Сочинение по произведению бедная лиза на тему разум и чувства
8 вариантов
Итак, что же может быть, если чувства возьмут верх? Многие отечественные писатели подвергали своих героев испытанию любовью. Так, в сентиментальной повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» главной героиней полностью овладевают страсти, её разум затуманен, и она не думает, к каким последствиям это может привести. Она без оглядки отдается возлюбленному, забывая о чести, приличии и, в конце концов, долге перед больной матерью беречь ее покой. Между долгом и чувствами Лиза выбирает чувства и не желает искать компромисс. Причем, любовь к молодому человеку вытесняет в ней любовь к матери, то есть переживания ее поверхностны и эгоистичны. Но Эраст быстро остывает и теряет интерес к Лизе. Правда, у него разум подменяется низким и подлым расчетом. После разрыва с Лизой он женился на богатой женщине. Не совладав с чувствами, девушка очень болезненно и тяжело переживает разрыв с любимым человеком, и, не найдя выхода из этой ситуации, решается на самоубийство из-за предательства. Она оставляет больную мать, о чьем благополучии так пеклась, и предается отчаянному порыву покончить с жестокой и несправедливой жизнью. Но так ли она несправедлива? Стоит ли жалеть импульсивную девушку, как это делал Карамзин? Его то можно понять, он – писатель – сентименталист, но может ли читатель оправдать такую глупость? Вряд ли. Лиза была не в состоянии вновь овладеть собой, она отдалась даже не столько чувству, а наслаждению. До этого ее жизнь была посвящена дочернему долгу, она не ведала радости, доступной другим, более удачливым девушкам. Но появление Эраста все изменило: первая любовь (не самое долговечное и основательное чувство) дала ей долгожданное удовольствие от жизни, не омраченной и тенью долга. Если бы Лиза полюбила всерьез, она бы задумалась прежде о браке, а не о минутном удовлетворении. Людям свойственно не только «парить в облаках», но и заботиться о любимых. Девушка не подумала ни о матери, ни о женихе, нравственность которого от ее поступка сильно пострадала, как и вера в ее благочестие и способности стать верной женой. Значит, Лизой овладело не столько возвышенное чувство, сколько обыкновенная страсть, лишенная осознания и глубины любви. Эта страсть сделала и без того недалекую девушку безрассудной и эгоистичной. Пример заразителен, как болезнь: многие женщины проделали такой же скорбный путь. Если бы Лиза одернула себя, поразмыслила над происходящим, а не отдалась течению, ее судьба сложилась бы иначе.
Русская литература богата на лирические и сентиментальные произведения. Одним из таких произведений является повесть «Бедная Лиза», которая была написана в 1792 году замечательным писателем Карамзиным. Эта повесть пробуждает многие чувства, а также заставляет читателя вспомнить о гуманности и уважении к людям.
В произведении ведется описание трагедии, причем все написанное воспринимается читателем как реальная история. Это связанно с тем, что рассказчик был знаком с героем, который показал ему могилу Лизы. Многих людей данная повесть заинтересовала благодаря образам людей, которые создал автор. Герои наполнены многими чувствами. Некоторые люди добрые, некоторые совершают зло, а кто-то делает множество ошибок и согласен с ними.
Автор очень красиво описывает пейзажи и красоту природы. Красивые и трогательные слова свидетельствуют о том, что Карамзин имел очень глубокую душу. Поэт сравнивает городскую местность и деревню. Замечательно описывает лето в Москве, а также мастерски переходит на осеннюю пору и тем самым готовит читателя к более тревожным чувствам.
Центральными героями повести являются Лиза и Эраст. Автор описывал Эраста как состоятельного человека, который обладает добротой и открытым сердцем, но с другой стороны слабым и легкомысленным человеком. Данный герой любил разгульную жизнь и не пропускал светских мероприятий, на которых искал и надеялся получить удовольствие. Но в большинстве случаях он не находил что и искал.
Лиза при первой встрече с Эрастом удивила его своей красотой. У Эраста было довольно развитое воображение, поскольку он читал много романов, в которых пары целовались и проживали жизнь только в романтических чувствах. Герой был теперь рад, ведь у него сложилось впечатление того, что он наконец-то отыскал ту самую девушку, которую так долго искал.
Молодые люди встречались, и изначально Лиза для Эраста была чем-то новым, ранее не виданым. Эраст уже не мог себя удовлетворить поцелуем с Лизой или ласками. Девушка со временем стала для Эраста уже не той, которую он так долго искал. Вскоре главный герой покинет Лизу, напоследок искренне поцеловав её, что девушке казалось, как будто весь мир полыхает. Герой потерял чувства к Лизе, и причиной тому было то, что Эраст не привык к такой жизни. Его избаловал город своими вечеринками и поведением людей. Герою сложно общаться с обычными людьми из простых мест.
Такой сюжет мы можем наблюдать в романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети», где главный герой Евгений Васильевич Базаров, будучи нигилистом, отрицал буквально всё вплоть до любви. Его внутренний принцип был против всякой романтики, чувств. Он считал это «белибердой, непростительной дурью…». Решающей чертой, ставшей наперекор его взглядов, была встреча с Анной Одинцовой, женщиной, которая была не такая как все. Герой искренне влюбляется в неё, но эти чувства являлись для Евгения неприемлемыми и страшными. У Анны же не было таких сердечных склонностей, какие были у Базарова. Он всячески пытался это скрыть, ведь управлять его жизнью ранее было под силу лишь рассудку. Герой не мог контролировать всем происходящим, потому что борьба разума и сердца делала своё дело. Но наконец-то признавшись в любви Одинцовой, получает отвержение. Это приводит Базарова к первоначальным принципам, где душевные порывы являются просто вздором по сравнению с рассудком. Но не бывает такого, чтобы любовь просто гасла, хоть и перед смертью, но в Евгении она все-таки разгорается и встает против его разума, в итоге побеждая. Он вновь вспоминает о любви к Анне, так как рассудку никогда не постичь сердца.
Еще одним из ярких примеров противоборства разума и чувства является произведение Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». Главной героиней повести является сентиментальная бедная крестьянка Лиза, которая влюбляется в богатого дворянина Эраста. Казалось, что их любовь никогда не прекратится. И вот уже чувствительная девушка полностью отдается своему возлюбленному, её сердце берет вверх над разумом. Но, к сожалению, чувства молодого дворянина постепенно охладевают, и вскоре он уезжает в военный поход, где проигрывает всё состояние и по принуждению женится на богатой вдове. На этом терпение Лизы не выдерживает, и она прыгает в пруд. Ведь для девушки поступок любимого был сильным ударом, приносившим душевную боль, избавиться от которой она хотела лишь самоубийством. Её разум противоречил такому ходу событий, но осилить пылкое чувство ему не удалось.
Таким образом, борьба двух важнейших сил внутреннего мира человека это один из самых сложных процессов в душе каждого. Или чувство превосходит разум или разум чувства. Такие противоречия являются бесконечной дуэлью. Но всё же разуму никогда не постичь искренних чувств.
Наконец, женитьба Эраста, его обман, деньги, которыми он как бы откупается от нее,– все это вместе с воспоминаниями о прошлом счастье потрясает ее душу, и она кончает жизнь самоубийством.
Как мы видим, Лиза, полюбив, проходит через разные психологические состояния: за короткое время любви она испытала робость, волнения, надежду, радость, счастье, тревогу, грусть, тоску, страх, отчаяние и, наконец, потрясение. Все это — проявления безграничной любви.
Карамзин фиксирует внимание не только на внутренних переживаниях героини, но и на внешних деталях, помогающих передать то или иное ее состояние. Сюда надо отнести взгляды, речь, действия, выхваченные взором предметы внешнего мира и пр. Например: Лиза «осмелилась взглянуть на молодого человека»; «быстро голубые глаза ее обращались к земле, встречаясь с его взором»; «в глазах Лизиных блеснула радость, которую она тщетно сокрыть хотела; щеки ее пылали, как заря в ясный летний вечер; она смотрела на левый рукав свой и щипала его правою рукою» и так далее. Примеров, подобных приведенным, в повести множество, и учащиеся по нашей просьбе найдут их. Сообща делаем вывод: Карамзин сумел показать богатство души Лизы, ее неоднозначность, глубину. Соглашаемся с исследователями творчества Карамзина: писатель, знакомя читателей с «изгибами сердца», погружает нас в напряженную, эмоциональную атмосферу «нежных страстей».
А какое изображение получает духовная жизнь Эраста? Конечно, Карамзин и здесь выступает как истинный психолог, прекрасно знающий, что формирует человеческую личность и какую роль при этом играет чувство любви.
Поэтому рассказ писателя сосредоточивается не столько на истории жизни героя, сколько на истории его души. Под влиянием чего складывается внутренняя жизнь Эраста? Прежде всего сказались его природные свойства («доброе сердце, доброе от природы, но слабое и ветреное»), затем свое дело сделали среда («рассеянная светская жизнь», наполненная светскими забавами, не всегда безвредными) и чтение романов, которые уводили его в мир беспечных, наивных наслаждений, В итоге в душе Эраста поселились скука (он «жаловался на судьбу свою») и жажда непосредственных, чистых чувств и ощущений.
Обстоятельства оказались милостивы к Эрасту: на его пути встретилась Лиза — олицетворение чистоты и непосредственности. «Ему казалось, что он нашел в Лизе то, что сердце давно искало». Даже в самом ее появлении он увидел промысел божий. «Нату7ра призывает меня в свои объятья, к чистым своим радостям»,– думал он. Любовь Лизы — это испытание героя, проверка его решения начать новую жизнь, проверка его сердца, глубины его чувств.
В истории его взаимоотношений с Лизой можно увидеть некоторую двойственность, которая дает о себе знать в самой тонкой сфере — в сфере любви, причем эта двойственность — следствие и «доброго сердца», и пагубной среды, углубившей его легкомыслие и эгоизм. С одной стороны, Эраст искренне влюблен в Лизу, он гордится их чистыми отношениями, с отвращением вспоминая прежнюю жизнь. Он заботится о покое Лизы, умеет осушить ее слезы. Он плачет, расставаясь с нею… Кажется, что сердце его воскресло и живет новыми чувствами — вполне достойными. С другой — в новом Эрасте проглядывает прежний: в его чувствах к Лизе нет истинной глубины, в них присутствует элемент игры, которая увлекает его; в любви он мыслит штампами, взятыми, вероятно, из прочитанных им книг: он называет Лизу, по обычаю, «пастушкой», говорит, что «возьмет ее к себе и будет жить с нею неразлучно в деревне и в дремучих лесах, как в раю», что для него «важнее всего душа, чувствительная, невинная душа» и т. д.
В итоге в нем одерживают победу не высокие, а низкие, привычные для него чувства. Лиза теряет для него интерес. Он обманывает ее, изменяет своей клятве. Все это рождает впечатление, что Эраст не выдержал испытания любовью и душа его не очистилась от зла. Это впечатление поддерживается и рассказчиком, позиция которого дана открыто: «Я забываю человека в Эрасте — готов проклинать его»,– говорит он.
Но из финала повести мы узнаем, что Эраст после смерти Лизы «не мог утешиться и почитал себя убийцею». О чем это свидетельствует? Эраст, не обладавший ранее способностью к самооценке, называет себя «убийцею». Многое раскрывает нам фраза: «он не мог утешиться». Кроме того, мы узнаем, что он посещает Лизину могилу.
Можно ли сказать, что возрождение души произошло? Что открывают нам знаменательные слова в конце повести: «Теперь, может быть, они уже примирились»? Речь идет о встрече душ Эраста и Лизы в другом мире, после смерти, о примирении их значит, идет речь и о прощении, а это может быть только в случае очищения души Эраста, признания им собственных ошибок и заблуждений.
Так Карамзин на примере жизни Эраста убедительно показывает, какую большую роль играют чувства любви в формировании человеческой личности.
В любовной истории Эраста и Лизы важны несколько моментов, и на них необходимо остановиться. Исследуя «анатомию» любви, Карамзин ставит вопрос о возможности и невозможности счастья в любви. Что такое это счастье? Поддается ли оно контролю? Какое счастье бывает полным – бездумное или разумное? Отвечая на эти вопросы, будем опираться на текст.
Возьмем такие сцены. Вот Карамзин знакомит нас с минутным счастьем «страстной дружбы», в котором нет ни прошлого, ни будущего, оно живет одним настоящим, наполняя души чистым восторгом. Лизе и Эрасту дано было испытать эти блаженные минуты. «Они сидели на траве… смотрели друг друга в глаза, говорили друг другу: «Люби меня!» — и два часа показались им мигом»,– пишет Карамзин. Лизе и Эрасту суждено было испытать и минутное счастье любви-страсти, когда они ничего не боялись, ни о чем не думали, отдавшись полностью течению чувств. И в этом всемогущая сила любви!
Но Карамзин предупреждает на примере Эраста, что «исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви», ибо могут наступить если не ее гибель, то необратимые роковые ее изменения. Поэтому так важна мысль писателя о необходимости рассудка. Тема рассудка начинает звучать в повести почти сразу. Мы знакомимся с разумным взглядом матери на поведение Лизы, на ее жизнь; задумывается о собственной судьбе и судьбе Эраста Лиза, но ее разуму не дано торжествовать. И совершенно ни о чем не думает Эраст — он плывет по течению чувств, строя идиллические планы о жизни с Лизой, «как с сестрой».
Тема рассудка властно звучит и в речах рассказчика. Обращаясь к Эрасту, он восклицает: «Безрассудный молодой человек! Знаешь ли ты свое сердце? Всегда ли ты можешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок есть царь твоих чувств?»
Размышления по поводу этого высказывания позволяют сделать вывод: миг любви, когда человек весь отдается чувству, прекрасен,- это счастливый миг, но долгую жизнь и прочность чувству дает рассудок, разум.
Не рассудок преобладал в отношениях Лизы и Эраста, и в этом одна из причин их бед. Но писатель не обвиняет своих героев за их «заблуждения», он лишь объясняет поведение героев, и эта позиция его мудра: он знает, что есть люди, которыми управляют страсти, и в этом их награда и наказание [14; 34].
В повесть властно входит и проблема рока и обстоятельств. Карамзин не ставит знака равенства между этими понятиями. Обстоятельства как сумма реальных причин определили поведение и Лизы, и Эраста: после смерти отца Лиза вынуждена была помогать семье и ходила в Москву продавать цветы, где встретилась с Эрастом; обстоятельства складываются для Эраста так, что он обязан идти в армию и на время расстаться с Лизой; обстоятельства заставили его жениться «на пожилой богатой вдове», чтобы поправить свое состояние. Но все эти обстоятельства все-таки не роковые.
Но существуют, по Карамзину, высшие, фатальные силы, которые выносят свой приговор человеку: Лиза за то, что бездумно и безоглядно любила, обрекла себя на гибель физическую; Эраст за то, что не сдержал клятвы быть всегда с Лизой, обрек себя на гибель моральную: он «был до конца своей жизни несчастлив».
Высшие силы представлены и в образе Природы. Природа занимает большое место в миросозерцании Карамзина. Она для него как созданье Высшего — воплощение красоты, «чувствующего» разума. В некоторых произведениях писателя она выступает под именем Натуры (видимого, зримого мира, с одной стороны; с другой — заложенных высшей силой каких-либо возможностей). Природа у Карамзина многолика и в отношении к человеку: она сочувствует ему, может одобрять его или порицать, она способна предупредить его об опасности и обернуться врагом. И человек, и человечество могут находиться в гармонии с Природой, и они же могут превратиться в игрушку страшных, роковых сил.
Эти взгляды Карамзина на Природу проявились и в повести «Бедная Лиза». Здесь мы видели много разных ликов Природы, которые по-разному проявились в отношении к Лизе и Эрасту.
Лиза впервые предстает перед нами как девушка «редкой красоты», чистая и юная, с ландышами в руках. Эти ландыши — символ ее весеннего расцвета, чистоты. Но именно эти цветы Лиза бросит в Москву-реку, когда не встретит молодого человека, так понравившегося ей… Что дают читателю сравнения, взятые из мира природы? Мы постигаем душевную красоту и внутренний мир героини, мы узнаем, что «чистая, радостная душа» светится в ее глазах, «подобно как солнце светится в каплях росы небесной». Иногда Природа точно отражает чувства Лизы, осторожно «предупреждает» ее. Это предупреждение сделано Природой в самом начале возникновения любви Лизы. Она не спала ночь, «почти всякую минуту просыпалась и вздыхала». Утром, еще до восхода солнца, Лиза села на траву и, пригорюнившись, смотрела «на белые туманы, которые волновались в воздухе».
В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова слово «туман» объясняется не только как состояние воздуха, но и как символ неясного, запутанного, непонятного. В данном контексте «туманы» — знак вещий, ибо Лиза не видит ясно своего будущего, оно закрыто туманом [15; 101].
Но чувства Лизы столь чисты, прекрасны, что Природа «не может не разделить» ее радость: ведь Лиза любит и любима. «Какое прекрасное утро! — говорит Лиза.– Как весело в поле! Никогда жаворонки так хорошо не певали, никогда солнце так не сияло, никогда цветы так приятно не пахли!»
Природа «скреплена» с Лизой и в минуту ее беды — в минуту ее «заблуждения». В это время «грозно шумела буря, дождь лился из черных облаков — казалось, что натура сетовала о потерянной Лизиной невинности». Но Природа не отворачивается от Лизы,– она жалеет ее, сочувствует ей. Когда Лиза после отъезда Эраста в армию уединилась в лес, где проливала слезы и «стенала о разлуке с милым», «печальная горлица соединяла жалобный голос свой с ее стенаниями».
Можно сказать, что природа в повести всегда рядом с Лизой. Весна, утро, солнце, ландыши, заря, птицы, тихая луна, гроза, молнии, дождь — все принимает участие в ее радостях и печалях, все говорит о гармонических отношениях, установившихся между Лизой и Природой. В поведении Природы есть сочувствие, жалость к бедной Лизе, но нет проклятья, осужденья…
А связана ли Природа с Эрастом? Фактически этой связи нет, и ее отсутствие — тоже характеристика героя. Интересно, что Лизу всегда сопровождает свет, солнце, даже ночью, во время ее свиданий с Эрастом, «тихая луна… посеребряла лучами своими светлые Лизины волосы»,– Эраста же эта самая луна будто и не видела.
Сопутствующие образы, взятые из мира Природы и характеризующие Эраста,– это образы тьмы: он приходит к Лизе всегда «вечером», скоро надвинутся сумерки («становилось темно»). В этот «вечер», «в ночь» втянута и Лиза, олицетворяющая собой «свет», и природа жалеет ее, но не Эраста.
Все, к чему ни прикасается этот герой, гибнет или превращается в свою противоположность: просто «высокий дуб», около которого Эраст встречался с Лизой, становится «мрачным», а Лиза, дружившая совсем недавно с природой, будет молить: «О, если бы упало на меня небо: Если бы земля поглотила бедную!» И в хижине, некогда согретой любовью двух смиренных сердец — матери и дочери, после гибели Лизы, вызванной обманом Эраста, и смерти бедной старушки будет «выть» ветер.
Природа включена во все основные события повести, поэтому она рядом с героями, видит их и оценивает их полно, достаточно эмоционально и в то же время справедливо. Карамзин утверждает мысль, что Природа наделена разумом и не считаться с ее оценками невозможно. Правда, некоторые видят в надеждах рассказчика на воскресение души Эраста гораздо больше гуманизма, чем в отношении Природы к этому герою. Но это противопоставление ложное, ибо позиция рассказчика продиктована его органической связью с Природой, следовательно, идет от Природы. Это хорошо видно из следующих примеров.
Рассказчик признается в любви к прогулкам «без плана, без цели — куда глаза глядят — по лугам и рощам, по холмам и равнинам». Но одно это признание еще мало что значит. Чтобы обнаружить именно органическую связь рассказчика с Природой, необходимо исследовать художественную структуру хотя бы микротекста, позволяющую судить и о своеобразии эстетики Карамзина. Можно взять небольшой отрывок из описания окрестностей Москвы:
«На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада… Подалее, в густой зелени древних вязов, блистает златоглавый Данилов монастырь; еще далее, почти на краю горизонта, синеются Воробьевы горы…
Часто прихожу на сие место и почти всегда встречаю там весну; туда же прихожу и в мрачные дни осени горевать вместе с природою».
Что открывает это описание? В первом абзаце пейзаж дан в перспективе, это расширяет пространство. Художественная простота, отсутствие метафор, гармонический строй речи придают ему почти эпический характер. Это спокойный пейзаж, но спокойствие его не холодное, не бесстрастное,– оно согрето теплым чувством рассказчика. Отсюда лиризм в скупом описании природы, который достигается главным образом за счет особой структуры предложений. Так, в каждом предложении мы видим инверсии, создающие особую, лирическую интонацию: «видна дубовая роща», «пасутся многочисленные стада», «блистает златоглавый Данилов монастырь», «синеются Воробьевы горы». Основные слова, обозначающие конкретные предметы мира природы, поставлены в конец предложений,– они становятся ударными, так как важны для рассказчика: он выделил «рощу», «стада», «Данилов монастырь», «Воробьевы горы».
Употребив глаголы с цветовой окраской («блистает», «синеются»), он освятил тем самым эти места, так как блистание вызвано золотом на куполах монастыря, светящихся под солнцем, а синь идет от неба. Золотой и голубой цвета, наряду с белым, наиболее часты в иконописи и художественной росписи храмов.
Характерен тройной повтор слов в первом абзаце: «подле», «подалее», «далее». Здесь каждое слово из трех употреблено в новом лексическом значении, что создает эффект эмоционального нагнетания, усиливающейся торжественности, а повторение согласного «л» в каждом из трех слов придает предложениям мягкость, напевность. В итоге проза под пером Карамзина действительно «поэтизируется» (Ю.М. Лотман). Следовательно, «поэтизируется» и рассказчик, его чуткая к красоте душа, Природа,
Чрезвычайно важен второй абзац: он знакомит нас с особым художественным стилем Карамзина. Здесь предстают образы весны и осени. Известно, что эти слова, как правило, употреблялись в творчестве сентименталистов не только в своем прямом значении (время года) — обычно учитывались их емкость, глубина, подтекст. Слово «весна» непременно ассоциировалось со словами «свет», «радость», «надежда», «счастье», «расцвет» и т. д.; слово же «осень» связывалось с крушением надежд, с увяданием, концом жизни. Поэтому эти слова создавали свою лирическую тему. Они обычно выделялись или курсивом, или писались с большой буквы, чтобы показать, что данное слово — целая тема, знак огромного смысла.
Карамзин с помощью образов весны и осени (весны — в большей степени) передает взволнованное состояние живой, тонко чувствующей души рассказчика, вызванное воспоминаниями, которое полно, развернуто не раскрывается, а выносится, как принято говорить, за скобки, и поэтому у Карамзина и природа и человек необычайно многомерны.
Анализируемый отрывок помогает познакомиться с поэтикой Карамзина-прозаика: с особенностями его стиля, поэтического словоупотребления, с особой структурой предложений — и в конечном счете убедиться в органическом слиянии Природы и рассказчика. Именно это органическое слияние с Природой как с некоей высшей разумной силой позволяет рассказчику вмешиваться в события, давать оценки героям и выражать надежды на воскресение души Эраста.
Все герои (к которым относятся не только Лиза и Эраст, но и рассказчик, и Природа) и сам стиль повести помогают нам осознать авторскую позицию как гуманистическую. В ней проявились и светлые личностные качества писателя (высокая нравственность, ум, благородство, чуткость, доброе сердце, бескорыстие, религиозность и пр.), и взгляды Карамзина на поэта-творца как на просвещенного, добродетельного, независимого человека и на само искусство как на нравственную силу, способную внушать читателю возвышенные чувства. Создавая свою повесть, Карамзин соединил категории «доброе» и «прекрасное» — нравственное и эстетическое. В итоге перед нами Карамзин-художник и Карамзин-философ.
В небольшом по объему произведении (сама тема, сюжет, организация материала, образный мир, язык) Карамзин сумел открыто высказать себя: он воспел любовь как чувство, способное обогатить человеческую душу, испытать и возродить ее; он выступил за гармонию рассудка и чувства в любви; он пропагандировал гуманное отношение к человеку, порицая его за отступления от законов морали, но веря в воскресение его души; он призывал верить в высшие силы и служить добродетели.
Нравственные уроки Карамзина достойны внимания и в сегодняшние такие сложные дни, тем более что это уроки человека, «твердый разум» которого, по словам В.А. Жуковского, «всегда смягчен был нежнейшим чувством».
Подробное изображение чувств героев является одной из главных особенностей повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Это произведение, написанное по законам сентиментализма – литературного направления, где в конфликте «чувства и долга» должны побеждать чувства.
Сентиментализм Бедной Лизы выражается через симпатии автора, которые оказываются на стороне тех героев, которые по велению своего сердца, а не рассудка.
Чувства Эраста: хозяин чувств
В первой части повести наибольшее внимание Карамзин уделяет чувствам Эраста, именно он сначала является главным героем. Он устал от суетного города и людской лживости, от фальши и блеска, поэтому нежно влюблен в деревенскую девушку Лизу, которая кажется ему воплощением всего самого чистого, прекрасного и настоящего. Самое главное, что во время встреч с Лизой он даже не помышляет о плотском проявлении любви – его чувства совершенно платонические, он думает, что любит Лизу скорее как сестру, а не как женщину. Ему приятно просто быть рядом с ней.
Однако и Эрасту, как любому живому человеку, оказывается сложно устоять перед соблазном, и Карамзин понимает это. Физическая любовь Эраста с Лизой все-таки осуществляется, и после этого чувства Эраста и его отношение к девушке постепенно меняются: Лиза перестает быть для него непорочным идеалом, она теперь стала похожа на всех остальных женщин в его жизни. Такую девушку можно покинуть, что он и делает. Эраст женится на богатой женщине, наступая при этом на горло своим чувствам – он не любит ее, но этот брак станет выгодным.
Чувства Лизы: жертва чувств
После их разрыва акцент в повести Карамзин делает на чувствах Лизы. Вообще ее образ был представлен довольно неожиданно для русской литературы: Карамзин первым из авторов показывает, что у крестьян тоже могут быть чувства и переживаия, что «и крестьянки любить умеют». Лиза ведет себя именно так, как и полагается страдающей лирической героине – ее сердце разбито, без любви жить не имеет смысла, значит, и жить незачем.
Узнав о женитьбе Эраста и рассудив подобным образом, несчастная девушка бросилась в реку. Бесспорно, двигали ею исключительно чувства, ведь с рациональной точки зрения ничего критического не случилось: она не беременна, репутация ее не испорчена, ни о чем не знает даже мать… Однако для Лизы не существует разума, для нее есть только сердце. Разбитое сердце.
Таким образом проникая в души своих героев, Карамзин показывает нам разницу восприятия ими любви. Сцена их близости является кульминацией повести: после этого чувства Эраста медленно угасают и уводят его от Лизы, а ее чувства, напротив, разгораются сильнее и доводят до самоубийства, когда встречают холодность. Получается, что Лиза становится жертвой чувств, в то время как Эраст – их хозяин.
Нужна помощь в учебе?
Разум и чувства – это две важнейшие составляющие внутреннего мира человека, которые нуждаются друг в друге. Душа человека очень неоднозначна и сложна. В одной ситуации чувства преобладают над разумом, в другой совершенно неожиданно разум берёт вверх над чувствами. Борьбу разума и чувств мы наблюдаем во многих известных произведениях мировых классиков литературы.
Вспомним роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети», где главный герой Евгений Васильевич Базаров, будучи нигилистом, отрицал буквально всё вплоть до любви. Он не признавал никаких чувств, романтики. Для него это было «белибердой, непростительной дурью…». Но когда он встретил на своём жизненном пути Анну Одинцову, женщину, которая была не такая как все, его взгляды на жизнь сильно изменились. Герой искренне полюбил эту девушку, но долго не признавал своих чувств, они казались ему неприемлемыми и страшными. Анна же не испытывала по отношению к Базарову подобных сердечных склонностей. Он всячески пытался скрывать свои чувства, ведь управлять его жизнью ранее было под силу лишь рассудку. Герою было очень сложно контролировать всё происходящее, потому что борьба разума и сердца делала своё дело. В конце концов, он признался в любви Одинцовой, но получил отвержение. Это привело Базарова к первоначальным принципам, где душевные порывы являются просто вздором по сравнению с рассудком. Но любовь в нём всё равно не угасла, хоть и перед смертью, но в Евгении она всё же разгорается и встаёт против его разума, в итоге одерживая победу над разумом. Он вновь вспоминает о любви к Анне, так как рассудку никогда не постичь сердца.
Ещё одно противоборство разума и чувств мы наблюдаем в произведении Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». Главная героиня повести – сентиментальная бедная крестьянка Лиза, которая влюбляется в богатого дворянина Эраста. Казалось, что их любовь никогда не прекратится. Девушка с головой ушла в свои чувства к Эрасту, но чувства молодого дворянина постепенно стали угасать, вскоре он отправился в военный поход, где проиграл всё состояние и по принуждению женился на богатой вдове. Лиза не смогла этого пережить и прыгнула в пруд. Её разум противоречил такому ходу событий, но справиться с пылким чувством она не смогла.
Борьба двух важнейших сил внутреннего мира – это очень сложный процесс, происходящий в душе каждого человека. Или чувство побеждает разум или разум чувство. Подобные противоречия являются бесконечной дуэлью. Но всё-таки разуму никогда не постичь искренних чувств.
Литература этого направления действительно повлияла на читающих людей и в Европе, и в России. Герои произведений стали предметом поклонения, им сочувствовали, как реальным людям, им подражали и в поведении, и в одежде, стремились попасть в те места, где они жили. Читателей привлекали внутренний мир героев, движения их души, смелость и откровенность автора, не стесняющегося своих слез – признака чувствительности.
В русской литературе наиболее популярной сентиментальной повестью стала “Бедная Лиза” Н. М. Карамзина (1792). Она имела большой успех у читателей. Так как автор точно назвал место действия, то Симонов монастырь и пруд, находившийся неподалеку, где погибла Лиза, стали местом прогулок москвичей и многих приезжих. Читатели проливали о Лизе, как и автор, “слезы нежной скорби”.
Повесть пронизана уважением к человеку и воспитывает гуманность. Она открывает читателям их собственные души, будит сострадание и другие благородные чувства. Один из современников Карамзина свидетельствовал: “Мы чувствовали всю сладость участия, и, несмотря на текущие слезы, сердце наше тайно восхищалось, видя себя к тому способным” .
Описанная трагическая история воспринималась как реальная, потому что ее рассказчик лично знал героя, который и привел его к Лизиной могиле. Авторское вступление и заключение настраивали читателя на определенный эмоциональный лад, вызывающий сопереживание и сочувствие читателей. Повесть пользовалась популярностью еще и потому, что Карамзин создал жизненные образы героев. Каждый из них, как и живые люди, заключает в себе и хорошие, и плохие качества. Они любят, страдают, совершают ошибки, раскаиваются. Вспомним, герои в произведениях классицистов наделялись либо положительными, либо отрицательными чертами характера. У них зачастую были говорящие имена и фамилии.
Читателю открывается великолепный пейзаж, красоту которого тонко чувству-. ст и передает рассказчик, что свидетельствует о глубине и богатстве его души. Вместе с тем, противопоставляя город и деревню, автор готовит читателя к восприятию образов героев. Переход от летней панорамы Москвы к осенней настраивает на тревожное ожидание, создает грустное настроение.
Рассмотрим, как складывались отношения Лизы и Эраста. Что рассказал об Эрасте автор? Это “довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою”.
Что привлекло Эраста в Лизе? “Красота Лизы при первой встрече сделала впечатление в его сердце. Он читывал романы, идиллии, имел довольно живое воображение, переселялся мысленно в те времена (бывшие и небывшие), в которые, если верить стихотворцам, все люди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все дни свои провождали. Ему казалось, что он нашел в Лизе то, чего сердце его давно искало. “Натура призывает меня в свои объятия, к чистым своим радостям”, – думал он и решился – по крайней мере на время оставить большой свет”.
Что говорят об Эрасте Лиза и ее матушка? “У него такое доброе лицо, такой голос…” – восхищается девушка. Так же воспринимает его и матушка Лизы: “Да как же нам называть тебя, добрый барин?” Автор говорит о своем герое, как о добром, но легкомысленном человеке. А какая черта характера скрывается за словами, сказанными о нем: “…думал только о своем удовольствии”? Конечно, это эгоизм. В то же время Эраст понимает, что мужчина должен нести ответственность за судьбу любимой женщины. Он думает; “Не употреблю во зло любви ее и буду всегда счастлив”.
Карамзин отмечает, что на Эраста оказала влияние буколистическая поэзия , распространенная в литературе классицизма и сентиментализма. Причем нельзя не отметить иронического отношения автора к буколистической, или пасторальной, поэзии. Жизнь добродетельных поселян Карамзина проходит в трудах: “Отец Лизин… любил работу, пахал хорошо землю и вел всегда трезвую жизнь”. Лиза продавала в городе свое рукоделие и цветы, ухаживала за больной матерью.
Встреча с красивой девушкой-поселянкой, продающей ландыши, отвечала настроению Эраста. Эти цветы явились олицетворением ее чистоты, скромности, неяркой красоты и беззащитности. Эраст стремится купить ландыши за большую цену. Так возникает тема денег, герой хочет купить вместе с цветами и расположение к себе девушки. Читатель убеждается, что в характере героя сочетаются противоречивые черты.
Внутренний мир героев раскрывается в их речи, жестах, поступках, в авторских описаниях их переживаний, а также с помощью пейзажа. Так, не встретив на следующий день после знакомства Эраста, обещавшего покупать у нее цветы всегда, Лиза бросает ландыши в реку со словами: “Никто не владей вами!” В этом поступке героини, имеющем символическое значение, раскрываются и сила чувства, и состояние ее души. Представляя Эраста матушке, Лиза “раз пять повторила сие имя, как будто бы старалась затвердить его”. Жесты Лизы передают и волнение, и радость, и смущение. Например, слушая, что Эраст будет приходить к ним каждый день, “она смотрела на левый рукав свой и щипала его правою рукою”.
Природа всегда находится в соответствии с состоянием души Лизы. Но осознание свершившейся трагедии заставляет ее ощутить разлад с природой: “Ах, Лиза! Что с тобою сделалось? До сего времени, просыпаясь вместе с птичками, ты вместе с ними веселилась утром, и чистая, радостная душа светилась в глазах твоих, подобно как солнце светится в каплях росы небесной; но теперь ты задумчива и общая радость природы чужда твоему сердцу”.
Свидания их продолжались; но как все переменилось! Эраст не мог уже доволен быть одними невинными ласками своей Лизы – одними ее любви исполненными взорами – одним прикосновением руки, одним поцелуем, одними чистыми объятиями. Он желал больше, больше и, наконец, ничего желать не мог, – а кто знает сердце свое, кто размышлял о свойстве нежнейших его удовольствии, тот, конечно, согласится со мною, что исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви. Лиза не была уже для Эраста сим ангелом непорочности, который прежде воспалял его воображение и восхищал душу. Платоническая любовь уступила место таким чувствам, которыми он не мог гордиться и которые были для него уже не новы”.
Покинувший “большой свет”, увлекшийся красивой поселянкой, Эраст предусмотрительно ничего не обещает Лизе, забывает о своей ответственности за ее судьбу. Он советует ей ничего не рассказывать матушке об их отношениях. Лиза слушает Эраста “с потупленным взором, с огненными щеками, с трепещущим сердцем”. Она “не могла отнять у него руки, не могла отворотиться, когда он приближался к ней с розовыми губами своими… ах! Он поцеловал ее, поцеловал с таким жаром, что вся вселенная показалась ей в огне горящею!.. Но я бросаю кисть…”.
Как отмечают исследователи творчества Карамзина, этот эпизод будто нарисован красками на основе метафор “огонь любви”, “любовь сжигает сердца”. Охлаждение Эраста наступило потому, что девушка утратила для него прелесть новизны. Привычка к городской жизни взяла свое. Его пылкие речи сменяются холодной расчетливостью, он предлагает Лизе сто рублей за ее искреннюю любовь. Так тема денег возникает и при первом, и при последнем свидании Эраста с Лизой.
Эраст не смог жить среди простых, искренних людей. Городская цивилизация развратила его, убила его природную доброту, сделала расчетливым (женится на богатой вдове). Он не сдержал своего намерения “не употребить” любовь Лизы во зло.
Проблематика борьбы разума и чувства, как составляющих человеческой души, широко освещается во множестве произведений культуры, в том числе и литературных произведениях, книгах. Например, ярко показано это в повести Гоголя “Тарас Бульба”, где именно чувства молодого казака Андрия и подтолкнули его на измену, привели к гибели в конечном итоге, заглушив голос разума. В комедии Грибоедова “Горе от ума” главный герой Александр Чацкий отказывается поверить, что у девушки его мечты – Софьи, ради которой он вернулся в Москву, уже есть отношения с невыразительным и скучным Молчалиным. Чацкий отказывается верить своему разуму и глазам, его чувства говорят совсем иное, что быть такого не может.
В повести Пушкина “Капитанская Дочка” также отчетливо показан конфликт эмоций и разума, именно из-за сильной влюбленности в Машу Миронову, дочь коменданта крепости, главный герой идет на большой риск, на который бы возможно не решился, не будь у него чувств к Маше.
Таким образом, можно сделать вывод что проблема разума и чувств – актуальна всегда, как и в старинные времена, так и в настоящее время, потому что является неотъемленой частью человеческой психики и как следствий – поведенческих установок и реакций. В выводе к итоговому сочинению можно также привести собственные размышления на эту тему, которые бы подчеркнули главную мысль сочинения по русской литературе. Порой именно личные примеры, эмпирический опыт, полученный в каких-либо ситуациях, событиях, может стать отличной иллюстрацией.
Итак, что же может быть, если чувства возьмут верх? Многие отечественные писатели подвергали своих героев испытанию любовью. Так, в сентиментальной повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» главной героиней полностью овладевают страсти, её разум затуманен, и она не думает, к каким последствиям это может привести. Она без оглядки отдается возлюбленному, забывая о чести, приличии и, в конце концов, долге перед больной матерью беречь ее покой. Между долгом и чувствами Лиза выбирает чувства и не желает искать компромисс. Причем, любовь к молодому человеку вытесняет в ней любовь к матери, то есть переживания ее поверхностны и эгоистичны. Но Эраст быстро остывает и теряет интерес к Лизе. Правда, у него разум подменяется низким и подлым расчетом. После разрыва с Лизой он женился на богатой женщине. Не совладав с чувствами, девушка очень болезненно и тяжело переживает разрыв с любимым человеком, и, не найдя выхода из этой ситуации, решается на самоубийство из-за предательства. Она оставляет больную мать, о чьем благополучии так пеклась, и предается отчаянному порыву покончить с жестокой и несправедливой жизнью. Но так ли она несправедлива? Стоит ли жалеть импульсивную девушку, как это делал Карамзин? Его то можно понять, он – писатель – сентименталист, но может ли читатель оправдать такую глупость? Вряд ли. Лиза была не в состоянии вновь овладеть собой, она отдалась даже не столько чувству, а наслаждению. До этого ее жизнь была посвящена дочернему долгу, она не ведала радости, доступной другим, более удачливым девушкам. Но появление Эраста все изменило: первая любовь (не самое долговечное и основательное чувство) дала ей долгожданное удовольствие от жизни, не омраченной и тенью долга. Если бы Лиза полюбила всерьез, она бы задумалась прежде о браке, а не о минутном удовлетворении. Людям свойственно не только «парить в облаках», но и заботиться о любимых. Девушка не подумала ни о матери, ни о женихе, нравственность которого от ее поступка сильно пострадала, как и вера в ее благочестие и способности стать верной женой. Значит, Лизой овладело не столько возвышенное чувство, сколько обыкновенная страсть, лишенная осознания и глубины любви. Эта страсть сделала и без того недалекую девушку безрассудной и эгоистичной. Пример заразителен, как болезнь: многие женщины проделали такой же скорбный путь. Если бы Лиза одернула себя, поразмыслила над происходящим, а не отдалась течению, ее судьба сложилась бы иначе.
Русская литература богата на лирические и сентиментальные произведения. Одним из таких произведений является повесть «Бедная Лиза», которая была написана в 1792 году замечательным писателем Карамзиным. Эта повесть пробуждает многие чувства, а также заставляет читателя вспомнить о гуманности и уважении к людям.
В произведении ведется описание трагедии, причем все написанное воспринимается читателем как реальная история. Это связанно с тем, что рассказчик был знаком с героем, который показал ему могилу Лизы. Многих людей данная повесть заинтересовала благодаря образам людей, которые создал автор. Герои наполнены многими чувствами. Некоторые люди добрые, некоторые совершают зло, а кто-то делает множество ошибок и согласен с ними.
Автор очень красиво описывает пейзажи и красоту природы. Красивые и трогательные слова свидетельствуют о том, что Карамзин имел очень глубокую душу. Поэт сравнивает городскую местность и деревню. Замечательно описывает лето в Москве, а также мастерски переходит на осеннюю пору и тем самым готовит читателя к более тревожным чувствам.
Центральными героями повести являются Лиза и Эраст. Автор описывал Эраста как состоятельного человека, который обладает добротой и открытым сердцем, но с другой стороны слабым и легкомысленным человеком. Данный герой любил разгульную жизнь и не пропускал светских мероприятий, на которых искал и надеялся получить удовольствие. Но в большинстве случаях он не находил что и искал.
Лиза при первой встрече с Эрастом удивила его своей красотой. У Эраста было довольно развитое воображение, поскольку он читал много романов, в которых пары целовались и проживали жизнь только в романтических чувствах. Герой был теперь рад, ведь у него сложилось впечатление того, что он наконец-то отыскал ту самую девушку, которую так долго искал.
Молодые люди встречались, и изначально Лиза для Эраста была чем-то новым, ранее не виданым. Эраст уже не мог себя удовлетворить поцелуем с Лизой или ласками. Девушка со временем стала для Эраста уже не той, которую он так долго искал. Вскоре главный герой покинет Лизу, напоследок искренне поцеловав её, что девушке казалось, как будто весь мир полыхает. Герой потерял чувства к Лизе, и причиной тому было то, что Эраст не привык к такой жизни. Его избаловал город своими вечеринками и поведением людей. Герою сложно общаться с обычными людьми из простых мест.
Такой сюжет мы можем наблюдать в романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети», где главный герой Евгений Васильевич Базаров, будучи нигилистом, отрицал буквально всё вплоть до любви. Его внутренний принцип был против всякой романтики, чувств. Он считал это «белибердой, непростительной дурью…». Решающей чертой, ставшей наперекор его взглядов, была встреча с Анной Одинцовой, женщиной, которая была не такая как все. Герой искренне влюбляется в неё, но эти чувства являлись для Евгения неприемлемыми и страшными. У Анны же не было таких сердечных склонностей, какие были у Базарова. Он всячески пытался это скрыть, ведь управлять его жизнью ранее было под силу лишь рассудку. Герой не мог контролировать всем происходящим, потому что борьба разума и сердца делала своё дело. Но наконец-то признавшись в любви Одинцовой, получает отвержение. Это приводит Базарова к первоначальным принципам, где душевные порывы являются просто вздором по сравнению с рассудком. Но не бывает такого, чтобы любовь просто гасла, хоть и перед смертью, но в Евгении она все-таки разгорается и встает против его разума, в итоге побеждая. Он вновь вспоминает о любви к Анне, так как рассудку никогда не постичь сердца.
Еще одним из ярких примеров противоборства разума и чувства является произведение Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». Главной героиней повести является сентиментальная бедная крестьянка Лиза, которая влюбляется в богатого дворянина Эраста. Казалось, что их любовь никогда не прекратится. И вот уже чувствительная девушка полностью отдается своему возлюбленному, её сердце берет вверх над разумом. Но, к сожалению, чувства молодого дворянина постепенно охладевают, и вскоре он уезжает в военный поход, где проигрывает всё состояние и по принуждению женится на богатой вдове. На этом терпение Лизы не выдерживает, и она прыгает в пруд. Ведь для девушки поступок любимого был сильным ударом, приносившим душевную боль, избавиться от которой она хотела лишь самоубийством. Её разум противоречил такому ходу событий, но осилить пылкое чувство ему не удалось.
Таким образом, борьба двух важнейших сил внутреннего мира человека это один из самых сложных процессов в душе каждого. Или чувство превосходит разум или разум чувства. Такие противоречия являются бесконечной дуэлью. Но всё же разуму никогда не постичь искренних чувств.
Наконец, женитьба Эраста, его обман, деньги, которыми он как бы откупается от нее,– все это вместе с воспоминаниями о прошлом счастье потрясает ее душу, и она кончает жизнь самоубийством.
Как мы видим, Лиза, полюбив, проходит через разные психологические состояния: за короткое время любви она испытала робость, волнения, надежду, радость, счастье, тревогу, грусть, тоску, страх, отчаяние и, наконец, потрясение. Все это — проявления безграничной любви.
Карамзин фиксирует внимание не только на внутренних переживаниях героини, но и на внешних деталях, помогающих передать то или иное ее состояние. Сюда надо отнести взгляды, речь, действия, выхваченные взором предметы внешнего мира и пр. Например: Лиза «осмелилась взглянуть на молодого человека»; «быстро голубые глаза ее обращались к земле, встречаясь с его взором»; «в глазах Лизиных блеснула радость, которую она тщетно сокрыть хотела; щеки ее пылали, как заря в ясный летний вечер; она смотрела на левый рукав свой и щипала его правою рукою» и так далее. Примеров, подобных приведенным, в повести множество, и учащиеся по нашей просьбе найдут их. Сообща делаем вывод: Карамзин сумел показать богатство души Лизы, ее неоднозначность, глубину. Соглашаемся с исследователями творчества Карамзина: писатель, знакомя читателей с «изгибами сердца», погружает нас в напряженную, эмоциональную атмосферу «нежных страстей».
А какое изображение получает духовная жизнь Эраста? Конечно, Карамзин и здесь выступает как истинный психолог, прекрасно знающий, что формирует человеческую личность и какую роль при этом играет чувство любви.
Поэтому рассказ писателя сосредоточивается не столько на истории жизни героя, сколько на истории его души. Под влиянием чего складывается внутренняя жизнь Эраста? Прежде всего сказались его природные свойства («доброе сердце, доброе от природы, но слабое и ветреное»), затем свое дело сделали среда («рассеянная светская жизнь», наполненная светскими забавами, не всегда безвредными) и чтение романов, которые уводили его в мир беспечных, наивных наслаждений, В итоге в душе Эраста поселились скука (он «жаловался на судьбу свою») и жажда непосредственных, чистых чувств и ощущений.
Обстоятельства оказались милостивы к Эрасту: на его пути встретилась Лиза — олицетворение чистоты и непосредственности. «Ему казалось, что он нашел в Лизе то, что сердце давно искало». Даже в самом ее появлении он увидел промысел божий. «Нату7ра призывает меня в свои объятья, к чистым своим радостям»,– думал он. Любовь Лизы — это испытание героя, проверка его решения начать новую жизнь, проверка его сердца, глубины его чувств.
В истории его взаимоотношений с Лизой можно увидеть некоторую двойственность, которая дает о себе знать в самой тонкой сфере — в сфере любви, причем эта двойственность — следствие и «доброго сердца», и пагубной среды, углубившей его легкомыслие и эгоизм. С одной стороны, Эраст искренне влюблен в Лизу, он гордится их чистыми отношениями, с отвращением вспоминая прежнюю жизнь. Он заботится о покое Лизы, умеет осушить ее слезы. Он плачет, расставаясь с нею… Кажется, что сердце его воскресло и живет новыми чувствами — вполне достойными. С другой — в новом Эрасте проглядывает прежний: в его чувствах к Лизе нет истинной глубины, в них присутствует элемент игры, которая увлекает его; в любви он мыслит штампами, взятыми, вероятно, из прочитанных им книг: он называет Лизу, по обычаю, «пастушкой», говорит, что «возьмет ее к себе и будет жить с нею неразлучно в деревне и в дремучих лесах, как в раю», что для него «важнее всего душа, чувствительная, невинная душа» и т. д.
В итоге в нем одерживают победу не высокие, а низкие, привычные для него чувства. Лиза теряет для него интерес. Он обманывает ее, изменяет своей клятве. Все это рождает впечатление, что Эраст не выдержал испытания любовью и душа его не очистилась от зла. Это впечатление поддерживается и рассказчиком, позиция которого дана открыто: «Я забываю человека в Эрасте — готов проклинать его»,– говорит он.
Но из финала повести мы узнаем, что Эраст после смерти Лизы «не мог утешиться и почитал себя убийцею». О чем это свидетельствует? Эраст, не обладавший ранее способностью к самооценке, называет себя «убийцею». Многое раскрывает нам фраза: «он не мог утешиться». Кроме того, мы узнаем, что он посещает Лизину могилу.
Можно ли сказать, что возрождение души произошло? Что открывают нам знаменательные слова в конце повести: «Теперь, может быть, они уже примирились»? Речь идет о встрече душ Эраста и Лизы в другом мире, после смерти, о примирении их значит, идет речь и о прощении, а это может быть только в случае очищения души Эраста, признания им собственных ошибок и заблуждений.
Так Карамзин на примере жизни Эраста убедительно показывает, какую большую роль играют чувства любви в формировании человеческой личности.
В любовной истории Эраста и Лизы важны несколько моментов, и на них необходимо остановиться. Исследуя «анатомию» любви, Карамзин ставит вопрос о возможности и невозможности счастья в любви. Что такое это счастье? Поддается ли оно контролю? Какое счастье бывает полным – бездумное или разумное? Отвечая на эти вопросы, будем опираться на текст.
Возьмем такие сцены. Вот Карамзин знакомит нас с минутным счастьем «страстной дружбы», в котором нет ни прошлого, ни будущего, оно живет одним настоящим, наполняя души чистым восторгом. Лизе и Эрасту дано было испытать эти блаженные минуты. «Они сидели на траве… смотрели друг друга в глаза, говорили друг другу: «Люби меня!» — и два часа показались им мигом»,– пишет Карамзин. Лизе и Эрасту суждено было испытать и минутное счастье любви-страсти, когда они ничего не боялись, ни о чем не думали, отдавшись полностью течению чувств. И в этом всемогущая сила любви!
Но Карамзин предупреждает на примере Эраста, что «исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви», ибо могут наступить если не ее гибель, то необратимые роковые ее изменения. Поэтому так важна мысль писателя о необходимости рассудка. Тема рассудка начинает звучать в повести почти сразу. Мы знакомимся с разумным взглядом матери на поведение Лизы, на ее жизнь; задумывается о собственной судьбе и судьбе Эраста Лиза, но ее разуму не дано торжествовать. И совершенно ни о чем не думает Эраст — он плывет по течению чувств, строя идиллические планы о жизни с Лизой, «как с сестрой».
Тема рассудка властно звучит и в речах рассказчика. Обращаясь к Эрасту, он восклицает: «Безрассудный молодой человек! Знаешь ли ты свое сердце? Всегда ли ты можешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок есть царь твоих чувств?»
Размышления по поводу этого высказывания позволяют сделать вывод: миг любви, когда человек весь отдается чувству, прекрасен,- это счастливый миг, но долгую жизнь и прочность чувству дает рассудок, разум.
Не рассудок преобладал в отношениях Лизы и Эраста, и в этом одна из причин их бед. Но писатель не обвиняет своих героев за их «заблуждения», он лишь объясняет поведение героев, и эта позиция его мудра: он знает, что есть люди, которыми управляют страсти, и в этом их награда и наказание [14; 34].
В повесть властно входит и проблема рока и обстоятельств. Карамзин не ставит знака равенства между этими понятиями. Обстоятельства как сумма реальных причин определили поведение и Лизы, и Эраста: после смерти отца Лиза вынуждена была помогать семье и ходила в Москву продавать цветы, где встретилась с Эрастом; обстоятельства складываются для Эраста так, что он обязан идти в армию и на время расстаться с Лизой; обстоятельства заставили его жениться «на пожилой богатой вдове», чтобы поправить свое состояние. Но все эти обстоятельства все-таки не роковые.
Но существуют, по Карамзину, высшие, фатальные силы, которые выносят свой приговор человеку: Лиза за то, что бездумно и безоглядно любила, обрекла себя на гибель физическую; Эраст за то, что не сдержал клятвы быть всегда с Лизой, обрек себя на гибель моральную: он «был до конца своей жизни несчастлив».
Высшие силы представлены и в образе Природы. Природа занимает большое место в миросозерцании Карамзина. Она для него как созданье Высшего — воплощение красоты, «чувствующего» разума. В некоторых произведениях писателя она выступает под именем Натуры (видимого, зримого мира, с одной стороны; с другой — заложенных высшей силой каких-либо возможностей). Природа у Карамзина многолика и в отношении к человеку: она сочувствует ему, может одобрять его или порицать, она способна предупредить его об опасности и обернуться врагом. И человек, и человечество могут находиться в гармонии с Природой, и они же могут превратиться в игрушку страшных, роковых сил.
Эти взгляды Карамзина на Природу проявились и в повести «Бедная Лиза». Здесь мы видели много разных ликов Природы, которые по-разному проявились в отношении к Лизе и Эрасту.
Лиза впервые предстает перед нами как девушка «редкой красоты», чистая и юная, с ландышами в руках. Эти ландыши — символ ее весеннего расцвета, чистоты. Но именно эти цветы Лиза бросит в Москву-реку, когда не встретит молодого человека, так понравившегося ей… Что дают читателю сравнения, взятые из мира природы? Мы постигаем душевную красоту и внутренний мир героини, мы узнаем, что «чистая, радостная душа» светится в ее глазах, «подобно как солнце светится в каплях росы небесной». Иногда Природа точно отражает чувства Лизы, осторожно «предупреждает» ее. Это предупреждение сделано Природой в самом начале возникновения любви Лизы. Она не спала ночь, «почти всякую минуту просыпалась и вздыхала». Утром, еще до восхода солнца, Лиза села на траву и, пригорюнившись, смотрела «на белые туманы, которые волновались в воздухе».
В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова слово «туман» объясняется не только как состояние воздуха, но и как символ неясного, запутанного, непонятного. В данном контексте «туманы» — знак вещий, ибо Лиза не видит ясно своего будущего, оно закрыто туманом [15; 101].
Но чувства Лизы столь чисты, прекрасны, что Природа «не может не разделить» ее радость: ведь Лиза любит и любима. «Какое прекрасное утро! — говорит Лиза.– Как весело в поле! Никогда жаворонки так хорошо не певали, никогда солнце так не сияло, никогда цветы так приятно не пахли!»
Природа «скреплена» с Лизой и в минуту ее беды — в минуту ее «заблуждения». В это время «грозно шумела буря, дождь лился из черных облаков — казалось, что натура сетовала о потерянной Лизиной невинности». Но Природа не отворачивается от Лизы,– она жалеет ее, сочувствует ей. Когда Лиза после отъезда Эраста в армию уединилась в лес, где проливала слезы и «стенала о разлуке с милым», «печальная горлица соединяла жалобный голос свой с ее стенаниями».
Можно сказать, что природа в повести всегда рядом с Лизой. Весна, утро, солнце, ландыши, заря, птицы, тихая луна, гроза, молнии, дождь — все принимает участие в ее радостях и печалях, все говорит о гармонических отношениях, установившихся между Лизой и Природой. В поведении Природы есть сочувствие, жалость к бедной Лизе, но нет проклятья, осужденья…
А связана ли Природа с Эрастом? Фактически этой связи нет, и ее отсутствие — тоже характеристика героя. Интересно, что Лизу всегда сопровождает свет, солнце, даже ночью, во время ее свиданий с Эрастом, «тихая луна… посеребряла лучами своими светлые Лизины волосы»,– Эраста же эта самая луна будто и не видела.
Сопутствующие образы, взятые из мира Природы и характеризующие Эраста,– это образы тьмы: он приходит к Лизе всегда «вечером», скоро надвинутся сумерки («становилось темно»). В этот «вечер», «в ночь» втянута и Лиза, олицетворяющая собой «свет», и природа жалеет ее, но не Эраста.
Все, к чему ни прикасается этот герой, гибнет или превращается в свою противоположность: просто «высокий дуб», около которого Эраст встречался с Лизой, становится «мрачным», а Лиза, дружившая совсем недавно с природой, будет молить: «О, если бы упало на меня небо: Если бы земля поглотила бедную!» И в хижине, некогда согретой любовью двух смиренных сердец — матери и дочери, после гибели Лизы, вызванной обманом Эраста, и смерти бедной старушки будет «выть» ветер.
Природа включена во все основные события повести, поэтому она рядом с героями, видит их и оценивает их полно, достаточно эмоционально и в то же время справедливо. Карамзин утверждает мысль, что Природа наделена разумом и не считаться с ее оценками невозможно. Правда, некоторые видят в надеждах рассказчика на воскресение души Эраста гораздо больше гуманизма, чем в отношении Природы к этому герою. Но это противопоставление ложное, ибо позиция рассказчика продиктована его органической связью с Природой, следовательно, идет от Природы. Это хорошо видно из следующих примеров.
Рассказчик признается в любви к прогулкам «без плана, без цели — куда глаза глядят — по лугам и рощам, по холмам и равнинам». Но одно это признание еще мало что значит. Чтобы обнаружить именно органическую связь рассказчика с Природой, необходимо исследовать художественную структуру хотя бы микротекста, позволяющую судить и о своеобразии эстетики Карамзина. Можно взять небольшой отрывок из описания окрестностей Москвы:
«На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада… Подалее, в густой зелени древних вязов, блистает златоглавый Данилов монастырь; еще далее, почти на краю горизонта, синеются Воробьевы горы…
Часто прихожу на сие место и почти всегда встречаю там весну; туда же прихожу и в мрачные дни осени горевать вместе с природою».
Что открывает это описание? В первом абзаце пейзаж дан в перспективе, это расширяет пространство. Художественная простота, отсутствие метафор, гармонический строй речи придают ему почти эпический характер. Это спокойный пейзаж, но спокойствие его не холодное, не бесстрастное,– оно согрето теплым чувством рассказчика. Отсюда лиризм в скупом описании природы, который достигается главным образом за счет особой структуры предложений. Так, в каждом предложении мы видим инверсии, создающие особую, лирическую интонацию: «видна дубовая роща», «пасутся многочисленные стада», «блистает златоглавый Данилов монастырь», «синеются Воробьевы горы». Основные слова, обозначающие конкретные предметы мира природы, поставлены в конец предложений,– они становятся ударными, так как важны для рассказчика: он выделил «рощу», «стада», «Данилов монастырь», «Воробьевы горы».
Употребив глаголы с цветовой окраской («блистает», «синеются»), он освятил тем самым эти места, так как блистание вызвано золотом на куполах монастыря, светящихся под солнцем, а синь идет от неба. Золотой и голубой цвета, наряду с белым, наиболее часты в иконописи и художественной росписи храмов.
Характерен тройной повтор слов в первом абзаце: «подле», «подалее», «далее». Здесь каждое слово из трех употреблено в новом лексическом значении, что создает эффект эмоционального нагнетания, усиливающейся торжественности, а повторение согласного «л» в каждом из трех слов придает предложениям мягкость, напевность. В итоге проза под пером Карамзина действительно «поэтизируется» (Ю.М. Лотман). Следовательно, «поэтизируется» и рассказчик, его чуткая к красоте душа, Природа,
Чрезвычайно важен второй абзац: он знакомит нас с особым художественным стилем Карамзина. Здесь предстают образы весны и осени. Известно, что эти слова, как правило, употреблялись в творчестве сентименталистов не только в своем прямом значении (время года) — обычно учитывались их емкость, глубина, подтекст. Слово «весна» непременно ассоциировалось со словами «свет», «радость», «надежда», «счастье», «расцвет» и т. д.; слово же «осень» связывалось с крушением надежд, с увяданием, концом жизни. Поэтому эти слова создавали свою лирическую тему. Они обычно выделялись или курсивом, или писались с большой буквы, чтобы показать, что данное слово — целая тема, знак огромного смысла.
Карамзин с помощью образов весны и осени (весны — в большей степени) передает взволнованное состояние живой, тонко чувствующей души рассказчика, вызванное воспоминаниями, которое полно, развернуто не раскрывается, а выносится, как принято говорить, за скобки, и поэтому у Карамзина и природа и человек необычайно многомерны.
Анализируемый отрывок помогает познакомиться с поэтикой Карамзина-прозаика: с особенностями его стиля, поэтического словоупотребления, с особой структурой предложений — и в конечном счете убедиться в органическом слиянии Природы и рассказчика. Именно это органическое слияние с Природой как с некоей высшей разумной силой позволяет рассказчику вмешиваться в события, давать оценки героям и выражать надежды на воскресение души Эраста.
Все герои (к которым относятся не только Лиза и Эраст, но и рассказчик, и Природа) и сам стиль повести помогают нам осознать авторскую позицию как гуманистическую. В ней проявились и светлые личностные качества писателя (высокая нравственность, ум, благородство, чуткость, доброе сердце, бескорыстие, религиозность и пр.), и взгляды Карамзина на поэта-творца как на просвещенного, добродетельного, независимого человека и на само искусство как на нравственную силу, способную внушать читателю возвышенные чувства. Создавая свою повесть, Карамзин соединил категории «доброе» и «прекрасное» — нравственное и эстетическое. В итоге перед нами Карамзин-художник и Карамзин-философ.
В небольшом по объему произведении (сама тема, сюжет, организация материала, образный мир, язык) Карамзин сумел открыто высказать себя: он воспел любовь как чувство, способное обогатить человеческую душу, испытать и возродить ее; он выступил за гармонию рассудка и чувства в любви; он пропагандировал гуманное отношение к человеку, порицая его за отступления от законов морали, но веря в воскресение его души; он призывал верить в высшие силы и служить добродетели.
Нравственные уроки Карамзина достойны внимания и в сегодняшние такие сложные дни, тем более что это уроки человека, «твердый разум» которого, по словам В.А. Жуковского, «всегда смягчен был нежнейшим чувством».
Подробное изображение чувств героев является одной из главных особенностей повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Это произведение, написанное по законам сентиментализма – литературного направления, где в конфликте «чувства и долга» должны побеждать чувства.
Сентиментализм Бедной Лизы выражается через симпатии автора, которые оказываются на стороне тех героев, которые по велению своего сердца, а не рассудка.
Чувства Эраста: хозяин чувств
В первой части повести наибольшее внимание Карамзин уделяет чувствам Эраста, именно он сначала является главным героем. Он устал от суетного города и людской лживости, от фальши и блеска, поэтому нежно влюблен в деревенскую девушку Лизу, которая кажется ему воплощением всего самого чистого, прекрасного и настоящего. Самое главное, что во время встреч с Лизой он даже не помышляет о плотском проявлении любви – его чувства совершенно платонические, он думает, что любит Лизу скорее как сестру, а не как женщину. Ему приятно просто быть рядом с ней.
Однако и Эрасту, как любому живому человеку, оказывается сложно устоять перед соблазном, и Карамзин понимает это. Физическая любовь Эраста с Лизой все-таки осуществляется, и после этого чувства Эраста и его отношение к девушке постепенно меняются: Лиза перестает быть для него непорочным идеалом, она теперь стала похожа на всех остальных женщин в его жизни. Такую девушку можно покинуть, что он и делает. Эраст женится на богатой женщине, наступая при этом на горло своим чувствам – он не любит ее, но этот брак станет выгодным.
Чувства Лизы: жертва чувств
После их разрыва акцент в повести Карамзин делает на чувствах Лизы. Вообще ее образ был представлен довольно неожиданно для русской литературы: Карамзин первым из авторов показывает, что у крестьян тоже могут быть чувства и переживаия, что «и крестьянки любить умеют». Лиза ведет себя именно так, как и полагается страдающей лирической героине – ее сердце разбито, без любви жить не имеет смысла, значит, и жить незачем.
Узнав о женитьбе Эраста и рассудив подобным образом, несчастная девушка бросилась в реку. Бесспорно, двигали ею исключительно чувства, ведь с рациональной точки зрения ничего критического не случилось: она не беременна, репутация ее не испорчена, ни о чем не знает даже мать… Однако для Лизы не существует разума, для нее есть только сердце. Разбитое сердце.
Таким образом проникая в души своих героев, Карамзин показывает нам разницу восприятия ими любви. Сцена их близости является кульминацией повести: после этого чувства Эраста медленно угасают и уводят его от Лизы, а ее чувства, напротив, разгораются сильнее и доводят до самоубийства, когда встречают холодность. Получается, что Лиза становится жертвой чувств, в то время как Эраст – их хозяин.
Нужна помощь в учебе?
Разум и чувства – это две важнейшие составляющие внутреннего мира человека, которые нуждаются друг в друге. Душа человека очень неоднозначна и сложна. В одной ситуации чувства преобладают над разумом, в другой совершенно неожиданно разум берёт вверх над чувствами. Борьбу разума и чувств мы наблюдаем во многих известных произведениях мировых классиков литературы.
Вспомним роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети», где главный герой Евгений Васильевич Базаров, будучи нигилистом, отрицал буквально всё вплоть до любви. Он не признавал никаких чувств, романтики. Для него это было «белибердой, непростительной дурью…». Но когда он встретил на своём жизненном пути Анну Одинцову, женщину, которая была не такая как все, его взгляды на жизнь сильно изменились. Герой искренне полюбил эту девушку, но долго не признавал своих чувств, они казались ему неприемлемыми и страшными. Анна же не испытывала по отношению к Базарову подобных сердечных склонностей. Он всячески пытался скрывать свои чувства, ведь управлять его жизнью ранее было под силу лишь рассудку. Герою было очень сложно контролировать всё происходящее, потому что борьба разума и сердца делала своё дело. В конце концов, он признался в любви Одинцовой, но получил отвержение. Это привело Базарова к первоначальным принципам, где душевные порывы являются просто вздором по сравнению с рассудком. Но любовь в нём всё равно не угасла, хоть и перед смертью, но в Евгении она всё же разгорается и встаёт против его разума, в итоге одерживая победу над разумом. Он вновь вспоминает о любви к Анне, так как рассудку никогда не постичь сердца.
Ещё одно противоборство разума и чувств мы наблюдаем в произведении Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». Главная героиня повести – сентиментальная бедная крестьянка Лиза, которая влюбляется в богатого дворянина Эраста. Казалось, что их любовь никогда не прекратится. Девушка с головой ушла в свои чувства к Эрасту, но чувства молодого дворянина постепенно стали угасать, вскоре он отправился в военный поход, где проиграл всё состояние и по принуждению женился на богатой вдове. Лиза не смогла этого пережить и прыгнула в пруд. Её разум противоречил такому ходу событий, но справиться с пылким чувством она не смогла.
Борьба двух важнейших сил внутреннего мира – это очень сложный процесс, происходящий в душе каждого человека. Или чувство побеждает разум или разум чувство. Подобные противоречия являются бесконечной дуэлью. Но всё-таки разуму никогда не постичь искренних чувств.
Литература этого направления действительно повлияла на читающих людей и в Европе, и в России. Герои произведений стали предметом поклонения, им сочувствовали, как реальным людям, им подражали и в поведении, и в одежде, стремились попасть в те места, где они жили. Читателей привлекали внутренний мир героев, движения их души, смелость и откровенность автора, не стесняющегося своих слез – признака чувствительности.
В русской литературе наиболее популярной сентиментальной повестью стала “Бедная Лиза” Н. М. Карамзина (1792). Она имела большой успех у читателей. Так как автор точно назвал место действия, то Симонов монастырь и пруд, находившийся неподалеку, где погибла Лиза, стали местом прогулок москвичей и многих приезжих. Читатели проливали о Лизе, как и автор, “слезы нежной скорби”.
Повесть пронизана уважением к человеку и воспитывает гуманность. Она открывает читателям их собственные души, будит сострадание и другие благородные чувства. Один из современников Карамзина свидетельствовал: “Мы чувствовали всю сладость участия, и, несмотря на текущие слезы, сердце наше тайно восхищалось, видя себя к тому способным” .
Описанная трагическая история воспринималась как реальная, потому что ее рассказчик лично знал героя, который и привел его к Лизиной могиле. Авторское вступление и заключение настраивали читателя на определенный эмоциональный лад, вызывающий сопереживание и сочувствие читателей. Повесть пользовалась популярностью еще и потому, что Карамзин создал жизненные образы героев. Каждый из них, как и живые люди, заключает в себе и хорошие, и плохие качества. Они любят, страдают, совершают ошибки, раскаиваются. Вспомним, герои в произведениях классицистов наделялись либо положительными, либо отрицательными чертами характера. У них зачастую были говорящие имена и фамилии.
Читателю открывается великолепный пейзаж, красоту которого тонко чувству-. ст и передает рассказчик, что свидетельствует о глубине и богатстве его души. Вместе с тем, противопоставляя город и деревню, автор готовит читателя к восприятию образов героев. Переход от летней панорамы Москвы к осенней настраивает на тревожное ожидание, создает грустное настроение.
Рассмотрим, как складывались отношения Лизы и Эраста. Что рассказал об Эрасте автор? Это “довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою”.
Что привлекло Эраста в Лизе? “Красота Лизы при первой встрече сделала впечатление в его сердце. Он читывал романы, идиллии, имел довольно живое воображение, переселялся мысленно в те времена (бывшие и небывшие), в которые, если верить стихотворцам, все люди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все дни свои провождали. Ему казалось, что он нашел в Лизе то, чего сердце его давно искало. “Натура призывает меня в свои объятия, к чистым своим радостям”, – думал он и решился – по крайней мере на время оставить большой свет”.
Что говорят об Эрасте Лиза и ее матушка? “У него такое доброе лицо, такой голос…” – восхищается девушка. Так же воспринимает его и матушка Лизы: “Да как же нам называть тебя, добрый барин?” Автор говорит о своем герое, как о добром, но легкомысленном человеке. А какая черта характера скрывается за словами, сказанными о нем: “…думал только о своем удовольствии”? Конечно, это эгоизм. В то же время Эраст понимает, что мужчина должен нести ответственность за судьбу любимой женщины. Он думает; “Не употреблю во зло любви ее и буду всегда счастлив”.
Карамзин отмечает, что на Эраста оказала влияние буколистическая поэзия , распространенная в литературе классицизма и сентиментализма. Причем нельзя не отметить иронического отношения автора к буколистической, или пасторальной, поэзии. Жизнь добродетельных поселян Карамзина проходит в трудах: “Отец Лизин… любил работу, пахал хорошо землю и вел всегда трезвую жизнь”. Лиза продавала в городе свое рукоделие и цветы, ухаживала за больной матерью.
Встреча с красивой девушкой-поселянкой, продающей ландыши, отвечала настроению Эраста. Эти цветы явились олицетворением ее чистоты, скромности, неяркой красоты и беззащитности. Эраст стремится купить ландыши за большую цену. Так возникает тема денег, герой хочет купить вместе с цветами и расположение к себе девушки. Читатель убеждается, что в характере героя сочетаются противоречивые черты.
Внутренний мир героев раскрывается в их речи, жестах, поступках, в авторских описаниях их переживаний, а также с помощью пейзажа. Так, не встретив на следующий день после знакомства Эраста, обещавшего покупать у нее цветы всегда, Лиза бросает ландыши в реку со словами: “Никто не владей вами!” В этом поступке героини, имеющем символическое значение, раскрываются и сила чувства, и состояние ее души. Представляя Эраста матушке, Лиза “раз пять повторила сие имя, как будто бы старалась затвердить его”. Жесты Лизы передают и волнение, и радость, и смущение. Например, слушая, что Эраст будет приходить к ним каждый день, “она смотрела на левый рукав свой и щипала его правою рукою”.
Природа всегда находится в соответствии с состоянием души Лизы. Но осознание свершившейся трагедии заставляет ее ощутить разлад с природой: “Ах, Лиза! Что с тобою сделалось? До сего времени, просыпаясь вместе с птичками, ты вместе с ними веселилась утром, и чистая, радостная душа светилась в глазах твоих, подобно как солнце светится в каплях росы небесной; но теперь ты задумчива и общая радость природы чужда твоему сердцу”.
Свидания их продолжались; но как все переменилось! Эраст не мог уже доволен быть одними невинными ласками своей Лизы – одними ее любви исполненными взорами – одним прикосновением руки, одним поцелуем, одними чистыми объятиями. Он желал больше, больше и, наконец, ничего желать не мог, – а кто знает сердце свое, кто размышлял о свойстве нежнейших его удовольствии, тот, конечно, согласится со мною, что исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви. Лиза не была уже для Эраста сим ангелом непорочности, который прежде воспалял его воображение и восхищал душу. Платоническая любовь уступила место таким чувствам, которыми он не мог гордиться и которые были для него уже не новы”.
Покинувший “большой свет”, увлекшийся красивой поселянкой, Эраст предусмотрительно ничего не обещает Лизе, забывает о своей ответственности за ее судьбу. Он советует ей ничего не рассказывать матушке об их отношениях. Лиза слушает Эраста “с потупленным взором, с огненными щеками, с трепещущим сердцем”. Она “не могла отнять у него руки, не могла отворотиться, когда он приближался к ней с розовыми губами своими… ах! Он поцеловал ее, поцеловал с таким жаром, что вся вселенная показалась ей в огне горящею!.. Но я бросаю кисть…”.
Как отмечают исследователи творчества Карамзина, этот эпизод будто нарисован красками на основе метафор “огонь любви”, “любовь сжигает сердца”. Охлаждение Эраста наступило потому, что девушка утратила для него прелесть новизны. Привычка к городской жизни взяла свое. Его пылкие речи сменяются холодной расчетливостью, он предлагает Лизе сто рублей за ее искреннюю любовь. Так тема денег возникает и при первом, и при последнем свидании Эраста с Лизой.
Эраст не смог жить среди простых, искренних людей. Городская цивилизация развратила его, убила его природную доброту, сделала расчетливым (женится на богатой вдове). Он не сдержал своего намерения “не употребить” любовь Лизы во зло.
Проблематика борьбы разума и чувства, как составляющих человеческой души, широко освещается во множестве произведений культуры, в том числе и литературных произведениях, книгах. Например, ярко показано это в повести Гоголя “Тарас Бульба”, где именно чувства молодого казака Андрия и подтолкнули его на измену, привели к гибели в конечном итоге, заглушив голос разума. В комедии Грибоедова “Горе от ума” главный герой Александр Чацкий отказывается поверить, что у девушки его мечты – Софьи, ради которой он вернулся в Москву, уже есть отношения с невыразительным и скучным Молчалиным. Чацкий отказывается верить своему разуму и глазам, его чувства говорят совсем иное, что быть такого не может.
В повести Пушкина “Капитанская Дочка” также отчетливо показан конфликт эмоций и разума, именно из-за сильной влюбленности в Машу Миронову, дочь коменданта крепости, главный герой идет на большой риск, на который бы возможно не решился, не будь у него чувств к Маше.
Таким образом, можно сделать вывод что проблема разума и чувств – актуальна всегда, как и в старинные времена, так и в настоящее время, потому что является неотъемленой частью человеческой психики и как следствий – поведенческих установок и реакций. В выводе к итоговому сочинению можно также привести собственные размышления на эту тему, которые бы подчеркнули главную мысль сочинения по русской литературе. Порой именно личные примеры, эмпирический опыт, полученный в каких-либо ситуациях, событиях, может стать отличной иллюстрацией.