Сочинение по литературе на тему написать сказание

6 вариантов

  1. русская и зарубежная литература
    на свободную тему
    СОЧИНЕНИЯ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
    АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
    Песнь о вещем Олеге
    В старых русских летописях упоминается, что в Киеве правил Олег. Он совершил удачные походы на Царьград, в сторону Каспийского моря, освободив земли от набегов хазар, а для русских купцов заключил с Византией выгодный торговый договор.
    О князе Олеге было сложено много песен, легенд и преданий. Народ воспевал его мудрость, .умение предсказывать будущее, его талант великолепного военачальника, умного, бесстрашного и находчивого. Например, когда греки перекрыли цепями Босфорский пролив, Олег поставил ладьи на колеса и привел войско к Царьграду.
    Великий поэт Александр Сергеевич Пушкин воспел подвиги князя Олега в “Песни о вещем Олеге”. А. С. Пушкин рассказывает о нем как о былинном богатыре. Олег много совершал походов, много сражался, но судьба берегла его.
    Пушкин любил и знал русскую историю, “предания веков”. В легенде о князе Олеге и его коне поэта заинтересовала тема рока, неизбежности предначертанной судьбы. Но стихотворение не только об этом. В нем звучит и гордая уверенность в праве поэта на свободное следование своей мысли, и созвучная древнему представлению вера в то, что поэты — провозвестники высшей воли.
    Волхвы не боятся могучих владык.
    И княжеский дар им не нужен.
    Правдив и свободен их вещий язык
    И с волей небесною дружен.
    Правду нельзя ни купить, ни обойти. Олег избавляется, как ему кажется, от угрозы смерти, отсылает коня, который должен, по предсказанию кудесника, сыграть роковую роль. Но через много лет, когда он думает, что опасность миновала — конь мертв, — судьба настигает князя. Он трогает череп коня:
    Из мертвой главы гробовая змея,
    Шипя, между тем выползала.
    Рассказанная А. С. Пушкиным легенда о славном князе Олеге наводит на мысли о том, что у каждого своя судьба, ее не обманешь, и друзей своих нужно любить, беречь и не расставаться с ними при жизни.
    Романтизм и ирония в “Повестях Белкина” А. С. Пушкина
    “Повести покойного Ивана Петровича Белкина” состоят из 5 повестей: “Выстрел”, “Метель”, “Гробовщик”, “Станционный смотритель”, “Барышня-крестьянка”. Пушкин взял для повести самые типичные романтические сюжеты, которые и в наше время вполне могут повториться.
    “Повести Белкина” задуманы автором как пародия на жанр романтической литературы. Его герои изначально попадают в ситуации, где присутствует слово “любовь”. Они уже влюблены или только жаждут этого чувства, но именно отсюда начинается развертывание и нагнетание сюжета. Когда, казалось бы, уже нет выхода, герои в тупике, они или их близкие в отчаянии и история неотвратимо должна закончиться трагически, А. С. Пушкин с иронией разворачивает сюжет таким образом, что главные герои “Повестей Белкина” (кроме повести “Гробовщик”) счастливы, любимы и получают от жизни простые житейские радости, к которым так стремились.
    Пушкин высмеивает “романтические наклонности” своих героев, противопоставляет им здравый смысл, реальную жизнь со своими проблемами, своим сюжетом. Он разрешает банальные конфликты неординарным, но вполне реальным ходом. От этого “Повести Белкина” имеют магнетическое влияние на читателя, который в начале повести может думать: “Хорошо, что я не на его (ее) месте”, а в конце истории: “А как бы я поступил(а) на месте героя?”
    В “Повестях Белкина” есть мрачное предсказание неразрешимости ситуации, печального ее конца. Но стремление героев жить так, как они хотят, пусть даже это будут хлопотные будни, вселяют надежду на то, что каждый герой — творец своего счастья.
    Что принесла метель героям повести А. С. Пушкина Метель
    (сочинение-размышление)
    А. С. Пушкин в коротких повестях, составляющих цикл “Повести покойного Ивана Петровича Белкина”, анализирует жизненные ситуации, имеющие решающее влияние на судьбу людей. Случайный проезжий разрушил жизнь станционного смотрителя Самсона Вырина и принес неожиданное благополучие его дочери, случайная обида поставила на грань гибели молодого графа Б. из повести “Выстрел”. В повести “Метель” роковая случайность — метель, закружившая героев и “подменившая” женихов.
    Марья Гавриловна Р., героиня “Метели”, описана Пушкиным как довольно заурядная барышня, воспитанная на французских романах. Она выросла в российской глуши, но мечтает о романтической страсти, о приключениях во вкусе новейшей (для того времени) литературы. Она влюбляется в бедного прапорщика Владимира. Ее роман развивается по законам жанра: прогулки наедине, тайная переписка с “почтовым ящиком” в дупле дерева и, наконец, побег из дома и тайное венчание. Все это захватывающе интересно для провинциальной барышни, жизнь которой однообразна и скучна. Но судьба готовит неожиданную развязку…
    В назначенный день невеста долго ждет в церкви, ждут свидетели и священник. Наконец появляется жених, их венчают, объявляя мужем и женой, и тут Марья Гавриловна видит перед собой незнакомого офицера! Все в ужасе, а незнакомец выходит из церкви и, казалось бы, навсегда исчезает из жизни новобрачной.
    Бедный прапорщик, опоздавший в церковь из-за метели, в отчаянии. Он ничего не знает о происшедшем, уверен, что девушка не простит оскорбления. Неизвестно, как бы сложилась их судьба, но он уходит на войну и погибает. Марья Гавриловна остается в ужасном положении: она не может выйти замуж;, так как по закону у нее есть муж;, хотя она не знает даже его имени. А офицер, так странно пошутивший, прошел войну, вернулся генералом, но знает, что семейное счастье для него невозможно: он женат… неизвестно на ком.
    А. С. Пушкин верил в решающую роль случая в жизни людей. Он не раз задумывался о том, не является ли человек игрушкой в руках неведомых сил. Метель в повести и есть воплощение таких тайных сил, руководящих нашей жизнью. Они могут жестоко подшутить над человеком, но если довериться им, могут принести счастье и удачу.
    Герои повести достойно приняли случившееся с ними. И судьба снова пошутила, но по-доброму. Она свела случайных супругов, дала им возможность узнать и полюбить друг друга. Став мужем и женой по невероятному стечению обстоятельств, Марья Гавриловна и Бурмин обрели счастье и любовь.
    Метель в повести А. С. Пушкина
    (сочинение-раздумье)
    А. С. Пушкина очень интересовала роль случайности и предопределенности в жизни человека. Он верил в рок, знал, что существуют фатальные обстоятельства, которые неподвластны воле человека и его планам. Собственная жизнь не раз давала ему повод задуматься о том, от каких странных мелочей зависит судьба.
    Многие произведения Пушкина полны раздумий о непостижимой игре, которую ведет с человеком Создатель.
    В повести “Метель” автор выводит подчеркнуто обычных людей, не блещущих умом, талантом, силой духа, и показывает, как причудливо может сложиться жизнь, если вмешается необъяснимая и непредвиденная случайность.
    Герои “Метели” — уездная мечтательная и сентиментальная барышня и бедный прапорщик, находящийся в отпуске. Они влюблены друг в друга, родители против, и вот Маша и Владимир, по классическим канонам жанра романа, решают бежать и тайно обвенчаться. Все спланировано и рассчитано, верные слуги готовы помочь, друзья жениха соглашаются стать свидетелями и даже “жизнь за него отдать”, батюшка согласился венчать… И ничего не получилось! Вмешался случай, судьба рассудила по-своему. Поднялась метель, закружила в поле жениха, и он опоздал на собственную свадьбу. И эта же метель привела к деревенской церкви проезжего офицера Бурмина, который и оказался под венцом с незнакомой барышней. Ему это казалось шуткой, проказой, и только потом он осознал, что шутить с судьбой опасно! Два незнакомых друг другу человека соединены узами брака, но не могут надеяться на любовь и супружескую жизнь. Они не могут даже найти друг друга.
    Судьба вмешалась еще раз, дав возможность героям встретиться по-настоящему и полюбить друг друга. Это невероятный союз, который начался свадьбой, а продолжился через несколько лет знакомством, может быть счастливым, по мнению Пушкина. А метель — это символ судьбы, того непонятного, причудливого и своенравного игрока, который держит в руках карты нашей жизни.
    Бунт крестьян против несправедливости
    (По роману А. С. Пушкина “Дубровский”)
    В своем романе “Дубровский” А. С. Пушкин описал быт крепостных людей, самодурство помещиков. Он рассказывает о ссоре двух соседей-помещиков Троекурова и Дубровского. Дубровский — воспитанный, интеллигентный человек, который уважает прежде всего человека, а не его титулы и богатство, для него крепостные люди — это не рабы, не животные, а личности. Для Троекурова же крепостные люди не представляют никакой ценности, он с ними груб, своенравен, временами жесток.
    Когда уездный суд вынес решение о переходе в собственность Троекурова крестьян Дубровского, естественно, что вся дворовая челядь Дубровского возмутилась. Люди знали о самоуправстве Троекурова и не хотели уходить от прежнего хозяина. Дубровский остановил своих людей, когда те хотели расправиться с приказными, привезшими решение из уездного суда. Крестьяне послушались хозяина, но некоторые из них не смирились, они понимали, что решение будет исполнено и в их силах изменить свою судьбу.
    Ночью молодой барин Владимир Дубровский поджег свой дом, в нем тоже назрел бунт, и крестьяне его поддержали. Дом со спящими приказчиками горел, а на крыше сарая металась кошка. Кузнец Архип, один из самых отважных бунтарей, рискуя жизнью, спас животное. Почему же так сочетается в людях жестокость и мягкосердечие? Я думаю потому, что человек выражает протест против насилия, несправедливости, зла и, когда гуманные доводы не приводят к положительному результату, понимает, что без холодной и расчетливой борьбы ему не победить. А невинных, слабых, забитых, если ты сильнее, нужно защищать. Поэтому те, у кого было сильно развито чувство свободы и справедливости, ушли с Дубровским в лес.
    После пожара в окрестностях появилась группа разбойников, которая грабила и сжигала помещичьи дома. Во главе этой шайки стоял Дубровский. Те, кто хотел свободы, получал ее, те, кто хотел бороться за свои права, становился лесным разбойником.
    Благородство против подлости
    (По роману А. С. Пушкина “Дубровский”)
    А. С. Пушкин, всю жизнь ненавидевший несправедливость, пустоту и “дикость” дворянства, в романе “Дубровский” выдвинул на первый план одного из представителей провинциального дворянства — честолюбивого, благородного повстанца, пострадавшего от своего же сословия, молодого Дубровского.
    Самодурство и деспотизм знатного барина Троекурова приводит к тому, что старый барин Андрей Гаврилович Дубровский умирает. Его имение незаконно присуждается Троекурову. С этого момента развивается конфликт, в душах крестьян Дубровского назревает бунт. Молодой Владимир Дубровский идеализирован Пушкиным. Таким он видит героя-освободителя, борца за правду и справедливость. Молодой дворянин наделен чертами типичного романтического героя: умен, образован, благороден, храбр, добр, статен, красив. Его отношения с крестьянами построены на преданности и доверии. Протест крестьян против самодурства Троекурова находит отклик в сердце Дубровского. Ими движет чувство мести за смерть Андрея Гавриловича Дубровского, им ненавистны государственные чиновники, способные работать только на богатых, нечистых на руку местных “идолов”.
    Бунт в душе народа почти всегда выливается в реальную борьбу. Поэтому, по законам авантюрно-приключенческого жанра, народное восстание приобретает подпольный характер, неизвестная шайка благородных разбойников грабит и сжигает помещичьи усадьбы.
    Владимир Дубровский влюблен в дочь своего врага, поэтому отказывается от мести Троекурову. Пушкин усугубляет конфликт свадьбой Маши Троекуровой и пожилого князя Верейского и поддержкой этого брака отцом девушки. Дубровский отчаянно пытается отвоевать свою любовь, но опаздывает. Маша обвенчана, Дубровский ранен. Последняя деталь служит сюжетным оправданием для того, чтобы война повстанцев приняла массовый характер.
    А. С. Пушкин изобразил быт и нравы провинциального дворянства с идеализированными моральными и нравственными устоями старинного дворянства. Он противопоставил честность — подлости, щедрость — жадности, любовь — ненависти, сдержанность — разгулам.
    В романе раскрыта паразитическая сущность чиновничества, его бесполезность, трусость и извращенность. Добро и благородство, как в сказках, должно побеждать, поэтому Пушкин заканчивает роман исчезновением шайки разбойников, оставляя шанс, что, когда время придет, она опять встанет на защиту угнетенных.
    МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
    Тема свободы и изгнания
    (По стихотворениям М. Ю. Лермонтова “Тучи” и “Три пальмы”)
    В стихотворениях М, Ю. Лермонтова “Тучи” и “Три пальмы” особенно остро чувствуется одиночество от обладания свободой. А что такое свобода? Возможно, это несогласие с тем, что тебя окружает; возможно, холодный и трезвый взгляд на общество и несогласие жить, как все, думать, как все, совершать поступки, как все. Это свобода мыслить, свобода действовать, свобода мечтать и летать. М. Ю. Лермонтов сравнивает себя с тучами-странниками, но если тучи мчатся над просторами бесцельно, куда гонит ветер, то поэта мчит изгнание. Поэт перечисляет причины, которые могут изгонять свободного:
    Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
    Зависть ли тайная? Злоба лъ открытая?
    Или на вас тяготит преступление?
    Или друзей клевета ядовитая?
    Но нет ответа, и поэт понимает, что только скука и внутренний холод гонят тучи, а это, по-моему, не свобода, а прозябание.
    Восточное сказание “Три пальмы” также пронизано свободой, только три пальмы и ручей не оценили ее:
    И стали три пальмы на бога роптать:
    “На то лъ мы родились, чтоб здесь увядать?
    Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
    Колеблемы вихрем и зноем палимы,
    Ничей благосклонный не радуя взор?..
    Не прав твой, о небо, святой приговор!”
    Мне кажется, что М. Ю. Лермонтов хотел здесь раскрыть чувства забвения, заброшенности и отчаяния от невостребованности. Бог услышал негодование оазиса, тут же появился большой и яркий караван, гости утолили жажду студеной водой из ручья, отдохнули в тени пальм, а к вечеру, когда “сумрак на землю упал, по корням упругим топор застучал, и пали без жизни питомцы столетий!” Насладившись теплом костра, наутро караван отправился в путь.
    И следом печальным на почве бесплодной Виднелся лишь пепел седой и холодный…
    …Иныне все дико и пусто кругом
    — Не шепчутся листья с гремучим ключом:
    Напрасно пророка о тени он просит —
    Его лишь песок раскаленный заносит…
    Почему пострадали пальмы и ручей, который высохнет?
    Потому что всегда нужно ценить свободу, потому что никто со стороны ее не оценит, скорее, уничтожит или искалечит. Внутренняя свобода должна быть тайной одного человека, а не показным достоянием всего общества.
    НИКОЛАЙ СЕМЕНОВИЧ ЛЕСКОВ
    Любовь и боль за Россию в сказке Н. С. Лескова “Левша”
    У “Левши” удивительная литературная судьба. Появившись в печати, эта вещь сразу приобрела популярность, а вот критика встретила ее неоднозначно. Лескова обвиняли в отсутствии патриотизма, в насмешке над русским народом, но в одном критики были согласны: автор наслушался рассказов тульских мастеровых и “состряпал” из них своего “Левшу”.
    Между тем “Левша” придуман Лесковым от первого до последнего слова. И все якобы “народные” словечки изобретены им. Поразительно, как знал, чувствовал, любил народ этот человек. Так глубоко и серьезно не изучал русскую душу никто из писателей. Массы называют “молчаливым народом”. У Лескова он заговорил.
    “Левша” — невеселая сказка, в ней как будто все просто, но каждое слово двоится, за улыбкой прячется ирония, за любовью — боль, обида. Вот замечательные тульские мастера, подковавшие английскую стальную блоху “без мелкоскопов”, учившиеся “по Псалтырю и Полусоннику”. Но… ведь механизм они испортили: блоха больше не танцует.
    Вот Левша у англичан, соблазняющих его деньгами и невестой. Смотрит он на английских рабочих, у которых ученик идет “без бойла”, завидует. И рвется домой, да так, что на корабле все спрашивает, где Россия, и смотрит в ту сторону. И спешит привезти домой важный английский “секрет”, которого не открыли ни цари, ни генералы.
    А как встречает его родина? Английского шкипера — теплой постелью, докторской заботой. Левшу — кварталом, потому что нету у него “тугамента”. Раздели беднягу, невзначай уронили затылком о парапет, и, пока бегали в поисках то Платова, то доктора, “Левша уже кончался, потому что у него затылок о паратет раскололся”. И, умирая, открыл “секрет”: не надо ружье изнутри кирпичом чистить! Они стрелять не годятся!
    Но не дошел важный “секрет” до государя. А доброе слово о мастере, который мастерством своим вступился за весь русский народ перед англичанами, сказал англичанин; “У него хоть и шуба овечкина, да душа человечкина”.
    Ирония и сарказм Лескова доходят до предела. Он не понимает, почему Русь, рождающая умельцев, гениев, поэтов, своими же руками с ними расправляется. А что касается ружей — это невыдуманный факт. Ружья чистили толченым кирпичом, и начальство требовало, чтобы стволы сверкали изнутри. А внутри-то — резьба… Вот и уничтожали ее солдатики от избытка усердия.
    Больно Лескову от того, что мы старательно разрушаем то, что может нас спасти в лихую годину.
    НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ
    Романтика украинских сказок и легенд в творчестве Н. В. Гоголя
    (По книге “Вечера на хуторе близ Диканьки”)
    “Поздравляю публику с истинно веселою книгою” – такими словами А. С. Пушкин встретил “Записки пасечника Рудого Панька”, изданные Н. В. Гоголем. Книга очаровала читателей украинским плутоватым юмором, необыкновенной ¦ поэтичностью и красотой народных преданий. Настоящий герой книги — народ, его характер, проявляющийся в сказках и легендах.
    Украинские сказки — страшные и завораживающие одновременно, в них не всегда добро вознаграждается явно, но в конце концов приходит воздаяние за все поступки — дурные и хорошие.
    “Майская ночь, или Утопленница” основывается на многих легендах о “неупокоенных душах”, безвинно погибших. Прекрасная добрая панночка терпит издевательства ведьмы-мачехи. Не выдержав, она бросается в пруд и становится русалкой. Вместе с другими русалками она пытается наказать мачеху, утаскивает ее в воду, но та коварна и хитра. Мачеха обернулась русалкой. А бедная панночка “не может плавать вольно, как рыба, она тонет и падает на дно, как ключ”.
    Русалка обращается за помощью к Левку, сыну головы, у которого не складывается счастье. Левко любит красавицу Галю, но хитрый отец парубка сам имеет виды на девушку и “не слышит”, когда сын просит позволения жениться. Левко и русалка встречаются во сне. Панночка рассказывает парню о своей мачехе и просит: “Помоги мне, найди ее!”
    Просьба оказывается легко выполнимой: понаблюдав, как русалки играют “в коршуна”, Левко сразу видит одну, которой нравится быть злым и хищным коршуном, которая не так прозрачна и чиста, “внутри у нее что-то чернеется”. Благодарная панночка помогает Левку соединить свою жизнь с любимой девушкой.
    История, рассказанная Гоголем, пронизана лиризмом, украинскими песнями, окутана поэтической грустью. В ней много доброты и нет христианской непримиримости по отношению к самоубийцам. Они не прокляты, они несчастны;
    Н. В. Гоголь вырос в атмосфере украинской песни и сказки, прекрасно передал ее в своих книгах, сумел увлечь читателей поэзией народных малороссийских преданий.

  2. Главная
    Олимпиада по русскому языку
    Олимпиада по литературе
    Cочинения по русскому языку и литературе
    Cочинения по русскому языку и литературе за 5 класс
    Что русский язык — один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения. (В. Г. Белинский)
    Cочинения 5 — 11 класс
    Варианты написания сочинений на различные темы по русскому языку и литературе.
    Готовые школьные сочинения.
    Примеры сочинений
    за 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 класс.
    Примеры написания сочинений школьной программы по русскому языку и литературе
    за все классы.
    Готовые сочинения по русскому языку и литературе 5 класс.
    Правильное написание сочинения -это написание собственного высказывания в виде размышления.
    Размышление передает ход собственных соображений пишущего, его отношение к окружающему, к людям, животным, к явлениям, действиям и впечатлению от них.
    В размышлениях выявляются способности ученика, его интеллект, осведомленность по данной теме.
    С о ч и н е н и е 5 к л а с с.
    Сочинение на тему «Листопад».
    Унылая пора, очей очарованье – какие замечательно точные строчки написал Пушкин почти два столетия назад. Немного изменилось с той поры: все также осенью дни идут на убыль, все так же солнце меньше греет, а ночи становятся прохладнее.
    Осенняя природа удивительно красива, ее изумительное сочетание красного, желтого, коричневого заканчивается то бурным, то мягким шелестом падающих листьев. Как чудесно наблюдать за разными деревьями, некоторые опадают при первом похолодании, а некоторые не верят, что наступила осень и упорно ждут тепла. Но ласковое тепло придет через полгода.
    Только осенью происходит интересное природное явление: шуршащие листочки падают вниз. По дороге к земле они успевают станцевать сложный и немного печальный танец. Листья кружатся, ложатся на землю, вновь поднимаются ветром вверх, чтобы окончательно опуститься на холодный и влажный асфальт. Некоторым листьям удается долететь до верхних этажей многоэтажных домов и оттуда посмотреть на красивую осень внизу. Эта пора, когда асфальт в городе на несколько недель становится золотым. Как все недолговечное, красота золотого листопада насыщенна очаровательной грустью и предвкушением черно-белых красок зимы. Потом появляются люди в оранжевых жилетах и начинают мести улицы. Они неспешно метут, листья мягко шуршат и покорно укладываются в большие черные пакеты. Только в лесу листья некому убирать, и они лежат чудесным разноцветным ковром, создавая из года в год одеяло для зимнего леса
    Осень бывает разной. В сентябре она переливается сочными красками и радостно делится с нами своими дарами садов, полей и огородов. В октябре с его холодными ночами и бодрящими днями начинается листопад. Прогретые дневным солнышком листья желтеют, краснеют и падают. На голых ветках уже нет птиц, остались только вороны. Их грустные крики как будто говорят: осень пришла, осень пришла! Начинается период холодных дождей, после которых земля усыпана уставшими листьями и ветками. И вот наступил ноябрь, листьев уже почти не осталось. Редкие одинокие листочки крепко держатся на ветвях. Злой ветер бросает их, крутит, выворачивает, стремясь оторвать и отправить в путешествие, из которого листья уже никогда не вернутся. А потом наступает момент, когда деревья замирают в ожидании холодной зимы, но они знают, что зима закончится, и задорные воробьи возвестят о начале весны.
    Сочинение на тему «Добро и зло в сказке Г.Х. Андерсена «Снежная Королева».
    Ганс-Христиан Андерсен – знаменитый датский сказочник, написавший множество замечательных произведений. Одной из любимых для многих детей является сказка «Снежная Королева». Ее любят за то, что главная героиня – простая девочка Герда, а не сказочная принцесса; за то, что в сказке злые силы выступают в образе красивой, но холодной Снежной Королевы и злого и коварного троля.
    Добро и зло – вот те две силы, которые противостоят друг другу в любой сказке. «Снежная Королева» — не исключение. Вот только герои, выступающие на той и другой стороне, совсем не такие, как в других произведениях этого жанра. Силы добра олицетворяет, прежде всего, Герда, смелая девочка, выступившая против самой Снежной Королевы, могущественной и непобедимой. Никакая сила не могла противостоять холодному взгляду, а уж тем более, поцелую волшебницы. Но доброта и отвага Герды привлекает на ее сторону и людей, и животных.
    Отправившись на поиски названного брата Кая, Герда и не предполагала, с какими трудностями ей придется столкнуться, сколько опасностей поджидает ее на пути. Но она верит в то, что сможет преодолеть любые препятствия, лишь бы только вернуть домой любимого брата, спасти его из рук жестокой королевы, несущей смерть всему живому. И потому все стараются помочь Герде. Лишь старушка, умеющая колдовать, пытается помешать девочке. Но ею движет желание оставить Герду у себя, ведь у старушки не было детей.
    Принц и принцесса, узнав историю Герды и Кая, так растрогались, что помиловали Ворона и его невесту. А Герде дали золотую карету, теплые вещи и проводили ее до границ королевства. Дочь злой разбойницы настолько была поражена смелостью маленькой девочки, которая преодолела столько препятствий, но не остановилась на полпути, что отпустила Герду. Кроме того, она вернула ей вещи и отпустила с ней свою любимую игрушку – северного оленя.
    Маленькая разбойница первоначально принадлежала силам зла. Но Герда своей самоотверженностью поразила ее. Разбойница поняла, что кроме зла в мире существует еще любовь, верность, самопожертвование. И это не оставило ее равнодушной. Она уже не слушала свою мать. Маленькая разбойница узнала другую сторону жизни.
    Но самым большим злом был тролль, создавший волшебное зеркало, искажающее все прекрасное в мире. И, конечно, Снежная Королева, от взгляда которой умирало все живое. Но и эти силы не способны убить любовь. Герда проникла в чертоги Снежной Королевы. Ее горячие слезы растопили кусочки ледяного зеркала в сердце Кая. Перед великой любовью сила холодной волшебницы иссякла. Она не могла победить этого чувства, потому что добро всегда несет в себе всепобеждающую любовь.
    Сочинение на тему «Почему нужно беречь книгу?».
    С момента создания первых книг люди относились к ним очень бережно. Книги хранили в лучших помещениях, отводили для них самые сухие места. Книги украшали золотом и драгоценными камнями, потому что книга во все времена считалась источником знаний. Она всегда занимала важное место в жизни каждого человека. Даже безграмотные люди очень трепетно обращались с книгами. Тех же, кто уничтожал книги, считали варварами. Захватив какой-нибудь город или страну, завоеватели старались уничтожить не только самых уважаемых граждан, но и книги, считая и их врагами, способными нанести вред захватчикам.
    Почему же книги нужно беречь? Наверное, многие согласятся со мной, что книга – это величайшее достояние человечества, дарующее людям знания, благополучие, процветание. Кто-то скажет, что это не так. Но вспомните, откуда черпали знания люди в древности. Конечно, из книг и манускриптов. Даже научные труды писались в виде литературных произведений. К грамотному человеку всегда относились с особым почтением. Грамотея считали отмеченным Богом. По возможности детей старались научить читать и писать.
    Особенности отдельно взятого народа складываются из его традиций, того наследия, которое народ получил от предыдущих поколений. Откуда мы черпаем опыт предков? Из книг. Люди узнавали что-то новое и старались запечатлеть это сначала в наскальных рисунках, а затем в книгах. Не будь трудов знаменитых ученых, писателей мы не знали бы своей истории. В народе про человека, не знающего своего прошлого, не ценящего опыта предков, называют Иваном, родства не помнящим. В старину это считалось самым страшным преступлением: не знать, откуда ты родом, кто были твои предки.
    Современные люди часто забывают свои корни. Занятые собой, своими проблемами, в суете повседневной жизни мы забываем остановиться и посмотреть в свое прошлое. И только книги возвращают нас к вечным человеческим ценностям таким, как любовь, сострадание, милосердие. Книги учат нас оставаться людьми. Всегда, при любых обстоятельствах не терять своего человеческого лица. Исчезнет книга – исчезнет Человек. Останутся отдельные индивидуумы, разобщенные, не имеющие понятия о великих нравственных ценностях, завещанных нам предками.
    Сочинения по русскому языку и литературе 5 класс.
    Сочинение — это интеллектуальный показатель развития ученика, его эстетического вкуса. Это результат достижений в изучении русского языка и литературы. Свидетельство о знании текста художественного произведения, умении анализировать текст, зрелости суждений, широте кругозора. Самостоятельная работа с текстом произведения позволяет обеспечить проникновение в авторский замысел, постичь объективный смыс произведения. Главное требование к сочинению — логическая стройность изложения. Тема должна быть раскрыта четко, аргументированно, глубоко, отдельные части сочинения должны быть связаны между собой, переход от одной мысли к другой последовательным, суждения логичны. Основная мысль сочинения развивается по плану. Нужно анализировать как идейное содержание произведения, так и его художественную сторону.

  3. ХАНС КРИСТИАН АНДЕРСЕН
    Приключения Герды в поисках Кая

    Во всех сказках датского сказочника X. К. Андерсена по­беждают добро, любовь, верность, искренность. Герои его ска­зок отважны, бесхитростны, поэтому, пройдя через всевозмож­ные испытания, они обогащаются жизненным опытом, обре­тают множество друзей, разрушают злые чары и выходят по­бедителями.
    Мне очень нравится сказка “Снежная королева”, в ко­торой маленькая девочка Герда борется за освобожде­ние своего названого брата Кая из ледяных рук Снежной королевы.
    Герда отправляется на поиски Кая после его похищения Снежной королевой. Ей предстоит пережить много приклю­чений, но она упорно продолжает искать своего друга, отваж­но идя навстречу опасностям.
    Вначале Герда попадает в мир доброй волшебницы, где цветут сады, поют птицы. Но Герде не нужен этот спокойный сказочный мирок, она идет дальше, попадая в зимнюю стужу в летней одежде.
    По дороге Герда повстречала доброго ворона, который по­мог ей попасть во дворец, где, вполне возможно, обитает Кай. Но и во дворце Герду настигает разочарование — женихом невесты оказался не ее названый брат. Герда делится с прин­цессой своими печалями. Принцесса искренне хочет помочь Герде, предлагая ей богатства. Но Герду сердце зовет дальше в дорогу, поэтому принцесса распорядилась выдать Герде теп­лую шубку, муфту, шапочку, лошадей и золотую карету, и Герда снова отправляется в путь.
    Когда Герда едет через лес, на карету нападают разбойни­ки. У Герды отбирают все, что ей подарила принцесса. Не­обузданная маленькая разбойница, дочь атаманши, выслуша­ла печальную историю Герды. Она никогда не знала о такой любви и верности и отпускает Герду, отдав ей своего лНо зима может быть совсем иной, например такой, какой отразил ее в своем стихотворении Но зима может быть совсем иной, например такой, какой отразил ее в своем стихотворении юбимо­го оленя, который сможет доставить девочку в царство Снеж­ной королевы.
    Еще долго путешествует Герда, ее силы постепенно исся­кают, северные жители вовремя поддержали девочку с серд­цем, полным любви и надежды.
    В конце пути Герда попадает в царство Снежной короле­вы. Увидев равнодушного и холодного Кая, она бросилась к нему и горько заплакала. Отчаянные, горячие слезы растопи­ли кусочек льда в сердце мальчика, и Снежная королева по­теряла силу и власть над детьми. Счастливые Герда и Кай возвратились домой.
    Только стойкость и верность помогли Герде выдержать все испытания, через которые ей пришлось пройти, а самоот­верженная любовь помогла вернуть Кая к нормальной, пол­ноценной жизни.

  4. Сочинение для 7 класса на тему «Предательство Андрия в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

    Сочинение для 7 класса на тему: «Тарас Бульба». Краткое содержание»

    Сочинение для 7 класса на тему «Сравнительная характеристика двух братьев в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

    Изложение по рассказу Шолохова «Судьба человека»

    Образ «маленького человека» в повести «Станционный смотритель»

    Образ Самсона Вырина в повести «Станционный смотритель

    Сочинение по повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»

    Сочинение для 7 класса на тему «Мой Пушкин»

    Сочинение на тему «История России в произведениях Пушкина и Лермонтова»

    Вулич и Печорин в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

    Сочинение на тему: Печорин и Мери в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

    Сочинение на тему: Образ Собакевича в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

    Сочинение на тему: Образ Плюшкина в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

    Сочинение на тему: Печорин и Грушницкий в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

    Сочинение на тему: Образ Манилова в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»

    Сочинение на тему: Мастер и Иешуа в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

    Сочинение для 7 класса «О культуре речи»

    Сочинение на тему: Лирика Пушкина о дружбе

    Сочинение на тему: Нравы города Калинова

    Сочинение на тему «Образ Хлестакова в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

    Сочинение на тему «Гринёв и Швабрин в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

    Сочинение для 7 класса на тему «Тарас Бульба – народный герой»

    Сочинение на тему «Петр 1 и Карл 12 в поэме «Полтава»

    Сочинение на тему «Образ Тараса Бульбы»

    Сочинение для 7 класса на тему «Тема памяти в рассказе Е.Носова «Живое пламя»»

    Сочинение для 7 класса на тему «Образ Данко в рассказе А.М.Горького «Старуха Изергиль»»

    Сочинение по литературе 7 класса на тему «Уроки древнерусской литературы»

    Сочинение по литературе на тему «Что воспевает народ в героическом эпосе»

    Сочинение для 7 класса на тему «Сыновья Тараса Бульбы»

    Сочинение на тему «Три смерти в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

    Художественные особенности малых жанров фольклора (сочинение по литературе)

    Сочинение для 7 класса на тему «Мое читательское взросление»

    Сочинение-рассуждение по литературе на тему «Сострадание и уважение к человеку в рассказе А.П. Платонова «ЮШКА»

    Сочинение для 7 класса на тему «Авторская оценка Тараса Бульбы» (с цитатами)

    Сочинение по русской литературе 7 класса на тему: Мое отношение к героям «Повести о Петре и Февронии Муромских»

    Нравственные идеалы и заветы Древней Руси (сочинение по русской литературе 7 класса).

    Сочинение по литературе 7 класса на тему: Моя любимая книга

    Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание? (сочинение по произведениям писателей 20 века)

    Сочинение по рассказу Горького «Старуха Изергиль» на тему: «Каждый сам себе судьба».

    Художественные особенности русских былин (сочинение по русской литературе 7 класса).

    Сочинение на тему: Остап и Андрий – братья и враги (сочинение для 7 класса по повести Тарас Бульба).

    Сочинение на тему: «Описание внешности Тараса Бульбы» (сочинение по русской литературе 7 класса)

    Золотая пора детства в произведениях Л.Н.Толстого (сочинение для 7 класса)

    Сочинение на тему «Бабушка Акулина Ивановна» (по рассказу М. Горького «Детство»).

  5. Древнерусская литература
    Общий подъем Руси в XI веке, создание центров письменности, грамотности, появление целой плеяды образованных людей своего времени в княжеско-боярской, церковно-монастырской среде определили развитие древнерусской литературы. Эта литература развивалась, складывалась вместе с развитием летописания, ростом общей образованности общества. У людей появилась потребность донести до читателей свои взгляды на жизнь, размышления о смысле власти и общества, роли религии, поделиться своим жизненным опытом. Литература вызывалась к жизни также потребностями времени: нуждами церкви, заказами княжеской верхушки. На этом общем благоприятном культурном фоне появлялись оригинально и независимо мыслящие писатели, средневековые публицисты, поэты.
    Нам неведомы имена авторов сказаний о походах Олега, о крещении Ольги или войнах Святослава. Первым известным автором литературного произведения на Руси стал священник княжеской церкви в Берестове, впоследствии митрополит Иларион. В начале 40-х годов XI века он создал свое знаменитое “Слово о законе и благодати”. В нем говорится о церкви Благовещения на Золотых воротах, построенной в 1037 году, и упоминается Ирина (Ингигерда) – жена Ярослава Мудрого, умершая в 1050 году. Слово вводит нас в борьбу религиозных и политических идей XI века. Иларион говорит в нем о крещении Руси и восхваляет Владимира, крестившего Русскую землю: “Похвалим же нашего учителя и наставьника, великаго кагана нашея земля, Владимира, внука стараго Игоря, сына же славьнаго Святослава, иже в своя лета владычествую, мужьством и храбрьством прослуша в странах многих и победами и крепостью поминаются ныне и словуть. Не в худе бо и не в неведоме земля владычьствующе, но в Руськой, яже ведома и слышима есть вьсеми конци земля”. Иларион обращается к Владимиру с призывом взглянуть на величие Киева при Ярославе, который “славный град Кыев величьством яко веньцем обложил”. Эти слова, видимо, надо понимать как указание на вновь построенные и величественные укрепления, окружившие столицу киевских князей.
    Во второй половине XI века появляются и другие яркие литературно-публицистические произведения: “Память и похвала Владимира” монаха Иакова, в котором идеи Илариона получают дальнейшее развитие и применяются к исторической фигуре Владимира I. В это же время создаются “Сказание о первоначальном распространении христианства на Руси”, “Сказание о Борисе и Глебе”, святых покровителях и защитниках Русской земли.
    В последней четверти XI века начинает работать над своими сочинениями монах Нестор. Летопись была его завершающей фундаментальной работой. До этого он создал знаменитое “Чтение о житии Бориса и Глеба”. В нем, как и в “Слове” Илариона, как позднее в “Повести временных лет”, звучат идеи единства Руси, воздается должное ее защитникам и радетелям. Уже в ту пору русских авторов беспокоит эта нарастающая политическая вражда в русских землях, в которой они угадывают предвестие будущей политической катастрофы.
    Литература XII века продолжает традиции русских сочинений XI века. Создаются новые церковные и светские произведения, отмеченные яркой формой, богатством мыслей, широкими обобщениями; возникают новые жанры литературы.
    На склоне лет Владимир Мономах пишет свое знаменитое “Поучение детям”, ставшее одним из любимых чтений русских людей раннего средневековья. Поучение рельефно рисует нам жизнь русских князей конца XI – начала XII в. Владимир Мономах рассказывает о своих походах и путешествиях. Вся его жизнь прошла в непрерывных войнах то с поляками, то с половцами, то с враждебными князьями. Он насчитывает 83 больших похода, которые совершил, не считая мелких, а также 19 мирных договоров с половцами. Для характеристики феодальной идеологии интересен образ идеального князя, рисуемого Мономахом. Князь должен следить за всем в доме, а не полагаться на тиуна или дружинника (“отрока”), чтобы не посмеялись над порядками в доме и на обеде. Во время военных походов надо избегать излишней пищи и питья, а также долгого спанья. К ночи сами назначайте сторожей, поучает Мономах, и все устроив около войска, ложитесь спать, а вставайте рано; и оружия с себя быстро не снимайте, не посмотрев по лености, “внезапу бо человек погибает”. Жизнь князя наполнена войнами и охотой, смерть ходит по пятам воина. И эту рыцарскую идеологию прекрасно выражают слова Мономаха, обращенные к его троюродному брату Олегу Святославичу Черниговскому. Мономах предлагает ему мир и дружбу и обещает не мстить за смерть сына, убитого в бою с Олегом: “Дивно ли, оже муж умерл в полку” (удивительно ли, что воин умер во время сражения). Поучение дает много исторических сведений, отсутствующих в летописи, оно является ценным историческим источником.
    В начале XII века один из сподвижников Мономаха игумен Даниил создает свое, не менее знаменитое “Хождение игумена Даниила в святые места”.
    Богомольный русский человек отправился к гробу Господню и проделал длинный и трудный путь – до Константинополя, потом через острова Эгейского моря на остров Крит, оттуда в Палестину и до Иерусалима, где в это время было основано первое государство крестоносцев во главе с королем Болдуином. Даниил подробно описал весь свой путь, рассказал о пребывании при дворе иерусалимского короля, о походе с ним против арабов. Даниил молился у гроба Господня, поставил там лампаду от всей Русской земли: около гроба Христа он отпел пятьдесят литургий “за князей русских и за всех христиан”.
    И “Поучение”, и “Хождение” были первыми в своем роде жанрами русской литературы.
    XII – начало XIII в. дали немало и других ярких религиозных и светских сочинений, которые пополнили сокровищницу русской культуры. Среди них “Слово” и “Моление” Даниила Заточника, который побывав в заточении, испытав ряд других житейских драм, размышляет о смысле жизни, о гармоничном человеке, об идеальном правителе. В “Слове” сам автор называет себя Даниилом заточником, т.е. заключенным, сосланным. Слово обращено к князю Ярославу Владимировичу. Послание (Моление) обращено к князю Ярославу Всеволодовичу.
    Слово дает любопытную характеристику феодальных отношений XII века. Прежде всего бросается в глаза указание на значение личности князя как феодального государя, к которому в зависимости от его личных качеств собираются “слуги”-вассалы: “Гусли бо страяются персты, а тело основается жилами; дуб крепок множеством корениа; тако и град нашь твоею державою. Зане князь щедр отець есть слугам многим: мнозии бо оставляють отца и матерь, к нему прибегають. Доброму бо господину служа, дослужится слободы, а злу господину служа дослужится большей работы”. Князь славен теми, кто его окружает: “Паволока (дорогая ткань) бо испестрена многими шолкы и красно лице являеть: тако и ты, княже, многими людми честен и славен по всем странам”. Слово Даниила Заточника является ценнейшим источником для изучения классовой борьбы в древнерусском обществе. В нем неоднократно подчеркивается антагонизм богатых и бедных. Слово рельефно характеризует порядки вотчины периода феодальной раздробленности: не имей двора поблизости от царева двора, восклицает Даниил, и не держи села поблизости от княжеского села; тиун его, как огонь прикрытый, а “рядовичи” его, как искры. Если от огня устережешься, то от искр не можешь “устречься” и от сожжения одежды. Слово Даниила Заточника соткано из ряда афоризмов и поучений. Эта особенность именно и создала ему большую популярность в средневековой Руси.
    В Слове мы встречаем и постоянную тему многих древнерусских сочинений – о злых женах. Аскетический характер церковной письменности способствовал взглядам на женщину, как на “сосуд дьявола”. Вот несколько выпадов Заточника против злонравных жен: если какой муж смотрит на красоту жены своей и на ее ласковые и льстивые словеса, а дел ее не проверяет, то дай бог ему лучше лихорадкой болеть. Или в другом месте: “Что есть жена зла – гостинница неуповаема, кощуница бесовская. Что есть жена злая? Мирский мятежь, ослепление уму, начальница всякой злобе” и т.д.
    Не менее интересно второе произведение, связанное с Даниилом Заточником, так называемое Послание (Моление). Послание начинается обращением ко князю Ярославу Всеволодовичу, которым исследователи считают переяславского, а впоследствии великого князя Ярослава, сына Всеволода Большое Гнездо. Послание чрезвычайно интересно по своей социальной напрвленности. Автор рисует нам облик князя эпохи феодальной раздробленности, который хорошо гармонирует с биографией Ярослава Всеволодовича, воинственного, умного и в то же время жестокого князя: “Мудрых полцы крепки и грады тверды; храбрых же полцы силни и безумны: на тех бывает победа. Мнози бо ополчаются на большая грады и с своих, с менших, сседают”. В этой характеристике князя невольно чувствуются исторические черты. Таков был и Ярослав Всеволодович, гнавшийся за новгородским столом и нередко его терявший. В Послании читаем необычно резкий отзыв о монашеской жизни: “Или скажешь, княже: постригись в чернецы. Так я не видел мертвеца, ездящего на свинье, ни черта на бабе, не едал смоквы от дубов… Многие ведь, отойдя от мира сего в иночество, вновь возвращаются на мирское житье и на мирскую гонку, точно псы на свою блевотину: обходят села и дома славных мира сего, точно псы ласкающиеся. Где свадьбы и пиры, тут и чернецы и черницы и беззаконие. Ангельский образ носят на себе, а распутный нрав, святительский имеют на себе сан, а обычай похабный”.
    Обращаясь к своему князю в “Молении”, Даниил говорит о том, что настоящий человек должен сочетать в себе силу Самсона, храбрость Александра Македонского, разум Иосифа, мудрость Соломона, хитрость Давида. Обращение к библейским сюжетам и древней истории помогает ему донести свои идеи до адресата. Человек, по мысли автора, должен укреплять сердце красотой и мудростью, помогать ближнему в печали, оказывать милость нуждающимся, противостоять злу. Гуманистическая линия древней русской литературы и здесь прочно утверждает себя.
    Интересным памятником XII века является Послание митрополита Климента. Климент Смолятич родом из Смоленска в 1147 году был избран собором русских епископов в митрополиты всея Руси без поставления патриарха, в то время как другие митрополиты поставлялись патриархом в Константинополе. “Послание написано Климентом митрополитом русскым Фоме пресвитеру, истолковано Афанасием мнихом” сохранилось в рукописи XV века. Авторству Климента приписывают только две первые части, а последнюю – монаху Афонасию. Послание дает интересный материал для характеристики образованности Киевской Руси. Автор обращается к Фоме с ответом на его послание, обличавшее Климента в гордости своими философскими познаниями, так как Климент делал в своих сочинениях ссылки на Гомера, Аристотеля и Платона. Отводя от себя упреки в гордости, Климент в то же время нападает на тех епископов, которые прилагают “дом к дому, села к селам, изгон же и сябры, и бортии, и пожнии, ляда же и старины, от них же окаяный Клим зело свободен”.
    В своей “Притче о человеческой душе” (конец XII века) епископ города Турова Кирилл, опираясь на христианское миропонимание, дает свое толкование смысла человеческого бытия, рассуждает о необходимости постоянной связи души и тела. В то же время он ставит в своей “Притче” вполне злободневные для русской действительности вопросы, размышляет о взаимоотношении церковной и светской власти, защищает национально-патриотическую идею единства Русской земли, которая была особенно важна в то время, как владимиро-суздальские князья начали осуществлять централизаторскую политику накануне монголо-татарского нашествия.
    Одновременно с этими сочинениями, где религиозные и светские мотивы постоянно переплетались, переписчики в монастырях, церквах, в княжеских и боярских домах усердно переписывали церковные служебные книги, молитвы, сборники церковных преданий, жизнеописание святых, древнюю богословскую литературу. Все это богатство религиозной, богословской мысли также составляло неотъемлемую часть общей русской культуры.
    Но, конечно, наиболее ярко синтез русской культуры, переплетение в ней языческих и христианских черт, религиозных и светских, общечеловеческих и национальных мотивов прозвучало в “Слове о полку Игореве”. В Слове рассказывается о походе северских князей в 1185 году во главе с путивльским князем Игорем Святославичем против половцев. Незадолго до этого северские князья отказались участвовать в походе против половцев, который был предпринят их родственником киевским князем Святославом Всеволодовичем. С самого начала участники похода были смущены плохими знамениями – произошло затмение солнца. Однако князья решили двигаться дальше. Первый бой был удачен для русских. Но вскоре дело приняло другой оборот. Половцы разбили русские войска, и Игорь Святославич попал в плен, из которого бежал с помощью некоего Овлура.
    Слово о полку Игореве прекрасно рисует княжеские отношения конца XII века. В особенности выделяется могущество двух князей, которые по силе стоят наравне со Святославом Киевским или даже выше его. Это галицкий князь Ярослав Осмомысл и Всеволод Большое Гнездо. Ярослав высоко восседает на своем златокованном столе, он подпер Карпатские (Венгерские) горы своими железными полками, закрыв путь для венгерского короля и затворив для него Дунайские ворота, господствуя до самого Дуная. “Грозы твоя по землям текут… стреляеши с отня злата стола салтани за землями. Стреляй, господине, Кончака, поганаго кощея, за землю Русскую, за раны Игоревы, буего Святьславлича”. Эта похвала Ярославу Галицкому находит подтверждение в летописи. Был он князем мудрым, красноречивым, богобоящимся, почитаемым в других землях, славным в боях, читаем в летописи о Ярославе Галицком.
    Не менее могущественным для певца Слова представляется владимиро-суздальский князь Всеволод Большое Гнездо. Он обращается к нему со словами: “Ты бо можеши Волгу веслы раскропити, а Дон шеломами выльяти”. Если вспомнить, что Слово о полку Игореве составлялось в южной Руси, то такие княжеские характеристики получают для нас особое значение. Они показывают подлинное соотношение сил между князьями феодальной Руси в конце XII века, когда особенно усилились Галицко-Волынская и Владимиро-Суздальская земли.
    Слово о полку Игореве имеет и еще одну замечательную особенность. Созданное в эпоху феодальной раздробленности, оно тем не менее свидетельствует о единстве русского народа. Все содержание Слова о полку Игореве держится на представлении о том, что Русская земля может бороться против набегов половцев лишь как единое целое. Постоянным припевом звучат патриотические, полные горячей любви к родине слова о Русской земле, скрывшейся за холмами (“О, Руськая земле, уже за шеломянем еси”).
    Слово необыкновенно ярко рисует феодальные усобицы и раздоры князей, скорбя о том, что они ослабляют Русскую землю.
    Огромный интерес представляет Слово о полку Игореве для изучения верований древней Руси. В плаче Ярославны олицетворяется природа: “о ветре-ветрило! – обращается Ярославна к ветру. – Чему, господине, насильно вееши? Чему мычеши хиновьскыя стрелкы на своею нетрудною крилцю на моея лады вои? Мало ли ти бяшет горе под облакы веяти, лелючи корабли на сине море”. Таким же живым существом представляется в плаче Ярославны река Днепр. Она именует его даже с отчеством – Словутичем. В Слове упоминается и о древних славянских божествах. Боян назван внуком Велеса, бог скота и изобилия, покровителя певцов; русские — дети Даждь-бога, великого бога солнца.
    В отличие от других памятников древнерусской литературы Слово о полку Игореве не отражает церковной идеологии. Только раз в нем упомянута церковь богородицы Пирогощей, к которой едет Игорь при возвращении в Киев.
    Слово о полку Игореве включило в свой состав множество преданий, неизвестных нам по другим произведениям. Одним из источников для автора являлись песни Бояна, на которые он ссылается. Боян вспоминал “первых времен усобице”. Он пел песни о старом Ярославе, о храбром Мстиславе, который зарезал Редедю перед полками касожскими, о прекрасном Романе Святославиче.
    Нам неизвестны источники Слова о полку Игореве. Но автор его, несомненно, пользовался больщим количеством устных преданий. Это подтверждают многие эпитеты, находящие себе аналогию в памятниках устной словесности: “злат стол”, “злат стремень”, “сизый орел”, “синее море”, “зелена трава”, “острые мечи”, “чистое поле”, “черный ворон”.
    Замечательной особенностью Слова о полку Игореве является его направленность. В то время как летописи сохранили по преимуществу киевскую традицию, Слово о полку Игореве в основном отражает черниговские и полоцкие традиции. Симпатии певца на стороне черниговских князей. Он пишет об “обиде” черниговского князя Олега Святославича, молодого и храброго князя, выгнанного Владимиром Мономахом из своего княжества. Зато сам Владимир изображен в виде трусоватого князя, затыкающего себе уши от звона золотых стремян Олега. Прозвище “Гориславич”, которым певец наделяет Олега, — это эпитет, обозначающий человека, прославившегося своим горем и злоключениями.
    Высокое художественное мастерство “Слова” опирается не только на народную традицию, но и известную автору русскую письменности. Нельзя не видеть, какие жемчужины отобраны автором в летописях и других известных ему произведениях! Все это ставит “Слово” рядом с величайшими памятниками русской культуры XII века.
    Список литературы:
    История России. С древнейших времен до конца XVII века. Под ред. А.Н. Сахарова, А.П. Новосельцева. М., 1996.
    М.Н. Тихомиров. Источниковедение истории СССР. Выпуск I. М., 1962.
    Введение в культурологию. Часть II. Под ред. В.А. Сапрыкина. М., 1995.

  6. ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    В предыдущих классах изучалась «Повесть временных лет», «Сказание о Кожемяке», «Сказание о Белгородском киселе», «Поучение» Владимира Мономаха и «Повесть о Петре и Фев- ронии Муромских».
    Наиболее запомнилось последнее произведение. Эта повесть была написана в конце XV века. В её основе лежат две сказки: о «летающем змее» и о «мудрой деве», которые талантливо объе­динены в одно литературное произведение. Повесть легко рас­падается на две части: в первой повествуется о правлении в Муроме князя Павла, о змее, прилетавшем к его жене, о брате Павла Петре, которому была открыта тайна гибели змея. От капель змеиной крови Петр заболел. Во второй части расска­зывается о мудрой деве Февронии, ставшей женой Петра.
    Через некоторое время Павел умер, а его место занял Петр. Бояре невзлюбили его жену Февронию. Но Петр предпочел ос­тавить свою княжескую власть и уехал из города с Февронией. Без князя в городе начались беспорядки, и бояре попросили Петра и Февронию вернуться, после возвращения герои пра­вили честно, при их правлении город процветал. «Повесть о Петре и Февронии» заканчивается рассказом об их смерти в один день. Они были похоронены вместе в двойном гробу, хотя бояре пытались воспрепятствовать этому.
    Несмотря на то что это повесть о любви, в ней обличается боярство, несправедливая жизнь. Особенно ценно то, что глав­ной героиней повести оказалась простая крестьянка, ставшая княгиней благодаря своему уму.
    В её лице был показан образ идеального правителя. Повесть интересна и сегодня, её легко читать, она имеет занимательный сюжет. Кроме того, многие идеи повести важны и сегодня.
    Авторов древнерусской литературы привлекали прежде всего подвиги воинские, а также духовные. Они описывали в своих произведениях идеальные характеры и идеальную жизнь. Но в XVII веке литература отказывается изображать только под­виги, обращается к литературному вымыслу. Героями литера­турных произведений становятся не только князья и бояре, но и простые люди.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *