Сочинение по литературе на тему медный всадник 10 класс

9 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: *С@м@ н@ивNOсть*

    Главными героями здесь являются не только правительство, но и народ, который живет по правилам правительства. Автор старается понять, а также и рассказать другим людям какое место занимает маленький человек в планах правительства.
    Наверное, каждому известно о том, что медный всадник поставлен Петру первому и стоит он в Санкт-Петербурге. Но на самом деле данный памятник был создан из бронзы. И именно поэтому автор использует тяжелые и трудные эпитеты. Здесь рассказывается про государство, которому совсем нет дела до того как живут здесь люди, но зато их жизнь их очень даже сильно волнует и для того чтобы ее исправить они готовы пойти на любые жертвы.
    Все события поэмы происходят в Санкт-Петербурге. Именно там и живет наш главный герой по имени Евгений. Он работает простым служащим и если другие хотят поскорее изменить свою жизнь и жить богато, то ему совсем этого не хочется и сегодняшняя жизнь вполне его устраивает. У него есть любимая жена и дети и это, и есть самое великое счастье, которое нужно беречь. Кроме этого ему совсем не нравится то, что придумывает правительство, и он высказывает это все открыто и ничего не скрывает. И из-за этого у него частенько случаются различные проблемы. Вот только счастливым Евгений был недолго, а все, потому что неожиданно разлилась Нева, и практически всех унесло большой водой. Евгений старался отыскать и спасти свою любимую, но у него ничего не получилось. И теперь он остался совершенно один. Когда вода ушла он вернулся к своему дому опять в надежде отыскать хоть что-то для того чтобы понять, что жена жива, но ничего не нашел. А рядом с домом был установлен небольшой монумент. Он видит эту фигуру, и ненависть закипает в нем и он ничего с этим не может поделать. В этот момент большая фигура вдруг оживает и несется на нашего главного героя. В результате этого он умирает.
    После прочтения произведения можно понять, что проблема маленького человека является актуальной и сегодня, ведь ничего с тех пор не изменилось. И государство заботиться лишь о себе и о своей жизни, а вот про жизнь других людей им совсем не интересно знать, да и наблюдать за ней им не хочется.

    Сочинение 2

    Поэма “Медный всадник” была создана Александром Пушкиным в 1 пол. XIX века. Является одним из лучших его произведений. Во время правления Петра Великого, о нем сложилось очень неоднозначное впечатление.  Одни люди глубоко уважали его, другие же считали родственником дьявола. Однако, Пушкин считал его умным человеком, с острым умом, дальновидным, проницательным. Находясь у власти, император мечтал построить крепкое и сильное государство и четко придерживался этого плана. В данном произведении Пушкин пытается совместить эти различные характеристики Петра І, чтобы таким образом наиболее полно рассказать историю тех времен.
    Медный всадник – это памятник Петру Первому в Санкт-Петербурге.  Однако Пушкин показал свое видение данного памятника. Поэт изображает его как мощное государство, для которого совершенно неважно тяжелое положение маленьких людей.
    Произведение начинается описанием прекрасного города Санкт-Петербурга, который в то время был благоприятным для строительства.  Именно тут живет парень Евгений – обычный рабочий, он не богат, но и не нуждается в этом. Смысл его существование в личном счастье, стремится жениться на девушке Параше, иметь с ней семью и детей.  Но, к сожалению, влюбленным не предназначено быть вместе самой судьбой.  В 1824 году произошел жуткий разлив Невы, как раз это событие ярко описана в произведении.  Погибло много людей, еще больше пропали без вести, погиб и любимая Евгения.
    Несмотря на угрозу, Евгений мчится к дому любимой, и его больше нет и ее нет.  Это событие затмило ему разум, он больше не видит смысла, чтобы жить.  Он ходит по улицам города и заходит в дом, где жил.  Там он обнаруживает фигуру медного всадника. Именно его парень и обвиняет в случившемся, ведь именно он приказал построить город на опасной реке.  Всадник как будто оживает и наступает на своего обвинителя. Далее Евгений умирает.Таким контрастом автор хотел показать, что медный всадник это определенный образ государства, а парень Евгений как будто выступает за весь простой народ.  И очень четко становится ясно, что значение маленького человека по сравнению с государством незначительна.  Евгений настолько не значительный, что у него нет даже фамилии.
    В поэме присутствует сходство композиции. Петр жил на столетие раньше основного персонажа, но на страницах создается ощущение их одновременного присутствия. Данная проблематика поэмы актуальна и сейчас. Будут ли такие проблемы нарушаться и в будущем?

  2. Отношение к Петру I было неоднозначным, так как реформы его вели к кардинальным переменам. Он требовал от людей немалых усилий, это вызывало недовольство и ропот. Петербург же стал символом величия империи и одновременно рабства ее народа. Прекрасный город с монументами, дворцами и позолотой поражал нищетой быта и высокой смертностью.
    Главные герои поэмы: олицетворяющий государство Петр I и мелкий чиновник Евгений, который происходит из обедневшего знатного рода. Трудолюбивый молодой человек старается своими руками построить свое счастье. Он мечтает получить хорошее место и жениться.
    К несчастью, мечтам его не суждено сбыться, потому что невеста Евгения гибнет вместе со своей матерью во время страшного наводнения. Такое потрясение не могло пройти для молодого человека даром. Он сходит с ума и бродит по городу, а оказавшись возле Медного всадника, решает, что виновником его бед является именно царь, построивший город на болоте. Тогда Евгений бросает вызов Петру и ему кажется, что тот сходит со скалы и гонится за ним. После этого герой старается обходить это место. Конец у поэмы печальный, Евгения находят мертвым возле разрушенного дома его невесты.
    Так Пушкин показал подавление маленького человека государством, которое представлено в образе Петра I. Герой стал одной из жертв великого дела царя. Автор сочувствует ему, но конец произведения утверждает мощь государственности и является гимном Петру I, как могучему самодержцу.
    Впервые в русской литературе поэт решил обнажить конфликт между государством и отдельной личностью, показав его безнадежность и неразрешимость. В наше время, к сожалению, эта проблема остается неизжитой. Хоть мы давно ушли от самодержавия, интересы государства почти всегда стоят выше интересов отдельного человека.

  3. А.С. Пушкин написал поэму «Медный всадник» в начале 19-го века. В произведении писатель сделал то, до чего никто не осмеливался. Он поднял такую тему, как вечная борьба простого человека с государством. Государство представляется нам в лице Петра Великого. Его образу Пушкин противопоставляет чувства и переживания сломленного молодого человека. Петр I сумел устроить в стране целый переворот, прямо затрагивающий все слои населения России, и, понятное дело, для многих это стало тяжелым ударом. Правитель, желая достичь своих целей, требовал от подданных полной отдачи. Не всем такое требование нравилось. Постройка Петербурга также не оставила никого равнодушным. Город одновременно олицетворял и величие русского народа, его силу, так и рабство простых людей. Это был замечательный город, полный красивых зданий и монументов, но, вместе с тем, на его улицах процветали бедность, нищета и высокая доля смертности. Не стоит забывать и о том, что географически город был построен совсем неудачно. Наводнения раз за разом наступали на город и уносили с собой многие жизни. Построив Петербург на берегу Финского залива, Петр и не думал о будущем жителей своего главного детища.
    В произведении Пушкин описывает события во время одного из этих наводнений. Рушатся дома, гробы с кладбищ плывут по воде, а волны все бьют и бьют, не щадя ничего на своем пути. Мы знакомимся с главным героем поэмы Евгением. Это молодой человек, не гнушающийся тяжелого труда, у него есть свои мечты и цели. Также у него есть невеста, на которой Евгений в скором времени желает жениться. Нужно лишь найти достойную работу, и подкопить какие-никакие деньги, а потом свадьба, счастливый семейный быт, дети, внуки и тихая смерть в окружении любящих людей. Но,  его мечтам не суждено сбыться. Ужасный катаклизм ломает их в щепки, унося с собой девушку главного героя. Он становится невольным свидетелем смерти своей возлюбленной. И Евгений окончательно сходит с ума от такой тяжелой потери. Он не знает что делать, у него опустились руки. Все, ради чего он старался и работал, все было уничтожено в один миг. Евгений бесцельно бродит по улицам, никого не видя и ни на что не обращая внимания. В тот злополучный момент он будто бы тоже умер под волнами Невы.

  4. Маленький человек – один из главных типов героя в русской литературе XIX века. К этой теме обращались выдающиеся мастера художественного слова: Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, А.С. Пушкин. Как и во многом другом, именно Пушкин развивает этот тип героя. Не раз в своих произведениях он обращается к теме маленького человека: Самсон Вырин, Евгений. Но Пушкин следует за традицией Н.М. Карамзина и его «Бедной Лизой».
    «Медный всадник» – это реалистическая поэма Пушкина, которая стоит у истоков русского реализма. Основной конфликт заключён во взаимоотношениях человека и государства. Все произведение построено на противоречиях.
    Во-первых, противоречив сам город. Торжественный, помпезный в начале поэмы и ничтожный, хрупкий и ужасный под натиском стихий. Плавающие гробы, перепуганные жители – то, чем является «творение Петра» во время наводнения.
    Во-вторых, Нева. Во вступлении это прекрасная, свободная стихия, на берегу которой стоит правитель. В основной части поэмы мы видим «одетую в гранит» Неву, которая бунтует против своего заточения. Выход из берегов символизирует в поэме народный бунт, которого так сильно боится любая власть.
    В-третьих, противоречивой фигурой является самодержец. Во вступлении поэмы читатель видит мудрого стратега. Автор обозначает его одним только местоимением «он», но вкладывает в него огромный смысл. Нет нужды называть имя – читатель прекрасно знает, о ком пойдёт речь. И каким предстаёт Пётр с развитием сюжета? «Горделивый истукан», «кумир на бронзовом коне» – идол, бесчувственный и жёсткий, готовый растоптать беззащитного человека за бунт против него.
    И, наконец, Евгений, мечтательный и счастливый в начале и обезумевший от горя в конце.  Маленький человек, который пытается построить свою тихую жизнь. Но его мечты разбивают о гранитный город, который не щадит никого. Он знает, кто в этом виноват. Кто возвёл город на болоте, прекрасно зная о том, что река может выйти из берегов? Кто позволяет строить дома на самом берегу? Кто не заботится о благе народа, а переживает только за собственную власть? В момент просветления рассудка он грозит «державцу полумира», но тут же пугается своих слов и бросается прочь. Власть не прощает бунтовщиков. Такие люди, даже маленькие, опаснейшие противники государственной власти. Бунтовщиков уничтожают любой ценой.

  5. Величайший гений Пушкина отчетливо виден в этой поэме, она вся написана одним стихотворным размером, но в разных местах произведения, звучит совершенно по-разному. Две части поэмы, следующие за вступлением, также могут считаться отдельным произведением. В этих частях рассказывается об обычном человеке, потерявшем любимую девушку в результате наводнения.
    Евгений винит в этом памятник Петру, подразумевая в нем самого императора – самодержца. Человек, мечтающий о простом человеческом счастье, потерял смысл жизни, лишившись самого дорогого – потерял любимую девушку, свое будущее. Евгению кажется, что Медный всадник гонится за ним. Евгений понимает, что самодержец жесток и безжалостен. Раздавленный горем, молодой человек сходит с ума, а потом и умирает, оставшись без смысла жизни.
    Можно прийти к выводу, что таким образом автор продолжает тему «маленького человека», развитую в то время в русской литературе. Этим он доказывает, насколько деспотично правление по отношению к простому народу.

    Главные герои

    О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Медного всадника».

    Жанр

    Произведение «Медный всадник» относится к жанру стихотворной поэмы с реалистическим направлением.
    Поэма масштабна по своему глубокому содержанию, она включает в себя и историческую, и философскую проблематику. В поэме нет эпилога, и противоречия маленького человека и целого государства остаются открытыми.

  6. В 1833-ьем году Александр Сергеевич Пушкин написал поэму «Медный всадник». Главными героями этого произведения стали молодой человек по имени Евгений и медный памятник всаднику. Поэт пишет в поэме об этом памятнике, как о живом, олицетворяя его образ. Медный Всадник имеет свои мысли и чувства. В поэме «Медный всадник» Пушкин при помощи памятника символизировал образ Петра Первого, который в своё время построил славный город Петербург. Пётр Первый уделял очень много внимания просвещению и образованию в России, он прорубил окно в Европу.
    Первая часть поэмы Пушкина «Медный всадник» начинается с описания Петербурга. Над городом властвует осень. В этом городе, осыпанном пожелтевшей листвой, проживает нищий, но трудолюбивый молодой человек по имени Евгений. Однажды, погожим осенним деньком главный герой произведения отправляется домой. По пути он думает о своей любимой девушке – Параше. Евгений и Параша не виделись несколько дней, молодой человек тоскует и скучает по своей любимой.
    Когда ночью, придя домой, он ложится спать, начинается наводнение. Весь город охвачен паникой. Главный герой поэмы «Медный всадник» спасается чудом, забравшись на памятник льву. Он очень обеспокоен судьбой своей любимой девушки Параши, которая в эти минуты находится в большой опасности.

  7. Вернувшись со службы в тот холодный и дождливый вечер, молодой человек, с мыслями о своей возлюбленной Параше, ложится спать. В эту же ночь в Петрограде начинается страшное наводнение, город погружается в панику и хаос. Евгений спасаясь от наводнения, взобрался на одного из мраморных львов возле дома на Петровой площади. Он думал только о судьбе Параши, гадал, что с ней, жива ли она. На этом первая часть произведения подходит к концу.
    Вторая часть произведения знакомит нас со страшными картинами Петрограда уже после наводнения. Евгений бежит со всех ного к дому Параши. Перед его лицом открывается ужастная картина – все разрушено, дома его любимой больше нет. Осознав, что Параша погибла, Евгений потерял рассудок.
    Следующим утром Петроград верулся к обычной жизни: одни спешат на службу, другие – подсчитывают убытки. Только Евгений уже не был тем трудолюбивым молодым человеком. Он уходит с наемной квартиры и поселяется на речной пристани. Евгений становится обычным бездомным. Проходит почти год. Одним осенним днем Евгений просыпается на пристани. Идет дождь. Он вспоминает страшные катрины прошлого наводнения и идет бродить по городу. Через время он оказывается на большой площади возле мраморных львов, которые спасли ему жизнь в прошлый раз. Тут же он видит памятник «Медному всаднику».
    В порыве гнева Евгений обращается к памятнику (к Петру Великому) и винит его за то, что он построил этот город, который отобрал у него мечту. После чего бросается бежать. Евгению мерешется, что «Медный всадник» ожил и гонится за ним, он отовсюду слышит звон копыт. После этого Евгений старался обходить памятник стороной.
    Через некоторое время Евгений умерает.
    … У порога
    Нашли безумца моего,
    И тут же хладный труп его
    Похоронили ради бога.
    Этими словами заканчивается великое произведение Пушкина «Медный всадник».

  8. Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт. Одно из его многочисленных произведений – поэма “Медный всадник”, в котором автор говорит о проблемах, волновавших его во время создания произведения, в 1833 году, например, о взаимоотношениях государства, власти и личности, о несовместимости подчас их интересов. Но “Медный всадник” — поэма не только социально-философская, но и историческая. Ведь особое место в ней занимают размышления поэта о судьбах России, о ее историческом развитии. Что же автор говорит нам о русской истории, как ее себе представляет?
    В начале поэмы дается картина пустынной местности, того, что было на месте будущей столицы – Петербурга:
    Река неслася; бедный челн
    По ней стремился одиноко.
    По мшистым, топким берегам
    Чернели избы здесь и там,
    Приют убогого чухонца;
    И лес, неведомый лучам
    В тумане спрятанного солнца,
    Кругом шумел.
    На этом фоне перед нами предстает Петр. Он “дум великих полн”, мыслит об укрощении стихии, о том, как он возведет из “топи блат” город* откуда “грозить мы будем шведу”, в который “все флаги в гости будут к нам”. Размышляя об этих великих свершениях, великий государь не замечает ни “бедного челна”, ни “приюта убогого чухонца”. Этого человека не волнует жизнь ничем не примечательных людей, ведь перед его взором открывается картина будущего величия северной столицы. Петр свой город заложил “назло надменному соседу”, уничтожив то, что было дорого “финскому рыболову, печальному пасынку природы”. Да и чего стоят радости и горести какого-нибудь бедного рыболова по сравнению с государственными интересами? Так Петр нарушает размеренное течение жизни, с незапамятных времен в этих местах установившееся. “Строитель чудотворный” не включает в свои великие замыслы жизнь простых людей. Далее перед читателями происходит чудесное превращение: вместо бедных изб – “громады стройные теснятся дворцов и башен”, вместо “бедного челна” — “корабли… со всех концов земли”, вместо “мшистых, топких” берегов — “темно-зеленые сады”… Труда, жертв, борьбы как бы и не было. Невероятный город, “полнощных стран краса и диво”, по человеческой воле вставший “на берегах Невы”, восхищает.
    Но волевой напор Петра, создавшего город, был не только творческим актом, но и актом насилия. Петербург был построен на костях народа. Более того, этот город строился как вызов стихиям природы, так как его заложили на месте, мало пригодном для крупного города, для житья большого количества людей, ценой небывалых усилий и жертв. Даже геометрически правильная планировка новой столицы, основанная на строго ровных линиях и прямых углах, была противопоставлена окружающей природной среде, выражая триумф разума над стихией природы.
    Во времена, когда происходит действие поэмы, человеческая сущность Петра становится уже достоянием истории. Остался лишь медный Петр -объект поклонения, символ державности, “горделивый истукан”, “кумир на бронзовом коне”. А насилие, которое он совершил, теперь, во времена Евгения, возвращается в виде буйства стихии, мстя не своему обидчику, а его потомкам – невинным жителям города.
    Создание Петербурга – своеобразное олицетворение всей деятельности Петра I, всей его эпохи. Все, что он совершил, было в той или иной степени насилием. “Грозный царь” построил мощное государство, но он создавал его на костях и крови людей, пренебрегая ими, их жизнями, их желаниями. А ведь любое насилие влечет за собой возмездие, и терпение народа не вечно. Недаром в начале второй части автор дает такое сравнение разбушевавшейся стихии:
    Так злодей,
    С свирепой шайкою своей
    В село ворвавшись, ломит, режет,
    Крушит и грабит; вопли, скрежет,
    Насилье, брань, тревога, вой!..
    Это сравнение ассоциируется с народным бунтом. Ведь страну уже потрясло восстание Емельяна Пугачева. Это ли не стихия, сметающая все на своем пути? В “Медном всаднике” мы видим, что стихия природы сливается именно с бунтом народа, но это пока протест только одного его представителя – маленького человека Евгения. Этот бунт подавлен, подавлено и пугачевское восстание, но образ его, как и образ стихии, проходящий через всю поэму, остается предостережением для сильных мира сего, для правителей всех времен и народов. Разрушения в городе огромны, велико число жертв. Стихии наводнения ничто не может противостоять. Сам Медный Всадник стоит, омываемый мутными волнами. Он тоже бессилен остановить их натиск. “С божией стихией царям не совладеть”, а тем более-медному истукану. Волевым, насильственным образом Петр утвердил среди дикой природы город, который вечно теперь будет подвергаться атакам стихии. И как знать, возможно, Евгений, так яря и мимоходом погубленный, – это микроскопическая капелька гнева русского народа, огромная волна которого может и смести “кумира с простертою рукою”. Ведь невозможно длительное и благополучное существование государства, которое бес-конечно подавляет подданных и пренебрегает ими во имя своих целей. Напротив, государство должно действовать на их благо. Ведь, по мысли Пушкина, и наводнение, и народный бунт, “бессмысленный и беспощадный”, – это проявление Божьего гнева, который обрушился на город пока в виде природной стихии, а в будущем может вылиться в новую пугачевщи-: ну, стихию народного восстания, не менее страшную, чем стихия наводнения, вершащая свой суд, не разбирая правых и виноватых.
    Таким образом, Петр I изменил естественный ход исторического развития России: из отсталой полуазиатской страны он сделал европейскую великую державу, он
    …над самой бездной,
    На высоте, уздой железной
    Россию поднял, на дыбы…
    Над этой бездной наша страна и по сей день, хотя то, что предвидел Пушкин, уже сбылось: “бессмысленный и беспощадный бунт” уже потряс Россию в 1917 году. Великая страна над бездной и сейчас: правители, в том числе и современные, не вынесли урок из истории. Что же произойдет? Упадет ли Россия в бездну? Перепрыгнет ли пропасть? Или так и останется на ее краю? Хочется надеяться на лучшее. По моему мнению, это зависит не только от правителей, но и от самого народа. Ведь Божья кара в виде разъяренной стихии, как природной, так и народной, послана и сильным мира сего, и народу за то, что одни превратились в кумиров, а другие – в рабов. Пушкину одинаково ненавистны и “барство дикое”, и “рабство тощее”, о чем он говорит не только в поэме “Медный всадник”, но во всей своей гражданской лирике.

  9. Поэма “Медный всадник” была написана в 1833 году. В ней Пушкин в обобщённой образной форме противопоставляет государство, олицетворённое в Петре I (а затем в символическом образе ожившего памятника), и человека с его личными, частными переживаниями.
    С первых же строк вступления в поэме “Медный всадник” появляется образ Петра-реформатора, “полного великих дум”, которые гений Пушкина отчеканил в литые формулы истории: Здесь будет город заложён Назло надменному соседу. Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно… Вступление к “Медному всаднику”, этот гимн Петру и Петербургу, принадлежит к числу самых знаменитых произведений Пушкина. Но в этой поэме впервые поэт задумывается над тем, что с годами начинает беспокоить его все сильнее. Это противоречие “между государственными учреждениями Петра Великого и временными его указами”.
    В “Медном всаднике” есть Петр-самодержец. Он представлен не в каких-либо конкретных деяниях, а в символическом образе Медного всадника как олицетворения бесчеловечной государственности. Даже в тех строках, где Пушкин как будто бы славит дело Петра, уже слышна интонация тревоги: О мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной На высоте, уздой железной Россию поднял на дыбы? “Железная узда” в знаменитом памятнике Петру превращается в окаменевшего, бесчувственного истукана, который, сорвавшись с места, преследует бедного обезумевшего Евгения: И во всю ночь безумец бедный, Куда стопы не обращал, За ним повсюду Всадник Медный С тяжелым топотом скакал. Медный всадник это, конечно, не Петр, который “могущ и радостен, как бой”, который “весь, как божия гроза”. Медный всадник это превращение Петра, которое произошло (с ним и его делом) за минувший век. Несомненно, главным для автора становится резкий контраст между вступлением и основной, сюжетной, повествовательной частью поэмы.
    Зачем же нужен этот контраст? Какова его смысловая нагрузка? На этот вопрос удивительно точно ответил Д. Гранин в очерке “Два лика”. Через всю поэму, через весь её образный строй проходит двоение лиц, картин, смыслов: два Петра (Петр живой, мыслящий, “мощный властелин судьбы” и его превращение, Медный всадник, застывшее изваяние), два Евгения (мелкий чиновник, бедный, забитый, униженный властью, и безумец, поднявший руку на “строителя чудотворного”), две Невы (украшение города, “державное течение” и главная угроза городу и жизни людей), два Петербурга (“Петра творенье”, “юный град” и город углов и подвалов бедноты, город-убийца). В этом двоении образного строя и заключена не только главная композиционная, но и главная философская мысль Пушкина мысль о человеке, его самоценности, будь то Петр I или Евгений. Медный всадник противостоит и живому Петру I как его трагическое превращение, и Евгению как символ бездушной государственности. Как пишет Гранин, “П-н с Петром против М-ого в-ка и с Е-ем против М-ого в-ка”. Евгений это ещё один герой поэмы АСП “Медный всадник”, мелкий петербургский чиновник. В поэме не указаны ни его фамилия, ни возраст, ни чин, ни место службы, ничего не говорится о его прошлом, внешности, чертах характера. На этом фоне довольно многозначителен намёк на аристократическое происхождение Евгения, как и само его имя (Евгений “благородный” в переводе с греческого), напоминающее о петербургском аристократе Евгении Онегине.
    Несомненен глубокий художественный смысл подобных умолчаний. Лишив Евгения индивидуальных примет, автор превращает его в человека толпы заурядного, “каких встречаем всюду тьму”. Но та же обезличенность открывает возможности символического укрупнения образа мелкого чиновника, вырастающего в некий сверхтип-аналог символической фигуры “Медного всадника”. На этом противоречии и строится сюжет поэмы. Социальное и нравственное ничтожество Евгения чётко выявлено уже в начале 1-ой части поэмы. Это дворянин, вконец, кажется, забывший о прошлом, превратившийся в мещанина не только по своему достатку, но и по образу жизни, по своим идеалам. Намечающаяся в его мечтах перспектива “мещанского счастья” должна как бы закрепить связь героя с разночинной средой. Но в экстремальной, критической ситуации -разыгравшейся стихии и принесённых ею несчастий Евгений словно пробуждается ото сна и сбрасывает с себя личину “ничтожества”.
    И если в начале поэмы подчёркнута несоизмеримость личности Петра I, поглощенного мыслью о судьбах России, и Евгения, с его убогими планами личного благополучия, то уже в конце первой части дистанция между ними резко сокращается. Забывший о собственной безопасности, охваченный тревогой за судьбу близких, Евгений нравственно вырастает в глазах читателя, вызывает его сочувствие. Герой становится олицетворением несчастных и обездоленных людей-жертв наводнения. И это возвышение Евгения закреплено в символическом рисунке поэмы. Сидя среди бушующих волн “на звере мраморном верхом”, в классической наполеоновской позе (“руки сжав крестом”) позади бронзового монумента, герой становится в этот миг как бы подобием великана Петра, отчасти уравнивается с ним в масштабах.
    Затем уже во 2-ой части Евгений совершает героический поступок, отправившись в лодке “чрез волны страшные” к ветхому домику “у самого залива” жилищу своей невесты Параши. Потрясение его при виде катастрофы таково, что он сходит с ума. Наконец в кульминации поэмы, в момент когда “прояснились в нём страшно мысли”, герой, “злобно задрожав”, обращается с прямой угрозой к Медному всаднику -“державцу полумира”. И эта мятежная вспышка вновь сталкивает и уравнивает пусть на мгновение Евгения и Петра I. Таким образом, в своей поэме “Медный всадник” Пушкин показывает конфликт между государством и частной личностью и отмечает, что этот конфликт неразрешим.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *