Сочинение на тему захар и обломов

13 вариантов

  1. Текст сочинения:
    В романе Обломов И. А. Гончаров представил на суд читателей совершенно новые литературные образы, новую концепцию романа. Как известно, в жизни все взаимосвязано, это относи?ся и к двум образам романа: Захару и Обломову.
    Захар связан с Обломовым неразрывными узами, его жизнь немыслима без доброго барина. Этот образ довольно значим в романе. Захар слуга Ильи Ильича Обломова, крайне консервативен, носи? такой же костюм, что носил в деревне серый сюр?ук. Дом Обломовых был когда-то богат и знамени? в своей стороне, но потом, бог знает отчего, все беднел, мельчал и, наконец, незаметно потерялся между нестарыми дворянскими домами. Только поседевшие слуги дома хранили и передавали друг другу верную память о минувшем, дорожа ею, как святынею. Захар представлял собой пожилого человека, в сером сюр?уке, с прорехою под мышкой… в сером же жилете, с медными пуговицами… и густыми, русыми с проседью бакенбардами, из которых каждой стало бы на три бороды. Портрет Захара, изображающий смешную и нелепую внешность, дополняется и особым голосом: герой не говори?, а ворчи?, как собака, или хрипи?. Голос же, данный Богом, по словам Захара, он потерял на охоте с собаками, когда ездил со старым барином и когда ему дунуло будто сильным ветром в горло. Этому ?ипу Гончаров посвятил специальный очерк, озаглавленный Слуги старого века, в котором вспоминает хорошо известных представителей этого сословия, людей старой закалки, с трудом вживающихся в новые жизненные условия. Литературная родословная Захара идет от пушкинского Савельича (Капитанская дочка). При всей разности характеров первого, развращенного жизнью в Петербурге и патологической ленью своего барина, и второго вечного дядьки, для которого питомец остается малым, неразумным ребенком едва ли не на всю жизнь, сближает их одержимая верность не только своему барину, но и всему его роду. Верность Захара своему барину и всем давно забы?ым устоям родной Обломовки воплощена ярче всего в эпизоде, когда Обломов наставляет своего слугу привычным и самым действенным способом прибегая к жалким словам и называя Захара ядови?ым человеком. В мину?у раздражения Захар позволил себе сравнить Обломова с другими, которые и с квар?иры на квар?иру легко переезжаю?, и за границу отправляю?ся. Это вдохновляет Илью Ильича на грозную и гордую отповедь о невозможности сравнивать его, Обломова, с кем бы то ни было. И это пробирает Захара больше, нежели ругательства: он и сам чувствует, что переступил какую-то запретную границу, уподобив своего барина другим людям. Захар является пародией на своего барина. У него те же привычки, что и у хозяина, только доведенные до абсурда, показанные в смешном, комическом свете. С первых же страниц романа Захар не может не вызвать улыбки своей внешностью, своей ленью и неопрятностью. Он чем-то даже напоминает гоголевские ?ипажи; Осипа слугу Хлестакова, Селифана и Петрушку из Мер?вых душ. Но Захар лишь уродливое отражение образа жизни барина Ильи Ильича. Обломов упрекает Захара за неряшливость и лень, за то, что он не убирает пыли и грязи. Захар возражает, что чего ее убирать, если она снова наберется. Полное равнодушие к пыли, сору, грязи отличает этого слугу от других слуг персонажей отечественной литературы. Захар на этот счет составил собственную философию, не позволяющую бороться ни с грязью, ни с тараканами и клопами, раз они выдуманы самим Господом. Когда Обломов приводи? своему слуге в пример живущее напротив семейство настройщика, Захар приводи? в ответ следующие аргумен?ы, в которых видна незаурядная наблюдательность: А где немцы сору возьму?? Вы поглядите-ка, как они живу?! Вся семья целую неделю кость гложет. Сюр?ук с плеч отца переходи? на сына, а с сына опять на отца. На жене и дочерях платьишки коротенькие: все поджимаю? под себя ноги, как гусыни… Где им сору взять? У них нет этого вот как у нас, чтоб в шкафах лежала по годам куча старого изношенного платья или набрался целый угол корок хлеба за зиму… У них и корка зря не валяется: наделаю? сухариков да с пивом и выпью?. При внешней разболтанности Захар, однако, довольно собран. Извечная привычка сл.уг старого века не дает ему разбазаривать барское добро когда земляк Обломова, жулик Тарантьев проси? Илью Ильича дать ему на время фрак, Захар немедленно отказывает: пока не буду? возвращены рубашка и жилет, ничего больше Тарантьев не получи?. И Обломов теряется перед его ?вердостью.
    Захар не лишен и недостатков. Гончаров види? его как рыцаря со страхом и упреком, который принадлежал двум эпохам, и обе положили на него печать свою. О? одной перешла к нему по наследству безграничная преданность к дому Обломовых, а от другой, позднейшей, утонченность и развращение нравов. И еще черта, характерная для смешения двух эпох, на которые указал Гончаров: Захар умер бы вместо барина, считая это своим неизбежным и природным долгом, и даже не считая ничем, а просто бросился бы на смерть, точно так же, как собака, которая при встрече со зверем в лесу бросается на него, не рассуждая, отчего должна броситься она, а не ее господин. Но зато, если б понадобилось, например, просидеть всю ночь подле постели барина, не смыкая глаз, и от этого бы зависело здоровье или даже жизнь барина, Захар непременно бы заснул. С годами все больше и отчетливее вырисовывается нерасторжимая связь между Ильей Ильичом и Захаром последними представителями Обломовки, являющейся лишь прекрасным сном. Они каждый по-своему свято хранят в душе те преданья старины глубокой, что сформировали их жизни, характеры и взаимоотношения. Они давно знали друг друга и давно жили вдвоем. Захар нянчил маленького Обломова на руках, а Обломов помни? его молодым, проворным, прожорливым и лукавым парнем. Как Илья Ильич не умел ни встать, ни лечь спать, ни быть причесанным и обу?ым, ни отобедать без помощи Захара, так Захар не умел представить себе другого барина, кроме Ильи Ильича, другого существования, как одевать, кормить его, грубить ему, лукавить, лгать и в то же время внутренне благоговеть перед ним. Даже когда Захар жени?ся в середине романа на Анисье, кухарке Обломова, значительно более ловкой, умелой и чистоплотной, он старается по возможности не допускать ее к Илье Ильичу, выполняя сам привычные работы, без которых не мысли? жизни.
    После смер?и Обломова порвалась связь между Захаром и Обломовым, и жизнь его превратилась в ненужное и горькое прозябание. Конец Захара не просто трагичен, он страшен. Как метко сказал Некрасов в поэме Кому на Руси жить хорошо:
    Порвалась цепь великая… Одним концом по барину, Другим по мужику!..
    Права на сочинение “Обломов и Захар в романе И. А. Гончарова Обломов” принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на Реф.рф

  2. Одним из второстепенных персонажей произведения является старый слуга главного героя Обломова, ранее бывший крепостным, по имени Захар.
    Писатель представляет Захара в виде пожилого человека с лысой головой и проседью на шикарных бакенбардах, небрежно одетым в потрепанные и залатанные вещи.
    По натуре Захар является нерасторопным и неловким растяпой, ленивым и нерасторопным, в раках которого случаются постоянные поломки, объясняющиеся им божьей волей. Но в отношении хозяйского добра Захар проявляет истинное чувство бережливости, внимательно следя за сохранностью вещей хозяина и не разрешая их передавать в чужие руки.
    Захар приставлен к Илье Ильичу с детских лет и испытывает к барину сильную привязанность, изучив за многие годы жизни с ним все его недостатки, с которыми верный слуга успешно справляется, и положительные качества.
    Помимо преданной службы Обломову, Захар не отказывается и от дружеских попоек, во время которых не прочь посплетничать о любимом хозяине, рассказывая неприглядные факты о нем, но при этом любящим в своих беседах приукрасить действительное. Кроме того, не гнушается Захар и мелким воровством в торговых лавках, не заметно забирая чужую сдачу при оплате покупок.
    Верно прислуживая барину, работа Захара заключается в помощи хозяину с утренним пробуждением, а также вечерним отбытием ко сну. Захар тщательно оберегает тесную связь со своим барином, образовавшуюся с давних времен, и после женитьбы Обломова не допускает к нему даже свою жену-кухарку, считая только себя его преданным слугой, способных доставить хозяину максимум наслаждений.
    Захар не представляет себя без жизни с Обломовым и его родовым поместьем, поскольку Обломовка является для Захара его родиной, где он вырос и получил жизненные уроки, усадьба представляется Захаром как идеальное воплощение ценностей помещичьего общества. В других местах старик чувствует себя обделенным, одиноким и неприкаянным.

  3. В романе И.А. Гончарова “Обломов” обнажается сложная взаимосвязь рабства и барства: идет повествование о двух противоположных типах людей, отличающихся понятиями о мире: для одного — мир отвлеченный, идеальный, для другого — материальный и практический. Эти два типа Гончаров описал в Захаре и Обломове.
    Захар — слуга Ильи Ильича Обломова. Это человек старой закалки, с трудом вживающийся в новые жизненные условия. Захар — вечный дядька, для которого Обломов остается малым, неразумным ребенком едва ли не на всю жизнь. Он верен не только своему барину, но и всему его роду.
    При внешней разболтанности Захар, однако, довольно собран. Извечная привычка слуг старого века не дает ему разбазаривать барское добро — когда земляк Обломова, жулик Тарантьев, просит Илью Ильича дать ему на время фрак, Захар немедленно отказывает: пока не будут возвращены рубашка и жилет, ничего больше Тарантьев не получит. Обломов теряется перед его твердостью. Захар не лишен недостатков. Гончаров определяет своего персонажа как “рыцаря со страхом и упреком”, который “принадлежал двум эпохам, и обе положили на него печать свою. От одной перешла к нему по наследству безграничная преданность к дому Обломовых, а от другой, позднейшей, утонченность и развращение нравов”. Захар любит выпить с приятелями, посплетничать на дворе с другими слугами, порой приукрашивая своего барина, порой же выставляя его таким, каким Обломов никогда не был. Захар очень верен своему барину: он отдал бы жизнь за Обломова, считая это своим долгом. Захар не показывал не только подобострастия к барину, но даже был грубоват, фамильярен в обхождении с ним,
    сердился на него не шутя, за всякую мелочь.
    Илья Ильич Обломов — главный герой романа, молодой человек “лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием
    всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица… мягкость… была господствующим и основным выражением не лица только, а всей души; а душа так
    открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, руки”. Таким мы
    видим Обломова в начале романа, в Петербурге, на Гороховой улице, где он живет со своим слугой Захаром.
    В Обломовке ребенок рос медленно и вяло. Ищущие проявления силы обращались внутрь и никли, увядая. Понятно, какое действие производится таким положением ребенка на
    все его нравственное и умственное образование. Когда Обломов вырастает, он становится апатичным и бесхарактерным, полностью зависит от Захара, становится рабом своего крепостного, и трудно решить, который из них более подчиняется власти другого. По крайней мере — чего Захар не захочет, того Илья Ильич не может заставить его сделать, а чего хочет Захар, то сделает и против воли барина, и барин покорится. Но потому и слуга Захар в известном смысле “барин” над своим господином: полная зависимость от него Обломова дает возможность и Захару спокойно спать на своей лежанке. Идеал существования Ильи Ильича — “праздность и покой” — является в такой же мере
    вожделенной мечтою и Захара.
    Оба они, господин и слуга, — дети Обломовки. Илья Ильич зная такое достоинство Захара, как преданность, привык к ней, сносил терпеливо бесчисленные мелкие недостатки Захара.
    Они давно знают друг друга и давно живут вдвоем. Обломов и Захар не могут жить друг без друга, спать; с годами все больше и отчетливее между ними вырисовывается нерасторжимая связь. Два последних представителя Обломовки по-своему свято хранят в душе те “преданья старины глубокой”, что сформировали их жизни, характеры и
    взаимоотношения.

  4. В романе “Обломов” И.А. Гончаров представил на суд читателей совершенно новые литературные образы, новую концепцию романа. Как известно, в жизни все взаимосвязано, это относится и к двум образам романа: Захару и Обломову.
    Захар связан с Обломовым неразрывными узами, его жизнь немыслима без доброго барина. Этот образ довольно значим в романе. Захар — слуга Ильи Ильича Обломова, крайне консервативен, носит такой же костюм, что носил в деревне — серый сюртук. “Дом Обломовых, был когда-то богат и знаменит в своей стороне, но потом, бог знает отчего, все беднел, мельчал и, наконец, незаметно потерялся между нестарыми дворянскими домами. Только поседевшие слуги дома хранили и передавали друг другу верную память о минувшем, дорожа ею, как святынею”. Захар представлял собой “пожилого человека, в сером сюртуке, с прорехою под мышкой… в сером же жилете, с медными пуговицами… и густыми, русыми с проседью бакенбардами, из которых каждой стало бы на три бороды”. Портрет Захара, изображающий смешную и нелепую внешность, дополняется и особым голосом: герой не говорит, а ворчит, как собака, или хрипит. Голос же, данный Богом, по словам Захара, “он потерял на охоте с собаками, когда ездил со старым барином и когда ему дунуло будто сильным ветром в горло”. Этому типу Гончаров посвятил специальный очерк, озаглавленный “Слуги старого века”, в котором вспоминает хорошо известных представителей этого сословия, людей старой закалки, с трудом вживающихся в новые жизненные условия.
    Литературная родословная Захара идет от пушкинского Савельича (“Капитанская дочка”).
    При всей разности характеров первого, развращенного жизнью в Петербурге и патологической ленью своего барина, и второго — вечного дядьки, для которого питомец остается малым, неразумным ребенком едва ли не на всю жизнь, сближает их одержимая верность не только своему барину, но и всему его роду. Верность Захара своему барину и всем давно забытым устоям родной Обломовки воплощена ярче всего в эпизоде, когда Обломов наставляет своего слугу привычным и самым действенным способом — прибегая к “жалким словам” и называя Захара “ядовитым человеком”. В минуту раздражения Захар позволил себе сравнить Обломова с другими, которые и с квартиры на квартиру легко переезжают, и за границу отправляются. Это вдохновляет Илью Ильича на грозную и гордую отповедь о невозможности сравнивать его, Обломова, с кем бы то ни было. И это пробирает Захара больше, нежели ругательства: он и сам чувствует, что
    переступил какую-то запретную границу, уподобив своего барина другим людям. Захар
    является пародией на своего барина. У него те же привычки, что и у хозяина, только
    доведенные до абсурда, показанные в смешном, комическом свете. С первых же страниц
    романа Захар не может не вызвать улыбки своей внешностью, своей ленью и неопрятностью. Он чем-то даже напоминает гоголевские типажи: Осипа — слугу
    Хлестакова, Селифана и Петрушку из “Мертвых душ”. Но Захар — лишь уродливое отражение образа жизни барина Ильи Ильича. Обломов упрекает Захара за неряшливость и день, за то, что он не убирает пыли и грязи. Захар возражает, что “чего ее убирать, если она снова наберется”. Полное равнодушие к пыли, сору, грязи отличает этого слугу от других слуг — персонажей отечественной литературы. Захар на этот счет составил
    собственную философию, не позволяющую бороться ни с грязью, ни с тараканами и
    клопами, раз они выдуманы самим Господом. Когда Обломов приводит своему слуге в
    пример живущее напротив семейство настройщика, Захар приводит в ответ следующие аргументы, в которых видна незаурядная наблюдательность: “А где немцы сору возьмут? Вы поглядите-ка, как они живут! Вся семья целую неделю кость гложет. Сюртук с плеч отца переходит на сына, а с сына опять на отца. На жене и дочерях платьишки коротенькие: все поджимают под себя ноги, как гусыни… Где им сору взять? У них нет
    этого вот как у нас, чтоб в шкафах лежала по годам куча старого изношенного платья или
    набрался целый угол корок хлеба за зиму… У них и корка зря не валяется: наделают
    сухариков да с пивом и выпьют”. При внешней разболтанности Захар, однако, довольно собран. Извечная привычка слуг старого века не дает ему разбазаривать барское добро —
    когда земляк Обломова, жулик Тарантьев просит Илью Ильича дать ему на время фрак,
    Захар немедленно отказывает: пока не будут возвращены рубашка и жилет, ничего больше
    Тарантьев не получит. И Обломов теряется перед его твердостью.
    Захар не лишен и недостатков. Гончаров видит его как “рыцаря со страхом и упреком”, который “принадлежал двум эпохам, и обе положили на него печать свою. От одной перешла к нему по наследству безграничная преданность к дому Обломовых, а от другой, позднейшей, утонченность и развращение нравов”. И еще черта, характерная для смешения двух эпох, на которые указал Гончаров: “Захар умер бы вместо барина, считая это своим неизбежным и природным долгом, и даже не считая ничем, а просто бросился бы на смерть, точно так же, как собака, которая при встрече со зверем в лесу бросается на него, не рассуждая, отчего должна броситься она, а не ее господин. Но зато, если б понадобилось, например, просидеть всю ночь подле постели барина, не смыкая глаз, и от этого бы зависело здоровье или даже жизнь барина, Захар непременно бы заснул”. С годами все больше и отчетливее вырисовывается нерасторжимая связь между Ильей Ильичом и Захаром — последними представителями Обломовки, являющейся лишь
    прекрасным сном. Они каждый по-своему свято хранят в душе те “преданья старины
    глубокой”, что сформировали их жизни, характеры и взаимоотношения. Они давно
    знали друг друга и давно жили вдвоем. Захар нянчил маленького Обломова на руках, а
    Обломов помнит его “молодым, проворным, прожорливым и лукавым парнем”. “Как Илья
    Ильич не умел ни встать, ни лечь спать, ни быть причесанным и обутым, ни отобедать без
    помощи Захара, так Захар не умел представить себе другого барина, кроме Ильи Ильича, другого существования, как одевать, кормить его, грубить ему, лукавить, лгать и в
    то же время внутренне благоговеть перед ним”. Даже когда Захар женится в середине романа на Анисье, кухарке Обломова, значительно более ловкой, умелой и чистоплотной, он старается по возможности не допускать ее к Илье Ильичу, выполняя сам привычные работы, без которых не мыслит жизни.
    После смерти Обломова порвалась связь между Захаром и Обломовым, и жизнь его
    превратилась в ненужное и горькое прозябание. Конец Захара не просто трагичен,
    он страшен. Как метко сказал Некрасов в поэме “Кому на Руси жить хорошо”:
    Порвалась цепь великая…
    Одним концом по барину,
    Другим — по мужику!..

  5. В романе И. А. Гончарова “Обломов” обнажается сложная взаимосвязь рабства и барства; идет повествование о двух противоположных типах людей, отличающихся понятиями о мире: для одного мир — отвлеченный, идеальный, для другого — материальный и практический. Эти два типа автор описал в Обломове и Захаре.
    Обломов образован, не глуп, но ему лень что-либо сделать для решения той или иной проблемы. Целыми днями он только лежит и думает. Иногда он как будто бы решается что-то предпринять, но редко доводит свои порывы до конца. Для него нет ничего лучше, чем спокойно лежать и ничего не делать. Даже его деревней управляет доверенное лицо. Для него препятствием к делу становится обычное одевание, потому что он не хочет расставаться с любимым халатом. Обломов пытается разобраться в себе, понять, отчего он такой, и вспоминает свое детство, материнскую ласку, заботу. Маленькому Илюше не разрешалось быть самостоятельным: самому одеваться, умываться. Для этого существовало огромное количество нянек и слуг. Привыкший к подобному опекунству, Обломов, повзрослев, не может обойтись без помощи слуги. Сформировался характер “вечного ребенка”, мечтательного, прекраснодушного, но совершенно не приспособленного к практической жизни.
    Захар — слуга Ильи Ильича Обломова. Гончаров определяет своего персонажа как рыцаря “со страхом и с упреком”, который “принадлежал двум эпохам, и обе положили на него печать свою. От одной перешла к нему по наследству безграничная преданность к дому Обломовых, а от другой, позднейшей, утонченность и развращение нравов”. Захар любит выпить с приятелями, посплетничать на дворе с другими слугами, порой приукрашивая своего барина, порой же выставляя его таким, каким Обломов никогда не был. Захар — вечный дядька, для которого Обломов остается малым, неразумным ребенком едва ли не на всю жизнь. Он безоговорочно верен не только своему барину, но и всему его роду, поскольку так заведено испокон веку: есть господа и есть их слуги. При этом Захар может и ворчать на хозяина, и даже пререкаться с ним, и настоять на своем. Так, извечная привычка слуг старого века не дает ему разбазаривать барское добро. Когда земляк Обломова, жулик Тарантьев, просит Илью Ильича дать ему на время фрак, Захар немедленно отказывает: пока не будут возвращенье рубашка и жилет, ничего больше Тарантьев не получит. И Обломов теряется перед его твердостью.
    Можно сказать, что Илья Ильич полностью зависит от Захара, становится рабом своего крепостного, и трудно решить, кто из них более подчиняется власти другого. По крайней мере, чего Захар не захочет, того Илья Ильич не может заставить его сделать, а чего захочет Захар, то сделает и против воли барина, и барин покорится. Потому слуга Захар в известном смысле “барин” над своим господином: полная зависимость от него Обломова дает возможность и Захару спокойно спать на своей лежанке. Идеал существования Ильи Ильича — “праздность и покой” — является в такой же мере вожделенной мечтой и Захара. Гончаров показывает, что характер и миропонимание и хозяина, и слуги сформировались под влиянием многовековой практики узаконенного барства и рабства. В романе мы не найдем гневных обличений крепостного права, но проблематика произведения связана с анализом того, как именно оно влияет на человека и что из этого получается.
    Беру!

  6. Сочинение: Обломов и Захар в романе И.А. Гончарова “Обломов”
    Обломов и Захар в романе И.А. Гончарова
    “Обломов”

    В
    1858 году И.А. Гончаров завершил свою работу над романом “Обломов” и
    опубликовал его в первых четырех номерах журнала “Отечественные записки”. Я бы
    хотела рассказать о главном герое этого романа Обломове и его слуге Захаре.
    Илья
    Ильич Обломов — человек “лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста,
    приятной наружности. Цвет лица у него не был ни румяный, ни смуглый, ни
    бледный, а безразличный… может быть, потому, что Обломов как-то обрюзг не по
    летам… Вообще же его тело, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи,
    маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины”. На
    главном герое был надет халат из персидской материи, весьма поместительный, так
    что Обломов мог завернуться в него дважды. “Лежанье у Ильи Ильича не было ни
    необходимостью, как у больного человека или как у человека, который хочет
    спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя:
    это было его нормальным состоянием”.
    Комната,
    где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Но
    приглядевшись получше, можно было понять, что вся эта обстановка — всего лишь
    желание соблюсти видимость неизбежных приличий.
    Во
    всех комнатах царил жуткий беспорядок. На стенах, с картин узорами свисала
    паутина. На зеркалах был такой слой пыли, что на них можно было писать. Редкое
    утро на столе не стояла не убранная со вчерашнего ужина тарелка, а на столе не
    валялись хлебные крошки.
    Теперь
    я бы хотела поговорить о человеческих качествах главного героя. Обломов
    образован, не глуп, но ему лень что-либо сделать для решения той или иной
    проблемы. Целыми днями он только лежит и думает. Иногда он как будто бы
    решается что-то предпринять, но редко доводит свои порывы до конца. Для него
    нет ничего лучше, чем спокойно лежать и ничего не делать. Даже его деревней
    управляет доверенное лицо. Для него препятствием к делу становится обычное
    одевание, потому что он не хочет расставаться с любимым халатом. Обломов
    пытается разобраться в себе, понять, отчего он такой, и вспоминает свое
    детство, материнскую ласку, заботу. Маленькому Илюше не разрешалось быть
    самостоятельным: самому одеваться, умываться. Для этого существовало огромное
    количество нянек и слуг. Привыкший к подобному опекунству, Обломов, повзрослев,
    не может обойтись без помощи слуги. Верным другом и слугой у Ильи Ильича был и
    остается Захар, которого он знал, когда еще был ребенком.
    Захару
    было за пятьдесят лет. Он носил серый поношенный сюртук с золотыми ливреями,
    никогда не снимая эту одежду, она напоминала ему его молодость, годы,
    проведенные в Обло-мовке. Его лицо украшали широкие, густые бакенбарды. Захар
    предан своему барину, однако редкий день не солжет ему хоть в чем-нибудь. Слуга
    старого времени удерживал хозяина от расточительства, а Захар сам любит выпить
    с друзьями за барский счет. Сверх того он еще и сплетник. Захар жалуется всем,
    что житья ему нет, что такого дурного барина еще и не видели: и капризен он, и
    скуп, и сердит. Слуга Обломова, к тому же, очень неловок. У Ильи Ильича в
    кабинете переломаны почти все вещи — и все по милости Захара. А если Захар
    захочет навести порядок в доме, то убыткам не будет конца. Начнется ломка,
    падение разных вещей, битье посуды.
    Захар
    еще и ленив. В этом заключается важное сходство его с Обломовым. Они друг друга
    взаимодополняют. Захар нянчил маленького Илью на руках, а тот помнит Захара
    “молодым, проворным, прожорливым и лукавым парнем”. Они знают друг друга уже
    много лет. Но есть и существенное различие в их характерах. Захар может прожить
    без Обломова, а Обломов без Захара — нет. Потому что он абсолютно беспомощен,
    он ничего не может делать сам, без чей-либо помощи. И в данной ситуации трудно
    сказать, кто барин, а кто слуга.
    Захар
    и Илья Ильич Обломов — порождение “обломовщины”, болезнь своего времени, где
    апатия и лень убивают в человеке все лучшее, что дано ему природой.
    Список литературы
    Для
    подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/

  7. Обломов и
    Захар в романе И.А. Гончарова “Обломов”

    В 1858 году
    И.А. Гончаров завершил свою работу над романом “Обломов” и опубликовал его в
    первых четырех номерах журнала “Отечественные записки”. Я бы хотела рассказать
    о главном герое этого романа Обломове и его слуге Захаре.
    Илья Ильич
    Обломов — человек “лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной
    наружности. Цвет лица у него не был ни румяный, ни смуглый, ни бледный, а
    безразличный… может быть, потому, что Обломов как-то обрюзг не по летам…
    Вообще же его тело, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких
    пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины”. На главном
    герое был надет халат из персидской материи, весьма поместительный, так что
    Обломов мог завернуться в него дважды. “Лежанье у Ильи Ильича не было ни
    необходимостью, как у больного человека или как у человека, который хочет
    спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя:
    это было его нормальным состоянием”.
    Комната, где
    лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Но
    приглядевшись получше, можно было понять, что вся эта обстановка — всего лишь
    желание соблюсти видимость неизбежных приличий.
    Во всех
    комнатах царил жуткий беспорядок. На стенах, с картин узорами свисала паутина.
    На зеркалах был такой слой пыли, что на них можно было писать. Редкое утро на
    столе не стояла не убранная со вчерашнего ужина тарелка, а на столе не валялись
    хлебные крошки.
    Теперь я бы
    хотела поговорить о человеческих качествах главного героя. Обломов образован,
    не глуп, но ему лень что-либо сделать для решения той или иной проблемы. Целыми
    днями он только лежит и думает. Иногда он как будто бы решается что-то предпринять,
    но редко доводит свои порывы до конца. Для него нет ничего лучше, чем спокойно
    лежать и ничего не делать. Даже его деревней управляет доверенное лицо. Для
    него препятствием к делу становится обычное одевание, потому что он не хочет
    расставаться с любимым халатом. Обломов пытается разобраться в себе, понять,
    отчего он такой, и вспоминает свое детство, материнскую ласку, заботу.
    Маленькому Илюше не разрешалось быть самостоятельным: самому одеваться,
    умываться. Для этого существовало огромное количество нянек и слуг. Привыкший к
    подобному опекунству, Обломов, повзрослев, не может обойтись без помощи слуги.
    Верным другом и слугой у Ильи Ильича был и остается Захар, которого он знал,
    когда еще был ребенком.
    Захару было за
    пятьдесят лет. Он носил серый поношенный сюртук с золотыми ливреями, никогда не
    снимая эту одежду, она напоминала ему его молодость, годы, проведенные в
    Обло-мовке. Его лицо украшали широкие, густые бакенбарды. Захар предан своему
    барину, однако редкий день не солжет ему хоть в чем-нибудь. Слуга старого
    времени удерживал хозяина от расточительства, а Захар сам любит выпить с
    друзьями за барский счет. Сверх того он еще и сплетник. Захар жалуется всем,
    что житья ему нет, что такого дурного барина еще и не видели: и капризен он, и
    скуп, и сердит. Слуга Обломова, к тому же, очень неловок. У Ильи Ильича в
    кабинете переломаны почти все вещи — и все по милости Захара. А если Захар
    захочет навести порядок в доме, то убыткам не будет конца. Начнется ломка,
    падение разных вещей, битье посуды.
    Захар еще и
    ленив. В этом заключается важное сходство его с Обломовым. Они друг друга
    взаимодополняют. Захар нянчил маленького Илью на руках, а тот помнит Захара
    “молодым, проворным, прожорливым и лукавым парнем”. Они знают друг друга уже
    много лет. Но есть и существенное различие в их характерах. Захар может прожить
    без Обломова, а Обломов без Захара — нет. Потому что он абсолютно беспомощен,
    он ничего не может делать сам, без чей-либо помощи. И в данной ситуации трудно
    сказать, кто барин, а кто слуга.
    Захар и Илья
    Ильич Обломов — порождение “обломовщины”, болезнь своего времени, где апатия и
    лень убивают в человеке все лучшее, что дано ему природой.

    Список
    литературы

    Для подготовки
    данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/

  8. Захар с самого детства Ильи Ильича прислуживал ему, всегда был рядом, помогал и поддерживал своего барина. И пребывающим в рабстве считается Захар, но так ли это на самом деле?
    Я думаю ответить на этот вопрос можно воспользовавшись для примера тем случаем, когда Захар сказал Обломову “другие”. Очень хорошо показана реакция Обломова на эти слова Захара: “Обломов долго не мог успокоиться: он ложился, вставал, ходил по комнате и опять ложился. Он в низведении себя Захаром до степени других видел нарушение прав своих на исключительное предпочтение Захаром особы барина всем и каждому… наконец, сознательно ли оскорбил его Захар, то есть убежден ли он был, что Илья Ильич все равно что “другой”, или так это сорвалось у него с языка, без участия головы”. Обломов просто не мог поверить, что он, Илья Ильич, для Захара то же самое, что другой. Неужели Захар видит что-то общее между своим барином и “другими”? Это просто возмутительно. Обломов боялся потерять Захара, или сам боялся потеряться? “Я ни разу не натянул себе чулок на ноги!.. не ты ли с самого детства ходил за мной? Ты все это знаешь, видел, что я воспитан нежно”, что я ни холода, ни голода никогда не терпел, нужды не знал, хлеба себе не зарабатывал и вообще черным делом не занимался”. Без Захара он как без рук, я бы даже сказала, как без воздуха. Илья Ильич лишний раз рукой не шевельнет, ему лишь бы где поспать, можно и на приеме, да поесть, можно и посреди ночи. Обломов ни на день не расставался со своим верным слугой, или все-таки господином? Да, привилегий у Ильи Ильича больше – приказывает, отчитывает и ругает Захара, но средства для жизни он получает от Захара – еду, питье, одежду, за советом, если нет Штольца, идет к Захару. Но Обломов никогда бы не признал, что зависит от Захара. Также очень повезло “господину” со “слугой”, то есть Обломову с Захаром. Захар настолько предан ему, так заботился об Обломове всю жизнь. Захар не хотел уезжать от могилки своего барина. “Этакого барина отнял господь! На радость людям жил, жить бы ему сто лет”. Можно с уверенностью сказать, что Захар любил своего барина, души в нем не чаял. “Жил на радость людям”, каким людям, какая радость? Агафье Матвеевне, которая все время на него работала: варила, консервировала, вязала, штопала, убирала, с братом своим воевала? Она считала это счастьем, по крайней мере говорила, что это счастье. Счастье было Захару ходить за ним. Но не было бы Обломова, был бы другой, которого Захар бы так же любил. А Ольга и Штольц все время с ним мучились – сходи туда, сделай то. Значит так мог сказать только любящий человек.
    Кто любит, тот в плену, но и любимый в рабстве. Без этой любви он погибнет, а так она греет и поддерживает жизнь в пленении и все-таки плененный в этих отношениях Обломов.

  9. В 1858 году И.А. Гончаров завершил свою работу над романом “Обломов” и опубликовал его в первых четырех номерах журнала “Отечественные записки”. Я бы хотела рассказать о главном герое этого романа Обломове и его слуге Захаре.
    Илья Ильич Обломов — человек “лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности. Цвет лица у него не был ни румяный, ни смуглый, ни бледный, а безразличный… может быть, потому, что Обломов как-то обрюзг не по летам… Вообще же его тело, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины”. На главном герое был надет халат из персидской материи, весьма поместительный, так что Обломов мог завернуться в него дважды. “Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного человека или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием”. Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Но приглядевшись получше, можно было понять, что вся эта обстановка — всего лишь желание соблюсти видимость неизбежных приличий. Во всех комнатах царил жуткий беспорядок. На стенах, с картин узорами свисала паутина. На зеркалах был такой слой пыли, что на них можно было писать. Редкое утро на столе не стояла не убранная со вчерашнего ужина тарелка, а на столе не валялись хлебные крошки.
    Теперь я бы хотела поговорить о человеческих качествах главного героя. Обломов образован, не глуп, но ему лень что-либо сделать для решения той или иной проблемы. Целыми днями он только лежит и думает. Иногда он как будто бы решается что-то предпринять, но редко доводит свои порывы до конца. Для него нет ничего лучше, чем спокойно лежать и ничего не делать. Даже его деревней управляет доверенное лицо. Для него препятствием к делу становится обычное одевание, потому что он не хочет расставаться с любимым халатом. Обломов пытается разобраться в себе, понять, отчего он такой, и вспоминает свое детство, материнскую ласку, заботу. Маленькому Илюше не разрешалось быть самостоятельным: самому одеваться, умываться. Для этого существовало огромное количество нянек и слуг. Привыкший к подобному опекунству, Обломов, повзрослев, не может обойтись без помощи слуги. Верным другом и слугой у Ильи Ильича был и остается Захар, которого он знал, когда еще был ребенком. Захару было за пятьдесят лет. Он носил серый поношенный сюртук с золотыми ливреями, никогда не снимая эту одежду, она напоминала ему его молодость, годы, проведенные в Обло-мовке. Его лицо украшали широкие, густые бакенбарды. Захар предан своему барину, однако редкий день не солжет ему хоть в чем-нибудь. Слуга старого времени удерживал хозяина от расточительства, а Захар сам любит выпить с друзьями за барский счет. Сверх того он еще и сплетник. Захар жалуется всем, что житья ему нет, что такого дурного барина еще и не видели: и капризен он, и скуп, и сердит. Слуга Обломова, к тому же, очень неловок. У Ильи Ильича в кабинете переломаны почти все вещи — и все по милости Захара. А если Захар захочет навести порядок в доме, то убыткам не будет конца. Начнется ломка, падение разных вещей, битье посуды. Захар еще и ленив. В этом заключается важное сходство его с Обломовым. Они друг друга взаимодополняют. Захар нянчил маленького Илью на руках, а тот помнит Захара “молодым, проворным, прожорливым и лукавым парнем”. Они знают друг друга уже много лет. Но есть и существенное различие в их характерах. Захар может прожить без Обломова, а Обломов без Захара — нет. Потому что он абсолютно беспомощен, он ничего не может делать сам, без чей-либо помощи. И в данной ситуации трудно сказать, кто барин, а кто слуга.
    Захар и Илья Ильич Обломов — порождения “обломовщины”, болезнь своего времени, где апатия и лень убивают в человеке все лучшее, что дано ему природой.

  10. “Обломов” — вершина творчества И.А.Гончарова. Роман был опубликован в 1859 году, но до сих пор не стихают споры критиков вокруг характера главного героя. В Обломове переплетаются и привлекательные, и отталкивающие черты. С одной стороны, это мягкий, добрый, великодушный человек. С другой, — ленивый барин, не приспособленный к жизни, не имеющий целей и интересов.
    Захар – своеобразный двойник главного героя, кривое зеркало Обломова. Образ Захара выполняет в романе важную идейно-композиционную роль. Слуга не только “отражает” худшее в Обломове, но и определенным образом влияет на процесс нравственного и физического угасания Ильи Ильича.
    Захар – крепостной Обломовых. Во время действия романа слуга – пожилой человек, которому за пятьдесят лет. В молодости служил лакеем в барском доме в Обломовке, потом был произведен в дядьки к Илье Ильичу, позднее, в Петербурге, стал его камердинером. Леность дана Захару от природы. Он родился и вырос в благословенном уголке, где “все тихо и сонно”. Крестьяне в Обломовке жили счастливой жизнью, ибо думали: нельзя иначе как-нибудь пахать, сеять, жать, продавать. Они были уверены, “что и все другие живут точно так же и что иначе — грех”. Лакейская служба развила в Захаре леность, полученную от природы, до крайних пределов. В молодости он был “проворным, прожорливым и лукавым парнем”. Когда Захар стал лакеем, его обязанностью стало провожать господ в церковь и гости. В остальное время слуга дремал в прихожей, сплетничал на кухне, целыми часами стоял у ворот. После того, как он был произведен в дядьки к маленькому Обломову, Захар стал считать себя аристократической принадлежностью барского дома. Он одевал утром и раздевал вечером барчонка, а остальное время не делал ничего.
    Захар очень неловок. Все из его рук падает, все в его руках ломается: “Иная вещь… стоит года три, четыре на месте – ничего; чуть он возьмет ее, смотришь — сломалось”. Обломов вообще ничего не делает, Захар, в принципе, тоже: он создает только видимость деятельности. Его неловкость – отражение той же неприспособленности к жизни, какая существует у Ильи Ильича.
    Одежда – важная деталь в образе Захара, так же, как и в образе Обломова. Одежда меняется, но не претерпевают изменений ее носители. В Обломовке Захар носит ливрею – форменную одежду лакеев, расшитую тесьмой. В Петербурге на Гороховой ливрею заменяет серый сюртук с медными пуговицами, в котором еще заметны атрибуты форменной одежды слуги, а в доме Пшеницыной Захар будет носить непонятного вида одежду. Ливрея, сюртук, куртка, полинявшая шинель без одной полы словно повторяют костюмы Обломова: халат – сюртук – халат. Удобный халат – символ барства Обломова, это “цепи” для ума, души. Возвращение к халату – путь к деградации личности. У Захара предметы одежды тоже символичны. Ливрея свидетельствует о привязанности к хозяину, раскрывает его рабскую натуру. После смерти Обломова Захар носит шинель без одной полы. Он как будто потерял свою вторую половину – любимого барина, он как вещь, которая лишилась хозяина. Захар всегда желал быть чьей-то принадлежностью. Это обеспечивало ему кров и кусок хлеба. Таким образом, д етали одежды раскрывают паразитизм существования барина и его слуги.
    Главной деталью портрета Захара являются бакенбарды, необъятно широкие и густые, с проседью, “из которых каждой бы хватило на три бороды”. Они, как сюртук и ливрея, напоминают о былом величии господского дома. Захар дорожит своими бакенбардами, аристократическим украшением многих слуг, которых он видел в детстве.
    Захар женился в пятьдесят пять лет. Его избранницей стала Анисья, “живая, проворная баба”. Анисья обладала всеми теми качествами, которых не было у Захара: проворностью, легкостью, гибкостью. На фоне Анисьи ярче выделяется беспомощность Захара. Точно так Ольга Ильинская своей живостью оттеняла худшие черты Обломова. Анисья была умнее мужа, Захар не мог ей этого простить и стремился унизить или обидеть ее. Несмотря на враждебное отношения Захара, Анисья становится его спасительницей. Она сглаживает конфликты между барином и слугой. После смерти Обломова Захар полностью переходит на попечение Анисьи. Без нее он становится беспомощным: “когда Анисья была жива, так я не шатался, был кусок и хлеба, а как она померла в холеру… братец барынин не захотели меня держать, звали дармоедом”. Семейная жизнь Захара представляет неизбежный будничный финал романтической любви Обломова. Ольга Ильинская не захотела принять Обломова таким, каков он есть, не захотела стать нянькой для него; как Анисья для Захара.
    С одной стороны, Захар безгранично предан барину, а с другой, — под влиянием жизни в городе он научился лгать и грубить Обломову, пил с приятелями за его счет, обворовывал Илью Ильича, сплетничал о нем. Такой образ жизни в другом варианте, на другом уровне вынужден был бы вести Илья Ильич в “высшем свете”. В этом отношении Захар – нравственный антипод Обломова. У Ильи Ильича есть ум, хорошие задатки, он восстает против светской суеты, любит одиночество. Захар же – темный, крепостной мужик, долгие годы рабства развратили его, в нем нет достойных черт.
    Этот герой не способен понять чувства барина. Для него Обломов тоже своего рода собственность. Он ревнует его к Ольге Ильинской. Так, накануне приезда девушки Обломов просит Захара уйти из дома, но он глухо отнекивается, отговаривается, лениво глядит в окно. Своей грубостью, приземленностью Захар разрушает в воображении Обломова поэтический идеал свадьбы и семейного счастья. Краски в романтических мечтаниях Обломова становятся другими. Он ясно увидел вдруг, что “тут же, в толпе, был грубый, неопрятный Захар и вся дворня Ильинских, ряд карет, чужие, холодно-любопытные лица… мерещилось все такое скучное, страшное…” Захар никогда не меняет своих привычек, не выходит за круг своих обязанностей. Именно Захар препятствует попыткам барина выйти из состояния обломовщины. На сообщение Обломова о намерении поехать за границу Захар иронически замечает: “А кто там сапоги-то с вас станет снимать? Да вы там пропадете без меня!”
    Несмотря на постоянные ссоры слуги и барина, они не могут обходиться один без другого. Без помощи Захара Илья Ильич “не умел ни встать, ни лечь спать, ни быть причесанным и обутым, ни отобедать”. Захар же “не умел представить себе другого барина, кроме Ильи Ильича, другого существования, как одевать, кормить его, грубить ему, лукавить, лгать и в то же время внутренне благоговеть перед ним”.
    Захар – зеркальное отражение Обломова, между ними существует глубинное сходство. Захар воплощает одну из худших черт хозяина – барство, праздность. После смерти Обломова завершается и судьба Захара. Он не может жить в иных домах, не может служить в других местах. Автор показывает, как крепостнические порядки духовно опустошают человека, лишают его цели в жизни. Обломов не нашел своего пути, ничего не сделал, чтобы сохранить свои лучшие качества. Н.А.Добролюбов писал об Обломове: “Он раб своего крепостного Захара, и трудно решить, который из них более подчиняется власти другого”.

