Сочинение на тему зарубежная литература 8 класс

8 вариантов

  1. Мастером сюжетной лирической повести на историческую тему показал себя Н. М. Карамзин в «Наталье, боярской дочери», послужившей переходом от «Писем русского путешественника» и «Бедной Лизы» к «Истории государства Российского». В этой повести читателя встречает любовная история, перенесенная во времена Алексея Михайловича, воспринимаемые условно как «царство теней». Перед нами соединение «готического романа» с семейным преданием, основанным на любовном происшествии с неизбежным благополучным исходом, ? все совершается в идеальной стране, среди самых добродушных героев.
    Автор не жалеет развернутых сопоставлений, дабы показать миловидность героини, ее чарующее совершенство: «Никакая красавица не могла сравняться с Натальею. Наталья была всех прелестнее. Пусть читатель вообразит себе белизну итальянского мрамора и кавказского снега: он все еще не вообразит белизны лица ее ? и, представя себе цвет зефировой любовницы, все еще не будет иметь совершенного понятия об алости щек Натальиных».
    Рисуемые события отличались романтической остротой ? внезапная любовь, тайное венчание, бегство, поиски, возвращение, счастливая жизнь до гробовой доски… Перед нами скорее романтическая поэма, но повести Н. М. Карамзина вообще близки к стихам по ритму, действию, лексике. Однако в повести появилось и новое. Хотя исторические приметы довольно?таки условны, но они ? знак национальной самобытности, являющейся залогом подлинности искусства. Н. М. Карамзин сделал попытку воссоздать русский национальный характер, открывая историю как предмет художественного изображения. Действующий в повести боярин Матвей Андреев, богатый, умный, важный, великий хлебосол, судит?рядит, «кладя чистую руку на чистое сердце». И его ключевая фраза звучит как самохарактеристика: «сей прав по моей совести, сей виновен по моей совести…» Таким образом, дело решалось без замедления, и «виновный бежал в густые леса сокрыть стыд свой от человеков». Скобичевский А. М. иронизировал по поводу повести, писал, что все герои ее наивны, повествование имеет мало «точек соприкосновения с допетровской стариною». Вся литература была заполнена, особенно при обращении к истории, «ходульными олицетворениями различных страстей». Постижение времени ? предметно?определенного, вполне точного ? было делом будущего.
    Именно в этой повести Н. М. Карамзин обратился к человеку русскому во всех отношениях. Произведение начинается обращением к читателям, вспомним вступление: «Кто из нас не любит тех времен, когда русские были русскими, когда они в собственное свое платье наряжались, ходили своею походкою, жили по своему обычаю, говорили своим языком и по своему сердцу, т. е. говорили, как думали?»
    Автор даже позволяет себе слегка подтрунивать над собственным и совсем недавним пламенным европеизмом ? его героиня «имела все свойства благовоспитанной девушки, хотя русские не читали тогда ни Локка „О воспитании“, ни Руссова „Эмиля“».
    Собственно, «Наталья, боярская дочь» ? прощание с молодостью, с ее несбыточными мечтами и заблуждениями. Н. М. Карамзин разочаровался не в «древних камнях» Европы, а в том, что последовало за Великой французской революцией. Повесть была своеобразным карамзинским заявлением о том, что у нас «особенная стать». История в повести еще довольно условна и носит статичный характер; но муза Клио, еще не вполне выявив свой лик, властно звала к себе Н. М. Карамзина. До взаимной и счастливой любви на всю жизнь оставалось лишь несколько шагов. Скрыто?насмешливое упоминание кумира юности ? Ж. Ж. Руссо означало лишь, что искать мудрости следует не только в путях?хождениях за тридевять земель, но и у себя дома.
    «Наталья, боярская дочь» ? печать излюбленной мысли писателя о том, что прошлое только тогда не прошло, когда его любишь; таланту же русскому всего ближе прославлять русское, тем более что следует приучать сограждан к уважению всего собственного, родного. Если подходить с сегодняшними мерками, то история в повести еще только панорама – сценический задник для действующих лиц, щеголяющих в пестрых кафтанах времен Алексея Михайловича. Но все уже устами возлюбленных в «Наталье, боярской дочери» заговорила ? впервые! ? простодушная допетровская Русь, и автор почувствовал себя не подражателем Лоренса Стерна, а художником, питомцем землян отчич и дедич.
    2. Образы животных в баснях И. А. Крылова
    Басня ? это краткий рассказ, в котором имеется иносказательный смысл. Обычно одним из главных видов иносказания в басне является аллегория ? воплощение отвлеченной идеи в материальном образе. Как правило, основные действующие лица басни ? это условные басенные звери. Принято считать, что образы зверей аллегоричны.
    В баснях И. А. Крылова чаще действуют звери, чем люди. Животные присутствуют во всех типах басен И. А. Крылова: философских («Два голубя»), социальных («Волк и ягненок»), исторических («Волк на псарне»), бытовых («Свинья под дубом»). Принято считать, что образ каждого животного у баснописца ? это аллегория какой?либо черты характера, например, обезьяна, свинья ? аллегория невежества; осел ? глупости; кот ? хитрости; Петух, кукушка ? бездарности и т. д. Аллегоричность образов животных берет начало свое еще из басен Эзопа. Эзоп писал басни ради утверждения в обществе морали, и аллегория помогала ему высмеять какую?то определенную человеческую черту, дурную наклонность, она служила иллюстрацией морали. В баснях И. А. Крылова важна не только мораль как высшая категория поведения человека в обществе, во многом он последователь Лафонтена, живописного баснописца. Мы читаем басни И. А. Крылова не из?за морали, а из?за самого интересно и остроумно изложенного рассказа. Поэтому можно не согласиться с тем, что образ какого?либо животного у автора ? это только аллегория одного человеческого порока. В большинстве случаев образ животного у И. А. Крылова включает в себя совокупность некоторых качеств и свойств, которые составляют определенный человеческий характер.
    Например, образ лисы складывается не из одной только хитрости и лести, а из хитрости, лести, лживости одновременно. И в соответствии с наделенным характером она ведет себя в каждой конкретной бытовой ситуации. В басне «Крестьянин и Лисица» Лиса в конце поступает так, как и подобает лисе, не противореча своему характеру:
    Лисица стала и сытней,
    Лисица стала и жирней,
    Но все не сделалась честней…
    …Выбрав ночку потемней,
    У куманька всех кур передушила.
    Осел, один из наиболее часто встречающихся героев басен И. А. Крылова, тоже наделен человеческим характером. Он тупой, глупый, невежественный, упрямый. И действует в басне он всегда как осел. Поручил мужик ему сторожить огород, «осел, гоняя птиц со всех ослиных ног ‹…› такую поднял скачку, что в огороде все примял и потоптал». Зевс сделал его больше ростом. Но все равно осел остался ослом:
    Не минуло и году,
    Как все узнали, кто Осел:
    Осел мой тупостью в пословицу вошел,
    И на осле уж возят воду.
    Из народных сказок, пословиц в сознании русского человека складываются определенные образы многих животных, например, лисы, волка, зайца. И. А. Крылов использует это в своих баснях, в этом и заключается народность крыловских басен. Но, конечно, не все звери в его баснях представляют цельные характеры. Например, пчела ? это лишь обобщенная аллегория трудолюбия.
    Всякий зверь у И. А. Крылова еще олицетворяет собой представителя какой?либо социальной группы. Лев ? это всегда царь; Волк, Лиса, Медведь ? придворные вельможи, чиновники; Ягненок, Лягушка, Муравей ? «маленькие» люди, стоящие в самом низу социальной лестницы: мелкие чиновники, крестьяне. Часто человеческий характер, которым наделен зверь в басне И. А. Крылова, сливается с его социальными признаками, и тогда перед читателем возникают реальные, существующие в обществе социальные типы. Например, в басне «Воспитание Льва» за образом старого Льва мы видим типичный образ русского царя. Лев доверяет воспитывать своего Львенка представителю другого народа, иностранцу; он не может сам научить управлять государством собственного сына, потому что не знает, как это делать, не знает того, что в действительности творится у него в государстве. И в результате Львенок вырастает таким же, как и отец, чужим для своего народа, оторванным от национальной почвы.
    Часто в баснях И. А. Крылова за образами животных легко обнаружить конкретные исторические лица. Львенок из басни «Воспитание Льва» ? это Александр I; Волк из басни «Волк на псарне» ? это Наполеон. Можно сказать, что Волк ? это не аллегория, а скорее метафора, имеющая отношение к Наполеону.
    Художественное совершенство и реализм басен И. А. Крылова заключаются в широте обобщения, в типичности, в точности отбора факта, натолкнувшего баснописца на создание басни.
    Образы зверей у баснописца ? не просто аллегории одной человеческой черты; многие из них передают разнообразные черты человеческого характера, представляющего определенный сословный тип, и являются метафорой конкретного исторического лица. Крылов создает живые, типичные, реалистические характеры, обобщая и типизируя саму ситуацию, в которой они действуют. В этом заключаются реализм, новаторство и долговечность басен И. А. Крылова.
    3. История государства Российского в баснях И. А. Крылова (тема Отечественной войны 1812 г.)
    Великий русский баснописец Иван Андреевич Крылов многие свои басни написал по следам конкретных исторических событий. Горячий отклик нашла в его творчестве Отечественная война 1812 года. Несколько басен были посвящены ее важнейшим событиям. Сами участники войны высоко ценили творчество баснописца. Так, московский ополченец С. Н. Глинка отмечал: «В необычайный наш год и под пером баснописца нашего Крылова живые басни превращались в живую историю. Популярность басен И. А. Крылова в действующей армии подтверждал К. Н. Батюшков в письме к Н. И. Гнедичу: „Скажи Крылову, что ему стыдно лениться: и в армии его басни все читают наизусть. Я их часто слышал на биваках с новым удовольствием“.
    Крылов в аллегорической форме выразил свое отношение не только к событиям войны, но и к конкретным участникам этих событий. В его баснях современники узнавали Наполеона, Александра I, М. И. Кутузова. И. А. Крылов шаг за шагом следовал за русской армией. В его баснях все без труда узнавали события и действующих лиц.
    Когда Наполеон перешел с войсками через Неман и вступил на русскую землю, Александр I послал Наполеону письмо, в котором говорилось: «Ежели вы согласны вывести свои войска из русских владений, то я оставлю без внимания все происшедшее, и соглашение между нами будет возможно. В противном случае я буду принужден отражать нападение, которое ничем не было возбуждено с моей стороны. Ваше величество еще имеете возможность избавить человечество от бедствий новой войны». Но Наполеон продолжал действовать. В басне «Кот и повар» современники сразу же узнали кота ? Наполеона, повара ? Александра I.
    А я бы повару иному
    Велел на стенке зарубить:
    Чтоб там речей не тратить по?пустому,
    Где нужно власть употребить…
    В начале войны, до назначения главнокомандующим М. И. Кутузова, среди военного командования бытовали разногласия и недоразумения. Басня «Раздел» была острой реакцией на эту трагическую для России ситуацию:
    В делах, которые гораздо поважней,
    Нередко от того погибель всем бывает,
    Что чем бы общую беду встречать дружней,
    Всяк споры затевает
    О выгоде своей.
    После Бородинского сражения М. И. Кутузов был вынужден принять непопулярное решение об оставлении Москвы неприятелю. И. А. Крылов оказал поддержку главнокомандующему, откликнувшись на отступление русских войск басней «Ворона и курица»:
    Когда Смоленский князь,
    Противу дерзости искусством вооружась,
    Вандалам новым сеть поставил
    И на погибель им Москву оставил…
    Самая популярная басня И. А. Крылова, связанная с событиями Отечественной войны, ? «Волк на псарне»:
    Волк ночью, думая залезть в овчарню,
    Попал на псарню
    Аллегория сразу понятна. Это не волк ошибся и залез не туда, а Наполеон очень просчитался, думая, что для него Москва будет легкой добычей, а попал в безвыходное положение:
    Мой волк сидит, прижавшись в угол задом.
    Зубами щелкая и ощетиня шерсть,
    Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть;
    Но, видя то, что тут не перед стадом
    И что приходит наконец
    Ему расчесться за овец, ?
    Пустился мой хитрец
    В переговоры…
    Эта басня была написана, когда стали известными попытки Наполеона вести переговоры с Россией. Волк тоже вступает в переговоры:
    Друзья! К чему весь этот шум?
    Я, вам старинный сват и кум,
    Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры,
    Забудем прошлое, уставим общий лад!
    А не только впредь не трону здешних стад,
    Но сам за них с другими грызться рад…
    Посол Наполеона Лористон уверял М. И. Кутузова: «Император, мой повелитель, имеет искреннее желание покончить этот раздор между двумя великими и великодушными народами и покончить его навсегда». Русский полководец ответил: «Я буду проклят потомством, если меня сочтут зачинщиком какого?либо соглашения, потому что таково теперешнее настроение моего народа». Так же ответил и ловчий в басне:
    Послушай?ка, сосед, ?
    Тут ловчий перервал ответ, ?
    Ты сер, а я, приятель, сед,
    И волчью вашу я давно натуру знаю:
    А потому обычай мой:
    С волками иначе не делать мировой,
    Как снявши шкуру с них долой.
    Эту басню И. А. Крылов послал М. И. Кутузову, и тот читал ее офицерам. Очевидцы рассказывали, что, когда речь дошла до слов «ты сер, а я, приятель, сед», великий полководец снял фуражку и показал седую голову.
    Когда баснописец умер, последовало высочайшее повеление воздвигнуть ему памятник. И. А. Крылову предстояло немедленно после кончины стать таким символом духовной силы, каким до него были признаны только три литератора: М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин и Н. М. Карамзин.
    Как писатель?реалист Крылов ? предшественник А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя. Его басни, впитавшие в себя народную мудрость, оказали большое влияние на развитие русского общественного самосознания.
    4. «История пугачевского бунта» и вымышленное повествование в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
    Исторический материал о Емельяне Пугачеве А. С. Пушкин собирал в течение долгого времени. Его волновал вопрос самого крупного в российской истории народного восстания. В романе «Капитанская дочка» на историческом материале проясняется судьба России и русского народа. Произведение отличается глубоким философско?историческим и нравственным содержанием.
    Главная сюжетная линия романа – это, конечно, восстание Емельяна Пугачева. Достаточно мирное течение авторского повествования в первых главах внезапно прерывается. Судьбу главных героев определяет уже не любовь и не воля родителей, а гораздо более страшная сила, имя которой «пугачевщина». Пугачевский бунт – самый страшный и широкий бунт в истории русского народа. А. С. Пушкин погружает нас в особую атмосферу, что царила тогда в нашей стране.
    Сначала образ мятежного народа возникает очень смутно – только из обрывков разговоров. Однако события развиваются достаточно стремительно. Очень скоро то, что было лишь догадками, намеками, отдаленными по времени событиями, возникает вдруг отчетливо и ясно при получении капитаном Мироновым письма о начале бунта.
    Народ в то смутное время волновался, роптал, но этот ропот не находил себе выхода. Как раз в этот период объявился Пугачев, выдававший себя за императора Петра III. Он оказался в нужном месте в нужное время. Будучи от природы наделен качествами лидера, Пугачев сумел повести за собой огромные массы народа.
    Пушкин очень живо описывает вступление Пугачева в город после взятия Белогорской крепости. Народ с хлебом?солью выходил навстречу Пугачеву, кланялся до земли, звонили колокола. Предводителя мятежников встречали как настоящего императора. Затем автор описывает сцену расправы с двумя старыми заслуженными офицерами и беззащитной Василисой Егоровной. Народ не осуждает это убийство. Хотя ни Мироновы, ни Иван Игнатович ни в чем не виноваты, хотя их знали, ценили и уважали многие, но никто не проявил к ним ни капли сочувствия или сострадания в последнюю минуту, никто не пожалел о них. О них забыли сразу, бросившись вслед за Пугачевым. Народ принял расправу над Мироновыми как законную и необходимую меру. Это событие с особенной силой подчеркивает жестокость и беспощадность восстания.
    Далее следует сцена попойки Пугачева с товарищами, при которой присутствует Гринев. В этой сцене автор утверждает очень важную мысль: среди мятежников существуют крепкие взаимоотношения, товарищество, их объединяют общая цель и уверенность в своих силах.
    Впоследствии Гринев снова станет свидетелем межличностных отношений мятежников, когда будет присутствовать на «совете», в котором принимали участие Пугачев, Белобородов и беглый каторжник Хлопуша. Пугачев здесь проявляет себя как решительный и принципиальный человек, защитник народа, Хлопуша – как умный, расчетливый и дальновидный политик, не лишенный своеобразных представлений о честности (он всегда «губил супротивника» лишь в открытом поединке). Белобородов же показывает себя ярым противником дворянства, он предлагает казнить всех людей дворянского происхождения, попавших к ним в руки, не считаясь с личными качествами дворян.
    Создавая образы трех руководителей восстания, Пушкин показал их как ярких личностей со своими индивидуальными чертами. Но все они объединены общим пониманием того, что такое справедливость.
    Трагизм судьбы Пугачева и обреченность восстания подчеркиваются в той главе, где Пугачев рассказывает о своем намерении идти на Москву. Он признается Гриневу, что опасается своих людей, так как они могут предать его в любую минуту. Это важно для понимания идеи Пушкина: Пугачев видит безнадежность борьбы, но не считает ее бессмысленной. В Пугачеве ярко проявился народный характер, ведь он и есть выразитель чаяний и надежд народа.
    Даже если бунт обречен на поражение, он закономерен, и его нельзя избежать, ведь правда истории – на стороне свободного человека. Свободолюбивый народ должен бороться за свои права. А. С. Пушкин не только не осуждает бунтарей, но и восхищается ими, подчеркивая поэтичность бунта. Однако важно помнить, что при всем этом автор вполне реалистичен. Он не скрывает темных сторон бунта: мелких грабежей, возможности предательства в рядах мятежников, жестоких расправ, бессмысленности некоторых деяний, таких как убийство Василисы Егоровны.
    Итак, А. С. Пушкин, назвав бунт «бессмысленным и беспощадным», тем не менее понимает его огромное значение. Он, прекрасно осознавая роль народа в истории, раскрыл ее и перед своими читателями. Этот роман – одно из лучших художественных произведений не только о пугачевском восстании, но и о русском национальном характере.
    5. Как принял Гринев завет отца? (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка») (1?й вариант)
    Перед отъездом в Белогорскую крепость Гринев?старший дает своему сыну завет, говоря: «Береги честь смолоду». Его Гринев всегда помнит и точно выполняет. Честь ? это в понимании Гринева?отца мужество, благородство, долг, верность присяге. Как же проявились эти качества у Гринева?младшего? Хотелось бы, отвечая на этот вопрос, остановиться подробнее на жизни Гринева после взятия Белогорской крепости Пугачевым.
    Судьба Гринева в период восстания сложилась необычайно: жизнь его была спасена Пугачевым, больше того, Пугачев, его враг, проявляет к нему доброту, исполняет просьбы, устраивает его судьбу. И Гринев в свою очередь остро чувствует обаяние личности Пугачева. Но несмотря ни на что, Гринев сохраняет свою офицерскую честь.
    В первом разговоре с Пугачевым, требовавшим немедленного ответа на вопрос, признает ли тот его царем, Гринев колеблется. Несколько секунд продолжалась в сознании Гринева борьба. «И чувство долга восторжествовало во мне над слабостию человеческой», ? вспоминает он с законной гордостью. Гринев преодолел внутренний барьер своей слабости. Благородство его поведения в данном случае заключается в прямоте, смелости и честности.
    Пугачев был добр и тепло относился к Гриневу, Гринев в свою очередь тоже полюбил Пугачева: «Зачем не сказать истину? В эту минуту искреннее сочувствие влекло меня к нему. Я пламенно желал вырвать его из среды злодеев, над которыми он предводительствовал». После расставания с Пугачевым в Белогорской крепости Гринев говорит: «Пугачев уехал. Я долго смотрел на белую степь, по которой неслась его тройка». Слов мало, но за ними мы чувствуем глубокую взволнованность молодого человека.
    Когда же восстание Пугачева было подавлено, а сам он схвачен, судьба его представилась Гриневу во всем ее трагизме, и радость окончания войны была отравлена для него. Издалека едет Гринев в Москву, чтобы в последний раз увидеть Пугачева перед его казнью. Капитан Миронов и Иван Игнатьевич, выполняя присягу, мужественно приняли смерть, для них Пугачев был безоговорочным врагом. На долю Гринева выпало счастье остаться жить, испытать доброту и заботу врага, полюбить его, но в то же время остаться верным присяге, не поступиться своими принципами. Мы видим, что Гринев выполнил свой долг и сохранил честь в сложных психологических обстоятельствах и остался непоколебим. Значит, мужество людей может проявляться по?разному и в разных обстоятельствах.
    Но Гринева ожидали новые испытания. Он был отдан под суд за «сношения с злодеем» и предстал перед следственной комиссией, учрежденной по делу Пугачева. Были ли основания у этой комиссии заподозрить Гринева в измене? Несомненно, были. Гринев неоднократно на глазах у всех встречался с Пугачевым, дружески с ним беседовал, действительно принял от него подарок. Он самовольно уехал из Оренбурга в военное время и больше туда не вернулся. «Главный доноситель» Швабрин, вызванный судом на очную ставку, подтвердил все обвинения в адрес Гринева.
    Сначала, несмотря на недоверие членов следственной комиссии, несмотря на волнение, Гринев отвечал правдиво и обстоятельно. Судьи, как ему казалось, уже стали выслушивать его «с некоторой благосклонностию», но вдруг он остановился и замолчал в тот момент, когда ему нужно было раскрыть причину своего внезапного отъезда из Оренбурга. Как же мог Гринев объяснить следственной комиссии свою отлучку из Оренбурга, не рассказав об отношениях с Марьей Ивановной, которая была его невестой и находилась под страшной властью Швабрина? И здесь Гринев держится с честью.
    Но почему же Гринев, не желая открываться перед судом, все рассказал Пугачеву о своей невесте, не считая нужным скрывать истину? Да потому, что тогда Марья Ивановна была в опасности, ее нужно было спасать. Это был долг Гринева. Кроме того, там, во вражеском стане, он встретил понимание, Пугачев добродушно расспрашивал Гринева о его личных делах, сочувствовал его любви.
    Теперь Маша была вне опасности. Встал вопрос его личной судьбе. Защищать себя именем любимой девушки, делать это имя предметом обсуждения на следственной комиссии, «впутать между гнусными наветами злодеев» Гринев не мог.
    Итак, там, в лагере восставших, поверили молодому офицеру и отпустили его. Здесь, в своем лагере, поверили доносу и клевете. Гринев оказался в тюрьме. Казалось бы, положение его безнадежное. Но вспомним слова Гринева: «Самое важное сохранить в тяжелых жизненных обстоятельствах доброту и благородство».
    «Доброта и благородство» Гринева проявились в выполнении долга, в его честности и преданности, в уважении к любимой девушке, в ответственности за нее, в чувстве собственного достоинства.

  2. Название: Все сочинения по литературе для 8 классов.
    Книга содержит сочинения по литературе и планы сочинений к учебнику-хрестоматии “Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Авт.-сост. В.Я. Коровина и др. на темы, связанные с творчеством Н.М. Карамзина, И.А. Крылова, К.Ф. Рылеева, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева и др.
    Пособие предназначено для родителей, которые смогут проконтролировать правильность написания сочинений, а в случае необходимости помочь детям в выполнении домашней работы по литературе.
    История в повести Н. М. Карамзина «Наталья, боярская дочь»
    Мастером сюжетной лирической повести на историческую тему показал себя Н. М. Карамзин в «Наталье, боярской дочери», послужившей переходом от «Писем русского путешественника» и «Бедной Лизы» к «Истории государства Российского». В этой повести читателя встречает любовная история, перенесенная во времена Алексея Михайловича, воспринимаемые условно как «царство теней». Перед нами соединение «готического романа» с семейным преданием, основанным на любовном происшествии с неизбежным благополучным исходом, ? все совершается в идеальной стране, среди самых добродушных героев.
    Содержание
    1. История в повести Н. М. Карамзина «Наталья, боярская дочь»
    2. Образы животных в баснях И. А. Крылова
    3. История государства Российского в баснях И. А. Крылова (тема 9 Отечественной войны 1812 г.)
    4. «История пугачевского бунта» и вымышленное повествование в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
    5. Как принял Гринев завет отца? (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка») (1-й вариант)
    6. Как выполнил Гринев завет отца? (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка») (2-й вариант)
    7. Гринев и Швабрин (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка») (1-й вариант)
    8. Гринев и Швабрин (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка») (2-й вариант)
    9. Проблема чести и долга в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» (1-й вариант)
    10. Проблема чести и долга в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» (2-й вариант)
    11. Маша Миронова – воплощение русского национального характера
    12. Маша Миронова в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
    13. Емельян Пугачев ? исторический герой романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
    14. Народное восстание в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
    15. Три дня на воле (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри)
    16. Откуда бежит Мцыри и к чему он стремится?
    17. Почему не удался побег Мцыри?
    18. Картины природы в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» и их значение
    19. Особенности композиции в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
    20. Жизнь уездного городка в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
    21. Образы чиновников в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
    22. Хлестаков ? главный герой комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
    23. Хлестаков и хлестаковщина в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
    24. Анализ сцены вранья в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» ( действие III, явление VI)
    25. Анализ сцены дачи взятки в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (действие IV, явления III?IV)
    26. Смысл немой сцены в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
    27. «Смех – благородное лицо» в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
    28. Герой повести И. С. Тургенева «Ася». Как изменилось его отношение к жизни
    29. «Русский человек на rendez vous» (Герой повести И. С. Тургенева «Ася» в оценке Н. Г. Чернышевского)
    30. Ася – одна из тургеневских девушек (по повести И. С. Тургенева «Ася»)
    31. Картины природы в повести И. С. Тургенева «Ася»
    32. Сатирическое изображение действительности в «Истории одног города» М. Е. Салтыкова-Щедрина (глава «О корени происхождении глуповцев»)
    33. Фольклорные традиции в «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина (глава «О корени происхождении глуповцев»)
    34. Кто виноват в страданиях героини? (по рассказу Н. С. Лескова «Старый гений»)
    35. Русская действительность в рассказе Н. С. Лескова «Старый гений»
    36. Роль композиции в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» в раскрытии его идейно-художественного содержания
    37. Нравственные категории в рассказе Л. Н. Толстого «После бала»
    38. Почему Иван Васильевич нигде не служил? (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала»)
    39. Осень в лирике русских поэтов (по стихотворениям М. Ю. Лермонтова «Осень» и Ф. И. Тютчева «Осенний вечер»)
    40. Весна в лирике русских поэтов (по стихотворениям А. А. Фета «Первый ландыш» и А. Н. Майкова «Поле зыблется цветами»)
    41. Внутренний мир героя в рассказе А. П. Чехова «О любви»
    42. Проблема положительного героя в рассказе М. Горького «Челкаш»
    43. Пейзаж в рассказе М. Горького «Челкаш»
    44. Челкаш и Гаврила (по рассказу М. Горького «Челкаш»)
    45. «Прошлое страстно глядит в грядущее». Историческое прошлое России в цикле стихотворений «На поле Куликовском» А. А. Блока
    46. Стихотворение А. А. Блока «Россия»
    47. Пугачев – герой поэмы С. А. Есенина
    48. Герой и восстание в оценке А. С. Пушкина и С. А. Есенина
    49. Вещь в рассказе М. А. Осоргина «Пенсне»

  3. ОБРАЗ ХЛЕСТАКОВА (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)
    4022
    «ПОСЛЕ БАЛА» (сочинение-отзыв)
    2577
    ВЫМЫСЕЛ И ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРАВДА В ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»
    2067
    НРАВСТВЕННЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПОРОКИ ЧИНОВНИЧЕСТВА В КОМЕДИИ Н. В. ГОГОЛЯ «РЕВИЗОР»
    2021
    «ЧЕРНОЕ МОРЕ» (сочинение по картине И. К. Айвазовского)
    1710
    ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ЛИЧНОСТЬЮ
    1591
    МОЯ СТРАНА В БУДУЩЕМ
    1515
    ПРОБЛЕМА МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА В РАССКАЗЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ПОСЛЕ БАЛА»
    1441
    ПИСЬМО ЛУЧШЕМУ ДРУГУ
    1413
    ОБРАЗ ПУГАЧЕВА (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)
    1320
    СИЛА ЛЮБВИ (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)
    1275
    ОБРАЗ РУССКОГО СОЛДАТА В ПОЭМЕ А. Т. ТВАРДОВСКОГО «ВАСИЛИЙ ТЕРКИН»
    1273
    РОЛЬ ЭПИГРАФА К ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»
    1268
    ВОПЛОЩЕНИЕ ЛУЧШИХ НАРОДНЫХ КАЧЕСТВ В ОБРАЗЕ ВАСИЛИЯ ТЕРКИНА
    1265
    МОЙ ЛЮБИМЫЙ ПЕВЕЦ
    1208
    СИМВОЛИЧЕСКИЙ СМЫСЛ НАЗВАНИЯ ПОВЕСТИ-ФЕЕРИИ А. ГРИНА «АЛЫЕ ПАРУСА»
    1187
    ЗНАЧЕНИЕ ЮМОРА В ПОЭМЕ А. Т. ТВАРДОВСКОГО «ВАСИЛИЙ ТЕРКИН»
    1163
    МОТИВЫ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»
    1162
    ТОРЖЕСТВО ЛЮБВИ ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ ТРАГЕДИИ В. ШЕКСПИРА «РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА»
    996
    ЧЕЛОВЕК, ПРИРОДА И РОДИНА В ПОЭЗИИ Н. М. РУБЦОВА
    947
    ЧЕМ МНЕ ПОНРАВИЛСЯ ОБРАЗ МАШИ МИРОНОВОЙ
    917
    «ПРОСТОТА ЕСТЬ НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПРЕКРАСНОГО» (Л. Н. Толстой)
    860
    КОНФЛИКТ ЧУВСТВ И ПРЕДРАССУДКОВ В ТРАГЕДИИ В. ШЕКСПИРА «РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА»
    849
    СКРОМНОСТЬ УКРАШАЕТ ЧЕЛОВЕКА
    845
    ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ В НАШЕЙ ЖИЗНИ
    823
    КРАСОТА И ВЕЛИЧИЕ ПРИРОДЫ КАВКАЗА (по стихотворениям М. Ю. Лермонтова)
    792
    ЗНАЧЕНИЕ КОНТРАСТА КАК ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРИЕМА (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала»)
    780
    ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В ПОЭМЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «МЦЫРИ»
    748
    РОДНОЙ ЯЗЫК (по стихотворению в прозе И. С. Тургенева «Русский язык»)
    729
    ОБРАЗ «ТУРГЕНЕВСКОЙ ДЕВУШКИ» (по повести И. С. Тургенева «Ася»)
    728
    АВТОР И РАССКАЗЧИК В РАССКАЗЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ПОСЛЕ БАЛА»
    721
    РОЛЬ ГРИНЕВА В ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»
    715
    СИЛА МЕЧТЫ ТВОРИТ ЧУДЕСА (по повести-феерии А. Грина «Алые паруса»)
    700
    ПРЕДАННОСТЬ ДРУЖБЕ, ИДЕАЛАМ СВОБОДЫ (по стихотворениям А. С. Пушкина «И. И. Пущину», «Во глубине сибирских руд»)
    695
    БЛАГОРОДНЫЙ РЫЦАРЬ ИЛИ СУМАСБРОД? (по роману Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»)
    695
    СЛОВО — СЕРЕБРО, А МОЛЧАНИЕ — ЗОЛОТО
    685
    ПАМЯТНИК ПИСАТЕЛЮ
    684
    ПОЗНАНИЕ МИРА ЧЕЛОВЕКОМ (по лирике О. Хайяма)
    680
    МЫ ВСЕ — ДЕТИ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ
    663
    ИДЕИ ДОБРА, ДРУЖБЫ И СПРАВЕДЛИВОСТИ В ПОЭМЕ ШОТА РУСТАВЕЛИ «ВИТЯЗЬ В ТИГРОВОЙ ШКУРЕ»
    657
    СТИХОТВОРЕНИЕ С. А. ЕСЕНИНА «ПИСЬМО МАТЕРИ» (восприятие, истолкование, оценка)
    644
    ИЗОБРАЖЕНИЕ НАРОДНОЙ ЖИЗНИ В ФОЛЬКЛОРЕ
    642
    ВОСХИЩЕНИЕ КАВКАЗОМ В СТИХОТВОРЕНИЯХ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
    640
    «ТАМАНГО» (сочинение-отзыв)
    631
    ОБРАЗ «ТУРГЕНЕВСКОЙ ДЕВУШКИ» В РОМАНЕ «ДВОРЯНСКОЕ ГНЕЗДО»
    618
    ЕСЕНИНСКИЕ МОТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ Н. М. РУБЦОВА
    616
    В ГОСТЯХ ХОРОШО, А ДОМА ЛУЧШЕ
    610
    ИЗНАНКА ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)
    609
    ОСОБЕННОСТИ РАСКРЫТИЯ ХАРАКТЕРА ГЕРОЯ В ПОЭМЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «МЦЫРИ»
    608
    ИДЕАЛЫ СПРАВЕДЛИВОСТИ И ГУМАННОСТИ В РОМАНЕ М. ДЕ СЕРВАНТЕСА «ХИТРОУМНЫЙ ИДАЛЬГО ДОН КИХОТ ЛАМАНЧСКИЙ»
    600

  4. Сравнительная характеристика
    Остапа и
    Алдрия………………………………………………………………………………….
    59
    МИХАИЛ
    ЕВГРАФОВИЧ САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН
    61
    Басенное
    начало в сказках
    М. Е.
    Салтыкова-Щедрина…………………………………………………………………..
    61
    ИВАН
    АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН
    62
    Восприятие мира ребенка взрослым в рассказе
    И. Бунина
    “Цифры”…………………………………………………………………………….
    62
    МАКСИМ
    ГОРЬКИЙ
    63
    Портрет
    бабушки в повести М. Горького
    “Детство”…………………………………..
    ………………………………………………………
    63

    I
    вариант
    ………………………………………………………………………………….
    63
    //
    вариант
    ………………………………………………………………………………..
    64
    АНДРЕЙ
    Ш1АТОНОВИЧ ПЛАТОНОВ
    66
    “В
    прекрасном и яростном мире”
    (сочинение-отзыв)………………………………………………………………………………
    66

    СОЧИНЕНИЯ ПО
    ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

    68
    РОБЕРТ
    БЁРНС
    68
    Бедность
    не порок
    (По стихотворению Р. Бёрнса “Честная
    бедность”)………………………….. 68
    ДЖОРДЖ
    ГОРДОН БАЙРОН
    69
    Любовь к
    свободе в творчестве Дж.
    Байрона…………………………………… 69
    ИОГАНН
    ВОЛЬФГАНГ ГЁТЕ
    70
    Человек и
    природа • •
    (По балладе И. В. Гете “Лесной
    царь”)……………………………………………… 70
    ЭДГАР
    ПО………………………………………………………………………………………….
    72
    Отзыв о
    рассказе Э. По
    “Лягушонок”………………………………………………..
    72
    ВАЛЬТЕР
    СКОТТ
    73
    Мужественные герои В. Скотта
    (По роману
    “Айвенго”)………………………………………………………………………
    73
    О.
    ГЕНРИ…………………………………………………………………………………………..
    74
    Бесценный
    дар
    (По
    рассказу О. Генри “Дары
    волхвов”)…………………………………………… 74
    ДЖЕК
    ЛОНДОН
    75
    В чем
    смысл жизни?
    (По рассказу Д. Лондона “Любовь к
    жизни”)…………………………………. 75
    ЯРОСЛАВ
    ИВАШКЕВИЧ
    77
    “Гибель
    Икара”
    (сочинение-отзыв)…………………………………………………………………..
    ДЖЕЙМС
    ОЛДРИДЖ
    78
    “Последний дюйм”
    (сочинение-отзыв)……………………………………………………………………………..
    78
    СОЧИНЕНИЯ НА СВОБОДНУЮ
    ТЕМУ

    80
    Портрет
    моей сестры
    (сочинение-описание)……………………………………………………………………….
    80
    Дом, в
    котором я хочу жить
    (сочинение-описание)……………………………………………………………………….
    80
    Мой папа
    за работой
    (сочинение с элементами
    описания)………………………………………………..
    81
    В. Серов.
    “Девочка с персиками”
    (сочинение по
    картине)…………………………………………………………………….
    82
    Портрет
    А. С. Пушкина кисти О. Кипренского
    (сочинение по
    картине)…………………………………………………………………….
    83
    В.
    Пукирев. “Неравный брак”
    (сочинение по
    картине)…………………………………………………………………….
    84
    Помогите
    найти1
    (сочинение-описание,
    объявление)………………………………………………….
    85

    I
    вариант
    ……………………………………………………………………………….
    85
    II
    вариант
    ……………………………………………………………………………..
    85
    Пропала
    собака
    (объявление)………………………………………………………………………………………
    85
    Скворечник
    (сочинение-описание процесса
    труда)……………………………………………. 86
    Как пекут
    куличи
    (сочинение-описание процесса
    труда)……………………………………………. 86
    Человек,
    цивилизация, земля
    (сочинение-рассуждение)…………………………………………………………………
    87
    Кем быть?
    (сочинение-рассуждение)…………………………………………………………………
    88
    Как я
    познала истинную ценность вещей
    (сочинение-заметка в
    газету)…………………………………………………………….
    89
    Как мы с
    мамой отстали от поезда
    (сочинение-рассказ на основе данного
    сюжета)…………………………….. 90
    Утро в
    летнем лагере
    (сочинение-репортаж)………………………………………………………………………
    92

  5. СИЛА ЛЮБВИ (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)
    1275
    ОБРАЗ РУССКОГО СОЛДАТА В ПОЭМЕ А. Т. ТВАРДОВСКОГО «ВАСИЛИЙ ТЕРКИН»
    1273
    РОЛЬ ЭПИГРАФА К ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»
    1268
    ВОПЛОЩЕНИЕ ЛУЧШИХ НАРОДНЫХ КАЧЕСТВ В ОБРАЗЕ ВАСИЛИЯ ТЕРКИНА
    1265
    МОЙ ЛЮБИМЫЙ ПЕВЕЦ
    1208
    СИМВОЛИЧЕСКИЙ СМЫСЛ НАЗВАНИЯ ПОВЕСТИ-ФЕЕРИИ А. ГРИНА «АЛЫЕ ПАРУСА»
    1187
    ЗНАЧЕНИЕ ЮМОРА В ПОЭМЕ А. Т. ТВАРДОВСКОГО «ВАСИЛИЙ ТЕРКИН»
    1163
    МОТИВЫ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»
    1162
    ТОРЖЕСТВО ЛЮБВИ ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ ТРАГЕДИИ В. ШЕКСПИРА «РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА»
    996
    ЧЕЛОВЕК, ПРИРОДА И РОДИНА В ПОЭЗИИ Н. М. РУБЦОВА
    947
    ЧЕМ МНЕ ПОНРАВИЛСЯ ОБРАЗ МАШИ МИРОНОВОЙ
    917
    «ПРОСТОТА ЕСТЬ НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПРЕКРАСНОГО» (Л. Н. Толстой)
    860
    КОНФЛИКТ ЧУВСТВ И ПРЕДРАССУДКОВ В ТРАГЕДИИ В. ШЕКСПИРА «РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА»
    849
    СКРОМНОСТЬ УКРАШАЕТ ЧЕЛОВЕКА
    845
    ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ В НАШЕЙ ЖИЗНИ
    823
    КРАСОТА И ВЕЛИЧИЕ ПРИРОДЫ КАВКАЗА (по стихотворениям М. Ю. Лермонтова)
    792
    ЗНАЧЕНИЕ КОНТРАСТА КАК ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРИЕМА (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала»)
    780
    ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В ПОЭМЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «МЦЫРИ»
    748
    РОДНОЙ ЯЗЫК (по стихотворению в прозе И. С. Тургенева «Русский язык»)
    729
    ОБРАЗ «ТУРГЕНЕВСКОЙ ДЕВУШКИ» (по повести И. С. Тургенева «Ася»)
    728
    АВТОР И РАССКАЗЧИК В РАССКАЗЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ПОСЛЕ БАЛА»
    721
    РОЛЬ ГРИНЕВА В ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»
    715
    СИЛА МЕЧТЫ ТВОРИТ ЧУДЕСА (по повести-феерии А. Грина «Алые паруса»)
    700
    ПРЕДАННОСТЬ ДРУЖБЕ, ИДЕАЛАМ СВОБОДЫ (по стихотворениям А. С. Пушкина «И. И. Пущину», «Во глубине сибирских руд»)
    695
    БЛАГОРОДНЫЙ РЫЦАРЬ ИЛИ СУМАСБРОД? (по роману Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»)
    695
    СЛОВО — СЕРЕБРО, А МОЛЧАНИЕ — ЗОЛОТО
    685
    ПАМЯТНИК ПИСАТЕЛЮ
    684
    ПОЗНАНИЕ МИРА ЧЕЛОВЕКОМ (по лирике О. Хайяма)
    680
    МЫ ВСЕ — ДЕТИ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ
    663
    ИДЕИ ДОБРА, ДРУЖБЫ И СПРАВЕДЛИВОСТИ В ПОЭМЕ ШОТА РУСТАВЕЛИ «ВИТЯЗЬ В ТИГРОВОЙ ШКУРЕ»
    657
    СТИХОТВОРЕНИЕ С. А. ЕСЕНИНА «ПИСЬМО МАТЕРИ» (восприятие, истолкование, оценка)
    644
    ИЗОБРАЖЕНИЕ НАРОДНОЙ ЖИЗНИ В ФОЛЬКЛОРЕ
    642
    ВОСХИЩЕНИЕ КАВКАЗОМ В СТИХОТВОРЕНИЯХ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
    640
    «ТАМАНГО» (сочинение-отзыв)
    631
    ОБРАЗ «ТУРГЕНЕВСКОЙ ДЕВУШКИ» В РОМАНЕ «ДВОРЯНСКОЕ ГНЕЗДО»
    618
    ЕСЕНИНСКИЕ МОТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ Н. М. РУБЦОВА
    616
    В ГОСТЯХ ХОРОШО, А ДОМА ЛУЧШЕ
    610
    ИЗНАНКА ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)
    609
    ОСОБЕННОСТИ РАСКРЫТИЯ ХАРАКТЕРА ГЕРОЯ В ПОЭМЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «МЦЫРИ»
    608
    ИДЕАЛЫ СПРАВЕДЛИВОСТИ И ГУМАННОСТИ В РОМАНЕ М. ДЕ СЕРВАНТЕСА «ХИТРОУМНЫЙ ИДАЛЬГО ДОН КИХОТ ЛАМАНЧСКИЙ»
    600
    РАЗМЫШЛЕНИЯ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ (по лирике Омара Хайяма)
    594
    ТЕМА ЛЮБВИ В РОМАНЕ И. С. ТУРГЕНЕВА «ДВОРЯНСКОЕ ГНЕЗДО»
    582
    ПОЭТИЧЕСКАЯ ЛЮБОВЬ В ПОВЕСТИ-ФЕЕРИИ А. ГРИНА «АЛЫЕ ПАРУСА»
    576
    МОЙ ЛЮБИМЫЙ КОМПОЗИТОР
    571
    ТРАГИЗМ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ НОВЕЛЛЫ П. МЕРИМЕ «ТАМАНГО»
    570
    ЭКСКУРСИЯ В ПАЛЕОНТОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
    569
    ГЛАВНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ (по сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)
    569
    НРАВСТВЕННЫЕ УСТОИ В ЛИРИЧЕСКИХ НАРОДНЫХ ПЕСНЯХ
    537
    ВЫРАЖЕНИЕ СТРЕМЛЕНИЯ К СВОБОДЕ И НЕЗАВИСИМОСТИ В ИСТОРИЧЕСКИХ ПЕСНЯХ
    533
    «ЛЕТНИЙ ВЕЧЕР» (сочинение по картине И. И. Левитана)
    531

  6. АВТОР И РАССКАЗЧИК В РАССКАЗЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ПОСЛЕ БАЛА»
    721
    РОЛЬ ГРИНЕВА В ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»
    715
    СИЛА МЕЧТЫ ТВОРИТ ЧУДЕСА (по повести-феерии А. Грина «Алые паруса»)
    700
    ПРЕДАННОСТЬ ДРУЖБЕ, ИДЕАЛАМ СВОБОДЫ (по стихотворениям А. С. Пушкина «И. И. Пущину», «Во глубине сибирских руд»)
    695
    БЛАГОРОДНЫЙ РЫЦАРЬ ИЛИ СУМАСБРОД? (по роману Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»)
    695
    СЛОВО — СЕРЕБРО, А МОЛЧАНИЕ — ЗОЛОТО
    685
    ПАМЯТНИК ПИСАТЕЛЮ
    684
    ПОЗНАНИЕ МИРА ЧЕЛОВЕКОМ (по лирике О. Хайяма)
    680
    МЫ ВСЕ — ДЕТИ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ
    663
    ИДЕИ ДОБРА, ДРУЖБЫ И СПРАВЕДЛИВОСТИ В ПОЭМЕ ШОТА РУСТАВЕЛИ «ВИТЯЗЬ В ТИГРОВОЙ ШКУРЕ»
    657
    СТИХОТВОРЕНИЕ С. А. ЕСЕНИНА «ПИСЬМО МАТЕРИ» (восприятие, истолкование, оценка)
    644
    ИЗОБРАЖЕНИЕ НАРОДНОЙ ЖИЗНИ В ФОЛЬКЛОРЕ
    642
    ВОСХИЩЕНИЕ КАВКАЗОМ В СТИХОТВОРЕНИЯХ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
    640
    «ТАМАНГО» (сочинение-отзыв)
    631
    ОБРАЗ «ТУРГЕНЕВСКОЙ ДЕВУШКИ» В РОМАНЕ «ДВОРЯНСКОЕ ГНЕЗДО»
    618
    ЕСЕНИНСКИЕ МОТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ Н. М. РУБЦОВА
    616
    В ГОСТЯХ ХОРОШО, А ДОМА ЛУЧШЕ
    610
    ИЗНАНКА ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)
    609
    ОСОБЕННОСТИ РАСКРЫТИЯ ХАРАКТЕРА ГЕРОЯ В ПОЭМЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «МЦЫРИ»
    608
    ИДЕАЛЫ СПРАВЕДЛИВОСТИ И ГУМАННОСТИ В РОМАНЕ М. ДЕ СЕРВАНТЕСА «ХИТРОУМНЫЙ ИДАЛЬГО ДОН КИХОТ ЛАМАНЧСКИЙ»
    600
    РАЗМЫШЛЕНИЯ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ (по лирике Омара Хайяма)
    594
    ТЕМА ЛЮБВИ В РОМАНЕ И. С. ТУРГЕНЕВА «ДВОРЯНСКОЕ ГНЕЗДО»
    582
    ПОЭТИЧЕСКАЯ ЛЮБОВЬ В ПОВЕСТИ-ФЕЕРИИ А. ГРИНА «АЛЫЕ ПАРУСА»
    576
    МОЙ ЛЮБИМЫЙ КОМПОЗИТОР
    571
    ТРАГИЗМ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ НОВЕЛЛЫ П. МЕРИМЕ «ТАМАНГО»
    570
    ЭКСКУРСИЯ В ПАЛЕОНТОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
    569
    ГЛАВНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ (по сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)
    569
    НРАВСТВЕННЫЕ УСТОИ В ЛИРИЧЕСКИХ НАРОДНЫХ ПЕСНЯХ
    537
    ВЫРАЖЕНИЕ СТРЕМЛЕНИЯ К СВОБОДЕ И НЕЗАВИСИМОСТИ В ИСТОРИЧЕСКИХ ПЕСНЯХ
    533
    «ЛЕТНИЙ ВЕЧЕР» (сочинение по картине И. И. Левитана)
    531
    «ГОЙ ТЫ, РУСЬ, МОЯ РОДНАЯ…» (по лирике С. А. Есенина)
    512
    «ГОВОРИТЕ, ЛЮДИ, ГОВОРИТЕ САМЫЕ ЛУЧШИЕ СЛОВА…»
    508
    ОБРАЗЫ ГРИНЕВА И ШВАБРИНА
    503
    ОБРАЗ РАМЫ (по древнеиндийской поэме «Рамаяна»)
    495
    «ДЛЯ ВОЛИ ИЛЬ ТЮРЬМЫ НА ЭТОТ СВЕТ РОДИМСЯ МЫ?» (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»)
    479
    РОЛЬ САНЧО ПАНСЫ В РОМАНЕ СЕРВАНТЕСА «ХИТРОУМНЫЙ ИДАЛЬГО ДОН КИХОТ ЛАМАНЧСКИЙ»
    474
    ЦЕНТРАЛЬНАЯ УЛИЦА МОЕГО ГОРОДА
    463
    ПИСЬМО МАМЕ
    459
    ВДОХНОВЛЯЮЩАЯ КРАСОТА ОСЕННЕЙ ПОРЫ (по стихотворению А. С. Пушкина «Осень»)
    454
    ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ПЕЙЗАЖНОЙ ЛИРИКИ С. А. ЕСЕНИНА
    450
    МОЯ РОДИНА
    445
    «САМОГО ГЛАВНОГО ГЛАЗАМИ НЕ УВИДИШЬ» (по сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)
    432
    «НИМФА» К. Е. МАКОВСКОГО (сочинение по картине)
    422
    КНИГА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ (по сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)
    420
    ФАНТАСТИЧЕСКОЕ И РЕАЛЬНОЕ В ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ ПОЭМЕ «РАМАЯНА»
    401
    ДОБРОТА И МУДРОСТЬ ПОЭЗИИ БАСЁ
    401
    ПРОТЕСТ ПРОТИВ РАБОТОРГОВЛИ В НОВЕЛЛЕ П. МЕРИМЕ «ТАМАНГО»
    391
    ГОРОДСКОЙ ПАРК
    388
    ДОМ, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ
    388
    ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПОЭЗИИ САЙГЁ
    388

  7. ЧЕМ МНЕ ПОНРАВИЛСЯ ОБРАЗ МАШИ МИРОНОВОЙ
    917
    «ПРОСТОТА ЕСТЬ НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПРЕКРАСНОГО» (Л. Н. Толстой)
    860
    КОНФЛИКТ ЧУВСТВ И ПРЕДРАССУДКОВ В ТРАГЕДИИ В. ШЕКСПИРА «РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА»
    849
    СКРОМНОСТЬ УКРАШАЕТ ЧЕЛОВЕКА
    845
    ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ В НАШЕЙ ЖИЗНИ
    823
    КРАСОТА И ВЕЛИЧИЕ ПРИРОДЫ КАВКАЗА (по стихотворениям М. Ю. Лермонтова)
    792
    ЗНАЧЕНИЕ КОНТРАСТА КАК ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРИЕМА (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала»)
    780
    ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В ПОЭМЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «МЦЫРИ»
    748
    РОДНОЙ ЯЗЫК (по стихотворению в прозе И. С. Тургенева «Русский язык»)
    729
    ОБРАЗ «ТУРГЕНЕВСКОЙ ДЕВУШКИ» (по повести И. С. Тургенева «Ася»)
    728
    АВТОР И РАССКАЗЧИК В РАССКАЗЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ПОСЛЕ БАЛА»
    721
    РОЛЬ ГРИНЕВА В ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»
    715
    СИЛА МЕЧТЫ ТВОРИТ ЧУДЕСА (по повести-феерии А. Грина «Алые паруса»)
    700
    ПРЕДАННОСТЬ ДРУЖБЕ, ИДЕАЛАМ СВОБОДЫ (по стихотворениям А. С. Пушкина «И. И. Пущину», «Во глубине сибирских руд»)
    695
    БЛАГОРОДНЫЙ РЫЦАРЬ ИЛИ СУМАСБРОД? (по роману Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»)
    695
    СЛОВО — СЕРЕБРО, А МОЛЧАНИЕ — ЗОЛОТО
    685
    ПАМЯТНИК ПИСАТЕЛЮ
    684
    ПОЗНАНИЕ МИРА ЧЕЛОВЕКОМ (по лирике О. Хайяма)
    680
    МЫ ВСЕ — ДЕТИ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ
    663
    ИДЕИ ДОБРА, ДРУЖБЫ И СПРАВЕДЛИВОСТИ В ПОЭМЕ ШОТА РУСТАВЕЛИ «ВИТЯЗЬ В ТИГРОВОЙ ШКУРЕ»
    657
    СТИХОТВОРЕНИЕ С. А. ЕСЕНИНА «ПИСЬМО МАТЕРИ» (восприятие, истолкование, оценка)
    644
    ИЗОБРАЖЕНИЕ НАРОДНОЙ ЖИЗНИ В ФОЛЬКЛОРЕ
    642
    ВОСХИЩЕНИЕ КАВКАЗОМ В СТИХОТВОРЕНИЯХ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
    640
    «ТАМАНГО» (сочинение-отзыв)
    631
    ОБРАЗ «ТУРГЕНЕВСКОЙ ДЕВУШКИ» В РОМАНЕ «ДВОРЯНСКОЕ ГНЕЗДО»
    618
    ЕСЕНИНСКИЕ МОТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ Н. М. РУБЦОВА
    616
    В ГОСТЯХ ХОРОШО, А ДОМА ЛУЧШЕ
    610
    ИЗНАНКА ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)
    609
    ОСОБЕННОСТИ РАСКРЫТИЯ ХАРАКТЕРА ГЕРОЯ В ПОЭМЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «МЦЫРИ»
    608
    ИДЕАЛЫ СПРАВЕДЛИВОСТИ И ГУМАННОСТИ В РОМАНЕ М. ДЕ СЕРВАНТЕСА «ХИТРОУМНЫЙ ИДАЛЬГО ДОН КИХОТ ЛАМАНЧСКИЙ»
    600
    РАЗМЫШЛЕНИЯ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ (по лирике Омара Хайяма)
    594
    ТЕМА ЛЮБВИ В РОМАНЕ И. С. ТУРГЕНЕВА «ДВОРЯНСКОЕ ГНЕЗДО»
    582
    ПОЭТИЧЕСКАЯ ЛЮБОВЬ В ПОВЕСТИ-ФЕЕРИИ А. ГРИНА «АЛЫЕ ПАРУСА»
    576
    МОЙ ЛЮБИМЫЙ КОМПОЗИТОР
    571
    ТРАГИЗМ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ НОВЕЛЛЫ П. МЕРИМЕ «ТАМАНГО»
    570
    ЭКСКУРСИЯ В ПАЛЕОНТОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
    569
    ГЛАВНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ (по сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)
    569
    НРАВСТВЕННЫЕ УСТОИ В ЛИРИЧЕСКИХ НАРОДНЫХ ПЕСНЯХ
    537
    ВЫРАЖЕНИЕ СТРЕМЛЕНИЯ К СВОБОДЕ И НЕЗАВИСИМОСТИ В ИСТОРИЧЕСКИХ ПЕСНЯХ
    533
    «ЛЕТНИЙ ВЕЧЕР» (сочинение по картине И. И. Левитана)
    531
    «ГОЙ ТЫ, РУСЬ, МОЯ РОДНАЯ…» (по лирике С. А. Есенина)
    512
    «ГОВОРИТЕ, ЛЮДИ, ГОВОРИТЕ САМЫЕ ЛУЧШИЕ СЛОВА…»
    508
    ОБРАЗЫ ГРИНЕВА И ШВАБРИНА
    503
    ОБРАЗ РАМЫ (по древнеиндийской поэме «Рамаяна»)
    495
    «ДЛЯ ВОЛИ ИЛЬ ТЮРЬМЫ НА ЭТОТ СВЕТ РОДИМСЯ МЫ?» (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»)
    479
    РОЛЬ САНЧО ПАНСЫ В РОМАНЕ СЕРВАНТЕСА «ХИТРОУМНЫЙ ИДАЛЬГО ДОН КИХОТ ЛАМАНЧСКИЙ»
    474
    ЦЕНТРАЛЬНАЯ УЛИЦА МОЕГО ГОРОДА
    463
    ПИСЬМО МАМЕ
    459
    ВДОХНОВЛЯЮЩАЯ КРАСОТА ОСЕННЕЙ ПОРЫ (по стихотворению А. С. Пушкина «Осень»)
    454
    ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ПЕЙЗАЖНОЙ ЛИРИКИ С. А. ЕСЕНИНА
    450

  8. Сочинения по русской литературе, зарубежной литературе и на свободную тему для учеников 8 класса.
    СОЧИНЕНИЯ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
    АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
    Честь и долг — главное для семьи капитана Миронова
    (По повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”)
    Действие повести “Капитанская дочка” происходит во время восстания Емельяна Пугачева. Конечно же, штурм и падение Белогорской крепости не имели решающего исторического значения, однако о героях повести вполне можно говорить как о людях подвига.
    Семья коменданта-Белогорской крепости капитана Миронова дана автором через восприятие Петра Гринева. Членов семьи всего трое: сам комендант, его жена Василиса Егоровна и их дочь Маша. Быт Мироновых налажен в течение ряда лет. Крепки и моральные устои семьи. Капитан Миронов большую часть своей жизни провел на военной службе, но не стал солдафоном. Он простодушный и забавный немолодой человек, в обязанности которого входит обучение солдат премудростям строевой службы. Еще Иван Кузьмич Миронов умеет хорошо держать нитки, когда жена сматывает их в клубок. Действительная хозяйка Белогорской крепости – Василиса Егоровна Миронова. Она держит мягкосердечного супруга под каблуком. Василиса Егоровна строга, ко всем делам подходит основательно. Она хитроумна и любопытна: так, например, капитанша Миронова сумела выведать у мужа военную тайну — известие о пугачевском бунте.
    Марья Ивановна Миронова – это “девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, со светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши”. По выражению автора, Маша — “благоразумная и чувствительная” девушка.
    И вот в мирное семейство Мироновых проникает весть о смертельной опасности, грозящей всем обитателям крепости. Характеры членов семьи коменданта раскрываются здесь с особенной силой. Василиса Егоровна, проявляя настоящее мужество, отказывается оставить мужа и укрыться с дочерью в Оренбурге. Иван Кузьмич, этот тихий и добрый человек, ведет себя достойно звания российского офицера. Стоя во главе обреченного гарнизона, он приказывает отстреливаться от бунтовщиков из пушки, пытается поднять солдат в атаку, нанести пусть слабый, но удар по врагу. Истекая кровью, комендант отказывается признать самозванца императором и с достоинством принимает смерть, Василиса Егоровна тоже попадает на виселицу, перед смертью называет Пугачева “беглым каторжником”. Таким образом, честь и долг для супругов Мироновых остаются наивысшими в жизни понятиями. Пушкин с любовью и состраданием изображает своих героев — патриархальных, чистых, старинного уклада людей.
    Маша — достойная дочь Ивана Кузьмича и Василисы Егоровны. Внешне застенчивая и слабая, Маша проявляет силу характера, отказывая Швабрину в его домогательствах. Девушка хранит верность своему любимому человеку — Грине-ву. Машу пугает не смерть, а возможность насилия над ней со стороны Щвабрина. И в дальнейшем дочь капитана Миронова проявляет себя только с лучшей стороны. Когда Гри-нева арестовали по подозрению в измене отечеству, Маша доходит до самой императрицы, — очень сложное по тем временам дело. Ей удается отстоять свою любовь: Екатерина Великая милует Гринева. Машу Миронову можно считать воплощением всего лучшего, что есть в характере русской женщины.
    Одной из главных проблем повести Пушкина “Капитанская дочка” является отношение к долгу в разных его проявлениях. Дух высокой порядочности, свойственный всем членам семьи Мироновых, позволил Ивану Кузьмичу, Василисе Егоровне и Маше при любых обстоятельствах оставаться честными и достойными людьми, то есть полностью исполнить свой моральный долг.
    Образ Пугачева в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”
    Повесть А. С. Пушкина называется “Капитанская дочка”, но как раз Машу Миронову можно назвать второстепенным действующим лицом. Сюжетное напряжение повести держится на трех опорных точках. Это образы Швабрина, Гринева и Пугачева, который своими поступками стал своеобразным “проявителем” подлинной натуры персонажей, худших черт Швабрина и лучших — Гринева.
    Пугачев в “Капитанской дочке” похож на героя казацких песен и былин. Он появляется сначала как некая загадочная фигура, а затем разрастается и заполняет собой все пространство повествования. Непонятный человек ведет таинственные разговоры с хозяином постоялого двора, больше похожего на разбойничий приют. Он — то ли беглый каторжник, то ли пропойца (“заложил тулуп у целовальника”, то есть за водку). Но “огненные глаза”, притягивающие внимание, выдают человека незаурядного. В пророческом сне Гринева читатель уже получает намек на сложность и силу образа (зверство, хитрость и неожиданная ласковость и широта души — обо всем этом мы узнаем после).
    Пугачев жесток, безжалостен, когда велит казнить защитников крепости, зарубить жену коменданта. Но он помнит добро и ценит искренность, правдивость и верность чести. Именно это подкупает его в Гриневе. Он не мстителен, единственный раз нахмурился, узнав, что Гринев обманул его. С истинно царской, сказочной широтой души он говорит: “Казнить так казнить, миловать так миловать”. И отпускает Гринева с невестой, дает пропуск во все подвластные ему области.
    Пугачев, однако, лукав и умен, он знает своих людей и часто “работает на публику”, как бы играя роль царя, как его представляют себе простые люди. Наивная пышность титулов, которые он раздает своим приближенным — это и расчет, и радостная игра во власть. Перед Гриневым он не притворяется, почти открыто говорит, что он самозванец, сравнивая себя с Гришкой Отрепьевым.
    Пугачев Пушкина — отчаянный человек, который не променяет три месяца царского пира на тридцать лет райской похлебки. Он и былинный герой, и песенный разбойник, и царь-избавитель для забитого народа. Русская история полна легенд о “подлинном царе”, о царе, спасшемся от смерти, настоящем, “правильном” царе, который придет в урочный час. Пугачев назвался таким царем, но люди не пошли бы за ним, если бы он не вел себя, как настоящий повелитель и избавитель.
    Последняя встреча Пугачева и Гринева происходит за минуту до Казни плененного бунтовщика. В это страшное мгновение Пугачев узнает того, кого полюбил за честность, храброе и доброе сердце, и кивает ему. “Через минуту его голова, мертвая и окровавленная, была показана народу”. Пушкин устами героя сокрушается о позорном конце: “Еме-ля! Бмеля1 — думал я с досады, — зачем не наткнулся ты на штык или не подвернулся на картечь! Лучшего ничего не мог бы ты придумать”.
    Пугачев – разбойник или освободитель?
    (По повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”)
    А. С. Пушкин обращался к личности Пугачева дважды: когда работал над документальной “Историей пугачевского бунта” и когда писал “Капитанскую дочку”. Повесть была написана в 1836 году, а “Историю” Пушкин закончил на два года раньше. Поэт работал по высочайшему разрешению в закрытых архивах, внимательно изучил документы, относящиеся к пугачевскому бунту. Емельян Пугачев в “Капитанской дочке” — человек неоднозначный, но, несомненно, неординарный.
    Отношение Пушкина к стихийным народным восстаниям было сложным. Горькие слова (“Не приведи господь видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный”) стоят многих томов исследований, посвященных славянскому менталитету. Пушкин прозорливо указал на две характерные черты крестьянских движений: отсутствие долговременной цели и звериную жестокость. Бесправие, неразвитость, убогая жизнь не могут породить организованного, планомерного сопротивления. Вожаки народа отличаются предприимчивостью, широтой характера, бесстрашием. Таков пушкинский Пугачев, провозгласивший себя Петром III. Когда его предупреждают, что на бунтовщиков нацелены пушки; он насмешливо отвечает: “Разве пушки на царей льются?” Он притягивает любовь народа своим буйством и удалью, а больше всего — мечтой о свободе. Не зря открываются навстречу его войску ворота крепости. А рядом с этим — жестокость, массовые казни, часто бессмысленные. “Вором и разбойником” называет его комендант крепости Миронов. Ему присущи черты авантюриста. Он не обманывает себя, хотя лукавит с окружающими, называя себя царем, А Гриневу, который глубже всех его понял, говорит: “Гришка Отрепьев над Москвой ведь царствовал”. От волжского разбойника у Пугачева яркий, иносказательный, пересыпанный намеками, прибаутками и баснями язык. Больше всего же в нем привлекает могучая вольная натура, которой тесно в том “мундире”, в который его одела судьба. Рассказывая Гриневу об орле и вороне, он выдает свое сокровенное желание: прожить жизнь хоть короткую, но яркую, не “питаясь мертвечиной”, а “напившись живой крови”.
    Реальный Пугачев был страшнее. Он мог приказать повесить “поближе к звездам” мирного астронома Ловица, мог отдать на расправу любовницу Елизавету Харлову и ее семилетнего брата, повелеть тайно удавить близкого друга и соратника Лысова после пьяной ссоры.
    Схваченный, Пугачев молит Екатерину II о помиловании. Когда граф Панин назвал его вором, Пугачев ответил: “Я не ворон, я вороненок; ворон еще летает”. Панин в кровь разбил ему лицо и вырвал клок бороды. А Пугачев… опустился на колени и стал просить о помиловании.
    В народе все равно осталась яркая память о Пугачеве-освободителе. Когда он сидел в клетке, солдаты кормили его из рук. Простые люди приводили детей, чтобы те запомнили: они видели Пугачева.
    Разбойник или освободитель, Пугачев был народным героем. Только такого героя и мог породить в то время российский народ.
    Пугачев — предводитель народного восстания
    (По повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”)
    История России полна воспоминаний о народных волнениях, иногда глухих и малоизвестных, иногда — кровавых и оглушительных. Одним из наиболее известных таких событий является восстание Емельяна Пугачева.
    Александр Сергеевич Пушкин серьезно интересовался русской историей. Среди его исторических работ наиболее известны “История Петра” и материалы о пугачевщине. Удивительно, что сухие и точные отчеты хроникеров стали основой для создания богатого исторического полотна — знаменитой повести “Капитанская дочка”. Пушкина необычайно занимала личность Емельяна Пугачева, возглавившего народное восстание во второй половине XVIII века.
    Емельян Пугачев — донской казак, ветеран двух войн — Семилетней и русско-турецкой 1768—1774 годов. Он дослужился до звания хорунжего, то есть до первого офицерского чина в казачьих войсках русской армии. Вместо того чтобы продолжать военную карьеру, он стал предводителем крестьянской войны и погиб на эшафоте.
    Пушкин показывает Пугачева с разных сторон: он то вожатый, которому добрый Гринев дарит заячий тулупчик, то самозванец, выдающий себя за императора Петра III, то преступник, посаженный в железную клетку. Однако из этих разрозненных картин автор составляет образ предводителя народного восстания, человека неистового темперамента и сильной воли, раздираемого внутренними противоречиями. Обращает насебя внимание жестокость Пугачева, который склонен скорее казнить, чем миловать. Общеизвестны факты дикого разнузданного террора, установленного Пугачевым в захваченных городах. Вероятно, с самого начала восстания лжеимператор прекрасно понимал, что его авантюра обречена на провал. “Узка моя улица”, – говорит Пугачев Гриневу. Предчувствия не обманули предводителя — он был выдан его же соратниками. Пугачев у Пушкина живет по легенде об орле и вороне, то есть выбирает кровавый путь.
    Кто же он — предводитель народного восстания, прославленный многочисленными историческими исследованиями советской эпохи, или государственный преступник Емелька, преданный публичной казни на Болотной площади? Вероятнее всего, второе, хотя Пушкин не дает собственной окончательной оценки этой исторической личности. Дело в том, что эпоха правления Екатерины II вошла в историю России как вполне благополучный эпизод. Восстание, точнее бунт Емель-яна Пугачева, лишенный существенных объективных причин, был заранее обречен.
    Все предводители народных восстаний рано или поздно становились фигурами легендарными. О них народ слагал песни. Однако Пушкин – единственный, кто попытался дать настоящий портрет страшного и одновременно милостивого Емельяна Пугачева.
    Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина
    (По повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”)
    Белогорская крепость находилась вдалеке от тогдашних культурных и политических центров, однако и до нее докатилась волна пугачевского бунта. Небольшой гарнизон принял неравный бой. Крепость пала. Емельян Пугачев учиняет свой “императорский” суд, то есть безжалостно расправляется с безоружными людьми. Именно этот момент в повести является ключевым для сравнительной характеристики двух героев “Капитанской дочки” – Гринева и Швабрина.
    Гринев получил воспитание в семье отставного военного и сам стал офицером, Петруша — мягкий и совестливый юноша, исполненный самых радужных мечтаний. Для него верх человеческого благополучия — служба в гвардии. Однако сама жизнь рассеивает его иллюзии. После карточного проигрыша Зурину Гринев испытывает стыд. Последовавшая вскоре встреча с вожатым показывает, что Петруша — хороший человек. Несмотря на увещевание Савельича, Гринев дарит вожатому заячий тулупчик со своего плеча. Служба в Белогорской крепости оказалась необременительной, Петруша влюбляется в дочь коменданта Машу Миронову. Влюбленность делает Гринева поэтом. Своими стихотворными пробами Петруша делится с Алексеем Швабриным — молодым офицером, сосланным в крепость за участие в дуэли. Оказывается, Шваб-рин тоже был влюблен в Машу, но получил отказ. Швабрин пытается очернить девушку в глазах Гринева, и тот вызывает его на дуэль. Петруша получает от своего бывшего друга легкую рану. Но даже и после этого Швабрин продолжает завидовать Гриневу, ведь Маша и ее родители заботливо ухаживают за раненым юношей. Однако вскоре Швабрин получает возможность отомстить.
    Пугачев звал всех желающих присоединиться к своему мятежному войску. Швабрин с радостью соглашается: он присягает на верность самозванцу. Гринев же, невзирая на смертельную опасность, не изменяет воинской присяге и осмеливается вступиться за осиротевшую Машу Миронову. Таким образом, соперники в любви и противники на дуэли встают по разные стороны баррикад. Положение Швабрина все-таки менее выгодно: присоединившись к Пугачеву, он тем самым раз и навсегда поставил себя вне закона. Гринев, которого Пугачев помнит по встрече в пути, рассказывает самозванцу правду о своей возлюбленной, надеясь на снисхождение со стороны предводителя. Этот психологический бой Гринев выигрывает, спасая себя и Машу.
    Два офицера российской армии — Петр Гринев и Алексей Швабрин ведут себя совершенно по-разному: первый следует законам офицерской чести и хранит верность воинской присяге, второй с легкостью становится предателем. Гринев и Швабрин — носители двух принципиально различных мировоззрений. Именно такими их изображает автор повести “Капитанская дочка”.
    Низость и двоедушие Алексея Швабрина
    (По повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”)
    Алексей Швабрин — один из героев повести “Капитанская дочка”. В Белогорскую крепость этого молодого офицера сослали за дуэль, на которой противник Швабрина был убит. При знакомстве Швабрина с Гриневым обращает на себя внимание то, что Алексей относится к обитателям крепости с презрением и высокомерием. Швабрин сближается с Гриневым для того, чтобы “увидеть наконец человеческое лицо”. Однако не только высокомерием определяется характер этого героя.
    Автор характеризует Швабрина как циничного пустого человека, способного оболгать девушку только из-за того, что она отказала ему во взаимности. Швабрин совершает ряд подлых поступков, которые характеризуют его как низкого человека, способного на измену, трусость, предательство. Гринев и Швабрин устраивают дуэль из-за дочери коменданта, и, воспользовавшись невнимательностью Гринева, Швабрин ранит его. Список дальнейших поступков Алексея венчают, сцены штурма и взятия Белогорской крепости. Поняв, что осады плохо укрепленной крепости не выдержать, Швабрин переходит на сторону Пугачева. Когда же лжеимператор учиняет суд, сидя на крыльце комендантского дома, Швабрин оказывается уже среди старшин мятежников. Для того чтобы сохранить свою жизнь, Швабрин пресмыкается перед Пугачевым. По правде говоря, участь Алексея незавидна: он обречен вечно оставаться чужим среди своих, своим среди чужих. Вероятно, Швабрин попросту попытался позабыть о таких важнейших для российского офицера понятиях, как долг перед отечеством, честь, верность данной присяге. Вот один из примеров поведения предателя: “Швабрин упал на колени… В эту минуту презрение заглушило во мне все чувства ненависти и гнева. С омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака”. Истязаниями и голодом Швабрин пытался принудить Машу стать его женой. Этот эпизод разрешается благополучно благодаря вмешательству самого Пугачева. Алексей Швабрин остается одним из наиболее ярких образов предателя в русской литературе.
    Тема предательства весьма занимала Пушкина. Недаром герой его другого знаменитого исторического произведения – поэмы “Полтава” – мятежный гетман Иван Мазепа, совершивший предательство по отношению к Петру Первому. Однако Алексей Швабрин – прежде всего воплощение мелкого предателя. Из истории пугачевщины известно, что нередки были переходы офицеров на сторону бунтовщиков. После поражения Пугачева суд над такими людьми был безжалостен и суров.
    Предательство имеет множество обличий. Общим для всех разновидностей предательства является злоупотребление доверием другого человека. Алексей Швабрин предал родину, любимую девушку, друга, всех обитателей Белогорской крепости. Этого вполне достаточно для того, чтобы терзаться муками совести до конца своей жизни. Испытал ли их Алексей Швабрин, этот низкий и двоедушный герой, оказавшийся между цельными и верными себе персонажами повести “Капитанская дочка”?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *