Сочинение по произведению недоросль на тему вот злонравия достойные плоды
8 вариантов
Правдин, Стародум, Софья являются свидетелями того, как эта безграмотная, невежественная, алчная женщина в своих руках держит всю власть в доме, как окружающие её домашние, члены её семьи, ненавидят её; а слуги, находясь в полной от неё зависимости, трепещут при любом проявлении злобы и самодурства госпожи.
Слово «злонравие» имеет неоднозначный и широкий смысл. Крепостное право как часть общественного устройства России ведёт за собой самые разрушительные и пагубные последствия. Зло крепостничества разрушает души и портит нравы господ, помещиков-крепостников, и делает несчастной жизнь зависимых от них крепостных.
Всесильная и властная Простакова уверена в своей безнаказанности, поэтому она в любое время может устроить «таску» виновным перед нею слугам, а уж у неё «всякая вина виновата»: за что их обвинить, помещица всегда найдёт. Когда не состоялось похищение Софьи, Простакова гневно восклицает: «За людей приниматься!», имея в виду своих дворовых.
Духовные интересы у Простаковой, Скотинина, Митрофана отсутствуют. Они стремятся лишь к обогащению и удовлетворению своих корыстных интересов.
«Злонравие» порождает в людях узость мышления, бедность переживаний, нежелание участвовать в общественной жизни.
Простакова обожает своего ленивого и недалёкого Митрофанушку и знать не хочет о том, что он не только её сын, но и гражданин России, призванный служить интересам общества и государства.
Простакова безнадёжно испортила характер сына своим, так называемым, «воспитанием».
Он груб, чёрств душою и проявляет при этом неблагодарность к матери, которая ищет в нём поддержку и опору. Когда чиновник Правдин как представитель власти готов строго спросить с Простаковой за её злодеяния, а имение взято под опеку «правительством», помещица совершенно теряет голову от горя и унижения. Отчаявшись, она просит поддержки у Митрофана, но недоросль равнодушен к просьбам родительницы. «Да отвяжись, матушка! Как навязалась!» — восклицает он. Поведение неблагодарного сына вызывает возмущение даже у чужих людей, Правдина и Стародума. Стародум как лицо официальное определяет дальнейшую судьбу молодого дворянина: ему предстоит «служить». Митрофан встречает это решение равнодушно: «По мне, куда велят!»
Пьеса заканчивается изображением горя матери и неудавшейся судьбы сына. «Вот злонравия достойные плоды!»
Произведение «Недоросль», созданное Д.И. Фонвизиным в 1782 г., является реалистическим по идее и поучительным по смыслу. Комедия соответствовала основным требованиям классицизма как литературного направления. Она несла в себе идею нравственного укрепления русского общества, содержала критику крепостничества как одного из главных пороков в социальном устройстве России.
Воспитать из недорослей подлинных граждан своего отечества — задача Фонвизина, художника мыслящего, просвещённого, который «служил России, её интересам, своему народу».
Автор: Анна Кошечкина
Сочинение по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».
Комедия «Недоросль» (1782) раскрывает острые социальные проблемы своего времени. Хотя в основу произведения положена идея воспитания, сатира направлена против крепостничества и помещичьего произвола. Автор показывает, что на почве крепостничества выросли злонравные плоды – подлость, умственная тупость. Носителями этого являются Простаковы и Скотинины.
Простакова, урожденная Скотинина, достойная дочь своего отца, который говаривал: «И не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет». Она гордится тем, что читать не умеет, возмущена, что девушек учат грамоте (Софью), т.к. уверена в том, что многого можно добиться и без образования. «Из нашей же фамилии Простаковых…, на боку лежа, летят себе в чины». Простакова понимает, что наступили другие времена, и учит сына, радуясь, что учителя Митрофана не неволят. Она Митрофана «готовит в люди», нанимая учить грамоте – дьячка Кутейкина, арифметике – отставного сержанта Цыфиркина, французскому и всем наукам – немца Вральмана, бывшего кучера. «Еоргафия» по ее понятиям не нужна дворянину: «А извозчики-то на что ж?» Она уверена, что и без науки можно «достаточек нажить». Простакова считает мукой ученье и потакает сыну в его лени. Она называет мужа «уродом» и «рохлей», бьет его. Бьет она и крепостных, считая их «скотами» и «болванами». Простакова – невежественная, скупая, злая помещица. «С утра до вечера, как за язык подвешена, рук не покладаю: то бранюсь, то дерусь». Верной Еремеевне советует «вцепиться братцу в харю», называя ее «собачья ты дочь», выдавая ей «по пять пощечин в день». Когда не удалось женить Митрофана на Софье, она кричит: «Всех прибить велю до смерти!» Правдин призывает ее к порядку, на что она возмущенно заявляет: «Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?» Митрофана Простакова любит слепой любовью, делая из него настоящего недоросля.
Братец Простаковой, Скотинин – любитель свиней, которых считает «выше каждого из нас целою головою». «Скотинины все родом крепколобы», и братец, у которого «что вошло в ум, тут и засело». Он, как и сестра, считает, «что ученье – вздор». Со свиньями он обходится лучше, чем с людьми, заявляя: «Люди передо мной умничают, а между свиньями я сам всех умнее». Груб, как и сестра, обещает за Софью Митрофана сделать уродом: «За ноги, да об угол!»
Простаков – безвольный забитый человек и говорит о себе: «Я – женин муж».
Митрофан – истинный сын своих родителей. Он обжора, грубиян и лентяй. Митрофан, бывало, в детстве, «увидя свинку, задрожит от радости». Четыре года трое учителей учат Митрофана грамоте, но 16-летний недоросль не любит учиться. Матери грозит: «Нырну – так поминай, как звали!» Заявляет: «Не хочу учиться, а хочу жениться!» Учителей обзывает («гарнизонная крыса»), грозит пожаловаться на них матери. Верную Еремеевну называет «старой хрычевкой». «Уж я те отделаю!» – грозит он ей. Неудавшаяся женитьба на Софье подсказывает Митрофану, что пришла пора «за людей приниматься». Осердясь на дядю, кричит: «Убирайся дядюшка! Проваливай!» А в финале, когда Простакова бросается к сыну за утешением, он говорит ей: «Да отвяжись, матушка, как навязалась».
Достойного сынка воспитала семья Простаковых. Правильно говорит в финале Стародум: «Вот злонравия достойные плоды».
Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в комедии «Недоросль», — проблема воспитания просвещенных передовых людей. Дворянин, будущий гражданин страны, который должен творить дела на благо отечества, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности, самодовольства и самодостаточности. В своей пьесе Фонвизин показал основное зло тогдашней русской жизни — крепостничество и нарисовал типичные черты русских крепостников.
На безграничной власти крепостного права основан весь домашний уклад Простаковых. Автор разоблачает жадность и жестокость Простаковых, безнаказанность и невежество Скотининых. Мы видим неопрятную усадьбу Простаковых, где живут и Скотинины. Хозяйка дома то бранится, то дерется: «тем и дом держится». Простакова жестока и груба, но она безумно любит сына. Речь Простаковой безграмотна, но очень изменчива: от робкой интонации она легко переходит к властному грубому тону. Речь Скотинина не только груба, но и полностью соответствует фамилии. О себе и о других он говорит не как о людях, а как о животных.
В лице грубого неуча Митрофанушки писатель показал «несчастные следствия дурного воспитания». Митрофанушка испорчен не тем воспитанием, которое ему дают, полным отсутствием воспитания и пагубным материнским примером. Первой учительницей и воспитательницей Митрофанушки была старая нянька Еремеевна, которая за свой труд получает «по пяти рублей на год, да по пяти пощечин на день». Нянька больше заботилась о животе воспитанника, а не о его голове. К Митрофану ходят три учителя, которые вот уже несколько лет безуспешно пытаются вбить в голову «робенка» хоть какие-то зачатки знаний. Учителя Митрофана — отставной сержант Цыфиркин занимается с ним арифметикой (Арихметике учит его… один отставной сержант, Цыфиркин”), семинарист Кутейкин — грамотой («Для грамоты ходит к нему дьячок от Покрова, Кутейкин»), а немец Вральман осуществляет общее руководство, якобы обучая хозяйского сынка «всем наукам» («По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман»). Вральман, как бывший кучер Стародума, что выясняется в конце пьесы, не имеет никакого представления о науках, но он немец, а потому невежественные хозяева доверяют ему. К тому же им нравится позиция Вральмана: «не отягощать дитятю» («Он ребенка не неволит»). Немцу платят гораздо больше («Этому по триста рубликов в год), чем Цыфиркину и Кутейкину, его кормят («Сажаем за стол с собою… За столом стакан вина») и одевают в доме («Белье его наши бабы моют»). Двух русских учителей ни во что не ставят, Митрофанушка занимается с большой неохотой, безнаказанно оскорбляет их, прерывает занятия и ничего не понимает, хотя «учится» уже несколько лет («Уж года четыре как учится»).
Характер Митрофана воспитывается атмосферой в семье, где заправляет женщина. Помещик Простаков полностью подчиняется жене и не смеет сказать ей ни слова против. Вот как мужчины семейства Простаковых вместе с дядей Скотининым сами себя характеризуют: «Я сестрин брат… я женин муж… а я матушкин сын».
Митрофан никого не любит, он зол, невежествен и к тому же агрессивен. Митрофанушка — лентяй, привыкший бить баклуши да лазить на голубятню. Митрофан не только невежда и «матушкин сынок». Он хитер, знает как польстить матери. Стародум посмеивается над Митрофаном, понимая, что невежество — еще не самая большая беда. Гораздо опасенее бессердечие. «Невежда без души — зверь». Жизнь и воспитание сразу отобрали у Митрофана цель и смысл жизни. И учителя не смогут помочь (это лишь дань моде со стороны госпожи Простаковой); у Митрофана и не возникало иных желаний, кроме как поесть, побегать на голубятне да жениться.
В своей пьесе Фонвизин говорит читателям, что вначале надо воспитать добродетель, позаботиться о душе, а уж потом — об уме.
Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в комедии «Недоросль», – проблема воспитания просвещенных передовых людей. Дворянин, будущий гражданин страны, который должен творить дела на благо отечества, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности, самодовольства и самодостаточности. В своей пьесе Фонвизин показал основное зло тогдашней русской жизни – крепостничество и нарисовал типичные черты русских крепостников.
На безграничной власти крепостного права основан весь домашний уклад Простаковых. Автор разоблачает жадность и жестокость Простаковых, безнаказанность и невежество Скотининых. Мы видим неопрятную усадьбу Простаковых, где живут и Скотинины. Хозяйка дома то бранится, то дерется: «тем и дом держится». Простакова жестока и груба, но она безумно любит сына. Речь Простаковой безграмотна, но очень изменчива: от робкой интонации она легко переходит к властному грубому тону. Речь Скотинина не только груба, но и полностью соответствует фамилии. О себе и о других он говорит не как о людях, а как о животных.
В лице грубого неуча Митрофанушки писатель показал «несчастные следствия дурного воспитания». Митрофанушка испорчен не тем воспитанием, которое ему дают, полным отсутствием воспитания и пагубным материнским примером. Первой учительницей и воспитательницей Митрофанушки была старая нянька Еремеевна, которая за свой труд получает «по пяти рублей на год, да по пяти пощечин на день». Нянька больше заботилась о животе воспитанника, а не о его голове. К Митрофану ходят три учителя, которые вот уже несколько лет безуспешно пытаются вбить в голову «робенка» хоть какие-то зачатки знаний. Учителя Митрофана – отставной сержант Цыфиркин занимается с ним арифметикой (Арихметике учит его…один отставной сержант, Цыфиркин»), семинарист Кутейкин – грамотой («Для грамоты ходит к нему дьячок от Покрова, Кутейкин»), а немец Вральман осуществляет общее руководство, якобы обучая хозяйского сынка «всем наукам» («По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман»). Вральман, как бывший кучер Стародума, что выясняется в конце пьесы, не имеет никакого представления о науках, но он немец, а потому невежественные хозяева доверяют ему. К тому же им нравится позиция Вральмана: «не отягощать дитятю» («Он ребенка не неволит»). Немцу платят гораздо больше («Этому по триста рубликов в год), чем Цыфиркину и Кутейкину, его кормят («Сажаем за стол с собою…За столом стакан вина») и одевают в доме («Белье его наши бабы моют»). Двух русских учителей ни во что не ставят, Митрофанушка занимается с большой неохотой, безнаказанно оскорбляет их, прерывает занятия и ничего не понимает, хотя «учится» уже несколько лет («Уж года четыре как учится»).
Характер Митрофана воспитывается атмосферой в семье, где заправляет женщина. Помещик Простаков полностью подчиняется жене и не смеет сказать ей ни слова против.Вот как мужчины семейства Простаковых вместе с дядей Скотининым сами себя характеризуют: «Я сестрин брат…я женин муж…а я матушкин сын».
Митрофан никого не любит, он зол, невежествен и к тому же агрессивен. Митрофанушка – лентяй, привыкший бить баклуши да лазить на голубятню. Митрофан не только невежда и «матушкин сынок». Он хитер, знает как польстить матери. Стародум посмеивается над Митрофаном, понимая, что невежество – еще не самая большая беда. Гораздо опасенее бессердечие. «Невежда без души – зверь». Жизнь и воспитание сразу отобрали у Митрофана цель и смысл жизни. И учителя не смогут помочь (это лишь дань моде со стороны госпожи Простаковой); у Митрофана и не возникало иных желаний, кроме как поесть, побегать на голубятне да жениться.
В своей пьесе Фонвизин говорит читателям, что вначале надо воспитать добродетель, позаботиться о душе, а уж потом – об уме. Добавил: Sitonia
Беру!
Звучит последняя фраза Стародума: «Вот злонравия достойные плоды!» Она и заставляет вернуться к самому началу комедии, чтобы найти причину падения Простаковой. Не надо долго искать примеры жестокости, бесчеловечности, тупости помещицы, которая имеет власть и силу над людьми. Крестьян она обирает до нитки, советы Скотинина, ее брата, помогают в этом. Слугам достается еще больше, потому что они все время на глазах, она и за людей-то их не считает. «Харя», «бестия», «скот», «собачья дочь», «болван» — все это адресовано тем, кто кормит семью помещицы, убирает, ухаживает. Да что там слуги! Проста-кова брата родного готова сгубить, когда он становится на ее пути. И все это ради Митрофанушки, ее надежды, ее кровинушки! Любая мать хочет добра своему ребенку, отдает ему свою любовь и заботу. Но у Простаковой это слепая любовь, страшная, безумная. Сама ничтожная, непорядочная, она и сына воспитывает таким же. Будь ее воля, она бы никогда не утруждала его учебой. Живет же Простакова неграмотной, неграмотен и ее брат, а имеют власть и богатство. Но указы царя заставляют дворян учить детей — вот и учит она своего Митрофана уже четыре года, а толку никакого, потому что пожалела денег для хороших учителей. А плохие и учат плохо, да и Митрофан не поддается обучению. Невежество самой Простаковой, ее безнравственность не имеют предела, совесть ее давно уснула. Простакова страшна и своими поступками, и образом жизни, и принципами. Она виновата в том, что своим воспитанием убила все человеческое в Митрофанушке, сделала из него нравственного урода. Простакова потеряла даже чувство опасности. Она уже не в состоянии остановиться даже тогда, когда Правдин предупреждает о наказании.
Говорят: «совесть заговорила», «совесть подсказала». Но Простаковой совесть уже не помощница. «Совесть всегда, как друг, остерегает прежде, нежели как судья наказывает», — учил Стародум Софью. Не могла совесть предостеречь Простакову, потому что она давно уже глуха к любому нравственному чувству. Все идет к закономерному финалу, потому что произвол помещицы не знает меры, а ее невежество — стыда.
Госпожа Простакова наказана сурово, но справедливо. Ее жадность, грубость, лицемерие породили плоды злонравия, за которые ей суждено расплатиться. В этом состоит урок комедии «Недоросль», которая учит и предостерегает всех, кто хочет стать на путь Простаковой. И мне ее уже не жаль.
1. Назовите первую пьесу Д. И. Фонвизина. («Бригадир», 1769)
2. Что сказал Д. И. Фонвизин, побывав за границей? («Славны бубны за горами».)
3. Как называется «грамматика» Д. И. Фонвизина? («Всеобщая придворная грамматика».)
4. Герои каких пьес Фонвизина носят одинаковые имена? (Софья В «Бригадире» и Софья в «Недоросле».)
5. Где и в каком году состоялась премьера пьесы «Недоросль»? (Петербург, 1782)
6. Премьера пьесы «Недоросль»: «Когда упал занавес, раздался гром аплодисментов, на сцену полетели. » Что полетело на сцену? (Кошельки.)
7. Кто был прототипом Митрофанушки в «Недоросле»? (А. Н. Оленин, 18 лет, впоследствии президент Академии художеств, директор Публичной библиотеки в Петербурге.)
8. Кому в пьесе «Недоросль» принадлежат слова:
«В большом свете водятся премелкие души ».
«Золотой болван — все болван».
«Наличные деньги — не наличные достоинства».
«Без знатных дел знатное состояние ничто».
9. Какая фраза звучит в финале комедии «Недоросль»? Кому она принадлежит? («Вот злонравия достойные плоды», Стародуму.)
10. Кто сказал, что в «Недоросле» «сатирик превосходный невежество казнил в комедии народной»? (А. С. Пушкин.)
11. Какой персонаж пьесы «Недоросль» упоминается в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» среди гостей Лариных?
(Скотинины, чета седая
С детьми всех возрастов. )
Категории
Сочинения по теме
Тезисные планы сочинений сатиры смелый властелин… Фонвизин Тема предполагает раскрытие личности Д. И. Фонвизина. В процессе изучения пьесы «Недоросль», знакомства с творчеством писателя, рассказа о его жизненном Сочинение на тему бессмертие комедии д. И. Фонвизина недоросль что из этой комедии существует в реальном мире? Комедия “Недоросль” принесла известность и популярность своему автору, Денису Фонвизину. Почему же так произошло? Я считаю, что самую важную роль Построение и художественный стиль комедии Фонфизина Недоросоль. – художественный анализ Построение и художественный стиль комедии Фонфизина Недоросоль. Построение и художественный стиль комедии. Богатое идейно-тематическое содержание комедии «Недоросль» воплощено в мастерски разработанную художественную ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ КОМЕДИИ Д. И. ФОНВИЗИНА «НЕДОРОСЛЬ» Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» по праву считается вершиной русской драматургии XVIII века. Сохраняя некоторую связь с традиционными литературными жанрами СЦЕНАРИЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ИГРЫ «АВТОГРАФ» Казакова Тамара Владимировна, гимназия № 192 «Брюсовская», Санкт-Петербург Участники игры – учащиеся 10 класса. Команды по 6 человек. Жюри –
Пастух у Ручейка пел жалобно, в тоске, Свою беду и свой урон невозвратимый: Ягненок у него любимый Недавно утонул в
Сюжетно-ролевые игры для детей. Сценарии игр. "С выдумкой идем по жизни" Эта игра выявит самого наблюдательного игрока и позволит им
Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов 1. Химическое равновесие в системе 2NO(г)
Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.
Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье. », в свое
Внимание, только СЕГОДНЯ!
“Недоросль” — комедия, отразившая условия общественной жизни России XVIII в. Фонвизин в своем произведении высмеял не конкретных людей, таких как госпожа Простакова или Скотинин, а царящие повсеместно нравы и обычаи. Автор пошел даже еще дальше — он затронул причины, породившие подобные нравы. Причины эти могут быть коротко определены одним словом, так точно подобранным Фонвизиным. Это слово “злонравие”.
Госпожа Простакова, к которой отнесена фраза, вынесенная в заглавие сочинения, в девичестве носила фамилию Скотинина, что уже говорит само за себя. В семье Скотининых она росла и получала первые уроки жизни, там сформировались основные черты ее характера: ненависть к образованию (стремление учиться в ее глазах не пристало дворянину), деспотизм, чадолюбие, приобретшее поистине зверские формы. Кругозор ее крайне узок, сознание неразвито. Да и что можно было ожидать от урожденной Скотининой? Люди подобные Простаковой по развитию, то есть попросту глупые, очень часто неоправданно самоуверенны и упрямы.
Характер Простаковой в полной мере проявляется уже в самой первой сцене, когда она ругает портного Тришку за плохо сшитый кафтан. Ее невозможно разубедить в чем-либо, она стоит на своем. Она — барыня, полновластная хозяйка в доме и абсолютно уверена в своей власти над людьми. Что говорить о слугах, когда даже супруг соглашается с ней во всем, прекрасно понимая, что перечить бесполезно и даже опасно. Не дай бог попасться под руку разъяренной фурии, поэтому ее никто старается не злить.
Чем дольше, тем более омерзительной кажется Простакова читателю. Очень неприятна, например, та сцена, где Простакова последними словами ругает служанку Палашку за то, что та, заболев, лежит в постели, “как дворянка”. В глазах Простаковой слуга не человек, у него не может быть чувств, желаний, он не может болеть или плохо себя чувствовать. Такова была не только Простакова, так относились все помещики к своим крепостным крестьянам, считая их не людьми, а “душами”, которые можно продать, купить, подарить, подобно любому другому товару.
Еще более неприятно смотреть на Простакову в те моменты, когда она заискивает перед Стародумом или увивается вокруг своего сыночка. О Митрофане следует сказать особо. Он — плод убогого материнского воспитания. Чувствуя слабость матери к нему, он всячески этим пользуется и вертит всеми в доме, как хочет. Любое его желание — закон для матери. Неудивительно, что Митрофан вырастает в столь отвратительное и двуличное существо. И вполне закономерно, что он отворачивается от своей матери: это ее заслуга и ничья больше.
Чем ближе к развязке, тем Простакова становится бешенее, невыносимее для окружающих. Наконец она решается на совсем уж беззаконный поступок — выкрасть Софыо, чтобы выдать ее замуж за своего сына. Это является логическим завершением образа Простаковой. Читатель уже не только сознает назревшую необходимость ее обличения и наказания, но и желает этого.
Фонвизин действительно наказывает деспотичную помещицу, причем кара оказывается слишком суровой далее для такого недостойного жалости существа. Потеря сына делает ее несчастной. Из комической героини она в одночасье становится трагической. Ее жалеют даже окружающие. Когда она падает в обморок, все бросаются ей помогать, забыв об обидах, ею причиненных. Но ей уже не поможет сочувствие или жалость, ведь она потеряла два своих главных сокровища — власть и сына.
Образ госпожи Простаковой не случайно кажется нам столь живым. Многие современники, а тем более потомки, имеющие то преимущество, что смотрели на “Недоросля” как на часть исторической картины, видели в деревенской фурии портрет самой императрицы Екатерины II. Есть немало черт, сбли-ясающих Простакову и Екатерину: полное единовластие в своей вотчине, отстраненный от управления мягкотелый супруг, фаворит, получивший все права (у Простаковой это сын, у Екатерины — многочисленные любовники, сменявшие друг друга). Простакова строила свою маленькую империю, подобно Екатерине, хотя, естественно, делала это не сознательно, а подобно ребенку, который подражает родителям. Картина жизни в доме Простаковых — косвенное обвинение государственной власти. Открыто Фонвизин обличал двор в речах Стародума. А жизненный уклад дома Простаковых стал некой пародией па жизнь екатерининского двора.
Таким образом, госпожа Простакова — не что иное, как порождение времени, все равно как Митрофанушка — порождение ее собственного воспитания. Автор в комедии предъявляет Простаковой три главных обвинения. Первое — это необразованность и тупость, которые рождают необразованность и тупость такие же, если не еще большие, как мы видим на примере Митрофанушки. Второе: чрезмерная любовь к сыну, которая и довела Простакову до такого звероподобного состояния. И, наконец, третье — это обвинение в самодурстве и “злонравии”. Эти пороки наносят вред не только людям (муж — безвольный раб, сын — глупец и лентяй), но и всему государству, потому что если таковы будут все его граждане, то государство погибнет.
“Вот злонравия достойные плоды!” — нравоучительно замечает Стародум в конце пьесы. Зло всегда порождает зло еще большее. Все недостойные поступки, совершенные человеком, вернутся ему бумерангом тогда, когда он сам меньше всего этого ждет. Поэтому комедию “Недоросль” можно воспринимать не только как социально-политическую сатиру, но и как призыв ко всем людям изживать в себе злонравие.
Похожие сочинения:
Сатирическое изображение помещиков в “Недоросле”
Как Фонвизин высмеивает невежество в пьесе “Недоросль”?
Смешное и трагическое в комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль”
Идеи русского просвещения в пьесе “Недоросль”
Комедия «Недоросль» (1782) раскрывает острые социальные проблемы своего времени. Хотя в основу произведения положена идея воспитания, сатира направлена против крепостничества и помещичьего произвола. Автор показывает, что на почве крепостничества выросли злонравные плоды – подлость, умственная тупость. Носителями этого являются Простаковы и Скотинины. Простакова, урожденная Скотинина, достойная дочь своего отца, который говаривал: «И не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет». Она гордится тем, что читать не умеет, возмущена, что девушек учат грамоте (Софью), т. к. уверена в том, что многого можно добиться и без образования.
«Из нашей же фамилии Простаковых…, на боку лежа, летят себе в чины». Простакова понимает, что наступили другие времена, и учит сына, радуясь, что учителя Митрофана не неволят. Она Митрофана «готовит в люди», нанимая учить грамоте – дьячка Кутейкина, арифметике – отставного сержанта Цыфиркина, французскому и всем наукам – немца Вральмана, бывшего кучера. «Еоргафия» по ее понятиям не нужна дворянину: «А извозчики-то на что ж?» Она уверена, что и без науки можно «достаточек нажить».
Простакова считает мукой ученье и потакает сыну в его лени. Она называет мужа «уродом» и «рохлей», бьет его. Бьет она и крепостных, считая их «скотами» и «болванами». Простакова – невежественная, скупая, злая помещица.
«С утра до вечера, как за язык подвешена, рук не покладаю: то бранюсь, то дерусь». Верной Еремеевне советует «вцепиться братцу в харю», называя ее «собачья ты дочь», выдавая ей «по пять пощечин в день». Когда не удалось женить Митрофана на Софье, она кричит: «Всех прибить велю до смерти!» Правдин призывает ее к порядку, на что она возмущенно заявляет: «Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?» Митрофана Простакова любит слепой любовью, делая из него настоящего недоросля.
Братец Простаковой, Скотинин – любитель свиней, которых считает «выше каждого из нас целою головою». «Скотинины все родом крепколобы», и братец, у которого «что вошло в ум, тут и засело». Он, как и сестра, считает, «что ученье – вздор». Со свиньями он обходится лучше, чем с людьми, заявляя: «Люди передо мной умничают, а между свиньями я сам всех умнее». Груб, как и сестра, обещает за Софью Митрофана сделать уродом: «За ноги, да об угол!
» Простаков – безвольный забитый человек и говорит о себе: «Я – женин муж». Митрофан – истинный сын своих родителей. Он обжора, грубиян и лентяй. Митрофан, бывало, в детстве, «увидя свинку, задрожит от радости». Четыре года трое учителей учат Митрофана грамоте, но 16-летний недоросль не любит учиться. Матери грозит: «Нырну – так поминай, как звали!
» Заявляет: «Не хочу учиться, а хочу жениться!» Учителей обзывает («гарнизонная крыса»), грозит пожаловаться на них матери. Верную Еремеевну называет «старой хрычевкой». «Уж я те отделаю!» — грозит он ей. Неудавшаяся женитьба на Софье подсказывает Митрофану, что пришла пора «за людей приниматься».
Осердясь на дядю, кричит: «Убирайся дядюшка! Проваливай!» А в финале, когда Простакова бросается к сыну за утешением, он говорит ей: «Да отвяжись, матушка, как навязалась». Достойного сынка воспитала семья Простаковых.
Правильно говорит в финале Стародуб: «Вот злонравия достойные плоды».
Сочинение по теме ” Вот злонравия достойные плоды ”
Произведение ” Недоросль”
I. Вступление. (5 предл.)
II.Осн.часть. ( < 20 предл.)
III.Заключение.
Ответы:
В конце комедии “Недоросль” Стародумом была произнесена фраза: “Вот злонравия достойные плоды”. Она по праву относится к Простаковой. В последнем действии пьесы ее коварные планы были разоблачены и она была пристыжена. Все обратились против нее, и даже ее собственный сын Митрофан, которого она так холила и лелеяла, открестился от нее в самый трудный момент.Простакова – грубая, властная женщина, к прислуге относится жестоко, свысока. Девичья фамилия Простаковой – Скотинина, поэтому ее фамилия говорит “за себя”. Она слуг то ругает, то колотит, то унижает, то поминает нелестным словом. По ее мнению дворянин имеет право колотить крепостных, когда захочет. Сама она была ярой противницей образования, как и все Простаковы и Скотинины, и совсем не видела надобности Митрофану в учителях, чем и обоснована ее радость при очередной жалобе Митрофана на них. Слепая любовь Простаковой к сыну выращивает из Митрофана неуча, паразита и тунеядца. Весь смысл ее жизни – вывести Митрофана “в люди”, поэтому она не видит ничего плохого в чрезмерной опеке сына, хотя стоило бы.Мужа Простакова вовсе не уважала, хоть и была не умнее его, грубо и пренебрежительно относилась к нему, также поощряла неуважение к отцу у Митрофана. Но, так как Простаков имел малейшую роль в собственном доме, он сам безвольно подчинялся воле жены и находился у нее “под каблуком”. Даже своего родного брата Скотинина, ярого любителя свиней, Простакова всячески пыталась унизить. Так как он был из рода Скотининых, то так же был груб и не образован. Считал себя “между свиньями всех умнее», отчего и понятна его любовь к ним.Сын Простаковой – Митрофан – грубый неуч, недоросль и бездельник, который бессердечен по отношению к своей матери. Он совершенно не ценит ни мать, ни ее заботу. Однако, пользуясь ее расположением к себе, он заправляет дома всем, как хочет. Он полный эгоист, который совсем “не хочет учиться, а хочет жениться”. Здесь исключительно вина Простаковой, которая потакала сыну в его лени. Она совсем не замечала, какого недоросля она воспитала. Впоследствии чего в конце пьесы он предает свою мать и отворачивается от нее, когда все отвернулись. Здесь проявляется трусость и черствость его души. Устами Митрофана были сказаны слова: «Да отвяжись, матушка, как навязалась».Объезжая имения, Правдин собирал факты жестокого обращения помещиков с крестьянами. Посетив поместье Простаковой, он имел полное право прекратить произвол в имении тиранки, благодаря своим полномочиям. Пожиная плоды своего злонравия, Простакова не могла смотреть людям в глаза. От страха она раскаивалась в содеянных поступках, но всяческие ее жалкие извинения вызывали у людей омерзение, так как слишком много злодеяний было ей совершено. Все понимали, что “злой нрав” Простаковой уже не изменить.”Злонравие” – “злой нрав” – так было сказано о характере Простаковой. Фраза Стародума означала – вот чего добилась Простакова, благодаря своему характеру и свои поступкам. В итоге она осталась одна, все зло вернулось к ней, словно бумеранг.
Правдин, Стародум, Софья являются свидетелями того, как эта безграмотная, невежественная, алчная женщина в своих руках держит всю власть в доме, как окружающие её домашние, члены её семьи, ненавидят её; а слуги, находясь в полной от неё зависимости, трепещут при любом проявлении злобы и самодурства госпожи.
Слово «злонравие» имеет неоднозначный и широкий смысл. Крепостное право как часть общественного устройства России ведёт за собой самые разрушительные и пагубные последствия. Зло крепостничества разрушает души и портит нравы господ, помещиков-крепостников, и делает несчастной жизнь зависимых от них крепостных.
Всесильная и властная Простакова уверена в своей безнаказанности, поэтому она в любое время может устроить «таску» виновным перед нею слугам, а уж у неё «всякая вина виновата»: за что их обвинить, помещица всегда найдёт. Когда не состоялось похищение Софьи, Простакова гневно восклицает: «За людей приниматься!», имея в виду своих дворовых.
Духовные интересы у Простаковой, Скотинина, Митрофана отсутствуют. Они стремятся лишь к обогащению и удовлетворению своих корыстных интересов.
«Злонравие» порождает в людях узость мышления, бедность переживаний, нежелание участвовать в общественной жизни.
Простакова обожает своего ленивого и недалёкого Митрофанушку и знать не хочет о том, что он не только её сын, но и гражданин России, призванный служить интересам общества и государства.
Простакова безнадёжно испортила характер сына своим, так называемым, «воспитанием».
Он груб, чёрств душою и проявляет при этом неблагодарность к матери, которая ищет в нём поддержку и опору. Когда чиновник Правдин как представитель власти готов строго спросить с Простаковой за её злодеяния, а имение взято под опеку «правительством», помещица совершенно теряет голову от горя и унижения. Отчаявшись, она просит поддержки у Митрофана, но недоросль равнодушен к просьбам родительницы. «Да отвяжись, матушка! Как навязалась!» — восклицает он. Поведение неблагодарного сына вызывает возмущение даже у чужих людей, Правдина и Стародума. Стародум как лицо официальное определяет дальнейшую судьбу молодого дворянина: ему предстоит «служить». Митрофан встречает это решение равнодушно: «По мне, куда велят!»
Пьеса заканчивается изображением горя матери и неудавшейся судьбы сына. «Вот злонравия достойные плоды!»
Произведение «Недоросль», созданное Д.И. Фонвизиным в 1782 г., является реалистическим по идее и поучительным по смыслу. Комедия соответствовала основным требованиям классицизма как литературного направления. Она несла в себе идею нравственного укрепления русского общества, содержала критику крепостничества как одного из главных пороков в социальном устройстве России.
Воспитать из недорослей подлинных граждан своего отечества — задача Фонвизина, художника мыслящего, просвещённого, который «служил России, её интересам, своему народу».
Автор: Анна Кошечкина
Сочинение по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».
Комедия «Недоросль» (1782) раскрывает острые социальные проблемы своего времени. Хотя в основу произведения положена идея воспитания, сатира направлена против крепостничества и помещичьего произвола. Автор показывает, что на почве крепостничества выросли злонравные плоды – подлость, умственная тупость. Носителями этого являются Простаковы и Скотинины.
Простакова, урожденная Скотинина, достойная дочь своего отца, который говаривал: «И не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет». Она гордится тем, что читать не умеет, возмущена, что девушек учат грамоте (Софью), т.к. уверена в том, что многого можно добиться и без образования. «Из нашей же фамилии Простаковых…, на боку лежа, летят себе в чины». Простакова понимает, что наступили другие времена, и учит сына, радуясь, что учителя Митрофана не неволят. Она Митрофана «готовит в люди», нанимая учить грамоте – дьячка Кутейкина, арифметике – отставного сержанта Цыфиркина, французскому и всем наукам – немца Вральмана, бывшего кучера. «Еоргафия» по ее понятиям не нужна дворянину: «А извозчики-то на что ж?» Она уверена, что и без науки можно «достаточек нажить». Простакова считает мукой ученье и потакает сыну в его лени. Она называет мужа «уродом» и «рохлей», бьет его. Бьет она и крепостных, считая их «скотами» и «болванами». Простакова – невежественная, скупая, злая помещица. «С утра до вечера, как за язык подвешена, рук не покладаю: то бранюсь, то дерусь». Верной Еремеевне советует «вцепиться братцу в харю», называя ее «собачья ты дочь», выдавая ей «по пять пощечин в день». Когда не удалось женить Митрофана на Софье, она кричит: «Всех прибить велю до смерти!» Правдин призывает ее к порядку, на что она возмущенно заявляет: «Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?» Митрофана Простакова любит слепой любовью, делая из него настоящего недоросля.
Братец Простаковой, Скотинин – любитель свиней, которых считает «выше каждого из нас целою головою». «Скотинины все родом крепколобы», и братец, у которого «что вошло в ум, тут и засело». Он, как и сестра, считает, «что ученье – вздор». Со свиньями он обходится лучше, чем с людьми, заявляя: «Люди передо мной умничают, а между свиньями я сам всех умнее». Груб, как и сестра, обещает за Софью Митрофана сделать уродом: «За ноги, да об угол!»
Простаков – безвольный забитый человек и говорит о себе: «Я – женин муж».
Митрофан – истинный сын своих родителей. Он обжора, грубиян и лентяй. Митрофан, бывало, в детстве, «увидя свинку, задрожит от радости». Четыре года трое учителей учат Митрофана грамоте, но 16-летний недоросль не любит учиться. Матери грозит: «Нырну – так поминай, как звали!» Заявляет: «Не хочу учиться, а хочу жениться!» Учителей обзывает («гарнизонная крыса»), грозит пожаловаться на них матери. Верную Еремеевну называет «старой хрычевкой». «Уж я те отделаю!» – грозит он ей. Неудавшаяся женитьба на Софье подсказывает Митрофану, что пришла пора «за людей приниматься». Осердясь на дядю, кричит: «Убирайся дядюшка! Проваливай!» А в финале, когда Простакова бросается к сыну за утешением, он говорит ей: «Да отвяжись, матушка, как навязалась».
Достойного сынка воспитала семья Простаковых. Правильно говорит в финале Стародум: «Вот злонравия достойные плоды».
Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в комедии «Недоросль», — проблема воспитания просвещенных передовых людей. Дворянин, будущий гражданин страны, который должен творить дела на благо отечества, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности, самодовольства и самодостаточности. В своей пьесе Фонвизин показал основное зло тогдашней русской жизни — крепостничество и нарисовал типичные черты русских крепостников.
На безграничной власти крепостного права основан весь домашний уклад Простаковых. Автор разоблачает жадность и жестокость Простаковых, безнаказанность и невежество Скотининых. Мы видим неопрятную усадьбу Простаковых, где живут и Скотинины. Хозяйка дома то бранится, то дерется: «тем и дом держится». Простакова жестока и груба, но она безумно любит сына. Речь Простаковой безграмотна, но очень изменчива: от робкой интонации она легко переходит к властному грубому тону. Речь Скотинина не только груба, но и полностью соответствует фамилии. О себе и о других он говорит не как о людях, а как о животных.
В лице грубого неуча Митрофанушки писатель показал «несчастные следствия дурного воспитания». Митрофанушка испорчен не тем воспитанием, которое ему дают, полным отсутствием воспитания и пагубным материнским примером. Первой учительницей и воспитательницей Митрофанушки была старая нянька Еремеевна, которая за свой труд получает «по пяти рублей на год, да по пяти пощечин на день». Нянька больше заботилась о животе воспитанника, а не о его голове. К Митрофану ходят три учителя, которые вот уже несколько лет безуспешно пытаются вбить в голову «робенка» хоть какие-то зачатки знаний. Учителя Митрофана — отставной сержант Цыфиркин занимается с ним арифметикой (Арихметике учит его… один отставной сержант, Цыфиркин”), семинарист Кутейкин — грамотой («Для грамоты ходит к нему дьячок от Покрова, Кутейкин»), а немец Вральман осуществляет общее руководство, якобы обучая хозяйского сынка «всем наукам» («По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман»). Вральман, как бывший кучер Стародума, что выясняется в конце пьесы, не имеет никакого представления о науках, но он немец, а потому невежественные хозяева доверяют ему. К тому же им нравится позиция Вральмана: «не отягощать дитятю» («Он ребенка не неволит»). Немцу платят гораздо больше («Этому по триста рубликов в год), чем Цыфиркину и Кутейкину, его кормят («Сажаем за стол с собою… За столом стакан вина») и одевают в доме («Белье его наши бабы моют»). Двух русских учителей ни во что не ставят, Митрофанушка занимается с большой неохотой, безнаказанно оскорбляет их, прерывает занятия и ничего не понимает, хотя «учится» уже несколько лет («Уж года четыре как учится»).
Характер Митрофана воспитывается атмосферой в семье, где заправляет женщина. Помещик Простаков полностью подчиняется жене и не смеет сказать ей ни слова против. Вот как мужчины семейства Простаковых вместе с дядей Скотининым сами себя характеризуют: «Я сестрин брат… я женин муж… а я матушкин сын».
Митрофан никого не любит, он зол, невежествен и к тому же агрессивен. Митрофанушка — лентяй, привыкший бить баклуши да лазить на голубятню. Митрофан не только невежда и «матушкин сынок». Он хитер, знает как польстить матери. Стародум посмеивается над Митрофаном, понимая, что невежество — еще не самая большая беда. Гораздо опасенее бессердечие. «Невежда без души — зверь». Жизнь и воспитание сразу отобрали у Митрофана цель и смысл жизни. И учителя не смогут помочь (это лишь дань моде со стороны госпожи Простаковой); у Митрофана и не возникало иных желаний, кроме как поесть, побегать на голубятне да жениться.
В своей пьесе Фонвизин говорит читателям, что вначале надо воспитать добродетель, позаботиться о душе, а уж потом — об уме.
Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в комедии «Недоросль», – проблема воспитания просвещенных передовых людей. Дворянин, будущий гражданин страны, который должен творить дела на благо отечества, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности, самодовольства и самодостаточности. В своей пьесе Фонвизин показал основное зло тогдашней русской жизни – крепостничество и нарисовал типичные черты русских крепостников.
На безграничной власти крепостного права основан весь домашний уклад Простаковых. Автор разоблачает жадность и жестокость Простаковых, безнаказанность и невежество Скотининых. Мы видим неопрятную усадьбу Простаковых, где живут и Скотинины. Хозяйка дома то бранится, то дерется: «тем и дом держится». Простакова жестока и груба, но она безумно любит сына. Речь Простаковой безграмотна, но очень изменчива: от робкой интонации она легко переходит к властному грубому тону. Речь Скотинина не только груба, но и полностью соответствует фамилии. О себе и о других он говорит не как о людях, а как о животных.
В лице грубого неуча Митрофанушки писатель показал «несчастные следствия дурного воспитания». Митрофанушка испорчен не тем воспитанием, которое ему дают, полным отсутствием воспитания и пагубным материнским примером. Первой учительницей и воспитательницей Митрофанушки была старая нянька Еремеевна, которая за свой труд получает «по пяти рублей на год, да по пяти пощечин на день». Нянька больше заботилась о животе воспитанника, а не о его голове. К Митрофану ходят три учителя, которые вот уже несколько лет безуспешно пытаются вбить в голову «робенка» хоть какие-то зачатки знаний. Учителя Митрофана – отставной сержант Цыфиркин занимается с ним арифметикой (Арихметике учит его…один отставной сержант, Цыфиркин»), семинарист Кутейкин – грамотой («Для грамоты ходит к нему дьячок от Покрова, Кутейкин»), а немец Вральман осуществляет общее руководство, якобы обучая хозяйского сынка «всем наукам» («По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман»). Вральман, как бывший кучер Стародума, что выясняется в конце пьесы, не имеет никакого представления о науках, но он немец, а потому невежественные хозяева доверяют ему. К тому же им нравится позиция Вральмана: «не отягощать дитятю» («Он ребенка не неволит»). Немцу платят гораздо больше («Этому по триста рубликов в год), чем Цыфиркину и Кутейкину, его кормят («Сажаем за стол с собою…За столом стакан вина») и одевают в доме («Белье его наши бабы моют»). Двух русских учителей ни во что не ставят, Митрофанушка занимается с большой неохотой, безнаказанно оскорбляет их, прерывает занятия и ничего не понимает, хотя «учится» уже несколько лет («Уж года четыре как учится»).
Характер Митрофана воспитывается атмосферой в семье, где заправляет женщина. Помещик Простаков полностью подчиняется жене и не смеет сказать ей ни слова против.Вот как мужчины семейства Простаковых вместе с дядей Скотининым сами себя характеризуют: «Я сестрин брат…я женин муж…а я матушкин сын».
Митрофан никого не любит, он зол, невежествен и к тому же агрессивен. Митрофанушка – лентяй, привыкший бить баклуши да лазить на голубятню. Митрофан не только невежда и «матушкин сынок». Он хитер, знает как польстить матери. Стародум посмеивается над Митрофаном, понимая, что невежество – еще не самая большая беда. Гораздо опасенее бессердечие. «Невежда без души – зверь». Жизнь и воспитание сразу отобрали у Митрофана цель и смысл жизни. И учителя не смогут помочь (это лишь дань моде со стороны госпожи Простаковой); у Митрофана и не возникало иных желаний, кроме как поесть, побегать на голубятне да жениться.
В своей пьесе Фонвизин говорит читателям, что вначале надо воспитать добродетель, позаботиться о душе, а уж потом – об уме.
Добавил: Sitonia
Беру!
Звучит последняя фраза Стародума: «Вот злонравия достойные плоды!» Она и заставляет вернуться к самому началу комедии, чтобы найти причину падения Простаковой. Не надо долго искать примеры жестокости, бесчеловечности, тупости помещицы, которая имеет власть и силу над людьми. Крестьян она обирает до нитки, советы Скотинина, ее брата, помогают в этом. Слугам достается еще больше, потому что они все время на глазах, она и за людей-то их не считает. «Харя», «бестия», «скот», «собачья дочь», «болван» — все это адресовано тем, кто кормит семью помещицы, убирает, ухаживает. Да что там слуги! Проста-кова брата родного готова сгубить, когда он становится на ее пути. И все это ради Митрофанушки, ее надежды, ее кровинушки! Любая мать хочет добра своему ребенку, отдает ему свою любовь и заботу. Но у Простаковой это слепая любовь, страшная, безумная. Сама ничтожная, непорядочная, она и сына воспитывает таким же. Будь ее воля, она бы никогда не утруждала его учебой. Живет же Простакова неграмотной, неграмотен и ее брат, а имеют власть и богатство. Но указы царя заставляют дворян учить детей — вот и учит она своего Митрофана уже четыре года, а толку никакого, потому что пожалела денег для хороших учителей. А плохие и учат плохо, да и Митрофан не поддается обучению. Невежество самой Простаковой, ее безнравственность не имеют предела, совесть ее давно уснула. Простакова страшна и своими поступками, и образом жизни, и принципами. Она виновата в том, что своим воспитанием убила все человеческое в Митрофанушке, сделала из него нравственного урода. Простакова потеряла даже чувство опасности. Она уже не в состоянии остановиться даже тогда, когда Правдин предупреждает о наказании.
Говорят: «совесть заговорила», «совесть подсказала». Но Простаковой совесть уже не помощница. «Совесть всегда, как друг, остерегает прежде, нежели как судья наказывает», — учил Стародум Софью. Не могла совесть предостеречь Простакову, потому что она давно уже глуха к любому нравственному чувству. Все идет к закономерному финалу, потому что произвол помещицы не знает меры, а ее невежество — стыда.
Госпожа Простакова наказана сурово, но справедливо. Ее жадность, грубость, лицемерие породили плоды злонравия, за которые ей суждено расплатиться. В этом состоит урок комедии «Недоросль», которая учит и предостерегает всех, кто хочет стать на путь Простаковой. И мне ее уже не жаль.
1. Назовите первую пьесу Д. И. Фонвизина. («Бригадир», 1769)
2. Что сказал Д. И. Фонвизин, побывав за границей? («Славны бубны за горами».)
3. Как называется «грамматика» Д. И. Фонвизина? («Всеобщая придворная грамматика».)
4. Герои каких пьес Фонвизина носят одинаковые имена? (Софья В «Бригадире» и Софья в «Недоросле».)
5. Где и в каком году состоялась премьера пьесы «Недоросль»? (Петербург, 1782)
6. Премьера пьесы «Недоросль»: «Когда упал занавес, раздался гром аплодисментов, на сцену полетели. » Что полетело на сцену? (Кошельки.)
7. Кто был прототипом Митрофанушки в «Недоросле»? (А. Н. Оленин, 18 лет, впоследствии президент Академии художеств, директор Публичной библиотеки в Петербурге.)
8. Кому в пьесе «Недоросль» принадлежат слова:
«В большом свете водятся премелкие души ».
«Золотой болван — все болван».
«Наличные деньги — не наличные достоинства».
«Без знатных дел знатное состояние ничто».
9. Какая фраза звучит в финале комедии «Недоросль»? Кому она принадлежит? («Вот злонравия достойные плоды», Стародуму.)
10. Кто сказал, что в «Недоросле» «сатирик превосходный невежество казнил в комедии народной»? (А. С. Пушкин.)
11. Какой персонаж пьесы «Недоросль» упоминается в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» среди гостей Лариных?
(Скотинины, чета седая
С детьми всех возрастов. )
Категории
Сочинения по теме
Тезисные планы сочинений сатиры смелый властелин… Фонвизин Тема предполагает раскрытие личности Д. И. Фонвизина. В процессе изучения пьесы «Недоросль», знакомства с творчеством писателя, рассказа о его жизненном
Сочинение на тему бессмертие комедии д. И. Фонвизина недоросль что из этой комедии существует в реальном мире? Комедия “Недоросль” принесла известность и популярность своему автору, Денису Фонвизину. Почему же так произошло? Я считаю, что самую важную роль
Построение и художественный стиль комедии Фонфизина Недоросоль. – художественный анализ Построение и художественный стиль комедии Фонфизина Недоросоль. Построение и художественный стиль комедии. Богатое идейно-тематическое содержание комедии «Недоросль» воплощено в мастерски разработанную художественную
ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ КОМЕДИИ Д. И. ФОНВИЗИНА «НЕДОРОСЛЬ» Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» по праву считается вершиной русской драматургии XVIII века. Сохраняя некоторую связь с традиционными литературными жанрами
СЦЕНАРИЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ИГРЫ «АВТОГРАФ» Казакова Тамара Владимировна, гимназия № 192 «Брюсовская», Санкт-Петербург Участники игры – учащиеся 10 класса. Команды по 6 человек. Жюри –
Пастух у Ручейка пел жалобно, в тоске, Свою беду и свой урон невозвратимый: Ягненок у него любимый Недавно утонул в
Сюжетно-ролевые игры для детей. Сценарии игр. "С выдумкой идем по жизни" Эта игра выявит самого наблюдательного игрока и позволит им
Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов 1. Химическое равновесие в системе 2NO(г)
Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.
Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье. », в свое
Внимание, только СЕГОДНЯ!
“Недоросль” — комедия, отразившая условия общественной жизни России XVIII в. Фонвизин в своем произведении высмеял не конкретных людей, таких как госпожа Простакова или Скотинин, а царящие повсеместно нравы и обычаи. Автор пошел даже еще дальше — он затронул причины, породившие подобные нравы. Причины эти могут быть коротко определены одним словом, так точно подобранным Фонвизиным. Это слово “злонравие”.
Госпожа Простакова, к которой отнесена фраза, вынесенная в заглавие сочинения, в девичестве носила фамилию Скотинина, что уже говорит само за себя. В семье Скотининых она росла и получала первые уроки жизни, там сформировались основные черты ее характера: ненависть к образованию (стремление учиться в ее глазах не пристало дворянину), деспотизм, чадолюбие, приобретшее поистине зверские формы. Кругозор ее крайне узок, сознание неразвито. Да и что можно было ожидать от урожденной Скотининой? Люди подобные Простаковой по развитию, то есть попросту глупые, очень часто неоправданно самоуверенны и упрямы.
Характер Простаковой в полной мере проявляется уже в самой первой сцене, когда она ругает портного Тришку за плохо сшитый кафтан. Ее невозможно разубедить в чем-либо, она стоит на своем. Она — барыня, полновластная хозяйка в доме и абсолютно уверена в своей власти над людьми. Что говорить о слугах, когда даже супруг соглашается с ней во всем, прекрасно понимая, что перечить бесполезно и даже опасно. Не дай бог попасться под руку разъяренной фурии, поэтому ее никто старается не злить.
Чем дольше, тем более омерзительной кажется Простакова читателю. Очень неприятна, например, та сцена, где Простакова последними словами ругает служанку Палашку за то, что та, заболев, лежит в постели, “как дворянка”. В глазах Простаковой слуга не человек, у него не может быть чувств, желаний, он не может болеть или плохо себя чувствовать. Такова была не только Простакова, так относились все помещики к своим крепостным крестьянам, считая их не людьми, а “душами”, которые можно продать, купить, подарить, подобно любому другому товару.
Еще более неприятно смотреть на Простакову в те моменты, когда она заискивает перед Стародумом или увивается вокруг своего сыночка. О Митрофане следует сказать особо. Он — плод убогого материнского воспитания. Чувствуя слабость матери к нему, он всячески этим пользуется и вертит всеми в доме, как хочет. Любое его желание — закон для матери. Неудивительно, что Митрофан вырастает в столь отвратительное и двуличное существо. И вполне закономерно, что он отворачивается от своей матери: это ее заслуга и ничья больше.
Чем ближе к развязке, тем Простакова становится бешенее, невыносимее для окружающих. Наконец она решается на совсем уж беззаконный поступок — выкрасть Софыо, чтобы выдать ее замуж за своего сына. Это является логическим завершением образа Простаковой. Читатель уже не только сознает назревшую необходимость ее обличения и наказания, но и желает этого.
Фонвизин действительно наказывает деспотичную помещицу, причем кара оказывается слишком суровой далее для такого недостойного жалости существа. Потеря сына делает ее несчастной. Из комической героини она в одночасье становится трагической. Ее жалеют даже окружающие. Когда она падает в обморок, все бросаются ей помогать, забыв об обидах, ею причиненных. Но ей уже не поможет сочувствие или жалость, ведь она потеряла два своих главных сокровища — власть и сына.
Образ госпожи Простаковой не случайно кажется нам столь живым. Многие современники, а тем более потомки, имеющие то преимущество, что смотрели на “Недоросля” как на часть исторической картины, видели в деревенской фурии портрет самой императрицы Екатерины II. Есть немало черт, сбли-ясающих Простакову и Екатерину: полное единовластие в своей вотчине, отстраненный от управления мягкотелый супруг, фаворит, получивший все права (у Простаковой это сын, у Екатерины — многочисленные любовники, сменявшие друг друга). Простакова строила свою маленькую империю, подобно Екатерине, хотя, естественно, делала это не сознательно, а подобно ребенку, который подражает родителям. Картина жизни в доме Простаковых — косвенное обвинение государственной власти. Открыто Фонвизин обличал двор в речах Стародума. А жизненный уклад дома Простаковых стал некой пародией па жизнь екатерининского двора.
Таким образом, госпожа Простакова — не что иное, как порождение времени, все равно как Митрофанушка — порождение ее собственного воспитания. Автор в комедии предъявляет Простаковой три главных обвинения. Первое — это необразованность и тупость, которые рождают необразованность и тупость такие же, если не еще большие, как мы видим на примере Митрофанушки. Второе: чрезмерная любовь к сыну, которая и довела Простакову до такого звероподобного состояния. И, наконец, третье — это обвинение в самодурстве и “злонравии”. Эти пороки наносят вред не только людям (муж — безвольный раб, сын — глупец и лентяй), но и всему государству, потому что если таковы будут все его граждане, то государство погибнет.
“Вот злонравия достойные плоды!” — нравоучительно замечает Стародум в конце пьесы. Зло всегда порождает зло еще большее. Все недостойные поступки, совершенные человеком, вернутся ему бумерангом тогда, когда он сам меньше всего этого ждет. Поэтому комедию “Недоросль” можно воспринимать не только как социально-политическую сатиру, но и как призыв ко всем людям изживать в себе злонравие.
Похожие сочинения:
Сатирическое изображение помещиков в “Недоросле”
Как Фонвизин высмеивает невежество в пьесе “Недоросль”?
Смешное и трагическое в комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль”
Идеи русского просвещения в пьесе “Недоросль”
Комедия «Недоросль» (1782) раскрывает острые социальные проблемы своего времени. Хотя в основу произведения положена идея воспитания, сатира направлена против крепостничества и помещичьего произвола. Автор показывает, что на почве крепостничества выросли злонравные плоды – подлость, умственная тупость. Носителями этого являются Простаковы и Скотинины. Простакова, урожденная Скотинина, достойная дочь своего отца, который говаривал: «И не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет». Она гордится тем, что читать не умеет, возмущена, что девушек учат грамоте (Софью), т. к. уверена в том, что многого можно добиться и без образования.
«Из нашей же фамилии Простаковых…, на боку лежа, летят себе в чины». Простакова понимает, что наступили другие времена, и учит сына, радуясь, что учителя Митрофана не неволят. Она Митрофана «готовит в люди», нанимая учить грамоте – дьячка Кутейкина, арифметике – отставного сержанта Цыфиркина, французскому и всем наукам – немца Вральмана, бывшего кучера. «Еоргафия» по ее понятиям не нужна дворянину: «А извозчики-то на что ж?» Она уверена, что и без науки можно «достаточек нажить».
Простакова считает мукой ученье и потакает сыну в его лени. Она называет мужа «уродом» и «рохлей», бьет его. Бьет она и крепостных, считая их «скотами» и «болванами». Простакова – невежественная, скупая, злая помещица.
«С утра до вечера, как за язык подвешена, рук не покладаю: то бранюсь, то дерусь». Верной Еремеевне советует «вцепиться братцу в харю», называя ее «собачья ты дочь», выдавая ей «по пять пощечин в день». Когда не удалось женить Митрофана на Софье, она кричит: «Всех прибить велю до смерти!» Правдин призывает ее к порядку, на что она возмущенно заявляет: «Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?» Митрофана Простакова любит слепой любовью, делая из него настоящего недоросля.
Братец Простаковой, Скотинин – любитель свиней, которых считает «выше каждого из нас целою головою». «Скотинины все родом крепколобы», и братец, у которого «что вошло в ум, тут и засело». Он, как и сестра, считает, «что ученье – вздор». Со свиньями он обходится лучше, чем с людьми, заявляя: «Люди передо мной умничают, а между свиньями я сам всех умнее». Груб, как и сестра, обещает за Софью Митрофана сделать уродом: «За ноги, да об угол!
» Простаков – безвольный забитый человек и говорит о себе: «Я – женин муж». Митрофан – истинный сын своих родителей. Он обжора, грубиян и лентяй. Митрофан, бывало, в детстве, «увидя свинку, задрожит от радости». Четыре года трое учителей учат Митрофана грамоте, но 16-летний недоросль не любит учиться. Матери грозит: «Нырну – так поминай, как звали!
» Заявляет: «Не хочу учиться, а хочу жениться!» Учителей обзывает («гарнизонная крыса»), грозит пожаловаться на них матери. Верную Еремеевну называет «старой хрычевкой». «Уж я те отделаю!» — грозит он ей. Неудавшаяся женитьба на Софье подсказывает Митрофану, что пришла пора «за людей приниматься».
Осердясь на дядю, кричит: «Убирайся дядюшка! Проваливай!» А в финале, когда Простакова бросается к сыну за утешением, он говорит ей: «Да отвяжись, матушка, как навязалась». Достойного сынка воспитала семья Простаковых.
Правильно говорит в финале Стародуб: «Вот злонравия достойные плоды».
Сочинение по теме ” Вот злонравия достойные плоды ”
Произведение ” Недоросль”
I. Вступление. (5 предл.)
II.Осн.часть. ( < 20 предл.) III.Заключение.
Ответы:
В конце комедии “Недоросль” Стародумом была произнесена фраза: “Вот злонравия достойные плоды”. Она по праву относится к Простаковой. В последнем действии пьесы ее коварные планы были разоблачены и она была пристыжена. Все обратились против нее, и даже ее собственный сын Митрофан, которого она так холила и лелеяла, открестился от нее в самый трудный момент.Простакова – грубая, властная женщина, к прислуге относится жестоко, свысока. Девичья фамилия Простаковой – Скотинина, поэтому ее фамилия говорит “за себя”. Она слуг то ругает, то колотит, то унижает, то поминает нелестным словом. По ее мнению дворянин имеет право колотить крепостных, когда захочет. Сама она была ярой противницей образования, как и все Простаковы и Скотинины, и совсем не видела надобности Митрофану в учителях, чем и обоснована ее радость при очередной жалобе Митрофана на них. Слепая любовь Простаковой к сыну выращивает из Митрофана неуча, паразита и тунеядца. Весь смысл ее жизни – вывести Митрофана “в люди”, поэтому она не видит ничего плохого в чрезмерной опеке сына, хотя стоило бы.Мужа Простакова вовсе не уважала, хоть и была не умнее его, грубо и пренебрежительно относилась к нему, также поощряла неуважение к отцу у Митрофана. Но, так как Простаков имел малейшую роль в собственном доме, он сам безвольно подчинялся воле жены и находился у нее “под каблуком”. Даже своего родного брата Скотинина, ярого любителя свиней, Простакова всячески пыталась унизить. Так как он был из рода Скотининых, то так же был груб и не образован. Считал себя “между свиньями всех умнее», отчего и понятна его любовь к ним.Сын Простаковой – Митрофан – грубый неуч, недоросль и бездельник, который бессердечен по отношению к своей матери. Он совершенно не ценит ни мать, ни ее заботу. Однако, пользуясь ее расположением к себе, он заправляет дома всем, как хочет. Он полный эгоист, который совсем “не хочет учиться, а хочет жениться”. Здесь исключительно вина Простаковой, которая потакала сыну в его лени. Она совсем не замечала, какого недоросля она воспитала. Впоследствии чего в конце пьесы он предает свою мать и отворачивается от нее, когда все отвернулись. Здесь проявляется трусость и черствость его души. Устами Митрофана были сказаны слова: «Да отвяжись, матушка, как навязалась».Объезжая имения, Правдин собирал факты жестокого обращения помещиков с крестьянами. Посетив поместье Простаковой, он имел полное право прекратить произвол в имении тиранки, благодаря своим полномочиям. Пожиная плоды своего злонравия, Простакова не могла смотреть людям в глаза. От страха она раскаивалась в содеянных поступках, но всяческие ее жалкие извинения вызывали у людей омерзение, так как слишком много злодеяний было ей совершено. Все понимали, что “злой нрав” Простаковой уже не изменить.”Злонравие” – “злой нрав” – так было сказано о характере Простаковой. Фраза Стародума означала – вот чего добилась Простакова, благодаря своему характеру и свои поступкам. В итоге она осталась одна, все зло вернулось к ней, словно бумеранг.