  11. В романе И.А. Гончарова “Обломов” обнажается сложная взаимосвязь рабства и барства: идет повествование о двух противоположных типах людей, отличающихся понятиями о мире: для одного — мир отвлеченный, идеальный, для другого — материальный и практический. Эти два типа Гончаров описал в Захаре и Обломове.
    Захар — слуга Ильи Ильича Обломова. Это человек старой закалки, с трудом вживающийся в новые жизненные условия. Захар — вечный дядька, для которого Обломов остается малым, неразумным ребенком едва ли не на всю жизнь. Он верен не только своему барину, но и всему его роду.
    При внешней разболтанности Захар, однако, довольно собран. Извечная привычка слуг старого века не дает ему разбазаривать барское добро — когда земляк Обломова, жулик Тарантьев, просит Илью Ильича дать ему на время фрак, Захар немедленно отказывает: пока не будут возвращены рубашка и жилет, ничего больше Тарантьев не получит. Обломов теряется перед его твердостью. Захар не лишен недостатков. Гончаров определяет своего персонажа как “рыцаря со страхом и упреком”, который “принадлежал двум эпохам, и обе положили на него печать свою. От одной перешла к нему по наследству безграничная преданность к дому Обломовых, а от другой, позднейшей, утонченность и развращение нравов”. Захар любит выпить с приятелями, посплетничать на дворе с другими слугами, порой приукрашивая своего барина, порой же выставляя его таким, каким Обломов никогда не был. Захар очень верен своему барину: он отдал бы жизнь за Обломова, считая это своим долгом. Захар не показывал не только подобострастия к барину, но даже был грубоват, фамильярен в обхождении с ним, сердился на него не шутя, за всякую мелочь.
    Илья Ильич Обломов — главный герой романа, молодой человек “лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица… мягкость… была господствующим и основным выражением не лица только, а всей души; а душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, руки”. Таким мы видим Обломова в начале романа, в Петербурге, на Гороховой улице, где он живет со своим слугой Захаром.
    В Обломовке ребенок рос медленно и вяло. Ищущие проявления силы обращались внутрь и никли, увядая. Понятно, какое действие производится таким положением ребенка на все его нравственное и умственное образование. Когда Обломов вырастает, он становится апатичным и бесхарактерным, полностью зависит от Захара, становится рабом своего крепостного, и трудно решить, который из них более подчиняется власти другого. По крайней мере — чего Захар не захочет, того Илья Ильич не может заставить его сделать, а чего хочет Захар, то сделает и против воли барина, и барин покорится. Но потому и слуга Захар в известном смысле “барин” над своим господином: полная зависимость от него Обломова дает возможность и Захару спокойно спать на своей лежанке. Идеал существования Ильи Ильича — “праздность и покой” — является в такой же мере вожделенной мечтою и Захара.
    Оба они, господин и слуга, — дети Обломовки. Илья Ильич зная такое достоинство Захара, как преданность, привык к ней, сносил терпеливо бесчисленные мелкие недостатки Захара.
    Они давно знают друг друга и давно живут вдвоем. Обломов и Захар не могут жить друг без друга, спать; с годами все больше и отчетливее между ними вырисовывается нерасторжимая связь. Два последних представителя Обломовки по-своему свято хранят в душе те “преданья старины глубокой”, что сформировали их жизни, характеры и взаимоотношения.

  12. В романе И. А. Гончарова “Обломов” парадоксальным двойником главного героя выступает его старинный и преданный крепостной слуга Захар, хранящий верность фамильным портретам, преданиям о старинном быте и важности дома Обломовых.
    При первом знакомстве мы встречаемся с пожилым человеком, которому за пятьдесят. В молодости он служил лакеем в барском доме в Обломовке, потом был произведен в дядьки к Илье Ильичу, а позднее, в Петербурге, стал его камердинером.
    От природы Захар был ленив. Он родился и вырос в благословенном уголке, где “все тихо и сонно”. Как и все крепостные Обломовых, он был тихого нрава, не подвержен сильным страстям, не стремился к отважным предприятиям, а представления о внешнем мире имел самые ограниченные. Все крестьяне в Обломовке жили такой же тихой счастливой жизнью, так как были убеждены, “что все другие живут точно так же и что иначе — грех”.
    Лакейская служба развила в Захаре полученную от природы леность до крайних пределов. Мы узнаем, что в молодости он был “проворным, прожорливым и лукавым парнем” (именно таким его помнит Обломов). Когда же он стал лакеем, его обязанностью было провожать господ в церковь и гости. Поначалу он изнывал от скуки, стремился убежать из прихожей, но барин Илья Иванович пресекал эти попытки. Все чаще и чаще Захар оставался дремать в прихожей, сплетничал в людской и на кухне или часами стоял у ворот. После того как он был произведен в дядьки к маленькому Илюше, и вовсе стал считать себя аристократической принадлежностью барского дома, предназначенной для полноты и блеска старинной фамилии. Он одевал утром и раздевал вечером барчонка, а остальное время не делал ничего.
    Захар получил воспитание и приобрел манеры в деревне, на просторе и вольном воздухе, где ничто не стесняло его движений, потому, попав в город, в стесненное пространство квартиры, он выглядит неуклюжим и чувствует себя неловко. Поэтому он старается не “изменить не только данного ему Богом образа, но и своего костюма, в котором ходил в деревне”,
    Писатель наделил Захара выразительной и комичной внешностью. Главной деталью его портрета являются “голый, как колено, череп” и “необъятно широкие” и густые с проседью бакенбарды, “из которых каждой хватило бы на три бороды”. Он дорожит своими бакенбардами, аристократическим украшением многих слуг, которых он видел в своем детстве. Бакенбарды напоминают Захару о его прежней службе и былом величии дома Обломовых, они же запечатлевают и трагические изменения в его судьбе: “…бакенбарды были по-прежнему большие, но смятые и перепутанные, как войлок, в каждой точно положено было по кому снега “. А вот одежда, несмотря на стремление “не изменить”, — самая динамичная деталь в образе Захара. Она обозначает все этапы его карьеры слуги. В Обломовке Захар носил ливрею — форменную одежду лакеев, расшитую мишурной тесьмой. В Петербурге на Гороховой он сменил ливрею на сюртук с медными пуговицами, а в доме Пшеницыной носит непонятного вида одежду. Ливрея, сюртук, куртка, полинявшая шинель без одной полы словно повторяют костюмы Обломова (халат, прекрасно сшитый сюртук и снова халат).
    Женился Захар в пятьдесят пять лет, “вследствие ли разрыва с кумой или так, по убеждению, что человек должен быть женат”. В жены взял “живую, проворную бабу” Анисью из петербургской обслуги. Анисья добровольно взяла на себя все обязанности по дому и бессознательно разделила судьбу мужа, неразрывно связанную с жизнью, домом и особой Ильи Ильича Обломова.
    Захар — зеркальное отражение Обломова. “Барин, кажется, думал: “Ну, брат, ты еще больше Обломов, нежели я сам”, а Захар чуть ли не подумал: “Врешь! Ты мастер говорить мудреные да жалкие слова, а до пыли и до паутины тебе и дела нет”. Захара вообще отличают постоянное брюзжание и строптивость, упрямство, неповоротливость, о которой уже говорилось, а также неряшливость, неопрятность и преклонение перед барством, но прежде всего — лень. Раз и навсегда определив для себя круг своих обязанностей, он старался никогда за него не переступать и “никакими средствами нельзя было заставить его внести новую постоянную статью в круг начертанных им занятий”. Свое желание отгородиться от новой, столичной жизни (которая несет с собой новые обязанности) и свою лень он силится обосновать даже философски. Вот отчего он уподоблен Обломову, “сращен с ним”.
    Захар и Обломов постоянно ссорятся. Конфликты возникают из-за нерадивости и лености Захара, и в такого рода стычках он, как правило, выходит победителем. Лишь только возникает необходимость что-то сделать по дому, Захар доказывает, что это повлечет громадную возню, хорошо зная, что сама мысль о каких-либо действиях в доме приводит Илью Ильича в ужас. Но Обломова выводит из себя не столько леность слуги, сколько его душевная грубость и нетактичность. За свою жизнь Захар не изменил не только своей внешности и привычек, не вышел за круг своих обязанностей, он не изменил также и своей внутренней сути, оставаясь равнодушным к чувствам и переживаниям барина.
    Несмотря на способность методически изводить один другого, Захар и Илья Ильич неразрывно связаны, просто немыслимы друг без друга. Без помощи Захара Обломов “не умел ни встать, ни лечь спать, ни быть причесанным и обутым, ни отобедать”. Захар же “не умел представить себе другого барина, кроме Ильи Ильича, другого существования, как одевать, кормить его, грубить ему, лукавить, лгать и в то же время внутренне благоговеть перед ним”. Он безгранично верен и предан своему барину и всему, что носит имя Обломова. Он, не задумываясь, сгорел бы или утонул за барина. И Обломовку он любил, ” как кошка свой чердак, лошадь — стойло, собака — конуру, в которой родилась и выросла”.
    Именно Захар — первая и последняя инстанция, препятствующая Обломову вырваться, выйти из круга обломовщины. Это он своей грубостью и приземленностью разрушил, пусть и невольно, в воображении Обломова поэтический идеал свадьбы с Ольгой. После слов Захара: “Стало быть, свадьба-то после Рождества будет? …Известно какая: ваша!.. Ведь вы женитесь? …Люди Ильинские еще летом сказывали… Разве я выдумал?” — краски в романтических мечтаниях Обломова становятся другими. Он ясно увидел вдруг, что “тут же, в толпе, был грубый, неопрятный Захар и вся дворня Ильинских, ряд карет, чужие, холодно-любопытные лица… мерещилось все такое скучное, страшное…” После смерти Ильи Ильича Обломова завершается и судьба Захара. Он не может жить в чужом доме, не может служить другому барину. Такие слуги, как Захар, не подходили новому времени и новым господам, которые не прощали слугам неловкости, неопрятности и грубости. Теперь требовались грамотные, проворные, ловкие и умелые лакеи, камердинеры, швейцары. Время Захаров прошло.
    В одном из откликов на роман Гончарова говорилось о том, что Захар и Обломов “выросли на одной и той же почве, пропитались одними и теми же соками”.
    Крепостнический уклад жизни сформировал и барина, и его слугу, лишил обоих уважения к труду, воспитал безделье и праздность. Захар действительно едва ли не “еще больше Обломов”, чем сам Илья Ильич. Ценность этого образа в том, что Захар представляет в романе всех крепостных Обломовки. Он — один из “трехсот Захаров”, и основная его функция состоит в типизации и дополнительной обрисовке образа центрального героя. Но при этом он интересен и колоритен и сам по себе. Не случайно ему посвящена в романе особая глава первой части, а критика называла его “целой поэмой” о прошлом России.

  13. В романе И.А. Гончарова “Обломов” обнажается сложная взаимосвязь рабства и барства: идет повествование о двух противоположных типах людей, отличающихся понятиями о мире: для одного – мир отвлеченный, идеальный, для другого – материальный и практический. Эти два типа Гончаров описал в Захаре и Обломове.
    Захар – слуга Ильи Ильича Обломова. Это человек старой закалки, с трудом вживающийся в новые жизненные условия. Захар – вечный дядька, для которого Обломов остается малым, неразумным ребенком едва ли не на всю жизнь. Он верен не только своему барину, но и всему его роду.
    При внешней разболтанности Захар, однако, довольно собран. Извечная привычка слуг старого века не дает ему разбазаривать барское добро – когда земляк Обломова, жулик Тарантьев, просит Илью Ильича дать ему на время фрак, Захар немедленно отказывает: пока не будут возвращены рубашка и жилет, ничего больше Тарантьев не получит. Обломов теряется перед его твердостью. Захар не лишен недостатков. Гончаров определяет своего персонажа как “рыцаря со страхом и упреком”, который “принадлежал двум эпохам, и обе положили на него печать свою. От одной перешла к нему по наследству безграничная преданность к дому Обломовых, а от другой, позднейшей, утонченность и развращение нравов”. Захар любит выпить с приятелями, посплетничать на дворе с другими слугами, порой приукрашивая своего барина, порой же выставляя его таким, каким Обломов никогда не был. Захар очень верен своему барину: он отдал бы жизнь за Обломова, считая это своим долгом. Захар не показывал не только подобострастия к барину, но даже был грубоват, фамильярен в обхождении с ним,
    сердился на него не шутя, за всякую мелочь.
    Илья Ильич Обломов – главный герой романа, молодой человек “лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием
    всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица… мягкость… была господствующим и основным выражением не лица только, а всей души; а душа так
    открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, руки”. Таким мы
    видим Обломова в начале романа, в Петербурге, на Гороховой улице, где он живет со своим слугой Захаром.
    В Обломовке ребенок рос медленно и вяло. Ищущие проявления силы обращались внутрь и никли, увядая. Понятно, какое действие производится таким положением ребенка на
    все его нравственное и умственное образование. Когда Обломов вырастает, он становится апатичным и бесхарактерным, полностью зависит от Захара, становится рабом своего крепостного, и трудно решить, который из них более подчиняется власти другого. По крайней мере – чего Захар не захочет, того Илья Ильич не может заставить его сделать, а чего хочет Захар, то сделает и против воли барина, и барин покорится. Но потому и слуга Захар в известном смысле “барин” над своим господином: полная зависимость от него Обломова дает возможность и Захару спокойно спать на своей лежанке. Идеал существования Ильи Ильича – “праздность и покой” – является в такой же мере
    вожделенной мечтою и Захара.
    Оба они, господин и слуга, – дети Обломовки. Илья Ильич зная такое достоинство Захара, как преданность, привык к ней, сносил терпеливо бесчисленные мелкие недостатки Захара.
    Они давно знают друг друга и давно живут вдвоем. Обломов и Захар не могут жить друг без друга, спать; с годами все больше и отчетливее между ними вырисовывается нерасторжимая связь. Два последних представителя Обломовки по-своему свято хранят в душе те “преданья старины глубокой”, что сформировали их жизни, характеры и
    взаимоотношения.
    В 1858 году И.А. Гончаров завершил свою работу над романом “Обломов” и опубликовал его в первых четырех номерах журнала “Отечественные записки”. Я бы хотела рассказать о главном герое этого романа Обломове и его слуге Захаре.
    Илья Ильич Обломов – человек “лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности. Цвет лица у него не был ни румяный, ни смуглый, ни бледный, а
    безразличный… может быть, потому, что Обломов как-то обрюзг не по летам… Вообще
    же его тело, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины”. На главном герое был надет
    халат из персидской материи, весьма поместительный, так что Обломов мог завернуться в него дважды. “Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного человека или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием”.
    Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Но
    приглядевшись получше, можно было понять, что вся эта обстановка – всего лишь желание соблюсти видимость неизбежных приличий.
    Во всех комнатах царил жуткий беспорядок. На стенах, с картин узорами свисала паутина. На зеркалах был такой слой пыли, что на них можно было писать. Редкое утро на столе не
    стояла не убранная со вчерашнего ужина тарелка, а на столе не валялись хлебные
    крошки.
    Теперь я бы хотела поговорить о человеческих качествах главного героя. Обломов образован, не глуп, но ему лень что-либо сделать для решения той или иной проблемы.
    Целыми днями он только лежит и думает. Иногда он как будто бы решается что-то
    предпринять, но редко доводит свои порывы до конца. Для него нет ничего лучше, чем
    спокойно лежать и ничего не делать. Даже его деревней управляет доверенное лицо. Для
    него препятствием к делу становится обычное одевание, потому что он не хочет
    расставаться с любимым халатом. Обломов пытается разобраться в себе, понять, отчего
    он такой, и вспоминает свое детство, материнскую ласку, заботу. Маленькому Илюше
    не разрешалось быть самостоятельным: самому одеваться, умываться. Для этого
    существовало огромное количество нянек и слуг. Привыкший к подобному опекунству,
    Обломов, повзрослев, не может обойтись без помощи слуги. Верным другом и слугой у Ильи Ильича был и остается Захар, которого он знал, когда еще был ребенком.
    Захару было за пятьдесят лет. Он носил серый поношенный сюртук с золотыми ливреями, никогда не снимая эту одежду, она напоминала ему его молодость, годы, проведенные в Обломовке. Его лицо украшали широкие, густые бакенбарды. Захар предан своему барину, однако редкий день не солжет ему хоть в чем-нибудь. Слуга старого времени удерживал хозяина от расточительства, а Захар сам любит выпить с друзьями за
    барский счет. Сверх того он еще и сплетник. Захар жалуется всем, что житья ему нет, что
    такого дурного барина еще и не видели: и капризен он, и скуп, и сердит. Слуга Обломова,
    к тому же, очень неловок. У Ильи Ильича в кабинете переломаны почти все вещи – и все по милости Захара. А если Захар захочет навести порядок в доме, то убыткам не будет
    конца. Начнется ломка, падение разных вещей, битье посуды.
    Захар еще и ленив. В этом заключается важное сходство его с Обломовым. Они друг друга
    взаимно дополняют. Захар нянчил маленького Илью на руках, а тот помнит Захара “молодым, проворным, прожорливым и лукавым парнем”. Они знают друг друга уже много лет. Но есть и существенное различие в их характерах. Захар может прожить без Обломова, а Обломов без Захара – нет. Потому что он абсолютно беспомощен, он ничего не может делать сам, без чей-либо помощи. И в данной ситуации трудно сказать, кто барин, а кто слуга.
    Захар и Илья Ильич Обломов – порождение “обломовщины”, болезнь своего времени, где апатия и лень убивают в человеке все лучшее, что дано ему природой.
    В романе “Обломов” И.А. Гончаров представил на суд читателей совершенно новые литературные образы, новую концепцию романа. Как известно, в жизни все взаимосвязано, это относится и к двум образам романа: Захару и Обломову.
    Захар связан с Обломовым неразрывными узами, его жизнь немыслима без доброго барина. Этот образ довольно значим в романе. Захар – слуга Ильи Ильича Обломова, крайне консервативен, носит такой же костюм, что носил в деревне – серый сюртук. “Дом Обломовых, был когда-то богат и знаменит в своей стороне, но потом, бог знает отчего, все беднел, мельчал и, наконец, незаметно потерялся между нестарыми дворянскими домами. Только поседевшие слуги дома хранили и передавали друг другу верную память о минувшем, дорожа ею, как святынею”. Захар представлял собой “пожилого человека, в сером сюртуке, с прорехою под мышкой… в сером же жилете, с медными пуговицами… и густыми, русыми с проседью бакенбардами, из которых каждой стало бы на три бороды”. Портрет Захара, изображающий смешную и нелепую внешность, дополняется и особым голосом: герой не говорит, а ворчит, как собака, или хрипит. Голос же, данный Богом, по словам Захара, “он потерял на охоте с собаками, когда ездил со старым барином и когда ему дунуло будто сильным ветром в горло”. Этому типу Гончаров посвятил специальный очерк, озаглавленный “Слуги старого века”, в котором вспоминает хорошо известных представителей этого сословия, людей старой закалки, с трудом вживающихся в новые жизненные условия.
    Литературная родословная Захара идет от пушкинского Савельича (“Капитанская дочка”).
    При всей разности характеров первого, развращенного жизнью в Петербурге и патологической ленью своего барина, и второго – вечного дядьки, для которого питомец остается малым, неразумным ребенком едва ли не на всю жизнь, сближает их одержимая верность не только своему барину, но и всему его роду. Верность Захара своему барину и всем давно забытым устоям родной Обломовки воплощена ярче всего в эпизоде, когда Обломов наставляет своего слугу привычным и самым действенным способом – прибегая к “жалким словам” и называя Захара “ядовитым человеком”. В минуту раздражения Захар позволил себе сравнить Обломова с другими, которые и с квартиры на квартиру легко переезжают, и за границу отправляются. Это вдохновляет Илью Ильича на грозную и гордую отповедь о невозможности сравнивать его, Обломова, с кем бы то ни было. И это пробирает Захара больше, нежели ругательства: он и сам чувствует, что
    переступил какую-то запретную границу, уподобив своего барина другим людям. Захар
    является пародией на своего барина. У него те же привычки, что и у хозяина, только
    доведенные до абсурда, показанные в смешном, комическом свете. С первых же страниц
    романа Захар не может не вызвать улыбки своей внешностью, своей ленью и неопрятностью. Он чем-то даже напоминает гоголевские типажи: Осипа – слугу
    Хлестакова, Селифана и Петрушку из “Мертвых душ”. Но Захар – лишь уродливое отражение образа жизни барина Ильи Ильича. Обломов упрекает Захара за неряшливость и день, за то, что он не убирает пыли и грязи. Захар возражает, что “чего ее убирать, если она снова наберется”. Полное равнодушие к пыли, сору, грязи отличает этого слугу от других слуг – персонажей отечественной литературы. Захар на этот счет составил
    собственную философию, не позволяющую бороться ни с грязью, ни с тараканами и
    клопами, раз они выдуманы самим Господом. Когда Обломов приводит своему слуге в
    пример живущее напротив семейство настройщика, Захар приводит в ответ следующие аргументы, в которых видна незаурядная наблюдательность: “А где немцы сору возьмут? Вы поглядите-ка, как они живут! Вся семья целую неделю кость гложет. Сюртук с плеч отца переходит на сына, а с сына опять на отца. На жене и дочерях платьишки коротенькие: все поджимают под себя ноги, как гусыни… Где им сору взять? У них нет
    этого вот как у нас, чтоб в шкафах лежала по годам куча старого изношенного платья или
    набрался целый угол корок хлеба за зиму… У них и корка зря не валяется: наделают
    сухариков да с пивом и выпьют”. При внешней разболтанности Захар, однако, довольно собран. Извечная привычка слуг старого века не дает ему разбазаривать барское добро –
    когда земляк Обломова, жулик Тарантьев просит Илью Ильича дать ему на время фрак,
    Захар немедленно отказывает: пока не будут возвращены рубашка и жилет, ничего больше
    Тарантьев не получит. И Обломов теряется перед его твердостью.
    Захар не лишен и недостатков. Гончаров видит его как “рыцаря со страхом и упреком”, который “принадлежал двум эпохам, и обе положили на него печать свою. От одной перешла к нему по наследству безграничная преданность к дому Обломовых, а от другой, позднейшей, утонченность и развращение нравов”. И еще черта, характерная для смешения двух эпох, на которые указал Гончаров: “Захар умер бы вместо барина, считая это своим неизбежным и природным долгом, и даже не считая ничем, а просто бросился бы на смерть, точно так же, как собака, которая при встрече со зверем в лесу бросается на него, не рассуждая, отчего должна броситься она, а не ее господин. Но зато, если б понадобилось, например, просидеть всю ночь подле постели барина, не смыкая глаз, и от этого бы зависело здоровье или даже жизнь барина, Захар непременно бы заснул”. С годами все больше и отчетливее вырисовывается нерасторжимая связь между Ильей Ильичом и Захаром – последними представителями Обломовки, являющейся лишь
    прекрасным сном. Они каждый по-своему свято хранят в душе те “преданья старины
    глубокой”, что сформировали их жизни, характеры и взаимоотношения. Они давно
    знали друг друга и давно жили вдвоем. Захар нянчил маленького Обломова на руках, а
    Обломов помнит его “молодым, проворным, прожорливым и лукавым парнем”. “Как Илья
    Ильич не умел ни встать, ни лечь спать, ни быть причесанным и обутым, ни отобедать без
    помощи Захара, так Захар не умел представить себе другого барина, кроме Ильи Ильича, другого существования, как одевать, кормить его, грубить ему, лукавить, лгать и в
    то же время внутренне благоговеть перед ним”. Даже когда Захар женится в середине романа на Анисье, кухарке Обломова, значительно более ловкой, умелой и чистоплотной, он старается по возможности не допускать ее к Илье Ильичу, выполняя сам привычные работы, без которых не мыслит жизни.
    После смерти Обломова порвалась связь между Захаром и Обломовым, и жизнь его
    превратилась в ненужное и горькое прозябание. Конец Захара не просто трагичен,
    он страшен. Как метко сказал Некрасов в поэме “Кому на Руси жить хорошо”:
    Порвалась цепь великая…
    Одним концом по барину,
    Другим – по мужику!..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *