Египетское общество не было избаловано количеством вельмож, такого понятия как феодал-помещик Египет практически не знал. Были крестьяне, ремесленники, были привилегированные писцы-ученые, и наконец были жрецы и вельможи, особы приближенные к фараону. Таким образом египетский вельможа проводил день рядом с фараоном.
Поэтому я бы написала что-нибудь такое:
Хвала Осирису, сегодня день должен быть не самым жарким, потому что те дорогие одеяния, которые мне пришлось заказать к церемонии были очень тяжелыми и неудобными.
Вельможа Ахнетеп посматривая на покрытое редкими облаками небо, благосклонно выслушивал своего писца, пока слуги массировали ему стопы ног и плечи. Два черных эфиопа обмахивали Ахнетепа огромными веерами или листьев пальмы, а справа на каменном столике высились горкой сочные фрукты.
Опять засуха уничтожила большую часть урожая, а божественный Нил снова запаздывает в своем разливе, хотя созвездие Ориона уже стоит высоко над горизонтом. Жить с каждым годом становится все тяжелее, налоги и необходимость поддерживать армию в походах отнимают последние сбережения. А тут еще и рабы стали дерзкими и независимыми. Ходят слухи о какой-то новой вере, которую вроде как распространяет названный брат фараона. Впрочем об этом молчок, а то еще узнают жрецы и тогда пустые чертоги дворца могут быстро смениться пыльными стенами подземелий.
В народе ходят странные слухи, говорят отец Страха опять воет по ночам предвещая небывалые катаклизмы, а где-то в Нубии уже видели падающих с неба лягушек.
Ахнетеп небрежным жестом отпустил слуг и поднявшись вышел во двор. Колесница уже ждала его. Первым делом вельможа отправился в храм Осириса и принес необходимые жертвы, заручившись поддержкой жрецов. Его ждал фараон.
Пыльные улицы столицы были почти пусты в этот утренний час и Ахнетеп быстро достиг дворца фараона. Огромный зал дворца уже был заполнен египтянами, посредине танцевали прекрасные танцовщицы, раздавалась веселая музыка. Фараон восседал в центре рядом с супругой и смотрел на гостей скучающим взглядом.
Ахнетеп протолкнулся к трону и упал к ногам фараона, вознося хвалы и желая долгие лета. Фараон небрежно махнул рукой подзывая стражников и внезапно Ахнетеп оказался в руках дюжих воинов.
Твои умения и льстивый язык помогут тебе достроить мою великую пирамиду, – ехидно произнес фараон. – Ход строительства слишком медленный, ничтожный. Увести его.
И зачем я взял подряд на эту пирамиду, – только и успел подумать Ахнетеп, разом превратившись из вельможи в раба.
Я – знатный египтянин, приближен ко двору самого фараона. Живу в городе Мемфис, это столица нашей жаркой страны.
Утро мое в большом доме начинается с омовения – слуги приносят чан с водой. Сам я не одеваюсь – слуги облачают меня в льняную накидку, обувают сандалии на ноги, парикмахер надевает на меня парик и умащивает кожу ароматическими маслами. Он же подводит мне глаза специальной зеленой пастой, чтобы жара им не навредила. Слуг у меня в особняке несколько десятков.
Наступает черед завтрака. Это несколько видов вкуснейшего хлеба, финики и лучшее сочное мясо, виноград.
У меня есть государственная должность, я служу инженером на постройке гробниц в Долине царей. Местечко очень теплое. Математике и инженерному делу меня обучали учителя, которых нанимал мой отец. Поэтому днем я отправляюсь во дворец фараона показать начальству чертежи гробницы. Упаси бог, если фараон окажется недоволен! Я тогда рискую оказаться в тюрьме!
Ходить по улице ногами для такого знатного человека как я, стало бы позором, потому слуги несут меня в паланкине на своих плечах. Все простые египтяне видят –шествует вельможа! Один из моих рабов обмахивает меня веером из павлиньих перьев, чтобы наша африканская духота меня не утомила.
Вечером я отдыхаю в обществе моих жен и наложниц в саду своего дома, среди цветов и фруктовых деревьев. Слуги приносят нам спелые фрукты на блюдах. Чтобы не было жарко, в саду устроено несколько прудов с зеркальной водой. Играют музыканты и танцуют прекрасные танцовщицы.
Перед сном я хочу еще почитать трактат по астрономии, который написал один вавилонский грамотей. Он утверждает, что наша Земля вращается вокруг Солнца. Жрецы содрали бы с него шкуру, ведь всем известно, что это бог Ра выезжает каждое утро на колеснице и объезжает Землю. Но мне интересно его почитать.
Больше всего мы знаем не о жизни простых земледельцев и ремесленников Древнего Египта, а о жизни вельмож. Дело в том, что у вельмож, в отличие от простых египтян, были гробницы, украшенные росписями, которые позволяют нам спустя многие годы судить не только об особенностях быта, но и том, что вельможи любили и чего не любили, чем гордились и перед чем трепетали. Где жили вельможи, во что одевались, как проводили досуг и, конечно, какие поручения фараона выполняли? Об этом вы узнаете на нашем сегодняшнем занятии.Египтяне верили, что все нарисованное на каменных стенах гробницы — семья, имущество, слуги — будет с ними в загробной жизни (рис. 1).Рис. 1. Роспись стен в гробнице египетского вельможи (Источник)Рассматривая изображения в гробницах, мы видим, что вельможа жил в большом и красивом доме. Дом стоял в саду среди цветов и фруктовых деревьев. Посреди сада находился пруд. В жару хозяин мог отдыхать у воды, наслаждаясь тенью и прохладой.Хозяйство вельмож было большим и обширным, вельможи владели имениями в разных частях Египта. Для управления им требовалось содержать огромный штат прислуги, во главе которого стоял управляющий. Писцы вели учет доходов вельможи. В имениях жили многочисленные земледельцы. В хозяйстве вельможи имелись и крупные ремесленные мастерские, в которых работали представители разных специальностей: медники, ювелиры, каменотесы, кожевники, плотники, гончары, ткачи (рис. 2).Рис. 2. Дом знатного вельможи (Источник)Повседневная жизнь вельможи сопровождалась различными церемониалами. Утром — омовения, облачения в одежды, далее наступал черед парикмахера, который накладывал парик на голову вельможи, тело вельможи натиралось благовониями. Глаза знатных египтян были обведены черной или зеленой краской, это делалось, чтобы уберечь веки от палящего солнца или насекомых. Одежда вельможи сделана из тонких льняных тканей. Обязательным элементом облачения были драгоценные украшения — браслеты и ожерелья. На ноги богатые египтяне обували кожаные сандалии (рис. 3).Рис. 3. Египетский вельможа (Источник)Вельможи любили устраивать пиры. Столы накрывались разнообразными яствами: всевозможные виды хлеба, фрукты и сладости, мясо птиц, пиво и виноградное вино. Пиры сопровождались музыкой и танцами.Если в собственном доме вельможа был всемогущим владыкой, то перед лицом фараона — простым слугой, который «дышал воздухом лишь по милости фараона». Получить награду от фараона считалось большим счастьем. Все награды перечислялись на стенах гробниц. Если же фараон гневался, то вельможа мог лишиться всего.
Судя по рельефным гробничным изображениям, работники вельможеского хозяйства получали довольствие из вельможеских складов и производств – с огородов, пастбищ, рыбных угодий, из житниц, пищевого ведомства (зерно, рыбу, хлеб, овощи, пиво) . Мы видим, как земледельцам выдают одежду – короткий передник – и специальное масло для умащения, так как, работая под безоблачным египетским небом при жарком солнце, почти обнаженный земледелец вынужден был смазывать тело каким-либо жировым составом. Были ли у работника помимо хозяйского довольствия какие-то дополнительные средства к существованию, нам неизвестно. Но на тех же гробничных рельефах изредка изображается рынок для мелкого обмена, участниками которого были, по-видимому, также труженики вельможеского хозяйства. Здесь шла бойкая торговля: зерно, хлеб, овощи, рыбу обменивали на рыболовные крючки, обувь, зеркала, бусы, другие ремесленные изделия. Мерилом стоимости было зерно или полотно. Наличие такого рынка можно объяснить существованием определенного избытка пищевых продуктов у части тружеников, а также, вероятно, и существованием в ремесленном производстве урочной системы. Норма выработки была, видимо, близка к полной производительной возможности работника, но, выполнив свой урок, он, наверное, мог изготовить дополнительные изделия, которые уже считались принадлежащими лично ему и могли быть обменены на рынке. Если это действительно было так, то работники вельможеского хозяйства могли обладать определенной личной движимостью и распоряжаться ею по своему усмотрению. Царское и храмовое хозяйства эпохи Древнего царства, от которых до нас дошли значительно более скудные сведения, судя по всему, были организованы по тому же принципу. Сейчас наши представления об организации храмового хозяйства становятся более определенными благодаря сенсационному открытию чехословацкой экспедицией архива припирамидного храма Неффиркара в Абу-Сире. Сведений о средних и мелких хозяйствах этой эпохи у нас почти нет. Учитывая несомненно большую роль вельможеских хозяйств в экономике страны эпохи Древнего царства, необходимо выявить их связь с царским (государственным) хозяйством. Известно, что в египетских памятниках “собственный дом” вельможи выступает как нечто “внешнее” по отношению к “внутреннему”, государственному (царскому) хозяйству. В состав “собственного дома” вельможи входили земли и имущество, унаследованные от родителей. Владельцами такого наследия становились по преимуществу старшие сыновья покойного главы семейства. Вот почему, в частности, младшие братья вельможи вынуждены были служить в его доме, кормиться за счет его хозяйства. Вельможа мог располагать имуществом, полученным по завещанию от других лиц, а также доставшимся ему “за вознаграждение”, т. е. купленным. Складывается впечатление, что унаследованным, завещанным, купленным имуществом и землей вельможа имел право распоряжаться по своему усмотрению, как своей полной собственностью, своим достоянием “по истине” (именно из этого достояния вельможа, вероятно, выделял землю и средства на обеспечение своего заупокойного культа, предусматривавшего содержание большого штата заупокойных жрецов при его гробнице) . Наряду с достоянием “по истине” вельможа располагал достоянием “по службе”, которым он, по-видимому, полностью распоряжаться не мог, так как оно принадлежало не ему лично, а его должности и могло быть отобрано вместе с должностью, поэтому свое достояние “по истине” и “по должности” вельможа четко разграничивал. Вместе с тем памятники свидетельствуют, что благополучие вельможи зависело прежде всего от его должностного достояния,, и вне служебной карьеры мы не можем представить себе вельможу Древнего царства. Необходимо иметь в виду, что должности в Египте, как правило, были потомственными, передавались от отца к сыну, но при этом такая передача должности всякий раз утверждалась царем. Таким образом, личное и должностное в “собственном доме” вельможи тесно переплетается.
Судя по рельефным гробничным изображениям, работники вельможеского хозяйства получали довольствие из вельможеских складов и производств – с огородов, пастбищ, рыбных угодий, из житниц, пищевого ведомства (зерно, рыбу, хлеб, овощи, пиво) . Мы видим, как земледельцам выдают одежду – короткий передник – и специальное масло для умащения, так как, работая под безоблачным египетским небом при жарком солнце, почти обнаженный земледелец вынужден был смазывать тело каким-либо жировым составом. Были ли у работника помимо хозяйского довольствия какие-то дополнительные средства к существованию, нам неизвестно.
Но на тех же гробничных рельефах изредка изображается рынок для мелкого обмена, участниками которого были, по-видимому, также труженики вельможеского хозяйства. Здесь шла бойкая торговля: зерно, хлеб, овощи, рыбу обменивали на рыболовные крючки, обувь, зеркала, бусы, другие ремесленные изделия. Мерилом стоимости было зерно или полотно. Наличие такого рынка можно объяснить существованием определенного избытка пищевых продуктов у части тружеников, а также, вероятно, и существованием в ремесленном производстве урочной системы. Норма выработки была, видимо, близка к полной производительной возможности работника, но, выполнив свой урок, он, наверное, мог изготовить дополнительные изделия, которые уже считались принадлежащими лично ему и могли быть обменены на рынке. Если это действительно было так, то работники вельможеского хозяйства могли обладать определенной личной движимостью и распоряжаться ею по своему усмотрению. Царское и храмовое хозяйства эпохи Древнего царства, от которых до нас дошли значительно более скудные сведения, судя по всему, были организованы по тому же принципу. Сейчас наши представления об организации храмового хозяйства становятся более определенными благодаря сенсационному открытию чехословацкой экспедицией архива припирамидного храма Неффиркара в Абу-Сире. Сведений о средних и мелких хозяйствах этой эпохи у нас почти нет.
Учитывая несомненно большую роль вельможеских хозяйств в экономике страны эпохи Древнего царства, необходимо выявить их связь с царским (государственным) хозяйством. Известно, что в египетских памятниках “собственный дом” вельможи выступает как нечто “внешнее” по отношению к “внутреннему”, государственному (царскому) хозяйству. В состав “собственного дома” вельможи входили земли и имущество, унаследованные от родителей. Владельцами такого наследия становились по преимуществу старшие сыновья покойного главы семейства. Вот почему, в частности, младшие братья вельможи вынуждены были служить в его доме, кормиться за счет его хозяйства. Вельможа мог располагать имуществом, полученным по завещанию от других лиц, а также доставшимся ему “за вознаграждение”, т. е. купленным. Складывается впечатление, что унаследованным, завещанным, купленным имуществом и землей вельможа имел право распоряжаться по своему усмотрению, как своей полной собственностью, своим достоянием “по истине” (именно из этого достояния вельможа, вероятно, выделял землю и средства на обеспечение своего заупокойного культа, предусматривавшего содержание большого штата заупокойных жрецов при его гробнице) . Наряду с достоянием “по истине” вельможа располагал достоянием “по службе”, которым он, по-видимому, полностью распоряжаться не мог, так как оно принадлежало не ему лично, а его должности и могло быть отобрано вместе с должностью, поэтому свое достояние “по истине” и “по должности” вельможа четко разграничивал. Вместе с тем памятники свидетельствуют, что благополучие вельможи зависело прежде всего от его должностного достояния,, и вне служебной карьеры мы не можем представить себе вельможу Древнего царства. Необходимо иметь в виду, что должности в Египте, как правило, были потомственными, передавались от отца к сыну, но при этом такая передача должности всякий раз утверждалась царем. Таким образом, личное и должностное в “собственном доме” вельможи тесно переплетается.
Ответ оставил Гость
Египетские вельможи составляли очень небольшую часть жителей Египта, но именно о них мы знаем больше, чем о других.
ЖилищаЕгипетский вельможа имел большой дом-усадьбу. В таких домах было до 50–60 помещений. Дом стоял в саду среди цветов и фруктовых деревьев. Посередине сада находился пруд. Вельможи имели множество владений в разных частях Египта, большой штат слуг и домоправителя.
Города и дворцы строились из кирпича-сырца.
МебельНа чем сидели• Стул со спинкой и ножками в виде львиных лап.
• Более элегантные и удобные ажурные кресла имели четыре ножки в виде львиных лап, высокую спинку и подлокотники.
Но для фараона или царицы этого было недостаточно. Спинка их кресел, а также подлокотники изнутри и снаружи украшались сценами классического репертуара, выполненными разной техникой (резьба по дереву, тиснение кожи, чеканка по золоту, серебру или меди с инкрустациями из драгоценных камней (см. Кресло из кедра. Гробница Тутанхамона. Каирский музей).
Египтяне также делали табуреты. Они имели либо вертикальные ножки, либо перекрещивающиеся в форме буквы X и оканчивающиеся утиными головами (см. Кресло из Лейденского музея, Декоративно-прикладное искусство Древнего Египта).
Пол устилали циновки, и повсюду лежало множество подушек: их подкладывали под спину и под ноги тех, кто садился в кресла. Когда в доме собиралось много гостей и кресел не хватало, то гости садились на подушки или прямо на циновки на полу.
На чем лежалиКровати представляли собой деревянную раму, которая опиралась на четыре ножки в форме звериных лап. Изголовье украшали головами животных. В гробнице Тутанхамона сохранились три роскошных ложа, изображавших животных: корову, пантеру и гиппопотама (см. Древние египетские пирамиды, Золоченое погребальное ложе. Гробница Тутанхамона. Каирский музей, Декоративно-прикладное искусство Древнего Египта).
В чем хранили вещиВ комнатах стояли деревянные с инкрустацией шкафы для белья и одежды.
Туалетные принадлежности, зеркала, гребни, головные заколки и парики хранили в сундучках и ларцах (см. Древние египетские пирамиды).
Одежда и обувьВельможи носили одежду из тонких льняных тканей.
Набедренная повязка – основной вид одежды древних египтян. Часто наряд даже знатного египтянина состоял из такой повязки и определенного количества украшений. Он надевал на запястья один браслет или множество, на палец – кольцо, а на шею – нагрудное ожерелье из пяти-шести рядов бус с двумя застежками в форме соколиных голов.
Считалось, что именно украшения придают египтянину респектабельность.
Прямая юбка: ее носили и мужчины, и женщины.
Плиссированное льняное платье-туника (оно оставляло шею открытой, обтягивало торс и расширялось книзу, короткие рукава тоже расширялись книзу).
Украшения были обязательной частью облачения (золотые браслеты, кольца, ожерелья с драгоценными камнями).
Носили также длинное прямое платье на одной или двух бретельках.
ре Древнего царства можно насчитать до пятнадцати слов, обозначающих различные виды хлеба и булочек. Сорта хлеба отличались мукой, формой и всевозможными добавками в тесто.
НапиткиСамым распространенным напитком египтян было пиво. Пили также вино. В источниках есть упоминание еще двух напитков – «шедех» и «паур». Один из них, предположительно, гранатовый, другой похож на ликер.
ДосугЛюбимые развлечения состоятельных египтян – охота и пиры.
КонспектБольше всего мы знаем не о жизни простых земледельцев и ремесленников Древнего Египта, а о жизни вельмож. Дело в том, что у вельмож, в отличие от простых египтян, были гробницы, украшенные росписями, которые позволяют нам спустя многие годы судить не только об особенностях быта, но и том, что вельможи любили и чего не любили, чем гордились и перед чем трепетали. Где жили вельможи, во что одевались, как проводили досуг и, конечно, какие поручения фараона выполняли? Об этом вы узнаете на нашем сегодняшнем занятии.
Египтяне верили, что все нарисованное на каменных стенах гробницы — семья, имущество, слуги — будет с ними в загробной жизни
Рассматривая изображения в гробницах, мы видим, что вельможа жил в большом и красивом доме. Дом стоял в саду среди цветов и фруктовых деревьев. Посреди сада находился пруд. В жару хозяин мог отдыхать у воды, наслаждаясь тенью и прохладой.
Большое вельможеское хозяйство состояло из главной усадьбы и многочисленных владений (дворов и селений) , находящихся в различных концах страны, как в Верхнем, так и в Нижнем Египте. Обширный штат различного рода служащих – писцов, надсмотрщиков, учетчиков, хранителей документов, управляющих, возглавляемых “домоправителем”, который осуществлял общее руководство всей хозяйственной жизнью “собственного дома”, – организовывал и контролировал труд земледельцев и пастухов, рыболовов и птичников, огородников и садовников, пекарей и пивоваров, медников и ювелиров, гончаров и каменотесов, ткачей и сандальщиков, плотников, столяров, судостроителей, художников и скульпторов – всех тех, кто так ярко представлен на гробничных рельефах за своей повседневной работой в поле и на пастбище, в ремесленной мастерской и в доме самого вельможи. Крупное вельможеское хозяйство Древнего царства обеспечивало своего владельца практически всем ему необходимым в повседневной жизни.
Ремесленное производство вельможеского хозяйства было сконцентрировано в общих ремесленных мастерских – “палате мастеров”, в которой трудились ремесленники разных специальностей. Здесь работали только мужчины. Женщины трудились в отдельных ткацких мастерских. В хозяйстве существовало специальное пищевое подразделение, занятое изготовлевием различных продуктов. Во всех ремесленных работах существовало Дробное разделение труда, над одним и тем же изделием на разных этапах его изготовления часто трудились несколько человек. И в ремесленной мастерской все средства производства принадлежали владельцу всего хозяйства; изделия, изготовленные мастерами, поступали в вельможеские склады. Так обстояло дело и в других отраслях хозяйства. Следовательно, все виды тружеников, вовлеченных в вельможеское хозяйство, были лишены собственности на орудия и средства производства.
Один день их жизни египетского вельможи сочинение
Ответы:
Знакомьтесь, его зовут Ипусер. Он наместник фараона в одном из городов, расположенных недалеко от Мемфиса (столицы Египта), и при дворе занимает высокое положение.
Утро вельможи начинается с умывания.
Древние египтяне (от фараона до крестьянина) отличались чистоплотностью. Они мылись несколько раз в день: утром, до и после каждой трапезы. Для умывания египтяне использовали специальные тазики – «шаути». В воду для полоскания рта насыпали очищающую соль.
По примеру фараона Ипусер превратил свой утренний туалет в настоящую церемонию. Вокруг хозяина дома собираются его многочисленные родственники. На корточках перед вельможей сидят писцы, готовые записывать приказы.
После утреннего омовения цирюльники и слуги бреют хозяину щеки и голову, делают маникюр и педикюр, умащивают его тело маслами и благовониями, подводят глаза.
Египтянам (как женщинам, так и мужчинам) нравились удлиненные глаза. Кроме красоты, такой грим предохранял нежные глаза от воспалений, вызываемых слишком ярким солнцем, ветром, пылью, насекомыми.
После умывания Ипусер быстро съедает свой завтрак, состоящий из хлеба, куска мяса, пирога и пива, и спешит на службу во дворец фараона. Сегодня ему предстоит докладывать владыке обоих земель о состоянии дел по строительству каналов и дамб.
Ипусер восседает на носилках, которые несут темнокожие рабы. Светлокожие рабы идут рядом и прикрывают своего господина опахалами от лучей палящего солнца.
Во дворце фараона собралось множество вельмож и чиновников. Все ждут начала приема. Фараон восседает на троне. В руках он держит символы высшей власти – жезл и плеть. Показывая свое почтение фараону, Ипусер приближается к владыке с поднятыми в молитвенном жесте руками. Приблизившись к трону, он встает на колени, опускает лицо и ждет, когда фараон разрешит ему говорить.
Свою речь перед фараоном Ипусер заканчивает фразой: «Пусть поступит повелитель так, как будет ему угодно, ибо все мы дышим воздухом лишь по его милости». Фараон остался доволен Ипусером и похвалил его за службу.
В хорошем настроении наш вельможа возвращается домой.
Сегодня во дворце царит необычная суета. Это верный признак того, что в нем готовятся к приему гостей. Слуги поливают цветы и деревья, что-то толкут в ступах. Женщины-рабыни растирают зерно каменными зернотерками, готовят разнообразные блюда.
Наконец слуги застилают пол самой большой комнаты свежими тростниковыми циновками. Вокруг развешивают многочисленные гирлянды цветов лотоса. К этому времени огонь в бронзовой жаровне прогорел. На угли кладут кусочки пахучей соломы, и все вокруг наполняется сладким запахом благовоний. Слышно, как музыканты настраивают свои инструменты. Ждут своей очереди акробатки и танцовщицы. Напитки и яства поданы. На вертелах жарятся гуси, на столах выстроилась целая вереница кувшинов с винами, ликерами, пивом. В корзинах и на подставках уложены фрукты: финики, инжир, виноград, бананы. Все готово для приема гостей.
Особо почетных гостей встречает и провожает сам хозяин, остальных – его дети или слуги. Гости приветствуют хозяина лестными речами: «Да будет в твоем сердце милость Амона! Да ниспошлет он тебе счастливую старость! Да проведешь ты жизнь в радости и достигнешь почета! Губы твои здоровы, члены твои могучи. Твой глаз видит далеко. Одежды на тебе льняные. Рот твой наполнен вином и пивом, хлебом, мясом и пирожками. Твой хлев полон телят. Твои прядильщицы преуспевают. Ты нерушим, и враги твои падают».
В ответ на подобные восхваления хозяин покровительственным тоном отвечает: «Добро пожаловать!»
Покончив с приветствиями, Ипусер и его гости идут к столу. Хозяин дома садится в золоченое кресло, украшенное драгоценными камнями. Такие же роскошные кресла подают самым почетным гостям.
Египетское общество не было избаловано количеством вельмож, такого понятия как феодал-помещик Египет практически не знал. Были крестьяне, ремесленники, были привилегированные писцы-ученые, и наконец были жрецы и вельможи, особы приближенные к фараону. Таким образом египетский вельможа проводил день рядом с фараоном.
Поэтому я бы написала что-нибудь такое:
Хвала Осирису, сегодня день должен быть не самым жарким, потому что те дорогие одеяния, которые мне пришлось заказать к церемонии были очень тяжелыми и неудобными.
Вельможа Ахнетеп посматривая на покрытое редкими облаками небо, благосклонно выслушивал своего писца, пока слуги массировали ему стопы ног и плечи. Два черных эфиопа обмахивали Ахнетепа огромными веерами или листьев пальмы, а справа на каменном столике высились горкой сочные фрукты.
Опять засуха уничтожила большую часть урожая, а божественный Нил снова запаздывает в своем разливе, хотя созвездие Ориона уже стоит высоко над горизонтом. Жить с каждым годом становится все тяжелее, налоги и необходимость поддерживать армию в походах отнимают последние сбережения. А тут еще и рабы стали дерзкими и независимыми. Ходят слухи о какой-то новой вере, которую вроде как распространяет названный брат фараона. Впрочем об этом молчок, а то еще узнают жрецы и тогда пустые чертоги дворца могут быстро смениться пыльными стенами подземелий.
В народе ходят странные слухи, говорят отец Страха опять воет по ночам предвещая небывалые катаклизмы, а где-то в Нубии уже видели падающих с неба лягушек.
Ахнетеп небрежным жестом отпустил слуг и поднявшись вышел во двор. Колесница уже ждала его. Первым делом вельможа отправился в храм Осириса и принес необходимые жертвы, заручившись поддержкой жрецов. Его ждал фараон.
Пыльные улицы столицы были почти пусты в этот утренний час и Ахнетеп быстро достиг дворца фараона. Огромный зал дворца уже был заполнен египтянами, посредине танцевали прекрасные танцовщицы, раздавалась веселая музыка. Фараон восседал в центре рядом с супругой и смотрел на гостей скучающим взглядом.
Ахнетеп протолкнулся к трону и упал к ногам фараона, вознося хвалы и желая долгие лета. Фараон небрежно махнул рукой подзывая стражников и внезапно Ахнетеп оказался в руках дюжих воинов.
Твои умения и льстивый язык помогут тебе достроить мою великую пирамиду, – ехидно произнес фараон. – Ход строительства слишком медленный, ничтожный. Увести его.
И зачем я взял подряд на эту пирамиду, – только и успел подумать Ахнетеп, разом превратившись из вельможи в раба.
Я – знатный египтянин, приближен ко двору самого фараона. Живу в городе Мемфис, это столица нашей жаркой страны.
Утро мое в большом доме начинается с омовения – слуги приносят чан с водой. Сам я не одеваюсь – слуги облачают меня в льняную накидку, обувают сандалии на ноги, парикмахер надевает на меня парик и умащивает кожу ароматическими маслами. Он же подводит мне глаза специальной зеленой пастой, чтобы жара им не навредила. Слуг у меня в особняке несколько десятков.
Наступает черед завтрака. Это несколько видов вкуснейшего хлеба, финики и лучшее сочное мясо, виноград.
У меня есть государственная должность, я служу инженером на постройке гробниц в Долине царей. Местечко очень теплое. Математике и инженерному делу меня обучали учителя, которых нанимал мой отец. Поэтому днем я отправляюсь во дворец фараона показать начальству чертежи гробницы. Упаси бог, если фараон окажется недоволен! Я тогда рискую оказаться в тюрьме!
Ходить по улице ногами для такого знатного человека как я, стало бы позором, потому слуги несут меня в паланкине на своих плечах. Все простые египтяне видят –шествует вельможа! Один из моих рабов обмахивает меня веером из павлиньих перьев, чтобы наша африканская духота меня не утомила.
Вечером я отдыхаю в обществе моих жен и наложниц в саду своего дома, среди цветов и фруктовых деревьев. Слуги приносят нам спелые фрукты на блюдах. Чтобы не было жарко, в саду устроено несколько прудов с зеркальной водой. Играют музыканты и танцуют прекрасные танцовщицы.
Перед сном я хочу еще почитать трактат по астрономии, который написал один вавилонский грамотей. Он утверждает, что наша Земля вращается вокруг Солнца. Жрецы содрали бы с него шкуру, ведь всем известно, что это бог Ра выезжает каждое утро на колеснице и объезжает Землю. Но мне интересно его почитать.
Больше всего мы знаем не о жизни простых земледельцев и ремесленников Древнего Египта, а о жизни вельмож. Дело в том, что у вельмож, в отличие от простых египтян, были гробницы, украшенные росписями, которые позволяют нам спустя многие годы судить не только об особенностях быта, но и том, что вельможи любили и чего не любили, чем гордились и перед чем трепетали. Где жили вельможи, во что одевались, как проводили досуг и, конечно, какие поручения фараона выполняли? Об этом вы узнаете на нашем сегодняшнем занятии.Египтяне верили, что все нарисованное на каменных стенах гробницы — семья, имущество, слуги — будет с ними в загробной жизни (рис. 1).Рис. 1. Роспись стен в гробнице египетского вельможи (Источник)Рассматривая изображения в гробницах, мы видим, что вельможа жил в большом и красивом доме. Дом стоял в саду среди цветов и фруктовых деревьев. Посреди сада находился пруд. В жару хозяин мог отдыхать у воды, наслаждаясь тенью и прохладой.Хозяйство вельмож было большим и обширным, вельможи владели имениями в разных частях Египта. Для управления им требовалось содержать огромный штат прислуги, во главе которого стоял управляющий. Писцы вели учет доходов вельможи. В имениях жили многочисленные земледельцы. В хозяйстве вельможи имелись и крупные ремесленные мастерские, в которых работали представители разных специальностей: медники, ювелиры, каменотесы, кожевники, плотники, гончары, ткачи (рис. 2).Рис. 2. Дом знатного вельможи (Источник)Повседневная жизнь вельможи сопровождалась различными церемониалами. Утром — омовения, облачения в одежды, далее наступал черед парикмахера, который накладывал парик на голову вельможи, тело вельможи натиралось благовониями. Глаза знатных египтян были обведены черной или зеленой краской, это делалось, чтобы уберечь веки от палящего солнца или насекомых. Одежда вельможи сделана из тонких льняных тканей. Обязательным элементом облачения были драгоценные украшения — браслеты и ожерелья. На ноги богатые египтяне обували кожаные сандалии (рис. 3).Рис. 3. Египетский вельможа (Источник)Вельможи любили устраивать пиры. Столы накрывались разнообразными яствами: всевозможные виды хлеба, фрукты и сладости, мясо птиц, пиво и виноградное вино. Пиры сопровождались музыкой и танцами.Если в собственном доме вельможа был всемогущим владыкой, то перед лицом фараона — простым слугой, который «дышал воздухом лишь по милости фараона». Получить награду от фараона считалось большим счастьем. Все награды перечислялись на стенах гробниц. Если же фараон гневался, то вельможа мог лишиться всего.
Судя по рельефным гробничным изображениям, работники вельможеского хозяйства получали довольствие из вельможеских складов и производств – с огородов, пастбищ, рыбных угодий, из житниц, пищевого ведомства (зерно, рыбу, хлеб, овощи, пиво) . Мы видим, как земледельцам выдают одежду – короткий передник – и специальное масло для умащения, так как, работая под безоблачным египетским небом при жарком солнце, почти обнаженный земледелец вынужден был смазывать тело каким-либо жировым составом. Были ли у работника помимо хозяйского довольствия какие-то дополнительные средства к существованию, нам неизвестно. Но на тех же гробничных рельефах изредка изображается рынок для мелкого обмена, участниками которого были, по-видимому, также труженики вельможеского хозяйства. Здесь шла бойкая торговля: зерно, хлеб, овощи, рыбу обменивали на рыболовные крючки, обувь, зеркала, бусы, другие ремесленные изделия. Мерилом стоимости было зерно или полотно. Наличие такого рынка можно объяснить существованием определенного избытка пищевых продуктов у части тружеников, а также, вероятно, и существованием в ремесленном производстве урочной системы. Норма выработки была, видимо, близка к полной производительной возможности работника, но, выполнив свой урок, он, наверное, мог изготовить дополнительные изделия, которые уже считались принадлежащими лично ему и могли быть обменены на рынке. Если это действительно было так, то работники вельможеского хозяйства могли обладать определенной личной движимостью и распоряжаться ею по своему усмотрению. Царское и храмовое хозяйства эпохи Древнего царства, от которых до нас дошли значительно более скудные сведения, судя по всему, были организованы по тому же принципу. Сейчас наши представления об организации храмового хозяйства становятся более определенными благодаря сенсационному открытию чехословацкой экспедицией архива припирамидного храма Неффиркара в Абу-Сире. Сведений о средних и мелких хозяйствах этой эпохи у нас почти нет. Учитывая несомненно большую роль вельможеских хозяйств в экономике страны эпохи Древнего царства, необходимо выявить их связь с царским (государственным) хозяйством. Известно, что в египетских памятниках “собственный дом” вельможи выступает как нечто “внешнее” по отношению к “внутреннему”, государственному (царскому) хозяйству. В состав “собственного дома” вельможи входили земли и имущество, унаследованные от родителей. Владельцами такого наследия становились по преимуществу старшие сыновья покойного главы семейства. Вот почему, в частности, младшие братья вельможи вынуждены были служить в его доме, кормиться за счет его хозяйства. Вельможа мог располагать имуществом, полученным по завещанию от других лиц, а также доставшимся ему “за вознаграждение”, т. е. купленным. Складывается впечатление, что унаследованным, завещанным, купленным имуществом и землей вельможа имел право распоряжаться по своему усмотрению, как своей полной собственностью, своим достоянием “по истине” (именно из этого достояния вельможа, вероятно, выделял землю и средства на обеспечение своего заупокойного культа, предусматривавшего содержание большого штата заупокойных жрецов при его гробнице) . Наряду с достоянием “по истине” вельможа располагал достоянием “по службе”, которым он, по-видимому, полностью распоряжаться не мог, так как оно принадлежало не ему лично, а его должности и могло быть отобрано вместе с должностью, поэтому свое достояние “по истине” и “по должности” вельможа четко разграничивал. Вместе с тем памятники свидетельствуют, что благополучие вельможи зависело прежде всего от его должностного достояния,, и вне служебной карьеры мы не можем представить себе вельможу Древнего царства. Необходимо иметь в виду, что должности в Египте, как правило, были потомственными, передавались от отца к сыну, но при этом такая передача должности всякий раз утверждалась царем. Таким образом, личное и должностное в “собственном доме” вельможи тесно переплетается.
Судя по рельефным гробничным изображениям, работники вельможеского хозяйства получали довольствие из вельможеских складов и производств – с огородов, пастбищ, рыбных угодий, из житниц, пищевого ведомства (зерно, рыбу, хлеб, овощи, пиво) . Мы видим, как земледельцам выдают одежду – короткий передник – и специальное масло для умащения, так как, работая под безоблачным египетским небом при жарком солнце, почти обнаженный земледелец вынужден был смазывать тело каким-либо жировым составом. Были ли у работника помимо хозяйского довольствия какие-то дополнительные средства к существованию, нам неизвестно.
Но на тех же гробничных рельефах изредка изображается рынок для мелкого обмена, участниками которого были, по-видимому, также труженики вельможеского хозяйства. Здесь шла бойкая торговля: зерно, хлеб, овощи, рыбу обменивали на рыболовные крючки, обувь, зеркала, бусы, другие ремесленные изделия. Мерилом стоимости было зерно или полотно. Наличие такого рынка можно объяснить существованием определенного избытка пищевых продуктов у части тружеников, а также, вероятно, и существованием в ремесленном производстве урочной системы. Норма выработки была, видимо, близка к полной производительной возможности работника, но, выполнив свой урок, он, наверное, мог изготовить дополнительные изделия, которые уже считались принадлежащими лично ему и могли быть обменены на рынке. Если это действительно было так, то работники вельможеского хозяйства могли обладать определенной личной движимостью и распоряжаться ею по своему усмотрению. Царское и храмовое хозяйства эпохи Древнего царства, от которых до нас дошли значительно более скудные сведения, судя по всему, были организованы по тому же принципу. Сейчас наши представления об организации храмового хозяйства становятся более определенными благодаря сенсационному открытию чехословацкой экспедицией архива припирамидного храма Неффиркара в Абу-Сире. Сведений о средних и мелких хозяйствах этой эпохи у нас почти нет.
Учитывая несомненно большую роль вельможеских хозяйств в экономике страны эпохи Древнего царства, необходимо выявить их связь с царским (государственным) хозяйством. Известно, что в египетских памятниках “собственный дом” вельможи выступает как нечто “внешнее” по отношению к “внутреннему”, государственному (царскому) хозяйству. В состав “собственного дома” вельможи входили земли и имущество, унаследованные от родителей. Владельцами такого наследия становились по преимуществу старшие сыновья покойного главы семейства. Вот почему, в частности, младшие братья вельможи вынуждены были служить в его доме, кормиться за счет его хозяйства. Вельможа мог располагать имуществом, полученным по завещанию от других лиц, а также доставшимся ему “за вознаграждение”, т. е. купленным. Складывается впечатление, что унаследованным, завещанным, купленным имуществом и землей вельможа имел право распоряжаться по своему усмотрению, как своей полной собственностью, своим достоянием “по истине” (именно из этого достояния вельможа, вероятно, выделял землю и средства на обеспечение своего заупокойного культа, предусматривавшего содержание большого штата заупокойных жрецов при его гробнице) . Наряду с достоянием “по истине” вельможа располагал достоянием “по службе”, которым он, по-видимому, полностью распоряжаться не мог, так как оно принадлежало не ему лично, а его должности и могло быть отобрано вместе с должностью, поэтому свое достояние “по истине” и “по должности” вельможа четко разграничивал. Вместе с тем памятники свидетельствуют, что благополучие вельможи зависело прежде всего от его должностного достояния,, и вне служебной карьеры мы не можем представить себе вельможу Древнего царства. Необходимо иметь в виду, что должности в Египте, как правило, были потомственными, передавались от отца к сыну, но при этом такая передача должности всякий раз утверждалась царем. Таким образом, личное и должностное в “собственном доме” вельможи тесно переплетается.
Ответ оставил Гость
Египетские вельможи составляли очень небольшую часть жителей Египта, но именно о них мы знаем больше, чем о других.
ЖилищаЕгипетский вельможа имел большой дом-усадьбу. В таких домах было до 50–60 помещений. Дом стоял в саду среди цветов и фруктовых деревьев. Посередине сада находился пруд. Вельможи имели множество владений в разных частях Египта, большой штат слуг и домоправителя.
Города и дворцы строились из кирпича-сырца.
МебельНа чем сидели• Стул со спинкой и ножками в виде львиных лап.
• Более элегантные и удобные ажурные кресла имели четыре ножки в виде львиных лап, высокую спинку и подлокотники.
Но для фараона или царицы этого было недостаточно. Спинка их кресел, а также подлокотники изнутри и снаружи украшались сценами классического репертуара, выполненными разной техникой (резьба по дереву, тиснение кожи, чеканка по золоту, серебру или меди с инкрустациями из драгоценных камней (см. Кресло из кедра. Гробница Тутанхамона. Каирский музей).
Египтяне также делали табуреты. Они имели либо вертикальные ножки, либо перекрещивающиеся в форме буквы X и оканчивающиеся утиными головами (см. Кресло из Лейденского музея, Декоративно-прикладное искусство Древнего Египта).
Пол устилали циновки, и повсюду лежало множество подушек: их подкладывали под спину и под ноги тех, кто садился в кресла. Когда в доме собиралось много гостей и кресел не хватало, то гости садились на подушки или прямо на циновки на полу.
На чем лежалиКровати представляли собой деревянную раму, которая опиралась на четыре ножки в форме звериных лап. Изголовье украшали головами животных. В гробнице Тутанхамона сохранились три роскошных ложа, изображавших животных: корову, пантеру и гиппопотама (см. Древние египетские пирамиды, Золоченое погребальное ложе. Гробница Тутанхамона. Каирский музей, Декоративно-прикладное искусство Древнего Египта).
В чем хранили вещиВ комнатах стояли деревянные с инкрустацией шкафы для белья и одежды.
Туалетные принадлежности, зеркала, гребни, головные заколки и парики хранили в сундучках и ларцах (см. Древние египетские пирамиды).
Одежда и обувьВельможи носили одежду из тонких льняных тканей.
Набедренная повязка – основной вид одежды древних египтян. Часто наряд даже знатного египтянина состоял из такой повязки и определенного количества украшений. Он надевал на запястья один браслет или множество, на палец – кольцо, а на шею – нагрудное ожерелье из пяти-шести рядов бус с двумя застежками в форме соколиных голов.
Считалось, что именно украшения придают египтянину респектабельность.
Прямая юбка: ее носили и мужчины, и женщины.
Плиссированное льняное платье-туника (оно оставляло шею открытой, обтягивало торс и расширялось книзу, короткие рукава тоже расширялись книзу).
Украшения были обязательной частью облачения (золотые браслеты, кольца, ожерелья с драгоценными камнями).
Носили также длинное прямое платье на одной или двух бретельках.
ре Древнего царства можно насчитать до пятнадцати слов, обозначающих различные виды хлеба и булочек. Сорта хлеба отличались мукой, формой и всевозможными добавками в тесто.
НапиткиСамым распространенным напитком египтян было пиво. Пили также вино. В источниках есть упоминание еще двух напитков – «шедех» и «паур». Один из них, предположительно, гранатовый, другой похож на ликер.
ДосугЛюбимые развлечения состоятельных египтян – охота и пиры.
КонспектБольше всего мы знаем не о жизни простых земледельцев и ремесленников Древнего Египта, а о жизни вельмож. Дело в том, что у вельмож, в отличие от простых египтян, были гробницы, украшенные росписями, которые позволяют нам спустя многие годы судить не только об особенностях быта, но и том, что вельможи любили и чего не любили, чем гордились и перед чем трепетали. Где жили вельможи, во что одевались, как проводили досуг и, конечно, какие поручения фараона выполняли? Об этом вы узнаете на нашем сегодняшнем занятии.
Египтяне верили, что все нарисованное на каменных стенах гробницы — семья, имущество, слуги — будет с ними в загробной жизни
Рассматривая изображения в гробницах, мы видим, что вельможа жил в большом и красивом доме. Дом стоял в саду среди цветов и фруктовых деревьев. Посреди сада находился пруд. В жару хозяин мог отдыхать у воды, наслаждаясь тенью и прохладой.
Большое вельможеское хозяйство состояло из главной усадьбы и многочисленных владений (дворов и селений) , находящихся в различных концах страны, как в Верхнем, так и в Нижнем Египте. Обширный штат различного рода служащих – писцов, надсмотрщиков, учетчиков, хранителей документов, управляющих, возглавляемых “домоправителем”, который осуществлял общее руководство всей хозяйственной жизнью “собственного дома”, – организовывал и контролировал труд земледельцев и пастухов, рыболовов и птичников, огородников и садовников, пекарей и пивоваров, медников и ювелиров, гончаров и каменотесов, ткачей и сандальщиков, плотников, столяров, судостроителей, художников и скульпторов – всех тех, кто так ярко представлен на гробничных рельефах за своей повседневной работой в поле и на пастбище, в ремесленной мастерской и в доме самого вельможи. Крупное вельможеское хозяйство Древнего царства обеспечивало своего владельца практически всем ему необходимым в повседневной жизни.
Ремесленное производство вельможеского хозяйства было сконцентрировано в общих ремесленных мастерских – “палате мастеров”, в которой трудились ремесленники разных специальностей. Здесь работали только мужчины. Женщины трудились в отдельных ткацких мастерских. В хозяйстве существовало специальное пищевое подразделение, занятое изготовлевием различных продуктов. Во всех ремесленных работах существовало Дробное разделение труда, над одним и тем же изделием на разных этапах его изготовления часто трудились несколько человек. И в ремесленной мастерской все средства производства принадлежали владельцу всего хозяйства; изделия, изготовленные мастерами, поступали в вельможеские склады. Так обстояло дело и в других отраслях хозяйства. Следовательно, все виды тружеников, вовлеченных в вельможеское хозяйство, были лишены собственности на орудия и средства производства.
Один день их жизни египетского вельможи сочинение
Ответы:
Знакомьтесь, его зовут Ипусер. Он наместник фараона в одном из городов, расположенных недалеко от Мемфиса (столицы Египта), и при дворе занимает высокое положение.
Утро вельможи начинается с умывания.
Древние египтяне (от фараона до крестьянина) отличались чистоплотностью. Они мылись несколько раз в день: утром, до и после каждой трапезы. Для умывания египтяне использовали специальные тазики – «шаути». В воду для полоскания рта насыпали очищающую соль.
По примеру фараона Ипусер превратил свой утренний туалет в настоящую церемонию. Вокруг хозяина дома собираются его многочисленные родственники. На корточках перед вельможей сидят писцы, готовые записывать приказы.
После утреннего омовения цирюльники и слуги бреют хозяину щеки и голову, делают маникюр и педикюр, умащивают его тело маслами и благовониями, подводят глаза.
Египтянам (как женщинам, так и мужчинам) нравились удлиненные глаза. Кроме красоты, такой грим предохранял нежные глаза от воспалений, вызываемых слишком ярким солнцем, ветром, пылью, насекомыми.
После умывания Ипусер быстро съедает свой завтрак, состоящий из хлеба, куска мяса, пирога и пива, и спешит на службу во дворец фараона. Сегодня ему предстоит докладывать владыке обоих земель о состоянии дел по строительству каналов и дамб.
Ипусер восседает на носилках, которые несут темнокожие рабы. Светлокожие рабы идут рядом и прикрывают своего господина опахалами от лучей палящего солнца.
Во дворце фараона собралось множество вельмож и чиновников. Все ждут начала приема. Фараон восседает на троне. В руках он держит символы высшей власти – жезл и плеть. Показывая свое почтение фараону, Ипусер приближается к владыке с поднятыми в молитвенном жесте руками. Приблизившись к трону, он встает на колени, опускает лицо и ждет, когда фараон разрешит ему говорить.
Свою речь перед фараоном Ипусер заканчивает фразой: «Пусть поступит повелитель так, как будет ему угодно, ибо все мы дышим воздухом лишь по его милости». Фараон остался доволен Ипусером и похвалил его за службу.
В хорошем настроении наш вельможа возвращается домой.
Сегодня во дворце царит необычная суета. Это верный признак того, что в нем готовятся к приему гостей. Слуги поливают цветы и деревья, что-то толкут в ступах. Женщины-рабыни растирают зерно каменными зернотерками, готовят разнообразные блюда.
Наконец слуги застилают пол самой большой комнаты свежими тростниковыми циновками. Вокруг развешивают многочисленные гирлянды цветов лотоса. К этому времени огонь в бронзовой жаровне прогорел. На угли кладут кусочки пахучей соломы, и все вокруг наполняется сладким запахом благовоний. Слышно, как музыканты настраивают свои инструменты. Ждут своей очереди акробатки и танцовщицы. Напитки и яства поданы. На вертелах жарятся гуси, на столах выстроилась целая вереница кувшинов с винами, ликерами, пивом. В корзинах и на подставках уложены фрукты: финики, инжир, виноград, бананы. Все готово для приема гостей.
Особо почетных гостей встречает и провожает сам хозяин, остальных – его дети или слуги. Гости приветствуют хозяина лестными речами: «Да будет в твоем сердце милость Амона! Да ниспошлет он тебе счастливую старость! Да проведешь ты жизнь в радости и достигнешь почета! Губы твои здоровы, члены твои могучи. Твой глаз видит далеко. Одежды на тебе льняные. Рот твой наполнен вином и пивом, хлебом, мясом и пирожками. Твой хлев полон телят. Твои прядильщицы преуспевают. Ты нерушим, и враги твои падают».
В ответ на подобные восхваления хозяин покровительственным тоном отвечает: «Добро пожаловать!»
Покончив с приветствиями, Ипусер и его гости идут к столу. Хозяин дома садится в золоченое кресло, украшенное драгоценными камнями. Такие же роскошные кресла подают самым почетным гостям.