Во всех своих песнях Высоцкий, словно мозаику, выкладывает небольшими частичками учение о чести и достоинстве. Все его песни наполнены метафорами и сравнениями, их можно разбирать бесконечно долго. Но я хочу проанализировать одну — «Песня о друге».
Рассмотрим первый куплет – Друг, может только вдруг оказаться «так». Если же ты не можешь узнать каков он «Плох он или хорош», то необходимо идти в горы – эта неуникальная метафоры «жизни», «жизненного пути», как бы всплывает в новом свете, причем у каждого свое объяснение. Но не каждый готов рисковать, пускать в свою жизнь, «на расстояние одной связки», совершенно незнакомого человека — вот он, одно из положений о герое Высоцкого – 1 закон чести – «Верить без оглядки, ради понимания».
Высоцкий словно просыпает в руках неохотно строки второго куплета, особо подчеркивая нежелание иметь дело с такими людьми. Но, не смотря на это, куплет наполнен значением таким, что можно поспорить, какой из куплетов несет «пучину смысла»[2]. В этом куплете отражается явность того, что тот, кто живет по законам чести — не может сам быть таким, как указано в этом куплете. Он словно то правило, которое можно взять за закон чести, но правило – построенное от противного, как говорят математики, иначе говоря — антитеза текста.
«Ты САМ должен быть решительным»
«Ты САМ дожжен быть смелым»
«Ты САМ не должен чувствовать страха»
«Ты САМ должен понимать, что слова ни к чему, когда предательство налицо»
И наконец «Ты, и только Ты САМ должен осознавать, насколько это низко».
В этом куплете присутствует нечеткое противопоставление с дополнениями относительно предыдущего. Эти дополнения, словно варианты ситуаций, которым есть место быть «Пусть он хмур был и зол». И это слово «пусть» — словно дарует надежду на спасение, от собственных мыслей, что зло-выглядящий – зло-творящий. Что даже он, угрюмый, наверняка неразговорчивый может быть спасителем, важно только одно – этим угрюмцем может абсолютно любой человек, даже нисколько на него непохожий. Большое внимание стоит обратить на то, что жизнь для вас, как впрочем, и для всех – словно бой, но бой такой, в котором обязательно должны быть найдены союзники.
«На вершине стоял хмельной» — можно прочитать, как по отношению к человеку – хмельной человек, ведь так можно описать самого Высоцкого. Но главное, что даже тогда, когда он пьян он будет стоять супротив своим врагам, своим мыслям, в которых он сомневается в ком-то, и что он говорит то, что думает [3].
Так же, это можно расшифровать, как на «Вершине хмельной» то есть — устояв от соблазна употребить спиртное, наркотики и т.п., иначе говоря – переборов себя. Именно этого и старался добиться Высоцкий – но не смог…Итак, какие же законы чести продиктовал нам этот куплет:
«Как бы человек не выглядел, он может оказаться спасителем» и как следствие «он может оказаться и подлецом».
«Жизнь это бой, но не стоит забывать о том, что враги могут стать союзниками» и соответственно наоборот.
«Любая слабость может стать роковой»
«Секундная слабость отражается жизненной бедой».
Итак, мы можем подвести итоги:
Высоцкий – «мученик и святой» обладающий незыблемым даром открытием закрытого путем однозначных намеков на далеко неоднозначный «смысл бытия» [4]. Он живет не по общепринятым законам, выдвигаемыми людьми, с учетом исключительно своей пользы, но по законам собственным, крепко обдуманным. Можно ли назвать Высоцкого – «Живущим по законам чести» — и да, и нет. Так как это понятие можно «растянуть» по просторам своей фантазии и ума, причем двух одинаковых трактовок найти не удастся. Что же является законами его чести? Вовсе не то, что я описал выше (выводы из куплетов), а то, что думает каждый человек, слушая его песни. Но я от своих слов не отказываюсь, и для меня эти слова являются не исключительным смыслом, но вариацией его. Исключительный и абсолютно верный смысл для себя человек получает только при прослушивании, а даже не при чтении, песен-баллад-учений этого, мало сказать учителя, гуру, который подвластен открыть нам для осмысления и выводов то, что было утеряно, или же просто закрыто от посторонних глаз. Это смелый вызов предрассудкам того времени, это вызов своему жизненному состоянию, это вызов ситуациям жизни, это вызов самому себе. Который
Так что же считать «жизнью по законам чести»?
Это ничто иное, как жизнь, основанная на своих дополнениях к неразрушимым основам-истинам, пусть, основательно истертыми и подзабытыми, но все же, крепко держащими нашу жизнь.
[1]. Уильям Сомерсет Моэм – «Бремя страстей человеческих». «Жить, так, как хочется. Но, с должной оглядкой на полицейского за углом.» — слова, взятые гл.героем Филиппом за девиз жизни.
[2]. «Пучина смысла» — собственное выражение имеющее значение насыщения смысловой нагрузки отрывка.
Во всех своих песнях Высоцкий, словно мозаику, выкладывает небольшими частичками учение о чести и достоинстве. Все его песни наполнены метафорами и сравнениями, их можно разбирать бесконечно долго. Но я хочу проанализировать одну — «Песня о друге».
Рассмотрим первый куплет – Друг, может только вдруг оказаться «так». Если же ты не можешь узнать каков он «Плох он или хорош», то необходимо идти в горы – эта неуникальная метафоры «жизни», «жизненного пути», как бы всплывает в новом свете, причем у каждого свое объяснение. Но не каждый готов рисковать, пускать в свою жизнь, «на расстояние одной связки», совершенно незнакомого человека — вот он, одно из положений о герое Высоцкого – 1 закон чести – «Верить без оглядки, ради понимания».
Высоцкий словно просыпает в руках неохотно строки второго куплета, особо подчеркивая нежелание иметь дело с такими людьми. Но, не смотря на это, куплет наполнен значением таким, что можно поспорить, какой из куплетов несет «пучину смысла»[2]. В этом куплете отражается явность того, что тот, кто живет по законам чести — не может сам быть таким, как указано в этом куплете. Он словно то правило, которое можно взять за закон чести, но правило – построенное от противного, как говорят математики, иначе говоря — антитеза текста.
«Ты САМ должен быть решительным»
«Ты САМ дожжен быть смелым»
«Ты САМ не должен чувствовать страха»
«Ты САМ должен понимать, что слова ни к чему, когда предательство налицо»
И наконец «Ты, и только Ты САМ должен осознавать, насколько это низко».
В этом куплете присутствует нечеткое противопоставление с дополнениями относительно предыдущего. Эти дополнения, словно варианты ситуаций, которым есть место быть «Пусть он хмур был и зол». И это слово «пусть» — словно дарует надежду на спасение, от собственных мыслей, что зло-выглядящий – зло-творящий. Что даже он, угрюмый, наверняка неразговорчивый может быть спасителем, важно только одно – этим угрюмцем может абсолютно любой человек, даже нисколько на него непохожий. Большое внимание стоит обратить на то, что жизнь для вас, как впрочем, и для всех – словно бой, но бой такой, в котором обязательно должны быть найдены союзники.
«На вершине стоял хмельной» — можно прочитать, как по отношению к человеку – хмельной человек, ведь так можно описать самого Высоцкого. Но главное, что даже тогда, когда он пьян он будет стоять супротив своим врагам, своим мыслям, в которых он сомневается в ком-то, и что он говорит то, что думает [3].
Так же, это можно расшифровать, как на «Вершине хмельной» то есть — устояв от соблазна употребить спиртное, наркотики и т.п., иначе говоря – переборов себя. Именно этого и старался добиться Высоцкий – но не смог…Итак, какие же законы чести продиктовал нам этот куплет:
«Как бы человек не выглядел, он может оказаться спасителем» и как следствие «он может оказаться и подлецом».
«Жизнь это бой, но не стоит забывать о том, что враги могут стать союзниками» и соответственно наоборот.
«Любая слабость может стать роковой»
«Секундная слабость отражается жизненной бедой».
Итак, мы можем подвести итоги:
Высоцкий – «мученик и святой» обладающий незыблемым даром открытием закрытого путем однозначных намеков на далеко неоднозначный «смысл бытия» [4]. Он живет не по общепринятым законам, выдвигаемыми людьми, с учетом исключительно своей пользы, но по законам собственным, крепко обдуманным. Можно ли назвать Высоцкого – «Живущим по законам чести» — и да, и нет. Так как это понятие можно «растянуть» по просторам своей фантазии и ума, причем двух одинаковых трактовок найти не удастся. Что же является законами его чести? Вовсе не то, что я описал выше (выводы из куплетов), а то, что думает каждый человек, слушая его песни. Но я от своих слов не отказываюсь, и для меня эти слова являются не исключительным смыслом, но вариацией его. Исключительный и абсолютно верный смысл для себя человек получает только при прослушивании, а даже не при чтении, песен-баллад-учений этого, мало сказать учителя, гуру, который подвластен открыть нам для осмысления и выводов то, что было утеряно, или же просто закрыто от посторонних глаз. Это смелый вызов предрассудкам того времени, это вызов своему жизненному состоянию, это вызов ситуациям жизни, это вызов самому себе. Который
Так что же считать «жизнью по законам чести»?
Это ничто иное, как жизнь, основанная на своих дополнениях к неразрушимым основам-истинам, пусть, основательно истертыми и подзабытыми, но все же, крепко держащими нашу жизнь.
[1]. Уильям Сомерсет Моэм – «Бремя страстей человеческих». «Жить, так, как хочется. Но, с должной оглядкой на полицейского за углом.» — слова, взятые гл.героем Филиппом за девиз жизни.
[2]. «Пучина смысла» — собственное выражение имеющее значение насыщения смысловой нагрузки отрывка.