Сочинение на тему живи и помни

18 вариантов

  1. В. Распутин показывает трагедии человеческих судеб в военное время. Это не только несчастная жизнь Настены, но и жизнь солдат, которые не вернулись с войны, жизнь их жен, которые остались одни. Автор показывает, что война разрушает человеческие семьи, делает жизни несчастными.
    Повесть «Живи и помни» показывает цену того, что человек имеет. Гуськов не ценил свою жену, только оказавшись на войне, он понял, что такое семья. Писатель демонстрирует родительскую любовь: Семеновна верит в то, что ее сын вернется с войны героем, а Михеич, подозревая, что его сын дезертир, прощает его и искренне хочет с ним увидеться. Только Андрей не способен признаться в своей подлости.
    Валентин Распутин выбирает интересный сюжет, который является новаторским в литературе. Но главное, что привлекает в произведении, – психологизм. Автор подробно описывает чувства и эмоции персонажей. Это и Гуськов, который принимает решение, оказавшее влияние на дальнейшую его судьбу, и Настена, которой приходится огромными усилиями скрывать то, что муж вернулся, и родители Андрея, которые ждут своего сына, и жители Атамановки, каждый из которых имеет свою историю жизни. Реалистичность описания героев позволяет верить в то, что описанное было на самом деле. В. Распутину удалось описать деревенскую жизнь, со всеми ее заботами, разговорами и делами.
    Повесть «Живи и помни» многому учит читателей. Прежде всего, необходимости ответственно относиться к своим поступкам, а также ценить все то, что имеется. Заглавие произведения, которое звучит как упрек Гуськову и как наставление читателю, заставляет задуматься над тем, что же такое настоящая жизнь.

  2. Андрей Гуськов – один из главных героев. Это любящий муж и сын, хороший парень. Когда началась война, он, как и все, ушел на фронт, честно там воевал, но получил ранение и попал в госпиталь. Андрей мечтал об одном – об отпуске, чтобы повидать родных, жену Настену. Но отпуска ему не дали, снова отправив на фронт. Это разбило мечты молодого человека, он принял роковое для себя решение: самовольно отправиться домой, чтобы увидеться с семьей.
    Обстоятельства сложились так, что самовольная отлучка Андрея затянулась и грозила ему не просто гауптвахтой, а трибуналом. С тех пор его жизнь пошла под откос. Он приехал в родные края, но показаться никому не мог. С женой Андрей встретился в холодной бане, где и поселился. В какой-то степени, герой стал напоминать оборотня и даже научился по-волчьи выть.
    Бремя вины и обида на судьбу постепенно разрушают личность Андрея, убивая в нем положительные качества. Он совершает несколько жестоких, неприятных поступков (таких как убийство косули), которые указывают на то, что это уже совсем не тот парень, что был в начале повести.
    Настена беременеет от Андрея, и в этом он видит оправдание своему преступлению. Но построить добро на зле не получается, страшный исход все-таки настигает дезертира. Жена с не рожденным ребенком погибают, а он остается жить с неиссякаемым чувством вины. В этом состоит самое страшное наказание для Андрея.
    Приняв судьбу мужа, Настена обрекла себя на жалкое существование, бесконечные угрызения совести и отчуждение от людей. Такая жизнь была ей невыносима и, в конце концов, женщина свела счеты с жизнью. Могла ли она поступить иначе? Не знаю. Мне жаль их обоих и не родившегося малыша тоже. Но каждый должен сам нести ответственность за свои поступки.

  3. Я выбрал для раскрытия темы писателя Валентина Распутина, потому что считаю его творчество наиболее значительным в смысле нравственных исканий. Сам автор — глубоко нравственный человек, о чем свидетельствует его актив-ная общественная жизнь. Имя этого писателя можно встретить в ряду имен борцов не только за нравственное преображение отечества, но и в ряду борцов за экологию. Это тоже проблема, связанная с нашей нравственностью. На мой взгляд, нравственные проблемы с наибольшей остротой поставлены писателем в его повести «Живи и помни». Произведение написано со свойственным автору глубоким знанием народной жизни, психологии простого человека. Автор ставит своих героев в сложную ситуацию: молодой парень Андрей Гуськов честно воевал почти до самого конца войны, но в 1944 году оказался в госпитале, и жизнь его дала трещину. Он думал, что тяжелое ранение освободит его от дальнейшей службы. Лежа в палате, он уже представлял себе, как вернется домой, обнимет родных и свою Настену. Он так был уверен в таком течении событий, что даже не вызвал родню в госпиталь повидаться. Весть о том, что его снова отправляют на фронт, поразила, как удар молнии. Все его мечты и планы оказались разрушены в одно мгновение. В минуты душевной смуты и отчаяния Андрей принимает роковое для себя решение, которое в будущем разрушит его жизнь и душу, сделает совсем другим человеком.
    В литературе много примеров, когда обстоятельства оказываются выше силы воли героев, но образ Андрея очень достоверен и убедителен. Возникает такое ощущение, что автор лично был знаком с этим человеком. Незаметно писатель как бы размывает грани между «хорошими» и «плохими» героями и не судит их однозначно. Чем внимательнее вчитываешься в повесть, тем больше возможностей для глубокого анализа нравственного состояния героев, их поступков. Это особенно мне и нравится в творчестве Распутина. Читая повесть, я сам вместе с его героями, то и дело решал, как бы поступил в данной ситуации. Итак, Андрей Гуськов делает свой выбор: он решает самостоятельно ехать домой, хотя бы на один день. С этого момента его жизнь попадает под влияние совсем иных законов бытия, Андрея несет по течению, как щепку, в мутном потоке событий. Будучи по натуре человеком достаточно тонким, он начинает понимать, что каждый день такой жизни отдаляет его от нормальных, честных людей и делает возвраще-ние назад невозможным. Судьба лихо начинает управлять безвольным человеком.
    Обстановка, окружающая героев, неуютна. Встреча Андрея с Настеной происходит в холодной, нетопленой бане. Автор хорошо знает русский фольклор, там баня — место, где по ночам появляется всякая нечисть. Так автор начинает в повести тему оборотничества, которая будет проходить через все повествование. В сознании народа оборотни ассоциируются с волками. И Андрей научился выть по-волчьи, у него получается так натурально, что Настена думает, уж не настоящий ли он оборотень.
    Андрей все больше черствеет душой. Становится жестоким, даже с некоторым проявлением садизма. Когда он подстрелил косулю, то не стал ее добивать вторым выстрелом, как делают все охотники, а стоял и внимательно наблюдал, как мучается несчастное животное. «Уже перед самым концом он приподнял ее и заглянул в глаза — они в ответ расширились… Он ждал последнего, окончательного движения, чтобы запомнить, как оно отразится в глазах». Вид крови как бы определил его дальнейшие действия и слова. «Скажешь кому — убью. Мне терять нечего», — говорит он жене.
    Андрей стремительно удаляется от людей. Какое бы наказание он не понес, в сознании односельчан он навсегда останется оборотнем, нелюдем. Оборотней в народе еще называют нежитями. Нежить — значит, живет в совершенно ином измерении, чем люди.
    Но автор оставляет для своего героя возможность мучительно думать: «Чем я провинился перед судьбой, что она так со мной, — чем?» Андрей не находит ответа на свой вопрос. Но мне кажется, что он просто не хочет, боится заглянуть в уголок своей души, где хранится ответ на него. Поэтому он более склонен искать оправдания своему преступлению. Он видит свое спасение в будущем ребенке. У него мелькает мысль о переломном моменте в его судьбе. Андрей думал, что рождение ребенка — перст Божий, указующий возврат к нормальной человеческой жизни, и ошибается в очередной раз. Настена и еще не родившийся ребенок погибают. Этот момент и является той карой, которой высшие силы только и могут наказать человека, преступившего все нравственные законы. Андрей обречен на мучительную жизнь. Слова Настены: «Живи и помни», — будут до конца дней стучать в его воспаленном мозгу.
    Но этот призыв: «Живи и помни», я уверен, обращен не только к Андрею, но и к жителям Атамановки, вообще ко всем людям. Ведь на глазах у людей происходят все подобные трагедии, но редко кто отважится предотвратить их. Люди боятся быть откровенными с близкими. Здесь уже действуют законы, сковывающие нравственные порывы невинных людей. Настена даже подружке своей побоялась сказать, что ничем не замарала своего человеческого достоинства, а просто она оказалась между двух огней.
    Она выбирает стращный путь для выхода из своего положения — самоубийство. Здесь, мне кажется, автор наводит читателя на мысль о некоей «заразе», передающейся, как болезнь. Ведь Настена, убивая себя, убивает в себе дитя — это двойной грех. Значит, уже страдает третий человек, пусть еще не рожденный. «Зараза» безнравственности распространяется и на жителей Атамановки. Они не только не стараются предотвратить трагедию, но и способствуют ее развитию и завершению.
    Сильное художественное произведение на тему нравственности, какова повесть В. Распутина «Живи и помни», — это всегда шаг вперед в духовном развитии общества. Такое произведение уже самим своим существованием является преградой для бездуховности. Хорошо, что у нас есть такие писатели, как В. Распутин. Их творчество поможет отечеству не утратить нравственных ценностей.

  4. Настена – положительный герой повести В. Распутина «Живи и помни». Она поступила так, как должна была поступить любящая женщина. Героиня приняла своего мужа-дезертира и стала поддерживать его и защищать. Настена пошла на все, чтобы их отношения с Андреем ничего не смогло сломить. Она находит различные способы, чтобы взять из дома родителей мужа еду и предметы быта, она продает свои вещи, чтобы добыть ему пропитание. Настена постоянно думает об Андрее и ищет любую возможность приехать к нему, хотя и понимает, что это может вызвать подозрения у односельчан.
    Настена дает Андрею слово, что она никому не расскажет о том, что ее муж вернулся. До конца своих дней она никому не откроет эту тайну, хотя Михеич и догадывается о возвращении сына. Он приходит к ней и напрямую спрашивает, но Настена стоит на своем: она не может рассказать отцу Андрея то, что он вернулся. Если девушка дала слово, то она обязательно исполнит то, что обещала.
    Настена идет на все, чтобы о дезертирстве мужа никто не узнал. Она даже берет на себя грех и признается Надьке, что беременна от уполномоченного. Такую боль, вероятно, испытывала Настена, которая ни разу в жизни не изменяла своему мужу. Однако врет она ради Андрея.
    Настя – сильная женщина. Несмотря на все жизненные трудности, которые встретились ей на пути, она переносит все тяготы стойко и твердо. Мужественность и сила духа – вот главные качества Настены. Она принимает решение родить ребенка и растить его, понимая, что без помощи мужа ей будет тяжело. Героиню не пугают деревенские разговоры о ней, она понимает, что после долгих бездетных лет рождение ребенка – это настоящее счастье.

  5. Живи и помни – краткое содержание произведения
    Размышления над страницами книги В. Распутина “Живи и помни”
    В. Распутин «Живи и помни»
    «Живи и помни» Распутин
    Две судьбы в повести В. Распутина «Живи и помни»
    Человек на войне на примере повести «Живи и помни»
    Анализ повести “Живи и помни” Распутина В.Г.
    Традиции Горького и Достоевского в повести В.Распутина «Живи и помни»
    Драма Настены в повести Распутина «Живи и помни»
    Сочинение по повести В. Распутина «Живи и помни»
    Смысл названия повести В. Распутина “Живи и помни”
    Почему “Живи и помни”?
    Повесть В. Распутина “Живи и помни”
    В. Распутин “Живи и помни”
    Нравственно философские проблемы в повести В. Распутина «Живи и помни»
    Любовь и война на страницах повести В.Г. Распутина «Живи и помни»
    Идейный смысл повести В.Г.Распутина “Живи и помни”
    Боль человеческая (по повести В. Распутина «Живи и помни»)
    Тема нравственности в повести В. Распутина «Живи и помни»
    Мастерство изображения народной жизни в повести В.Г.Распутина “Живи и помни”
    Рецензия на книгу “Живи и помни” Распутина.
    Силу подлости и злобы одолеет дух добра (по повести «Живи и помни»)
    Книга в моей жизни (В.Г. Распутин «Живи и помни»)
    Повести «Лицом к лицу» Ч. Айтматова и «Живи и помни» В.Распутина
    Изложение по повести В. Распутина «Живи и помни»
    Проблемы нравственного выбора
    В чём своеобразие решения В.Г. Распутиным темы «Человек и война» (по повести «Живи и помни»)
    Трагедия дезертира Андрея Гуськова в повести «Живи и помни»
    Смысл названия повести В. Распутина «Живи и помни»
    Тема природы в повести В. Г. Распутина «Живи и помни»
    Главный герой книги «Живи и помни» – Андрей Гуськов
    Проблемы нравственности в современной литературе

  6. Война в повести – это всего лишь фон, способствующий раскрытию настоящих характеров. Неправильно думать о том, что война разрушила жизнь Андрея Гуськова и его семьи. Герой делает свой выбор вполне осознанно. Для автора произведения было важным показать то, что центральный персонаж сам является причиной своего нравственного падения. Война не способна оправдать никакие безнравственные поступки.
    Для того чтобы хоть как-то оправдать себя, Андрей винит во всем войну. Конечно, на войне каждому солдату было очень тяжело. Автор указывает и на ранения, и на смерти. Однако не война толкнула на дезертирство Гуськова. Понимая это, Андрей пытается обелить себя, обвинив во всей трагедии войну. Герой не хочет нести ответственность за свои поступки. Он настолько озлобляется на весь мир, что становится похожим на настоящего зверя. Настена при первой встрече с мужем видит в нем оборотня. Андрей действительно теряет все представления о нравственности: он угрожает собственной жене, потому что ему «терять нечего».
    Гуськов не может радоваться победе над врагом. Это говорит о полном моральном разложении человека. Почти каждый герой повести, несмотря на все трудности, которые ему пришлось преодолеть, радуется, что война закончилась. Не все односельчане вернулись домой, однако радость настоящая и искренняя.
    Как и Гуськов, Настена тоже не может радоваться победе. Она считает, что это не ее победа. Судьба героини по-настоящему трагична. Однако не война сделала жизнь девушки невыносимой. То, что она должна была ото всех скрывать возвращение мужа-дезертира, делает ее одинокой и несчастной.
    Таким образом, война изменила жизнь каждого человека, однако она не способна оправдать эгоистичные поступки людей, к которым относится и дезертирство и «озверение» Андрея Гуськова.

  7. Узнав о предательстве Андрея, она, все же, находит в себе силы пожалеть и помочь ему. Помимо воли Настена становится соучастницей страшного преступления, за которое по законам военного времени грозит расстрел. Ради мужа, которому она помогает скрываться в лесу, она вынуждена непрестанно лгать, хитрить, жить в постоянном страхе.
    Пережив все ужасы войны, супруги понимают, что истинное счастье – это дом, семья, любовь. Однако им уготована совсем иная судьба. Настена верит, что Андрея простят, если он выйдет людям и добровольно покается. Однако мужчина слишком слаб и труслив, чтобы совершить подобный поступок. Он находит бесчисленные оправдания собственному малодушию, не беспокоясь о том, что подставляет под удар, прежде всего, всю свою семью.
    Весть о беременности Настены становится большим счастьем и, вместе с тем, серьезным испытанием для женщины. В деревне ее обвиняют в измене мужу, свекр выгоняет из дома, она вынуждена терпеть бесконечные унижения. Не выдержав всех лишений, выпавших на ее долю, Настена принимает решение покончить жизнь самоубийством. Весть о смерти жены и их не родившегося ребенком становится страшным ударом для Андрея, которому суждено нести этот крест до конца своих дней.
    Автор подчеркивает основную мысль своего произведения – нет никаких оправданий безнравственным поступкам. Каждый может оступиться и сделать ошибку, но нужно находить в себе силы отвечать за свои проступки перед людьми, обществом, перед собственной совестью.

    Композиция

    Проводя в повести «Живи и помни анализ произведения, необходимо отметить его композиционную структуру, основанную на антитезе. Особенно ярко противопоставлены в повести характеры главных героев: слабого, трусливого и безвольного Андрея и его супруги Настены, женщины безгранично доброй, отзывчивой, совестливой.
    Композиция произведения включает в себя:
    эпилог – знакомство с главными героями и особенностями их быта в глухой сибирской деревушке;
    завязка – уход Андрея на фронт;
    развитие событий – тяжелое ранение Андрея, известие о его преждевременном возвращении на фронт, решение героя самовольно вернуться в родную деревню;
    кульминация – самоубийство Настены, не выдержавшей душевных мук, связанных с предательством Андрея;
    развязка – известие о дезертирстве Андрея, его поиск в деревне.

    Главные герои

    О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Живи и помни».

    Жанр

    «Живи и помни» написано в литературном жанре повесть, и принадлежит классической русской прозе. Повесть, в которой правдиво отобразились реалии военного времени, принадлежит направлению реализм.

  8. Героиня понимает, что ее обязанностью как жены является забота о муже. У нее проскальзывают мысли о том, что Андрей поступил неправильно, что она также поступает неправильно, скрывая его, но ее мысли сразу же сменяются другими: она считает, что жена может все простить своему мужу.
    Однако со временем Настене все труднее и труднее приходится жить рядом с другими людьми. Ей приходится скрывать правду даже от родителей Андрея. Она находит способы приносить мужу еду, предметы быта. Героиня сделалась скрытной и одинокой.
    С каждым днем жизнь Настены становится хуже и хуже. Мать Андрея – Семеновна – выгоняет Настю из дома, когда узнает, что она беременна. По деревне расползаются слухи о том, что Настена беременна от мужа. Героиня чувствует себя в опасности, но главное, она чувствует, что в опасности ее муж. Поэтому она не боится и берет лодку, чтобы предупредить Андрея. Для нее жизнь мужа становится важнее собственной.
    Когда девушку достигают подозревавшие мужики, она понимает, что больше не сможет хранить все в секрете, что она больше не сможет жить с таким грузом на сердце. Поэтому она делает свой выбор: Настена совершает самоубийство, лишив жизни как себя, так и нерожденного ребенка.
    Девушка понимает, что не сможет жить, как она жила раньше, что их отношения с Андреем навсегда обречены на трагедию. Настена не может радоваться завершению войны, потому что считает, что она этого не заслуживает. Настя лишилась дома, односельчане подозревают ее то в измене, то во лжи. Поступок Андрея-дезертира становится самым трудным в жизни Настены, именно он делает жизнь героини трагичной. Автор показывает, насколько тяжела была судьба женщины во время войны.

  9. В. Распутин не зря ставит своих персонажей в трудное для всех время. Война раскрыла характер каждого. Настена, на долю которой выпали огромные испытания, не отреклась от своего мужа-дезертира. Отец и мать Андрея до конца верили в своего сына и ждали его. Михеич, неосознанно чувствуя, что Андрей в деревне, мечтает лишь о том, чтобы встретиться с ним. Он искренне переживает за него, когда мужики заподозрили неладное.
    Андрей Гуськов выбирает собственное существование, понимая, что тем самым предает свою Родину. Война становится не главным действующим персонажем, автора интересует психологический портрет человека, который одним только поступком изменил свою жизнь к худшему. В. Распутин демонстрирует нравственное падение личности. Главный герой забыл, что такое гражданский долг. Когда Андрей становится дезертиром, он превращается в зверя. Не зря на протяжении всего произведения показывается, что он учится выть как волк.
    Андрей Гуськов не только отказался брать ответственность за собственный поступок, но и втянул в дело свою жену, которой приходилось скрывать от всей деревни, что ее муж вернулся и что она беременна именно от него. Так, автор поднимает не только проблемы нравственного выбора и проблему ответственности за свои поступки, но и проблему ответственности за судьбу другого человека.
    Таким образом, нравственная проблематика становится основной в повести В. Распутина «Живи и помни». Война становится фоном, а внимание писателя привлекает внутренний мир человека, который оказывается перед выбором.

  10. Но главное – это не гражданский, а человеческий долг. В любой ситуации необходимо оставаться Человеком. Настена доверилась своему мужу, она не могла поступить иначе, потому что действительно любила его и понимала, что ему нужна поддержка. Сам же Гуськов забыл о человеческом долге. Он совершенно не задумывается о чувствах своих родителей, которые ждут сына с войны. Андрей не думает и о своей жене, которая обманывает всех вокруг и терпит насмешки от окружающих.
    В. Распутин в своем произведении показывает, как один человеческий поступок может изменить целую жизнь. Причем не только жизнь того, кто сделал выбор, но и жизнь других людей. Писатель призывает помнить о значении даже самого маленького действия, которое может обернуться или положительно, или отрицательно. Решение, которое Гуськов принял буквально за минуту, становится началом его нравственного падения. Между защитой Родины и сохранением своей жизни Андрей выбирает эгоистичную задачу. Необдуманность действий приводит к трагичной развязке. Андрей Гуськов остается жить, помня о том, что предал свою Родину, став дезертиром. На его совести остается смерть беременной от него жены.
    В. Распутин хочет показать читателю, что человеческая жизнь – это не игрушка. Необходимо помнить о том, что каждый самостоятельно несет ответственность за свои поступки. Каждый человек – творец своей судьбы. Писатель убеждает, что если кто-то оступился один раз, вернуться на правильную дорогу будет очень сложно. Иллюстрацией этого стала судьба Андрея Гуськова. Поэтому следует помнить о человеческом достоинстве, долге перед самим собой. Только чистые нравственные поступки смогут сделать человека счастливым. Предательство же приведет только к трагедии.

  11. Я выбрал для раскрытия темы писателя Валентина Распутина, потому что считаю его творчество наиболее значительным в смысле нравственных исканий. Сам автор — глубоко нравственный человек, о чем свидетельствует его актив-ная общественная жизнь. Имя этого писателя можно встретить в ряду имен борцов не только за нравственное преображение отечества, но и в ряду борцов за экологию. Это тоже проблема, связанная с нашей нравственностью. На мой взгляд, нравственные проблемы с наибольшей остротой поставлены писателем в его повести «Живи и помни». Произведение написано со свойственным автору глубоким знанием народной жизни, психологии простого человека. Автор ставит своих героев в сложную ситуацию: молодой парень Андрей Гуськов честно воевал почти до самого конца войны, но в 1944 году оказался в госпитале, и жизнь его дала трещину. Он думал, что тяжелое ранение освободит его от дальнейшей службы. Лежа в палате, он уже представлял себе, как вернется домой, обнимет родных и свою Настену. Он так был уверен в таком течении событий, что даже не вызвал родню в госпиталь повидаться. Весть о том, что его снова отправляют на фронт, поразила, как удар молнии. Все его мечты и планы оказались разрушены в одно мгновение. В минуты душевной смуты и отчаяния Андрей принимает роковое для себя решение, которое в будущем разрушит его жизнь и душу, сделает совсем другим человеком.
    В литературе много примеров, когда обстоятельства оказываются выше силы воли героев, но образ Андрея очень достоверен и убедителен. Возникает такое ощущение, что автор лично был знаком с этим человеком. Незаметно писатель как бы размывает грани между «хорошими» и «плохими» героями и не судит их однозначно. Чем внимательнее вчитываешься в повесть, тем больше возможностей для глубокого анализа нравственного состояния героев, их поступков. Это особенно мне и нравится в творчестве Распутина. Читая повесть, я сам вместе с его героями, то и дело решал, как бы поступил в данной ситуации. Итак, Андрей Гуськов делает свой выбор: он решает самостоятельно ехать домой, хотя бы на один день. С этого момента его жизнь попадает под влияние совсем иных законов бытия, Андрея несет по течению, как щепку, в мутном потоке событий. Будучи по натуре человеком достаточно тонким, он начинает понимать, что каждый день такой жизни отдаляет его от нормальных, честных людей и делает возвраще-ние назад невозможным. Судьба лихо начинает управлять безвольным человеком.
    Обстановка, окружающая героев, неуютна. Встреча Андрея с Настеной происходит в холодной, нетопленой бане. Автор хорошо знает русский фольклор, там баня — место, где по ночам появляется всякая нечисть. Так автор начинает в повести тему оборотничества, которая будет проходить через все повествование. В сознании народа оборотни ассоциируются с волками. И Андрей научился выть по-волчьи, у него получается так натурально, что Настена думает, уж не настоящий ли он оборотень.
    Андрей все больше черствеет душой. Становится жестоким, даже с некоторым проявлением садизма. Когда он подстрелил косулю, то не стал ее добивать вторым выстрелом, как делают все охотники, а стоял и внимательно наблюдал, как мучается несчастное животное. «Уже перед самым концом он приподнял ее и заглянул в глаза — они в ответ расширились… Он ждал последнего, окончательного движения, чтобы запомнить, как оно отразится в глазах». Вид крови как бы определил его дальнейшие действия и слова. «Скажешь кому — убью. Мне терять нечего», — говорит он жене.
    Андрей стремительно удаляется от людей. Какое бы наказание он не понес, в сознании односельчан он навсегда останется оборотнем, нелюдем. Оборотней в народе еще называют нежитями. Нежить — значит, живет в совершенно ином измерении, чем люди.
    Но автор оставляет для своего героя возможность мучительно думать: «Чем я провинился перед судьбой, что она так со мной, — чем?» Андрей не находит ответа на свой вопрос. Но мне кажется, что он просто не хочет, боится заглянуть в уголок своей души, где хранится ответ на него. Поэтому он более склонен искать оправдания своему преступлению. Он видит свое спасение в будущем ребенке. У него мелькает мысль о переломном моменте в его судьбе. Андрей думал, что рождение ребенка — перст Божий, указующий возврат к нормальной человеческой жизни, и ошибается в очередной раз. Настена и еще не родившийся ребенок погибают. Этот момент и является той карой, которой высшие силы только и могут наказать человека, преступившего все нравственные законы. Андрей обречен на мучительную жизнь. Слова Настены: «Живи и помни», — будут до конца дней стучать в его воспаленном мозгу.
    Но этот призыв: «Живи и помни», я уверен, обращен не только к Андрею, но и к жителям Атамановки, вообще ко всем людям. Ведь на глазах у людей происходят все подобные трагедии, но редко кто отважится предотвратить их. Люди боятся быть откровенными с близкими. Здесь уже действуют законы, сковывающие нравственные порывы невинных людей. Настена даже подружке своей побоялась сказать, что ничем не замарала своего человеческого достоинства, а просто она оказалась между двух огней.
    Она выбирает стращный путь для выхода из своего положения — самоубийство. Здесь, мне кажется, автор наводит читателя на мысль о некоей «заразе», передающейся, как болезнь. Ведь Настена, убивая себя, убивает в себе дитя — это двойной грех. Значит, уже страдает третий человек, пусть еще не рожденный. «Зараза» безнравственности распространяется и на жителей Атамановки. Они не только не стараются предотвратить трагедию, но и способствуют ее развитию и завершению.
    Сильное художественное произведение на тему нравственности, какова повесть В. Распутина «Живи и помни», — это всегда шаг вперед в духовном развитии общества. Такое произведение уже самим своим существованием является преградой для бездуховности. Хорошо, что у нас есть такие писатели, как В. Распутин. Их творчество поможет отечеству не утратить нравственных ценностей.

  12. Война… Само слово говорит о беде и горе, о несчастье и слезах. Сколько людей погибло во время этой, страшной Великой Отечественной войны!.. Но, погибая, они знали, что сражаются за свою землю, за своих родных и близких. Смерть — это страшно, но гораздо страшнее духовная гибель человека. Именно об этом рассказывает повесть В. Распутина “Живи и помни”.
    Автор раскрывает душу дезертира Андрея Гуськова. Этот человек был на войне, не раз был ранен и контужен. Но, выписавшись из госпиталя, Андрей отправился не в свою часть, а воровски пробрался в родное село, став дезертиром.
    В повести нет детективного сюжета, немного героев, но все это только усиливает нарастающий психологизм. В. Распутин специально в образе Андрея изображает обыкновенного человека со средними умственными и .духовными способностями. Он не был трусом, на фронте добросовестно выполнял все солдатские обязанности.
    “Он боялся ехать на фронт, — говорит автор. — Всего себя, до последней капли и до последней мысли, он приготовил для встречи с родными — с отцом, матерью, Настеной — этим и жил, этим выздоравливал и дышал, только это одно и знал… Как же обратно, снова под пули, под смерть, когда рядом, в своей же стороне, в Сибири?] Разве это правильно, справедливо? Ему бы только один-единственный денек побывать дома, унять душу — тогда он опять готов на что угодно”. Да, именно так хотел сделать Андрей. Но что-то сломалось в нем, что-то изменилось. Дорога оказалась долгой, он привык к мысли о невозможности возвращения.
    В конце концов он сжигает все мосты и становится дезертиром, а значит — преступником. Когда Андрей оказался близ родного дома, он осознал всю низость своего поступка, понял, что совершилось что-то страшное и теперь ему всю жизнь предстоит прятаться от людей. Именно в таком ключе наиболее часто истолковывается образ главного героя. Но стоит учитывать, что Андрей еще слишком молод, чтобы сделаться героическим человеком. Он и не собирался дезертировать, но тоска по родным, семье, родной деревне оказалась сильнее всего, и тот самый день, который ему не дали для отпуска, становится роковым.
    Эта повесть не только о том, как солдат становится дезертиром. Она еще и о жестокости, разрушающей силе войны, убивающей в человеке чувства, желания. Если это происходит, человек может совершенно свободно стать героем. Если нет, то тоска, как правило, будет сильней. Поэтому Андрей Гуськов не просто предатель, он — личность, обреченная на гибель с самого начала. Он слаб, но можно ли его винить в слабости?
    Трагедия повести усиливается за счет того, что погибает в ней не только Андрей. Вслед за собой он уводит и свою молодую жену, и еще не родившегося ребенка. Настена — женщина, способная пожертвовать всем, лишь бы любимый человек остался жив. Но мужа своего, несмотря на любовь к нему, она все же считает вино- ватым. Боль ее усиливает возможное осуждение односельчан.
    Как и ее муж, Настена — жертва всесокрушающей войны. Но если Андрея можно винить, то Настена — жертва безвинная. Она готова принять на себя удар, подозрения близких, осуждение соседей, даже наказание — все это вызывает у читателя бесспорное сочувствие. “Война задержала Настенино счастье, но Настена и в войну верила, что оно будет. Вот настанет мир, вернется Андрей, и все, что за эти годы остановилось, снова тронется с места. Иначе Настена и не представляла свою жизнь. Но Андрей пришел раньше времени, прежде победы, и все перепутал, перемешал, сбил со своего порядка — об этом Настена не могла не догадываться. Теперь приходилось думать не о счастье — о другом. А оно, напугавшись, отодвинулось куда-то, затмилось, заслонилось — ни пути ему, казалось, оттуда, ни надежды”. Разрушено представление о жизни, а с ними и сама жизнь. Потеряв опору в этом водовороте, Настена выбирает водоворот другой: река забирает женщину к себе, освобождая ее от какого-либо иного выбора.
    Валентин Распутин, гуманист по сути, в повести “Живи и помни” рисует антигуманную природу войны, которая убивает даже на огромном расстоянии.

  13. Война – это, как мне кажется, для каждого человека противоестественное явление. Несмотря на то, что мы живем уже в двадцать первом веке и после окончания прошло уже пятьдесят восемь лет, страдание, боль, бедность, которую принесла война, хранятся почти в каждой семье. Наши деды проливали кровь, давая возможность нам сейчас жить в свободной стране. Мы должны быть благодарны им за это. Валентин Распутин – один из писателей, который описывал действительно происходившие вещи такими, какими они были на самом деле.
    Его повесть «Живи и помни» является ярким примером того, как на самом деле жили люди во время войны, какие тяготы испытывали. Валентин Распутин описывает в этом произведении самый конец войны. Люди уже предчувствовали победу, и поэтому у них еще больше возникало желание жить. Одним из таких был Андрей Гуськов. Он, зная, что война уже подходит к концу, старался выжить любой ценой. Ему хотелось побыстрее вернуться домой, увидеть мать, отца, жену. Это желание подавляло все его чувства, разум. Он готов был на что угодно. Ему не страшно было ранение, наоборот, он хотел, чтобы его легко ранило. Тогда бы его забрали в госпиталь, а оттуда – домой.
    Его желание осуществилось, но не совсем: он получил ранение, и был отправлен в госпиталь. Он думал, что тяжелое ранение освободит его от дальнейшей службы. Лежа в палате, он уже представлял себе, как вернется домой, и был так уверен в этом, что даже не вызвал родню в госпиталь повидаться. Весть о том, что его снова отправляют на фронт, поразила, как удар молнии. Все его мечты и планы оказались разрушены в одно мгновение. Этого Андрей боялся больше всего. Он боялся, что больше никогда не вернется домой. В минуты душевной смуты, отчаяния и страха перед смертью Андрей принимает роковое для себя решение – дезертировать, которое перевернуло его жизнь и душу, сделало другим человеком. Война покалечила жизни многих. Такие люди, как Андрей Гуськов, не рождены для войны. Он, конечно, хороший, храбрый солдат, но родился он, чтобы пахать землю, выращивать хлеб, жить со своей семьей. Из всех уходящих на фронт он тяжелее всего переживал это: «Андрей смотрел на деревню молча и обиженно, он почему-то готов был уже не войну, а деревню обвинить в том, что вынужден ее покидать». Но несмотря на то, что ему тяжело уходить из дома, он прощается с родными быстро, сухо: «То, что приходится обрывать, надо обрывать сразу…»
    Андрей Гуськов дезертирует осознанно, ради своей жизни, а вот Настёну, свою жену, просто заставляет его скрывать, тем самым, обрекая её жить во лжи: «Вот что я тебе сразу скажу, Настёна. Ни одна собака не должна знать, что я здесь. Скажешь кому – убью. Убью – мне терять нечего. У меня рука на это твёрдая, не сорвётся», – такими словами он встречает свою жену после долгой разлуки. И Настёне ничего не оставалось делать, как просто повиноваться ему. Она была с ним заодно до самой своей смерти, хотя иногда её посещали мысли, что это он виноват в её страданиях, но и не только в её, а и в страданиях её будущего ребёнка, зачатого вовсе не в любви, а в порыве грубой, животной страсти. Этот еще не родившийся ребенок страдал вместе со своей матерью. Андрей не осознавал, что этот ребенок обречен прожить всю жизнь с позором. Для Гуськова было важно исполнить свой мужской долг, оставить наследника, а как это дитя будет жить дальше, его мало волновало.
    Настёна понимала, что и жизнь ее ребенка, и она сама обречены на дальнейший позор и страдания. Выгораживая и защищая своего мужа, она решается на самоубийство. Она решается броситься в Ангару, тем самым, убивая и себя, и своего еще не родившегося малыша. Во всем этом, безусловно, виноват Андрей Гуськов. Этот момент и является той карой, которой высшие силы могут наказать преступившего все нравственные законы человека. Андрей обречен на мучительную жизнь. Слова Настены: «Живи и помни», — будут до конца дней стучать в его воспаленном мозгу.
    Но нельзя полностью винить и Андрея. Не будь этой страшной войны, ничего такого, наверное, не случилось бы. Гуськов и сам не хотел этой войны. Он с самого начала знал, что она ему ничего хорошего не принесет, что его жизнь будет сломана. Но он, наверное, и не предполагал, что будет сломана жизнь Настены и их неродившегося ребенка. Жизнь сделала так, как ей было угодно.
    Итогом войны для семьи Андрея Гуськова стали три разбитые жизни. Но, к сожалению, таких семей было немало, многие из них разрушились.
    Война унесла очень много жизней. Не будь ее, в нашей стране не было бы многих проблем. Вообще война – это ужасное явление. Она уносит много дорогих кому-то жизней, разрушает все, что создавалось великим и тяжелым трудом всего народа.
    Мне кажется, что творчество таких писателей поможет нашим современникам не утратить нравственных ценностей. Повесть В. Распутина «Живи и помни», — это всегда шаг вперед в духовном развитии общества.

  14. 14
    Текст добавил: )(Милашка-Какашка)(

    «Живи и помни»

    Завязка сюжета повести В.Г. Распутина «Живи и помни» на­поминает детективную историю: у старика Гуськова из бани пропали лыжи, топор и табак-самосад. Однако само произведе­ние написано совершенно в ином жанре: это глубокое философ­ское размышление о нравственных основах бытия, о силе лю­бовного чувства. Поскольку топор пропал из-под половицы, невестка Настена сразу же догадывается, что его взял кто-то из своих. Сложная гамма чувств овладевает ею. С одной стороны, она хочет видеть мужа, которого искренне любит. С другой — понимает, что, если тот скрывается от людей, значит, дезертиро­вал с фронта, а такое преступление в военное время не прощает­ся. Рядом ярких изобразительно-выразительных средств В.Г. Распутин показывает всю глубину переживаний Настены.
    Сначала «она долго лежала в темноте с открытыми глазами, бо­ясь пошевельнуться, чтобы не выдать кому-то свою страшную догадку», потом по-звериному внюхивалась в воздух в бане, пы­таясь уловить знакомые запахи. Ее мучает «упрямая жуть в серд­це». Портрет Настены (длинной, тощей, с несуразно торчащими руками, ногами и головой, с застывшей болью на лице) показы­вает, какие моральные и физические муки принесла женщине война. Лишь младшая сестра Катька заставляла Настену прояв­лять интерес к жизни, искать работу. Все тяготы Настена перено­сила стойко, научившись отмалчиваться. Самым большим несча­стьем своим она считала бездетность. Ее муж Андрей тоже переживал по этому поводу и нередко поколачивал.
    Дезертирство Андрея Распутин не пытается оправдать, но стремится объяснить с позиции героя: он долго воевал, заслу­жил отпуск, хотел увидеть жену, но положенный ему после ранения отпуск отменили. Предательство, которое совершает Андрей Гуськов, закрадывается в его душу постепенно. Сна­чала его преследовал страх смерти, которая представлялась ему неминуемой: «Не сегодня — так завтра, не завтра — так послезавтра, когда подвернется очередь». Гуськов пережил и ранение, и контузию, испытал танковые атаки и лыжные рей­ды. В.Г. Распутин подчеркивает, что среди разведчиков Анд­рей считался надежным товарищем. Почему же он встал на путь предательства? Сначала Андрей просто хочет повидаться с родными, с Настеной, побыть немного дома и вернуться. Однако, поехав на поезде в Иркутск, Гуськов понял, что зимой и за трое суток не обернешься. Андрей вспомнил показатель­ный расстрел, когда при нем расстреляли мальчишку, который захотел за пятьдесят верст сбегать в свою деревню. Гуськов понимает, что за самоволку по головке не погладят.
    Постепенно Андрей возненавидел себя. В Иркутске он на какое-то время поселился у немой женщины Тани, хотя со­вершенно не собирался этого делать. Через месяц Гуськов, на­конец, оказался в родных местах. Однако герой не ощутил ра­дости от вида деревни. В.Г. Распутин постоянно подчеркивает, что, совершив предательство, Гуськов вступил на звериный путь. Через некоторое время ему уже жизнь, которой он так дорожил на фронте, стала не мила. Совершив измену родине, Андрей не может уважать себя. Душевные муки, нервное на­пряжение, невозможность ни на минуту расслабиться превра­щают его в загнанного зверя.
    Предательство Андрея роковым образом ложится на плечи Настены. Она долго не может осознать случившееся: явивший­ся тайком в родные края супруг ей кажется оборотнем: «Мало что понимая, она вдруг спохватилась: а муж ли? Не оборотень ли это с ней был? В темноте разве разберешь? А они, говорят, могут так прикинуться, что и среди бела дня не отличишь от настоящего». Из-за Андрея женщине приходится врать и изво­рачиваться. С трогательной наивностью Настена пытается про­тивостоять жестокой действительности. Героине кажется, что ночная встреча с мужем-дезертиром ей только пригрезилась. С тонкой детализацией показывает В.Г. Распутин, как Настена стремится снять с себя наваждение, избавиться от него, как от ночного кошмара. Утраченная в годы советской власти офици­альная религиозность все еще жива в недрах сознания русского человека. Именно ее (как сильнейший родовой оберег) призы­вает на помощь несчастная Настена: «Не умея правильно класть крест, она как попало перекрестилась и зашептала подвернув­шиеся на память, оставшиеся с детства слова давно забытой молитвы». Однако всю глубину горя и ужаса несчастной жен­щины, осознание ею той роковой черты, которую предательст­во Андрея провело между их семьей и всем остальным миром, воплощает последняя фраза третьей части повести, когда На­стена замирает от предательской мысли: «А разве не лучше, ес­ли бы это и вправду был только оборотень?».
    Настена начинает помогать мужу прятаться, подкармливает его. Она выменивает на вещи продукты. На плечи этой женщины легли все заботы (о младшей сестре, о пожилых свекрах). В то же время страшная тайна ставит каменную стену между Настеной и односельчанами: «Одна, совсем одна среди людей: ни с кем ни поговорить, ни поплакаться, все надо держать при себе».
    Трагедия героини усиливается тем, что она забеременела. Узнав об этом, Андрей сначала радуется, а потом понимает, в какое сложное положение попала жена: ведь все подумают, что женщина нагуляла этого ребенка, пока муж воюет на фронте. В тяжелом разговоре на эту тему возникает важный в символическом плане образ Ангары. «У тебя была только од­на сторона: люди. Там, по правую руку Ангары. А сейчас две: люди и я. Свести их нельзя: надо, чтоб Ангара пересохла», — говорит Андрей Настене.

  15. 15
    Текст добавил: Моя жизнь в твоём сердцебиении

    1. История создания произведения.
    Когда у Валентина Григорьевича Распутина были материальные трудности, он подписал договор на написание произведения, посвященного теме построения коммунизма. Однако замысел был изменен автором, в результате чего родилась драматическая повесть. Писатель недолго работал над произведением, по его словам, повесть была незапланированной. Первоначально она печаталась в газетах отрывками. В 1974 году повесть была опубликована журналом «Наш современник», а уже в 1975 году вышла отдельным изданием. Произведение было настолько ново и актуально, что было удостоено литературными премиями еще при жизни В.Г. Распутина.
    2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).
    «Живи и помни» – повесть. Автор стремился четко и лаконично выразить свою позицию в произведении. Повесть можно назвать философской, так как в ней затронуты вечные проблемы жизни человека и его предназначения. Повесть также является социальной, так как в основе повествования лежат общественные отношения. В то же время «Живи и помни» – психологическая повесть, которая раскрывает внутренний мир героев произведения.
    3. Название произведения и его смысл.
    В.Г. Распутин однажды сказал такую фразу: «Живи и помни, человек, в беде, в кручине, в самые тяжкие дни и испытания: место твое — с твоим народом…». Это высказывание стало основой для заглавия его повести. «Живи и помни» – это наказ человеку всегда помнить о том, что нужно быть «на земле Человеком». Это напоминание, этот призыв обращен не только к героям произведения, но и ко всем людям в целом. В.Г. Распутин дает совет своим читателям, акцентируя на нем внимание.
    4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?
    Повествование, по ходу которого раскрываются события, повлиявшие на характер главного героя, ведется от третьего лица.
    5. Тема и идея произведения. Проблематика.
    В.Г. Распутин поднимает в своей повести важную нравственную тему – выбора человека. Писатель хочет показать, что ни один безнравственный поступок нельзя чем-то оправдать.
    Автор неслучайно ставит своих героев в условия военного времени. Именно война способна показать истинное лицо человека, его моральные ценности и установки.
    В повести «Живи и помни» поднимаются проблемы ответственности за свои поступки, совести и долга перед самим собой и другими людьми. Писатель показывает, что каждый человек должен самостоятельно нести ответственность за свои поступки. Также автор поднимает проблемы доброты, сострадания и любви.
    Помимо нравственных и социальных проблем, В. Г. Распутин ставит проблемы общечеловеческие, которые можно назвать философскими: проблемы жизни и смерти, назначения человека.

  16. Валентин Григорьевич Распутин родился 15 марта 1937 г. в селе Усть-Уда Иркутской области. Окончив в 1957 г. филологическое отделение Иркутского университета, он несколько лет работал в молодежных газетах Иркутска и Красноярска, много ездил по стройкам, часто бывал в селах. Результатом этих поездок явились книги очерков—«Костровые новых городов» и «Край возле самого неба». Первый большой успех принесла писателю повесть «День для Марии» (1967 г.). Широкое общественное признание получили и другие произведения В. Г. Распутина: повести «Последний срок» (1970 г.), «Живи и помни» (1974 г.), «Прощание с Матерой» (1976 г.). За повесть «Живи и помни» В. Распутин был удостоен премии СССР (1977 г.)В своих произведениях писатель затрагивает такие важные темы, как тема экологии и тема нравственности. Проблема нравственного выбора с особой остротой выведена в повести «Живи и помню. Распутин выступает здесь как тонкий психолог и знаток народной жизни.
    События повести происходят в последние дни войны. Возвращаясь домой из госпиталя, а не на фронт, один из главных героев повести Андрей Гуськов становится дезертиром. Находясь в госпитале после ранения, он мечтал о том, как вернется домой, и был полностью уверен, что на фронт его больше не пошлют. Шел 1944 г. Однако все его надежды на возвращение рушатся, и он решается на отчаянный шаг. «Всего себя, до последней капли и до последней мысли, он приготовил для встречи с родными — с отцом, матерью, Настеной — этим и жил, этим выздоравливал и дышал, только это одно и знал… Как же обратно, снова под пули, под смерть, когда рядом, в своей же стороне, в Сибири? Разве это правильно, справедливо? Ему бы только один-единственный денек побывать дома, унять душу— тогда он опять готов на что угодно». Став дезертиром, он боится признаться в этом даже самому себе и поэтому идет на сделку с совестью. Он был готов, увидев своих родных, погибнуть на фронте, но постепенно огромное желание жить заглушает слабый голос совести. Он открывается своей жене Настене.
    Чувство вины за то, что совершил ее муж, не дает ей спокойно жить. Она, укрывая бежавшего мужа, приняла его дезертирство на себя. После каждой встречи с Андреем Настена все больше отгораживалась от людей, с которыми всю жизнь делила и горе, и радость. Даже ожидание ребенка делается для нее мучительным. Повесть заканчивается гибелью Настены, она не может найти логического решения и искупает своей смертью вину невольного позора за тяжкий поступок своего мужа.
    Почему жизнь так жестока и несправедлива? Андрей — человек без совести — остается жить, ! а жизнь такой прекрасной, честной, доброй, чистой женщины Настены обрывается. Но не только Настена стала жертвой ужасного поступка Андрея, но и его отец. Михеич тяжело переживает, замыкается в себе, предчувствуя недоброе, а потом тяжело заболевает.В этой повести В. Распутин показывает постепенную деградацию человека. Ведь Андрей из доброго, любящего сына и мужа превращается в ничтожное животное. Сделанный выбор оказывает непоправимое воздействие на его дальнейшую жизнь. Стирается грань между хорошим и плохим, правильным и неправильным. По сути, Андрей уже не властен над своей жизнью и своими поступками, он плывет по течению.
    Андрей, как это ни страшно, отстраняется от своих близких, чтобы сохранить свою жизнь. Его не трогают ни смерть жены, которая могла стать матерью его ребенка, ни болезнь отца. Его заботит только собственное благополучие. Андрей, отдалившись от людей, постепенно теряет все человеческое. Он даже пытается выть на луну, подобно волкам. Какой-то момент он еще понимал, что отдаляется от нормальной жизни, но сделать уже ничего не мог. Внешние обстоятельства были сильнее, и его воли не хватило противостоять им. Он подчинился.
    Жестокость по отношению к окружающим поселилась в душе Андрея. Он подстрелил косулю и наблюдал за ее предсмертной агонией. Жене же на это сказал: «Скажешь кому— убью». Так шаг за шагом Андрей опускается все ниже и ниже. Так кто же виноват в том, что человек пал так низко: обстоятельства или он сам? Этот вопрос волновал многих писателей русской литературы. В повести Распутина главный герой помещен в исключительные обстоятельства, обстоятельства войны и винит в них свое безволие: «Это все война, все она, — снова принялся он оправдываться и заклинать». Этими словами он как бы снимал с себя всю ответственность за свои поступки, перекладывал все на судьбу. Таким образом, нравственное падение Андрея не является трагедией. Он сам себя обрек на одинокое существование, вынужден Постоянно скрываться. Это даже вошло у него в привычку. Словно дикий зверь, почуявший опасность, Андрей «вскочил, в минуту собрался, привычно приводя зимовку в нежилой, запущенный вид, заготовлен был у него отступной выход… Там, в пещере, его не отыщет ни одна собака».
    Трагедией же в повести является гибель Настены. Эта женщина представляет собой настоящий русский характер, который воплощается во многих героинях повестей Распутина. Настена — высоконравственная личность, чувствующая свою вину за поступок мужа, но несущая этот крест. Она покончила с собой, но при этом нравственно очистилась. В ее душе нравственные законы победили, как побеждают они в душе всего народа. Для Андрея же ее самоубийство стало еще одно ступенью вниз, ведь он видел в ребенке, которого носила Настена, свое спасение. И их гибель — это наказание за то, что он преступил через все моральные законы в своей душе.
    Своей повестью В. Распутин как бы говорит «Живи и помни, человек! В беде, кручине место твое рядом с народом. Всякое отступление оборачивается горем для тебя и твоего народа». Само название, конечно, относится к Андрею, потому что так и хочется добавиться: «Если можешь жить». Но я думаю, что это касается и каждого из нас. Главное каждому жить честно, по совести, без лжи, тогда и общество наше будет высоконравственным. Опять вернутся к нам непреходящие человеческие ценности: милосердие, Доброта, справедливость. Научить жить не по лжи и призвана наша литература.

  17. Я хочу рассказать вам о книге В. Распутина «Живи и помни» и выяснить, в чем смысл заглавия повести. Я прочитала эту книгу с большим интересом совсем недавно. Раньше я не могла предположить, что судьба людей бывает такой жестокой и люди могут так страдать. Чаще всего герои повести В. Распутина повторяют слово «судьба». Для них судьба есть нечто, независящее от воли отдельного человека. Чем дальше читаешь повесть, тем труднее разделять героев на «хороших» и «плохих». Распутин судит своих героев не по законам военного времени, а по законам народной справедливости. Андрей Гуськов и Настена встретились после голодного 1933 года, когда Настя уже немного пришла в себя после хорошего урожая.
    На долю Настены выпало много бед. В шестнадцать лет, оставшись сиротой, она с сестренкой работала у своей тетки. Когда же Настена встречает Андрея, она влюбляется в него. И после нескольких встреч он предлагает ей выйти за него замуж. В семье мужа у Настены отношения со свекровью поначалу не заладились, и некому было заступиться за нее. Только Семеновна начала свыкаться с Настеной, как разразилась война… Андрей ушел на фронт и честно воевал, пока не попал в госпиталь. Выздоравливая, он думал об одном: война кончается, а значит, ему дадут отпуск. Но он узнал, что его отправляют на фронт. Все его мечты были разрушены в тот же миг. Он принимает решение: съездить домой, повидать родных.
    Бывают обстоятельства, в которых человек может дрогнуть. Он не управляет своей судьбой, судьба управляет им. Повинуясь инстинкту, он направляется в родные края. Встреча Андрея с Настеной происходит в холодной, нетопленой бане. Он поселился в этой бане и стал похож на оборотня, научившись выть по-волчьи. Меня поразила сцена, когда Андрей, подстрелив косулю, «не добил ее, как следовало бы, а стоял и смотрел, стараясь не пропустить ни одного движения, как мучается умирающее животное, как затихают и снова возникают судороги, как дергается на снегу голова. Он приподнял ее и заглянул в Глаза – они в ответ расширились… Он ждал последнего, окончательного движения, чтобы запомнить, как оно отразится в глазах». Жене он тоже пригрозил: «Скажешь кому – убью. Мне терять нечего».
    Андрей мучается вопросом: «Чем я провинился перед судьбой, что она так со мной? – зачем?» И не находит ответа. Главное оправдание своему преступлению он находит в том, что Настена забеременела от него, и в этом он видит свою судьбу. Но Андрей не смог построить добро на зле, оно обернулось к нему лицом, поэтому его постигла страшная кара. Она заключается в том, что он остается жить и мучиться, а Настена с не родившимся ребенком погибает. Для Андрея жизнь и память, на которую он обречен, – самое страшное наказание.
    Трагическая гибель Настены – это не только наказание, последовавшее за преступлением Андрея. К кому же взывает фраза «живи и помни»? Вначале уже было отмечено, что Настена, испытавшая сиротскую долю, очень боялась потерять семью, остаться одной. В. Распутин постоянно подчеркивает две черты ее характера: покорность и смирение. Настена привязана к деревне, к дому, к работе, ее жизнь и поведение определены обычаями.
    При встрече с Андреем Настена понимает, что он – дезертир, но не долго думает, как ей поступить. Она остается с мужем. Ситуация меняется, когда признаки беременности становятся все более заметными. И никому, даже подруге Надьке, даже родителям Андрея, Настена не может объяснить, что она ничем не замарала своего достоинства. Оказавшись меж двух огней, Настена выбирает страшный путь – самоубийство.
    Во всей Атамановке не было ни одного человека, который бы просто пожалел Настену. Лишь перед смертью Настена слышит крик Максима Вологжина: «Настена, не смей!» Максим – один из первых фронтовиков, познавший, что такое смерть, понимает, что жизнь – самая большая ценность. После того как тело Настены нашли, ее похоронили не на кладбище утопленников, потому что «бабы не дали», а похоронили среди своих, но с краешку. Призыв «Живи и помни» обращен не только к жителям Атамановки, но ко всем нам. Человек ответствен за свои поступки и за все должен расплачиваться сам. Мне кажется, что эта повесть открывает нам многие тайны бытия, заставляет размышлять, волноваться и переживать за ее героев. Мы учимся на ошибках других и должны избегать их повторения. И в этом нам помогают такие произведения, как повесть «Живи и помни».

  18. Все хорошо. Все спокойно. Миф о полном умиротворении разрушается, как только мои глаза невольно останавливаются на второй полке бабушкиного стеллажа. Несомненно, мне мешает заснуть красная книга, недавно очутившаяся среди старых, зачитанных томов Пушкина, Лермонтова, Толстого. Странно то, что меня вовсе не интересует, откуда она взялась. Напротив, мое усталое сознание тревожит совсем другой вопрос: почему Распутин назвал книгу “Живи и помни”? Это заглавие притягивает мое внимание. “Живи и помни” — здесь таится какой-то сокровенный, жизненно важный смысл. Кому и зачем были предназначены эти слова? Не знаю. Потому и сажусь я возле окна, беру в руки книгу Распутина и забываюсь на долгие часы, листая страницы этой повести.
    Ее главный герой, Андрей Гуськов, до войны был славным, работящим парнем, послушным сыном, надежным мужем. На фронт он отправлен в сорок первом году. “Поперек других не лез, но и за чужие спины не прятался”, — говорит о нем автор. Не из числа робких был Андрей — воевал три года исправно. Правда, умирать ему не хотелось. А еще присутствовало огромное желание повидать родных, встретиться с любимой женой Настеной. И вышло так, что после тяжелого ранения в грудь он попадает в новосибирский госпиталь, от которого до дома “рукой подать”. Но комиссия не дает ему даже короткого отпуска — определяет сразу на фронт. Тогда-то и принимает солдат опрометчивое решение — пробует “рвануть” без позволения начальства в самовольную отлучку домой.
    Лишь увязнув в медлительных военных поездах, осознал Андрей, что дело пахнет не гауптвахтой за самоволку, а трибуналом за дезертирство. Будь поезд побыстрее, вернулся бы он вовремя. И ведь не за “шкуру он трясся”, а хотел повидать родных — может быть, в последний раз. Чем же обернулся его поступок, ставший выбором всей жизни? И вообще, было ли у него право на исполнение такого, пусть даже самого скромного, желания — повидать жену? Нет. А Андрей забыл о том, что нельзя устроить себе счастье отдельно от общей судьбы народа. Вся же тяжелая душевная ноша легла на Настеку.
    Автор замечает: “…в обычае русской бабы устраивать свою жизнь лишь однажды и терпеть все, что в ней выпадет”. И она терпит. Когда объявляется беглец, она даже вину мужа принимает на себя. “Без вины, а повинна”, — говорит Распутин. Настена “взяла” крест Андрея, который пока еще смутно понимает, чем обернется его решение вернуться домой. Но за этот проступок он будет злостно наказан судьбой. И вскоре начинают прослеживаться ужасные последствия отступничества, прежде всего для самого человека. Происходит неминуемый распад, утрата личности. И кара человека в нем самом. Научился Андрей от бродившего возле избушки зверя выть по-волчьи и со злорадной мстительностью думал: “Пригодится добрых людей пугать”. Приспособился красть рыбу из чужих лунок — и не от крайней нужды, а из желания досадить тем, кто, не в пример ему, живет открыто, не прячась, не боясь. Затем подходит к чужой деревне и убивает теленка, так и не поняв, что сделал это не только ради мяса, айв угоду какой-то своей прихоти, поселившейся в нем прочно и властно.
    Так нарушаются связи с тем, что дорого и свято каждому: с людьми, с природой, с уважением к чужому труду и имуществу. Не прошел Андрей проверку на человечность, распадается его душа, а Настена превращается в загнанное существо. Стыд, непроходящий и жалящий, иссушает ее совестливую натуру. Двойная жизнь шаг за шагом отбирает самые простые и нужные радости. Уже нет сердечности, простоты и доверительности в общении с подругами, она не может теперь ни говорить, ни плакать, ни петь вместе с людьми. Они по привычке принимают ее за свою, а она им уже чужая, посторонняя. Нет радости от любви, от материнства, которого так ждала, от Победы. К великому празднику Победы “никакого отношения не имеет. Самый последний человек имеет, а она нет”. Ребенок тоже обернулся трагедией. Какая участь ждет его? Как объяснить людям его появление? И не избавиться ли от него? Выходит, что и любовь-то выпала Настене краденая, краденое материнство, краденая жизнь.
    “Сладко жить, страшно жить, стыдно жить”, — замечает Распутин. Усталое отчаяние затягивает Настену в стремительный водоворот. И в одну из ночей, когда ей не удалось переплыть к Андрею, потому что насторожившиеся ее беременностью односельчане стали приглядывать за ней, она, заслышав невдалеке погоню, усталая, истерзанная, бросается в воду, не спасая Андрея, а ставя точку над своей долей. Чиста перед миром и людьми Настена, уходящая в воды Ангары. Своей способностью на жертву;- принятием на себя, неповинную, вины мужа, она воплощает истинные ценности. Даже страшный цивилизованный мир не сломал ее, не озлобил нисколько. А вот Андрей не выдержал испытаний жизни. Рушатся его моральные устои. И нет теперь его бегству оправдания, которое он видел в будущем ребенке. Он думал, что народившаяся жизнь заменит загубленную, избавит его от мучительных уколов совести за бесполезно сгоревшее существование. Смертью жены и неродившегося ребенка, тех, кто был Андрею дорог, чем объяснял он, оправдывал свое дезертирство, карает автор героя: “Живи и помни. Живи и помни!”
    Бывает наказание смертью, а бывает — жизнью. Так вот Андрей вынужден жить. Но жить пустым, загнанным, озверевшим. Любая смерть лучше такой жизни. А вина Андрея в том, что он е тяжелое время отбился от народа, людей. И Распутин жестоко наказывает его за это. “Живи и помни. Живи и помни!” — обращается писатель к своему читателю, дабы помнили мы о том, что нельзя прожить врозь от народной судьбы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *