Сочинение по литературе на тему творчество бунина

11 вариантов

  1. Для творчества Бунина характерен интерес к обыкновенной жизни, умение раскрыть трагизм жизни, насыщенность повествования деталями. Бунина принято считать продолжателем чеховского реализма. Реализм Бунина отличается от чеховского предельной чувствительностью. Как и Чехов, Бунин обращается к вечным темам. Для Бунина важна природа, однако, по его мнению, высшим судьей человека является человеческая память. Именно память защищает героев Бунина от неумолимого времени, от смерти. Прозу Бунина считают синтезом прозы и поэзии. В ней необычайно сильно исповедальное начало (“Антоновские яблоки”). Зачастую у Бунина лирика заменяет сюжетную основу, появляется рассказ-портрет (“Лирник Родион”).
    Среди произведений Бунина есть рассказы, в которых расширено эпическое, романтическое начало в поле зрения писателя попадает вся жизнь героя (“Чаша жизни”). Бунин фаталист, иррационалист, его произведениям свойственны пафос трагичности и скептицизм. Творчество Бунина перекликается с концепцией модернистов о трагедийности человеческой страсти. Как и у символистов, на первый план у Бунина выходит обращение к вечным темам любви, смерти и природы. Космический колорит произведений писателя, проникнутость его образов голосами Вселенной сближает его творчество с буддистскими идеями.
    Произведения Бунина синтезируют в себе все эти концепции. Концепция любви у Бунина трагедийна. Мгновения любви по Бунину, становятся вершиной жизни человека. Только полюбив, человек по-настоящему может почувствовать другого человека, только чувство оправдывает высокую требовательность к себе и к своему ближнему, только любящий способен преодолеть свой эгоизм. Состояние любви не бесплодно для героев Бунина, оно возвышает души. Одним из примеров необычной трактовки темы любви служит рассказ “Сны Чанга” (1916 г). Рассказ написан в форме воспоминаний собаки. Пес чувствует внутреннее опустошение капитана, своего хозяина. В рассказе появляется образ “дальних работящих людей”(немцев). Исходя из сравнения с их образом жизни, писатель говорит о возможных путях человеческого счастья:
    1. Труд, чтобы жить и размножаться, не познав при этом полноты жизни;
    2. Бесконечная любовь, которой вряд ли стоит посвящать себя, т.к. всегда существует возможность измены;
    3. Путь вечной жажды, поиска,в котором, впрочем, по Бунину тоже нет счастья.
    Сюжет рассказа как бы противостоит настроению героя. Через реальные факты пробивается по-собачьи верная память, когда в душе был мир, когда капитан и собака были счастливы. Моменты счастья выдвинуты на первый план. Чанг несет в себе идею верности и признательности.
    Это, по мысле писателя, и есть смысл жизни, который ищет человек. В лирическом герое Бунина силен страх смерти, однако перед лицом кончины многие чувствуют внутреннее духовное просветление, примиряются с концом, не желают тревожить своей смертью близких (“Сверчок”, “Худая трава”).
    Для Бунина характерен особый способ изображения явлений мира и духовных переживаний человека путем контрастного сопоставления их друг с другом. Так в рассказе “Антоновские яблоки” восхищение щедростью и совершенством природы соседствует с печалью по поводу умирания дворянских усадеб. Ряд произведений Бунина посвящен разоряющейся деревне, в которой правят голод и смерть. Идеал писатель ищет в патриархальном прошлом с его старосветским благополучием. Запустение и вырождение дворянских гнезд, нравственное и духовное оскуднение их хозяев вызывают у Бунина чувство грусти и сожаления об ушедшей гармонии патриархального мира, об исчезновении целых сословий (“Антоновские яблоки”). Во многих рассказах 1890-1900 гг. появляются образы “новых” людей, рассказы проникнуты предчувствием близких тревожных премен. В начале 1900-х гг. лирический стиль ранней прозы Бунина меняется.
    В рассказе “Деревня” (1911 г.) отражены драмматические раздумья писателя о России, о ее будущем,о судьбах народа, о русском характере. Бунин обнаруживает пессимистический взгляд на перспективы народной жизни. Рассказ “Суходол” поднимает тему обреченности дворянского усадебного мира, становясь летопись медленного трагического умирания русского дворянства (на примере столбовых дворян Хрущевых). И на любви, и на ненависти героев “Суходола” лежит печаль тлена, ущербности, закономерности конца. Смерть старого Хрущева, убитого своим незаконным сыном, трагическая гибель Петра Петрович предопределены самой судьбой. Нет предела косности суходольского быта, доживающие свой век женщины живут одними воспоминаниями о прошлом. Заключительная картина церковного кладбища, “потерянных” могил символизирует потерю целого сословия.
    В “Суходоле” Бунин неоднократно проводит мысль о том, что души русского дворянина и мужика очень близки, все различия сводятся лишь к материальной стороне.

  2. Бунин был крупнейшим мастером русской реалистической прозы и выдающимся поэтом начала XX века.
    Писатель-реалист видел неминуемое разрушение и запустение “дворянских гнезд”, наступление буржуазных отношений, проникавших в деревню. Он правдиво показал темноту и косность старой деревни, создал много своеобразных, запоминающихся характеров русских крестьян. Проникновенно художник пишет и о чудесном даре любви, о неразрывной связи человека с природой, о тончайших движениях души.
    В свои ранние годы Бунин пытается сочетать реалистические традиции с новыми приемами и принципами композиции, близкими к импрессионизму (размытая фабула, создание музыкального, ритмического рисунка). Так, в рассказе “Антоновские яблоки” показаны внешне не связанные эпизоды жизни угасающего патриархально-дворянского быта, окрашенные лирической грустью и сожалением. Однако в рассказе — не только тоска по опустелым “дворянским гнездам”. На страницах возникают прекрасные картины, овеянные чувством любви к Родине, утверждающие счастье слияния человека с природой.
    И все-таки социальные проблемы не исчезают в произведениях Бунина. Вспомним хотя бы образ бывшего николаевского солдата Мелитона (рассказ “Мелитон”), потерявшего семью, которого прогнали плетьми сквозь строй. В рассказах “Руда”, “Эпитафия”, “Новая дорога” встают картины голода, нищеты и разорения деревни. По эта обличительная социальная тема как бы оттесняется на второй план.
    На первый план выходят “вечные темы”: величие жизни и смерти, неувядающая красота природы (“Туман”, “Тишина”, “О листопаде”).
    В 1909 году Бунин писал Горькому из Италии: “Вернулся к тому, к чему вы советовали вернуться, — к повести о деревне”. (“Деревня”). Деревенская жизнь дана через восприятие братьев Тихона и Кузьмы. Кузьма хочет учиться, пишет о лености русского народа. Тихон же — крупный кулак, беспощадно расправляющийся с крестьянским волнением.
    У автора заметно сочетание безотрадной картины жизни деревни с неверием в творческие силы народа. Он не видит просвета в народном будущем. Автор правдиво показывает в “Деревне” косность, грубость, отрицательные, тяжелые стороны деревенского быта, которые были результатом многовекового угнетения. В этом сила произведения. Это заметил и Горький: “Дорог мне этот скромно скрытый, заглушённый стон о родной земле… Так еще не писали”.
    В 1911—1913 годах Бунин все шире охватывает различные стороны русской действительности: и вырождение дворянства (“Суходол”, “Последнее свидание”), и уродливость мещанского быта (“Хорошая жизнь”, “Чаша жизни”), и тему любви (“Игнат”, “При дороге”). В обширном цикле рассказов о крестьянстве (“Веселый двор”, “Будни”, “Жертва”) писатель продолжает тему “Деревни”.
    В повести “Суходол” решительно пересматривается традиция поэтизации усадебной жизни, преклонения перед красотой угасающих “дворянских гнезд”. Идея кровного единения поместного дворянства и народа в “Суходоле” сочетается с мыслью автора об ответственности господ за судьбы крестьян, об их страшной вине перед ними.
    Протест против буржуазной морали заметен в рассказах “Братья”, “Господин из Сан-Франциско”. В рассказе “Братья” (написан после поездки на Цейлон) даны образы жестокого, пресыщенного англичанина и молодого “туземца”-рикши, влюбленного в девушку-туземку. Финал рассказа плачевен: девушка попадает в дом терпимости, герой заканчивает жизнь самоубийством. Так автор стремится показать, что колонизаторы приносят разрушение и смерть.
    В рассказе “Господин из Сан-Франциско” писатель не дает имени герою. Американский миллионер, всю жизнь посвятивший погоне за прибылью, на склоне лет вместе с женой и дочерью едет в Европу на “Атлантиде”, роскошном пароходе тех лет. Он самоуверен и заранее предвкушает те наслаждения, которые могут быть куплены за деньги. По все ничтожно перед смертью. В гостинице на Капри он внезапно умирает. Его труп в старом ящике из-под содовой отправляют обратно на пароход. Бунин показал, что господин из Сан-Франциско (“новый человек со старым сердцем”, по выражению автора) принадлежит к числу тех, кто ценой нищеты и гибели многих тысяч людей приобрел миллионы, а теперь пьет дорогие ликеры и курит дорогие гаванские сигары. Своеобразным символом фальши их существования автор сделал влюбленную пару, на которую любовались пассажиры. Только один капитан корабля знает, что это “нанятые влюбленные”, за деньги играющие в любовь для сытой публики.
    В рассказе ярко проступает контраст жизни богатых и людей из народа. Образы тружеников овеяны теплотой и любовью (коридорный Луиджи, лодочник Лоренцо, горцы-волынщики), они противостоят аморальному и лживому миру сытых. И все-таки Бунин осуждает этот мир с тех же отвлеченных позиций, что и в рассказе “Братья”.
    Бунин близок Чехову. Он мастер детали, великолепный пейзажист. В отличие от Куприна, Бунин не стремился к острозаиимательным сюжетам, его отличает лиризм рассказа. Признанный мастер прозы, Бунин был и выдающимся поэтом. В восьмидесятых-девяностых годах XIX века излюбленной темой его стихов была природа (“Листопад”). Вот образ осени, “тихой вдовой” вступающей в лесные хоромы:
    Лес, точно терем расписной,
    Лиловый, золотой, багряный,
    Веселой пестрою толпой
    Стоит над светлою поляной.
    Появлялись в творчестве Бунина и декадентские мотивы, но ненадолго.
    Сейчас для пас особенно важна высокая поэтическая культура Бунина (даже в прозе), его владение сокровищами русского языка, высокий лиризм его художественных образов, совершенство форм его произведений.

  3. 1. Вечное и “вещное” в изображении Бунина (на материале рассказа “Господин из Сан-Франциско”).
    2. Предметная детализация и символика в рассказе “Господин из Сан-Франциско”.
    3. Проблема социального и космического зла в рассказе Бунина “Господин из Сан-Франциско”.
    4. Философия жизни и смерти в рассказах Бунина “Господин из Сан-Франциско” и “Легкое дыхание”.
    5.”Дар имени…” (употребление собственных имен в рассказах Бунина “Господин из Сан-Франциско” и “Легкое дыхание”).
    6.”Лики любви” в цикле рассказов Бунина “Темные аллеи”.
    7.”Ты и блаженство, и безнадежность…” (концепция любви в цикле рассказов И. Бунина “Темные аллеи”).
    8.”И первый стих, и первая любовь пришли ко мне с могилой и весною…” (любовь и смерть в прозе Бунина).
    9. Рутина существования и радость жизни в рассказах Бунина “Господин из Сан-Франциско” и “Легкое дыхание”.
    10. Состоятельна ли человеческая претензия на господство? (Бунин о месте человека в мире в рассказе “Господин из Сан-Франциско”.)
    11. Образ-символ Атлантиды в рассказе Бунина “Господин из Сан-Франциско”.
    12. Библейские мотивы в рассказе Бунина “Господин из Сан-Франциско”.
    13.”Найти звук…” (лирическая выразительность рассказа Бунина “Господин из Сан-Франциско”).
    14. Мотивы искусственной регламентации и живой жизни в рассказах “Господин из Сан-Франциско” и “Легкое дыхание”.
    15. Своеобразие бунинского пейзажа (на материале 1-2 рассказов).
    16. Трагедия “Легкого дыхания” (по рассказу Бунина “Легкое дыхание”).
    17.Художественное совершенство рассказа Бунина “Господин из Сан-Франциско” (или “Легкое дыхание”).
    18. Любовь, красота, память в рассказах Бунина (на материале 1-2 произведений его позднего творчества).
    19. Женские образы поздней бунинской прозы (на материале 2-3 рассказов по выбору учащихся).
    20.”Темные аллеи” любви (смысл названия сборника “Темные аллеи”).
    21.”Солнечный удар” (внезапность и красота любви в рассказах И. А. Бунина).
    22.”Прозаические” стихи и поэтическая проза И. Бунина.
    23.”Горечь” и “сладость” человеческой жизни в изображении Бунина.
    24. Мой любимый рассказ Бунина.
    25.”Мир Бунина – это мир зрительных впечатлений” (А. Блок).

  4. Для творчества Бунина характерен интерес к обыкновенной жизни, умение
    раскрыть трагизм жизни, насыщенность повествования деталями. Бунина принято
    считать продолжателем чеховского реализма. Реализм Бунина отличается от
    чеховского предельной чувствительностью. Как и Чехов, Бунин обращается к
    вечным темам. Для Бунина важна природа, однако, по его мнению, высшим судьей человека является человеческая память. Именно память защищает героев Бунина
    от неумолимого времени, от смерти. Прозу Бунина считают синтезом прозы и
    поэзии. В ней необычайно сильно исповедальное начало (\”Антоновские яблоки\”).
    Зачастую у Бунина лирика заменяет сюжетную основу, появляется рассказ-портрет
    (\”Лирник Родион\”).
    Среди произведений Бунина есть рассказы, в которых расширено эпическое,
    романтическое начало ДД в поле зрения писателя попадает вся жизнь героя
    (\”Чаша жизни\”). Бунин ДД фаталист, иррационалист, его произведениям
    свойственны пафос трагичности и скептицизм. Творчество Бунина перекликается с
    концепцией модернистов о трагедийности человеческой страсти. Как и у
    символистов, на первый план у Бунина выходит обращение к вечным темам любви,
    смерти и природы. Космический колорит произведений писателя, проникнутость
    его образов голосами Вселенной сближает его творчество с буддистскими идеями.
    Произведения Бунина синтезируют в себе все эти концепции.
    Концепция любви у Бунина трагедийна. Мгновения любви по Бунину, становятся
    вершиной жизни человека. Только полюбив, человек по-настоящему может почувствовать другого человека, только чувство оправдывает высокую требовательность к себе и к своему ближнему, только любящий способен преодолеть свой эгоизм. Состояние любви не бесплодно для героев Бунина, оно возвышает души. Одним из примеров необычной трактовки темы любви служит рассказ \”Сны Чанга\”(1916 г). Рассказ написан в форме воспоминаний собаки. Пес чувствует внутреннее опустошение капитана, своего хозяина. В рассказе появляется образ \”дальних работящих людей\”(немцев). Исходя из сравнения с их образом жизни, писатель говорит о возможных путях человеческого счастья:
    1. Труд, чтобы жить и размножаться, не познав при этом полноты жизни;
    2. Бесконечная любовь, которой вряд ли стоит посвящать себя, т.к. всегда
    существует возможность измены;
    3. Путь вечной жажды, поиска, в котором, в прочем, по Бунину тоже нет счастья. Сюжет рассказа как бы противостоит настроению героя. Через реальные факты пробивается по-собачьи верная память, когда в душе был мир, когда капитан и собака были счастливы. Моменты счастья выдвинуты на первый план. Чанг несет в себе идею верности и признательности.
    Это, по мысли писателя, и есть смысл жизни, который ищет человек.
    В лирическом герое Бунина силен страх смерти, однако перед лицом кончины
    многие чувствуют внутреннее духовное просветление, примиряются с концом, не
    желают тревожить своей смертью близких (\”Сверчок\”, \”Худая трава\”).
    Для Бунина характерен особый способ изображения явлений мира и духовных
    переживаний человека путем контрастного сопоставления их друг с другом.
    Так в рассказе \”Антоновские яблоки\” восхищение щедростью и совершенством
    природы соседствует с печалью по поводу умирания дворянских усадеб.
    Ряд произведений Бунина посвящен разоряющейся деревне, в которой правят
    голод и смерть. Идеал писатель ищет в патриархальном прошлом с его
    старосветским благополучием. Запустение и вырождение дворянских гнезд,
    нравственное и духовное оскуднение их хозяев вызывают у Бунина чувство грусти
    и сожаления об ушедшей гармонии патриархального мира, об исчезновении целых
    сословий (\”Антоновские яблоки\”). Во многих рассказах 1890-1900 гг. появляются
    образы \”новых\” людей, рассказы проникнуты предчувствием близких тревожных
    премен. В начале 1900-х гг. лирический стиль ранней прозы Бунина меняется.
    В рассказе \”Деревня\” (1911 г.) отражены драмматические раздумья писателя о
    России, о ее будущем,о судьбах народа, о русском характере. Бунин обнаруживает
    пессимистический взгляд на перспективы народной жизни. Рассказ \”Суходол\”
    поднимает тему обреченности дворянского усадебного мира, становясь летопись
    медленного трагического умирания русского дворянства (на примере столбовых
    дворян Хрущевых). И на любви, и на ненависти героев \”Суходола\” лежит печаль
    тлена, ущербности, закономерности конца. Смерть старого Хрущева, убитого
    своим незаконным сыном, трагическая гибель Петра Петрович предопределены
    самой судьбой. Нет предела косности суходольского быта, доживающие свой век
    женщины живут одними воспоминаниями о прошлом. Заключительная картина
    церковного кладбища, \”потерянных\” могил символизирует потерю целого сословия.
    В \”Суходоле\” Бунин неоднократно проводит мысль о том, что души русского
    дворянина и мужика очень близки, все различия сводятся лишь к материальной
    стороне.

  5. Творчество
    И. А. Бунина

    Для творчества
    Бунина характерен интерес к обыкновенной жизни, умение раскрыть трагизм жизни,
    насыщенность повествования деталями. Бунина принято считать продолжателем
    чеховского реализма. Реализм Бунина отличается от чеховского предельной
    чувствительностью. Как и Чехов, Бунин обращается к вечным темам. Для Бунина
    важна природа, однако, по его мнению, высшим судьей человека является
    человеческая память. Именно память защищает героев Бунина от неумолимого
    времени, от смерти. Прозу Бунина считают синтезом прозы и поэзии. В ней
    необычайно сильно исповедальное начало (“Антоновские яблоки”).
    Зачастую у Бунина лирика заменяет сюжетную основу, появляется рассказ-портрет
    (“Лирник Родион”).
    Среди
    произведений Бунина есть рассказы, в которых расширено эпическое, романтическое
    начало в поле зрения писателя попадает вся жизнь героя (“Чаша
    жизни”). Бунин фаталист, иррационалист, его произведениям свойственны
    пафос трагичности и скептицизм. Творчество Бунина перекликается с концепцией
    модернистов о трагедийности человеческой страсти. Как и у символистов, на
    первый план у Бунина выходит обращение к вечным темам любви, смерти и природы.
    Космический колорит произведений писателя, проникнутость его образов голосами
    Вселенной сближает его творчество с буддистскими идеями.
    Произведения
    Бунина синтезируют в себе все эти концепции. Концепция любви у Бунина
    трагедийна. Мгновения любви по Бунину, становятся вершиной жизни человека.
    Только полюбив, человек по-настоящему может почувствовать другого человека,
    только чувство оправдывает высокую требовательность к себе и к своему ближнему,
    только любящий способен преодолеть свой эгоизм. Состояние любви не бесплодно
    для героев Бунина, оно возвышает души. Одним из примеров необычной трактовки
    темы любви служит рассказ “Сны Чанга” (1916 г). Рассказ написан в
    форме воспоминаний собаки. Пес чувствует внутреннее опустошение капитана,
    своего хозяина. В рассказе появляется образ “дальних работящих людей”(немцев).
    Исходя из сравнения с их образом жизни, писатель говорит о возможных путях
    человеческого счастья:
    1. Труд, чтобы
    жить и размножаться, не познав при этом полноты жизни;
    2. Бесконечная
    любовь, которой вряд ли стоит посвящать себя, т.к. всегда существует
    возможность измены;
    3. Путь вечной
    жажды, поиска,в котором, впрочем, по Бунину тоже нет счастья.
    Сюжет рассказа
    как бы противостоит настроению героя. Через реальные факты пробивается
    по-собачьи верная память, когда в душе был мир, когда капитан и собака были
    счастливы. Моменты счастья выдвинуты на первый план. Чанг несет в себе идею
    верности и признательности.
    Это, по мысле
    писателя, и есть смысл жизни, который ищет человек. В лирическом герое Бунина
    силен страх смерти, однако перед лицом кончины многие чувствуют внутреннее
    духовное просветление, примиряются с концом, не желают тревожить своей смертью
    близких (“Сверчок”, “Худая трава”).
    Для Бунина
    характерен особый способ изображения явлений мира и духовных переживаний
    человека путем контрастного сопоставления их друг с другом. Так в рассказе
    “Антоновские яблоки” восхищение щедростью и совершенством природы
    соседствует с печалью по поводу умирания дворянских усадеб. Ряд произведений
    Бунина посвящен разоряющейся деревне, в которой правят голод и смерть. Идеал
    писатель ищет в патриархальном прошлом с его старосветским благополучием.
    Запустение и вырождение дворянских гнезд, нравственное и духовное оскуднение их
    хозяев вызывают у Бунина чувство грусти и сожаления об ушедшей гармонии
    патриархального мира, об исчезновении целых сословий (“Антоновские
    яблоки”). Во многих рассказах 1890-1900 гг. появляются образы
    “новых” людей, рассказы проникнуты предчувствием близких тревожных
    премен. В начале 1900-х гг. лирический стиль ранней прозы Бунина меняется.
    В рассказе
    “Деревня” (1911 г.) отражены драмматические раздумья писателя о
    России, о ее будущем,о судьбах народа, о русском характере. Бунин обнаруживает
    пессимистический взгляд на перспективы народной жизни. Рассказ
    “Суходол” поднимает тему обреченности дворянского усадебного мира,
    становясь летопись медленного трагического умирания русского дворянства (на
    примере столбовых дворян Хрущевых). И на любви, и на ненависти героев
    “Суходола” лежит печаль тлена, ущербности, закономерности конца.
    Смерть старого Хрущева, убитого своим незаконным сыном, трагическая гибель
    Петра Петрович предопределены самой судьбой. Нет предела косности суходольского
    быта, доживающие свой век женщины живут одними воспоминаниями о прошлом.
    Заключительная картина церковного кладбища, “потерянных” могил
    символизирует потерю целого сословия.
    В
    “Суходоле” Бунин неоднократно проводит мысль о том, что души русского
    дворянина и мужика очень близки, все различия сводятся лишь к материальной
    стороне.

    Список
    литературы

    Для подготовки
    данной работы были использованы материалы с сайта http://sochok.by.ru/

  6. Иван Алексеевич Бунин является одним из крупнейших поэтов двадцатого века. Сегодня это звучит как аксиома. Однако долгое время известность Бунина-прозаика несколько заслоняла для читателей его поэзию. «Антоновские яблоки», «Деревня», «Суходол», «Легкое дыхание» – эти произведения воспринимались как нечто более значительное, нежели бунинская поэзия. Но лирика писателя являет нам пример высокой, национальной культуры.
    Любовь к родной земле, её природе, её истории вдохновляет бунинскую музу. На рубеже двадцатого столетия, когда уже пробивались первые ростки пролетарской литературы и крепло символистское направление, стихи Бунина выделялись приверженностью к прочным классическим традициям. Поэзия Пушкина, Тютчева, Фета, Никитина оставила в душе писателя глубокий след потому, что она являлась как бы частью окружающего его мира. Именно эта поэзия переводила на язык искусства те впечатления, которые получал юный Бунин. Первый этап творчества поэта отмечен значительным влиянием на него таких имен, как Кольцов и Никитин. Они представляются Бунину не просто крупными поэтами, но и крупными национальными художниками, которые служат примером для подражания.
    Близость к природе, к деревенской жизни, её трудовым интересам, её эстетике не могли не отразиться и на формировании литературных вкусов и пристрастий молодого Бунина. Поэзия его становится глубоко национальна. Образ Родины, России складывается в стихах незаметно. Он подготовлен уже пейзажной лирикой, которая навеяна впечатлениями родной ему Орловщины, среднерусской природы. В стихотворении «Родине» (1891 год) Бунин резко и мужественно говорит о родной стране:
    Они глумятся над тобою,
    Они, о родина, корят
    Тебя твоею простотою,
    Убогим видом черных хат…
    Так сын, спокойный и нахальный,
    Стыдится матери своей –
    Усталой, робкой и печальной
    Средь городских его друзей,
    Глядит с улыбкой состраданья
    На ту, кто сотни верст брела
    И для него, ко дню свиданья,
    Последний грошик берегла.
    В стихах 1899 года Иван Алексеевич Бунин нередко приходит к острым социальным обобщениям. Недаром одно из его первых стихотворений – «Деревенский нищий» посвящено голодной крестьянской Руси.
    Однако если ранние стихи Бунина заставляют читателя вспомнить поэзию Кольцова и Никитина, то стихи начала 1900-х годов выдержаны в традициях Фета, Полонского, Майкова. Влияние этих поэтов оказалось весьма сильным. В творчестве Бунина преобладают мотивы любовных мечтаний, ярких ярмарок, веселых катаний ряженых на святках. В этот период поэт остается во власти старой образной системы. Ему приходится внешне банальными средствами добиваться не банального. Он ищет новые возможности в традиционном стихе Бунин выбирает такие сочетания слов, которые порождают у читателя определенные ассоциации:
    Я одинок и ныне – как всегда.
    Но вот закат разлил свой пышный пламень,
    И тает в нем Вечерняя Звезда,
    Дрожа насквозь, как самоцветный камень
    Бесконечно чувствуя живую связь с природой, поэту удалось, идя путем Фета и Полонского, достигнуть истинной красоты и совершенства в стихе. Лишь говоря с природой на её языке, можно было войти в её бесконечный и таинственный мир:
    Усадьба по-осеннему молчала.
    Весь дом был марте в полночной тишине,
    И, как ребенок брошенный, кричала
    Ушастая пустушка на гумне.
    В противовес беззаботному отношению к природе поэтов народнического толка, Бунин с сугубой дотошностью, точно производит её мир:
    Шумели листья, облетая,
    Лес заводил осенний вой…
    Каких-то серых птичек стая
    Кружилась по ветру с листвой.
    Хотелось вместе с вихрем шумным
    Кружиться по лесу, кричать –
    И каждый медный лист встречать
    Восторгом радостно-безумным!
    Это описание природы особенно контрастно по отношению к общественной жизни страны. Ведь Россия с 1903 по 1906 год переживала шквал первой русской революции. В это время Бунин не спеша отшлифовывал свои произведения, путешествуя по странам Востока. В его стихах того периода мы не найдем города, городской жизни, отзвуков общественной борьбы. Но в дальнейшем у писателя появляются прозаические произведения, в которых отражается непростая жизнь общества. А в стихотворении «Пустошь» Бунин воссоздает образы отравленных рабьей психологией людей, тех, кто отдал все свои силы темной жизни:
    Мир вам, давно забытые! – Кто знает
    Их имена простые? Жили – в страхе,
    В безвестности – почили. Иногда
    В селе ковали цепи, засекали,
    На поселенье гнали. Но стихал
    Однообразный бабий плач – и снова
    Шли дни труда, покорности и страха…
    Если на грани века для бунинской поэзии наиболее характерна пейзажная лирика, то в пору 1906–1911 годов Бунин всё более обращается к лирике философской, продолжающей поэзию Тютчева. Личность поэта необычайно расширяется, обретает способность различных перевоплощений:
    Я человек: как бог, я обречен
    Познать тоску всех стран и всех времен.
    Философская лирика периода 1917 года всё более теснит пейзажную. Бунин стремится заглянуть за пределы реальности. Поэзия его приобретает черты обреченности, обреченности кровного ему дворянского класса. Мистическое и смертное дыхание ощутимо в его стихах, которое особенно усилится в эмиграции. Где же выход? Бунин находит его в возвращении к природе и любви. Поэт появляется в облике лирического героя. Надо отметить, что любовная лирика Бунина невелика количественно. Но в ней раскрываются многие искания поздней поры.
    За рубежом, в эмиграции, Бунин остается верен себе, своему таланту. Он изображает красоту мира, русской природы, размышляет о тайне жизни. Но в его стихах до самой смерти звучит боль и тоска по родине и невосполнимость этой утраты.
    Бунин-эмигрант не принял новое государство, но сегодня мы вернули как национальное достояние всё лучшее, что было создано писателем. Певец русской природы, мастер интимной лирики, Бунин продолжает классические традиции, учит любить и ценить родное слово.

  7. Итоговое сочинение по творчеству И.А. Бунина.
    «Чистый понедельник»
    Я думаю, начать стоит с того, что с Буниным я познакомился совершенно случайно два года назад, найдя его книгу среди еще непрочитанного на полке. С самого начала меня привлекли печальные, холодные и темные, но не лишенные романтической красоты нотки в его творчестве. Не скрою: я не люблю произведения, посвященные теме любви, однако бунинский подход к этому вопросу меня сразил. Странные, с глубоким смыслом вещи, похожие на бархатные завитки рассказы затягивают, обволакивают, погружая в мир совершенно иной – с приглушенными красками, мягкими контурами предметов и лиц, размытыми силуэтами… Как таковой любви в привычном понимании этого слова я найти в рассказах не смог, но тем и лучше. Любовь, она словно где-то рядом, а я хожу вокруг нее, слышу, но не вижу. Удивительно, но, несмотря на то, что к символистам Бунина отнести никак нельзя, есть в его рассказах эта странная атмосфера тайны, мистики, чего-то иного рядом. Можно прочувствовать прикосновения «другого мира» на своем лице, однако все ведь так просто! Я считаю, это, несомненно, талант. Но вернемся к рассказам.
    В сборнике «Темные аллеи» собраны красивые и приятные для прочтения вещи, однако ни одно из произведений не произвело на меня такого впечатления, как «Чистый понедельник». При прочтении меня не покидало чувство, что я смотрю очень медленный, молчаливый, с привкусом нуара фильм. «Понедельник» написан действительно красиво, романтически красиво. Рассказ, несмотря на светлые, «шампанские» моменты, пронизан чувством некой тоски, грусти. Несмотря на обилие диалогов, не ощущается их сила, не чувствуется, что разговоры на самом деле есть, кажется, что все это так, лишь мимолетное и ни о чем. Самое главное остается там, за словами, выраженное в едва заметных мелочах и скупых выражениях. Как же это привлекательно!
    Она. Кто же такая Она? Странная девушка, противоречивая, тихая, но что-то в ней, что-то таинственное и темное заставляет меня невольно обращать на нее внимание и испытывать к ней чувства смешанные и непонятные. Чем-то Она напомнила мне чеховскую Нину в последних сценах «Чайки», она напомнила мне Хари Лема, она напомнила мне еще много кого странного. Странно, но в некоторых моментах она даже напомнила мне самого себя. Эта девушка, Она… Я не могу назвать ее человеком, это будто бы плененная этим миром душа, жаждущая вырваться их этих платьев в совсем другой мир, в котором видит она красоту и ужас. Интересно, что Она не подходит под определение «религиозная». Да, Она увлечена духовными вещами, даже в монастырь уходит, но, все же, что-то не дает мне сказать о ней, что она религиозна. Может, уход в монастырь – лишь способ стать немного ближе к миру, ее привлекаемому? Она религиозна красиво, чуть искусственно, на мой взгляд, но так, что это не вызывает никакого отчуждения. Мне кажется, Она живет ради чего-то очень важного, но пока недосягаемого для нас. Итак, если коротко, то Она потрясла меня своей натурой. Я не встречал до этого в литературе (я говор о литературе периода Бунина) подобных явлений как Она.
    Что ж, «Чистый понедельник» стал для меня открытием, точкой, где я могу останавливаться снова и снова, перечитывать и думать снова и снова. Таких произведений мало, скажу честно, и большинство из них, конечно, имеют довольно мрачный характер и налет смерти. Я был поражен тому, что у Бунина, казавшегося мне раньше довольно романтичным и светлым человеком, я найду такую вещь. И я остался приятно удивлен «Понедельнику», оставившему во мне свой след.

  8. Твой труд переживет тебя, поэт,
    Переживут творца его творенья,
    Живого не утратит выраженья
    С тебя когда-то списанный портрет.
    И. Бунин
    Я люблю и ценю творчество Ивана Алексеевича Бунина, первого русского писателя — лауреата Нобелевской премии. Но особенно он мне близок и понятен как поэт. Красота, смерть, любовь, разлука — все эти вечные темы получили трогательное и просветленное воплощение в стихотворениях Бунина. Его стихи — это страстная тяга к совершенству, к счастью на земле.
    Я где-то читал, что Бунин мечтал стать вторым Пушкиным или Жуковским. В стихотворении “Эпитафия”, на мой взгляд, четко видна традиционная духовная связь Бунина с этими великими мастерами стиха:
    Здесь, в тишине кладбищенской аллеи,
    Где только ветер веет в полусне,
    Все говорит о счастье и весне.
    Сонет любви на старом мавзолее
    Звучит бессмертной грустью обо мне,
    А небеса синеют вдоль аллеи.
    По философской насыщенности это стихотворение Бунина роднится с лучшими образцами философской лирики Жуковского, Пушкина, Лермонтова и Баратынского.
    Особое место в поэзии Бунина занимает описание родной природы. Очень точно, мне кажется, подметил особенность Бунина-живописца М. Горький: “Когда я буду писать о вашей книге стихов, я, между прочим, буду сравнивать вас с Левитаном”. Нравится мне, как отозвался о таком Бунине Г. Адамович: “… один из последних лучей какого-то чудного русского дня”.
    Удивительное чувство красоты природы и человеческой души И. Бунин вынес из своего детства, которое прошло среди орловских лесов и полей. Картины и сюжеты этого сказочно красивого русского края вошли во многие его стихи и прозу. Даже когда в стихах Бунина не присутствует человек, его родство с пейзажем четко ощущается:
    Тепло и влажный блеск.
    Запахли медом ржи,
    На солнце бархатом пшеницы отливают,
    И в зелени ветвей, в березах у межи,
    Беспечно иволги болтают.
    Уже в ранних стихотворениях Бунина проявились характерные особенности его поэтического стиля: четкость и простота сюжетов, красочные эпитеты, щемящее лирическое чувство. Бунин, словно чародей, завораживает своего читателя, поражая его воображение слиянием человеческой души и природы:
    Вон радуга… Весело жить.
    И весело думать о небе,
    О солнце, о зреющем хлебе
    И счастьем простым дорожить…
    Поэт обращает внимание читателя на то, мимо чего он мог беспечно пройти, не заметив:
    О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
    А счастье всюду. Может быть, оно —
    Вот этот сад осенний за сараем
    И чистый воздух, льющийся в окно.
    Пристально вглядывается Бунин в настоящее и прошлое России. Итогом его философской лирики становятся признаки краткости человеческого существования на земле. Человек и космос притягивают его воображение, рождают смелые мысли:
    Сажусь на камень теплого балкона.
    Он озарен могильно, — бледный свет
    Возьмет от звезд. Не слышно даже звона
    Ночных цикад… Да, в мире жизни нет.
    Есть только Бог над горными огнями,
    Есть только он, несметный, ветхий днями.
    По-моему, способность соединять в своем сознании обыденное и высокое — отличительная черта большого таланта.
    Как всякий русский поэт, Бунин не миновал в своем творчестве мотивов одиночества, ностальгических настроений. Видимо, наша родина так просторна и грустна в своем почти космическом пейзаже, что болезненные чувства одиночества в будущем, прошлом и настоящем посещают русских поэтов независимо от внешних влияний. Я думаю, что и без эмиграции, со всеми ее чувственными символами, Бунин был бы горестно влюблен в свое “одиночество” посреди “русского космоса”. Физическая разлука с родиной только более оформила эти чувства:
    Золотой недвижный свет
    До постели лег.
    Никого в подлунной нет,
    Только я да Бог.
    Знает только он мою
    Мертвую печаль,
    То, что я от всех таю…
    Холод, блеск, мистраль.
    Но и в эмиграции поэт сохранил свой чудесный — бунинский — русский язык, глубокое уважение к родному слову. В поэзии Бунин всегда и везде ценил философскую наполненность, ясность и благородство устремлений.
    Известно, что в последние годы жизни Бунин почти не писал стихов, но зато его проза становилась все поэтичнее. Высокой поэзией пропитаны такие его прозаические вещи, как “Лика”, “Солнечный удар”, “Жизнь Арсеньева”. В “Жизнь Арсеньева”, по-моему, вошли все поэтические мироощущения Бунина, поэтому об этом произведении и говорят, что оно написано как бы ни о чем. На самом деле — это страстное желание Бунина излить свою душу, рассказать свою жизнь, то, что довелось ему повидать в этом мире любви, ненависти и разлуки. Задача — явно поэтическая.
    И все же самое главное место в поэтическом творчестве Бунина занимает тема Родины:
    Бесцветный запах чист — жди к полночи мороза.
    И соловьи всю ночь поют из теплых гнезд
    В дурмане голубом дымящего навоза,
    В серебряной пыли туманно-ярких звезд.
    Поэты всегда немножечко горячее и страстнее ратуют за умножение духовных ценностей своего народа и вообще человечества, поэтому Бунин для меня прежде всего поэт, который занимает свое достойное место в русской классической поэзии.

  9. Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет…
    М. Горький
    Иван Алексеевич Бунин — крупнейший мастер русской реалистической прозы и выдающийся поэт начала XX века, родился 10 (22) октября 1870 года.
    Многое видел и пережил Бунин на своем долгом веку. Многое вместила его редкая память, на многое откликнулся его великий талант. Деревенская и провинциальная глушь Средней России, страны Западной Европы, жизнь русского крестьянина, цейлонского рикши и американского миллионера, древние сторожевые курганы Дикого поля, места, где бились полки Игоревы, Греция, Египет, Сирия, Палестина, окраины Сахары, пирамиды Хеопса, развалины Баальбека, тропики, океан… Словами любимого поэта Саади говорил Бунин о себе: “Я стремился обозреть лицо мира и оставить на нем чекан души своей”. Не было, пожалуй, другого писателя, который бы столь родственно воспринимал и вмещал в своем сознании далекую древность и современность, Россию, Запад и Восток.
    Писатель-реалист видел и неминуемое разрушение, и запустение дворянских усадеб, наступление буржуазных отношений, проникавших в деревню. Он правдиво показал темноту и косность старой деревни, создал множество своеобразных, запоминающихся характеров русских крестьян. Проникновенно писал о чудесном даре любви, о неразрывной связи человека с природой, о тончайших движениях души.
    Как чуткий художник, Бунин ощущал близость великих социальных потрясений. Наблюдавший вокруг социальное зло, невежество, жестокость, Бунин в то же время со скорбью и страхом ожидал скорого развала, падения “великой державы Российской”. Это определило его отношение к революции и братоубийственной гражданской войне, понудило покинуть родину.
    Он написал одно из самых известных произведений о революции 1917 года — “Жизнь Арсеньева”,— которое потрясает своей правдивостью. Это один из немногих писателей старой России, который не принял революцию, до конца остался верен себе, своим убеждениям.
    Литературная деятельность Бунина началась в конце 80-х годов XIX века. Молодой писатель в таких рассказах, как “Кастрюк”, “На чужой стороне”, “На хуторе” и других, рисует безысходную нищету крестьянства. В рассказе на “Краю света” автор описывает переселение безземельных крестьян Украины в далекий Уссурийский край, передает трагические переживания переселенцев в момент разлуки с родными местами, слезы детей и думы стариков.
    Произведения 90-х годов отличаются демократизмом, знанием народной жизни. Происходит знакомство Бунина с писателями старшего поколения. В эти годы Бунин пытается сочетать реалистические традиции с новыми приемами и принципами композиции. Он становится близок к импрессионизму. В рассказах того времени господствует размытая фабула, создается музыкальный ритмический рисунок.
    Например, рассказ “Антоновские яблоки”. В нем показаны внешне не связанные эпизоды жизни угасающего патриархально-дворянского быта, которые окрашены лирической грустью и сожалением. Однако в рассказе не только тоска по запустелым дворянским имениям. На страницах возникают перед нами чарующие пейзажи, овеянные чувством любви к родине, которые утверждают счастье того момента, когда человек может полностью слиться с природой.
    И все-таки социальные моменты постоянно присутствуют в его произведениях. Вот бывший солдат Мелитон из рассказа “Мелитон”, которого прогнали сквозь строй и который потерял семью. Или картины голода в рассказах “Руда”, “Эпитафия”, “Новая дорога”. Эта социальная обличительная тема как бы оттесняется на второй план в рассказах “Туман”, “Тишина”. В них на первый план выступают вечные проблемы жизни и смерти, неувядающая красота природы.
    В 1909 году Бунин возвращается к теме деревни. Он пишет прекрасное произведение “Деревня”. Деревенская жизнь дана в нем через восприятие братьев Тихона и Кузьмы Красновых.
    Кузьма хочет учиться, Тихон закоренелый кулак, который безжалостен к крестьянам. В рассказе правдиво показана отрицательная сторона деревенского быта, угнетение крестьян, их разорение.
    В 1911 —1913 годах Бунин все шире охватывает различные стороны русской действительности. В этот период он пишет “Суходол”, “Последнее свидание”, “Хорошая жизнь”, “Чаша жизни”, “Игнат” и другие повести. Например, в повести “Суходол” Бунин пересматривает традиции поэтизации усадебной жизни, преклонения перед красотой угасающих дворянских гнезд.
    Накануне революционных событий Бунин пишет рассказы, особенно обличающие погоню за наживой. В них звучит осуждение буржуазного общества. В рассказе “Господин из Сан-Франциско” писатель особенно подчеркнул эфемерность власти денег над человеком. Стоило богатому господину умереть, его деньги, положение перестают играть малейшую роль в судьбе его семьи. В рассказе осуждается этот престарелый господин, который в погоне за своими миллионами погубил тысячи жизней других людей.
    Классическими произведениями о любви стали рассказы “Легкое дыхание” и “Холодная осень”. В них с невероятной силой показаны характеры русских женщин. “Легкое дыхание” — поэтический взлет юной, восторженной души, которая сгорела в пламени своих невыраженных чувств, задохнулась необычайно легким дыханием. “Холодная осень” — позднее произведение писателя. В нем через рассказ о жизни женщины, которая пронесла через войну, смерть, лишения любовь к человеку и родине, чувствуется бунинская тоска по родине, его переживания, любовь к России.
    Живя в эмиграции, Бунин жестоко страдал от разлуки с Россией, мрачно убеждал всех и себя самого в ее конце, писал в первые годы раскаленным пером полустатьи, полупамфлеты, полурассказы. Однако почерневшая от горя душа его не переставала украдкой возвращаться в родные места.
    Среди тем намечалась одна — главная. Бунин искал человека всеобъемлющего, целого — уже готовилась “Жизнь Арсенье-ва” — этот монолог о России, о ее неповторимой природе, взращенной в ее недрах культуре, о ее национальной душе. Автобиографическая основа “Жизни Арсеньева” несомненна. Но перед нами, собственно, не воспоминания, а произведение, в котором давние события и факты преобразованы, переосмыслены. Первые детские впечатления и впечатления отрочества, жизнь в усадьбе и учение в гимназии, картины русской природы и быт нищающего дворянства служат лишь канвой для фило софской и этической концепции Бунина. Автобиографический материал преображен писателем столь сильно, что книга эта смыкается с рассказами зарубежного цикла, в которых художественно осмысливаются вечные проблемы — жизнь, любовь, смерть.
    Главное в романе — расцвет личности человека. Перед нами исповедь большого художника, воссоздание им с величайшей подробностью той обстановки, в которой проявились самые ранние его творческие импульсы. “Жизнь Арсеньева” носит итоговый характер, обобщает события и явления почти полувековой давности. Выделяется роман в ряду поздних произведений Бунина чувством полного торжества любви над смертью.
    “Жизнь Арсеньева” — главная книга Бунина, главная потому, что она. при своем небольшом объеме, как бы собрала все написанное им до нее.
    В 1933 году “за строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типично русский характер” Бунину была присуждена самая престижная премия — Нобелевская премия в области литературы.
    Долгое время известность Бунина-прозаика несколько заслоняла для читателей его поэзию. Лирика писателя являет нам пример высокой национальной культуры.
    Любовь к родной земле, ее природе, ее истории вдохновляет бунинскую музу. На рубеже двадцатого столетия, когда уже пробивались первые ростки пролетарской литературы и крепло символистское направление, стихи Бунина выделялись приверженностью к прочным классическим традициям.
    Близость к природе, к деревенской жизни, ее трудовым интересам, ее эстетике не могли не отразиться и на формировании литературных вкусов и пристрастий молодого Бунина. Поэзия его становится глубоко национальной. Образ Родины, России складывается в стихах незаметно. Он подготовлен уже пейзажной лирикой, которая навеяна впечатлениями родной ему Орловщины, среднерусской природы. В стихотворении “Родине” (1891 г.) Бунин резко и мужественно говорит о родной стране:
    Они глумятся над тобою,
    Они, о родина, корят
    Тебя твоею простотою,
    Убогий видом черных хат…
    Так сын, спокойный и нахальный,
    Стыдится матери своей —
    Усталой, робкой и печальной
    Средь городских его друзей…
    Излюбленной темой его стихов была природа. Ее образ проходит через все его поэтическое творчество.
    Бесконечно чувствуя живую связь с природой, поэту удалось, следуя Фету и Полонскому, достичь истинной красоты и совершенства стиха. Лишь говоря с природой на ее языке, можно было войти в ее бесконечный и таинственный мир:
    Усадьба по-осеннему молчала.
    Весь дом был мертв в полночной тишине,
    И, как ребенок брошенный, кричала
    Ушастая пустушка на гумне.
    В противовес беззаботному отношению к природе поэтов народнического толка, Бунин с сугубой дотошностью, точно воспроизводит ее мир:
    Шумели листья, облетая,
    Лес заводил осенний вой…
    Каких-то серых птичек стая
    Кружилась по ветру с листвой.
    Хотелось вместе с вихрем шумным
    Кружиться по лесу, кричать —
    И каждый медный лист встречать
    Восторгом радостно-безумным!
    Буниным написано огромное количество прекрасных произведений, где он философствует, размышляет о смысле жизни, о предназначении человека в этом мире:
    Я человек: как Бог, я обречен
    Познать тоску всех стран и всех времен.
    Философская лирика периода 1917 года все более теснит пейзажную. Бунин стремится заглянуть за пределы реальности. Поэзия его приобретает черты обреченности, обреченности кровного ему дворянского класса. Мистическое и смертное дыхание ощутимо в его стихах, которое особенно усилится в эмиграции. Где же выход? Бунин находит его в возвращении к природе и любви. Поэт появляется в облике лирического героя. Надо отметить, что любовная лирика Бунина невелика количественно. Но в ней раскрываются многие искания поздней поры.
    За рубежом, в эмиграции, Бунин остается верен себе, своему таланту. Он изображает красоту мира, русской природы, размышляет о тайне жизни. Но в его стихах до самой смерти звучит боль и тоска по родине и невосполнимость этой утраты…
    Бунин был превосходным переводчиком. Он переводил Байрона (“Каин”, “Манфред”), Мицкевича (“Крымские сонеты”).
    Бунин-эмигрант не принял новое государство, но сегодня мы вернули как национальное достояние все лучшее, что было создано писателем. Певец русской природы, мастер интимной лирики, Бунин продолжает классические традиции, учит любить и ценить родное слово.
    Для нас он является вечным символом любви к своему Отечеству и образцом культуры.
    Дворянин по происхождению, разночинец по образу жизни, поэт по дарованию, аналитик по складу ума, неутомимый путешественник, Бунин совмещал, казалось бы, несовместимые грани мировосприятия: возвышенно-поэтический строй души и аналитически трезвое видение мира, напряженный интерес к современной России и к прошлому, к странам древних цивилизаций, неустанные поиски смысла жизни и религиозное смирение перед ее непознаваемой сутью.
    ?

  10. Для творчества Бунина характерен интерес к обыкновенной жизни, умение
    раскрыть трагизм жизни, насыщенность повествования деталями. Бунина принято
    считать продолжателем чеховского реализма. Реализм Бунина отличается от
    чеховского предельной чувствительностью. Как и Чехов, Бунин обращается к
    вечным темам. Для Бунина важна природа, однако, по его мнению, высшим судьей человека является человеческая память. Именно память защищает героев Бунина
    от неумолимого времени, от смерти. Прозу Бунина считают синтезом прозы и
    поэзии. В ней необычайно сильно исповедальное начало (“Антоновские яблоки”).
    Зачастую у Бунина лирика заменяет сюжетную основу, появляется рассказ-портрет
    (“Лирник Родион”).
    Среди произведений Бунина есть рассказы, в которых расширено эпическое,
    романтическое начало ДД в поле зрения писателя попадает вся жизнь героя
    (“Чаша жизни”). Бунин ДД фаталист, иррационалист, его произведениям
    свойственны пафос трагичности и скептицизм. Творчество Бунина перекликается с
    концепцией модернистов о трагедийности человеческой страсти. Как и у
    символистов, на первый план у Бунина выходит обращение к вечным темам любви,
    смерти и природы. Космический колорит произведений писателя, проникнутость
    его образов голосами Вселенной сближает его творчество с буддистскими идеями.
    Произведения Бунина синтезируют в себе все эти концепции.
    Концепция любви у Бунина трагедийна. Мгновения любви по Бунину, становятся
    вершиной жизни человека. Только полюбив, человек по-настоящему может почувствовать другого человека, только чувство оправдывает высокую требовательность к себе и к своему ближнему, только любящий способен преодолеть свой эгоизм. Состояние любви не бесплодно для героев Бунина, оно возвышает души. Одним из примеров необычной трактовки темы любви служит рассказ “Сны Чанга”(1916 г). Рассказ написан в форме воспоминаний собаки. Пес чувствует внутреннее опустошение капитана, своего хозяина. В рассказе появляется образ “дальних работящих людей”(немцев). Исходя из сравнения с их образом жизни, писатель говорит о возможных путях человеческого счастья:
    1. Труд, чтобы жить и размножаться, не познав при этом полноты жизни;
    2. Бесконечная любовь, которой вряд ли стоит посвящать себя, т.к. всегда
    существует возможность измены;
    3. Путь вечной жажды, поиска, в котором, в прочем, по Бунину тоже нет счастья. Сюжет рассказа как бы противостоит настроению героя. Через реальные факты пробивается по-собачьи верная память, когда в душе был мир, когда капитан и собака были счастливы. Моменты счастья выдвинуты на первый план. Чанг несет в себе идею верности и признательности.
    Это, по мысли писателя, и есть смысл жизни, который ищет человек.
    В лирическом герое Бунина силен страх смерти, однако перед лицом кончины
    многие чувствуют внутреннее духовное просветление, примиряются с концом, не
    желают тревожить своей смертью близких (“Сверчок”, “Худая трава”).
    Для Бунина характерен особый способ изображения явлений мира и духовных
    переживаний человека путем контрастного сопоставления их друг с другом.
    Так в рассказе “Антоновские яблоки” восхищение щедростью и совершенством
    природы соседствует с печалью по поводу умирания дворянских усадеб.
    Ряд произведений Бунина посвящен разоряющейся деревне, в которой правят
    голод и смерть. Идеал писатель ищет в патриархальном прошлом с его
    старосветским благополучием. Запустение и вырождение дворянских гнезд,
    нравственное и духовное оскуднение их хозяев вызывают у Бунина чувство грусти
    и сожаления об ушедшей гармонии патриархального мира, об исчезновении целых
    сословий (“Антоновские яблоки”). Во многих рассказах 1890-1900 гг. появляются
    образы “новых” людей, рассказы проникнуты предчувствием близких тревожных
    премен. В начале 1900-х гг. лирический стиль ранней прозы Бунина меняется.
    В рассказе “Деревня” (1911 г.) отражены драмматические раздумья писателя о
    России, о ее будущем,о судьбах народа, о русском характере. Бунин обнаруживает
    пессимистический взгляд на перспективы народной жизни. Рассказ “Суходол”
    поднимает тему обреченности дворянского усадебного мира, становясь летопись
    медленного трагического умирания русского дворянства (на примере столбовых
    дворян Хрущевых). И на любви, и на ненависти героев “Суходола” лежит печаль
    тлена, ущербности, закономерности конца. Смерть старого Хрущева, убитого
    своим незаконным сыном, трагическая гибель Петра Петрович предопределены
    самой судьбой. Нет предела косности суходольского быта, доживающие свой век
    женщины живут одними воспоминаниями о прошлом. Заключительная картина
    церковного кладбища, “потерянных” могил символизирует потерю целого сословия.
    В “Суходоле” Бунин неоднократно проводит мысль о том, что души русского
    дворянина и мужика очень близки, все различия сводятся лишь к материальной
    стороне.
    ?

  11. Тема любви в творчестве. И. А. Бунин много писал о любви, ее трагедиях и редких мгно-вениях настоящего счастья. Эти произведения отмечены необыкновенной поэтизацией человеческого чувства, в них раскрылось чудесное дарование писателя, его способность проникать в интимные глубины сердца, с их неизведанными и непознанными закона-ми. Для Бунина в истинной любви есть нечто общее с вечной кра-сотой природы, поэтому прекрасно только такое чувство любви, которое естественно, не ложно, не выдумано. Для него любовь и существование без нее — две враждебные жизни, и если погибает любовь, то та, другая жизнь, уже не нужна.
    Возвышая любовь, Бунин не скрывает, что она приносит не толь-ко радость, счастье, но и очень часто таит в себе муки, горе, разочарование, смерть. «Неужели вы еще не знаете, что любовь и смерть связаны неразрывно? Каждый раз, когда я переживал любовную катастрофу, — я был близок к самоубийству».
    Историю трагичной любви поведал Бунин в рассказе «Солнеч-ный удар». Случайное знакомство на пароходе. Обычное «дорож¬ное приключение», «мимолетная встреча». Но чем же закончилось для героев все это случайное и мимолетное? «На меня точно затмение нашло… Или, скорее, мы оба получили что-то вроде солнечного удара», — признается спутница поручика. Проводив ее домой и вернувшись в гостиницу, герой вдруг почувствовал, как сердце его «сжалось непонятной нежностью» при воспоминании о ней. Когда же он понял, что потерял ее навеки, «он почувствовал такую боль и такую ненужность своей дальнейшей жизни без нее, что его охватил ужас, отчаянье». И снова бунинский мотив усиливает трагедию человека: любовь и смерть всегда рядом.
    Сборник рассказов «Темные аллеи» можно назвать энциклопе-дией любовных драм. Писатель создавал его в годы Второй миро-вой войны. Когда книга увидела свет, читатели были потрясены «вечной драмой любви». Сам Бунин писал о ней: «Она говорит о трагичном и многом нежном и прекрасном, — думаю, что это самое лучшее и самое прекрасное, что я написал в жизни». И хотя во многих рассказах любовь, о которой поведал писатель, трагична, Бунин утверждает, что всякая любовь — великое счастье, даже если она завершается разлукой, страданием. К такому выводу приходят многие бунинские герои, потерявшие, проглядевшие или сами раз-рушившие свою любовь. Но это прозрение, просветление приходит к героям слишком поздно, как, например, к Виталию Мещерскому, герою рассказа «Натали». Бунин поведал историю любви студента Мещерского к юной красавице Натали Станкевич. Трагедия этой любви кроется в характере Мещерского, который испыты¬вает к одной девушке искреннее и возвышенное чувство, а к другой — «страстное телесное упоение», и то и другое кажется ему любовью. Но любить сразу двух невозможно. Физическое влечение к Соне быстро проходит, а остается настоящая любовь к Натали на всю жизнь. Но автор завершил союз Мещерского и Натали безвре-менной гибелью героини.
    В рассказах о любви И. А. Бунин утверждает истинные духов¬ные ценности, красоту и величие человека, способного на боль¬шое, самоотверженное чувство, рисует любовь как чувство высокое, идеальное, прекрасное, несмотря на то, что она несет не только радость и счастье, но иногда — горе, страдание, даже гибель.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *