Сочинение по комедии горе от ума на тему чацкий и молчалин

17 вариантов

  1. Алексей Молчалин – это типичный представитель дворянства. Этот парень не имеет собственного мнения, а даже, если оно у него есть, то скорее промолчит в корыстных целях. Абсолютное отсутствие чести и гордости подчеркивается этими строками: «… в мои лета не должно сметь своё суждение иметь». Он прислуживает и всегда льстит тем, от кого сможет возыметь какую-нибудь выгоду.  Главной задачей своей жизни считает сделать отличную карьеру и разбогатеть. Автор подчеркивает, что в данном обществе он на правильном пути к своим целям: «А впрочем, он дойдёт до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных…».
    Абсолютной противоположностью Молчалину выступает Александр Чацкий. Он умен и образован, даже сам Фамусов подчеркивает, что «… он малый с головой. И славно пишет, переводит». Чацкий в гордом одиночестве выступает против идеалов общества, он не разделяет корысти и меркантильных интересов людей, которые его окружают. Он смелый, обладает чувством собственного достоинства, честный и не готов запятнать свою репутацию ни за какие деньги. Очень точно этого героя описывают высказывания: «Он вольность хочет проповедать!», «Да он властей не признает!», «Опасный человек!». Для дворянского общества Александр был действительно опасным человеком, ведь имел смелость противостоять его главным идеалам.

  2. Где-то очень далеко от Молчалина, на противоположном полюсе общества, находится Чацкий. Он умён, язвителен и уверен в себе. Острый язык героя выражает резко ненавистное отношение к существующим порядкам Москвы. Почти каждого он обличает в притворстве и оказывается не так уж далеко от правды. Разгоряченная душа Чацкого требует свободы, искренности и справедливости. После безрезультатных попыток внушить людям свои ценности он покидает Фамусовый дом в надежде найти более понимающее отношение.

    Чацкий и Молчалин

    Одинаковые по возрасту личности, Молчалин и Чацкий, пошли столь разными дорогами возможно потому, что выросли в совершенно непохожих друг на друга мирах. Окружение юного Молчалина утверждало его зависимость от людей, находящихся выше в сложной иерархии государственной службы. Скорее всего, эта семья была небогата, и, насмотревшись море примеров поднятия в чине за счет простого подлизывания, он не мог иметь другой картины мира. Семья Чацкого, наоборот, была материально независимой. Тот факт, что герой занимался переводами, указывает на его образованность. Именно знание познакомило юношу с многообразием окружающего мира. И вот уже «тот, который для затей на крепостной балет согнал на многих фурах от матерей, отцов отторженных детей», не кажется Чацкому нормальным, приемлемым явлением общества, а превращается в то, о чем нельзя молчать.
    В итоге, такая поляризация взглядов на жизнь может объясняться большим различием в среде, вырастившей героев.

  3. Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» объединяет в себе лучшие достижения предшествующей драматургии и открывает новый этап в развитии русской и мировой реалистической комедии. Художественное новаторство пьесы проявляется прежде всего в характере типизации и индивидуализации действующих лиц. Каждый образ концентрированно отражает в сее конкретно-историческую сущность реальных общественных типов своей эпохи.
    Чацкий и Молчалин — оба молодые люди, они принадлежат к одному поколению. Их также объединяет и то, что они ищут путь к сердцу Софьи. Но на этом, пожалуй, сходство заканчивается.
    Чацкий — образованный человек с аналитическим складом ума. Даже Фамусов признает, что он «славно пишет, переводит». Он намного умнее других персонажей пьесы, даже тех, которые старше его.
    Молчалина тоже нельзя назвать глупым. Он обладает умом, но это практический, житейский ум, направленный на достижение корыстных целей. Молчалин занят лишь поисками теплого местечка, удачного устройства в жизни.
    Чацкий критически относится к ложным представлениям фамусовского общества, которое понятие ума связывает с меркантильными интересами.
    В образе Чацкого угадываются и романтические черты, такие, как восторженность, пламенная страстность.
    В противоположность ему Молчалин — спокойный, умеренный, тихий и аккуратный:
    Услужлив, скромненький, в лице румянец есть.
    Он старается держаться в тени, в отличие от Чацкого, который всегда на виду.
    Чацкий обладает чуткой душой и пылким сердцем. Чацкий опасен для фамусовского общества тем, что он неравнодушный человек и протестующий гражданин. Ему хочется всколыхнуть тину застойного общества.
    А вот Молчалину в этом обществе безразличных и молчаливых людей живется прекрасно. Он «не богат словами» и «блаженствует на свете», потому что там «любят бессловесных». Молчалин нашел секрет процветания — он никогда ни с кем не спорит:
    В мои лета не должно сметь свое суждение иметь…
    Молчалин выбирает мнение большинства. Он искренне уверен, что главным качеством человека должна быть осторожность в поступках и словах. Чацкий с Молчалиным не согласен и после разговора с ним думает, что Софья пошутила: она не может любить настолько бездарного и глупого человека.
    Чацкий преданно любит Софью. Хотя он и не приемлет фамусовское общество, но вынужден оставаться в нем ради своей любви к дочери Фамусова. Однако она не видит недостатков Молчалина и достоинств Чацкого.
    Молчалин же лишь прикидывается влюбленным, о чем он с циничной откровенностью признается горничной Лизе: «И вот любовника я принимаю вид // В угоду дочери такого человека…»
    Лживость и притворство Молчалина распространяются не только на сферу чувств. Они охватывают все стороны его жизни и проявляются в его отошениях с другими героями комедии. С Фамусовым Молчалин ведет себя очень почтительно, старухе Хлестовой нашептывает льстивые слова и комплименты, снисходительно разговаривает с Чацким и развязен с Лизой. Он стремится льстить лишь тем, кто хоть в какой-то мере способен повлиять на его карьеру:
    Мне завещал отец:
    Во-первых, угождать всем людям без изъятья —
    Хозяину, где доведется жить,
    Начальнику, с кем буду я служить,
    Слуге его, который чистит платья,
    Швейцару, дворнику, для избежания зла,
    Собаке дворника, чтоб ласкова была.

    Если Молчалин что-то и говорит, то только для того, чтобы угождать нужным людям:
    Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка,
    Я гладил все его: как шелковая шерстка!

    Чацкий же, напротив, порывает связи с министрами, отказываясь тем самым от блестящей карьеры. «Служить бы рад, прислуживаться тошно», — заявляет он. Ему не важно мнение всесильной Татьяны Юрьевны, покровительства которой ищет вся фамусовская Москва.
    Чацкий и Молчалин — разные люди: один из них свободный человек и, скорее всего, останется без высокого поста или чина. Другой, напротив, если и не достигнет больших высот из-за недалекости своего ума, то уж точно недолго задержится на низшей ступеньке.
    Речь двух героев также характеризует каждого из них и еще больше обнажает их глубокое внутреннее отличие друг от друга. Так, например, речь Чацкого патетична, динамична и эмоциональна. Она, по меткому выражению Гончарова, «кипит умом и остроумием». Чацкий — человек, обладающий разносторонним образованием, большой эстетической культурой, блистательным умом, глубиной чувств и прекрасным знанием родного языка.
    Для Молчалина и в речи характерна угодливая почтительность, проявляющаяся в льстивом, почти лакейском, употреблении «с» на конце слов: «я-с», «по-прежнему-с», «с бумагами-с». Он также использует много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, таких, как «ангельчик», «шерстка». Его выражения отличаются приторной лживой деликатностью жеманностью: «Я вам советовать не смею».
    Противоположность Чацкого и Молчалина особенно ярко проявляется в их диалогах. Создается впечатление, что они говорят на разных языках, не слыша и не понимая друг друга. Молчалин не в состоянии понять поступок Чацкого, который добровольно отказывается от завидной перспективы «и награждения брать, и весело пожить». А Чацкий с его системой ценностей не может согласиться с тем, что взрослый человек «не должен сметь свое суждение иметь».
    И Молчалин, и Чацкий в финале должны покинуть фамусовское общество. Чацкий об этом не жалеет:
    Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок.
    Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
    Где оскорбленному есть чувству уголок!..
    Карету мне, карету!

    Чацкий стремится к полезной деятельности и искренне хочет служить «делу, а не лицам». Поэтому он и не сможет сделать карьеру, которой сумеет, скорее всего, добиться Молчалин не с помощью ума, а лишь с помощью «умеренности и аккуратности».
    Молчалин переживает, что он дал волю своему увлечению Лизой. Будучи очень предусмотрительным, он все же не сумел предвидеть того, что его разговор с горничой может быть подслушан. Но и здесь мы понимаем, что Молчалин встретил лишь препятствие на пути к своей карьере. Он еще оправится от удара и, по всей видимости, станет важным чиновником. Молчалин не пропадет.
    Получается, что в обществе, которое показывает нам в комедии Грибоедов, нет места умным и просвещенным людям, а молчалины «блаженствуют на свете», постепенно превращаясь в фамусовых.

  4. В комедии “Горе от ума” А.С. Грибоедова наблюдается два конфликта: любовный и социальный. Эти линии плавно переплетаются, и их дополняют некоторые персонажи комедии. Чацкий и Молчанин – герои комедии, претенденты на руку и сердце Софьи Фамусовой.
    Чацкий – главные герой комедии, возвращается на родину после длительного пребывания за рубежом. Здесь у него осталась любимая девушка – Софья, и молодой человек идет с серьезными намерениями. Но за три года утекло много воды, и Софья не испытывает к Чацкому прежних чувств. У нее появилась новая любовь – Молчанин.
    Чацкий не понимает, что такого могло произойти за три года. До главного героя не доходит, как Софья могла предпочесть Молчанина.
    Софья по происхождению из дворянской семьи. Девушка не отличается консервативными нравами, но воспитание отца дало о себе знать.
    В разговоре между Елизаветой и Софьей становиться понятно, что девушка не испытывает прежних чувств, к Чацкому. Она отмечает, что у Чацкого есть чувство юмора, это немало важно, но и не самое главное для претендента на руку и сердце. Девушка не считает себя виновной, что смогла полюбить другого человека.
    Софья влюблена в Молчанина по уши. Она видит в нем романтического героя и желает продолжения отношений.
    В комедии есть эпизод, где Чацкий и Молчанин ведут беседу, здесь все становиться на свои места и до читателя доводят мысль, что не такой уж Молчанин и простой, как может показаться на первый взгляд.

  5. Комедия “Горе от ума” занимает особое место в ряду выдающихся произведений первой половины XIX века. Она, по словам И. А. Гончарова, “держится особняком в литературе и отличается от других произведений слова моложавостью и более крепкой живучестью”. Вероятно, это происходит потому, что А. С. Грибоедов сумел показать не только время, в которое он жил, но и создал незабываемые образы, интересные и современному читателю. Каждый персонаж его произведения, являя собой типичный образ, наделен в то же время неповторимыми индивидуальными чертами. Его герои — сложные и противоречивые натуры, как сложны и противоречивы реальные люди.
    Основной конфликт комедии между “одним здравомыслящим человеком” и консервативным большинством, отражающий противоречия между “веком нынешним” и “веком минувшим”, наиболее резко проступает в сравнении Чацкого с Молчалиным. Они ровесники, и контраст между ними очень заметен.
    Александр Андреевич Чацкий — это молодой дворянин, умный и образованный. Он занимался литературной работой, состоял на военной службе, имел связи с министрами, три года провел за границей, что обогатило его новыми впечатлениями, расширило кругозор. От чинопочитания Чацкого уберегли подлинный патриотизм и любовь к Родине, к своему народу. В нем развито критическое отношение к окружающей действительности, чувство личного и национального достоинства, независимость взглядов и суждений. Он считает, что ум, человечность, прямота — единственное оружие, достойное настоящего человека.
    Нас покоряет человеческое обаяние Чацкого: искренность, душевная открытость, доверчивость, способность полностью отдаваться своим чувствам. Он увидел, что ничего не изменилось в жизни дворянского общества, нашел ту же пошлость и пустоту, которые были и в прежнее время, тот же дух нравственного угнетения и подавления личности царил вокруг. Столкновение Чацкого с фамусовским обществом постепенно принимает все более ожесточенный характер, осложняется личной драмой Чацкого — рушатся его надежды на личное счастье. Софья, которую Чацкий любит искренне и серьезно, видя в ней будущую жену, не может ответить на его чувства. Она — в фамусовском мире, а Чацкий конфликтует с ним.
    Скудость духа и умение удобно устраиваться в жизни, нетерпимость ко всему свежему и непривычному — основные черты всех представителей фамусовского общества. Молчалин принадлежит к этому обществу, более того, он прямое его порождение. С первого же появления на сцене он кажется нам совершенным ( ничтожеством. “Услужлив, скромненький, в лице румянец есть… ума в нем только мало…” — характеризует его Чацкий. Молчалин охотно угодничает перед всеми, не смеет “своего сужденья произнесть”.
    В мои лета не должно сметь
    Свое суждение иметь.
    Ведь надобно зависеть от других…
    В чинах мы небольших…
    Для Чацкого же такая рабская мораль неприемлема, он привык иметь и высказывать свое мнение. Молчалин своими главными талантами считает умеренность и аккуратность, которые обеспечивают его настоящие и будущие успехи. Он обладает и другими “чудеснейшими” свойствами, за которые его так любит Софья:
    …уступчив, скромен, тих,
    В лице ни тени беспокойства,
    И на душе проступков никаких,
    Чужих и вкривь и вкось не рубит…
    Молчалин — счастливый соперник Чацкого, но он недостоин Софьи. Н. В. Гоголь писал: “Молчалин… замечательный тип. Метко схвачено это лицо, безмолвное, низкое, покамест тихомолком пробирающееся в люди…”
    Молчалин полностью олицетворяет мораль “минувшего века”, основанную на пресмыкательстве перед сильными мира сего и на угнетении и унижении слабых. Идеал человека для Молчалина — удачливый вельможа, достигший “степеней известных” благодаря своему раболепству. Вся лакейская философия жизни этого чинуши и подхалима, не смеющего “свое суждение иметь”, наилучшим образом раскрывается в его знаменитом признании:
    Мне завещал отец:
    Во-первых, угождать всем людям без изъятья –
    Хозяину, где доведется жить,
    Начальнику, с кем буду я служить,
    Слуге его, который чистит платья,
    Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
    Собаке дворника, чтоб ласкова была.
    У Молчалина есть все данные стать впоследствии важным чиновником. Например, умение подслужиться к влиятельным лицам: он пользуется покровительством Фомы Фомича, Татьяны Юрьевны, самого Фамусова. Служба для него — средство сделать карьеру, и Чацкому предлагает то же:
    Ну, право, что бы вам в
    Москве у нас служить?
    И награжденья брать,
    и весело пожить?
    Сам он так и делает. Три года служит, и уже успел “три награжденья получить”. Но Чацкий придерживается других правил:
    Когда в делах — я от веселья прячусь,
    Когда дурачиться — дурачусь,
    А смешивать два эти ремесла
    Есть тьма искусников, я не из их числа.
    Полная неразборчивость в средствах для достижения цели и отсутствие всяких нравственных правил — отличительные качества Молчалина. Даже на отношения с Софьей он смотрит как на средство устроиться в жизни. Даже горничная Лиза не может удержаться от смеха, она-то знает, какова душа и “вольное” слово Молчалина. А когда Софья с пафосом объясняет Молчалину, на что она готова ради любимого, он пугается и своим испугом дает ей понять, что вовсе не желает ее жертв. Он опасается только злых языков, которые для него “страшнее пистолета”, да как бы Фамусов не узнал об их отношениях. Когда же раскрывается его лицемерие по отношению к Софье, он униженно ползает перед ней на коленях, вымаливая прощение, ведь может пострадать его карьера. Чацкого же возмущает общая жизненная позиция, практицизм и приспособленчество Молчалина.
    Перед нами два молодых человека одной эпохи, понимающие жизнь и свое место в ней совершенно по-разному. Чацкий умен, образован, но простодушен, наивен, а Молчалин ограничен, но ловок и хитер, знает, как добиться успеха и занять теплое местечко. Один серьезно готовится к полезной деятельности и мечтает возвышенной любви, о праве человека свободно мыслить и выбирать занятия по душе, а другой ищет лишь чинов, крестов, “денег, чтоб пожить”, не любви, а выгодной женитьбы. Первый открыто высказывает свои мысли и чувства, не боясь осуждения и порицания, а второй заискивает, лебезит, но в душе дурно относится к людям.
    В лице Молчалина он представил исключительно выразительный обобщенный образ подлеца и циника, “низкопоклонника и дельца”, пока еще мелкого негодяя, который сумеет, однако, дойти до “степеней известных”. А в образе Чацкого Грибоедов впервые в русской литературе показал нового человека, воодушевленного возвышенными идеями, поднимающего бунт против реакционного общества в защиту свободы, гуманности, ума и культуры.

  6. Комедия Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от ума” стала событием в русской литературе начала XIX века, явилась редчайшим образцом обличительного, сатирического ее направления. И.А. Гончаров писал, что в комедии “главная роль, конечно, — роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов”. В образе Чацкого Грибоедов впервые в русской литературе во весь рост показал “нового” человека, воодушевленного возвышенными идеями, поднимающего бунт против реакционного общества в защиту свободы, гуманности, ума и культуры человека, пытливо ищущего новые, более совершенные формы жизни, воспитывающего в себе новую мораль, вырабатывающего новый взгляд на мир и на человеческие отношения. Это — образ смелого и непримиримого борца за дело, за идеи, за правду, остро столкнувшегося с обществом реакционеров и крепостников, оболганного и оскорбленного этим обществом, но не смирившегося перед ним.
    Именно Чацкий воплотил черты такого “нового” человека. В фамусовском обществе Чацкий чувствует себя одиноким. После трехлетнего путешествия за границей, не заезжая к себе домой, прямо из экипажа, он появляется в доме Фамусова и встречает весьма прохладный прием — и со стороны хозяина и со стороны его дочери. Его первые взгляды вызывают резкий отпор Фамусова и его гостей, а пылкая любовью Софье наталкивается на холодное равнодушное отношение с ее стороны. По Чацкому “век минувший” характеризуется всеобщем страхом покорностью и раболепством — ведь “тот и славился, чья чаще гнулась шея!”. “Век нынешний”, по мнению Чацкого, осуждает покорность и раболепство. В это он пока еще наивно верит. Позднее, по ходу пьесы он поймет, что “Молчалины господствуют на свете”, что “прошедшего житья подлейшие черты” еще имеют прочные корни в обществе, основанном на самодержавии и крепостничестве. Под “веком нынешним” Чацкий понимает; революционно-освободительное течение русской общественной мысли конца 10-х начала 20-х годов XIX века. Эти страстные речи Чацкого вызывают неподдельный страх Фамусова: “Он вольность хочет проповедать!”.
    Примечателен монолог Чацкого “А судьи кто?” Чацкий страстно обличает признанные в обществе авторитеты. Он чувствует себя человеком “нынешнего века”. В своем монологе Чацкий выступает от имени нового поколения: Где, укажите Нам, отечества отцы…
    Вот уважать кого должны мы на безлюдьи!
    Вот наши строгие ценители и судьи!
    Кто это — мы? Кого здесь имел в виду Чацкий? “Судьям”, которые непримиримы к “свободной жизни”, он противопоставляет молодое поколение, идущее другими путями.
    Во взглядах на общественные порядки, на воспитание и образование, гражданский долг и службу, национальную культуру, в поминании смысла и цели жизни Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Сплетни, клевета— вот основное орудие борьбы этого общества с такими людьми, как Чацкий. Меткое, свободное, пламенное слово — оружие Чацкого. Это сильное, по истине разящее оружие. Но старый мир еще силен. И ряды его сторонников многочисленны. Чацкий вынужден бежать из дома Фамусова и из Москвы “искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок”..
    Однако бегство Чацкого из Москвы нельзя воспринять как его поражение. Чацкие наносят страшный удар своими обличениями Фамусовым и Молчалиным. Спокойное и беспечное существование фамусовского общества кончилось. Его осудили, против него восстали, если Чацкие пока слабы в своей борьбе то и фамусовы бессильны остановить развитие просвещения и передовых идей.
    Этому благородному образу в комедии Грибоедова противостоит образ Молчалина. Если Чацкий — сын знатного московского дворянина и воспитывался он в его доме, то Молчалин — человек более низкого происхождения. Он из милости “пригрет” Фамуеовым, хотя, безусловно, ему “нужен”. Молчалин обладает многими деловыми качествами, достаточно образован.
    Чацкий напрасно недооценивал Молчалина. Его безмолвие отнюдь не глупость. Не случайно Белинский писал, что “Молчалин дьявольски умен, когда дело касается его личной выводы”.
    Столкновение между Чацким и Молчалиным — это конфликт между носителями противоположных качеств дворянской молодежи того времени. Молчалин, не в пример Чацкому, человеку умному и благородному, умен и подл. Основные качества его натуры — низость, подлость, которые он умело скрывает. Он бессловесен только потому, что он “в небольших чинах”. Это расчетливый игрок, который ради своего благополучия продаст что и кого угодно. До какого цинизма и низости нужно дойти, чтобы использовать влюбленность в себя дочери богатого человека! Софья нужна Молчалину, так как она может “словечко замолвить”.
    Фамусовым и молчалиным их ум приносит лишь выгоду. Чацкий страдает от своего прогрессивного, свободолюбивого ума. Не случайно фамусовское общество объявляет Чацкого безумным. Молчалин не терпит фиаско в глазах Фамусова совершенно случайно. Он “мастер услужить”, найдет себе нового покровителя. Если Чацкий, по выражению Герцена, “идет прямым путем на каторжные работы”, то Молчалин любым способом устроит свои дела, свою карьеру. И все-таки история доказала, что победа останется за такими настоящими патриотами, как Чацкий.

  7. Он вечный обличитель лжи, запрятавшейся в пословицу: «Один в поле не воин». Нет, воин, если он Чацкий…
    И.А.Гончаров.
    Молчалин сказал себе: «Я хочу составить карьеру», – и пошел по той дороге, которая ведет к «степеням известным»: пошел и уже не своротит ни вправо, ни влево…
    Д.И.Писарев.
    Одним из выдающихся произведений первой половины XIX века является комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума». В ней отразились изменения, произошедшие в обществе после Отечественной войны 1812 года. А.С.Грибоедов рассматривает самые важные проблемы своего времени: государственная служба, патриотизм, крепостничество, человеческие взаимоотношения, состояние просвещения и образования. Взгляды на эти проблемы у представителей разных поколений, «века нынешнего» и «века минувшего», различны. Столкновение этих взглядов является основной темой произведения и наиболее ярко проявляется в противостоянии Чацкого и Молчалина.
    Чацкий и Молчалин – ровесники, но контраст между ними очень велик.
    Александр Андреевич Чацкий – это молодой образованный дворянин, передовой человек своего времени, яркий представитель «века нынешнего». Он мечтает о бескорыстном служении Отечеству, о том, чтобы приносить пользу народу, который он уважает. По словам Гончарова, «он очень положителен в своих требованиях и заявляет их в готовой программе, выработанной не им, а уже самим веком». Чацкий презирает чинопочитание, карьеризм, притворство, лицемерие. Он «служить бы рад», но ему «прислуживаться тошно». По своим взглядам и убеждениям Чацкий близок к декабристам. Он любит русский народ, отрицательно относится к крепостничеству, преклонению перед всем иностранным, уважает национальный язык и культуру.
    Молчалин является полной противоположностью Чацкого. У него совсем другие идеалы. Цель его жизни – карьера, высокое положение в обществе, богатство. Смысл жизни Молчалин видит только в своем благополучии: «И награжденья брать, и весело пожить». Для достижения своей цели он готов использовать любые пути и средства, вынести любые унижения. Главное оружие Молчалина – лесть, услужливость, хитрость, изворотливость. Его закон: «Угождать всем людям без изъятья». И Молчалин неотступно следует ему, но только в отношении тех, кто выше его по чину, кто может быть ему полезен. С теми же, кого он считает ниже себя, Молчалин высокомерен. С Лизой забывает о робости, становится повесой. Чацкого считает неудачником, поэтому держится с ним снисходительно, позволяет себе давать ему полезные советы.
    Чацкий же относится к Молчалину презрительно, считая его ничтожеством, «жалчайшим созданьем».
    Различие между Чацким и Молчалиным выразилось и в том, как они ведут себя в обществе. Чацкий независим, всегда и обо всем имеет свою точку зрения и не боится ее высказать. Его монологи эмоциональны и красноречивы. Молчалин же предпочитает держать свое мнение при себе и убеждает общество, что в его лета «не должно сметь свои суждения иметь».
    У Чацкого и Молчалина разное отношение к любви. Чацкий искренне любит Софию. Только ради нее он приехал в Москву и первым делом пошел повидаться с ней. Но его любовь оказывается безответной, во что влюбленный Чацкий долго не может поверить.
    Молчалин же только притворяется, что питает к Софии нежные чувства. Он начинает играть роль любовника исключительно ради карьеры, «в угодность дочери такого человека», как Фамусов.
    Несмотря на молодость, Молчалин является представителем «века минувшего». Он полностью поддерживает мораль и нравы старой Москвы, и общество платит ему взаимностью, относясь к нему доброжелательно.
    Чацкий категорически отрицает порядки, по которым живет вся Москва, прекрасно понимая свою несовместимость с этим миром, «веком минувшим»:
    …из огня тот выйдет невредим,
    Кто с вами день пробыть успеет,
    Подышит воздухом одним,
    И в нем рассудок уцелеет…
    Из-за нестандартных убеждений Чацкого холодно принимают в Москве, относятся к нему с неприязнью, считают возмутителем спокойствия. Поэтому по городу легко разносится сплетня о сумасшествии Чацкого, и он вынужден покинуть общество, отвергшее его.
    Комедия «Горе от ума» в силу своей актуальности сразу же завоевала большой успех у современников. Не менее актуальна она и сейчас, так как пороки, высмеянные Грибоедовым, находят свое место и в наше время, и они вряд ли исчезнут в будущем. Проблемы образования, воспитания молодежи, любви, морали, карьеры, затронутые в комедии, являются также проблемами и современного общества. Это делает «Горе от ума» бессмертным произведением.
    Добавил: Arbel
    Беру!

  8. Комедию А.С.Грибоедова «Горе от ума» по праву называют бессмертной, потому что раскрывая проблемы своего времени, автор касается важнейших нравственных вопросов, актуальных в любую эпоху. Отношение к богатству, чинам и службе, к образованию, к гражданскому долгу- вот что волнует писателя. Его собственная позиция хорошо просматривается при сравнении образов Чацкого и Молчалина. Столкновение этих героев показано через любовную интригу. Грибоедов писал: «Девушка сама неглупая предпочитает дурака умному человеку». Кто же эти соперники?
    Александр Андреевич Чацкий – это небогатый московский дворянин начала 19 века. В основе его мировоззрения лежат черты вольнодумства, что очень ярко просматривается в его знаменитых монологах. Он успел уже побывать и на военной, и на гражданской службе, но разочаровался и в той, и в другой: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Чацкий с презрением относится к тем, кто шаркает ножкой, подставляет стул, подает платочек, кто готов на любое унижение ради продвижения по службе. Сам он так поступать не способен. Давая характеристику фамусовскому обществу, Чацкий высмеивает преклонение перед иностранным. Его возмущает пренебрежительное отношение московских дворян к национальной культуре, к простому народу и русскому языку. Герой считает преступным право дворян-помещиков жить за счет труда крепостных, держать их впроголодь, разлучать детей и родителей, «распродавать» и выменивать крестьян, как вещи. Он гневно обличает суд, который защищает людей, имеющих влиятельных родственников. В образе Чацкого отражены черты нового человека, представителя «века нынешнего». Для современников было совершенно очевидно, что это черты будущего декабриста. Но как же такой умный человек не смог распознать своего соперника? Все очень просто. Чацкий любит Софью и долго не понимает, что она находится в стане противников. Ведь Софья по своим задаткам похожа на Чацкого. Она смелая, бескорыстная, способна пренебречь светскими предрассудками и условностями, но находится во власти моральных представлений того круга, к которому принадлежит, и действует по его законам. Кроме того, Софья еще слишком молода и неопытна, чтобы отличить лицемерие и холодный расчет от искренности. Она придумала того Молчалина, которого полюбила, и видела в нем только то, что хотела видеть. Чацкий называет Молчалина «жалчайшее созданье», на самом деле это далеко не так. За три года отсутствия Чацкого безродный тверской мещанин превращается в личного секретаря влиятельного в Москве человека, живет в его доме, получил три награжденья, чин асессора, который дает право на потомственное дворянство, стал возлюбленным и тайным женихом Софьи. Он незаменим в доме Фамусова, незаменим в обществе: «Там моську вовремя погладит, Тут в пору карточку вотрет…». И всего этого Молчалин достиг сам, строго следуя отцовскому совету «угождать всем людям без изъятья». Казалось бы, в этом нет ничего предосудительного. Но дело не в отдельных качествах, а в том, в каких поступках они проявляются. По поступкам мы видим, что Молчалин – это расчетливый и лживый человек. Он цинично объясняет Лизе, что только притворяется влюбленным в Софью, обманывает Фамусова, который доверяет ему, а чего стоит его фраза, сказанная Чацкому: «В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь». Но Молчалин, как и Чацкий, представитель века «нынешнего», и он страшен именно своей глубочайшей безнравственностью. Тот, кто готов вынести любые унижения ради положения в обществе, сам будет унижать и даже уничтожать, когда дорвется до богатства и власти. Именно такие, как Молчалин станут столпами общества после поражения декабристов, именно на них будет опираться власть.
    В образах Чацкого и Молчалина Грибоедову удалось отразить тот непримиримый конфликт, который назрел в русском обществе в первой четверти 19 века, и пророчески наметить пути его разрешения.

  9. Он вечный обличитель лжи, запрятавшейся в пословицу: «Один в поле не воин». Нет, воин, если он Чацкий…
    И.А.Гончаров.
    Молчалин сказал себе: «Я хочу составить карьеру», – и пошел по той дороге, которая ведет к «степеням известным»: пошел и уже не своротит ни вправо, ни влево…
    Д.И.Писарев.
    Одним из выдающихся произведений первой половины XIX века является комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума». В ней отразились изменения, произошедшие в обществе после Отечественной войны 1812 года. А.С.Грибоедов рассматривает самые важные проблемы своего времени: государственная служба, патриотизм, крепостничество, человеческие взаимоотношения, состояние просвещения и образования. Взгляды на эти проблемы у представителей разных поколений, «века нынешнего» и «века минувшего», различны. Столкновение этих взглядов является основной темой произведения и наиболее ярко проявляется в противостоянии Чацкого и Молчалина.
    Чацкий и Молчалин – ровесники, но контраст между ними очень велик.
    Александр Андреевич Чацкий – это молодой образованный дворянин, передовой человек своего времени, яркий представитель «века нынешнего». Он мечтает о бескорыстном служении Отечеству, о том, чтобы приносить пользу народу, который он уважает. По словам Гончарова, «он очень положителен в своих требованиях и заявляет их в готовой программе, выработанной не им, а уже самим веком». Чацкий презирает чинопочитание, карьеризм, притворство, лицемерие. Он «служить бы рад», но ему «прислуживаться тошно». По своим взглядам и убеждениям Чацкий близок к декабристам. Он любит русский народ, отрицательно относится к крепостничеству, преклонению перед всем иностранным, уважает национальный язык и культуру.
    Молчалин является полной противоположностью Чацкого. У него совсем другие идеалы. Цель его жизни – карьера, высокое положение в обществе, богатство. Смысл жизни Молчалин видит только в своем благополучии: «И награжденья брать, и весело пожить». Для достижения своей цели он готов использовать любые пути и средства, вынести любые унижения. Главное оружие Молчалина – лесть, услужливость, хитрость, изворотливость. Его закон: «Угождать всем людям без изъятья». И Молчалин неотступно следует ему, но только в отношении тех, кто выше его по чину, кто может быть ему полезен. С теми же, кого он считает ниже себя, Молчалин высокомерен. С Лизой забывает о робости, становится повесой. Чацкого считает неудачником, поэтому держится с ним снисходительно, позволяет себе давать ему полезные советы.
    Чацкий же относится к Молчалину презрительно, считая его ничтожеством, «жалчайшим созданьем».
    Различие между Чацким и Молчалиным выразилось и в том, как они ведут себя в обществе. Чацкий независим, всегда и обо всем имеет свою точку зрения и не боится ее высказать. Его монологи эмоциональны и красноречивы. Молчалин же предпочитает держать свое мнение при себе и убеждает общество, что в его лета «не должно сметь свои суждения иметь».
    У Чацкого и Молчалина разное отношение к любви. Чацкий искренне любит Софию. Только ради нее он приехал в Москву и первым делом пошел повидаться с ней. Но его любовь оказывается безответной, во что влюбленный Чацкий долго не может поверить.
    Молчалин же только притворяется, что питает к Софии нежные чувства. Он начинает играть роль любовника исключительно ради карьеры, «в угодность дочери такого человека», как Фамусов.
    Несмотря на молодость, Молчалин является представителем «века минувшего». Он полностью поддерживает мораль и нравы старой Москвы, и общество платит ему взаимностью, относясь к нему доброжелательно.
    Чацкий категорически отрицает порядки, по которым живет вся Москва, прекрасно понимая свою несовместимость с этим миром, «веком минувшим»:
    …из огня тот выйдет невредим,
    Кто с вами день пробыть успеет,
    Подышит воздухом одним,
    И в нем рассудок уцелеет…
    Из-за нестандартных убеждений Чацкого холодно принимают в Москве, относятся к нему с неприязнью, считают возмутителем спокойствия. Поэтому по городу легко разносится сплетня о сумасшествии Чацкого, и он вынужден покинуть общество, отвергшее его.
    Комедия «Горе от ума» в силу своей актуальности сразу же завоевала большой успех у современников. Не менее актуальна она и сейчас, так как пороки, высмеянные Грибоедовым, находят свое место и в наше время, и они вряд ли исчезнут в будущем. Проблемы образования, воспитания молодежи, любви, морали, карьеры, затронутые в комедии, являются также проблемами и современного общества. Это делает «Горе от ума» бессмертным произведением.

  10. Главное дело жизни А. С. Грибоедова, комедию «Горе от ума», А. А. Блок назвал «гениальнейшей русской драмой». Пьеса «Горе от ума» сюжетно построена на конфликте одновременно личном и общественном. При этом одно с другим оказывается тесно связанным, общественная проблематика комедии прямо вытекает из личной. В «Горе от ума» существенно важным для развития действия оказывается и неразделенная любовь героя, и еще более — неразрешимое противоречие умного и честного героя с безумным обществом, в котором он живет. Грибоедов так говорил об этом в письме к Катенину: «…девушка, сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку (не потому, что ум у нас грешных был обыкнове- нен, нет! и в моей комедии 25 глупцов на одного умного человека)», и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих…»
    Чацкий и Молчалин примерно одного возраста, одного времени, живущие в одной стране, городе. Но насколько они различны! Чацкий — само красноречие, правдивость, ум… «Он обличитель лжи и всего, что отжило, что заглушает новую жизнь. Он требует места своему веку», — пишет Гончаров в статье «Мильон терзаний». Молчалин же — лицемер, подхалим-хаме- леон с головы до пят. Во всем, всегда и везде мнения, действия Чацкого и Молчалина различны, почти противоположны. Это понимает и Софья. Любя Молчалина, она в его пороках видит идеал, а в достоинствах Чацкого — недостатки: «Веселость ваша не скромна, у вас тотчас уж острота готова… Грозный взгляд, и резкий тон, и этих в вас особенностей бездна; а над собой гроза куда не бесполезна». Молчалин же: «При батюшке три года служит, тот часто без толку сердит, а он безмолвием его обезоружит… Веселостей искать бы мог; ничуть; от старичков не ступит за порог; мы резвимся, хохочем, он с ними целый день засядет, рад не рад, играет… Конечно, нет в нем этого ума, что гений для иных, а для иных чума, который скор, блестящ и скоро опротивит, который свет ругает наповал, чтоб свет об нем хоть что-нибудь сказал; да эдакий ли ум семейство осчастливит?»
    Кажется, Софья чувствует, что Молчалин глуп и потому молчалив, тих, у него отсутствует свое мнение и достоинство. Но «чудеснейшего свойства он наконец: уступчив, скромен, тих. В лице ни тени беспокойства и на душе проступков никаких; чужих и вкривь и вкось не рубит, — вот я за что его люблю». И Софья предпочитает его Чацкому. Может, ее пугает «особенностей бездна», может быть, это обида. Ведь, уехав, Чацкий оставил девушку одну в этом безликом, сером и ничтожном мире.
    О том, что Чацкий — «век новый», а Молчалин — питомец фамусовской Москвы, свидетельствуют их идеалы. Чацкий требует «службы делу, а не лицам», не смешивать «веселье или дурачество с делом», он тяготится среди толпы «мучителей, зловещих старух, вздорных стариков», отказываясь преклоняться перед их авторитетом дряхлости, чинопочитания, лизоблюдства. Он «служить бы рад, прислуживаться тошно».
    Заповеди Молчалина: «Во-первых, угождать всем людям без изъятья». «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь». Его талант — умеренность и аккуратность. И все это: страсть к чинам, низкопоклонство, пустота — нераздельно связывает Молчалина с «веком минувшим».
    Чацкий — воитель. Он борется против идеалов, целей, стремлений старой Москвы, клеймит позором шутовство, бездумную роскошь и отвратительные нравы «разливанья в пирах и мотовстве». Образ Чацкого — идея, мораль пьесы, а Молчалин — одно из воплощений силы старого мира. В них не может быть ни малейшего сходства. Даже в чувство любви Чацкий «бросается», как в живую, непосредственную и глубокую стихию жизни. В любви Молчалина к Софье нет фактически ничего, кроме корысти.
    Так сравнивать можно очень долго, анализируя каждый жест или реплику героев. Но даже из нескольких примеров видно, что сама комедия — это борьба противоположностей: Чацкого с «веком минувшим» — Фамусовыми, скалозубами, молчалиными. Он жертва, но победитель. Фамусовское общество в борьбе с Чацким применяет сплетни, слухи, ложные обвинения — а это не оружие сильных. И поэтому Чацкий одерживает нравственную победу над ними, он оказался выше всей окружающей его серости и бездарности.
    И самое важное: пьеса остается актуальной во все времена. Пока существует подхалимство, взяточничество, чинопоклонство, будут существовать такие же — разве что в слегка усовершенствованной форме — ту- гоуховские, загорецкие, хлестовы… А противостоять им, борясь всеми силами с отжившим миром, будут вечные Чацкие.

  11. ОБРАЗЫ ЧАЦКОГО И МОЛЧАЛИНА В КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»

    Читая и анализируя классическое произведение, мы все больше учимся понимать людей и их поступки, сравнивать, анализировать. Персонажи книг, как и ре­альные люди, часто говорят не то, что думают, посту­пают не так, как мы от них ожидаем. Оценивая и ос­мысливая их действия, мы начинаем понимать не толь­ко их мотивы, но и мотивы поступков людей вокруг нас. Почему так происходит? Ведь большинство произ­ведений, которые мы изучаем, написано достаточно давно: сто, двести лет назад. Казалось бы, все стало другим с тех пор: и люди, и общество, в котором они живут. Но это только на первый взгляд. На самом деле не изменились ни цели, ни средства их достижения. А значит, человек поступит сегодня, как поступил бы и двести лет назад.
    В комедии «Горе от ума» Грибоедов высмеивает ос­новные типажи своего времени, но не менее актуальны они и сейчас. Неудивительно, что эта пьеса до сих пор интересна читателям. Ведь если мы сравним нашего современника с Чацким, или Молчалиным, или Фаму­совым, то все поймут, что имеется в виду.
    В комедии автор как бы противопоставляет Чацко­го всем остальным персонажам. В каждом из них есть черты, которые он обличает и высмеивает. Рядом с ли­шенным этих пороков Чацким Грибоедов поставил ка­рьериста и лицемера Фамусова, откровенно ограничен­ного Скалозуба, высокомерных графинь Хрюминых. А Молчалин — это полная его противоположность. Все достоинства Чацкого существуют как бы в противовес его недостаткам.
    Молчалин и Чацкий принадлежат к одному поко­лению, но занимают разное положение в обществе. Один из них, хотя пока и в невысоких чинах, но быс­тро идет в гору; у другого практически нет перспек­тив. Оба молодых человека добиваются одной и той же девушки — дочери Фамусова Софии Павловны. Но один искренне любит ее, другой же только «по должности» ухаживает за дочерью того, «который кормит и поит, а иногда и чином подарит». И все же София отдает предпочтение Молчалину. Почему? Она объясняет это сама.
    Молчалин, по ее мнению (да и по мнению Грибоедова), полностью отвечает требованиям общества, в кото­ром живет. Он с юных лет научился «угождать всем людям без изъятья», всегда со всеми соглашаться, по­тому что в его годы «не должно сметь свое суждение иметь». Софии Павловне очень нравится эта черта Молчалина, ведь она — представитель того самого об­щества, в котором такое поведение — норма.
    Грибоедов же симпатизирует Чацкому, причем за то, что больше всего шокирует и удивляет Софию. В противовес Молчалину у Чацкого обо всем и обо всех есть собственное мнение, которое он высказывает без всякого колебания. О модной, хотя и бездарной, книге одного «милейшего человека» отзывается так: «Я глупостей не чтец», некую Татьяну Юрьевну не стесняется назвать вздорной, несмотря на ее много­численные связи.
    София Павловна отмечает в нем эту черту, но то, как Чацкий «пересмеять умеет всех», пугает девушку. Ей куда спокойнее и привычнее с Молчалиным, ведь хотя и «нет в нем этого ума…», как она сама признает, но от него не услышишь лишнего слова, он «чужих и вкривь и вкось не рубит».
    Но не только дочь Фамусова замечает разницу между Чацким и Молчалиным. Сам Павел Афанасье­вич тоже видит, кто из них чего стоит. Кому же он от­дает предпочтение? Более умному, образованному Чацкому? Нет, Молчалину, несмотря на его глупость. Именно его он приблизил к себе, принял в свой дом, помогает в продвижении по службе, ввел юношу из провинции в московское высшее общество. Почему так произошло? Что нравится Фамусову в характере Мол­чалина, чего не хватает Чацкому?
    Чиновник, описанный Грибоедовым, ценит в подчи­ненных не ум и деловые качества. Ему важнее, чтобы служащий угождал, соглашался во всем. Молчалин в этом качестве полностью устраивает Фамусова. Со­фия, описывая достоинства своего жениха, рассказыва­ет, что он «при батюшке три года служит, тот часто без толку сердит, а он молчанием его обезоружит». Молча­лин умеет вовремя промолчать (не оттого ли Грибоедов дал ему такую фамилию?). Может он и вовремя похва­лить чью-нибудь собачку, и уделить внимание тем, кто потом сможет помочь ему продвинуться по служебной лестнице: «от старичков не ступит за порог» и «с ними целый день засядет, рад не рад, играет…»
    У Чацкого же другой подход к чинам и работе. В ответ на совет Фамусова «пойди-тка послужи» он го­ворит: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Ко­му из чиновников, подобных Фамусову, нужен такой подчиненный? Возможно, именно поэтому Чацкий ос­тавил и военную службу: ведь и там существуют свои «Фамусовы».
    Молчалин, оценивая его положение со своей точки зрения, сочувствует ему. Однако у Чацкого и тут есть свое мнение: «Чины людьми даются, а люди могут об­мануться».
    Таким образом, два представителя одного и того же поколения и социального слоя представлены Грибоедо­вым как антиподы. Один умен и образован, другой — посредственность. Один честен как с собой, так и с ок­ружающими, другой — лицемер. Если для Чацкого са­мое главное — честь, то Молчалин ставит выше чести карьеру и готов на любую подлость ради нее.
    Ведь только подлостью можно назвать признание в любви Софии Фамусовой, которая на самом деле не мила ему. Молчалин сам признается служанке Лизе: «Я в Софье Павловне не вижу ничего завидного». Ус­лышав это, и сама София, и Чацкий признают его подлецом.
    Однако кому из двух молодых людей симпатизиру­ет общество? Чацкому? Ведь он — яркая, неординар­ная личность, он остроумен, имеет свое нестандартное мнение по любому поводу. У людей есть основания це­нить и уважать его. Однако на самом деле именно эти качества вызывают антипатию и страх. В обществе, описанном Грибоедовым, торжествуют посредствен­ность, лицемерие, подлость под маской приличий. А Чацкий срывает эту маску, показывая людям их са­мих такими, какие они есть. Грибоедов сделал Чацкого своеобразным зеркалом, которое правдиво отразило лица великосветских господ и дам. Неудивительно, что такие зеркала разбивают!
    Общество попыталось разбить, уничтожить Чацко­го, навесив на него ярлык сумасшедшего, называя кар­бонарием и якобинцем. У него больше нет никаких перспектив — ни карьеры, ни любви. Его вряд ли те­перь будут принимать в обществе, а если даже и будут, то в качестве неприятного, но безобидного чудака, приглашенного для потехи.
    Намного больше все симпатизируют Молчалину. Он ничем не выделяется из общей массы — посредст­венность среди посредственностей. Его слова всем приятны, он «услужлив, скромненький…», «не богат словами». Такой человек приятен всем, а значит, не пропадет. Даже если София признается отцу в ее отношениях с Молчалиным и Фамусов выгонит его, с такими талантами он тут же найдет себе нового по­кровителя.
    Кто же из них более симпатичен самому автору? Безусловно, Чацкий. «Горе от ума» не зря относится к жанру комедии: в нем Грибоедов высмеивает окру­жающее его общество. А Чацкий — это придуманный им инструмент, призванный показать все в истинном свете. И хотя в конце пьесы он проигрывает свою борь­бу, но не отказывается от нее. И крик «Карету мне, ка­рету!» звучит гневно, а не обреченно.

  12. Чацкий и Молчалин – соперники в борьбе за сердце Софьи
    Почему Софья отдает предпочтение Молчалину, а не Чацкому?
    Какими же предстают перед читателем в комедии «Горе от ума» Чацкий и Молчалин?
    Почему ни один из героев в финале комедии не будет с Софьей?
    Выводы

    Чацкий и Молчалин – соперники в борьбе за сердце Софьи

    Одной из главных особенностей комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова является наличие в ней двух конфликтов: любовного и социального. Обе сюжетные линии тесно связаны между собой, а также их объединяют некоторые герои. Чацкий и Молчалин в комедии «Горе от ума» являются как соперниками в борьбе за сердце Софьи, дочери Фамусова, так и противоборствующими сторонами по многим общественным вопросам.
    Главный герой пьесы Александр Андреевич Чацкий возвращается в дом Фамусова после трехлетнего пребывания за границей. Он оставил здесь свою возлюбленную Софью и теперь едет к ней с серьезными намерениями, влюбленный и полный надежд. Но во время отсутствия Чацкого Софья стала по-другому смотреть на их юношеский роман и теперь называет его ребячеством. Ее сердце занято Молчалиным, скромным и немногословным секретарем ее отца, который живет в их доме.
    Трагедия Чацкого начинается с того, что он не понимает, почему Софья охладела к нему, и пытается найти причину этого.
    Вторым ударом для главного героя становится то, что ему предпочли Молчалина, о котором Чацкий язвительно говорил: «Ума в нем только мало». Характеристика Молчалина и Чацкого поможет разобраться, почему Софья делает такой выбор.

    Почему Софья отдает предпочтение Молчалину, а не Чацкому?

    Софья Фамусова, хотя и не относится к рьяным защитникам «века минувшего», все же дочь своего отца. Идеалы дворянского общества прививались ей с детства. Хоть она и не похожа на консервативных дворян своего круга, многие принципы их жизни она впитала с воспитанием отца.
    Когда в первом действии комедии между Софьей и Лизой заходит разговор о Чацком. Становится понятно, что для нее их любовь осталась лишь детским воспоминанием. Из достоинств Чацкого она выделяет только его способность всех пересмеять, но ведь «делить со всяким можно смех». Этими словами она как бы снимает с себя ответственность за то, что теперь ведет любовную игру с Молчалиным.

    Какими же предстают перед читателем в комедии «Горе от ума» Чацкий и Молчалин?

    Сама Софья характеризует Чацкого так: «Остер, умен, красноречив, в друзьях особенно счастлив…» Но девушка не может понять и поверить, как может влюбленный человек покинуть свою возлюбленную на три года ради непонятных целей: «Ах! Если любит кто кого, зачем ума искать и ездить так далеко?»
    Прибыв в Москву, Чацкий вызывает гнев Софьи не только тем, что ставит под угрозу ее счастье с Молчалиным. Он еще начинает разговор с Софьей с нападок на ее родных и близких: «Ну что ваш батюшка? Всё Английского клоба старинный, верный член до гроба? Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?»
    Сам же Чацкий не понимает, почему его слова задевают Софью. Он не находит в них ничего дурного. Оправдывается герой тем, что у него «ум с сердцем не в ладу».
    Но больше всего Софью уязвляют слова Чацкого о Молчалине.
    Она в нем видит персонажа из романов, которыми зачитывается. В ее воображении он наделен чертами романтического героя. Чацкий же сразу раскусил Молчалина и его роль в фамусовском обществе. Молчалин «услужлив, скромненький», а значит, «дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных».

    Почему ни один из героев в финале комедии не будет с Софьей?

    В одном из эпизодов комедии «Горе от ума» Чацкий и Молчалин сталкиваются в словесном поединке, и перед читателем постепенно начинает открываться истинное лицо Молчалина, который оказывается не таким простым, каким кажется на первый взгляд.
    Молчалин, как и все ненавистные Чацкому представители «века минувшего», стремится любой ценой заполучить высокий чин и положение в обществе. Так как пока он всего этого не имеет, ему «надобно зависеть от других». Чацкому это непонятно: «Зачем же надобно?» Но Молчалин, похоже, имеет четкий жизненный план. Он старается всячески услужить гостям Фамусова, хвалит шерстку собаки Хлестовой, что выглядит нелепо и унизительно. Он живет по принципу: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь».
    Даже своими небольшими успехами по службе Молчалин очень гордится и хвалится ими перед Чацким: «По мере я трудов и сил, с тех пор, как числюсь по архивам, три награжденья получил». Молчалин даже смеет выражать сочувствие Чацкому из-за того, что тот не служит. Он рекомендует Чацкому наладить отношения с Татьяной Юрьевной, которая «балы дает нельзя богаче». Она может посодействовать в получении очередного чина или награды, ведь «чиновные и должностные – все ей друзья и все родные». Именно так привыкли зарабатывать положение в обществе люди фамусовского круга. Таков и Молчалин.
    Сторонникам «века минувшего» не понять стремления Чацкого служить «делу, а не лицам». Если Молчалин использует бал в качестве возможности найти каналы для продвижения по служебной лестнице, то Чацкий предпочитает разделять время для веселья и для дела: «Когда в делах – я от веселий прячусь, когда дурачиться – дурачусь, а смешивать два этих ремесла есть тьма искусников, я не из их числа».
    Образы Чацкого и Молчалина в комедии «Горе от ума» совершенно не похожи. Чацкий обладает свежим, деятельным умом. Он смел и в любви, и в защите своих взглядов. Молчалин же неспешен и осторожен как в обществе, так и в чувствах. В отношениях с Софьей он постоянно задумывается о том, как отреагирует свет на их связь, если она вдруг откроется, ведь «злые языки страшнее пистолета». Удивительно, что такие разные герои могли вызвать любовь к себе у одной и той же женщины.
    Эта загадка раскроется в финале пьесы. Молчалин добивается расположения Софьи обманом. Под маской молчаливого и скромного человека скрывается двуличный герой, который принимает вид любовника только «в угоду дочери такого человека». В нем нет любви к Софье и нет серьезных намерений по отношению к ней, в отличие от Чацкого.
    Однако и Чацкий, проведя один день в обществе московских дворян, понимает, что его взгляды навсегда разошлись со взглядами фамусовского общества. И Софья для него теперь – часть, детище того мира, куда ему нет входа. Он рекомендует ей помириться с Молчалиным, которого она разоблачила. Ведь этот герой полностью соответствует идеалу мужа, принятому в свете: «Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей – высокий идеал московских всех мужей».

    Выводы

    Чацкий и Молчалин в комедии Грибоедова «Горе от ума» – совершенно разные по натуре и по ценностным ориентирам герои. Если общество отвергает Чацкого и принимает Молчалина, значит, оно характеризует себя в соответствии этому герою. Московские дворяне хотят, чтобы перед ними преклонялись, выслуживались, завоевывали их расположение. У них в почете чинопоклонничество и карьеризм. Этим идеалам как нельзя лучше соответствует Молчалин. Чацкий же в этом обществе «страстных к чинам» людей лишний.
    Характеристика образов Молчалина и Чацкого, противопоставление этих персонажей могут быть использованы учениками 9 классов в своих сочинениях на тему «Фамусовское общество в комедии «Горе от ума»»
    Чацкий и Молчалин в комедии «Горе от ума» Грибоедова – характеристика образов для сочинения по теме | источник

  13. Главное дело жизни А. С. Грибоедова, комедию “Горе от ума”, А. А. Блок назвал “гениальнейшей русской драмой”. Пьеса “Горе от ума” сюжетно построена на конфликте одновременно личном и общественном. При этом одно с другим оказывается тесно связанным, общественная проблематика комедии прямо вытекает из личной. В “Горе от ума” существенно важным для развития действия оказывается и неразделенная любовь героя, и еще более — неразрешимое противоречие умного и честного героя с безумным обществом, в котором он живет. Грибоедов так говорил об этом в письме к Катенину: “…девушка, сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку {не потому, что ум у нас грешных был обыкновенен, нет! и в моей комедии 25 глупцов на одного умного человека)”, и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих…”
    Чацкий и Молчалин примерно одного возраста, одного времени, живущие в одной стране, городе. Но насколько они различны! Чацкий — само красноречие, правдивость, ум… “Он обличитель лжи и всего, что отжило, что заглушает новую жизнь. Он требует места своему веку”, — пишет Гончаров в статье “Мильон терзаний”. Молчалин же — лицемер, подхалим-хамелеон с головы до пят. Во всем, всегда и везде мнения^ действия Чацкого и Молчалина различны, почти противоположны. Это понимает и Софья. Любя Молчалина, она в его пороках видит идеал, а в достоинствах Чацкого — недостатки: “Веселость ваша не скромна, у вас тотчас уж острота готова… Грозный взгляд, и резкий тон, и этих в вас особенностей бездна; а над собой гроза куда не бесполезна”. Молчалин же: “При батюшке три года служит, тот часто без толку сердит, а он безмолвием его обезоружит… Веселостей искать бы мог; ничуть; от старичков не ступит за порог; мы резвимся, хохочем, он с ними целый день засядет, рад не рад, играет… Конечно, нет в нем этого ума, что гений для иных, а для иных чума, который скор, блестящ и скоро опротивит, который свет ругает наповал, чтоб свет об нем хоть что-нибудь сказал; да эдакий ли ум семейство осчастливит?”
    Кажется, Софья чувствует, что Молчалин глуп и потому молчалив, тих, у него отсутствует свое мнение и достоинство. Но “чудеснейшего свойства он наконец: уступчив, скромен, тих. В лице ни тени беспокойства и на душе проступков никаких; чужих и вкривь и вкось не рубит, — вот я за что его люблю”. И Софья предпочитает его Чацкому. Может, ее пугает “особенностей бездна”, может быть, это обида. Ведь, уехав, Чацкий оставил девушку одну в этом безликом, сером и ничтожном мире.
    О том, что Чацкий — “век новый”, а Молчалин — питомец фамусовской Москвы, свидетельствуют их идеалы. Чацкий требует “службы делу, а не лицам”, не смешивать “веселье или дурачество с делом”, он тяготится среди толпы “мучителей, зловещих старух, вздорных стариков”, отказываясь преклоняться перед их авторитетом дряхлости, чинопочитания, лизоблюдства. Он “служить бы рад, прислуживаться тошно”.
    Заповеди Молчалина: “Во-первых, угождать всем людям без изъятья”. “В мои лета не должно сметь свое суждение иметь”. Его талант — умеренность и аккуратность. И все это: страсть к чинам, низкопоклонство, пустота — нераздельно связывает Молчалина с “веком минувшим”.
    Чацкий — воитель. Он борется против идеалов, целей, стремлений старой Москвы, клеймит позором шутовство, бездумную роскошь и отвратительные нравы “разливанья в пирах и мотовстве”. Образ Чацкого — идея, мораль пьесы, а Молчалин — одно из воплощений силы старого мира. В них не может быть ни малейшего сходства. Даже в чувство любви Чацкий “бросается”, как в живую, непосредственную и глубокую стихию жизни. В любви Молчалина к Софье нет фактически ничего, кроме корысти.
    Так сравнивать можно очень долго, анализируя каждый жест или реплику героев. Но даже из нескольких примеров видно, что сама комедия — это борьба противоположностей: Чацкого с “веком минувшим” — Фамусовыми, скалозубами, молчалиными. Он жертва, но победитель. Фамусовское общество в борьбе с Чацким применяет сплетни, слухи, ложные обвинения — а это не оружие сильных. И поэтому Чацкий одерживает нравственную победу над ними, он оказался выше всей окружающей его серости и бездарности.
    И самое важное: пьеса остается актуальной во все времена. Пока существует подхалимство, взяточничество, чинопоклонство, будут существовать такие же — разве что в слегка усовершенствованной форме — тугоуховские, загорецкие, хлестовы… А противостоять им, борясь всеми силами с отжившим миром, будут вечные чацкие.

  14. Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» по- настоящему реалистическое произведение, потому что автор воспроизвел типичные обстоятельства жизни.
    Главным героем комедии является Чацкий. Это действительно остроумный, честный и положительный герой произведения. Но Грибоедов противопоставляет Чацкому другого героя — Молчалина. Этот человек хитер, но на самом деле
    очень глуп. Он способен на любые унижения, чтобы в будущем достичь высоких чинов. В отличие от него Чацкий относится к предательству с большим презрением:
    Служить бы рад, прислуживаться тошно.
    Молчалин был низким и подлым человеком, потому что только он жестоко обманывал Софью, заигрывая со служанкой Лизонькой:
    Кто б ожидал,
    Что в этих щечках, в этих жилках
    Любви еще румянец не играл!
    А Чацкий относился к Софье с любовью, нежностью и порядочно, чего она, к сожалению, не замечала.
    Отношений между Чацким и Молчалиным нет. Чацкий Молчалина ненавидит и презирает. Александр Андреевич считает, что Молчалин не пара Софье, он представляет ее мягкой и милой девушкой и поэтому боится, что Молчалин может ранить ее нежную душу, после чего она насовсем перестала бы доверять людям.
    В этой комедии описывается умный и честный человек, которого никто не хочет понять и выслушать, что он говорит, а другого, глупого и ничтожного Молчалина, уважают и принимают все, кроме Чацкого:
    Хорош!
    Пустейший человек, из самых бестолковых.
    Главный герой считал Молчалина глупцом и жестоким человеком, который достоин, чтобы нему относились с жалостью. Чацкого никто не понимал, потому что его окружали подлые и жадные люди.
    Я считаю, что Александр Андреевич Чацкий — это положительный герой, заслуживающий всеобщего уважения.

  15. Комедия “Горе от ума” занимает особое место в ряду выдающихся произведений первой половины XIX века. Она, по словам И. А. Гончарова, “держится особняком в литературе и отличается от других произведений слова моложавостью и более крепкой живучестью”. Вероятно, это происходит потому, что А. С. Грибоедов сумел показать не только время, в которое он жил, но и создал незабываемые образы, интересные и современному читателю. Каждый персонаж его произведения, являя собой типичный образ, наделен в то же время неповторимыми индивидуальными чертами. Его герои — сложные и противоречивые натуры, как сложны и противоречивы реальные люди.
    Основной конфликт комедии между “одним здравомыслящим человеком” и консервативным большинством, отражающий противоречия между “веком нынешним” и “веком минувшим”, наиболее резко проступает в сравнении Чацкого с Молчаливым. Они ровесники, и контраст между ними очень заметен.
    Александр Андреевич Чацкий — это молодой дворянин, умный и образованный. Он занимался литературной работой, состоял на военной службе, имел связи с министрами, три года провел за границей, что обогатило его новыми впечатлениями, расширило кругозор. От чинопочитания Чацкого уберегли подлинный патриотизм и любовь к Родине, к своему народу. В нем развито критическое отношение к окружающей действительности, чувство личного и национального достоинства, независимость взглядов и суждений. Он считает, что ум, человечность, прямота — единственное оружие, достойное настоящего человека.
    Нас покоряет человеческое обаяние Чацкого: искренность, душевная открытость, доверчивость, способность полностью отдаваться своим чувствам. Он увидел, что ничего не изменилось в жизни дворянского общества, нашел ту же пошлость и пустоту, которые были и в прежнее время, тот же дух нравственного угнетения и подавления личности царил вокруг. Столкновение Чацкого с фа-мусовским обществом постепенно принимает все более ожесточенный характер, осложняется личной драмой Чацкого — рушатся его надежды на личное счастье. Софья, которую Чацкий любит искренне и серьезно, видя в ней будущую жену, не может ответить на его чувства. Она — в фамусовском мире, а Чацкий конфликтует с ним.
    Скудость духа и умение удобно устраиваться в жизни, нетерпимость ко всему свежему и непривычному — основные черты всех представителей фамусовского общества. Молчалин принадлежит к этому обществу, более того, он прямое его порождение. С первого же появления на сцене он кажется нам совершенным ничтожеством. “Услужлив, скромненький, в лице румянец есть… ума в нем только мало…” — характеризует его Чацкий. Молчалин охотно угодничает перед всеми, не смеет “своего сужденья произнесть”.
    В мои лета не должно сметь
    Свое суждение иметь.
    Ведь надобно зависеть от других…
    В чинах мы небольших…
    Для Чацкого же такая рабская мораль неприемлема, он привык иметь и высказывать свое мнение. Молчалин своими главными талантами считает умеренность и аккуратность, которые обеспечивают его настоящие и будущие успехи. Он обладает и другими “чудеснейшими” свойствами, за которые его так любит Софья:
    …уступчив, скромен, тих,
    В лице ни тени беспокойства,
    И на душе проступков никаких,
    Чужих и вкривь и вкось не рубит…
    Молчалин — счастливый соперник Чацкого, но он недостоин Софьи. Н. В. Гоголь писал: “Молчалин… замечательный тип. Метко
    схвачено это лицо, безмолвное, низкое, покамест тихомолком пробирающееся в люди…”
    Молчалин полностью олицетворяет мораль “минувшего века”, основанную на пресмыкательстве перед сильными мира сего и на угнетении и унижении слабых. Идеал человека для Молчалина — удачливый вельможа, достигший “степеней известных” благодаря своему раболепству. Вся лакейская философия жизни этого чинуши и подхалима, не смеющего “свое суждение иметь”, наилучшим образом раскрывается в его знаменитом признании:
    Мне завещал отец:
    Во-первых, угождать всем людям без изъятья —
    Хозяину, где доведется жить,
    Начальнику, с кем буду я служить,
    Слуге его, который чистит платья,
    Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
    Собаке дворника, чтоб ласкова была.
    У Молчалина есть все данные стать впоследствии важным чиновником. Например, умение подслужиться к влиятельным лицам: он пользуется покровительством Фомы Фомича, Татьяны Юрьевны, самого Фамусова. Служба для него — средство сделать карьеру, и Чацкому предлагает то же:
    Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить?
    И награжденья брать, и весело пожить?
    Сам он так и делает. Три года служит, и уже успел “три награжденья получить”. Но Чацкий придерживается других правил:
    Когда в делах — я от веселья прячусь,
    Когда дурачиться — дурачусь,
    А смешивать два эти ремесла
    Есть тьма искусников, я не из их числа.
    Полная неразборчивость в средствах для достижения цели и отсутствие всяких нравственных правил — отличительные качества Молчалина. Даже на взаимоотношения с Софьей он смотрит как на средство устроиться в жизни. Даже горничная Лиза не может удержаться от смеха, она-то знает, какова душа и “вольное” слово Молчалина. А когда Софья с пафосом объясняет Молчалину, на что она готова ради любимого, он пугается и своим испугом дает ей понять, что вовсе не желает ее жертв. Он опасается только злых языков, которые для него “страшнее пистолета”, да как бы Фамусов не узнал об их отношениях. Когда же раскрывается его лицемерие по отношению к Софье, он униженно ползает перед ней на коленях, вымаливая прощение, ведь может пострадать его карьера. Чацкого же возмущает общая жизненная позиция, практицизм и приспособленчество Молчалина.
    Перед нами два молодых человека одной эпохи, понимающие жизнь и свое место в ней совершенно по-разному. Чацкий умен, образован, но простодушен, наивен, а Мол чал ин ограничен, но ловок и хитер, знает, как добиться успеха и занять теплое местечко. Один серьезно готовится к полезной деятельности и мечтает возвышенной любви, о праве человека свободно мыслить и выбирать занятия по душе, а другой ищет лишь чинов, крестов, “денег, чтоб пожить”, не любви, а выгодной женитьбы. Первый открыто высказывает свои мысли и чувства, не боясь осуждения и порицания, а второй заискивает, лебезит, но в душе дурно относится к людям.
    В лице Молчалина он представил исключительно выразительный обобщенный образ подлеца и циника, “низкопоклонника и дельца”, пока еще мелкого негодяя, который сумеет, однако, дойти до “степеней известных”. А в образе Чацкого Грибоедов впервые в русской литературе показал нового человека, воодушевленного возвышенными идеями, поднимающего бунт против реакционного общества в защиту свободы, гуманности, ума и культуры.

  16. 16
    Текст добавил: Диванный Блогер

    Комедия “Горе от ума” создавалась в те времена, когда молодые люди типа Чацкого А.А., главного героя произведения А.С. Грибоедова “Горе от ума”, несли в общество новые идеи, настроения.
    Свобода личности — вот мотив времени в комедии Грибоедова. В монологах Чацкого, в его поступках выразилось то, что важнее всего было для будущих декабристов : дух свободной жизни, “вольности святой”. Поэтому тех людей, которые стремились к свободе от устаревших представлений о любви, браке, чести, службе, смысле жизни, можно назвать героями своего времени. Они считали, что борьба за справедливость — их святой моральный долг.
    В комедии Чацкий — тот “новый человек”, который несёт в себе “дух времени”, идею жизни, цель которой — свобода. К сожалению, Чацкий одинок в своей борьбе. Но у него есть единомышленники, например, двоюродный брат Скалозуба, неожиданно оставивший службу. Чацкий и его сподвижники стремятся к “искусствам творческим, высоким и прекрасным”, жаждут “возвышенной любви”, мечтают “вперить” в науку “ум, алчущий познаний”.
    Чацкий ненавидит всё пошлое, в т.ч. рабское преклонение перед всем иностранным, угодничество, низкопоклонство.
    Стремление Чацкого — служить Отечеству, делу, а не отдельным лицам.
    Как истинный патриот Чацкий прежде всего желал исполнить свой долг перед Отечеством, стремился честно служить ему. Именно поэтому он расстался с Софьей и отправился в Петербург. Поэтому же и оборвалась блестяще начатая карьера: “Служить бы рад — прислуживаться тошно”. Но государству, оказывается, требуется прислуживание. Чацкий видит вокруг себя людей, которые ищут лишь чинов, крестов, “денег, чтоб пожить”, не любви, а выгодной женитьбы. Их идеал — “умеренность и аккуратность”, их мечта — “забрать все книги бы да сжечь”.
    Пока главный герой комедии “Горе от ума” путешествовал три года, общество не стояло на месте. Оно не просто возвращалось после Отечественной войны тысяча восемьсот двенадцатого года к радостям мирной жизни, оно вырабатывало в себе “сопротивляемость” тем зреющим переменам, которые грозили сокрушить эту мирную жизнь.
    И вот в обществе появляются такие люди, как Молчалин. Они смело прокладывают себе дорогу. За три года отсутствия Чацкого безвестный, безродный тверской мещанин стал секретарём отца Софьи, Фамусова, московского “туза”. Молчалин получил три награды, чин асессора, дающий право на потомственное дворянство, стал возлюбленным и тайным женихом Софьи.
    Ум, хитрость, изворотливость Молчалина, уменье найти “ключ” к каждому человеку, абсолютная беспринципность— вот основные качества этого героя, делающие его главным противником Чацкого. Молчалин живет по принципу, который является для него главным критерием в жизни:
    Мне завещал отец:
    Во-первых, угождать всем людям без изъятья;
    Хозяину, где доведется жить,
    Начальнику, с кем буду я служить,
    Слуге его, который чистит платья,
    Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
    Собаке дворника, чтоб ласкова была.
    Итак, Молчалин стал нарицательным обозначением пошлости и лакейства. “Всегда на цыпочках и не богат словами”, он сумел завоевать расположение сильных мира сего тем, что не смел произнести своего суждения вслух.
    Расчётливо и холодно набирает Молчалин силу. Разве может он терпеть на своем пути Чацкого, безумного мечтателя, ниспровергателя основ служившегося государственного строя? Конечно, нет.
    Молчалин страшен именно своей глубочайшей безнравственностью. Известно, что тот, кто готов вынести любые унижения в борьбе за власть, богатство, силу, дорвавшись до желанных вершин, будет не только сам унижать, но и уничтожать.
    Не сомневаюсь , что таким человеком в комедии “Горе от ума” является Молчалин, идеал которого “и награжденья брать, и весело пожить”, “дойти до степеней известных”.
    Чацкий не может относиться серьёзно к Молчалину, считая его “жалчайшим созданием”. Хотя назвать его жалким человеком трудно, на мой взгляд. Ведь сумел же он за время отсутствия Чацкого занять его место в сердце Софьи. Именно он — счастливый соперник главного героя.
    Жизнь Молчалина зависит от четко отлаженного государственного механизма. И он сделает всё возможное, чтобы не допустить его разрушения. Поэтому с такой лёгкостью представители фамусовского круга подхватили сплетню Софьи о сумасшествии Чацкого. Единственный здравомыслящий человек объявлен безумцем! Это можно понять, так как Чацкий — сумасшедший обществу не страшен.
    Итак, Чацкий и фамусовское общество несовместимы. Светское общество видит в нем сумасшедшего, считая разумным, нормальным. Чацкий же, конечно, свой мир, свои убеждения считает нормой.
    В конце комедии мы узнаем о том, что после скандала в доме Фамусовых Чацкий уезжает. Его отъезд — это форма протеста, хотя и пассивная. Кто же в комедии победитель и кто побежденный? Ведь торжествующий Молчалин будет и дальше прокладывать себе дорогу к власти, богатству, славе. Нет, не могу я назвать Молчалина победителем, так как в моральном отношении Чацкий намного выше его.
    О дальнейших скитаниях Чацкого Грибоедов не пишет. А я считаю, что главный герой комедии обязательно окажется среди тех, кто вышел четырнадцатого декабря на Сенатскую площадь, затем вместе со всеми, принимавшими участие в заговоре, вернётся из ссылки только после смерти Николая первого в тысяча восемьсот пятьдесят шестом году, если, конечно, не погибнет в день восстания.
    Удивительно, что в наше неспокойное время комедию Грибоедова “Горе от ума” невозможно читать без волнения, невозможно быть равнодушным к страданиям Александра Андреевича Чацкого.
    Мне трудно представить, что было бы с нашим обществом, если бы в нём не было таких людей, как А.А. Чацкий . Ведь именно им наши отцы и матери обязаны своим образованием, интеллектом, всем, что народ достиг в процессе борьбы за счастливое будущее.
    А что ждет нас, молодых, только что вышедших из стен родной школы? Неужели такие люди, как Молчалин, станут в будущем идеалом общества? Меня терзает эта мысль. Всё идет к тому, что на таких людей, как Молчалин, опирается новая власть. Почему? Ведь именно Чацкий и ему подобные стремились к лучшему и верили, что это лучшее можно достигнуть, лишь протестуя против устаревших принципов, установленных в обществе.
    А.С. Грибоедову впервые в русской литературе удалось создать действительно реалистический образ положительного героя, героя своего времени, победителя, а не побежденного

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *