Сочинение по литературе на тему медный всадник

9 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: оТкРоЙ гЛаЗкИ я Не В тВоЕй СкАзКе

    Медный всадник Пушкина — это произведение, которое включено в учебную программу. Мы познакомились на днях с Пушкиным и его Медным всадником в 10 классе, а теперь хотелось бы сделать краткую аннотацию Медного всадника для читательского дневника.

    Медный всадник Пушкин

    Поэма Пушкина Медный всадник состоит из вступления, первой и второй части. Знакомиться с Медным всадником Пушкина и его анализом мы начинаем со вступления. Вначале писатель знакомит нас с планами Петра Первого. Только здесь царь нам показан не как человеческая личность, а в виде монумента, что поставлен как раз в том месте, где в будущем появится Петербург. Стоит памятник среди волн на берегу, а вокруг река разнеслась. Города еще нет, вокруг чернеют избы, лес шумит, но этого вскоре не будет, ведь Петр Первый неумолим в своих целях, а его цель — окно в Европу и для этого нужен Петербург. Именно отсюда он и собирается грозить шведам, именно здесь он станет уверенной ногой при море, по которому будут съезжаться в гости со всех стран. И вот сто лет прошло. Теперь нет изб, нет лесов, есть теперь огромный город, с его мостами, красивыми домами, дворцами. Нет финских рыболовов, нет небольших лодочек. Здесь возвели дома, появились корабли, сады, и даже Москва померкла в сравнении с Петербургом. Автор пишет, как он любит город, любит в любое время года, но далее, на Петербург нагрянула беда, о чем далее и повествует Пушкин.
    В Медном всаднике Пушкина мы знакомся с таким героем, как Евгений. Он пришел домой, когда на улице началась непогода и думал о том, что река выйдет с берегов и он три дня не сможет видеться с любимой. Также он думал о своей бедности и мечтал, как он женится на Параше, снимет уголок, где Параша будет заниматься детьми, а он работать и так доживут до старости вместе. Герой наконец-то засыпает, а на другой день проснулся и видит, что стихия не успокоилась, наоборот, все вокруг покрылось водой. Все плывет и даже гробы с могил вымыло. Наводнение со своей разрушительной силой затопило весь Петербург и здесь следует понимать наводнение как символ народного бунта, перед которым царям не совладать. Наводнение принесло горе и нашему герою Евгению. Он смог спастись, взобравшись на льва, но вот его… Не просто так волнуется наш герой за свою невесту, ведь она живет у самого залива. И он представляет, что там может твориться, а рядом с ним, недалеко лишь памятник медного всадника.
    Далее во второй части произведения Александра Пушкина Медный всадник мы узнаем, когда вода ушла обратно, все разрушено, нет ни забора, ни дома, ни невесты. Не выдержал такого потрясения Евгений и сошел с ума. Он ушел с дома и стал скитаться по городу, жить на пристани и питаться с подаяний. И вот однажды он вышел из забытья и пришел к дому, где жил раньше. Вспомнил и наводнение, и свою жизнь. Пришел к дому, где недалеко располагался медный всадник — его кумир. Он поражается той мощью памятника и той силой, что от него исходит, между тем памятник возвышается над Евгением, и мощный властелин на лошади верхом, кто поднял всю Россию на дыбы. И вдруг Евгению показалось, что памятник ожил и царь стал скакать на лошади за ним. Бежал Евгений со всех ног и все время слышал стук копыт. С того момента Евгений когда проходил мимо площади, мимо памятника, всегда снимал шапку и старался проходить мимо быстрым шагом. В конце повествования мы узнаем, что умер Евгений, его труп был найден и тут же похоронен.

  2. Работа над поэмой «Медный всадник» была завершена Александром Сергеевичем Пушкиным осенью 1833 года. Произведение является наиболее художественным творением автора из всех его работ.
    В своей поэме Александр Сергеевич показывает нам две силы, которые постоянно находятся в борьбе друг с другом. Первая сила – это российское государство, представленное в образе Петра Великого (затем в образе памятника «Медному всаднику»), а вторая сила – это простой человек, каких миллионы, с его «маленькой» жизнью.
    Во вступлении к поэме «Медный всадник» Пушкин знакомит нас с «великими думами» Петра Великого о новой российской столице городе Петрограде, позже переменованного в Санкт-Петербург. Петр I верит, что именно этот город поможет ему прорубить окно в Европу. Так и случилось. Через сто лет из болотистой и лесистой местности вырос чудестный город, который затмил собой тогдашнюю столицу российского государства Москву.
    Прошло сто лет, и юный град,
    Полнощных стран краса и диво,
    Из тьмы лесов, из топи блат
    Вознесся пышно, горделиво…
    Первая часть произвдения описывает все краски ноябрского Петрограда и знакомит нас с одним из главных героев поэмы Евгением.
    Евгений простой, бедный и очень скромный молодой человек. Он был простым служащим, мечтал жениться на своей любимой девушке по имени Параша и жить тихой, счастливой жизнью. Пушкин описывает его так:
    Живет в Коломне; где-то служит,
    Дичится знатных и не тужит
    Ни о почиющей родне,
    Ни о забытой старине.
    Вернувшись со службы в тот холодный и дождливый вечер, молодой человек, с мыслями о своей возлюбленной Параше, ложится спать. В эту же ночь в Петрограде начинается страшное наводнение, город погружается в панику и хаос. Евгений спасаясь от наводнения, взобрался на одного из мраморных львов возле дома на Петровой площади. Он думал только о судьбе Параши, гадал, что с ней, жива ли она. На этом первая часть произведения подходит к концу.
    Вторая часть произведения знакомит нас со страшными картинами Петрограда уже после наводнения. Евгений бежит со всех ного к дому Параши. Перед его лицом открывается ужастная картина – все разрушено, дома его любимой больше нет. Осознав, что Параша погибла, Евгений потерял рассудок.
    Следующим утром Петроград верулся к обычной жизни: одни спешат на службу, другие – подсчитывают убытки. Только Евгений уже не был тем трудолюбивым молодым человеком. Он уходит с наемной квартиры и поселяется на речной пристани. Евгений становится обычным бездомным. Проходит почти год. Одним осенним днем Евгений просыпается на пристани. Идет дождь. Он вспоминает страшные катрины прошлого наводнения и идет бродить по городу. Через время он оказывается на большой площади возле мраморных львов, которые спасли ему жизнь в прошлый раз. Тут же он видит памятник «Медному всаднику».
    В порыве гнева Евгений обращается к памятнику (к Петру Великому) и винит его за то, что он построил этот город, который отобрал у него мечту. После чего бросается бежать. Евгению мерешется, что «Медный всадник» ожил и гонится за ним, он отовсюду слышит звон копыт. После этого Евгений старался обходить памятник стороной.
    Через некоторое время Евгений умерает.
    … У порога
    Нашли безумца моего,
    И тут же хладный труп его
    Похоронили ради бога.
    Этими словами заканчивается великое произведение Пушкина «Медный всадник».

  3. 3
    Текст добавил: Вопрос интимного характера

    Александр Сергеевич Пушкин – великий человек, достояние России и всего мира. Свое превосходство и мастерство он неоднократно демонстрировал в различных
    литературных жанрах. Поэма “Медный всадник” не является исключением. Небольшая по размеру, она несет в себе глубокий смысл, психологизм, настроение, нерв.
    Ей присущ, помимо исторического, также и социально-философский аспект.
    Основу поэмы составляют две образных линии: первая принадлежит памятнику Петру I (“Медный всадник”), а вторая молодому человеку по имени Евгений. Что
    касается образа царя, то Петр I (Медный всадник) предстает в поэме в двух противоположных ипостасях. Говоря точнее, автор показывает читателям великого
    человека, прорубившего “окно в Европу”. Человека, поднявшего с колен и выведшего Россию на мировую арену из “тьмы лесов и топи блат”.
    Отсель грозить мы будем шведу,
    Здесь будет город заложен…
    Природой здесь нам суждено
    В Европу прорубить окно,
    Ногою твердой стать при море.
    Сюда по новым им волнам
    Все флаги в гости будут к нам.
    С другой стороны, Александру Сергеевичу удалось мастерски показать все беспощадную жестокость преобразований Петра I, которые весьма плачевно и дорого
    обошлись народу. Безусловно, одной из ключевых проблем считается заложение города на воде, точнее, в устье Невы и на побережье Финского залива.
    Что касается Евгения, то автор показывает нам бедного, но весьма трудолюбивого молодого человека. Возвратившись домой, он думает о своей возлюбленной
    Параше, с которой не виделся несколько дней. Евгений размышляет, а не жениться ли ему? Не начать ли взрослую жизнь.
    «Жениться? Мне? зачем же нет?
    Оно и тяжело, конечно;
    Но что ж, я молод и здоров,
    Трудиться день и ночь готов;
    Уж кое-как себе устрою
    Приют смиренный и простой
    И в нем Парашу успокою.
    Пройдет, быть может, год-другой —
    Местечко получу, Параше
    Препоручу семейство наше
    И воспитание ребят…
    И станем жить, и так до гроба
    Рука с рукой дойдем мы оба,
    И внуки нас похоронят…»
    К большому сожалению, у автора было свое мнение насчет дальнейшего продолжения поэмы. После страшного наводнения, которое случилось ночью, Евгению
    удалось найти спасение, взобравшись на мраморного льва, на котором он думал только о Параше. Примечательно то, как Пушкину удалось блестяще показать
    состояние прошедшей ночи…
    Обломки хижин, бревны, кровли,
    Товар запасливой торговли,
    Пожитки бледной нищеты,
    Грозой снесенные мосты,
    Гроба с размытого кладбища
    Плывут по улицам!
    Ключевым моментом в поэме являются события, которые начинают происходить после наводнения. Узнав о том, что возлюбленная Параша и ее мама погибли,
    Евгений теряет рассудок. При этом, автору на фоне разочарований Евгения удается блестяще показать состояние народа, пережившего наводнение.
    В порядок прежний всё вошло.
    Уже по улицам свободным
    С своим бесчувствием холодным
    Ходил народ. Чиновный люд,
    Покинув свой ночной приют,
    На службу шел. Торгаш отважный,
    Не унывая, открывал
    Невой ограбленный подвал,
    Сбираясь свой убыток важный
    На ближнем выместить. С дворов
    Свозили лодки.
    Евгению не удалось отойти от потрясения. Покинув дом, он начинает жить на пристани, питаться тем, что подадут. Со временем он направляется к Медному
    всаднику, в котором видит главную причину всех произошедших событий. Примечательно то, что Евгений не побоялся поставить себя наравне с Медным всадником.
    Обращаясь к памятнику Петра I, Евгений чувствует и осознает свою значимость, он уверен, что правда за ним. Увы, Пушкин рисует героя, сошедшего с ума,
    которому начинает казаться, что памятник начинает его преследовать, что топот копыт повсюду.
    Мгновенно гневом возгоря,
    Лицо тихонько обращалось…
    И он по площади пустой
    Бежит и слышит за собой —
    Как будто грома грохотанье —
    Тяжело-звонкое скаканье
    По потрясенной мостовой.
    И, озарен луною бледной,
    Простерши руку в вышине,
    За ним несется Всадник Медный
    На звонко-скачущем коне…
    В скором времени, Евгений старался как можно быстрее проходить мимо памятника, не замечая его.
    И с той поры, когда случалось
    Идти той площадью ему,
    В его лице изображалось
    Смятенье. К сердцу своему
    Он прижимал поспешно руку,
    Как бы его смиряя муку,
    Картуз изношенный сымал,
    Смущенных глаз не подымал
    И шел сторонкой.
    Остров малый…
    А чуть позже, Евгения не стало в общем.
    У порога
    Нашли безумца моего,
    И тут же хладный труп его
    Похоронили ради бога.
    Подводя итог, хочется отметить, что поэма “Медный всадник” является произведением для многочисленных споров и рассуждений. Одни защищают Петра I, его
    реформы и политическую деятельность, другие выступают категорически против. Александру Сергеевичу удалось показать Петра I с обеих сторон. Историю
    творит каждый из нас. Ошибки совершаем мы все.

  4. В 1833-ьем году Александр Сергеевич Пушкин написал поэму «Медный всадник». Главными героями этого произведения стали молодой человек по имени Евгений и медный памятник всаднику. Поэт пишет в поэме об этом памятнике, как о живом, олицетворяя его образ. Медный Всадник имеет свои мысли и чувства. В поэме «Медный всадник» Пушкин при помощи памятника символизировал образ Петра Первого, который в своё время построил славный город Петербург. Пётр Первый уделял очень много внимания просвещению и образованию в России, он прорубил окно в Европу.
    Первая часть поэмы Пушкина «Медный всадник» начинается с описания Петербурга. Над городом властвует осень. В этом городе, осыпанном пожелтевшей листвой, проживает нищий, но трудолюбивый молодой человек по имени Евгений. Однажды, погожим осенним деньком главный герой произведения отправляется домой. По пути он думает о своей любимой девушке – Параше. Евгений и Параша не виделись несколько дней, молодой человек тоскует и скучает по своей любимой.
    Когда ночью, придя домой, он ложится спать, начинается наводнение. Весь город охвачен паникой. Главный герой поэмы «Медный всадник» спасается чудом, забравшись на памятник льву. Он очень обеспокоен судьбой своей любимой девушки Параши, которая в эти минуты находится в большой опасности.
    Во второй части поэмы Пушкина «Медный всадник», автор рассказывает о последствиях этого ужасного наводнения. Евгений мчится к дому своей возлюбленной, и перед его глазами встаёт страшная картина – весь дом разрушен, Параши нигде нет. Он впадает в сильнейшее отчаяние, им овладевает истерика, и Евгений заводится в диком хохоте. Уйдя оттуда, главный герой встречает на своём пути памятник Медный всадник. Ему начинает казаться, что этот памятник бежит за ним. В скором времени Евгений умирает.
    Мне очень понравилась поэма «Медный всадник» Александра Сергеевича Пушкина.

  5. Сочинение на тему „Медный всадник”.

    Ответы:

    Сочинение А.С.Пушкин Медный всадник
    Поэма Медный всадник, авторство которой принадлежит А.С.Пушкину, написана в стихотворной форме.
    В поэме, по существу, два главных героя: молодой человек Евгений и памятник – Медный всадник.
    Поэма начинается со вступления, в котором говорится о памятнике, как о живом существе, которое способно думать и мыслить.
    На берегу пустынных волн
    Стоял он, дум великих полн…
    Памятник в поэме символизирует Петра I, построившего Петербург, чтобы в Европу прорубить окно.
    В первой части поэмы повествуется об осеннем Петрограде, в котором молодой человек Евгений, бедный, но трудолюбивый. В один из осенних дней он спешит домой, огорченный своею судьбой трудом доставить и независимость и честь. В то же время он думает о своей возлюбленной Параше, которую не видел уже несколько дней. Придя домой, ложится спать. Ночью начинается страшнейшее наводнение, в городе паника и неразбериха, по улицам плывет все, что можно – товары торговки, мосты, гробы с размытого кладбища. Евгению удается спастись, и он взбирается на мраморного льва и сидит там недвижимый. Его мысли занимает одно – судьба возлюбленной, которая живет почти у самого залива.
    Вторая часть поэмы повествует нам о том, что было после окончания наводнения. Молодой человек спешит к дому любимой, и что же видит?
    …Узнать не может. Вид ужасный!
    Все перед ним завалено;
    Что сброшено, что снесено…
    Евгений подбегает к дому Параши и его взору открывается ужасная картина:
    Вот место, где их дом стоит;
    Вот ива. Были здесь ворота,
    Снесло их, видно. Где же дом?
    Как только молодой человек понимает, что ни дома, ни его возлюбленной больше нет, он теряет рассудок, и начинает дико хохотать. На следующий день народ, отправившись от наводнения, живет своей жизнью: кто-то идет на службу, торговцы открывают подвалы и высчитывают убытки, надеясь их возместить на будущих покупателях. Лишь один Евгений не оправляется после потрясения. Он уходит с квартиры, живет на пристани, питается тем, что ему подадут. Так проходит время до осени. В один из дождливых дней Евгений спит у пристани, а проснувшись, вдруг живо вспоминает то, что когда-то ввергло его в сумасшествие. Не понимая, куда идет, он движется к Медному Всаднику, к тому, чьей волей роковой над морем город основался. Евгений не находит себе места, глядя на памятник и вдруг ему начинает казаться, что Медный Всадник, сорвавшись с места, мчится за ним. Евгений бежит, но его всюду преследует топот копыт. С тех пор Евгений, проходя через площадь, над которой возвышается Медный Всадник, снимал свою шляпу, опускал глаза и поскорее шел стороной.
    Не придя в себя после наводнения, и долго не прожив, Евгений умирает вскоре.
    Нашли безумца моего,
    И тут же хладный труп его
    Похоронили ради бога.
    Так завершается поэма А.С.Пушкина Медный Всадник.

  6. Анализ поэмы «Медный всадник» Пушкина
    Поэма Пушкина
    В 1833-ьем году Александр Сергеевич Пушкин написал поэму «Медный всадник». Главными героями этого произведения стали молодой человек по имени Евгений и медный памятник всаднику. Поэт пишет в поэме об этом памятнике, как о живом, олицетворяя его образ. Медный Всадник имеет свои мысли и чувства. В поэме «Медный всадник» Пушкин при помощи памятника символизировал образ Петра Первого, который в своё время построил славный город Петербург. Пётр Первый уделял очень много внимания просвещению и образованию в России, он прорубил окно в Европу.
    Первая часть поэмы Пушкина «Медный всадник» начинается с описания Петербурга. Над городом властвует осень. В этом городе, осыпанном пожелтевшей листвой, проживает нищий, но трудолюбивый молодой человек по имени Евгений. Однажды, погожим осенним деньком главный герой произведения отправляется домой. По пути он думает о своей любимой девушке – Параше. Евгений и Параша не виделись несколько дней, молодой человек тоскует и скучает по своей любимой.
    Когда ночью, придя домой, он ложится спать, начинается наводнение. Весь город охвачен паникой. Главный герой поэмы «Медный всадник» спасается чудом, забравшись на памятник льву. Он очень обеспокоен судьбой своей любимой девушки Параши, которая в эти минуты находится в большой опасности.
    Во второй части поэмы Пушкина «Медный всадник», автор рассказывает о последствиях этого ужасного наводнения. Евгений мчится к дому своей возлюбленной, и перед его глазами встаёт страшная картина – весь дом разрушен, Параши нигде нет. Он впадает в сильнейшее отчаяние, им овладевает истерика, и Евгений заводится в диком хохоте. Уйдя оттуда, главный герой встречает на своём пути памятник Медный всадник. Ему начинает казаться, что этот памятник бежит за ним. В скором времени Евгений умирает.
    Мне очень понравилась поэма «Медный всадник» Александра Сергеевича Пушкина.

  7. Мини сочинение на тему Медный всадник.
    Заранее спасибо!

    Ответы:

    Сочинение А.С.Пушкин Медный всадник
    Поэма Медный всадник, авторство которой принадлежит А.С.Пушкину, написана в стихотворной форме.
    В поэме, по существу, два главных героя: молодой человек Евгений и памятник – Медный всадник.
    Поэма начинается со вступления, в котором говорится о памятнике, как о живом существе, которое способно думать и мыслить.
    На берегу пустынных волн
    Стоял он, дум великих полн…
    Памятник в поэме символизирует Петра I, построившего Петербург, чтобы в Европу прорубить окно.
    В первой части поэмы повествуется об осеннем Петрограде, в котором молодой человек Евгений, бедный, но трудолюбивый. В один из осенних дней он спешит домой, огорченный своею судьбой трудом доставить и независимость и честь. В то же время он думает о своей возлюбленной Параше, которую не видел уже несколько дней. Придя домой, ложится спать. Ночью начинается страшнейшее наводнение, в городе паника и неразбериха, по улицам плывет все, что можно – товары торговки, мосты, гробы с размытого кладбища. Евгению удается спастись, и он взбирается на мраморного льва и сидит там недвижимый. Его мысли занимает одно – судьба возлюбленной, которая живет почти у самого залива.
    Вторая часть поэмы повествует нам о том, что было после окончания наводнения. Молодой человек спешит к дому любимой, и что же видит?
    …Узнать не может. Вид ужасный!
    Все перед ним завалено;
    Что сброшено, что снесено…
    Евгений подбегает к дому Параши и его взору открывается ужасная картина:
    Вот место, где их дом стоит;
    Вот ива. Были здесь ворота,
    Снесло их, видно. Где же дом?
    Как только молодой человек понимает, что ни дома, ни его возлюбленной больше нет, он теряет рассудок, и начинает дико хохотать. На следующий день народ, отправившись от наводнения, живет своей жизнью: кто-то идет на службу, торговцы открывают подвалы и высчитывают убытки, надеясь их возместить на будущих покупателях. Лишь один Евгений не оправляется после потрясения. Он уходит с квартиры, живет на пристани, питается тем, что ему подадут. Так проходит время до осени. В один из дождливых дней Евгений спит у пристани, а проснувшись, вдруг живо вспоминает то, что когда-то ввергло его в сумасшествие. Не понимая, куда идет, он движется к Медному Всаднику, к тому, чьей волей роковой над морем город основался. Евгений не находит себе места, глядя на памятник и вдруг ему начинает казаться, что Медный Всадник, сорвавшись с места, мчится за ним. Евгений бежит, но его всюду преследует топот копыт. С тех пор Евгений, проходя через площадь, над которой возвышается Медный Всадник, снимал свою шляпу, опускал глаза и поскорее шел стороной.
    Не придя в себя после наводнения, и долго не прожив, Евгений умирает вскоре.
    Нашли безумца моего,
    И тут же хладный труп его
    Похоронили ради бога.
    Так завершается поэма А.С.Пушкина Медный Всадник.

  8. Поэма Медный всадник, авторство которой принадлежит А.С.Пушкину, написана в стихотворной форме.
    В поэме, по существу, два главных героя: молодой человек Евгений и памятник – Медный всадник.
    Поэма начинается со вступления, в котором говорится о памятнике, как о живом существе, которое способно думать и мыслить.
    На берегу пустынных волн
    Стоял он, дум великих полн…
    Памятник в поэме символизирует Петра I, построившего Петербург, чтобы в Европу прорубить окно.
    В первой части поэмы повествуется об осеннем Петрограде, в котором молодой человек Евгений, бедный, но трудолюбивый. В один из осенних дней он спешит домой, огорченный своею судьбой трудом доставить и независимость и честь. В то же время он думает о своей возлюбленной Параше, которую не видел уже несколько дней. Придя домой, ложится спать. Ночью начинается страшнейшее наводнение, в городе паника и неразбериха, по улицам плывет все, что можно – товары торговки, мосты, гробы с размытого кладбища. Евгению удается спастись, и он взбирается на мраморного льва и сидит там недвижимый. Его мысли занимает одно – судьба возлюбленной, которая живет почти у самого залива.
    Вторая часть поэмы повествует нам о том, что было после окончания наводнения. Молодой человек спешит к дому любимой, и что же видит?
    …Узнать не может. Вид ужасный!
    Все перед ним завалено;
    Что сброшено, что снесено…
    Евгений подбегает к дому Параши и его взору открывается ужасная картина:
    Вот место, где их дом стоит;
    Вот ива. Были здесь ворота,
    Снесло их, видно. Где же дом?
    Как только молодой человек понимает, что ни дома, ни его возлюбленной больше нет, он теряет рассудок, и начинает дико хохотать. На следующий день народ, отправившись от наводнения, живет своей жизнью: кто-то идет на службу, торговцы открывают подвалы и высчитывают убытки, надеясь их возместить на будущих покупателях. Лишь один Евгений не оправляется после потрясения. Он уходит с квартиры, живет на пристани, питается тем, что ему подадут. Так проходит время до осени. В один из дождливых дней Евгений спит у пристани, а проснувшись, вдруг живо вспоминает то, что когда-то ввергло его в сумасшествие. Не понимая, куда идет, он движется к Медному Всаднику, к тому, чьей волей роковой над морем город основался. Евгений не находит себе места, глядя на памятник и вдруг ему начинает казаться, что Медный Всадник, сорвавшись с места, мчится за ним. Евгений бежит, но его всюду преследует топот копыт. С тех пор Евгений, проходя через площадь, над которой возвышается Медный Всадник, снимал свою шляпу, опускал глаза и поскорее шел стороной.
    Не придя в себя после наводнения, и долго не прожив, Евгений умирает вскоре.
    Нашли безумца моего,
    И тут же хладный труп его
    Похоронили ради бога.
    Так завершается поэма А.С.Пушкина Медный Всадник.

  9. Суть кнфл м/д гос. властью и частным челом. Поэма “Медный всадник” была написана в 1833 году. В ней Пушкин в обобщённой образной форме противопос-тавляет две силы – государство, олицетворённое в Петре I (а затем в символическом образе ожившего памятника), и человека с его личными, частными переживаниями. С первых же строк вступления в поэме “Медный всадник” появляется образ Петра-реформатора, “полного великих дум”, которые гений Пушкина отчеканил в литые формулы истории: Здесь будет город заложён Назло надменному соседу. Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно… Вступление к “Медному всаднику”, этот гимн Петру и Петербургу, принадлежит к числу самых знаменитых произведений Пушкина. Но в этой поэме впервые поэт задумывается над тем, что с годами начинает беспокоить его все сильнее. Это противоречие “между государственными учреждениями Петра Великого и временными его указами”. В “Медном всаднике” есть Петр-самодержец. Он представлен не в каких-либо конкретных деяниях, а в символическом образе Медного всадника как олицетворения бесчеловечной государственности. Даже в тех строках, где Пушкин как будто бы славит дело Петра, уже слышна интонация тревоги: О мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной На высоте, уздой железной Россию поднял на дыбы? “Железная узда” в знаменитом памятнике Петру превращается в окаменевшего, бесчувственного истукана, который, сорвавшись с места, преследует бедного обезумевшего Евгения: И во всю ночь безумец бедный, Куда стопы не обращал, За ним повсюду Всадник Медный С тяжелым топотом скакал. Медный всадник – это, конечно, не Петр, который “могущ и радостен, как бой”, который “весь, как божия гроза”. Медный всадник – это превращение Петра, которое произошло (с ним и его делом) за минувший век. Несомненно, главным для автора становится резкий контраст между вступлением и основной, сюжетной, повествовательной частью поэмы.
    Гранин в очерке “Два лика”. Через всю поэму, через весь её образный строй проходит двоение лиц, картин, смыслов: два Петра (Петр живой, мыслящий, “мощный властелин судьбы” – и его превращение, Медный всадник, застывшее изваяние), два Евгения (мелкий чиновник, бедный, забитый, униженный властью, – и безумец, поднявший руку на “строителя чудотворного”), две Невы (украшение города, “державное течение” – и главная угроза городу и жизни людей), два Петербурга (“Петра творенье”, “юный град” – и город углов и подвалов бедноты, город-убийца). В этом двоении образного строя и заключена не только главная композиционная, но и главная философская мысль Пушкина – мысль о человеке, его самоценности, будь то Петр I или Евгений. Медный всадник противостоит и живому Петру I как его трагическое превращение, и Евгению как символ бездушной государственности. Как пишет Гранин, “П-н с Петром против М-ого в-ка и с Е-ем против М-ого в-ка”. Евгений – это ещё один герой поэмы АСП “Медный всадник”, мелкий петербургский чиновник. В поэме не указаны ни его фамилия, ни возраст, ни чин, ни место службы, ничего не говорится о его прошлом, внешности, чертах характера. На этом фоне довольно многозначителен намёк на аристократи-ческое происхождение Евгения, как и само его имя (Евгений – “благородный” в переводе с греческого), напоминающее о петербургском аристократе Евгении Онегине. Несомненен глубокий художественный смысл подобных умолчаний. Лишив Евгения индивидуаль-ных примет, автор превращает его в человека толпы – заурядного, “каких встречаем всюду тьму”. Но та же обезличенность открывает возможности символического укрупнения образа мелкого чиновника, вырастающего в некий сверхтип-аналог символической фигуры “Медного всадника”. На этом противоречии и строится сюжет поэмы. Социальное и нравственное ничто-жество Евгения чётко выявлено уже в начале 1-ой части поэмы.
    Намечающаяся в его мечтах перспектива “мещанского счастья” должна как бы закрепить связь героя с разночинной средой. Но в экстремальной, критической ситуации -разыгравшейся стихии и принесённых ею несчастий – Евгений словно пробуждается ото сна и сбрасывает с себя личину “ничтожества”. И если в начале поэмы подчёркнута несоизмеримость личности Петра I, поглощенного мыслью о судьбах России, и Евгения, с его убогими планами личного благополучия, то уже в конце первой части дистанция между ними резко сокращается. Забывший о собственной безопасности, охваченный тревогой за судьбу близких, Евгений нравственно вырастает в глазах читателя, вызывает его сочувствие. Герой становится олицетворением несчастных и обездоленных людей-жертв наводнения. И это возвышение Евгения закреплено в символическом рисунке поэмы. Сидя среди бушующих волн “на звере мраморном верхом”, в классической наполеоновской позе (“руки сжав крестом”) позади бронзового монумента, герой становится в этот миг как бы подобием великана Петра, отчасти уравнивается с ним в масштабах. Затем уже во 2-ой части Евгений совершает героический поступок, отправившись в лодке “чрез волны страшные” к ветхому домику “у самого залива” – жилищу своей невесты Параши. Потрясение его при виде катастрофы таково, что он сходит с ума. Наконец в кульминации поэмы, в момент когда “прояснились в нём страшно мысли”, герой, “злобно задрожав”, обращается с прямой угрозой к Медному всаднику -“державцу полумира”. И эта мятежная вспышка вновь сталкивает и уравнивает – пусть на мгновение – Евгения и Петра I. Таким образом, в своей поэме “Медный всадник” Пушкин показывает конфликт между государством и частной личностью и отмечает, что этот конфликт неразрешим.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *