил ученик 6б класса
МБОУ Дальнеконстантиновская СОШ
Чуевский Кирилл
Учитель Кочетова О.Н.
Я, наверное, очень счастливый человек: утром я спешу в школу к моим второклашкам в ожидании чуда – творчества, после окончания уроков спешу домой, предвкушая ту радость, которая ожидает меня от чтения сочинений моих ребят. Мы сочиняем сказки, истории, заглавием которых могли бы быть русские пословицы, лимерики, частушки. Сегодня мои ребята сочиняли загадки. Вот что у нас с ними получилось. Порадуйтесь вместе со мной!
Эти загадки сочинила Степанова Алина.
Я – маленький, сладенький
Шарик оранжевый! (Мандарин)
Что за гостья к нам пришла?
Блинов с маслом принесла.
Зиму провожаем
И весну встречаем. (Масленица)
Быстро тот комочек мчит –
От лисицы убежит. (Заяц)
Дети им в футбол играют
Голы в ворота забивают. (Мяч0
Его из Африки везут
И в магазинах продают.
Этот фрукт известен нам –
Спелый желтенький ….(банан)
Чтобы было нам тепло,
Надеваем мы …(пальто)
Это – загадка Пака Дениса.
Этот зверь – совсем непрост:
Был оранжевый он. Сам
Взял и кожу поменял. (Хамелеон)
Дима Букарев придумал такую загадку:
Белая, пушистая,
А съесть ее нельзя.
Берем мы из аптечки,
Когда порежусь я. (Вата)
А это – загадка Богданова Коли:
Он зимой бывает белый.
Он такой холодный очень.
Он пушистый, белый-белый,
Его увидишь даже ночью. (Снег)
Загадку о любимой передаче всех детей придумал Бушуев Даниил.
Есть такая передача:
Усыплять – ее задача!
Только мультики прошли,
Все ребятки спать пошли. («Спокойной ночи, малыши»)
А эту загадку сочинила Маркеева Катя.
Он – зелененький и кислый,
Очень вкусный, ароматный,
А наощупь он – мохнатый. (Киви)
Миша Кондрашов придумал две загадки:
Она в космосе – самая большая,
Больше солнца, и ее все знают.
По ней путь отыщешь ты всегда.
Называется …(Полярная звезда)
Черное, но не одеяло.
Я для школьника сгожусь,
Чтобы в школе был красив. (Школьная форма)
Две загадки Федотовой Софьи:
Маленький комочек
Мяукает ночью. (Котенок)
Желтый красавец
Глаз солнцу подставил.
Куда солнышко идет,
Туда он и повернет. (Подсолнух)
А эти загадки сочинила Архишина Юля.
Ходим с ним все время в школу,
Носим в нем, что нужно в школе. (Портфель)
Блестит-блестит красавица.
Зимой она сверкает
От ярких солнечных лучей.
А что это? Все знают. (Сосулька)
Расцветет – и станет красной.
Острые шипы опасны! (Роза)
Кислый он и желтый он.
Всем полезен. Что? …(Лимон)
Использование технологии ТРИЗ и моделирования (отгадывания и сочинение загадок) в совместной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Тема: «Сочинение загадок (на основе сравнения) об игрушках, спортивном инвентаре». Цель: развивать умение детей 5-6 лет сочиняя загадки на основе сравнения. Задачи:
1.формирование потребности в здоровом образе жизни, двигательной активности
2.развивать умения взаимодействовать с детьми и взрослыми
3.развивать диалогическую речь с помощью моделей описательных рассказов Предварительная работа: отгадывание и сочинение загадок об игрушках во время организации образовательной деятельности и в свободной деятельности, составление описательных загадок об игрушках и из личного опыта, д/и «Угадай», д/и «Загадай, я отгадаю» Материал: наборы разных игрушек по величине, форме, цвету, размеру, изготовленных из разных материалов, модели описательных рассказов, спортивный инвентарь (мячи, кегли, скакалки, обручи и т. д.) Ход:
Воспитатель объявляет, что открывается новый магазин, в нем будут продавать разные игрушки и спортивный инвентарь. Как можно назвать такой магазин? (дети придумывают названия: «Буратино», «Чебурашка», «Белоснежка», «Золушка» и др.)
Магазин не обычный, особенный, загадочный.
Детям сообщается правила игры: покупателям в этом магазине нужны не деньги, а ум, смекалка, сообразительность.
Каждый покупатель должен подумать, какая игрушка ему нужна, и сказать продавцу (воспитатель, затем ребенок) загадку про игрушку — описать игрушку с помощью моделей описательных рассказов, не называя ее.
Совместное придумывание с детьми с использованием опорной таблицы.
Предположим, мы решили составить о мяче.
Заполним опору:
На что похоже?
Чем отличается?
На арбуз
Не съедобный
На солнце
Но не греет
На горох
Но крупнее
Получилась загадка: «Как арбуз, но не съедобный, как солнце, но не греет, как горох, но крупнее» Что это? (мяч)
Воспитатель предлагает вспомнить известные загадки, затем дети сочиняют свои загадки, покупают игрушки. Разворачивается игра.
По ходу игры педагог поощряет лучшие загадки, можно вести аудио и видеозапись.
В давности умение отгадывать загадки было свидетельством мудрости и ума. Из-за это, наверное, они стали таким распространенным и популярным видом устного народного творчества. Загадки бывают разные: о людях, природе и естественных явлениях, о растениях, о животных и т.п.. Наиболее распространенными бывают загадки о людях и природе, так как человек и его место в природе интересовали наших предков с давних времен. Загадки совершаются с помощью метафор и сравнений, а также с помощью одухотворения безжизненных предметов. Они скрывают от нас значение одной вещи с помощью ее похожести с другой (Сто один брат – все в один ряд связанные стоят. – Забор). Почти все загадки рифмованные. Это дает возможность их легче запоминать. Некоторые из них юмористические. Ими можно развеселить друзей и родителей. В таких головоломках серьезные вещи подменяются веселыми, шутливыми (Были два брата и оба Кандрата, через дорожку живут и друг друга не видят. – Глаза). Загадки помогают нам задуматься над определенным предметом или явлением, так как чтобы найти отгадку, иногда надо хорошо подумать. Они также развивают любознательность, наблюдательность, внимание и сообразительность. Тем не менее не каждый сможет правильно загадать загадку. Для этого нужна специальная интонация. Некоторые головоломки лучше загадывать потихоньку, чтобы сохранить таинственность. Другие – громко и звонко. Тот, кто умеет это делать, всегда будет в центре внимания.
Загадки – это также источник народной мудрости. И чем больше мы их знаем, тем лучше для нас. Лишь тогда человека можно назвать умным, когда он умеет загадывать и, главное, отгадывать всяческие головоломки.
В давности умение отгадывать загадки было свидетельством мудрости и ума. Из-за это, наверное, они стали таким распространенным и популярным видом устного народного творчества. Загадки бывают разные: о людях, природе и естественных явлениях, о растениях, о животных и т.п.. Наиболее распространенными бывают загадки о людях и природе, так как человек и его место в природе интересовали наших предков с давних времен. Загадки совершаются с помощью метафор и сравнений, а также с помощью одухотворения безжизненных предметов. Они скрывают от нас значение одной вещи с помощью ее похожести с другой (Сто один брат – все в один ряд связанные стоят. – Забор). Почти все загадки рифмованные. Это дает возможность их легче запоминать. Некоторые из них юмористические. Ими можно развеселить друзей и родителей. В таких головоломках серьезные вещи подменяются веселыми, шутливыми (Были два брата и оба Кандрата, через дорожку живут и друг друга не видят. – Глаза). Загадки помогают нам задуматься над определенным предметом или явлением, так как чтобы найти отгадку, иногда надо хорошо подумать. Они также развивают любознательность, наблюдательность, внимание и сообразительность. Тем не менее не каждый сможет правильно загадать загадку. Для этого нужна специальная интонация. Некоторые головоломки лучше загадывать потихоньку, чтобы сохранить таинственность. Другие – громко и звонко. Тот, кто умеет это делать, всегда будет в центре внимания.
Загадки – это также источник народной мудрости. И чем больше мы их знаем, тем лучше для нас. Лишь тогда человека можно назвать умным, когда он умеет загадывать и, главное, отгадывать всяческие головоломки.
тамара лемберг
Сочинение загадок с детьми дошкольного возраста
Уважаемые коллеги! Предлагаем вашему вниманию загадки для детей дошкольного возраста, которые могут быть использованы как на специально организованных занятиях по развитию речи, воображения, творческих способностей, так и в свободной деятельности.
Материал загадок был успешно использован Т. А. Лемберг (Ильиной) в детских дошкольных и школьных учреждениях Ставрополя. В данной работе загадки распределены по темам, что удобно для педагога при подготовке работы с детьми. Также представлены загадки разной степени сложности, что позволяет использовать их как с детьми младшего, среднего, так и с детьми старшего дошкольного возраста.
Кроме того, представлена авторская методика Т. А. Лемберг (Ильиной) по сочинению загадок с детьми.
Мы рассматриваем загадки, их сочинение с детьми как игры со словом.
Игры со словом очень важны для детей. Игры со словом помогают развивать у ребенка его природное языковое чутье, подготавливая его к изучению сложных поэтических форм, которые изучаются в дальнейшем его обучении в школе.
Любовь к языку можно вызвать только через интерес к нему.
Загадки помогают активизировать мышление и речь ребенка, успешнее решать задачи его всестороннего гармонического развития.
Загадки обладают большими возможностями для наблюдений за окружающим миром, учат воспринимать жизнь многогранно, помогают совершенствовать речь, тренируют внимание и память, развивают любознательность.
Загадки – это «секрет», удивительная игра, соревнование на смекалку.
Загадки – это сокровищница русской народной речи и народной мудрости. Они кратки, выразительны, образны, легко запоминаются. Это маленькие поэтические произведения, построенные на прекрасных созвучиях и рифмах. Это – явление и языка, и искусства, приобщение к которому очень важно уже с малых лет. Это – как «живая вода» для детей, потому что народное искусство и вправду похоже на чудотворную сказочную воду. Оно приносит радость приобщения к светлым мыслям, тонким чувствам, точности высказывания.
СОЧИНЕНИЕ ЗАГАДОК С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Пространствуем по миру слов. Сочинение загадок с детьми старшего дошкольного возраста.
Опираясь на опыт истории педагогики, концепцию Б. П. Юсова (политхудожественное развитие ребенка) и результаты современных психолого-педагогических исследований Институт художественного образования РАО выработал нетрадиционный подход к ознакомлению с искусством в детском дошкольном образовательном учреждении с позиций предметно-пространственного, политхудожественного направления (Савенкова Л. Г., доктор педагогических наук, зам. директора Института художественного образования по научной работе). Интегрированное обучение в современной Педагогике Искусств рассматривается как структурирование образовательного процесса и пространства, направленного на формирование у детей способности рассматривать любые явления и объекты с разных позиций; развития желания детей активно выражать себя в каком-либо виде творчества.
Слово ПРОСТРАНСТВО рассматривается, как реальная возможность пространствовать – ПРО-СТРАН-СТВО-ВАТЬ,то есть, прожить пространственный образ искусства (освоить, изучить и осознать его с разных позиций); про-стран-ство-вать по свету, по музею, ближайшему окружению и природе, по культуре своего региона и мира.
Пространствуем по миру слов, опираясь на «натуральные, то есть, данные от рождения способности ребенка» (Выготский Л. С., такие, как языковое чутье, умение воспринимать окружающий мир с оптимизмом.
Проблема творческого развития ребенка дошкольного возраста сегодня – одна из актуальных. Психологи, педагоги, арт-терапевты, психотерапевты воплощают в практику нетрадиционные методы и способы работы.
«Слово «творить» в русском языке имеет два противоположных значения. Первое связано с созданием того, чего раньше не существовало, а потому имеет оттенок восхищения, преклонения перед этим новым явлением. Второе обозначает разрушение, того, что было создано другими и имеет дополнительное скептическое звучание, проявляющееся во фразе: «Ну, ты и натворил!».
В этих двух значениях заключается все многообразие детского творчества. В процессе созидания ребенок часто творит, разрушая.
Одной из особенностей детского творчества является его тотальность: оно свойственно всем без исключения детям дошкольного возраста». (Николаева Е. И. ,доктор биологических наук, профессор кафедры психологии и психофизиологии ребенка Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена).
В детстве творят все, и реальная проблема этого возраста не проблема творчества, а проблема его отсутствия.
«Для ребенка дошкольного возраста характерно вариативное мышление, когда он обнаруживает и раскрывает массу возможностей, создает много видов одного и того же решения.
Если рассматривать творчество как создание нового, то можно утверждать, что все познавательное развитие ребенка происходит исключительно творческим путем». (Николаева Е. И.)
Игры со словом очень важны для детей. Игры со словом помогают развивать у ребенка его природное языковое чутье, подготавливая его к изучению сложных поэтических форм, которые изучаются в дальнейшем его обучении в школе.
Любовь к языку можно вызвать только через интерес к нему.
Загадки помогают активизировать мышление и речь ребенка, успешнее решать задачи его всестороннего гармонического развития.
Загадки обладают большими возможностями для наблюдений за окружающим миром, учат воспринимать жизнь многогранно, помогают совершенствовать речь, тренируют внимание и память, развивают любознательность.
Загадки – это «секрет», удивительная игра, соревнование на смекалку.
Загадки – это сокровищница русской народной речи и народной мудрости. Они кратки, выразительны, образны, легко запоминаются. Это маленькие поэтические произведения, построенные на прекрасных созвучиях и рифмах. Это – явление и языка, и искусства, приобщение к которому очень важно уже с малых лет. Это – как «живая вода» для детей, потому что народное искусство и вправду похоже на чудотворную сказочную воду. Оно приносит радость приобщения к светлым мыслям, тонким чувствам, точности высказывания.
Детей надо с ранних лет вводить в многоцветный мир слова, в разных ракурсах и аспектах знакомя их с тем, что составляет строительный материал родного языка. Можно научить детей придумывать, сочинять загадки.
Наверное, нет ни одного ребенка, который бы с раннего возраста не был знаком со стихотворениями А. Л. Барто из цикла «Игрушки». На материале этих простых, но чрезвычайно образных коротких стихотворений можно начинать работу по сочинению загадок. Например, «Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу. Все равно его не брошу, потому что он хороший». Предлагаем детям заменить слово-предмет «мишка» на местоимение «он». Получается: «Уронили его на пол, оторвали ему лапу, все равно его не брошу, потому что он хороший». Получилась загадка, которую дети легко отгадывают. В дальнейшем, дети легко сочиняют загадки о зайке, слоне и других персонажах:
– Спать пора, уснул бычок,
Лег в коробку на бочок,
Сонный мишка лег в кровать.
Только он не хочет спать,
Головой кивает он,
И кому-то шлет поклон.
(слон)
– Его бросила хозяйка,
Под дождем он оказался:
Со скамейки слезть не смог –
Весь до ниточки промок.
(зайка)
Слово «творчество» в данном случае сочинения загадок выступает в противоположных значениях: были «разрушены» стихи из цикла «Игрушки», на этом же материале созданы загадки, которых еще никто не создавал.
Познакомив детей с такими загадками о цветах, как
-Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыши)
– вся земля глядит нас миллионом синих глаз. (пролески)
будут интересны для сочинения загадок короткие образные стихи, такие как стихотворение об одуванчике:
– Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет – нарядится
В беленькое платьице.
Весной и летом на прогулке дети наблюдают за одуванчиком, за изменениями его цвета, это интересно и необычно. Без труда сочиняется загадка:
– Этот цветочек
Носит желтый веночек.
Подрастет – нарядится
В беленькое платьице.
(одуванчик).
Все дети знакомы с простым, незатейливым цветком – колокольчиком. Сочиняется по аналогии с загадкой об одуванчике такая загадка:
– Что за цветочек?
Синий звоночек.
(колокольчик)
Познакомив детей старшего дошкольного возраста с этимологией слова «тюрбан», сочиняется загадка:
Не голова – тюрбан,
Что за цветок? (тюльпан)
Впоследствии предлагаем сочинить загадку о перелетных птицах. Весной, беседуя об изменениях в жизни птиц, о признаках весны, обращаем внимание детей на то общее, что происходит с птицами, когда они прилетают в родные края: вьют гнезда, живут рядом с нами. А что же будет осенью: наступят холода, птицы соберутся в стаи и улетят, мы простимся с ними до весны.
Педагог, умело направляя детей, подводит их к сочинению загадки.
Примерные вопросы детям:
– Что делали птицы, когда прилетели весной к нам в город (село?
(ответы: пели песни, вили гнезда)
– Правильно, вили гнезда. А как сказать ласково о гнездах?
(ответы: гнездышки)
– Вили гнездышки. А если мы поменяем местами слова, как прозвучит?
(ответы: гнездышки вили)
– А где же жили птицы по отношению к нам?
(ответы: около, рядом)
– Правильно, жили рядом с нами. А если опять поменять порядок слов, что получится?
(ответы: рядом с нами жили)
– Вот у нас уже готовы две строчки: Гнездышки вили. Рядом с нами жили.
А что же произошло осенью? Как изменилась погода?
(Стало холодно.)
– А как сказать, изменив слово «холодно» на слово-предмет?
(ответы: холод, холода)
– Правильно, холода. Холода что сделали?
(ответы: наступили, пришли, настали)
– Правильно, холода настали. И что мы делали, когда провожали птиц?
(ответы: прощались)
– Давайте, изменим слово «прощались», прибавив «мы стали» – что делать?
(ответы: мы стали прощаться)
– Правильно, мы стали прощаться. А что получится, если мы изменим порядок слов в этом предложении?
(ответы: мы стали прощаться, мы прощаться стали)
– Хорошо, холода настали и мы прощаться стали. Вот у нас и получилась загадка о перелетных птицах:
– Гнездышки вили,
Рядом с нами жили.
Холода настали,
Мы прощаться стали.
Другой пример: сочинение загадки о лифте.
Педагог: дети, мы познакомились с домом и его частями. Вы запомнили загадки о крыше, лестнице, трубе, балконе, двери, окне, но нет загадки о лифте. Давайте, попробуем сочинить ее сами. На что похож лифт?
Дети: на коробку, на комнату, на кабину.
Педагог: Правильно, на кабину, потому что комната больше по размеру, а у коробки нет двери. Что же мы делаем, когда подходим к лифту?
Дети: заходим.
Педагог: а если мы заменим слово «мы» на слово «я»?
Дети: я захожу в кабину.
Педагог: а если мы изменим порядок слов, что получится?
Дети: захожу в кабину я.
Педагог: А что дальше я делаю?
Дети: нажимаю на кнопку.
Педагог: Опять изменим порядок слов, что получится?
Дети: На кнопку нажимаю.
Педагог: Что же тогда делает кабина?
Дети: едет, поднимается.
Педагог: а как скажут дети, которые любят играть и иногда балуются?
Дети: мы катаемся в кабине, кабина нас катает.
Педагог: а если сказать про одного человека?
Дети: кабина меня катает.
Педагог: а куда же может катать меня кабина?
Дети: вверх и вниз.
Педагог: что же у нас вышло: меня кабина вверх и вниз катает, а как можно изменить это предложение, чтобы получилась рифма?
Дети: и кабина меня вверх и вниз катает.
Педагог: Послушайте, какая получилась загадка:
– Захожу в кабину я,
На кнопку нажимаю,
И кабина меня
Вверх и вниз катает.
После того, как дети познакомились с загадками, например, по теме «Домашние животные», можно предложить сочинить загадки, состоящие из одного слова. На что похожа кошка (собака, корова, лошадь? Или, с чем можно сравнить собаку (кошку, корову, лошадь? И дети на основе загадки: «Заворчал живой замок, лег у двери поперек», сочиняют загадку о собаке – «замок», на основе загадок о кошке, выясняется, что загадка о кошке одним словом, это «мышеловка», на основе знаний детей о корове сочиняется загадка – «кормилица», о лошади сочиняется загадка – «стрела», потому что лошадь мчится быстро.
Сочинение загадок можно проводить как на занятиях, так и в свободное от них время, например, на прогулке, наблюдая за явлениями природы, птицами, цветущими растениями. Это поможет сделать жизнь детей более интересной и радостной.
«Для творчества человек должен сметь, потому что творчество всегда есть переступление общепринятого, известного, признанного» (Гачев Г. Творчество, жизнь, искусство).
При творчестве появляется ни с чем не сравнимая вещь, идея, в данном случае, загадки –стихи, которым «цены нет», потому что их действительно не с чем сравнивать, до этого не было такого. Платон в диалоге «Ион» говорит о том, что поэты сами не знают, как они творят. В полной мере это можно отнести к ребенку, который пытается сотворить словом.
Литературное творчество дошкольников имеет значение исключительно для них самих и для тех взрослых, чувствительных к тексту, которые могут воспринять литературное творение ребенка. Почувствовав равнодушие взрослых, ребенок теряет интерес к своим сочинениям, расценивая их как незначительные и неценные в мире, в котором ему предстоит жить.
В давности умение отгадывать загадки было свидетельством мудрости и ума. Из-за это, наверное, они стали таким распространенным и популярным видом устного народного творчества. Загадки бывают разные: о людях, природе и естественных явлениях, о растениях, о животных и т.п.. Наиболее распространенными бывают загадки о людях и природе, так как человек и его место в природе интересовали наших предков с давних времен. Загадки совершаются с помощью метафор и сравнений, а также с помощью одухотворения безжизненных предметов. Они скрывают от нас значение одной вещи с помощью ее похожести с другой (Сто один брат – все в один ряд связанные стоят. – Забор). Почти все загадки рифмованные. Это дает возможность их легче запоминать. Некоторые из них юмористические. Ими можно развеселить друзей и родителей. В таких головоломках серьезные вещи подменяются веселыми, шутливыми (Были два брата и оба Кандрата, через дорожку живут и друг друга не видят. – Глаза). Загадки помогают нам задуматься над определенным предметом или явлением, так как чтобы найти отгадку, иногда надо хорошо подумать. Они также развивают любознательность, наблюдательность, внимание и сообразительность. Тем не менее не каждый сможет правильно загадать загадку. Для этого нужна специальная интонация. Некоторые головоломки лучше загадывать потихоньку, чтобы сохранить таинственность. Другие – громко и звонко. Тот, кто умеет это делать, всегда будет в центре внимания.
Загадки – это также источник народной мудрости. И чем больше мы их знаем, тем лучше для нас. Лишь тогда человека можно назвать умным, когда он умеет загадывать и, главное, отгадывать всяческие головоломки.
Хорошее сочинение? Тогда в закладки – » Сочинение на тему: Для чего нужны загадки? . Это нужно, ведь не потеряешь!
Содержание интересных новостей
Новые сочинения:
Рубрики сочинений
Сочинение-размышление (миниатюра) Почему я хочу стать учителем
Богатство и разнообразие фольклора
Мудрость – лучше всего богатство. Сказка «Мудрая девушка»
Сочинение на тему – Чему учат нас басни
Урок по развитию речи
Тема: «Загадка. Обучение сочинению загадок»
Цель: познакомить учащихся с загадкой, её художественными особенностями; учить детей сочинять загадки.
Ход урока:
Речевая разминка.
Упр 1. «Паровоз»: встали, представили что мы паровозики. Вдохнули, на выдохе произносим : чух-чух чух-чух. Начинаем тихо, увеличиваем силу голоса, к концу затихаем.
Упр. 2.
– Прочитайте:
Паровоз без колёс.
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошёл?
Прямо по морю пошёл!
– Что это? Отгадайте эту загадку. Как вы догадались?
– Прочитайте выразительно. Каждая строчка в этой загадке читается по-разному, разным тоном.
– Как мы прочитаем первую строчку? ( С удивлением.) Попробуйте. Не забудьте сделать паузу после слова «паровоз». Так мы усилим удивление.
– Как мы прочитаем вторую строчку? ( С восхищением.) Прочитайте.
– Как прочитаем третью строчку? (Вопросительно-насмешливым тоном) Прочитайте.
– И четвёртую строчку? (Восхищаясь и удивляясь). Прочитайте.
– Прочитаем всю загадку хором, а затем каждый прочитает. У кого получилось лучше?
Ведение в тему занятия.
– С какими словами мы познакомились на прошлом занятии? (С многозгачными)
– Что это за слова? В каком значении употребляются многозгачные слова? (В прямом и пререносном)
– Мы уже знаем, что слова в переносном значении употребляются в загадках. Сегодня мы подробнее познакомимся с загадками, с тем, как они устроены, будем учиться сочинять загадки.
Наблюдение над тем, что такое загадка.
– Запишите в тетрадь тему урока. Загадки. Давайте подумаем над значение этого слова.
– Подберите родственные слова к слову «загадка». ( Загадывать, гадать, гадалка, отгадывать, отгадка)
– «Загадка» – то, что загадывают.
– Подберите близкие по значению слова к слову «загадка» (Тайна, секрет)
– Загадка — это маленький секрет, маленькая тайна, которую нужно разгадать, раскрыть.
– Давайте повнимательнее рассмотрим, как «кстроена» загадка. Прочитайте загадки и отгадайте их.
Музыкант, певец, рассказчик, Крыльев нет, но это птица
А всего кружок да ящик. Полетит и прилунится.
Лежало одеяло, Круглый бок, жёлтый бок.
Мягкое, белое Сидит на грядке колобок.
Солнце припекло Врос он в землю крепко.
Одеяло потекло. Что же это?
Красненький петушок по жёрдочке бежит.
Посреди поля лежит зеркало Большой подсолнух в небе, цветёт он много лет ,
Стекло голубое, рама зелёная. Цветёт зимой и летом, а семечек всё нет.
В загадках описывается какой-либо предмет или явление: ракета, снег, озеро, репка и др.
Коротко или подробно он описывается? Но чтобы описание получилось таинственным, секретным сам предмет не называется.
В каом значении употребляются слова в звгадке для описания предмета? (В переносном значении)
Подчеркните слова в переносном значении в наших загадках.
Но если бы в загадках употреблялись слова только в прерносном значении, мы бы их никогда не отгадали. В загадках всегда присутствуют слова в прямом значении, они прямо называют признаки или свойства загадываемого предмета. Эти слова помогают нам отгадать загадку. Подчеркните слова в прямом значении в наших загадках.
На что похожа загадка: на стихотворение или рассказ? Чем она похожа на стихотворение?
Во-превых ритмом.
И второе. Прочитайте последние слова в каждой строчке первой, второй, четвёртой и седьмой загадок. Чем они похожи? (Они созвучны). Как называется созвучие последних слов в строке? (Рифмой).
Все ли загадки рифмованы? Прочитайте не рифмованные загадки. В них нет рифмы, но обязятельно есть ритм.
Сделаем выводы: Что такое загадка? Какое это описание по объёму? Слова в каком значении в ней употребляются? Чем загадки похожи на стихотворение?
4. Сочинение загадок.
Давайте попробуем сочинить загадку про ёжика.
Рассмотрим ежа, постараемся увидеть самое главное.
Какой он по форме? По цвету? Какая у него мордочка? Ножки? Чем покрыта его спинка? Какие у него повадки? Где он живёт? Чем питается? Что он частенько носит на своей спинке?
Давайте выделим самые главные признаки ежа, позволяющие отличить его от других животных. (Маленький, спинка продолговатая, вся покрыта иголками, часто сворачивается и становится колючим шаром, недотрога, питается грибами, яблоками, которые часто носит на спинке.)
Нам нужно сравнить ежа с каким-то другим предметом, и в загадке употребить это сравнение — слово в переносном значении.
На что же похож ёжик? (На мешок с иголками, игольчатый мешок, на иголки на ножках, портного, игольницу, шар с иголками, колючий клубок, кактус, словно ёлка)
Подберите слова, обозначающие действие ежа. (Катится, бежит, укатился, шуршит, семенит, фырчит, пыхтит, несёт, свернулся, спрятался)
Мы говорили, что в звгадках часто есть рифма. Давайте придумаем рифмы для загадки про ежа. (Катится — прячется, комочек — клубочек, ёлка-иголка, игольница — колется, бежит-шипит-шуршит, дорожке-на ножках)
Сочините свои загадки про ёжика.
Дети сочиняют свои загадки, читают их, оценивают. Дополнительно можно похнакомить их с загадками про ежа (См.приложение к уроку)
Хотите ещё сочинить загадку. Давайте сочиним загадку про аквариум.
Рассмотрите аквариум внимательно.
Какой он по форме? По размеру? Из какого материала он сделан? Чем он наполнен? Каког цвета вода в аквариуме? Кто плавает в воде? Какие они?
С чем можно сравнить аквариум? (с дворцом, с домиком, с озером, прудом, бассейном, колодцем) А его стены? (Со стеклянными берегами, боками, стеклянными стенами).
Как можно назвать рыбок в аквариуме? (Жильцами, пловцами, жителями.)
Подберите слова, обозначающие действич рыбок. (мелькают, плавают, играют, живут, резвятся)
Подберите слова, обозначающие признаки рыбок. (Разноцветные, пёстрые, маленькие, ловкие, волшебные)
Подберите рифмы для нашей загадки пр аквариум. (Жильцы-пловцы, дворец-жилец-пловец, дом- в том, река-берега, тут-живут).
Сочините свои загадки про аквариум.
Дети сочиняют загадки, читают их, оценивают. Учитель может познакомить их с изсестными загадками про аквариум. (См.приложение к уроку)
Итог урока.
– Что же такое загадка? Чем загадки отличаются от других произведений?
– Как сочинить загадку? Что для этого нужно сделать?
Домашнее задание: сочинить загадки (о чём хотите). Нарисуйте к ним рисунки.
Приложение к уроку
Словно ёлка,
Весь в иголках
Шуршит в листве колючий комочек,
А как подойдёшь, свернётся в клубочек
Серая игольница топает и колется
Не портной, а всю жизнь с иголками ходит.
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной
Маленький колючий клубочек
По тропинке бежит,
В листве шуршит,
От обиды шипит.
Бегут по дорожке
Иголки на ножках.
Колючий клубочек
По дорожке семенит,
Фырчит, пыхтит,
В руки брать не велит.
Идёт, иглы на себе несёт,
Чуть кто подойдёт,
Свернётся в клубок –
Ни головы, ни ног.
Посмотрите дом стоит
До краёв водой налит.
Без окошек, но не мрачный,
С четырёх сторон прозрачный.
В этом домике жильцы
Все умелые пловцы.
В давности умение отгадывать загадки было свидетельством мудрости и ума. Из-за это, наверное, они стали таким распространенным и популярным видом устного народного творчества. Загадки бывают разные: о людях, природе и естественных явлениях, о растениях, о животных и т. п. . Наиболее распространенными бывают загадки о людях и природе, так как человек и его место в природе интересовали наших предков с давних времен. Загадки совершаются с помощью метафор и сравнений, а также с помощью одухотворения безжизненных предметов. Они скрывают от нас значение одной вещи с помощью ее похожести с другой (Сто один брат – все в один ряд связанные стоят. – Забор). Почти все загадки рифмованные. Это дает возможность их легче запоминать. Некоторые из них юмористические. Ими можно развеселить друзей и родителей. В таких головоломках серьезные вещи подменяются веселыми, шутливыми (Были два брата и оба Кандрата, через дорожку живут и друг друга не видят. – Глаза). Загадки помогают нам задуматься над определенным предметом или явлением, так как чтобы найти отгадку, иногда надо хорошо подумать. Они также развивают любознательность, наблюдательность, внимание и сообразительность. Тем не менее не каждый сможет правильно загадать загадку. Для этого нужна специальная интонация. Некоторые головоломки лучше загадывать потихоньку, чтобы сохранить таинственность. Другие – громко и звонко. Тот, кто умеет это делать, всегда будет в центре внимания.
Загадки – это также источник народной мудрости. И чем больше мы их знаем, тем лучше для нас. Лишь тогда человека можно назвать умным, когда он умеет загадывать и, главное, отгадывать всяческие головоломки.
.
Сочинение на лингвистическую тему «Как я раскрыл «загадку» слова»
Слово «космос» впервые я услышал в пятилетнем возрасте. По телевизору шла передача о космосе и космонавтах. Когда научился читать. Увлекся книгами о космических путешествиях. Даже строил макеты космических кораблей.
Потом меня заинтересовало само слово «космос». Интересно, а как это слово появилось в русском языке и когда?
Сначала я взял «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова и посмотрел лексическое значение слова: «космос – это Вселенная, Мир». Затем открыл «Школьный этимологический словарь русского языка» Н.М.Шанского, Т.А.Боброва и узнал, что слово «космос» произошло от греческого «космео». Этот глагол означал «украшаю», «привожу в порядок». Значит, слово «космос» – это порядок, красота, гармония. Оказывается, от того же корня образовано слово «косметика» – искусство придания красоты лицу и изготовление для этого средств, а также имя Козьма, Кузьма (от «Косьма» – украшение).
Но со временем слову «космос» было придано и другое значение, которое близко к значению слов «Мир», «Вселенная».
Первым, кто назвал всю систему мироздания космосом, был Пифагор (философ и математик, живший в пятом веке до нашей эры). Так Пифагорово учение о числах преобразовало понятие, которое было в слове «космос»: от порядка и красоты в природе до Вселенной, где красота, гармония и порядок.
Это «необъятное» слово воскресло с выходом в свет пятитомного труда А.Гумбольдта (ученый дал ему заглавие «Космос»).
Работая над значением и происхождением этого слова, я понял, что любое слово прячет в себе много загадок, разных толкований. Такая работа показалась мне интересной, теперь я знаю «загадку» слова «космос», и в этом мне помогли различные виды словарей.
Март 2013г. Работу выполнил ученик 6б класса
МБОУ Дальнеконстантиновская СОШ
Чуевский Кирилл
Учитель Кочетова О.Н.
Я, наверное, очень счастливый человек: утром я спешу в школу к моим второклашкам в ожидании чуда – творчества, после окончания уроков спешу домой, предвкушая ту радость, которая ожидает меня от чтения сочинений моих ребят. Мы сочиняем сказки, истории, заглавием которых могли бы быть русские пословицы, лимерики, частушки. Сегодня мои ребята сочиняли загадки. Вот что у нас с ними получилось. Порадуйтесь вместе со мной!
Эти загадки сочинила Степанова Алина.
Я – маленький, сладенький
Шарик оранжевый! (Мандарин)
Что за гостья к нам пришла?
Блинов с маслом принесла.
Зиму провожаем
И весну встречаем. (Масленица)
Быстро тот комочек мчит –
От лисицы убежит. (Заяц)
Дети им в футбол играют
Голы в ворота забивают. (Мяч0
Его из Африки везут
И в магазинах продают.
Этот фрукт известен нам –
Спелый желтенький ….(банан)
Чтобы было нам тепло,
Надеваем мы …(пальто)
Это – загадка Пака Дениса.
Этот зверь – совсем непрост:
Был оранжевый он. Сам
Взял и кожу поменял. (Хамелеон)
Дима Букарев придумал такую загадку:
Белая, пушистая,
А съесть ее нельзя.
Берем мы из аптечки,
Когда порежусь я. (Вата)
А это – загадка Богданова Коли:
Он зимой бывает белый.
Он такой холодный очень.
Он пушистый, белый-белый,
Его увидишь даже ночью. (Снег)
Загадку о любимой передаче всех детей придумал Бушуев Даниил.
Есть такая передача:
Усыплять – ее задача!
Только мультики прошли,
Все ребятки спать пошли. («Спокойной ночи, малыши»)
А эту загадку сочинила Маркеева Катя.
Он – зелененький и кислый,
Очень вкусный, ароматный,
А наощупь он – мохнатый. (Киви)
Миша Кондрашов придумал две загадки:
Она в космосе – самая большая,
Больше солнца, и ее все знают.
По ней путь отыщешь ты всегда.
Называется …(Полярная звезда)
Черное, но не одеяло.
Я для школьника сгожусь,
Чтобы в школе был красив. (Школьная форма)
Две загадки Федотовой Софьи:
Маленький комочек
Мяукает ночью. (Котенок)
Желтый красавец
Глаз солнцу подставил.
Куда солнышко идет,
Туда он и повернет. (Подсолнух)
А эти загадки сочинила Архишина Юля.
Ходим с ним все время в школу,
Носим в нем, что нужно в школе. (Портфель)
Блестит-блестит красавица.
Зимой она сверкает
От ярких солнечных лучей.
А что это? Все знают. (Сосулька)
Расцветет – и станет красной.
Острые шипы опасны! (Роза)
Кислый он и желтый он.
Всем полезен. Что? …(Лимон)
Использование технологии ТРИЗ и моделирования (отгадывания и сочинение загадок) в совместной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
Тема: «Сочинение загадок (на основе сравнения) об игрушках, спортивном инвентаре».
Цель: развивать умение детей 5-6 лет сочиняя загадки на основе сравнения.
Задачи:
1.формирование потребности в здоровом образе жизни, двигательной активности
2.развивать умения взаимодействовать с детьми и взрослыми
3.развивать диалогическую речь с помощью моделей описательных рассказов
Предварительная работа: отгадывание и сочинение загадок об игрушках во время организации образовательной деятельности и в свободной деятельности, составление описательных загадок об игрушках и из личного опыта, д/и «Угадай», д/и «Загадай, я отгадаю»
Материал: наборы разных игрушек по величине, форме, цвету, размеру, изготовленных из разных материалов, модели описательных рассказов, спортивный инвентарь (мячи, кегли, скакалки, обручи и т. д.)
Ход:
Воспитатель объявляет, что открывается новый магазин, в нем будут продавать разные игрушки и спортивный инвентарь. Как можно назвать такой магазин? (дети придумывают названия: «Буратино», «Чебурашка», «Белоснежка», «Золушка» и др.)
Магазин не обычный, особенный, загадочный.
Детям сообщается правила игры: покупателям в этом магазине нужны не деньги, а ум, смекалка, сообразительность.
Каждый покупатель должен подумать, какая игрушка ему нужна, и сказать продавцу (воспитатель, затем ребенок) загадку про игрушку — описать игрушку с помощью моделей описательных рассказов, не называя ее.
Совместное придумывание с детьми с использованием опорной таблицы.
Предположим, мы решили составить о мяче.
Заполним опору:
На что похоже?
Чем отличается?
На арбуз
Не съедобный
На солнце
Но не греет
На горох
Но крупнее
Получилась загадка: «Как арбуз, но не съедобный, как солнце, но не греет, как горох, но крупнее» Что это? (мяч)
Воспитатель предлагает вспомнить известные загадки, затем дети сочиняют свои загадки, покупают игрушки. Разворачивается игра.
По ходу игры педагог поощряет лучшие загадки, можно вести аудио и видеозапись.