Сочинение по литературе на тему протест катерины против темного царства

14 вариантов

  1. Известный фразеологизм «Луч света в темном царстве», который образовался из заголовка статьи Николая Александровича Добролюбова, посвященной пьесе «Гроза» – уже давно вышел за пределы данного произведения. И это неслучайно. Вся сюжетная линия пьесы от начала и до конца как раз и повествует о попытке этого самого луча пробить мрак и безысходность «темного царства». Подобное мы можем наблюдать в разных сферах и в разных жизненных ситуациях, емкая и точная фраза, подобранная Добролюбовым, характеризует борьбу Катерины и прогнившего мира Калинова, мира Кабановых и Диких. И протест этот логичен – несовместимость Катерины и устоев Калинова неизбежно ведет к конфликту, компромисс здесь невозможен.
    Кто победил в этом противостоянии? Это не так важно, важнее то, что Катерина и есть тот самый луч, пускай первый, пускай маленький и едва заметный, но который однако начнет освящать тьму «темного царства», первый, но не последний и когда-нибудь эти «лучи» уничтожат мир лжи и лицемерия, жестокости и нелюбви, тот мир, в котором она вынуждена жить и пытаться построить в нем счастье.
    Детство Катерины, как сначала кажется, не сильно отличается от её нынешней жизни в Калинове, однако главная героиня верно подмечает, что до замужества у неё было главное, того, чего нет сейчас – свободы. Свобода, свобода воли, возможность выбора – ценность, которая является образующей для понимания образа Катерины, без этого нет её личности. Именно поэтому она гаснет, чахнет в этой духоте, в тисках несвободы и отчаяния.
    Катерина – личность однозначная, цельная( в отличии от Варвары она не умеет притворяться), она создана любить и наслаждаться, она не может понять, как может быть жесток мир, если он так прекрасен. В своей детско-наивной манере она действительно неспособна осознать, почему  к ней столь жестоки, почему нужно вести двойную жизнь, быть лживым и жестоким человеком. Такие люди, как Катерина просто неспособны выжить в «темном царстве», здесь нужно или приспосабливаться и отыгрывать разные роли, как это делают Варвара, Кудряш, отчасти Тихон, или же быть жестоким и непреклонным, как Кабанова и Дикой. Третьего не дано и потому Катерина выбирает смерть. Честной и доброй Катерине невозможно было бы лгать, а правда попросту уничтожила бы её.

  2. Цельная, честная, искренняя, она не способна ко лжи и фальши, поэтому в жестоком мире, где царят дикие и кабанихи, ее жизнь складывается так трагично. Протест Катерины против деспотизма Кабанихи — это борьба светлого, чистого, человеческого против мрака, лжи и жестокости «темного царства». Недаром Островский, который очень большое внимание уделял подбору имен и фамилий действующих лиц, дал такое имя героине «Грозы»: в переводе с греческого «Екатерина» означает «вечно чистая».
    Катерина — натура поэтическая. В отличие от грубых калиновцев, она чувствует красоту природы и любит ее. «Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключик, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много», — рассказывает она о своем детстве. Ее душа постоянно тянется к красоте. Сны ее были наполнены чудесными, сказочными видениями. Часто снилось ей, что она летает, как птица. О желании лететь она заговаривает несколько раз. Этими повторениями драматург подчеркивает романтическую возвышенность души Катерины, ее свободолюбивые стремления. Выданная рано замуж, она пытается ужиться со свекровью, полюбить мужа, но в доме Кабановых искренние чувства никому не нужны. И нежная, поэтическая Катерина в этой мрачной атмосфере «завяла совсем». Как гордая птица, которая не может жить в клетке, она погибает в доме Кабанихи.
    Поэтичность и душевная чистота Катерины проявляются в каждом ее слове. «Куда мне, бедной, деться? За кого мне ухватиться? Батюшки мои, погибаю я!» — говорит она, прощаясь с Тихоном. С какой естественной простотой и точностью передают эти слова ее состояние! Нежность, которая переполняет ее душу, не находит себе выхода. Глубокая человеческая тоска звучит в ее мечте о детях: «Хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе! Деток-то у меня нет: все бы я и сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать,- ангелы ведь это». Какой любящей женой и матерью была бы она в других условиях!
    Катерина религиозна. При ее впечатлительности религиозные чувства, привитые ей в детстве, прочно овладели ее душой. Но как отличается искренняя, детски чистая религиозность Катерины от ханжеской религиозности Кабанихи! Для Кабанихи религия — это мрачная сила, подавляющая волю человека, а для Катерины — это поэтический мир сказочных образов. «…До смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится»,- вспоминает она. В Калинове никто не молился так искренно, как Катерина. «Ах, Кудряш, как она молится, кабы ты посмотрел! Какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится»,-говорит Борис, и Кудряш сразу безошибочно определяет, что речь идет о Катерине.
    И в то же- время. религия — это клетка, в которую «темное царство» заперло душу Катерины. Ведь страх перед «грехом» мучит ее даже сильнее, чем гнет Кабанихи. И то, что она сумела побороть его, свидетельствует о нравственной силе Катерины.
    В основе протеста Катерины против гнета «темного царства» лежит естественное стремление отстоять свободу своей личности. Неволя — вот имя ее главного врага. Внешне условия жизни в Калинове ничем не отличаются от обстановки детства Катерины. Те же молитвы, те же обряды, те же занятия, но «здесь», отмечает героиня, «все как будто из-под неволи». Неволя несовместима с ее свободолюбивой душой. «А горька неволя, ох, как горька!» — говорит она в сцене с ключом, и эта мысль приводит ее к решению увидеться с Борисом. Всем своим существом Катерина чувствовала, что жить в «темном царстве» хуже смерти. И она предпочла смерть неволе. «Грустно, горько такое освобождение,- писал Добролюбов,-но что же делать, когда другого выхода нет».
    В поведении Катерины проявился, по словам Добролюбова, «решительный, цельный русский характер», который «выдержит себя,- несмотря ни на какие препятствия, а когда сил не хватит, то погибнет, но не изменит себе». Добролюбов отмечал, что характер Катерины, составляющий «шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе», отражает новую фазу в развитии русской народной жизни. Настала необходимость в людях с решительным характером, которые воплотили бы общее требование правды и права в решительные действия. Катерина явилась первым в русской литературе типом такого человека. Поэтому Добролюбов и сравнил ее с лучом света, осветившим не только ужасы «темного царства», но и приметы его близкого конца.
    Великая русская актриса Гликерия Николаевна Федотова говорила о сценическом воплощении образа Катерины: «Играю я эту роль смолоду, а только теперь понимаю, как надо ее играть. И совсем я не понимала раньше того, что Катерина — луч света в темном царстве. А надо, чтобы сквозь каждое ее слово, каждое движение где-то проглядывал этот сияющий луч, который стремится прорвать тьму. И пусть Катерина, не найдя дороги к светлой и радостной жизни, погибает: к этому концу ведет не беспомощность, не грусть и не внутреннее опустошение. Напротив — яркий порыв. И только сейчас ему нет выхода из темного царства, но когда-нибудь, скоро будет… Вот так задумал Катерину Островский, так ее и играть надо». Замечательные русские актрисы Л. П. Никулина-Косицкая — первая исполнительница роли Катерины, П. А. Стрепетова, М. Н. Ермолова оставили в истории русского театра незабываемые, творчески своеобразные портреты Катерины.
    Протест Катерины против деспотизма Кабанихи носил не только личный характер в условиях борьбы против крепостничества он имел большое революционное значение, хотя сама Катерина действовала совершенно бессознательно, отстаивая только свободу собственной личности.

  3. Цельная, честная, искренняя, она не способна ко лжи и фальши, поэтому в жестоком мире, где царят дикие и кабанихи, ее жизнь складывается так трагично. Протест Катерины против деспотизма Кабанихи — это борьба светлого, чистого, человеческого против мрака, лжи и жестокости «темного царства». Недаром Островский, который очень большое внимание уделял подбору имен и фамилий действующих лиц, дал такое имя героине «Грозы»: в переводе с греческого «Екатерина» означает «вечно чистая».
    Катерина — натура поэтическая. В отличие от грубых калиновцев, она чувствует красоту природы и любит ее. «Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключик, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много», — рассказывает она о своем детстве. Ее душа постоянно тянется к красоте. Сны ее были наполнены чудесными, сказочными видениями. Часто снилось ей, что она летает, как птица. О желании лететь она заговаривает несколько раз. Этими повторениями драматург подчеркивает романтическую возвышенность души Катерины, ее свободолюбивые стремления. Выданная рано замуж, она пытается ужиться со свекровью, полюбить мужа, но в доме Кабановых искренние чувства никому не нужны. И нежная, поэтическая Катерина в этой мрачной атмосфере «завяла совсем». Как гордая птица, которая не может жить в клетке, она погибает в доме Кабанихи.
    Поэтичность и душевная чистота Катерины проявляются в каждом ее слове. «Куда мне, бедной, деться? За кого мне ухватиться? Батюшки мои, погибаю я!» — говорит она, прощаясь с Тихоном. С какой естественной простотой и точностью передают эти слова ее состояние! Нежность, которая переполняет ее душу, не находит себе выхода. Глубокая человеческая тоска звучит в ее мечте о детях: «Хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе! Деток-то у меня нет: все бы я и сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать,- ангелы ведь это». Какой любящей женой и матерью была бы она в других условиях!
    Катерина религиозна. При ее впечатлительности религиозные чувства, привитые ей в детстве, прочно овладели ее душой. Но как отличается искренняя, детски чистая религиозность Катерины от ханжеской религиозности Кабанихи! Для Кабанихи религия — это мрачная сила, подавляющая волю человека, а для Катерины — это поэтический мир сказочных образов. «…До смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится»,- вспоминает она. В Калинове никто не молился так искренно, как Катерина. «Ах, Кудряш, как она молится, кабы ты посмотрел! Какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится»,-говорит Борис, и Кудряш сразу безошибочно определяет, что речь идет о Катерине.
    И в то же- время. религия — это клетка, в которую «темное царство» заперло душу Катерины. Ведь страх перед «грехом» мучит ее даже сильнее, чем гнет Кабанихи. И то, что она сумела побороть его, свидетельствует о нравственной силе Катерины.
    В основе протеста Катерины против гнета «темного царства» лежит естественное стремление отстоять свободу своей личности. Неволя — вот имя ее главного врага. Внешне условия жизни в Калинове ничем не отличаются от обстановки детства Катерины. Те же молитвы, те же обряды, те же занятия, но «здесь», отмечает героиня, «все как будто из-под неволи». Неволя несовместима с ее свободолюбивой душой. «А горька неволя, ох, как горька!» — говорит она в сцене с ключом, и эта мысль приводит ее к решению увидеться с Борисом. Всем своим существом Катерина чувствовала, что жить в «темном царстве» хуже смерти. И она предпочла смерть неволе. «Грустно, горько такое освобождение,- писал Добролюбов,-но что же делать, когда другого выхода нет».
    В поведении Катерины проявился, по словам Добролюбова, «решительный, цельный русский характер», который «выдержит себя,- несмотря ни на какие препятствия, а когда сил не хватит, то погибнет, но не изменит себе». Добролюбов отмечал, что характер Катерины, составляющий «шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе», отражает новую фазу в развитии русской народной жизни. Настала необходимость в людях с решительным характером, которые воплотили бы общее требование правды и права в решительные действия. Катерина явилась первым в русской литературе типом такого человека. Поэтому Добролюбов и сравнил ее с лучом света, осветившим не только ужасы «темного царства», но и приметы его близкого конца.
    Великая русская актриса Гликерия Николаевна Федотова говорила о сценическом воплощении образа Катерины: «Играю я эту роль смолоду, а только теперь понимаю, как надо ее играть. И совсем я не понимала раньше того, что Катерина — луч света в темном царстве. А надо, чтобы сквозь каждое ее слово, каждое движение где-то проглядывал этот сияющий луч, который стремится прорвать тьму. И пусть Катерина, не найдя дороги к светлой и радостной жизни, погибает: к этому концу ведет не беспомощность, не грусть и не внутреннее опустошение. Напротив — яркий порыв. И только сейчас ему нет выхода из темного царства, но когда-нибудь, скоро будет… Вот так задумал Катерину Островский, так ее и играть надо». Замечательные русские актрисы Л. П. Никулина-Косицкая — первая исполнительница роли Катерины, П. А. Стрепетова, М. Н. Ермолова оставили в истории русского театра незабываемые, творчески своеобразные портреты Катерины.
    Протест Катерины против деспотизма Кабанихи носил не только личный характер в условиях борьбы против крепостничества он имел большое революционное значение, хотя сама Катерина действовала совершенно бессознательно, отстаивая только свободу собственной личности.

  4. Сочинение на тему: “Катерина против темного царства”.
    Одним из величайших произведений Островского является драма “Гроза”, написанная в 1859 году. Темой пьесы “Гроза” является освобождение человеческого сознания от устаревших догм, подчиненности авторитету религии на примере трагической любви Катерины. Во многом название “Гроза” передает атмосферу произведения. Действия в пьесе создают цепь связанных между собой и нарастающих конфликтов, передающих кризис сложившего уклада жизни. Автор описывает столкновение старого патриархального уклада жизни, где старшие властвуют над младшими, богатые – над бедными, и где общество, власть и церковь поддерживают веками сложившиеся жестокие обычаи, с новыми, ориентированным на свободу личности и выбора. Также затрагивается проблема нравственности и личного выбора.
    В образе Катерины Островский показал всю трагедию души русской женщины. Отданная замуж не по любви, она попадает в семью Кабанихи, где все построено на грубости, безоговорочном повиновении, обмане и лжи. Но от природы, обладая сильным характером, Катерина не может долго выносить издевательства, идти против своей воли. Катя – единственный персонаж произведения, который стремится к настоящему счастью и настоящей любви. Её чистота, искренняя любовь и открытость не совместимы с моральными нормами “темного царства”, и именно эти качества приводят к открытому противосостоянию деспотизму Кабанихи. Сильным поступком, актом протеста было то, что замужняя женщина полюбила другого в отсутствие своего мужа, пусть даже и нелюбимого. Её неумение лгать и ощущение греха вынуждают её совершить публичное покояние, при этом она прекрасно понимает, что это конец. Разочарование и отсутствие поддержки приводит к тому, что Катерина решается на самоубийство. Являясь истинной христианкой, она прекрасно знала, что самоубийство самый страшный грех, который может совершить человек, но, не смотря на это, она бросается с обрыва, переступив через веру. Убив себя, она освободилась от гнета Кабановой, которая смогла убить ее тело, но душа осталась такой же сильной и непокорной.
    Этим поступком, по словам Добролюбова, “дан страшный вызов самодурной силе”. А во всем образе Катерины он увидел “протест, доведенный до крайности, провозглашенный и над домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась женщина”.

  5. 5
    Текст добавил: С подругой На пару

    Цельная, честная, искренняя, она ?? способна ко лжи и фальши, по?тому в жестоком мире, где царят дикие и кабанихи, её жизнь складывается так трагично. Протест Катерины против деспотизма Кабанихи — ?то борьба светлого, чистого, человеческого против мрака, лжи и жестокости ??темного царства??. Недаром Островский, который очень большое внимание уделял подбору имен и фамилий действующих лиц, дал такое имя героине ??Грозы??: в переводе с греческого ??Екатерина?? означает ??вечно чистая??.
    Катерина — натура поэтическая. В отличие от грубых калиновцев, она чувствует красоту природы и любит ее. ??Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключик, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много??, — рассказывает она о своем детстве. Ее душа постоянно тянется к красоте. Сны её были наполнены чудесными, сказочными видениями. Часто снилось ей, что она летает, как птица. О желании лететь она заговаривает несколько раз. Этими повторениями драматург подчеркивает романтическую возвышенность души Катерины, её свободолюбивые стремления. Выданная рано замуж, она пытается ужиться со свекровью, полюбить мужа, но в доме Кабановых искренние чувства никому ?? нужны. И нежная, поэтическая Катерина в ?той мрачнои? атмосфере ??завяла совсем??. Как гордая птица, которая ?? может жить в клетке, она погибает в доме Кабанихи.
    Поэтичность и душевная чистота Катерины проявляются в каждом её слове. ??Куда мне, беднои?, деться? За кого мне ухватиться? Батюшки мои, погибаю я!?? — говорит она, прощаясь с Тихоном.
    Понятие и виды, 2018.
    С какой естественнои? простотой и точностью передают эти слова её состояние! Нежность, которая переполняет её душу, ?? находит себе выхода. Глубокая человеческая тоска звучит в её мечте о детях: ??Хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе! Деток-то у меня нет: все бы я и сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать,- ангелы ведь ?то??. Какой любящей женои? и матерью была бы она в других условиях!
    Катерина религиозна. При её впечатлительности религиозные чувства, привитые ей в детстве, прочно овладели её душой. Но как отличается искренняя, детски чистая религиозность Катерины от ханжеской религиозности Кабанихи! Для Кабанихи религия — ?то мрачная сила, подавляющая волю человека, а для Катерины — ?то поэтический мир сказочных образов. ??…До смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и ?? вижу никого, и время ?? помню, и ?? слышу, когда служба кончится??,- вспоминает она. В Калинове никто ?? молился так искренно, как Катерина. ??Ах, Кудряш, как она молится, кабы ты посмотрел! Какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится??,-говорит Борис, и Кудряш сразу безошибочно определяет, что речь идет о Катерине.
    И в то же- время. религия — ?то клетка, в которую ??темное царство?? заперло душу Катерины. Ведь страх перед ??грехом?? мучит её даже сильнее, чем гнет Кабанихи. И то, что она сумела побороть его, свидетельствует о нравственнои? силе Катерины.
    В корне протеста Катерины против гнета ??темного царства?? лежит естественное стремление отстоять свободу своей личности. Неволя — ??? имя её главного врага. Внешне условия жизни в Калинове ничем ?? отличаются от обстановки детства Катерины. Те же молитвы, те же обряды, те же занятия, но ??здесь??, отмечает героиня, ??все как будто из-под неволи??. Неволя несовместима с её свободолюбивой душой. ??А горька неволя, ох, как горька!?? — говорит она в сцене с ключом, и эта мысль приводит её к решению увидеться с Борисом.
    Понятие и виды, 2018.
    Всем своим существом Катерина чувствовала, что жить в ??темном царстве?? хуже смерти. И она предпочла смерть неволе. ??Грустно, горько такое освобождение,- писал Добролюбов,-но что же делать, когда иного выхода нет??.
    В поведении Катерины проявился, по словам Добролюбова, ??решительный, цельный русский характер??, который ??выдержит себя,- несмотря ни на какие препятствия, а когда сил ?? хватит, то погибнет, но ?? изменит себе??. Добролюбов отмечал, что характер Катерины, составляющий ??шаг вперед ?? только лишь в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе??, отражает новую фазу в развитии русской народнои? жизни. Настала необходимость в людях с решительным характером, которые воплотили бы общее требование правды и права в решительные действия. Катерина явилась первым в русской литературе типом такого человека. По?тому Добролюбов и сравнил её с лучом света, осветившим ?? только лишь ужасы ??темного царства??, но и приметы ??? близкого конца.
    Великая русская актриса Гликерия Николаевна Федотова говорила о сценическом воплощении образа Катерины: ??Играю я эту роль смолоду, а только лишь теперь понимаю, как надо её играть. И совсем я ?? понимала раньше того, что Катерина — луч света в темном царстве. А надо, чтобы сквозь каждое её слово, каждое движение где-то проглядывал ?тот сияющий луч, который стремится прорвать тьму. И пусть Катерина, ?? найдя дороги к светлой и радостнои? жизни, погибает: к ?тому концу ведет ?? беспомощность, ?? грусть и ?? внутреннее опустошение. Напротив — яркий порыв. И только лишь сейчас ему нет выхода из темного царства, но когда-нибудь, скоро будет… Вот так задумал Катерину Островский, так её и играть надо??. Замечательные русские актрисы Л. П. Никулина-Косицкая — первая исполнительница роли Катерины, П. А. Стрепетова, М. Н. Ермолова оставили в истории русского театра незабываемые, творчески своеобразные портреты Катерины.
    Протест Катерины против деспотизма Кабанихи носил ?? только лишь личный характер в условиях борьбы против крепостничества он имел большое революционное значение, хотя сама Катерина действовала совершенно бессознательно, отстаивая только лишь свободу собственнои? личности.

  6. Протест
    Катерины в драме “Гроза” Островского

    А.Н.
    Островского, автора многочисленных пьес о купечестве, создателя репертуара для
    русского национального театра по праву считают “певцом купеческого
    быта”.
    И сидит он,
    изваянный резцом скульптора Андреева, у входа в Малый театр, и напоминает нам о
    прошлом, о темном, смешном и страшном мире своих многочисленных героев:
    Глумовых, Большовых, Подхалюзиных, Диких и Кабаних.
    Изображение
    мира московского и провинциального купечества, с легкой руки Добролюбова
    названного “темным царством”, стало главной темой творчества
    Островского.
    Не исключение и
    драма “Гроза”, вышедшая из печати в 1860 году.
    Сюжет пьесы
    прост и типичен для той среды и эпохи: молодая замужняя женщина Катерина
    Кабанова, не найдя отклика своим чувствам в муже, полюбила другого человека.
    Мучимая угрызениями совести и не желая принять мораль “темного
    царства” (“Делай, что хочешь, лишь бы все шито да крыто было”),
    она признается в своем поступке всенародно в церкви. После этого признания
    жизнь ее становится настолько невыносимой, что она кончает жизнь самоубийством.
    Образ Катерины
    является самым ярким образом в пьесе Островского “Гроза”. Добролюбов,
    подробно анализируя образ Катерины, назвал ее “лучом света в темном
    царстве”.
    Хорошо и
    беспечно протекала жизнь Катерины в родительском доме.
    Здесь она
    чувствовала себя “на воле”. Жила Катерина легко, беззаботно,
    радостно. Очень любила свой сад, в котором так часто гуляла и любовалась
    цветами.
    Рассказывая
    потом Варваре о своей жизни в родном доме, она говорит: “Я жила, ни об чем
    не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня
    как куклу, работать не принуждала, что хочу, бывало, то и делаю”. Катерина
    отличается от всех представителей “темного царства” глубиною своих
    чувств, честностью, правдивостью, смелостью, решительностью.
    Воспитываясь в
    хорошей семье, она сохранила все прекрасные черты русского характера. Это
    чистая, искренняя, горячая натура, открытая душа, которая не умеет обманывать.
    “Обманывать- то я не умею; скрыть-то ничего не могу”, – говорит она
    Варваре, которая утверждает, что все в их доме держится на обмане. Эта же
    Варвара называет нашу героиню какой-то “мудреной”, “чудной”.
    Катерина сильная, решительная, волевая натура. Она с детства была способна на
    смелые поступки.
    Рассказывая о
    себе Варваре и подчеркивая свою горячую натуру, она говорит: “Такая уж я
    зародилась горячая!”.
    Катерина очень
    любила природу, ее красоту, русские песни. Поэтому речь ее – эмоциональная,
    восторженная, музыкальная, напевная – проникнута высокой поэзией и иногда
    напоминает нам народною песню. Воспитываясь в родном доме, наша героиня приняла
    все вековые традиции своей семьи: покорность старшим, религиозность, подчинение
    обычаям. Катерина, которая нигде не училась, любила слушать рассказы странниц и
    богомолок и воспринимала все их религиозные предрассудки, отравившие ее молодую
    жизнь, заставившие Катерину воспринимать любовь к Борису как страшный грех, от
    которого она пытается и не может уйти.
    Попав в новую
    семью, где все находится под властью жестокой, суровой, грубой, деспотичной
    Кабанихи, Катерина не находит участливого отношения к себе.
    Мечтательная,
    честная, искренняя, доброжелательная к людям, Катерина особенно тяжело
    воспринимает гнетущую атмосферу этого дома.
    Постепенно
    жизнь в доме Кабанихи, которая постоянно оскорбляет человеческое достоинство
    Катерины, становится для молодой женщины невыносимой. В ее душе начинает
    зарождаться глухой протест против “темного царства”, которое не дало
    ей счастья, свободы и независимости. Этот процесс развивается… Катерина
    кончает жизнь самоубийством. Тем самым она доказала свою правоту, нравственную
    победу над “темным царством”. Добролюбов в своей статье, давая оценку
    образу Катерины, писал: “Вот истинная сила характера, на которую во всяком
    случае можно положиться! Вот высота, до которой доходит наша народная жизнь в
    своем развитии!” То, что поступок Катерины был типичен для своего времени,
    подтверждает и тот факт, что в Костроме произошел аналогичный случай в семье
    купцов Клыковых. И долго после этого артисты, исполняющие главные роли в пьесе,
    гримировались так, чтобы в них можно было увидеть сходство с Клыковыми.

    Список
    литературы

    Для подготовки
    данной работы были использованы материалы с сайта http://sochinenia1.narod.ru/

  7. А. Н. Островского, автора многочисленных пьес о купечестве, создателя репертуара для русского национального театра, по праву считают “певцом купеческого быта”. И сидит он у входа в Малый театр, изваянный резцом скульптора Андреева, и напоминает нам о прошлом, о темном, смешном и страшном мире своих многочисленных героев: Глумовых, Большовых, Подхалюзиных, Диких и Кабаних.
    Изображение мира московского и провинциального купечества, с легкой руки Добролюбова названного “темным царством”, стало главной темой творчества Островского.
    Не исключение и драма “Гроза”. Сюжет пьесы прост и типичен для той среды и эпохи: молодая замужняя женщина Катерина Кабанова, не найдя отклика своим чувствам в муже, полюбила другого человека. Мучимая угрызениями совести и не желая принять мораль “темного царства” (“Делай что хочешь, лишь бы все шито да крыто было”), она признается в своем поступке всенародно, в церкви. После этого признания жизнь ее становится настолько невыносимой, что она кончает жизнь самоубийством.
    Образ Катерины является самым ярким в пьесе Островского “Гроза”. Добролюбов, подробно анализируя образ Катерины, назвал ее “лучом света в темном царстве”.
    Хорошо и беспечно протекала жизнь Катерины в родительском доме. Здесь она чувствовала себя “на воле”. Жила Катерина легко, беззаботно, радостно. Очень любила свой сад, в котором так часто гуляла и любовалась цветами. Рассказывая потом Варваре о своей жизни в родном доме, она говорит: “Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня как куклу, работать не принуждала, что хочу, бывало, то и делаю”. Катерина отличается от всех представителей “темного царства” глубиною своих чувств, честностью, правдивостью, смелостью, решительностью. Воспитываясь в хорошей семье, она сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая, искренняя, горячая натура с открытой душой, которая не умеет обманывать. “Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу”, — говорит она Варваре, которая утверждает, что все в их доме держится на обмане. Эта же Варвара называет нашу героиню какой-то “мудреной”, “чудной”. Катерина сильная, решительная, волевая натура. Она с детства была способна на смелые поступки. Рассказывая о себе Варваре и подчеркивая всю свою горячую натуру, она говорит: “Такая уж я зародилась горячая!”
    Катерина очень любила природу, ее красоту, русские песни. Поэтому речь ее эмоциональная, восторженная, музыкальная, напевная, проникнута высокой поэзией и иногда напоминает нам народную песню. Воспитываясь в родном доме, наша героиня приняла все вековые традиции своей семьи: покорность старшим, религиозность, подчинение обычаям. Катерина, которая нигде не училась, любила слушать рассказы странниц и богомолок и воспринимала все их религиозные предрассудки, отравившие ее молодую жизнь, заставившие ее воспринимать любовь к Борису как страшный грех, от которого она пытается и не может уйти. Попав в новую семью, где все находится под властью жестокой, суровой, грубой, деспотичной Кабанихи, Катерина не находит участливого отношения к себе. Мечтательная, честная, искренняя, доброжелательная к людям, Катерина особенно тяжело воспринимает гнетущую атмосферу этого дома.
    Постепенно жизнь в доме Кабанихи, которая постоянно оскорбляет ее человеческое достоинство, становится для нее невыносимой. В ее молодой душе начинает уже зарождаться глухой протест против “темного царства”, которое не дало ей счастья, свободы и независимости. Этот процесс углубляется… Катерина кончает жизнь самоубийством. Тем самым она доказала свою правоту, нравственную победу над “темным царством”. Добролюбов в своей статье, давая оценку образу Катерины, писал: “Вот истинная сила характера, на которую во всяком случае можно положиться! Вот высота, до которой доходит наша народная жизнь в своем развитии!”
    То, что поступок Катерины был типичен для своего времени, подтверждает и тот факт, что в Костроме произошел аналогичный случай в семье купцов Клыковых. И долго после этого артисты, исполнявшие главные роли в пьесе, гримировались так, чтобы в них можно было увидеть сходство с Клыковыми.
    Беру!

  8. Островский, Николай Алексеевич –
    Гроза

    Протест Катерины в драме “Гроза” Островского

    А.Н. Островского, автора многочисленных пьес о купечестве, создателя репертуара для русского национального театра по праву считают “певцом купеческого быта”.
    И сидит он, изваянный резцом скульптора Андреева, у входа в Малый театр, и напоминает нам о прошлом, о темном, смешном и страшном мире своих многочисленных героев: Глумовых, Большовых, Подхалюзиных, Диких и Кабаних.
    Изображение мира московского и провинциального купечества, с легкой руки Добролюбова названного “темным царством”, стало главной темой творчества Островского.
    Не исключение и драма “Гроза”, вышедшая из печати в 1860 году.
    Сюжет пьесы прост и типичен для той среды и эпохи: молодая замужняя женщина Катерина Кабанова, не найдя отклика своим чувствам в муже, полюбила другого человека. Мучимая угрызениями совести и не желая принять мораль “темного царства” (“Делай, что хочешь, лишь бы все шито да крыто было”), она признается в своем поступке всенародно в церкви. После этого признания жизнь ее становится настолько невыносимой, что она кончает жизнь самоубийством.
    Образ Катерины является самым ярким образом в пьесе Островского “Гроза”. Добролюбов, подробно анализируя образ Катерины, назвал ее “лучом света в темном царстве”.
    Хорошо и беспечно протекала жизнь Катерины в родительском доме.
    Здесь она чувствовала себя “на воле”. Жила Катерина легко, беззаботно, радостно. Очень любила свой сад, в котором так часто гуляла и любовалась цветами.
    Рассказывая потом Варваре о своей жизни в родном доме, она говорит: “Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня как куклу, работать не принуждала, что хочу, бывало, то и делаю”. Катерина отличается от всех представителей “темного царства” глубиною своих чувств, честностью, правдивостью, смелостью, решительностью.
    Воспитываясь в хорошей семье, она сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая, искренняя, горячая натура, открытая душа, которая не умеет обманывать. “Обманывать- то я не умею; скрыть-то ничего не могу”, – говорит она Варваре, которая утверждает, что все в их доме держится на обмане. Эта же Варвара называет нашу героиню какой-то “мудреной”, “чудной”. Катерина сильная, решительная, волевая натура. Она с детства была способна на смелые поступки.
    Рассказывая о себе Варваре и подчеркивая свою горячую натуру, она говорит: “Такая уж я зародилась горячая!”.
    Катерина очень любила природу, ее красоту, русские песни. Поэтому речь ее – эмоциональная, восторженная, музыкальная, напевная – проникнута высокой поэзией и иногда напоминает нам народною песню. Воспитываясь в родном доме, наша героиня приняла все вековые традиции своей семьи: покорность старшим, религиозность, подчинение обычаям. Катерина, которая нигде не училась, любила слушать рассказы странниц и богомолок и воспринимала все их религиозные предрассудки, отравившие ее молодую жизнь, заставившие Катерину воспринимать любовь к Борису как страшный грех, от которого она пытается и не может уйти.
    Попав в новую семью, где все находится под властью жестокой, суровой, грубой, деспотичной Кабанихи, Катерина не находит участливого отношения к себе.
    Мечтательная, честная, искренняя, доброжелательная к людям, Катерина особенно тяжело воспринимает гнетущую атмосферу этого дома.
    Постепенно жизнь в доме Кабанихи, которая постоянно оскорбляет человеческое достоинство Катерины, становится для молодой женщины невыносимой. В ее душе начинает зарождаться глухой протест против “темного царства”, которое не дало ей счастья, свободы и независимости. Этот процесс развивается… Катерина кончает жизнь самоубийством. Тем самым она доказала свою правоту, нравственную победу над “темным царством”. Добролюбов в своей статье, давая оценку образу Катерины, писал: “Вот истинная сила характера, на которую во всяком случае можно положиться! Вот высота, до которой доходит наша народная жизнь в своем развитии!” То, что поступок Катерины был типичен для своего времени, подтверждает и тот факт, что в Костроме произошел аналогичный случай в семье купцов Клыковых. И долго после этого артисты, исполняющие главные роли в пьесе, гримировались так, чтобы в них можно было увидеть сходство с Клыковыми.

    Список литературы

  9. ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО! Надо нарисать сочинение по литературе на тему “Протест Катерины против тёмного царства” по драме Островского “Гроза”

    Ответы:

    Гроза — стихия, неукротимая и
    непреодолимая, божья кара на
    головы грешников. Бросить ей
    вызов — все равно что противиться
    самой судьбе. Таковы были
    представления людей об этом
    явлении природы до его научного
    объяснения. Все боялись грозы, а
    многие, несмотря на знание
    законов физики, боятся ее до сих
    пор — безотчетным,
    инстинктивным страхом перво­
    бытного человека.
    Может быть, именно поэтому такое
    экстремальное природное явление
    и стало символом обреченности в
    драме А. Н. Островского «Гроза»,
    признаком надвигающейся
    трагедии. «Гроза нам в наказание
    посылается, чтобы мы чувствовали»
    — думают темные, необразованные
    подданные «темного царства»,
    жители маленького
    провинциального городка.
    Обреченность — вот лейтмотив
    драмы «Гроза». Для кого-то это
    понимание бесплодности усилий,
    как для Бориса, который уже не
    надеется получить свою часть
    наследства от дяди — купца Дикого.
    Для кого- то, как для Катерины, —
    ожидание смерти, скорой и
    неминуемой. Еще в первом
    действии она предупреждает
    Варвару: «Я умру скоро». Все, что
    происходит вокруг и в ее душе,
    указывает ей на это: «Ох, девушка,
    что-то со мной недоброе делается».
    Катерина оказывается права, и не
    только в этом. «Быть греху какому-
    нибудь» — предупреждает она, и
    это тоже оказывается правдой.
    Боится ли Катерина скорой смерти?
    Несомненно; но также и стремится
    к ней. Для нее это единственный
    открытый путь, только этим путем
    можно бежать от той жизни,
    которую она ведет и которую
    начинает ненавидеть.
    Юность Катерины была светлой и
    счастливой.
    Вспоминая о ней, она говорит
    Варваре, единственному близкому
    ей в доме Кабановых человеку:
    «Какая я была резвая!»
    Рассказывает о том, как умела
    искренне молиться, радоваться
    жизни, получать удовольствие и от
    работы, и от прогулок по саду, и от
    рассказов странниц, — и, кажется,
    сама уже не совсем верит в
    реальность этих воспоминаний.
    Что же заменило это счастье
    теперь?
    Муж искренне любит ее; она же
    только пытается убедить себя в том,
    что он ей мил. Ей «жалко его
    очень», но ведь этого мало. «Коли
    жалко, так не любишь. Да и но за
    что, надо правду сказать» — говорит
    Варвара то, в чем сама Катерина
    боится себе признаться. Несмотря
    на любовь к жене, Тихон Кабанов
    даже не может заступиться за нее
    перед матерью, которая обижает ее,
    требуя в ответ любви и почтения.
    Свекровь не уважает сноху, для нее
    само понятие уважения и любви в
    семье заменяют старые правила до­
    мостроя.
    Таково «темное царство» Катерины,
    и воспоминания о прошедшем
    счастье еще больше усугубляют ее
    страдания. «Я у вас завяла совсем»
    — жалуется она Варваре. И
    неудивительно, что на ум ей
    приходит вопрос: «Почему люди не
    летают». Мечта о полете для нее —
    это мечта о побеге, как, возможно, и
    любовь к Борису, и предчувствие
    скорой гибели.
    Но почему же Варвара не чувствует
    ничего подобного? Она не
    понимает, зачем нужны крылья, не
    боится грозы, не пугается криков
    сумасшедшей старой барыни.
    Варвара жила с рождения в семье,
    которая для Катерины стала
    «темным царством»; для нее и отсут­
    ствие любви, и незаслуженные
    обиды матери — нормальное
    явление. Как и многие другие
    (Кудряш, Тихон, Глаша), она
    приспособилась к этой жизни. Не об­
    манщица по природе, она обману
    «выучилась, когда нужно стало».

  10. Категория: Сочинения по русской литературе
    Цельная, честная, искренняя, она не способна ко лжи и фальши, поэтому в жестоком мире, где царят дикие и кабанихи, ее жизнь складывается так трагично. Протест Катерины против деспотизма Кабанихи — это борьба светлого, чистого, человеческого против мрака, лжи и жестокости «темного царства». Недаром Островский, который очень большое внимание уделял подбору имен и фамилий действующих лиц, дал такое имя героине «Грозы»: в переводе с греческого «Екатерина» означает «вечно чистая».
    Катерина — натура поэтическая. В отличие от грубых калиновцев, она чувствует красоту природы и любит ее. «Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключик, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много», — рассказывает она о своем детстве. Ее душа постоянно тянется к красоте. Сны ее были наполнены чудесными, сказочными видениями. Часто снилось ей, что она летает, как птица. О желании лететь она заговаривает несколько раз. Этими повторениями драматург подчеркивает романтическую возвышенность души Катерины, ее свободолюбивые стремления. Выданная рано замуж, она пытается ужиться со свекровью, полюбить мужа, но в доме Кабановых искренние чувства никому не нужны. И нежная, поэтическая Катерина в этой мрачной атмосфере «завяла совсем». Как гордая птица, которая не может жить в клетке, она погибает в доме Кабанихи.
    Поэтичность и душевная чистота Катерины проявляются в каждом ее слове. «Куда мне, бедной, деться? За кого мне ухватиться? Батюшки мои, погибаю я!» — говорит она, прощаясь с Тихоном. С какой естественной простотой и точностью передают эти слова ее состояние! Нежность, которая переполняет ее душу, не находит себе выхода. Глубокая человеческая тоска звучит в ее мечте о детях: «Хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе! Деток-то у меня нет: все бы я и сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать,- ангелы ведь это». Какой любящей женой и матерью была бы она в других условиях!
    Катерина религиозна. При ее впечатлительности религиозные чувства, привитые ей в детстве, прочно овладели ее душой. Но как отличается искренняя, детски чистая религиозность Катерины от ханжеской религиозности Кабанихи! Для Кабанихи религия — это мрачная сила, подавляющая волю человека, а для Катерины — это поэтический мир сказочных образов. «…До смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится»,- вспоминает она. В Калинове никто не молился так искренно, как Катерина. «Ах, Кудряш, как она молится, кабы ты посмотрел! Какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится»,-говорит Борис, и Кудряш сразу безошибочно определяет, что речь идет о Катерине.
    И в то же- время. религия — это клетка, в которую «темное царство» заперло душу Катерины. Ведь страх перед «грехом» мучит ее даже сильнее, чем гнет Кабанихи. И то, что она сумела побороть его, свидетельствует о нравственной силе Катерины.
    В основе протеста Катерины против гнета «темного царства» лежит естественное стремление отстоять свободу своей личности. Неволя — вот имя ее главного врага. Внешне условия жизни в Калинове ничем не отличаются от обстановки детства Катерины. Те же молитвы, те же обряды, те же занятия, но «здесь», отмечает героиня, «все как будто из-под неволи». Неволя несовместима с ее свободолюбивой душой. «А горька неволя, ох, как горька!» — говорит она в сцене с ключом, и эта мысль приводит ее к решению увидеться с Борисом. Всем своим существом Катерина чувствовала, что жить в «темном царстве» хуже смерти. И она предпочла смерть неволе. «Грустно, горько такое освобождение,- писал Добролюбов,-но что же делать, когда другого выхода нет».
    В поведении Катерины проявился, по словам Добролюбова, «решительный, цельный русский характер», который «выдержит себя,- несмотря ни на какие препятствия, а когда сил не хватит, то погибнет, но не изменит себе». Добролюбов отмечал, что характер Катерины, составляющий «шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе», отражает новую фазу в развитии русской народной жизни. Настала необходимость в людях с решительным характером, которые воплотили бы общее требование правды и права в решительные действия. Катерина явилась первым в русской литературе типом такого человека. Поэтому Добролюбов и сравнил ее с лучом света, осветившим не только ужасы «темного царства», но и приметы его близкого конца.
    Великая русская актриса Гликерия Николаевна Федотова говорила о сценическом воплощении образа Катерины: «Играю я эту роль смолоду, а только теперь понимаю, как надо ее играть. И совсем я не понимала раньше того, что Катерина — луч света в темном царстве. А надо, чтобы сквозь каждое ее слово, каждое движение где-то проглядывал этот сияющий луч, который стремится прорвать тьму. И пусть Катерина, не найдя дороги к светлой и радостной жизни, погибает: к этому концу ведет не беспомощность, не грусть и не внутреннее опустошение. Напротив — яркий порыв. И только сейчас ему нет выхода из темного царства, но когда-нибудь, скоро будет… Вот так задумал Катерину Островский, так ее и играть надо». Замечательные русские актрисы Л. П. Никулина-Косицкая — первая исполнительница роли Катерины, П. А. Стрепетова, М. Н. Ермолова оставили в истории русского театра незабываемые, творчески своеобразные портреты Катерины.
    Протест Катерины против деспотизма Кабанихи носил не только личный характер в условиях борьбы против крепостничества он имел большое революционное значение, хотя сама Катерина действовала совершенно бессознательно, отстаивая только свободу собственной личности.

  11. А.Н. Островского, автора многочисленных пьес о купечестве, создателе репертуара для русского национального театра по праву считают “певцом купеческого быта”. И сидит он у входа Малого театра, изваянный резцом скульптора Андреева, и напоминает нам о прошлом, о тем-ном,смешном и страшном мире своих многочисленных героев: Глумовых, Большовых, Подхалюзиных, Диких и Кабаних.
    Изображение мира московского и провинциального купечества, с легкой руки Добролюбова названного “темным царством”, стало главной темой творчества Островского.
    Не исключение и драма “Гроза”, вышедшая из печати в 1860 году. Сюжет пьесы прост и типичен для той среды и эпохи: молодая замужняя женщина Катерина Кабанова, не найдя отклика своим чувствам в муже, полюбила другого человека. Мучимая угрызениями совести и не желая принять мораль “темного царства”(“Делай, что хочешь, лишь бы все шито да крыто было”), она признается в своем поступке всенародно, в церкви. После этого признания жизнь ее становится настолько невыносимой, что она кончает жизнь самоубийством.
    Образ Катерины является самым ярким образом в пьесе Островского “Гроза”. Добролюбов, подробно анализируя образ Катерины, назвал ее “лучом света в темном царстве”.
    Хорошо и беспечно протекала жизнь Катерины в родительском доме. Здесь она чувствовала себя “на воле”. Жила Катерина легко, беззаботно, радостно. Очень любила свой сад, в котором так часто гуляла и любовалась цветами. Рассказывая потом Варваре о своей жизни в родном доме, она говорит: “Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня как куклу, работать не принуждала, что хочу, бывало, то и делаю”. Катерина отличается от всех представителей “темного царства” глубиною своих чувств, честностью, правдивостью, смелостью, решительностью. Воспитываясь в хорошей семье, она сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая, искренняя, горячая натура с открытой душой, которая не умеет обманывать. “Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу”, – говорит она Варваре, которая утверждает, что все в их доме держится на обмане. Эта же Варвара называет нашу героиню какой-то “мудреной”, “чудной”. Катерина сильная, решительная, волевая натура. Она с детства была способна на смелые поступки. Рассказывая о себе Варваре и подчеркивая всю свою горячую натуру, она говорит: “Такая уж я зародилась горячая!”.
    Катерина очень любила природу, всю ее красоту, русские песни. Поэтому речь ее эмоциональная, восторженная, музыкальная, напевная проникнута высокой поэзией и иногда напоминает нам народную песню. Воспитываясь в родном доме, наша героиня приняла все вековые традиции своей семьи: покорность старшим, религиозность, подчинение обычаям. Катерина, которая нигде не училась, любила слушать рассказы странниц и богомолок и воспринимала все их религиозные предрассудки, отравившие ее молодую жизнь, заставившие Катерину воспринимать любовь к Борису как страшный грех, от которого она пытается и не может уйти. Попадая в новую семью, где все находится под властью жестокой, суровой, грубой, деспотичной Кабанихи, Катерина не находит участливого отношения к себе. Мечтательная, честная, искренняя, доброжелательная к людям, Катерина особенно тяжело воспринимает гнетущую атмосферу этого дома.
    Постепенно жизнь в доме Кабанихи, которая постоянно оскорбляет ее человеческое достоинство, становится для нее невыносимой. В ее молодой душе начинает уже зарождаться глухой протест против “темного царства”, которое не дало ей счастья, свободы и независимости. Этот процесс растет… Катерина кончает жизнь самоубийством. Тем самым она доказала свою правоту, нравственную победу над “темным царством”. Добролюбов в своей статье, давая оценку образу Катерины, писал: “Вот истинная сила характера, на которую во всяком случае можно положиться! Вот высота, до которой доходит наша народная жизнь в своем развитии!”
    То, что поступок Катерины был типичен для своего времени, подтверждает и тот факт, что в Костроме произошел аналогичный случай в семье купцов Клыковых. И долго после этого артисты, исполняющие главные роли в пьесе, гримировались так, чтобы в них можно было увидеть сходство с Клыковыми.

  12. Сочинение на тему: Протест Катерины в драме Островского “Гроза”.
    Протест Катерины в драме Островского “Гроза”.
    “Гроза” ( Островский А.Н. )
    А.Н. Островского, автора многочисленных пьес о купечестве, создателя репертуара для русского национального театра по праву считают “певцом купеческого быта”. И сидит он, изваянный резцом скульптора Андреева, у входа в Малый театр, и напоминает нам о прошлом, о темном, смешном и страшном мире своих многочисленных героев: Глумовых, Большовых, Подхалюзиных, Диких и Кабаних.
    Изображение мира московского и провинциального купечества, с легкой руки Добролюбова названного “темным царством”, стало главной темой творчества Островского.
    Не исключение и драма “Гроза”, вышедшая из печати в 1860 году.
    Сюжет пьесы прост и типичен для той среды и эпохи: молодая замужняя женщина Катерина Кабанова, не найдя отклика своим чувствам в муже, полюбила другого человека. Мучимая угрызениями совести и не желая принять мораль “темного царства” (“Делай, что хочешь, лишь бы все шито да крыто было”), она признается в своем поступке всенародно в церкви. После этого признания жизнь ее становится настолько невыносимой, что она кончает жизнь самоубийством.
    Образ Катерины является самым ярким образом в пьесе Островского “Гроза”. Добролюбов, подробно анализируя образ Катерины, назвал ее “лучом света в темном царстве”. Хорошо и беспечно протекала жизнь Катерины в родительском доме. Здесь она чувствовала себя “на воле”. Жила Катерина легко, беззаботно, радостно. Очень любила свой сад, в котором так часто гуляла и любовалась цветами. Рассказывая потом Варваре о своей жизни в родном доме, она говорит: “Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня как куклу, работать не принуждала, что хочу, бывало, то и делаю”.
    Катерина отличается от всех представителей “темного царства” глубиною своих чувств, честностью, правдивостью, смелостью, решительностью. Воспитываясь в хорошей семье, она сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая, искренняя, горячая натура, открытая душа, которая не умеет обманывать. “Обманывать- то я не умею; скрыть-то ничего не могу”, – говорит она Варваре, которая утверждает, что все в их доме держится на обмане. Эта же Варвара называет нашу героиню какой-то “мудреной”, “чудной”. Катерина сильная, решительная, волевая натура. Она с детства была способна на смелые поступки. Рассказывая о себе Варваре и подчеркивая свою горячую натуру, она говорит: “Такая уж я зародилась горячая!”.
    Катерина очень любила природу, ее красоту, русские песни. Поэтому речь ее – эмоциональная, восторженная, музыкальная, напевная – проникнута высокой поэзией и иногда напоминает нам народною песню. Воспитываясь в родном доме, наша героиня приняла все вековые традиции своей семьи: покорность старшим, религиозность, подчинение обычаям. Катерина, которая нигде не училась, любила слушать рассказы странниц и богомолок и воспринимала все их религиозные предрассудки, отравившие ее молодую жизнь, заставившие Катерину воспринимать любовь к Борису как страшный грех, от которого она пытается и не может уйти. Попав в новую семью, где все находится под властью жестокой, суровой, грубой, деспотичной Кабанихи, Катерина не находит участливого отношения к себе.
    Мечтательная, честная, искренняя, доброжелательная к людям, Катерина особенно тяжело воспринимает гнетущую атмосферу этого дома. Постепенно жизнь в доме Кабанихи, которая постоянно оскорбляет человеческое достоинство Катерины, становится для молодой женщины невыносимой. В ее душе начинает зарождаться глухой протест против “темного царства”, которое не дало ей счастья, свободы и независимости. Этот процесс развивается. Катерина кончает жизнь самоубийством. Тем самым она доказала свою правоту, нравственную победу над “темным царством”.
    Добролюбов в своей статье, давая оценку образу Катерины, писал: “Вот истинная сила характера, на которую во всяком случае можно положиться! Вот высота, до которой доходит наша народная жизнь в своем развитии!” То, что поступок Катерины был типичен для своего времени, подтверждает и тот факт, что в Костроме произошел аналогичный случай в семье купцов Клыковых. И долго после этого артисты, исполняющие главные роли в пьесе, гримировались так, чтобы в них можно было увидеть сходство с Клыковыми.
    Еще сочинения по произведениям Островского

  13. Цельная, честная, искренняя, она не способна ко лжи и фальши, поэтому в жестоком мире, где царят дикие и кабанихи, ее жизнь складывается так трагично. Протест Катерины против деспотизма Кабанихи – это борьба светлого, чистого, человеческого против мрака, лжи и жестокости «темного царства». Недаром Островский, который очень большое внимание уделял подбору имен и фамилий действующих лиц, дал такое имя героине «Грозы»: в переводе с греческого «Екатерина» означает «вечно чистая».
    Катерина – натура поэтическая. В отличие от грубых калиновцев, она чувствует красоту природы и любит ее. «Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключик, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много», – рассказывает она о своем детстве. Ее душа постоянно тянется к красоте. Сны ее были наполнены чудесными, сказочными видениями. Часто снилось ей, что она летает, как птица. О желании лететь она заговаривает несколько раз. Этими повторениями драматург подчеркивает романтическую возвышенность души Катерины, ее свободолюбивые стремления. Выданная рано замуж, она пытается ужиться со свекровью, полюбить
    мужа, но в доме Кабановых искренние чувства никому не нужны. И нежная, поэтическая Катерина в этой мрачной атмосфере «завяла совсем». Как гордая птица, которая не может жить в клетке, она погибает в доме Кабанихи.
    Поэтичность и душевная чистота Катерины проявляются в каждом ее слове. «Куда мне, бедной, деться? За кого мне ухватиться? Батюшки мои, погибаю я!» – говорит она, прощаясь с Тихоном. С какой естественной простотой и точностью передают эти слова ее состояние! Нежность, которая переполняет ее душу, не находит себе выхода. Глубокая человеческая тоска звучит в ее мечте о детях: «Хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе! Деток-то у меня нет: все бы я и сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать,- ангелы ведь это». Какой любящей женой и матерью была бы она в других условиях!
    Катерина религиозна. При ее впечатлительности религиозные чувства, привитые ей в детстве, прочно овладели ее душой. Но как отличается искренняя, детски чистая религиозность Катерины от ханжеской религиозности Кабанихи! Для Кабанихи религия – это мрачная сила, подавляющая волю человека, а для Катерины – это поэтический мир сказочных образов. «…До смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится»,- вспоминает она. В Калинове никто не молился так искренно, как Катерина. «Ах, Кудряш, как она молится, кабы ты посмотрел! Какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится»,-говорит Борис, и Кудряш сразу безошибочно определяет, что речь идет о Катерине.
    И в то же- время. религия – это клетка, в которую «темное царство» заперло душу Катерины. Ведь страх перед «грехом» мучит ее даже сильнее, чем гнет Кабанихи. И то, что она сумела побороть его, свидетельствует о нравственной силе Катерины.
    В основе протеста Катерины против гнета «темного царства» лежит естественное стремление отстоять свободу своей личности. Неволя – вот имя ее главного врага. Внешне условия жизни в Калинове ничем не отличаются от обстановки детства Катерины. Те же молитвы, те же обряды, те же занятия, но «здесь», отмечает героиня, «все как будто из-под  неволи».   Неволя  несовместима с ее свободолюбивой душой. «А горька неволя, ох, как горька!» – говорит она в сцене с ключом, и эта мысль приводит ее к решению увидеться с Борисом. Всем своим существом Катерина чувствовала, что жить в «темном царстве» хуже смерти. И она предпочла смерть неволе. «Грустно, горько такое освобождение,- писал Добролюбов,-но что же делать, когда другого выхода нет».
    В поведении Катерины проявился, по словам Добролюбова, «решительный, цельный русский характер», который «выдержит себя,- несмотря ни на какие  препятствия, а когда сил не хватит, то погибнет, но не изменит себе». Добролюбов отмечал, что характер Катерины, составляющий «шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе», отражает новую фазу в развитии русской народной жизни. Настала необходимость в людях с решительным характером, которые воплотили бы общее требование правды  и  права  в  решительные действия. Катерина явилась первым в русской литературе типом такого  человека.   Поэтому Добролюбов  и  сравнил  ее с лучом света, осветившим не только ужасы «темного царства», но и приметы его близкого конца.
    Великая русская актриса Гликерия Николаевна Федотова говорила о сценическом воплощении образа Катерины:  «Играю я  эту роль смолоду,  а  только  теперь понимаю, как надо ее играть. И совсем я не понимала раньше того, что Катерина – луч света в темном царстве. А надо, чтобы сквозь каждое ее слово, каждое движение   где-то   проглядывал   этот  сияющий   луч,   который стремится прорвать тьму. И пусть Катерина, не найдя дороги к светлой и радостной жизни, погибает: к этому концу ведет не беспомощность, не грусть и не внутреннее  опустошение.   Напротив – яркий   порыв.   И  только сейчас ему нет выхода из темного царства, но когда-нибудь, скоро будет… Вот так задумал Катерину Островский,  так ее  и   играть   надо».   Замечательные   русские актрисы  Л.   П.   Никулина-Косицкая – первая   исполнительница роли Катерины, П. А. Стрепетова, М. Н. Ермолова оставили в истории русского театра незабываемые, творчески своеобразные портреты Катерины.
    Протест Катерины против деспотизма Кабанихи носил не только личный характер в условиях борьбы против крепостничества он имел большое революционное значение, хотя сама Катерина действовала совершенно бессознательно, отстаивая только свободу собственной личности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *