Сочинение на тему житие александра невского для 8 класса

12 вариантов

  1. Князь был силен, красив и отличался большим умом. «Невским» его стали называть за битву со шведами. Несмотря на то, что Александр Невский искренне верил в Бога и не отличался агрессивным нравом, он всю свою жизнь посвятил борьбе с захватчиками. О могуществе князя стало известно далеко за пределами тогдашней Руси. Когда он узнал о нападении, которое готовят шведы, то немедленно встал на защиту родной земли.
    Считалось, что Александру помогает Бог, это значительно укрепило позиции христианства. Вскоре после победы над королем Невский разбил немцев на Чудском озере. Это надолго принесло мир на западные границы Руси.
    Примечательно, что князь показал себя не только доблестным полководцем, но и хорошим дипломатом. В те времена Русь была под гнетом татаро-монгольского ига, а князей русских назначал хан Золотой Орды. Александру приходилось проявлять чудеса дипломатии, чтобы заслужить доверие хана Батыя. Он не имел возможности избавить Русь от татаро-монгол военным путем, поэтому старался укрепить военную мощь державы, разбитой на множество княжеств.
    Русь тогда уже была православной и Римский Папа готов был поддержать Александра в борьбе с татарами, требуя за это принять католическую веру. Князь от этого предложения отказался.
    Основным правилом Александра было: «Не в силе Бог, но в прав­де». Он заботил­ся о благополучии своего народа и старался всегда быть справедливым. После его смерти люди горевали, считая, что потеряли «солнце земли Суздальской». Народная любовь к Александру была настолько сильна, что его имя было причислено к лику святых.

  2. Чем может быть полезна повесть о житии Александра Невского? – тут можно смотреть с разных сторон. Я думаю, что повесть всё же полезна. А чем именно? Давайте посмотрим…
    Во-первых, все подвиги Александра Невского в первую очередь учат защищать и любить свою родину. Когда король Римской страны захотел напасть на Русь и набрал «… силу великую…», то Александр пошёл на врага с малою дружиною и не стал дожидаться «… когда соберётся вся сила его …».
    Во-вторых, храбрости. Вспомним битву на Чудском озере. «Когда они приблизились, заметила их стража. Князь же Александр ополчился и пошёл против них, и сошлись они на Чудском озере. И покрылось озеро Чудское множеством воинов.» Александр не стал отступать от врага, и сразу же пошёл на него.
    Александра Невского называют святым, тут тоже можно поспорить. Конечно, он очень многое сделал для людей, заботился не о себе, а о народе, о его судьбе. Храбро, не боясь смерти, он защищал своё государство.
    Но если посмотреть со стороны религии, то он не свят. Невский был православным христианином. А в Библии сказано, что человеку запрещено убивать, но Александр Невский убил несколько десятков человек. Однозначного вывода тут нет, но всё же, мы смогли доказать, что житие Александра Невского полезно для нашего общества, и служит примером мужества, храбрости и патриотизма.

  3. Сказание об Александре Невском наполняет душу гордостью за то, что на Руси жили такие люди.
    Житие рассказывает о подвигах великого князя, о том, как он защищал родную землю. Александр Невский был истинным патриотом. По рассказу его дружинника, он горячо молил Господа Бога за Русь. И Бог помогал ему! Нет на нашей земле ни литовцев, ни римлян, ни шведов. Прогнал их Алек­сандр, и по сей день охраняет он нашу страну и наш город.
    Чувствуется, как автор чтил своего князя, и я верю, что сравнения, ко­торые он приводил, достойны Александра Ярославича. «Лицо — как лицо Иосифа», «сила его была частью от силы Самсона», «премудрость Соломо­на» завоевали любовь русского народа, который он оберегал от напастей.
    Отвага Александра оставляет глубокое впечатление и внушает истинное уважение к князю. На ум приходят его слова: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет». Множество врагов погибло от рук Александра.
    Житие Александра Невского, как мне кажется, является народным до­стоянием. Ведь из него мы узнаем о подвигах этого человека, и, я думаю, мы должны быть счастливы, что у нас был такой князь, и тем более, что он является святым покровителем нашего города.
    У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
    В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений
    Сохранить сочинение:

  4. Александр Невский (1221-1263) – князь новгородский. Особенно прославился своей победой над немецкими рыцарями. Отец – Ярослав.
    Жанр: Житие Александра Невского – скорее воинская повесть. Характерные особенности Жития: Александр родился от благочестивых родителей, премудрый, особенный, идеализированный герой; последовательное изложение событий его жизни от рождения и до кончины. Элементы воинской повести – описание сражений, подвиги отдельных людей, нарушение житейских законов – в житие святой удаляется от мира, а здесь наоборот.
    Начало – шаблонное самоумоление своих качеств как агиографа ( «худый, грешный и недостойный»). Автор слышал о нем от старших и был знаком с ним лично.
    Дальше сообщаются сведения о рождении Александра Невского и его облике (огромный рост, великая сила, громогласность, премудрость)
    Александр побеждает с маленькой дружиной огромную армию из Швеции (краль части Римския), помолившись в церкви святой Софии и имея великую веру в Бориса и Глеба. Воинские повести о битвах на Неве и Чудском озере составляют основу жития.
    Западные соседи построили город во владениях Александра. Он пошел на них и уничтожил город. литовцы стали бояться его имени
    Освободил взятый немцами Псков и с большим войском отправился на немцев. С молитвой вступил Александр в сражение с ними на Чудском озере – 5го апреля 1242 года – Ледовое побоище.
    1245 – Литовцы напали и ограбили земли Александра. Князь разбил их, и литовцы стали бояться его имени.
    Батый признает Александра лучшим из князей, а потом опустошает Сульздальскую землю (четко!). Александр наводит там порядок – за это ему особая похвала от автора.
    Римский папа посылает к Александру кардиналов, которые предлагают ему принять католическую веру. Тот отказывается.
    Александр отправляется в Орду, Батый относится к нему уважительно. Но зато проявляет гнев относительно его младшего брата. Причины автор не указывает, однако отмечает, что его проявлением было пленение Суздальской земли ордынским воеводой Неврюем. Во второй раз князь едет в Орду “отмолить людей от беды”, то есть от участия русских воинов в походах татарских войск. На обратном пути Александр заболевает, отравленный в Орде, постригается в монахи , принимает схиму и умирает. Чудо: протягивает руку из гроба и берет “прощальную грамоту” у митрополита. Автор оплакивает кончину своего господина.
    Итак, А.Н. изображен как идеальный князь и воин. Все физические и духовные качества в наивысшей степени. Однако там не нашлось места христианским добродетелям – кротости и смирению.

  5. Похожие сочинения

    Патерики и Апокрифы в древнерусской литературе
    Широко известны были в Киевской Руси патерики — сборники коротких рассказов о монахах и мирских людях, прославившихся своим благочестием или аскетизмом, или, напротив, о грешниках, наказанных богом за совершенные преступления.
    В Синайском патерике,…смотреть целиком
    Летописная повесть о битве на Калке
    ПОВЕСТЬ О БИТВЕ НА КАЛКЕ – летописная повесть, рассказывающая о первом столкновении русских с монголо-татарами. В 1223 г, тридцатитысячный отряд монголо-татар под предводительством Джебе и Субедея вышел через Закавказье в степь и разгромил половцев,…смотреть целиком
    Герой летописном повествовании: «Повесть временных лет»
    Герой летописном повествовании: «Повесть временных лет». Оказывается, что из хронособытийных “кирпичей” летописец сумел сложить сюжет, провести через этот сюжет идею о наказании за гордыню, при этом идея эта нигде прямо не высказана, не декларирована…смотреть целиком
    Повесть о Горе-Злочастии: История русской литературы
    ПОВЕСТЬ О ГОРЕ-ЗЛОЧАСТИИ — стихотворное произведение XVII в., сохранившееся в единственном списке XVIII в. (полное название: “Повесть о Горе и Злочастии, как Горе-Злочастие довело молотца в иноческий чин”). П. начинается с рассказа о первородном грехе,…смотреть целиком
    История русской словесности. Повесть о Фоме и Ереме
    ПОВЕСТЬ О ФОМЕ И ЕРЕМЕ — произведение “смеховой” демократической литературы XVII в., рассказывает о неудачливых братьях Фоме и Ереме, у которых не получается ни одно дело, за которое они принимаются. Братья противопоставляются друг другу, но это противопоставление…смотреть целиком
    Типы летописного повествования
    Типы летописного повествования. Из обзора композиции «Понести временных лет» видно, как сложен ее состав, как разнообразны ее компоненты по происхождению и по жанру. В «Повесть», помимо кратких погодных записей, вошли и тексты документов, и пересказы…смотреть целиком
    Драматично описание Руси в летописи «Речь философа»
    «Речь философа» имела для древнерусского читателя познавательное значение—в ней кратко излагалась вся «священная история» и сообщались основные принципы хри-| минского вероисповедования. Вокруг имени Владимира группировались различные народные предания….смотреть целиком

  6. «Повесть о житии Александра Невского» поднимает проблему противоборства завоевателям. Произведение повествует о героических поступках знаменитого князя, о том, как он отстаивал свою территорию. Правитель Руси был настоящим патриотом, искренне любящим свою Родину. Член княжеского отряда рассказал, что князь рьяно просил Господа за Русь, молился за нее и был ей предан. Вдохновение Александра и вера в свое государство помогли очистить землю от литовских, шведских и римских войск.
    Ощущается, что писатель жития описывал образ князя с особой любовью. Например, «красив он был, как никто другой, и голос его — как труба в народе, лицо его — как лицо Иосифа». Не исключительно внешностью славился Александр. Князь был богат духовно, внутренне: «храбрость же его — как у царя римского Веспасиана». Своими положительными качествами, такими как мудрость, храбрость, великая нравственность, правитель Руси завоевал любовь своего народа, которого защищал от различных напастей.
    Мужество и смелость Александра оставляет ощущение истинного восхищения, утверждает настоящее почтение к правителю. «Житие Александра Невского» считается национальным достоянием. Ведь именно из него мы узнаем о жизни, деятельности и поступках князя, о героическом прошлом Руси. И каждый из нас должен гордиться тем, что у нас был такой мудрый, справедливый и смелый правитель, обороняющий наши земли.

  7. Похожие сочинения

    “Повесть временных лет”
    “Повесть временных лет” – наиболее ранний из дошедших до нас летописных сводов. Относится к началу XII веку. Свод этот известен в составе ряда летописных сборников, сохранившихся в списках, из которых лучшими и наиболее старыми являются Лаврентьевский…смотреть целиком
    Житие Протопопа Аввакума
    Аввакум протопоп понужен бысть житие свое написати иноком Епифанием, – понеж отец ему духовной инок, – да не забвению предано будет дело божие; и сего ради понужен бысть отцем духовным на славу Христу богу нашему. Аминь.
    Всесвятая Троице боже и содетелю…смотреть целиком
    Евпатий Коловрат
    И стал воевать царь Батый окаянный Рязанскую землю и пошел ко граду Рязани. И осадил град, и бились пять дней неотступно. Батыево войско переменялось, а горожане бессменно бились. И многих горожан убили, а иных ранили, а иные от великих трудов и ран…смотреть целиком
    Богатырская сила.ПРЕВОСХОДСТВО ИЛЬИ МУРОМЦА НАД СОЛОВЬЕМ-РАЗБОЙНИКОМ
    Илья Муромец — великий богатырь, славный воин, главный герой многих русских былин. В былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» ярко раскрываются многие качества «удалого добра молодца» как народного героя.
    Наделенный богатырской силой, Илья Муромец…смотреть целиком
    Небылицы
    Вы послушайте, девчата,
    Нескладуху буду петь:
    На дубу свинья пасется,
    В бане парится медведь.
    Сидит заяц на березе
    При калошах, при часах.
    Я спросила: – Сколько время?
    – Не женатый, холостой.
    На болоте, на снегу,
    Укусил комар блоху.
    Сидит…смотреть целиком
    Бой на Калиновом мосту
    В некотором царстве, в некотором государстве жили-были царь с царицей. Всем хорошо жили, только не было у них детей. Вот раз царице приснилось, что недалеко от дворца есть тихий пруд, в том пруду ерш с золотым хвостом. Снится царице, что если она этого…смотреть целиком
    На заставе богатырской
    Под городом Киевом, в широкой степи Цицарской стояла богатырская застава. Атаманом на заставе старый Илья Муромец, податаманом Добрыня Никитич, есаулом Алёша Попович. И дружинники у них храбрые: Гришка – боярский сын, Василий Долгополый, да и все хороши.
    Три…смотреть целиком

  8. Во имя господа нашего Иисуса Христа, сына божия.
    Я, жалкий и многогрешный, недалекий умом, осмеливаюсь описать житие святого князя Александра, сына Ярославова, внука Всеволодова. Поскольку слышал я от отцов своих и сам был свидетелем зрелого возраста его, то рад был поведать о святой, и честной, и славной жизни его.
    Сей князь Александр родился от отца милосердного и человеколюбивого, и более всего – кроткого, князя великого Ярослава и от матери Феодосии. Как сказал Исайя-пророк: Так говорит господь: “Князей я ставлю, священны ибо они, и я их веду”. И воистину – не без божьего повеления было княжение его.
    И красив он был, как никто другой, и голос его – как труба в народе, лицо его – как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона (1), и дал ему бог премудрость Соломона (2), храбрость же его – как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую. Однажды приготовился тот к осаде города Иоатапаты, и вышли горожане, и разгромили войско его. И остался один Веспасиан, и повернул выступивших против него к городу, к городским воротам, и посмеялся над дружиною своею, и укорил ее, сказав: “Оставили меня одного”. Так же и князь Александр – побеждал, но был непобедим.
    Потому-то один из именитых мужей Западной страны, из тех, что называют себя слугами божьими, пришел, желая видеть зрелость силы его, как в древности приходила к Соломону царица Савская, желая послушать мудрых речей его. Так и этот, по имени Андреаш, повидав князя Александра, вернулся к своим и сказал: “Прошел я страны, народы и не видел такого ни царя среди царей, ни князя среди князей”.
    Услышав о такой доблести князя Александра, король страны Римской (3) из северной земли подумал про себя: “Пойду и завоюю землю Александрову”. И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным. И пришел в Неву, опьяненный безумием, и отправил послов своих, возгордившись, в Новгород к князю Александру, говоря: “Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою”.
    Александр же, услышав такие слова, разгорелся сердцем, и вошел в церковь святой Софии, и, упав на колени пред алтарем, начал молиться со слезами: “Боже славный, праведный, боже великий, сильный, боже превечный, сотворивший небо и землю и установивший пределы народам, ты повелел жить, не преступая чужих границ”. И, припомнив слова пророка, сказал: “Суди, господи, обидящих меня и огради от борющихся со мною, возьми оружие и щит и встань на помощь мне”.
    И, окончив молитву, он встал, поклонился архиепископу. Архиепископ же был тогда Спиридон, он благословил его и отпустил. Князь же, выйдя из церкви, осушил слезы и начал ободрять дружину свою, говоря: “Не в силе бог, но в правде. Вспомним Песнотворца (4), который сказал: “Одни с оружием, а другие на конях, мы же имя господа бога нашего призовем; они, поверженные, пали, мы же устояли и стоим прямо””. Сказав это, пошел на врагов с малою дружиною, не дожидаясь своего большого войска, но уповая на святую троицу.
    Скорбно же было слышать, что отец его, князь великий Ярослав не знал о нашествии на сына своего, милого Александра, и ему некогда было послать весть отцу своему, ибо уже приближались враги. Потому и многие новгородцы не успели присоединиться, так как поспешил князь выступить. И выступил против них в воскресенье пятнадцатого июля, имея веру великую к святым мученикам Борису и Глебу (5).
    И был один муж, старейшина земли Ижорской, именем Пелугий, ему поручена была ночная стража на море. Был он крещен и жил среди рода своего, язычников, наречено же имя ему в святом крещении Филипп, и жил он богоугодно, соблюдая пост в среду и пятницу, потому и удостоил его бог видеть видение чудное в тот день. Расскажем вкратце.
    Узнав о силе неприятеля, он вышел навстречу князю Александру, чтобы рассказать ему о станах врагов. Стоял он на берегу моря, наблюдая за обоими путями, и провел всю ночь без сна. Когда же начало всходить солнце, он услышал шум сильный на море и увидел один насад (6), плывущий по морю, и стоящих посреди насада святых мучеников Бориса и Глеба в красных одеждах, держащих руки на плечах друг друга. Гребцы же сидели, словно мглою одетые. Произнес Борис: “Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику (7) своему князю Александру”. Увидев такое видение и услышав эти слова мучеников, Пелугий стоял, трепетен, пока насад не скрылся с глаз его.
    Вскоре после этого пришел Александр, и Пелугий, радостно встретив князя Александра, поведал ему одному о видении. Князь же сказал ему: “Не рассказывай этого никому”.
    После того Александр поспешил напасть на врагов в шестом часу дня, и была сеча великая с римлянами, и перебил их князь бесчисленное множество, а на лице самого короля оставил след острого копья своего.
    Все это слышал я от господина своего великого князя Александра и от иных, участвовавших в то время в этой битве.
    На второй же год после возвращения с победой князя Александра вновь пришли из Западной страны и построили город на земле Александровой. Князь же Александр вскоре пошел и разрушил город их до основания, а их самих – одних повесил, других с собою увел, а иных, помиловав, отпустил, ибо был безмерно милостив.
    После победы Александровой, когда победил он короля, на третий год, в зимнее время, пошел он с великй силой на землю немецкую, чтобы не хвастались, говоря: “Покорим себе славянский народ”.
    А был ими уже взят город Псков и наместники немецкие посажены. Он же вскоре изгнал их из Пскова и немцев перебил, а иных связал и город освободил от безбожных немцев, а землю их повоевал и пожег и пленных взял бесчисленное множество, а других перебил. Немцы же, дерзкие, соединились и сказали: “Пойдем, И победим Александра, и захватим его”.
    Когда же приблизились немцы, то проведали о них стражи. Князь же Александр приготовился к бою, и пошли они друг против друга, и покрылось озеро Чудское множеством тех и других воинов. Отец Александра, Ярослав, прислал ему на помощь младшего брата Андрея с большою дружиною. Да и у князя Александра было много храбрых воинов, как в древности у Давида-царя, сильных и стойких. Так и мужи Александра исполнились духа ратного, ведь были сердца их как сердца львов, и воскликнули: “О княже наш славный! Ныне пришло нам время положить головы свои за тебя”. Князь же Александр воздел руки к небу и сказал: “Суди меня, боже, рассуди распрю мою с народом неправедным и помоги мне, господи…”
    Была же тогда суббота, и когда взошло солнце, сошлись противники. И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью.
    А это слышал я от очевидца, который поведал мне, что видел воинство божие в воздухе, пришедшее на помощь Александру. И так победил врагов помощью божьей, и обратились они в бегство, Александр же рубил их, гоня, как по воздуху, и некуда было им скрыться. Здесь прославил бог Александра пред всеми полками.
    И когда приблизился князь к городу Пскову, то игумены, и священники, и весь народ встретили его перед городом с крестами, воздавая хвалу богу и прославляя господина князя Александра, поюще ему песнь: “Ты, господи, помог кроткой Давиду победить иноплеменников и верному князю нашему оружием веры освободить город Псков от иноязычников рукою Александровою”.
    И прославилось имя его во всех странах, от моря Хонужского и до гор Араратских, и по ту сторону моря Варяжского и до великого Рима.
    Много потрудившись богу, он оставил царство земное и стал монахом, ибо имел безмерное желание принять ангельский образ. Сподобил же его бог и больший чин принять – схиму (8). И такс миром богу дух свой предал месяца ноября в четырнадцатый день, на па мять святого апостола Филиппа.
    Митрополит же Кирилл говорил: “Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской!”
    Было же тогда чудо дивное и памяти достойное. Когда было положено святое тело его в гробницу, тогда Севастьян-эконом и Кирилл-митрополит хотели разжать его руку, чтобы вложить грамоту духовную. Он же, будто живой, простер руку свою и принял грамоту из руки митрополита. И смятение охватило их, и едва отступили они от гробницы его. Об этом возвестили всем митрополит и эконом Севастьян. Кто не удивится тому чуду, ведь тело его было мертво и везли его из дальних краев в зимнее время. И так прославил бог угодника своего.
    (1) Самсон – богатырь, обладавший необыкновенной физической силой, таившейся в его длинных волосах.
    (2) Соломон – царь Израильско-Иудейского государства в 965-928 гг. до н. э.; славился необыкновенной мудростью.
    (3) Страна Римская – имеется в виду католическая страна.
    (4) Песнотворец – царь Израильско-Иудейского государства Давид (конец II в. – около 950 г. до н. э.); сочинял псалмы – песни, которые исполняли певцы и народ во славу Господа.
    (5) Борис и Глеб – сыновья новгородского и киевского князя Владимира Святославовича, убитые своим братом Святополком; были признаны святыми.
    (6) Насад – лодка.
    (7) Сродник – свой, родной, связанный кровным родством человек.
    (8) Схима – монашеский чин.

  9. Отец Св. Александра – князь Ярослав Всеволодович – сын Всеволода Большое Гнездо и внук Юрия Долгорукого – был типичным суздальским князем. В его образе уже слагается облик будущих скопидомных собирателей земли – московских князей. Некоторые черты особенно сближают Ярослава с его дядей Андреем Боголюбским. В их характере и во всём их образе чувствуется кровная, родовая связь. Они оба наиболее ярко воплотили особенности своего рода. Основной чертой суздальских князей было глубокое и коренное благочестие. Они глубоко чувствовали красоту церковных служб, церковного пения и храмостроительства.  Каждый из них оставил по себе храмы, которые он любил крепкой любовью, как своё творение и как свой дар Богу.
    Суздальские князья-хозяева держали землю крепкой рукой, и для многих эта рука была тяжёлой. В них чувствуется тяжёлая, но верная поступь, знающая, куда она направляет  шаги. Они умели смиряться и выжидать. Но, выжидая, они не забывали. Их отличает не забывчивость, подчас злопамятность. В своих войнах они предпочитали медлить, утомлять противника, пользоваться распутицами, разливами рек, холодами. Но, раз уверившись в победе, они шли решительно и становились беспощадными к врагам.
    Глубоко верующий, благочестивый, суровый и замкнутый, с прорывами гнева и милосердия – таким встаёт перед нами образ отца Св. Александра. О его матери – княгине Феодосии – известно очень мало. Летописные сказания противоречивы даже в указаниях того, чьей она была дочерью. Её имя изредка и кратко упоминается в летописи и всегда только в связи с именем мужа или сына. Житие называет её «блаженной и чудной». У неё было девять человек детей. Через житие Св. Александра она проходит тихой и смиренной, отдавшей себя своему женскому служению.
    Св. Александр вырастает из своего рода. Вместо неподвижной, медленной тяжести характера отца и дедов в нём есть ясность, лёгкость сердца, быстрота мысли и движений. Но он унаследовал от них серьёзность взгляда, сдержанность и умение переживать и таить в себе свои думы. Во всей своей деятельности он является преемником суздальских князей, ни в чём не ломает родовых традиций, лишь преображая их благоуханием своей святости.
    В 1240 году, в летнее время – в самую страду полевых работ – в Новгород пришла весть о нападении с севера. Зять шведского короля Фолькунг Биргер вошел на ладьях в Неву и высадился с большой ратью в устье Ижоры, угрожая  Ладоге. Неравная борьба началась. Враг был уже в новгородских пределах. Св. Александр Невский не имел времени ни послать к отцу за подкреплением, ни собрать людей из далеко разбросанных новгородских земель. По словам летописи, он “разгорелся сердцем” и выступил против шведского войска только со своей дружиной, владычным полком и небольшим новгородским ополчением. Идя вверх по течению Волхова, Св. Александр привел свою рать под стены Ладоги, лежавшей на порогах Волхова, среди сосновых лесов, у берегов сумрачного Ладожского озера.
    Дойдя до Ладоги, Св. Александр присоединил ладожское ополчение к своей рати и через леса пошел к Неве на шведов. Шведское войско под предводительством Ярля Биргера на ста судах с пятитысячным десантом вошло в Неву и расположилось лагерем у реки Ижора. Сеча произошла 15 июля в день памяти Св. Равноапостольного Великого Князя Владимира. Св. Александр скрыто подошёл к шведскому лагерю и в рукопашном бою наголову разгромили противника. Бой кончился к вечеру. Остатки шведской рати сели на ладьи и ночью ушли в море.
    Ледовое побоище
    «Кто с мечом к нам придет,
    от меча и погибнет!»
    Александр Ярославович Невский.
    Вступив в орденские земли, Св. Александр пустил полки в зажитая. Меченосцы напали на передовой полк новгородцев и изрубили его. При известии о вторжении русских магистр собрал весь орден и подчиненные ему племена и выступил к рубежам. Узнав, что на него идет большая рать, Св. Александр отступил из орденских владений, перешел через Чудское озеро и поставил свои полки на русском его берегу, на Узмени у Вороньего камня. Наступил уже апрель, но все еще лежали снега, и озеро было покрыто крепким льдом. Готовился решительный бой. На новгородцев шел весь орден. Немцы шли “похваляясь”, уверенные в своей победе. Из рассказа летописи видно, что вся новгородская рать сознавала глубокую серьезность боя. В этом рассказе в напряженном ожидании битвы есть ощущение лежащей за спиной русской земли, участь которой зависела от исхода сечи. Исполнившись ратного духа, новгородцы сказали Св. Александру: “О княже наш честный и драгий; ныне приспе время положити главы своя за тя”.
    Но вершина этого сознания решительности боя заключается в молитвах Св. Александра, которые приводит летопись: В субботу (5 апреля) на восходе солнца рать меченосцев в накинутых поверх доспехов белых плащах, с нашитыми на них красным крестом и мечом, двинулась по льду озера на новгородцев. Построившись клином – “свиньей” – и сомкнув щиты, они врезались в русскую рать и пробились через нее. Среди новгородцев началось смятение. Тогда Св. Александр с запасным полком ударил в тыл врага. Началась сеча, “зла и велика… и трус от копей ломленья и звук от мечного сечения… и не бе видети озеру, и покрыло бо есть все кровью”. Чудь, шедшая вместе с орденом, не устояв, побежала, опрокинув и меченосцев. Новгородцы гнали их по озеру семь верст, до другого берега озера, называемого Супличским. На широком ледяном пространстве бежавшим некуда было скрыться. В битве пало 500 меченосцев и множество Чуди. Пятьдесят рыцарей было взято в плен и приведено в Новгород. Многие утонули в озере, провалившись в полыньи, а многие израненные скрылись в лесах.
    Борьба с Западом не окончилась Невской и Чудской битвами. Она, возобновляясь еще при жизни Св. Александра, продолжалась несколько столетий. Но Ледовое побоище сломило вражескую волну в то время, когда она была особенно сильна и когда, благодаря ослаблению Руси, успех ордена был бы решительным и окончательным. На Чудском озере и на Неве Св. Александр отстоял самобытность Руси от Запада в самое тяжелое время татарского полона.
    Скоро дошла до города Владимира скорбная весть о кончине Александра. Митрополит Кирилл, служивший в это время обедню, обратился к народу со слезами на глазах и сказал: – Дети мои милые, закатилось солнце земли Русской! Народ долго оплакивал своего князя. Тело усопшего князя перевезли во Владимир. Несмотря на зимнюю стужу, митрополит Кирилл с духовенством встретил тело у Боголюбова, и от сюда со свечами и кадилами все духовенство провожало его до Владимира. Огромная толпа теснилась около гроба: каждому хотелось приложиться.  Многие громко плакали. 23 ноября тело Александра Невского погребли во владимирском монастыре Рождества Богородицы. Обычно к имени князя прибавляли название города, в котором он княжил. К имени Александра народ прибавил название реки, на которой была одержана очень важная для всей Руси победа. Александр Невский – так и мы зовем знаменитого полководца. Потрудился Александр для Русской земли. Мужественно и победоносно боролся он с западными врагами, расчетливо, умно берег свой народ от хищных татар. Среди трудных княжеских дел не забывал благочестивый князь и христианских обязанностей: много серебра и золота передавал он в Орду, не мало несчастных выкупил из тяжкой неволи татарской. Многие звали его своим «ангелом-хранителем». Русская церковь причислила его к лику святых.
    Выполнил: Баранов Николай Николаевич. с. Барашево
    Хорошее сочинение? Тогда в закладки – » Мой любимый герой: Александр Невский . Это нужно, ведь не потеряешь!

    Содержание интересных новостей

    Новые сочинения:
    Жанровое и тематическое разнообразие лирики Александра Олеся
    Поэзия А. Рембо (в поисках гармонии с миром)
    Русская литература ренессанса и барокко
    Рекомендация старшеклассникам: УЧИТЕСЬ СЛУШАТЬ И ЗАПИСЫВАТЬ ЛЕКЦИЮ
    Современники о поэзии А. Блока

  10. Нашей стране доводилось знать трудные времена. Но всегда находились люди, настолько умные, храбрые и решительные, что им удавалось переломить ход истории.
    Таким человеком был князь Александр, прозванный Невским. Он жил в веке, когда Русь переживала тяжкие испытания. Хан Батый и его монголо-татары разорили множество русских княжеств. А не севере Новгороду и Пскову угрожали шведы и немецкие крестоносцы.
    Новгород и Псков были республиками. Князя здесь выбирали, и он был не правителем, а командующим войском. Конечно, новгородцы могли пригласить княжить опытного, известного воина. Но они позвали Александра Ярославича, хотя ему было всего двадцать лет. И не ошиблись в выборе.
    В июле 1240 года князь разгромил у берегов Невы шведское войско. Планы шведов по завоеванию Новгорода провалились. Так у Александра появилось прозвище.
    Прошло два года, и на Русь надвинулись войска рыцарей из Ливонского ордена. Это были немецкие крестоносцы. У них была большое, хорошо обученное войско. В бою рыцари строились клином, который проламывал оборону противника. Этот строй называли еще «свиньей». Он действовал очень эффективно. Крестоносцам удалось захватить Псков.
    Но князь Александр не допустил, чтобы ему «подложили свинью». Он принял бой ранней весной на Чудском озере, прямо на льду. Князь сумел так расположить свои войска, что «свинья» не смогла прорвать оборону. Новгородцы окружили и разгромили врага. Многие рыцари в своих тяжелых латах провалились сквозь подтаявший лед и утонули. Битву прозвали Ледовым побоищем.
    Князь Александр прожил недолгую жизнь, но сумел защитить родную землю от серьезной опасности. После понесенных поражений захватчики стали куда осторожнее вести себя на севере Руси. Имя Александра навеки осталось в памяти потомков. Ведь не так уж важно, много ли тебе лет. Важнее то, что ты можешь и хочешь сделать для других.
    ?Мини-сочинение на тему “Александр Невский” (вариант 2)???

  11. 11
    Текст добавил: НевиДимая_ВидиМость

    «Повесть о житии и храбрости благородного и великого князя Александра Невского»

    «Повесть…» посвящена теме мужества и противостояния за­хватчикам. Она вызывает чувство гордости за наше историческое прошлое.
    Рассказчик называет себя «ничтожным, многогрешным и не­разумным» и стремиться подчеркнуть этим разницу между собой, простым человеком, и святым князем Александром Невским.
    Автор повести говорит о том, что был его современником, так: «…И был самовидец деяний.его, потому и рад поведать о че­стной и славной жизни его».
    Для того чтобы подчеркнуть достоинства Александра Нев­ского, рассказчик уподобляет князя библейским героям: «пре­красному» Иосифу, сильному Самсону, мудрому царю Соломону и храброму Веспасиану. Мощную же дружину князя автор упо­добляет храбрым войнам царя Давида.
    Автор повествует о трёх подвигах Александра Невского: о Невской битве, о Ледовом побоище и о поездке в Орду. Два первых подвига посвящены борьбе с иноземными захватчика­ми — шведами на реке Неве в 1240 году и немецкими кресто­носцами на Чудском озере в 1242 году, а последний — попыт­ке ослабить влияние Золотой Орды на Русь, «отмолить людей от беды той».
    Александр Невский прославился такими словами, которым старался соответствовать в жизни: «Не в силе Бог, но в правде».

  12. Здравствуйте, Маша. Напрасно Вы пытаетесь нас обмануть и говорите неправду – Житие князя Александра ЕСТЬ на множестве сайтов:
    http://romanov-murman.narod.ru/detki/zitia_svatyh/nevskiy/nevskiy.htm
    Благоверный князь Александр Невский велик не только тем, что разгромил шведов на Неве и тевтонов на Чудском озере. 22-летний князь Александр имел выдающийся политический талант и сумел сдержать орды монголов – спас Новгород и Псков, а фактически и ВСЮ Русскую Цивилизацию – больше НИЧЕГО не было!
    Неразграбленными оставались только Псков и Новгород– все остальные города и веси лежали в руинах и пепле от монгольского нашествия! Потому к ним так рвались католические еретики. Видя бессмысленность борьбы, 20 лет сдерживал набеги монголов на Русь, в Орде и был отравлен.
    После смерти отца в 1246 г., когда Александр стал сильнейшим князем в Северной Руси, он действительно стал перед выбором: поддерживать мирные отношения с Ордой, признавая верховный сюзеренитет ханов над Русью (уже признанный к этому времени всеми значительными князьями Руси) и противостоять Ордену, либо начать сопротивление татарам, заключив союз с Орденом (перспектива войны на два фронта князю должна была казаться неприемлемой, и вполне справедливо).
    Александр колебался до возвращения из поездки в Каракорум и твёрдо выбрал первый вариант только в 1250 г.Почему? В ходе поездки по степям (1247 — 1249 гг.) Александр смог убедиться в военной мощи монгольской империи и понять, что монголы не претендуют на захват русских земель, довольствуясь признанием вассалитета и данью, а также отличаются веротерпимостью и не собираются посягать на Православную веру. Это должно было ВЫГОДНО ОТЛИЧАТЬ их от крестоносцев, действия которых характеризовались непосредственным захватом территории и насильственным обращением в католицизм.
    После возвращения Александра на Русь в конце 1249г. к нему должны были дойти сведения о том, что сближение с Римом князя Даниила Галицкого оказалось бесполезным для дела обороны от монголов: обещанный папой антитатарский крестовый поход не состоялся.В 1249г. фактический правитель Швеции ярл Биргер начал окончательное завоевание земли еми (Центральная Финляндия). Земля еми издревле входила в сферу влияния Новгорода, и Александр имел основания расценить происшедшее как недружественный по отношению к нему акт.
    Упоминание в булле от 15 сентября 1248 г. возможности учреждения в Пскове католической епископской кафедры должно было вызвать у Александра отрицательные эмоции. Таким образом, решение князя прекратить контакты с Иннокентием IV было связано с осознанием бесперспективности сближения с Римом для противостояния Орде и с явными проявлениями своекорыстных мотивов в политике папы.
    http://vse-knigi.su/auth/2421 Василий Ян — здесь художественные книги одного из лучших авторов. И про Невского найдёте.
    Вот Вам житийный образ… Ростом князь Александр Невский был больше других людей, голос его звучал, как труба в народе, лицом был прекрасен, как Иосиф. Сила Александра была частью силы Самсона. И дал Бог князю премудрость Соломонову, а храбрость римского царя Веспасиана. Так князь Александр был непобедим, побеждая сам.
    Александр очень почитал Православие. Всякий раз перед сечей молился и получал благословение от архиепископа. В приметы и видения не верил. Был Александр своеволен, властолюбив, не смог мириться с новгородскими вечевыми порядками и поссорился с новгородскими людьми. Но в тоже время, он благороден, забыв старые обиды, освободил новгородскую землю от католических рыцарей. Александра Невского любил и славил народ за его ратные победы.
    Смело и мужественно поехал он в ставку монгольско-татарского хана Батыя, чтобы договориться о снижении налога с русского народа. После Невруева набега князь Александр города восстановил, людей собрал свои. После смерти Церковь причислила его к лику Святых.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *