Сочинение по литературе на тему бал в доме фамусова

9 вариантов

  1. В произведении «Горе от ума» огромную роль играет эпизод, в котором описан бал у Фамусова в доме. На протяжении всей комедии идет противостояние между одним Чацким и всем фамусовским обществом. Апогея данный спор достигает во время бала. На балу присутствовали представители высшего общества. Все они приверженцы старого устоя жизни и консерваторы. Они не стремятся к новому. Единственное, что интересно этому обществу это получение чина и деньги.
    На бал одними из первых пришли Платон и Наталья Горичи. Это семейная пара, в которой жена проявляет чрезмерную заботу к своему мужу и относится к нему будто к маленькому ребенку. Затем приехала семья Тугоуховских со своими дочерями. В этом семействе супруга мечтает быстрее выдать свих дочерей удачно замуж. Но, молодые княжны Тугоуховские не сильно сообразительные и не имеют своего мнения.
    Мать этой семьи сразу же заприметила Чацкого. Она рассматривала его как перспективного жениха для своей дочери. Женщина сразу же отправила своего мужа, знакомится с Чацким. Но, когда она узнала, что парень не богат и не имеет звания, у нее сразу же пропал к нему интерес.
    На балу присутствовал Антон Антоныч Загорецкий, его в обществе не сильно любили и за его спиной плохо о нем отзывались. С ним общаются потому, что он может достать все, что угодно. Загорецкий старался обратить на себя внимание Софьи.
    Огромным авторитетом в обществе пользуется Хлестова. С ней Фамусов всегда советуется и ценит ее мнение.
    На балу Чацкий чувствует себя не в своей тарелке. Ему одиноко. Ему не интересно это общество. Чацкому с ними не о чем разговаривать, он язвит и шутит над всеми пороками фамусовского общества. Парень обладает особенным складом ума, у него особое мышление. Все гости высмеивают его за его ум.
    На балу София распространила слух о том, что Чацкий сошел с ума. Все гости с удовольствием стали обсуждать эту новость. Представители фамусовского общества решили, что причина сумасшествия Чацкого скрывается в его алкоголизме и плохой генетике. Так же весь коллектив решил, что образование не приносит пользы, а только вредит человеку. В их понимании Чацкий был наглядным примером.

  2. Первыми на бал заходят супруги Горочи, Наталья и Платон. Главной в этой семье является жена, а муж для нее как маленький ребенок. Но до свадьбы Платон был совершенно другим, Чацкий знал его и сейчас находится в сильном удивление.
    Затем появляется семья подобная первой, где правит матриархат, жена стоит во главе семейства. Она мечтает выдать своих дочерей замуж, они же в свою очередь глупы по детски, без собственного мнения. В Чайком княгиня видит потенциального жениха для своих дочерей и отправляет мужа познакомиться с ним. Но как только она узнает, что Чацкий не имеет высокого чина и вовсе не богат, то ее мнение про него сразу же меняется и она отзывает мужа обратно. Следом мы наблюдаем ещё одного персонажа Антона Антоновича Загорецкого. Мнения о нем ходят не очень лестные. Говорят, что она мастер услужить. Этот герой пытается завоевать внимание Софьи. Он сообщает Софьи, что достал билеты и говорит, что это было сложно. Тетка Софьи пользуется большим успехом. Она заслужила уважение Фамусова. Фамусов представляет Скалозуба, как будущего мужа для Софьи.
    Чацкий не разделяет интересов людей, присутствующих на этом балу, он чувствует себя одиноким. Все что он делает это посмеивается над недостатками этих людей.
    Общество, в котором сейчас находится Чацкий, сразу же узнает слух о том, что он не в себе и сошёл с ума. С помощью собственной фантазии и мышления они приходят к выводу о том, что Чацкий стал такими от пьянства и унаследовал это у предков. И конечно виной всему образование, которое они так яростно отрицают, именно оно нанесло вред психическому здоровью Чацкого.
    Так же автор добавляет некоторых персонажей в свое произведение, для взаимодействия с Чацким, он изображает их с разных сторон. Софья, под влиянием фамусовского общества, говорит Чацкому, что считает его сумасшедшим.
    Чем важен этот эпизод? Именно из-за всего происходящего на балу Чацкий вскоре уезжает из Москвы.

  3. Сочинение Бал в доме Фамусова 9 класс
    План
    1. Общая характеристика
    2.Галерея бездушных образов
    3.Сумасшествие главного героя
    4.Вывод
    Бал в доме Фамусова – кульминация всей комедии «Горе от ума». Это не случайно. В то время балы являлись наиболее важными общественными мероприятиями, на которых решались многие серьезные вопросы и судьбы людей. На бал собирались все сливки общества, имевшие самый большой авторитет. От их суждений зависело очень много. Но главное значение бала заключалось в том, что утвержденное на нем мнение становилось своеобразным неписаным законом для всего общества. Объявление Чацкого сумасшедшим становится неоспоримым фактом, который уже никто не посмеет подвергнуть сомнению. Фактически на бале в доме Фамусова была окончательно подорвана репутация Чацкого в высшем свете.
    На бал собираются лучшие представители московского общества. По крайней мере, такая о них идет слава. Но в описании поведения и разговоров каждого нового гостя видна огромная духовная пустота и глупость. Чацкий с сожалением видит, что его давний приятель Горич совершенно опустился и пресмыкается перед своей молодой женой.
    Физический недуг супругов Тугоуховских символизирует собой общественную глухоту к справедливым и честным мыслям. Их многочисленные дочери – абсолютно пустые и недалекие девушки, главное призвание которых – составить себе удачную партию.
    Графини Хрюмины – пример крайнего проявления дворянского высокомерия. Они даже не замечают людей, которых считают ниже себя по происхождению. Все эти персонажи даже друг к другу не испытывают никаких положительных чувств. Все их похвалы являются грубой лестью и косвенным образом направлены только на самих себя. Показаться в свете в лучшем виде, посплетничать – вот их главная забота.
    Слух о сумасшествии Чацкого осознанно пущен Софьей. Она прекрасно знает, что это ложь. Но, вырвавшись на свободу, эта нелепая сплетня начинает жить своей жизнью и становится главной темой вечера. Никаких сомнений нет в том, что уже на следующий день об этом будет трезвонить вся Москва. Каждый будет утверждать, что это – абсолютно достоверное сведение. Небольшой круг самодовольных и ограниченных лиц в непродолжительное время сумел навсегда опорочить репутацию Чацкого.
    Таким образом, бал в доме Фамусова стал знаковым событием всей комедии, что было характерно для эпохи Грибоедова. Не реальные заслуги человека определяли его положение в обществе, а то мнение, которое составляли о нем на внешне безобидном развлекательном вечере. Причем вынесенное суждение было уже практически невозможно изменить в лучшую сторону. В то же время именно этот бал показал, насколько позиция и убеждения образованного и честного человека расходятся с мнением невежественного общества. В целом на вечере у Фамусова в полной мере проявился главный конфликт комедии.

  4. Автор: Анна Кошечкина
    Сочинение по комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.
    Комедия была написана в 1823 году, перед восстанием декабристов, когда идеи свободы будоражили умы передового дворянства. «Горе от ума» – острая сатира на быт и нравы помещичье-крепостнического общества. В ней автор показал столкновение двух общественных взглядов, где главный герой конфликтует с обществом.
    Один из ярких эпизодов комедии – бал в доме московского туза, именитого дворянина Фамусова. Сюда съезжаются московские дворяне, которые ведут привольную барскую жизнь, проводят время на балах, вечерах, «обедах, ужинах и танцах». Здесь они сытно наедаются («ешь три часа, а в три дни не сварится»), сплетничают, демонстрируют наряды, ищут богатых женихов для дочерей, играют в карты.
    Горич – бывший офицер, энергичный человек («лишь утро: ногу в стремя»), женился, стал жить в городе. Основным занятием его стала лень, езда по балам, скука, игра на флейте одного и того же «а-мольного» дуэта. Он говорит Чацкому: «От скуки будешь ты свистеть одно и то же». Здесь же на балу Антон Антоныч Загорецкий – «отъявленный мошенник, плут», всем может угодить: кому билет достанет, кому арапку подарит, и все его принимают у себя в доме. О нем старуха Хлёстова говорит: «Лгунишка он, картежник, вор». Сама Хлёстова обращается к Софье:
    «От скуки я взяла с собой
    Арапку-девку да собачку, –
    Вели их накормить, ужо, дружочек мой,
    От ужина сошли подачку».
    Хлёстова приехала посплетничать.
    Здесь же и Скалозуб – «золотой мешок и метит в генералы». Он, как и хозяин дома и все присутствующие, считает «вольность» и «ученость» главным бичом для общества:
    «Ученье – вот чума, ученость – вот причина,
    Что нынче, пуще, чем когда,
    Безумных развелось людей, и дел, и мнений».
    Хозяин дома заявляет в беседе со Скалозубом:
    «Уж коли зло пресечь:
    Забрать все книги бы, да сжечь».
    Молчалин взят Фамусовым в услуженье из провинции. Это его родственник. Молчалин – хитрый, подлый, изворотливый человек:
    «Мне завещал отец:
    Во-первых, угождать всем людям без изъятья, –
    Хозяину, где доведется жить,
    Начальнику, с кем буду я служить,
    Слуге его, который чистит платья,
    Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
    Собаке дворника, чтоб ласкова была».
    Молчалин пришелся ко двору Фамусова.
    Софья – истинная дочь своего отца. Низкопоклонство подчинило и ее. Она не любит Чацкого, он неприятен ей. Милее лесть подлого человека. А честные, яростные монологи Чацкого раздражают ее, и она объявляет бывшего товарища своего детства сумасшедшим.
    Фамусовщина – устойчивый, определенный уклад жизни. Здесь боятся молвы («грех не беда, молва нехороша»):
    «Ах, боже мой! Что станет говорить
    Княгиня Марья Алексевна!»
    В этом обществе человека ценят не по уму, а по богатству и происхождению. Репетилов откровенно признается, что он глуп, но общается с людьми, которые кажутся ему «умнейшими». Ум Фамусова изворотлив, лжив и хорошо служит ему для обогащения и обмана. Репетилов считает, что «умный человек не может быть не плутом».
    Иногда устами ярких представителей крепостничества дается характеристика себе.
    Например, графиня внучка:
    «Ну бал! Ну Фамусов! Умел гостей назвать!
    Какие-то уроды с того света,
    И не с кем говорить, и не с кем танцевать!»
    И среди этих людей Чацкий, который переживает:
    «…Мильон терзаний
    Груди от дружеских тисков,
    Ногам от шарканья, ушам от восклицаний,
    А пуще голове от всяких пустяков».
    Передовой человек того времени, Чацкий осуждает это общество, обличает его в своих монологах. Фамусовское общество яростно сопротивляется Чацкому, объявляет его сумасшедшим.
    Рабской морали общества Чацкий противопоставляет высокое понимание чести и долга. Чацкий одинок в этом обществе: «И в многолюдстве я потерян», – говорит он. То, на что он надеялся, когда вернулся в Москву, рухнуло. Ему встретились здесь:
    «Мучителей толпа,
    В любви предателей, в вражде неутомимых,
    Рассказчиков неукротимых,
    Нескладных умников, лукавых простаков,
    Старух зловещих, стариков,
    Дряхлеющих над выдумками, вздором:
    Безумным вы меня прославили всем хором.
    Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
    Кто с вами день пробыть успеет,
    Подышит воздухом одним
    И в нем рассудок уцелеет».
    Чацкий заявляет:
    «…Пойду искать по свету,
    Где оскорбленному есть чувству уголок!»

  5. Эпизод «Бал в доме Фамусова» чрезвычайно важен для всей комедии, так как является кульминацией произведения. Развитие сюжета достигает в этом эпизоде особого напряжения, начинает четко звучать главная идея пьесы: противостояние «века нынешнего» и «века минувшего».
    Чацкий, олицетворяющий современность, всячески бранит Фамусова. Он открыто выражает свои мысли, «служит делу, а не лицам». Фамусов же осуждает молодежь за новые начинания. Таковы и его гости: они дорожат дворянством, думают лишь о развлечениях, выставках, нарядах. Молодые барышни заботятся о том, как найти выгодного жениха. Загорецкий – яркий пример отъявленного мошенник, плута, вора. Когда появляется старуха Хлёстова, Чацкий дерзко осмеивает Загорецкого, и гостья этим поступком крайне недовольна.
    Софья дает понять главному герою, что не любит его, и открывает свои чувства Молчалину, а о Скалозубе говорит как о «герое не ее романа». Но Чацкий не верит девушке. Он понимает, что скрывается под любезно-фальшивой маской Молчалина, не верит в ее любовь к такому ничтожеству. Окружающим на балу начинает казаться, что, действительно, у Чацкого «ум с сердцем не в ладу».
    Главный герой все больше раздражает Софью своими резкими выпадами в сторону Молчалина, и она в отместку пускает слух о его сумасшествии. Сплетня заинтересовала людей, любящих посудачить, попала на подготовленную почву: Чацкий к тому моменту успел настроить против себя многих гостей. Слух быстро распространился в обществе, обрастая такими подробностями, какие по отношению к Чацкому и представить трудно. Кто-то вдруг сообщает, что ему прострелили голову, а в конце вообще оказывается, что молодой человек – беглый преступник!
    Когда гости объявляют Чацкого сумасшедшим, Фамусов утверждает, что он первый сделал столь знаменательное открытие. Причину сумасшествия все московское общество видит в науке, в просвещении. Фамусов говорит об этот так:
    Ученье – вот чума, ученость – вот причина,
    Что нынче пуще, чем тогда,
    Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
    Старуха Хлестова тоже вставила свое веское слово не в пользу образования:
    И впрямь с ума сойдешь от этих,
    От одних, от пансионов, школ, лицеев…
    На сторонника крепостнических взглядов и старой морали идет в наступление умный, свободолюбивый защитник прав человека, смотрящий на жизнь и людей иными глазами. Во взглядах на образование, службу, в отношении к людям, в понимании цели жизни Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Старый мир еще силен, и ряды его сторонников многочисленны. Фамусовское общество встало единым фронтом против Чацкого: оно почувствовало в нем идейного врага.
    В последнем монологе третьего действия Чацкий осуждает Москву и Петербург за то, что они берут пример с других стран, обличает странную моду:
    Москва и Петербург – во всей России то,
    Что человек из города Бордо,
    Лишь рот открыл, имеет счастье,
    Во всех княжён вселять участье…
    Но все эти восклицания и гневные тирады гости стараются пропускать мимо ушей. Они расходятся и начинают заниматься каждый своим делом. И снова гости Фамусова делятся своими мыслями. Они думают лишь об увеселениях, выставках, нарядах и женихах, боятся только за свой дворянский чин.
    Этот эпизод сорвал маски с героев, открыл все лица, стал кульминацией комедии. Мы узнали, что Чацкий не одинок в обществе Фамусова, но ряды его сторонников весьма немногочисленны, и старый мир, «прошедший век», еще силен.

  6. Сочинение: Анализ сцены “Бал в доме Фамусова”
    Комедия Грибоедова “Горе от ума”
    входит в число самых известных произведений русской литературы. Она не потеряла
    свою актуальность даже в наше время, спустя два века. Конфликт поколений,
    взаимоотношение человека и общества – эти проблемы существовали, и будут
    существовать всегда. И сейчас существуют люди, точно сошедшие со страниц
    комедии Грибоедова “Горе от ума”. И сейчас передовая творческая мысль
    не всегда находит поддержку окружающих. Молодежи кажутся смешными советы
    старшего поколения. А старики все время брюзжат, что во времена их молодости
    все было гораздо лучше. Так и главный герой Грибоедова оказался не понят
    окружающими его людьми.
    Конфликт Чацкого с московским
    обществом наиболее ярко проявился на балу у Фамусова. Сцена бала является
    кульминацией комедии Грибоедова. На балу Чацкий успевает перессориться с
    гостями, прослыть сумасшедшим и быть осужденным всем, собравшимся на балу
    обществом. Такова композиция сцены бала. От чего же Чацкий ссорится с гостями?
    Неужели от склочности характера? Однако, всему есть причины. Вернувшись из-за
    границы, Чацкий спешит в дом Фамусовых. Он желает поделиться впечатлениями о
    поездке с тем, кто ему дорог – дочерью хозяина. И что же? Его ни кто не ждет.
    Та, кого он считал идеалом и совершенством, увлечена Молачлиным, полнейшим
    ничтожеством. Чацкий возмущен. И не столько тем, что Софья предпочла ему
    другого, сколько тем, кого она выбрала. Молчалин не только не может отстоять
    собственного мнения, похоже, он его вообще не имеет. Молчалин твердо убежден,
    что в его положении собственное мнение непозволительная роскошь и лучше
    помолчать, чтобы не помешать карьере. За время своего путешествия Чацкий успел
    отвыкнуть от нравов московского общества. Когда Фамусов, заискивая перед
    Скалозубом, начинает навязывать тому свою дочь, Чацкий не может воздержаться от
    резких слов. Ханжество и лицемерие, чинопочитание, подобострастие – все это
    ставшее традиционным для московского общества, вызывает у Чацкого негодование.
    Сцена бала типична для Москвы
    Грибоедовского времени. И гости Фамусова – самые обыкновенные люди московского
    общества начала 19 века. Одни ездят на балы от скуки, другие, чтобы завести
    знакомство с нужными людьми, третьи, чтобы устроить судьбы своих детей. Здесь
    собираются люди одного круга, здесь нет чужих. А установленные правила
    поведения являются законом. Чацкий со своей правдой и критическим взглядом на
    жизнь просто не мог стать своим среди этих людей. За глаза гости Фамусова
    осуждают друг дуга. Но если сказать графине-внучке, что она зла оттого, что
    “в девках целый век”, или сказать Хлестовой, что она вздорная, глупая
    старуха – за это можно прослыть и сумасшедшим. Первые,
    с кем встречается Чацкий на балу – это супруги Горичи. Платон Горич – давний
    знакомый Чацкого, бывший военный, после женитьбы полностью попал “под
    каблук” своей жены. Чувствуется, что Чацкий хорошо относится к Платону
    Михайловичу и искренне огорчен переменой, произошедшей со своим старым другом.
    Он хоть и подшучивает над Горичем, но с явным сочувствием. А вот и князья
    Тугоуховские со своим семейством, со своими многочисленными дочерьми. Первое,
    что интересует княгиню: женат ли Чацкий. И как быстро пропадает ее интерес, когда
    она узнает, что кандидат в женихи небогат. А вот графини Хрюмины: бабушка и
    внучка. Внучка – злая старая дева. На ее едкие замечания Чацкий отвечает не
    менее резко. Это ее он сравнивает с французскими модистками.
    И, конечно, Чацкого возмущает
    то, что московское общество, осуждая таких пройдох, как Загорецкий, не
    закрывает перед ним двери, а продолжает принимать на балах. Откровеннее всех об
    этом говорит по своей глупости Хлестова: “Я от него было и двери на запор;
    да мастер услужить”.
    Устами Чацкого говорит сам
    Грибоедов. Да и действующие лица комедии описаны автором так, будто это писал
    сам Чацкий. Если Горичей он изображает, иронически улыбаясь, то Тугоуховские,
    Хрюмины, Загорецикй – это уже сатира на московское общество тех времен. Когда
    же автор представляет нам Хлестову, мы слышим уже неподдельный сарказм. Особая
    фигура у Грибоедова – Репетилов. Вот, казалось бы, с кем Чацкому найти общий
    язык: говорит о новых идеях, ездит на секретные собрания в Английский клуб.
    Однако, Чацкий достаточно умен, чтобы понять, что это пустые слова, за которыми
    ничего не стоит.
    Пустые никчемные люди, не
    желающие не только никаких перемен, но и не желающие даже слышать о них.
    Поэтому Чацкий, думающий и говорящий иначе, своей правдивостью вызывает
    неприятие у этого общества. Вот почему слух о безумии Чацкого, выдуманный
    Софьей, так легко был принят за правду гостями Фамусова. Они просто жаждали,
    чтобы Чацкий оказался сумасшедшим. А если он нормальный, и все, что он говорит,
    правда, то это значит, что у это них не все в порядке. А этого невозможно даже
    в мыслях представить.
    Итак, московское общество
    выносит Чацкому приговор: безумен. Но и Чацкий выносит свой приговор
    московскому обществу:
    Из огня тот выйдет невредим,
    Кто с вами день пробыть
    успеет,
    Подышит воздухом одним
    И в нем рассудок уцелеет.
    Так чем же заканчивается
    комедия Грибоедова? Так кто же победил в этом споре: Чацкий или Фамусов со
    своим окружением? Мне кажется, что конфликт этот неразрешим. Чацкий уезжает из
    Москвы разочарованным. Его чувства растоптаны, его сердце разбито, его надежды
    найти здесь понимание рассыпались в прах. А что же фамусовское общество? Они
    даже не поняли, что произошло, о чем говорил Чацкий. Они не поняли ни его
    шуток, ни его острот и, приговорив Чацкого к безумию, вынесли приговор сами
    себе. И в наши дни в подобных кругах не любят людей умных, острых на язык. Их
    считают возмутителями спокойствия. Без них удобнее и привычнее. Чацкий открыл в
    русской литературе галерею “лишних” людей. За ним последовали Онегин,
    Печорин и другие. Каждый по-своему, но все они не нашли места в окружающем их
    обществе.

  7. Комедия Грибоедова “Горе от ума” входит в число самых известных произведений русской литературы. Она не потеряла свою актуальность даже в наше время, спустя два века. Конфликт поколений, взаимоотношение человека и общества – эти проблемы существовали, и будут существовать всегда. И сейчас существуют люди, точно сошедшие со страниц комедии Грибоедова “Горе от ума”. И сейчас передовая творческая мысль не всегда находит поддержку окружающих. Молодежи кажутся смешными советы старшего поколения. А старики все время брюзжат, что во времена их молодости все было гораздо лучше. Так и главный герой Грибоедова оказался не понят окружающими его людьми.
    Конфликт Чацкого с московским обществом наиболее ярко проявился на балу у Фамусова. Сцена бала является кульминацией комедии Грибоедова. На балу Чацкий успевает перессориться с гостями, прослыть сумасшедшим и быть осужденным всем, собравшимся на балу обществом. Такова композиция сцены бала. От чего же Чацкий ссорится с гостями? Неужели от склочности характера? Однако, всему есть причины. Вернувшись из-за границы, Чацкий спешит в дом Фамусовых. Он желает поделиться впечатлениями о поездке с тем, кто ему дорог – дочерью хозяина. И что же? Его ни кто не ждет. Та, кого он считал идеалом и совершенством, увлечена Молачлиным, полнейшим ничтожеством. Чацкий возмущен. И не столько тем, что Софья предпочла ему другого, сколько тем, кого она выбрала. Молчалин не только не может отстоять собственного мнения, похоже, он его вообще не имеет. Молчалин твердо убежден, что в его положении собственное мнение непозволительная роскошь и лучше помолчать, чтобы не помешать карьере. За время своего путешествия Чацкий успел отвыкнуть от нравов московского общества. Когда Фамусов, заискивая перед Скалозубом, начинает навязывать тому свою дочь, Чацкий не может воздержаться от резких слов. Ханжество и лицемерие, чинопочитание, подобострастие – все это ставшее традиционным для московского общества, вызывает у Чацкого негодование.
    Сцена бала типична для Москвы Грибоедовского времени. И гости Фамусова – самые обыкновенные люди московского общества начала 19 века. Одни ездят на балы от скуки, другие, чтобы завести знакомство с нужными людьми, третьи, чтобы устроить судьбы своих детей. Здесь собираются люди одного круга, здесь нет чужих. А установленные правила поведения являются законом. Чацкий со своей правдой и критическим взглядом на жизнь просто не мог стать своим среди этих людей. За глаза гости Фамусова осуждают друг дуга. Но если сказать графине-внучке, что она зла оттого, что “в девках целый век”, или сказать Хлестовой, что она вздорная, глупая старуха – за это можно прослыть и сумасшедшим. Первые, с кем встречается Чацкий на балу – это супруги Горичи. Платон Горич – давний знакомый Чацкого, бывший военный, после женитьбы полностью попал “под каблук” своей жены. Чувствуется, что Чацкий хорошо относится к Платону Михайловичу и искренне огорчен переменой, произошедшей со своим старым другом. Он хоть и подшучивает над Горичем, но с явным сочувствием. А вот и князья Тугоуховские со своим семейством, со своими многочисленными дочерьми. Первое, что интересует княгиню: женат ли Чацкий. И как быстро пропадает ее интерес, когда она узнает, что кандидат в женихи небогат. А вот графини Хрюмины: бабушка и внучка. Внучка – злая старая дева. На ее едкие замечания Чацкий отвечает не менее резко. Это ее он сравнивает с французскими модистками.
    И, конечно, Чацкого возмущает то, что московское общество, осуждая таких пройдох, как Загорецкий, не закрывает перед ним двери, а продолжает принимать на балах. Откровеннее всех об этом говорит по своей глупости Хлестова: “Я от него было и двери на запор; да мастер услужить”.
    Устами Чацкого говорит сам Грибоедов. Да и действующие лица комедии описаны автором так, будто это писал сам Чацкий. Если Горичей он изображает, иронически улыбаясь, то Тугоуховские, Хрюмины, Загорецикй – это уже сатира на московское общество тех времен. Когда же автор представляет нам Хлестову, мы слышим уже неподдельный сарказм. Особая фигура у Грибоедова – Репетилов. Вот, казалось бы, с кем Чацкому найти общий язык: говорит о новых идеях, ездит на секретные собрания в Английский клуб. Однако, Чацкий достаточно умен, чтобы понять, что это пустые слова, за которыми ничего не стоит.
    Пустые никчемные люди, не желающие не только никаких перемен, но и не желающие даже слышать о них. Поэтому Чацкий, думающий и говорящий иначе, своей правдивостью вызывает неприятие у этого общества. Вот почему слух о безумии Чацкого, выдуманный Софьей, так легко был принят за правду гостями Фамусова. Они просто жаждали, чтобы Чацкий оказался сумасшедшим. А если он нормальный, и все, что он говорит, правда, то это значит, что у это них не все в порядке. А этого невозможно даже в мыслях представить.
    Итак, московское общество выносит Чацкому приговор: безумен. Но и Чацкий выносит свой приговор московскому обществу:
    Из огня тот выйдет невредим,
    Кто с вами день пробыть успеет,
    Подышит воздухом одним
    И в нем рассудок уцелеет.
    Так чем же заканчивается комедия Грибоедова? Так кто же победил в этом споре: Чацкий или Фамусов со своим окружением? Мне кажется, что конфликт этот неразрешим. Чацкий уезжает из Москвы разочарованным. Его чувства растоптаны, его сердце разбито, его надежды найти здесь понимание рассыпались в прах. А что же фамусовское общество? Они даже не поняли, что произошло, о чем говорил Чацкий. Они не поняли ни его шуток, ни его острот и, приговорив Чацкого к безумию, вынесли приговор сами себе. И в наши дни в подобных кругах не любят людей умных, острых на язык. Их считают возмутителями спокойствия. Без них удобнее и привычнее. Чацкий открыл в русской литературе галерею “лишних” людей. За ним последовали Онегин, Печорин и другие. Каждый по-своему, но все они не нашли места в окружающем их обществе.

  8. Бал в доме Фамусовых

    Автор: Грибоедов А.С.
    Бал в доме Фамусова является важной частью всего произведения, кульминацией общественного и развитием любовного. В сцене бала выражена основная идея произведения: противостояний представителей устаревших и передовых взглядов.
    Чацкого не было в Москве три года, он не сообщал о себе никаких известий, и неожиданно появился в доме Фамусов, но его там ни кто не ждет.
    Гостями Фамусова являются типичные представители дворянской Москвы, которых волнуют только чины, поиски выгодных женихов.
    На балу Чацкий встречает своего друга Платона Михайловича и удивляется переменам, произошедшим с ним. В семье Горичей главенство принадлежит Наталье Дмитриевне.
    Затем появляется чета Тугоуховских с шестью дочерьми, на балах они ищут себе женихов, а узнав, что Чацкий не богат и не знатен теряют к нему интерес. В беседе с графиней – внучкой Хрюминой Чацкий высмеивает «подражательницам модисткам», его возмущает, что в Росси манеры, наряды, культура заимствовали из-за границы. Загорецкого в обществе не любят, называют его мошенником, плутом, лжецом.
    У Чацкого и гостей Фамусова совершенно разные интересы, нет ничего общего, что предвещает конфликт между ними. Чацкий высмеивает образ жизни чиновничий Москвы, шутит, язвит. Он думает, что на его честность ему ответят откровенно.
    Слух о сумасшествии Чацкого рождается случайно из уст Софьи и быстро разноситься по цепочке и к концу вечера никто не сомневается, что это правда.
    В распространении этой сплетни показан механизм формирования общественного мнения.
    В причинах сумасшествия названа наследственность, пьянство, просвещение: « И в правду с ума сойдешь от этих, от одних от пансионов, школ, лицеев».
    Гости Фамусова, еще не зная Чацкого, невзлюбили его. Они считают себя умными, образованными, высшим светом, а Чацкий посмеялся над ними.
    Обществу проще показать, что Чацкий сумасшедший, чем признать его правоту.
    Чацкий остался один, общество отвернулось от него, даже друг Репетилов поддался уговорам: «Да как Вы можно ль против всех! Да почему Вы? Стыд и смех!».
    В сцене бала происходит окончательный разрыв Чацкого с Фамусовским общества. После бала Чацкий решает выяснить истинное отношение Софии к нему, так происходит и развязка любого конфликта.

  9. Бал в доме Фамусова

    Автор: Грибоедов А.С.
    Бал в доме Фамусова играет большую роль для понимания комедии. Первым прибывает Чацкий, ищущий новой встречи с Софьей, и он уже успевает каждому дать «ненужный» совет, послать в чей-нибудь адрес очередную колкость, ненароком оскорбить кого-нибудь.
    При встрече с Платоном Михайловичем Чацкий не узнает старого друга, после помолвки с Натальей Дмитриевной он стал совсем не таким, каким был. За него на все вопросы Александра Андреевича отвечает жена, будто Платон Михайлович сам не может ответить, а она хочет казаться заботливой, но получается так, что муж у нее под каблуком:
    Мой милый, застегнись скорей.
    А совет Чацкого вовсе для нее бессмыслен, и она опять отвечает за мужа:
    Платон Михайлыч город любит,
    Москву; за что в глуши он дни свои погубит!
    Чацкий интересен всем молодым дамам, даже княжна проявила любопытство и спросила о том, кто он и богат ли, но, услышав, что денег у него мало, «вычеркнула» его из списка кандидатов в мужья своим дочерям.
    Графиня-внучка, о которой княгиня сказала, что она целый век в девках, тоже проявила интерес к Чацкому, но он сам оттолкнул ее от себя тем, что назвал подражательницей модисткам.
    Когда появилась Софья, ее окружили гости: Загорецкий подарил ей билет, который, по его словам, он доставал с большим трудом; графиня-внучка по-французски ее приветствовала; старуха Хлестова похвасталась арапкой. Софья невзначай признала Чацкого сумасшедшим, этот слух разлетелся со скоростью света каждому гостю, и все поверили. Каждый находил причину этой «болезни», одна версия невероятнее другой. Фамусов говорил, что это Чацкому передалось по наследству:
    По матери пошел он, по Анне Алексеевне;
    Покойница с ума сходила восемь раз.
    Другие считали, что всему виной шампанское, которое он «тянул бочками сороковыми». Фамусов говорил:
    Ученье – вот чума, ученость – вот причина,
    Что нынче, пуще, чем когда,
    Бездумных развелось людей, и дел, и мнений.
    По его словам, всему виной ум и знания Чацкого, все соглашаются, говорят, что в России давно пора сжечь все книги, а учить, как сказал Скалозуб, «по-нашему: раз, два».
    Вокруг Чацкого словно снежный ком нарастают конфликты. Гости уверены, что он сошел с ума. В сцене с Лизой и Молчалиным Софья узнает всю правду об Алексее Степановиче, но своим шумом они будят весь дом, прибегает Фамусов и упрекает свою дочь в том, что она ночью с человеком, которого недавно называла сумасшедшим, находится у комнаты Молчалина, а Чацкого обвиняет в легкомысленности и посылает его подальше от Москвы.
    Чацкий является и победителем, и побежденным, потому что ему достается мильон терзаний, он теряет свою любовь, но зато он узнает все правду о жителях Москвы. Ему скучны местные балы, а где-то его ждут новые приключения, люди и новая любовь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *