Сочинение на тему жизнь самая большая ценность

3 варианта

  1. РЕЦЕНЗИЯ
    на творческую работу
    Солнцева Дара Андреевича,
    уч-ся 10-1 класса Международной гимназии «Ольгино».
    Тема: ” Самая большая ценность в мире — жизнь.”
    Д.С.Лихачев
    В работе учащийся, опираясь на цитату Д.С. Лихачева, исследует его творчество, которое, по его мнению, имеет особое место в русской литературе.
    Дано обоснование актуальности исследуемой темы, поставлены цели и задачи. Материал в работе изложен с соблюдением внутренней логики.
    Учащийся показал эрудированность, начитанность в рассматриваемой области и собственное отношение к проблеме. При выполнении работы проявил самостоятельность, умение отбирать и систематизировать материал.
    Работа заслуживает хорошей оценки.
    Учитель биологии и химии Международной гимназии «Ольгино»
    Струженкова Т.В.
    Автобиография.
    Меня зовут Солнцев Дар Андреевич, 1999 года рождения. Я родился в городе Миасс Челябинской области. В возрасте 7 лет переехал в Санкт-Петербург и стал учиться в  ЧШ “Дипломат”. Там я проучился со 2ого по 7 класс. В 8ом классе я перешел в МГ “Ольгино”, и учусь там по сей день. На данный момент я ученик 10ого класса и планирую закончить в этом заведении 11 класс. На протяжении моей жизни у меня было много интересов, но к 16-летию большенство из них погасло, а другая часть не так сильна, как ранее. Оставшимися интересами являются игры (всех родов, т.е. настольные, компьютерные, догонялки, прятки и т.д., логические… Этот список можно продолжать бесконечно. Исключением же являются спортивные игры. Исключение в исключении – спортивные карточные игры остаются в моих интересах), карты (как вы уже могли понять, игральные. Помимо игр,  у меня так же коллекция всевозможных колод практически со всех концов света), а так же технологии. К сожалению, я так и не выбрал, с чем собираюсь связать свою жизнь, т.к. могу работать практически в любой области. Но в декабре ко мне пришла идея, которую я собираюсь воплотить в жизнь. Я уже закупил практически все необходимое оборудование. Я собираюсь создать игру. Про что она? Узнаете, когда выйдет.
    Международная Гимназия «Ольгино»
    Введение.
    «Вдох — выдох, выдох!» Я слышу голос инструктора гимнастики: «Чтобы вдохнуть полной грудью, надо хорошенько выдохнуть. Учитесь прежде всего выдыхать, избавляться от «отработанного воздуха».
    Жизнь — это прежде всего дыхание. «Душа», «дух»! А умер — прежде всего — «перестал дышать». Так думали исстари. «Дух вон!» — это значит «умер».
    «Душно» бывает в доме, «душно» и в нравственной жизни. Хорошенько выдохнуть все мелочные заботы, всю суету будничной жизни, избавиться, стряхнуть все, что стесняет движение мысли, что давит душу, не позволяет человеку принимать жизнь, ее ценности, ее красоту.
    Человек всегда должен думать о самом важном для себя и для других, сбрасывая с себя все пустые заботы.
    Надо быть открытым к людям, терпимым к людям, искать в них прежде всего лучшее. Умение искать и находить лучшее, просто «хорошее», «заслоненную красоту» обогащает человека духовно.
    Заметить красоту в природе, в поселке, городе, улице, не говоря уже в человеке, сквозь все заслоны мелочей — это значит расширить сферу жизни, сферу того жизненного простора, в которой живет человек.
    Я долго искал это слово — сфера. Сперва я сказал себе: «Надо расширять границы жизни», — но жизнь не имеет границ! Это не земельный участок, огороженный забором — границами. Расширять пределы жизни — не годится для выражения моей мысли по той же причине. Расширять горизонты жизни — это уже лучше, но все же что-то не то. У Максимилиана Волошина есть хорошо придуманное им слово — «окоём». Это все то, что вмещает глаз, что он может охватить. Но и тут мешает ограниченность нашего бытового знания. Жизнь не может быть сведена к бытовым впечатлениям. Надо уметь чувствовать и даже замечать то, что за пределами нашего восприятия, иметь как бы «предчувствие» открывающегося или могущего нам открыться нового. Самая большая ценность в мире — жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всем ее протяжении — и в прошлом, и в настоящем, и в будущем… А жизнь бесконечно глубока. Мы всегда встречаемся с чем то, чего не замечали раньше, что поражает нас своей красотой, неожиданной мудростью, неповторимостью».
    Перед вами «Письма о добром и прекрасном» — книга одного из выдающихся ученых современности, академика Дмитрия Сергеевича Лихачева. Эти «письма» адресованы не кому-либо конкретно, а всем читателям. Прежде всего – молодым, кому еще предстоит учиться жизни, идти ее сложными путями.
    То, что автор писем Дмитрий Сергеевич Лихачев – человек, чье имя известно на всех континентах,  делает эту книгу особенно ценной.
    Ведь давать советы может только уважаемый человек. Иначе к таким советам не прислушаются.
    А советы, которые можно получить, прочитав эту книгу, касаются практически всех сторон жизни.
    Впервые книга была издана в 1985 году и уже стала библиографической редкостью.
    Эту книгу переводят на многие языки.
    Вот что пишет сам Д. С. Лихачев в предисловии к японскому изданию, в котором он объясняет, почему эта книга написана:
    «По моему глубокому убеждению добро и красота едины для всех народов. Едины – в двух смыслах: правда и красота – вечные спутники, они едины между собой и одинаковы для всех народов.
    Ложь – зло для всех. Искренность и правдивость, честность и бескорыстие всегда добро.
    В своей книге «Письма о добром и прекрасном», предназначенной для детей, я пытаюсь самыми простыми доводами объяснить, что следование путем добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен – и человеку в одиночку и всему обществу в целом.
    В своих письмах я не пытаюсь объяснить, что такое добро и почему добрый человек внутренне красив, живет в согласии с самим собой, с обществом и с природой. Объяснений, определений и подходов может быть много. Я стремлюсь к другому – к конкретным примерам, исходя из свойств общей человеческой натуры.
    Я не подчиняю понятия добра и сопутствующего ему понятия красоты человека какому бы то ни было мировоззрению. Мои примеры не идеологичны, ибо я хочу растолковать их детям еще до того, когда они станут подчинять себя каким-либо определенным мировоззренческим принципам.
    Дети очень любят традиции, гордятся своим домом, своей семьей, как и своим селением. Но они же охотно понимают не только свои собственные, но и чужие традиции, чужое мировоззрение, улавливают общее, что есть у всех людей.
    Я буду счастлив, если читатель, к какому бы возрасту он ни принадлежал (случается ведь, что и взрослые читают детские книги), найдет в моих письмах хотя бы часть того, с чем он сможет согласиться.
    Согласие между людьми, разными народами – это самое драгоценное и сейчас самое необходимое для человечества».
    Глава I.
    Что есть жизнь?
    Многие века философы и ученые всех стран мира гадали о смысле жизни, но так и не пришли к общему мнению. Даже само понятие слова “жизнь” различалось. А какое значение “жизнь” имеет в наши дни?
    Имеется большое число определений понятия “жизнь”, отражающих различные подходы. Из всего скопления подходов к определиению слова “жизнь” можно выделить три основных. Согласно первому подходу, жизнь определяется носителем её свойств (например, белком). Согласно второму, жизнь рассматривают как совокупность специфических физико-химических процессов. И, наконец, третий подход — определить минимально возможный набор обязательных свойств, без которых никакая жизнь невозможна. Жизнь можно определить как активное, идущее с затратой полученной извне энергии, поддержание и самовоспроизведение молекулярной структуры.[6]
    Русский ученый М. В. Волькенштейн придумал новое определение понятия слова жизнь: «Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые, саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров — белков и нуклеиновых кислот». Согласно взглядам одного из основоположников танатологии М. Биша, жизнь — это совокупность явлений, сопротивляющихся смерти.
    С точки зрения второго начала термодинамики, жизнь — это процесс, или система, вектор развития которой противоположен по направлению остальным, «неживым» объектам вселенной, и направлен на уменьшение собственной энтропии. В. Н. Пармон дал следующее определение: «Жизнь — это фазово-обособленная форма существования функционирующих автокатализаторов, способных к химическим мутациям и претерпевших достаточно длительную эволюцию за счёт естественного отбора»[7]. По Озангеру и Моровицу: “Жизнь есть свойство материи, приводящее к сопряженной циркуляции биоэлементов в водной среде, движимая, в конечном счете, энергией солнечного излучения по пути увеличения сложности”. Существуют также кибернетические определения жизни. По определению А. А. Ляпунова, жизнь — это «высоко-устойчивое состояние вещества, использующее для выработки сохраняющих реакций информацию, кодируемую состояниями отдельных молекул». Существует и физиологическое определение жизни, данное в 1929 году А.Ф. Самойловым, которое, к сожалению не было великим учёным до конца исследовано. Итак, приведём его полностью.
    “Жизнь – это замкнутый круг рефлекторной деятельности”. Разрыв данного круга в любом его месте (состояние “комы”) означает резкое ограничение параметров жизни или даже отсутствие жизни. Сейчас можно несколько расширить данное понятие и указать причины, от которых зависит данный “замкнутый круг”. А именно: состояние внешней среды, “власти воли” индивидуума, внутренних вегетативных начал организма, неподвластных “власти воли”.
    Глава II.
    Жизнь на земле.
    Теперь, когда мы имеем хоть малейшее представление о понятии слова “жизнь” давайте разберемся, как она возникла. По этому вопросу существует много теорий, среди которых можно выделить наиболее известные:
    Теория самопроизвольного (спонтанного) зарождения;
    Теория креационизма (или сотворения);
    Теория стационарного состояния;
    Теория панспермии;
    Теория биохимической эволюции (теория А.И. Опарина).
    Давайте подробнее разберемся с каждой их теорий. Итак, теория самопроизвольного зарождения жизни была сильно распространена в Древнем мире — в Вавилоне, в Китае, Древнем Египте и Древней Греции. Ученые Древнего мира и средневековой Европы верили в то, что живые существа постоянно возникают из неживой материи: из грязи — черви, из тины — лягушки, из утренней росы — светлячки и т.п. В первый раз теорию решился подвергнуть экспериментальной проверке итальянский ученый Франческо Реди. Он засунул в банки несколько кусков мяса, при этом прикрыв некоторые из банок тканью. В мясе, не прикрытом тканью, появились личинки мух, в то время как в загерметезированных банках личинок не появлялось. Таким образом Ф. Реди удалось доказать, что личинки мух появляются из яиц, отложенных мухами на его поверхность, а не из гниющего мяса. Спустя какое-то время споры по поводу возможности самозарождения жизни активизировались вновь в связи с открытием микроорганизмов. Если сложные живые существа не могут самозарождаться, возможно, это могут микроорганизмы? В связи с этим в 1859 г. французская Академия объявила о присуждении премии тому, кто окончательно решит вопрос о возможности или невозможности самозарождения жизни. Эту премию получил в 1862 г. знаменитый французский химик и микробиолог Луи Пастер. Он прокипятил бульон в стеклянной колбе с горлышком в виде S-образной трубки. Воздух, а следовательно и «жизненная сила», могли проникать в колбу, но пыль, а вместе с нею и микроорганизмы, присутствующие в воздухе, оседали в нижнем колене S-образной трубки, и бульон в колбе оставался стерильным. Однако стоило сломать горло колбы или ополоснуть стерильным бульоном нижнее колено S-образной трубки, как бульон начинал быстро мутнеть — в нем появлялись микроорганизмы. Таким образом, благодаря работам Луи Пастера теория самозарождения была признана несостоятельной и в научном мире утвердилась теория биогенеза, краткая формулировка которой — «все живое — от живого».
    Теория креационизма довольно проста – она предполагает, что все живые организмы были созданы неким сверхъестественным существом (богом, сверхцивилизацией и т.д.). Теория креационизма и в настоящее время имеет широкое распространение, причем не только в религиозных, но и в научных кругах. Обычно ее используют для объяснения наиболее сложных, не имеющих на сегодняшний день решения вопросов биохимической и биологической эволюции. Актами периодическою «сотворения» объясняется и отсутствие четких переходных звеньев от одного типа животных
    к другому. Необходимо подчеркнуть, что философский спор о первичности сознания (сверхразума, божества) либо материи принципиально не разрешим, однако, поскольку попытка объяснить любые трудности современной биохимии и эволюционной теории принципиально непостижимыми сверхъестественными актами творения выводит эти вопросы за рамки научных исследований, теорию креационизма нельзя отнести к разряду научных теорий происхождения жизни на Земле.
    Теории стационарного состояния и панспермии представляют собой взаимодополняющие элементы единой картины мира, сущность которой заключается в следующем: вселенная существует вечно и в ней вечно существует жизнь (стационарное состояние). Жизнь переносится с планеты на планету путешествующими в космическом пространстве «семенами жизни», которые могут входить в состав комет и метеоритов (панспермия). Однако теория стационарного состояния, предполагающая бесконечно долгое существование вселенной, не согласуется с данными современной астрофизики, согласно которым вселенная возникла сравнительно недавно (около 16 млрд лет т.н.) путем первичного взрыва.
    Очевидно, что обе теории (панспермии и стационарного состояния) вообще не предлагают объяснения механизма первичного возникновения жизни, перенося его на другие планеты либо отодвигая по времени в бесконечность.
    Наиболее распространенной и признанной в научном мире является теория биохимической эволюции, предложенная в 1924 г. советским биохимиком академиком А.И. Опариным (в 1936 г. он подробно изложил ее в своей книге «Возникновение жизни»).
    Сущность этой теории состоит в том, что биологической эволюции — т.е. появлению, развитию и усложнению различных форм живых организмов, предшествовала химическая эволюция — длительный период в истории Земли, связанный с появлением, усложнением и совершенствованием взаимодействия между элементарными единицами, «кирпичиками», из которых состоит все живое — органическими молекулами.
    Глава III.
    Смысл бытия.
    Каждый из нас не раз задумывался, как он очутился на этой планете. С одной стороны, все просто и понятно – человек родился. И так с каждым из нас. Мы родились, вот и ответ на вопрос как мы появились здесь. Но с другой стороны, вопрос остался не отвеченым, и вопрос как бы переходит в вопрос почему – “почему я очутился на этой планете?” “Из-за чего я сюда попал?” “Какова моя цель пребывания тут?” “Что я хотел сделать?”
    На последнем вопросе мы переходим к еще одной теме, на которую все спорят – смысл жизни. “Каков мой смысл жизни?” Ключевое слово – “мой”. Ведь каждый из нас по своему определяет смысл жизни. Для кого-то смыслом жизни будет хорошо покушать. Для другого – исполнить мечту. А можно ли смыслом жизни назвать мечту?
    Еще одним вопросом, на который сложно ответить, является следующий – “Существует ли смысл жизни человечества?”. Один, большой и толстый смысл, один для всех. Причина, по которой человек возник как вид. Причина, по которой мироздание нас создало. Ему что-то от нас надо, а мы так и не поняли, что именно.
    Подытожим. Смысл жизни – это проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, а также человека как отдельного создания, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.
    Вопрос о смысле жизни также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни. В этом случае подразумевается необходимость найти ответ на вопросы:
    «В чём состоят ценности жизни?»
    «Что является целью жизни?»
    «Зачем (для чего) жить?».
    Вопрос о смысле жизни является одной из наиболее распространенных проблем в философии, теологии и художественной литературы, где он рассматривается в основном  с точки зрения определения, в чём состоит наиболее достойный для человека смысл жизни.
    Представления о смысле жизни складываются в процессе жизни людей, извините за тофтологию, и зависят от результатов их деятельности. В благоприятных условиях человек может видеть смысл своей жизни в достижении счастья и благополучия; во враждебной среде существования жизнь может утратить для него свою ценность и смысл.
    Вопросы о смысле жизни люди задавали, продолжают задавать и будут задавать. Они придумывают новые гипотезы, философские, теологические и религиозные объяснения, которые вечно находятся в разногласии. Наука в состоянии ответить с определённой долей вероятности на конкретные вопросы типа «Как именно …?», «При каких условиях …?», «Что будет, если …?», в то время как вопросы типа «В чём (что является) цель (смысл) жизни?» остаются в рамках философии и теологии.
    Глава IV.
    Сознание.
    Когда человек рождается, он является беспомощным комочком. Во младенчестве он опирается на инстинкты, потом подобные ему существа учат его общению, принятому поведению. Человечек вырастает, и начинает задумываться о смысле жизни. У человечка появляется сознание. По простому, сознание можно назвать совокупностью химических процессов, протекающих в нашем мозгу. А если поглубже зарыться в этот вопрос, то мы заметим, что по какой-то причине сознание есть только у людей. И, что самое интересное, если человечка вырастит какой-нибудь другой вид живых существ, то он так и останется живущим на инстинктах. Сознания не будет. Только физическая оболочка, выглядящая как мы, но ведущая себя как животное.
    Термин “сознание”, практически как и все темы, на которые мы говорили, является трудным для определения, но можно выделить следующую формулировку – “сознание – это состояние психической жизни индивида, выражающееся в переживании событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях”. Сознание может включать мысли, восприятия, воображение и самосознание и так далее. В разное время оно может выступать как тип ментального состояния, как способ восприятия, как способ взаимоотношений с другими. Оно может быть описано как точка зрения, как “Я”. Многие философы рассматривают сознание как самую важную вещь в мире. С другой стороны, многие ученые склонны рассматривать это слово как слишком расплывчатое по значению для того, чтобы его использовать.
    Правильнее будет сказать, что сейчас мы говорим о самосознании. О том, как человек познает себя. Почему, когда мы смотрим в зеркало, мы понимаем, что это мы? А вдруг это не мы, а они? Да нет, это все же мы. А благодаря чему мы это понимаем? Самосознание. Так же, как и для сознания, в мире нет четких полностью сформированных научных теорий по поводу того, как именно определить наличие самосознания. В частности, до сих пор для индивида нет способа доказать, что он обладает самосознанием.
    Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Однако зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «Я» — примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения.
    Этапы развития самосознания:
    Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года.
    К двум — трём годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко сознаёт себя как деятеля.
    К семи годам формируется способность оценивать себя (самооценка).
    Подростковый и юношеский возраст — этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок.
    На формирование самосознания влияют:
    Оценки окружающих и статус в группе сверстников.
    Соотношение «Я реальное» и «Я идеальное».
    Оценка результатов своей деятельности.
    При этом, сознание дает понять, что мы уникальны.
    Глава V.
    Уникальность.
    Уникальность по другому можно назвать неповторимостью. То есть, если что-то называют уникальным, это означает, что что-то существует только в единственном экземпляре. У него нет копий. И этот термин относиться как и к неодушевленным творениям, так и к живым существам. В качестве примера можно привести животных. Вроде виды и похожи между собой, но каждая особь чем-то да отличается друг от друга. И это отличие может быть как врожденным (окраска), так и приобретенным(шрам). Причем примеров того, чем отличается одна особь от другой, бесконечное множество. А все благодаря тому, что вселенная не создает двух одинаковых экземпляров. Поэтому мы должны стремиться сохранить жизнь в целости и сохранности, как жизнь человека, так и животного. Конечно, хоть человек – существо всеядное, он должен задуматься о том, что ему стоит немного ограничить свой рацион питания дабы избежать вымирания некоторых видов животных.
    Так же как и животные, люди тоже имеют свои отличия друг от друга. Уникальность не есть, конечно, некий абсолют, она не обладает полной и окончательной завершенностью, что является условием ее постоянного движения, изменения, развития, но в то же время она – это самая устойчивая основа, а как частный случай – инвариант и одна из основ (другая основа – социум) личностной структуры человека, изменяющийся и одновременно неизменный на протяжении всей его жизни, скрывающаяся под множеством оболочек самая нежная, самая таинственная часть его – душа.
    Чтобы понять, какова же значимость уникальных особенностей личности в жизни общества, ответим на вопрос: каким было бы общество, случись вдруг, что в силу каких-то причин все люди в нем оказались бы на одно лицо, со штампованными мозгами, мыслями, чувствами, способностями? Представим себе мысленно, что все люди данного общества оказались каким-то искусственным образом перемешанными в однородную массу телесного и духовного, из которого рука всесильного экспериментатора, разделив эту массу ровно пополам на женскую и мужскую части, сделала всех однотипными и во всем равными друг другу. Могла ли бы эта двойная одинаковость образовать нормальное общество? Только внешними отличиями это не ограничивается. Все благодаря сознанию.
    Сознание позволяет нам отличаться не только внешними признаками, но и поведением. В одинаковых ситуациях разные люди будут вести себя по-разному, извините за тавтологию. Но даже не смотря на сильные отличия в нашей психике, можно выделить несколько типов совокупности психических свойств человека. Я говорю о темпераменте.
    Глава VI.
    Темперамент.
    Темпераментом является соединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент также является одной из состовляющих основы развития характера. С физиологической точки зрения он обусловлен типом высшей нервной деятельности человека. От темперамента человека зависят:
    скорость возникновения психических процессов (например, скорость восприятия, быстрота мышления);
    пластичность и устойчивость психических явлений, лёгкость их смены и переключения;
    темп и ритм деятельности;
    интенсивность психических процессов (например, активность воли);
    направленность психической деятельности на определённые объекты (экстраверсия или интроверсия).
    Люди с ярко выраженными чертами определённого темперамента встречаются довольно редко, обычно у людей бывает смешанный темперамент в различных сочетаниях. Но преобладание черт какого-либо типа темперамента даёт возможность отнести темперамент человека к тому или иному типу. Вот одна из классификаций типов темперамента:
    Флегматик — неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.
    Холерик — быстрый, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик обладает огромной работоспособностью, однако, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.
    Сангвиник — живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиник обладает выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.
    Меланхолик — склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, эмоционально раним.
    Глава VII.
    Цена жизни.
    Каждый из нас уникален. – кто-то хороший, кто-то плохой; кто-то красивый, кто-то кривой; кто-то умный, а кто-то тупой… Этот список отличий можно продолжать бесконечно, но в том и вся суть – благодаря бесконечному числу составляющих, мы можем получить бесконечное числе комбинаций. И, как говорилось ранее, каждая комбинация создается только один раз. Человеческая жизнь бесценна. Так ли это? Попытки определить стоимость человеческой жизни в деньгах на первый взгляд кажутся бесчеловечными. Однако отсутствие таких оценок приводит к еще большим социальным и нравственным проблемам. Сколько нужно платить родственникам погибших в боевых действиях или в результате террористических актов? Сколько не жалко потратить, чтобы сократить смертность в дорожно-транспортных происшествиях, на пожарах и в результате несчастных случаев? Представление о бесценности человеческой жизни часто оборачивается ее бесплатностью: родственники погибших не получают почти ничего, а проекты, которые могли бы снизить уровень смертности, считаются слишком дорогостоящими. Государство и общество предпочитают тратить деньги на другие важные цели. Но что же в конечном счете важнее нашей собственной жизни?
    Как оценить, сколько стоит жизнь? Можно предположить, что стоимость жизни равна величине «человеческого капитала», равного, в свою очередь, добавленной стоимости, которую человек производит за всю свою жизнь. Используя этот подход, можно прийти к выводу, что стоимость жизни среднего россиянина — всего лишь около $100000. Кроме того, из этой теории следует, что жизнь одного миллиардера стоит столько же, сколько жизнь всех жителей небольшого города, вместе взятых.
    Однако такой подход может показаться не только оскорбительным, но и поверхностным с точки зрения экономической науки. Человек — это не только то, что он производит. Мы живем не для того, чтобы работать, а работаем для того, чтобы жить. Профессиональная деятельность — это лишь небольшая составляющая жизни, поэтому и стоимость жизни должна быть намного выше «человеческого капитала».
    Чтобы выяснить, насколько мы сами ценим свою жизнь, была разработана другая, более обоснованная методология. В последние 20-30 лет экономисты разных стран провели десятки исследований, пытаясь оценить так называемую «стоимость среднестатистической жизни». В основе этой методологии лежит анализ реальных решений, при принятии которых люди взвешивают стоимость своей жизни. Цену жизни можно вычислить, зная, например, насколько дороже стоят более безопасные автомобили в сравнении с обычными или насколько выше заработная плата у тех, кто работает на опасном производстве.
    Для оценки стоимости среднестатистической жизни необходимы очень хорошие микроэкономические данные, поэтому неудивительно, что подавляющее большинство работ было проведено в США. Результаты исследований американского рынка труда показывают относительно небольшой разброс оценок: от $4 млн. до $9 млн. (в ценах 2000 г.) за одну жизнь1. Аналогичные оценки получаются и при анализе решений о покупке автомобилей, установке противопожарного оборудования, покупке недвижимости с учетом экологической ситуации и т.д. Надежность этих оценок настолько высока, что правительство США использует методологию определения стоимости жизни при принятии решений об инвестиционных проектах в важных сферах — охране окружающей среды, здравоохранении, безопасности на транспорте.
    Проведение подобных исследований в России пока не реально. Однако можно попробовать оценить стоимость жизни россиянина, используя американские данные. Анализ стоимости среднестатистической жизни для различных выборок американцев (см. вышеупомянутую работу Кипа Вискузи и Джозефа Альди) показывает, что эластичность стоимости жизни по доходу составляет всего лишь Ѕ, а не единицу (как можно было бы ожидать согласно теории «человеческого капитала»). В переводе на повседневный язык это значит, что цена жизни тех, кто зарабатывает на 1% больше, выше только на 0,5%, а при увеличении дохода в 4 раза стоимость жизни лишь удваивается (надо возвести 4 в степень 0.5, то есть взять квадратный корень из 4). Выходит, стоимость жизни россиянина примерно в 3 раза ниже аналогичного показателя для американца (3 — квадратный корень из соотношения ВВП на душу населения в России и США в 2004 г.). То есть составляет от $1,3 млн. до $3 млн.2. Следовательно, требования родственников людей, погибших в Театральном центре на Дубровке, никак нельзя считать чрезмерными. А размер страховых выплат родным военнослужащих, участвующих в боевых действиях, оказывается на порядок или два ниже справедливой суммы.
    Можно, конечно, возразить, что Россия — не США и экстраполяция американских данных не вполне правомерна. Тогда попробуем сопоставить полученные оценки с исследованиями, касающимися менее развитых стран? По понятным причинам вычислить стоимость среднестатистической жизни для развивающихся стран очень трудно. Заслуживающие доверие оценки получены только для Индии. Самая нижняя оценка стоимости жизни индийца составляет $1 млн. Если учесть, что Индия отстает от России по ВВП на душу населения в четыре раза, то экстраполяция индийских данных позволяет оценить жизнь россиянина на уровне $2 млн. и выше. Эта цифра, как мы видим, укладывается в полученный нами ранее диапазон $1,3-3 млн.
    Почему так трудно сравнивать Россию с развитыми странами? Возьмем для примера статистику дорожно-транспортных происшествий (ДТП). В России ежегодно на дорогах погибает более 30000 человек, а в Швеции — менее 600 человек. При этом автомобилей в Швеции всего лишь в три раза меньше, чем в России. Для снижения смертности в ДТП нужны не такие уж большие расходы. Даже в очень благополучной с точки зрения дорожной безопасности Британии все еще есть возможность сократить уровень смертности, потратив около $150000 на каждую спасенную жизнь. В России сокращение смертности обошлось бы гораздо дешевле.
    Главное, впрочем, не то, что нашу жизнь крайне низко ценит государство, а то, что свою жизнь часто не ценим мы сами. Об этом свидетельствуют будничные привычки наших водителей: они не любят пристегивать ремни безопасности, садятся за руль пьяными, выезжают на встречную полосу. Когда не ценишь свою жизнь, так же пренебрежительно относишься и к чужой: средний российский водитель не считает своим долгом уступить дорогу пешеходам и спешащим на вызов машинам скорой помощи.
    Список доказательств того, что мы не ценим свою жизнь, можно продолжать до бесконечности: курение, чрезмерное употребление алкоголя, пренебрежение правилами противопожарной безопасности.
    Глава VIII.
    Сохранение жизни.
    Жизнь на Земле является великим чудом. Пока что человечество не знает мест во вселенной, где могла бы существовать жизнь, кроме Земли. Сейчас становится совершенно ясно, что функционирование биосферы, концепция которой была разработана в свое время В.И.Вернадским, зиждется на положении о том, что биосфера на Земле существует именно благодаря громадному разнообразию живых существ, от простейших до сложно организованных, в том числе – человека.  Воздействие человека на природу, на окружающую среду, на биосферу будет все время возрастать, и наша главная задача – понять смысл этого явления и сделать так, чтобы уменьшить это отрицательное воздействие. Современная биосфера имеет несколько степеней защиты:
    1ая степень защиты – это ее ступенчатая, иерархическая организация, от простого к сложному. Если посмотреть на организацию биосферы с точки зрения современной науки, то ее можно представить в виде пирамиды, в основании которой лежат наиболее простые, легко адаптирующиеся к изменению окружающей среды организмы; а завершает эту вершину человек, который оказывает наиболее сильное влияние на биосферу, или превращая ее в сферу разума – в ноосферу, или окончательно приводя ее к деградации.
    2я степень защиты биосферы – это необычайное разнообразие живых организмов и их способность адаптироваться, приспосабливаться к самым различным условиям среды.
    Нижние этажи этой «биосферной пирамиды» сложены миллионами и миллионами различных видов. Чем выше по пирамиде, тем количество видов все меньше и меньше. И это снижение биоразнообразия и упрощение иерархичности биосферы приводит к тому, что наиболее уязвимыми и наиболее легкоранимыми являются ее верхние части, в особенности человек. Для сохранения жизни необходим четкий баланс температуры, кислорода и других факторов. Если бы Земля находилась всего лишь на пару крупиц ближе к Солнцу, то на земле испарилась бы вся вода, исчез кислород и были бы пустыни. Если бы Земля находилась немного дальше от Солнца, то она превратилась бы в безжизненную глыбу льда. Кроме того, земная атмосфера постоянно защищает нас от различных космических излучений и газов. Да-да, излучений! В открытом Космосе много различных излучений способных убить все живое. Солнечная радиация, альфа, бета, гамма частицы. Все это в больших дозах убивает человека. Поэтому космонавты при выходе в открытый космос надевают специальные защитные костюмы. А всех жителей земли от этих излучений защищает земная атмосфера. Но земная атмосфера не вечна. С каждым годом она становится все тоньше и тоньше. До земли все чаще и чаще доходят различные магнитные бури. Вы наверное слышали о таких из метеопрогнозов. А иссякает атмосфера по нашей вине. Автомобили, заводы, загрязнение экологии, вырубка лесов. Все это влияет на нашу атмосферу негативно.
    Вывод.
    Утверждая, что “Самая большая ценность в мире — жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всем ее протяжении — и в прошлом, и в настоящем, и в будущем” Д.С. Лихачев был абсолютно прав. Комбинаций живых существ бесконечное множество, но встречаются они только раз. Человек должен постараться сделать все, что в его силах, что бы сохранить это многообразие жизни и не уничтожить нашу планету.
    Список использованной литературы.
    — Д.И. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»
    — А.И. Опарин «Возникновение жизни»
    — журналы, дневники и записи Франческо Реди
    — журналы, дневники и записи Луи Пастера
    — В.Н. Большаков «Сохранение биоразнообразия Земли как важнейшая проблема ХХI века»

  2. Каждый из нас немного философ. Мы пытаемся познать мир, задавая себе и окружающим вопросы: есть ли жизнь после смерти, в чём смысл жизни, что такое счастье, кто создал мир? Так или иначе, все они связаны с понятием «жизнь». А что есть жизнь? Кем и зачем она даётся?
    В толковом словаре можно найти сухое определение нескольких значений: жизнь – деятельность общества и человека в тех или иных ее проявлениях; реальная действительность. Но разве может небольшая словарная статья раскрыть смысл, а точнее, множество смыслов этого понятия?! Наверное, сколько людей на земле, столько и значений может иметь это прекрасное слово. Ведь каждый из нас обладает жизнью, поэтому каждому есть что рассказать о своей.
    Жизнь – это великое чудо! Свою жизнь нужно принимать как великую ценность, беречь, любить, а также уважать и ценить чужие жизни. Жизнь – это счастливый лотерейный билет. Но выигрышем нужно уметь правильно распорядиться, чтобы он принёс счастье. Стремясь к своему счастью, мы с детства мечтаем, ставим цели, ищем пути решения задач.
    У каждого возраста своё счастье. В детстве настоящее счастье – новая игрушка, в юности – первая любовь, в зрелости – новая квартира или повышение по службе. Человек строит свою жизнь, словно столяр мастерит лестницу. Ступени – это наши мечты. Чем больше ступеней и чем выше человек взобрался, тем большего он достиг. Хотя мечты у всех свои, свои способы их достижения.
    Жить – как ни странно, на первый взгляд, звучит, – большой труд. Жизненный путь человека нелёгок. Все мы сталкиваемся с трудностями, опасностями, все переживаем тяжёлые моменты. Радости сменяются печалями, светлые дни – мрачными и горестными. Есть чёрные и белые полосы. Трудность заключается в том, чтобы чёрная полоса не сбила человека с верного пути, не обессилила его и не заставила возненавидеть жизнь, отказаться от неё. Каким бы огромным ни было горе, оно всегда проходит, боль затупляется временем и новыми надеждами. Что бы не случилось, нужно искать силы и жить дальше. Жизнь – это движение, постоянное развитие, поиск. Мы чувствуем, что живём, когда занимаемся спортом, учимся, становимся родителями. Жизнь только тогда наполняется смыслом, когда человек видит результат своего труда, чувствует свою значимость, незаменимость, необходимость и полезность другим. «Есть незримое творчество в каждом мгновении». Мы сами творцы своей жизни. Чтобы картина жизни оказалась яркой, гармоничной, каждое мгновение нужно трудиться над ней.
    Иначе жизнь превращается в тихое, даже мучительное существование. Тогда поиски смысла жизни становятся безрезультатными. Жизнь превращается монотонное повторение дней, лет. Она не приносит радости. Теряется вкус к жизни. Что может помочь? Только резкие перемены, то есть движение.
    Но не всякое движение приносит ощущение счастья. Современный ритм жизни очень динамичен. Мы всё время куда-то спешим, стремимся что-то купить, куда-то съездить, что-то увидеть, заработать больше денег, хотим быть в курсе всех событий, следим за последними новостями – крутимся-вертимся…собираемся кем-то стать, чего-то добиться и начать жить счастливо. Но зачастую в этой суете, в погоне за счастьем мы забываем о самом важном – жить нужно каждый момент, каждое мгновение. Не стоит ничего откладывать на потом, чтобы не потерять драгоценное время. Мы лишаем себя радости общения с родителями, с детьми, подавляем свои чувства, потому что на всё это не хватает времени. Мы ограничиваем себя в желаниях, чтобы потом было лучше жить. Но в гонке за призрачным счастьем прожигаем жизнь напрасно. Наступает «потом», а жизнь прошла, уже нет сил куда-то стремиться, нет ощущения счастья, потому что оно много лет подряд было где-то заперто, спрятано от самих себя. Ведь счастье складывается из многих маленьких и больших радостей. Чем больше ими наполняется жизнь, тем счастливее себя ощущает человек. Поэтому каждый день, каждая минута жизни должна быть наполнена смыслом, в любом поступке должна быть заложена цель. Подтверждением этих мыслей могут стать строки из стихотворения А. С. Пушкина:
    Дар напрасный, дар случайный,
    Жизнь, зачем ты мне дана?
    Иль зачем судьбою тайной
    Ты на казнь осуждена?
    …Цели нет передо мною:
    Сердце пусто, празден ум,
    И томит меня тоскою
    Однозвучный жизни шум.
    Кроме того, жизнь – это возможность самовыражения человека, шанс сделать совершить великое открытие, заявить миру о себе. Каждый человек индивидуален и уникален. Но лишь единицам суждено стать всемирно известными, увековечить свои имена в истории. Лишь немногие совершают великие открытия, пишут великие произведения. В этом состоит их предназначение. Герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Раскольников тоже видел в своей жизни великое предназначение: он посчитал себя вправе распоряжаться чужими жизнями, вершить суд над другими во имя социальной справедливости. Герой посчитал себя Богом, но оказался простым человеком, он понёс за свое преступление душевное наказание. Никто не вправе уничтожать чужую жизнь, какой бы благой не была цель.
    Так что такое жизнь? Наверное, смысл кроется в самой жизни, в таинстве её зарождения и таинстве смерти, в её продолжении в потомках. Жить – это прекрасно!

  3. 3
    Текст добавил: Мысль по Древу

    Сочинение по тексту Дмитрия Лихачёва: Самая большая ценность – жизнь.

    Ответы:

    Жизнь –  самая большая ценность, какой обладает человек. Великий ученый Дмитрий Лихачев прекрасно написал о ценности жизни в своем послании нам,своим читателям. Ему противна “духота” в нравственной сфере жизни, писатель призывает нас очиститься от этой ” пыли” ,стряхнуть с себя суету, беготню,стремление к роскоши и богатству. Он призывает нас более думать о чувствах людей, об их потребностях, эмоциональных переживаниях. Нужно думать о сердцах людей, а не о пустых и мелочных заботах повседневной жизни, открывая свою душу для принятия чего-то нового,более важного и ценного,отбрасывать то, что стесняет и сковывает нашу жизнь. Человеку необходимо думать о других, заботиться о них, быть терпимым к ним,не замечать их промахи и ошибки, видеть только хорошее. Это большое умение – видеть во всем только позитивное, только доброе и  хорошее, прекрасное и красивое. Как бы расширять границы своей жизни и стремиться быть нужным другим и обогащать себя духовно. Делать полезные вещи, наслаждаться красотой окружающего мира, как бы “раздвинуть рамки” своего мелкого мирка и увидеть что-то яркое, привлекательное.  Важно научиться чувствовать чужую жизнь, и свою тем самым обогащать,делая ее более привлекательной. Мне близка сердцу одна из  цитат автора:”
    Надо быть открытым к людям, терпимым к людям, искать в них прежде всего лучшее. Умение искать и находить лучшее, просто «хорошее», «заслоненную красоту» обогащает человека духовно. за ним нечто большее, глубокое”. принимать мудрые решения, задумываться о жизни и смысле ее, видеть ее разные стороны. Жизнь -бесценна. И растение, и животное -все дышит,все живет, поражая нас своей неповторимостью и красотой, уникальностью и величием. Нельзя жизнь сводить только к ежедневным суетливым делам. Это скучно и неправильно. Расширяя свой кругозор, человек узнает много полезного и мудрого, применяя потом это для себя , и для других. И я полностью согласен с автором этого замечательного письма:” Самая большая ценность в мире – жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всём её протяжении – и в прошлом, и в настоящем, и в будущем…” Так давайте же, будем ее беречь, уважать, совершенствоваться и развиваться. Главное-“не стоять на месте”. Нужно научиться видеть замечательное и неповторимое повсюду во всех областях  своей драгоценной жизни.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *