Сочинение на тему женские образы в романе тургенева отцы и дети сочинение

9 вариантов

  1. Великий русский писатель Иван Сергеевич Тургенев создал большое количество замечательных образов русских женщин. Отношение писателя к прекрасной половине человечества было особенным. В своих бессмертных произведениях Тургенев показал, какие сокровища таятся в сердце и уме женщины, ее готовность к самопожертвованию, мужество и духовную силу.
    В романе “Отцы и дети” представлено несколько ярких женских портретов, каждый из них по- своему дополняет и раскрывает характер главного героя Базарова.
    Анна Сергеевна Одинцова – главный женский образ произведения. Читатель видит высокую красивую женщину с умными глазами. Она держится с большим достоинством, несмотря на все нелестные слухи. Богатство и независимость сделали ее жизнь легкой и размеренной. Любить Одинцова не умеет и не знает, чего хочет.
    Базаров поразил воображение Анны Сергеевны своим оригинальным мышлением. Она думала о нем, хотя и не скучала в его отсутствие. Эта женщина пробуждает в главном герое жгучую страсть. Он забывает, как совсем недавно с презрением отзывался о высоком чувстве любви.
    Переживания Базарова глубоки и серьезны, страсть окружает его ореолом возвышенности. Однако Одинцова  не отвечает взаимностью, хотя и добивается признаний молодого человека. Она остается спокойна, равнодушна, в душе ее лишь пустота. В финале Анна Сергеевна второй раз выходит замуж и опять не по любви.
    С гораздо большей теплотой и симпатией Тургенев повествует о двух других героинях романа, Фенечке и Кате Локтевой.
    Федосья Николаевна – молодая женщина, живущая с Николаем Петровичем и родившая ему сына. Материнство очень красит ее. У Фенечки чистое нежное лицо и пухлая фигурка.  Ей присущи степенность, рассудительность и любовь к порядку, унаследованные от матери. Женщина до крайности стеснительна, ее положение в доме неопределенно. Это не мешает всем окружающим симпатизировать ей, Базаров в какой- то момент даже пытается приударить за этой милой особой. В конце романа Фенечка заслуженно обретает тихое семейное счастье, став официально женой Кирсанова.

  2. Все творческие работы И.С. Тургенева всегда были богаты на женские образы. Автор описывал их с необычайной любовью. Он делал своих героинь великолепными, как внутри, так и снаружи. Роман «Отцы и дети» включает в себя множество женских персон, которые были и простыми крестьянками и высокомерными дамами.
    Мое внимание привлекла самая простая, самая мягкая и добрая героиня романа – Фенечка. Автор передает читателям ее естественную внешность. Она была молода, с красными пухлыми губками, с черными волосами. Одета Фенечка в ситцевое платье, которое опрятно на ней сидело. Девушка была необычайно стеснительна. После того, как в поместье приехал Евгений и Аркадий, Фенечка поначалу скрывалась, говорила, что больна. Хотя, девушка просто стеснялась.
    Николай Петрович принял ее за свою, разрешил жить в своем доме, после того, как у Фенечки появился от него ребенок. Он не отрицал этого факта и совершил благородный мужской поступок. Однако Николай Петрович не особо любил разговаривать о девушке, а уж про своего маленького сына и вовсе не сказал Аркадию.
    Из-за такого поведения, Фенечка не могла чувствовать себя свободно. Но, и долго прятаться в комнате девушка не стала. Она собралась силами и вышла к гостям. Девушка была прекрасна. Ведь что может быть красивее, чем молодая матерь и ее ребенок.
    Евгений Базаров очень хорошо относился к героине. Казалось, только она вызывала в нем теплые, душевные эмоции. При общении с Фенечкой он улыбался, на его лице появлялись добрые, теплые черты. Образ героини еще раз подчеркивает ее непосредственность и естественность. Она похожа на прекрасный цветок, который радовал всех вокруг.
    Совершенно контрастной противоположностью в роман вступает Кукшина Евдоксия, точнее Авдотья. Автор недолюбливает ее образ. Он относит Кукшину к эмансипированным женщинам, которые не отличались опрятностью и старательностью. Образ ее неприятен зрителю, внешне она совершенно не привлекательна.
    Свою работу женщина постоянно делает нехотя, словно заставляя себя при каждом шаге, при каждом движении. Евгений Базаров реагирует на Кукшину соответственно. При первом виде героини он поморщился.
    Также, в романе «Отцы и дети» есть еще один женский персонаж – это образ Анны Одинцовой. Именно она вызвала в душе Базарова такие терзания, такие страсти. Анна была дамой высшего общества. Ее окружало сплошное спокойствие. Жизнь ее была размерена и распланирована. В усадьбы царил покой и уют. Она частенько называла себя старухой.
    Я не могу с этим согласиться, ведь автор описывает ее женщиной лет двадцати восьми. Но, не смотря на возраст, душа Анны была истрепана событиями прежней жизни. Именно поэтому, она не захотела вступать в любовные отношения с Базаровым и заглушила в себе все взаимные симпатии.
    Такое подавленное восприятие жизни Анны влияло и на ее сестру Катерину. Она производит впечатление бледной тени Анны. Но, с развитием событий в романе, девушка раскрывает свой характер и свою личность.
    Я не очень хорошо отношусь к Одинцовой, она не вызывает у меня симпатии. Однако автор никогда не использует иронии в описании своей героини. Он называет ее самоуверенной и умной. Именно Анна Одинцова повлияла на судьбу главного героя – Евгения Базарова. Она раскрыла его душу, она заставила его поверить в любовь. Однако своей душе такого сделать героиня не разрешила.
    Роман «Отцы и дети» наполнен целой галереей женских персонажей. Они разнообразны, не похожи друг на друга. И в каждой героине есть свои особенности, свои прелести.

  3. Главная
    Рефераты – Сочинения по литературе
    Женские образы в романе Тургенева Отцы и дети – сочинение
    Произведения И. С. Тургенева — одни из самых лиричных и поэтичных произведений в русской литературе. Особенное очарование им придают женские образы. “Тургеневская женщина” — это какое-то особое измерение, некий идеал, воплощающий в себе красоту как внешнюю, так и внутреннюю. “Тургеневским женщинам” присущи и поэтичность, и цельность натуры, и невероятная сила духа. И.С.Тургенев в отношении к женщинам раскрывает все хорошее или плохое, что есть в его героях.
    Часто именно героини в его произведениях вынуждены принимать решения, делать нравственный выбор, определять свою судьбу.
    В романе “Отцы и дети” представлена целая галерея женских образов — от простой крестьянки Фенечки до великосветской дамы Анны Сергеевны Одинцовой.
    Мне хочется начать свое сочинение именно с рассказа о Фенечке. Первое же появление Фенечки оставляет в душе ощущение чего-то мягкого, теплого и очень естественного: “Это была молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье, голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах”.
    Надо отметить, что Фенечка появилась перед Аркадием и Базаровым не в первый день их приезда. В тот день она сказалась больной, хотя, конечно, была здорова. Причина же очень проста: она страшно стеснялась.
    Двойственность ее положения очевидна: крестьянка, которой барин разрешил жить в доме, и сам же этого стеснялся. Николай Петрович совершил поступок, казалось бы, благородный. Он поселил у себя женщину, родившую от него ребенка, то есть, как бы признал определенные ее права и не скрывал, что Митя — его сын. Но вел он себя при этом так, что Фенечка не могла чувствовать себя свободно и справлялась со своим положением только благодаря природной естественности и достоинству.
    Вот как Николай Петрович говорит о ней Аркадию: ”Не называй ее, пожалуйста, громко… Ну да… она теперь живет у меня. Я поместил ее в доме… там были две небольшие комнатки. Впрочем, это все можно переменить”. Про маленького сына он и вовсе не сказал — до того ему было неловко.
    Но вот Фенечка появилась перед гостями: “Она опустила глаза и остановилась у стола, слегка опираясь на самые кончики пальцев. Казалось, ей и совестно было, что она пришла, и в то же время она как будто чувствовала, что имела право прийти”.
    Мне кажется, что Тургенев сочувствует Фенечке и любуется ею. Он как будто хочет защитить ее и показать, что она в своем материнстве не только прекрасна, но еще и выше всяких толков и предрассудков: “И в самом деле, есть ли на свете что-нибудь пленительнее молодой красивой матери со здоровым ребенком на руках?”
    Базаров, живя у Кирсановых, с удовольствием общался только с Фенечкой: “Даже лицо его изменялось, когда он с ней разговаривал. Оно принимало выражение ясное, почти доброе, и к обычной его небрежности примешивалась какая-то шутливая внимательность”. Я думаю, дело тут не только в красоте Фенечки, а именно в ее естественности, отсутствии, какого бы то ни было жеманства и попыток строить из себя барыню.
    Базарову понравилась Фенечка, он однажды крепко поцеловал ее в раскрытые губы, чем и нарушил все права гостеприимства и все правила нравственности. Фенечке то же понравился Базаров, но она бы едва ли отдалась ему.
    Павел Петрович даже был влюблен в Фенечку, несколько раз приходил в ее комнату «ни за чем», несколько раз оставался с ней наедине, но он не был настолько низок, чтобы поцеловать ее. Напротив, из-за поцелуя он подрался с Базаровым на дуэли и чтобы дальше не соблазняться Фенечкой, он уехал за границу.
    Образ Фенечки подобен нежному цветку, имеющему, однако, необычайно крепкие корни. Мне кажется, что из всех героинь романа она наиболее близка к “тургеневским женщинам”.
    Прямой противоположностью Фенечки является Евдоксия, а точнее Авдотья Никитична Кукшина. Образ достаточно интересный и, скорее, карикатурный, но не случайный. Вероятно, в середине XIX века эмансипированные женщины появлялись все чаще, и это явление не просто раздражало Тургенева, но вызывало у него жгучую ненависть. Подтверждением тому является описание быта Кукшиной: “Бумаги, письма, толстые номера русских журналов, большей частью неразрезанные, валялись по запыленный столам. Везде белели разбросанные окурки папирос”, а также ее внешности и манер: “В маленькой и невзрачной фигурке эмансипированной женщины не было ничего безобразного, но выражение ее лица неприятно действовало на зрителя”, ходит она ”несколько растрепанная, в шелковом, не совсем опрятном платье, бархатная шубка ее на пожелтелом горностаевом меху”. В то же время почитывает кое-что из физики и химии, читает статьи о женщинах, хоть с грехом пополам, а все-таки рассуждает о физиологии, эмбриологии, о браке и прочих вещах. Все ее мысли обращены на предметы более серьезные, чем галстуки, воротнички, снадобья и ванны. Она выписывает журналы, за границей общается со студентами. И чтобы подчеркнуть полную ее противоположность Фенечке, я приведу следующую цитату: “…что бы она ни делала, вам постоянно казалось, что именно это-то она и не хотела сделать. Все у ней выходило, как дети говорят — нарочно, то есть не просто, не естественно”.
    На образе Кукшиной мы видим женское молодое поколение того времени, эмансипированное, с прогрессивными стремлениями. Хотя Тургенев осмеивает ее стремления, которые бы заслуживали поощрения и одобрения со стороны всякого благомыслящего человека.
    Реакция Базарова на Кукшину тоже была совершенно иной, нежели на Фенечку, увидев ее, он поморщился. Околесица, которую несла Кукшина, вполне соответствовала ее внешнему облику и манерам. Пожалуй, встреча Базарова с Кукшиной знаменательна лишь тем, что в их разговоре впервые прозвучало имя Анны Сергеевны Одинцовой — женщины, которая впоследствии ввергла Базарова в пучину страстей и терзаний.
    Они встретились с Базаровым на балу у губернатора, и Одинцова сразу произвела на него неизгладимое впечатление: “Это что за фигура? — проговорил он. — На остальных баб не похожа”. Надо сказать, что в устах Базарова (то есть этого человека, каким он был на момент их встречи) это высшая похвала. Базаров в разговоре с хозяйкой имения сконфужен, смущен, зажат, пытается побороть в себе чувство любви, начинающее зарождаться в его сердце. Анна не решилась на любовь к Базарову, человеку неординарному, который вряд ли сделал бы её жизнь спокойной.
    Каждый штрих в портрете Одинцовой указывает на то, что это дама из высшего общества. Анна Сергеевна Одинцова поражала достоинством осанки, плавными движениями, умными и спокойно глядящим глазами. От ее лица веяло мягкой и ласковой силой. Спокойными были не только ее движения и взгляд. Жизнь в ее имении отличалась роскошью, спокойствием, холодностью, отсутствием интересных людей. Размеренность и постоянство – главные черты уклада в имении Одинцовой.
    Когда Базаров с Аркадием приехали к ней в усадьбу, они увидели, насколько размеренной и однообразной была вся ее жизнь. Все здесь оказалось “поставлено на рельсы”. Комфорт и безмятежность составляли основу существования Одинцовой. Она достаточно перенесла в жизни (“тертый калач”) и теперь как будто хотела только отдыхать от своего прошлого. Не раз в разговоре с Базаровым она называла себя старой.
    Когда я читал роман, то сначала думал, что она, таким образом, кокетничает – ведь ей всего 28 лет! Но потом я понял: у этой молодой женщины душа старухи. Иначе как объяснить ее стремление всеми силами заглушить в себе возникшую влюбленность, только чтобы она не помешала размеренному образу жизни.
    Автор пишет о ней: ’’Её ум был пытлив и равнодушен в одно и тоже время. Её сомнения не утихали никогда до забывчивости и никогда не дорастали до тревоги. Не будь она и независима, она, быть может, бросилась бы в битву, узнала бы страсть…’’ Одинцова и сама хорошо знает это свойство своей натуры, она говорит Базарову: ’’Я люблю то, что вы называете комфортом.’’
    Но в то же время Анна Сергеевна способна на благородные поступки, сочувствие, высокую печаль. Она приезжает проститься с умирающим Евгением, хотя он лишь просил отца сообщить о том, что заболел и умирает.
    В конце романа мы узнаем, что Анна Одинцова вышла замуж “не по любви, а по убеждению, за одного из будущих русских деятелей…” Холодность рассудка в ней сочетаются, к сожаления, и с некоторой холодностью душевной.
    У Одинцовой сильный характер, и она даже в чем-то подавила свою младшую сестру Катю.
    Катя — славная девушка, и, хотя в первый момент она воспринимается как бледная тень Одинцовой, у нее все-таки тоже есть характер. Темная брюнетка с большими чертами лица и небольшими задумчивыми глазами. В детстве была очень дурна собой, к 16 годам стала поправляться и сделалась интересной. Кроткая, тихая, поэтическая и стыдливая. Мило краснеет и вздыхает, боится говорить, всё вокруг замечает. Музыкантша. Любит цветы и составляет из них букеты. В комнате у неё удивительный порядок. Терпелива, нетребовательна, но в то же время упряма. Постепенно раскрывается ее индивидуальность, и становится ясно, что в союзе с Аркадием она будет главной.
    Образ Одинцовой интересен как раз своей неоднозначностью. Её нельзя назвать ни положительной, ни отрицательной героиней, не погрешив при этом против истины. Анна Сергеевна – живой и яркий человек, со своими достоинствами и недостатками.
    Мне трудно однозначно ответить на вопрос: как Тургенев относится к Одинцовой? Может быть, мне мешает мое личное восприятие — Одинцова мне не очень симпатична. Но одно очевидно: Тургенев нигде не допускает иронии в отношении этой героини. Он считает ее достаточно умной женщиной (“Баба с мозгом”, — по словам Базарова), но я не думаю, что он сильно чарован ею.
    “Тургеневские женщины” — сильные женщины. Пожалуй, они гораздо сильнее духом окружающих их мужчин. Может быть, заслуга Одинцовой заключается в том, что она, сама того не желая, помогла Базарову сбросить маску, которая так мешала ему, и способствовала становлению личности этого незаурядного человека. Кто же из этих женщин оказывается милее и ближе сердцу писателя? Конечно, Фенечка. Именно ее Тургенев одарил счастьем любви и материнства. А эмансипированные женщины, в их худших проявлениях, ему глубоко несимпатичны. Одинцова отталкивает своей холодностью и эгоизмом. Тургеневский же идеал женщины заключается в умении любить и жертвовать собой ради любимого. Все эти героини, конечно, очень разные, у каждой из них своя жизнь, свои переживания, но всех их объединяют любовь и желание быть счастливыми.

  4. Сочинение: Женские образы в романе Тургенева Отцы и дети
    Произведения
    И. С. Тургенева — одни из самых лиричных и поэтичных произведений в русской
    литературе. Особенное очарование им придают женские образы. “Тургеневская женщина”
    — это какое-то особое измерение, некий идеал, воплощающий в себе красоту как
    внешнюю, так и внутреннюю. “Тургеневским женщинам” присущи и поэтичность, и
    цельность натуры, и невероятная сила духа. И.С.Тургенев в отношении к женщинам
    раскрывает все хорошее или плохое, что есть в его героях.
    Часто
    именно героини в его произведениях вынуждены принимать решения, делать
    нравственный выбор, определять свою судьбу.
    В
    романе “Отцы и дети” представлена целая галерея женских образов — от простой
    крестьянки Фенечки до великосветской дамы Анны Сергеевны Одинцовой.
    Мне
    хочется начать свое сочинение именно с рассказа о Фенечке. Первое же появление
    Фенечки оставляет в душе ощущение чего-то мягкого, теплого и очень
    естественного: “Это была молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая,
    с темными волосами и глазами, с красными, детски пухлявыми губками и нежными
    ручками. На ней было опрятное ситцевое платье, голубая новая косынка легко
    лежала на ее круглых плечах”.
    Надо
    отметить, что Фенечка появилась перед Аркадием и Базаровым не в первый день их
    приезда. В тот день она сказалась больной, хотя, конечно, была здорова. Причина
    же очень проста: она страшно стеснялась.
    Двойственность
    ее положения очевидна: крестьянка, которой барин разрешил жить в доме, и сам же
    этого стеснялся. Николай Петрович совершил поступок, казалось бы, благородный.
    Он поселил у себя женщину, родившую от него ребенка, то есть, как бы признал определенные
    ее права и не скрывал, что Митя — его сын. Но вел он себя при этом так, что
    Фенечка не могла чувствовать себя свободно и справлялась со своим положением
    только благодаря природной естественности и достоинству.
    Вот
    как Николай Петрович говорит о ней Аркадию: ”Не называй ее, пожалуйста,
    громко… Ну да… она теперь живет у меня. Я поместил ее в доме… там были
    две небольшие комнатки. Впрочем, это все можно переменить”. Про маленького сына
    он и вовсе не сказал — до того ему было неловко.
    Но
    вот Фенечка появилась перед гостями: “Она опустила глаза и остановилась у
    стола, слегка опираясь на самые кончики пальцев. Казалось, ей и совестно было,
    что она пришла, и в то же время она как будто чувствовала, что имела право прийти”.
    Мне
    кажется, что Тургенев сочувствует Фенечке и любуется ею. Он как будто хочет
    защитить ее и показать, что она в своем материнстве не только прекрасна, но еще
    и выше всяких толков и предрассудков: “И в самом деле, есть ли на свете
    что-нибудь пленительнее молодой красивой матери со здоровым ребенком на руках?”
    Базаров,
    живя у Кирсановых, с удовольствием общался только с Фенечкой: “Даже лицо его
    изменялось, когда он с ней разговаривал. Оно принимало выражение ясное, почти
    доброе, и к обычной его небрежности примешивалась какая-то шутливая
    внимательность”. Я думаю, дело тут не только в красоте Фенечки, а именно в ее
    естественности, отсутствии, какого бы то ни было жеманства и попыток строить из
    себя барыню.
    Базарову
    понравилась Фенечка, он однажды крепко поцеловал ее в раскрытые губы, чем и
    нарушил все права гостеприимства и все правила нравственности. Фенечке то же
    понравился Базаров, но она бы едва ли отдалась ему.
    Павел
    Петрович даже был влюблен в Фенечку, несколько раз приходил в ее комнату «ни за
    чем», несколько раз оставался с ней наедине, но он не был настолько низок,
    чтобы поцеловать ее. Напротив, из-за поцелуя он подрался с Базаровым на дуэли и
    чтобы дальше не соблазняться Фенечкой, он уехал за границу.
    Образ
    Фенечки подобен нежному цветку, имеющему, однако, необычайно крепкие корни. Мне
    кажется, что из всех героинь романа она наиболее близка к “тургеневским женщинам”.
    Прямой
    противоположностью Фенечки является Евдоксия, а точнее Авдотья Никитична Кукшина.
    Образ достаточно интересный и, скорее, карикатурный, но не случайный. Вероятно,
    в середине XIX века эмансипированные женщины появлялись все чаще, и это явление
    не просто раздражало Тургенева, но вызывало у него жгучую ненависть.
    Подтверждением тому является описание быта Кукшиной: “Бумаги, письма, толстые номера
    русских журналов, большей частью неразрезанные, валялись по запыленный столам. Везде
    белели разбросанные окурки папирос”, а также ее внешности и манер: “В маленькой
    и невзрачной фигурке эмансипированной женщины не было ничего безобразного, но
    выражение ее лица неприятно действовало на зрителя”, ходит она ”несколько
    растрепанная, в шелковом, не совсем опрятном платье, бархатная шубка ее на
    пожелтелом горностаевом меху”. В то же время почитывает кое-что из физики и
    химии, читает статьи о женщинах, хоть с грехом пополам, а все-таки рассуждает о
    физиологии, эмбриологии, о браке и прочих вещах. Все ее мысли обращены на
    предметы более серьезные, чем галстуки, воротнички, снадобья и ванны. Она выписывает
    журналы, за границей общается со студентами. И чтобы подчеркнуть полную ее
    противоположность Фенечке, я приведу следующую цитату: “…что бы она ни
    делала, вам постоянно казалось, что именно это-то она и не хотела сделать. Все
    у ней выходило, как дети говорят — нарочно, то есть не просто, не естественно”.
    На
    образе Кукшиной мы видим женское молодое поколение того времени,
    эмансипированное, с прогрессивными стремлениями. Хотя Тургенев осмеивает ее
    стремления, которые бы заслуживали поощрения и одобрения со стороны всякого
    благомыслящего человека.
    Реакция
    Базарова на Кукшину тоже была совершенно иной, нежели на Фенечку, увидев ее, он
    поморщился. Околесица, которую несла Кукшина, вполне соответствовала ее внешнему
    облику и манерам. Пожалуй, встреча Базарова с Кукшиной знаменательна лишь тем,
    что в их разговоре впервые прозвучало имя Анны Сергеевны Одинцовой — женщины,
    которая впоследствии ввергла Базарова в пучину страстей и терзаний.
    Они
    встретились с Базаровым на балу у губернатора, и Одинцова сразу произвела на
    него неизгладимое впечатление: “Это что за фигура? — проговорил он. — На
    остальных баб не похожа”. Надо сказать, что в устах Базарова (то есть этого человека,
    каким он был на момент их встречи) это высшая похвала. Базаров в разговоре с
    хозяйкой имения сконфужен, смущен, зажат, пытается побороть в себе чувство
    любви, начинающее зарождаться в его сердце. Анна не решилась на любовь  к Базарову,
    человеку неординарному, который вряд ли сделал бы её жизнь спокойной.
    Каждый
    штрих в портрете Одинцовой указывает на то, что это дама из высшего общества.
    Анна Сергеевна Одинцова поражала достоинством осанки, плавными движениями, умными
    и спокойно глядящим глазами. От ее лица веяло мягкой и ласковой силой. Спокойными
    были не только ее движения и взгляд. Жизнь в ее имении отличалась роскошью,
    спокойствием, холодностью, отсутствием интересных людей. Размеренность и
    постоянство – главные черты уклада в имении Одинцовой.
    Когда
    Базаров с Аркадием приехали к ней в усадьбу, они увидели, насколько размеренной
    и однообразной была вся ее жизнь. Все здесь оказалось “поставлено на рельсы”.
    Комфорт и безмятежность составляли основу существования Одинцовой. Она
    достаточно перенесла в жизни (“тертый калач”) и теперь как будто хотела только
    отдыхать от своего прошлого. Не раз в разговоре с Базаровым она называла себя
    старой.
    Когда
    я читал роман, то сначала думал, что она, таким образом, кокетничает – ведь ей
    всего 28 лет! Но потом я понял: у этой молодой женщины душа старухи. Иначе как
    объяснить ее стремление всеми силами заглушить в себе возникшую влюбленность,
    только чтобы она не помешала размеренному образу жизни.
    Автор
    пишет о ней: ’’Её ум был пытлив и равнодушен в одно и тоже время. Её сомнения
    не утихали никогда до забывчивости и никогда не дорастали до тревоги. Не будь
    она и независима, она, быть может, бросилась бы в битву, узнала бы страсть…’’
    Одинцова и сама хорошо знает это свойство своей натуры, она говорит Базарову: ’’Я
    люблю то, что вы называете комфортом.’’
    Но
    в то же время Анна Сергеевна способна на благородные поступки, сочувствие,
    высокую печаль. Она приезжает проститься с умирающим Евгением, хотя он лишь
    просил отца сообщить о том, что заболел и умирает.
    В
    конце романа мы узнаем, что Анна Одинцова вышла замуж “не по любви, а по
    убеждению, за одного из будущих русских деятелей…” Холодность рассудка в ней
    сочетаются, к сожаления, и с некоторой холодностью душевной.
    У
    Одинцовой сильный характер, и она даже в чем-то подавила свою младшую сестру
    Катю.
    Катя
    — славная девушка, и, хотя в первый момент она воспринимается как бледная тень
    Одинцовой, у нее все-таки тоже есть характер. Темная брюнетка с большими
    чертами лица и небольшими задумчивыми глазами. В детстве была очень дурна
    собой, к 16 годам стала поправляться и сделалась интересной. Кроткая, тихая,
    поэтическая и стыдливая. Мило краснеет и вздыхает, боится говорить, всё вокруг
    замечает. Музыкантша. Любит цветы и составляет из них букеты. В комнате у неё
    удивительный порядок. Терпелива, нетребовательна, но в то же время упряма. Постепенно
    раскрывается ее индивидуальность, и становится ясно, что в союзе с Аркадием она
    будет главной.
    Образ
    Одинцовой интересен как раз своей неоднозначностью. Её нельзя назвать ни
    положительной, ни отрицательной героиней, не погрешив при этом против истины.
    Анна Сергеевна – живой и яркий человек, со своими достоинствами и недостатками.
    Мне
    трудно однозначно ответить на вопрос: как Тургенев относится к Одинцовой? Может
    быть, мне мешает мое личное восприятие — Одинцова мне не очень симпатична. Но
    одно очевидно: Тургенев нигде не допускает иронии в отношении этой героини. Он
    считает ее достаточно умной женщиной (“Баба с мозгом”, — по словам Базарова),
    но я не думаю, что он сильно чарован ею.
    “Тургеневские
    женщины” — сильные женщины. Пожалуй, они гораздо сильнее духом окружающих их
    мужчин. Может быть, заслуга Одинцовой заключается в том, что она, сама того не
    желая, помогла Базарову сбросить маску, которая так мешала ему, и
    способствовала становлению личности этого незаурядного человека. Кто же из этих
    женщин оказывается милее и ближе сердцу писателя? Конечно, Фенечка. Именно ее
    Тургенев одарил счастьем любви и материнства. А эмансипированные женщины, в их
    худших проявлениях, ему глубоко несимпатичны. Одинцова отталкивает своей
    холодностью и эгоизмом. Тургеневский же идеал женщины заключается в умении
    любить и жертвовать собой ради любимого. Все эти
    героини, конечно, очень разные, у каждой из них своя жизнь, свои переживания,
    но всех их объединяют любовь и желание быть счастливыми.

  5. Самыми выдающимися женскими фигурами в романе Тургенева “Отцы и дети” являются Одинцова Анна Сергеевна, Фенечка и Кукшина. Эти три образа до крайности непохожи друг на друга, но тем не менее мы попытаемся их сравнить.
    Тургенев очень уважительно относился к женщинам, возможно, поэтому их образы подробно и ярко описаны в романе. Этих дам объединяет знакомство с Базаровым. Каждая из их внесла свою лепту в изменение его мировоззрения. Самую значительную роль сыграла Анна Сергеевна Одинцова. Именно ей было суждено перевернуть привычный Базарову мир. Любовь, в существование которой он не верил, пришла и к нему. Внутренний конфликт Базарова начинается именно с того момента, когда он встречает Анну Сергеевну Одинцову.
    Своей неординарностью Базаров, естественно, вызывает живой интерес холодной барыни Одинцовой. Но эта любовь одновременно и притягивает, и страшит ее. Поскольку для молодого нигилиста это не совсем привычное чувство, то он, соответственно, не знает, как себя вести. С одной стороны, он якобы не верит в любовь, а с другой – он не знает, как назвать то томление, которое испытывает. Сцена, где описано его признание Одинцовой, очень живо передает его мучения. Его любовь скорее похожа на злобу на нее, на себя самого за слабость. Анна Сергеевна всегда спокойна, величава и невозмутима. В ней есть что то исконно русское. Она настоящая женщина, которая требует внимания, уважения и даже некоторого преклонения перед своей персоной. Но при этом она не способна на всепоглощающую страсть. Ей необходима такая же сдержанность, некоторая холодность, которая присуща ей самой. Одинцова не в состоянии ответить на чувство Базарова, он пугает ее, его любовь скорее похожа на ненависть, на нее, на себя самого за слабость. Да и сам Базаров не может дать того, что ей нужно – спокойствия, комфорта и гармонии. Они вынуждены расстаться, хотя именно Одинцову Базаров хочет видеть перед смертью.
    Образ Кукшиной совершенно иной. Эта “нигилистка” глубоко несчастна, причем именно как женщина. Ее бросил муж, и теперь за современной маской эмансипированной дамы она скрывает свое личное недовольство сложившейся ситуацией. Ее манеры наиграны и фальшивы, но даже она вызывает сочувствие, когда на балу, заброшенная знакомыми мужчинами, она безуспешно пытается привлечь их внимание. Развязное поведение часто скрывает за собой чувство неполноценности. Так произошло и в случае с Кукшиной. Вынужденная играть не свою роль, она, в отличие от Одинцовой, которая всегда чувствует себя в своей тарелке, ведет себя крайне неестественно.
    Фенечка – настоящая русская женщина. В ней нет величественности и избалованности Одинцовой, и уж тем более в ней нет претенциозности и фальши Кукшиной. Однако и она отвергает Базарова. Его тянет к Федосье Николаевне, он ищет в ней некое подтверждение своей теории любви как простого чувственного влечения. Но такое отношение оскорбляет Фенечку, и Базаров слышит из ее уст искренний упрек. Оскорблены ее нравственность, глубокая духовность и чистота. Если первый раз герой может объяснить для себя отказ Анны Сергеевны барской изнеженностью и капризом, то отказ Фенечки, простой женщины, говорит о том, что уже в самой женской природе изначально заложены презираемые Базаровым высокая духовность и красота. Женщины подсознательно чувствуют агрессию и неприязнь, и редко что может заставить их ответить влюбленностью на презрение.
    Чувство собственного достоинства, одухотворенность и нравственная красота объединяют Одинцову и Фенечку. В дальнейшем Тургенев воспользуется их некоторыми чертами характера, чтобы создать образ “тургеневской девушки”. В данном произведении их роль заключается в том, чтобы показать читателю авторское понятие красоты русской души.

  6. Произведения И. С. Тургенева — одни из самых лиричных и поэтичных произведений в русской литературе. Особенное очарование им придают женские образы. “Тургеневская женщина” — это какое-то особое измерение, некий идеал, воплощающий в себе красоту как внешнюю, так и внутреннюю. “Тургеневским женщинам” присущи и поэтичность, и цельность натуры, и невероятная сила духа. И.С.Тургенев в отношении к женщинам раскрывает все хорошее или плохое, что есть в его героях.
    Часто именно героини в его произведениях вынуждены принимать решения, делать нравственный выбор, определять свою судьбу.
    В романе “Отцы и дети” представлена целая галерея женских образов — от простой крестьянки Фенечки до великосветской дамы Анны Сергеевны Одинцовой.
    Мне хочется начать свое сочинение именно с рассказа о Фенечке. Первое же появление Фенечки оставляет в душе ощущение чего-то мягкого, теплого и очень естественного: “Это была молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье, голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах”.
    Надо отметить, что Фенечка появилась перед Аркадием и Базаровым не в первый день их приезда. В тот день она сказалась больной, хотя, конечно, была здорова. Причина же очень проста: она страшно стеснялась.
    Двойственность ее положения очевидна: крестьянка, которой барин разрешил жить в доме, и сам же этого стеснялся. Николай Петрович совершил поступок, казалось бы, благородный. Он поселил у себя женщину, родившую от него ребенка, то есть, как бы признал определенные ее права и не скрывал, что Митя — его сын. Но вел он себя при этом так, что Фенечка не могла чувствовать себя свободно и справлялась со своим положением только благодаря природной естественности и достоинству.
    Вот как Николай Петрович говорит о ней Аркадию: ”Не называй ее, пожалуйста, громко… Ну да… она теперь живет у меня. Я поместил ее в доме… там были две небольшие комнатки. Впрочем, это все можно переменить”. Про маленького сына он и вовсе не сказал — до того ему было неловко.
    Но вот Фенечка появилась перед гостями: “Она опустила глаза и остановилась у стола, слегка опираясь на самые кончики пальцев. Казалось, ей и совестно было, что она пришла, и в то же время она как будто чувствовала, что имела право прийти”.
    Мне кажется, что Тургенев сочувствует Фенечке и любуется ею. Он как будто хочет защитить ее и показать, что она в своем материнстве не только прекрасна, но еще и выше всяких толков и предрассудков: “И в самом деле, есть ли на свете что-нибудь пленительнее молодой красивой матери со здоровым ребенком на руках?”
    Базаров, живя у Кирсановых, с удовольствием общался только с Фенечкой: “Даже лицо его изменялось, когда он с ней разговаривал. Оно принимало выражение ясное, почти доброе, и к обычной его небрежности примешивалась какая-то шутливая внимательность”. Я думаю, дело тут не только в красоте Фенечки, а именно в ее естественности, отсутствии, какого бы то ни было жеманства и попыток строить из себя барыню.
    Базарову понравилась Фенечка, он однажды крепко поцеловал ее в раскрытые губы, чем и нарушил все права гостеприимства и все правила нравственности. Фенечке то же понравился Базаров, но она бы едва ли отдалась ему.
    Павел Петрович даже был влюблен в Фенечку, несколько раз приходил в ее комнату «ни за чем», несколько раз оставался с ней наедине, но он не был настолько низок, чтобы поцеловать ее. Напротив, из-за поцелуя он подрался с Базаровым на дуэли и чтобы дальше не соблазняться Фенечкой, он уехал за границу.
    Образ Фенечки подобен нежному цветку, имеющему, однако, необычайно крепкие корни. Мне кажется, что из всех героинь романа она наиболее близка к “тургеневским женщинам”.
    Прямой противоположностью Фенечки является Евдоксия, а точнее Авдотья Никитична Кукшина. Образ достаточно интересный и, скорее, карикатурный, но не случайный. Вероятно, в середине XIX века эмансипированные женщины появлялись все чаще, и это явление не просто раздражало Тургенева, но вызывало у него жгучую ненависть. Подтверждением тому является описание быта Кукшиной: “Бумаги, письма, толстые номера русских журналов, большей частью неразрезанные, валялись по запыленный столам. Везде белели разбросанные окурки папирос”, а также ее внешности и манер: “В маленькой и невзрачной фигурке эмансипированной женщины не было ничего безобразного, но выражение ее лица неприятно действовало на зрителя”, ходит она ”несколько растрепанная, в шелковом, не совсем опрятном платье, бархатная шубка ее на пожелтелом горностаевом меху”. В то же время почитывает кое-что из физики и химии, читает статьи о женщинах, хоть с грехом пополам, а все-таки рассуждает о физиологии, эмбриологии, о браке и прочих вещах. Все ее мысли обращены на предметы более серьезные, чем галстуки, воротнички, снадобья и ванны. Она выписывает журналы, за границей общается со студентами. И чтобы подчеркнуть полную ее противоположность Фенечке, я приведу следующую цитату: “…что бы она ни делала, вам постоянно казалось, что именно это-то она и не хотела сделать. Все у ней выходило, как дети говорят — нарочно, то есть не просто, не естественно”.
    На образе Кукшиной мы видим женское молодое поколение того времени, эмансипированное, с прогрессивными стремлениями. Хотя Тургенев осмеивает ее стремления, которые бы заслуживали поощрения и одобрения со стороны всякого благомыслящего человека.
    Реакция Базарова на Кукшину тоже была совершенно иной, нежели на Фенечку, увидев ее, он поморщился. Околесица, которую несла Кукшина, вполне соответствовала ее внешнему облику и манерам. Пожалуй, встреча Базарова с Кукшиной знаменательна лишь тем, что в их разговоре впервые прозвучало имя Анны Сергеевны Одинцовой — женщины, которая впоследствии ввергла Базарова в пучину страстей и терзаний.
    Они встретились с Базаровым на балу у губернатора, и Одинцова сразу произвела на него неизгладимое впечатление: “Это что за фигура? — проговорил он. — На остальных баб не похожа”. Надо сказать, что в устах Базарова (то есть этого человека, каким он был на момент их встречи) это высшая похвала. Базаров в разговоре с хозяйкой имения сконфужен, смущен, зажат, пытается побороть в себе чувство любви, начинающее зарождаться в его сердце. Анна не решилась на любовь  к Базарову, человеку неординарному, который вряд ли сделал бы её жизнь спокойной.
    Каждый штрих в портрете Одинцовой указывает на то, что это дама из высшего общества. Анна Сергеевна Одинцова поражала достоинством осанки, плавными движениями, умными и спокойно глядящим глазами. От ее лица веяло мягкой и ласковой силой. Спокойными были не только ее движения и взгляд. Жизнь в ее имении отличалась роскошью, спокойствием, холодностью, отсутствием интересных людей. Размеренность и постоянство – главные черты уклада в имении Одинцовой.
    Когда Базаров с Аркадием приехали к ней в усадьбу, они увидели, насколько размеренной и однообразной была вся ее жизнь. Все здесь оказалось “поставлено на рельсы”. Комфорт и безмятежность составляли основу существования Одинцовой. Она достаточно перенесла в жизни (“тертый калач”) и теперь как будто хотела только отдыхать от своего прошлого. Не раз в разговоре с Базаровым она называла себя старой.
    Когда я читал роман, то сначала думал, что она, таким образом, кокетничает – ведь ей всего 28 лет! Но потом я понял: у этой молодой женщины душа старухи. Иначе как объяснить ее стремление всеми силами заглушить в себе возникшую влюбленность, только чтобы она не помешала размеренному образу жизни.
    Автор пишет о ней: ’’Её ум был пытлив и равнодушен в одно и тоже время. Её сомнения не утихали никогда до забывчивости и никогда не дорастали до тревоги. Не будь она и независима, она, быть может, бросилась бы в битву, узнала бы страсть…’’ Одинцова и сама хорошо знает это свойство своей натуры, она говорит Базарову: ’’Я люблю то, что вы называете комфортом.’’
    Но в то же время Анна Сергеевна способна на благородные поступки, сочувствие, высокую печаль. Она приезжает проститься с умирающим Евгением, хотя он лишь просил отца сообщить о том, что заболел и умирает.
    В конце романа мы узнаем, что Анна Одинцова вышла замуж “не по любви, а по убеждению, за одного из будущих русских деятелей…” Холодность рассудка в ней сочетаются, к сожаления, и с некоторой холодностью душевной.
    У Одинцовой сильный характер, и она даже в чем-то подавила свою младшую сестру Катю.
    Катя — славная девушка, и, хотя в первый момент она воспринимается как бледная тень Одинцовой, у нее все-таки тоже есть характер. Темная брюнетка с большими чертами лица и небольшими задумчивыми глазами. В детстве была очень дурна собой, к 16 годам стала поправляться и сделалась интересной. Кроткая, тихая, поэтическая и стыдливая. Мило краснеет и вздыхает, боится говорить, всё вокруг замечает. Музыкантша. Любит цветы и составляет из них букеты. В комнате у неё удивительный порядок. Терпелива, нетребовательна, но в то же время упряма. Постепенно раскрывается ее индивидуальность, и становится ясно, что в союзе с Аркадием она будет главной.
    Образ Одинцовой интересен как раз своей неоднозначностью. Её нельзя назвать ни положительной, ни отрицательной героиней, не погрешив при этом против истины. Анна Сергеевна – живой и яркий человек, со своими достоинствами и недостатками.
    Мне трудно однозначно ответить на вопрос: как Тургенев относится к Одинцовой? Может быть, мне мешает мое личное восприятие — Одинцова мне не очень симпатична. Но одно очевидно: Тургенев нигде не допускает иронии в отношении этой героини. Он считает ее достаточно умной женщиной (“Баба с мозгом”, — по словам Базарова), но я не думаю, что он сильно чарован ею.
    “Тургеневские женщины” — сильные женщины. Пожалуй, они гораздо сильнее духом окружающих их мужчин. Может быть, заслуга Одинцовой заключается в том, что она, сама того не желая, помогла Базарову сбросить маску, которая так мешала ему, и способствовала становлению личности этого незаурядного человека. Кто же из этих женщин оказывается милее и ближе сердцу писателя? Конечно, Фенечка. Именно ее Тургенев одарил счастьем любви и материнства. А эмансипированные женщины, в их худших проявлениях, ему глубоко несимпатичны. Одинцова отталкивает своей холодностью и эгоизмом. Тургеневский же идеал женщины заключается в умении любить и жертвовать собой ради любимого. Все эти героини, конечно, очень разные, у каждой из них своя жизнь, свои переживания, но всех их объединяют любовь и желание быть счастливыми.

    Еще из раздела Литература и русский язык:

    Сочинение: Новый герой русской литературы XIX века
    Сочинение: Раннехристианские легенды в произведениях Н. С. Лескова
    Сочинение: Гражданский подвиг Н. Г. Чернышевского
    Сочинение: Особенности жанра и композиции поэмы Гоголя “Мертвые души”. Художественные особенности поэмы
    Сочинение: Фамусов и Молчалин в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    Сочинение: Тема чести в произведениях русских писателей 19 века
    Сочинение: Язвы армейско-офицерского мира и пути избавления от них. (по повести Куприна Поединок)

  7. Нельзя представить себе историю русской литературы без имени Ивана Сергеевича Тургенева. Его литературное наследие довольно обширно: Тургенев писал стихи, прозу, драмы. Талант писателя проявился ярче всего в его крупных произведениях – романах и повестях. Именно в них художник всесторонне отразил особенности своего времени, духовный облик современников. Огромная заслуга Тургенева состоит еще и в том, что в своем творчестве он затрагивал общечеловеческие и философские проблемы, волновавшие людей во все времена.
    Одной из основополагающих тем творчества Тургенева является тема любви. Важно заметить, что автор часто устраивает своим героям испытание любовью. И это не случайно, ибо через такое же испытание прошел сам Тургенев.
    Еще в 1843 году произошло событие, наложившее неизгладимый отпечаток на всю жизнь Тургенева. Он познакомился с выдающейся певицей, человеком высокой культуры, умной и привлекательной женщиной Полиной Виардо. Женой Тургенева любимая женщина стать не могла: у нее были дети, муж. И отношения их сохранили чистоту и прелесть истинной дружбы, за которой таилось высокое чувство любви. Нельзя без волнения читать строки из письма Тургенева Виардо: «В будущий вторник исполнится семь лет с тех пор, как я в первый раз был у Вас. И вот мы остались друзьями, и, мне кажется, хорошими друзьями. И мне радостно сказать Вам по истечении семи лет, что я ничего не видел на свете лучше Вас, что встретить Вас на своем пути было величайшим счастьем моей жизни, что моя преданность и благодарность Вам не имеет границ и умрет только вместе со мною».
    Как можно увидеть из всего вышесказанного, Тургенев с большим уважением и трепетом относился к своей возлюбленной и к женщинам в целом. В каждом своем произведении автор отводил особое место женским образам, подчас делая их главными в раскрытии основной темы. Не стал исключением и роман «Отцы и дети». Все произведение насыщено женскими образами, каждый из которых интересен, самобытен и несет свой особый символический смысл.
    Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» – многостороннее и очень глубокое произведение. Оно рассматривает множество проблем, от общественно-политических до глубоко личных вопросов любви и дружбы.
    Тема любви является одной из главных тем этого произведения. В связи с этим в романе выведено много женских образов. С их помощью автор не только раскрывает многие проблемы, но и высказывает свое отношение к проблемам предназначения женщины, высказывает свою точку зрения на женский характер, женскую судьбу.
    В романе выведены женщины разных поколений. К «старшим» относятся мать Базарова Арина Власьевна, мать Аркадия – Маша, бабушка Аркадия – Агафоклея Кузьминишна, тетушка Анны Сергеевны и Кати. Все эти героини, за исключением старой и, по-моему, уже выжившей из ума, тетушки, персонажи положительные. Они, несмотря на разницу характеров, с честью выполняли свой женский долг, следовали своему женскому предназначению. У этих героинь были крепкие семьи, любящие мужья и любимые дети. Недаром у них выросли достойные, хорошие дети: братья Кирсановы, и Базаров, и Аркадий.
    К молодому поколению в «Отцах и детях» относятся Катя, Фенечка, Кукшина. Судьбы этих женщин различны. Если Фенечка довольна своей судьбой, то насчет Кати уже возникают сомнения: она стремится к другой жизни, интересной и деятельной, но выбирает довольно посредственного Аркадия. Что ждет ее впереди? Нам остается лишь догадываться.
    Авдотья Никитишна Кукшина – образ и смешной, и драматический. Это глубоко несчастная женщина, не сумевшая найти своего женского счастья. Она пытается превратиться в эмансипированную, независимую даму. Кукшина отвергает свою женскую природу, превращаясь в смешное и жалкое существо. Она все еще надеется устроить свою судьбу, мечтает о муже и детях. Но, на мой взгляд, это ей вряд ли удастся.
    Особняком в романе стоят образы княгини Р. и Анны Сергеевны Одинцовой. Они во многом похожи и составляют параллель из старшего и младшего поколения. Эти героини спокойной семейной жизни предпочитают нечто другое. Княгиня Р. выбирает жизнь, полную страстей и волнений, Одинцова – полное отсутствие эмоций, но материальное благополучие. Обе героини несчастливы. Как мне кажется, причину этого автор видит в их отказе от семьи, любви к мужу, воспитании детей. Именно в этом, на мой взгляд, Тургенев видит предназначение женщины, ее святой долг и ее счастье.

  8. Произведения И. С. Тургенева — одни из самых лиричных и поэтичных произведений в русской литературе. Особенное очарование им придают женские образы. “Тургеневская женщина” — это какое-то особое измерение, некий идеал, воплощающий в себе красоту как внешнюю, так и внутреннюю. “Тургеневским женщинам” присущи и поэтичность, и цельность натуры, и невероятная сила духа. Таковы Елена (“Накануне”), Наталья (“Рудин”), Лиза (“Дворянское гнездо”).
    В романе “Отцы и дети” представлена целая галерея женских образов — от простой крестьянки Фенечки до великосветской дамы Анны Сергеевны Одинцовой.
    Мне хочется начать свое сочинение именно с рассказа о Фенечке, потому что из всех героинь романа она мне милее всех. Первое же появление Фенечки оставляет в душе ощущение чего-то мягкого, теплого и очень естественного: “Это была молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах”. Надо отметить, что Фенечка появилась перед Аркадием и Базаровым не в первый день их приезда. В тот день она сказалась больной, хотя, конечно, была здорова. Причина же очень проста: она страшно стеснялась. Двойственность ее положения очевидна: крестьянка, которой барин разрешил жить в доме, и сам же этого стеснялся. Николай Петрович совершил поступок, казалось бы, благородный. Он поселил у себя женщину, родившую от него ребенка, то есть как бы признал определенные ее права и не скрывал, что Митя — его сын. Но вел он себя при этом так, что Фенечка не могла чувствовать себя свободно и справлялась со своим положением только благодаря природной естественности и достоинству. Вот как Николай Петрович говорит о ней Аркадию: “Не называй ее, пожалуйста, громко… Ну да… она теперь живет у меня. Я поместил ее в доме… там были две небольшие комнатки. Впрочем, это все можно переменить”. Про маленького сына он и вовсе не сказал — до того ему было неловко. Но вот Фенечка появилась перед гостями: “Она опустила глаза и остановилась у стола, слегка опираясь на самые кончики пальцев. Казалось, ей и совестно было, что она пришла, и в то же время она как будто чувствовала, что имела право прийти”. Мне кажется, что Тургенев сочувствует Фе-нечке и любуется ею. Он как будто хочет защитить ее и показать, что она в своем материнстве не только прекрасна, но еще и выше всяких толков и предрассудков: “И в самом деле, есть ли на свете что-нибудь пленительнее молодой красивой матери со здоровым ребенком на руках?” Базаров, живя у Кирсановых, с удовольствием общался только с Фенечкой: “Даже лицо его изменялось, когда он с ней разговаривал: оно принимало выражение ясное, почти доброе, и к обычной его небрежности примешивалась какая-то шутливая внимательность”. Я думаю, дело тут не только в красоте Фенечки, а именно в ее естественности, отсутствии какого бы то ни было жеманства и попыток строить из себя барыню. Образ Фенечки подобен нежному цветку, имеющему, однако, необычайно крепкие корни. Мне кажется, что из всех героинь романа она наиболее близка к “тургеневским женщинам”.
    Прямой противоположностью Фенечки является Евдоксия, а точнее Авдотья, Никитична Кукшина. Образ достаточно проходной и, скорее, карикатурный, но не случайный. Вероятно, в середине XIX века эмансипированные женщины появлялись все чаще, и это явление не просто раздражало Тургенева, но вызывало у него жгучую ненависть. Подтверждением тому является описание быта Кукшиной (“Бумаги, письма, толстые номера русских журналов, большей частью неразрезанные, валялись по запыленный столам; везде белели разбросанные окурки папирос”), а также ее внешности и манер (“В маленькой и невзрачной фигурке эмансипированной женщины не было ничего безобразного; но выражение ее лица неприятно действовало на зрителя. Невольно хотелось спросить у ней: “Что ты, голодна? Или скучаешь? Или робеешь? Чего ты пружишься?””). И чтобы подчеркнуть полную ее противоположность Фенечке, я приведу следующую цитату: “…что бы она ни делала, вам постоянно казалось, что именно это-то она и не хотела сделать; все у ней выходило, как дети говорят — нарочно, то есть не просто, не естественно”). Реакция Базарова на Кукшину тоже была совершенно иной, нежели на Фенечку: увидев ее, ой поморщился. Околесица, которую несла Кукшина, вполне соответствовала ее внешнему облику и манерам. Пожалуй, встреча Базарова с Кукшиной знаменательна лишь тем, что в их разговоре впервые прозвучало имя Анны Сергеевны Одинцовой — женщины, которая впоследствии ввергла Базарова в пучину страстей и терзаний.
    Они встретились с Базаровым на балу у губернатора, и Одинцова сразу произвела на него неизгладимое впечатление: “Это что за фигура? — проговорил он. — На остальных баб не похожа”. Надо сказать, что в устах Базарова (то есть этого человека, каким он был на момент их встречи) это высшая похвала. Каждый штрих в портрете Одинцовой указывает на то, что это дама из высшего общества: “достоинствоу осанки”, спокойный взгляд, чуть заметная улыбка: “Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица”. Спокойными были не только ее движения и взгляд. Когда Базаров с Аркадием приехали к ней в усадьбу, они увидели, насколько размеренной и однообразной была вся ее жизнь. Все здесь оказалось “поставлено на рельсы”. Комфорт и безмятежность составляли основу существования Одинцовой. Она достаточно перенесла в жизни (“тертый калач”) и теперь как будто хотела только отдыхать от своего прошлого. Не раз в разговоре с Базаровым она называла себя старой. Когда я читала роман, то сначала думала, что она таким образом кокетничает -ведь ей всего 28 лет! Но потом я поняла: у этой молодой женщины душа старухи. Иначе как объяснить ее стремление всеми силами заглушить в себе возникшую влюбленность, только чтобы она не помешала размеренному образу жизни. У Одинцовой сильный характер, и она даже в чем-то подавила свою младшую сестру Катю. Катя — славная девушка, и, хотя в первый момент она воспринимается как бледная тень Одинцовой, у нее все-таки тоже есть характер. Постепенно раскрывается ее индивидуальность, и становится ясно, что в союзе с Аркадием она будет главной.
    Мне трудно однозначно ответить на вопрос: как Тургенев относится к Одинцовой? Может быть, мне мешает мое личное восприятие — Одинцова мне не очень симпатична. Но одно очевидно: Тургенев нигде не допускает иронии в отношении этой героини. Он считает ее достаточно умной женщиной (“Баба с мозгом”, — по словам Базарова), но я не думаю, что он сильно ею очарован.
    “Тургеневские женщины” — сильные женщины. Пожалуй, они гораздо сильнее духом окружающих их мужчин. Может быть, заслуга Одинцовой заключается в том, что она, сама того не желая, помогла Базарову сбросить маску, которая так мешала ему, и способствовала становлению личности этого незаурядного человека. Кто же из этих женщин оказывается милее и ближе сердцу писателя? Конечно, Фенечка. Именно ее Тургенев одарил счастьем любви и материнства. А эмансипированные женщины, в их худших проявлениях, ему глубоко несимпатичны. Одинцова отталкивает своей холодностью и эгоизмом. Тургеневский же идеал женщины заключается в умении любить и жертвовать собой ради любимого.

  9. Произведения И. С. Тургенева — одни из самых лиричных и поэтичных произведений в русской литературе. Особенное очарование им придают женские образы. “Тургеневская женщина” — это какое-то особое измерение, некий идеал, воплощающий в себе красоту как внешнюю, так и внутреннюю. “Тургеневским женщинам” присущи и поэтичность, и цельность натуры, и невероятная сила духа. И.С.Тургенев в отношении к женщинам раскрывает все хорошее или плохое, что есть в его героях.
    Часто именно героини в его произведениях вынуждены принимать решения, делать нравственный выбор, определять свою судьбу.
    В романе “Отцы и дети” представлена целая галерея женских образов — от простой крестьянки Фенечки до великосветской дамы Анны Сергеевны Одинцовой.
    Мне хочется начать свое сочинение именно с рассказа о Фенечке. Первое же появление Фенечки оставляет в душе ощущение чего-то мягкого, теплого и очень естественного: “Это была молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье, голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах”.
    Надо отметить, что Фенечка появилась перед Аркадием и Базаровым не в первый день их приезда. В тот день она сказалась больной, хотя, конечно, была здорова. Причина же очень проста: она страшно стеснялась.
    Двойственность ее положения очевидна: крестьянка, которой барин разрешил жить в доме, и сам же этого стеснялся. Николай Петрович совершил поступок, казалось бы, благородный. Он поселил у себя женщину, родившую от него ребенка, то есть, как бы признал определенные ее права и не скрывал, что Митя — его сын. Но вел он себя при этом так, что Фенечка не могла чувствовать себя свободно и справлялась со своим положением только благодаря природной естественности и достоинству.
    Вот как Николай Петрович говорит о ней Аркадию: ”Не называй ее, пожалуйста, громко… Ну да… она теперь живет у меня. Я поместил ее в доме… там были две небольшие комнатки. Впрочем, это все можно переменить”. Про маленького сына он и вовсе не сказал — до того ему было неловко.
    Но вот Фенечка появилась перед гостями: “Она опустила глаза и остановилась у стола, слегка опираясь на самые кончики пальцев. Казалось, ей и совестно было, что она пришла, и в то же время она как будто чувствовала, что имела право прийти”.
    Мне кажется, что Тургенев сочувствует Фенечке и любуется ею. Он как будто хочет защитить ее и показать, что она в своем материнстве не только прекрасна, но еще и выше всяких толков и предрассудков: “И в самом деле, есть ли на свете что-нибудь пленительнее молодой красивой матери со здоровым ребенком на руках?”
    Базаров, живя у Кирсановых, с удовольствием общался только с Фенечкой: “Даже лицо его изменялось, когда он с ней разговаривал. Оно принимало выражение ясное, почти доброе, и к обычной его небрежности примешивалась какая-то шутливая внимательность”. Я думаю, дело тут не только в красоте Фенечки, а именно в ее естественности, отсутствии, какого бы то ни было жеманства и попыток строить из себя барыню.
    Базарову понравилась Фенечка, он однажды крепко поцеловал ее в раскрытые губы, чем и нарушил все права гостеприимства и все правила нравственности. Фенечке то же понравился Базаров, но она бы едва ли отдалась ему.
    Павел Петрович даже был влюблен в Фенечку, несколько раз приходил в ее комнату «ни за чем», несколько раз оставался с ней наедине, но он не был настолько низок, чтобы поцеловать ее. Напротив, из-за поцелуя он подрался с Базаровым на дуэли и чтобы дальше не соблазняться Фенечкой, он уехал за границу.
    Образ Фенечки подобен нежному цветку, имеющему, однако, необычайно крепкие корни. Мне кажется, что из всех героинь романа она наиболее близка к “тургеневским женщинам”.
    Прямой противоположностью Фенечки является Евдоксия, а точнее Авдотья Никитична Кукшина. Образ достаточно интересный и, скорее, карикатурный, но не случайный. Вероятно, в середине XIX века эмансипированные женщины появлялись все чаще, и это явление не просто раздражало Тургенева, но вызывало у него жгучую ненависть. Подтверждением тому является описание быта Кукшиной: “Бумаги, письма, толстые номера русских журналов, большей частью неразрезанные, валялись по запыленный столам. Везде белели разбросанные окурки папирос”, а также ее внешности и манер: “В маленькой и невзрачной фигурке эмансипированной женщины не было ничего безобразного, но выражение ее лица неприятно действовало на зрителя”, ходит она ”несколько растрепанная, в шелковом, не совсем опрятном платье, бархатная шубка ее на пожелтелом горностаевом меху”. В то же время почитывает кое-что из физики и химии, читает статьи о женщинах, хоть с грехом пополам, а все-таки рассуждает о физиологии, эмбриологии, о браке и прочих вещах. Все ее мысли обращены на предметы более серьезные, чем галстуки, воротнички, снадобья и ванны. Она выписывает журналы, за границей общается со студентами. И чтобы подчеркнуть полную ее противоположность Фенечке, я приведу следующую цитату: “…что бы она ни делала, вам постоянно казалось, что именно это-то она и не хотела сделать. Все у ней выходило, как дети говорят — нарочно, то есть не просто, не естественно”.
    На образе Кукшиной мы видим женское молодое поколение того времени, эмансипированное, с прогрессивными стремлениями. Хотя Тургенев осмеивает ее стремления, которые бы заслуживали поощрения и одобрения со стороны всякого благомыслящего человека.
    Реакция Базарова на Кукшину тоже была совершенно иной, нежели на Фенечку, увидев ее, он поморщился. Околесица, которую несла Кукшина, вполне соответствовала ее внешнему облику и манерам. Пожалуй, встреча Базарова с Кукшиной знаменательна лишь тем, что в их разговоре впервые прозвучало имя Анны Сергеевны Одинцовой — женщины, которая впоследствии ввергла Базарова в пучину страстей и терзаний.
    Они встретились с Базаровым на балу у губернатора, и Одинцова сразу произвела на него неизгладимое впечатление: “Это что за фигура? — проговорил он. — На остальных баб не похожа”. Надо сказать, что в устах Базарова (то есть этого человека, каким он был на момент их встречи) это высшая похвала. Базаров в разговоре с хозяйкой имения сконфужен, смущен, зажат, пытается побороть в себе чувство любви, начинающее зарождаться в его сердце. Анна не решилась на любовь к Базарову, человеку неординарному, который вряд ли сделал бы её жизнь спокойной.
    Каждый штрих в портрете Одинцовой указывает на то, что это дама из высшего общества. Анна Сергеевна Одинцова поражала достоинством осанки, плавными движениями, умными и спокойно глядящим глазами. От ее лица веяло мягкой и ласковой силой. Спокойными были не только ее движения и взгляд. Жизнь в ее имении отличалась роскошью, спокойствием, холодностью, отсутствием интересных людей. Размеренность и постоянство – главные черты уклада в имении Одинцовой.
    Когда Базаров с Аркадием приехали к ней в усадьбу, они увидели, насколько размеренной и однообразной была вся ее жизнь. Все здесь оказалось “поставлено на рельсы”. Комфорт и безмятежность составляли основу существования Одинцовой. Она достаточно перенесла в жизни (“тертый калач”) и теперь как будто хотела только отдыхать от своего прошлого. Не раз в разговоре с Базаровым она называла себя старой.
    Когда я читал роман, то сначала думал, что она, таким образом, кокетничает – ведь ей всего 28 лет! Но потом я понял: у этой молодой женщины душа старухи. Иначе как объяснить ее стремление всеми силами заглушить в себе возникшую влюбленность, только чтобы она не помешала размеренному образу жизни.
    Автор пишет о ней: ’’Её ум был пытлив и равнодушен в одно и тоже время. Её сомнения не утихали никогда до забывчивости и никогда не дорастали до тревоги. Не будь она и независима, она, быть может, бросилась бы в битву, узнала бы страсть…’’ Одинцова и сама хорошо знает это свойство своей натуры, она говорит Базарову: ’’Я люблю то, что вы называете комфортом.’’
    Но в то же время Анна Сергеевна способна на благородные поступки, сочувствие, высокую печаль. Она приезжает проститься с умирающим Евгением, хотя он лишь просил отца сообщить о том, что заболел и умирает.
    В конце романа мы узнаем, что Анна Одинцова вышла замуж “не по любви, а по убеждению, за одного из будущих русских деятелей…” Холодность рассудка в ней сочетаются, к сожаления, и с некоторой холодностью душевной.
    У Одинцовой сильный характер, и она даже в чем-то подавила свою младшую сестру Катю.
    Катя — славная девушка, и, хотя в первый момент она воспринимается как бледная тень Одинцовой, у нее все-таки тоже есть характер. Темная брюнетка с большими чертами лица и небольшими задумчивыми глазами. В детстве была очень дурна собой, к 16 годам стала поправляться и сделалась интересной. Кроткая, тихая, поэтическая и стыдливая. Мило краснеет и вздыхает, боится говорить, всё вокруг замечает. Музыкантша. Любит цветы и составляет из них букеты. В комнате у неё удивительный порядок. Терпелива, нетребовательна, но в то же время упряма. Постепенно раскрывается ее индивидуальность, и становится ясно, что в союзе с Аркадием она будет главной.
    Образ Одинцовой интересен как раз своей неоднозначностью. Её нельзя назвать ни положительной, ни отрицательной героиней, не погрешив при этом против истины. Анна Сергеевна – живой и яркий человек, со своими достоинствами и недостатками.
    Мне трудно однозначно ответить на вопрос: как Тургенев относится к Одинцовой? Может быть, мне мешает мое личное восприятие — Одинцова мне не очень симпатична. Но одно очевидно: Тургенев нигде не допускает иронии в отношении этой героини. Он считает ее достаточно умной женщиной (“Баба с мозгом”, — по словам Базарова), но я не думаю, что он сильно чарован ею.
    “Тургеневские женщины” — сильные женщины. Пожалуй, они гораздо сильнее духом окружающих их мужчин. Может быть, заслуга Одинцовой заключается в том, что она, сама того не желая, помогла Базарову сбросить маску, которая так мешала ему, и способствовала становлению личности этого незаурядного человека. Кто же из этих женщин оказывается милее и ближе сердцу писателя? Конечно, Фенечка. Именно ее Тургенев одарил счастьем любви и материнства. А эмансипированные женщины, в их худших проявлениях, ему глубоко несимпатичны. Одинцова отталкивает своей холодностью и эгоизмом. Тургеневский же идеал женщины заключается в умении любить и жертвовать собой ради любимого. Все эти героини, конечно, очень разные, у каждой из них своя жизнь, свои переживания, но всех их объединяют любовь и желание быть счастливыми.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *