Сочинение по литературе на тему творчество пушкина

10 вариантов

  1. Даже самые маленькие жители нашей планеты знакомы с творчеством Александра Сергеевича Пушкина по его известным произведениям, таким как «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мёртвой царевне», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке», «У лукоморья дуб зелёный», «Сказка о попе и о работнике его Балде». А.С.Пушкин – величайший поэт России, его произведения – это целые сокровища, оставленные потомкам, это достояние всей нашей страны, не зря век, в котором жил и творил этот необычайно талантливый поэт, вошёл в историю литературы как золотой век. Очень жаль, что жизнь Пушкина оборвалась трагически на дуэли, когда ему было всего 37 лет. Наверное, ещё очень многие великие произведения должны были родиться, если бы не эта злополучная дуэль.
    Несмотря на свою короткую жизнь, Пушкин успел написать много произведений, впоследствии ставших мировой классикой. С творчеством Пушкина мы знакомимся с раннего детства, маленьким детям, ещё не умеющим читать самостоятельно, родители рассказывают «Сказку о рыбаке и рыбке» и другие известные творения А.С.Пушкина. Каждый из нас в своё время заучивал стихотворение «У лукоморья дуб зеленый» и, наверное, оно остаётся в нашей памяти на всю жизнь.
    На протяжении всей жизни мы читаем Пушкина, почти в каждом городе есть памятник, посвящённый этому величайшему поэту. Творчество Пушкина не может оставлять нас равнодушными. Все мы переживали за судьбу Дубровского, с интересом следили за историей любви героев повести «Капитанская дочка» Маши Мироновой и Петра Гринева. В романе «Евгений Онегин» есть ответы на многие жизненные вопросы, поэтому это произведение называют энциклопедией русской жизни.
    Больше всего из творчества Пушкина мне нравится роман «Евгений Онегин», любимый герой этого произведения у меня Татьяна Ларина. Да и сам автор любит эту героиню за её естественность, близость с природой, искренность. Из деревни она перебирается в Москву, но аристократическая жизнь её совсем не портит, её индивидуальность никуда не девается. Возлюбленный Татьяны Евгений Онегин в конце романа признаётся ей в любви, Татьяна любит его, но не остаётся с ним, потому что не может нарушить клятву, данную мужу.

  2. Одна из моих любимых сказок – «Сказка о царе Салтане». Мама читала мне ее перед сном и я оказывался в волшебном, завораживающем мире. Эту сказку я мог слушать каждый вечер, она мне совсем не надоедала. Сейчас я стал старше, мне стала ближе лирика поэта. Такие стихи, как «Признание», «Желание», «Анчар» не могут оставить равнодушным никого.
    Пушкин одинаково хорошо писал и о любви, и о природе, и о войне, и о свободе. Его образы полноценны и объемны, все они несут определенный посыл. Поэт учит нас честности, щедрости, верности своим принципам. Он воспевает в своих произведениях лучшие душевные качества, призывая не терять их, какими бы ни были обстоятельства.
    Хорошим примером этому можно считать «Капитанскую дочку». Главный герой произведения, Петр Гринев, хоть и вырос в аристократической семье, не был испорчен. У него была добрая и честная душа, а еще он оказался верным долгу и очень отважным. Такие герои всегда восхищают читателя, с них хочется брать пример.
    Просто и красиво Пушкин доносит до читателя свои мысли и чувства. Его язык очень гармоничен и понятен каждому. Поэт не является сторонним наблюдателем происходящего, он всегда искренне сопереживает своим героям и заставляет сопереживать нас.
    Произведения Александра Сергеевича во все времена входили в школьную программу и не зря. Они многому нас учат, заставляют любить и гордиться родным языком, настолько красиво они сложены. Этот поэт уникален и, думаю, навсегда останется таковым, он «памятник себе воздвиг нерукотворный…».

  3. Сочинение на тему:  «Творчество А.С.Пушкина в моей жизни».
    Пушкин – чудо России. Он  единственный
    воистину любимый.  (Н. Теффи)
    Все мы хорошо знаем известного писателя Александра Сергеевича Пушкина. Сколько замечательных стихов и сказок он написал! Стихи его прекрасны. Читаешь их, и будто поднимают они тебя над землёй, и ты чувствуешь, видишь всё, о чём написал поэт. Как много в них тепла, сердечности, ярких красок ,особенно золотистого цвета. Все волшебно в произведениях Пушкина. Мы его называем «Солнце русской поэзии».
    Пушкин  нисколько не состарился.  Ничего не устарело в языке, в речи, в тёплом   душевном отношении автора к  своим героям .
    «Все смолкли, слушают Баяна:
    И славит сладостный певец
    Людмилу-прелесть и Руслана
    И Лелем свитый им венец.»
    Он писал не только для детей, но и для взрослых. Бабушка говорит, что в старших классах мы будем читать  «Евгения Онегина» и «Капитанскую дочку»  и откроем для себя немного другого Пушкина. Я сейчас начал читать  поэму«Руслан и Людмила» и восхищён , как кратко  и ярко , и как много мыслей приходят в голову…
    « … Потупили  смущённый взгляд:
    То три соперника Руслана;
    В душе несчастные таят
    Любви и ненависти яд.»
    Сказки А. С. Пушкина  поучительны: они учат нас не быть жадными на примере сказок«О рыбаке и рыбке» и «О попе  и  работнике  его  Балде». Держать данное слово и не «терять» голову от любви на примере сказки «Золотой петушок». А  в сказках «О мертвой царевне…»  и  «О царе Салтане…»    Пушкин предупреждает нас, что в жизни встречаются и жестокие люди,  будьте осторожны.
    Много бы ещё прекрасных стихов, сказок и поэм он мог бы написать, но жизнь его рано прервалась.
    Его произведения воспитательны, понятны и здоровы для души. Я никогда не забуду его стихов и сказок. Они всегда будут в моём сердце.
    ( Василенко Данила  10 лет)

  4. Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799. Всем, от мала до велика, знакомо Творчество великого русского классика. Кто в детстве не слушал знаменитые сказки о царе Салтане, о золотом петушке, о мертвой царевне, о рыбаке и рыбке. Все они красивые, добрые и наполненные огромным смыслом. Как говорится “сказка ложь, да в ней намек”. Пушкинские сказки учат нас вере в лучшее. Что не волшебством или богатством достигается счастье. Что чистота души, верность данному слову трудолюбие и доброта будут вознаграждены.
    Александр Сергеевич – основоположник
    русской реалистической литературы. Его произведения заставляют верить в любовь, дружбу, верность и честь, и в то, что зло будет наказано. Произведения проникнуты высокой человечностью и гуманизмом, народностью, огромным идейным богатством и одновременно предстают перед нами в совершенной художественной форме.
    Стихотворения Пушкина отражение красоты и эстетики. Они переполнены сопереживанием с героями, нежностью и искренностью. Они волнуют душу трепетными словами, полны любви и благоговения, света и спокойствия.
    Мое любимое стихотворение у великого Александра Сергеевича – “Я вас
    любил…”. Это стихотворение гениально и просто. В спокойной и грациозной форме автор передал нам чистоту любовного переживания.
    Читая произведения Пушкина, можно забыть обо всем на свете. Его слова увлекают за собой в мир благородных героев, искренних чувств и самопожертвования. Пушкин в своих произведениях также воспевал природу. Стихотворения проникнуты любовью к родной природе. Простые и доступные образы делают лирику поэта незабываемой. Они то навевают грусть, то радость и оптимизм. В каждой строчке поэта контраст и гармония одновременно.
    Вклад великого классика в мировую культуру огромен. Одновременно он с поразительной художественной глубиной выражает национальные особенности российской культуры. Существенную роль в Творчестве поэта занимает свобода. Пушкин был декабристом. Александра Сергеевича Пушкина постоянно волновала тема свободы и судьба Родины. О судьбе России Пушкин писал в оде “Вольность”.
    Пушкинские герои свободолюбивы. Но свобода в Творчестве поэта одновременно возвышенный идеал и трагическая проблема. Любовь к Родине и свобода заняли достойное место в многостороннем творчестве поэта.
    (1 votes, average: 5.00 out of 5)
    Loading…

    Похожие сочинения:

    Анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина “Пророк” Пророк – стихотворение Александра Сергеевича Пушкина, написанное в 1826 году. Главным героем произведения является сам поэт, который ищет смысл жизни, и смысл своего творчества. В первых строчках, поэт описывает свое…
    Анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина “Кавказ” На написание стихотворения Пушкина вдохновила поездка на Кавказ в 1829 году. Прогулка в горах вызвала у него восторг и даже не примечательные утесы, и тощий мох вызывают у него восхищение….
    Сочинение по трагедии Александра Пушкина “Борис Годунов” А. С. Пушкин – один из немногих известных литературных гениев, творчество которых отличается жанровым разнообразием. Вот и трагедия “Борис Годунов” не является исключением: яркая историко-политическая тематика выделяется на фоне преобладающей…
    Сочинение на тему: Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова “Смерть поэта” Стихотворение “Смерть поэта” написано в 1837 году. Это стихотворение связано со смертью А. С. Пушкина. Когда Пушкин умирал, Лермонтов был болен. Лермонтов первый, кто написал правду о гибели А. С….
    Творчество А. С. Пушкина в тридцатые годы Личностное духовное созревание Пушкина всегда протекало синхронно его творческому росту. Новое качество обрела личная жизнь Александра Сергеевича после женитьбы в 1831 г. на Наталье Николаевне Гончаровой. В семейной жизни великий…
    Сочинение на тему Благородство против подлости (По роману А. С. Пушкина “Дубровский”) А. С. Пушкин всю свою жизнь ненавидел подлость, несправедливость и самодурство. Своими произведениями он боролся против них, Особенно ярко это проявляется в его романе “Дубровский”. В этом романе Пушкин противопоставляет…
    Любовь в лирике Пушкина Чувство любви Много веков вдохновляет творческих людей к созданию шедевров мирового масштаба в литературе, живописи, скульптуре и других сферах. Любовь неотъемлемая часть жизни человека. Без любви к избраннику, матери, ребенку…
    Сочинение на тему Романтизм и ирония в “Повестях Белкина” А. С. Пушкина “Повести Белкина” являются одним из лучших образцов реалистической прозы XIX века. Построены они довольно необычно: небольшие картинки из жизни имеют своеобразные романтические сюжеты, которые можно назвать “вечными”. На самом деле,…
    СОЧИНЕНИЕ-РАЗМЫШЛЕНИЕ О СТИХОТВОРЕНИИ А. С. ПУШКИНА “К ЧААДАЕВУ” Читая стихи Пушкина, мы не только попадаем под обаяние его изумительного поэтического дара, но и открываем для себя особый талант этого поэта – талант дружбы. Стихотворения, посвященные дружбе, занимают особое…
    СОЧИНЕНИЯ АЛЕКСАНДРА ПУШКИНА В. Г. БЕЛИНСКИЙ СОЧИНЕНИЯ АЛЕКСАНДРА ПУШКИНА Статья восьмая. “Евгений Онегин” (Фрагменты) Признаемся: не без некоторой робости приступаем мы к критическому рассмотрению такой поэмы, как “Евгений Онегин”. И эта робость оправдывается…
    Сочинение на тему “Сказочный образ Царевны-лебедь в произведениях А. С. Пушкина” Царевна лебедь предстает перед читателем в сказке Пушкина “О царе Салтане”. Сын Салтана – Гвидон помогает лебедю вырваться из лап коршуна, он пожертвовал ради нее последней стрелой, с помощью которой…
    Сочинение на тему Образ Пугачева в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка&quot Повесть А. С. Пушкина называется “Капитанская дочка”, но как раз Машу Миронову можно назвать второстепенным действующим лицом. Сюжетное напряжение повести держится на трех опорных точках. Это образы Швабрина, Гринева и…
    Сочинение на тему Метель в повести А. С. Пушкина А. С. Пушкин часто размышлял о роли случая в жизни человека. От чего зависит человеческая судьба? Насколько предопределены события? Может ли человек сам менять свою жизнь? Эти вопросы Пушкин ставил…
    Сочинение на тему Образ Маши Мироновой в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка&quot 1 вариант сочинения. В повести “Капитанская дочка” Пушкин нарисовал яркие образы. Описывая поступки героев, их отношение к окружающим, их внешность, передавая мысли и чувства, писатель создает у нас четкое представление…
    Сочинение на тему Любимая сказка Современник А. С. Пушкина С. Т. Аксаков написал сказку “Аленький цветочек” в 1858 году. С того времени прошло уже 155 лет. Наше поколение читателей знакомится со сказками сначала в устной…
    ПОХОЖИЕ СУДЬБЫ ГЕРОИНЬ А. С. ПУШКИНА (по роману А. С. Пушкина “Евгений Онегин”) Александр Сергеевич Пушкин, работая над романом “Евгений Онегин”, любовался чудесной девушкой, оживающей под его пером. Поэт с любовью описывает ее внешность, силу чувств, “милую простоту”. На многих страницах он невольно…
    ВОЛЬНОЛЮБИВАЯ ЛИРИКА А. С. ПУШКИНА (вариант 1) …В мой жестокий век восславил я свободу…” А. С. Пушкин Идея свободной России проходит через все творчество Пушкина. Уже в своем раннем творчестве Пушкин выступал против несправедливости и деспотизма существующего…
    Сочинение на тему: “Верность” Быть верным кому-то или чему-то это важный выбор и каждый должен сделать его в жизни. Мы сами для себя должны решить, кому мы хотим быть верными. Если Родине, то патриот…
    Философская лирика А. С. Пушкина Русская литература 1-й половины XIX века Философская лирика А. С. Пушкина Невозможно представить себе русскую поэзию без такого, бесспорно, великого поэта, как А. С. Пушкин. Он стал незабываемой личностью в…
    ВОЛЬНОСТЬ И СВОБОДА В ЛИРИКЕ А. С. ПУШКИНА Мировоззрение великого русского поэта А. С. Пушкина сформировалось под влиянием событий, которые волновали русское общество начала XIX века. Будущий поэт стал свидетелем победы русского народа над Наполеоном в Отечественной войне…
    “СУЩЕСТВО ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ, НАТУРА ГЛУБОКАЯ…” (по роману А. С. Пушкина Евгений Онегин) Великий русский критик и мыслитель В. Г. Белинский писал о Татьяне Лариной, героине романа А. С. Пушкина, что это – “существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная”. Часто говорят о “тургеневских…
    РАННЕЕ РОМАНТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО М. ГОРЬКОГО КЛАССИКА А. М. ГОРЬКИЙ РАННЕЕ РОМАНТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО М. ГОРЬКОГО Время написания ранних романтических рассказов Горького – начало 90-х годов XIX века, время тяжелое и неопределенное. С предельной реалистичной правдивостью изображают…
    Сочинение на тему “Дружба” Жил когда-то некий мудрец, греческий философ Аристотель и он дал определение того, что же такое дружба. Дружба с человеком – это наслаждение общением с ним. Все очень просто, проще не…
    Своеобразие любовной лирики Пушкина Своеобразие любовной лирики Пушкина План I. Поэт-лирик Пушкин. II. Развитие чувства в любовной лирике Пушкина. 1. Лицейский последователь Анакреона. 2. Неизбывная потребность любить. III. Женщина – предмет восхищения, пылких, искренних…
    Читая Александра Твардовского У большинства писателей и поэтов есть книги, которые можно назвать главными. Произнес: “Лев Толстой” – и рядом смело можно поставить “Войну и мир”, скажи: “Александр Пушкин” – и сразу же…
    Разделяете ли вы мнение исследователей о том, что “Капитанская дочка” А. С. Пушкина – “зерно” русского романа-эпопеи? Разделяете ли вы мнение исследователей о том, что “Капитанская дочка” А. С. Пушкина – “зерно” русского романа-эпопеи? Отвечая на поставленный вопрос, отметьте, что многие произведения А. С. Пушкина, будучи по…
    Сочинение на тему: Поэзия как состояние души А что же такое “поэзия”? Если вы думаете, что это просто обыденные стишки, то мне жаль, но такое утверждение является ошибочным. Поэзия – это то, что окрыляет читателя, касается самых…
    Владимир Агатов: биография и творчество Агатов Владимир Гариевич (настоящее имя – Вэлвл Исидорович Гуревич) родился в 1901 году в Киеве. В молодости поменял много профессий, в том числе – был журналистом-фельетонистом. В 18 лет выступил…
    НАРОД, ВЛАСТЬ И ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ В ТВОРЧЕСТВЕ А. С. ПУШКИНА Каждый поэт рано или поздно начинает размышлять о назначении своего творчества. Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина занимает особое место: Поэзия, как ангел-утешитель, Спасла меня, и я воскрес душой….
    Творчество Омара Хайяма Омар Хайям – известный персидский поэт, философ, математик, астроном и астролог. Большой промежуток времени творчество Хайяма была забыто, вплоть до переводов его рубаев на другие языки. Рубаи поэта представляют в…
    Сочинение на тему: Творчество Александра Сергеевича Пушкина

  5. Творчество А. С. Пушкина.
    Александра Сергеевича Пушкина принято считать родоначальником русской классической литературы. Это не означает, что до него в России не было писателей, драматургов и поэтов. Просто до него литераторы в основном копировали иностранные традиции, в первую очередь французскую. Русское просвещённое дворянство увлекалось французским искусством и создавало произведения в том же духе, которые оставались непонятными менее родовитому и «просвещённому» населению. Попытки создать национальную литературу были (это пробовали делать и Карамзин, и Жуковский – друзья, вдохновители и предшественники Пушкина), но эти попытки не были безупречными.
    Как и другие писатели своего времени, Пушкин охотно пользовался зарубежным опытом, подражал поэзии классицизма и романтизма, Байрону и другим, особенно в ранний период творчества. Однако он насыщал «заимствованные» формы оригинальным содержанием, отражающим именно современную ему русскую действительность. Его остроумные и подчас едкие стихи и поэмы написаны гораздо более живым языком, чем творения его старших собратьев по перу, переполненные архаизмами и не всегда уместным «высоким штилем». Поэт иронизировал и над самой классической формой: так, стихотворение «Телега жизни» пародирует классические поэтические штампы на тему «колесницы жизни» и сравнивает неприглядную реальность с идеалистической концепцией. В произведениях Пушкина очень много народной речи, которая вместе с прежней «литературной» составляющей стала основой для современного русского литературного языка.
    Много внимания Пушкин уделяет русскому фольклору. Его сказки, с которых многие дети начинают знакомство с его творчеством, являются обработанными народными сказками, которые в оригинальной форме можно найти, к примеру, в сборнике Афанасьева.

  6. 6
    Текст добавил: МиХаИлОв_ДеБиЛоВ

    Творчество А.С.Пушкина: темы, лирический герой
    Тема свободы в лирике А.С.Пушкина
    Варианты темы:
    —         Эволюция идеала свободы в лирике А.С.Пушкина
    —         «В мой жестокий век восславил я свободу»
    —         Вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина
    —         «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы»
    —          «Во глубине сибирских руд»
    2. А.С.Пушкин о поэте и поэзии
    Варианты темы:
    —         Тема поэта и поэзии в творчестве А.С.Пушкина
    —         Поэт и толпа в лирике А.С.Пушкина
    —         «Таков и ты поэт»
    —         «Веленью божию, о муза, будь послушна…»
    —         Власть и поэт
    —         » Поэт! В твоей предметы воле!»
    —          «Пророк»
    3. Тема любви и дружбы в лирике А.С.Пушкина
    Варианты темы:
    —         Тема дружбы в лирике А.С.Пушкина
    —         Тема любви в лирике А.С.Пушкина
    —         Многообразие любовных переживаний в лирике А.С.Пушкина
    —         «Любовь и дружество» в лирике А.С.Пушкина
    Философские мотивы лирики А.С.Пушкина
    Тема природы в лирике А.С.Пушкина
    Тема памяти в лирике А.С.Пушкина
    Тема Родины в лирике А.С.Пушкина
    Жанровое своеобразие лирики А.С.Пушкина
    —         Романтическая лирика А.С.Пушкина
    —         Реализм лирики А.С.Пушкина
    4. Лирический герой поэзии А.С.Пушкина
    Варианты темы:
    —         «И неподкупный голос мой был эхо русского народа»
    —         Образ лирического героя поэзии А.С.Пушкина
    —         Мир Пушкинской поэзии
    —         Гуманизм лирики А.С.Пушкина
    —         Оптимизм поэзии А.С.Пушкина
    5. Мое любимое стихотворение А.С.Пушкина
    6. Основные мотивы лирики А.С.Пушкина
    7. «Евгений Онегин» — «энциклопедия русской жизни»
    Варианты темы:
    —         » Евгений Онегин» — «роман, в котором отразился век…»
    —         Русское общество в романе «Евгений Онегин»
    —         Изображение дворянства в романе «Евгений Онегин»
    —         «Роман «Евгений Онегин»  — «энциклопедия русской жизни и в высшей степени народное произведение»(В.Г.Белинский)
    8. Жанровое своеобразие романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
    Варианты темы:
    — Почему Пушкин назвал роман «Евгений Онегин» «свободным»?
    9. Сюжет и конфликт в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
    10. Сюжет и композиция романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
    11. Образ Евгения Онегина
    Варианты темы:
    —         В чем трагедия Онегина?
    —         Онегин и Ленский
    —         Можно ли назвать Онегина «лишним человеком»?
    12. Образ Татьяны Лариной в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
    Варианты темы:
    —         «Я так люблю Татьяну милую мою»
    —         Татьяна и Онегин
    —         Татьяна и Ольга
    —         Сестры Ларины в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
    —         Женские образы в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
    13. Система образов в ромаен А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
    14. Идейно-художественное своеобразие романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
    15. Средства раскрытия характеров в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
    16. Природа в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
    17. Образ автора в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
    Варианты темы:
    —         Автор и герой в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
    —         Автор и читатель в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
    18. Лирические отступления в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
    19. Проблема смысла жизни, счастья и долга в романе А.С,Пушкина «Евгений Онегин»
    20. Историческая тема в творчестве А.С.Пушкина
    Варианты темы:
    —         Судьба России в трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов»
    —         Образ Петра 1 в творчестве А.С.Пушкина
    21. Жанровое своеобразие прозы А.С.Пушкина
    22. Сюжет и конфликт повести «Капитанская дочка»
    23. Сюжет и композиция повести «Капитанская дочка»
    24. Сюжет и конфликт романа «Дубровский»
    25. Сюжет и композиция романа «Дубровский»
    26. Система образов повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
    27. Система образов романа А.С.Пушкина «Дубровский»
    28. Жанровое своеобразие повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
    29. Жанровое своеобразие романа А.С.Пушкина «Дубровский»
    30. Образ народного предводителя в прозе А.С.Пушкина
    Варианты темы:
    —         Пугачев и пугачевцы на страницах «Капитанской дочки»
    —         Преемственность в изображении народного бунта в творчестве А.С.Пушкина
    —         «Русский бунт бессмысленный и беспощадный»
    —         Образ Пугачева в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
    31. Идейно-художественное своеобразие прозы А.С.Пушкина
    32. Средства раскрытия характеров в прозе А.С.Пушкина
    33. Автор и герой в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
    34. Черты реализма и романтизма в лирике Пушкина
    35. Жанровое своеобразие стихотворение Пушкина «Деревня»

  7. Пушкин, Александр Сергеевич –
    Биография и творчество
    В редкую эпоху личная судьба человека была так тесно связана с историческими событиями – судьбами государств и народов, – как в годы жизни Пушкина. В 1831 году в стихотворении, посвященном лицейской годовщине, Пушкин писал:
    Давно ль друзья… но двадцать лет
    Тому прошло; и что же вижу?
    Того царя в живых уж нет;
    Мы жгли
    Москву; был плен Парижу;
    Угас в тюрьме Наполеон;
    Воскресла греков древних слава;
    С престолом пал другой Бурбон.
    Ни в одном из этих событий ни Пушкин, ни его лицейские однокурсники не принимали личного участия, и тем не менее историческая жизнь тех лет в такой мере была частью их личной биографии, что Пушкин имел полное основание сказать: ”Мы жгли
    Москву”. ”Мы” народное, ”мы” лицеистов (”Мы возмужали…” в том же стихотворении) и ”я” Пушкина сливаются здесь в одно лицо участника и современника Исторической Жизни.
    Жизнь Пушкина была такой же интересной, как и его поэзия. Необыкновенным было само происхождение поэта. У этого русского человека и русского писателя – Александра Сергеевича
    Пушкина – прадед был абиссинец, уроженец Африки, по имени Ибрагим, человек с почти черным лицом и черными курчавыми волосами.
    Ибрагим (или, иначе, Абрам) маленьким мальчиком был украден у отца, попал в Турцию, а оттуда был привезен в подарок царю Петру Первому. Он получил фамилию Ганнибал (Аннибал), сделался военным инженером и умер девяносто двух лет в чине генерала.
    Пушкин рассказывает, что ”до глубокой старости Аннибал помнил еще
    Африку, роскошную жизнь отца[1], девятнадцать братьев, из коих он был меньшой; помнил, как их водили к отцу, с руками, связанными за спину, между тем как он один был свободен и плавал под фонтанами отеческого дома; помнил также любимую сестру свою Лагань, плывшую издали за кораблем, на котором он удалялся”.
    Мать Пушкина, Надежда Осиповна Ганнибал, была внучкой этого ”арапа Петра Великого” (так называется роман, посвященный прадеду Пушкина). В наружности Пушкина сказались черты его африканского прадеда: у него были курчавые волосы (хотя не черные, а темно-русые), крупные губы. Характера он был горячего, вспыльчивого.
    Пушкин родился в Москве 6 июня (а по старому стилю –
    26 мая) 1799 года. Он был сыном небогатого помещика Сергея
    Львовича Пушкина. Детство его было нерадостное. Отец и мать мало любили своего сына Сашу и мало уделяли ему внимания; все заботы и ласки отдавались его младшему брату Левешке. Пушкин очень дружил со своей сестрой Ольгой, она была старше его на полтора года; они всегда играли вместе. Пушкин в детстве был очень нервного характера: то он был молчалив, ленив, вял, то, наоборот, шалил и резвился, не слушался родителей, упрямился, за что его строго наказывали.
    Пушкин горячо любил свою бабушку Марью Алексеевну, которая заботилась о нем, заступалась за него. Бабушка будущего поэта, человек чисто русского облика, языка и ума. Чуткий
    Дельвиг недаром будет восхищаться складом русской речи пушкинской бабушки в ее письмах внуку, когда тот станет лицеистом. К тому же все, что могла говорить и внушать носившая африканскую фамилию русская (по матери – Ржевская) бабка поэта, обретало насыщенный контекст в самой жизни, ибо летом вся семья всегда перебиралась в ее именье Захарово и русского деревенского воздуха за пять лет мальчик, слава богу, нахватался. Тем более что и в Захарово, и того же прихода деревне Большие Вяземы люди умели и петь и плясать: селения были богатыми. Потому-то и позднее в мундирном лицейском воспитании Царского Села останется жить бойкий русский мальчишка деревенского Подмосковья:
    Мне видится мое селенье,
    Мое Захарово…–
    напишет Пушкин-лицеист в стихах 1815 года. Мое!
    И это ощущение своего Захарово пронесется через всю жизнь. ”Все наше рушилось, Марья”, с горечью скажет поэт, навестив Захарово уже в 1830 году. Наше!
    Кстати, именно бабка первоначально научила поэта русскому чтению и русскому письму.
    Как известно родной дядюшка Василий Львович окажется для
    Пушкина, что он не однократно шутливо обыграет, поэтическим дядюшкой. В лицейских стихах 1816 года ”Дяде, назвавшему сочинителя братом” племянник-поэт писал:
    Я не совсем еще рассудок потерял
    От рифм бахических, шатаясь на Пегасе,
    Я не забыл себя, хоть рад, хотя не рад.
    Нет, нет – вы мне совсем не брат:
    Вы дядя мне и на Парнасе.
    Однако и дядька Никита Козлов станет для него чуть ли не поэтическим дядькой. Есть свидетельства, что Никита не только был знатоком и передатчиком сказов и былин, но и создавал по их мотивам с Соловьями Разбойниками и Ерусланами собственные стихи. Не здесь ли одна из причин родства опекуна и его питомца: позднее
    Александр Пушкин немедленно вызовет барона Модеста Корфа, поднявшего на его дядьку руку, дуэль, а Никита Козлов повезет тело поэта к последнему пристанищу в Святых Горах после роковой дуэли 1837 года.
    Не исключено, впрочем, что сама воспринимавшаяся с детства народность тоже была пестра и противоречива. Написал же Пушкин, буквально на все откликавшийся, еще отроком ”жестокий” романс:
    Под вечер, осенью ненастной,
    В далеких дева шла местах
    И тайный плод любви несчастной
    Держала в трепетных руках
    Все было тихо – лес и горы,
    Все спало в сумраке ночном;
    Она внимательные взоры
    Водила с ужасом кругом.
    И на невинное творенье,
    Вздохнув, остановила их…
    ”Ты спишь, дитя, мое мученье,
    Не знаешь горестей моих,
    Откроешь очи и тоскуя
    Ко груди не прильнешь моей.
    Не встретишь завтра поцелуя
    Несчастной матери твоей…” и т.д.
    Этот ”Романс” стал первым ”народным ” произведением
    Пушкина.
    Была в доме у Пушкиных няня, крепостная крестьянка Арина
    Радионовна. Она ухаживала за детьми и любила маленького Пушкина, как родного сына. Няня знала множество народных сказок, народных песен, и прекрасно умела рассказывать их. Недаром она стала одним из самых знаменитых образов пушкинского окружения, если не вообще знаком русского начала при Пушкине, да и во всей нашей жизни сделалась как бы символом всех русских нянь.
    Прежде всего потому, что она стала одним из самых постоянных, знаменитых и, так сказать, хрестоматийных образов пушкинской поэзии:
    Подруга дней моих суровых,
    Голубка дряхлая моя,
    Одна в глуши лесов сосновых
    Давно, давно ты ждёшь меня.
    Ты под окном своей светлицы
    Горюешь, будто на часах,
    И медлят поминутно спицы
    В твоих наморщенных руках.
    Глядишь в забытые вороты
    На чёрный отдалённый путь;
    Тоска, предчувствия, заботы
    Теснят твою всечасно грудь…
    (”Няне”)
    Это не сентиментальное воспоминание о прошлом. Это – о няне, потому что о себе, при котором она была не детской, а всегдашней няней, постоянным часовым. Это написано в зрелую пору обретения окончательных ценностей. То же несколько ранее (” Зимний вечер ”) и много позднее (”…Вновь я посетил…”). Вообще, очень многие описания русских народных нравов и обычаев не были бы у Пушкина так живы и хороши, если б он не был с детства пропитан рассказами из народной жизни.
    Традиция изучения французской литературы продолжится и даже усилится в Лицее, но традиция ” изучения старинных песен, сказок и т. п.” здесь почти прервётся: почему поэт и скажет в сердцах о недостатках проклятого своего воспитания именно тогда, когда он быстро и упорно, и опять при няне в Михайловском, будет от таких недостатков избавляться.
    Выпьем, добрая подружка
    Бедной юности моей,
    Выпьем с горя; где же кружка?
    Сердцу будет веселей.
    Спой мне песню, как синица
    Тихо за морем жила;
    Спой мне песню, как девица
    За водой поутру шла, –
    попросит поэт в стихах 1825 года ”Зимний вечер”.
    Казалось бы, в условиях Лицея ”француз” Пушкин должен был особенно усиленно писать французские стихи. Ничего подобного. Почти все, что пишется, а пишется много всего, пишется по-русски. И здесь, в отроческом Лицее, тем более необходимыми и постоянно вызываемыми будут впечатления детских до лицейских лет: домашние, русские, деревенские, сказочные – народные:
    Но детских лет люблю воспоминанье,
    Ах! умолчу ль о мамушке моей,
    О прелести таинственных ночей,
    Когда в чепце, старинном одеянье,
    Она, духов молитвой уклоня,
    С усердием перекрестит меня
    И шепотом рассказывать мне станет
    О мертвецах, о подвигах Бовы…
    От ужаса не шелохнусь, бывало,
    Едва дыша, прижмусь под одеяло,
    Не чувствуя ни ног, ни головы.
    Под образом простой ночник из глины
    Чуть освещал глубокие морщины […]
    Волшебники, волшебницы слетали,
    Обманами мой сон обворожали…
    Такие детские впечатления подлинного ”золотого детства” питали поэта во все лицейские годы – и это стихотворение написано в 1816 году, да и называется ”Сон”. А пушкинские сны – не простая условность, они всегда рождаются из самых глубин души человека и уводят в ее подспудье, часто и самому-то человеку неведомое.
    Летом 1817 года Пушкин вместе с однокашниками покинул Лицей. В
    1824 году Пушкин писал: ”Вышед из Лицея, я почти тотчас уехал в
    Псковскую деревню моей матери. Помню как обрадовался сельской жизни, русской бане, клубнике, но все это нравилось мне не долго.
    Я любил и доныне люблю шум и толпу”. Много позднее взрослый, мудрый Пушкин разлюбит ”шум и толпу” и будет стремиться в деревню как последнее человеческое прибежище. Поэтому и в стихи деревня на протяжении нескольких лет, по сути, никак не войдет.
    Единственное ”деревенское” стихотворение, даже названное
    ”Деревня”, которое напишется в 1819 году, все-таки не очень деревенское. Само ”содержание” ”Деревни” больше определяется событиями петербургской жизни и впечатлениями столичной жизни. Юный
    Пушкин любит ”шум и толпу” и весь устремляется туда.
    Годы жизни в столице – особенно поначалу – имели колоссальное значение для становления и развития Пушкина человека и поэта. Их отличали, во-первых, необычайная широта охвата. Во- вторых, громадная интенсивность переживания.
    В юности Пушкин так же широко и сразу принимал жизнь, как в детстве и отрочестве книги. В первый и единственный раз у
    Пушкина книги решительно отступили и уступили жизни. Неустанная борьба с книгой – вечный пушкинский принцип. При одном выпадении или, во всяком случае, ослаблении – двух ранних петербургских лет:
    ”Друзья Пушкина единогласно свидетельствуют, что, за исключением двух первых годов жизни в свете, никто так не трудился над дальнейшим своим образованием, как Пушкин ”. Пушкин в это время как бы вне книги. В большой литературной работе настоящего (то есть 1817 – 1820 годов), в поэме ”Руслан и Людмила”, поэт питается прежде всего литературными впечатлениями прошлого – детством и Лицеем. Но зато большую литературную работу будущего –
    ”Онегина” – широко и разнообразно питают жизненные впечатления настоящего.
    Юный Пушкин не просто жил везде и со всеми. Гораздо более того: он был единственным человеком в тогдашней России, кто жил так. ”Круг знакомства у Пушкина, – писал Анненков, – должен был охватить все слои общества. Как литератор и светский человек, будущий автор ”Евгения Онегина” уже поставлен был, с начала зимы
    1817 года, в благоприятное условие, редкое вообще у нас, видеть вблизи разные классы общества”. Но при расставании с молодостью, на рубеже 1823 – 1824 годов, и при начале работы над своим подлинно ”романом века ”, при воссоздании жизни русского общества
    Пушкину даже не нужно будет обогащать себя дополнительными впечатлениями.
    Достаточно широкая и насыщенная картина русской жизни запечатлевалась у Пушкина в особых жанрах. Пушкин быстро работает в ”быстрых” жанрах: и особенно в эпиграмме, которая сразу входила в жизнь, очень точно попадала в ее ритм.
    И все же можно сказать, что в эти годы уже создается
    ”Евгений Онегин”, во всяком случае его первая глава, ведь позднее, на юге и в Михайловском светская жизнь будет изображаться по памяти.
    ”Разработки” Пушкина поражают широтой и тщательностью.
    ”Разработка” светской жизни шла рука об руку с разработкой жизни театра, особенно тесно связанной тогда с жизнью света, вообще с жизнью дворянского общества. Юноша Пушкин жил в театре как юноша и именно это состояние первых юных увлечений и упоений волшебством театра передал в ”Онегине”, хотя в ”Онегине”-то уже совершенно по-взрослому оценивал его репертуар:
    Волшебный край! Там в стары годы,
    Сатиры смелой властелин,
    Блистал Фонвизин, друг свободы,
    И переимчивый Княжнин;
    Там Озеров невольны дани
    Народных слез рукоплесканий
    С младой Семеновой делил;
    Там наш Катенин воскресил
    Корнеля гений величавый;
    Там вывел колкий Шаховской
    Своих комедий шумный рой,
    Там и Дидло венчался славой,
    Там, там под сению кулис
    Младые дни мои неслись.
    1817 – 1820 годы, так называемый петербургский период, наиболее вольнолюбивый, собственно гражданский, самый политический.
    Идеи гражданской свободы, политического радикализма как никогда более и как нельзя лучше отвечали ”прекрасным” – благородным порывам юности. Непосредственное восприятие противоречивой русской социальной и политической жизни, все сильнее обнажавшихся в конце десятых годов, находило немедленный отклик в многочисленных пушкиских эпиграммах и стихах, проникнутых юным негодованием и нетерпением (”нетерпеливою душой”, – сказал сам Пушкин).
    Воозмущенная юная душа находила выражение в ”возмутительных”, характеристике императора, стихах, которыми Пушкин ”наводнил
    Россию”. В своей оде ”Вольность” он с горечью писал:
    Увы! куда ни брошу взор –
    Везде бичи, везде железы,
    Законов гибельный позор,
    Неволи немощные слезы;
    Везде неправедная власть…
    В другом стихотворении он так изображал крепостное право:
    Не видя слез, не внемля стона,
    На пагубу людей избранное судьбой,
    Здесь братство дикое, без чувства, без закона,
    Присвоило себе насильственной лозой
    И труд, и собственность, и время земледельца.
    Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
    Здесь рабство тощее влачится по браздам
    Неумолимого владельца.
    Пушкин писал резкие, насмешливые стихи про самого царя, про его приближенных. Царю и правительству вскоре стало известно о том, сто молодой Пушкин пишет революционные стихи, что их все читают, что молодежь ими восхищается. За эти стихи его хотели посадить в тюрьму , но друзья Пушкина стали хлопотать просить царя о смягчении приговора. Его оставили на свободе, но выслали на юг, в далекий Кишинев. Так в 1820 году весной началась ссылка
    Пушкина.
    Пушкин думал, что его высылают ненадолго, что через полгода он вернется Петербург. Но на деле оказалось не так, ссылка продолжалась шесть лет и захватила лучшие, молодые годы поэта.
    К счастью первые месяцы ссылки Пушкину разрешили пожить в семье своего друга Н.Н. Раевского. С этой семьей Пушкин совершил путешествие на Кавказ и в Крым.
    Во время путешествия перед ним открылся новый мир. Он впервые увидел снежные вершины Кавказских гор, он купался в горных реках, увидел дикую южную природу, увидел незнакомый ему народ – кавказских горцев, смелых, сильных и ловких воинов. Пушкин жадно наблюдал все новое, невиданное для него, зорко подмечал все подробности, чтобы потом рассказать об этом в своих стихах. О
    Кавказе Пушкин написал поэму ”Кавказский пленник”. В этой трогательной поэме Пушкин рассказывает о природе; он подробно и живо описывает жизнь горцев, их одежду, вооружение, их праздники и игры.
    Пожив на Кавказе, Пушкин поехал с семьей Раевских в Крым.
    Здесь – новые, сильные впечатления: он увидел море и чудесные картины крымской природы. Пушкин ехал на корабле ночью из Феодосии в Гурзуф. ”Перед светом я заснул, – рассказывает Пушкин. –
    Между тем корабль остановился в виду Гурзуфа. Проснувшись я увидел картину пленительную: разноцветные горы сияли; плоские кровли хижин татарских издали казались ульями, прилепленными к горам, тополи, как зеленые колонны, стройно возвышались между ними. Справа огромный Аю-Даг… и кругом это синее чистое небо, и светлое море, и блеск, и воздух полуденный”.
    Крым описан Пушкиным в поэме ”Бахчисарайский фонтан”; о бессарабских степях Пушкин написал грустную поэму ”Цыганы”.
    Первые годы ссылки Пушкин жил в отдаленном Кишиневе, тосковал по родине и рвался на свободу. Ему не хватало друзей, людей понимающих поэзию, кому он мог бы показать свои новые произведения. Он писал друзьям в Петербург, чтобы они помогли ему возвратиться на родину, но император Александр был не преклонен: на все просьбы отвечал отказом. Пушкин чувствовал себя как в тюрьме, мечтал убежать на свободу. В стихотворении ”Узник” он изображает себя в виде заключенного в темницу. Лишенный, как и он, свободы, молодой орел зовет его убежать из тюрьмы:
    Зовет меня взглядом и криком своим
    И вымолвить хочет: ”Давай улетим!
    Мы вольные птицы; пора, брат, пора!”
    Единственным утешением Пушкина была его работа. Через три года Пушкина перевели в Одессу, большой прекрасный город, где жило много образованных людей, где был хороший театр. Первое время
    Пушкин в Одессе чувствовал себя хорошо, меньше тосковал, много развлекался и много работал. Но это облегчение жизни Пушкина было недолгим. Его новый начальник, наместник края граф Воронцов, не понимал, какой великий поэт служит в его канцелярии. Он обращался с Пушкиным пренебрежительно, как с мелким чиновником, да еще сосланным в наказание. Пушкин стал писать насмешливые эпиграммы на
    Воронцова. Эти меткие и острые стихи всеми повторялись потихоньку, и над Воронцовым стали смеяться. Пушкин написал про него:
    Полумилорд, полукупец,
    Полумудрец, полуневежда,
    Полуподлец, но есть надежда,
    Что будет полным наконец.
    Такие эпиграммы доходили до Воронцова, и он еще больше сердился на Пушкина, писал на него доносы в Петербург и просил, чтобы Пушкина убрали из Одессы. Граф добился своего, и вскоре
    Пушкина отставили от службы, велено уму было немедленно ехать в деревню, принадлежавшую его отцу, – сельцо Михайловское, Псковской губернии, и жить там без права выезда куда бы то ни было и под строгим надзором властей. Так летом 1824 года началась вторая ссылка Пушкина.
    В Михайловском Пушкин жил со своей старушкой няней Ариной
    Родионовной, изредка ездил к соседкам, живущим за три версты от него. Хотя Михайловское не так далеко от Петербурга и Москвы, но друзья и знакомые Пушкина боялись его навещать: он был сослан в деревню по приказу самого царя за революционные стихи. За ним в
    Михайловском неустанно следили, и опасно было показывать свою дружбу с этим ”политическим преступником”. Но все же лучшие друзья Пушкина – поэт Дельвиг и будущий революционер Пущин – не побоялись и в разное время навестили Пушкина . Но таких радостных минут не так было много у ссыльного. Друзья боялись за него, думая, что он не выдержит жизни в глуши, а одиночестве и погибнет.
    Но Пушкин был не простой человек – он был поэт, и притом с громадной силой духа. Через много лет, вспоминая это время,
    Пушкин писал в одном стихотворении:
    Поэзия, как ангел-утешитель,
    Меня спасла и я воскрес душой.
    О чем же он мог писать в деревне, где не было ни южной прекрасной, живописной природы, ни гор, ни потоков, ни моря? Здесь не было ни диких черкесов, ни бродячих цыган; здесь вообще ничего необыкновенного не было, а была простая русская природа: деревья, рощи, тихие реки, озера; жили простые люди – не разбойники, не мрачные злодеи. И вот Пушкин, первый из наших писателей, стал с этого в своей поэзии говорить о самом простом, о том, что, кажется, все видят и знают, но что под пером поэта оказывается таким интересным, привлекательным и дорогим: о русской природе, простой и скромной, но такой прекрасной, такой родной и близкой нам.
    Самое замечательное его произведение этого периода – большой стихотворный роман ”Евгений Онегин”, над которым он работал больше восьми лет. В Михайловском же Пушкин написал большую пьесу
    ”Борис Годунов”, где он показал народное восстание против царя
    Бориса Годунова.
    14 декабря 1835 года произошло восстание на Сенатской площади в Петербурге, где несколько революционных полков отказались дать присягу новому императору. Восстание было подавлено, и начались аресты, два лицейских товарища Пушкина были сосланы в
    Сибирь: поэт Кюхельбекер и лучший друг его лицейской жизни Пущин.
    Сам Пушкин не был членом революционного общества, но он писал революционные стихи; эти стихи распространялись среди молодежи и были сильным средством революционной агитации. Но осенью 1826 года новый император Николай Первый освободил Пушкина от ссылки.
    По возвращению из ссылки за Пушкиным установили секретный контроль. После Михайловского он с удовольствием и вкусом, особенно поначалу – в зиму 1826/27 года, – погружается, как в юности, в полноводье жизни, отдает себя ей: встречи, общения, приемы, знакомства – возобновляемые и старые. Многое узнавая заново и во многом все более и более разочаровываясь: его восприятие жизни – это уже восприятие жизни зрелым человеком, и сама жизнь, особенно жизнь света, общества после 14 декабря, уже не та, какой он знал ее в юности. В самом начале 1829 года Пушкин познакомился на балах танцмейстера Иогеля с Н.Н. Гончаровой, 6 мая состоялась помолвка и Пушкин стал официальным женихом Гончаровой. Отец благословил его и выдал небольшую деревню Кистеневку, вблизи своего имения Болдино. Отправившись туда по имущественным делам, поэт задержался там из-за холерного карантина на целых три месяца. В сложнейшую пору своего развития, на решающем переломе, Пушкин оказался в житейски сложном, но духовно, творчески благодатном положении своеобразного вакуума.
    Мы уже видели, что пушкинские переломы, кризисы, выходы к новым и иным этапом развития – особые, и потому-то они обычно не только не повергают в состояние творческой пассивности, – но наоборот – рождают взрыв энергии, необычайный подъем духа, жажду преодоления, как бы новый вызов судьбе, оборачиваются неостановимым поиском. Таким этапом – переломом стало и время расставания со зрелостью. Пик его – осень, проведенная в Болдино. Болдинская осень. Пора завершений: достаточно сказать, что закончен ”Евгений
    Онегин”. Все сошлось здесь: деревня, осень, изоляция… самое течение времени как бы нарочно остановилось, чтобы Пушкин в свободной игре духа смог бы и подвести итоги прошедшему, и наметить, выбирая, пути к будущему. Что же нового явила в этом ряду болдинская осень? Прежде всего прозу – ”Повести Белкина” и так называемые ”Маленькие трагедии”. Разве не говорит о страшной энергии перелома сам характер работы над теми же ”Маленькими трагедиями”: замыслы и наброски многолетней давности реализуются в две недели. Пушкин ”вдруг умел расстаться” с ”Онегиным”.
    ”Вдруг” сумел написать ”Маленькие трагедии”. Каждая из трагедий
    – это утверждение себя личности вопреки всему – в деньгах, в искусстве, в любви, утверждение себя в жизни, и в каждой из трагедий – опровержение личности, встречающее в конце концов последнее препятствие – смерть, ибо действительно такая личность, по выражению А. Хомякова, заключается в себя как гроб. Мотив смерти здесь непреходящ. Начавшись с замысла об убийстве и закончившись смертью барона в ”Скупом”, он продолжается прямым убийством в ”Моцарте и Сальери”. В ”Каменном госте” этот мотив уже почти не умолкает: от свидания на кладбище к убийству Гуаном соперника у Лауры, к гибели Гуано от руки командора. И наконец, венчающий ”Пир во время чумы”. Здесь вся идея уже в названии.
    Трагическая коллизия объявлена в формуле; почти в декларации: жизнь и смерть. Торжество жизни, вплоть до вызова, брошенного ею смерти в песне председателя:
    Все, все, что гибелью грозит,
    Для сердца смертного таит
    Неизъяснимы наслаждения –
    Бессмертья, может быть, залог
    И счастлив тот, кто средь волненья
    Их обретать и ведать мог.
    Но и смерть явлена в своем максимуме, во всей фатальности и безобразии, ничем не смягченная и не облагороженная: ”Едет телега, наполненная мертвыми телами. Негр управляет ею”.
    Таким образом, ”Маленькие трагедии”, каждая из которых раскрывает основные трагические конфликты человеческого бытия, связаны и единством, может быть, главного трагического конфликта: бытия и небытия, жизни и смерти, так волновавшего Пушкина в переломную пору, когда завершался важнейший этап его развития.
    ”Повести Белкина” пишутся вместе с ”Маленькими трагедиями” и явно в противостояние им. ”Маленькие трагедии” – исключительно про Запад, ”Повести Белкина” – только про Россию.
    В 1831 году Пушкин женился. Жена была красивой. Она пленяла почти всех, кто ее узнавал, тем особым типом красоты, о котором сам Пушкин сказал – Мадонна, красоты, как бы перешедшей в жизнь из самого искусства: ”Чистейшей прелести чистейший образец”.
    Наверное, Пушкин, особенно поначалу, не потерпел бы, если бы его молодая жена не могла и не умела блистать в обществе или выглядела хуже других.
    Пушкин воплотил этот идеал подлинной светскости в своей Татьяне:
    Она была нетороплива,
    Не холодна, не говорлива,
    Без взора наглого для всех,
    Без притязаний на успех,
    Без этих маленьких ужимок,
    Без подражательных затей…
    Творчество Пушкина последних лет становилось все глубже, шире и богаче, жизнь его делалась все мучительнее. Произведения Пушкина этого времени часто были трудны для понимания читателей во всей их глубине и успеха не имели. ”Полтава” не понравилась критикам, сказки считались совсем слабыми произведениями, а лучшая его поэма
    ”Медный всадник” была запрещена царем. Но Пушкин продолжал писать так же искренне и глубоко, но уже перестал надеяться на сочувствие и понимание. В горькие минуты раздумий о своем одиночестве он писал:
    Поэт! не дорожи любовию народной.
    Восторженных похвал пройдет минутный шум;
    Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
    Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
    Ты царь: живи один. Дорогою свободной
    Иди, куда влечет тебя свободный ум,
    Усовершенствуя плоды любимых дум,
    Не требуя наград за подвиг благородный.
    Жизнь Пушкина становилась трудной, он страдал от безденежья.
    Высшее общество, приближенные царя относились к Пушкину враждебно, так же как и он к ним. Они не могли примериться со свободолюбивой душой поэта, с его смелостью, честностью и твердостью.
    Враги Пушкина проникли и в его семью. Молодой офицер-француз
    Жорж Дантес, долго преследовавший жену Пушкина своими назойливыми ухаживаниями, оскорблявшими Пушкина, в конце концов женился на сестре жены поэта и стал его родственником.
    Пушкин, выведенный из себя, добился дуэли с ним. 8 февраля
    1837 года произошла эта трагическая дуэль. Пушкин был смертельно ранен и через два дня умер – в возрасте всего тридцати семи лет, в полном рассвете сил, не успев совершить всего того, что мог бы сделать и что он задумал…
    В романе ”Евгений Онегин” Пушкин изображает дуэль Онегина с молодым Ленским. Когда читаешь эти стихи, сердце сжимается, кажется, что Пушкин предугадал свою судьбу, что он рассказывает о себе:
    Вот пистолеты уж блеснули,
    Гремит о шомпол молоток.
    В граненый ствол уходят пули,
    И щелкнул в первый раз курок…
    Смерть Пушкина вызвала особый интерес читателей к поэзии его последних лет. Стали внимательно перечитывать его произведения, углуюляться в них научились все больше и больше ценить их, восхищаться ими.
    Пушкин был собою дурен, но лицо его было выразительно и одушевлено; ростом он был мал (в нем было с небольшим 5 вершков), но тонок и сложен необыкновенно крепко и соразмерно.
    Женщинам Пушкин нравился: он бывал с ними необыкновенно увлекателен и внушил не одну страсть на веку своем. Когда он кокетничал с женщиной или когда был действительно ею занят, разговор его становился необыкновенно заманчив. Он становился блестяще красноречивым, когда дело шло о чем-либо близком его душе. Тогда- то он становился поэтом и гораздо более вдохновенным, чем во всех своих сочинениях. Пушкин обычно не касался с женщинами такого предмета, как литература и искусство, но в литературе и поэзии постоянно касался до такого предмета, как женщина. Поэзия была конечным исходом его бесконечных встреч, увлечений, любовей. М.Н.
    Волоконская (Раевская), одна из таких ”любовей”, позднее писала:
    ”как поэт он считал своим долгом быть влюбленным во всех хорошеньких женщин и молодых девушек, с которыми он встречался.
    Мне вспоминается, как во время путешествия на Кавказ, мы приказали остановить карету, вышли любоваться морем. Я забавлялась тем, что бегала за волной, а когда она настигала меня, я убегала от нее; кончилось тем, что я промочила ноги. Пушкин нашел, что эта картинка была очень грациозна, и, поэтизируя эту шалость, написал прелестные стихи:
    Как я завидовал волнам,
    Бегущим бурной чередою
    С любовью лечь к ее ногам!
    Как я желал тогда с волнами
    Коснуться милых ног устами!
    Позже в ”Бахчисарайском фонтане” он сказал:
    …ее очи
    Яснее дня,
    Темнее ночи.”
    М.Н. Волоконская (Раевская) не претендует даже намеком на отведенную ей некоторыми позднейшими биографами роль ”единственной”,
    ”утаенной” и т.п. любви Пушкина . Она точно сущность: ”В сущности, он обожал только свою музу и поэтизировал все, что видел”.
    В пушкинскую поэзию любовь вошла почти с первым стихотворением. Подлинно любовная лирика индивидуально, лично одухотворенная, возникает у Пушкина тогда, когда она нормально и должна возникнуть – в молодости, в романтической молодости.
    Романтизм и вывел Пушкина к настоящей любовной лирике. Вся поэзия
    Пушкина-отрока, Пушкина-юноши – это лирика физической страстности, но не духовной страстности. Но только зрелость позволит Пушкину обрести ”гений чистой красоты”, мадонну:
    Я помню чудное мгновение:
    Передо мной явилась ты,
    Как мимолетное виденье,
    Как гений чистой красоты.
    В томленьях грусти безнадежной,
    В тревогах шумной суеты,
    Звучал мне долго голос нежный
    И снились милые черты…
    ”Гений чистой красоты” в поэзии Пушкина сопровождает пробуждение духа во всей полноте, где ”и божество, и вдохновенье, и жизнь, и любовь”. ”В обстановке михайловской ссылки, – писал
    Н.Л. Степанов, – в тихом однообразии сельской жизни (”тянулись тихо дни мои”), лишенной бурных впечатлений и страстей, появление
    А.П. Керн вызвало пробуждение в душе поэта, знаменовало рождение того могучего и возвышающего чувства, которое пробудило и его творческое вдохновение”. Страшно важно, что в тот момент, в трудную минуту, она оказалась рядом, что было живое неподдельное увлечение, что все на нем замкнулось, что оно было искрой, взметнувшей пламя гениального произведения. И все же она была поводом, который помог вызвать образ великого видения в пору душевного пробуждения поэта (вспомним: ”…чувствую, что духовные силы мои достигли полного развития. Я могу творить”).
    Список используемой литературы:
    1. Николай Скатов ”Русский гений”. Москва ”Современник” 1987 г.
    2. Ю.М. Лотман ”А.С. Пушкин”. Ленинград ”Просвещение” 1981 г.
    3. С. М. Бонди ”О Пушкине”. Москва ”Художественная литература”
    1983 г.
    ———————–
    [1] Его прадед был предводителем одного абиссинского племени.

  8. В детстве входит в нашу жизнь весёлое и
    звучное имя – Пушкин, и до конца жизни сопровождает нас великий поэт как верный
    друг, воспитатель прекрасного и доброго в человеке. Пушкин – солнце русской
    поэзии, великий русский национальный поэт. В мировой литературе он стоит в ряду
    таких гениальных художников слова, как Шекспир, Гете, Толстой. Поэзия Пушкина
    явилась воплощением свободолюбия, патриотизма, мудрости и гуманных чувств
    русского народа, его могучих творческих сил. ,,Весь он – чудо,’’- говорил о поэме
    А.М. Горький.
    Москва, о которой
    так часто думал Пушкин в своем изгнании, восторженно встретила: когда через
    несколько дней по возвращении  Пушкин появился в большом театре, мгновенно
    пронесся по всему театру говор, повторявший его имя; все взоры, всё внимание
    обратили на него.
    С восхищением были
    встречены в передовом кругу Москвы новые произведения поэта. Сохранился
    выразительный рассказ историка М.П. Погодина о впечатлении, произведенном на
    избранный кружок московской дворянской интелегенции чтением самим Пушкиным
    привезенной им в Москву трагедии ,,Борис Годунов”
    ,,Представьте себе
    обаяние его имени, живость впечатления от его поэмы, только что
    напечатанных,-,,Руслан и Людмила”, ,,Кавказкого пленика”- и в особенности
    мелких стихотворений, каковы: ,,Празднество Вакха”, ,,Деревня”, ,,К морю”,
    которые просто привели в восторг публику, особенно нашу молодежь, архивную и
    университетскую.
    В Москве Пушкин
    сближается с кружком талантливой, широко образованной молодёжи, в который
    входил поэт Веневитинов, критик и публицист И.В. Киреевский и другие.
    Одна из великих
    заслуг Пушкина состояла в том, что он раньше и глубже всех своих современников
    понял ту огромную роль, которую в его время приобрела литература как выражение
    русской общественной жизни, как фактор духовного развития нации.
    По возвращении из
    ссылки Пушкин оказался в трудной обстановке. Торжествовала дворянская реакция,
    Пушкин считал необходимым политические изменения , во время которых боролись
    декабристы, и прежде всего уничтожение крепостного права. Свою неразрывную
    связь со своими ссыльными друзьями-декабристами поэт подчеркивает в
    стихотворениях 1827-1828г. ,,19 октября”, ,,Арион”.
    В качестве
    исторического примера прогрессивной политики правительства Пушкин в ,,Стансах”,
    написанных в декабре 1826г.,рисует образ Петра I, который ,,смело сеял
    просвещение”.
    Летом 1827г. в
    Михайловском Пушкин начинает писать исторический роман из эпохи Петра-,,Арап
    Петра Великого”.
    Воспроизводя эпоху
    Петра, Пушкин усматривает национальный характер,жизнь народную прежде всего в
    особенностях культуры, быта, образа мыслей, ,,обычаев кому-нибудь”
    принадлежащих исключительно народу.
    ,,Арап Петра
    Великого” остался незавершенным, но опубликованные две главы романа показывали,
    что художественно-историческая проза Пушкина с самого начала развивалась по
    пути реализма и народности.
    В следующем,
    1828г., Пушкин снова обращаясь к эпохе Петра, пишет ,,Полтаву”. Поэма
    ,,Полтава”-героическая поэма. В центре ее изображение Полтавского боя как
    великого исторического события поставившего Россию на одно из первых мест в
    Европе.
    В ,,Полтаве”
    Пушкин пытается сочетать жанр старой эпической поэмы с новой,
    лирико-романтической, что соответствовало двум основным темам ,, Полтавы”-
    героической и лирико-драматической.
    ,,Есть что-то
    оригинальнее, самобытное в теме рассказа”,-замечает Белинский о стиле поэмы
    Пушкина.
    Летом 1828 года
    над ним нависла угроза новой ссылки. Николаю I стала известна бубожная
    поэма ,,Гаврилиада”.
    На вторую половину
    20-х годов падает рассвет лирической поэзии Пушкина. Он создаёт произведение
    полные глубокого смысла и задушевного чувства: ,,В Сибирь”,  ,,Поэт”,  ,,Три
    ключа”,  ,,Я вас любил” и другие. Лирика поэта знакомит нас с раздумьями о
    смысле жизни, счастье человека, о нравственном идеале.
    Весной 1828 года
    Пушкин безуспешно просит разрешения поехать на Кавказ, но получает отказ. В
    декабре он приезжает в Москву и встречается на балу с Н.Н. Гончаровой. Он
    начинает посещать  её семью и делает предложение. Не получив определенного
    ответа на сватовство, он получает разрешение и едет на Кавказ.
    Две недели Пушкин
    прожил в Тимке, знакомясь с архитектурной, фольклором, обычаями Грузии. Он
    познакомился с двумя замечательными грузинскими поэтами  Гавгаавадзе и
    Орбелиони.
    Кавказские
    впечатления, глубокий интерес поэта к Кавказу отразились также в стихотворениях
    ,,Кавказ”,  ,,Обвал” и др.
    В апреле 1830
    года Пушкин вновь сделал предложение Н.Н. Гончаровой, которое на этот раз было
    принято.

  9. 9
    Текст добавил: Пророчащий Судьбу

    Творческое развитие Пушкина было стремительным и многоэтапным. Наиболее существенное влияние на поэта в период формирования его художественного сознания оказало общение с известными российскими литераторами и участниками декабристского движения. Важными факторами развития его литературного дарования были русская фольклорная традиция и западноевропейская литература.
    Первый период творчества поэта пришелся на лицейские годы и характеризовался широтой процесса «ученического» усвоения различных художественных традиций, жанров, стилей и поэтических интонаций.
    Во второй период, датируемый послелицейскими годами пребывания в Петербурге, появились знаменитые пушкинские политические стихотворения, в которых были предложены новые подходы к разработке вольнолюбивых мотивов и гражданской тематики. Главным произведением этих лет стала поэма «Руслан и Людмила», продемонстрировавшая мастерство молодого литератора во владении разнообразными жанрово-стилевыми формами.
    Третий этап, совпавший с южной ссылкой, можно условно обозначить как «романтический». Пушкинские стихотворения этого времени образуют единый романтический сюжет, в центре которого находится поэт, изгнанный властью на окраину империи, но сохраняющий верность своей внутренней свободе. Романтическими являются и «южные поэмы»: в них предстает разочарованный в жизни «байронический герой», который бежит от цивилизации в естественный мир «детей природы», где, однако, на него обрушиваются роковые страсти, неразрешимые противоречия и новые разочарования.
    В течение четвертого этапа, пережитого в годы ссылки в Михайловском, Пушкин отказался от романтической палитры, сделав выбор в пользу максимального приближения художественного изображения к естественному течению жизни и, по сути, осуществив принципиальный переход к реалистическому направлению. С этого времени в пушкинском творчестве нарастало стремление к объективному изображению действительности и реалистической широте воспроизведения жизненной стихии. Одним из показательных проявлений новой творческой ориентации поэта стало его увлечение прозой, наметившееся в конце 1820-х годов.
    Выход Пушкина на новые рубежи реализма произошел в период «болдинской осени», в течение которого были разработаны художественные принципы, обеспечивавшие историческую, национальную, культурную и бытовую конкретику образов.
    В 1830-е годы, обозначившие последний период творчества поэта, в его лирике на первый план выдвинулись темы, мотивы и приоритеты философской поэзии.
    Универсальность пушкинского гения, его способность проникать в дух различных культур и эпох обусловили необозримое многообразие созданного им художественного мира. Вместе с тем, этому миру присуще внутреннее единство, позволяющее исследователям сравнивать творчество поэта с одним целостным произведением, «сюжетом которого является его творческая и человеческая судьба» (Ю.?Лотман).

  10. Пушкина не стало в расцвете его поэтических возможностей, а возможности эти были необычайно велики. Но Пушкин успел сделать очень много. Это величайший народный поэт, воплотивший в себе достижения предшествующей отечественной и мировой литературы, обозначивший евоим творчеством более высокий этап ее дальнейшего развития. Его творчество отразило своеобразие всех основных сословий страны — дворянства, крестьянства, буржуазии, мещанства: их обычаи, нравы, интересы, стремления, связи и отношения. Поэт обличал отрицательные характеры, боролся с индивидуализмом и одновременно утверждал положительные образы своей эпохи. Назначение литературы Пушкин видел в духовно-нравственном воспитании человека.
    С самого начала своего творчества Пушкин проявлял интерес к актуальным вопросам современности, откликался на злободневные вопросы взаимоотношений власти и народа, дворян и крестьянства, общественного развития России (“Борис Годунов”, “Капитанская дочка”). Социальная активность стала отличительной чертой всей последующей прогрессивной отечественной литературы.
    Пушкин — самый яркий выразитель чувств, дум и стремлений своего времени. Поэт писал о прозе: “Она требует мыслей и мыслей” и подтверждал свои слова. На протяжении всего творчества он придерживался декабристских идей, через всю жизнь пронес жизнеутверждающие идеи освободительной борьбы, оставаясь оптимистом, любящим жизнь, гуманистом и неутомимым пропагандистом передовых идей, объединяющих людей высокой нравственности, настоящего человеческого благородства, возвышенных чувств дружбы и любви.
    Свое назначение как поэта Пушкин видел в вольнолюбии, в защите бесправных людей, в народности. Об этом он говорит в стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный”:
    И долго буду я любезен тем народу,
    Что чувства добрые я лирой пробуждал,
    Что в мой жестокий век восславил я свободу
    И милость к падшим призывал.
    Свободолюбивый голос Пушкина был слышен во всех концах страны и вселял надежду на лучшее.
    Пушкин был настоящим патриотом своей Родины, гордился величавым характером своего народа и славной историей Отечества, напоминал о всемирно-исторической миссии русского народа как освободителя Европы от восточно-монгольского нашествия и наполеоновской тирании.
    Без Пушкина не было бы Гоголя и Лермонтова, Некрасова и Салтыкова-Щедрина, Тургенева и Гончарова, Толстова и Достоевского, Чехова и Блока и многих других писателей и поэтов. Пушкин русским темам придал общечеловеческое звучание.
    Идеал Пушкина — это человек, который хочет владеть всем положительным и преодолеть все отрицательное в опыте человечества за всю его историю. Гоголь писал о великом поэте: “Пушкин есть явление чрезвычайное, и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет”. Пушкин писал о России и для России, но все его произведения проникнуты духом мировой истории.
    В Пушкине понимание противоречий реальной жизни уравновешивается осознанием величия и благородства человека — единственного творца истории. Он глубоко и органически воспринял традиции эпохи Просвещения и Возрождения. Как и все просветители, Пушкин верил в силу разума и его победу над тьмой, и его вера основана на глубоком анализе своего времени. Но Пушкин отклонял просветительское противопоставление героя массе, он, наоборот, искал источники, объясняющие необходимость самых крутых поворотов истории.
    Пушкин преодолел классицистские и сентиментально-романтические влияния, прошел через гражданский романтизм и, опираясь на достижения своих прогрессивных предшественников — Фонвизина, Радищева, Крылова, Грибоедова, стал родоначальником новой русской литературы — литературы действительности. Поведение героев произведений Пушкина обусловлено их социальной средой, но они активно стремятся защитить свои человеческие права и преобразовать окружающую действительность. Переживания, чувства, настроения персонажей раскрываются во внешних действиях, поступках и жестах. Пушкин подчеркивает индивидуальные и раскрывает социально-типические черты героев.
    Сколько прошло столетий, а язык Пушкина понятен и сейчас! Он предельно ясен, точен и выразителен. Гоголь отмечал, что в каждом слове Пушкина “бездна пространства”. По словам Чернышевского, до Пушкина “еще никто не писал таким легким и живым языком”. Пушкин смело ломал роды, жанры и создавал новые. Он оставил примеры политической, философской, любовной и пейзажной лирики. Создал первый роман в стихах; писал трагедии и драмы, статьи, предисловия, рецензии, дневники и исторические исследования.
    Творчество Пушкина стало образцом реалистичного метода и стиля. Пушкин создал образы “лишнего человека”, “маленького человека”, самоотверженный образ русской женщины.
    По словам В. Г. Белинского, А. С. Пушкин принадлежит к тем творческим гениям, которые, “работая для настоящего, приуготовляют будущее”. Сейчас его произведения переведены на многие языки и изучаются во многих странах мира, его идеи и сегодня сохраняют свою могучую силу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *