Сочинение на тему животные в рассказах куприна 5 класс

4 варианта

  1. Руссский язык, 5 класс
    Тема: «Описание животного. Подготовка к изложению по тексту рассказа А.И.Куприна «Ю-ю»
    Тип урока: развитие речи
    Основные цели;
    Совершенствовать технику чтения на уроках русского языка;
    Развивать орфографическую зоркость, память;
    Тренировать умение работать с текстом;
    Тренировать умение анализировать текст.
    Основные понятия: текст-описание, композиция, микротема.
    Оборудование урока: учебник Т.Ладыженской »Русский язык. 5 класс», карточки с заданиями, тетради для работ по развитию речи.
    Ход урока
    1.Мотивация к учебной деятельности
    Здравствуйте, ребята. Проверьте готовность к уроку. Обратите внимание на тему урока. Вспомните композиционную схему типа речи – описание.
    Сегодня на уроке вы будете описывать животное по тексту рассказа А.И.Куприна
    «Ю-ю». Как вы будете это делать? (Работать с текстом, выделять микротемы, ключевые слова)
    2.Мобилизующий этап урока. Актуализация знаний.
    – Работа с текстом: чтение текста про себя.
    –  Выразительное чтение отрывков вслух (3 отрывка – 3 ученика)
    Задания классу: сформулировать тему текста, основную мысль, текст озаглавить.
    3. Аналитическая работа с микротемами:
    1 часть текста: выразительное чтение, вопросы по тексту:
    – основная мысль 1 микротемы? (Комок превратился в красавицу кошку
    – какие части речи помогли пушистому комку в его превращении в красавицу кошку? (глаголы)
    – назовите эти части речи (на доске) был..дремал..лакал..ловил… катался…
    – пунктуационный недочет? (запятая при однородных членах)
    – собрать предложения, пользуясь ключевыми словами из текста
    Был (Кто?) Дремал ( Где?) Лакал (Как? Что? Из чего?) Ловил (Кого? Как? Где?) Катался (Где? Что при этом делал?)
    – Вопросы классу: (ответы найти в тексте)
    – Каким был комок в начале превращения?
    – Что увидели вместо комка в процессе превращения? (зачитать в тексте)
    – Работа в группах (по карточкам):
    Найти проверочные слова, поставить рядом
    1. К…мок     хв…ст
    2. Др…мал    б…льше
    3. Л…вил      к…тится
    4. К…тался   л…вит
    5. Б…льшую  др…млет
    6. Хв…стом   к…м
    Соединить линиями слово и соответствующую схему:
    Подоконник   (приставка, корень, суффикс)
    Сначала    (корень, суффикс, окончание)
    Огненными  (приставка, корень, суффикс, окончание)
    – Определить основную мысль 1 части текста (предлагаются варианты плана)
    1. Пушистый комок.
    2. Предмет зависти любителей.
    3. Пушистый комок превратился в красавицу кошку.
    Какой пункт плана наиболее полно передает основную мысль текста?
    2 часть текста – выразительное чтение вслух
    Задания по тексту:
    – Найти ключевое предложение, в котором заключается основная мысль текста? (предложение вынести в заголовок плана)
    – Объяснить лексическое значение ключевого предложения, пользуясь текстом. (Выросла всем кошкам кошка)
    – Собрать прилагательные-бусинки  в ожерелье, соблюдая знаки препинания
    – Как в литературе называются такие прилагательные? (эпитеты)
    – О принадлежности к какому стилю речи говорит собранное ожерелье?
    – Словарно-орфографическая работа с объяснением лексического значения: (см.Толковый словарь)
    Аршин – мера длины, 0,71 метра
    Лоснится – блестеть, отсвечивать
    Манишка – белый нагрудник, пришитый или пристегнутый к мужской сорочке, особый нагрудник к женскому платью
    Каштановая – цвета кащтана, коричневый
    – Найти во 2 части слова, в которых звуков больше, чем букв ( каштановая, пышная, белая, длинная, задние, ерш)
    – Найти в 1-2 части слова, которые пишутся через дефис. По какому признаку можно сформулировать правило написания данных прилагательных через дефис? (по цвету)
    Бело-розовым носиком
    Черно-рыже-белого комка
    Темно-каштановая
    3 часть – выразительное чтение вслух
    – Сформулировать основную мысль микротемы: найти ключевое словосочетание, которое можно вынести в заголовок. (Часы семейного счастья)
    В чем заключаются часы семейного счастья? ( По тексту)
    – Найти потерянные буквы:
    Ц…рапаеш…, хв…тает, вск…чила, вздр…гнеш…, п…в…рочается, п…мнется, г…рбатым.
    –  Восстановить текст (текст на доске)
    Поворочается немного на столе, помнется, –  –  , сядет – со мной у правой руки –  –  –  – , все четыре лапки –  и  –  , только две передние  –  –  чуть-чуть высовываются   –  .
    – Определить стиль текста. Какие детали говорят о принадлежности к стилю художественной литературы? (Конкретная картина, образ, предложения с однородными членами, эпитеты)
    3. Реализация полученных знаний
    Класс работает с планом, пересказ текста, словесное рисование.
    Самостоятельная работа.
    Написание изложения.

  2. 7
    Летом он постоянно с головы до хвоста бывал унизан колючимирепяхами, осенью же клоки шерсти на его ногах, животе, извалявшись в грязи и потом высохнув, превращались в сотни коричневых, болтающихся сталактитов. Уши Барбоса вечно носили на себе следыбоевых схваток…
    8
    Эти собаки, если не ошибаюсь, происходят от простых дворняжек и овчарок. Они отличаются верностью, независимым характером и тонким слухом.
    9
    Жулька также принадлежала к очень распространённой породе маленьких, тонконогих собачек с гладкой чёрной шерстью и жёлтыми подпалинами над бровями и на груди. Основной чертой её характера была деликатная, почти застенчивая вежливость.
    10
    БЕЛЫЙ ПУДЕЛЬ Впереди обыкновенно бежал, свесив набок длинный розовый язык, белый пудель Арто, остриженный наподобие льва. У перекрёстков он останавливался и, махая хвостом, вопросительно оглядывался назад.
    11
    САПСАН Я Сапсан Тридцать Шестой – большой и сильный пёс редкой породы, красно – песочной масти, четырёх лет отроду и вешу около шести с половиной пудов.
    12
    Сравнение человека с животным, созверем всегда звучит у Куприна не в укор, а в похвалу человеку, его силе, ловкости, непосредственност и и красоте.
    13
    ИЗУМРУД Вот тот, высокий, худой, сгорбленный, у которого бритое лицо и золотые очки, – о, это совсем другое дело. Он весь точно какая- то необыкновенная лошадь – мудрая, сильная и бесстрашная.
    14
    ИЗУМРУД Он никогда не сердится, никогда не ударит хлыстом, даже не пригрозит, а между тем когда он сидит в американке, то как радостно, гордо и приятно – страшно повиноваться каждому намёку его сильных, умных, всё понимающих пальцев.
    15
    Куприн писал: Животные отличаются своей памятью, рассудком, способностью различать время, пространство, цвета и звуки. У них бывают привязанности и отвращение, любовь и ненависть, благодарность, признательность, верность, радость и горе, гнев, смирение, хитрость, честность и забитость.
    16
    явно слышится просьба, возмущение, ласка или боль. Он говорил, что если прислушаться к интонации мяуканья или лая,
    17
    Куприн понимал, как нуждается животное в помощи и защите человека. В рассказе Скворцы он обращается прямо к детям: «Попробуйте бросать птице червяков или крошки хлеба сначала издалека, потом всё уменьшая расстояние. Вы добьётесь того, что через некоторое время скворец будет брать у вас пищу из рук и садиться вам на плечо… Только не обманывайте его доверия. Разница между вами обоими только та, что он маленький, а вы большой».
    18
    ВЫВОД: Куприн призывал любить и беречь животных, относиться к ним как к самому себе, только маленькому.

  3. Речь идёт об умной, очаровательной кошке. Это доброе, отзывчивое, поражающее своими повадками животное.
    Коричневая, пушистая кошечка, понравилась мальчику и получила прозвище Ю – Ю.
    Хозяева больше узнают о своих питомцах, ведь им приходится каждый день ложиться и вставать с ними. У каждого домашнего питомца свои привычки и характер.
    Например, наша героиня не отходила от комнаты, в которой лежал с температурой маленький Николай. Её не пускали внутрь, но она стойко лежала. Хотя, навещающие родственники, больного ребёнка, иногда нечаянно задевали хвост и шерсть!  А ушла со своего поста, только тогда, когда ему стало легче.  И он стал играть. У него появился аппетит. То есть, казалось бы, животное, разум не велик, а живёт своими инстинктами и чувствами.
    Правда, она пряталась от него, когда он появлялся. Просто, у неё остались неприятные ощущения от его не аккуратных прикосновений.
    По рассказу самого автора у неё была привычка, слегка командовать им. Не обращая внимания, что он работает, она требовала питья и еды.
    Кошки платят добром индивидам, которые бережно и ласково относятся. Обладают лечебными качествами. Укладываются на больное место и устраняют боль. Обладают отличным слухом и видят в темноте.
    Нужно любить и беречь всё живое, что нас окружает. Завести домашнего питомца и бережно ухаживать за ним. Спасённый от холода, замерзающий котёнок, щенок, будет любить и ласково к вам относиться. Научит вас дружить. А также добру и состраданию.

  4. А.И.Куприн в лучших своих произведениях отразил атмосферу назревавших в стране революционных событий.
    В его яркой, самобытной прозе отразилось бытие различных классов и сословий русского общества конца XIX начала XX столетия.
    Продолжая демократические и гуманистические традиций русской литературы, особенно Л.Н.Толстого и А.П.Чехова, Куприн был чуток к современности, к ее актуальным проблемам.
    Литературная деятельность Куприна началась в пору его пребывания в кадетском корпусе. Он начал писать стихи, где звучат то ноты уныния и тоски, то слышатся героические мотивы («Сны»). В 1889 году воспитанник юнкерского училища Куприн печатает свой первый небольшой рассказ в журнале «Русский сатирический листок», который называется «Последний дебют». За опубликование рассказа без разрешения начальства Куприп был подвергнут аресту на гауптвахте. Выйдя в отставку (1894.год) и поселившись в Киеве, писатель сотрудничает в киевских газетах.
    Интересным литературным явлением была серия очерков «Киевские типы» (1895—1898 гг.) Созданные им образы отражали существенные черты пестрой городской обывательщины и людей «дна», характерные для всей предоктябрьской России. Здесь встречаются образы студента-«белоподкладочника», квартирной хозяйки, богомолки-ханжушки, пожарного, неудавшейся певицы, художника-модерниста, жителей трущоб.
    Уже в 90-е годы на материале армейского быта в рассказах «Дознание», «Ночлег» писатель ставит острые нравственные проблемы^ В рассказе «Дознание» возмутительный факт наказания розгами солдата-татарина Мухамета Байгузина, который даже не мог понять, за что его наказывают, заставляет подпоручика Козловского по-новому ощутить мертвящую, бездушную атмосферу царской казармы и свою роль в системе угнетения. Пробуждается совесть офицера, рождается чувство духовкой связи с загнанным солдатом, недовольство своим положением и в результате —- взрыв стихийного недовольства.
    В этих рассказах чувствуется влияние Л.Толстого в вопросах о нравственной ответственности интеллигенции за страдания и трагическую участь народа.
    В середине 90-х годов в творчество Куприна властно входит новая тема, подсказанная временем. Весной он едет корреспондентом газеты в Донецкий бассейн, где знакомится с условиями труда и быта рабочих. В 1896 г. он пишет большую повесть «Молох». Здесь он значительнее и глубже, чем его предшественники (Чехов), отразил противоречия между трудом и капиталом. В повести дана картина жизни крупного капиталистического завода, показан убогий быт рабочих поселков, стихийные протесты рабочих. Писатель показал все это через восприятие интеллигента. Инженер Бобров, подобно гаршинским героям, болезненно и остро реагирует на чужую боль, на проявление сериальной несправедливости. Герой сравнивает капиталистический прогресс, созидающий фабрики и заводы, с чудовищным идолом Молохом, требующим человеческих жертв. Конкретным воплощением Молоха в повести является буржуазный делец Квашнин, который не брезгует никакими средствами для того, чтобы нажить миллионы. В то же время он не прочь выступить в роли деятеля и вождя буржуазного класса («нам принадлежит будущее», «мы соль земли»), Бобров с брезгливостью наблюдает сцену пресмыкательства перед Квашниным. Предметом сделки с этим дельцом становится невеста Боброва Нина Зиненко.
    Герою повести свойственны двойственность и колебания. В момент стихийной вспышки протеста герой стремится взорвать заводские котлы и тем отомстить за свои и чужие страдания. Но потом угасает решимость, и он отказывается от мести ненавистному Молоху.
    Значение повести не исчерпывается трагедией Боброва. Новое в ней связано с вниманием автора к классовым конфликтам, к завтрашним судьбам народа. Повесть кончается рассказом о стихийном бунте рабочих, поджоге завода, бегстве Квашнина и вызове карателей для расправы с восставшими. К рабочей теме Куприн впоследствии в таких масштабах уже не обращался.
    Писатель не был связан с революционным движением, многое ему было неясно в социально- политических проблемах времени.
    О людях рабочего класса, о мрачной тяжелой жизни донецких шахтеров рассказывается «В недрах земли».
    В 1897 г..Куприн служит управляющим имением в Ровенс- ком уезде. Здесь он тесно сближается с крестьянами, что и отразилось в его рассказах «Лесная глушь», «Конокрады», «Серебряный волк». Пишет замечательную повесть «Олеся». Перед нами поэтический образ девушки Олеси, выросшей в избе старой «колдуньи», вне обычных норм крестьянской семьи. Любовь Олеси к случайно заехавшему в глухую лесную деревушку интеллигенту Ивану Тимофеевичу — это свободное, простое и сильное чувство, без оглядки и обязательств, среди высоких сосен, окрашенных багровым отблеском догорающей зари. История девушки получает трагический конец, здесь вторгаются в привольную жизнь Олеси и корыстные расчеты деревенских чиновников, и суеверия темных крестьян. Избитая и осмеянная, Олеся вынуждена с Ма- нуйлихой бежать из лесного гнезда.
    В поисках сильного человека Куприн порой поэтизирует людей социального «дна». Конокрад Бузыга («Конокрады», 1903 г.) выведен как могучая натура, автор придает ему черты великодушия — Бузыга заботится о своем мальчике Василе.
    Изумительны его рассказы о животных («Изумруд», «Белый пудель», «Барбос и Кулька», «Ю-ю» и другие). Нередко сильные и красивые животные становятся жертвами стяжательства, низменных человеческих страстей.
    В рассказе «Мирное житие» (1904 г.) создает образ отставного чиновника Наседкина, выступающего в роли богобоязненного «охранителя» государственных устоев и добровольного клеветника.
    В 1899 г. происходит его знакомство с Горьким, в горьковс- ком журнале «Знание» в 1905 г. публикуется повесть Куприна «Поединок». Своевременность и общественная ценность произведения заключалась в том, что он правдиво и ярко показал внутреннее разложение царской армии, этого оплота самодержавного режима. Герой повести «Поединок» — молодой поручик Ромашов, в отличие от Боброва («Молох»), показан в процессе духовного роста, постепенного прозрения, освобождаясь из-под власти консервативно-традиционных понятий и представлений своего круга. В начале повести, несмотря на доброту, наивно делит всех на «людей черной и белой кости», думая, что он принадлежит к особой, высшей касте. По мере того, как рассеиваются ложные иллюзии, Ромашов начинает размышлять о порочности армейских порядков, о несправедливости всего строя существующих общественных отношений. У него возникает чувство одиночества, страстное отрицание нечеловечески грязной, дикой жизни. Жестокий Осадчий, буйный Бек-Агамалов, унылый Лещенко, франтоватый Бобеинский, армейский служака и пьяница Слива — все эти офицеры показаны чуждыми правдоискателю Ромашову. В условиях произвола, и бесправия они теряют не только подлинное представление о чести, но и человеческий облик. Это особенно сказывается в их отношении к солдатам.
    В повести проходит целый ряд эпизодов солдатской муштры, уроков «словесности», подготовки к смотру, когда офицеры особенно жестоко бьют солдат, разбивают барабанные перепонки, сваливают кулаками на землю, заставляют «веселиться» изнсмо- гающих от жары, задерганных людей. В повести правдиво нарисована солдатская масса, показаны индивидуальные характеры, люди различных национальностей с присущими им традициями. Среди солдат Хлебников, украинцы Шевчук, Борийчук, литовец Солтыс, черемис (марийцы) Гайнан, татары Мухаметтинов, Ка- рафутдинов и многие другие. Все они — неловкие крестьяне, рабочие, мастеровые — тяжело переносят отрыв от родных мест и привычного труда, особенно выделяет автор образы денщика Гай- нана и солдата Хлебникова.
    Хлебников, недавно оторванный от земли, органически не воспринимает армейские «науки», и потому ему приходится выносить на себе всю тяжесть положения запуганного солдата, беззащитного перед лицом разнузданной военщины. Судьба солдат волнует Ромашова. В этом внутреннем протесте он не одинок. Своеобразный философ и теоретик, подполковник Казанский резко критикует порядки в армии, ненавидит пошлость и невежество, мечтает об освобождении человеческого «я» от пут прогнившего общества, он против деспотизма и насилия. Но в отличие от декадентов, он прославляет жизнь и ее радости. В его проповеди «абсолютной свободы» человеческого духа есть и ложные представления анархического индивидуализма, есть насмешка над гуманистическими побуждениями борцов за лучшее будущее человечества («Какой интерес заставит меня разбивать голову ради счастья людей тридцать второго столетия? ») Образ Назанского романтизирован, хотя Куприн и сам чувствовал слабость философии своего героя и не был вполне удовлетворен созданным характером,
    В отличие от Назанского, Ромашов не может остановиться на индивидуальном отказе от заботы о своем ближнем. Ведь он знает, что солдаты придавлены и собственным невежеством, и общим рабством, и произволом, и насилием со стороны офицеров.
    Сцену встречи Ромашова с замученным Хлебниковым, пытавшимся броситься под поезд, и их откровенный разговор Паустовский справедливо относит к «одной из лучших сцен в русской литературе». Офицер признает в солдате друга, забывая о кастовых преградах между ними.
    Остро поставив вопрос о судьбе Хлебникова, Ромашов умирает, так и не найдя ответа, каким путем надо идти к освобождению. Смертельная для него дуэль с офицером Николаевым является как бы следствием нарастающего конфликта героя с военно- офицерской кастой. Повод для дуэли связан с любовью героя к Александре Петровне Николаевой (Шурочке). Чтобы обеспечить карьеру мужа, Шурочка подавляет в себе лучшие человеческие чувства и просит Ромашова не уклоняться от дуэли, ибо это повредит ее мужу, который хочет поступить в академию. «Поединок» стал необыкновенно популярным в России и вскоре был переведен на европейские языки.
    Атмосферой революционных дней дышит превосходный рассказ Куприна «Гамбринус» (1907 г.). Тема всепобеждающего искусства сплетена здесь идеей демократизма, смелого протеста «маленького человека» против черных сил произвола и реакции. Кроткий и веселый Сашка своим незаурядным талантом скрипача и душевностью привлекает в одесский кабачок разноплеменную толпу портовых грузчиков, рыбаков, контрабандистов. С восторгом встречают они мелодии, в которых отражается сцена общественных настроений и событий — от русско-японской войны до светлых дней революции, когда Сашкина скрипка звучит бодрыми ритмами «Марсельезы». В дни наступившего террора Сашка бросает вызов переодетым сыщикам и черносотенным «мерзавцам в папахе», отказываясь играть по их требованию монархический гимн, открыто обличая их в убийствах и погромах.
    Искалеченный царской охранкой, он возвращается к портовым друзьям, чтобы играть для них на окраине оглушительно- веселого «Чабана». Свободное творчество, сила народного духа, по мысли Куприна, непобедимы.
    Но писатель сохраняет иллюзии о возможности внезапного прозрения людей и прекращении кровавого царского террора, мечтает о «всемирном анархическом союзе свободных людей» («Тост», 1906 г.). В годы мировой войны Куприн пишет рассказы о событиях этих лет («Сад пречистой девы», «Канталупы», «Гога Веселов»), Участвовал в войне, вышел в отставку по состоянию здоровья, но когда в Гатчину, где он жил, пришли войска Юденича, Куприн покидает Россию.
    В эмиграции в его произведениях начинает встречаться сен- тиментально-идиллические приукрашивание прошлого России, того самого прошлого, которому он ранее выносил приговор. Таков, например, автобиографический роман «Юнкера» (1928— 1933 гг.), задуманный как продолжение повести «На переломе» («Кадеты»). Среди произведений эмигрантского периода выделяется роман «Планета». Профессора-эмигранта Симонова мучает ностальгия. Он не может найти себе место в чужой стране. Куприн тоже не мог больше жить без родины. Он возвращается в Россию в 1937 г. Замыслов писательских было много, но 25-августа 1938 года Куприн скончался.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *