Сочинение по произведению горького на дне на тему судьба героев

14 вариантов

  1. В пьесе ” На дне” Горький
    показал нам жизнь босяков, которые потеряли: собственные имена, духовные
    ценности, жизненные ориентиры. Лишь один из героев пьесы –содержатель ночлежки –
    имеет имя, отчество и фамилию. Другие имеют только имя или кличку. Уже афиша
    дает нам представление о том, какое социальное положение занимали герои пьесы до
    падения “на дно”. В перечне действующих лиц, представлены семнадцать героев,
    Лишь единицы из них имеют работу (слесарь, полицейский), а большинство только
    возраст, Я хочу подробнее остановиться на судьбе Актера. Только один раз в
    пьесе упоминается настоящая фамилия Актера-Сверчков-Заволжский. Первая часть
    фамилии – нечто маленькое, незаметное, боящееся оказаться на виду. Заволжский
    – что-то широкое, великое. Его судьбу можно разделить на две части до и после
    потери фамилии, Для первой части подходит Сверчков, а для второй
    Заволжский. По некоторым высказываниям мы можем догадаться о прошлом
    Актёра. Он говорит: “Гамлет – хорошая вещь… Я играл в ней могильщика”. Эта роль
    – второго плана, которая не требует особого актёрского дара. Был ли у Актёра
    талант? Мне думается, он был талантливым актёром. Видимо, был такой момент,
    когда он не смог “прорваться”, и это его надломило. Актёр говорит: “Талант – это
    вера в себя, в свою силу”. У него не хватило веры в свои собственные силы, а без
    этого невозможно достичь успеха. Актёру надо было собрать силу воли в кулак,
    чтобы “подняться” после первой неудачи и вновь пойти на штурм актёрских вершин.
    Вместо того чтобы сделать это, он стал заливать свои неудачи водкой. Постепенно
    Актёр теряет то хорошее, что в нём было. Затем теряет и своё собственное имя,
    которое заменяет кличка. Среди обитателей ночлежки он считает себя
    представителем творческой интеллигенции: вытирать пыль не для него.
    Тогда почему же он не воплотил
    её в жизнь? Я думаю, что у него не было уже моральных сил, чтобы выбраться из
    той ямы, в которую он попал. Для этого ему необходима была ещё и поддержка. Но
    разве кто-либо из обитателей ночлежки мог её оказать? Нет. Именно поэтому Актёр
    скоро удавится. Он просто не мог продолжать так жить. Ему было необходимо
    выбрать: или жить по-человечески, или не жить вовсе. Первое он не мог воплотить
    в жизнь, поэтому выбрал второе… Трагическая судьба Актёра типична:
    человек, потерпевший неудачу в профессиональной деятельности, в личной жизни
    часто ломается, катится по наклонной плоскости, становится алкоголиком и бомжем.
    По инерции он продолжает считать себя тем, кем был до падения: актёром, поэтом,
    художником и даже бароном. В своих неудачах такие люди обвиняют весь белый свет,
    только не себя. Продолжая опускаться всё ниже и ниже, они предаются мечтам
    вернуться в прошлую жизнь, не прилагая для этого никаких усилий. И лишь те
    немногие, для которых афоризм: “Человек – это звучит гордо!” становится
    жизненной установкой, способны найти в себе силы выбраться со дна жизни.

  2. 2
    Текст добавил: Я гРуБ ты ФрУКт

    В пьесе “ На дне” Горький показал нам жизнь босяков, которые потеряли: собственные имена, духовные ценности, жизненные ориентиры. Лишь один из героев пьесы –содержатель ночлежки – имеет имя, отчество и фамилию. Другие имеют только имя или кличку. Уже афиша дает нам представление о том, какое социальное положение занимали герои пьесы до падения “на дно”. В перечне действующих лиц, представлены семнадцать героев, Лишь единицы из них имеют работу (слесарь, полицейский), а большинство только возраст, Я хочу подробнее остановиться на судьбе Актера.
    Только один раз в пьесе упоминается настоящая фамилия Актера-Сверчков-Заволжский. Первая часть фамилии – нечто маленькое, незаметное, боящееся оказаться на виду. Заволжский – что-то широкое, великое. Его судьбу можно разделить на две части до и после потери фамилии, Для первой части подходит Сверчков, а для второй Заволжский.
    По некоторым высказываниям мы можем догадаться о прошлом Актёра. Он говорит: “Гамлет – хорошая вещь… Я играл в ней могильщика”. Эта роль – второго плана, которая не требует особого актёрского дара. Был ли у Актёра талант? Мне думается, он был талантливым актёром. Видимо, был такой момент, когда он не смог “прорваться”, и это его надломило. Актёр говорит: “Талант – это вера в себя, в свою силу”. У него не хватило веры в свои собственные силы, а без этого невозможно достичь успеха. Актёру надо было собрать силу воли в кулак, чтобы “подняться” после первой неудачи и вновь пойти на штурм актёрских вершин. Вместо того чтобы сделать это, он стал заливать свои неудачи водкой. Постепенно Актёр теряет то хорошее, что в нём было. Затем теряет и своё собственное имя, которое заменяет кличка. Среди обитателей ночлежки он считает себя представителем творческой интеллигенции: вытирать пыль не для него. После того как Лука поведал ему о лечебнице, в которой можно излечиться от алкоголизма, Актёр, как мне показалось, заразился этой идеей. Тогда почему же он не воплотил её в жизнь? Я думаю, что у него не было уже моральных сил, чтобы выбраться из той ямы, в которую он попал. Для этого ему необходима была ещё и поддержка. Но разве кто-либо из обитателей ночлежки мог её оказать? Нет. Именно поэтому Актёр скоро удавится. Он просто не мог продолжать так жить. Ему было необходимо выбрать: или жить по-человечески, или не жить вовсе. Первое он не мог воплотить в жизнь, поэтому выбрал второе…
    Трагическая судьба Актёра типична: человек, потерпевший неудачу в профессиональной деятельности, в личной жизни часто ломается, катится по наклонной плоскости, становится алкоголиком и бомжем. По инерции он продолжает считать себя тем, кем был до падения: актёром, поэтом, художником и даже бароном. В своих неудачах такие люди обвиняют весь белый свет, только не себя. Продолжая опускаться всё ниже и ниже, они предаются мечтам вернуться в прошлую жизнь, не прилагая для этого никаких усилий. И лишь те немногие, для которых афоризм: “Человек – это звучит гордо!” становится жизненной установкой, способны найти в себе силы выбраться со дна жизни.

  3. 3
    Текст добавил: ТвОй•ХоДяЧиЙ•пОцЕлУй

    Судьбы героев пьесы «На дне» Горького
    В пьесе “ На дне” Горький показал нам жизнь босяков, которые потеряли: собственные имена, духовные ценности, жизненные ориентиры. Лишь один из героев пьесы –содержатель ночлежки — имеет имя, отчество и фамилию. Другие имеют только имя или кличку. Уже афиша дает нам представление о том, какое социальное положение занимали герои пьесы до падения “на дно”. В перечне действующих лиц, представлены семнадцать героев, Лишь единицы из них имеют работу (слесарь, полицейский), а большинство только возраст, Я хочу подробнее остановиться на судьбе Актера.
    Только один раз в пьесе упоминается настоящая фамилия Актера-Сверчков-Заволжский. Первая часть фамилии – нечто маленькое, незаметное, боящееся оказаться на виду. Заволжский – что-то широкое, великое. Его судьбу можно разделить на две части до и после потери фамилии, Для первой части подходит Сверчков, а для второй Заволжский.
    По некоторым высказываниям мы можем догадаться о прошлом Актёра. Он говорит: “Гамлет – хорошая вещь… Я играл в ней могильщика”. Эта роль – второго плана, которая не требует особого актёрского дара. Был ли у Актёра талант? Мне думается, он был талантливым актёром. Видимо, был такой момент, когда он не смог “прорваться”, и это его надломило. Актёр говорит: “Талант – это вера в себя, в свою силу”. У него не хватило веры в свои собственные силы, а без этого невозможно достичь успеха. Актёру надо было собрать силу воли в кулак, чтобы “подняться” после первой неудачи и вновь пойти на штурм актёрских вершин. Вместо того чтобы сделать это, он стал заливать свои неудачи водкой. Постепенно Актёр теряет то хорошее, что в нём было. Затем теряет и своё собственное имя, которое заменяет кличка. Среди обитателей ночлежки он считает себя представителем творческой интеллигенции: вытирать пыль не для него. После того как Лука поведал ему о лечебнице, в которой можно излечиться от алкоголизма, Актёр, как мне показалось, заразился этой идеей. Тогда почему же он не воплотил её в жизнь? Я думаю, что у него не было уже моральных сил, чтобы выбраться из той ямы, в которую он попал. Для этого ему необходима была ещё и поддержка. Но разве кто-либо из обитателей ночлежки мог её оказать? Нет. Именно поэтому Актёр скоро удавится. Он просто не мог продолжать так жить. Ему было необходимо выбрать: или жить по-человечески, или не жить вовсе. Первое он не мог воплотить в жизнь, поэтому выбрал второе…
    Трагическая судьба Актёра типична: человек, потерпевший неудачу в профессиональной деятельности, в личной жизни часто ломается, катится по наклонной плоскости, становится алкоголиком и бомжем. По инерции он продолжает считать себя тем, кем был до падения: актёром, поэтом, художником и даже бароном. В своих неудачах такие люди обвиняют весь белый свет, только не себя. Продолжая опускаться всё ниже и ниже, они предаются мечтам вернуться в прошлую жизнь, не прилагая для этого никаких усилий. И лишь те немногие, для которых афоризм: “Человек – это звучит гордо!” становится жизненной установкой, способны найти в себе силы выбраться со дна жизни.

  4. В пьесе ” На дне” Горький показал нам жизнь босяков, которые потеряли: собственные имена, духовные ценности, жизненные ориентиры. Лишь один из героев пьесы –содержатель ночлежки – имеет имя, отчество и фамилию. Другие имеют только имя или кличку. Уже афиша дает нам представление о том, какое социальное положение занимали герои пьесы до падения “на дно”. В перечне действующих лиц, представлены семнадцать героев,
    Лишь единицы из них имеют работу (слесарь, полицейский), а большинство только
    возраст, Я хочу подробнее остановиться на судьбе Актера. Только один раз в
    пьесе упоминается настоящая фамилия Актера-Сверчков-Заволжский. Первая часть
    фамилии – нечто маленькое, незаметное, боящееся оказаться на виду. Заволжский
    – что-то широкое, великое. Его судьбу можно разделить на две части до и после
    потери фамилии, Для первой части подходит Сверчков, а для второй
    Заволжский. По некоторым высказываниям мы можем догадаться о прошлом
    Актёра. Он говорит: “Гамлет – хорошая вещь… Я играл в ней могильщика”. Эта роль
    – второго плана, которая не требует особого актёрского дара. Был ли у Актёра
    талант? Мне думается, он был талантливым актёром. Видимо, был такой момент,
    когда он не смог “прорваться”, и это его надломило. Актёр говорит: “Талант – это
    вера в себя, в свою силу”. У него не хватило веры в свои собственные силы, а без
    этого невозможно достичь успеха. Актёру надо было собрать силу воли в кулак,
    чтобы “подняться” после первой неудачи и вновь пойти на штурм актёрских вершин.
    Вместо того чтобы сделать это, он стал заливать свои неудачи водкой. Постепенно
    Актёр теряет то хорошее, что в нём было. Затем теряет и своё собственное имя,
    которое заменяет кличка. Среди обитателей ночлежки он считает себя
    представителем творческой интеллигенции: вытирать пыль не для него.
    Тогда почему же он не воплотил
    её в жизнь? Я думаю, что у него не было уже моральных сил, чтобы выбраться из
    той ямы, в которую он попал. Для этого ему необходима была ещё и поддержка. Но
    разве кто-либо из обитателей ночлежки мог её оказать? Нет. Именно поэтому Актёр
    скоро удавится. Он просто не мог продолжать так жить. Ему было необходимо
    выбрать: или жить по-человечески, или не жить вовсе. Первое он не мог воплотить
    в жизнь, поэтому выбрал второе… Трагическая судьба Актёра типична:
    человек, потерпевший неудачу в профессиональной деятельности, в личной жизни
    часто ломается, катится по наклонной плоскости, становится алкоголиком и бомжем.
    По инерции он продолжает считать себя тем, кем был до падения: актёром, поэтом,
    художником и даже бароном. В своих неудачах такие люди обвиняют весь белый свет,
    только не себя. Продолжая опускаться всё ниже и ниже, они предаются мечтам
    вернуться в прошлую жизнь, не прилагая для этого никаких усилий. И лишь те
    немногие, для которых афоризм: “Человек – это звучит гордо!” становится
    жизненной установкой, способны найти в себе силы выбраться со дна жизни.

  5. В пьесе ” На дне” Горький
    показал нам жизнь босяков, которые потеряли: собственные имена, духовные
    ценности, жизненные ориентиры. Лишь один из героев пьесы –содержатель ночлежки –
    имеет имя, отчество и фамилию. Другие имеют только имя или кличку. Уже афиша
    дает нам представление о том, какое социальное положение занимали герои пьесы до
    падения “на дно”. В перечне действующих лиц, представлены семнадцать героев,
    Лишь единицы из них имеют работу (слесарь, полицейский), а большинство только
    возраст, Я хочу подробнее остановиться на судьбе Актера. Только один раз в
    пьесе упоминается настоящая фамилия Актера-Сверчков-Заволжский. Первая часть
    фамилии – нечто маленькое, незаметное, боящееся оказаться на виду. Заволжский
    – что-то широкое, великое. Его судьбу можно разделить на две части до и после
    потери фамилии, Для первой части подходит Сверчков, а для второй
    Заволжский. По некоторым высказываниям мы можем догадаться о прошлом
    Актёра. Он говорит: “Гамлет – хорошая вещь… Я играл в ней могильщика”. Эта роль
    – второго плана, которая не требует особого актёрского дара. Был ли у Актёра
    талант? Мне думается, он был талантливым актёром. Видимо, был такой момент,
    когда он не смог “прорваться”, и это его надломило. Актёр говорит: “Талант – это
    вера в себя, в свою силу”. У него не хватило веры в свои собственные силы, а без
    этого невозможно достичь успеха. Актёру надо было собрать силу воли в кулак,
    чтобы “подняться” после первой неудачи и вновь пойти на штурм актёрских вершин.
    Вместо того чтобы сделать это, он стал заливать свои неудачи водкой. Постепенно
    Актёр теряет то хорошее, что в нём было. Затем теряет и своё собственное имя,
    которое заменяет кличка. Среди обитателей ночлежки он считает себя
    представителем творческой интеллигенции: вытирать пыль не для него.
    Тогда почему же он не воплотил
    её в жизнь? Я думаю, что у него не было уже моральных сил, чтобы выбраться из
    той ямы, в которую он попал. Для этого ему необходима была ещё и поддержка. Но
    разве кто-либо из обитателей ночлежки мог её оказать? Нет. Именно поэтому Актёр
    скоро удавится. Он просто не мог продолжать так жить. Ему было необходимо
    выбрать: или жить по-человечески, или не жить вовсе. Первое он не мог воплотить
    в жизнь, поэтому выбрал второе… Трагическая судьба Актёра типична:
    человек, потерпевший неудачу в профессиональной деятельности, в личной жизни
    часто ломается, катится по наклонной плоскости, становится алкоголиком и бомжем.
    По инерции он продолжает считать себя тем, кем был до падения: актёром, поэтом,
    художником и даже бароном. В своих неудачах такие люди обвиняют весь белый свет,
    только не себя. Продолжая опускаться всё ниже и ниже, они предаются мечтам
    вернуться в прошлую жизнь, не прилагая для этого никаких усилий. И лишь те
    немногие, для которых афоризм: “Человек – это звучит гордо!” становится
    жизненной установкой, способны найти в себе силы выбраться со дна жизни.

  6. В пьесе Горького «На дне» необыкновенно интересна система образов. Но, прежде чем непосредственно к ним обратиться, следует подробнее рассмотреть смысл названия произведения. Что есть это «дно»? По идее Горького, это не только жильё – «подвал, похожий на пещеру, потолок -тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой», не только социальное положение, но и состояние души.
    И вот в пьесе Горького каждый герой несчастлив по-своему, поэтому у каждого свой путь стремления к свету жизни.
    Теперь обратимся к галерее образов «На дне». Васька Пепел, вор и бунтарь; Клещ, по всей видимости, талантливый слесарь, но человек жесткий, даже жестокий, спокойно взирающий на то, как умирает в мучениях его жена Анна. Далее в списке действующих лиц следует Настя, девица двадцати четырех лет, единственной радостью в жизни которой становится любовный роман «Роковая любовь». Квашня -торговка пельменями, женщина сочувствующая, также со своей душевной трагедией. Бубнов – картузник и пьяница. Сатин, личность достаточно интересная, со своей жизненной философией, откровенно пропивающий все свои способности и возможности. Актер, бывший служитель Мельпомены, теперь алкоголик. Барон, бывший когда-то хозяином и потерявший все. Алешка, молодой сапожник двадцати лет, человек без будущего, как и остальные. Татарин, верующий мусульманин и, возможно, поэтому еще хоть как-то спасающийся от полной душевной деградации. И, наконец, Лука, странник, внезапно появившийся в жизни ночлежников и за недолгое время оставивший след в душах каждого обитателя подвала.
    Каждый из этих образов по-своему интересен, жизнь каждого из них по-своему горька.
    Васька Пепел – вор. И в начале пьесы мы особо не задумываемся, отчего он вор, как он им стал? Но в один прекрасный момент Василий сам рассказывает о себе: «Я -сызмалетства – вор… все всегда говорили мне: вор Васька, воров сын Васька! Ага? Так? Ну – нате! Вот – я вор!.. Ты пойми: я, может быть, со зла вор-то… оттого я вор, что другим именем никто никогда не догадался назвать меня…». Может, это действительно правда. На человеке поставили клеймо, и он уже вынужден жить так, как видят его жизнь окружающие. И, видимо, верно сказал Лука Наташе, когда Пепел предлагал ей уехать с ним: «Он – парень ничего, хороший! Ты только почаще напоминай ему, что он хороший парень, чтобы он, значит, не забывал про это! Он тебе-поверит…»
    Васька был любовником старшей сестры Наташи, Василисы. Это женщина властная, даже страшная, жестокая, любящая только деньги. Она и подбивала Пепла к воровству. Мало того, она начала подговаривать его на убийство своего мужа, хозяина ночлежки. В итоге, она добивается своего: Васька в драке, не рассчитав своей силы, убивает Костылева. Дальнейшая судьба Пепла понятна – каторга или тюрьма.
    Вызывает спорные чувства и девица Настя. Она мечтает о большой и светлой любви, при этом торгуя собой. Начитавшисьлюбовных романов, она представляет себе своего возлюбленного то Рауля, то Гастона. И плачет, плачет. Невольно задаешься вопросом: можно ли осудить ее пустые мечтания, ложь, которую она пытается выдать за правду?..
    Актер, спившийся служитель Мельпомены, всем и каждому говорит, что его «организм отравлен алкоголем», будто бы даже гордясь этим. На самом деле он с такой болью вспоминает о сцене!.. Но из-за слабости своей натуры, попав на дно жизни, ему проще продолжать разрушать себя, чем бороться с жизненными трудностями. Когда Лука дает ему надежду, рассказав о бесплатной клинике для алкоголиков, актер перестает пить: «Я сегодня – работал, мел улицу… а водки -не пил! Каково? Вот они – два пятиалтынных, а я – трезв!» Узнав о тщетности своих надежд, актер вешается, не осознавая, что клиника ему не нужна, ему просто было необходимо поверить в себя.
    Очень интересен Сатин, человек со своей жизненной философией. С самого начала пьесы из его уст звучат такие слова, как «макробиотика», «Сарданапал» и т.д. Этот герой отличается от остальных обитателей «дна». О себе он говорит: «Надоели мне, брат, человеческие слова… все наши слова -надоели! Каждое из них слышал я… наверное, тысячу раз…», «Я был образованным человеком…», «Я много книг читал…». Так что же с ним случилось? Как он стал обитателем ночлежки? «Я четыре года семь месяцев в тюрьме отсидел… а после тюрьмы – нет ходу!» А сидел он за убийство обидчика своей родной сестры, которая, вскоре после осуждения брата, умерла. Вот налицо человеческая трагедия! Нам становится жалко этого героя. Именно о нем странник Лука говорит такие слова: «как же это ты свихнулся со стези своей, а?.. Эдакий ты бравый… неглупый… и вдруг…». Кстати, именно Лука помогает раскрыть характер каждого из обитателей ночлежки, на Сатина он оказал особо сильное влияние. «Старик? Он – умница!.. Старик – не шарлатан! Что такое правда? Человек – вот правда! Он это понимал… вы – нет!.. Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…». Именно этот герой после ухода Луки делает первый шаг к принятию более активной жизненной позиции.
    Совершенно неоднозначен образ «странного человека» Луки. Он появляется в пьесе и начинает будоражить эмоции и глубоко скрытые чувства обитателей ночлежки. Давно привыкшие к жестокости и бесчеловечности, они с удивлением и недоверием глядят на Луку, у которого для каждого найдется доброе слово. Тут возникает известный спор о том, говорить ли человеку жестокую правду или успокаивать его спасительной ложью. Автор выступает против спасительной лжи. Но что плохого в том, что Лука утешает умирающую Анну, говоря ей, что она наконец-то отдохнет? А вот Актер не выдерживает столкновения выдумки и реальности и кончает с собой. Лука говорит каждому то, что они в глубине души хотели услышать, то, что способно пробудить в их больных душах какие-то светлые чувства. Но не каждая душа способна перенести такую встряску. Поэтому мы не можем сказать однозначно, положительный он герой или отрицательный.
    Итак, пьеса Горького «На дне» очень интересна своими героями, их неоднозначностью, сложностью. Споры об этом произведении продолжаются до сих пор, и это во всей полноте говорит о гениальности Горького как драматурга.

  7. В пьесе Горького «На дне» необыкновенно интересна система образов. Но, прежде чем непосредственно к ним обратиться, следует подробнее рассмотреть смысл названия произведения. Что есть это «дно»? По идее Горького, это не только жильё – «подвал, похожий на пещеру, потолок – тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой», не только социальное положение, но и состояние души.
    И вот в пьесе Горького каждый герой несчастлив по-своему, поэтому у каждого свой путь стремления к свету жизни.
    Теперь обратимся к галерее образов «На дне». Васька Пепел, вор и бунтарь, Клещ, по всей видимости, талантливый слесарь, но человек жесткий, даже жестокий, спокойно взирающий на то, как умирает в мучениях его жена Анна. Далее в списке действующих лиц следует Настя, девица двадцати четырех лет, единственной радостью в жизни которой становится любовный роман «Роковая любовь». Квашня – торговка пельменями, женщина сочувствующая, также со своей душевной трагедией. Бубнов – картузник и пьяница. Сатин, личность достаточно интересная, со своей жизненной философией, откровенно пропивающий все свои способности и возможности. Актер, бывший служитель Мельпомены, теперь алкоголик. Барон, бывший когда-то хозяином и потерявший все. Алешка, молодой сапожник двадцати лет, человек без будущего, как и остальные. Татарин, верующий мусульманин и, возможно, поэтому еще хоть как-то спасающийся от полной душевной деградации. И, наконец, Лука, странник, внезапно появившийся в жизни ночлежников и за недолгое время оставивший след в душах каждого обитателя подвала. Каждый из этих образов по-своему интересен, жизнь каждого из них по-своему горька.
    Васька Пепел – вор. И в начале пьесы мы особо не задумываемся, отчего он вор, как он им стал? Но в один прекрасный момент Василий сам рассказывает о себе: «Я – сызмалетства – вор… все всегда говорили мне: вор Васька, воров сын Васька! Ага? Так? Ну – нате! Вот – я вор!.. Ты пойми: я, может быть, со зла вор-то… оттого я вор, что другим именем никто никогда не догадался назвать меня…». Может, это действительно правда. На человеке поставили клеймо, и он уже вынужден жить так, как видят его жизнь окружающие. И, видимо, верно сказал Лука Наташе, когда Пепел предлагал ей уехать с ним: «Он – парень ничего, хороший! Ты только почаще напоминай ему, что он хороший парень, чтобы он, значит, не забывал про это! Он тебе – поверит…»
    Васька был любовником старшей сестры Наташи, Василисы. Это женщина властная, даже страшная, жестокая, любящая только деньги. Она и подбивала Пепла к воровству. Мало того, она начала подговаривать его на убийство своего мужа, хозяина ночлежки. В итоге, она добивается своего: Васька в драке, не рассчитав своей силы, убивает Костылева. Дальнейшая судьба Пепла понятна – каторга или тюрьма.
    Вызывает спорные чувства и девица Настя. Она мечтает о большой и светлой любви, при этом торгуя собой. Начитавшись любовных романов, она представляет себе своего возлюбленного: то Рауля, то Гастона. И плачет, плачет… Невольно задаешься вопросом: можно ли осудить ее пустые мечтания, ложь, которую она пытается выдать за правду?..
    Актер, спившийся служитель Мельпомены, всем и каждому говорит, что его «организм отравлен алкоголем», будто бы даже гордясь этим. На самом деле он с такой болью вспоминает о сцене!.. Но из-за слабости своей натуры, попав на дно жизни, ему проще продолжать разрушать себя, чем бороться с жизненными трудностями. Когда Лука дает ему надежду, рассказав о бесплатной клинике для алкоголиков, актер перестает пить: «Я сегодня – работал, мел улицу… а водки – не пил! Каково? Вот они – два пятиалтынных, а я – трезв!» Узнав о тщетности своих надежд, Актер вешается, не осознавая, что клиника ему не нужна, ему просто было необходимо поверить в себя.
    Очень интересен Сатин, человек со своей жизненной философией. С самого начала пьесы из его уст звучат такие слова, как «макробиотика», «Сарданапал» и т.д. Этот герой отличается от остальных обитателей «дна». О себе он говорит: «Надоели мне, брат, человеческие слова… все наши слова – надоели! Каждое из них слышал я… наверное, тысячу раз…», «Я был образованным человеком…», «Я много книг читал…».
    Так что же с ним случилось? Как он стал обитателем ночлежки? Вот его собственные слова: «Я четыре года семь месяцев в тюрьме отсидел… а после тюрьмы – нет ходу!» А сидел он за убийство обидчика своей родной сестры, которая, вскоре после осуждения брата, умерла. Вот налицо человеческая трагедия! Нам становится жалко этого героя. Именно о нем странник Лука говорит такие слова: «Как же это ты свихнулся со стези своей, а?.. Эдакий ты бравый… неглупый… и вдруг…». Кстати, именно Лука помогает раскрыть характер каждого из обитателей ночлежки, но на Сатина он оказал особо сильное влияние: «Старик? Он – умница!.. Старик – не шарлатан! Что такое правда? Человек – вот правда! Он это понимал… вы – нет!.. Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…». Именно этот герой после ухода Луки делает первый шаг к принятию более активной жизненной позиции.
    Совершенно неоднозначен образ «странного человека» Луки. Он появляется в пьесе и начинает будоражить эмоции и глубоко скрытые чувства обитателей ночлежки. Давно привыкшие к жестокости и бесчеловечности, они с удивлением и недоверием глядят на Луку, у которого для каждого найдется доброе слово. Тут возникает известный спор о том, говорить ли человеку жестокую правду или успокаивать его спасительной ложью. Автор выступает против спасительной лжи. Но что плохого в том, что Лука утешает умирающую Анну, говоря ей, что она наконец-то отдохнет? А вот Актер не выдерживает столкновения выдумки и реальности и кончает с собой. Лука говорит каждому то, что они в глубине души хотели услышать, то, что способно пробудить в их больных душах какие-то светлые чувства. Но не каждая душа способна перенести такую встряску. Поэтому мы не можем сказать однозначно, положительный он герой или отрицательный.
    Итак, пьеса Горького «На дне» очень интересна своими героями, их неоднозначностью, сложностью. Споры об этом произведении продолжаются до сих пор, и это во всей полноте говорит о гениальности Горького как драматурга.

  8. В мировой культуре много имен русских писателей. Достойное место среди них занимает имя Максима Горького. Как художник, он обогатил мировую литературу новыми темами, сюжетами, конфликтами.
    Пьеса «На дне» по праву считается лучшей. Горький показал в ней изнанку общества, заставив человечество содрогнуться. В пьесе зрители впервые увидели мир отверженных. Такой суровой, беспощадной правды о жизни социальных низов, об их беспросветной участи мировая драматургия еще не знала.
    Страшно выглядит то место, где живут персонажи пьесы: «Подвал, похожий на пещеру. Потолок – тяжелые каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой». У каждого персонажа свой путь на дно. Горький не дает подробно изложения биографий героев пьес, но по немногим репликам пьесы можно отследить их судьбы. Внутренний мир героев раскрывается не из поступков, а из разговоров.
    Трагична судьба умирающей Анны: «Не помню, когда я сыта была, – говорит она. – Над каждым куском хлеба тряслась. Всю жизнь мою дрожала…» Освобождения от тягот жизни она ждет только от смерти.
    Васька Пепел – выходец из семьи воров. С детства он слышит, что он – сын вора и вор, и считает, что путь его предопределен. Но Пепел широкая натура, мечтающая об иной жизни.
    Бубнов, бывший скорняк, оставил мастерскую из-за измены жены и страха перед ее любовником. Он равнодушен ко всему и ни во что не верит.
    Актера сгубило пристрастие к алкоголю – пьянство вытолкнуло его из профессии.
    Барон, разорившись, пошел служить и совершил там растрату. Паразитический образ жизни привел его к полному моральному разложению. Сатин – самый колоритный персонаж пьесы, в прошлом телеграфист. В тюрьму он попал за убийство человека, оскорбившего его сестру.
    Настя – наивная, трогательная и беспомощная, стремится уйти от окружающей ее грязи в мечты о чистой и светлой любви.
    Клеща, мужа Анны, судьба сделала жестоким и злобным, но все же он упорным трудом стремится подняться. Татарина Асана отличает честность, Наташу – душевная чистота и нежность.
    Почти все обитатели дна склонны винить не себя, а внешние жизненные обстоятельства. Но на самом деле эти люди сами слабы и порочны. Так, находясь в одинаковом положении, они немилосердны друг к другу. В ночлежке действуют волчьи законы. Обитатели полны призрения друг к другу. Они беспробудно пьянствуют, потому что пробуждение страшно. И привели их в ночлежку их собственная слабость, нежелание смотреть в лицо реальности. Так, Бубнов говорит, что в любом случае лишился бы мастерской, так как страдает запоями. Сатин не считает труд жизненной необходимостью, он не способен к общественно-полезному труду, заражен идеями анархизма. Они не стремятся, кроме Клеща, реально изменить жизнь. Люди оказываются на «дне» будучи пассивными в жизни, ищущие свободы в прозябании. Это всегда говорит неспособности человека противостоять жизненным трудностям, о стремлении идти по пути наименьшего сопротивления. Но жизнь устроена так, что как только человек начинает плыть по течению, он оказывается на обочине жизни.
    Появившийся в начале пьесы странник Лука сумел зародить в каждом из них искру надежды, но после его ухода еще безнадежней стала жизнь обитателей ночлежки. Надежда, порожденная Лукой, лишь разбередила старые раны, но не заставила действовать, что бы изменить жизнь к лучшему.
    Нельзя не отметить, что многих на дно отбрасывают те социальные условия, которые существуют в обществе. В условиях разрушения вековых традиций, имевших место в России в начале ХХ в., шло быстрое обогащение одних и стремительное обнищание других. В 1990-х гг. в России разразился жестокий экономический кризис. Фабрики и заводы закрывались. Под влиянием тяжелейшей экономической ситуации огромное количество люмпенов опускается на дно жизни. Поэтому и Клещ, несмотря на свое трудолюбие, лишившись средств труда, не имеет шансов подняться со «дна» жизни.
    Страшная участь обитателей ночлежки становится особенно очевидной, если сопоставить ее с тем, к чему призван человек. Среди жалких, искалеченных бродяг, несчастных и бездомных звучат торжественным гимном слова о человеке, о его призвании: «Человек – вот правда! Все – в человеке, все – для человека! Существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга! Человек – это великолепно! Это звучит гордо!»
    Эти слова только резче оттеняют истинное положение обитателей ночлежки. И этот контраст приобретает особый смысл. Пламенный монолог Сатина звучит неестественно в атмосфере непроглядной тьмы, особенно после того, как посажен в тюрьму Пепел, повесился Актер, ушел Лука. Но это выражение мысли автора, в этих словах отношение писателя к таким философским категориям как, правда, свобода, счастье. В этих словах отношение Горького к человеку, его месту в мире.
    Мы можем соглашаться с автором или спорить с ним, но проблемы, поднятые автором более ста лет назад, актуальны по сей день.

  9. Страница: [ 1 ] 2
    Пьеса Горького «На дне» была написана в 1902 году для труппы Московского Художественного общедоступного театра. Горький долгое время не мог подобрать точного названия пьесе. Первоначально она называлась «Ночлежка», затем – «Без солнца», и, наконец, – «На дне».
    В самом названии уже заложен огромный смысл. Люди, которые попали на дно, уже никогда не поднимутся к свету, к новой жизни. Тема униженных и оскорбленных ненова в русской литературе. Вспомним героев Достоевского, которым тоже «уже некуда больше идти». Много сходных черт можно найти у героев Достоевского и Горького: это тот же мир пьяниц, воров, проституток и сутенеров. Только у последнего он показан еще более страшно и реалистично.
    В пьесе Горького зрители впервые увидели незнакомый им мир отверженных. Такой суровой, беспощадной правды о жизни социальных низов, об их беспросветной участи мировая драматургия еще не знала. Под сводами костылевской ночлежки оказались люди самых различных характеров и социального положения. Каждый из них наделен своими индивидуальными чертами. Здесь и рабочий Клещ, мечтающий о честном труде; и Пепел, жаждущий правильной жизни; и Актер, весь поглощенный воспоминаниями о своей былой славе; и Настя, страстно рвущаяся к большой, настоящей любви. Все они достойны лучшей участи. Тем трагичнее их положение сейчас. Люди, живущие в этом подвале, похожем на пещеру, – жертвы уродливых и жестоких порядков, при которых человек перестает быть человеком и обречен влачить жалкое существование.
    Горький не дает подробного изложения биографий героев пьесы, но и те немногие их черты, которые он воспроизводит, прекрасно раскрывают замысел автора. Буквально несколькими словами обозначен весь трагизм судьбы Анны. «Не помню, когда я сыта была… – говорит она. – Над каждым куском хлеба тряслась… Всю жизнь мою дрожала… Мучилась… как бы больше другого не съесть… Всю жизнь в отрепьях ходила… всю мою несчастную жизнь…» Рабочий Клещ вздыхает о безысходной своей доле: «Работы нет… силы нет… Вот – правда! Пристанища, пристанища нету! Издыхать надо… Вот правда!»
    Обитатели «дна» выброшены из жизни в силу условий, царящих в обществе. Человек предоставлен самому себе.
    Если он споткнулся, выбился из колеи, ему грозит «дно», неминуемая нравственная, а нередко и физическая гибель. Умирает Анна, кончает с собой Актер, да и остальные измотаны, изуродованы жизнью до последней степени.
    Здесь, в этом страшном мире отверженных, действуют волчьи законы «дна». Вызывает отвращение фигура содержателя ночлежки Костылева, одного из «хозяев жизни», который готов даже из своих несчастных и обездоленных постояльцев выжать последнюю копейку. Столь же отвратительна своей безнравственностью и его жена Василиса.
    Страшная участь обитателей ночлежки становится особенно очевидной, если сопоставить ее с тем, к чему призван человек. Под темными и угрюмыми сводами ночлежного дома, среди жалких и искалеченных, несчаст ных и бездомных бродяг звучат торжественным гимном слова о человеке, о его призвании, о его силе и красоте: «Человек – вот правда! Все – в человеке, все – для человека! Существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга! Человек! Это великолепно! Это звучит – гордо!»
    Высокие слова о том, каким должен быть и каким может быть человек, еще резче оттеняют ту картину действительного положения человека, которую рисует писатель. И этот контраст приобретает особый смысл…
    Пламенный монолог Сатина о человеке звучит несколько неестественно в атмосфере непроглядной тьмы, особенно после того, как ушел Лука, повесился Актер, посажен в тюрьму Васька Пепел. Это чувствовал сам писатель и объяснял это тем, что в пьесе должен быть резонер (выразитель мыслей автора), но героев, которых изобразил Горький, трудно назвать выразителями чьих-либо идей вообще. Поэтому Алексей Максимович и вкладывает свои мысли в уста Сатина, самого свободолюбивого и справедливого персонажа.
    В самом названии пьесы уже заложен глубокий смысл: люди, которых изображает М. Горький, оказались на дне жизни, их существование в ночлежке Костылева ничтожно и чудовищно. Но читатель видит лишь результат общественных неурядиц, столь трагично отразившихся в жизни людей, но не сами эти столкновения, которые вынесены за пределы сцены и о которых мы узнаем лишь из диалогов горьковских персонажей. Каждый из героев пьесы в прошлом пережил свою неудачу, в результате которой и оказался в таком жалком положении. Так, например, из разговора Бубнова и Луки читателю становится известно, что в прошлом Бубнов был женат и как-то между супругами начался конфликт из-за того, что жена «связалась с мастером» и решила одолеть Бубнова. Дошла эта история до того, что сам Бубнов задумал убить свою супругу; но, по его словам, вовремя спохватился и ушел, таким образом спасшись от тюрьмы. И оказался он в ночлежке Костылева. Сейчас Бубнов – шулер, зарабатывает тем, что ворует и обманывает, о себе же честно говорит: «Как начну я заливать – весь пропьюсь, одна кожа останется… И еще -ленив я. Страсть как работать не люблю!..»
    О Сатине читатель узнает лишь то, что он отсидел в тюрьме четыре года и семь месяцев за убийство «подлеца в запальчивости и раздражении» из-за родной сестры. Сейчас, как почти все обитатели ночлежки, пьет, играет в карты, ворует.
    О Бароне становится известно, что он выходец из довольно знатной дворянской семьи, что дед его, Густав Дебиль, занимал высокий пост при Николае I и был очень богат. Про себя же барон рассказывает следующее: «Учился – носил мундир дворянского института… Женился – одел Фрак, потом – халат… Прожил все, что было, – носил какой-то серыйпиджак и рыжие брюки… Служил в казенной палате… растратил казенные деньги,- надели на меня арестантский халат… потом- одел вот это…» Именно условия «дна», в которых оказались герои, уравнивают бывшего аристократа Барона с шулером Бубновым, с вором Васькой Пеплом, с падшей девушкой Настей и другими постояльцами ночлежки семьи Костылевых, члены которой и сами не так уж далеко в общественном плане ушли от своих обитателей.
    М. Горький не приемлет то равнодушие, с которым герои его пьесы «На дне» относятся друг к другу и к самим себе, их озлобленность на весь мир и жестокость. Например, смерть исстрадавшейся за всю свою тяжелую жизнь Анны, жены слесаря Андрея Митрича Клеща, совершенно не тронула обитателей ночлежки, наоборот, Бубнов сказал, что она, наконец-то, не будет кашлять и мешать всем. Равнодушие к самим себе проявляется в том, что эти люди не хотят (или не могут?) ничего сделать, чтобы хоть немного улучшить свое положение, они смиряются со своим трагическим существованием на «дне» жизни. Из-за чудовищности социальных условий происходит нравственное оскудение героев пьесы. Даже такое возвышенное чувство, как любовь, ведет не к обогащению личности, а к смерти, увечью, каторге. Постепенно формируются общие для всех ночлежников черты сознания: неприятие действительности и в то же время пассивное отношение к ней.
    Герои пьесы «На дне» слабы и не способны противостоять безжалостным жизненным обстоятельствам. Хотя М. Горький и показывает, что с появлением Луки, такого же нищего, «беспачпортного», оказавшегося на «дне» жизни, как и все остальные, но доброго, способного пробудить в душах ночлежников что-то светлое, подарить надежду, происходит некоторое возрождение: Актер бросает пить, начинает собирать деньги, чтобы поехать лечиться от алкоголизма, а затем заняться актерским делом; Настя мечтает о настоящей, светлой любви; Васька Пепел хочет поехать с Наташей в Сибирь, чтобы начать жить заново. Но с исчезновением Луки вера в свои силы у героев пропадает, они остаются все в той же ночлежке Костылевых, продолжают играть в карты, пьянствовать, воровать. И именно за неспособность противопоставить свою волю сложившимся обстоятельствам автор адресует своим героям главные обвинения.
    М. Горький в драме «На дне» продолжает сложившиеся традиции критического реализма. Это проявляется в его негативном отношении к социальным сторонам жизни и во многом к героям, в эту жизнь погруженным и поддавшимся ее давлению.
    Страница: [ 1 ] 2

  10. Максим Горький известен тем, что описывал правду, какой бы горькой она ни была. Восприятие его произведений усиливалось тем, что писатель создавал пьесы, которые не были не просто слова на белом листе бумаги, они оживали на сцене и привлекали зрителя своей наглядностью. Многие авторские работы писателя не сходят со сцены и по сей день. Среди них и произведение М. Горького На дне.

    Сочинение На дне

    Пьесу На дне, по которой мы пишем сегодня наше сочинение, драматург Максим Горький написал в 1902 году. Затрагивая актуальные проблемы того времени, пьеса получила широкое признание и известность у современников. Не приукрашивая окружающую действительность, Горький поднимал проблему пьянства, окружающей нищеты и существования жестокости. В своей пьесе Горький описывает босячество и дно общества. Тогда это было в новинку, ведь до этого писатели в своих работах не затрагивали эту сторону жизни русского народа. А вот Горького интересовали люди, которые опустились на дно. Он пытается исследовать душу этих людей и понять, что могло собрать таких разных людей в одном месте. Почему они так сильно опустились, ведь эти люди не разучились мыслить, сострадать и мечтать о счастье.
    Знакомясь с пьесой На дне Горького, мы можем точно сказать, что эта работа может считаться полноценной психологической драмой. В ней мы часто слышим размышления героев о жизни, счастье, правде и неправде. Так Сатин, часто рассуждает о добре, о совести, роли человека и его предназначении. А его фраза: Человек звучит гордо становится популярной и используется в наши дни. Но эти философские реплики были лишь дуэлью на словах, которую Сатин вел с Лукой. И если Сатин придерживается презрения к нравственности, проповедует ничего неделание и становится сторонником горькой правды, то Лука старался наполнить мир ночлежников мечтами. Он считает, что во благо можно немного солгать. Лука заставляет героев задуматься о жизни, но вместе с тем, становится причиной гибели всех персонажей. Ведь он им подарил лишь надежду, а им нужны были действия. Лука оказался способен только на обещания, поэтому и сбежал так же внезапно, как и появился в ночлежке. При этом многих героев пьесы к трагичному концу подталкивал и Сатин. Например, своими речами он лишил уверенности в себе Клеща, который действительно имел шансы возродиться и выйти в люди.

  11. Спор о возможностях человека и о смысле его жизни лежит в основе пьесы «На дне» Максима Горького. Действие пьесы происходит в месте, оторванном от мира людей – ночлежке Костылевых. Почти все обитатели ночлежки прекрасно осознают, что их положение нельзя назвать нормальным, ведь между ними и остальным обществом оборваны все важнейшие связи (духовные, социальные, профессиональные, семейные). Самих ночлежников между собой тоже ничего не связывает: эти люди случайно сошлись в одном месте и ничего не желают знать друг о друге. У каждого из них своя история и своя правда жизни. Герои пьесы – это люди, оказавшиеся на «дне» жизни. Можно ли им помочь? А если можно, то каким образом? В этом споре особую роль играют три позиции – Луки, Бубнова и Сатина.
    Бубнов – фаталист. Он уверен, что человеку не по силам что-либо менять в своей судьбе. В мире торжествуют безжалостные законы, которые управляют людьми и господствуют над ними. Все люди, как щепки, плывут по течению и полностью зависят от внешних обстоятельств. Такова правда Бубнова.
    Лука – один из самых сложных образов в произведении. С ним связан главный философский вопрос пьесы: «Что лучше: сострадание или истина?» Стоит ли сострадание доводить до того, чтобы приходилось пользоваться ложью, как это делал Лука.
    Лука является в пьесе носителем идеи сострадания. Он понимает: есть «люди», а есть «человеки». «Люди» — существа слабые, им нужна поддержка, они не могут обходиться без веры и без надежды на светлое будущее. Ведь именно надежда и вера – самые мощные стимулы человеческих деяний. Лука помогает Анне облегчить муки последних минут жизни. Актеру и Пеплу он вселяет надежду на то, что жизнь можно изменить к лучшему. Правда, после исчезновения Луки, надежда, обретенная людьми, превращается в иллюзию. Герои пьесы осознают суровую реальность жизни, и это приводит их к катастрофе. Сильные духом люди («человеки») находят опору в себе самих, им не нужны жалость и сострадание, а, тем более, они не нуждаются в успокоительной лжи. «Человеки» творят свою судьбу сами, в их руках собственное счастье и несчастье. Философия Луки объединяет в себе чуткость к чужому горю, христианское долготерпение и трезвый реализм. Она обращена к светлому и доброму, что есть в душе каждого человека.
    Сатин выражает совсем другую жизненную позицию: человек – самое главное существо на Земле, а все остальное – творение его рук и мозга. Человека нужно уважать, а жалость может только унизить. Однако сам Сатин живет заведомой ложью, занимается шулерством, равнодушен к людям и презирает ближних своих. Образованный и умный Сатин вполне мог бы подняться со «дна» жизни, но делать этого не хочет. Он невольно становится идеологом зла, оправдывая свою форму существования на планете.
    Слова о том, что человек – это звучит гордо, автор вложил в уста Сатина лишь потому, что в пьесе не было другого, такого сильного и гордого человека, достойного озвучить эту мысль.
    В своей пьесе Горький выражает уверенность в том, что только истина может спасти человека, а также понимание того, насколько значимо сострадание в жизни людей.

  12. 12
    Текст добавил: подсела на жизнь

    В пьесе Горького «На дне» необыкновенно интересна система образов. Но, прежде чем непосредственно к ним обратиться, следует подробнее рассмотреть смысл названия произведения. Что есть это «дно»? По идее Горького, это не только жильё – «подвал, похожий на пещеру, потолок – тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой», не только социальное положение, но и состояние души.
    И вот в пьесе Горького каждый герой несчастлив по-своему, поэтому у каждого свой путь стремления к свету жизни.
    Теперь обратимся к галерее образов «На дне». Васька Пепел, вор и бунтарь, Клещ, по всей видимости, талантливый слесарь, но человек жесткий, даже жестокий, спокойно взирающий на то, как умирает в мучениях его жена Анна. Далее в списке действующих лиц следует Настя, девица двадцати четырех лет, единственной радостью в жизни которой становится любовный роман «Роковая любовь». Квашня – торговка пельменями, женщина сочувствующая, также со своей душевной трагедией. Бубнов – картузник и пьяница. Сатин, личность достаточно интересная, со своей жизненной философией, откровенно пропивающий все свои способности и возможности. Актер, бывший служитель Мельпомены, теперь алкоголик. Барон, бывший когда-то хозяином и потерявший все. Алешка, молодой сапожник двадцати лет, человек без будущего, как и остальные. Татарин, верующий мусульманин и, возможно, поэтому еще хоть как-то спасающийся от полной душевной деградации. И, наконец, Лука, странник, внезапно появившийся в жизни ночлежников и за недолгое время оставивший след в душах каждого обитателя подвала. Каждый из этих образов по-своему интересен, жизнь каждого из них по-своему горька.
    Васька Пепел – вор. И в начале пьесы мы особо не задумываемся, отчего он вор, как он им стал? Но в один прекрасный момент Василий сам рассказывает о себе: «Я – сызмалетства – вор… все всегда говорили мне: вор Васька, воров сын Васька! Ага? Так? Ну – нате! Вот – я вор!.. Ты пойми: я, может быть, со зла вор-то… оттого я вор, что другим именем никто никогда не догадался назвать меня…». Может, это действительно правда. На человеке поставили клеймо, и он уже вынужден жить так, как видят его жизнь окружающие. И, видимо, верно сказал Лука Наташе, когда Пепел предлагал ей уехать с ним: «Он – парень ничего, хороший! Ты только почаще напоминай ему, что он хороший парень, чтобы он, значит, не забывал про это! Он тебе – поверит…»
    Васька был любовником старшей сестры Наташи, Василисы. Это женщина властная, даже страшная, жестокая, любящая только деньги. Она и подбивала Пепла к воровству. Мало того, она начала подговаривать его на убийство своего мужа, хозяина ночлежки. В итоге, она добивается своего: Васька в драке, не рассчитав своей силы, убивает Костылева. Дальнейшая судьба Пепла понятна – каторга или тюрьма.
    Вызывает спорные чувства и девица Настя. Она мечтает о большой и светлой любви, при этом торгуя собой. Начитавшись любовных романов, она представляет себе своего возлюбленного: то Рауля, то Гастона. И плачет, плачет… Невольно задаешься вопросом: можно ли осудить ее пустые мечтания, ложь, которую она пытается выдать за правду?..
    Актер, спившийся служитель Мельпомены, всем и каждому говорит, что его «организм отравлен алкоголем», будто бы даже гордясь этим. На самом деле он с такой болью вспоминает о сцене!.. Но из-за слабости своей натуры, попав на дно жизни, ему проще продолжать разрушать себя, чем бороться с жизненными трудностями. Когда Лука дает ему надежду, рассказав о бесплатной клинике для алкоголиков, актер перестает пить: «Я сегодня – работал, мел улицу… а водки – не пил! Каково? Вот они – два пятиалтынных, а я – трезв!» Узнав о тщетности своих надежд, Актер вешается, не осознавая, что клиника ему не нужна, ему просто было необходимо поверить в себя.
    Очень интересен Сатин, человек со своей жизненной философией. С самого начала пьесы из его уст звучат такие слова, как «макробиотика», «Сарданапал» и т.д. Этот герой отличается от остальных обитателей «дна». О себе он говорит: «Надоели мне, брат, человеческие слова… все наши слова – надоели! Каждое из них слышал я… наверное, тысячу раз…», «Я был образованным человеком…», «Я много книг читал…».
    Так что же с ним случилось? Как он стал обитателем ночлежки? Вот его собственные слова: «Я четыре года семь месяцев в тюрьме отсидел… а после тюрьмы – нет ходу!» А сидел он за убийство обидчика своей родной сестры, которая, вскоре после осуждения брата, умерла. Вот налицо человеческая трагедия! Нам становится жалко этого героя. Именно о нем странник Лука говорит такие слова: «Как же это ты свихнулся со стези своей, а?.. Эдакий ты бравый… неглупый… и вдруг…». Кстати, именно Лука помогает раскрыть характер каждого из обитателей ночлежки, но на Сатина он оказал особо сильное влияние: «Старик? Он – умница!.. Старик – не шарлатан! Что такое правда? Человек – вот правда! Он это понимал… вы – нет!.. Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…». Именно этот герой после ухода Луки делает первый шаг к принятию более активной жизненной позиции.
    Совершенно неоднозначен образ «странного человека» Луки. Он появляется в пьесе и начинает будоражить эмоции и глубоко скрытые чувства обитателей ночлежки. Давно привыкшие к жестокости и бесчеловечности, они с удивлением и недоверием глядят на Луку, у которого для каждого найдется доброе слово. Тут возникает известный спор о том, говорить ли человеку жестокую правду или успокаивать его спасительной ложью. Автор выступает против спасительной лжи. Но что плохого в том, что Лука утешает умирающую Анну, говоря ей, что она наконец-то отдохнет? А вот Актер не выдерживает столкновения выдумки и реальности и кончает с собой. Лука говорит каждому то, что они в глубине души хотели услышать, то, что способно пробудить в их больных душах какие-то светлые чувства. Но не каждая душа способна перенести такую встряску. Поэтому мы не можем сказать однозначно, положительный он герой или отрицательный.
    Итак, пьеса Горького «На дне» очень интересна своими героями, их неоднозначностью, сложностью. Споры об этом произведении продолжаются до сих пор, и это во всей полноте говорит о гениальности Горького как драматурга.

  13. 13
    Текст добавил: *§···истерика···§*

    Страница: [ 1 ] 2
    На протяжении всего творчества М. Горького интересовал человек, личность, загадки его внутреннего мира. Человеческие мысли и чувства, надежды и мечты, сила и слабость — все это находит отражение на страницах пьесы М. Горького «На дне». Ее персонажи — люди начала XX века, эпохи крушения старого мира и начала новой жизни. Но они отличаются от остальных тем, что общество отвергло их. Это изгои, люди «дна». Страшно и неприглядно место, где живут Сатин, Актер, Бубнов, Васька Пепел и другие: «Подвал, похожий на пещеру. Потолок — тяжелые каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой». Почему обитатели ночлежки оказались на «дне» жизни, что привело их сюда?
    Актера погубило пристрастие к алкоголю: «Раньше, когда мой организм не был отравлен алкоголем, у меня, старик, была хорошая память… А теперь вот… кончено, брат! Все кончено для меня!» Васька Пепел был выходцем из «воровской династии» и ему ничего не оставалось, как продолжить дело отца: «Мой путь — обозначен мне! Родитель всю жизнь в тюрьмах сидел и мне тоже заказал… Я когда маленький был, так уже в ту пору меня звали вор, воров сын…». Бубнов, бывший скорняк, оставил мастерскую из-за измены жены и страха перед ее любовником: «…только мастерская-то на жену была… и остался я — как видишь!» Барон, разорившись, пошел служить в «казенную палату», где совершил растрату. Сатин, одна из самых колоритных фигур ночлежки, в прошлом телеграфист. Он попал в тюрьму за убийство человека, оскорбившего его сестру.
    Почти все обитатели «дна» склонны винить не себя, а внешние жизненные обстоятельства в том, что они оказались в бедственном положении. Я думаю, что если бы эти обстоятельства сложились как-то иначе, ночлежников все равно постигла бы та же участь. Это подтверждает фраза, сказанная Бубновым: «Хоть, по правде говоря, пропил бы я мастерскую… Запой у меня, видишь ли…» По-видимому, катализатором падения этих людей послужило отсутствие какого-то нравственного стержня, без которого нет и не может быть личности. В качестве примера можно привести слова Актера: «Пропил я душу, старик… я, брат, погиб… А почему — погиб? Веры у меня не было… Кончен я…».
    Первое же серьезное испытание у каждого закончилось крахом всей его жизни. А между тем, Барон мог бы поправить свои дела не путем кражи казенных средств, а вкладывая имеющиеся у него деньги в выгодные дела; Сатин мог проучить обидчика сестры другим способом; а для Васьки Пепла неужели мало нашлось бы мест на земле, где никто ничего не знает ни о его прошлом, ни о нем самом? И так можно сказать о многих обитателях «дна». Да, у них нет будущего, однако в прошлом был шанс не попасть сюда, но они им не воспользовались.
    Теперь им остается только жить иллюзиями и несбыточными надеждами. Актер, Бубнов и Барон живут воспоминаниями о невозвратном прошлом, проститутка Настя тешится мечтами о великой настоящей любви. И вместе с тем, люди, один другого униженнее, отвергнутые обществом, ведут нескончаемые споры. Споры не столько о хлебе насущном, хотя и живут впроголодь, сколько о духовных и нравственных проблемах. Их интересуют такие вопросы, как правда, свобода, труд, равенство, счастье, любовь, талант, закон, гордость, честность, совесть, сострадание, терпение, жалость, покой, смерть… Все это их волнует в связи с еще более важной проблемой: что такое человек, для чего он явился на землю, в чем подлинный смысл его бытия? Бубнова, Сатина, Луку вообще можно назвать философами ночлежки.
    Все герои пьесы, за исключением, пожалуй, Бубнова, отвергают «ночлежный» образ жизни, надеются на поворот судьбы, который вынесет их со «дна» на поверхность. Так, слесарь Клещ говорит: «Я рабочий человек… я с малых лет работаю… Ты думаешь, я не вырвусь отсюда? Вылезу, кожу сдеру, а вылезу… Вот, погоди», умрет жена…» Хронический пьяница Актер надеется на чудодейственную лечебницу с мраморными полами, которая вернет ему силу, здоровье, память, талант и аплодисменты зрителей. Несчастная страдалица Анна мечтает о покое и блаженстве в загробной жизни, где наконец-то ей воздастся за ее терпение и муки. Отчаянный Васька Пепел убивает хозяина ночлежки Костылева, видя в нем воплощение жизненного зла. Его мечта —уехать в Сибирь и начать там новую жизнь вместе с любимой девушкой. Все эти иллюзии поддерживает странник Лука. Лука владеет мастерством проповедника и утешителя. Горький изображает его как врача, считающего всех людей неизлечимо больными и видящего свое призвание в том, чтобы скрыть это от них и смягчить их боль. Но жизнь на каждом шагу опровергает позицию Луки. Больная Анна, которой Лука обещает божеское воздаяние на небесах, говорит: «Ну… еще немножко… пожить бы… немножко! Коли там муки не будет… здесь можно потерпеть… можно!» Актер, поверив сначала в свое излечение от алкоголизма, в конце пьесы сводит счеты с жизнью. Истинную цену утешениям Луки определяет Васька Пепел: «Ты, брат, молодец! Врешь ты хорошо… сказки говоришь приятно! Ври, ничего… мало, брат, приятного на свете!»
    Лука полон искренней жалости к людям, но он не в силах что-либо изменить, помочь обитателям ночлежки зажить иной жизнью. Сатин в своем знаменитом монологе отвергает подобное отношение как унизительное, подразумевающее какую-то убогость и несостоятельность тех, на кого эта жалость направлена: «Надо уважать человека! Не жалеть», не унижать его жалостью, уважать надо!» Я думаю, что в этих словах выражается позиция самого писателя: «Человек!.. Это звучит …гордо!»
    Какова же дальнейшая судьба обитателей ночлежки? Ее нетрудно представить. Вот, скажем, Клещ. В начале пьесы он еще пытается выбраться со «дна» и зажить нормальной жизнью. Ему кажется, что «вот умрет жена», и все волшебным образом изменится к лучшему. Но после смерти Анны Клещ, оставшийся без денег и инструментов, вместе с другими мрачно поет: «Я и так не убегу». И действительно, не убежит, как и все остальные обитатели ночлежки. Каковы же пути спасения людей «дна» и существуют ли они вообще? Лет десять-пятнадцать назад школьники писали, что единственный выход — это социалистическое переустройство жизни, уничтожение существующего строя. По моему мнению, реальный выход из положения намечается в речи Сатина о правде. Люди смогут подняться со «дна» лишь тогда, когда научатся уважать себя, обретут чувство собственного достоинства, станут достойными звания Человека. Человек для Горького — это почетное имя, звание, которое нужно заслужить.
    Безусловно, Горький осуждает социальные условия, которые являются причиной падения обитателей ночлежки. Более того, подводит читателя к мысли, что любой человек может стать жертвой обстоятельств. Но сама ночлежка — это не только элемент социальной действительности, но и символ внутреннего «подполья» героев. Все ее жители заражены одним недугом — философией самооправдания. С первой же минуты мы видим ночлежку, в которой грязь телесная сочетается с грязью нравственной: обитатели равнодушны друг к другу или бранятся, слышат только себя, сочувствие забыто, практически никто не хочет трудиться. Барон, обращаясь к Насте, называет ее дурой. На слова больной Анны которая просит перестать кричать и не ругаться, Клещ бросает бездушную реплику: «Заныла!» Актер возмущается, когда его просят подмести пол вне очереди: «Мне вредно дышать пылью. Мой организм отравлен алкоголем». Однако каждый из них наделен и человечными чертами, достойными сострадания. Здесь и рабочий Клещ, мечтающий вернуться к честному труду, и Пепел, жаждущий правильной жизни, и Настя, рвущаяся к настоящей любви. Все эти люди, конечно, достойны лучшей участи.
    Вместе с тем Горький вскрывает бессилие босяков, их непригодность для изменения условий жизни. Обитатели ночлежки живут надеждами, но никто ничего не делает для их воплощения. И вот появляется новый герой — Лука. Странник выполнят в пьесе роль утешителя: Пепла соблазняет картинами вольной жизни в Сибири, Анну успокаивает разговором о блаженной тишине после смерти, Актеру вещает о лечебнице для алкоголиков. Однако его философия примирения с жизнью, приятия ее лишь укрепляет обитателей ночлежки в правоте их призрачных мечтаний и дум.
    Страница: [ 1 ] 2

  14. 14
    Текст добавил: *°•M@LENьI{ИЙ 4Е{LOVE}4игГг•°*

    На протяжении всего творчества М. Горького интересовал человек, личность, загадки его внутреннего мира. Человеческие мысли и чувства, надежды и мечты, сила и слабость — все это находит отражение на страницах пьесы М. Горького “На дне”. Ее персонажи — люди начала XX века, эпохи крушения старого мира и начала новой жизни. Но они отличаются от остальных тем, что общество отвергло их. Это изгои, люди “дна”. Страшно и неприглядно место, где живут Сатин, Актер, Бубнов, Васька Пепел и другие: “Подвал, похожий на пещеру. Потолок — тяжелые каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой”. Почему обитатели ночлежки оказались на “дне” жизни, что привело их сюда?
    Актера погубило пристрастие к алкоголю: “Раньше, когда мой организм не был отравлен алкоголем, у меня, старик, была хорошая память… А теперь вот… кончено, брат! Все кончено для меня!” Васька Пепел был выходцем из “воровской династии” и ему ничего не оставалось, как продолжить дело отца: “Мой путь — обозначен мне! Родитель всю жизнь в тюрьмах сидел и мне тоже заказал… Я когда маленький был, так уже в ту пору меня звали вор, воров сын…”. Бубнов, бывший скорняк, оставил мастерскую из-за измены жены и страха перед ее любовником: “…только мастерская-то на жену была… и остался я — как видишь!” Барон, разорившись, пошел служить в “казенную палату”, где совершил растрату. Сатин, одна из самых колоритных фигур ночлежки, в прошлом телеграфист. Он попал в тюрьму за убийство человека, оскорбившего его сестру.
    Почти все обитатели “дна” склонны винить не себя, а внешние жизненные обстоятельства в том, что они оказались в бедственном положении. Я думаю, что если бы эти обстоятельства сложились как-то иначе, ночлежников все равно постигла бы та же участь. Это подтверждает фраза, сказанная Бубновым: “Хоть, по правде говоря, пропил бы я мастерскую… Запой у меня, видишь ли…” По-видимому, катализатором падения этих людей послужило отсутствие какого-то нравственного стержня, без которого нет и не может быть личности. В качестве примера можно привести слова Актера: “Пропил я душу, старик… я, брат, погиб… А почему — погиб? Веры у меня не было… Кончен я…”.
    Первое же серьезное испытание у каждого закончилось крахом всей его жизни. А между тем, Барон мог бы поправить свои дела не путем кражи казенных средств, а вкладывая имеющиеся у него деньги в выгодные дела; Сатин мог проучить обидчика сестры другим способом; а для Васьки Пепла неужели мало нашлось бы мест на земле, где никто ничего не знает ни о его прошлом, ни о нем самом? И так можно сказать о многих обитателях “дна”. Да, у них нет будущего, однако в прошлом был шанс не попасть сюда, но они им не воспользовались.
    Теперь им остается только жить иллюзиями и несбыточными надеждами. Актер, Бубнов и Барон живут воспоминаниями о невозвратном прошлом, проститутка Настя тешится мечтами о великой настоящей любви. И вместе с тем, люди, один другого униженнее, отвергнутые обществом, ведут нескончаемые споры. Споры не столько о хлебе насущном, хотя и живут впроголодь, сколько о духовных и нравственных проблемах. Их интересуют такие вопросы, как правда, свобода, труд, равенство, счастье, любовь, талант, закон, гордость, честность, совесть, сострадание, терпение, жалость, покой, смерть… Все это их волнует в связи с еще более важной проблемой: что такое человек, для чего он явился на землю, в чем подлинный смысл его бытия? Бубнова, Сатина, Луку вообще можно назвать философами ночлежки.
    Все герои пьесы, за исключением, пожалуй, Бубнова, отвергают “ночлежный” образ жизни, надеются на поворот судьбы, который вынесет их со “дна” на поверхность. Так, слесарь Клещ говорит: “Я —рабочий человек… я с малых лет работаю… Ты думаешь, я не вырвусь отсюда? Вылезу, кожу сдеру, а вылезу… Вот, погоди”, умрет жена…” Хронический пьяница Актер надеется на чудодейственную лечебницу с мраморными полами, которая вернет ему силу, здоровье, память, талант и аплодисменты зрителей. Несчастная страдалица Анна мечтает о покое и блаженстве в загробной жизни, где наконец-то ей воздастся за ее терпение и муки. Отчаянный Васька Пепел убивает хозяина ночлежки Костылева, видя в нем воплощение жизненного зла. Его мечта —уехать в Сибирь и начать там новую жизнь вместе с любимой девушкой. Все эти иллюзии поддерживает странник Лука. Лука владеет мастерством проповедника и утешителя. Горький изображает его как врача, считающего всех людей неизлечимо больными и видящего свое призвание в том, чтобы скрыть это от них и смягчить их боль. Но жизнь на каждом шагу опровергает позицию Луки. Больная Анна, которой Лука обещает божеское воздаяние на небесах, говорит: “Ну… еще немножко… пожить бы… немножко! Коли там муки не будет… здесь можно потерпеть… можно!” Актер, поверив сначала в свое излечение от алкоголизма, в конце пьесы сводит счеты с жизнью. Истинную цену утешениям Луки определяет Васька Пепел: “Ты, брат, молодец! Врешь ты хорошо… сказки говоришь приятно! Ври, ничего… мало, брат, приятного на свете!”
    Лука полон искренней жалости к людям, но он не в силах что-либо изменить, помочь обитателям ночлежки зажить иной жизнью. Сатин в своем знаменитом монологе отвергает подобное отношение как унизительное, подразумевающее какую-то убогость и несостоятельность тех, на кого эта жалость направлена: “Надо уважать человека! Не жалеть”, не унижать его жалостью, уважать надо!” Я думаю, что в этих словах выражается позиция самого писателя: “Человек!.. Это звучит …гордо!”
    Какова же дальнейшая судьба обитателей ночлежки? Ее нетрудно представить. Вот, скажем, Клещ. В начале пьесы он еще пытается выбраться со “дна” и зажить нормальной жизнью. Ему кажется, что “вот умрет жена”, и все волшебным образом изменится к лучшему. Но после смерти Анны Клещ, оставшийся без денег и инструментов, вместе с другими мрачно поет: “Я и так не убегу”. И действительно, не убежит, как и все остальные обитатели ночлежки. Каковы же пути спасения людей “дна” и существуют ли они вообще? Лет десять-пятнадцать назад школьники писали, что единственный выход — это социалистическое переустройство жизни, уничтожение существующего строя. По моему мнению, реальный выход из положения намечается в речи Сатина о правде. Люди смогут подняться со “дна” лишь тогда, когда научатся уважать себя, обретут чувство собственного достоинства, станут достойными звания Человека. Человек для Горького — это почетное имя, звание, которое нужно заслужить.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *