Сочинение по литературе на тему разум и чувства егэ
9 вариантов
Разум или чувства? А может и то другое? Может ли разум сочетаться с чувствами? Такой вопрос задает себе каждый человек. Когда ты сталкиваешься с двумя противоположностями, одна сторона кричит, выбирай разум, другая кричит, что без чувств никуда. И ты не знаешь куда тебе идти и что выбрать.
Разум нужная вещь в жизни, благодаря ему мы можем размышлять о будущем, строить свои планы и добиваться поставленных целей. Благодаря нашему разуму мы становимся успешнее, но именно чувства делают из нас людей. Чувства присуще не каждому и они бывают разными, как положительными, так и отрицательными, но именно они заставляют нас совершать невообразимые поступки.
Порой благодаря чувствам люди совершают такие нереальные действия, что с помощью разума пришлось добиваться этого годами. Так что же выбрать? Каждый выбирает сам, выбрав разум человек, пойдет по одной тропинке и, возможно, будет счастлив, выбрав чувства, человеку сулит уже совершенно другая дорога. Никто не может предсказать заранее хорошо ли ему будет от выбранного пути или нет, мы можем делать выводы только в конце. Что касается вопроса, могут ли разум и чувства сотрудничать друг с другом, то думаю, что могут. Люди могут любить друг друга, но понимать, чтобы создать семью, им нужны деньги, а для этого необходимо работать или учиться. Вот в данном случае разум и чувства действуют сообща.
Мне кажется, эти два понятия начинают работать вместе только тогда, когда ты вырастешь. Пока человек мал, ему приходится выбирать между двумя дорогами, маленькому человеку очень сложно найти точки соприкосновения разума и чувства. Таким образом, человек всегда стоит перед выбором, каждый день ему приходится бороться с ним, ведь порой разум способен помочь в сложной ситуации, а порой и чувства вытаскивают из такого положения, где разум был бы бессилен.
Я не случайно выбрала тему внутреннего конфликта между чувством и разумом. Чувство и разум – это две важнейшие силы внутреннего мира человека, которые очень часто вступают в конфликт между собой. Бывают ситуации, когда чувства выступают против разума. Что же происходит в подобной ситуации? Несомненно, это очень болезненно, тревожно и крайне неприятно, так как человек мечется, мучается, теряет почву под ногами. Его разум говорит одно, а чувства поднимают настоящий бунт и лишают покоя и гармонии. Как следствие начинается внутренняя борьба, которая нередко заканчивается очень трагично.
Подобный внутренний конфликт описан в произведении И.С.Тургенева «Отцы и дети». Евгений Базаров, главный герой, разделял теорию «нигилизма» и отрицал буквально все: поэзию, музыку, искусство и даже любовь. Но встреча с Анной Сергеевной Одинцовой, красивой, умной, непохожей на других женщиной, стала решающим событием в его жизни, после которого начался его внутренний конфликт. Неожиданно он ощутил в себе «романтика», способного глубоко чувствовать, переживать и надеяться на взаимность. Его нигилистические взгляды потерпели крах: оказывается, есть любовь, есть красота, есть искусство. Охватившие его сильные чувства начинают борьбу против рационалистической теории, и жизнь становится невыносимой. Герой не может продолжать научные эксперименты, заниматься медицинской практикой – все валится из рук. Да, когда наступает подобный разлад между чувством и разумом, жизнь становится порой невозможной, так как нарушается гармония, которая необходима для счастья, а внутренний конфликт становится внешним: нарушаются семейные и дружеские связи.
Можно вспомнить и произведение Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», в котором анализируется бунт чувств главного героя. Родион Раскольников вынашивал «наполеоновскую» идею сильной личности, имеющей право преступить закон и даже убить человека. Проверив эту рационалистическую теорию на практике, убив старуху-процентщицу, герой испытывает терзания совести, невозможность общения с родными и близкими, практически нравственно и физически заболевает. Это болезненное состояние возникло из-за внутреннего конфликта человеческих чувств и вымышленных теорий.
Итак, мы проанализировали ситуации, когда чувства выступают против разума, и пришли к выводу, что она порой пагубна для человека. Но, с другой стороны, она же сигнал того, что к чувствам обязательно надо прислушиваться, так как надуманные теории могут разрушить как самого человека, так и нанести непоправимый вред, непереносимую боль окружающим людям. Автор: Зоя Николаевна Алешина.
Разум и чувство: могут ли они владеть человеком одновременно или же это понятия, взаимно исключающее одно другое? Верно ли утверждение, что в порыве чувств человек совершает как низменные поступки, так и великие открытия, которые движут эволюцию и прогресс. На что способен бесстрастный разум, холодный расчет? Поиск ответов на эти вопросы занимает лучшие умы человечества с тех пор, как появилась жизнь. И этот спор, что важнее – разум или чувство, – ведется с древности, и у каждого свой ответ. «Люди живут чувствами», – утверждает Эрих Мария Ремарк, но тут же добавляет, что для того, чтобы осознать это, необходим разум.
На страницах мировой художественной литературы проблема влияния чувств и разума человека поднимается очень часто. Так, например, в романе-эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир» предстают два типа героев: с одной стороны, это порывистая Наташа Ростова, чувствительный Пьер Безухов, бесстрашный Николай Ростов, с другой – надменная и расчетливая Элен Курагина и ее брат, черствый Анатоль. Многие конфликты в романе происходят именно от избытка чувств героев, за перипетиями которых очень интересно наблюдать. Ярким примером, как порыв чувств, необдуманность, пылкость характера, нетерпеливая молодость, повлияли на судьбу героев, является случай с изменой Наташи, ведь для нее, смешливой и юной, ждать свадьбы с Андреем Болконским было невероятно долго, могла ли она подчинить свои неожиданно вспыхнувшие чувства к Анатолю голосу разума? Здесь перед нами разворачивается настоящая драма разума и чувств в душе героини, она оказывается перед нелегким выбором: бросить жениха и уехать с Анатолем или не поддаться минутному порыву и дождаться Андрея. Именно в пользу чувств был сделан этот нелегкий выбор, лишь случайность помешала Наташе. Мы не можем осуждать девушку, зная ее нетерпеливый характер и жажду любви. Именно чувствами был продиктован порыв Наташи, после она сожалела о своем поступке, когда проанализировала его.
Именно чувство безграничной, всепоглощающей любви помогло Маргарите воссоединиться с возлюбленным в романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Героиня, не раздумывая ни секунды, отдает душу дьяволу и отправляется с ним на бал, где убийцы и висельники прикладываются к ее колену. Отринув обеспеченную, размеренную жизнь в роскошном особняке с любящим мужем, она бросается в авантюрное приключение с нечистой силой. Вот яркий пример того, как человек, выбрав чувство, сотворил свое счастье.
Таким образом, высказывание Эриха Марии Ремарка совершенно справедливо: руководствуясь только лишь разумом, человек может прожить, однако это будет жизнь бесцветная, тусклая и безрадостная, только чувства придают жизни непередаваемые яркие краски, оставляя эмоционально наполненные воспоминания. Как написал великий классик Лев Николаевич Толстой: «Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, то уничтожится сама возможность жизни». (403 слова)
Рене Декарт, французский философ, сказал: «Я мыслю – значит существую» («Cogito, ergo sum»). Следует ли из этого, что разум превыше чувства? Наверное, напротив, душевная деятельность человека существует только благодаря его сознанию, способности мыслить. Нам лишь кажется, что человек разделён на части и вечно борется внутри сам с собой: разум призывает к расчётливым поступкам, а сердце сопротивляется и действует по наитию. Но наше мышление есть атрибут души, ведь душа формирует нашу мысль. Есть ли этому предположению подтверждение в русской литературе?
В рассказе Антона Павловича Чехова «Студент» мы видим довольно тоскливый пейзаж весеннего вечера, постепенно превращающийся в угнетающую картину густых ночных потёмок. Студент духовной академии Иван Великопольский идёт «с тяги домой». Погода, ночь, холод, закоченевшие пальцы, голод – всё навевает Ивану тоску, его мысли безрадостны. Он представляет, что так же несчастны были люди и при Рюрике, и при Иване Грозном, и при Петре: нищета, болезни, невежество, тоска, мрак и угнетённость. Встретив на вдовьих огородах двух простых, деревенских женщин, он вдруг начинает рассказывать (в канун пасхи) историю апостола Петра. Хрестоматийное повествование рождает удивительный отклик в душах женщин. Василиса, продолжая улыбаться, вдруг заплакала: слёзы «…изобильные, потекли у неё по щекам, и она заслонила рукавом лицо от огня, как бы стыдясь своих слёз, а Лукерья, глядя неподвижно на студента, покраснела, и выражение у неё стало тяжелым, напряженным, как у человека, который сдерживает сильную боль». Такая реакция на его рассказ вновь заставила задуматься Ивана: что вызвало слёзы Василисы? Просто его умение рассказывать или неравнодушие к судьбе апостола Петра? «И радость вдруг заволновалась в его душе, и он даже остановился на минуту, чтобы перевести дух». Вот так неожиданно мысли превратились в чувство, остаток пути Иван шёл в состоянии невыразимо сладкого ожидания счастья, неведомого, таинственного, «и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла».
Но так бывает не всегда. Подчас чувство рождает мысль, а мысль – действие. В рассказе Ивана Алексеевича Бунина «Лёгкое дыхание» главная героиня Оля Мещерская совершила проступок: она поддалась неведомому чувству влечения. Озорство ли, жажда ли приключения, обожающие ли взгляды друга отца – Алексея Михайловича, привели девочку к неправильному, глупому поступку, и вызвали мысли о своей греховности, преступности. «Я не понимаю, как это могло случиться, я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая! Теперь мне один выход… Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого!..» – напишет Оля в своём дневнике. Как и когда созрел у неё план самоуничтожения? Власть чувства привела героиню рассказа к страшному финалу. Смерть забрала саму женственность, красоту и то лёгкое дыхание, которого так не хватает в мире…
Разум и чувство… Что первично… Мне кажется, это вопрос для специалистов. Литература даёт варианты прочтения, описывает возможное развитие взаимоотношений разума и эмоции. Каждый выбирает по себе, чем руководствоваться, чему подчинять своё поведения: бежать на поводу у чувства к краю пропасти или спокойно, взвешенно определить план действия и поступить не в угоду чувству, но разумно, не разрушая свою правильную жизнь…
Грибоедовский Чацкий в ответе Софье на её замечание, что он говорит о людях одни колкости, произносит замечательный афоризм:
Ум с сердцем не в ладу.
Неужели так может быть? Разве можно чувствовать одно, а думать – другое? Попытаюсь разобраться в этих словах. Если отечественная литература так часто пишет об этом разладе, значит, он имеет место быть…
По утверждению А.С.Грибоедова, Чацкий – человек умный. Ум его острый, новаторский. Он в своём стремлении изменить порядок вещей так решительно и смело говорит обо всех только то, что думает, считает справедливым и правильным. Чацкий видит в чинопочитании Молчалина низость, скудоумие, считает, что все гости на балу люди жалкие, алчные, являются стяжателями и крепостниками. Рассыпаясь в многословии, он не замечает, как за его спиной рождается коалиция, объединяющая недавних врагов. Но чувства его не обманывают. В кульминационный момент он произносит:
Душа здесь у меня каким-то горем сжата.
Но ум продолжает диктовать заведённый принцип восприятия, и последние монологи показывают, что чувства лишь обозляют его и без того острый ум. Не разобравшись, кто виноват в происходящем, он раздаёт всем ярлыки, более всего выливает обвинений в адрес девушки, к которой приехал свататься. Недаром А.С.Пушкин вовсе отказал Чацкому в уме, по его мнению, умный человек не так должен был себя вести. Разве любящий человек мог так недальновидно относится к поведению объекта своей любви? Если бы Чацкий хотя бы на мгновение подчинил свой разум чувству…. Может, всё произошло не так трагично, и не было бы столько разбитых сердец в итоге повествования.
Герой романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров славится своим умом, его авторитет в среде нигилистов непререкаем. Он сам уверовал в свои умственные способности. Его отношение к жизни, искусству, любви настолько цинично, поверхностно, что расплата не за горами. Вскоре происходит главная встреча в его недолгой жизни. Она, Анна Сергеевна Одинцова, перевернёт всё его сознание, изменит отношение к жизни, к тем целям, ради которых он обрёк себя на муку. Любовь в том идеалистическом виде, который он считал смешным, недостойным внимания мыслящего человека, настигла его, поглотила всё его сознание вместе с рассудком, отказывающимся адекватно, по законам разума, воспринимать порядок вещей. Нигилиста поглотил романтик, потерявший голову от тех органов чувств, которые, по его мнению, он всегда контролировал. Зрение, слух, обоняние и осязание, оказываются подчинены не только физиологии…
Разум и чувство должны жить «в ладу» друг с другом, ведь человек не машина и не может быть в разладе, а то может произойти поломка… Будет жаль жизни, напрасно прожитой.
Разум и чувство. Эти два понятия можно противопоставить друг другу: одному подходит понятие холодный, другому – горячий. Один следует чёткой логике, другой диктует нам поступки, неподвластные той самой логике. И всё-таки они даны человеку изначально в гармоническом сочетании, которое утеряно в суетном мире и к которому так стремится мятущаяся душа. И если кому-то удаётся найти эту гармонию, то он обретает мудрость.
В древнерусской литературе есть произведение «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Феврония – главная героиня повести – удивительно юная и уже мудрая девушка. Как странно звучит сочетание : девушка – и вдруг мудрая, ведь это свойство присуще более зрелым и опытным людям. Но Февроня, несмотря на свой юный возраст, умела следовать одновременно и чувствам и разуму. Когда пришёл к ней князь Пётр со своей бедой и просьбой об исцелении от неизлечимых язв, видимо, полюбился он ей, крестьянской девице. Согласившись вылечить князя, поставила ему условие: должен на ней жениться. Казалось бы: вот какая меркантильная и расчётливая, где уж тут чувства, сплошная забота о выгоде. Но не стоит торопиться с выводами. Вспомним, какие строгие нравы были в те времена. Что ждало бы девицу, разрешившую чужому мужчине раздеться в её присутствии, пусть даже для лечения, мастерством в котором славилась Феврония? Конечно, позор и ей и всей родне. И вот разумная девушка приняла решение, спасая Петра от терзающей его болезни, скорее всего, увидела она и его пылкое чувство к ней и его сомнения: разве можно князю жениться на простолюдинке? Не сразу сладилось их венчание, но мудрость и такт Февронии помогли им обрести счастье, как помогали и впоследствии переносить испытания, наветы. Клевету и зависть. Откуда у этой девушки такое разумное отношение к жизни? Вероятно, от чистоты сердца, тихой скромности и любви. В тот момент, когда боярские жёны, полные зависти и презрения, упрекали её, ставшую супругой князя, в том, что она, как нищенка, как простолюдинка, сидя за роскошным столом собирает крошки в кулак, уязвлённый Пётр заставляет жену разжать ладонь. И на глазах у всех явлено чудо: в руке у Февронии не крошки, а самоцветные камни. Это описание полно искреннего и неподдельного уважения автора повести к той, которая, став княгиней , не превознеслась, не забыла своё крестьянское происхождение и относилась к хлебу , как к драгоценности.
Человека судьба иногда ставит в такие условия, когда, что бы он ни сделал, окончится всё печально. Тут либо под властью чувств человек впадает в уныние, либо, следуя разуму, сам строит коварства и обижает других. Но людям с чистой душой и добрым незлобивым сердцем дано принимать ясные и простые решения. На удивление всем, кто ,следуя изощренному уму, пытался всё переустроить по- своему. Выгнать Февронию из княжеского дома – так постановили бояре. Не стала Феврония противиться, поднимать бунт, строить интриги, наказывать неугодных. Спокойно и безропотно собралась и ушла, взяв с собой только самое дорогое и ценное: своего любимого мужа, князя Петра. Наверное, умна и разумна была она от природы, ведь недаром в повести рассказывается, как на вопросы Петра при первой их встрече отвечала она загадками. Вот и опять её речь, полная метафор и в то же время логичная и рассудительная, охладила пылко влюблённого в неё попутчика, Дала она ему понять, что естество у разных женщин одинаковое, как и вода по разным бортам судна , на котором плыли они. И здесь никто не увидит ни тени кокетства, самолюбования, высокомерия к другим. Только преданность и любовь. Наверное, это и есть главная задача разума – служить миру, согласию, любви, чистоте. Вспоминаются слова С.Я. Маршака: «Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет». На мой взгляд, Феврония воплотила в своей жизни стремления многих людей: сочетать разум и чувства. Не делала анализа событий, не прогнозировала будущее, не боролась с соперниками, но победила все козни. И сами бояре пришли с поклоном просить Петра и Февронию вернуться на княжеский престол, и могилки любящих сердец после смерти оказались рядом, и память о них живёт до сих пор. День этих супругов стал народным праздником, Днём семьи, любви и верности.
Разум и чувства. Если они в единстве, если разум чист, а чувства глубоки , искренни и благородны, а вместе они на службе у любви – это , наверное, и есть мудрость. У редких людей это заложено с детства. Большинство об этом мечтает. Для некоторых это становится целью жизни. Обретшие становятся близки к той гармонии, ради которой и существует на свете человеческая душа. Автор: Лаврёнова Лариса Александровна.
«Разум и чувство». Это направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.
Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.
Борьба в человеке разума и чувств требует обязательного выбора: поступать, подчиняясь нахлынувшим эмоциям, или всё же не терять голову, взвешивать свои действия, осознавать их последствия, как для себя, так и для окружающих. Тема разума и чувства интересна для многих писателей. Читая произведения художественной литературы можно встретить немало примеров, когда у героев происходит внутренний конфликт: чувства выступают против разума. Литературные герои очень часто оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.
Так в пьесе М. Горького «На дне» герои – Актер, Пепел, Настя, Наташа, Клещ, Барон – стремятся вырваться на волю с «дна» жизни, но чувствуют собственное бессилие перед запорами этой «тюрьмы». У них возникает ощущение безысходности своей судьбы и тяга к мечте, дающей хоть какую-то надежду на будущее. У Барона – это прошлое богатство, о котором он думает и мечтает вернуть. У Актера – его былое служение искусству, у Наташи – ожидание какого-то необыкновенного события, которое перевернет всю ее жизнь, у Насти – вымышленный ею роман со студентом. Все персонажи пьесы подготовлены к появлению Луки с его «евангелием миражей». Лука поддерживает все иллюзии и сеет новые. Умирающей Анне он рисует ласковую смерть-утешительницу, спокойную загробную жизнь; у Насти он укрепляет веру в существование студента, француза Гастона и его роковой любви. Пеплу Лука внушал веру в счастливую, свободную, богатую страну – Сибирь, советовал туда переселиться. Это тоже было ложью; в царской России переселенцы в Сибири попадали в бедственное положение, гибли тысячами, вконец разоренные, возвращались обратно. В Сатине Лука поддерживает мысль об иллюзии бродячей вольности, мнимой свободы. Но сильнейший аргумент против проповеди Луки – судьба Актера. Лука уверил его в существовании прекрасной бесплатной лечебницы для алкоголиков. Актер больше всех поверил сказкам Луки, и он собирается в путь – искать мраморную лечебницу.
Носителем идеи утешающего обмана в пьесе предстает Лука. Принцип его отношения к человеку – идея сострадания. Практическим выражением её становится утешающий обман, утешающая иллюзия, во имя которой можно пожертвовать страшной, угнетающей человека правдой жизни. Философии непротивления, психологии покорности Горький противопоставил правду о свободном Человеке, отвергающем унижающую человека сострадательную ложь. Свои мысли об этом Горький вложил в уста Сатина. Он говорит о больших возможностях человека и человечества, которые своими руками, своей мыслью создадут жизнь будущего: «Человек – вот правда… существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга! Че-ло-век! – Это великолепно! Это звучит гордо!».
Природа наградила людей величайшим богатством — разумом, подарила им возможность испытывать чувства. Да, разум и чувства часто противостоят друг другу. Сможет ли человек привести их в гармонию, сделать так, чтобы разум подкреплялся чувствами и наоборот — это зависит от воли человека, от степени ответственности, от тех нравственных ориентиров, которым он следует.
Столкновение разума и чувства в жизни происходит очень часто. С детства нас учат думать, поступать разумно, сверяться с логикой правил поведения. А душе и сердцу хочется чего-то радостного, сладкого, яркого, совсем не того, что диктует и требует разум. Но по утверждению Жана Жака Руссо разум и чувство взаимосвязаны больше, чем нам это кажется: «Если разум творит человека, то чувство руководит им». И доказательства этого мы можем найти во многих произведениях.
В повести В.Г. Распутина «Живи и помни» главный герой – дезертир и предатель Андрей Гуськов – возвращается домой совсем не так, как должен был: победителем и триумфатором в конце войны, а прячась, скрываясь, таясь от людей и даже от родителей. Одна лишь верная жена Настёна принимает Андрея и терпеливо несёт свой крест. Так сложно всё в их семье. С одной стороны, отсутствие детей было причиной побоев мужа, а с другой, после сиротства для бедной девушки семья мужа была единственной её роднёй, которой она дорожила больше жизни. Да и Андрей очень любил свою жену, настолько, что жажда увидеть её стала тем искушением, которое он не смог преодолеть. «Знать бы заранее, вызвал бы её к этому сроку, повидал – все легче». И едет Андрей Гуськов в родной дом нежданным и нежеланным гостем. Разум отказывается принимать действительность, а чувство становится плохим подсказчиком. Продолжая прятаться, Андрей всячески оправдывает своё возвращение. Особенно в этом помогает ему беременность Настёны – вот та святая цель, ради которой он терпит теперь все лишения. Ребёнок оправдает всё.
Но не суждено появиться на свет сыну Андрея, не выдерживает Настёна натиска общественного мнения, слежки представителей власти, осуждения родителей и даже подруг. Загнанная в угол, молодая женщина принимает решение: она тонет в холодных водах Ангары, губя жизнь нерождённого ребёнка, убивая себя. Так неразумное чувство солдата, уставшего от войны, душевная слабость становится причиной гибели самых дорогих ему людей. Теперь живи и помни об этом всю свою недолгую дезертирскую жизнь.
Герой повести Бориса Васильева «В списках не значился» Николай Плужников поступает иначе. Молодой лейтенант приезжает на место назначения вечером в субботу 21 июня 1941 года в Брестскую крепость. Поздно вечером, а в четыре часа утра началась Великая Отечественная война. Девятнадцатилетний юноша не зарегистрирован в списках гарнизона, он свободен и может бежать отсюда. Но для Николая так вопрос даже не стоит. Он сразу принимает командование подразделением и в течение десяти месяцев, оставшись практически один, ведёт оборонительный бой. Его не смогли взять фашисты, они не сломили его воли. Выйдя из своего укрытия, он проходит всего несколько шагов, только для того, чтобы умереть. Но даже в этой смерти он остаётся победителем. «Упал свободным и после жизни, смертию смерть поправ», – пишет в заключении автор.
Чувство ответственности, сопричастности к общему делу защиты Родины руководили поступками Николая Плужникова. И его выверенное разумом решение наполнило его жизнь великим смыслом. Так, поступками наших героев руководило чувство. Но решение было принято разумом. По утверждению Анатоля Франса «Не разум пагубен для человека, а ошибки разума». Хорошо, если разум помогает нам сделать правильный выбор.
Пять аргументов для подготовки к итоговому сочинению по блоку тем: «Разум и чувство»
1. «Слово о полку Игореве»:
Разум уступил место чувству, и Игорь, вместо разумного решения спасти войско и свою жизнь, после всех предзнаменований, решает погибнуть, но чести не посрамить.
2. Денис Иванович Фонвизин «Недоросль»:
Разум совершенно отсутствует в поступках Простаковой и Скотинина, они даже не понимают необходимости беречь своих крепостных крестьян, так как в них всё благосостояние этих «хозяев жизни». Митрофан являет полную управляемость чувствами: когда нужна матушка, он подлизывается, говорит о том, что любит её, а как только мать потеряла всякую власть, объявляет:
Отвяжись, матушка!
У него нет чувства ответственности, любви, преданности.
3. Александр Сергеевич Грибоедов «Горе от ума»:
Главный герой – Чацкий – на первый взгляд, является образцом разума. Он образован, хорошо понимает своё место, определяет политическую ситуацию, грамотен в вопросах права вообще и крепостного права, в частности. Однако ум отказывает ему в житейской ситуации, он не знает, как вести себя в отношениях с Софьей, когда та говорит, что не он герой её романа. В отношении с Молчалиным, с Фамусовым и всем светским обществом он смел и дерзок и, в итоге, оказывается у разбитого корыта. Чувство досады и одиночества сжимает ему грудь:
Душа моя вот здесь каким-то горем сжата.
Но он не привык подчиняться чувствам и не принимает всерьёз разлада с обществом, а зря.
4. Александр Сергеевич Пушкин «Евгений Онегин»:
Онегин с юношеских лет привык подчинять чувства рассудку: «наука страсти нежной» – уже доказательство этому. Встретив Татьяну, он «привычке милой не дал ходу», не воспринял это чувство всерьёз, решив, что сможет справиться с чувством, как всегда, когда умел «блеснуть послушною слезой». Обратная сторона Татьяна. Она в юности подчинялась только чувствам. Онегин прочитал ей проповедь, в которой рекомендовал: «учитесь властвовать собой». Девушка приняла к сведению данные слова и занялась саморазвитием. К моменту следующей встречи с Онегиным она уже виртуозно владеет своими чувствами, и на её лице Евгений не смог увидеть ни грамма эмоций. Но счастье уже невозможно…
5. Михаил Юрьевич Лермонтов «Герой нашего времени»:
Главный герой – Печорин – человек, состоящий из рассудка и чувства. Когда он один на один с природой, с дневником или с человеком, с которым не надо притворяться – оно обнажённый нерв, эмоция. Яркий пример в эпизоде, когда он загнал коня по дороге в погоне за Верой. Он плачет от горя. Мгновение длится это состояние. Но мгновение проходит, и другой Печорин поднимается над рыдающим на траве «плачущим ребёнком» и трезво и сурово оценивает его поведение. Торжество разума не даёт счастья этому человеку.
Разум или чувства? А может и то другое? Может ли разум сочетаться с чувствами? Такой вопрос задает себе каждый человек. Когда ты сталкиваешься с двумя противоположностями, одна сторона кричит, выбирай разум, другая кричит, что без чувств никуда. И ты не знаешь куда тебе идти и что выбрать.
Разум нужная вещь в жизни, благодаря ему мы можем размышлять о будущем, строить свои планы и добиваться поставленных целей. Благодаря нашему разуму мы становимся успешнее, но именно чувства делают из нас людей. Чувства присуще не каждому и они бывают разными, как положительными, так и отрицательными, но именно они заставляют нас совершать невообразимые поступки.
Порой благодаря чувствам люди совершают такие нереальные действия, что с помощью разума пришлось добиваться этого годами. Так что же выбрать? Каждый выбирает сам, выбрав разум человек, пойдет по одной тропинке и, возможно, будет счастлив, выбрав чувства, человеку сулит уже совершенно другая дорога. Никто не может предсказать заранее хорошо ли ему будет от выбранного пути или нет, мы можем делать выводы только в конце. Что касается вопроса, могут ли разум и чувства сотрудничать друг с другом, то думаю, что могут. Люди могут любить друг друга, но понимать, чтобы создать семью, им нужны деньги, а для этого необходимо работать или учиться. Вот в данном случае разум и чувства действуют сообща.
Мне кажется, эти два понятия начинают работать вместе только тогда, когда ты вырастешь. Пока человек мал, ему приходится выбирать между двумя дорогами, маленькому человеку очень сложно найти точки соприкосновения разума и чувства. Таким образом, человек всегда стоит перед выбором, каждый день ему приходится бороться с ним, ведь порой разум способен помочь в сложной ситуации, а порой и чувства вытаскивают из такого положения, где разум был бы бессилен.
Я не случайно выбрала тему внутреннего конфликта между чувством и разумом. Чувство и разум – это две важнейшие силы внутреннего мира человека, которые очень часто вступают в конфликт между собой. Бывают ситуации, когда чувства выступают против разума. Что же происходит в подобной ситуации? Несомненно, это очень болезненно, тревожно и крайне неприятно, так как человек мечется, мучается, теряет почву под ногами. Его разум говорит одно, а чувства поднимают настоящий бунт и лишают покоя и гармонии. Как следствие начинается внутренняя борьба, которая нередко заканчивается очень трагично.
Подобный внутренний конфликт описан в произведении И.С.Тургенева «Отцы и дети». Евгений Базаров, главный герой, разделял теорию «нигилизма» и отрицал буквально все: поэзию, музыку, искусство и даже любовь. Но встреча с Анной Сергеевной Одинцовой, красивой, умной, непохожей на других женщиной, стала решающим событием в его жизни, после которого начался его внутренний конфликт. Неожиданно он ощутил в себе «романтика», способного глубоко чувствовать, переживать и надеяться на взаимность. Его нигилистические взгляды потерпели крах: оказывается, есть любовь, есть красота, есть искусство. Охватившие его сильные чувства начинают борьбу против рационалистической теории, и жизнь становится невыносимой. Герой не может продолжать научные эксперименты, заниматься медицинской практикой – все валится из рук. Да, когда наступает подобный разлад между чувством и разумом, жизнь становится порой невозможной, так как нарушается гармония, которая необходима для счастья, а внутренний конфликт становится внешним: нарушаются семейные и дружеские связи.
Можно вспомнить и произведение Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», в котором анализируется бунт чувств главного героя. Родион Раскольников вынашивал «наполеоновскую» идею сильной личности, имеющей право преступить закон и даже убить человека. Проверив эту рационалистическую теорию на практике, убив старуху-процентщицу, герой испытывает терзания совести, невозможность общения с родными и близкими, практически нравственно и физически заболевает. Это болезненное состояние возникло из-за внутреннего конфликта человеческих чувств и вымышленных теорий.
Итак, мы проанализировали ситуации, когда чувства выступают против разума, и пришли к выводу, что она порой пагубна для человека. Но, с другой стороны, она же сигнал того, что к чувствам обязательно надо прислушиваться, так как надуманные теории могут разрушить как самого человека, так и нанести непоправимый вред, непереносимую боль окружающим людям.
Автор: Зоя Николаевна Алешина.
Разум и чувство: могут ли они владеть человеком одновременно или же это понятия, взаимно исключающее одно другое? Верно ли утверждение, что в порыве чувств человек совершает как низменные поступки, так и великие открытия, которые движут эволюцию и прогресс. На что способен бесстрастный разум, холодный расчет? Поиск ответов на эти вопросы занимает лучшие умы человечества с тех пор, как появилась жизнь. И этот спор, что важнее – разум или чувство, – ведется с древности, и у каждого свой ответ. «Люди живут чувствами», – утверждает Эрих Мария Ремарк, но тут же добавляет, что для того, чтобы осознать это, необходим разум.
На страницах мировой художественной литературы проблема влияния чувств и разума человека поднимается очень часто. Так, например, в романе-эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир» предстают два типа героев: с одной стороны, это порывистая Наташа Ростова, чувствительный Пьер Безухов, бесстрашный Николай Ростов, с другой – надменная и расчетливая Элен Курагина и ее брат, черствый Анатоль. Многие конфликты в романе происходят именно от избытка чувств героев, за перипетиями которых очень интересно наблюдать. Ярким примером, как порыв чувств, необдуманность, пылкость характера, нетерпеливая молодость, повлияли на судьбу героев, является случай с изменой Наташи, ведь для нее, смешливой и юной, ждать свадьбы с Андреем Болконским было невероятно долго, могла ли она подчинить свои неожиданно вспыхнувшие чувства к Анатолю голосу разума? Здесь перед нами разворачивается настоящая драма разума и чувств в душе героини, она оказывается перед нелегким выбором: бросить жениха и уехать с Анатолем или не поддаться минутному порыву и дождаться Андрея. Именно в пользу чувств был сделан этот нелегкий выбор, лишь случайность помешала Наташе. Мы не можем осуждать девушку, зная ее нетерпеливый характер и жажду любви. Именно чувствами был продиктован порыв Наташи, после она сожалела о своем поступке, когда проанализировала его.
Именно чувство безграничной, всепоглощающей любви помогло Маргарите воссоединиться с возлюбленным в романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Героиня, не раздумывая ни секунды, отдает душу дьяволу и отправляется с ним на бал, где убийцы и висельники прикладываются к ее колену. Отринув обеспеченную, размеренную жизнь в роскошном особняке с любящим мужем, она бросается в авантюрное приключение с нечистой силой. Вот яркий пример того, как человек, выбрав чувство, сотворил свое счастье.
Таким образом, высказывание Эриха Марии Ремарка совершенно справедливо: руководствуясь только лишь разумом, человек может прожить, однако это будет жизнь бесцветная, тусклая и безрадостная, только чувства придают жизни непередаваемые яркие краски, оставляя эмоционально наполненные воспоминания. Как написал великий классик Лев Николаевич Толстой: «Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, то уничтожится сама возможность жизни».
(403 слова)
Рене Декарт, французский философ, сказал: «Я мыслю – значит существую» («Cogito, ergo sum»). Следует ли из этого, что разум превыше чувства? Наверное, напротив, душевная деятельность человека существует только благодаря его сознанию, способности мыслить. Нам лишь кажется, что человек разделён на части и вечно борется внутри сам с собой: разум призывает к расчётливым поступкам, а сердце сопротивляется и действует по наитию. Но наше мышление есть атрибут души, ведь душа формирует нашу мысль. Есть ли этому предположению подтверждение в русской литературе?
В рассказе Антона Павловича Чехова «Студент» мы видим довольно тоскливый пейзаж весеннего вечера, постепенно превращающийся в угнетающую картину густых ночных потёмок. Студент духовной академии Иван Великопольский идёт «с тяги домой». Погода, ночь, холод, закоченевшие пальцы, голод – всё навевает Ивану тоску, его мысли безрадостны. Он представляет, что так же несчастны были люди и при Рюрике, и при Иване Грозном, и при Петре: нищета, болезни, невежество, тоска, мрак и угнетённость. Встретив на вдовьих огородах двух простых, деревенских женщин, он вдруг начинает рассказывать (в канун пасхи) историю апостола Петра. Хрестоматийное повествование рождает удивительный отклик в душах женщин. Василиса, продолжая улыбаться, вдруг заплакала: слёзы «…изобильные, потекли у неё по щекам, и она заслонила рукавом лицо от огня, как бы стыдясь своих слёз, а Лукерья, глядя неподвижно на студента, покраснела, и выражение у неё стало тяжелым, напряженным, как у человека, который сдерживает сильную боль». Такая реакция на его рассказ вновь заставила задуматься Ивана: что вызвало слёзы Василисы? Просто его умение рассказывать или неравнодушие к судьбе апостола Петра? «И радость вдруг заволновалась в его душе, и он даже остановился на минуту, чтобы перевести дух». Вот так неожиданно мысли превратились в чувство, остаток пути Иван шёл в состоянии невыразимо сладкого ожидания счастья, неведомого, таинственного, «и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла».
Но так бывает не всегда. Подчас чувство рождает мысль, а мысль – действие. В рассказе Ивана Алексеевича Бунина «Лёгкое дыхание» главная героиня Оля Мещерская совершила проступок: она поддалась неведомому чувству влечения. Озорство ли, жажда ли приключения, обожающие ли взгляды друга отца – Алексея Михайловича, привели девочку к неправильному, глупому поступку, и вызвали мысли о своей греховности, преступности. «Я не понимаю, как это могло случиться, я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая! Теперь мне один выход… Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого!..» – напишет Оля в своём дневнике. Как и когда созрел у неё план самоуничтожения? Власть чувства привела героиню рассказа к страшному финалу. Смерть забрала саму женственность, красоту и то лёгкое дыхание, которого так не хватает в мире…
Разум и чувство… Что первично… Мне кажется, это вопрос для специалистов. Литература даёт варианты прочтения, описывает возможное развитие взаимоотношений разума и эмоции. Каждый выбирает по себе, чем руководствоваться, чему подчинять своё поведения: бежать на поводу у чувства к краю пропасти или спокойно, взвешенно определить план действия и поступить не в угоду чувству, но разумно, не разрушая свою правильную жизнь…
Грибоедовский Чацкий в ответе Софье на её замечание, что он говорит о людях одни колкости, произносит замечательный афоризм:
Ум с сердцем не в ладу.
Неужели так может быть? Разве можно чувствовать одно, а думать – другое? Попытаюсь разобраться в этих словах. Если отечественная литература так часто пишет об этом разладе, значит, он имеет место быть…
По утверждению А.С.Грибоедова, Чацкий – человек умный. Ум его острый, новаторский. Он в своём стремлении изменить порядок вещей так решительно и смело говорит обо всех только то, что думает, считает справедливым и правильным. Чацкий видит в чинопочитании Молчалина низость, скудоумие, считает, что все гости на балу люди жалкие, алчные, являются стяжателями и крепостниками. Рассыпаясь в многословии, он не замечает, как за его спиной рождается коалиция, объединяющая недавних врагов. Но чувства его не обманывают. В кульминационный момент он произносит:
Душа здесь у меня каким-то горем сжата.
Но ум продолжает диктовать заведённый принцип восприятия, и последние монологи показывают, что чувства лишь обозляют его и без того острый ум. Не разобравшись, кто виноват в происходящем, он раздаёт всем ярлыки, более всего выливает обвинений в адрес девушки, к которой приехал свататься. Недаром А.С.Пушкин вовсе отказал Чацкому в уме, по его мнению, умный человек не так должен был себя вести. Разве любящий человек мог так недальновидно относится к поведению объекта своей любви? Если бы Чацкий хотя бы на мгновение подчинил свой разум чувству…. Может, всё произошло не так трагично, и не было бы столько разбитых сердец в итоге повествования.
Герой романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров славится своим умом, его авторитет в среде нигилистов непререкаем. Он сам уверовал в свои умственные способности. Его отношение к жизни, искусству, любви настолько цинично, поверхностно, что расплата не за горами. Вскоре происходит главная встреча в его недолгой жизни. Она, Анна Сергеевна Одинцова, перевернёт всё его сознание, изменит отношение к жизни, к тем целям, ради которых он обрёк себя на муку. Любовь в том идеалистическом виде, который он считал смешным, недостойным внимания мыслящего человека, настигла его, поглотила всё его сознание вместе с рассудком, отказывающимся адекватно, по законам разума, воспринимать порядок вещей. Нигилиста поглотил романтик, потерявший голову от тех органов чувств, которые, по его мнению, он всегда контролировал. Зрение, слух, обоняние и осязание, оказываются подчинены не только физиологии…
Разум и чувство должны жить «в ладу» друг с другом, ведь человек не машина и не может быть в разладе, а то может произойти поломка… Будет жаль жизни, напрасно прожитой.
Разум и чувство. Эти два понятия можно противопоставить друг другу: одному подходит понятие холодный, другому – горячий. Один следует чёткой логике, другой диктует нам поступки, неподвластные той самой логике. И всё-таки они даны человеку изначально в гармоническом сочетании, которое утеряно в суетном мире и к которому так стремится мятущаяся душа. И если кому-то удаётся найти эту гармонию, то он обретает мудрость.
В древнерусской литературе есть произведение «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Феврония – главная героиня повести – удивительно юная и уже мудрая девушка. Как странно звучит сочетание : девушка – и вдруг мудрая, ведь это свойство присуще более зрелым и опытным людям. Но Февроня, несмотря на свой юный возраст, умела следовать одновременно и чувствам и разуму. Когда пришёл к ней князь Пётр со своей бедой и просьбой об исцелении от неизлечимых язв, видимо, полюбился он ей, крестьянской девице. Согласившись вылечить князя, поставила ему условие: должен на ней жениться. Казалось бы: вот какая меркантильная и расчётливая, где уж тут чувства, сплошная забота о выгоде. Но не стоит торопиться с выводами. Вспомним, какие строгие нравы были в те времена. Что ждало бы девицу, разрешившую чужому мужчине раздеться в её присутствии, пусть даже для лечения, мастерством в котором славилась Феврония? Конечно, позор и ей и всей родне. И вот разумная девушка приняла решение, спасая Петра от терзающей его болезни, скорее всего, увидела она и его пылкое чувство к ней и его сомнения: разве можно князю жениться на простолюдинке? Не сразу сладилось их венчание, но мудрость и такт Февронии помогли им обрести счастье, как помогали и впоследствии переносить испытания, наветы. Клевету и зависть. Откуда у этой девушки такое разумное отношение к жизни? Вероятно, от чистоты сердца, тихой скромности и любви. В тот момент, когда боярские жёны, полные зависти и презрения, упрекали её, ставшую супругой князя, в том, что она, как нищенка, как простолюдинка, сидя за роскошным столом собирает крошки в кулак, уязвлённый Пётр заставляет жену разжать ладонь. И на глазах у всех явлено чудо: в руке у Февронии не крошки, а самоцветные камни. Это описание полно искреннего и неподдельного уважения автора повести к той, которая, став княгиней , не превознеслась, не забыла своё крестьянское происхождение и относилась к хлебу , как к драгоценности.
Человека судьба иногда ставит в такие условия, когда, что бы он ни сделал, окончится всё печально. Тут либо под властью чувств человек впадает в уныние, либо, следуя разуму, сам строит коварства и обижает других. Но людям с чистой душой и добрым незлобивым сердцем дано принимать ясные и простые решения. На удивление всем, кто ,следуя изощренному уму, пытался всё переустроить по- своему. Выгнать Февронию из княжеского дома – так постановили бояре. Не стала Феврония противиться, поднимать бунт, строить интриги, наказывать неугодных. Спокойно и безропотно собралась и ушла, взяв с собой только самое дорогое и ценное: своего любимого мужа, князя Петра. Наверное, умна и разумна была она от природы, ведь недаром в повести рассказывается, как на вопросы Петра при первой их встрече отвечала она загадками. Вот и опять её речь, полная метафор и в то же время логичная и рассудительная, охладила пылко влюблённого в неё попутчика, Дала она ему понять, что естество у разных женщин одинаковое, как и вода по разным бортам судна , на котором плыли они. И здесь никто не увидит ни тени кокетства, самолюбования, высокомерия к другим. Только преданность и любовь. Наверное, это и есть главная задача разума – служить миру, согласию, любви, чистоте. Вспоминаются слова С.Я. Маршака: «Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет». На мой взгляд, Феврония воплотила в своей жизни стремления многих людей: сочетать разум и чувства. Не делала анализа событий, не прогнозировала будущее, не боролась с соперниками, но победила все козни. И сами бояре пришли с поклоном просить Петра и Февронию вернуться на княжеский престол, и могилки любящих сердец после смерти оказались рядом, и память о них живёт до сих пор. День этих супругов стал народным праздником, Днём семьи, любви и верности.
Разум и чувства. Если они в единстве, если разум чист, а чувства глубоки , искренни и благородны, а вместе они на службе у любви – это , наверное, и есть мудрость. У редких людей это заложено с детства. Большинство об этом мечтает. Для некоторых это становится целью жизни. Обретшие становятся близки к той гармонии, ради которой и существует на свете человеческая душа.
Автор: Лаврёнова Лариса Александровна.
«Разум и чувство». Это направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.
Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.
Борьба в человеке разума и чувств требует обязательного выбора: поступать, подчиняясь нахлынувшим эмоциям, или всё же не терять голову, взвешивать свои действия, осознавать их последствия, как для себя, так и для окружающих. Тема разума и чувства интересна для многих писателей. Читая произведения художественной литературы можно встретить немало примеров, когда у героев происходит внутренний конфликт: чувства выступают против разума. Литературные герои очень часто оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.
Так в пьесе М. Горького «На дне» герои – Актер, Пепел, Настя, Наташа, Клещ, Барон – стремятся вырваться на волю с «дна» жизни, но чувствуют собственное бессилие перед запорами этой «тюрьмы». У них возникает ощущение безысходности своей судьбы и тяга к мечте, дающей хоть какую-то надежду на будущее. У Барона – это прошлое богатство, о котором он думает и мечтает вернуть. У Актера – его былое служение искусству, у Наташи – ожидание какого-то необыкновенного события, которое перевернет всю ее жизнь, у Насти – вымышленный ею роман со студентом. Все персонажи пьесы подготовлены к появлению Луки с его «евангелием миражей». Лука поддерживает все иллюзии и сеет новые. Умирающей Анне он рисует ласковую смерть-утешительницу, спокойную загробную жизнь; у Насти он укрепляет веру в существование студента, француза Гастона и его роковой любви. Пеплу Лука внушал веру в счастливую, свободную, богатую страну – Сибирь, советовал туда переселиться. Это тоже было ложью; в царской России переселенцы в Сибири попадали в бедственное положение, гибли тысячами, вконец разоренные, возвращались обратно. В Сатине Лука поддерживает мысль об иллюзии бродячей вольности, мнимой свободы. Но сильнейший аргумент против проповеди Луки – судьба Актера. Лука уверил его в существовании прекрасной бесплатной лечебницы для алкоголиков. Актер больше всех поверил сказкам Луки, и он собирается в путь – искать мраморную лечебницу.
Носителем идеи утешающего обмана в пьесе предстает Лука. Принцип его отношения к человеку – идея сострадания. Практическим выражением её становится утешающий обман, утешающая иллюзия, во имя которой можно пожертвовать страшной, угнетающей человека правдой жизни. Философии непротивления, психологии покорности Горький противопоставил правду о свободном Человеке, отвергающем унижающую человека сострадательную ложь. Свои мысли об этом Горький вложил в уста Сатина. Он говорит о больших возможностях человека и человечества, которые своими руками, своей мыслью создадут жизнь будущего: «Человек – вот правда… существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга! Че-ло-век! – Это великолепно! Это звучит гордо!».
Природа наградила людей величайшим богатством — разумом, подарила им возможность испытывать чувства. Да, разум и чувства часто противостоят друг другу. Сможет ли человек привести их в гармонию, сделать так, чтобы разум подкреплялся чувствами и наоборот — это зависит от воли человека, от степени ответственности, от тех нравственных ориентиров, которым он следует.
Столкновение разума и чувства в жизни происходит очень часто. С детства нас учат думать, поступать разумно, сверяться с логикой правил поведения. А душе и сердцу хочется чего-то радостного, сладкого, яркого, совсем не того, что диктует и требует разум. Но по утверждению Жана Жака Руссо разум и чувство взаимосвязаны больше, чем нам это кажется: «Если разум творит человека, то чувство руководит им». И доказательства этого мы можем найти во многих произведениях.
В повести В.Г. Распутина «Живи и помни» главный герой – дезертир и предатель Андрей Гуськов – возвращается домой совсем не так, как должен был: победителем и триумфатором в конце войны, а прячась, скрываясь, таясь от людей и даже от родителей. Одна лишь верная жена Настёна принимает Андрея и терпеливо несёт свой крест. Так сложно всё в их семье. С одной стороны, отсутствие детей было причиной побоев мужа, а с другой, после сиротства для бедной девушки семья мужа была единственной её роднёй, которой она дорожила больше жизни. Да и Андрей очень любил свою жену, настолько, что жажда увидеть её стала тем искушением, которое он не смог преодолеть. «Знать бы заранее, вызвал бы её к этому сроку, повидал – все легче». И едет Андрей Гуськов в родной дом нежданным и нежеланным гостем. Разум отказывается принимать действительность, а чувство становится плохим подсказчиком. Продолжая прятаться, Андрей всячески оправдывает своё возвращение. Особенно в этом помогает ему беременность Настёны – вот та святая цель, ради которой он терпит теперь все лишения. Ребёнок оправдает всё.
Но не суждено появиться на свет сыну Андрея, не выдерживает Настёна натиска общественного мнения, слежки представителей власти, осуждения родителей и даже подруг. Загнанная в угол, молодая женщина принимает решение: она тонет в холодных водах Ангары, губя жизнь нерождённого ребёнка, убивая себя. Так неразумное чувство солдата, уставшего от войны, душевная слабость становится причиной гибели самых дорогих ему людей. Теперь живи и помни об этом всю свою недолгую дезертирскую жизнь.
Герой повести Бориса Васильева «В списках не значился» Николай Плужников поступает иначе. Молодой лейтенант приезжает на место назначения вечером в субботу 21 июня 1941 года в Брестскую крепость. Поздно вечером, а в четыре часа утра началась Великая Отечественная война. Девятнадцатилетний юноша не зарегистрирован в списках гарнизона, он свободен и может бежать отсюда. Но для Николая так вопрос даже не стоит. Он сразу принимает командование подразделением и в течение десяти месяцев, оставшись практически один, ведёт оборонительный бой. Его не смогли взять фашисты, они не сломили его воли. Выйдя из своего укрытия, он проходит всего несколько шагов, только для того, чтобы умереть. Но даже в этой смерти он остаётся победителем. «Упал свободным и после жизни, смертию смерть поправ», – пишет в заключении автор.
Чувство ответственности, сопричастности к общему делу защиты Родины руководили поступками Николая Плужникова. И его выверенное разумом решение наполнило его жизнь великим смыслом. Так, поступками наших героев руководило чувство. Но решение было принято разумом. По утверждению Анатоля Франса «Не разум пагубен для человека, а ошибки разума». Хорошо, если разум помогает нам сделать правильный выбор.
Пять аргументов для подготовки к итоговому сочинению по блоку тем: «Разум и чувство»
1. «Слово о полку Игореве»:
Разум уступил место чувству, и Игорь, вместо разумного решения спасти войско и свою жизнь, после всех предзнаменований, решает погибнуть, но чести не посрамить.
2. Денис Иванович Фонвизин «Недоросль»:
Разум совершенно отсутствует в поступках Простаковой и Скотинина, они даже не понимают необходимости беречь своих крепостных крестьян, так как в них всё благосостояние этих «хозяев жизни». Митрофан являет полную управляемость чувствами: когда нужна матушка, он подлизывается, говорит о том, что любит её, а как только мать потеряла всякую власть, объявляет:
Отвяжись, матушка!
У него нет чувства ответственности, любви, преданности.
3. Александр Сергеевич Грибоедов «Горе от ума»:
Главный герой – Чацкий – на первый взгляд, является образцом разума. Он образован, хорошо понимает своё место, определяет политическую ситуацию, грамотен в вопросах права вообще и крепостного права, в частности. Однако ум отказывает ему в житейской ситуации, он не знает, как вести себя в отношениях с Софьей, когда та говорит, что не он герой её романа. В отношении с Молчалиным, с Фамусовым и всем светским обществом он смел и дерзок и, в итоге, оказывается у разбитого корыта. Чувство досады и одиночества сжимает ему грудь:
Душа моя вот здесь каким-то горем сжата.
Но он не привык подчиняться чувствам и не принимает всерьёз разлада с обществом, а зря.
4. Александр Сергеевич Пушкин «Евгений Онегин»:
Онегин с юношеских лет привык подчинять чувства рассудку: «наука страсти нежной» – уже доказательство этому. Встретив Татьяну, он «привычке милой не дал ходу», не воспринял это чувство всерьёз, решив, что сможет справиться с чувством, как всегда, когда умел «блеснуть послушною слезой». Обратная сторона Татьяна. Она в юности подчинялась только чувствам. Онегин прочитал ей проповедь, в которой рекомендовал: «учитесь властвовать собой». Девушка приняла к сведению данные слова и занялась саморазвитием. К моменту следующей встречи с Онегиным она уже виртуозно владеет своими чувствами, и на её лице Евгений не смог увидеть ни грамма эмоций. Но счастье уже невозможно…
5. Михаил Юрьевич Лермонтов «Герой нашего времени»:
Главный герой – Печорин – человек, состоящий из рассудка и чувства. Когда он один на один с природой, с дневником или с человеком, с которым не надо притворяться – оно обнажённый нерв, эмоция. Яркий пример в эпизоде, когда он загнал коня по дороге в погоне за Верой. Он плачет от горя. Мгновение длится это состояние. Но мгновение проходит, и другой Печорин поднимается над рыдающим на траве «плачущим ребёнком» и трезво и сурово оценивает его поведение. Торжество разума не даёт счастья этому человеку.