Сочинение по литературе на тему былины 6 класс

4 варианта

  1. Дорогие ребята!
    На уроках литературы вы знакомитесь с произведениями устного народного творчества. Один из самых сложных жанров фольклора – былины. У вас часто возникают трудности в изучении этих произведений – особенно в написании сочинений. Нынешнему школьнику непросто понять мир старинных былин и чувства, которые древнерусский сказитель вкладывал в них. В тексте былин всегда встречается много слов и образов, которые в умах и сердцах наших далёких предков вызывали яркие впечатления и горячие отклики, а современному человеку их необходимо пояснять.
    Эта книга поможет вам легко выполнить самые различные задания учителя: найти постоянные эпитеты в тексте былины, дать сравнительную характеристику персонажей, ответить на вопросы по содержанию произведения, подобрать пословицы на заданную тему и объяснить их происхождение и, конечно же, написать отличное сочинение.
    На темы, которые предлагает школьная программа, в книге представлены уже готовые сочинения. Но вам, друзья, всё-таки предстоит самостоятельно поработать с предложенными текстами: отобрать нужную информацию и выразить личные впечатления.
    В текстах вы найдёте все необходимые учебные материалы, а также интересную познавательную информацию. Вы узнаете, когда появились былины, кто их создавал, о чём они рассказывали. Мы надеемся, что вам станут понятнее и ближе герои былин – русские богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Микула Селянинович, Садко, Вольга. Знаете ли вы, например, что у многих из них были реальные прототипы – наши далёкие предки?
    Постарайтесь не только успешно и грамотно использовать в выполнении домашних заданий все предложенные в книге материалы, но также пополнить свой общеобразовательный запас.
    Желаем вам успехов в учёбе!
    Содержание:
    Былины – песни о старине 1
    О чём рассказывают древние былины 1
    Былина как художественное произведение 2
    Былинные ??богатыри 2
    На богатырской заставе 3
    Старший былинный богатырь Илья Муромец 3
    Славный русский богатырь Добрыня Никитич 4
    Славный богатырь Алёша Попович и Тугарин Змеевич 4
    Что рассказала древняя былина о новгородском купце Садко 4
    Микула Селянинович – собирательный образ русского земледельца 5
    Пословица – произведение устного народного творчества 6

    Валентина Крутецкая
    Готовые сочинения по былинам. 5–6 классы

    Дорогие ребята!
    На уроках литературы вы знакомитесь с произведениями устного народного творчества. Один из самых сложных жанров фольклора – былины. У вас часто возникают трудности в изучении этих произведений – особенно в написании сочинений. Нынешнему школьнику непросто понять мир старинных былин и чувства, которые древнерусский сказитель вкладывал в них. В тексте былин всегда встречается много слов и образов, которые в умах и сердцах наших далёких предков вызывали яркие впечатления и горячие отклики, а современному человеку их необходимо пояснять.
    Эта книга поможет вам легко выполнить самые различные задания учителя: найти постоянные эпитеты в тексте былины, дать сравнительную характеристику персонажей, ответить на вопросы по содержанию произведения, подобрать пословицы на заданную тему и объяснить их происхождение и, конечно же, написать отличное сочинение.
    На темы, которые предлагает школьная программа, в книге представлены уже готовые сочинения. Но вам, друзья, всё-таки предстоит самостоятельно поработать с предложенными текстами: отобрать нужную информацию и выразить личные впечатления.
    В текстах вы найдёте все необходимые учебные материалы, а также интересную познавательную информацию. Вы узнаете, когда появились былины, кто их создавал, о чём они рассказывали. Мы надеемся, что вам станут понятнее и ближе герои былин – русские богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Микула Селянинович, Садко, Вольга. Знаете ли вы, например, что у многих из них были реальные прототипы – наши далёкие предки?
    Постарайтесь не только успешно и грамотно использовать в выполнении домашних заданий все предложенные в книге материалы, но также пополнить свой общеобразовательный запас.
    Желаем вам успехов в учёбе!

    Былины – песни о старине

    Былины – это русские народные песни-сказания о богатырях. Они начали создаваться в Древней Руси в ХI – ХII веках. Тогда они назывались стари?нами, то есть песнями о старине. Древнерусские певцы-сказители брали в руки гусли яровчатые (звонкие) и под их аккомпанемент нараспев исполняли старинушки, в которых рассказывалось о славном прошлом родной земли, о её защитниках – героях-богатырях. Слово былина появилось гораздо позднее – только в ХIХ веке.
    Былину невозможно спутать ни с каким другим жанром устного народного творчества. У неё – особый ритм и строй. Это нечто среднее между пением и рассказыванием. Торжественность тона в былине часто сочетается с живыми разговорными интонациями. Сказитель здесь – главное лицо. Каждый человек мог пересказать содержание услышанной однажды былины. Но не каждый мог стать её исполнителем.
    Древний сказитель – это и артист, и музыкант, и певец, и поэт. Он должен был не только запомнить огромное эпическое содержание былины, но и каждый раз пропеть ее по-новому. Сказители никогда не повторяли механически заученных вариантов, не были простыми исполнителями. Они были настоящими творцами – в каждом исполнении умели находить новые краски. Каждый раз былина как бы заново складывалась в устах певца перед новыми слушателями. Поэтому и петь былины брались не все.
    Интересно изобразили древних сказителей художники Виктор Васнецов и Илья Глазунов. Обе картины называются одинаково: “Боян” – то есть древнерусский певец и сказитель, “песнотворец”. Мы видим на картинах мудрых старцев с гуслями в руках. Они изображены в момент исполнения былинных песен.
    На протяжении долгих веков былины хранились в памяти народной и передавались из уст в уста – от старого сказителя к молодому. А записаны они были только в ХVIII веке.
    Само слово былина означает, что в её основе – быль , то есть реально произошедшие когда-то события. Сейчас, много веков спустя, читая былины, мы много узнаём о далёком прошлом. Мы узнаём, как жили наши предки, какими были старинные города, каким оружием владели русские воины, какие наряды носили русские женщины.
    Действие большинства былин происходит в период существования единого Древнерусского государства. Его столицей был Киев, поэтому позже появилось название – Киевская Русь. Москва в те далёкие времена была всего лишь маленьким поселением и не играла значительной роли в жизни государства. В то время на Руси влиятельными и крупными городами были Киев и Новгород. Поэтому чаще всего в былинах упоминаются именно эти два города. И события разворачиваются тоже здесь. Действие самых известных былин происходит во времена правления Владимира Красное Солнышко. Он был великим князем Киевским больше 35 лет – до 1015 года. Именно при нём произошло Крещение Руси, и христианство стало государственной религией.
    Самые известные из всех былин – героические былины. Они изображают воинов-богатырей, сражающихся с врагами и нечистью за святую Русь. Три главных русских богатыря действуют в них: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович. Главная идея, проходящая через всё былинное творчество, – идея защиты русской земли.

    О чём рассказывают древние былины

    На вопрос, когда появилась та или иная былина, ответить очень трудно. Былины складывались постепенно. Каждая эпоха вносила в них свои черты и поправки. Поэтому в любой былине есть и очень древние, и более поздние детали. В них порой соединяются персонажи, жившие в разных столетиях, смешиваются события, происходившие в разных местах и в разное время. Но, несмотря на это, каждая былина – это законченное художественное произведение со своей идеей и своим смыслом.
    Основой, на которой создавались былины, конечно, являлась жизнь русского народа. Но история не отражается в былинах буквально, как в учебнике. Об историческом событии в былине рассказывалось так, чтобы слушатели почувствовали гордость за свою родину и её славных защитников.
    В эпоху, когда Русь была раздроблена на множество удельных княжеств и ослаблена междоусобными войнами, когда князья думали лишь о своём куске земли, былины повествовали не об этом тяжёлом для страны времени. Они воспевали единое и могучее Киевское государство. Все вместе былины показывали, какой должна быть святая Русь, какими должны быть русские князья, как должны защищать свою землю, свободу и независимость русские воины.
    Центральной идеей, проходящей через всё былинное творчество, можно назвать идею защиты родной земли. Русские богатыри стоят на богатырской заставе, охраняют стольный град Киев и побеждают врагов: Соловья-разбойника, Идолище Поганое, Змея Горыныча, Тугарина Змеевича.

  2. Былины на любую тему 6-7 класс Сборник былин
    1.«Былина о любви»
    Во славной городе да в Ё – бурге,
    Стоит да поживает школа долговечная,
    И номерок то у неё 154!
    В школе той могучей училася Полинка раскрасавица,
    А в старшем классе учился Антон, с классной чёлкой
    он.
    Любили они друг друга, да преградой был им
    Ростислав плохучий,
    И мешал он той Полинке быть с Антоном вместе.
    И решили они бороться с Ростиком плохучим,
    Да у него был приспешник славный,
    Да и прозвище у него было смешное – Кудрявый.
    Боролись они три дня и три ночи,
    А победил Ростик плохучий,
    Но за плохое поведение выгнали его из школы могучей.
    И воссоединились Полинка и Антошка!
    Но на этом наша история не заканчивается, Ростислав
    вернулся…
    Забрал он Полину в дом пятиэтажный да во тёмный,
    Но у Полинки были подруги верные: Женька и
    Настюшка!
    И спасли они Полину раскрасавицу,
    А Кудрявый на сторону Антона перешёл и помог
    Ростика плохучего поймать.
    Наконец-то Полина и Антон остались вместе да
    Навсегда!
    2.«Алёша Потапович против русской мафии»
    Не «давным-давно», а совсем недавно в одной маленькой деревушке жил Алёша Потапович. Жил – не тужил. Читал RAP свой русский. Его все уважали! Но было у него и много врагов – Русская Мафия.
    Однажды, гуляя по лесу, увидел он браконьеров ужасных, как воровали они зверей редких! Разозлился тогда Алёша, вырвал дерево с корнем он и поразметал браконьеров лютых, но оставил одного браконьеришку, повыпытывал у него информацию. И пошёл он на русскую, на мафию. На Ferrari, на своей быстроходной. Взял с собой он лишь автомат да пистолетушки, да и ножечки заточенные, острющие. И уехал Алёша на битвушку на ратную.
    Как доехал Алёшенька до места страшного, как началась стрельбы лютая, полилась кровушка красная. Расстрелял Алексей всех недругов страшных. Увидал Алёша девицу красную, так влюбился он в неё, что женился он на ней сразу же. А была эта девица дочкою президента нашего.
    3. «Алёша Попович и вороны Кощея»
    Кощеевы слуги, чёрны вороны,
    Повадились на хлеб киевский
    Через день налетать, да поклёвывать.
    И отправил князь Владимир гонцов
    В деревеньку дальнюю,
    Да за Алёшей Поповичем,
    Мол, спаси нас, богатырь
    Да от силы вражеской, да от голода.
    Засобирался богатырь
    Во владения Киевские.
    Прыгнул могучий конь
    Лишь два раза да утомился,
    А город большой уже виден.
    Прилёг Алёшенька отдохнуть, да сил набраться.
    Да налетели вдруг чёрны вороны,
    Да тут же солнышка не видно стало.
    Проснулся богатырь, натянул тетиву
    И начал по воронам палить.
    Испугались супостаты, полетели.
    А Алёша Попович на коня и за ними.
    Привели они богатыря в пещеру тёмную на горе,
    А в глубине на троне костяном Кощей сидит.
    Рассердился он, наказал воронам
    На богатыря русского напасть.
    Отбивался Алёша Попович,
    Пока не попадали вороны все.
    Испугался Кощей, побежал от смерти.
    Но нагонять его богатырь начал,
    Да такие слова кричать:
    «Бойся, Кощей, будешь знать,
    Как землю русскую грабить!»
    Быстрей, быстрей Кощей бежал,
    Да свалился с горы высокой.
    Отправился Алёша Попович в город.
    Хвалили его, садили за стол богатый,
    Да кормили едой лучшей,
    Да песню о нём слагали.
    4. «Былина о Никите Добрыниче и об иго бусурманском»
    Жил да был в одном городе славном,
    Да во стольном Киев-Граде
    Богатырь Никита Добрынич.
    С трудом носила его мать, сыра земля.
    Да и был Никита грамоте разной обучен.
    ***
    Однажды к Владимиру Светлому Княже
    Басурмане напали на стольный Киев-Град.
    Да и Никита с дружиною своею отлучился.
    Послал князь Владимир гонца за Никитою.
    Быстрей, чем заяц от волка, поскакал гонец.
    Догнал он Никиту возле Волги матушки.
    Тотчас отправился Никита.
    ***
    Выезжал Никита во чисто поле,
    Залазил Никита на сосну высокую.
    Смотрел Никита на город осаждённый.
    Молвил он таковы слова: «Здесь хитростью возьмём».
    ***
    Решил Никита часть дружины оставить в кустах.
    С другой же частью пошёл на басурман.
    Завязался бой жестокий.
    Никита вперёд махнёт мечом – улочка,
    Направо – проулочка.
    Устала часть дружины – её другая сменила.
    ***
    Выиграл бой Никита.
    Выходил к нему князь с поклоном.
    Целовал Никиту в уста сахарны.
    Устроил князь пир на весь мир.
    И я там был, мёд-пиво пил.
    По усам текло, да в рот не попало!
    5.Былина «Сергей и Екатерина»
    В славном городе, да во Киеве,
    Жил-поживал князь Сергей.
    А в Муроме жила-была
    Простая красивая крестьянка Екатерина.
    Поезжал когда-то Сергей по Мурому,
    Повидал Екатерину, да и ахнул.
    Нежданно-негаданно влюбился.
    Сели на коня да и поехали.
    Хороша, прекрасна земля,
    Но что-то небо скручивалось.
    Темноту завидел князь.
    Очнулся – ни коня, ни суженой-то нет.
    Пешком возвратился домой князь Киевский,
    Время прошло, он да и забыл.
    Прошло лет пять оттуда,
    Да и услыхал Сергей, что во Франции
    Екатерина у сударя Максима суженая.
    Но, а ту не узнал князь,
    Но на славном коне,
    Во Францию поспешил,
    Поздравить маму невесту.
    По синему морю плывёт,
    По сырой земле скачет,
    Мимо облаков пролётывает.
    Вот и во Франции наш князюшка.
    Сразу Сергей на свадьбу поспешил.
    Увидали Сергей и Катя друг друга,
    Вспомнили прекрасную любовь.
    Но Максим, завидев взгляд…
    Драка, сборище и мрак.
    Помыкающим месяцем лежал Сергей,
    Да выздоровев, свои негодования отправил в суд:
    «Максима на костре сожгут».
    А Катя и Сергей жили-поживали,
    Да и троих детей нарожали.
    6.Былина об удалом молодце.
    Жил-был в деревушке старой, богатырь та там удалый. Был он молодец хорош, всё помог и всё принёс. Но напали в деревушку все незваные вруны. И, конечно, наш удалый всех врагов скосил, как травы. Стало грустно после боя. Он решил жену найти. Снарядился в долгий путь. Шёл он лесом, шёл он полем, знал, что он найдёт её. В дом сразу привезёт. Выйдя к морю, он увидел деревушку небольшую. Люди там угрюмы были, он всё понял – не дурак. Посреди деревни этой он увидел замок старый. И услышал крик о помощи большой. Сразу встал на лифт, он быстро до седьмого этажа. И глазам своим не верил, что такое чуду есть. Сразу к себе её взял. Чтобы жить, как солнце ясно!
    7.Былина о Петруше.
    Подле города Киева, село было Красное. Жил в том селе крестьянин Василий Петрович, жена его Прасковья Сергевна и сын малый Петруша. Рады-радёхоньки родители – сын растёт не по дням, а по часам.
    Неуёмный мальчуган всех в деревне распугал. Всем помочь хотел, а силы много – ума мало.
    Отдал отец Петрушу в церковь – учиться. Недолго продлилась учёба – решил ребятёнок себя народу русскому верой и правдой служить. Купил коня себе он вороного, припас по силушке своей снаряженье богатырское и пошёл к родителям благословение просить.
    Пригорюнились старики – не хотели сына отпускать, а делать нечего. Благословили.
    Оседлал Петруша добра коня, с отцом, с матерью простился и прочь поехал из села родного Красного. В стольный Киев-град.
    Ехал он лесом чёрным. Люди всё говорили, что там живут 12 разбойников, которых никто на свете победить не может.
    Не боялся Петруша разбойников и вступил с ними в схватку. Быстро разметал он их по поляне чёрной. Смастерил клетку для разбойников, посадил их туда и повёз Князю Владимиру Красно Солнышко подарок.
    Приехал богатырь в стольный Киев-град, на широкий двор царский. Привязал коня своего доброго и понёс князю Владимиру гостинец. Принял подарок князь, а сам печальный.
    «Что ты, князь, пригорюнился, аль случилось что?»
    «Случилось, богатырь, дочку мою прекрасную Настасью украли воры завистливые. Татарины проклятые».
    «Вызволю я её, князь!»
    «Ох, вызволи. Не знаю, что делать мне без неё. Спасёшь Настасью – по царски награжу. И дочь отдам».
    «Не хочу я, князь, по расчёту выгодному невесту брать. По любви найду».
    «Ну, как знаешь».
    Вышел богатырь на двор царский, отвязал коня своего доброго и отправился в путь-дорогу.
    Долго ли ехал, коротко ли, набрёл он на хату татарскую. Вышел из неё разбойник страшный. Не испугался Петруша. Метнул в него стрелу и в прямо в сердце попал. Вызволил Настасью из плена. Как увидал красавицу – влюбился. И Настасье приглянулся богатырь.
    Приехали они в Киев-град. Обрадовался царь дочери. Говорит он Петруше:
    «Проси чего хочешь!»
    «Очень мне дочь твоя приглянулась, жениться на ней хочу»
    «Раз хочешь – женись!»
    И был тогда пир на весь мир. И я там был, мёд-пиво пил. По усам текло, а в рот не попало.
    8.Радомир.
    Как-то в богатом-то городе
    Да в Новгороде
    Жил добрый молодец
    По имени Радомир.
    Жил он бобылем,
    С хлеба на квас перебивался –
    Ни кола, ни двора
    У него не было.
    И отправился он
    На море синее.
    А на море том
    Беда приключилася.
    Корабли, что по морю плыли
    В пучину морскую провалилися.
    Как подул Радомир, разогнал волны пенные,
    Освободил корабли купеческие.
    9. Илья Муромец и сила татарская.
    Ай, и татарины поганые,
    Набрали силы могучей Татарской,
    Набрали силы многотысячной..,
    Да, поехали татарины поганые,
    На великое дело страшное.
    К князю стольному-киевскому,
    Приезжают тут татары поганые
    Дело страшное творить.
    Поставили свою силушку нечистую вокруг Киева.
    Сам, поехал хан их к Владимиру,
    Испугался наш Владимир стольно-киевский…
    Что татарины поганые зажимают…
    Что земли не видно из-за силы ихней!
    Но богатырям русским страх не ведом,
    Наплевать им на силу грозную, татарскую
    Не боятся силы смертной они!
    Но и в бой не рвутся, выжидают…
    Силе смертной засаду готовят…
    Тем временем князь стольно-киевский
    Убирался прочь в чисто поле…
    Но вдруг совесть его загрызла, сильнее, чем тесак татарский,
    Впрямь всю душу ему затерзало!
    И КАЗАЛОСЬ, СПАСЕНИЯ НЕТ…
    Но идея его осенила,
    Можно подкрепление позвать,
    Русским богатырям в помощь!
    И рванулся он быстрее ветра,
    Подгоняемый криками, воплями
    Свистом стрел и звоном мечей!
    Прискакал он к поселению русскому,
    Смерть там царила уже…
    Русский на татаре и татар на русском лежали бездыханной кучей…
    Скачет он дальше, ещё быстрее, к поселению другому…
    Скачет в деревню русскую, где истинные богатыри растут!
    Известно ему, что в деревне этой растёт богатырь Илья,
    И мчится к избе его, чтобы о помощи молить…
    Открывает ему Илюша,
    Истинный богатырь!
    Зачем пришёл ко мне Владимир, никак о помощи молить?
    О, да о помощи тебя просить.
    Окружили наш город татары,
    Великою силой татарской.
    Соберу я дружину свою,
    И рванусь в Киев-град я!
    Выполнил он тут же своё слово…
    И собрал войско богатырское,
    И двинулись они вперёд…
    Подошли они к граду Киеву,
    Тишина вокруг. НИ ДУШИ…
    И решились в город зайти.
    В городе огонь царил и смерть.
    И звуки были торжества.
    Татарин одержал победу…
    И праздновал сейчас и грабил,
    Наши земли пресвятые осквернял!
    На главной площади они
    За победу свою выпивали.
    Решил Илья не ждать, напасть,
    Чтоб силу их врасплох застать!
    Ещё ведь мгновение ждать и площадь озарится блеском стали!
    В ней вместе бранных песен стрелы запоют,
    И копья наши и мечи остаят разговоры.
    И вот свершилось то мгновение!
    Вот наши двинулись вперёд!
    Застав противника врасплох, зажали наши их в кольцо!
    Недолго ждать осталось, судьба предрешена!
    К утру освобождён Киев.
    Илья тот самый, Муромец зовётся, что в Муроме рождён был,
    Сейчас он праздновал победу,
    Владимир благодарен был ему!
    10. Былина «Про славного программиста Илью и Силушку нечистую»
    Как во славной сети Интернетушке
    Поселилася Силушка, да нечистая.
    Да не простая она была, а виртуальная.
    И к тому ж ещё – на народ простой сильно обиженная.
    И задумала она думу чёрную,
    Думу чёрную нехорошую –
    Заразить всех людей в «сети»
    Страшным вирусом лютой злобушки.
    Лютой злобушки и жестокости,
    Чтоб повывести род человеческий
    И зажить потом припеваючи.
    А тем временем в одном городе,
    Что стоит на реченьке Исетюшке,
    Да зовётся славным именем Екатеринушки,
    Жил простой русский богатырь – Илюшенька.
    Был он дальним внучатым племянником
    Всем известного Ильи Муромца.
    Славен был наш Илюшенька силою,
    Но не столь силён был наш молодец
    Кулаками махаться да лихачиться,
    Сколь силён он был по сетям гулять
    (Не простым сетям, а компьютерным).
    Программистом он стал не быстрёхонько –
    С детства, с измальства учился прилежненько.
    Поначалу жил Илюша у бабушки
    И осваивал премудрости компьютера.
    Игрушечек у него было достаточно
    И играл он часто в «контрушечку»,
    «Замочил» там немало всякой нечисти.
    Юность быстро прошла беззаботная,
    Пролетели деньки институтские.
    Тут пошёл наш Илюша на работушку,
    На работу серьёзную-слидную.
    Поступил он на службу государственную,
    Встал на страже «сетей» своей Родины.
    Вот однажды выполнял он секретное задание
    Самой-самой повышенной сложности.
    И пришлось добру молодцу Илюшеньке,
    Чтоб с задание справиться наславушку,
    Во «сети» познакомться с красной девицей,
    Величали которую Алёнушкой.
    Хоть не видывал он той девицы,
    Но пришлась она ему по нраву молодецкому,
    Покорила сердце богатырское
    Красотою души своей бесхитростной
    И умом своим пытливым не по летушкам.
    Завязалась меж ними переписочка.
    До красна раскалялась «клавушка» Илюшина,
    Когда письма писал он своей зазнобушке.
    И ему отвечала Алёнушка взаимностью,
    Не скупилась на письма электронные.
    Как прознала да прослышала Силушка нечистая
    Про такую любовь непорочную,
    Поняла она, что покудова
    Есть ещё на Земле чувства добрые,
    Не бывать ей паутинушки,
    Кличут которую Интернетушкой.
    И задумала Силушка нечистая
    Извести красну девицу – Алёнушку,
    Заразив её страшным вирусом,
    Страшным вирусом лютой злобушки,
    Лютой злобушки и жестокости.
    Послала она доброй девице
    Письмецо лихое заражённое.
    И закралась белезнюшка недобрая
    На e-mail и в душу милой девушки.
    Позабыла она чувства светлые
    К добру молодцу свет-Илюшеньке,
    Написала она ему весточку
    Лютой злобой и холодом полную.
    Содрогнулося сердце богатырское
    От такого удара жёсткого,
    От удара жёсткого и нежданного.
    Заподозрил неладное Илюшенька,
    Отписал своей любушке словами прежними
    С добротой, лаской и нежностью.
    Ну, а сам, не теряючи времени,
    Стал искать, в чём причина неладного.
    От коллег своих по работушке
    Уж не раз слыхивал
    Про нечистую злую Силушку,
    Интернет заражавшую злобушкой.
    Слово дал он себе богатырское
    Отыскать и изжить её со свету.
    Вот уж месяц-второй богатырь не спит,
    Исхудал и исчах наш Илюшенька.
    Только память про предка великого –
    Всем известного Илбю Муромца –
    Помогала ему в дни отчаяния
    Оставаться верным слову данному,
    Слову данному – богатырскому.
    Нелегко было вычистить Силушку нечистую.
    Больно уж хитра и ловка она.
    Больно много у неё помощников,
    Тех, что могут предать Человечество
    Ради собственной выгоды пустяшненькой.
    Но не зря добрый молодец Илюшенька
    Много лет гранит науки осваивал.
    Он настиг ту Силушку нечистую,
    Разгадал он секретный код доступа
    И разрушил вирус ужаснейший.
    Вот и рухнули козни зловредные,
    Вновь вернулась к нему прежняя Алёнушка,
    И сыграли они свадебку весёлую.
    Ну, а Силушка нечистая, «поджавши хвост»,
    Убежала из «сети» Интернетушки.
    Поняла она, что пока ещё не перевелись богатыри
    На землюшке-то русской,
    На землюшке-то уральской!
    11.Славный программист Кирюшенька.
    В славном городе, да в городе Пскове,
    Жила силушка, да нечистая.
    Да и в этом городе славненьком
    Жила девица арембишная.
    Вот была у неё подруженька лучшая,
    Да советы давала прекрасные.
    И влюбился в девицу молодец,
    Программистом он подрабатывал.
    Коль красавицы той арембишной
    Уж нету красивей, милее,
    То задумала план злобный силушка,
    Да которую звали нечистою.
    Как украли из клуба красавицу,
    Василису красавицу-девицу,
    Взаперти всё держали от глаз чужих,
    Всё скрывали от глаз, таки яростных.
    Вот узнал о том горе Кирюшенька,
    Это тот, программистом работающий,
    От подруженьки Васелисеньки,
    У которой советы прекрасные.
    Указала дороженьку прямую,
    Дорогу прямую, прямоезжую.
    Повела вдруг Кирюшеньку в комнату,
    Где машины стоят, да невиданные.
    Сделал выбор свой, добрый молодец,
    По душе, выбрал злат запорожец.
    И сказала подружка Кирюшеньке:
    «Чтож ты, молодец, лучше не видывал?
    Со всего света, со света собраны.
    Есть могучие, богатырские!»
    Да твердит ей в ответ добрый молодец:
    « Мне не нужно машин, да могучих,
    Мне не нужно машин богатырских,
    По душе мне мой запорожец!»
    Не смогла дать совета подруженька,
    Коль таков есть наш добрый Кирюшенька.
    Да поехал дорогой он прямою,
    Дорогой прямою, проямоезжею.
    Увидала силушка злат запорожец,
    Да не признала гостя незваного.
    А наш славный добрый молодец
    Без труда, без войны спас красавицу.
    Ну а силушки, да нечистой,
    Не видеть больше земли-то русский!
    Ай, хитёр наш добрый Кирюшенька,
    Ай, красива девица арембишная!
    Да кончается наша былина,
    Поучительна, восхитительна…

  3. МБОУ СОШ №2
    Урок по литературе для 6 класса.
    Многообразие былинных героев.
    Творческий практикум: сочинения былинного сюжета.
    Разработчик –
    учитель русского языка и литературы
    Козаченко Марины Леонидовны.
    г. Темрюк – 2011г.
    Многообразие былинных героев.
    Творческий практикум: сочинения былинного сюжета.
    Цели:
    Познакомить учащихся сразными образами русских богатырей и былинных героев народов России;
    Развивать умение устного выступления на заданную тему;
    побуждать учащихся к литературному творчеству;
    развитие чувства патриотизма и любви к людям у учащихся на примерах самоотверженных поступков былинных богатырей.
    Ход урока.
    Самостоятельная работа.
    Сегодня у нас практикум. Сначала вы будете практиковаться в устных цельных выступлениях, а потом подумаем, как вы будете сами сочинять былины. Героические эпосы в современном духе.
    Я надеюсь, что все рекомендованные былины вы нашли и прочитали. (Учитель, конечно, имеет все тексты былин, готов пересказать сюжеты с прочтением отдельных отрывков, которые включены в «Стандарт»,- «Садко», «Вольга», «Джангар».)
    Порядок вашего выступления таков (обозначен на доске) :
    Назовите былину;
    Если знаете, укажите, в какой цикл она входит, к какому историческому времени относится;
    Перескажите кратко сюжет былины;
    Выделите главных действующих лиц;
    Охарактеризуйте богатыря и его противника – только в схватке с сильным врагом проявляется характер героя;
    Есть ли у богатыря помощники, каково его снаряжение, которое тоже не последнюю роль играет в подвигах богатыря;
    Укажите причину свершения героического поступка главного героя, и почему будущие поколения людей называют его героем;
    В заключение скажите о художественных особенностях былины: как описывается художественное пространство, что интересного в композиции, языке произведения.
    Учитель: Вот вам план цельного выступления и о самотоятельно прочитанной былине. Наверное по одной былине мы послушаем выступление нескольких учеников. Но вы должны постараться представить свою былину предельно полно, чтобы дополнений не требовалось. Я даю вам три минуты на то, чтобы собраться с мыслями.
    Учитель: Мы говорили, что былины – это героический народный эпос древних времён.
    – А сегодня этот жанр жив? (Нет).
    – Но если бы вы захотели, то смогли бы сочинить былину?
    – Кто же мог стать героем вашей былины? Кого сегодня можно считать богатырём?
    – От кого бы «новый русский» спасал бы русскую землю? И воплощает ли «новый русский» идеал поведения для людей?
    Можно ли создавать другие былины об Илье Муромце, Алёше Поповиче, Микуле Селяниновиче? Возможно ли появление других героев в наше время, таких же, как описаны в народном эпосе и другие напасти на русскую землю. кроме захватчиков прошлого (татаро-монголов, польских интервентов, французских императорских войск Наполеона, немецко-фашистских захватчиков?)
    – А об однокласснике можно написать былину? Будет ли она отличаться от классической? (Можно, но это будет шутливая былина.)
    – А что это мы такой разговор ведём? (Мы сами будем сочинять былины!).
    – Правильно, к этому я и веду. Значит, вы можете написать юмористическую стилизацию под былину.
    План работы.
    Определим последовательность ваших творческих шагов:
    1.Выберем героя. Чётко себе представим, какой он, чтобы словесно нарисовать образ, внешне и с характером идеального героя;
    2. Придумаем ему достойного врага, скоторым богатырь вступит в борьбу, чтобы проявить свои богатырские качества;
    3. Кто ещё будет участвовать в событиях былины?
    4. Какое пространство будет в былине?
    5. Представим себе и подробно опишем битву или сражение, схватку).
    6. С какого зачина начнём былину, какой концовкой завершим?
    7. Подберём клише, которое можно использовать в былине;
    8. Соберём все, что подготовили, и начнём последовательно писать, не забывая, что в подходящих местах надо вставить троекратное повторение, постоянные эпитеты, гиперболу, сравнения, литоту, повторы, словесно и выразительно оформить напевный ритм (ай, ой да и т.д.)
    III|. Домашнее задание.
    Сочините былину.
    Примечание: Предлагаю вниманию учителей былину, сочинённую моим учеником.
    Былина о Чёрном Вороне.
    Поселился да на высокой горе
    Вблизи города Чернигова Ворон Чёрныя,
    Ворон Чёрный да зловредный да татарския.
    И клевал он полюшки пшеничные,
    И топтал он посевы урожайные.
    Вот прослышал про ту беду добрый молодец
    Деревенщина Иван из села дальнего.
    Выезжал он поутру на добром коне
    На просторы-то  на урожайные.
    И увидел он на поле корешки одни.
    Нет ни зёрен, ни соломы для скотинушки.
    И спешит Иван к горе. К жилищу Чёрна Ворона,
    Куда лучик света не залётывал,
    Проезжал он среди гор да густых лесов,
    Где ногой человек не прохаживал.
    Только птицы и звери там кружмя кружат.
    Выезжает вдруг на берег, светом залитый,
    Видит речку быструю бурливую,
    Гору серую да высокую.
    А на той горе на высокыя
    Гнездо чёрное ворониное.
    И взнуздал Иван коня белогривого,
    Подскочил-то конь, засверкал ногой
    Да подковушками крепко вбитыми.
    Подскочил-то конь, да на полгоры.
    Затянул Иван  узду крепкую –
    Второй раз добрый конь подскакивал,
    Что подковы у него все отлётали.
    Отпустил узду добрый молодец,
    Оттолкнулся конь что есть силушки,
    И взлетел родимый на гору серую
    Прямо к гнёздышку Чёрна Ворона.
    А в гнезде сидит Воронёночек,
    Трижды выше роста человечьего.
    Воронёнок, вражий сын, встрепенулся,
    Клювом, крылышком своим замахнулся.
    Что все травушки низко пригнулися,
    Все лазоревы цветочки да осыпалися.
    Добрый конь под Иваном спотыкается,
    Богатырский меч изгибается.
    И сказал Иван да таковы слова:
    « Что ты буланный мой. конь спотыкаешься,
    Что ты буланый мой меч, изгибаешься?
    Не срамите мою честь богатырскую,
    Мою волюшку и силушку Русскую!»
    И пошла тут битва страшная,
    Битва старашная да великая.
    Воронёнка пёрышки да отлётывают,
    На шелом на кольчугу залётывают.
    А Иван не робеет, не хмурится,
    С ярым Воронёнком насмерть рубится.
    Как ударил Иван по лапам врановым,
    Лапам врановым да железныя.
    Поотпали да лапы вражие,
    Чёрный Воронёнок да на гору падает.
    Да накинул Иван петлю богатырскую
    да на выю ворожью черна ворона.
    Да стегнул Иван да добра коня,
    Полетел добрый конь да с горы до долу,
    Да летел буланный быстро, как молния,
    По крутой горе да в полюшко.
    И разбились тут все бока вражии,
    Все на косточки да на жилочки.
    Тут вдруг солнце красное стало черное,
    Светла молния по небу прокатилася.
    Летит Воронище да злодей старшой.
    Да увидел Воронище гнездо разорённое,
    Да увидел он Ивана Деревеньщину,
    Да дитя свово – биты косточки.
    Говорит Воронище да таковы слова:
    Ты зачем, Иван, мне разор учинил?
    Али жизнь тебе боле не надобна?
    И ответил Иван Деревенщина:
    «Не затем я к тебе пожаловал,
    Злодей Воронище да поганое,
    Что мне жизнь свою положить легко,
    А затем, что бы не ходила смертушка
    Да помеж людом русским от голода.
    Чтобы матери и малые детушки
    были сытые и вольные.
    Выходи –ка ты да на смертный бой,
    На кровавый бой да на последний бой.
    Будем биться за жизнь люда русского,
    За жизнь вольную, не голодную.
    И ударил Иван по Воронищу поганому,
    Да отрубил ему черну голову.
    Покатилась голова да под гору ту,
    Прямо к косточкам сына Воронищева.
    И настала тут тишь голубиная,
    И огонь из неба перестал сверкать,
    Да явилось снова красно солнышко.
    Все вокруг цветёт, да жизнь радует.
    На полях да сурожь выбивается,
    Радостной муравушкой расстилается.

  4. Описание книги
    Дорогие ребята!
    На уроках литературы вы знакомитесь с произведениями устного народного творчества. Один из самых сложных жанров фольклора – былины. У вас часто возникают трудности в изучении этих произведений – особенно в написании сочинений. Нынешнему школьнику непросто понять мир старинных былин и чувства, которые древнерусский сказитель вкладывал в них. В тексте былин всегда встречается много слов и образов, которые в умах и сердцах наших далёких предков вызывали яркие впечатления и горячие отклики, а современному человеку их необходимо пояснять.
    Эта книга поможет вам легко выполнить самые различные задания учителя: найти постоянные эпитеты в тексте былины, дать сравнительную характеристику персонажей, ответить на вопросы по содержанию произведения, подобрать пословицы на заданную тему и объяснить их происхождение и, конечно же, написать отличное сочинение.
    На темы, которые предлагает школьная программа, в книге представлены уже готовые сочинения. Но вам, друзья, всё-таки предстоит самостоятельно поработать с предложенными текстами: отобрать нужную информацию и выразить личные впечатления.
    В текстах вы найдёте все необходимые учебные материалы, а также интересную познавательную информацию. Вы узнаете, когда появились былины, кто их создавал, о чём они рассказывали. Мы надеемся, что вам станут понятнее и ближе герои былин – русские богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Микула Селянинович, Садко, Вольга. Знаете ли вы, например, что у многих из них были реальные прототипы – наши далёкие предки?
    Постарайтесь не только успешно и грамотно использовать в выполнении домашних заданий все предложенные в книге материалы, но также пополнить свой общеобразовательный запас.
    Желаем вам успехов в учёбе!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *