Сочинение по литературе на тему сказка ложь да в ней намек

16 вариантов

  1. Хорошая тема для сочинения и это название можно также использовать в качестве эпиграфа, как цитату из сказки Пушкина “О золотом петушке”:
    Сказка ложь, да в ней намек!
    Добрым молодцам урок.
    Любая сказка – это не просто занимательный рассказ о волшебном или не очень волшебном происшествии. Любая сказка – это еще и поучение, которое умный поймет как услышать и как применить.
    Например взять всем известные сказки Пушкина. Автор в каждую из них вложил не только свою фантазию, но свое знание мира, свой совет читателям и не зря одну из сказок он завершает именно этими словами.
    В сказке “О золотом петушке” старый царь Додон влюбился в молодую царицу так сильно, что забыл о своем долге перед страной, забыл о своих детях и забыл о своем слове. Он перестал существовать как личность и нашел справедливую смерть от золотого петушка.
    Какой урок мы извлекаем из этой истории? Нельзя нарушать данное слово, нельзя любить чужого человека сильнее,чем собственных детей, нельзя вести себя так, словно ты забыл о своем возрасте. Каждому овощу свой срок и каждому чувству тоже.
    А если взять “Сказку о попе”. Там главный герой Балда не просто наказывает скупого попа, он демонстрирует смекалку и находчивость, сообразительность. Это образ борца за справедливость. И намек в этой сказке очевиден – живи своим умом, будь смелым и добрым, не жадничай, не унывай и из любой ситуации всегда найдется выход.
    Так и в любой другой сказке, не только Пушкина, но и в народной есть свой посыл, своя мораль. надо просто уметь ее увидеть и понять.

  2. Сказка — один из самых ярких фольклорных жанров. В. И. Даль называет ее “волшебным рассказом, небывалой и даже несбыточной повестью, сказаньем”. Сказка затейлива, причудлива, необычна. Она повествует о чудесных происшествиях, героических подвигах, верной любви. В каждой фантастической истории обязательно содержится серьезный нравственный урок, потому что сказка — это воплощение народной мудрости, народных идеалов добра и зла. Наверное, поэтому в отличие от других жанров устного творчества она продолжила свою жизнь в литературе. Сказки нового времени, как и народные, говорят о вечных проблемах, волнующих человека в любую эпоху: о жизни и смерти, любви и ненависти, благородстве и подлости, добре и зле. Правда, в сказках XIX и XX веков печального больше, чем радостного. Слишком много страданий пришлось пережить людям. Пошатнулась их вера в “сбывшиеся сказки”. Однако обращение к любимому всеми жанру свидетельствует о стремлении писателей вылечить “болезни общества”, спасти человеческие души, вернуть им надежду на справедливость и счастье.
    Такая позиция, как мне кажется, близка великому русскому сатирику М. Салтыкову-Щедрину. Его трудно назвать сказочником: слишком горькие выводы делал он, размышляя над жизнью России второй половины XIX века. Но чем пристальнее вглядывался писатель в окружавшую его действительность, тем яснее различал опутавшие ее сети “небывальщины”. Неслыханная жестокость политического режима, чудовищное бесправие народа действительно граничили с фантастикой. Все это способствовало обращению Салтыкова-Щедрина к жанру сказки. Возможно, в маленьких шедеврах писателя нет правдоподобия, зато есть правда. Каждая из сказок — законченное и совершенное произведение. Но целостное представление о замысле и идейной позиции автора возникает только после знакомства со многими из них. Цикл фантастических миниатюр Салтыкова-Щедрина — один из ярчайших образцов жанра русской литературной сказки, о котором мне хотелось бы поразмышлять в своей работе, обратившись к важнейшим вопросам философии, политики и нравственности, так просто и доступно представленным писателем пение мужиков не кончилось и они не расправились с “воеводой”.
    Писатель настаивал на необходимости наказания “хозяев жизни”, но в большинстве случаев люди, наделенные властью, процветали. Два генерала, всю жизнь прослужившие в какой-то регистратуре, которую затем устранили “за ненадобностью”, внезапно оказались на необитаемом острове и обнаружили свою полную беспомощность, неспособность к какому-либо делу. Они чуть не съели друг друга, хотя кругом было много плодов, дичи, рыбы. Генералы, наверное, умерли бы с голоду, если бы в конце концов не нашли сообразительного и предприимчивого мужика, который обеспечил их всем необходимым. Не забыли спасенные “отблагодарить своего спасителя, выслали рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!”
    Попытки нравственного воздействия на таких “небокоптителей”, с точки зрения писателя, бесполезны. В сказке “Карась-идеалист” надежды карася на то, что он правдой щуку “до седьмого пота прошибет”, опровергаются печальным концом мечтателя: при слове “добродетель” щука до того изумилась, что проглотила несчастного спорщика. В отличие от карася, “премудрый пескарь” твердо знал, что хищников нужно опасаться. От страха, что может быть съеден щукой, он безвылазно сидел в своей норе. Пескарь “жил — дрожал и умирал — дрожал”. Перед смертью он вдруг задумался: ради чего жил, кого утешил, кто вспомнит о нем? Показывая жалкое существование пескаря, писатель поднимается до философского обобщения и судит тех, кто прячется в “футляр”, кто боится ответственности за зло, которое царит в мире. Салтыков-Щедрин убежден, что “обезумевшие от страха” пескари “живут даром, место занимают”.
    Трагедию всего русского народа автор видел в добровольном рабстве и неумении протестовать против неестественно жестоких форм жизни. Вера в благодушество орла-мецената и мощь гнилого богатыря опутывала Россию паутиной лжи, насилия, смирения. Образ Коняги из одноименной сказки становится символом всего порабощенного народа. Плоды его труда присваивают генералы и помещики. Коняга же привык к своей участи и нуждается только в кнуте.
    Писателю горько, что мужик своими руками вьет себе веревку. Щедрин стремится пробудить чувство достоинства в людях. Он не хочет, чтобы талантливый народ, сочинивший столько прекрасных, добрых, светлых сказок, сам стал героем безысходных и мрачных, “фантастически” жестоких историй. Свою надежду на счастливое преображение жизни, на неизбежность справедливого возмездия писатель воплощает в сказке “Христова ночь”. Вначале мы видим тоскливый серый пейзаж. На всем лежит печать сиротливости, все сковано молчанием, задавлено какой-то грозной кабалой. Но раздается звон колоколов, и мир оживает. Совершается великое чудо: воскресает поруганный и распятый Христос, воскресает, чтобы совершить суд над грешной землей. Он обращается со словами “Мир вам!” к народу, не утратившему веры в торжество правды, клеймит “мироедов”, но все же открывает им путь к спасению — суд их совести беспощадный, но справедливый. Только предателей не прощает Христос, обрекая их на вечное странствие. На наших глазах свершается Страшный суд, но не в загробном мире, а на земле, где много оступившихся, забывших христианские идеалы. Это, конечно, всего лишь утопия, но писатель верил в нее, потому что без такой веры жить невозможно.
    Литературная сказка Салтыкова-Щедрина “густо населена” и комическими и символическими персонажами. Героев-людей автор ставит в необычное положение и тем самым “развязывает им руки и язык”. Животным писатель придает человеческие черты, для того чтобы разоблачить опасные социальные пороки. Автор использует традиционные народные образы-символы (глупый и злой медведь, трусливый заяц, свирепый волк, хищная щука), но создает и новые аллегории (карась-идеалист, орел-меценат, премудрый пескарь). Излюбленные художественные приемы Щедрина — гипербола и гротеск, которые усиливают горестные впечатления от столкновения с “чудесами” русской жизни.
    Фольклорный жанр был необходим автору, чтобы достучаться до каждого сердца, заставить каждого человека поверить в свои силы, отказаться от добровольного рабства. Салтыков-Щедрин страдал оттого, что лучшие и достойные люди находились в зависимости от невежественных, жадных, бесполезных “хозяев”, что невостребованными оставались недюжинные способности простого народа, что несправедливые общественные отношения противоречили незыблемым нравственным законам, забвение которых могло обернуться катастрофой. Философские уроки писателя важны не только для прошлого, но и для будущего. Они современны сейчас не столько своей политической заостренностью, сколько тревогой за наши души. Творчество Салтыкова-Щедрина — это доказательство того, что литературной сказке обеспечена долгая жизнь в искусстве. Ведь она учит нас быть верными добру и предупреждает об опасности тех, кто забыл о законах нравственности и покорился злу.

  3. Сочинение «Сказка – ложь, да в ней намёк…»
    Я очень люблю   читать  сказки. Хотя мне и уже  13 лет. С детства  мы читаем сказки А.С.Пушкина,  фрагменты из сказок великого русского писателя  многие знают наизусть. А ещё  я люблю сказки Ганса Христиана Андерсена. Ну а русские народные сказки – это самые главные детские сказки. Все дети любят их, и я – не  исключение.
    Учусь я в   морском кадетском корпусе  целую неделю. Готовлюсь  быть защитником  нашей Родины, поэтому важно хорошо учиться,  иметь хорошие показатели  в военной подготовке.  На выходных  иду домой, а в воскресенье  иду с родными  в церковь  на воскресную службу. В один из таких дней я после службы зашёл в лавку  и купил   аудиокнигу    протоиерея Николая Агафонова   «Правдивые сказки для маленьких  деток». Конечно, я не маленький, но мне понравилось название  «Правдивые сказки…».  Неужели сказки  – это правда?  Послушаем.
    В сборнике   правдивых сказок  мне особенно понравились   три   – «История   одного колокола»,  «Планета Земля»  и «Равнодушие».
    Первая  правдивая сказка  рассказывает  об истории  колокола  Бим-Бим.
    Вся семья,  состоящая из папы-колокола, мамы, братьев и сестёр-  колоколов разных размеров и веса,  служила Богу на колокольне  в храме,  который стоял  на высоком берегу Волги. Семья была счастливая  и дружная,  потому  что   они были все вместе и очень любили друг друга. Но маленький Бим-Бим  был непослушным  и хотел  быть  корабельной рындой, чтобы  путешествовать, и – самое  главное – он хотел быть  свободным. Никакие    слова   отца не могли  убедить  этого мечтателя. Потому  что многие дети не слушают  своих  родителей,  а потом  в жизни  у них проблемы.
    Но  вот пришла  революция, и храм  закрыли, а  колокола  висели без дела на колокольне. Но вдруг  пришли революционеры, они не верили в Бога,  потому  что даже не перекрестились при входе в храм, а один даже курил.                   Колокола  сняли для переплавки.  Это  действительно было в истории нашей страны. Когда разрушали храмы, переплавляли  церковные колокола  и убивали  священников. Писатель    через сказку  рассказывает  детям  о том,  что было, чтобы  дети помнили историю  своей страны,  даже  если  она и очень  печальная.
    Писатель  показывает,  как  погибла семья  колоколов, как переживал и страдал Бим-Бим, а умирающий  отец  завещал  ему  помнить, что  он семьи  церковных  колоколов, а мама  просила  его:  «Сохрани веру в Бога, и помни нашу  родную  колокольню». Сам Бим   стал  плавать в качестве рынды,  но, проплывая мимо родного храма, видел, как   он разрушается, но иногда  ему казалось,  что он слышит  голоса  своих  братьев и сестёр. Он много повидал красивых  городов,  но всегда ждал  того момента, когда  будет проплывать  мимо церкви,  где когда- то  они  были так счастливы, когда  все вместе  служили Богу колокольным  звоном. Бим, воспитанный правильно, в   православной  вере,  в семейной  любви, в  послушании  родителям,  много хорошего совершил  в своей  жизни. Я думаю,  что писатель здесь  говорит  нам  о том, как важно всё  это. Человек  правильно проживёт  свою жизнь,  когда он  впитывает  всё,  что дают  хорошего  ему  родители. Даже если он в течение своей жизни иногда   думал  и поступал  неправильно, всё  равно  он  вернётся  к  Богу, родным  берегам,  к родному  дому,  к своей  семье.  Бим  честно  служил на корабле, защитил  от пули  матроса  в годы  войны.  Однажды  он увидел, как  матрос молился,  чтобы  Бог  спас  его  в кровавой битве,  и он  понял, что вера в Бога  – самое важное  в жизни и человека, и колокола.
    Плавая позже  по   великой  русской   реке Волге,  маленький  трудяга  Бим  видел,  как разрушается  церковь.  Моя  бабушка  рассказывала  мне,   что  были и такие времена,  когда  в церкви  не  разрешали  ходить  и молиться.
    В  правдивой  сказке  писатель  Николай  Агафонов,  он священник,  рассказывает  и о том,  как стали  восстанавливать  церковь,  показывает,  как служил Бим двум  поколения матросов- отцу и сыну. Сын,  уже постаревший, возвращает колокол на  колокольню и счастью Бима нет предела! Бим  возвращается    на  колокольню,  в свою   колокольную семью.  Мама и папа  погибли, а он, его братья и сёстры  остались  живы!  И они  тоже, воспитанные   в вере, были  спасены  Богом  для дальнейшего  служения.  Один брат  исправно   помогал   при пожарах,  созывая  людей,  другой  был  спасён  от неверующих  и лежал  на  чердаке, пока  его  не принесла  в храм девушка,  Бэб-Бэм служила  в музее,  а Дилинь  звонил   в школе, собирая  детей на урок.
    В современное время  все храмы  открыты,  можно  спокойно пойти  в храм  и помолиться.   Услышать, как    созывают  колокола  всех  христиан  в церковь, на молитву.
    История Бима  – это как история  человека, который   хотел    вырваться  из  своего  дома, получил   свободу,  о которой  мечтал, но  понял  в конце,  что ничего лучше и  краше,  чем  служение Богу,  в этой жизни  нет!
    Правдивая  сказка  и правда – сказка. Ведь  герои этой сказки –  церковные  колокола  говорят, у них  целая  семья,  они передают  свою  веру  в Бога     и   семейные  традиции.  Они  радуются  и плачут,  погибают  и спасаются. Они  живые! Ведь  только в сказках  неживые предметы   оживают и открываются   перед  нами  всем  своим внутренним  миром  и тайнами. Но  ведь  колокол  и правда  живой!  Он  поет разными голосами  и призывает  людей идти  в  церковь,   а раньше  призывал  и объединял  в минуты  опасности!
    А  ещё  эта  сказка  правдивая,  потому  что она  рассказывает  о прошлом  нашей  страны  многим-многим  детям,  и учит их  знать её  историю,  помнить  её трагические   страницы, передавать  её  последующим  поколениям  и любить  её, несмотря ни на что!
    Я  посоветовал бы  всем  прослушать или прочитать  книги протоиерея  Николая  Агафонова,  потому  что  сказка –  ложь,  да в ней  – намёк,  добрым  молодцам  урок!  Особенно  когда  это – правдивая  сказка!
    Учащийся  7 «А»  класса  ГБОУ КШИ ТМКК  г.Туапсе  Краснодарского края   Кузнецовас Даниил.

  4. Любая сказка, народная или литературная, представляет собой совершенно уникальное явление. Читатель незаметно подпадает под влияние сказочного вымысла, оказывается в мире, в котором действуют иные законы. Действительность преображается таким образом, что нельзя провести какую-то аналогию с миром реальным. Несмотря на то, что в сказках обычно повествуется о чем-то неправдоподобном, невероятном и невозможном, на самом деле в них содержится “идея обыкновенная и натуральная”. Перефразируя слова писателя, можно сказать, что в любом вымысле
    есть правда.
    В любой сказке, даже если главными героями являются животные, в той или иной форме воспроизводятся человеческие отношения. Даже в основе самой фантастичной ситуации, показанной в сказке, лежит реальная проблема, которая является по-настоящему актуальной для людей. Сказка – это великолепный способ ненавязчиво и деликатно научить окружающих правильно поступать в какой-либо ситуации, делать верные выводы в различных случаях.
    В сказках используются самые разные художественные приемы, направленные на то, чтобы как можно нагляднее продемонстрировать ту или иную ситуацию. В некоторых
    сказках используются элементы бытовой или социальной фантастики. Это могут быть сказки, в которых храбрый солдат или бродяга без помощи волшебства, используя лишь свои умения и способности, завоевывает любовь прекрасной принцессы, справляется с ее капризным характером, после чего становится королем. Подобные сказки способны не только развеселить читателя, но и внушить ему определенную надежду на счастливое стечение обстоятельств.
    Сказка позволяет человеку расширить границы своего информационного пространства, заглянуть намного дальше, чем это позволяют строгие рамки действительности.
    Волшебные сказки открывают перед читателем целый мир, полный удивительных чудес. Волшебство, удивительные впечатления настолько завораживают читателя, что он совершенно незаметно для себя начинает верить всему, о чем говорится в сказке. Интерес к повествованию возникает практически сразу и потом постепенно нарастает вместе с развитием событий. Сказочный язык настолько ярок, что практически ни одна из небылиц не воспринимается как нечто неестественное, чуждое. В сказке нет ничего непоправимого. Любые несчастья, даже сама смерть, отступают перед смелостью, умом и хитростью отважных и добрых сказочных героев. Любая цель, к которой они так долго стремились, оказывается реальной и осуществимой.
    Очень часто в сказке презираемый всеми, небогатый и незнатный человек добивается огромных успехов. При всей фантастичности подобного сюжета человек, читающий такую сказку, получает великолепный заряд уверенности в себе. Его скрытые мечты и желания подкрепляются, благодаря чему он получает возможность бороться за свое счастье до победного конца. И разве мало реальных ситуаций, когда на самом деле человек добивался удивительных высот? А не сказка ли помогла этим людям проникнуться непоколебимой уверенностью в себе? Вполне возможно, тем более что сказка является неотъемлемым спутником каждого человека практически с самого детства.
    Наверное, неслучайно дети во всем мире с самого раннего возраста знакомятся со сказками. Благодаря этому у них не только развивается воображение, но и формируется так называемое абстрактное мышление.
    Сказка помогает избежать циничного и скептического взгляда на жизнь. Она позволяет поставить себя на место сказочного героя, поразмышлять над его поведением, проанализировать результаты его действий. Таким образом, сказка никого не учит, а всего лишь ненавязчиво дает советы и позволяет человеку избежать многих проблем и трудностей, давая ему возможность учиться на чужих ошибках. Именно поэтому сказки остаются излюбленным чтением многих людей на протяжении всей жизни.

  5. Особое место в творчестве Салтыкова-Щедрина занимают сказки с их аллегорическими образами, в которых автор сумел сказать о русском обществе 60—80-х годов XIX века больше, чем историки тех лет. Салтыков-Щедрин пишет эти сказки “для детей изрядного возраста”, то есть для взрослого читателя, по уму находящегося в состоянии ребенка, которому надо открыть глаза на жизнь. Основная проблема сказок Щедрина — взаимоотношения эксплуататоров и эксплуатируемых. Писатель создал сатиру на царскую Россию. Сказка “Дикий помещик” направлена против всего общественного строя, основанного на эксплуатации, антинародного по своей сущности. Сохраняя дух и стиль народной сказки, сатирик говорит о реальных событиях современной ему жизни. Произведение начинается как обычная сказка: “В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик… ” Но тут же появляется элемент современной жизни: “и был тот помещик глупый, читал газету “Весть””. “Весть” — газета реакционно-крепостническая, так что глупость помещика определяется его мировоззрением. Себя помещик считает истинным представителем Русского государства, опорой его, гордится тем, что он потомственный российский дворянин, князь Урус-Кучум-Кильдибаев. Весь смысл его существования сводится к тому, чтобы понежить свое тело, “мягкое, белое и рассыпчатое”. Он живет за счет своих мужиков но ненавидит их и боится, не выносит “холопьего духу”. Он радуется, когда каким-то фантастическим вихрем унесло неизвестно куда всех мужиков, и воздух стал в его владениях чистый-пречистый. Но исчезли мужики, и наступил голод такой, что на базаре ничего купить нельзя. А сам помещик совсем одичал: “Весь он, с головы до ног, оброс волосами.. . а ногти у него сделались как железные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках. Утратил даже способность произносить членораздельные звуки… ”. Чтобы не умереть с голоду, когда был съеден последний пряник, российский дворянин стал охотиться: заметит зайца — “словно стрела соскочит с дерева, вцепится в свою добычу, разорвет ее ногтями, да так со всеми внутренностями, даже со шкурой, съест”. Одичание помещика свидетельствует о том, что без помощи мужика ему не прожить. Ведь недаром, как только “рой мужиков” отловили и водворили на место, “на базаре появились и мука, и мясо, и живность всякая”.Глупость помещика постоянно подчеркивается писателем. Первыми назвали помещика глупым сами крестьяне, трижды называют помещика глупым (прием троекратного повторения) представители других сословий: актер Садовский (“Однако, брат, глупый ты помещик! Кто же тебе, глупому, умываться подает? ”) генералы, которых он вместо “говядинки” угостил печатными пряниками и леденцами (“Однако, брат, глупый же ты помещик! ”) и, наконец, капитан-исправник (“Глупый же вы, господин помещик! ”). Глупость помещика видна всем, а он предается несбыточным мечтам, что без помощи крестьян добьется процветания хозяйства, размышляет об английских машинах, которые заменят крепостных. Его мечты нелепы, ведь ничего самостоятельно он сделать не может. И только однажды задумался помещик: “Неужто он в самом деле дурак? Неужто та непреклонность, которую он так лелеял в душе своей, в переводе на обыкновенный язык означает только глупость и безумие? ” Если мы сопоставим известные народные сказки о барине и мужике со сказками Салтыкова-Щедрина, например с “Диким помещиком”, то увидим, что образ помещика в щедринских сказках очень близок к фольклору, а мужики, напротив, отличаются от сказочных. В народных сказках мужик сметливый, ловкий, находчивый, побеждает глупого барина. А в “Диком помещике” возникает собирательный образ тружеников, кормильцев страны и в то же время терпеливых мучеников-страдальцев. Так, видоизменяя народную сказку, писатель осуждает народное долготерпение, и сказки его звучат как призыв подняться на борьбу, отрешиться от рабского мировоззрения.

  6. «СКАЗКА ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК!»
    Выголовская Елизавета, ученица 5-А класса
    Муся и Булька.
    Жили два брата. У них была кошка Муська. Однажды в один осенний день братья ушли в лес за грибами и оставили кошку одну. Муська заскучала и вышла во двор. Долго не было братьев. Пошла молва, что они заблудились. Муська решила выручать братьев. Пошла Муська в лес, а по дороге встретила своего друга –  пса Бульку. Решили они помочь братьям. Идут по лесу, и вдруг слышат жалобные звуки. Муська и Булька подошли к кустам и увидели ежика. Друзья спросили у ежика:
    – Почему ты плачешь?
    – Я не могу найти своё яблочко! – произнес ежик, – вышел я на прогулку искать грибы, заприметил в кустах красивое яблочко и решил унести его домой. А когда вернулся за ним, то его уже не было. Если вы найдете яблочко, отдайте его белочке, ей нужнее.
    – Хорошо, ежик, но ты нам скажи, не видел ли ты двух братьев?
    – Да, я видел их, они пошли к белочке.
    – Спасибо, ежик!
    Побежали друзья к белочке. В лесу вдруг под кустиком увидели то самое яблочко, о котором плакал ежик. Взяли они это яблочко для белочки. Прибежали к белочке, а она  грибы в норку таскает. Булька вспомнил про яблочко и отдал его белочке. Белочка попросила их помочь перетаскать грибы, и тогда она им скажет, где братья. Они с удовольствием помогли белочке. Белочка сказала:
    – Идите к заячьей норе, там вы встретите братьев. Когда они заблудились, зайчик их приютил. Побежали Муська и Булька к зайцу, увидели братьев, а затем показали дорогу домой. По пути друзья весело собрали много грибов и сварили дома из них грибной суп. Вот так закончилась эта история. Жили они все долго и счастливо!
    Стрельников Артем, ученик 5 –А класса
    Охотник.
    Жил на свете охотник, очень он любил ходить в лес. И вот однажды взял он ружье и отправился на охоту. Его собака Альфа весело бежали впереди. В лесу было так красиво, что они не заметили, как ушли очень далеко от дома. Здесь редко бывал охотник. Вдруг собака остановилась и стала внимательно разглядывать дуб. Охотник подошел. Действительно,  дерево было большое, он увидел вдруг небольшое дупло. Забравшись по веткам, охотник заглянул внутрь. Ему стало интересно – перед ним открылся волшебный мир! Он увидел волшебное царство зверей. Охотнику захотелось поближе увидеть эту красоту. Он пролез в дупло и попал на волшебную поляну, где бродили медведи, лоси, зайцы, лисы – и никто никого не боялся! Опустил ружье охотник и понял – добро всем нужнее. Вернувшись обратно, он больше никогда не  поднимал ружье на зверей. Они с Альфой только гуляли и любовались красотой леса.
    Чикаберидзе Павел, ученик 5 –А класса ГБОУ СОШ №353 им. А.С. Пушкина
    Друзья.
    Жили на свете неразлучные друзья – Тучка, Цветок и Ветерок. В летнюю пору они весело играли. Им никогда не было скучно.
    Однажды они затеяли спор о том, кто из них лучше. Цветок кричал, что он самый красивый. Ветерок – что он самый быстрый. Тучка – самая громкая. Спорили они долго и поссорились.
    Разлетелись Тучка и Ветерок в разные стороны, а Цветок остался один.
    Припекло летнее солнце. Поник Цветок, вот – вот завянет. И Ветерку стало скучно – не с кем пошалить. А Тучка стала тяжелой от воды, вот – вот упадет на землю.
    Полетел Ветерок посмотреть, чем занимаются его бывшие друзья. Видит –  Цветок погибает. Забыл он о ссоре. Полетел за тучкой. Надвинулась Тучка и полилась дождем над Цветком. Ожил Цветок и поблагодарил друзей, излучив волшебный аромат.
    Так поняли друзья, что нет ничего лучше, чем настоящая дружба.
    Юсупов Самур, ученик 5 –Б класса
    Там чудеса.
    Однажды на каникулах со мною произошло что – то странное. Я дома делал уроки и вдруг услышал, что кто – то листает старые книги в подвале. Я подошел к двери, открыл ее и ничего не увидел. Но вдруг загорелись свечи, и я увидел старинную дверь. Так я попал в сказочную зеленую страну со сказочными героями. Я увидел бременских музыкантов, кота в сапогах, который гуляет со своим хозяином, красную шапочку со своею бабушкой. Я пошел по тропинке и увидел большой дворец. Здесь – то  и оказалась волшебная книга, на которой было написано «Литература». Вдруг она заговорила со мною:
    – Здравствуй, мальчик.
    – Здравствуй, книга,- ответил я.
    – Ты знаешь, почему ты сюда попал?
    – Нет, не знаю.
    – А попал ты сюда потому, что домашнее задание по литературе не сделал. Сейчас я тебе расскажу много интересного.
    Я долго слушал Литературу и понял, что нужно много читать, чтобы быть образованным человеком. И, когда я вернулся домой, то никогда не забывал делать уроки по литературе.
    Гнусарев Кирилл, ученик 5 –Б класса
    Там чудеса…
    Жил на свете мальчик Петя. Он был отличником, получал лишь пятерки, делал домашнее задание лучше всех в классе.
    Но первого сентября, когда кончились каникулы, Пете расхотелось идти в школу. Он лежал в постели, позевывая, и тут услышал голос:
    – Петя, проснись!
    Петя открыл глаза и увидел… реку, на берегу которой он стоял. Рядом оказалась Пятерка. Она спросила мальчика:
    – Почему ты не хочешь идти в школу?
    – Не знаю,- ответил Петя.- Просто не хочу, и все.
    -Ясно. Тобой овладела Двойка, плохая волшебница. Ее надо остановить.
    – А как? –  недоумевал Петя.
    – Начинай решать примеры. Смотри не ошибись,- воскликнула Пятерка,- и начала задавать примеры.
    Петя решил все. И Двойка исчезла.
    Мальчик проснулся, и тут же, собравшись, мигом побежал в школу. Он стал учиться еще лучше, чем прежде.

  7. Сказка — один из эпических жанров литературы, имеющий иногда глубокий подтекст. В невинном, на первый взгляд, произведении, подчас скрыт огромный смысл. Именно поэтому этим жанром пользовались для обличения человеческих пороков и недостатков. Больших успехов здесь добился знаменитый писатель-сатирик М.Е. Салтыков-Щедрин. Его сказки — это сказки для детей “изрядного возраста”. Они интересны своей необычностью и многообразием.
    Сказки — итог многолетних наблюдений, итог всего творческого пути писателя. В них сплетаются фантастическое и реальное, комическое и трагическое, широко используются гротеск, гипербола, проявляется удивительное искусство эзопова языка (эзопов язык — аллегорический, иносказательный способ выражения художественной мысли. Это язык нарочито затемненный, полный недомолвок, который использует писатель, лишенный возможности высказать свои мысли прямо).
    В сказках мы встречаем типичных для этого жанра героев. Здесь и тупые, свирепые, невежественные правители (“Медведь на воеводстве”, “Орел-меценат”); и народ, могучий, трудолюбивый, талантливый, но вместе с тем покорный своим эксплуататорам (“Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, “Коняга”).
    Сказки Щедрина отличаются истинной народностью. Освещая самые злободневные вопросы русской жизни, сатирик выступает как защитник народных интересов, выразитель народных идеалов, передовых идей своего времени. Мастерски использует он народный язык. Обращаясь к устному народному творчеству, писатель обогащает фольклорные сюжеты новым, революционным содержанием. Он создавал свои образы на основе народных сказок о животном — жадном волке, хитрой лисе, трусливом зайце, глупом и злом медведе.
    Мастер эзоповых речей, в сказках, написанных в основном в годы жестокого цензурного гнета, он широко использует прием иносказания. Под видом животных и птиц им изображаются представители различных общественных классов и групп. Иносказание позволяет сатирику не только зашифровать, спрятать истинный смысл его сатиры, но и гиперболизировать в своих персонажах нечто самое характерное.
    Всмотримся внимательнее в комичную и нелепую фигуру “дикого помещика”. Жизнь за счет народного труда превратила его в паразита. Весь смысл его существования сводится к тому, чтобы “понежить свое тело белое, рыхлое, рассыпчатое”. Паразит, живущий за счет крестьян, презирает их, ненавидит, не может выносить “холопьего духу”. Бог выполняет его желание, и мужики исчезают из имения. Но вот что существенно: с исчезновением мужика наступают всякие лишения, после которых российский дворянин превращается в дикого зверя. Одновременно с помещиком страдает и уездный город (прекратился подвоз продуктов из имения), и государство (некому платить налоги). Это свидетельствует об убежденности сатирика в том, что народ — создатель основных материальных и духовных ценностей, он — опора государства, кормилец и поилец.
    Несколько иную социальную группу населения России рисует сатирик в сказке “Премудрый пескарь”. Перед нами предстает образ до смерти перепуганного обывателя, “остолопа, который не ест, не пьет, никого не видит, ни с кем хлеба-соли не водит, а все только распостылую жизнь свою бережет”. Щедрин исследует в этой сказке вопрос: а в чем смысл и назначение жизни человека?
    Обыватель-пескарь считает основным смыслом жизни лозунг: “Выжить и щуке в хайло не попасть”. Смысл щедринской аллегории;, изображающей, конечно, не рыбу, а жалкого, трусливого человечка, в том, что “пескарь” — это определение человека, художественная метафора, метко характеризующая обывателей.
    Итак, можно сказать, что идейное содержание и художественные особенности сказок направлены на воспитание лучших качеств человеческого характера.

  8. Сочинение на тему:
    «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам  урок!»
    Выполнил; ученик 3 класса
    Зайцев Вячеслав.
    «Жил – был мальчик Ваня. Однажды тёплым осенним днём Ваня и его друзья в выходной день решили отправиться в лес. Лес был рядом с городом. Поэтому ребята незаметно подошли к лесному царству. Только вошли ребята в лес и начали кричать, мычать, визжать, прыгать, бегать, веселиться, да так, что Ваня запнулся за ежа и упал. Хорошо, что ёжик жив остался.
    Вдруг,  Катя  заметила мухоморы: нарядные, яркие… не удержалась Катя  и давай сбивать мухоморы все подряд: и маленькие, и большие, и молодые, и совсем старенькие. А что началось, когда Ваня увидел семейство груздей! Ребята разрыли листья так, что можно было подумать: здесь, наверняка, побывало семейство кабанов с маленькими кабанятками.
    К обеду ребята уморились. Нашли солнечную полянку, собрали хворост и развели костёр. Ели фрукты, конфеты, колбасу, пили соки, газировку, слушали такую громкую музыку, что у всех ребят голова разболелась.
    Вечером, когда солнце стало садиться за горизонт, побрела компания домой. Сил, чтобы собрать мусор, затушить тлеющий костёр, не осталось.
    Ваня  пришёл домой, прилёг на диван и… как – будто бы заснул. И снится ему сон: будто бы он снова пришёл в лес. На опушке леса стоял лосёнок и плакал. «Почему ты плачешь?» – спросил Ваня. «Как мне не плакать, – отвечает лосёнок. – Мама моя больна. А в лесу совсем не осталось лекарства для лосей». «Да и откуда ему взяться в лесу? Надо обратиться к ветеринару!» – посоветовал Ваня. «А ты разве не знаешь, что для лосей самое лучшее лекарство – это мухоморы? – спросил лосёнок. «Так в чём же дело?
    Неужели во всём лесу нет ни одного мухомора?» – удивился Ваня. «Не осталось ни одного мухомора, после того, как сегодня повеселилась компания друзей», – грустно ответил лосёнок. Ваня, чувствуя вину, сказал: «Я постараюсь помочь горю твоему, может, я найду хотя бы один маленький мухомор».
    Отправился Ваня  на поиски мухомора. Отошёл совсем недалеко, вдруг видит Волк навстречу, плачет, да не плачет, а рыдает, на одну ногу хромает. «Что случилось с тобой Волчище, серый бочище? Неужели тебя кто – то обидел?» – удивился мальчик. «Я ногу порезал!» – рыдает Волк. «Так под ноги надо смотреть!» – посоветовал Ваня. «Да ты сам – то поосторожнее, не наступи на стекло или консервную банку!» – предупредил мальчика Волк. «Да я…» не успел закончить Ваня, как закричал от боли. Наступил на стекло от разбитой им же банки. Хорошо, что не сильно поранился. «Вот это повеселились!» – подумал мальчик. Волк подал ему листок подорожника, чтобы рана быстрее зажила. Отправился  мальчик дальше. Идёт медленно, всюду ему кажется, что мухомор выглядывает из – за травинки, пенёчка. Но это только кажется. Вдруг видит старичок, как из сказки Боровичок. Что – то закрывает, что – то шепчет. Ваня  удивился: «Неужели ты сказочный гриб – Боровик?» «Ну, сказочный, не сказочный, как хочешь, так и думай. Только вот побывали друзья в лесу, весь лес переворошили, так недолго и до беды. Если каждый день будут так веселиться друзья, несколько лет грибов в лесу мы не увидим». Понял мальчик, что в его огород камешки летят, стыдно стало. Хотел помочь Боровичку – старичку, да он сказал: «Иди, мальчик, по своим делам. Вижу, что не от безделья слоняешься по лесу. Да и не за грибами пришёл: корзинки, ножа в руках нет». Улыбнулся старичок и пожелал Ване удачи. Отошёл несколько шагов Ваня,  оглянулся… а старичка и нет!» Страшно стало мальчику, да делать нечего: как же лосёнок останется без мамы, если её не вылечить. Он же совсем кроха! И вдруг слышит кто – то плачет. Увидел Ваня  под кустом смородины братьев-листопадничков. «Что случилось, зайчишки – шалунишки?» – спросил Ваня. «Мы играли в пятнашки, вдруг мой братик как заплачет. Оказывается, сегодня ребята костёр жгли, да потушить забыли, а мой братик на горячие угольки и наступил!» Пожалел Ваня зайчиков, заплакал, стыдно стало. «Не надо плакать! Нам обязательно лесные звери помогут! В беде не оставят!» Пошёл Ваня  дальше, а сам думает: сколько же мы бед натворили, как стыдно!
    И вдруг… как в сказке, на пригорке мухомор растёт! Как обрадовался мальчик! Подошёл осторожно к мухомору, полюбовался, погладил по красной с белыми горошками шляпке: «Я никогда больше так в лесу себя вести не буду! Я бы и тебя не сорвал, но болеет лосиха, плачет лосёнок. Только ты сможешь помочь им!» Ване  показалось, что мухомор улыбнулся, стал ещё ярче. Осторожно мальчик  сорвал мухомор и поспешил на опушку леса.
    Лосёнок тихонько плакал, не надеясь, что кто – то поможет его маме. Ваня  тихонько подошёл к лосёнку, обнял его за шею и сказал: «Не плачь, малыш! Я нашёл лекарство для твоей мамы!» Как обрадовался Лосёнок. Он подарил Ване  разноцветный берёзовый листочек. «Это тебе на память!» Ваня  проснулся, по его щекам бежали слёзы, но это были слёзы радости, радости от того, что он сделал доброе дело, вернее исправил свои ошибки, хотя и во сне…  А может это был вовсе и не сон? Ваня  крепко сжимал в руке осенний берёзовый листочек, который подарил ему Лосёнок»
    Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!

  9. “Сказка ложь, да в ней намек!..”

    (по русской литературной сказке М.Е.
    Салтыкова-Щедрина)

    Сказка — один из эпических жанров литературы, имеющий
    иногда глубокий подтекст. В невинном, на первый взгляд, произведении, подчас
    скрыт огромный смысл. Именно поэтому этим жанром пользовались для обличения человеческих
    пороков и недостатков. Больших успехов здесь добился знаменитый писатель-сатирик
    М.Е. Салтыков-Щедрин. Его сказки ~~~ это сказки для детей “изрядного возраста”.
    Они интересны своей необычностью и многообразием.
    Сказки — итог многолетних наблюдений, итог всего творческого
    пути писателя. В них сплетаются фантастическое и реальное, комическое и трагическое,
    широко используются гротеск, гипербола, проявляется удивительное искусство
    эзопова языка (эзопов язык — аллегорический, иносказательный способ выражения
    художественной мысли. Это язык нарочито затемненный, полный недомолвок, который
    использует писатель, лишенный возможности высказать свои мысли прямо).
    В сказках мы встречаем типичных для этого жанра героев.
    Здесь и тупые, свирепые, невежественные правители (“Медведь на воеводстве”,
    “Орел-меценат”); и народ, могучий, трудолюбивый, талантливый, но вместе с тем
    покорный своим эксплуататорам (“Повесть о том, как один мужик двух генералов
    прокормил”, “Коняга”).
    Сказки Щедрина отличаются истинной народностью. Освещая
    самые злободневные вопросы русской жизни, сатирик выступает как защитник народных
    интересов, выразитель народных идеалов, передовых идей своего времени.
    Мастерски использует он народный язык.
    Обращаясь к устному народному творчеству, писатель
    обогащает фольклорные сюжеты новым, революционным содержанием. Он создавал свои
    образы на основе народных сказок о животном — жадном волке, хитрой лисе, трусливом
    зайце, глупом и злом медведе.
    Мастер эзоповых речей, в сказках, написанных в основном в
    годы жестокого цензурного гнета, он широко использует прием иносказания. Под видом
    животных и птиц им изображаются представители различных общественных классов и
    групп. Иносказание позволяет сатирику не только зашифровать, спрятать истинный
    смысл его сатиры, но и гиперболизировать в своих персонажах нечто самое
    характерное.
    Всмотримся внимательнее в комичную и нелепую фигуру “дикого
    помещика”. Жизнь за счет народного труда превратила его в паразита. Весь смысл
    его существования сводится к тому, чтобы “понежить свое тело белое, рыхлое,
    рассыпчатое”. Паразит, живущий за счет крестьян, презирает их, ненавидит, не
    может выносить “холопьего духу”. Бог выполняет его желание, и мужики исчезают
    из имения. Но вот что существенно: с исчезновением мужика наступают всякие
    лишения, после которых российский дворянин превращается в дикого зверя.
    Одновременно с помещиком страдает и уездный город (прекратился подвоз продуктов
    из имения), и государство (некому платить налоги). Это свидетельствует об убежденности
    сатирика в том, что народ —- создатель основных материальных и духовных ценностей,
    он — опора государства, кормилец и поилец.
    Несколько иную социальную группу населения России рисует
    сатирик в сказке “Премудрый пескарь”. Перед нами предстает образ до смерти перепуганного
    обывателя, “остолопа, который не ест, не пьет, никого не видит, ни с кем
    хлеба-соли не водит, а все только распостылую жизнь свою бережет”. Щедрин исследует
    в этой сказке вопрос: а в чем смысл и назначение жизни человека?
    Обыватель-пескарь считает основным смыслом жизни лозунг:
    “Выжить и щуке в хайло не попасть”. Смысл щедринской аллегории;, изображающей, конечно,
    не рыбу, а жалкого, трусливого человечка, в том, что “пескарь” — это определение
    человека, художественная метафора, метко характеризующая обывателей.
    Итак, можно сказать, что идейное содержание и художественные
    особенности сказок направлены на воспитание лучших качеств человеческого
    характера.

    Список литературы

    Для
    подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru

  10. Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!
    Почти все дети (да и некоторые взрослые) любят сказки. Известно, что сказки выполняют не только развлекательную роль, но и воспитательную. Они учат быть добрым, умным, сильным, верным своему слову, учит не бояться трудностей, верить в себя и своих друзей. Сказки учат нас ценить дружбу, помогать тем, кто нуждается в помощи. Также, сказки объясняют нам, как важно быть трудолюбивыми, смелыми и настойчивыми и не бросать начатое дело, а доводить все до конца. Кроме того, каждая сказка содержит скрытую мораль о том, что нельзя обманывать, нельзя быть жадным, нельзя предавать друзей.
    Сказки помогают понять, что не надо судить о людях по внешнему виду. Ведь очень часто Иван-дурак оказывается Иваном-царевичем, а Царевна-лягушка – Царевной Прекрасной. Также сказки учат нас любви к родителям. Герой, выполняющий поручение отца или матери всегда почитаем больше своих нерадивых братьев и сестёр. И именно он получает в наследство “полцарства в придачу”. Помимо этого, сказки учат нас патриотизму. Главный Герой всегда с готовностью выходит защищать родную землю от чудищ-захватчиков.
    Сказки показывают нам, что мир делится на хороших и плохих, но добрых всегда больше. И, главное, сказка учит, что добро всегда возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло.

  11. Сказка — один из эпических жанров литературы, имеющий иногда глубокий подтекст. В невинном, на первый взгляд, произведении, подчас скрыт огромный смысл. Именно поэтому этим жанром пользовались для обличения человеческих пороков и недостатков. Больших успехов здесь добился знаменитый писатель-сатирик М.Е. Салтыков-Щедрин. Его сказки ~~~ это сказки для детей “изрядного возраста”. Они интересны своей необычностью и многообразием.
    Сказки — итог многолетних наблюдений, итог всего творческого пути писателя. В них сплетаются фантастическое и реальное, комическое и трагическое, широко используются гротеск, гипербола, проявляется удивительное искусство эзопова языка (эзопов язык — аллегорический, иносказательный способ выражения художественной мысли. Это язык нарочито затемненный, полный недомолвок, который использует писатель, лишенный возможности высказать свои мысли прямо).
    В сказках мы встречаем типичных для этого жанра героев. Здесь и тупые, свирепые, невежественные правители (“Медведь на воеводстве”, “Орел-меценат”); и народ, могучий, трудолюбивый, талантливый, но вместе с тем покорный своим эксплуататорам (“Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, “Коняга”).
    Сказки Щедрина отличаются истинной народностью. Освещая самые злободневные вопросы русской жизни, сатирик выступает как защитник народных интересов, выразитель народных идеалов, передовых идей своего времени.
    Мастерски использует он народный язык.
    Обращаясь к устному народному творчеству, писатель обогащает фольклорные сюжеты новым, революционным содержанием. Он создавал свои образы на основе народных сказок о животном — жадном волке, хитрой лисе, трусливом зайце, глупом и злом медведе.
    Мастер эзоповых речей, в сказках, написанных в основном в годы жестокого цензурного гнета, он широко использует прием иносказания. Под видом животных и птиц им изображаются представители различных общественных классов и групп. Иносказание позволяет сатирику не только зашифровать, спрятать истинный смысл его сатиры, но и гиперболизировать в своих персонажах нечто самое характерное.
    Всмотримся внимательнее в комичную и нелепую фигуру “дикого помещика”. Жизнь за счет народного труда превратила его в паразита. Весь смысл его существования сводится к тому, чтобы “понежить свое тело белое, рыхлое, рассыпчатое”. Паразит, живущий за счет крестьян, презирает их, ненавидит, не может выносить “холопьего духу”. Бог выполняет его желание, и мужики исчезают из имения. Но вот что существенно: с исчезновением мужика наступают всякие лишения, после которых российский дворянин превращается в дикого зверя. Одновременно с помещиком страдает и уездный город (прекратился подвоз продуктов из имения), и государство (некому платить налоги). Это свидетельствует об убежденности сатирика в том, что народ —- создатель основных материальных и духовных ценностей, он — опора государства, кормилец и поилец.
    Несколько иную социальную группу населения России рисует сатирик в сказке “Премудрый пескарь”. Перед нами предстает образ до смерти перепуганного обывателя, “остолопа, который не ест, не пьет, никого не видит, ни с кем хлеба-соли не водит, а все только распостылую жизнь свою бережет”. Щедрин исследует в этой сказке вопрос: а в чем смысл и назначение жизни человека?
    Обыватель-пескарь считает основным смыслом жизни лозунг: “Выжить и щуке в хайло не попасть”. Смысл щедринской аллегории;, изображающей, конечно, не рыбу, а жалкого, трусливого человечка, в том, что “пескарь” — это определение человека, художественная метафора, метко характеризующая обывателей.
    Итак, можно сказать, что идейное содержание и художественные особенности сказок направлены на воспитание лучших качеств человеческого характера.

  12. Любая сказка, народная или литературная, представляет собой совершенно уникальное явление. Читатель незаметно подпадает под влияние сказочного вымысла, оказывается в мире, в котором действуют иные законы. Действительность преображается таким образом, что нельзя провести какую-то аналогию с миром реальным. Несмотря на то, что в сказках обычно повествуется о чем-то неправдоподобном, невероятном и невозможном, на самом деле в них содержится «идея обыкновенная и натуральная». Перефразируя слова писателя, можно сказать, что в любом вымысле есть правда.
    В любой сказке, даже если главными героями являются животные, в той или иной форме воспроизводятся человеческие отношения. Даже в основе самой фантастичной ситуации, показанной в сказке, лежит реальная проблема, которая является по-настоящему актуальной для людей. Сказка – это великолепный способ ненавязчиво и деликатно научить окружающих правильно поступать в какой-либо ситуации, делать верные выводы в различных случаях.
    В сказках используются самые разные художественные приемы, направленные на то, чтобы как можно нагляднее продемонстрировать ту или иную ситуацию. В некоторых сказках используются элементы бытовой или социальной фантастики. Это могут быть сказки, в которых храбрый солдат или бродяга без помощи волшебства, используя лишь свои умения и способности, завоевывает любовь прекрасной принцессы, справляется с ее капризным характером, после чего становится королем. Подобные сказки способны не только развеселить читателя, но и внушить ему определенную надежду на счастливое стечение обстоятельств.
    Сказка позволяет человеку расширить границы своего информационного пространства, заглянуть намного дальше, чем это позволяют строгие рамки действительности.
    Волшебные сказки открывают перед читателем целый мир, полный удивительных чудес. Волшебство, удивительные впечатления настолько завораживают читателя, что он совершенно незаметно для себя начинает верить всему, о чем говорится в сказке. Интерес к повествованию возникает практически сразу и потом постепенно нарастает вместе с развитием событий. Сказочный язык настолько ярок, что практически ни одна из небылиц не воспринимается как нечто неестественное, чуждое. В сказке нет ничего непоправимого. Любые несчастья, даже сама смерть, отступают перед смелостью, умом и хитростью отважных и добрых сказочных героев. Любая цель, к которой они так долго стремились, оказывается реальной и осуществимой.
    Очень часто в сказке презираемый всеми, небогатый и незнатный человек добивается огромных успехов. При всей фантастичности подобного сюжета человек, читающий такую сказку, получает великолепный заряд уверенности в себе. Его скрытые мечты и желания подкрепляются, благодаря чему он получает возможность бороться за свое счастье до победного конца. И разве мало реальных ситуаций, когда на самом деле человек добивался удивительных высот? А не сказка ли помогла этим людям проникнуться непоколебимой уверенностью в себе? Вполне возможно, тем более что сказка является неотъемлемым спутником каждого человека практически с самого детства.
    Наверное, неслучайно дети во всем мире с самого раннего возраста знакомятся со сказками. Благодаря этому у них не только развивается воображение, но и формируется так называемое абстрактное мышление.
    Сказка помогает избежать циничного и скептического взгляда на жизнь. Она позволяет поставить себя на место сказочного героя, поразмышлять над его поведением, проанализировать результаты его действий. Таким образом, сказка никого не учит, а всего лишь ненавязчиво дает советы и позволяет человеку избежать многих проблем и трудностей, давая ему возможность учиться на чужих ошибках. Именно поэтому сказки остаются излюбленным чтением многих людей на протяжении всей жизни.
    ?

  13. Тип: Сочинение
    Предмет: Литература
    Все сочинения по литературе »
    Язык: Русский
    Автор: User
    Дата: 30 янв 2005
    Формат: RTF
    Размер: 6 Кб
    Страниц: 2
    Слов: 501
    Букв: 3373
    Просмотров за сегодня: 1
    За 2 недели: 3
    За все время: 73

    Тезисы:

    Сказка – один из эпических жанров литературы, имеющий иногда глубокий подтекст.
    Его сказки ~~~ это сказки для детей “изрядного возраста”.
    Сказки – итог многолетних наблюдений, итог всего творческого пути писателя.
    В сказках мы встречаем типичных для этого жанра героев.
    Сказки Щедрина отличаются истинной народностью.
    Несколько иную социальную группу населения России рисует сатирик в сказке “Премудрый пескарь”.
    Щедрин исследует в этой сказке вопрос: а в чем смысл и назначение жизни человека?
    (по русской литературной сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина).
    В невинном, на первый взгляд, произведении, подчас скрыт огромный смысл.
    Именно поэтому этим жанром пользовались для обличения человеческих пороков и недостатков.

  14. Сочинение: “Сказка ложь, да в ней намек!”
    “Сказка
    ложь, да в ней намек!”

    Из всех видов
    искусства литература располагает наиболее богатыми возможностями для воплощения
    комического. Чаще всего выделяются следующие виды и приемы комического: сатира,
    юмор, гротеск, ирония. Сатиру называют взглядом “через увеличительное стекло”
    (В. Маяковский). Объектом сатиры в литературе могут быть самые разные явления.
    Политическая сатира встречается чаще всего. Ярким доказательством является
    “Сказки” М.Е. Салтыкова-Щедрина.
    Сказка — один
    из видов устного народного творчества, произведение волшебного, бытового или
    авантюрного характера. Фантастичность сказочных сюжетов позволила
    Салтыкову-Щедрину продолжать критику общественного строя, обходя цензуру даже в
    условиях политической реакции в России, то есть сатира была оружием для автора.
    “Сказки”
    Салтыкова-Щедрина индивидуальны и не похожи ни на какие другие. Они содержат в
    себе проблемы всего творчества сатирика. Щедринские сказки рисуют не просто
    злых или добрых людей, борьбу добра и зла, как большинство народных сказок, они
    раскрывают классовую борьбу в России второй половины XIX века.
    Теперь
    постараемся рассмотреть особенности жанра сказок писателя на примере некоторых
    из них.
    В сказках
    противостоят две социальные силы: трудовой народ и эксплуататоры. В “Диком
    помещике”, а также в сказке “Повесть о том, как один мужик двух генералов
    прокормил” Щедрин показывает образ труженика-кормильца. Он может достать пищу,
    сшить одежду, покорить стихийные силы природы. В сказке “Дикий помещик” автор
    показывает, до чего может опуститься богатый барин, оказавшись без слуг. Этот
    помещик, как и генералы из предыдущей сказки, не имел никакого представления о
    труде. Брошенный своими крестьянами, он сразу превращается в грязное и дикое
    животное, становится лесным хищником. И жизнь эта, в сущности, продолжение его
    предыдущего хищного существования. Достойный внешний облик дикий помещик, как и
    генералы, приобретает снова лишь после того, как возвращаются его крестьяне. В
    этой сказке Щедрин показывает взаимоотношения эксплуататоров и крестьян в
    пореформенное время.
    В сказке же
    “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” читатель видит
    безропотность мужика, его покорность, беспрекословное подчинение двум генералам.
    Он даже сам привязывает себя на веревку, что лишний раз указывает на
    покорность, забитость русского мужика. Автор призывает народ к борьбе,
    протесту, призывает проснуться, обдумать свое положение, перестать безропотно
    подчиняться.
    В “Премудром
    пескаре” мы видим жизнь обывателя, боящегося всего на свете. Премудрый пескарь
    постоянно сидит взаперти, боясь лишний раз выйти на улицу, с кем-нибудь
    заговорить. Он ведет замкнутую, скучную жизнь. Своими жизненными принципами он
    напоминает героя рассказа А.П. Чехова “Человек в футляре” Беликова. Когда
    пескарь задумывается о прожитой жизни, то он задает себе вопросы: “Какие были у
    него радости? Кого он утешил? Кого приютил, обогрел, защитил?” И на все эти
    вопросы ему пришлось отвечать: “Никому, никто. Он жил и дрожал — только и
    всего”. И только перед самой смертью он осознает, что никому он не нужен, никто
    его не знает, никто о нем не вспомнит. Огромную обывательскую отчужденность,
    замкнутость показывает писатель в “Премудром пескаре”.
    Но все же
    почему и для чего автор прибегает к аллегории и рисует не человека-обывателя, а
    рыбу, наделенную обывательскими чертами? Только ли здесь стремление обмануть
    цензуру, или это литературный прием, с помощью которого автор острее вскрывает
    сущность изображаемого явления? Ведь среди сказок Щедрина есть и такие, где
    действуют люди: “Либерал”, “Дурак”, “Соседи” и другие. Зачем же ему
    понадобилось обратиться к миру рыб, животных, птиц?
    Затем, что
    образ мелкой рыбешки, беспомощной и трусливой, как нельзя лучше характеризует
    дрожащего обывателя. Писатель приписывает рыбе человеческие свойства и, вместе
    с тем, показывает, что человеку присущи рыбьи черты. Таким образом, “пескарь” —
    это определение человека, художественная метафора, метко характеризующая породу
    людей-обывателей, трусливых и жалких.
    Крылатое
    выражение “сказка ложь, да в ней намек!..”, несомненно, имеет отношение к
    творчеству Салтыкова-Щедрина —- итог многолетних жизненных наблюдений, итог
    всего творческого пути писателя. Эти “Сказки” — самая настоящая сатира.
    Список литературы
    Для подготовки
    данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/

  15. 15
    Текст добавил: Лучше умереть стоя чем жить на коленях

    (по русской литературной сказке М.Е.
    Салтыкова-Щедрина)

    Сказка — один из эпических жанров литературы, имеющий
    иногда глубокий подтекст. В невинном, на первый взгляд, произведении, подчас
    скрыт огромный смысл. Именно поэтому этим жанром пользовались для обличения человеческих
    пороков и недостатков. Больших успехов здесь добился знаменитый писатель-сатирик
    М.Е. Салтыков-Щедрин. Его сказки ~~~ это сказки для детей “изрядного возраста”.
    Они интересны своей необычностью и многообразием.
    Сказки — итог многолетних наблюдений, итог всего творческого
    пути писателя. В них сплетаются фантастическое и реальное, комическое и трагическое,
    широко используются гротеск, гипербола, проявляется удивительное искусство
    эзопова языка (эзопов язык — аллегорический, иносказательный способ выражения
    художественной мысли. Это язык нарочито затемненный, полный недомолвок, который
    использует писатель, лишенный возможности высказать свои мысли прямо).
    В сказках мы встречаем типичных для этого жанра героев.
    Здесь и тупые, свирепые, невежественные правители (“Медведь на воеводстве”,
    “Орел-меценат”); и народ, могучий, трудолюбивый, талантливый, но вместе с тем
    покорный своим эксплуататорам (“Повесть о том, как один мужик двух генералов
    прокормил”, “Коняга”).
    Сказки Щедрина отличаются истинной народностью. Освещая
    самые злободневные вопросы русской жизни, сатирик выступает как защитник народных
    интересов, выразитель народных идеалов, передовых идей своего времени.
    Мастерски использует он народный язык.
    Обращаясь к устному народному творчеству, писатель
    обогащает фольклорные сюжеты новым, революционным содержанием. Он создавал свои
    образы на основе народных сказок о животном — жадном волке, хитрой лисе, трусливом
    зайце, глупом и злом медведе.
    Мастер эзоповых речей, в сказках, написанных в основном в
    годы жестокого цензурного гнета, он широко использует прием иносказания. Под видом
    животных и птиц им изображаются представители различных общественных классов и
    групп. Иносказание позволяет сатирику не только зашифровать, спрятать истинный
    смысл его сатиры, но и гиперболизировать в своих персонажах нечто самое
    характерное.
    Всмотримся внимательнее в комичную и нелепую фигуру “дикого
    помещика”. Жизнь за счет народного труда превратила его в паразита. Весь смысл
    его существования сводится к тому, чтобы “понежить свое тело белое, рыхлое,
    рассыпчатое”. Паразит, живущий за счет крестьян, презирает их, ненавидит, не
    может выносить “холопьего духу”. Бог выполняет его желание, и мужики исчезают
    из имения. Но вот что существенно: с исчезновением мужика наступают всякие
    лишения, после которых российский дворянин превращается в дикого зверя.
    Одновременно с помещиком страдает и уездный город (прекратился подвоз продуктов
    из имения), и государство (некому платить налоги). Это свидетельствует об убежденности
    сатирика в том, что народ —- создатель основных материальных и духовных ценностей,
    он — опора государства, кормилец и поилец.
    Несколько иную социальную группу населения России рисует
    сатирик в сказке “Премудрый пескарь”. Перед нами предстает образ до смерти перепуганного
    обывателя, “остолопа, который не ест, не пьет, никого не видит, ни с кем
    хлеба-соли не водит, а все только распостылую жизнь свою бережет”. Щедрин исследует
    в этой сказке вопрос: а в чем смысл и назначение жизни человека?
    Обыватель-пескарь считает основным смыслом жизни лозунг:
    “Выжить и щуке в хайло не попасть”. Смысл щедринской аллегории;, изображающей, конечно,
    не рыбу, а жалкого, трусливого человечка, в том, что “пескарь” — это определение
    человека, художественная метафора, метко характеризующая обывателей.
    Итак, можно сказать, что идейное содержание и художественные
    особенности сказок направлены на воспитание лучших качеств человеческого
    характера.

    Список литературы

    Для
    подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru

  16. (по русской литературной сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина)
    Из всех видов искусства литература располагает наиболее богатыми возможностями для
    воплощения комического. Чаще всего выделяются следующие виды и приемы комического: сатира, юмор, гротеск, ирония.
    Сатиру называют взглядом “через увеличительное стекло” (В. Маяковский).
    Объектом сатиры в литературе могут быть самые разные явления. Политическая сатира
    встречается чаще всего. Ярким доказательством является “Сказки” М.Е. Салтыкова-Щедрина.
    Сказка – один из видов устного народного творчества, произведение волшебного, бытового или авантюрного характера. Фантастичность сказочных сюжетов позволила Салтыкову-Щедрину продолжать критику общественного строя, обходя цензуру даже в условиях политической реакции в России, то есть сатира была оружием для автора.
    “Сказки” Салтыкова-Щедрина индивидуальны и не похожи ни на какие другие. Они содержат в себе проблемы всего творчества сатирика. Щедринские сказки рисуют не просто злых или добрых людей, борьбу добра и зла, как большинство народных сказок, они раскрывают классовую борьбу в России второй половины XIX века.
    Теперь постараемся рассмотреть особенности жанра сказок писателя на примере некоторых из них.
    В сказках противостоят две социальные силы: трудовой народ и эксплуататоры. В “Диком помещике”, а также в сказке “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” Щедрин показывает образ труженика-кормильца. Он может достать пищу, сшить одежду, покорить стихийные силы природы. В сказке “Дикий помещик” автор показывает, до чего может опуститься богатый барин, оказавшись без слуг. Этот помещик, как и генералы из
    предыдущей сказки, не имел никакого представления о труде. Брошенный своими крестьянами, он сразу превращается в грязное и дикое животное, становится лесным
    хищником. И жизнь эта, в сущности, продолжение его предыдущего хищного
    существования. Достойный внешний облик дикий помещик, как и генералы, приобретает
    снова лишь после того, как возвращаются его крестьяне. В этой сказке Щедрин показывает взаимоотношения эксплуататоров и крестьян в пореформенное время.
    В сказке же “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” читатель видит
    безропотность мужика, его покорность, беспрекословное подчинение двум генералам.
    Он даже сам привязывает себя на веревку, что лишний раз указывает на покорность,
    забитость русского мужика. Автор призывает народ к борьбе, протесту, призывает
    проснуться, обдумать свое положение, перестать безропотно подчиняться.
    В “Премудром пескаре” мы видим жизнь обывателя, боящегося всего на свете. Премудрый пескарь постоянно сидит взаперти, боясь лишний раз выйти на улицу, с кем-нибудь заговорить. Он ведет замкнутую, скучную жизнь. Своими жизненными принципами он напоминает героя рассказа А.П. Чехова “Человек в футляре” Беликова. Когда пескарь задумывается о прожитой жизни, то он задает себе вопросы: “Какие
    были у него радости? Кого он утешил? Кого приютил, обогрел, защитил?” И на все эти
    вопросы ему пришлось отвечать: “Никому, никто. Он жил и дрожал – только и всего”. И
    только перед самой смертью он осознает, что никому он не нужен, никто его не знает, никто о нем не вспомнит. Огромную обывательскую отчужденность, замкнутость показывает писатель в “Премудром пескаре”.
    Но все же почему и для чего автор прибегает к аллегории и рисует не человека-обывателя, а рыбу, наделенную обывательскими чертами? Только ли здесь стремление обмануть
    цензуру, или это литературный прием, с помощью которого автор острее вскрывает
    сущность изображаемого явления? Ведь среди сказок Щедрина есть и такие, где действуют люди: “Либерал”, “Дурак”, “Соседи” и другие. Зачем же ему понадобилось
    обратиться к миру рыб, животных, птиц?
    Затем, что образ мелкой рыбешки, беспомощной и трусливой, как нельзя лучше характеризует дрожащего обывателя. Писатель приписывает рыбе человеческие свойства и, вместе с тем, показывает, что человеку присущи рыбьи черты. Таким образом, “пескарь” – это определение человека, художественная метафора, метко характеризующая породу людей-обывателей, трусливых и жалких.
    Крылатое выражение “сказка ложь, да в ней намек!..”, несомненно, имеет отношение к творчеству Салтыкова-Щедрина – итог многолетних жизненных наблюдений, итог всего
    творческого пути писателя. Эти “Сказки” – самая настоящая сатира.
    (по русской литературной сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина)
    Сказка – один из эпических жанров литературы,имеющий иногда глубокий подтекст. Вневинном, на первый взгляд, произведении,подчас скрыт огромный смысл. Именно поэтомуэтим жанром пользовались для обличениячеловеческих пороков и недостатков.Больших успехов здесь добился знаменитыйписатель-сатирик М.Е. Салтыков-Щедрин. Егосказки – это сказки для детей “изрядноговозраста”. Они интересны своейнеобычностью и многообразием.
    Сказки -итог многолетних наблюдений, итог всеготворческого пути писателя. В них сплетаютсяфантастическое и реальное, комическое итрагическое, широко используются гротеск,гипербола, проявляется удивительноеискусство эзопова языка (эзопов язык -аллегорический, иносказательный способвыражения художественной мысли. Это языкнарочито затемненный, полный недомолвок,который использует писатель, лишенныйвозможности высказать свои мысли прямо).
    В сказкахмы встречаем типичных для этого жанрагероев. Здесь и тупые, свирепые,невежественные правители (“Медведь навоеводстве”, “Орел-меценат”); и народ,могучий, трудолюбивый, талантливый, новместе с тем покорный своим эксплуататорам(“Повесть о том, как один мужик двухгенералов прокормил”, “Коняга”).
    СказкиЩедрина отличаются истинной народностью.Освещая самые злободневные вопросы русскойжизни, сатирик выступает как защитникнародных интересов, выразитель народныхидеалов, передовых идей своего времени.Мастерски использует он народный язык.Обращаясь к устному народному творчеству,писатель обогащает фольклорные сюжетыновым, революционным содержанием. Онсоздавал свои образы на основе народныхсказок о животном – жадном волке, хитройлисе, трусливом зайце, глупом и злом медведе.
    Мастерэзоповых речей, в сказках, написанных восновном в годы жестокого цензурного гнета,он широко использует прием иносказания. Подвидом животных и птиц им изображаютсяпредставители различных общественныхклассов и групп. Иносказание позволяетсатирику не только зашифровать, спрятатьистинный смысл его сатиры, но игиперболизировать в своих персонажах нечтосамое характерное.
    Всмотримсявнимательнее в комичную и нелепую фигуру “дикогопомещика”. Жизнь за счет народного трудапревратила его в паразита. Весь смысл егосуществования сводится к тому, чтобы “понежитьсвое тело белое, рыхлое, рассыпчатое”.Паразит, живущий за счет крестьян,презирает их, ненавидит, не может выносить“холопьего духу”. Бог выполняет егожелание, и мужики исчезают из имения. Но вот что существенно: с исчезновением мужиканаступают всякие лишения, после которыхроссийский дворянин превращается в дикогозверя. Одновременно с помещиком страдает иуездный город (прекратился подвозпродуктов из имения), и государство (некомуплатить налоги). Это свидетельствует обубежденности сатирика в том, что народ -создатель основных материальных и духовныхценностей, он – опора государства, кормилеци поилец.
    Несколькоиную социальную группу населения Россиирисует сатирик в сказке “Премудрый пескарь”.Перед нами предстает образ до смертиперепуганного обывателя, “остолопа,который не ест, не пьет, никого не видит, ни скем хлеба-соли не водит, а все толькораспостылую жизнь свою бережет”. Щедринисследует в этой сказке вопрос:а в чем смысл и назначение жизни человека?
    Обыватель-пескарьсчитает основным смыслом жизни лозунг: “Выжитьи щуке в хайло не попасть”. Смыслщедринской аллегории;, изображающей,конечно, не рыбу, а жалкого, трусливогочеловечка, в том, что “пескарь” – этоопределение человека, художественнаяметафора, метко характеризующая обывателей.
    Итак, можносказать, что идейное содержание ихудожественные особенности сказокнаправлены на воспитание лучших качествчеловеческого характера.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *