Сочинение по обществознанию егэ на тему экономика

5 вариантов

  1. Готовые эссе по обществознанию.
    Блок «ЭКОНОМИКА»
    «Предпринимательская деятельность служит не только интересам индивидуума, но и общества в целом»
    (С. Канарейкин)
    Множество людей рассуждали, писали, высказывались по поводу предпринимателей и предпринимательской деятельности в  целом. Эта тема актуальна во все времена, так как предпринимательская деятельность была одним из основных источников дохода населения еще издавна. Но есть очень важные вещи, которые нужно знать при занятии предпринимательством.
    Прежде всего, разберемся с понятиями. Предпринимательская деятельность или предпринимательство (сейчас чаще всего называют бизнесом)- это экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли (например, предоставлением услуг или продажей товаров). Под словом индивидуум автор имеет в виду одного человека. Он сопоставляется с целым обществом.
    С высказыванием С. Канарейкина о том, что предпринимательская деятельность служит не только интересам индивидуума, но и общества в целом, невозможно не согласиться. Автор хочет сказать, что предпринимательство не может существовать без общества, оно зависимо от него, оно существует за счет общества. Чем больший интерес вызывает деятельность предпринимателя у потребителя, тем большую прибыль получает предприятие. Это можно рассмотреть на примере российской энергетической компании «Газпром». Нет, пожалуй, человека, никогда не слышавший о ней. Услугами этой компании пользуются миллионы людей по всему миру, то есть их деятельность сильно востребована. Также можно рассмотреть ларек с мороженым на улице. Мороженое – сезонный товар, оно пользуется популярностью только в жаркое время года. Естественно, прибыль «Газпрома» будет больше. Таких примеров можно привести  бесконечное множество. Зависимость успеха предприятия от количества потребителей налицо. Именно поэтому, прежде чем организовывать свою предпринимательскую деятельность, человек должен быть уверен в востребованности предоставляемых услуг, чтобы прибыль была максимальной.
    Экономическая конкуренция – это не война, а соперничество в интересах друг друга.
    (Эвин Кэннан)
    Я согласна с высказыванием Элвина Кэннана о том, что экономическая конкуренция – это не война, а соперничество в интересах друг друга.  Слово конкуренция обозначает соревнование, соперничество за право быть лучшим в чем-либо, обладать чем-то особенным. То есть, конкуренция – это соревнование, достижение цели двумя или несколькими претендентами. Здоровая конкуренция существует в любом обществе, в каждой ее сфере. И люди не относятся к конкуренции, как к отрицательной стороне человеческих отношений. Наоборот, порой данный вид соперничества поощряется. Так почему конкуренцию не стоит считать войной?
    Для начала нужно разобраться, в чем отличие понятий война и конкуренция. Война подразумевает собой борьбу, военные действия, направленные друг против друга, на уничтожение соперника. Война – это всегда негатив, разрушение. Конкуренция  – это та же борьба, но не с целью уничтожения своего соперника (как морально, так и физически), а борьба за получение какого-то блага, причем путем выявления наиболее сильного из соперников. Чаще всего конкуренция встречается в экономической сфере. Так, если конкурентами являются две или более фирмы, то каждая из них старается предложить более выгодные условия для своих покупателей, завоевать их расположение и получить рынки сбыта. В случае если бы это была не конкуренция, а война, фирмы стремились бы не улучшить свою продукцию, а уничтожить соперника.
    Почему конкуренция взаимовыгодна? Потому что соперники стремятся стать лучше, повышают свой потенциал, тем самым способствуя прогрессу. Монополизм в любой отрасли губителен, так как не стимулирует к росту, позволяет оставаться на месте и не двигаться вперед.
    Ярким примером отсутствия соперничества в экономике является политика «Военного коммунизма», проводимая Лениным в начале 20-ого века. Отсутствие мелких и крупных частных собственников, а, следовательно, и конкуренции между ними привело экономику России к упадку.
    Очень часто конкуренция используется как психологический фактор. С точки зрения биологии конкуренция – как движущая форма эволюции – заложена в каждом человеке, то есть каждому присуще желание проявить себя лучше, чем соперник. Каждый из конкурентов старается овладеть лучшими качествами, навыками, особенностями. Это положительно влияет как на развитие личных качеств одного человека, так и на улучшение производства в целом.
    Подводя итог, думаю, можно с уверенность сказать, что конкуренция – это не только не война, но даже двигатель развития. Во многом благодаря именно этому открытому виду соперничества в каждой сфере общества наблюдаются высокие показатели труда, организациями и отдельными людьми достигается высокое качество производства. То есть можно говорить о положительном влиянии конкуренции на общество.
    «Каждому человеку должно быть предоставлено равное право преследовать свою выгоду, и от этого выигрывает все общество» (А.Смит)
    Я согласна с данным утверждением  А.Смита. Оно как нельзя лучше отражает основной принцип рыночной экономики. Главным принципом рыночной экономики является конкуренция. А, как известно, конкуренция-двигатель прогресса.
    Что же мы понимаем под конкуренцией? Конкуренция- это соперничество между людьми, для получения собственной выгоды. Конкуренция помогает установлению на рынке порядка, который гарантирует производство в немалом количестве качественных товаров. Чем выше уровень конкуренции между продавцами, тем лучше и выгоднее для нас покупателей.
    Например, примерно пятнадцать лет назад на рынках появились сотовые телефоны. Тогда это казалось немыслимой роскошью, и далеко не каждый был в состоянии позволить себе ее. Но сейчас почти у каждого есть мобильный телефон. С чем это связано? Во-первых,  с развитием новых технологий. Во-вторых, конечно же, ярко выражено дает о себе знать явление конкуренции и как следствие из него понижение цен на телефоны. В этом случае в выигрыше остается покупатель, а значит выигрывает и все общество.
    Только в условиях равной конкуренции можно говорить о выгоде общества. Ведь только если все члены социума  получают выгоду, к которой стремились, то богатство общества увеличивается. Такой же точки зрения придерживался итальянский экономист Вильфред  Парето.
    Стремление «урвать» лучший кусок стоит во главе конкуренции. Как продавцы, так и покупатели стараются извлечь для себя максимальную выгоду, а в результате всех этих стремлений мы получаем выгоду для общества. Значит, Адам Смит был абсолютно прав в своем утверждении и я полностью его поддерживаю.
    « Экономическая свобода, социальная ответственность и ответственное отношение  к охране среды абсолютно необходимы для процветания». (Парижская хартия для Новой Европы, 1990г.)
    Прочитав в первый раз эту фразу мне было сложно разобраться в ее сути. Но, как только я разобрала ее по частям, я начала понимать ее смысл.
    Начнем с начала: что же такое экономическая свобода? Ее можно описать как некую возможность человека на свободного права выбора тех или иных условий жизни: выбора жизненного пути и своих целей, куда ему направить свои знания и умения, возможности; свободного выбора способа распределения своих расходов, места жительства, места работы. Правда, за все эти действия он будет нести личную ответственность. И все это, конечно же, контролируется законодательством.
    А что такое социальная ответственность? Просмотрев по словарю значение слова  «ответственность»,  мы можем увидеть, что слово трактуется как некое состояние, при котом наблюдается чувство тревоги за содеянное. То есть в целом социальную ответственность можно рассматривать  как действие какого либо объекта, который учитывает интересны общества, и при этом всю ответственность за влияние их деятельности на людей и общество берет на себя.
    И заключительное звено – ответственное отношение к охране среды. Я считаю, что любой уважающий себя человек, да и любая частица общества, должна быть внимательно к тому, что нас окружает. Особенно когда находится в зависимости от этого окружающего мира.
    Исходя из вышесказанного, становится ясно, что я полностью согласна с высказыванием автора. Я так же считаю, что эти три пункта являются маленькими, но верными шажками в долгий и приятный путь процветания. Ведь только тогда, когда понимание о сохранении природы и все того величественного что возвели мы и природа, дойдет до ума каждого человека, лишь тогда мы сможем смело утверждать, что мы на верном пути, что мы движемся на встречу нашей цели. И пока каждой не поймет всю важность проблемы, мы не сможем начать с ней бороться. Ведь как говорится: один в поле – не воин.
    «Торг – дело великое! Купечеством всякое царство богатится, а  без купечества никакое и малое государство  быть не может…» (И. Т. Посошков)
    Думаю, каждый согласится с этим выражением. Ведь торговля в современном мире одна из самых популярных сфер бизнеса. Да и не только в современном мире . Она была популярна и раньше.
    В городах всегда  прежде всего  развивалось ремесло и торговля. Еще в давние времена русские земли налаживали свои отношения с соседними государствами  с  помощью торговли. Торг всегда был средством обогащения: государства обменивались товарами, которых не производили на своей земле, которые могли  получить только лишь за границей. Такие отношения выгодны как для одной стороны, которая приобретает товар, так и для другой, которая его продает.
    Торговля – один из наивернейших способов определения уровня культуры народа. Если она занимает одно из важнейших  мест в жизни народа – то уровень его культуры достаточно велик. В  любой стране торговля играет очень важную роль – доведение до покупателя товара. Она связывает производителей товаров  разных стран, и показывает, что  эти страны зависимы друг от друга.
    В пример можно привести современный мир. Ни один человек не может  обойтись без торговли даже в повседневной жизни. Мы ходим в продуктовые магазины каждый день. Каждый из нас приобретает в магазинах новые вещи, будь то одежда, электроника или даже простые бытовые мелочи. И даже невозможно представить, что бы мы делали, если  вещи  нельзя было бы  так легко приобрести в  магазинах. Без торговли невозможно представить нашу жизнь.
    Мысль И. Т. Посошкова непременно верна. Государства не были бы так тесно взаимосвязаны между собой, если бы не поддерживали экономические отношения.  Торговля – великое  дело. Без нее страны и города не имели бы возможности развиваться.
    Несомненно, торговля  имеет большое значение в жизни каждого человека, и в жизни каждого  государства.
    «Экономика – не просто наука об использовании ограниченных ресурсов, но и наука о рациональном использовании ограниченных ресурсов» (Г. Саймон)
    С высказыванием Г. Саймона я согласна. Экономика – это действительно важная наука о рациональном использовании ограниченных ресурсов, ведь она учит нас, как правильнее, вернее и выгоднее использовать наши денежные ресурсы, которые ограничиваются многими факторами. Экономика подсказывает, как суметь преодолеть эти факторы, уменьшить их или существовать вместе с ними и находить компромиссы.
    Экономика, как наука, очень важна. Если бы не она, мы бы не умели и не знали, как выгодно использовать свои финансовые возможности: как преумножить свой капитал, увеличить его объем, как и в какой ситуации сэкономить.
    К примеру, если потратить денежные ресурсы благотворительных фондов на решение проблем малярии, то за три года (по подсчетам ученых) можно спасти 500 тысяч человек и закрыть проблему. Если потратить деньги на профилактику СПИДа, то можно остановить эпидемию и еще сэкономить потом на дорогостоящем неэффективном лечении заболевших. Или если рассматривать рациональное использование денежных ресурсов с бытовой точки зрения : мать покупает себе кофту на распродаже за сумму в два раза меньшей чем из новой коллекции, а на оставшиеся деньги покупает сыну рубашку. В такой ситуации, как говорится, и волки сыты и овцы целы.
    Экономика — наука, изучающая использование различного рода ограниченных ресурсов в целях обеспечения потребностей людей и отношения между различными сторонами, возникающие в процессе хозяйствования.
    Экономика — совокупность производственных отношений, соответствующих данной ступени развития производительных сил общества, господствующий способ производства в обществе.
    Экономика – это искусство, а использовать экономику верно и во благо пытаются все, но не каждый может это осилить. Владение экономикой – это талант, который дан человеку природой. Не все могут виртуозно манипулировать цифрами, формулами, раскладывать и составлять логические цепи для улучшения своей финансовой картины, обстановки и ситуации; просчитывать действия на несколько шагов вперед, чтобы не допустить ошибок и не потерять все, что имеется на данном этапе может только умный и талантливый человек.
    Цель экономики – использование ресурсов так, чтобы получить положительный или полезный результат: либо увеличение этих самых ресурсов, либо удовлетворение человеческих потребностей рациональным и выгодным способом.
    Деньги либо господствуют над своим обладателем, либо служат ему”. Гораций.
    Известный поэт Гораций в данном высказывании поднимает вопрос о влиянии и роли денег в жизни человека и общества. Проблема, выдвинутая автором, актуальна в современном мире. Смысл высказывания Горация состоит в том, что деньги могут как и служить человеку, так и господствовать над ним. Если человек умело ими распоряжается , то в будущем он сможет преумножить свой капитал. Однако, деньги могут сделать человека жадным и алчным, если господствуют над ним.
    Деньги- это товар особого свойства, играющий роль всеобщего эквивалента. Если человек хочет, чтобы деньги служили ему, то он должен хорошо разбираться в экономике, знать функции денег:  они могут быть мерой стоимости товаров, средством обращения, средством накопления.
    Я полностью согласна с мнением автора в том, что деньги играют важную роль в жизни человека, но не всегда оказывают на него положительное влияние.
    Немало случаев можно встретить в истории, когда богатые дворяне доводили свое состояние до банкротства, а крестьяне становились зажиточными благодаря своему труду.
    Примером отрицательного влияния денег на человека служит Чичиков из произведения Н.В. Гоголя «Мертвые души». Всю свою жизнь он зарабатывал деньги, это было целью его жизни, он погубил себя, потому что не смог правильно ими распоряжаться.
    Подводя общую черту, хотелось бы  отметить, что  не деньги должны влиять на человека, а наоборот, человек должен уметь влиять на деньги, уметь ими правильно пользоваться.
    Благосостояние государства обеспечивают не те деньги, которые оно ежегодно отпускает чиновникам, а те, что оно ежегодно оставляет в карманах граждан.”(И.Этвеш)
    И. Этвеш хотел сказать, что благосостояние граждан какой либо страны зависит не о того, сколько оно будет выделять средств чиновникам, которые в свою очередь должны следить за целесообразным распределением этих средств, а от того, сколько из выделенных денег дойдёт и останется в карманах граждан.
    Упомянув о целесообразном распределении, нам хочется верить в честность наших чиновников, как государственного аппарата исполнительной власти. Вспомним, что государство это организация суверенной власти в обществе, обладающая особым аппаратом принуждения и правом издавать законы. А государственный аппарат – это  система специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов. Итак, чиновники должны следить за рациональным распределением денежных средств, которые выделяет правительство. Но очень часто , к сожалению, мы сталкиваемся с тем, что видим и слышим в СМИ, как чиновники воруют те самые денежные средства, задача которых улучшить какую либо из сфер общества. И поэтому высказывание, которое сделал И.Этвеш очень актуально на сегодняшний день. Не будем забывать и о самих денежных средствах, или деньгах. Деньги – это специфический товар, который является универсальным эквивалентом стоимости других товаров или услуг. Функции денег: 1.Мера стоимости, 2. Средство платежа, 3.Средство обращения, 4.Мировые деньги, 5.Средство накопления.
    Я согласен с данной цитатой, И.Этвеш очень тонко почеркнул, что государство буде процветать, если будет процветать народ, но этого не добиться, если в современном обществе буде иметь место быть такое явление, как коррупция. Коррупция (в современном понятии) – это термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. О каком благосостоянии целого государства может идти речь, если каждый из нас стремиться нажиться за счет другого человека? Такое мы никогда не сможем назвать полноценным, благо состоятельным.
    Обратимся к истории, вспомним, наиболее ярким примером является всем нам известная страна Сингапур, которая занимает одно из лидирующих положений в рейтинге стран, с минимальным уровнем коррупции. С 1959 по 1990 Сингапур, лишённый богатых природных ресурсов, смог решить многие внутренние проблемы и совершил скачок от страны третьего мира до высокоразвитой страны с высоким уровнем жизни.
    В современном мире, этот список возглавляет Англия, затем Новая Зеландия и т.д.
    Мы приходим к выводу, что если государство хочет процветать, то ей необходимо заботить о каждом гражданине, населяющий эту страну, в отдельности, необходимо бороться с коррупцией, и всеми её проявлениями. Необходимо вести целенаправленную политику в направление развития страны.
    «Почти все налоги на производство, в конечном счёте ложатся на потребителя»
    (Давид Рикардо)
    Я согласна с высказыванием Давида Рикардо, так как я считаю, что к налогом на производителей товаров являются те налоги, которые способствуют к высокой стоимости производимых товаров.
    Суть налогов на производство заключается в том, что производство выплачивает налоги для финансирования государственного бюджета. Обязательная уплата налогов состоит из исчисления налога и его уплаты.
    В статье 52 НК РФ установлен порядок исчисления налога. Порядок исчисления налогов зависит от затрат, расходов, убытков и экономических норм, которые определяют доход, стоимость и налогообложение. Налогоплательщик несет всю ответственность за своевременно и правильное исчисление суммы. При исчислении суммы налога должны учитываться элементы налогообложения:
    Налоговый период
    Налоговую ставку
    Налоговую базу
    Налоговые льготы
    Уплата налогов предполагает, что налогоплательщик должен выплатить налог в определённое время, которое установлено государством. В декларации должно быть указанно информация о доходах, расходах и всю информацию производстве за данный срок. После выдается документ о его уплате.
    Налог – это платёж, являющимся обязательным и безвозмездным, с помощью которого обеспечивают финансовый бюджет государства.
    Производство – это вид деятельности физического лица или организации, которые осуществляют материальные блага, которые нужны для развития общества.
    Потребитель – это человек, который хочет приобрести вид услуг для удовлетворения своих потребностей.
    Стоимость – это цена товара или услуги.
    Уплата- это сумма, которую необходимо выплатить.
    Например, НДС приводит к увеличению цен на товары, а это приводит к снижению производственной программы, прибыли и из-за этого ухудшается состояние предприятия на рынке.
    С давних времён нам известно, что на протяжении многих лет в истории, что крестьяне, ремесленники, торговцы и жители колонии должны выплачивать налоги государству.
    Налоги учитывают  особенности страны и стадию экономического развития государства.
    «Самая верная прибыль есть та, которая есть результат бережливости.» (Публий Сир. Экономика.)
    Публий Сир – римский мимический поэт при Цезаре и Августе, младший современник и соперник Лаберия, этим высказывание хотел сказать, что только тот человек, который бережно тратит своё богатство, может получить хорошую прибыль. Ведь если человек разбрасывается своим богатством, он очень быстро может опуститься и даже не заметить, что он стал бедным. Поэтому  каждый должен уметь пользоваться богатством с умом.
    Я согласна с мнением автора. Справедливость точки зрения  Публия Сира подтверждаются многочисленными примерами из общественной жизни, личного опыта и экономической теории. Во-первых, в экономической теории есть определение,  что прибыль – это сумма,  дохода где выручка превышает затраты на экономическую деятельность, на производство товара. А если эту выручку тратить бережно, то прибыли станет больше и в результате чего предприимчивый человек хоть медленно, но богатеет.
    Во-вторых, хочу отметить, что в истории России XIX века отмечаются случаи, что богатые дворяне свое состояние доводили в пирах и разгулье до банкротства, а некоторые  крестьяне, благодаря своему упорному труду,  и конечно же бережливости могли даже выкупиться у дворян.
    В-третьих, хочу привести пример из произведения Достоевского «Преступление и наказание», где героиня Алена Ивановна благодаря своей предприимчивости, получала хорошую прибыль, берегла её и  старость встретила безбедно.
    Также хочу отметить, что моя мама очень бережно относится к бюджету нашей семьи. У нас поэтому не бывает недостатка и проблем в финансовых вопросах.
    В современной же жизни люди, которые экономят на потребностях, без которых могут прожить, тоже получают прибыль. Эти люди, которые не бросают денег на ветер, являются рациональными потребителями. Если же не быть рациональным потребителем, может сложиться ситуация, что расходы будут превышать доходы.
    Считаю, что высказывание Публия Сира актуальна. Думаю, что у бережливого человека всегда будет достаток, то есть прибыль.
    «Кто покупает лишнее, в конце концов продаёт необходимое» (Б. Франклин)
    Я полностью согласен со словами одного из отцов основателей США Бенджамином Франклином. Учитывая, что в современном мире в целом не существует дефицита товаров, а также появляются новые. Старые товары, такого же типа, дешевеют, и у людей появляются возможности приобретать не только что необходимо, но и дополнительные товары.
    Но часто бывает, что люди тратя деньги на необязательный товар, расходуют и средства, которые были выделены на необходимые товары. Чтобы раскрыть данную тему, нужно обратиться к определению рационального поведения покупателей. Итак, рациональным поведением покупателей называется такое поведение, которое предполагает сначала осознание необходимости покупки, затем поиск информации о товаре или услуге, после оценку возможных вариантов покупки, и наконец принятие решения о покупке. То есть, если потребитель осознаёт, что ему необходимо нужно купить, например продукты питания, то он ищет магазин с ценами подешевле, интересуется относительно скидок, и в итоге покупает, то что ему нужно.
    Но если, потребитель осознаёт, что пока ему не нужен товар, например новый телевизор, но у него на данный момент есть лишние деньги, и он покупает этот телевизор, то его поведение будет нерациональным. Более того, вскоре после покупки телевизора ему могут понадобиться деньги, например, на лекарства, а у него их не будет, и человек может залезть в долги.
    Поэтому надо совершать обдуманные покупки. И если сегодня купить что-нибудь не нужное, то завтра может хватить на что-нибудь жизненно нужное.
    «Дворцы не могут быть в безопасности там, где несчастливы хижины». (Б.Дизраэли)
    Я согласна с высказыванием Бенджамина Дизраэли, потому что благополучие «дворцов» зависит от благополучия «хижин».
    В этой цитате в роли богатых людей выступают дворцы, а в роли бедных хижины. Здесь подразумевается то, что при расслоении общества на богатых и бедных, богатые не могут спокойно жить в мире, где бедные от несчастной жизни или могут поднять бунт, или просто не смогут выполнять свою работу качественно. Например, если рабочий класс поднимет бунт против богатых, то может погибнуть очень много людей, как рабочих, так и богатых. А если богатые будут мало платить своим рабочим, то рабочие от изнеможения будут плохо выполнять свою работу, в следствии чего, богатые тоже будут получать мало прибыли, что скажется и на их жизни.
    Бенджамин Дизраэли в этой цитате говорит о богатых людях, как о дворцах, а бедных людей, сравнивает с хижинами. Богатые люди выглядят так же, как дворцы, они так же высокомерны, как высоки дворцы, так же одеты, как украшены дворцы. Бедные люди выглядят как хижины: они скромны, как маленькие хижинки, одеты так же не примечательно, как незаметны хижины.
    В истории известно много случаев, когда бедные не выдерживали натиска богатых, и разгорался бунт. Примером этого может служить множество революций, произошедших не только в России, но и во всем Мире. Например, Октябрьская Революция 1917 года, начавшаяся по причинам, которые связаны с ухудшением положения народа в связи с долго продолжавшейся мировой войной, нерешенностью рабочего, аграрного и национального вопросов и всеобщим недовольством  деятельностью (скорее бездеятельностью) временного правительства.
    Вывод:
    Эта цитата характерна не только для времени, когда жил Бенджамин Дизраэли, но и сейчас она вполне актуальна. В наше время очень много фирм. Некоторые из которых быстро разоряются, потому что люди, которые открывают их, не ценят рабочих, которых нанимают, и те уходят от них. Другие наоборот, расцветают и благополучно существуют на экономическом рынке, потому что работодатели не допускают полного обнищания своего народа.

  2. Большая подборка готовых эссе.
    Содержание:
    Культура.
    «Архитектура – тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания, и когда уже ничто не говорит о погибшем народе» (Н. В. Гоголь)
    «Искусство – диалог, в котором собеседник молчит». (Г.Ландау)
    «Культура – лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом». (Ф. Ницше)
    «Поэт бесконечно уступает художнику в изображении видимого, и музыканту – в изображении невидимого». (Леонардо да Винчи)
    «Проповедовать мораль легко, обосновать ее трудно». А. Шопенгауэр.
    «У искусства есть враг, имя которому – невежество». (Д. Кеннеди)
    «Цивилизация есть стадия умирания культуры». (О. Шпенглер)
    Философия.
    «Без борьбы нет прогресса» (Ф. Дуглас)
    «Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов». (Ж.-Ж. Руссо)
    «Каждый великий успех науки имеет своим истоком великую дерзость воображения». (Д. Дьюи)
    «Как значимы эмоции и чувства! Это ветры, надувающие паруса корабля. Они его иногда топят, но без них он не может существовать» (Вольтер)
    «Наука не сводится к сумме фактов, как здание не сводится к груде камней».
    (А. Пуанкаре)
    «Я видел дальше других только потому, что стоял на плечах гигантов» (И. Ньютон)
    «Мы были достаточно цивилизованны, чтобы построить машину, но слишком примитивны, чтобы ею пользоваться» (Карл Краус)
    “Наши взгляды как часы – все показывают разное время, но каждый верит только свои”
    «Не в том дело, что способности человека проявляются в деятельности, а в том, что они в ней создаются». (Б. Теплов)
    «Объявить себя гением легче всего по радио». Дон Аминадо
    «Прогресс – это движение по кругу, но все более быстрое». Л.Левинсон.
    Политика.
    «В нынешние времена – все политика» (С. Къеркегор) “Власть, лишенная авторитета, хуже, чем явное безвластие”.
    «Гордиться своей нацией – патриотизм, хвалиться своей национальностью –
    национализм» (И.Н. Шевелев)
    «Демократия – это право делать неправильный выбор» (Дж. Патрик)
    “Демократия – это система, при которой у власти можно находиться лишь в результате конкурентной борьбы за мнение большинства”. (Круглов)
    «История сама по себе не может заставить человека совершить грязное дело…» П. Сартр.
    “Когда народ много знает, им трудно управлять” (Лао-Цзы)
    «Национализм – это не любовь к своей нации, а ненависть к чужой» (И.Н. Шевелев)
    «Неверно, будто политика есть искусство возможного. Политика – это выбор между гибельным и неприятным». (Джон Гэлбрейт)
    «Партия есть организованное общественное мнение». (Б. Дизраэли)
    «Революции – варварский способ прогресса». Ж. Жорес
    «Революция – это переход от неправды к правде, от лжи к истине, от угнетения к справедливости, от обмана и страданий к прямолинейной честности и счастью» Роберт Оуэн
    Правоведение.
    «Закон не может быть законом, если за ним нет силы, могущей принудить» (Д. Гарфилд)
    «Законы должны для всех иметь одинаковый смысл» Ш. Монтескье
    «Кто, имея возможность предупредить преступление, не делает этого, тот ему способствует». (Сенека)
    «Подчинившись закону толпы, мы возвращаемся в каменный век» С. Паркинсон
    «Пусть погибнет мир, но закон должен быть соблюден». (Изречение римского права) “Свобода есть право на неравенство”.
    «Что есть право и в чем состоит правонарушение, это должен определить закон» (Латинское юридическое изречение).
    “Есть 2 мирные формы насилия: закон и приличия” И. Гете.
    “Здоровая нация так же не замечает своей национальности, как здоровый человек –
    своего позвоночника” Б. Шоу
    «Законы обязаны своей силой нравам» К. Гельвеций
    «Законы нужны не только для того, чтобы устрашать граждан, но и для того, чтобы помогать им» (Вольтер)
    «Имею право или обязан?»
    «Когда гремит оружие, законы молчат». Цицерон
    “Совесть есть закон законов”. Ламартин
    “Я считаю обязательным для каждого беспрекословно и неуклонно повиноваться законам” (Сократ)
    «Щадя преступников, вредят честным людям» (Сенека)
    Экономика.
    «Деньги – это свобода, выкованная из золота». (Э.М. Ремарк)
    «Конкуренция – единственный метод взаимной координации наших индивидуальных действий без принуждения или произвольного вмешательства со стороны властей». (Ф. Хайек)
    «Конкуренция обеспечивает наилучшие качества продуктов и развивает наихудшие
    качества людей» (Д. Сарнофф).
    «Бизнес – это искусство извлекать деньги из кармана другого человека, не прибегая к насилию». М. Амстердам
    “Главная цель капитала – не добыть как можно больше денег, а добиться, чтобы деньги вели к улучшению жизни”. Генри Форд
    «Нажить много денег – храбрость; сохранить – мудрость, а умело расходовать –
    искусство».
    «Налоги – это деньги, взимаемые властью с части общества в интересах целого». С. Джонсон
    «Не быть жадным – уже есть богатство, не расточительным – доход». (М. Монтень)
    «Торговля не разорила еще ни одного народа». (Б. Франклин)
    «Цены и другие инструменты рынка регулируют распределение редких ресурсов в обществе, ограничивая тем самым желания участников, координируя их действия». (Г. С. Беккер)
    Социология.
    «Алкоголизм дает больше опустошения, чем три исторических бича вместе взятых:
    голод, чума и война». (У. Гладстон)
    «Алкоголизм и преступление – это два явления общественной жизни, находящиеся в тесной связи друг с другом». (И. Мержевский)
    «Без многого может обойтись человек, только не без человека» (Л. Берне)
    «Жениться – это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности». (А. Шопенгауэр)
    «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность – отстаивают». (А.Г.Асмолов)
    «Личностью не родятся, личностью становятся». (А.Н.Леонтьев)
    «Кто умеет справиться с конфликтами путем их признания, берет под свой контроль ритм истории». (Р. Дарендорф)
    «Личность – это человек как носитель сознания» (К.К. Платонов)
    «Личность человека, ни в каком смысле не является предсуществующей по отношению к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается» (А.Н. Леонтьев)
    «Люди рождаются только с чистой природой, лишь потом отцы делают их иудеями, христианами или огнепоклонниками». (Саади)
    «Люди существуют друг для друга» (Марк Аврелий)
    «Национализм малых народов есть проявление изоляции и самодовольства. Национализм больших народов есть империалистическая экспансия». (Н. Бердяев)
    «Нация – это общество людей, которые через единую судьбу обретают единый характер». (О. Пауэр)
    «Неравенство – такой же хороший закон природы, как и всякий другой». (И.Шерр)
    «Никакая нация не может достичь процветания, пока не осознает, что пахать поле –
    такое же достойное занятие, как писать поэму» (В. Букер)
    «Общество – свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддержал другого» (Сенека)
    «Подлинное национальное самосознание может быть лишь творческим, оно обращено вперед, а не назад». (Н. Бердяев)
    «Положительное и отрицательное влияние маргинальности на общество».
    «Семья – один из шедевров природы». (Дж. Сантаяна)
    «Семья является первичным лоном человеческой культуры» (И. Ильин).
    «Создает человека природа, но развивает и образует его общество». (В.Т. Белинский) “Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-
    своему” Л. Толстой.
    «Гуманность, есть только привычка, плод цивилизации. Она может совершенно исчезнуть». Ф.М. Достоевский
    “Семья более священна, чем государство”. Папа Пий XI
    «Создает человека природа, но развивает и образует его общество» (В.Г. Белинский).
    «Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов». (Ж.-
    Ж. Руссо)
    «Только существо, обладающее разумом, может быть неразумным. Животные не совершают неразумных действий” (Т. Ойзерман)
    «Человек немыслим вне общества» (Л.Н. Толстой)
    «Человеческий ребенок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека». (А. Пьерон)
    obschestvoznanie_bank_esse.pdf

  3. В данной статье вы узнаете, как написать эссе по обществознанию. Примеры прилагаются.
    Прежде всего необходимо уяснить, что для того, чтобы научиться писать эссе по обществознанию, необходимо довольно продолжительное время. Нельзя без предварительной подготовки написать эссе, которое бы эксперты оценили на высокий балл. Устойчивые навыки, хорошие результаты появляются через 2-3 месяца работы (примерно 15-20 написанных эссе). Именно систематические занятия, целеустремленность приносят высокую результативность. Нужно отточить свои навыки на практике при непосредственной помощи и тщательном контроле учителя. 5-ege.ru поможет вам в написании.

    Видео – как написать эссе по обществознанию

    Если вы еще не сталкивались с написанием эссе, посмотрите видео.
    В отличие от эссе по литературе или русскому языку, где четко оговаривается минимальный объем работы и допускается общее размышление («философствование» без конкретизации), в эссе по обществознании объем не ограничен, но его структура и содержание принципиально иные. Эссе по обществознанию – это фактически ответ на вопрос: «Согласен ли я с данным высказыванием и почему?». Именно поэтому в эссе по обществознанию обязательно должны присутствовать строгая аргументация, научность и конкретизация. В то же время, следует отметить, что часто в качестве темы эссе используются весьма парадоксальные, необычные высказывания, требующие образного мышления, нестандартного подхода к раскрытию проблемы. Это неизбежно накладывает свой отпечаток на стиль сочинения-эссе, требует максимальной концентрации сил и внимания.
    Также хотелось бы добавить, что экзаменационное эссе оцениваются конкретными людьми. Чтобы эксперт, проверяющий в день от 50 до 80 работ, отметил какое-то эссе как заслуживающее внимание, данное эссе должно не только отвечать всем нижеизложенным требованиям, но и отличаться определенной оригинальностью, неординарностью и самобытностью – это подразумевается самим жанром эссе. Поэтому необходимо не только изложить научно-фактический материал по теме, но и приятно удивить нестандартностью и гибкостью своего мышления.
    Алгоритм написания эссе во время ЕГЭ
    Посмотрите также образцы эссе.
    Прежде всего, во время экзамена необходимо правильно распределить время. Практика показывает, что для написания эссе необходимо отводить не менее 1-1,5 часа из 3,5 часов, отведенных на ЕГЭ по обществознанию. Целесообразнее всего приниматься за написание эссе после того, как были решены все остальные задания КИМа, т.к. данный вид работы требует максимальной концентрации усилий выпускника.
    Внимательно прочитать все предложенные на выбор темы.
    Выбрать те темы, которые понятны, т.е. – ученик должен четко представлять – о чем данное высказывание, что автор хотел сказать данной фразой. Для того, чтобы снять сомнения в том, правильно ли он понимает тему, выпускник должен своими словами переформулировать фразу, определив главную мысль. Ученик это может сделать устно или на черновике.
    Из выбранных понимаемых высказываний необходимо выбрать одну тему – ту, которую лучше всего ученик знает. Необходимо отметить тот факт, что нередко экзаменуемые выбирают легкие, на их взгляд темы, но которые оказываются сложными при раскрытии темы из-за ограниченности научного и фактического материала по данной проблематике (иными словами – в самой фразе все сказано, ничего нельзя добавить). В таких случаях эссе сводится к простому изложению смысла высказывания в разных вариантах и оценивается экспертами из-за плохой доказательной базы низко. Поэтому выбирать тему эссе нужно так, чтобы ученик при его написании мог полностью показать полноту своих знаний и глубину своих мыслей (т. е. – тема должна быть выигрышной).
    При выборе темы эссе необходимо обращать внимание и на то, к какой социальной науке отнесено данное высказывание. Практика показывает, что ряд фраз может относиться сразу к нескольким наукам. Например, высказывание И. Гете «Человек определяется не только природными качествами, но и приобретенными» может принадлежать и философии, и социальной психологии, и социологии. Соответственно содержание эссе должно различаться в зависимости от этого, т.е. должно соответствовать указанной базовой науке.
    Эссе полностью писать на черновик не нужно. Во-первых – из-за ограниченного времени, во-вторых – из-за того, что в момент написания эссе приходят одни мысли, а в момент переписывания – другие, а переделать готовый текст значительно труднее, нежели создавать новый. На черновике выпускник делает только план своего эссе,  примерные краткие наброски смысла фразы, своей аргументации, точек зрения ученых, понятий и теоретических положений, которые он собирается приводить в своей работе, а также примерный порядок их расположения друг за другом с учетом смысловой логики эссе.
    В обязательном порядке ученик должен высказать свое личностное отношение к выбранной теме в четко выраженной формулировке («Я согласен», «Я не согласен», «Я не совсем согласен», «Я согласен, но частично» либо подобны по значению и смыслу фразы). Наличие личностного отношения является одним из критериев, на основе которых оценивается эссе экспертами.
    В обязательном порядке выпускник должен изложить свое понимание смысла высказывания. Т.е. старшеклассник своими словами объясняет – что автор хотел сказать данной фразой. Целесообразнее это сделать в самом начале эссе. И если совместить требования данного пункта с положениями предыдущего, то вот как, например, будет выглядеть начало эссе по философии «Прежде чем говорить о благе удовлетворения потребностей, нужно определиться, какие потребности составляют благо»: «Я полностью согласен с высказыванием великого русского писателя второй половины XIX – нач. XX вв. Л.Н. Толстого, в котором он говорит о подлинных и мнимых потребностях».
    Очень тщательно необходимо подходить к подбору аргументов для подтверждения своей точки зрения. Аргументы должны быть убедительными, обоснованными. В качестве аргументов используются данные соответствующих наук, исторические факты, факты из общественной жизни. Аргументация личностного характера (примеры из личной жизни) оцениваются наиболее низко, поэтому их применение в качестве доказательной базы нежелательно. Следует помнить, что любой личный пример легко «превратить» в пример из общественной жизни, из социальной практики, если писать о нем от третьего лица (например – не «Мне нахамила продавщица в магазине, тем самым нарушив мои права потребителя», а «Допустим, что гражданину С. продавщица нахамила. Тем самым она нарушила его права как потребителя». Количество аргументов в эссе не ограничено, но наиболее оптимальным для раскрытия темы являются 3-5 аргументов. Следует также помнить, что примеры из истории наиболее уместны в политологических, частично – в правоведческих и социологических темах, а также в философских темах, связанных с теорией социального прогресса. Примеры из социальной практики (общественной жизни) – в социологических, экономических, правоведческих темах. Данные соответствующих наук должны быть обязательно использованы при выборе любой из тем.
    Использование терминов, понятий, определений в эссе должно быть грамотным, уместным, применительно к выбранной теме и науке. Эссе не должно быть перегружено терминологией, тем более, если данные понятия не связаны с выбранной проблемой. К сожалению, часть выпускников стараются вставить в свою работу как можно больше терминов, нарушая принцип целесообразности и разумной достаточности. Тем самым они показывают, что не научились грамотно использовать научную терминологию. Термин должен быть упомянут к месту, такое упоминание должно свидетельствовать о его правильном понимании.
    Очень приветствуется, если выпускник в своем эссе указывает точки зрения других исследователей на рассматриваемую проблематику, дает ссылку на различные толкования проблемы и различные пути ее решения (если таковое возможно). Указание на иные точки зрения могут быть прямыми (например: «Ленин считал так:…, а Троцкий – иначе:…, а Сталин – не был согласен с ними обоими:…»), а могут быть опосредованными, неконкретизированными, неперсонифицированными: «Ряд исследователей считает так:…, другие – иначе:…, а некоторые – предлагают совершенно иное:…».
    Очень приветствуется, если в эссе указывается – кем был автор данного высказывания. Указание должно быть кратким, но точным (см. пример в п. 8). Если аргументируя свою позицию по указанной проблематике уместно упоминание взглядов автора фразы, это необходимо сделать.
    Аргументы должны быть изложены в строгой последовательности, внутренняя логика изложения в эссе должна четко прослеживаться. Ученик не должен перескакивать с одного на другое и вновь возвращаться к первому без объяснения и внутренней связи, стыковки отдельных положений своей работы.
    Завершать эссе необходимо выводом, в котором кратко подводится итог размышлениям и рассуждениям: «Таким образом, на основании всего вышеизложенного, можно утверждать, что автор был прав в своем высказывании».
    https://5-ege.ru/esse/
    Примеры эссе на тему:
    Философия «Революция – варварский способ прогресса» (Ж.Жорес)
    На высший балл
    Я полностью согласен с высказыванием известного французского социалиста, историка и политического деятеля первой половины ХХ века Жана Жореса, в котором он говорит об особенностях революционного пути общественного прогресса, об отличительных чертах революции. Действительно, революция – это один из путей прогресса, движение вперед, к более лучшим и сложным формам организации общественного устройства. Но так как революция есть коренная ломка всего существующего строя, преобразование всех или большинства сторон общественной жизни, происходящее за короткий промежуток времени, то эта форма прогресса всегда сопровождается большим количеством жертв и насилия.
    Если мы вспомним революционный 1917 год в России, то увидим, что обе революции повлекли за собой жесточайшую конфронтацию в обществе и стране, вылившуюся в страшную Гражданскую войну, сопровождавшуюся небывалым ожесточением, миллионами погибших и пострадавших, невиданной до тех пор разрухой в народном хозяйстве.
    Если мы вспомним Великую Французскую революцию, то тоже увидим разгул якобинского террора, гильотину, «работающую» без выходных и череду непрекращающихся революционных войн.
    Если мы вспомним Английскую буржуазную революцию, то также увидим гражданскую войну, репрессии против инакомыслящих.
    А когда посмотрим на историю США, то увидим, что обе буржуазные революции, прошедшие в этой стране, имели форму войны: сначала – войны за независимость, а затем – Гражданской войны.
    Перечень примеров из истории можно продолжать и продолжать, но везде, где бы не происходила революция – в Китае, в Иране, в Нидерландах и т.д. – везде она сопровождалась насилием, т.е. варварством с позиции цивилизованного человека.
    И пусть иные мыслители возвеличивали революцию (как, например, Карл Маркс, утверждавший, что революции – это локомотивы истории), пусть реакционеры и консерваторы отрицали роль революций в общественном прогрессе, мне ближе точка зрения Ж.Жореса: да, революция – способ прогресса, движение к лучшему, но совершаемое варварскими методами, то есть с применением жестокости, крови и насилия. Насилием нельзя создать счастья!
    На 5-ege.ru есть и другие примеры эссе по обществознанию.

    На небольшой балл

    В своей цитате автор говорит о революции и о прогрессе. Революция – это способ преобразования действительности в короткое время, а прогресс – это движение вперед. Революция не является прогрессом. Ведь прогресс- это реформа. Нельзя сказать, что революция не дает положительных результатов – например, русская революция позволила рабочим и крестьянам избавиться от тяжелого положения. Но по определению революция не является прогрессом, ибо прогресс – это все хорошее, а революция – это плохое. Я не согласен с автором, который причисляет революцию к прогрессу.

    План эссе

    Введение
    1) Четкое указание проблемы высказывания:
    «Избранное мною высказывание касается проблемы….»
    «Проблема данного высказывания заключается в….»
    2) Объяснение выбора темы ( в чем значимость или актуальность этой темы)
    «Всех волнует вопрос…»
    «АКТУАЛЬНОСТЬ данной темы заключается в …»
    3) Раскрыть смысл высказывания с точки зрения обществознания, 1-2 предложения
    4) Представление автора и его точки зрения
    «Автор утверждал (говорил, размышлял) с такой точки зрения…»
    5) Своя интерпретация данной фразы, СВОЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ ( СОГЛАСЕН ТЫ ИЛИ НЕТ)
    «Я считаю…» «я согласен с автором высказывания…»
    6) Высказывание своей позиции, переход к основной части эссе
    P.S. будет плюсом, если во введении дать информацию об авторе высказывания и вставить определение выбранной сферы эссе ( философии, политики, экономики, правоведения и т.д.)
    Аргументация:
    1) Теоретическая аргументация проблемы. Должно быть представлено не менее 3 аспектов теоретического раскрытия темы.
    Например: раскрыть само понятие, привести примеры, разобрать признаки, функции, классификации, свойства.
    2) Практическая аргументация или пример из общественной жизни
    Заключение:
    Вернуться к формулировке самого высказывания или к проблеме высказывания. Сделать на основе этого вывод.
    Вывод должен состоять из 2 частей: свои мысли в качестве итога + возврат к теме.
    Рекомендуем:
    Написание сочинения по английскому языку, готовые эссе
    Шпаргалки по обществознанию для ЕГЭ и ОГЭ 9-11 класс
    Как сдать ЕГЭ по обществознанию на максимальный балл
    План сочинения ЕГЭ по русскому языку
    Примеры эссе по обществознанию (ЕГЭ)

  4. Эссе 21/ Пользователь: Колобова Любовь / г. Вязники/ дата загрузки 11.11.2017
    Тема:

    «Человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам»
    (Ж.П. Сартр)

    Жан-Поль Сартр затрагивает проблему формирования личности.
    Автор считает, что в становлении личности важную роль играет самосознание,
    в виду этого каждая личность уникальна, неповторима.
    Я полностью согласна с высказыванием Сартра о том, что изначально человек «ничего собой не представляет»,
    ведь личностью он становится лишь в процессе социализации, – процессе освоения знаний и навыков, способов поведения, необходимых человеку, чтобы стать членом общества, правильно действовать и взаимодействовать со своим социальным окружением, самопознания и саморазвития.
    Человек – существо полностью биологическое в начале, и только после биосоциальное.
    Мне это тема показалась интересной, т.к. я сама нахожусь на стадии социализации, – в процессе становления личности.
    Кто-то всегда стремится к умственному, нравственному развитию, а кто-то живёт ради удовлетворения своих первичных потребностей.
    В качестве примера приведу знаменитого полководца Суворова Александра Васильевича.
    Он родился слабым, болезненным ребенком. Отец готовил его на гражданскую службу.
    Однако с детских лет Суворов проявил тягу к военному делу.
    Чтоб поступить на военную службу, он закалялся, ежедневно занимался своей физической подготовкой.
    Проявил огромную выдержку и силу воли. Можно сказать, он сам сделал себя личностью, – относительно устойчивой целостной системой интеллектуальных, морально-волевых и социально-культурных качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности.
    Еще одним примером может служить Джим Керри. У него было тяжелое детство.
    Его семья жила в бедноте, а у матери было психическое расстройство. Но, тем не менее, все это не помешало ему выступать, учиться и стремиться к своей цели, – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность. Хотя у него не получилось сразу завоевать популярность, он не сдавался, четко шел по намеченному пути, несмотря на все трудности. В итоге он добился всемирной любви и признания, стал кумиром миллионов.
    Таким образом, можно сделать вывод, что саморазвитие и самовоспитание играют огромную роль в процессе формирования личности. А саморазвитие – это осознанный процесс, который человек осуществляет без какой-либо внешней поддержки, используя при этом исключительно свои моральные и физические ресурсы для того, чтобы совершенствовать свой потенциал и реализовать себя как личность, самовоспитание же – это систематическая деятельность человека, направленная на выработку или совершенствование моральных, физических, эстетических качеств, привычек поведения в соответствии с определенным социально обусловленным идеалом. Несмотря на все сложности, приложив свои силы, при поддержке родственников, друзей (первичных агентов социализации) можно достичь своей цели. Но так же не малую роль играют вторичные агенты, СМИ зачастую хорошо мотивируют людей на различную благотворительную деятельность и многое другое, иным людям помогает найти мотивацию церковь, а это есть вторичные агенты.
    Имя: Колобова Любовь

    Результаты проверки эссе по обществознанию в соответствии с требованиями ЕГЭ 2017

    Критерий
    Балл
    Комментарий
    К 1.
    1
    Содержание ответа дает представления о понимании смысла высказывания.
    К 2.
    1
    Избранная тема раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения, рассуждения и выводы. Однако наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания положений ведет к снижению оценки по этому критерию на 1 балл.
    К 3.
    1
    Приведены относящиеся к обосновываемому тезису примеры из источника одного типа.

    Общий балл: 3
    Положительные стороны работы:
    Соблюдены экзаменационные требования к структуре эссе по обществознанию.
    Смысл высказывания Ж.П. Сартра раскрыт посредством определения понятий “личность” и “саморазватие”, а также обоснования собственной позиции.
    В эссе использованы важные для раскрытия темы категории – “сила воли”, “цель”, “осознанность”, “самовоспитание” и др.. Рассуждение автора эссе свидетельствует о хорошем уровне владения языком обществознания.
    Автор эссе удачно привел пример биографии А.В. Суворова, сделав верный акцент на категории “сила воли”. Также интересен пример личностных достижений Д. Керри. Однако, важно отметить, что оба факта общественной жизни являются однотипными, биографическими сведениями. Согласно экзаменационным требованиям, в практической части эссе по обществознанию должно быть не менее двух примеров из различных источников.
    Рекомендации:
    Рекомендуется глубже вникнуть в философскую проблематику высказывания Ж.П. Сартра.
    Этот мыслитель известен тем, что провозгласил свободу человека абсолютной, предшествующей сущности человека,
    который изначально лишен смысла и является лишь проектом.
    Вы, конечно, не обязаны знать и описывать позицию автора избранного высказывания.
    Однако Ваше внимание должна была привлечь эмоционально нагруженная фраза Ж.П. Сартра: “…ничего собой не представляет”. На этом ведь есть акцент?
    Поэтому встает вопрос. Не является ли позиция Ж.П. Сартра крайней?
    Нельзя ли с ней поспорить? Безусловно, человек как личность обретает себя в процессе социализации.
    Но уже рождаясь, человек обладает темпераментом, уникальными задатками.
    Имеет место и позиция религиозных людей, небезосновательно утверждающих, что у человека есть Богом данная душа, что человек – “образ и подобие Бога”. А кто-то, может быть, скажет, что человек живет вечно, перерождаясь из одного тела в другое. Конечно, возможны и другие доводы. Но главное в том, что проблему человеческой души вряд ли можно сбросить со счетов.
    Балл снижен за упрощение теоретической проблематики. В данном эссе наблюдается смысловая подмена понятия “человек” более узким понятием “личность”.
    Внимание! Данное эссе оценено по критериям 2017 года. Критерии 2018 года смотрите
    здесь …

  5. «Ребёнок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека» (А.Пьерон).

    Следует разобраться в том,  какой смысл вкладывал А.Пьерон в понятие человек. В момент рождения ребенок уже является человеком. Он – представитель особого биологического вида Homo Sapiens, обладающий присущими специфическими чертами данного биологического вида: большой головной мозг, прямохождение, цепкие руки и т.д. В момент рождения ребенка можно назвать индивидом – конкретным представителем человеческого рода. С рождения он наделен присущими только ему индивидуальными чертами и свойствами: цвет глаз, форма и строение тела, рисунок его ладони. Вот это уже можно определить как индивидуальность. Почему же тогда автор высказывания  называет ребенка только кандидатом в человека? Видимо, автор имел в виду  понятие «личность». Ведь человек – существо биосоциальное. Если биологические черты человеку даются с рождения, то социальные он приобретает только в обществе себе подобных. И происходит это в процессе социализации, когда ребенок усваивает с помощью воспитания и самовоспитания ценности конкретного общества. Постепенно он превращается в личность, т.е. становится субъектом сознательной деятельности и обладает совокупностью социально значимых черт, востребованных и полезных в обществе. Именно тогда его в полной мере можно назвать человеком. Как можно подтвердить данное предположение? Например, 20 марта 1809 г. в Сорочинцах в семье помещика Василия гоголя – Яновского родился сын, крещенный именем Николай. Это был один из родившихся в этот день помещичьих сыновей, нареченных Николаями, т.е. индивид. Если бы он скончался в день рождения, то так и остался бы в памяти своих близких,  как индивид. Новорожденного отличали признаки, характерные только для него (рост, цвет волос, глаз, строение тела и др.). По свидетельству людей, знавших Гоголя с рождения, он был худ и слаб. Позднее у него появились черты, связанные с взрослением, индивидуальным стилем жизни, – он рано начал читать, с 5 лет писал стихи, прилежно учился в гимназии, стал литератором, за творчеством которого следила вся Россия. В нем проявилась яркая индивидуальность, т.е. те черты и свойства, признаки, которые отличали именно Гоголя. Видимо, именно такой смысл вкладывал в свое высказывание А.Пьерон, и я с ним полностью согласен. Появляясь на свет, человек  должен проделать длительный, тернистый путь, чтобы оставить след в обществе, чтобы потомки с гордостью говорили: « Да, этого человека можно назвать великим: им гордиться наш народ».
    «Идея свободы связана с истинной сущностью человека» (К.Ясперс)

    Что такое свобода? Независимость от сильных мира сего, которую могут дать деньги и слава? Отсутствие решетки или бича надсмотрщика? Свобода думать, писать, творить без оглядки на общепринятые каноны и вкусы публики? Ответить на этот вопрос можно лишь, попытавшись разобраться, что такое человек. Но вот беда! Каждая культура, каждая эпоха, каждая философская школа дает свой ответ на этот вопрос. За каждым ответом стоит не только уровень ученого, постигшего законы мироздания, мудрость мыслителя, проникшего в тайны бытия, корысть политика или фантазия художника, но и всегда скрывается определенная жизненная позиция, вполне практическое отношение к миру. И тем не менее. Из всех разнообразных, противоречащих друг другу представлений о человеке вытекает один общий вывод: человек не свободен. Он зависит от чего угодно: от воли Бога или богов, от законов Космоса, расположения звезд и светил, от природы, общества, но только не от самого себя. Но смысл выражения К Ясперса , по-моему мнению, заключается в том, что человек не мыслит свободы и счастья без сохранения своей личности, своего уникального, неповторимого «Я». Он не хочет «стать всем», а «хочет быть самим собой наперекор вселенной», как писал автор знаменитого «Маугли» Р.Киплинг. Не может быть человек счастлив и свободен ценой попрания своей личности, отказа от своей индивидуальности. Поистине неистребимо в человеке стремление к созиданию мира и себя, к открытию нового, ещё никому неизвестного, даже если это достигается ценой собственной жизни. Стать свободным – нелегкая задача. Она требует от человека максимального напряжения всех духовных сил, глубоких раздумий о судьбах мира, людей, о своей собственной жизни; критического отношения к тому, что происходит вокруг и к самому себе; поисков идеала. Поиски смысла свободы продолжаются иногда всю жизнь и сопровождаются внутренней борьбой и конфликтами с окружающими. В этом как раз и проявляет себя свободная воля человека, так как из разнообразных жизненных обстоятельств, вариантов, ему самому приходится выбирать, что предпочесть, а что отвергнуть, как поступить в том или ином случае. И чем сложнее окружающий мир, тем драматичнее жизнь, тем больше усилий требуется от человека, чтобы определить свою позицию, сделать тот или иной выбор. Значит, К.Ясперс оказался прав, считая идею свободы истинной сущностью человека. Свобода – необходимое условие его деятельности. Свободу нельзя «подарить», ибо невыстраданная свобода оказывается тяжким бременем или оборачивается произволом. Свобода, завоеванная в борьбе со злом, пороками и несправедливостью во имя утверждения добра, света, истины и красоты, может сделать каждого человека свободным
    «Наука безжалостна. Она беззастенчиво опровергает любимые и привычные заблуждения» (Н.В. Карлов)
    Вполне можно согласиться с данным высказыванием. Ведь главная цель научного познания – стремление к объективности, т.е. к изучению мира таким, какой он есть вне и независимо от человека. Полученный при этом результат не должен зависеть от частных мнений, пристрастий, авторитетов. На пути к поиску объективной истины, человек проходит через относительные истины и заблуждения. Примеров тому много. Когда – то люди были совершенно уверены в том, что Земля имеет форму диска. Но прошли столетия, и путешествие Фернандо Магеланна опровергло это заблуждение. Люди узнали, что Земля имеет форму шара. Заблуждением была и геоцентрическая система, существовавшая тысячелетия. Открытие Коперника развенчало этот миф. Созданная им гелиоцентрическая система объяснила людям то, что все планеты нашей системы вращаются вокруг Солнца. Католическая церковь более двухсот лет запрещала признавать эту истину, но в данном случае, наука, действительно, оказалась безжалостна к  заблуждениям людей. Таким образом, на пути к абсолютной истине, которая  является окончательной и не изменится с течением времени, наука проходит через стадию относительных истин. Вначале эти относительные истины кажутся людям окончательными, но проходит время и с появлением новых возможностей у человека в исследовании той или иной области, появляется абсолютная истина. Она опровергает ранее полеченные знания, заставляя людей пересмотреть свои прежние взгляды и открытия
    «Прогресс указывает только направление движения, и ему безразлично, что ожидает в конце этого пути – благо или зло» (Й. Хейзинга).

    Известно, что прогресс – это движение развития общества от простого к сложному, от низшего к высшему. Но долгая история человечества доказывает, что движение вперед в одной области, приводит к откату назад в другой. Например, замена стрелы огнестрельным оружием, кремневого ружья – автоматом свидетельствует о развитии техники и связанных с ней знаний, науки. Возможность убить сразу массу людей смертельным ядерным оружием тоже безусловное свидетельство развития науки и техники высочайшего уровня. Но можно ли всё это назвать прогрессом? И поэтому все, что проявлялось в истории как нечто положительное, всегда можно  противопоставить как нечто отрицательное, и об очень многом положительном  в одном аспекте, можно сказать как об отрицательном в другом. Так в чем же смысл истории? Каково направление её движения? Что такое прогресс? Ответить на эти вопросы далеко не просто. Само абстрактное понятие прогресса, при попытке применить его к оценке тех или иных событий конкретно – исторически, непременно будет содержать в себе неразрешимое противоречие. В этой противоречивости и есть драматизм истории. Неизбежен ли он? А дело в том, что главным действующим лицом этой исторической драмы выступает сам человек  Зло как бы неизбежно, потому что человек порою получает в качестве результата то, к чему он вовсе не стремился, что не было его целью. И дело объективно заключается в том, что практика всегда богаче, всегда превосходит уровень достигнутого знания, что порождает возможности человека в других условиях по- другому использовать достигнутое. Зло, таким образом, как тень, преследует добро. Видимо это имел в виду автор данного высказывания. Но мне хотелось бы продолжить рассуждение и призвать людей, особенно ученых, задумываться о своих будущих открытиях. Ведь  для определения подлинно прогрессивного есть понятие, выработанное всей историей человечества. Выраженное словом «гуманизм», оно обозначает как специфические свойства человеческой природы, так и оценку этих свойств как высшего начала общественной жизни. Прогрессивно то, что сочетается с гуманизмом, и не просто сочетается, а способствует его возвышению.
    https://5-ege.ru/primery-esse/
    «Революция – это переход от неправды к правде, от лжи к истине, от угнетения к справедливости, от обмана и страданий к прямолинейной честности и счастью»
    (Роберт Оуэн)

    Революцию часто называют общественным взрывом, именно поэтому, на мой взгляд, революция не решает полностью тех проблем, которые возникли в жизни.
    В историческом прошлом России самой значительной была революция в октябре 1917 года. Наиболее важным её результатом стало начало строительства коммунизма, что означало радикальное изменение жизни всей страны. И если это – та самая правда, справедливость и честность, о которой говорит Оуэн, то почему сейчас Россия всеми силами пытается приобщиться к западной модели развития и делает всё, чтобы стать капиталистической страной в полном смысле этого слова? И это при том, что в советское время Россия многого добилась: стала сверхдержавой, первой осуществила полет человека в космос, победила во Второй мировой войне. Получается, что революция не привела нашу страну к истине. Более того, к концу 1991 года Россия оказалась на грани экономической катастрофы и голода.
    Нужно ли говорить о социальных революциях, если даже в ходе научно-технической революции в современном  мире возникает множество вопросов. Среди них и экологические проблемы, и рост безработицы, и терроризм.
    С одной стороны, в ходе НТР  совершенствуется здравоохранение, спасаются от смерти усилиями врачей самые безнадёжные больные, а с другой стороны, производится оружие массового поражения, в том числе, бактериологическое. Средства массовой информации ежедневно освещают миллионы событий, происходящих во всех уголках планеты, информируя, образовывая людей, но в то же время СМИ выступают в качестве манипулятора человеческим сознанием, волей, разумом.
    Можно привести еще множество примеров революций, но вывод останется однозначным: революция – это многосторонний и противоречивый процесс, в ходе которого решаемые проблемы заменяются другими, часто еще более сложными и запутанными.
    Религия – это разумом оправданная мудрость

    Я полностью согласен с этим высказыванием и хочу доказать истинность этого изречения на примере известных КНИГ, которые содержат такие мудрости, к которым человечество будет обращаться всегда.
    Новый Завет. Ему уже 2 тысячи лет. Своим появлением на свет он произвел невиданное, небывалое волнение сердец и умов, не успокаивающееся и доныне. А всё это потому, что в нём содержаться мудрости, которые учат человечество  доброте, гуманизму, нравственности. В этой книге, написанной просто и без всяких прикрас, запечатлена величайшая тайна – тайна человеческого спасения. Людям остается только исполнять эти Великие Мудрости: не убий, не укради, не обижай ближнего, почитай родителей своих. Разве это плохие мудрости? И когда люди забывают выполнять эти мудрости, их поджидают несчастия. В нашей стране в годы советской власти народ отлучили от этой книги. Всё это привело к разрушению духовности общества, а значит к безволию. И даже коммунисты, составляя свой закон – Моральный Кодекс коммуниста, взяли за основу моральные принципы, содержащиеся в Библии. Только обличили их в другую форму. Это доказывает, что мудрость этой книги вечна.
    Коран. Это главная книга мусульман. К чему же призывает она? Особое внимание уделяется благородству, которое, в свою очередь, предполагает уважение к родителям. Коран учит мусульман быть твердыми в слове, обязательными в делах и поступках. В нем порицаются такие низменные качества человека, как ложь, лицемерие, жестокость, гордыня. Разве это плохие мудрости? Они разумны.
    Приведенные примеры  доказывают правильность приведенного высказывания. Все мировые религии содержат такие мудрости, которые наставляют людей только на хорошие поступки. Показывают людям путь в конце туннеля.
    Наука сокращает нам опыты быстро текущей жизни.

    Нельзя не согласиться с данным высказыванием. Ведь с появлением науки прогресс человечества стал ускоряться, и темпы жизни человеческого общества ускоряются  с каждым днем. Все это  происходит благодаря науке. До её появления человечество достаточно медленно продвигалось по пути прогресса. Миллионы лет появилось колесо, но только благодаря ученым, которые изобрели двигатели, это колесо смогло приводиться в движение с более высокой скоростью. Жизнь человечества резко ускорилась.
    Человечеству тысячи лет приходилось искать ответы на многие, казалось бы, нерешаемые, вопросы. Это сделала наука: открытие новых видов энергии, лечение сложных болезней, покорение космического пространства…С началом научно-технической революции в 50-60-е годы XX века, развитие науки стало главным условием существования человеческого общества. Время  требует от человека быстрого решения глобальных проблем, от которых будет зависеть сохранение жизни на Земле.
    Наука теперь пришла и в каждый наш дом. Она служит людям, действительно сокращая опыты  быстро текущей жизни: вместо стирки на руках – автоматическая стиральная машина, вместо половой тряпки – моющий пылесос, вместо пишущей машинки – компьютер. А что уж говорить о средствах связи, которые сделали наш земной шар таким маленьким: за одну минуту можно получить сообщение из мест, расположенных на разных концах света. Самолет доставляет нас за несколько часов в самые отдаленные уголки нашей планеты. А ведь каких-то сто лет назад на это понадобилось много дней и даже месяцев. В этом и заключается смысл данного высказывания.
    Политическая крепость прочна тогда и только тогда, когда она основана на силе нравственной.

    Конечно, высказывание это правильное. Действительно, политик должен действовать, опираясь на законы нравственности. Но почему-то слово «власть» у многих ассоциируется с противоположным мнением. Этому в истории есть множество подтверждающих примеров, начиная от древнеримских тиранов (например, Нерон), до Гитлера и Сталина. Да и современные правители не блещут примерами нравственности.
    В чем же дело? Почему глубоко нравственные нормы, такие как, честность, совесть, обязательность, правдивость никак не вписываются в политическую власть?
    Видимо, многое связано с природой самой власти. Когда человек стремится к власти, он обещает людям улучшение их жизни, наведения порядка, установление справедливых законов. Но как только он оказывается у руля власти, ситуация резко изменяется. Постепенно забываются многие обещания. Да и сам политик становится другим. Он живет уже другими мерками, у него появляются новые взгляды. Те, которым он обещал, всё более отдаляются от него. А рядом появляются другие, которые всегда готовы  быть в нужную минуту: посоветовать, подсказать. Но действуют они больше не в интересах общества, а в своих корыстных интересах. Как говорят в народе, власть портит человека. Возможно это и так. А может, есть и другие причины? Приходя к власти, политик понимает, что он не в силах справиться с тем грузом проблем, которые стоят перед государством: коррупция, теневая экономика, организованная преступность. В таких сложных условиях происходит отступление от моральных принципов. Приходится действовать жестко. Мне кажется, что лучше перефразировать это высказывание так: «Политическая крепость прочна тогда и только тогда, когда она основана на силе закона». Для политики это наиболее разумно. Только вот законы тоже должны быть нравственными….
    Рекомендуем:
    Шпаргалки по обществознанию для ЕГЭ и ОГЭ 9-11 класс
    Примеры (образцы) написания эссе
    Шаблоны сочинений ЕГЭ
    Проблема и позиция. Часть С
    Как писать эссе по обществознанию, готовые сочинения

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *