Сочинение по литературе на тему слово

13 вариантов

  1. Однако последствия похода плачевны для земли русской, которая была раздроблена на множество княжеств. Постоянные междоусобицы ослабляли Русь изнутри. Князья стремились к укреплению и расширению своих территорий, забывая о главной угрозе, которая исходила извне.
    Осознание этой простой истины и рождает в душе великого Святослава мысли, выраженные в его «золотом слове». С болью вопрошает он о том, где же доблестные русские князья и их слуги. Он вспоминает времена, когда они с ножами, без щитов шли защищать русскую землю. Со слезами призывает Святослав русских князей к единению. Только вместе можно защитить родную сторону от участившихся вражеских набегов.
    И неслучайно «золотое слово» Святослава переходит в монолог автора. Такой приём свидетельствует о том, что мысли князя разделяет и автор «Слова о полку Игореве».
    Произведение актуально и по сей день. Оно призвано уберечь русский народ от неверного исторического шага. Сегодня, когда Россию пытаются взорвать изнутри, необходимо помнить печальные уроки истории.

    Сочинение рассуждение Слово о полку Игореве

    Произведение «Слово о полку Игореве», представляет собой достаточно ценное и уникальное произведение, которое не только отображает, какие-либо важные исторические моменты, но также детализирует быт, духовность и культуру того времени. Временным промежутком данного повествования, можно считать конец двенадцатого века, а местоположением, Киевская Русь. Также можно подчеркнуть, что произведение «Слово о полку Игореве», представляет собой не только ценность для народа проживающего в местах повествования, но и для всего мира.
    Вся история написана исключительно старославянским языком, который в дальнейшим был переведён на современный. Основными моментами произведения «Слово о полку Игореве», является противоборство русских людей с врагами, которые то и дело пытавшимися заполучить власть и преимущество нам ними.  Сюжет затрагивает причины и детали военного похода северного князя, Игоря Святославича, который совершался с целью освобождения Донского водного пути, от захвативших его половцев. И этим самым защитить русский народ от постоянных, разгромных похождений кочевых племён.

  2. Описание темы: Рассуждение на такие объединяющие темы, как:
    “Слово в жизни”, “Что такое слово”, “Значение слова в жизни”, “Вежливые и добрые слова”.
    Размышление над тем, какая сила и мощь может заключаться в одном простом слове.

    “Слова, что созидают мир”.

    Что такое слово, понимают все взрослые люди. В словарях можно найти такое толкование: слово — самостоятельная языковая единица, которая предназначена для называния различных явлений, живых и неживых предметов, отношений и свойств. Но если отталкиваться от этого определения, то слово — это просто набор звуков.
    Для меня есть два вида слова. Это «слово» и «Слово» (именно так, с большой буквы).
    В обычном значении слово для меня, как и для других людей, это возможность упорядочить и озвучить свои мысли. Хорошие слова я могу сказать своим родителям, друзьям. При помощи слова слов я могу сформулировать четкий и внятный ответ на любой вопрос.
    А слово в смысле «данное обещание» я воспринимаю как скорее как действие или призыв к действию. Если я дал слово, то должен приложить все усилия для того, чтобы его не нарушить и сделать то, что обещал. Слово для меня имеет большое значение и материальную форму. Все важные слова, которые я собираюсь произнести, я тщательно обдумываю, иногда даже воодушевляю их. Зачем? Чтобы более точно и полно понять их смысл и значение

  3. Неумение пользоваться словарным запасом зачастую приводит к недопониманию между людьми, которое может закончиться крахом деловых, дружеских и даже романтических отношений. Мудрое сочинение о слове призывает читателя к грамотному составлению фраз и предложений, предназначенных для продуктивного диалога с оппонентом.
    Что такое слово. Слово — это составляющая нашей речи. Слова складываются в предложения, в тексты, с помощью которых, в свою очередь, происходит общение и познание мира.
    Словами можно описать события, явления и все, что нас окружает. Это, так называемые, технические характеристики слова. Они помогают оформить связную и понятную разговорную речь.
    Слово в жизни человека играет глобальную роль. Мы формируем фразу из подходящих слов, чтобы донести свою мысль как можно понятнее и глубже. Всегда нужно помнить о силе слова.
    Оно может, как вдохновить человека на великие дела, так и повергнуть в уныние и депрессию. Доброе слово окрылит, грубое — ударит наотмашь. Мудрая пословица гласит: «Слово не воробей, вылетит — не поймаешь». То есть хорошенько подумай и все взвесь, прежде чем скажешь что-то важное. Например, дашь невыполнимое обещание или в сердцах нахамишь. Ведь бездумно брошенных слов не вернешь. Это принесет страдания не только оппоненту,… но и тебе самому. Угрызения совести и сожаление о сказанном будет терзать душу и постоянно напоминать об обиженном или обманутом тобой человеке.
    Чтобы донести смысл слова до окружающих, не обязательно быть красноречивым оратором. Достаточно иметь открытое сердце, человеческую доброту и желание проникнуться реальными проблемами своего собеседника на тот момент. Мудрым словом можно предотвратить много бед и неправильных, скоропалительных решений.
    Если дорогой для вас человек уловит в словах некое лицемерие или фальшь, то закроет от вас не только уши, но и свое сердце. Только искренность, правдивость, открытость чувств и помыслов дарят людям взаимопонимание и родство душ. Духовно близкие люди понимают друг друга с одного слова, даже полуслова или взгляда. Они настолько взаимосвязаны, что могут мысленно обмениваться самыми важными для них словами.
    Не нужно напрягаться и придумывать высокопарные слова, чтобы выразить свое восхищение и обожание. Только самолюбивые эгоисты «проглотят» такое лицемерие, приняв его за «чистую монету». Человек тонкой души довольствуется простыми словами, идущими от любящего сердца. И сам ответит также просто и искренне.
    Так давайте же силой слова пробуждать лучшие качества человеческой души — милосердие, великодушие, сострадание, умение прощать и любить!

  4. Харизматичные диктаторы, подобрав нужные слова, вели за собой целые народы на войну. Они заставляли миллионы людей умирать за свои идеи. А другие, проповедуя добро и всепрощение, помогали людям найти свой путь, отринуть ложные ценности. И даже самые закоренелые преступники становились на путь исправления.
    К примеру, герой романа «Мертвые души» Чичиков умел найти нужные слова, чтобы достучаться до любого собеседника. Он мог прекрасно манипулировать людьми и получал из этого немалую выгоду. А все благодаря тому, что владел силой слова и даром убеждения, жаль только, что использовал он свой талант в неприглядных целях.
    А в пьесе «На дне» был герой по имени Лука. Он проповедовал свои ценности в ночлежке для опустившихся «бывших людей». С одной стороны, его речи могли показаться странными, но ведь он сумел скрасить последние часы жизни умирающей женщины и вселить надежду в сердце законченного пьяницы. Значит, все было не зря.
    Прежде, чем что-то сказать, мы всегда должны это хорошо взвесить, ведь слово, как известно, не воробей. Сказанного не вернешь, а повлиять на чужую жизнь оно может существенно.
    Я стараюсь не разбрасываться словами. Мама приучила меня к этому с детства. Она всегда говорила, что за словами нужно следить и за них отвечать.
    Вывод очевиден – слова имеют большое влияние на нашу жизнь, и мы не должны забывать об ответственности за них. Если мы можем помочь кому-то словом или делом, эту возможность упускать нельзя.

  5. Сочинение на тему: «Слово», как писать такую объемную тему, если нужно уложиться всего в несколько страниц?Мы так часто и помногу употребляем слова, даже не задумываясь над тем, что же они собой представляют. Читая определение понятия: «слово» в толковых словарях, сталкиваешься с тем, что они описывают это понятие сухо и лаконично. Оно не отражает того влияния, которое оказывает слово на эмоции и чувства людей.
    Я разделю 2 понятия: «слово» – с маленькой буквы и «Слово» – с большой.
    В первом случае – это набор определенных звуков, с помощью которых человек выражает свои мысли, чувства. С помощью слов я высказываю свои переживания, взгляды, передаю их родителям, друзьям, окружающим меня людям. Они помогают упорядочить мысли. Благодаря словам я могу дать ответы на вопросы. А «Слово» с большой буквы я понимаю как обещание, данное себе или другому человеку. И я должен четко следовать тому, что обещал, выполнив слово, которое дал.
    Есть мнение, что слова материальны. Если мы злимся, в порыве гнева выражаем свои эмоции, оскорбляем других людей, то это все не проходит бесследно. Говорят, что если слово «вылетит», то его уже не «поймаешь». Это действительно так. Обида, нанесенная резким выражением, может сильно ранить человека, навсегда прекратить отношения между людьми. Ведь недаром говорят, что словом можно «убить», а можно вылечить человека.
    Слово – это не просто набор звуков. Соединенные в предложение они передают смысл всего того, что существует в Природе. С помощью них люди общаются друг с другом. Особенно это понимаешь, когда попадаешь в другую страну, языка которой не знаешь. Ты не можешь ничего сказать, объяснить, спросить, ощущаешь беспомощность и изоляцию.
    О том, какое большое значение оно несет в себе, говорит фраза, с которой начинается Новый Завет: «Сначала было Слово». И подразумевается здесь не просто слово как способ общения и выражения своей мысли, а нечто более важное. Здесь оно приравнивается к понятиям «Знание» и «Мудрость», «Истина».
    Понимание, как писать сочинение на тему: «Слово», приходит тогда, когда читаешь очень интересную книгу. Я проживаю вместе с героем его приключения, меня переполняет эмоциями и впечатлениями. И все это заключено в маленькой прямоугольной книжке. А все происходит оттого, что так много можно создать автором и передать читателю с помощью слов.
    Нам кажется, что слова – это не действия, последствия их можно поправить. Но это не всегда так. Иногда с помощью них наносят такие обиды, которые не забываются. Слово, сказанное с сильной злобой и ненавистью, может иметь силу, большую, чем реальное действие. се, что мы говорим, создает определенную атмосферу, энергию. Нужно аккуратно относиться ко всему тому, какие мысли и эмоции мы выражаем. Не стоит «рубить сгоряча», важно вникать в значение того, что мы говорим другим.
    Хочется еще сказать о пустопорожних разговорах. С некоторыми людьми мы общаемся непонятно для чего. Разговоры пусты и неинтересны, без чувств, смысла и содержания. Думаю, что слова, поддерживающие такое общение, не принесут радости и удовлетворения.
    К словам нужно относиться бережно, не разбрасывать попусту. Ведь слова – это музыка нашей души.
    Статьи

  6. 6
    Текст добавил: РэЙк_БеЗ_ФэЙк

    Литература – это средство познания мира, она помогает нам понять, «что такое хорошо и что такое плохо», указывает на истоки общечеловеческих конфликтов.
    Литература помогает нам увидеть внутреннюю красоту человека, научиться понимать и ценить её.
    Литература – это мощный источник воспитания духа, личности. Посредством раскрытия художественных образов литература даёт нам понятия о добре и зле, правде и кривде, истине и лжи. Никакие рассуждения, самые красноречивые, никакие доводы, самые убедительные, не могут оказать на ум человека такого воздействия, как правдиво нарисованный образ. И в этом сила и значимость литературы.
    В литературе есть очень важное понятие — «текст». Правильная работа над текстом лучших мастеров слова, литераторов имеет огромное значение. Она расширяет кругозор человека, приучает к вдумчивому чтению, к пониманию тех идей, которые посредством образов выражает автор. Грамотная работа над текстом обогащает лексику человека, развивает умение владеть литературным языком и различными художественными приёмами.
    Литература – это могучее оружие, которое может исцелять.
    Литература указывает нам пути самосовершенствования.
    О русской литературе замолвите слово. Среди достоинств русской литературы есть одно, быть может, самое ценное. Это её постоянное стремление сеять «разумное, доброе, вечное», её настойчивый порыв к свету и правде. Русская литература никогда не замыкалась в области чисто художественных интересов. Её творцы всегда были не только художниками, описывающими явления и события, но и учителями жизни, защитниками «униженных и оскорбленных», борцами против жестокости и несправедливости, приверженцами истины и веры.
    Русская литература чрезвычайно богата как положительными, так и отрицательными образами. Наблюдая за ними, читатель имеет возможность пережить всю гамму чувств – от негодования и отвращения ко всему низкому, грубому, лживому, до глубокого восхищения, преклонения перед истинно благородным, мужественным, честным.
    Литература стирает границы времени. Она знакомит нас с духом той или иной эпохи, с жизнью той или иной общественной среды – от царя Николая до учителя гимназии Беликова, от помещицы Затрапезной до бедной крестьянки – матери солдатской.
    Раскрытие художественных образов является главной частью литературного чтения, его основой. Всякий художественный образ, как известно, является в одно и то же время и отражением действительности и выражениям идеологии писателя. Мало просто ознакомиться с литературным произведением. Надо попытаться проникнуть в тайны замысла, знать предысторию создания сочинения.
    Литература развивает разум и чувства. Она – наш учитель, наставник, проводник. Проводник в мир реального и нереального. Способность выражать мысли в слове есть отличительная черта человека. Слова есть зеркало, в котором ясно отражается степень духовного развития. Всё то, что входит в нашу душу извне, отпечатывается в наших чувствах, мыслях, и в самом способе их выражения.
    В творениях одного писателя мы встречаем смеющиеся картины, живописные изображения: это потому, что дух его воспитывался на лоне природы, там, где она щедрой рукой рассыпает дары свои.
    Другой воспевает на лире своей битвы и сражения, ужасы, печальные явления страждущей жизни: это оттого, что душа творца знала много стонов.
    В произведениях третьего природа человеческая является в самом жалком противоречии с идеей прекрасного: потому, что, с одной стороны, — зло, вечно враждующее с благом, с другой – неверие в высокое назначение человека, ожесточили владеющего пером.
    Литература многогранна, её создатели очень разные. Литература взрослела вместе с Пушкиным и Лермонтовым, Гоголем и Чеховым, Блоком и Ахматовой. Она развивается и сейчас. Её идеи продолжают жить и бороться на нашей планете, они помогают избавить мир от скверны, жестокости, ничтожности.

  7. «Образ русской земли в «Слове о полку «Игореве»
    План сочинения
    1. «Слово о полку Игореве» как выдающийся памятник древнерусской литературы:
    А) история создания произведения, цель написания;
    Б) летописная основа «Слова…»
    2. Образ Руси на страницах «Слова…»:
    А) Роль природных явлений в произведении;
    Б) использование олицетворений в тексте;
    В) образы русских князей;
    Г) фольклорные мотивы в произведении;
    Д) плач Ярославны как отражение лирического начала в «Слове…»;
    Е) «златое слово» Святослава – способ выражения авторской позиции;
    Ж) русская земля как символ красоты, богатства, единения;
    3. Основная идея «Слова о полку Игореве» – призыв к объединению русских князей.
    :Каким я себе представляю автора “Слова о полку Игореве”
    1.Патриот земли русской,
    2.Человек, обладающий широким историческими познаниями и политическим мышление.
    3. Поэт, вложивший в свое творение личное чувство умеющий ярко, образно, динамично.
    Умеющий рассказать свидетелям и участникам картины в которых он был.
    4. Тонкий психолог, умеющий не только рассказать о героях и событиях, но и объяснить их внутренние молитвы.
    5 Автор-новатор,  опередивший свое время.
    Читая “Слово о полку Игореве”.
    План:
    I. “Слово о полку Игореве” – величайший памятник древней русской литературы.
    II. “Слово…” и русская народная поэзия и образы героев произведения.
    1)Приближённость к песне русского народного творчества.
    2)Образы князей
    3)Образы русской земли
    III. Значение произведения.
    «Ярославна – героиня “Слова о полку Игореве”».
    Вступление. Главная тема «Слова… » — повествование о неудачном походе Игоря против половцев. Автору «Слова… » важно глубокое эмоциональное осмысление событий русской истории. «Слово… » удивительно лирично. Вершиной лиризма в «Слове… » является плач Ярославны.
    Основная часть.
    а) Женщина героиня древнерусского эпоса. Необычно, что в повествовании о военных походах русских князей появляется героиня женщина. Но Ярославна — не героиня в прямом смысле этого слова. Она не сражается, не совершает активных действий.
    б) Кто такая Ярославна? Ярославна княгиня, жена князя Игоря, дочь князя Ярослава Галицкого. Она ждёт возвращения Игоряв Путивле.
    в) Сила любви Ярославны.
    г) К кому обращается Ярославна в своем паче, о чем молит? Ярославна обращается к природе (ветру, реке, солнцу) . Она молит о спасении князя Игоря, упрекает природу за то, что она помогала половцам и погубила русское войско.
    д) В чем смысл образа Ярославны? Ярославна это воплощение любви и скорби, олицетворение любящей жены и символгорести всего русского народа
    Заключение. Образ Ярославны усиливает трагическое звучание «Слова…» . Одновременно, вместе с её образом в «Слово… » входит тема спасительной любви. В её плаче, её мольбах выразилось общее < несчастье всего народа, горестный плач всей земли русской. «В чем пафос памятника "Слово о полку Игореве» Вступление. «Слово о полку Игореве» произведение необыкновенно глубокого содержания. Основная часть. а) Основная тема «Слова...» . В начале «Слова... » автор говорит о том, что его великий предшественник сказитель Боян воспевал давние времена и деяния старых князей. Он же, «по иному замышленью» , хочет поведать о настоящем, о князях, чьим современником он был, и событиях, которые он видел. б) Углубление смысла «Слова...» . Однако смысл повести углубляется за счёт расширения временных (автор рассказывает о прошедших временах и размышляет о будущем) и географических (обобщенно автор показывает всю Русь) рамок. в) Главная мысль автора. Показав перспективу исторического развития Руси и горестные итоги современной политической ситуации (междоусобицы, разорение городов, гибель храбрых воинов, ослабление военной мощи Руси) , автор высказывает свою заветную мысль: сила Руси — в её единстве, в союзничестве между князьями. г) Народность «Слова...» . Главная мысль автора есть выражение надежд всего русского народа. Заключение. Пафос «Слова... » заключается в торжественном призыве русских князей к объединению и прекращению распрей. Призыв исходит от всего русского народа. «В чем актуальность этого произведения в наши дни? » Вступление. «Слово о полку Игореве» было создано более восьми столетий назад. Но темы, затронутые в этом произведении, являются общенародными, потому «Слово... » остается актуальным и в наши дни. Основная часть. а) Проблема разъединения славянского мира. В наши дни славянские народы (например, русские и украинцы) относятся друг к другу с неприязнью. А ведь их объединяют тысячелетия общей истории, языка, культуры. Враг, который сейчас грозит славянскому миру — это глобализация. Потеря культурных связей между восточнославянскими странами может послужить причиной того, что всё более однообразной, ориентированной на Запад будет становиться их культура. Призыв к объединению славянских народов, союзничеству равных сейчас актуален как никогда. б) Независимый дух «Слова...» . Автор «Слова... » восхваляет князя Игоря и других русских князей, но это не мешает ему критически оценивать результаты их действий. Голос автора это выражение позиции всего русского народа. Заключение. «Слово... » напоминает нам о наших культурных корнях, об общей истории разделяющихся сейчас славянских народов. Идея патриотизма в «Слове о полку Игореве» I. Автор «Слова о полку Игореве». П. Патриотический пафос «Слова...». 1. Причины и последствия феодальной раздробленности Руси. 2. Гражданское мужество автора. 3. Обращение к устному народному творчеству. 4. Роль ораторских приемов в произведении. III. «Слово» - творение настоящего мастера.

  8. «Слово о полку Игореве» – это летопись, которая способна перенести нас на несколько веков назад. Это не просто история, описывающая княжеские междоусобицы, битвы и походы древних народов, это история, о жизни народа изложенная в литературном виде.
    «Слово о полку Игореве» – это яркий образец древнерусской литературы. Несмотря на то, что произведение написано много веков назад, оно не теряет актуальности и в наше время. Актуальным произведение остается потому, что в нем затрагиваются такие темы, как междоусобицы, войны, сплочённость народа. Автор призывает читателей понять, что Русь единая.
    Читая произведение, обращаешь внимание на то, что Русь залита кровью. На костях строились города, и всходили посевы. Прошли века, и войны не прекращаются и до сих пор. Читая данное произведение, понимаешь, что оно актуально и в данный момент. Ведь до сих пор происходит разделение власти и стремление к управлению.
    Автор повествует нам в произведение о великом поражении, но этим он показываются мужество народа. На Руси во все времена отстаивали свою территорию, не жалели жизни ради родины. Такие подвиги имеют место и в наше время, а читая произведение, невольно сравниваешь его героев с героями современности.
    Каждый герой произведение наделен своими талантами. Игорь – князь, который не боится неудач и отчаянно сражается за родину, несмотря, на затмение. Святослав – князь призывающий своим «золотым словом» объединиться для отмщения обид Игоря. Ярославна – княжна, плач, который признан самым поэтическим мотивом произведения.
    В современной жизни каждый герой произведения имеет право на существование. Читая произведение можно находить ответы на многие актуальные в наше время вопросы, черпая опыт накопленный древними народами великой и необъятной Руси.

  9. Но литература открывает нам и то, что не может показать самая совершеннейшая машина времени. Благодаря литературе мы можем узнать и о прошлом, и о настоящем, и даже заглянуть в будущее. Литература дает нам знания не только о любых сторонах жизни, она показывает нам цели, стоящие перед нами, за которые мы боремся, без которых не было бы движения вперед.
    Практически нет таких слов и языковых форм, которые не могли бы стать материалом для художественного образа. Все дело, по словам А. С. Пушкина, “в чувстве соразмерности и сообразности”. “Мертвых слов нет — все они оживают в известных сочетаниях”, — писал А. Н. Толстой. Язык выдающегося художественного произведения сам оказывается произведением искусства. Задача художника слова в том и состоит, чтобы “оживить слова”, то есть путем сопоставления, столкновения, переклички слов наилучшим образом выразить мысли, идеи, чувства, волнующие художника. При этом слова не только оформляют готовые, уже найденные мысли, образы, художественные понятия и представления, но и сами активно участвуют в их рождении. Не найдено нужное и верное слово — значит, не родился образ, значит, мысль писателя еще не сформировалась, не оперилась, не смогла задеть читателя, оставшегося равнодушным и неудовлетворенным.
    Чтобы поэт мог заставить читателей мыслить и чувствовать вместе с ним, ему совсем необязательно изобретать “неслыханные звуки, выдумывать неведомый язык”. Исключительного обаяния многие поэтические строки достигают и без каких-либо неожиданных, новых слов, искусно подобранных звучаний, выразительно смелых образов.
    Каждый читатель, если только он не бездумный пожиратель книг, ставит перед собой много вопросов, ищет ответы на них, оценивает прочитанное. Что хочет сказать автор? Что нового открывает своим произведением? Как, с помощью каких средств выражает свою идею в художественных образах? Почему употребил то или иное слово, тот или иной оборот, зачем они ему понадобились, оправданы ли они? Вопросы возникают постоянно.
    Главное в жизни человека — слово. С его помощью мы научились понимать друг друга, передавать свои мысли и чувства. Без него нельзя обойтись. Есть, конечно, язык жестов, мимики, изобразительного искусства и скульптуры, музыки, но сказать столько и так полно, как словами, невозможно больше никакими средствами. Ведь, если бы человечество много миллионов лет назад не научилось звуками передавать свои мысли и чувства, мы бы до сих пор оставались на уровне первобытнообщинного строя. Мы не знаем, кто произнес первый звук и придумал первое слово, но это был гениальный рывок вперед! Сколько сразу сэкономилось времени, чтобы, например, научиться добывать огонь — люди просто рассказали друг другу об этом, поделились опытом, и не нужно было каждый раз заново этому учиться.
    Слово — великий двигатель человеческого прогресса. Слово хранит весь опыт, накопленный человечеством за миллионы лет. Наше слово — наш язык — нужно беречь, охранять, развивать и изучать, пользуясь всем тем, что нам оставили предыдущие поколения и привнося свое, новое, заботиться о его красоте и чистоте.

  10. Роль слова в жизни человека.
    Главное в жизни человека — слово. С его помощью мы можем понимать друг друга, общаться, радоваться или огорчаться.
    Так же одно слово может изменить жизнь человека: сделать её яркой и беззаботной или грустной и унылой.
    Например:
    У ребёнка в школе по одному из предметов что-то не получается. Учитель поругал и сообщил родителям о его неуспехах в учении. Мама в сердцах сказала своему дитя: «Ты бездарь!». И ребёнок перестал учиться. А зачем? Ведь он ничего не может, у него ничего не получается, ведь об этом твердят и учителя, и мама.
    А если бы мама повела себя иначе, сказав: «Дорогой, у тебя пока не получается, но мы будем стараться и всё сделаем для того, чтобы ты стал прилежнее в учёбе! И всё у тебя будет хорошо!». Тогда жизнь этого человека может сложиться совсем по-другому.
    Мы должны научиться обдумывать наши слова, задумываться над их значением, чтобы они приносили в наш дом мир и радость, а не боль и разочарования.
    Слово- это великая сила! Наше слово — наш язык — нужно беречь, охранять, развивать и изучать, заботиться о его красоте и чистоте.
    Амирханова Ольга 6 «Б» класс.

  11. «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» — ЗОЛОТОЕ СЛОВО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Великая и могучая Русская земля. Благород­ный, гордый и отважный народ. Трудно предста­вить, что мы, поколения, живущие через не­сколько веков после похода Игоря Святославича на половцев, могли бы не знать правды о тех со­бытиях. Или же до нас дошли лишь сухие фак­ты, которые не надолго задержались бы в нашей памяти. К счастью, уже в те времена были пре­красные мастера русского слова, поэты, летопис­цы, которые во всех деталях смогли передать по­томкам живую память об истории родной стра­ны. Наиболее выдающимся и оригинальным па­мятником древнерусской письменности и одним из лучших произведений мирового героического эпоса стала поэма «Слово о полку Игореве».
    Через столетия долетел до нас голос неизвест­ного автора «Слова…», наполненный трепетной любовью к Русской земле, гордостью за русский народ и отважных русских князей, призывом к единению и сплочению русских людей. Он донес до нас самое яркое, самое правдивое и живое сви­детельство событий великой древности. Со вре­мен образования первых русских княжеств не прекращались набеги кочевников на Русь. Они несли смерть, разорение, боль и гнев. Возмущен­ный жестокой несправедливостью, князь Свято­слав Всеволодович объединил в единое русское войско все дружины и с такой мощной силой на­долго отбросил половцев в глубь причерномор­ских степей. Но спустя некоторое время двоюрод­ный брат Святослава Игорь, собрав небольшую дружину, в одиночку отправился в поход на по­ловецкие племена. Этот поход оказался неудач­ным: силы были неравными, действия необду­манными и дружина была полностью разбита.
    Основной целью «Слова о полку Игореве» было не четкое отображение исторических фак­тов, а стремление через литературные образы пе­редать переживания и мироощущение людей того великого времени, вызвать у читателя гордость за мужественных предков. Автор поэмы сожале­ет об опрометчивом поступке князя, указывает на то, что причина поражения его войска заклю­чалась именно в разрозненности действий рус­ских дружин. Но вместе с тем он восхищается отвагой и мужеством воинов, оказавшихся храб­рыми и стойкими бойцами, верными защитника­ми своей родины.
    Князья Игорь и Всеволод, благородные, силь­ные, смелые русские богатыри, сражаются вмес­те с воинами своих дружин. Но одной смелости и храбрости очень мало для того, чтобы победить многочисленную половецкую орду. Врага можно одолеть только большой, объединенной силой. Эту истину давно понял Святослав и потому в сво­ем обращении к русским князьям призывает их к объединению.
    Неизвестный древнерусский поэт создал пре­красное высокохудожественное произведение, по праву считающееся золотым словом русской ли­тературы. Оно поражает и удивляет читателя сво­ей глубиной и эмоциональностью, масштабнос­тью и эпичностью. Ученые-литературоведы и историки долгое время не могли решить, явля­ется ли произведение оригинальным образцом древнерусского искусства. И после многочислен­ных научных исследований доказали истинность «Слова…», высокий художественный уровень которого объясняется либо необычайной талант­ливостью автора, либо тем, что до нашего време­ни не сохранились другие памятники подобного художественного мастерства.
    «Слово о полку Игореве» — не единственное свидетельство о походе Игоря Святославича. В южных и северных летописях содержатся еще два описания этого исторического события. Но летописные рассказы в основном стремились пе­редать как можно больше фактов, в то время как «Слово…» привлекает своей исключительной по­этичностью. Это не столько рассказ о походе Иго­ря, сколько сожаление автора о неудаче русско­го войска, глубокая скорбь и отчаянный призыв к объединению разрозненных дружин, к отмще­нию за поруганную честь Русской земли. Хотя и летописи, и «Слово…» опираются на действитель­ные события и полны искренней, горячей любви к родине, поэма значительно отличается от дру­гих исторических документов и по стилю, и по содержанию. В какой-то мере она перекликает­ся с книжной литературой Киевской Руси, но многочисленные лирические рассуждения, ав­торские отступления, народно-поэтическая сим­волика связывают «Слово о полку Игореве» с фольклором и Дружинной поэзией.
    Автор широко вводит в свое произведение на­родные плачи и прославления, прибегает к поня­тиям «слава», «честь», «хвала», «хула», для того чтобы сделать свое творение понятным и доступ­ным народу. Не в силах сдерживать эмоции, поэт восклицает: «О, далеко залетел сокол, птиц из­бивая, к морю! А Игорева храброго полку уже не воскресить!», «О, стонать Русской земле, поми­ная прежнее время и прежних князей!» Именно в подобных «плачах» и «славах» более всего ощу­щается связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Не случайно и то, что «Сло­во…» начинается с упоминания о «славах», кото­рые пел Боян, и то, что «славой» Игорю, Всево­лоду, Владимиру и дружине оно заканчивается. Связь с фольклором ощущается и в многочислен­ных лирических отступлениях:

  12. Русская литература играет огромную роль в мировой культуре. Еще Горький справедливо замечал, что это «наша гордость». Сегодняшние школьники часто не знают, как писать сочинение на тему: «Русская литература», так как не обладают достаточными навыками и знаниями. В чем же заключено значение произведений наших писателей?Русскую литературу часто называют «вершиной мирового гуманизма». Все классики так не похожи друг на друга, каждый из них внес в развитие культуры свое, что живо до сих пор. Достаточно упомянуть имена Пушкина, Лермонтова, Островского, Достоевского, Толстого… Их знает весь мир. Это наши учителя и пророки. Это совесть нации.
    Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова с уверенностью можно назвать не просто писателями, но великими психологами. Их произведения реалистичны, они учат различать добро и зло. Право выбора есть у каждого человека, и классики показывают, к чему ведет неправильное решение. С их помощью человек способен понять, что такое соблазн и что он ведет к нравственному падению.
    И.С.Тургенева один из литературных критиков В.Г.Белинский охарактеризовал как писателя, раскрывающего «скорбь… русского народа». Кроме того, Тургенев чувствовал русскую природу и умел ее изобразить так, как иной художник не изобразит на полотне. Писатель раскрывал красоту женской души, ее величие, жертвенность и умение любить.
    И.С.Пушкин… Редкий человек не только в России – в мире не знает этого имени. Детство проходит под сказки поэта, юность – под его любовную лирику, более зрелые годы встречают с прозой Пушкина. Он видел все аспекты русской жизни и умело, тонко раскрывал их в своих произведениях: будь то русская зима или народные традиции, политика или любовь. Не даром Белинский называл роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни». Многие вопросы, поднятые в творчестве поэта, актуальны и сегодня.
    А Ф.И.Тютчев или А.А.Фет? Это поэты-художники, запечатлевшие неповторимые мгновения русской природы. С раннего детства люди слушают их пейзажную лирику и учатся ценить окружающую их красоту. Это играет огромную роль в воспитании эстетического чувства. Описания природы в стихотворениях поэтов просты, но точны.
    Стоит упомянуть и о Н.А.Некрасове. Простая и вместе с тем могучая душа русского народа воплощена в каждой строке его стихотворений. Некрасов – первый гражданский поэт в России, призывающий не терпеть, восстать против произвола чиновников. Он знал жизнь народа изнутри.
    Многому, о чем говорит поэт, он был свидетелем лично. Так, события, описанные в стихотворении «Размышления у парадного подъезда», Некрасов наблюдал практически каждый день, ведь жил он как раз напротив такого подъезда. Нельзя не сказать и трагической судьбе русской женщины в творчестве поэта, о том, с каким сочувствием он писал о ней.
    Русская литература учит быть не просто человеком, а Личностью. Поэтому не стоит расстраиваться, получив домашним заданием сочинение на тему «Русская литература». Как писать его, подскажет опыт, полученный при чтении.
    Статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *