Сочинение описание картины Левитана «Золотая осень»
Исаак Левитан – один из тех художников, которые сумели показать в своих полотнах красоту скромных русских пейзажей. Осень – его любимая тема. У художника очень много картин, на которых изображены разные моменты этого времени года. На картине «Золотая осень» перед нами тот период, который в народе называют «бабье лето».
Мы видим березовую рощу. Она расположилась на левом берегу небольшой реки. Стройные деревья как будто выстроились в хоровод. В картине использовано много оттенков желтого, коричневого и красноватого цвета. Но все-таки осень еще не полностью вступила в свои права. Все деревья одеты листвой, трава еще не совсем пожухла, а на правом берегу реки бодро зеленеет маленькая рощица каких-то деревьев. Природа пышная и торжественная. Но все равно в этом пейзаже неуловимо сквозят грустные нотки. На переднем плане две осинки как бы взбегают друг за другом по косогору. Они уже потеряли почти всю свою листву и кажутся озябшими. Настроение грусти создает и образ одинокой золотой березки, которая стоит на самом краю правого невысокого, но обрывистого берега реки. Да и небо уже не такое яркое, как летом. Оно покрыто облаками и кажется тяжелым. Вода в реке отражает синеву неба и переливается холодным блеском.
В картине чувствуется присутствие человека. На заднем плане мы видим какие-то строения и поле, на котором уже взошли озимые. Эта зелень кажется неестественной на фоне осенних красок.
Линии горизонта нет. Край неба скрывается за верхушками дальнего леса, и это создает ощущение бескрайнего простора.
В картине «Золотая осень» Левитану удалось передать прощальную красоту русской природы, ее прелесть и неповторимость. Когда смотришь на этот пейзаж, понимаешь, что такое состояние природы мимолетно. Вот сейчас набегут темные тучи, подует ветер и сметет всю эту красоту. Но художник остановил мгновение и сохранил его для нас.
На картине кроме ив еще много зеленых объектов это и трава на переднем плане, и поле за которым идут деревенские дома, но с первого взгляда кажется, что пейзаж исполнен разными оттенками осени и взор падает в первую очередь именно на пожелтевшие, раскачивающиеся на ветру березки. Именно эти березки показывают красоту золотой осени и от просмотра этой картины на душе становится спокойно и радостно и даже мысли о дальнейших холодах не испортят хорошее настроение. Ведь осень считается, лиричным временим года.
Левитан благодаря своей наблюдательности и чуткости передал на своем полотне настолько истинное состояние природы осенью именно в пору бабьего лета, что эти эмоции возникают, в не зависимости когда мы смотри эту картину. Если зимой то мы еще вспоминаем последние теплые деньки, весной мы задумываемся, что скоро вся зелень вокруг превратится в золото, а летом с радостью думаем, хорошо, что осенью еще будут теплые деньки.
Полное сочинение №3, 4 класс
Кто хоть раз посещал Третьяковскую галерею в Москве, не мог остановиться перед творениями мастера пейзажей И. Левитана, жившего и творившего в России. Художник любил воспевать природу красками, но особенно осенью.
Очень много картин можно насчитать у автора, связанных именно с этим временем года. Самым известным полотном осенней тематики называют пейзаж «Золотая осень». Свое творение гениальный автор закончил в 1895-м году.
Сюжет пейзажа очень прост: стоит великолепный солнечный день, небольшая голубая речка с обеих сторон оцеплена деревьями, украшенными яркой красно-желтой листвой.
Поля и дома маленькой деревни чуть видны вдалеке. А на горизонте лес перекрашен в жёлтый цвет самых разных оттенков, красок золота. Для творчества мастера такие яркие цвета не являются характерными – обычно пейзажи он рисует в спокойных, мягких тонах. Внимание автора картины и наше притянуто именно к желтеющим березам, их листва золотом переливается в лучах солнца.
Золотая осень – именно такое описание художественного полотна приходит на ум, когда смотришь на пейзаж. Красота осенней поры очаровывает, на душе становится спокойно и трепетно. Грусти нет, только любовь к родной природе, к ее великолепию и торжеству пылающих красок опадающей листвы.
Пейзаж «Золотая осень» И. Левитана смело можно назвать шедевром художника, ведь здесь он не только показывает необыкновенную красоту осенней природы, он ее воспевает. Лирическое настроение передается всем. Хочется творить, мечтать, удивлять. Многие великие писатели, поэты, художники, творческие люди любили это время, любят его и сейчас.
Золотая осень создает особое настроение, где даже приход скорой зимы не может его омрачить.
А ведь самому автору гениальное полотно не совсем нравилась. И спустя год он написал другую картину, не изменив названия пейзажа. Но манера исполнения была для него привычной, краски спокойные и ненавязчивые. Картина не была такой успешной и выразительной. Именно не характерные для пейзажиста И. Левитана яркие мажорные краски природы сделали полотно «Золотая осень» шедевром пейзажной живописи.
Еще не раз наше и будущее поколение, любуясь золотыми красками осени творения И.Левитана, будут вспоминать с чувством любви и гордости свои родные места, свои такие близкие уголки природы. Не надо далеко ходить или ездить, стоит лишь внимательно посмотреть вокруг, и красота родного края удивит и очарует.
4 класс, 3 класс.
Сочинение на тему “Золотая осень” по картине И. Остроухова для 2 класса.
На картине мы видим уголок осеннего леса. Деревья покрыты золотой листвой, она же усыпает землю. Яркие краски указывают на солнечный день.
На переднем плане художник изобразил два дерева. Они склонили к земле ветки, листва на которых нежно-желтого цвета. Перед этими деревьями художник нарисовал молоденький клен, который своими широкими листьями перекрывает стоящие позади деревья.
Далее мы видим тропинку через лес к виднеющемуся среди ветвей озеру. На тропинке спокойно сидят сороки, которые не боятся людей, ведь лес совершенно пустынный.
На дальнем плане мы видим группу деревьев с темными, почти черными стволами, и причудливо изогнутыми ветвями. Эти деревья своим цветом словно создают контраст между веселым золотом переднего плана и глубиной мрачного леса.
Художник специально использовал для переднего плана очень яркие, жизнерадостные краски, подчеркивая торжество светлой осени над черной. Изломанные ветки деревьев на дальнем плане словно прячутся в испуге от яркого солнца. Кажется, что им больно от солнечного света.
Мне очень понравилась эта картина, потому что она создает позитивное настроение, дарит уверенность в завтрашнем дне.
Сегодня мы будем писать сочинение по картине Исаака Ильича Левитана, которая так и называется «Золотая осень». Осень была самым любимым временем года для Левитана, и он посвятил ей больше сотни картин. Одной из самых любимых публикой картин является эта Золотая осень, хотя она и не столь характерна для творчества художника – она нарисована слишком ярко, смело, мажорно, в то время как в других картинах преобладало грустное настроение. Левитан создал эту картину в 1895-м году. На полотне художник изобразил природу в окрестностях реки Съежа, протекающей вблизи деревни Островно. Возможно, что и сам Левитан был не вполне удовлетворен картиной, и через год написал еще одну картину с тем же названием, но уже в более нежных красках. Чтобы написать самое лучшее сочинение, нужно сначала хорошо обдумать тему и ответить для себя на некоторые вопросы.
Представьте себе, что мы пошли на прогулку в эту картину. Куда мы пришли? (на опушку леса) Что обозначает слово «опушка»? (край леса)
Докажите, что на картине изображена осень. (листва пожелтела, но еще не опала, пожухла трава)
Какое настроение было у художника, когда он писал свою картину? (бодрое, жизнерадостное, жизнеутверждающее)
Какие краски преобладают в описании осеннего пейзажа? (желтые, золотистые, теплые краски леса и холодные – воды)
Что изображено на переднем плане? (Вдоль всей картины протянулась небольшая речка. Она немного изгибается и удаляется в глубину луга. У одиноко стоящей берёзы река резко поворачивает влево).
Сравните цвет воды в речке у левого берега с цветом на дальнем плане. (У левого берега вода темная, а дальше становится светло-голубая). Почему? Как вы думаете? (Лучи солнца освещают задний план картины, в воде отражается небо, а на переднем плане мы видим всю глубину реки.)
Что растет по берегам речки? (По краям речки растёт побуревшая трава. Слева растут молодые берёзки с тонкими стройными стволами. Берёзки сплошь покрыты золотой листвой. На тёмном фоне видим растущий красновато-розовый куст).
Какие деревья изобразил художник с левой стороны от реки? (Золотые березки и 2 осинки)
Почему осинки можно назвать трепетными? Как разукрасила их осень? Что еще можно сказать про осинки? (Они собрались на пригорке, греются на солнышке в последних лучах солнца, любуются окрестностями)
Какие деревья изображены вдали? (березки, они водят хоровод, радуются осени)
Почему осень на картине названа золотой? Объясните выражение: «В багрец и золото одетые леса». Что это значит?
Когда лес бывает золотым, таким, как он изображён на картине Левитана, в начале осени или в конце, в сухую или дождливую погоду?
Какой наряд подарила березкам осень? (Осень накинула на них легкие сарафаны)
Все ли деревья одеваются в золотой наряд? Какие деревья остаются зелёными? Какие становятся красными?
Какое одинокое дерево растет на правой стороне реки? (это тоже береза)
Какого цвета наряд у этой березки? (она вся золотая)
Чем отличается ее окраска от окраски других деревьев? (одинокая береза стоит вся золотая, а на других березках и осинках еще мелькает зеленый лист)
Какие деревья остаются зелеными, не хотят одевать золотой наряд? (деревья на правом берегу реки)
Что мы видим на высоком берегу вдали картины? Почему крестьянские дома такие маленькие? (На заднем плане мы видим поля, засеянные озимыми, и крестьянские постройки. А за ними тянутся леса, сливающиеся на горизонте с небом. Удаленная деревня подчеркивает, усиливает тишину, спокойствие, воцарившееся в природе.)
Какие чувства, желания испытываете вы, когда смотрите на эту картину? (Обычно осень – время увядания природы – вызывает чувство печали и тоски. Но если установится сухая, теплая погода, и лес оденется в свой золотой наряд, то сама красота осенней природы вызывает чувство бодрости, жизнерадостное настроение.)
Докажите, что день, изображенный на картине, солнечный и теплый. (небо ясное, ветра нет, в лесу тихо, деревья освещены солнцем, солнечные зайчики на траве, на реке)
С помощью чего художник добивается появления у нас чувства радости, покоя? (показывая чистые, яркие краски – голубые, желтые, художник создает у нас праздничное настроение. Солнышко желтого цвета, нам от солнышка тепло, на картине много желтого цвета, листья желтые, от них тоже как будто идет тепло)
День теплый солнечный, но посмотрите на реку. Что можно сказать о ней? (вода у берега темная, в ней отражается трава, вода темная, как в омуте, очень холодная) Хотя день и солнечный, но вода уже не манит своей прохладой. Пришла осень.
А что видно на высоком берегу вдали? Чем осенью может быть засеяно поле? О чем говорят эти озимые всходы? (Чтобы мы не грустили. Пройдет зима, придет весна, и опять все кругом зазеленеет)
Какое чувство, присущее всем нам, вызывает эта картина? ( чувство гордости за нашу Родину. Это наша родная природа, наша река, наш лес)
Какое впечатление на вас производит картина? Что в ней особенно красиво?
План сочинения по картине Левитана Золотая осень
В любом сочинении у нас должно выделяться 3 части: вступление, основная часть и заключение. Будем придерживаться этого принципа и в сочинении по картине Золотая осень Левитана.
В первой части напишем о том, как называется картина, кто её автор, к примеру: «Передо мной картина известного художника…»
Во второй части начнем описывать картину – реку, берёзки, небо, поле, дома, например начнем так: «На картине изображена ранняя осень…»
В заключении выразим свое отношение к картине. Можно начать третью часть сочинения следующим образом: «Когда я смотрю на картину, то у меня возникает чувство…» или «Мне эта картина нравится тем …»
Красочные определения к словам
Эти слова очень украсят ваше сочинение по картине:
Пора (осень) дивная, восхитительная, чудесная, прекрасная, золотая.
День – солнечный, замечательный, чудный.
Воздух – свежий, чистый, прозрачный, как стекло.
Синонимы к словам:
Картина – полотно, репродукция, произведение.
Художник – пейзажист, живописец, мастер.
Создает – пишет.
Сияет – сверкает, блестит, играет.
Вот уже по этому плану любой ученик 3-4 и особенно 5 класса может написать отличное сочинение, стоит лишь немного пофантазировать. От класса к классу сочинение будет отличаться объемом. Для 3 класса это 9 – 10 предложений (50 – 60 слов), 4 класс 11 – 12 предложений (70 – 80 слов), 5 класс – не менее 100 слов.
Примеры сочинений Золотая осень. Левитан.
3 класс
Передо мной картина знаменитого художника Левитана. На ней мастер изобразил свое любимое время года – осень.
В пейзаже преобладают теплые, золотистые краски. На картине изображена опушка леса. Одетые в желтую листву березки выделяются на фоне голубого неба. Две трепетные осинки, как подружки, притаились на краю рощи. Они уже сбросили свою листву. Через рощу бежит речка. Вода в ней темная, потому что холодная. Вдалеке вода светлее, в ней отражается синева неба. Река течет к деревеньке, которая видна на холме.
Когда я смотрю на эту картину, у меня возникает чувство гордости за нашу Родину. Наша природа очень красива!
4 класс
“Золотая осень” – одна из самых известных картин Левитана. На ней художник изобразил яркий осенний пейзаж.
Теплые, золотистые краски леса на картине перекликаются с холодной синевой воды. Слегка пожухлая трава и деревья, одетые в яркие сарафаны, говорят о том, что осень наступила совсем недавно. Березки, как подружки, собрались в хоровод на опушке леса. Они рады осеннему солнышку. Еще немного, и последние золотые листочки с них опадут на побуревшую траву. Греются на солнце две стройные осинки у реки. Они как-будто шепчутся друг с другом. Река несет свои свинцовые воды вдаль и резко поворачивает за лесом. На правом берегу реки березки еще не надели осенние наряды. На холме, за полями, виднеется деревня. Но она не нарушает всю эту осеннюю красоту.
На картине березовая роща изображена как в жизни, такой, какой она бывает теплой ранней осенью. Мне очень нравится эта картина, потому что она создает радостное настроение.
5 класс
Река Съежа близ деревни Островно покорила не только сердце Левитана. Благодаря картине “Золотая осень” ее осенний пейзаж полюбил весь мир.
Березы оделись в золотистые сарафаны из осенних листьев. При малейшем дуновении ветерка листочки падают, кружатся в воздухе и медленно опускаются на пожелтевшую траву. Две осинки-подружки уже совсем растеряли свои украшения и скромно притулились у берега реки. Склон, на котором они стоят, ведет к воде. Вода темна, спокойна и холодна, она уже не манит к себе своей прохладой. Лишь вдали в ней отражается лазурное небо. Вдоль русла реки художник уводит взгляд зрителя далеко в глубину картины. Стоит на берегу одинокая береза, нарядная, золотая. Плывут по воде ее точеные листья. Роща на правом берегу еще не успела одеться осенним убранством. За лесом видны изумрудные поля озимых. За полями виднеется крестьянская деревня. Но она не нарушает всю эту осеннюю красоту и тишину, воцарившуюся в природе. Воздух чист и прозрачен.
Картина рождает в нас прилив бодрости. Мы словно сами прошли по берегу реки, тронули плечом березку, и она осыпала нас легкими листьями. И мы понимаем, что природа вечно жива и вечно прекрасна.
Когда сочинение готово, нужно проверить:
есть ли в предложении подлежащее и сказуемое (главные члены предложения);
правилен ли порядок слов;
правильно ли связаны слова по смыслу;
не повторяются ли одинаковые слова и выражения;
правильно ли написаны слова и поставлены знаки препинания.
Красота – вокруг нас, в привычном течении повседневной жизни, в окружающей нас природе. Нужно только уметь видеть и радоваться сияющему великолепию красок. Левитан писал: “Вот что нужно пейзажисту – понимать разговор воды и деревьев, слышать, как вода рассказывает. Какое это великое счастье!” И как прекрасно, что мы имеем возможность соприкоснуться с этим великим счастьем, через творения такого мастера, как Исаак Левитан.
Двадцать третье сентября.
Сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень».
Передо мной картина И. И. Левитана «Золотая осень». В ней художник изобразил пору ярких красок, ясный осенний день. Как прекрасна ранняя осень!
На переднем плане картины художник изобразил реку. Она очень тёмная, извилистая, с медленным течением. Берега реки сонные, по ним спускается поникшая, сухая трава. На берегу реки растут белоствольные красавицы – русские берёзки. Они украшены прекрасными золотыми нарядами. Небо яркое, синее, с лёгкими облаками. Такое небо бывает лишь в осенний солнечный день. В воздухе витает чистая прохлада. На другом берегу реки стоит одинокая берёзка. Она, как девочка, скромная и застенчивая. На заднем плане картины видны домики. Художник отодвинул деревню вдаль, чтобы показать всё великолепие увядающей осенней природы. Бескрайние поляочинение «Золотая, как пёстрый бархатный ковёр, а деревья как бы сливаются друг с другом. Пейзаж «Золотая осень» изображает самое лирическое из времён года.
Картина вызывает во мне чувство грусти, но и одновременно заряжает бодростью в этот погожий денёк. Это праздник золота и синевы!
Скачков Всеволод,
ученик 4 класса,
МБОУ СОШ «Загорские дали»,
Сергиево – Посадского района,
Московской области.
Планируемые результаты
Предметные
уточнение знаний о структуре текста, о связи
между его частями;
устно и письменно в связном тексте передавать
свои мысли, свою позицию;
совершенствование умения располагать материал
в нужной последовательности, составлять план и
придерживаться его;
развитие у детей самостоятельного,
творческого, логически стройного мышления,
точной и выразительной связной речи;
развитие воображения, наблюдательности.
Метапредметные
Формирование умений:
прогнозировать содержание будущего текста;
планировать работу по накоплению необходимого
материала, используя дополнительную литературу;
обобщать полученную информацию;
осознанно строить синтаксические конструкции
и связный текст, оформлять свои мысли в
письменной форме;
учить принимать позицию собеседника,
проявлять уважение к чужому мнению, проверять
себя и самостоятельно оценивать свои
достижения
Личностные
воспитание творчески мыслящей личности;
пробуждение эмоциональных чувств (чувства
радости и печали, чувства восхищения красотой
нашей Родины);
воспитание патриотических чувств (любить
природу – значит, любить Родину). Подготовка к уроку (начинается за 2-3
недели до написания сочинения).
1. Экскурсия в осенний парк.
2. На уроках чтения подбирается материал из
произведений русской литературы (прозы и поэзии )
об осени.
В дополнительную тетрадь детьми выписываются
понравившиеся предложения, отрывки, образные
выражения.
3. Заучивание наизусть.
4. На уроках русского языка для отработки
текущего материала используются примеры из
классической литературы. 1. Зрительный диктант
Особенно красив и печален русский лес в ранние
осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы
выделяются яркие пятна раскрашенных кленов,
осин. Медленно кружатся в воздухе, падают с берез
пожелтевшие легкие листья. От дерева к дереву
протянуты серебристые нити липкой паутины. Тихо
в осеннем лесу.
(По И. Соколову-Микитову). 2. Расставьте знаки препинания
Хорошо в осеннем цветистом лесу долго не
хочется уходить из него прощаться с золотыми
осенними днями. 3. Из слов каждой строчки составьте
предложения
Золотая, наступила, осень
Погода, солнечная, и, стоит, ясная.
Солнце, ярко, светит, греет, но, мало.
В, осень, лес, забрела, осень.
Она, оранжевые, надела, жёлтые, на, багряные,
деревья, платья.
На, молоденькие, накинула, березки, легкие,
осень, сарафаны, а, осинки, на, стройные, платья,
чудесные, ярко-красные.
Хорошо, в, тихо, лесу, осеннем. 4. Письмо по памяти
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клены,
В пурпуре осеннем только дуб зеленый.
3. Федоровская Оборудование урока.
Репродукция картины И. Левитана «Золотая
осень».
Индивидуальные карточки для орфографической
работы.
Конверты с эпиграфами.
ХОД УРОКА 1. Оргмомент 2. Актуализация знаний
– Назовите времена года. Какое время года у вас
самое любимое? Почему?
– Давайте подберём к каждому времени свой цвет.
Начнем с весны.
– Каждое время года прекрасно и интересно
по-своему. Сегодня на календаре сентябрь, поэтому
мы посвятим урок осени. 3. Вступительный рассказ учителя
Природа – великий мастер. У каждого времени
года своя палитра красок и оттенков!
Осень – особенная пора, когда в течение трёх
месяцев постоянно меняется пейзаж. Осень – это
листопад и шуршание листьев под ногами, свежий,
насыщенный запахами земли и листочков, воздух.
Это сочетание ярких, но не очень прочных красок.
Многие поколения художников, композиторов,
поэтов и писателей любили осень. Каждый из них
открывал в ней те или иные пленявшие его черты и
пытался передать любовь к ним.
Одним из таких художников был Исаак Ильич
Левитан.
Левитана можно назвать «открывателем» красот
нашей русской земли, тех красот, что находятся
рядом с нами и каждый день и час доступны нам.
Вглядываясь в картины Левитана, мы понимаем, что
все написанное этим превосходным художником мы
много раз уже видели вокруг себя. Сила Левитана
заключается в том, что он заставляет всмотреться
в природу и передает нам свою любовь к ней. 4. Сообщение темы урока
– Сегодня на уроке мы с вами будем писать
сочинение по картине И. И.Левитана «Золотая
осень». Давайте запишем тему урока в тетрадь. 5. Предъявление репродукции картины и её
рассматривание
– Посмотрите внимательно на эту картину. Она
была написана в 1895 году. Сейчас она хранится в
Третьяковской галерее. На ней изображен простой
русский пейзаж, какой мы встречали, бывая за
городом, но, вероятно, не всегда долго
останавливали на нем свое внимание. Левитан
очень достоверно подметил русское раздолье,
простор лесов и полей, красоту осеннего пейзажа.
От картины веет спокойствием, тишиной. Хочется
самому очутиться около этой речки, посидеть на
берегу, погреться на ещё тёплом солнышке и
полюбоваться русской природой.
– Как вы думаете, почему художник назвал её
«Золотая осень»? 6. Анализ картины
– Какое время года изобразил художник на
картине?
– Это начало осени или ее конец? Почему вы так
решили? Что вам помогло это понять?
– Какой день на картине?
– Дайте описание воздуха, облаков.
– Послушайте, как об этом сказал писатель Б.
Тимофеев.
«Над головой раскрывается необычайно синий,
бездонный купол небес. Не видно конца прозрачным
далям».
– Какие деревья изобразил художник с левой
стороны реки и вдали?
– Какие осинки? Березки? (трепетные, стройные).
Почему лучше назвать деревья с
уменьшительно-ласкательным значением?
– Какой наряд подарила им осень?
– Все ли деревья оделись в золотой наряд?
– Какими показал художник лесные полянки,
пригорки, дальние поля?
– Что пересекает рощу? Подберите имена
прилагательные, чтобы описать её.
– Чем осенью может быть засеяно поле? Как
называют поля, засеянными под зиму?
– Что чувствуете вы, глядя на эту картину? 7. Составление плана (коллективно)
– С чего надо начать своё сочинение? (Со
вступления)
– О чём будете писать в основной части?
– Чтобы картина осеннего дня была полной, о чём
надо обязательно написать?
– Чем вы закончите своё сочинение? Примерный план.
I. Художник И. Левитан и его картина.
II. Осенний день в картине.
1. Небо, воздух.
2. Деревья в чудесном наряде.
3. Лесная речка.
III. Какие чувства вызывает картина?
• Выбор эпиграфа (детям предлагается на выбор 3
эпиграфа).
«Унылая пора! Очей Очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…» А.С.Пушкин
«И в осени своя есть прелесть. Блещет день.
Прозрачны небеса и воздух…» П.А. Вяземский
«Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…» Ф.И.Тютчев 8. Лексическая и орфографическая
подготовка
Третьяковская галерея.
Изобразил. Написал.
Чудесный – лучезарный – прозрачный – теплый.
Нежно – голубое, бирюзовое.
Розоватые, легкие.
Золотые, трепетные, разноцветные, лимонные.
Вдали, озимые поля.
Извилистая – холодная – небольшая.
Сегодня я предлагаю вам II варианта написания
сочинения: I – традиционный, когда вы
описываете картину так, как вы её видите в классе
или в музее, т.е. со стороны. II – творческий, более сложный, он
потребует от вас фантазии, творческого
воображения. Я предлагаю вам перенестись в 19
век и представить себя на месте Левитана. Как
будто это вы стоите на берегу речки и наблюдаете
за осенним пейзажем, но только в вашей власти
будут не кисти и краски, а слова, предложения и
ваши чувства.
Это сочинение нужно писать от 1-го лица.
Подумайте, выберите свой вариант и начинайте
писать! 9. Запись текста. Самопроверка. Памятка по написанию сочинения по картине
Левитана «Золотая осень» I часть. В начале своего
сочинения напишите, кто автор картины, как она
называется. Если знаешь, то напиши, в каком году
она написана и где хранится сейчас. II часть. А теперь внимательно
рассмотри картину по следующему плану:
Какой день изобразил Левитан?
Взгляни на небо: какое оно?
Рассмотри деревья. Какие деревья изобразил
художник с левой стороны реки и вдали?
Что интересного ты увидел?
Что пересекает рощу?
Какие цвета преобладают на картине?
Почему? III часть. Напиши, какие чувства
вызывает у тебя эта картина?
– А теперь прочти свое сочинение и проверь.
Если в чем-то ты не уверен – спроси учителя!
Сочинение ученика.
«Унылая пора! Очей Очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые
леса…»
А.С.Пушкин
В 1895 году тридцатипятилетний художник
И.И.Левитан написал великолепную картину
«Золотая осень». Сейчас она хранится в
Третьяковской галерее.
На этой картине художник изобразил чудесный,
солнечный осенний день. По ясному, нежно-голубому
небу плывут белые, пушистые облака.
На левом берегу реки растёт жёлто-золотая
берёзовая роща. Только две ещё зелёные осинки на
солнечном фоне бросаются в глаза. На правом
берегу стоит одна, но самая яркая, стройная и юная
берёзка. Недалеко от неё находится группа
деревьев, ещё не переодевшая свои зелёные платья.
Рощу пересекает извилистая речушка. Она уходит
вдаль и скрывается за поворотом. Вода в ней
тёмно-синяя и, наверное, очень холодная. Тишина и
покой вокруг. Всё как бы готовится к зиме. За
рекой раскинулись луга и озимые поля. За ними
виднеются деревенские домики.
Художник И.И.Левитан изобразил осень как самую
прекрасную пору года. Поэтому картина мне очень
понравилась. Красота!
Творческая работа ученицы 4 класса.
Я приехала осенью на дачу.
Пошла за водой в своё любимое место. Пришла с
бочонком, набрала воды и хотела идти домой. Но
когда я встала на ноги, увидела такую красоту. Что
выронила бочонок!
Яркое солнце слепило глаза. По чистому небу плыли
облака. Вдаль уходила маленькая, извилистая и
холодная речушка. Она вела к холму, на котором
раскинулась небольшая деревенька. С одной
стороны стояли очень красивые берёзки. Я встала
около них, подул ветер, и меня осыпало золотым
дождём! Невдалеке выделялись две молоденькие
осинки. Они были похожи на две свечки в тортике. А
ещё меня поразила высокая берёзка. Она надела
жёлтую шубку. А ствола почти невидно!
Я не могла оторваться от этого вида. Но надо было
идти домой. Я взяла бочонок и пошла.
Дома я собрала все свои яркие краски и нарисовала
картину.
План
1.Слово о художнике
2.Что изображено на картине
3.Мое отношение к картине
И. Левитан известный русский художник. Он написал много картин, на которых изображена родная природа. Осень была его любимым временем года. Поэтому он и написал картину «Осень».
Теплый осенний денек. Солнце светит ярко, дует легкий ветерок. Потому что листья на деревьях колышутся. Березки красуются в своих золотых нарядах, устроившись на берегу маленькой реки. Речка узкая, берег её усыпан небольшими кустарниками. Они еще не успели пожелтеть, так же как и деревья на правом берегу. Небо чистое, светлое, отражается в воде реки. Трава еще не успела пожухнуть, но кое-где видны желтые листья. Они усыпали все вокруг березок.
У меня эта картина вызывает спокойствие, потому что все изображено в светлых теплых красках. Осень выглядит как никогда прекрасно на этой картине.
Сочинение по картине Левитана 4 класс
План
1.Любимое время года
2.Что изображено на картине
3.Ощущение от увиденного
Осень- мое любимое время года. Природа выглядит особенно ярко. Еще зеленая трава, золотая листва на березах, багровая на осинах, голубые небеса. Столько красок, что дух захватывает. Наверно поэтому для И. Левитана осень тоже была чем- то особенным, и он часто рисовал её на своих полотнах.
На картине «Осень» изображен небольшой березовый лес. Деревья уже все одеты в золотые платья. Трава кое-где зеленая, но уже не такая сочная, как летом и весной. Река, которая разделяет лес своими берегами, изображена в темно-синих тонах. Это говорит о том, что вода в ней уже не такая теплая. Солнце светит ярко и все попадает под его освещение, природа радуется последним теплым денькам.
Мне эта картина очень нравится, ведь художник умело изобразил на ней все то, что так дорого моему сердцу.
Сочинение по картине Левитана 8 класс
План
1.Слово о художнике и его произведении
2.Первый и второй план картины
3.Собственное восприятие полотна
Творчество Исаака Левитана представлено большим количеством пейзажей. Наиболее часто он изображал на своих полотнах осеннее время года. Картина «Осень» была написана в 1895г., существует информация о том, что художнику не понравился вариант столь яркого осеннего пейзажа, и он перерисовал картину в более пастельных тонах.
На первом плане картины изображены золотые березки. Яркое солнце обливает их своим светом, от чего те отбрасывают косые тени стройных стволов на уже начавшую вянуть траву, всю усыпанную позолотой с их крон. Перспективу картины задает река, условно разделяющая полотно на две части. Удивительно, но , кажется, что на правом берегу осень еще не наступила, так как и деревья и трава зелены, за исключением единственной березки.
Вьющаяся тонкой темно-синей лентой, утопая в пологих берегах, обрамленных низкорослыми деревцами, река устремляется вдаль. И мы, следуя за ней, устремляем свой взор на второй план картины. Присмотревшись, мы едва различаем небольшую деревеньку, расположенную среди полей, которые давно убраны и засеяны озимым, так ярко выделяющимся своей изумрудной зеленью на фоне буйства желтых и оранжевых тонов осени.
Если приглядеться, то на воде можно заметить небольшую гладь, и легкий трепет березовых ветвей. Сразу представляется теплый легкий ветерок, который уныло гонит прозрачные паутины, вслед за стаей журавлей стремящихся поскорее добраться до заветного юга.
Глядя на данное полотно в памяти невольно всплывают поэтические строки, связанные с этим потрясающим временем года. Душа наполняется невыразимой радостной грустью от ощущения ушедшего лета и приближающихся холодов.
Сочинение описание картины Левитана «Золотая осень»
Исаак Левитан – один из тех художников, которые сумели показать в своих полотнах красоту скромных русских пейзажей. Осень – его любимая тема. У художника очень много картин, на которых изображены разные моменты этого времени года. На картине «Золотая осень» перед нами тот период, который в народе называют «бабье лето».
Мы видим березовую рощу. Она расположилась на левом берегу небольшой реки. Стройные деревья как будто выстроились в хоровод. В картине использовано много оттенков желтого, коричневого и красноватого цвета. Но все-таки осень еще не полностью вступила в свои права. Все деревья одеты листвой, трава еще не совсем пожухла, а на правом берегу реки бодро зеленеет маленькая рощица каких-то деревьев. Природа пышная и торжественная. Но все равно в этом пейзаже неуловимо сквозят грустные нотки. На переднем плане две осинки как бы взбегают друг за другом по косогору. Они уже потеряли почти всю свою листву и кажутся озябшими. Настроение грусти создает и образ одинокой золотой березки, которая стоит на самом краю правого невысокого, но обрывистого берега реки. Да и небо уже не такое яркое, как летом. Оно покрыто облаками и кажется тяжелым. Вода в реке отражает синеву неба и переливается холодным блеском.
В картине чувствуется присутствие человека. На заднем плане мы видим какие-то строения и поле, на котором уже взошли озимые. Эта зелень кажется неестественной на фоне осенних красок.
Линии горизонта нет. Край неба скрывается за верхушками дальнего леса, и это создает ощущение бескрайнего простора.
В картине «Золотая осень» Левитану удалось передать прощальную красоту русской природы, ее прелесть и неповторимость. Когда смотришь на этот пейзаж, понимаешь, что такое состояние природы мимолетно. Вот сейчас набегут темные тучи, подует ветер и сметет всю эту красоту. Но художник остановил мгновение и сохранил его для нас.
На картине кроме ив еще много зеленых объектов это и трава на переднем плане, и поле за которым идут деревенские дома, но с первого взгляда кажется, что пейзаж исполнен разными оттенками осени и взор падает в первую очередь именно на пожелтевшие, раскачивающиеся на ветру березки. Именно эти березки показывают красоту золотой осени и от просмотра этой картины на душе становится спокойно и радостно и даже мысли о дальнейших холодах не испортят хорошее настроение. Ведь осень считается, лиричным временим года.
Левитан благодаря своей наблюдательности и чуткости передал на своем полотне настолько истинное состояние природы осенью именно в пору бабьего лета, что эти эмоции возникают, в не зависимости когда мы смотри эту картину. Если зимой то мы еще вспоминаем последние теплые деньки, весной мы задумываемся, что скоро вся зелень вокруг превратится в золото, а летом с радостью думаем, хорошо, что осенью еще будут теплые деньки.
Полное сочинение №3, 4 класс
Кто хоть раз посещал Третьяковскую галерею в Москве, не мог остановиться перед творениями мастера пейзажей И. Левитана, жившего и творившего в России. Художник любил воспевать природу красками, но особенно осенью.
Очень много картин можно насчитать у автора, связанных именно с этим временем года. Самым известным полотном осенней тематики называют пейзаж «Золотая осень». Свое творение гениальный автор закончил в 1895-м году.
Сюжет пейзажа очень прост: стоит великолепный солнечный день, небольшая голубая речка с обеих сторон оцеплена деревьями, украшенными яркой красно-желтой листвой.
Поля и дома маленькой деревни чуть видны вдалеке. А на горизонте лес перекрашен в жёлтый цвет самых разных оттенков, красок золота. Для творчества мастера такие яркие цвета не являются характерными – обычно пейзажи он рисует в спокойных, мягких тонах. Внимание автора картины и наше притянуто именно к желтеющим березам, их листва золотом переливается в лучах солнца.
Золотая осень – именно такое описание художественного полотна приходит на ум, когда смотришь на пейзаж. Красота осенней поры очаровывает, на душе становится спокойно и трепетно. Грусти нет, только любовь к родной природе, к ее великолепию и торжеству пылающих красок опадающей листвы.
Пейзаж «Золотая осень» И. Левитана смело можно назвать шедевром художника, ведь здесь он не только показывает необыкновенную красоту осенней природы, он ее воспевает. Лирическое настроение передается всем. Хочется творить, мечтать, удивлять. Многие великие писатели, поэты, художники, творческие люди любили это время, любят его и сейчас.
Золотая осень создает особое настроение, где даже приход скорой зимы не может его омрачить.
А ведь самому автору гениальное полотно не совсем нравилась. И спустя год он написал другую картину, не изменив названия пейзажа. Но манера исполнения была для него привычной, краски спокойные и ненавязчивые. Картина не была такой успешной и выразительной. Именно не характерные для пейзажиста И. Левитана яркие мажорные краски природы сделали полотно «Золотая осень» шедевром пейзажной живописи.
Еще не раз наше и будущее поколение, любуясь золотыми красками осени творения И.Левитана, будут вспоминать с чувством любви и гордости свои родные места, свои такие близкие уголки природы. Не надо далеко ходить или ездить, стоит лишь внимательно посмотреть вокруг, и красота родного края удивит и очарует.
4 класс, 3 класс.
Сочинение на тему “Золотая осень” по картине И. Остроухова для 2 класса.
На картине мы видим уголок осеннего леса. Деревья покрыты золотой листвой, она же усыпает землю. Яркие краски указывают на солнечный день.
На переднем плане художник изобразил два дерева. Они склонили к земле ветки, листва на которых нежно-желтого цвета. Перед этими деревьями художник нарисовал молоденький клен, который своими широкими листьями перекрывает стоящие позади деревья.
Далее мы видим тропинку через лес к виднеющемуся среди ветвей озеру. На тропинке спокойно сидят сороки, которые не боятся людей, ведь лес совершенно пустынный.
На дальнем плане мы видим группу деревьев с темными, почти черными стволами, и причудливо изогнутыми ветвями. Эти деревья своим цветом словно создают контраст между веселым золотом переднего плана и глубиной мрачного леса.
Художник специально использовал для переднего плана очень яркие, жизнерадостные краски, подчеркивая торжество светлой осени над черной. Изломанные ветки деревьев на дальнем плане словно прячутся в испуге от яркого солнца. Кажется, что им больно от солнечного света.
Мне очень понравилась эта картина, потому что она создает позитивное настроение, дарит уверенность в завтрашнем дне.
Сегодня мы будем писать сочинение по картине Исаака Ильича Левитана, которая так и называется «Золотая осень». Осень была самым любимым временем года для Левитана, и он посвятил ей больше сотни картин. Одной из самых любимых публикой картин является эта Золотая осень, хотя она и не столь характерна для творчества художника – она нарисована слишком ярко, смело, мажорно, в то время как в других картинах преобладало грустное настроение. Левитан создал эту картину в 1895-м году. На полотне художник изобразил природу в окрестностях реки Съежа, протекающей вблизи деревни Островно. Возможно, что и сам Левитан был не вполне удовлетворен картиной, и через год написал еще одну картину с тем же названием, но уже в более нежных красках.
Чтобы написать самое лучшее сочинение, нужно сначала хорошо обдумать тему и ответить для себя на некоторые вопросы.
Представьте себе, что мы пошли на прогулку в эту картину. Куда мы пришли? (на опушку леса) Что обозначает слово «опушка»? (край леса)
Докажите, что на картине изображена осень. (листва пожелтела, но еще не опала, пожухла трава)
Какое настроение было у художника, когда он писал свою картину? (бодрое, жизнерадостное, жизнеутверждающее)
Какие краски преобладают в описании осеннего пейзажа? (желтые, золотистые, теплые краски леса и холодные – воды)
Что изображено на переднем плане? (Вдоль всей картины протянулась небольшая речка. Она немного изгибается и удаляется в глубину луга. У одиноко стоящей берёзы река резко поворачивает влево).
Сравните цвет воды в речке у левого берега с цветом на дальнем плане. (У левого берега вода темная, а дальше становится светло-голубая). Почему? Как вы думаете? (Лучи солнца освещают задний план картины, в воде отражается небо, а на переднем плане мы видим всю глубину реки.)
Что растет по берегам речки? (По краям речки растёт побуревшая трава. Слева растут молодые берёзки с тонкими стройными стволами. Берёзки сплошь покрыты золотой листвой. На тёмном фоне видим растущий красновато-розовый куст).
Какие деревья изобразил художник с левой стороны от реки? (Золотые березки и 2 осинки)
Почему осинки можно назвать трепетными? Как разукрасила их осень? Что еще можно сказать про осинки? (Они собрались на пригорке, греются на солнышке в последних лучах солнца, любуются окрестностями)
Какие деревья изображены вдали? (березки, они водят хоровод, радуются осени)
Почему осень на картине названа золотой? Объясните выражение: «В багрец и золото одетые леса». Что это значит?
Когда лес бывает золотым, таким, как он изображён на картине Левитана, в начале осени или в конце, в сухую или дождливую погоду?
Какой наряд подарила березкам осень? (Осень накинула на них легкие сарафаны)
Все ли деревья одеваются в золотой наряд? Какие деревья остаются зелёными? Какие становятся красными?
Какое одинокое дерево растет на правой стороне реки? (это тоже береза)
Какого цвета наряд у этой березки? (она вся золотая)
Чем отличается ее окраска от окраски других деревьев? (одинокая береза стоит вся золотая, а на других березках и осинках еще мелькает зеленый лист)
Какие деревья остаются зелеными, не хотят одевать золотой наряд? (деревья на правом берегу реки)
Что мы видим на высоком берегу вдали картины? Почему крестьянские дома такие маленькие? (На заднем плане мы видим поля, засеянные озимыми, и крестьянские постройки. А за ними тянутся леса, сливающиеся на горизонте с небом. Удаленная деревня подчеркивает, усиливает тишину, спокойствие, воцарившееся в природе.)
Какие чувства, желания испытываете вы, когда смотрите на эту картину? (Обычно осень – время увядания природы – вызывает чувство печали и тоски. Но если установится сухая, теплая погода, и лес оденется в свой золотой наряд, то сама красота осенней природы вызывает чувство бодрости, жизнерадостное настроение.)
Докажите, что день, изображенный на картине, солнечный и теплый. (небо ясное, ветра нет, в лесу тихо, деревья освещены солнцем, солнечные зайчики на траве, на реке)
С помощью чего художник добивается появления у нас чувства радости, покоя? (показывая чистые, яркие краски – голубые, желтые, художник создает у нас праздничное настроение. Солнышко желтого цвета, нам от солнышка тепло, на картине много желтого цвета, листья желтые, от них тоже как будто идет тепло)
День теплый солнечный, но посмотрите на реку. Что можно сказать о ней? (вода у берега темная, в ней отражается трава, вода темная, как в омуте, очень холодная) Хотя день и солнечный, но вода уже не манит своей прохладой. Пришла осень.
А что видно на высоком берегу вдали? Чем осенью может быть засеяно поле? О чем говорят эти озимые всходы? (Чтобы мы не грустили. Пройдет зима, придет весна, и опять все кругом зазеленеет)
Какое чувство, присущее всем нам, вызывает эта картина? ( чувство гордости за нашу Родину. Это наша родная природа, наша река, наш лес)
Какое впечатление на вас производит картина? Что в ней особенно красиво?
План сочинения по картине Левитана Золотая осень
В любом сочинении у нас должно выделяться 3 части: вступление, основная часть и заключение. Будем придерживаться этого принципа и в сочинении по картине Золотая осень Левитана.
В первой части напишем о том, как называется картина, кто её автор, к примеру: «Передо мной картина известного художника…»
Во второй части начнем описывать картину – реку, берёзки, небо, поле, дома, например начнем так: «На картине изображена ранняя осень…»
В заключении выразим свое отношение к картине. Можно начать третью часть сочинения следующим образом: «Когда я смотрю на картину, то у меня возникает чувство…» или «Мне эта картина нравится тем …»
Красочные определения к словам
Эти слова очень украсят ваше сочинение по картине:
Пора (осень) дивная, восхитительная, чудесная, прекрасная, золотая.
День – солнечный, замечательный, чудный.
Воздух – свежий, чистый, прозрачный, как стекло.
Синонимы к словам:
Картина – полотно, репродукция, произведение.
Художник – пейзажист, живописец, мастер.
Создает – пишет.
Сияет – сверкает, блестит, играет.
Вот уже по этому плану любой ученик 3-4 и особенно 5 класса может написать отличное сочинение, стоит лишь немного пофантазировать. От класса к классу сочинение будет отличаться объемом. Для 3 класса это 9 – 10 предложений (50 – 60 слов), 4 класс 11 – 12 предложений (70 – 80 слов), 5 класс – не менее 100 слов.
Примеры сочинений Золотая осень. Левитан.
3 класс
Передо мной картина знаменитого художника Левитана. На ней мастер изобразил свое любимое время года – осень.
В пейзаже преобладают теплые, золотистые краски. На картине изображена опушка леса. Одетые в желтую листву березки выделяются на фоне голубого неба. Две трепетные осинки, как подружки, притаились на краю рощи. Они уже сбросили свою листву. Через рощу бежит речка. Вода в ней темная, потому что холодная. Вдалеке вода светлее, в ней отражается синева неба. Река течет к деревеньке, которая видна на холме.
Когда я смотрю на эту картину, у меня возникает чувство гордости за нашу Родину. Наша природа очень красива!
4 класс
“Золотая осень” – одна из самых известных картин Левитана. На ней художник изобразил яркий осенний пейзаж.
Теплые, золотистые краски леса на картине перекликаются с холодной синевой воды. Слегка пожухлая трава и деревья, одетые в яркие сарафаны, говорят о том, что осень наступила совсем недавно. Березки, как подружки, собрались в хоровод на опушке леса. Они рады осеннему солнышку. Еще немного, и последние золотые листочки с них опадут на побуревшую траву. Греются на солнце две стройные осинки у реки. Они как-будто шепчутся друг с другом. Река несет свои свинцовые воды вдаль и резко поворачивает за лесом. На правом берегу реки березки еще не надели осенние наряды. На холме, за полями, виднеется деревня. Но она не нарушает всю эту осеннюю красоту.
На картине березовая роща изображена как в жизни, такой, какой она бывает теплой ранней осенью. Мне очень нравится эта картина, потому что она создает радостное настроение.
5 класс
Река Съежа близ деревни Островно покорила не только сердце Левитана. Благодаря картине “Золотая осень” ее осенний пейзаж полюбил весь мир.
Березы оделись в золотистые сарафаны из осенних листьев. При малейшем дуновении ветерка листочки падают, кружатся в воздухе и медленно опускаются на пожелтевшую траву. Две осинки-подружки уже совсем растеряли свои украшения и скромно притулились у берега реки. Склон, на котором они стоят, ведет к воде. Вода темна, спокойна и холодна, она уже не манит к себе своей прохладой. Лишь вдали в ней отражается лазурное небо. Вдоль русла реки художник уводит взгляд зрителя далеко в глубину картины. Стоит на берегу одинокая береза, нарядная, золотая. Плывут по воде ее точеные листья. Роща на правом берегу еще не успела одеться осенним убранством. За лесом видны изумрудные поля озимых. За полями виднеется крестьянская деревня. Но она не нарушает всю эту осеннюю красоту и тишину, воцарившуюся в природе. Воздух чист и прозрачен.
Картина рождает в нас прилив бодрости. Мы словно сами прошли по берегу реки, тронули плечом березку, и она осыпала нас легкими листьями. И мы понимаем, что природа вечно жива и вечно прекрасна.
Когда сочинение готово, нужно проверить:
есть ли в предложении подлежащее и сказуемое (главные члены предложения);
правилен ли порядок слов;
правильно ли связаны слова по смыслу;
не повторяются ли одинаковые слова и выражения;
правильно ли написаны слова и поставлены знаки препинания.
Красота – вокруг нас, в привычном течении повседневной жизни, в окружающей нас природе. Нужно только уметь видеть и радоваться сияющему великолепию красок. Левитан писал: “Вот что нужно пейзажисту – понимать разговор воды и деревьев, слышать, как вода рассказывает. Какое это великое счастье!” И как прекрасно, что мы имеем возможность соприкоснуться с этим великим счастьем, через творения такого мастера, как Исаак Левитан.
Двадцать третье сентября.
Сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень».
Передо мной картина И. И. Левитана «Золотая осень». В ней художник изобразил пору ярких красок, ясный осенний день. Как прекрасна ранняя осень!
На переднем плане картины художник изобразил реку. Она очень тёмная, извилистая, с медленным течением. Берега реки сонные, по ним спускается поникшая, сухая трава. На берегу реки растут белоствольные красавицы – русские берёзки. Они украшены прекрасными золотыми нарядами. Небо яркое, синее, с лёгкими облаками. Такое небо бывает лишь в осенний солнечный день. В воздухе витает чистая прохлада. На другом берегу реки стоит одинокая берёзка. Она, как девочка, скромная и застенчивая. На заднем плане картины видны домики. Художник отодвинул деревню вдаль, чтобы показать всё великолепие увядающей осенней природы. Бескрайние поляочинение «Золотая, как пёстрый бархатный ковёр, а деревья как бы сливаются друг с другом. Пейзаж «Золотая осень» изображает самое лирическое из времён года.
Картина вызывает во мне чувство грусти, но и одновременно заряжает бодростью в этот погожий денёк. Это праздник золота и синевы!
Скачков Всеволод,
ученик 4 класса,
МБОУ СОШ «Загорские дали»,
Сергиево – Посадского района,
Московской области.
Планируемые результаты
Предметные
уточнение знаний о структуре текста, о связи
между его частями;
устно и письменно в связном тексте передавать
свои мысли, свою позицию;
совершенствование умения располагать материал
в нужной последовательности, составлять план и
придерживаться его;
развитие у детей самостоятельного,
творческого, логически стройного мышления,
точной и выразительной связной речи;
развитие воображения, наблюдательности.
Метапредметные
Формирование умений:
прогнозировать содержание будущего текста;
планировать работу по накоплению необходимого
материала, используя дополнительную литературу;
обобщать полученную информацию;
осознанно строить синтаксические конструкции
и связный текст, оформлять свои мысли в
письменной форме;
учить принимать позицию собеседника,
проявлять уважение к чужому мнению, проверять
себя и самостоятельно оценивать свои
достижения
Личностные
воспитание творчески мыслящей личности;
пробуждение эмоциональных чувств (чувства
радости и печали, чувства восхищения красотой
нашей Родины);
воспитание патриотических чувств (любить
природу – значит, любить Родину).
Подготовка к уроку (начинается за 2-3
недели до написания сочинения).
1. Экскурсия в осенний парк.
2. На уроках чтения подбирается материал из
произведений русской литературы (прозы и поэзии )
об осени.
В дополнительную тетрадь детьми выписываются
понравившиеся предложения, отрывки, образные
выражения.
3. Заучивание наизусть.
4. На уроках русского языка для отработки
текущего материала используются примеры из
классической литературы.
1. Зрительный диктант
Особенно красив и печален русский лес в ранние
осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы
выделяются яркие пятна раскрашенных кленов,
осин. Медленно кружатся в воздухе, падают с берез
пожелтевшие легкие листья. От дерева к дереву
протянуты серебристые нити липкой паутины. Тихо
в осеннем лесу.
(По И. Соколову-Микитову).
2. Расставьте знаки препинания
Хорошо в осеннем цветистом лесу долго не
хочется уходить из него прощаться с золотыми
осенними днями.
3. Из слов каждой строчки составьте
предложения
Золотая, наступила, осень
Погода, солнечная, и, стоит, ясная.
Солнце, ярко, светит, греет, но, мало.
В, осень, лес, забрела, осень.
Она, оранжевые, надела, жёлтые, на, багряные,
деревья, платья.
На, молоденькие, накинула, березки, легкие,
осень, сарафаны, а, осинки, на, стройные, платья,
чудесные, ярко-красные.
Хорошо, в, тихо, лесу, осеннем.
4. Письмо по памяти
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клены,
В пурпуре осеннем только дуб зеленый.
3. Федоровская
Оборудование урока.
Репродукция картины И. Левитана «Золотая
осень».
Индивидуальные карточки для орфографической
работы.
Конверты с эпиграфами.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
2. Актуализация знаний
– Назовите времена года. Какое время года у вас
самое любимое? Почему?
– Давайте подберём к каждому времени свой цвет.
Начнем с весны.
– Каждое время года прекрасно и интересно
по-своему. Сегодня на календаре сентябрь, поэтому
мы посвятим урок осени.
3. Вступительный рассказ учителя
Природа – великий мастер. У каждого времени
года своя палитра красок и оттенков!
Осень – особенная пора, когда в течение трёх
месяцев постоянно меняется пейзаж. Осень – это
листопад и шуршание листьев под ногами, свежий,
насыщенный запахами земли и листочков, воздух.
Это сочетание ярких, но не очень прочных красок.
Многие поколения художников, композиторов,
поэтов и писателей любили осень. Каждый из них
открывал в ней те или иные пленявшие его черты и
пытался передать любовь к ним.
Одним из таких художников был Исаак Ильич
Левитан.
Левитана можно назвать «открывателем» красот
нашей русской земли, тех красот, что находятся
рядом с нами и каждый день и час доступны нам.
Вглядываясь в картины Левитана, мы понимаем, что
все написанное этим превосходным художником мы
много раз уже видели вокруг себя. Сила Левитана
заключается в том, что он заставляет всмотреться
в природу и передает нам свою любовь к ней.
4. Сообщение темы урока
– Сегодня на уроке мы с вами будем писать
сочинение по картине И. И.Левитана «Золотая
осень». Давайте запишем тему урока в тетрадь.
5. Предъявление репродукции картины и её
рассматривание
– Посмотрите внимательно на эту картину. Она
была написана в 1895 году. Сейчас она хранится в
Третьяковской галерее. На ней изображен простой
русский пейзаж, какой мы встречали, бывая за
городом, но, вероятно, не всегда долго
останавливали на нем свое внимание. Левитан
очень достоверно подметил русское раздолье,
простор лесов и полей, красоту осеннего пейзажа.
От картины веет спокойствием, тишиной. Хочется
самому очутиться около этой речки, посидеть на
берегу, погреться на ещё тёплом солнышке и
полюбоваться русской природой.
– Как вы думаете, почему художник назвал её
«Золотая осень»?
6. Анализ картины
– Какое время года изобразил художник на
картине?
– Это начало осени или ее конец? Почему вы так
решили? Что вам помогло это понять?
– Какой день на картине?
– Дайте описание воздуха, облаков.
– Послушайте, как об этом сказал писатель Б.
Тимофеев.
«Над головой раскрывается необычайно синий,
бездонный купол небес. Не видно конца прозрачным
далям».
– Какие деревья изобразил художник с левой
стороны реки и вдали?
– Какие осинки? Березки? (трепетные, стройные).
Почему лучше назвать деревья с
уменьшительно-ласкательным значением?
– Какой наряд подарила им осень?
– Все ли деревья оделись в золотой наряд?
– Какими показал художник лесные полянки,
пригорки, дальние поля?
– Что пересекает рощу? Подберите имена
прилагательные, чтобы описать её.
– Чем осенью может быть засеяно поле? Как
называют поля, засеянными под зиму?
– Что чувствуете вы, глядя на эту картину?
7. Составление плана (коллективно)
– С чего надо начать своё сочинение? (Со
вступления)
– О чём будете писать в основной части?
– Чтобы картина осеннего дня была полной, о чём
надо обязательно написать?
– Чем вы закончите своё сочинение?
Примерный план.
I. Художник И. Левитан и его картина.
II. Осенний день в картине.
1. Небо, воздух.
2. Деревья в чудесном наряде.
3. Лесная речка.
III. Какие чувства вызывает картина?
• Выбор эпиграфа (детям предлагается на выбор 3
эпиграфа).
«Унылая пора! Очей Очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…» А.С.Пушкин
«И в осени своя есть прелесть. Блещет день.
Прозрачны небеса и воздух…» П.А. Вяземский
«Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…» Ф.И.Тютчев
8. Лексическая и орфографическая
подготовка
Третьяковская галерея.
Изобразил. Написал.
Чудесный – лучезарный – прозрачный – теплый.
Нежно – голубое, бирюзовое.
Розоватые, легкие.
Золотые, трепетные, разноцветные, лимонные.
Вдали, озимые поля.
Извилистая – холодная – небольшая.
Сегодня я предлагаю вам II варианта написания
сочинения:
I – традиционный, когда вы
описываете картину так, как вы её видите в классе
или в музее, т.е. со стороны.
II – творческий, более сложный, он
потребует от вас фантазии, творческого
воображения. Я предлагаю вам перенестись в 19
век и представить себя на месте Левитана. Как
будто это вы стоите на берегу речки и наблюдаете
за осенним пейзажем, но только в вашей власти
будут не кисти и краски, а слова, предложения и
ваши чувства.
Это сочинение нужно писать от 1-го лица.
Подумайте, выберите свой вариант и начинайте
писать!
9. Запись текста. Самопроверка.
Памятка по написанию сочинения по картине
Левитана «Золотая осень»
I часть. В начале своего
сочинения напишите, кто автор картины, как она
называется. Если знаешь, то напиши, в каком году
она написана и где хранится сейчас.
II часть. А теперь внимательно
рассмотри картину по следующему плану:
Какой день изобразил Левитан?
Взгляни на небо: какое оно?
Рассмотри деревья. Какие деревья изобразил
художник с левой стороны реки и вдали?
Что интересного ты увидел?
Что пересекает рощу?
Какие цвета преобладают на картине?
Почему?
III часть. Напиши, какие чувства
вызывает у тебя эта картина?
– А теперь прочти свое сочинение и проверь.
Если в чем-то ты не уверен – спроси учителя!
Сочинение ученика.
«Унылая пора! Очей Очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые
леса…»
А.С.Пушкин
В 1895 году тридцатипятилетний художник
И.И.Левитан написал великолепную картину
«Золотая осень». Сейчас она хранится в
Третьяковской галерее.
На этой картине художник изобразил чудесный,
солнечный осенний день. По ясному, нежно-голубому
небу плывут белые, пушистые облака.
На левом берегу реки растёт жёлто-золотая
берёзовая роща. Только две ещё зелёные осинки на
солнечном фоне бросаются в глаза. На правом
берегу стоит одна, но самая яркая, стройная и юная
берёзка. Недалеко от неё находится группа
деревьев, ещё не переодевшая свои зелёные платья.
Рощу пересекает извилистая речушка. Она уходит
вдаль и скрывается за поворотом. Вода в ней
тёмно-синяя и, наверное, очень холодная. Тишина и
покой вокруг. Всё как бы готовится к зиме. За
рекой раскинулись луга и озимые поля. За ними
виднеются деревенские домики.
Художник И.И.Левитан изобразил осень как самую
прекрасную пору года. Поэтому картина мне очень
понравилась. Красота!
Творческая работа ученицы 4 класса.
Я приехала осенью на дачу.
Пошла за водой в своё любимое место. Пришла с
бочонком, набрала воды и хотела идти домой. Но
когда я встала на ноги, увидела такую красоту. Что
выронила бочонок!
Яркое солнце слепило глаза. По чистому небу плыли
облака. Вдаль уходила маленькая, извилистая и
холодная речушка. Она вела к холму, на котором
раскинулась небольшая деревенька. С одной
стороны стояли очень красивые берёзки. Я встала
около них, подул ветер, и меня осыпало золотым
дождём! Невдалеке выделялись две молоденькие
осинки. Они были похожи на две свечки в тортике. А
ещё меня поразила высокая берёзка. Она надела
жёлтую шубку. А ствола почти невидно!
Я не могла оторваться от этого вида. Но надо было
идти домой. Я взяла бочонок и пошла.
Дома я собрала все свои яркие краски и нарисовала
картину.
План
1.Слово о художнике
2.Что изображено на картине
3.Мое отношение к картине
И. Левитан известный русский художник. Он написал много картин, на которых изображена родная природа. Осень была его любимым временем года. Поэтому он и написал картину «Осень».
Теплый осенний денек. Солнце светит ярко, дует легкий ветерок. Потому что листья на деревьях колышутся. Березки красуются в своих золотых нарядах, устроившись на берегу маленькой реки. Речка узкая, берег её усыпан небольшими кустарниками. Они еще не успели пожелтеть, так же как и деревья на правом берегу. Небо чистое, светлое, отражается в воде реки. Трава еще не успела пожухнуть, но кое-где видны желтые листья. Они усыпали все вокруг березок.
У меня эта картина вызывает спокойствие, потому что все изображено в светлых теплых красках. Осень выглядит как никогда прекрасно на этой картине.
Сочинение по картине Левитана 4 класс
План
1.Любимое время года
2.Что изображено на картине
3.Ощущение от увиденного
Осень- мое любимое время года. Природа выглядит особенно ярко. Еще зеленая трава, золотая листва на березах, багровая на осинах, голубые небеса. Столько красок, что дух захватывает. Наверно поэтому для И. Левитана осень тоже была чем- то особенным, и он часто рисовал её на своих полотнах.
На картине «Осень» изображен небольшой березовый лес. Деревья уже все одеты в золотые платья. Трава кое-где зеленая, но уже не такая сочная, как летом и весной. Река, которая разделяет лес своими берегами, изображена в темно-синих тонах. Это говорит о том, что вода в ней уже не такая теплая. Солнце светит ярко и все попадает под его освещение, природа радуется последним теплым денькам.
Мне эта картина очень нравится, ведь художник умело изобразил на ней все то, что так дорого моему сердцу.
Сочинение по картине Левитана 8 класс
План
1.Слово о художнике и его произведении
2.Первый и второй план картины
3.Собственное восприятие полотна
Творчество Исаака Левитана представлено большим количеством пейзажей. Наиболее часто он изображал на своих полотнах осеннее время года. Картина «Осень» была написана в 1895г., существует информация о том, что художнику не понравился вариант столь яркого осеннего пейзажа, и он перерисовал картину в более пастельных тонах.
На первом плане картины изображены золотые березки. Яркое солнце обливает их своим светом, от чего те отбрасывают косые тени стройных стволов на уже начавшую вянуть траву, всю усыпанную позолотой с их крон. Перспективу картины задает река, условно разделяющая полотно на две части. Удивительно, но , кажется, что на правом берегу осень еще не наступила, так как и деревья и трава зелены, за исключением единственной березки.
Вьющаяся тонкой темно-синей лентой, утопая в пологих берегах, обрамленных низкорослыми деревцами, река устремляется вдаль. И мы, следуя за ней, устремляем свой взор на второй план картины. Присмотревшись, мы едва различаем небольшую деревеньку, расположенную среди полей, которые давно убраны и засеяны озимым, так ярко выделяющимся своей изумрудной зеленью на фоне буйства желтых и оранжевых тонов осени.
Если приглядеться, то на воде можно заметить небольшую гладь, и легкий трепет березовых ветвей. Сразу представляется теплый легкий ветерок, который уныло гонит прозрачные паутины, вслед за стаей журавлей стремящихся поскорее добраться до заветного юга.
Глядя на данное полотно в памяти невольно всплывают поэтические строки, связанные с этим потрясающим временем года. Душа наполняется невыразимой радостной грустью от ощущения ушедшего лета и приближающихся холодов.