Сочинение на тему жалок или страшен молчалин

17 вариантов

  1. Многое о персонаже говорит сама фамилия, которая подчеркивает его молчание и согласие со всем. Он является человеком, который не имеет собственного мнения и готов промолчать, лишь бы взять с этого хоть какую-то выгоду. Чацкий отмечает, что благодаря своему безмолвию парень добьется успеха: «А впрочем, он дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных…». Наблюдая за Алексеем в различных ситуациях, в общении с другими героями комедии, понимаешь, насколько он смешон и низок.
    Мелочный, двуличный Молчалин льстит каждому, от кого сможет возыметь какую-нибудь выгоду. Он сам, не стесняясь, подчеркивает, что так учил его делать отец: «Мне завещал отец: во-первых, угождать всем людям без изъятья». Кроме лицемерия, он лжет окружающим, а самое главное – обманывает свою невесту, которая видит в нем образованного и внимательного человека. Но, к сожалению, это только внешне, внутри Молчалин гнилой. А гнилых людей стоит бояться, ведь они пойдут на все, чтобы добиться своего. Для таких людей, как Мочалин, нет ничего святого, про таких говорят: готов идти по головам.
    Конечно, персонаж не вызывает уважения у читателя, наоборот – только отвращение. Особенно трудно воспринимать его поступки с точки зрения Софьи – невесты Молчалина. Подло обманывая девушку, он растоптал ее чувства, а это уже не смешно. Я думаю, Молчалина нужно бояться, ведь кто знает, что на уме у корыстного человека с каменным сердцем?

  2. В мои лета не должно сметь свое суждение иметь.
    А. С. Грибоедов
    Великий русский поет Александр Блок назвал комедию Грибоедова произведени­ем «непревзойденным, единственным в мировой литературе, не разгаданным до кон­ца». И это действительно так. Сколько раз читаешь эту бессмертную комедию, столько раз открываешь для себя какие-то новые ее грани.
    Чацкий, Фамусов, Софья, Лиза… Все они по-своему интересны. Но самым интри­гующим, загадочным остается для меня Молчалин. Мне трудно понять до конца этого грибоедовского героя. Мне трудно понять, как могла красивая, богатая, образованная и неглупая Софья влюбиться в такое ничтожество как Молчалин.
    Вспомним о происхождении нашего героя. Отец Софьи нашел его в какой-то кон­торе в Твери. Не будь Фамусова, так и корпел бы Молчалин в этой дыре. Возможно, что и родом он был тверской, и жил где-нибудь на окраине в захудалом домишке, оставленном ему отцом, завещавшим «угождать всем людям без изъятья»: хозяину, начальнику, его слуге, и даже собаке дворника, «чтоб ласкова была». Молчалин жил, помня этот завет отца. Еще в Твери его услужливость была замечена и оценена. И вот Молчалин найден и облагодетельствован Фамусовым. Благодаря его покровительству он переведен в Москву, получил чин асессора. Живя в доме Фамусова, Молчалин смог втереться в доверие даже к Татьяне Юрьевне, перед которой трепетал сам Фамусов, и к знаменитому Фоме Фомичу. Последний при трех министрах служил в Петербурге, а затем был переведен в Москву, где и зажил в свое удовольствие. Именно так зажил, как мечталось зажить когда-нибудь Молчалину: «награжденья брать и весело пожить».

  3. Ведь надобно ж зависеть от других.
    А.С.Грибоедов
    «…Непревзойденное, единственное в мировой литературе, не разгаданное до конца», по определению А.А.Блока, произведение А.С.Грибоедова «Горе от ума» остается загадкой для читателей и в наши дни. При каждом прочтении комедия открывает читателю новые нюансы, не замеченные или не понятые ранее. Прочтем «Горе от ума» еще раз.
    Все персонажи комедии типизированы, однако каждый из них индивидуален, каждый интересен. Чацкий человек независимых взглядов. Софья барышня с сильным характером и живым умом. Фамусов московский барин со всеми его недостатками. Лиза олицетворяет народный сметливый ум, хитрость, понимание людей. Молчалин
    Что мы знаем о жизни Молчалина? Из слов Фамусова ясно, что он встретил того в Твери, пригрел его, безродного, содействовал переводу в Москву, способствовал получению чина асессора. Видимо, еще в Твери проявились такие качества Молчалина, как подобострастность, умеренность и аккуратность. Самому Фамусову умение подслужиться, поклониться, свиться кольцом пред вышестоящим было близко, и он эти качества только приветствовал. Замеченный и обласканный Фамусовым, Молчалин продолжает свою карьеру в Москве, следуя оправдавшему себя жизненному правилу «угождать всем людям без изъятья». Введенный в семейство Фамусова, Молчалин находит покровительство Татьяны Юрьевны, входит в доверие к Фоме Фомичу, который умеет «и награжденья брать и весело пожить». Молчалин в диалоге с Чацким восхищается положением Фомы Фомича вот предел мечтаний нашего «героя».
    Кажется, что в системе жизненных ценностей Молчалина нет места не только любви, но и менее нежным чувствам. Он признается, что не находит в Софье «ничего завидного», но, тем не менее, искусно притворяется, что к ней неравнодушен. Что заставляет Молчалина так поступать? Привычка к низкопоклонству и угодничеству или что-то еще? Думается, этот персонаж комедии понимает, что услужливость и раболепие не самый быстрый путь к чинам, орденам, материальному благополучию. Женитьба на богатой невесте доставит ему это все гораздо быстрее. И своего Молчалин почти добился.
    Что такое Молчалин? Страшен он или жалок? Жалкий, пресмыкающийся прислужник это, скорее, его социальный, вынужденный, статус. Страшен Молчалин тем, что у него нет внутренних устоев, нет нравственных представлений о гражданских качествах, о любви, верности, дружбе, ответственности. Взяв от представителей екатерининского века все отрицательные черты, он переносит их в «век нынешний». Напомним, действие комедии происходит после Отечественной войны 1812 года, когда часть российского общества впитала идеи Великой французской революции, идеи свободомыслия. Молчалины же, нравственно оставаясь в прошлом и утверждая свои принципы, способны замедлить духовное развитие общества. Этим они и страшны.
    Оставляя финал своей комедии открытым, А.С.Грибоедов предоставляет нам право самим додумать ее развязку и судьбу персонажей. Что ожидает Молчалина в дальнейшем? Он вовремя скрылся в своей комнате и формально не виновен в глазах Фамусова. Что будет с Софьей? Осмелится ли она рассказать все отцу, разрушив свою жизнь? А может быть последует совету Чацкого и, «по размышленьи зрелом», помирится с Молчалиным? В любом случае, хочется верить, что молчалины понесут кару за свои безнравственные принципы и поступки, даже если это случится и не сейчас.

  4. В мои лета не должно сметь свое суждение иметь.
    А. С. Грибоедов
    Великий русский поет Александр Блок назвал комедию Грибоедова произведением “непревзойденным, единственным в мировой литературе, не разгаданным до конца”. И это действительно так. Сколько раз читаешь эту бессмертную комедию, столько раз открываешь для себя какие-то новые ее грани.
    Чацкий, Фамусов, Софья, Лиза… Все они по-своему интересны. Но самым интригующим, загадочным остается для меня Молчалин. Мне трудно понять до конца этого грибоедовского героя. Мне трудно понять, как могла красивая, богатая, образованная и неглупая Софья влюбиться в такое ничтожество как Молчалин.
    Вспомним о происхождении нашего героя. Отец Софьи нашел его в какой-то конторе в Твери. Не будь Фамусова, так и корпел бы Молчалин в этой дыре. Возможно, что и родом он был тверской, и жил где-нибудь на окраине в захудалом домишке, оставленном ему отцом, завещавшим “угождать всем людям без изъятья”: хозяину, начальнику, его слуге, и даже собаке дворника, “чтоб ласкова была”. Молчалин жил, помня этот завет отца. Еще в Твери его услужливость была замечена и оценена. И вот Молчалин найден и облагодетельствован Фамусовым. Благодаря его покровительству он переведен в Москву, получил чин асессора. Живя в доме Фамусова, Молчалин смог втереться в доверие даже к Татьяне Юрьевне, перед которой трепетал сам Фамусов, и к знаменитому Фоме Фомичу. Последний при трех министрах служил в Петербурге, а затем был переведен в Москву, где и зажил в свое удовольствие. Именно так зажил, как мечталось зажить когда-нибудь Молчалину: “награжденья брать и весело пожить”.
    Пользуясь покровительством Фамусова, Молчалин, однако, не способен чувствовать благодарность за благодеяния. За спиной своего благодетеля он пытается, и небезуспешно, соблазнить его дочь, хотя и не испытывает к ней никаких нежных чувств. Чем же объясняется интерес Алексея Степановича к Софье? Думаю тем, что Молчалину, несмотря на всю его изворотливость, нелегко добывать чины. При богатой невесте его дела пойдут лучше. И чтобы завоевать благосклонность Софьи, он пытается быть этаким “мужем-мальчиком, мужем-слугой”, уступчивым, скромным и тихим. Молчалин – идеальный вариант мужа, которым можно легко управлять.

  5. Появившаяся в начале XIX века великая комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” открыла новый этап в развитии русской литературы. Все созданные драматургом характеры имеют не только историко-литературное, но и общечеловеческое значение. Одной из безусловных находок автора стал образ Молчалина. Этот персонаж вобрал в себя черты социально-психологического типа, которому, к сожалению, суждена была долгая жизнь на Руси.
    Тип Молчалина — один из самых распространенных в русской литературе. Но первая встреча с этим образом происходит в пьесе “Горе от ума”. Заслуга автора — создание литературного типа Молчалина, который стал крупным приобретением общественной мысли. Грибоедов проявил большую силу публицистического обобщения. Маленького чиновника — секретаря Фамусова — автор возвел в символ значительной социально-политической группы, крепко связав “молчалинство” с “фамусовщиной”. Создавая характер Молчалина, Грибоедов показал влияние чиновничьей морали на развитие и поведение человека. С детства героя учили рабскому угодничеству перед сильными мира сего. Выполнение отцовского завета помогло ему и “награжденья брать и весело пожить”. Но, с другой стороны, у него как у мелкого провинциального чиновника не было другого выхода. Молчалин — мастер в искусстве поднять платок, смолчать, когда его бранят, он за это получил три награждения, чин асессора, и находится в дружбе со многими влиятельными людьми.
    Позднее Д. Писарев писал: “Молчалин сказал себе: “Я хочу составить карьеру”, — и пошел по той дороге, которая ведет к “степеням известным”: пошел и уже не своротит ни вправо, ни влево; умирай его мать в стороне от дороги, зови его любимая женщина в соседнюю рощу, плюй ему весь свет в глаза, чтобы остановить его движение, он все будет идти и дойдет…”
    Показывая противостояние Чацкого и Фамусова, А.С.Грибоедов поднимает проблему “века нынешнего” и “века минувшего”. Эти герои — люди разных поколений, в то время как Чацкий и Молчалин — ровесники, но тем резче между ними контраст. Каждый из них показывает один из вариантов пути, который может выбрать молодежь: путь правдоискателей и бунтарей (путь Чацкого) и путь “бессловесных”, которые достигнут “степеней известных” (путь Молчалина).
    Молчалин стал нарицательным обозначением подлости, лакейства. Он искренне не осознает, как, являясь мелким чиновником, можно думать и чувствовать самостоятельно. Сочувствуя Чацкому в том, что того постиг “по службе неуспех”, Молчалин пытается помочь ему, если тот в свою очередь пойдет по пути всех молчалиных. Бессловесный и всегда готовый к услужению, он обладает таким капиталом, который при любых обстоятельствах дает ему и его потомкам верный процент: умеренностью и аккуратностью. Есть у него и еще одно свойство — готовность до гроба угождать всякому, кто “кормит и поит, а иногда и чином одарит”. Он, если надо, может принять и вид любовника “в угодность дочери такого человека”. И уж, конечно, Молчалин на стороне “всех” в конфликте с возмутителем спокойствия Чацким. Как раз в диалоге Чацкого с Молчалиным и оформляется окончательно социальное и духовное противостояние между свободно мыслящим человеком и средой умеренности и аккуратности, которое разрешится клеветой на Чацкого и его изгнанием, Грибоедов заставляет Молчалина откровенничать и с каким-то вызовом излагать житейские правило того круга, к которому он приближен. “Умеренность и аккуратность”, “не сочинитель я”, “в мои лета не должно сметь свое суждение иметь”, “ведь надобно ж зависеть от других” — вот основы молчалинского благополучия, от которых он никогда не отступит.
    Но Чацкий ошибся в оценке Молчалина, его истинной роли. Для него Молчалин — ничтожество, “жалчайшее создание”. Чацкий презрительно высокомерен. И только. Он никогда не думал, что Молчалин может оказаться его соперником. И даже когда узнает о связи Софьи и Молчалина, не воспринимает это всерьез. Ведь в пору Грибоедова Молчалины вызывали в основном презрение. Они не могли стать достойными противниками передовых дворян. Молчалин был предметом недостойным, он не заслуживал серьезного внимания.
    При первом знакомстве, действительно, трудно определить настоящее лицо Молчалина. Мы видим робкого и застенчивого молодого человека. Влюбленная Софья наделяет его массой достоинств. “Герой ее романа” “и вкрадчив и умен”, он “за других себя забыть готов”, “уступчив, скромен, тих”. Однако постепенно мы убеждаемся, что такой Молчалин — лишь плод воображения Софьи. Если Чацкий недооценил Молчалина, то Софья явно его переоценила. Так кто же, наконец, такой Молчалин: смиренный скромник, неуклюжий и смешной в своем угодничестве, или преуспевающий подлец? “Пригретый” Фамусовым, за несколько лет, проведенных в Москве, Молчалин успел сделать неплохую карьеру: получил чин асессора и “три награжденья”, зачислен по архивам, сумел установить нужные связи, завязать выгодные знакомства. У него, как и у Скалозуба, “чтобы чины добыть, есть многие каналы”. Молчалин не брезгует ничем:
    Там моську вовремя погладит,
    Тут в пору карточку вотрет…
    Он свято выполняет завет отца “угождать всем людям без изъятья”. Лесть — главное оружие Молчалина. Он льстит всем, кто может быть полезным, и даже готов играть роль влюбленного в расчете на милость Фамусова. Молчалин убежден, что в его лета “не должно сметь свои суждения иметь”. Однако маска смиренника быстро слетает с него, когда он говорит с теми, кого считает ниже себя. С Лизой Молчалин старается выглядеть повесой, забыв о
    робости. Он ни во что не ставит Чацкого, поэтому позволяет себе давать последнему советы. В глазах Молчалина Чацкий — неудачник, поэтому с ним можно вести себя презрительно и снисходительно. Казалось бы, перед нами совершенно неприглядная и бесполезная личность, но, увы, л ы вслед за Чацким вынуждены признать, что “Молчалины блаженствуют на свете”.
    А между тем уже наступало время молчалиных, эпоха молчалинства. Это время правления Николая I, время чинов и чиновников. И именно тогда приходит ненависть к молчаливым. Она пришла, когда выяснилось, что они-то и есть вечно молодые старички российской истории. Ведь Чацкий сошел со сцены — Молчалин остался. Онегин прошел — Молчалин остался. Печорин погиб — Молчалин остался. Ушли Рудин, Рахметов, Базаров. Молчалин же остался неуязвим. Молчалиных оказалось невозможно одолеть — они были сильны чужой силой, их нельзя было убить презрением, так как их достоинство было в чужом авторитете. И уже в 1833 году К. А. Полевой писал: “… осмотритесь: вы окружены молчалиными”.
    Молчалиных нельзя недооценивать, потому что они не так безобидны и смешны в своем угодничестве, как это кажется на первый взгляд. Время показало, что Молчалин живуч и неуязвим. Может быть, страшен не столько сам герой, сколько ситуация, при которой Чацкие страдают, а Молчалины блаженствуют, при которой выигрывают приспособленцы? В конце пьесы Молчалин разоблачен, унижен, испуган. Но надолго ли? Такие, как он, “возрождаются” быстро, и это печально. Подобные люди не раскаиваются, потому что не осознают глубины своего падения. Вот что страшно…

  6. Молчалин и Чацкий. Два полюса в блистательной комедии Грибоедова. Рядом с пылким Чацким, страстным борцом и яростным обличителем, совсем незаметен бессловесный Молчалин. Поэтому, наверное, и читатели, и зрители уделяют ему не так много внимания. Но за невыразительной внешностью и серым мышлением скрывается целая жизненная философия, очень живучая и стойкая.
    Задумаемся, что представляет собой Молчалин? Сочувствия или осуждения достоин он?
    Вначале мы знакомимся с ним в основном благодаря характеристикам, данным ему другими персонажами пьесы.
    Доволен им Фамусов, поручивший робкому, но верному помощнику выполнение своих несложных обязанностей.
    Влюбленная Софья отмечает, что он
    уступчив, скромен, тих,
    В лицо ни тени беспокойства
    И на душе поступков никаких.
    Да и сам Молчалин говорит, что умеренность и аккуратность — его главные таланты.
    И лишь однажды у Софьи с сожалением вырвется:
    Конечно, нет в нем этого ума…
    имея, вероятно, в виду блестящий и острый ум Чацкого.
    Но как ошибалась она! Умен, очень умен незаметный Молчалин, но предпочитает до времени скрывать это. Ведь гораздо выгоднее носить маску, представляясь таким, каким его хотят видеть окружающие: нежно-покорным с Софьей, с Фамусовым угодливо-преданным, фальшиво-смиренным с Чацким, фамильярным с Лизонькой.
    Кажется, что только со служанкой он полностью искренен, открывая свою жизненную позицию:
    Мне завещал отец:
    Во-первых, угождать всем людям без изъятья;
    Хозяину, где доведется жить,
    Начальнику, с кем буду я служить,
    Слуго его, который чистит платье,
    Швейцару, дворнику, во избежание зла,
    Собаке дворника, чтоб ласкова была.
    К чему гордость и чувство собственного достоинства таким, как Молчалин: угодничество — вот главное в его философии.
    Но все его поведение свидетельствует о том, что он глубже характеристики, данной самому себе.
    Он находчив и осторожен; старается скрыть от посторонних отношения с хозяйской дочерью, а неожиданно встретив Фамусова в неурочное время около комнаты Софьи, не теряется и мгновенно придумывает правдоподобное объяснение.
    Беседа с Чацким показывает, что Молчалин ни во что не ставит умного гостя. Смиренно начав разговор, Молчалин вскоре переходит в наступление: он задает вопросы, осуждает, советует
    Вам не дались чины, по службе неуспех? —
    с иронией спрашивает он, А вот и совет:
    Ну, право, чтобы вам в Москве служить И награжденья брать, и весело пожить?
    Молчалин не только не влюблен — он даже не увлечен Софьей. Откровенно и беззастенчиво говорит он:
    пойдем любовь делить плачевной нашей крали…
    И позже на Лизин вопрос о возможной свадьбе хладнокровно отвечает:
    Надежды много впереди,
    Без свадьбы время проволочим.
    Весь его ум, хитрость и изворотливость призваны служить одной цели — хорошо, мягко, сладко, устроиться в жизни.
    И только катастрофа, происшедшая в конце пьесы, мешает осуществлению его планов. После сцены в сенях Молчалин не может оставаться прежним: маска сдернута, и все увидели его истинное лицо.
    Но слишком удобен был прежний Молчалин для всех, даже для Софьи. И Чацкий верно подмечает:
    Вы помиритесь с ним, по размышленьи трезвом.
    Итак, поражение Молчалина, по всей видимости, временное. Его простят, И достижение жизненной цели станет ещё сладостней.
    Молчалин — антитеза Чацкому. Но как верно сумел предвидеть Грибоедов в этих образах два пути, по которым пойдут люди: чацкие всегда будут выбирать борьбу и открытый бой, молчалины — смирение и покой.
    Итак, нам некого жалеть: не жалкий, а хитрый и изворотливый, удивительно живучий тип перед нами. Оглянитесь вокруг. Разве среди окружающих вас людей нет современных молчалиных?!

  7. В мои лета не должно сметь свое суждение иметь.
    А. С. Грибоедов
    Великий русский поет Александр Блок назвал комедию Грибоедова произведени­ем «непревзойденным, единственным в мировой литературе, не разгаданным до кон­ца». И это действительно так. Сколько раз читаешь эту бессмертную комедию, столько раз открываешь для себя какие-то новые ее грани.
    Чацкий, Фамусов, Софья, Лиза… Все они по-своему интересны. Но самым интри­гующим, загадочным остается для меня Молчалин. Мне трудно понять до конца этого грибоедовского героя. Мне трудно понять, как могла красивая, богатая, образованная и неглупая Софья влюбиться в такое ничтожество как Молчалин.
    Вспомним о происхождении нашего героя. Отец Софьи нашел его в какой-то кон­торе в Твери. Не будь Фамусова, так и корпел бы Молчалин в этой дыре. Возможно, что и родом он был тверской, и жил где-нибудь на окраине в захудалом домишке, оставленном ему отцом, завещавшим «угождать всем людям без изъятья»: хозяину, начальнику, его слуге, и даже собаке дворника, «чтоб ласкова была». Молчалин жил, помня этот завет отца. Еще в Твери его услужливость была замечена и оценена. И вот Молчалин найден и облагодетельствован Фамусовым. Благодаря его покровительству он переведен в Москву, получил чин асессора. Живя в доме Фамусова, Молчалин смог втереться в доверие даже к Татьяне Юрьевне, перед которой трепетал сам Фамусов, и к знаменитому Фоме Фомичу. Последний при трех министрах служил в Петербурге, а затем был переведен в Москву, где и зажил в свое удовольствие. Именно так зажил, как мечталось зажить когда-нибудь Молчалину: «награжденья брать и весело пожить».
    Пользуясь покровительством Фамусова, Молчалин, однако, не способен чувство­вать благодарность за благодеяния. За спиной своего благодетеля он пытается, и не­безуспешно, соблазнить его дочь, хотя и не испытывает к ней никаких нежных чувств. Чем же объясняется интерес Алексея Степановича к Софье? Думаю тем, что Молча­лину, несмотря на всю его изворотливость, нелегко добывать чины. При богатой неве­сте его дела пойдут лучше. И чтобы завоевать благосклонность Софьи, он пытается быть этаким «мужем-мальчиком, мужем-слугой», уступчивым, скромным и тихим. Молчалин — идеальный вариант мужа, которым можно легко управлять.
    Что представляет собой Молчалин? Страшен он или жалок? Полагаю, скорее стра­шен, чем жалок. Даже его знаменитый талант — «умеренность и аккуратность», не­сет в себе угрозу. Если подумать, то ни в умеренности, ни в аккуратности ничего пре­досудительного нет. Все дело в том, как эти «таланты» выглядят на фоне общего поведения героя. Анализируя поступки Молчалина, понимаешь насколько непрост и опасен этот человек. Опасен в том смысле, что выражает многие типичные черты сво­его поколения — Молчалины никогда не переведутся в обществе. Живучесть их со­стоит в том, что они всегда найдут для себя почву. В Молчалине не сразу разгадались его отвратительные качества. Он может быть незаметным и потихоньку, вкрадчиво, плести свои сети.
    В финале, правда, Грибоедов расправляется со своим героем и тот получает по заслугам. Уличенный Софьей во лжи и измене, он не в состоянии уладить конфликт. Утрачена любовь обманутой им Софьи. Не исключено, что Софья расскажет Фамусо­ву правду, и тогда под угрозой окажется так удачно начатая карьера Молчалина.
    В жизни очень часто негодяи, подобные Молчалину, безнаказанно ломают чужие судьбы. Этим они и страшны.
    Я думаю, заслуга Грибоедова в том, что он предостерегает нас от молчалиных, учит разбираться в людях. Хочется верить, что финальная сцена комедии поможет кому-то избежать такого глубокого разочарования, которое пришлось пережить глав­ной героине комедии «Горе от ума».

  8. Сочинение «Смешон или страшен Молчалин?» – 9 класс
    План
    1.Актуальность пьесы А.Грибоедова «Горе от ума».
    2.Образ Молчалина:
    а) говорящая фамилия;
    б) философия жизни;
    в) черты характера.
    3. Смешон или страшен Молчалин?
    Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» написана почти 200 лет назад. Но и сегодня она не потеряла своей актуальности. Человеческие типы, образы, характеры, описанные в пьесе, находят отражение в современном обществе.
    Один из интересных героев пьесы – Алексей Молчалин. На первый взгляд перед читателем предстает не очень умный, простой, добродушный молодой человек, над которым можно посмеяться. Но с каждой новой репликой образ открывает новые черты.
    Видимая приятность исчезает, а появляется отрицательный герой, который обманывает всех окружающих. Молчалин носит говорящую фамилию. Он придерживается мнения о том, что молчание – лучший друг. Он угодлив и всегда знает, с кем и при каких обстоятельствах нужно разговаривать. Его мелочность удивляет читателя.
    Ради выгоды Молчалин изображает влюбленного в племянницу Фамусова Софью. На самом деле ему нужно только одно – положение в обществе и деньги. У Молчалина простая философия жизни: «…угождать всем людям без изъятья…» Это действительно так. Герой угождает Фамусову, Софье, Чацкому, обществу, всем без исключения. Он кажется добрым, искренним, милым, хорошим, услужливым. «Кто другой так мирно все уладит!..» – говорит о нем Чацкий.
    Даже Софья не замечает его неискренности, она верит, что Молчалин любит ее до безумия. Но любовь подменяется корыстью, обычной жаждой денег. Стоит сказать, что не так уж он и глуп, чтобы придумать все это. Принцип, по которому живет герой А.Грибоедова – «умеренность и аккуратность». Расчетливость и хитрость – вот главные качества Молчалина. Люди, подобные ему, умеют всякое дело повернуть, как им нужно. Везде быть приятным и нужным.
    Так смешон или страшен Молчалин? Смешон он только тем, что думал завладеть Софьиным состоянием, надеясь на полный обман. А все действия его вызывают тревогу. Быть равнодушным и играть в любовь. Разбить сердце Софьи и разлучить ее с Чацким. Завладеть доверием Фамусова. И все это ради наживы. Такие люди очень страшные. Они не выбирают достойных путей в жизни, а идут напролом. Для таких «все средства хороши». Чтобы добиться своего, Молчалины способны на многое. Стоит остерегаться людей, подобных герою комедии. К сожалению, в современном обществе «Молчалины блаженствуют на свете».

  9. Великий русский поэт Александр Блок назвал комедию Грибоедова произведением «непревзойденным, единственным в мировой литературе, не разгаданным до конца». И это действительно так. Сколько раз читаешь эту бессмертную комедию, столько раз открываешь для себя какие-то новые ее грани.
    Чацкий, Фамусов, Софья, Лиза… Все они по-своему интересны. Но самым интригующим, загадочным остается для меня Молчалин. Мне трудно понять до конца этого грибоедовского героя. Мне трудно понять, как могла красивая, богатая, образованная и неглупая Софья влюбиться в такое ничтожество, как Молчалин.
    Вспомним о происхождении нашего героя. Отец Софьи нашел его в какой-то конторе в Твери. Не будь Фамусова, так и корпел бы Молчалин в этой дыре. Возможно, что и родом он был тверской, и жил где-нибудь на окраине в захудалом домишке, оставленном ему отцом, завещавшим «угождать всем людям без изъятья»: хозяину, начальнику, его слуге и даже собаке дворника, «чтоб ласкова была». Молчалин жил, помня этот завет отца. Еще в Твери его услужливость была замечена и оценена. И вот Молчалин найден и облагодетельствован Фамусовым.
    Однако он не способен чувствовать благодарность за благодеяния. За спиной своего благодетеля он пытается, и небезуспешно, соблазнить его дочь, хотя и не испытывает к ней никаких нежных чувств. Чтобы завоевать благосклонность Софьи, он пытается быть этаким «мужем-мальчиком, мужем-слугой», уступчивым, скромным и тихим. Молчалин — идеальный вариант мужа, которым можно легко управлять.
    Что представляет собой Молчалин? Страшен он или жалок? Полагаю, скорее, страшен, чем жалок. Даже его знаменитый талант — «умеренность и аккуратность», несет в себе угрозу. Если подумать, то ни в умеренности, ни в аккуратности ничего предосудительного нет. Все дело в том, как эти «таланты» выглядят на фоне общего поведения героя. Анализируя поступки Молчалина, понимаешь, насколько непрост и опасен этот человек. Опасен в том смысле, что выражает многие типичные, черты своего поколения — Молчалины никогда не переведутся в обществе.
    В финале, правда, Грибоедов расправляется со своим героем и тот получает по заслугам. Уличенный Софьей во лжи и измене, он не в состоянии уладить конфликт. Утрачена любовь обманутой им Софьи. Не исключено, что Софья расскажет Фамусову правду, и тогда под угрозой окажется так удачно начатая карьера Молчалина.
    В жизни очень часто негодяи, подобные Молчалину, безнаказанно ломают чужие судьбы. Этим они и страшны. Я думаю, за¬слуга Грибоедова в том, что он предостерегает нас от молчалиных, учит разбираться в людях.

    по теме:

    Век нынешний и век минувший в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Комедия «Горе от ума» в оценке И. А. Гончарова
    Крылатые слова в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

  10. ЖАЛОК ИЛИ СТРАШЕН МОЛЧАЛИН? Молчалин и Чацкий. Два полюса в блистательной комедии Гри­боедова. Рядом с пылким Чацким, страстным борцом и яростным обличителем, совсем незаметен бессловесный Молчалин, Поэтому, наверное, и читатели, и зрители уделяют ему не так много внима­ния. Но за невыразительной внешностью и серым мышлением скры­вается целая жизненная философия, очень живучая и стойкая.
    Задумаемся, что представляет собой Молчалин? Сочувствия или осуждения достоин он?
    Вначале мы знакомимся с ним в основном благодаря ха­рактеристикам, данным ему другими персонажами пьесы.
    Доволен им Фамусов, поручивший робкому, но верному помощнику выполнение своих несложных обязанностей.
    Влюбленная Софья отмечает, что он
    уступчив, скромен,тих,
    В лице ни тени беспокойства
    И на душе поступков никаких.
    Да и сам Молчалин говорит, что умеренность и аккурат­ность — его главные таланты.
    И лишь однажды у Софьи с сожалением вырвется:
    Конечно, нет в нем этого ума…
    имея, вероятно, в виду блестящий и острый ум Чацкого.
    Но как ошибалась она! Умен, очень умен незаметный Мол­чалин, но предпочитает до времени скрывать это. Ведь гораз­до выгоднее носить маску, представляясь таким, каким его хотят видеть окружающие: нежно-покорным с Софьей, с Фа­мусовым угодливо-преданным, фальшиво-смиренным с Чац­ким, фамильярным с Лизонькой.
    Кажется, что только со служанкой он полностью искре­нен, открывая свою жизненную позицию:
    Мне завещал отец:
    Во-первых, угождать всем людям без изъятья;
    Хозяину, где доведется жить,
    Начальнику, с кем буду я служить,
    Слуге его, который чистит платье,
    Швейцару, дворнику, во избежанье зла,
    Собако дворника, чтоб ласкова была.
    К чему гордость и чувство собственного достоинства таким, как Молчалин: угодничество — вот главное в его философии.
    Но все его поведение свидетельствует о том, что он глубже характеристики, данной самому себе.
    Он находчив и осторожен; старается скрыть от посторон­них отношения с хозяйской дочерью, а неожиданно встретив Фамусова в неурочное время около комнаты Софьи, не теря­ется и мгновенно придумывает правдоподобное объяснение.
    Беседа с Чацким показывает, что Молчалин ни во что не ста­вит умного гостя. Смиренно начав разговор, Молчалин вскоре переходит в наступление: он задает вопросы, осуждает» советует
    Вам не дались чины, по службе неуспех? —
    с иронией спрашивает он. А вот и совет:
    Ну, право, чтобы вам в Москве служить
    И награжденья брать, и весело пожить?
    Молчалин не только не влюблен — он даже не увлечен Софьей, Откровенно и беззастенчиво говорит он:
    пойдем любовь делить плачевной нашей крали,.,
    И позже на Лизин вопрос о возможной свадьбе хладно­кровно отвечает:
    Надежды много впереди,
    Без свадьбы время проволочим.
    Весь его ум, хитрость и изворотливость призваны служить одной цели — хорошо, мягко, сладко, устроиться в жизни.
    И только катастрофа, происшедшая в конце пьесы, меша­ет осуществлению его планов. После сцены в сенях Молчалин не может оставаться прежним: маска сдернута, и все увидели его истинное лицо,
    Но слишком удобен был прежний Молчалин для всех, даже для Софьи. И Чацкий верно подмечает:
    Вы помиритесь с ним, по размышленья трезвом.
    Итак, поражение Молчалина, по всей видимости, временное. Его простят. И достижение жизненной цели станет еще сладостней.
    Молчалин — антитеза Чацкому. Но как верно сумел пред­видеть Грибоедов в этих образах два пути, по которым пойдут люди: чацкие всегда будут выбирать борьбу и открытый бой, молчалины — смирение и покой.
    Итак, нам некого жалеть: не жалкий, а хитрый и изво­ротливый, удивительно живучий тип перед нами. Огляни­тесь вокруг. Разве среди окружающих вас людей нет совре­менных молчалиных?!

  11. Великий русский поэт Александр Блок назвал комедию Грибоедова произведением «непревзойденным, единственным в мировой литературе, не разгаданным до конца» И это действительно так Сколько раз читаешь эт ту бессмертную комедию, столько раз открываешь для себя какие-то новые ее гранни.
    Чацкий, Фамусов, Софья, Лиза Все они по-своему интересны Но Самым интригующе, загадочным остается для меня Молчалин Мне трудно понятий до конца этого грибоедовский героя Мне трудно понятий, как могла красивая, богатая, образованная и неглупая Софья влюбиться в такое ничтожество, как Молчалилчалин.
    Вспомним о происхождении нашего героя Отец Софьи нашел его в какой-то конторе в Твери Не будь Фамусова, так и Корпела бы Молчалин в Этой дыре Возможно, что и родом он Был тверской, и жил где-нибудь на окраине в захудалом домишке, оставленный ему отцом, завещавшим «угождать всем людям без изъятья»: хозяину, начальнику, его слуге и даже собаке дворника, «чтоб Добро была» Молчалин жил, помните Этот с Авет отца Еще в Твери его услужливость была замечено и оценена И вот Молчалин найден и облагодетельствован Фамусовыусовым.
    Однако он не способен чувствовать благодарность за благодеяния По спиной своего благодетеля он пытается, и небезуспешно, соблазнять его дочь, хотя и не испытывает к ней Никаких нежных чувств Чтобы зав воевать благосклонность Софьи, он пытается быть этакий «мужем-мальчиком, мужем-слугой», уступчивым, скромным и тихим Молчалин – идеальный вариант мужа, которыми можно легко управлятьять.
    Что представляет собой Молчалин? ности, ни в аккуратности ничего предосудительного фотоаппарата Все дело в том, как Эти «таланты» выглядят на фоне общего поведения героя Анализируя уступки Молчалина, понимаешь, насколько непростыми и опасен это т человек опасен в том смысле, что выражает многие типичные, черты своего поколения – Молчалины Никогда не переведутся в обществестве.
    В финале, правда, Грибоедов расправляется со своим героем и тот получает по заслугам Уличенный Софьей во лжи и измене, он не в состоянии Влад конфликт утрачена любовь обманутой им Софьи НЕ исключений но, что Софья расскажет Фамусову правду, и тогда под угрозой окажется так удачно начатая карьера Молчалинина.
    В жизни очень часто негодяй, подобные Молчалину, безнаказанно ломают чужие судьбы Этим они и страшные Я думаю, за ¬ слуга Грибоедова в том, что он предостерегает нас от Молчалиных, учит разбираться в народ дяях.

    по теме:

    Век Нынешний и век минувший в комедии АС Грибоедова «Горе от ума»
    Комедия «Горе от ума» в оценке ИА Гончарова
    Крылатые слова в комедии АС Грибоедова «Горе от ума»

  12. Комедия «Горе от ума» написана Грибоедовым в период всплеска революционного движения в России, за три года до восстания декабристов. В ней автор стремился показать отсталость и порочность светского общества, его низменные интересы и консервативные взгляды. Одним из представителей этого общества является Молчалин.
    Неприметный с виду, он, тем не менее, играет в комедии значительную роль. Необходимо выяснить, на что способен такой человек, как Молчалин, является ли он посмешищем или представляет из себя реальную уфозу человеческому обществу.
    Несмотря на комический внешний облик, кажущуюся безобидность, такой человек, как Молчалин, страшен по своей сути.
    С самого начала пьесы Молчалин предстает перед читателем как жалкий, трусливый человек. Таким видит его и Чацкий, презирая и жалея. «Жалчайшее созданье!» – восклицает он. В поведении Молчалина по отношению к Фамусову видна подобострастность и униженность. При помощи этих качеств Молчалину удается успешно вывернуться из неприятной ситуации (когда его застают рано утром с Софьей). Ничего, кроме усмешки, не может вызвать эпизод, в котором Молчалин падает с лошади. Он, словно девушка, падает в обморок, потом ходит с перевязанной рукой, на что Лиза справедливо замечает: «…если б не к лицу, не нужно перевязки».
    Нет сомнения, что основные черты Молчалина – это отсутствие ума и серость. Но, обладая столь неприглядными качествами, Молчалин не так безобиден, как кажется. Отсутствие здравого живого ума заменяется наличием житейской сметки, изворотливости и хитрости. Внешне он скромен, тих и незаметен, «враг дерзости, – всегда застенчиво, несмело». Своим поведением он вводит в заблуждение Софью: «…уступчив, скромен, тих, в лице не пяти беспокойства, и на душе проступков никаких». Чацкий тоже сперва видит в Молчалине человека, который «услужлив, скромненький, в лице румянец есть. Вот он на цыпочках и не богат словами», и тем самым Чацкий его недооценивает. Скромность и застенчивость лишь маска, под которой скрывается истинное лицо Молчалина, а именно: холодный расчет, жестко поставленные цели и способность на любое зло ради их достижения. В ход идег все: лесть, подхалимство, любовная связь.
    У Молчалина нет ни денег, ни знатного происхождения, он взят в дом Фамусова из милости. Но цель его жизни – добиться «степеней известных», достичь чинов, богатства и славы, пусть даже ценой собственного унижения и несчастий других. У Молчалина нет морали, нет принципов, нет собственного мнения. По его понятиям, чтобы быть в милости, необходимо «зависеть от других», а также «не должно сметь свое суждение иметь». Нельзя даже сказать, что Молчалин поступается убеждениями. У него нет убеждений. Ради того, чтобы приблизиться к Фамусову, Молчалин разыгрывает любовь к Софье, используя девушку в качестве орудия доя достижения своих целей. Здесь проявляется двуличие Молчалина. Он изображает пылкую любовь и преданность Софье лишь «по должности», а к Лизе пристает от скуки, вследствие своей распущенности. Молчалин преуспел, выполняя завещание своего отца «угождать всем людям без изъ- ятья». Он становится любовником Софьи в угодность ей, за то, что она дочь влиятельного человека. На самом же деле Молчалин никого не любит, кроме себя. Он обращает на человека внимание лишь в том случае, если этот человек способен принести какую-нибудь выгоду. Подобное потребительское отношение к людям, к жизни было нормой в фамусовском обществе. К сожалению, такие люди, как Молчалин, существовали не только в прошлом веке, они существуют сейчас, будут существовать и в будущем. Не привлекая к себе внимания, множество молчалиных живет среди нас. И это страшно, когда такие люди благополучно устраиваются и процветают. Незначительные с виду, они основа, без которой общество, подобное фа- мусовскому, не могло бы существовать.
    О таком человеке, как Молчалин, говорят: «Он умеет жить». Имея два таланта – «умеренность и аккуратность», он знает, как выгодно поставить себя в обществе:
    – Там моську вовремя погладит.
    Тут в пору карточку вотрет.
    Как правило, такие люди действительно «блаженствуют на свете», что нельзя сказать о людях честных и порядочных.
    Таким образом, можно прийти к выводу, что Молчалин страшен, как страшен человек, способный на любую низость, подлость, предательство, как человек, истинное лицо которого скрыто под маской лжи и покорности. Недаром на примере Молчалина Грибоедов наглядно иллюстрирует порочность и лживость фамусовского общества.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *