Сочинение на тему жизнь в обломовке и в воображаемом имении обломова

11 вариантов

  1. И. А. Гончаров вошел в русскую литературу благодаря своим трем романам, принесшим ему успех и признание: “Обыкновенная история”, “Обломов”, “Обрыв”. Это наиболее значительные произведения автора Читатели невольно обращали внимание на фоническую анафору “Об”, непреднамеренно использованную Гончаровым, но наводившую на мысль о связи между этими произведениями. Уже после (в своей статье “Лучше поздно, чем никогда”) он сам скажет, что увидел в произведениях “не три романа, а один”.
    Вторая часть трилогии – “Обломов”. На первый взгляд, это совершенно статичное произведение, повествующее о ленивом человеке, гибнущем из-за своей апатии ко всему, что его окружает и из-за нежелания выйти из своего состояния.
    Даже любовь и дружба не могут пробудить героя к действиям, несмотря на то, что он человек одаренный и неглупый. Гончаров показал не какой-то особенный характер, а современный для того времени русский тип, показал на примере одного человека целое общественное явление. Имя ему – “обломовщина”.
    Анализируя роман Гончарова, Добролюбов в своей статье “Что такое “обломовщина”?” выявил конкретные причины этого явления. Они заключаются во внешнем положении – в барстве – и во внутреннем образе умственного и нравственного развития русского дворянства.
    Герой романа, Обломов, родился и вырос в атмосфере старого русского барства. Его олицетворением в романе стали несколько деревень, объединенных в имение семьи Обломовых. Это Обломовка. Автор на время переносит читателя в этот благословенный уголок в главе “Сон Обломова” Сон – своеобразная мечта Обломова, воплощение, с его точки зрения, идеальной жизни. Что же мы видим? Благодатная земля, великолепная природа, ласковое солнце, чистое небо. Погода в том краю всегда прекрасная, лето жаркое, но засух никогда не бывало, дождь шел в самое нужное время, придавая новые силы и людям, и природе. Зимы морозные, но ровно настолько, насколько нужно крестьянину. Никогда “…не дразнит ранними оттепелями и не гнет в три дуги морозами…”. Все идет по календарю. В марте наступает, как положено, весна. Тает снег, греет солнце, просыпается лес.
    Никогда там не было ни бурь, ни страшных потрясений, ни эпидемий. Горы в Обломовке – это не мрачные отвесные скалы, а плодородные холмы. Речка весело течет, шаля и играя своими водами. “Все как будто было нарочно прибрано одно к другому и мастерски нарисовано”.
    Люди жили там счастливые, полагая, что весь мир живет именно так, а не иначе. Если кто и умирал, то от глубокой старости, а потом еще долго дивились тому, как такое несчастье могло случиться.
    В Обломовке царили свои естественные законы. Никто и никогда не занимался там ни наукой, ни философией, никто не писал ни книг, ни картин. Все время проходило в праздном поглощении пищи, созерцании мира, а чаще всего во сне. Сон и еда стали важными занятиями в доме. Что приготовить на ужин, продумывалось весь день, а готовка начиналась с обеда. Ежедневный сон носил всеобщий характер, никто не мог противиться возможности поспать часок-другой после обильного обеда. Этому порядку следовали все, от барина до последнего мужика.
    Воспитание детей тоже проходило по определенным канонам. Главной своей обязанностью родители считали накормить и оградить любимое чадо от всего опасного. Самой неприятной повинностью был труд. Ребенок, живший в барской семье, ничем не был обременен. Его естественное любопытство постепенно угасало, он терял интерес ко всему необычному, начинал видеть идеал жизни в гордом созерцании чужого труда.
    Этому немало способствовали и вечные сказки о неведомой стране, где текут реки молока и меда, где никто круглый год ничего не делает, а только знай себе гуляют добрые молодцы да красавицы. Где все делается “по щучьему велению” и “по хотению” лентяя. Где запросто тебя женят на неслыханной красавице Милитрисе Кирбитьевне.
    Из года в год, из десятилетия в десятилетие так воспитывали детей. Вырастали новые баре, все шло своим чередом.
    Детство, отрочество – в них начало судьбы Обломова, недаром картины патриархальной жизни в родном доме (вечерние зимние часы, история с письмом, кормление булочками…) навсегда остались для Ильи Ильича идеалом настоящей жизни – спокойной и сытой. И никакие последующие влияния – книги, университетский быт, служба в Москве – не смогли его серьезно поколебать. И это, по Гончарову, естественно, потому что “ум и сердце ребенка наполнились впечатлениями всех картин, сцен и нравов этого быта, нежели он увидел первую книгу”. ”
    После того, как Илья Ильич покидает Обломовку, что с ней стало? Староста пишет своему барину, что все благополучно, слава Богу, за исключением засухи, гибели почти всех посевов ярового и озимого, побега трех мужиков, закрытия сушильни и белильни для производства холста, недобора в недоимках. Почти ничего не осталось от обильной Обломовки, все куда-то пропало, все растащено и прибрано чужими заботливыми руками. А Обломов не может ничего изменить — ему лень. Он думает, а сделать не может. Герой не понимает, что староста, верно, мошенник, что пишет неправду. Илья Ильич верит в свой “барский авторитет”. После этого Тарантьев еще больше разрушит Обломовку. Останется жалкое подобие. Отчего? Да сама Обломовка, само барство погубило ее. Мир изменился, психология обломовцев же осталась прежней, что и погубило патриархальный мир.
    Обломовка во сне и наяву…
    Сон — старая патриархальная Обломовка, золотые времена барства, мечта Обломова.
    Явь — крушение барства и крепостного права, ненужность обломовцев, их психологии и, как следствие, смерть Обломовки – мечты Ильи Ильича.

  2. И. А. Гончаров вошел в русскую литературу благодаря своим трем романам, принесшим ему успех и признание: “Обыкновенная история”, “Обломов”, “Обрыв”. Это наиболее значительные произведения автора Читатели невольно обращали внимание на фоническую анафору “Об”, непреднамеренно использованную Гончаровым, но наводившую на мысль о связи между этими произведениями. Уже после (в своей статье “Лучше поздно, чем никогда”) он сам скажет, что увидел в произведениях “не три романа, а один”.
    Вторая часть трилогии – “Обломов”. На первый взгляд, это совершенно статичное произведение, повествующее о ленивом человеке, гибнущем из-за своей апатии ко всему, что его окружает и из-за нежелания выйти из своего состояния.
    Даже любовь и дружба не могут пробудить героя к действиям, несмотря на то, что он человек одаренный и неглупый. Гончаров показал не какой-то особенный характер, а современный для того времени русский тип, показал на примере одного человека целое общественное явление. Имя ему – “обломовщина”.
    Анализируя роман Гончарова, Добролюбов в своей статье “Что такое “обломовщина”?” выявил конкретные причины этого явления. Они заключаются во внешнем положении – в барстве – и во внутреннем образе умственного и нравственного развития русского дворянства.
    Герой романа, Обломов, родился и вырос в атмосфере старого русского барства. Его олицетворением в романе стали несколько деревень, объединенных в имение семьи Обломовых. Это Обломовка. Автор на время переносит читателя в этот благословенный уголок в главе “Сон Обломова” Сон – своеобразная мечта Обломова, воплощение, с его точки зрения, идеальной жизни. Что же мы видим? Благодатная земля, великолепная природа, ласковое солнце, чистое небо. Погода в том краю всегда прекрасная, лето жаркое, но засух никогда не бывало, дождь шел в самое нужное время, придавая новые силы и людям, и природе. Зимы морозные, но ровно настолько, насколько нужно крестьянину. Никогда “…не дразнит ранними оттепелями и не гнет в три дуги морозами…”. Все идет по календарю. В марте наступает, как положено, весна. Тает снег, греет солнце, просыпается лес.
    Никогда там не было ни бурь, ни страшных потрясений, ни эпидемий. Горы в Обломовке – это не мрачные отвесные скалы, а плодородные холмы. Речка весело течет, шаля и играя своими водами. “Все как будто было нарочно прибрано одно к другому и мастерски нарисовано”.
    Люди жили там счастливые, полагая, что весь мир живет именно так, а не иначе. Если кто и умирал, то от глубокой старости, а потом еще долго дивились тому, как такое несчастье могло случиться.
    В Обломовке царили свои естественные законы. Никто и никогда не занимался там ни наукой, ни философией, никто не писал ни книг, ни картин. Все время проходило в праздном поглощении пищи, созерцании мира, а чаще всего во сне. Сон и еда стали важными занятиями в доме. Что приготовить на ужин, продумывалось весь день, а готовка начиналась с обеда. Ежедневный сон носил всеобщий характер, никто не мог противиться возможности поспать часок-другой после обильного обеда. Этому порядку следовали все, от барина до последнего мужика.
    Воспитание детей тоже проходило по определенным канонам. Главной своей обязанностью родители считали накормить и оградить любимое чадо от всего опасного. Самой неприятной повинностью был труд. Ребенок, живший в барской семье, ничем не был обременен. Его естественное любопытство постепенно угасало, он терял интерес ко всему необычному, начинал видеть идеал жизни в гордом созерцании чужого труда.
    Этому немало способствовали и вечные сказки о неведомой стране, где текут реки молока и меда, где никто круглый год ничего не делает, а только знай себе гуляют добрые молодцы да красавицы. Где все делается “по щучьему велению” и “по хотению” лентяя. Где запросто тебя женят на неслыханной красавице Милитрисе Кирбитьевне.
    Из года в год, из десятилетия в десятилетие так воспитывали детей. Вырастали новые баре, все шло своим чередом.
    Детство, отрочество – в них начало судьбы Обломова, недаром картины патриархальной жизни в родном доме (вечерние зимние часы, история с письмом, кормление булочками…) навсегда остались для Ильи Ильича идеалом настоящей жизни – спокойной и сытой. И никакие последующие влияния – книги, университетский быт, служба в Москве – не смогли его серьезно поколебать. И это, по Гончарову, естественно, потому что “ум и сердце ребенка наполнились впечатлениями всех картин, сцен и нравов этого быта, нежели он увидел первую книгу”. ”
    После того, как Илья Ильич покидает Обломовку, что с ней стало? Староста пишет своему барину, что все благополучно, слава Богу, за исключением засухи, гибели почти всех посевов ярового и озимого, побега трех мужиков, закрытия сушильни и белильни для производства холста, недобора в недоимках. Почти ничего не осталось от обильной Обломовки, все куда-то пропало, все растащено и прибрано чужими заботливыми руками. А Обломов не может ничего изменить — ему лень. Он думает, а сделать не может. Герой не понимает, что староста, верно, мошенник, что пишет неправду. Илья Ильич верит в свой “барский авторитет”. После этого Тарантьев еще больше разрушит Обломовку. Останется жалкое подобие. Отчего? Да сама Обломовка, само барство погубило ее. Мир изменился, психология обломовцев же осталась прежней, что и погубило патриархальный мир.
    Обломовка во сне и наяву…
    Сон — старая патриархальная Обломовка, золотые времена барства, мечта Обломова.
    Явь — крушение барства и крепостного права, ненужность обломовцев, их психологии и, как следствие, смерть Обломовки – мечты Ильи Ильича.

    Похожие сочинения

    Обломов – его сущность, характер и судьба.

  3. Замысел и план романа “Обломов” возникли у Гончарова еще в 1847 году; в 1849 году он уже напечатал в издаваемом Некрасовым “Литературном сборнике” главу “Сон Обломова”, которую сам впоследствии называл “увертюрой всего романа”. Эта центральная по своему значению глава “Обломова” имела чрезвычайный успех у критики и читателей той поры.
    В этой главе мы впервые знакомимся с Обломовкой.
    Обломовка – чудесный и дивный край! Нет здесь ни моря, ни высоких гор, ни скал, ни пропастей, ни дремучих лесов. Да и к чему они? Жители Обломовки и трех соседних деревень: Сосновки, Вавиловки и Верхлевки -тихо и мирно существуют в этом тихом уголке, кажется, отделенном от всего остального мира. Но они этой жизнью вполне довольны. Так жили их отцы, деды и прадеды, и они просто не мыслят себе другой жизни.
    Что же представляет собой Обломовка? Жизнь здесь протекает совсем незаметно, и каждый день здесь похож на предыдущий. Дни идут по своему особому распорядку, сложившемуся в течение многих веков. И распорядок этот никак не нарушается с приездом гостей, которых всегда великое множество. Еще бы! Гости ведь приезжают на все праздники и всевозможные именины, то есть практически каждый день: ведь что ни день, то обязательно чьи-то именины или какой-нибудь праздник. В Обломовке даже счет дням велся не по календарю, а по различным праздникам и по приезду гостей. Когда приезжали гости, стол накрывался с еще большей тщательностью и торжественностью, а по вечерам велись длинные разговоры о происходящем вокруг них. Как правило, гости Обломо-вых – такие же дворяне из других вотчин, но среди гостей нет ни одного нежеланного. Ведь Обломовы – гостеприимные хозяева.
    Жизнь здесь ленива и нетороплива, довольно безмятежна. Покой этот был нарушен лишь однажды, когда в канаве нашли какого-то приезжего. Все мужчины, поверив рассказам своих детей об ужасном змее, вооружившись вилами и топорами, пошли к канаве, где обнаружили уставшего приезжего, да там его и оставили по совету стариков.
    Что же вспоминает Илья Ильич во сне о своем детстве? Помнит он свои семь лет, как возилась с ним няня, одевая его, помнит свою давно умершую мать, осыпавшую его поцелуями, расчесывавшую ему волосы, а потом подсказывавшую ему слова молитвы, помнит дом, всегда полный каких-то старичков и старушек. Ничего барчонок не делал сам.
    Однажды, когда родители увидели, что их сын уже лет в пятнадцать пытается самостоятельно одеться, они очень удивились, стали охать и ахать, позвали прислугу. Они не понимали, зачем нужно делать что-то самому, если за тебя это может сделать многочисленная прислуга: Васька, Ванька, Захарка… Барчонку позволялось практически все: ему лишь запрещалось ходить в овраг и подниматься на висячую галерею, огибавшую барский дом, уже ветхую и шаткую, которую все собирались починить, но самое большее, что сделали, – это поставили деревянную подпорку.
    На первый взгляд может показаться, что населяющие Обломовку люди целыми днями ничего не делают. Но разве это так? Утро в доме Обломовых не пропадало даром: стук ножей, рубивших котлеты и зелень в кухне, долетал даже до деревни. Отец Ильи Ильича сидит целое утро у окна и строго следит за всем, что делается на дворе. Сама же хозяйка, мать Обломова, вела наблюдения за приготовлением еды – забота о пище была первая и главная жизненная забота.
    Вспоминает Илья Ильич и зимнюю пору: как он жался ночью от страха к няне, как рассказывала она ему сказки об Илье Муромце, Алеше Поповиче, Жар-птице, красавице Милитрисе Кирбитьевне. Ребенок жадно все это слушал, и всегда сказки были со счастливым концом. Барчонок привык к победе добра над злом и другого себе не представлял. Но все это было в далеком детстве, а сейчас Илья Ильич живет в Петербурге, из Обломовки, от своего приворовывающего старосты он получает деньги, на которые небогато живет в городе. Сейчас Обломовка – полуразвалившееся имение, приносящее скромный доход. Несмотря на то, что Обломов живет в огромном городе, а не в глуши, в своем поместье, он ведет практически такой же образ жизни, как и до приезда в Петербург. Он живет спокойно у себя на квартире, много спит, все за него делает Захар, который прислуживал ему, когда барин был еще совсем ребенком. Вкусную еду готовит Обломову кухарка Анисья, проворная баба лет сорока пяти. По-прежнему в доме Обломова толкутся люди.
    Сходство с Обломовкой еще больше усиливается, когда герой переезжает на Выборгскую сторону в дом Агафьи Матвеевны Пшеницыной и ее брата, Ивана Матвеевича Мухоярова. Как здесь тихо и спокойно живется Илье Ильичу! Хозяйка здесь – Агафья Матвеевна, ставшая впоследствии женой барина и напоминавшая Обломову его умершую мать. Как здесь все всегда прибрано, опрятно! Какую замечательную еду, как и в Обломовке, готовит ему хозяйка! Это же самая настоящая Обломовка! Здесь Илья Ильич живет, как и в детстве в Обломовке, он попал в свою среду. Ну и пусть Штольц, друг Ильи Ильича, называет такую жизнь “обломовщиной” и сокрушается по поводу загубленной напрасно жизни. Илье Ильичу такая жизнь кажется естественной — ведь он вырос в таких условиях.
    Здесь, н.а Выборгской стороне, мы видим ту же Обломовку, то же безразличие и лень. Ничто и никто не может изменить этого. Казалось бы, любовь к Ольге разбудила Обломова, но “обломовщина” настолько глубоко живет в душе человека, что спустя некоторое время Обломов вновь возвращается к прежнему образу жизни.
    Таким образом, мы видим, что Обломовка не умерла вместе с патриархальным укладом. Это образ жизни, который губительно сказался на целом поколении русского дворянства.
    Беру!

  4. И. А. Гончаров вошел в русскую литературу благодаря своим трем романам, принесшим ему успех и признание: “Обыкновенная история”, “Обломов”, “Обрыв”. Это наиболее значительные произведения автора Читатели невольно обращали внимание на фоническую анафору “Об”, непреднамеренно использованную Гончаровым, но наводившую на мысль о связи между этими произведениями. Уже после (в своей статье “Лучше поздно, чем никогда”) он сам скажет, что увидел в произведениях “не три романа, а один”.
    Вторая часть трилогии – “Обломов”. На первый взгляд, это совершенно статичное произведение, повествующее о ленивом человеке, гибнущем из-за своей апатии ко всему, что его окружает и из-за нежелания выйти из своего состояния.
    Даже любовь и дружба не могут пробудить героя к действиям, несмотря на то, что он человек одаренный и неглупый. Гончаров показал не какой-то особенный характер, а современный для того времени русский тип, показал на примере одного человека целое общественное явление. Имя ему – “обломовщина”.
    Анализируя роман Гончарова, Добролюбов в своей статье “Что такое “обломовщина”?” выявил конкретные причины этого явления. Они заключаются во внешнем положении – в барстве – и во внутреннем образе умственного и нравственного развития русского дворянства.
    Герой романа, Обломов, родился и вырос в атмосфере старого русского барства. Его олицетворением в романе стали несколько деревень, объединенных в имение семьи Обломовых. Это Обломовка. Автор на время переносит читателя в этот благословенный уголок в главе “Сон Обломова” Сон – своеобразная мечта Обломова, воплощение, с его точки зрения, идеальной жизни. Что же мы видим? Благодатная земля, великолепная природа, ласковое солнце, чистое небо. Погода в том краю всегда прекрасная, лето жаркое, но засух никогда не бывало, дождь шел в самое нужное время, придавая новые силы и людям, и природе. Зимы морозные, но ровно настолько, насколько нужно крестьянину. Никогда “…не дразнит ранними оттепелями и не гнет в три дуги морозами…”. Все идет по календарю. В марте наступает, как положено, весна. Тает снег, греет солнце, просыпается лес.
    Никогда там не было ни бурь, ни страшных потрясений, ни эпидемий. Горы в Обломовке – это не мрачные отвесные скалы, а плодородные холмы. Речка весело течет, шаля и играя своими водами. “Все как будто было нарочно прибрано одно к другому и мастерски нарисовано”.
    Люди жили там счастливые, полагая, что весь мир живет именно так, а не иначе. Если кто и умирал, то от глубокой старости, а потом еще долго дивились тому, как такое несчастье могло случиться.
    В Обломовке царили свои естественные законы. Никто и никогда не занимался там ни наукой, ни философией, никто не писал ни книг, ни картин. Все время проходило в праздном поглощении пищи, созерцании мира, а чаще всего во сне. Сон и еда стали важными занятиями в доме. Что приготовить на ужин, продумывалось весь день, а готовка начиналась с обеда. Ежедневный сон носил всеобщий характер, никто не мог противиться возможности поспать часок-другой после обильного обеда. Этому порядку следовали все, от барина до последнего мужика.
    Воспитание детей тоже проходило по определенным канонам. Главной своей обязанностью родители считали накормить и оградить любимое чадо от всего опасного. Самой неприятной повинностью был труд. Ребенок, живший в барской семье, ничем не был обременен. Его естественное любопытство постепенно угасало, он терял интерес ко всему необычному, начинал видеть идеал жизни в гордом созерцании чужого труда.
    Этому немало способствовали и вечные сказки о неведомой стране, где текут реки молока и меда, где никто круглый год ничего не делает, а только знай себе гуляют добрые молодцы да красавицы. Где все делается “по щучьему велению” и “по хотению” лентяя. Где запросто тебя женят на неслыханной красавице Милитрисе Кирбитьевне.
    Из года в год, из десятилетия в десятилетие так воспитывали детей. Вырастали новые баре, все шло своим чередом.
    Детство, отрочество – в них начало судьбы Обломова, недаром картины патриархальной жизни в родном доме (вечерние зимние часы, история с письмом, кормление булочками…) навсегда остались для Ильи Ильича идеалом настоящей жизни – спокойной и сытой. И никакие последующие влияния – книги, университетский быт, служба в Москве – не смогли его серьезно поколебать. И это, по Гончарову, естественно, потому что “ум и сердце ребенка наполнились впечатлениями всех картин, сцен и нравов этого быта, нежели он увидел первую книгу”. ”
    После того, как Илья Ильич покидает Обломовку, что с ней стало? Староста пишет своему барину, что все благополучно, слава Богу, за исключением засухи, гибели почти всех посевов ярового и озимого, побега трех мужиков, закрытия сушильни и белильни для производства холста, недобора в недоимках. Почти ничего не осталось от обильной Обломовки, все куда-то пропало, все растащено и прибрано чужими заботливыми руками. А Обломов не может ничего изменить — ему лень. Он думает, а сделать не может. Герой не понимает, что староста, верно, мошенник, что пишет неправду. Илья Ильич верит в свой “барский авторитет”. После этого Тарантьев еще больше разрушит Обломовку. Останется жалкое подобие. Отчего? Да сама Обломовка, само барство погубило ее. Мир изменился, психология обломовцев же осталась прежней, что и погубило патриархальный мир.
    Обломовка во сне и наяву…
    Сон — старая патриархальная Обломовка, золотые времена барства, мечта Обломова.
    Явь — крушение барства и крепостного права, ненужность обломовцев, их психологии и, как следствие, смерть Обломовки – мечты Ильи Ильича.
    Беру!

  5. О письменных работах по роману И. А. Гончарова «Обломов»[21]
    В процессе изучения романа Гончарова «Обломов» целесообразно предлагать учащимся небольшие письменные работы, которые, с одной стороны, не займут много учебного времени, а с другой — позволят накопить материал для большого сочинения, еще раз потрудиться над достаточно объемным и сложным текстом романа.
    Первая работа— «Жизнь в Обломовке и в воображаемом имении Обломова».
    Тема предполагает сравнение двух отрывков: сна Обломова и разговора Обломова и Штольца в 4-й главе 2-й части, перешедшего в спор о двух противоположных системах жизни. Работа выполняется на уроке.
    При встрече со Штольцем Обломов рассказывает ему о своих мечтах, о своей идеальной будущей жизни. Вначале он долго отрицает деловую жизнь Петербурга, которую ему навязывает Штольц. Затем, рассказывая о деревне (вот и главная параллель с Обломовкой!), где он будет жить, Обломов «извлекает из воображения давно уже нарисованные картины»; рассказанное им вполне можно считать его настоящей мечтой.
    Будущее его место обитания действительно очень похоже на Обломовку: «погода прекрасная, небо синее-пресинее», везде тишина. Жизнь Обломова идет не торопясь, он смакует медленные утренние прогулки по саду, купание, чай. Прогулки с женой по «бесконечной темной аллее» — тоже неторопливость. Обломов хочет слияния с природой, идет «тихо, задумчиво», «ищет в природе сочувствия». В общем, прав Штольц, сказавший в этом месте, что Обломов — поэт.
    Последующее наблюдение за обедом — «стук ножей» точно как в Обломовке; чтение; гости — «все одни и те же лица» говорят о постоянстве этой жизни («так до гробовой доски»). Об Обломовке заставляют вспомнить простота и естественность этой жизни, ее замкнутость.
    Однако воображаемое имение — все же не Обломовка. Не такая уж простота эти «ноты, книги, рояль, изящная мебель».
    «Идеал женщины Обломова тоже не прост, в нем есть два начала, причем одно из них встретится в Ольге, другое — в Пшеницыной. Сразу же после гуляния жена ждет Обломова на балконе, в блузе и чепце, и дарит ему роскошный поцелуй. Но тут же: «Чай готов!» Все это уравнивается: «Какой поцелуй! Какой чай!» Потом молчаливые прогулки по аллее и в лодке, чтение. Но нет здесь яркой страсти, которой Обломов боялся, — лишь спокойная любовь.» (Роман Рубинштейн)

    ⇐ Предыдущая90919293949596979899Следующая ⇒
    Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

  6. Роман Ивана Александровича Гончарова «Обломов» – это рассказ о жизни доброго и порядочного молодого дворянина, превратившегося в «лишнего» человека. Но было бы неправильным утверждать, что только Обломову автор уделяет такое пристальное внимание. Не меньшее значение имеет обломовщина – страшное, но типичное социальное явление в русской жизни. Автор подробно описывает ту среду и те отношения, которые сформировали характер Ильи Ильича. Именно в рассказе о месте, где родился и вырос главный герой, о царящих там нравах следует искать корни, истоки обломовщины.
    Илья Ильич появился на свет в маленькой патриархальной деревне. Рассказывая о том, как далеко находилась Обломовка от Петербурга, губернского и уездного города, Гончаров подчеркивает, что это была самая настоящая глушь, «забытый всеми уголок». Главная черта всего края- абсолютное спокойствие и полная безмятежность. Даже погода строго подчиняется указанию календаря, не устраивая никаких сюрпризов. Когда читаешь описание тех мест, хочется говорить шепотом, чтобы не нарушить покой этого сонного царства. Кажется, что в Обломовке никто не живет – настолько там все тихо и мирно. В это замкнутое пространство не попадают вести извне, большая жизнь обходит обломовцев стороной. Люди обходятся минимальным количеством проблем: «Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке». Обсуждение того, что подавать на стол к обеду, вносило оживление в скучную жизнь обломовцев. Они работают, но труд не является для них потребностью. Жители Обломовки терпят его так, как тяжелое наказание, поэтому стараются отложить до лучших времен самые неотложные дела. Мост чинят только тогда, когда е него свалится кучер, галерея так и обрушилась, не дождавшись починки, после чего сохранившуюся часть подперли упавшими досками. Смех вызывает рассказ о духовной жизни обломовцев. Ее и назвать-то так нельзя, потому что эти полная бездуховность!
    Обломовцы ничем не интересуются, ничего не знают о происходящем в мире. Из всех жителей только один старый барин читает книги. Но он читает все подряд, не понимая и не вникая в смысл прочитанного. Для Ильи Ивановиче чтение не потребность, а роскошь. Гончаров с иронией замечает: «Он, как и многие тогда, почитал сочинителя не иначе как весельчаком, гулякой, пьяницей и потешником, вроде плясуна». Вместо научных знаний обломовцы используют народные приметы, ведут счет дням не по календарю, а по церковным праздникам. За столом иногда возникает вялый и пустой разговор, но чаще все молчат, а после обеда Обломовка погружается в глубокий сон. Мне очень запомнился эпизод с письмом, которое вызвало суеверный страх у получивших его обломовцев. Так они относятся ко всему, что нарушает плавное и безмятежное течение их жизни. Гончаров мастерски передает в словах матери Обломова всю суть жизни Обломовки: «Надо богу больше молиться да не думать ни о чем!» Вот такая тихая, спокойная и убогая обстановка окружает Илюшу Обломова. «Обломовщина» – это явление, поразившее всех обитателей Обломовки, в том числе и главного героя романа. Илья Ильич в детстве был живым и любознательным мальчиком, он задавал взрослым массу вопросов. Илюша хотел делать все самостоятельно, но родителям было нужно, чтобы ребенок много ел и слал, стал румяным и толстеньким. Обломова отучили трудиться, приставив к нему слуг, и мальчик постепенно превратился в ленивого барчонка. Вместо правдивых рассказов о жизни Илюша слушал разные небылицы, ничего нужного не вышло из попытки дать мальчику образование, не нарушая привычного обломовского ритма жизни. Ведь в Обломовке обучение тоже является тяжелым, но неизбежным наказанием. Писатель показывает, какой огромный вред обломовская среда наносит главному герою романа, когда Обломов пытается начать самостоятельную жизнь. Например, Илье Ильичу «будущая служба представлялась… в виде какого-то семейного занятия…». Он не может позаботиться о себе, за него все делает слуга Захар, такой же развращенный обломовский человек. Обломов не желает браться за самые важные дела, главное занятие для нега- сон. Как истинный обломовец, Илья-Ильич хочет, чтобы жизнь его «не трогала». Стремясь к покою, Обломов к тридцати двум годам превратился в безвольного, апатичного человека, которому «и жить-то лень». Он понимает причину, погубившую его. Когда Ольга говорит, что этому злу нет названия, Обломов отвечает: «Есть… Обломовщина!».
    «Обломовщина» – это неизбежное порождение крепостного права, позволяющего человеку жить, не прикладывая к этому никаких усилий. Она поражает не только господ, но и слуг. Образы Обломова и Захара показывают, как опасно это явление, приводящее людей к паразитизму и духовной смерти. «Обломовщина» была типичным явлением для России того времени, что так мастерски изобразил в своем романе великий русский писатель-реалист Гончаров.
    У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
    В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений
    Сохранить сочинение:

  7. Замысел и план романа “Обломов” возникли у Гончарова еще в 1847 году; в 1849 году он уже напечатал в издаваемом Некрасовым “Литературном сборнике” главу “Сон Обломова”, которую сам впоследствии называл “увертюрой всего романа”. Эта центральная по своему значению глава “Обломова” имела чрезвычайный успех у критики и читателей той поры.
    В этой главе мы впервые знакомимся с Обломовкой.
    Обломовка – чудесный и дивный край! Нет здесь ни моря, ни высоких гор, ни скал, ни пропастей, ни дремучих лесов. Да и к чему они? Жители Обломовки и трех соседних деревень: Сосновки, Вавиловки и Верхлевки -тихо и мирно существуют в этом тихом уголке, кажется, отделенном от всего остального мира. Но они этой жизнью вполне довольны. Так жили их отцы, деды и прадеды, и они просто не мыслят себе другой жизни.
    Что же представляет собой Обломовка? Жизнь здесь протекает совсем незаметно, и каждый день здесь похож на предыдущий. Дни идут по своему особому распорядку, сложившемуся в течение многих веков. И распорядок этот никак не нарушается с приездом гостей, которых всегда великое множество. Еще бы! Гости ведь приезжают на все праздники и всевозможные именины, то есть практически каждый день: ведь что ни день, то обязательно чьи-то именины или какой-нибудь праздник. В Обломовке даже счет дням велся не по календарю, а по различным праздникам и по приезду гостей. Когда приезжали гости, стол накрывался с еще большей тщательностью и торжественностью, а по вечерам велись длинные разговоры о происходящем вокруг них. Как правило, гости Обломо-вых – такие же дворяне из других вотчин, но среди гостей нет ни одного нежеланного. Ведь Обломовы – гостеприимные хозяева.
    Жизнь здесь ленива и нетороплива, довольно безмятежна. Покой этот был нарушен лишь однажды, когда в канаве нашли какого-то приезжего. Все мужчины, поверив рассказам своих детей об ужасном змее, вооружившись вилами и топорами, пошли к канаве, где обнаружили уставшего приезжего, да там его и оставили по совету стариков.
    Что же вспоминает Илья Ильич во сне о своем детстве? Помнит он свои семь лет, как возилась с ним няня, одевая его, помнит свою давно умершую мать, осыпавшую его поцелуями, расчесывавшую ему волосы, а потом подсказывавшую ему слова молитвы, помнит дом, всегда полный каких-то старичков и старушек. Ничего барчонок не делал сам.
    Однажды, когда родители увидели, что их сын уже лет в пятнадцать пытается самостоятельно одеться, они очень удивились, стали охать и ахать, позвали прислугу. Они не понимали, зачем нужно делать что-то самому, если за тебя это может сделать многочисленная прислуга: Васька, Ванька, Захарка… Барчонку позволялось практически все: ему лишь запрещалось ходить в овраг и подниматься на висячую галерею, огибавшую барский дом, уже ветхую и шаткую, которую все собирались починить, но самое большее, что сделали, – это поставили деревянную подпорку.
    На первый взгляд может показаться, что населяющие Обломовку люди целыми днями ничего не делают. Но разве это так? Утро в доме Обломо-вых не пропадало даром: стук ножей, рубивших котлеты и зелень в кухне, долетал даже до деревни. Отец Ильи Ильича сидит целое утро у окна и строго следит за всем, что делается на дворе. Сама же хозяйка, мать Обломова, вела наблюдения за приготовлением еды – забота о пище была первая и главная жизненная забота.
    Вспоминает Илья Ильич и зимнюю пору: как он жался ночью от страха к няне, как рассказывала она ему сказки об Илье Муромце, Алеше Поповиче, Жар-птице, красавице Милитрисе Кирбитьевне. Ребенок жадно все это слушал, и всегда сказки были со счастливым концом. Барчонок привык к победе добра над злом и другого себе не представлял. Но все это было в далеком детстве, а сейчас Илья Ильич живет в Петербурге, из Обломовки, от своего приворовывающего старосты он получает деньги, на которые небогато живет в городе. Сейчас Обломовка – полуразвалившееся имение, приносящее скромный доход. Несмотря на то, что Обломов живет в огромном городе, а не в глуши, в своем поместье, он ведет практически такой же образ жизни, как и до приезда в Петербург. Он живет спокойно у себя на квартире, много спит, все за него делает Захар, который прислуживал ему, когда барин был еще совсем ребенком. Вкусную еду готовит Обломову кухарка Анисья, проворная баба лет сорока пяти. По-прежнему в доме Обломова толкутся люди.
    Сходство с Обломрвкой еще больше усиливается, когда герой переезжает на Выборгскую сторону в дом Агафьи Матвеевны Пшеницыной и ее брата, Ивана Матвеевича Мухоярова. Как здесь тихо и спокойно живется Илье Ильичу! Хозяйка здесь – Агафья Матвеевна, ставшая впоследствии женой барина и напоминавшая Обломову его умершую мать. Как здесь все всегда прибрано, опрятно! Какую замечательную еду, как и в Обломов-ке, готовит ему хозяйка! Это же самая настоящая Обломовка! Здесь Илья Ильич живет, как и в детстве в Обломовке, он попал в свою среду. Ну и пусть Штольц, друг Ильи Ильича, называет такую жизнь “обломовщиной” и сокрушается по поводу загубленной напрасно жизни. Илье Ильичу такая жизнь кажется естественной — ведь он вырос в таких условиях.
    Здесь, н.а Выборгской стороне, мы видим ту же Обломовку, то же безразличие и лень. Ничто и никто не может изменить этого. Казалось бы, любовь к Ольге разбудила Обломова, но “обломовщина” настолько глубоко живет в душе человека, что спустя некоторое время Обломов вновь возвращается к прежнему образу жизни.
    Таким образом, мы видим, что Обломовка не умерла вместе с патриархальным укладом. Это образ жизни, который губительно сказался на целом поколении русского дворянства.

  8. И. А. Гончаров вошел в русскую литературу благодаря своим трем романам, принесшим ему успех и признание: “Обыкновенная история”, “Обломов”, “Обрыв”. Это наиболее значительные произведения автора Читатели невольно обращали внимание на фоническую анафору “Об”, непреднамеренно использованную Гончаровым, но наводившую на мысль о связи между этими произведениями. Уже после (в своей статье “Лучше поздно, чем никогда”) он сам скажет, что увидел в произведениях “не три романа, а один”.
    Вторая часть трилогии – “Обломов”. На первый взгляд, это совершенно статичное произведение, повествующее о ленивом человеке, гибнущем из-за своей апатии ко всему, что его окружает и из-за нежелания выйти из своего состояния.
    Даже любовь и дружба не могут пробудить героя к действиям, несмотря на то, что он человек одаренный и неглупый. Гончаров показал не какой-то особенный характер, а современный для того времени русский тип, показал на примере одного человека целое общественное явление. Имя ему – “обломовщина”.
    Анализируя роман Гончарова, Добролюбов в своей статье “Что такое “обломовщина”?” выявил конкретные причины этого явления. Они заключаются во внешнем положении – в барстве – и во внутреннем образе умственного и нравственного развития русского дворянства.
    Герой романа, Обломов, родился и вырос в атмосфере старого русского барства. Его олицетворением в романе стали несколько деревень, объединенных в имение семьи Обломовых. Это Обломовка. Автор на время переносит читателя в этот благословенный уголок в главе “Сон Обломова” Сон – своеобразная мечта Обломова, воплощение, с его точки зрения, идеальной жизни. Что же мы видим? Благодатная земля, великолепная природа, ласковое солнце, чистое небо. Погода в том краю всегда прекрасная, лето жаркое, но засух никогда не бывало, дождь шел в самое нужное время, придавая новые силы и людям, и природе. Зимы морозные, но ровно настолько, насколько нужно крестьянину. Никогда “…не дразнит ранними оттепелями и не гнет в три дуги морозами…”. Все идет по календарю. В марте наступает, как положено, весна. Тает снег, греет солнце, просыпается лес.
    Никогда там не было ни бурь, ни страшных потрясений, ни эпидемий. Горы в Обломовке – это не мрачные отвесные скалы, а плодородные холмы. Речка весело течет, шаля и играя своими водами. “Все как будто было нарочно прибрано одно к другому и мастерски нарисовано”.
    Люди жили там счастливые, полагая, что весь мир живет именно так, а не иначе. Если кто и умирал, то от глубокой старости, а потом еще долго дивились тому, как такое несчастье могло случиться.
    В Обломовке царили свои естественные законы. Никто и никогда не занимался там ни наукой, ни философией, никто не писал ни книг, ни картин. Все время проходило в праздном поглощении пищи, созерцании мира, а чаще всего во сне. Сон и еда стали важными занятиями в доме. Что приготовить на ужин, продумывалось весь день, а готовка начиналась с обеда. Ежедневный сон носил всеобщий характер, никто не мог противиться возможности поспать часок-другой после обильного обеда. Этому порядку следовали все, от барина до последнего мужика.
    Воспитание детей тоже проходило по определенным канонам. Главной своей обязанностью родители считали накормить и оградить любимое чадо от всего опасного. Самой неприятной повинностью был труд. Ребенок, живший в барской семье, ничем не был обременен. Его естественное любопытство постепенно угасало, он терял интерес ко всему необычному, начинал видеть идеал жизни в гордом созерцании чужого труда.
    Этому немало способствовали и вечные сказки о неведомой стране, где текут реки молока и меда, где никто круглый год ничего не делает, а только знай себе гуляют добрые молодцы да красавицы. Где все делается “по щучьему велению” и “по хотению” лентяя. Где запросто тебя женят на неслыханной красавице Милитрисе Кирбитьевне.
    Из года в год, из десятилетия в десятилетие так воспитывали детей. Вырастали новые баре, все шло своим чередом.
    Детство, отрочество – в них начало судьбы Обломова, недаром картины патриархальной жизни в родном доме (вечерние зимние часы, история с письмом, кормление булочками…) навсегда остались для Ильи Ильича идеалом настоящей жизни – спокойной и сытой. И никакие последующие влияния – книги, университетский быт, служба в Москве – не смогли его серьезно поколебать. И это, по Гончарову, естественно, потому что “ум и сердце ребенка наполнились впечатлениями всех картин, сцен и нравов этого быта, нежели он увидел первую книгу”. ”
    После того, как Илья Ильич покидает Обломовку, что с ней стало? Староста пишет своему барину, что все благополучно, слава Богу, за исключением засухи, гибели почти всех посевов ярового и озимого, побега трех мужиков, закрытия сушильни и белильни для производства холста, недобора в недоимках. Почти ничего не осталось от обильной Обломовки, все куда-то пропало, все растащено и прибрано чужими заботливыми руками. А Обломов не может ничего изменить — ему лень. Он думает, а сделать не может. Герой не понимает, что староста, верно, мошенник, что пишет неправду. Илья Ильич верит в свой “барский авторитет”. После этого Тарантьев еще больше разрушит Обломовку. Останется жалкое подобие. Отчего? Да сама Обломовка, само барство погубило ее. Мир изменился, психология обломовцев же осталась прежней, что и погубило патриархальный мир.
    Обломовка во сне и наяву…
    Сон — старая патриархальная Обломовка, золотые времена барства, мечта Обломова.
    Явь — крушение барства и крепостного права, ненужность обломовцев, их психологии и, как следствие, смерть Обломовки – мечты Ильи Ильича.

  9. Замысел и план романа “Обломов” возникли у Гончарова еще в 1847 году; в 1849 году он уже напечатал в издаваемом Некрасовым “Литературном сборнике” главу “Сон Обломова”, которую сам впоследствии называл “увертюрой всего романа”. Эта центральная по своему значению глава “Обломова” имела чрезвычайный успех у критики и читателей той поры.
    В этой главе мы впервые знакомимся с Обломовкой.
    Обломовка – чудесный и дивный край! Нет здесь ни моря, ни высоких гор, ни скал, ни пропастей, ни дремучих лесов. Да и к чему они? Жители Обломовки и трех соседних деревень: Сосновки, Вавиловки и Верхлевки -тихо и мирно существуют в этом тихом уголке, кажется, отделенном от всего остального мира. Но они этой жизнью вполне довольны. Так жили их отцы, деды и прадеды, и они просто не мыслят себе другой жизни.
    Что же представляет собой Обломовка? Жизнь здесь протекает совсем незаметно, и каждый день здесь похож на предыдущий. Дни идут по своему особому распорядку, сложившемуся в течение многих веков. И распорядок этот никак не нарушается с приездом гостей, которых всегда великое множество. Еще бы! Гости ведь приезжают на все праздники и всевозможные именины, то есть практически каждый день: ведь что ни день, то обязательно чьи-то именины или какой-нибудь праздник. В Обломовке даже счет дням велся не по календарю, а по различным праздникам и по приезду гостей. Когда приезжали гости, стол накрывался с еще большей тщательностью и торжественностью, а по вечерам велись длинные разговоры о происходящем вокруг них. Как правило, гости Обломовых – такие же дворяне из других вотчин, но среди гостей нет ни одного нежеланного. Ведь Обломовы – гостеприимные хозяева.
    Жизнь здесь ленива и нетороплива, довольно безмятежна. Покой этот был нарушен лишь однажды, когда в канаве нашли какого-то приезжего. Все мужчины, поверив рассказам своих детей об ужасном змее, вооружившись вилами и топорами, пошли к канаве, где обнаружили уставшего приезжего, да там его и оставили по совету стариков.
    Что же вспоминает Илья Ильич во сне о своем детстве? Помнит он свои семь лет, как возилась с ним няня, одевая его, помнит свою давно умершую мать, осыпавшую его поцелуями, расчесывавшую ему волосы, а потом подсказывавшую ему слова молитвы, помнит дом, всегда полный каких-то старичков и старушек. Ничего барчонок не делал сам.
    Однажды, когда родители увидели, что их сын уже лет в пятнадцать пытается самостоятельно одеться, они очень удивились, стали охать и ахать, позвали прислугу. Они не понимали, зачем нужно делать что-то самому, если за тебя это может сделать многочисленная прислуга: Васька, Ванька, Захарка… Барчонку позволялось практически все: ему лишь запрещалось ходить в овраг и подниматься на висячую галерею, огибавшую барский дом, уже ветхую и шаткую, которую все собирались починить, но самое большее, что сделали, – это поставили деревянную подпорку.
    На первый взгляд может показаться, что населяющие Обломовку люди целыми днями ничего не делают. Но разве это так? Утро в доме Обломовых не пропадало даром: стук ножей, рубивших котлеты и зелень в кухне, долетал даже до деревни. Отец Ильи Ильича сидит целое утро у окна и строго следит за всем, что делается на дворе. Сама же хозяйка, мать Обломова, вела наблюдения за приготовлением еды – забота о пище была первая и главная жизненная забота.
    Вспоминает Илья Ильич и зимнюю пору: как он жался ночью от страха к няне, как рассказывала она ему сказки об Илье Муромце, Алеше Поповиче, Жар-птице, красавице Милитрисе Кирбитьевне. Ребенок жадно все это слушал, и всегда сказки были со счастливым концом. Барчонок привык к победе добра над злом и другого себе не представлял. Но все это было в далеком детстве, а сейчас Илья Ильич живет в Петербурге, из Обломовки, от своего приворовывающего старосты он получает деньги, на которые небогато живет в городе. Сейчас Обломовка – полуразвалившееся имение, приносящее скромный доход. Несмотря на то, что Обломов живет в огромном городе, а не в глуши, в своем поместье, он ведет практически такой же образ жизни, как и до приезда в Петербург. Он живет спокойно у себя на квартире, много спит, все за него делает Захар, который прислуживал ему, когда барин был еще совсем ребенком. Вкусную еду готовит Обломову кухарка Анисья, проворная баба лет сорока пяти. По-прежнему в доме Обломова толкутся люди.
    Сходство с Обломрвкой еще больше усиливается, когда герой переезжает на Выборгскую сторону в дом Агафьи Матвеевны Пшеницыной и ее брата, Ивана Матвеевича Мухоярова. Как здесь тихо и спокойно живется Илье Ильичу! Хозяйка здесь – Агафья Матвеевна, ставшая впоследствии женой барина и напоминавшая Обломову его умершую мать. Как здесь все всегда прибрано, опрятно! Какую замечательную еду, как и в Обломовке, готовит ему хозяйка! Это же самая настоящая Обломовка! Здесь Илья Ильич живет, как и в детстве в Обломовке, он попал в свою среду. Ну и пусть Штольц, друг Ильи Ильича, называет такую жизнь “обломовщиной” и сокрушается по поводу загубленной напрасно жизни. Илье Ильичу такая жизнь кажется естественной — ведь он вырос в таких условиях.
    Здесь, н.а Выборгской стороне, мы видим ту же Обломовку, то же безразличие и лень. Ничто и никто не может изменить этого. Казалось бы, любовь к Ольге разбудила Обломова, но “обломовщина” настолько глубоко живет в душе человека, что спустя некоторое время Обломов вновь возвращается к прежнему образу жизни.
    Таким образом, мы видим, что Обломовка не умерла вместе с патриархальным укладом. Это образ жизни, который губительно сказался на целом поколении русского дворянства.
    ?

  10. Сочинение по роману «Обломов»
    «Лежанье у Ильи Ильича не было ни необ¬ходимостью, как у больного или как у челове¬ка, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием».
    И. А. Гончаров.
    Роман “Обломов” был написан И.А.Гончаровым в 1859 году и тотчас же привлек внимание критиков поставленными в романе проблемами. “Обломов” является социально-психологическим романом, изображающим губительное влияние дворянско-помещичьей среды на человеческую личность. Автор с объективной точностью и полнотой изобразил русскую жизнь первой половины XIX века, которую наблюдал с самого детства.
    Главным героем романа является Обломов Илья Ильич – это человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Сюжет романа – это жизненный путь Ильи Ильича, с детских лет и до самой его смерти. Основная тема романа – это «обломовщина» – образ жизни, жизнен¬ная идеология; это апатия, пассивность, оторванность от действительности, созерцание жизни вокруг себя, но главное – это отсутствие труда, практическая бездеятельность.
    Понятие «обломовщина» применимо далеко не к одной Обломовке с ее обитателями, это «отражение русской жизни», ключ к разгадке многих ее явлений. В XIX веке жизнь многих русских помещиков была аналогичной жизни обломовцев, и потому «обломовщину» можно назвать “господству¬ющей болезнью” того времени. Суть «обломовщины» раскры¬вается Гончаровым посредством изображения жизни Обло¬мова, большую часть которой герой проводит, лежа на ди¬ване, мечтая и строя всевозможные планы.
    Воспитание, атмосфера, в которой рос маленький Обломов, сыграли огромную роль в формирова¬нии его характера и мировоззрения.
    Родился Илья Ильич в Обломовке – этом “благословенном уголке земли”, где “нет ничего грандиозно¬го, дикого и угрюмого”, нет “ни страшных бурь, ни разру¬шений”, где господствуют глубокая тишина, мир и невозму¬тимое спокойствие. В имении Обломовых традиционным был полуденный “все¬поглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти”. И маленький Илюша рос в этой атмосфере, был окружен заботой и вниманием: его мать, няня и вся многочисленная свита дома Обломовых осыпали мальчика ласками и похвалами. Малейшая попытка ребёнка сделать что-либо самостоятельно тут же подавлялась: бегать куда-либо ему часто запрещалось, в четырнадцать лет он был не в состоянии даже сам одеться.
    Таким образом, Илья Ильич все больше «пропитывался обломовщиной», в его сознании формировался постепенно идеал жизни. Уже взрослому Обломову была свойственна, по-моему, детская мечтательность. Жизнь в мечтах представлялась ему спокойной, размеренной, стабильной, а любимая женщина — по своим качествам больше напоминающая мать – любящей, заботливой, участливой. Обломов настолько погрузился в мир своих грез, что полностью оторвался от действительно¬сти, которую он был не в состоянии принять. Но привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других развила в нем нравственное рабство.
    К 32 годам Илья Ильич превратился в “байбака” – апатичное существо, жизнь которого ограничивается квартирой на Гороховой улице, халатом из персидской материи и лежанием на диване. Зачем эта борьба, когда можно жить на деньги, которые он получает с имения. Постепенно он порывает со службой, а потом и с обществом. Нормальным его состоянием сделалось лежание. Халат и диван заменяют ему все радости жизни. Иногда Обломов пробовал читать, но чтение утомляло его. Такое состояние убивает в Обломове положительные человеческие качества, которых в нем немало. Он честен, гуманен, умен. Писатель не раз подчеркивает в нем “голубиную кротость”. Штольц вспоминает, что когда-то, лет десять назад, у него были духовные идеалы. Он читал Руссо, Шиллера, Гете, Байрона, занимался математикой, изучал английский язык, задумывался о судьбе России, хотел служить родине. Но Обломов не нашел приме¬нения своему огромному нравственному, духовному потенци¬алу, он оказался “лишним человеком”. Мне кажется, если бы не воспитание, породившее неспособность Обломова к труду, этот человек принес бы пользу окружающим и не прожил бы жизнь впустую. Но, как говорит сам Илья Ильич, «обломовщина» его погубила, именно она не давала ему встать с дивана, начать новую, полноценную жизнь.
    Штольц, Волков, Судьбинский, Пенкин, Алексеев, Тарантьев – все они старались вывести Обломова из состояния мертвящего покоя, включить его в жизнь. К сожалению, из этого ничего не получилось, ибо слишком крепко прирос Илья Ильич к покою: “Прирос к этой яме больным местом: попробуй оторвать – будет смерть”.
    Обломовщина полностью поглотила Илью Ильича, окру¬жавшая его в детстве, она не оставила его до самой смерти. Добрый, неглупый человек, Обломов, лежит на диване в удобном домашнем халате, а жизнь уходит безвозвратно. Чудесная девушка Ольга Ильинская, полюбившая Обломова и тщетно пытавшаяся спасти его, спрашивает: “Что сгубило тебя? Нет имени этому злу… – Есть… “Обломовщина”, – отвечает наш герой.
    Что же служит причиной этой бездеятельности? На мой взгляд, безволие и лень. Это пагубные свойства характера не позволяют Обломову служить своим идеалам, работать над собой. В настоящем же своем положении он не мог нигде найти себе дела по душе, потому что вообще не понимал смысла жизни, и не мог дойти до разумного воззрения на свои отношения к другим.
    Служил он – и не мог понять, зачем это бумаги пишутся; не понявши же, ничего лучше не нашел, как выйти в отставку и ничего не писать. Учился он – и не знал, к чему может послужить ему наука; не узнавши этого, он решил сложить книги в угол и равнодушно смотреть, как их покрывает пыль. Выезжал он в общество – и не умел себе объяснить, зачем люди в гости ходят; не объяснивши, он бросил все свои знакомства и стал по целым дням лежать у себя на диване. Все ему наскучило и опостылело, и он лежал на боку, с полным сознательным презрением к “муравьиной работе людей”, убивающихся и суетящихся бог весть из-за чего…
    “Обломовщина” как социально-психологическое явление не исчезло с уничтожением крепостнического строя. Пережитки ее – инертность, косность, эгоизм, паразитизм, лень, расхлябанность, разгильдяйство – продолжают жить. «Обломовщина» страшна тем, что она губит способных, талантливых людей и превращает ни во что, в жалких неудачников.

  11. И. А. Гончаров вошел в русскую литературу благодаря своим трем романам, принесшим ему успех и признание: “Обыкновенная история”, “Обломов”, “Обрыв”. Это наиболее значительные произведения автора Читатели невольно обращали внимание на фоническую анафору “Об”, непреднамеренно использованную Гончаровым, но наводившую на мысль о связи между этими произведениями. Уже после (в своей статье “Лучше поздно, чем никогда”) он сам скажет, что увидел в произведениях “не три романа, а один”.
    Вторая часть трилогии – “Обломов”. На первый взгляд, это совершенно статичное произведение, повествующее о ленивом человеке, гибнущем из-за своей апатии ко всему, что его окружает и из-за нежелания выйти из своего состояния.
    Даже любовь и дружба не могут пробудить героя к действиям, несмотря на то, что он человек одаренный и неглупый. Гончаров показал не какой-то особенный характер, а современный для того времени русский тип, показал на примере одного человека целое общественное явление. Имя ему – “обломовщина”.
    Анализируя роман Гончарова, Добролюбов в своей статье “Что такое “обломовщина”?” выявил конкретные причины этого явления. Они заключаются во внешнем положении – в барстве – и во внутреннем образе умственного и нравственного развития русского дворянства.
    Герой романа, Обломов, родился и вырос в атмосфере старого русского барства. Его олицетворением в романе стали несколько деревень, объединенных в имение семьи Обломовых. Это Обломовка. Автор на время переносит читателя в тот самый благословенный уголок в главе “Сон Обломова” Сон – своеобразная мечта Обломова, воплощение, с его точки зрения, идеальной жизни. Что же мы видим? Благодатная земля, великолепная природа, ласковое солнце, чистое небо. Погода в том краю всегда прекрасная, лето жаркое, но засух никогда не бывало, дождь шел в самое нужное время, придавая новые силы и людям, и природе. Зимы морозные, но ровно настолько, насколько надобно крестьянину. Никогда “…не дразнит ранними оттепелями и не гнет в три дуги морозами…”. Все идет по календарю. В марте наступает, как положено, весна. Тает снег, греет солнце, просыпается лес.
    Никогда там не было ни бурь, ни страшных потрясений, ни эпидемий. Горы в Обломовке – это не мрачные отвесные скалы, а плодородные холмы. Речка весело течет, шаля и играя своими водами. “Все как будто было нарочно прибрано одно к другому и мастерски нарисовано”.
    Люди жили там счастливые, полагая, что весь мир живет именно так, а не иначе. Если кто и умирал, то от глубокой старости, а потом еще долго дивились тому, как такое несчастье могло случиться.
    В Обломовке царили свои естественные законы. Никто и никогда не занимался там ни наукой, ни философией, никто не писал ни книг, ни картин. Все время проходило в праздном поглощении пищи, созерцании мира, а чаще всего во сне. Сон и еда стали важными занятиями в доме. Что приготовить на ужин, продумывалось весь день, а готовка начиналась с обеда. Ежедневный сон носил всеобщий характер, никто не мог противиться возможности поспать часок-другой после обильного обеда. Этому порядку следовали все, от барина до последнего мужика.
    Воспитание детей тоже проходило по определенным канонам. Главной своей обязанностью родители считали накормить и оградить любимое чадо от всего опасного. Самой неприятной повинностью был труд. Ребенок, живший в барской семье, ничем не был обременен. Его естественное любопытство постепенно угасало, он терял интерес ко всему необычному, начинал видеть идеал жизни в гордом созерцании чужого труда.
    Этому немало способствовали и вечные сказки о неведомой стране, где текут реки молока и меда, где никто круглый год ничего не делает, а только знай себе гуляют добрые молодцы да красавицы. Где все делается “по щучьему велению” и “по хотению” лентяя. Где запросто тебя женят на неслыханной красавице Милитрисе Кирбитьевне.
    Из года в год, из десятилетия в десятилетие так воспитывали детей. Вырастали новые баре, все шло своим чередом.
    Детство, отрочество – в них начало судьбы Обломова, недаром картины патриархальной жизни в родном доме (вечерние зимние часы, история с письмом, кормление булочками…) навсегда остались для Ильи Ильича идеалом настоящей жизни – спокойной и сытой. И никакие последующие влияния – книги, университетский быт, служба в Москве – не смогли его серьезно поколебать. И это, по Гончарову, естественно, потому что “ум и сердце ребенка наполнились впечатлениями всех картин, сцен и нравов этого быта, нежели он увидел первую книгу”. ”
    После того, как Илья Ильич покидает Обломовку, что с ней стало? Староста анонсирует своему барину, что все благополучно, слава Богу, за исключением засухи, гибели почти всех посевов ярового и озимого, побега трех мужиков, закрытия сушильни и белильни для производства холста, недобора в недоимках. Почти ничего не осталось от обильной Обломовки, все куда-то пропало, все растащено и прибрано чужими заботливыми руками. А Обломов не может ничего изменить — ему лень. Он думает, а сделать не может. Герой не понимает, что староста, верно, мошенник, что анонсирует неправду. Илья Ильич верит в свой “барский авторитет”. После этого Тарантьев еще больше разрушит Обломовку. Останется жалкое подобие. Отчего? Да сама Обломовка, само барство погубило ее. Мир изменился, психология обломовцев же осталась прежней, что и погубило патриархальный мир.
    Обломовка во сне и наяву…
    Сон — старая патриархальная Обломовка, золотые времена барства, мечта Обломова.
    Явь — крушение барства и крепостного права, ненужность обломовцев, их психологии и, как следствие, смерть Обломовки – мечты Ильи Ильича.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *