Сочинение по роману обломов на тему обломов и ольга

11 вариантов

  1. 1
    Текст добавил: Чилийский перчик

    Основной сюжетной линией произведения является любовный роман Ильи Ильича Обломова и Ольги Ильинской, олицетворяющий яркую, романтичную, но заведомо трагичную любовь.
    История взаимоотношений главных героев начинается с внезапно возникшей симпатии в первое их знакомство, пробудившей в Обломове сильное душевное чувство.
    До встречи с Ольгой будучи уже мужчиной средних лет Обломов живет в образе комнатного цветка, воспитанный с малых лет в безделье и лени, любящий размеренный, спокойный образ жизни и предавшийся иллюзорным мечтаниям.
    Страстно влюбившись в Ольгу, Обломову кажется, что он обрел наконец-то идеал женщины, созданный его мечтаниями, способной стать ему верной и преданной женой.
    В отличие от Ильи Ильича Ольга Ильинская представляет собой образ яркой, целеустремленной, стремящейся к саморазвитию молодой женщины. Ольга имеет привлекательную внешность, увлекается искусством, музыкой, литературой, хорошо образована.
    Девушка очарована Обломовым, но замечает все его недостатки и жаждет изменить возлюбленного, заставить его начать жизнь в ином русле.  В начале развития истории любви Обломов действительно начинает меняться и пробует активно существовать: просыпается рано утром, занимается чтением. Даже внешность героя приобретает оттенки свежести и отсутствия усталости от жизни.
    Однако решать практические и бытовые вопросы Обломов все же не в состоянии, ему это неинтересно. Поскольку Ольга становится более настойчивой и требовательной к нему, Илья Ильич осознает, что их чувства не имеют под собой никакой основы и взаимоотношения превращаются в тяжелую повинность.
    Ильинскую не устраивает пассивное и малоподвижное времяпровождение Обломова, ей кажется, что она в силах осуществить благородную миссию возрождения Ильи Ильича и превращения его в деятельного современного человека.
    Взыскательная девушка заставляет Обломова думать, размышлять, действовать, а вся его натура стремится лишь к гармонии с самим собой и вселенскому покою.

  2. Роман «Обломов» стал венцом творчества великого русского писателя И.А. Гончарова. Над своим детищем автор трудился долгие десять лет, оттачивая каждую строку, каждую сцену, доводя ее до идеала. Проблемы, которые Гончаров поднимает в своем произведении, не утратили свою актуальность и в наше время. Именно поэтому мы с удовольствием читаем этот великий роман.
    Основа сюжета романа «Обломов» заключается в драматических взаимоотношениях главного героя и Ольги Ильинской.
    Главный герой произведения – Илья Ильич Обломов – классический представитель российского дворянства середины 19 века. Обломов ведет достаточно инертный образ жизни. Практически все свое время он проводит лежа на диване, погруженный в мечтания. Чтение книг и газет, Илья Ильич считает пустым занятием, на которое не стоит тратить время. Так бы и жил Обломов, если бы в один день к нему не приехал друг детства – Андрей Штольц. Андрей был полной противоположностью Ильи Ильича. Жизнь так и била из него ключом. Штольц был возмущен таким образом жизни своего друга, поэтому он решает вытащить его из постели и заставить жить по-настоящему.
    Друзья начинают посещать различные светские мероприятия, обедать в ресторанах, бывать в театре. В один из дней Штольц знакомит Обломова с Ольгой Ильинской. Это знакомство пробудило в Обломове чувства, которых ранее не было. Илья Ильич признается девушке в любви. В свою очередь Ольга понимает эти чувства, как долг по спасению человека. Ведь эти отношения были спровоцированы Штольцем и Ильинской ради спасения Обломова.
    Нужно сказать, что Ольга справилась со своей ролью отлично. Обломов «просыпается». Он сбрасывает свой домашний халат, просыпается в семь утра, ведет активный образ жизни. По словам Гончарова, Илья Ильич в этот момент проявил свои лучшие человеческие качества.
    Обломов переживал «поэму изящной любви». Под чутким руководством Ильинской он наверстал упущенную жизнь. Он проявлял интерес к газетным статьям, иностранной литературе. Правда, Гончаров говорит нам, что Обломов усвоил только то «что вращалось в кругу ежедневных разговоров в доме Ольги. Все остальное утопало в сфере чистой любви».
    Жизненные проблемы и хлопоты (строительство дома и дороги в родной деревне) не давали покоя Илье Ильичу. Со временем Обломов начал терять уверенность в своих силах, а вместе с ними гаснут чувства к Ольге. Теперь любовь для Ильи Ильича определенный долг. Именно поэтому герои романа вынуждены расстаться.
    Обломов находит свое счастье в доме Агафьи Пшеницыной, которая смогла окружить главного героя необходимым уютом и заботой. Смогла возродить для него родную Обломовку. А Ольга вышла замуж за Штольца.
    По моему мнению, любовные чувства Обломова и Ольги были обречены с самого начала. Если Илья Ильич отдавался им полностью, то в действиях Ильинской мы видим холодный расчет. Единственное, что было нужно Ольге – изменить Обломова. Именно будущего Обломова она и полюбила. О чем и сказала Ильи Ильичу в момент их последнего разговора. Обломову в свою очередь нужна была забота и душевное спокойствие, которое он нашел в доме Пшеницыной.
    Илья Ильич и Ольга были совершенно разными людьми со своими идеалами и ценностями. Именно поэтому их пути разошлись.

  3. Илья Ильич Обломов и Ольга Ильинская, герои романа Гончарова “Обломов”, понимают смысл жизни, любовь, семейное счастье по-разному.
    Обломов родился в Обломовке — “благословенном” уголке земли. Его воспитала природа, забота и ласка матери, сказки няни, ставшие впоследствии его мечтами. Обломов — сложный человек. Он не любил светскую жизнь, считал, что в этой погоне за карьерой и деньгами теряется человек.
    “Чем я виноватее их, лежа у себя дома и не заражая головы тройками и валетами?” — спрашивал Илья Ильич у Штольца. А лежа он мечтал. Иногда воображая себя каким-нибудь освободителем, которому все поклоняются, иногда думая о тихом семейном счастье с женой, детьми и друзьями.
    Встретив и полюбив Ольгу, Обломов отдавал ей все свое “я”. “Встает он в семь часов, читает, носит куда-то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки. На нем появились даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или по крайней мере самоуверенности. Халата не видать на нем”. Он боялся причинить ей неудобства, боготворил ее.
    А что же Ольга? Как ей удалось “разбудить” Обломова? Договорившись со Штольцем, она взяла жизнь Ильи Ильича в свои руки. С одной стороны, он ей нравился. Вообще, “голубиная нежность” Обломова привлекала людей, он был интересным собеседником, даже не зная последних сплетен, не читая “модных” книжек. Но, с другой стороны, ей нравилась сама мысль о том, что именно она, молодая и неопытная девушка, возвратит к жизни такого человека, как Обломов. “Она укажет ему цель, заставит полюбить опять все, что он разлюбил, и Штольц не узнает его воротясь. И все это чудо сделает она, такая робкая, молчаливая, которой до сих пор никто не слушался, которая еще не начала жить! Она виновница такого превращения!”
    Обломов в любви был искренним, благородным. Зная себя, неопытность Ольги, он пишет письмо, и раскрывает ей глаза на ошибку, просит не совершать ее: “Ваше настоящее люблю не есть настоящая любовь, а будущая. Это только бессознательная потребность любить…” Но Ольга, переиначив смысл письма, говорит о страхе Обломова перед несчастьем. Она не отрицает, что любой может разлюбить или полюбить другого человека; она не способна пойти за человеком, если в этом есть риск. В подтверждение этих слов Ольга бросает Обломова, понимая, что его “пробуждение” временно, что ей не выдержать “обломовщины”.
    В отношениях с Обломовым Ольга была как бы главой. Выбрав Штольца, она пытается найти скорее равноправного мужа или, что еще хуже для Ольги, мужа, пытающегося подчинить ее себе. Сначала Ольга находит счастье в лице Штольца, но по мере того, как они узнают друг друга, она начинает понимать, что в жизни с ним нет ничего особенного, что она •такая же, как и другие.
    Как на это реагирует Штольц? Этот молодой человек, несомненно, похож на своего отца, который пытался сделать из него человека, разбирающегося не в чувствах, а в делах. Штольц живет разумом, не требуя от жизни ничего сверхъестественного. “Он шел твердо, бодро; жил по бюджету, стараясь тратить каждый день, как каждый рубль…”
    Все время он видит в Ольге ребенка, которого веселит, учит. Но она меняется, и, пытаясь понять, что теперь является для нее смыслом жизни, Штольц влюбляется в Ольгу.
    Узнав о романе с Обломовым, он облегченно вздыхает: “Боже мой, если б я знал, что дело идет об Обломове, мучился ли бы я так!”
    Женившись на Ольге, Штольц обретает счастье. Теперь у него есть все. Но Ольга с каждым днем разочаровывается все больше и больше. Она знает, что ничего нового не будет, и все чаще предается воспоминаниям об Обломове. Ольга спрашивает себя: “Ужели ты совершила круг жизни?” Жизненные цели Штольца имеют границы, и, узнав о мучениях своей жены, он отвечает ей: “Мы не Титаны с тобой… мы не пойдем… на дерзкую борьбу с мятежными вопросами, не примем их вызова, склоним головы и смиренно переживем трудную минуту…”
    Обломов же находит счастье в доме Агафьи Матвеевны, ставшем для него второй Обломовкой. Ему стыдно за такую жизнь, он понимает, что прожил ее зря, но уже слишком поздно что-либо менять.
    Любовь Обломова и Ольги с самого начала была обречена.
    Чувства Обломова были искренни, а в чувствах Ольги был виден последовательный расчет. Ольга старалась изменить Илью Ильича, а ему было нужно другое чувство, что связывало его с любимой Обломовкой, где смысл жизни укладывается в мысли о еде, о сне, в праздных разговорах. Ему была необходима забота, теплота, ничего не требующая взамен, потому и привязался он к своей хозяйке как к осуществленной мечте о возвращении.
    Хотя Обломов первый понимает несхожесть их характеров, рвет отношения между ними именно Ольга. В последнем разговоре Ольга говорит Илье Ильичу, что любила будущего Обломова. Оценивая взаимоотношения Обломова и Ольги, Добролюбов писал: “Ольга бросила Обломова, когда перестала в него верить; она оставит и Штольца, ежели перестанет верить в него”.
    В нашей жизни тоже немало Штольцев, почти всегда находящих свое счастье, но немало и таких, как Обломов и Ольга, ведь вопросы “Как жить?” и “Зачем жить?” мучили, мучают и будут мучить еще не одно поколение.

  4. В русской литературе роман И.А. Гончарова «Обломов» занимает особое место. Написанный в сложный период, когда люди понимали необходимость преобразований, когда реформы приобрели уже неизбежно ожидаемый характер, он показывает разные варианты восприятия изменений. Столкновение консерватизма и деятельной новации, сибаритства и активной жизненной позиции, стагнации и устремления к развитию показано в романе ярко и отчетливо. Это противостояние лежит вне времени, характерно для любой эпохи и тем актуально для нашей. Оно находит свое отражение и в любви, ставшей испытанием для героев.
    Центральная линия романа – любовь главного героя и героини. Илья Ильич Обломов, живущий ровно и размеренно, умеющий насладиться жизнью не видит необходимости что-то делать, куда-то бежать. Юношей он получил прекрасное европейское образование и воспитание. Его достаток обеспечивает деревня, откуда исправно поступают оброчные деньги. Он старается избегать всяческой суеты, мелькания лиц и событий. При этом он не глуп и не вызывает антипатии. Ограниченный комнатами своей квартиры, он не видит преград разуму. В спокойствии бытия он видит возможности развития идей, размышлений, поэтических мечтаний. Он обаятелен своим внутренним спокойствием. Его друг Андрей Штольц, человек деятельный, инициативный и честолюбивый ценит в Илье Обломове чистоту души, честность, «хрустальность» помыслов. Он восхищается добротой друга, мягкостью его характера, даже некоторой наивностью. Флегматичность, некоторую меланхоличность характера Обломова Штольц считает апатией и ленью, старается изменить его. Андрей напоминает возбужденного и суетливо скачущего вокруг сенбернара спаниеля, все попытки «расшевелить» разбиваются о глубокую душевную умиротворенность.

  5. Похожие сочинения

    Понимание смысла жизни Обломовым и Штольцем
    Всю свою жизнь Гончаров мечтал об обретении людьми гармонии чувства и разума. Он размышлял о силе и бедности «человека разума», об обаянии и слабости «человека сердца». В «Обломове» эта мысль стала одной из ведущих. В этом романе противопоставлены два…смотреть целиком
    Социально-психологические причины «обломовщины»
    В начале пятидесятых-шестидесятых годов XIX века началась ломка всех старых устоев патриархальной России. Нарождался новый уклад жизни. Россия прощалась с косностью, застоем, вялостью и бездействием, но одновременно она теряла теплоту и сердечность отношений…смотреть целиком
    Сон Обломова. Анализ эпизода
    Роман Гончарова “Обломов” является заметной в русской и мировой литературе вехой на пути решения человечеством проблем общественно-нравственного содержания. Уже на первой странице романа автор посчитал необходимым обратить внимание читателя…смотреть целиком
    Может ли быть “лишним” хороший человек? (1)
    Обломов любезен всем и стоит беспредельной любви.
    А. В. Дружинин
    Может ли быть «лишним» хороший человек? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к личности главного героя романа И. А. Гончарова «Обломов».
    Илья Ильич Обломов – человек…смотреть целиком
    Характеристика образа Тарантьева Михея Андреевича
    Тарантьев Михей Андреевич — земляк Обломова. Откуда он появился и каким образом втерся в доверие Ильи Ильича, — неизвестно. Т. появляется на первых же страницах романа — «человек лет сорока, принадлежащий к крупной породе, высокий, объемистый в плечах…смотреть целиком
    Обломов и обломовщина (по роману “Обломов”)
    Роман “Обломов”, который автор писал больше десяти лет, глубоко и полно освещает социальные и нравственные проблемы того времени. И тема, и идея, и основной конфликт этого произведения связаны с образом главного героя, фамилия которого дала ему название.
    …смотреть целиком
    “Сон Обломова” в романе И.А. Гончарова “Обломов”
    “Сон Обломова” — великолепный эпизод романа Гончарова “Обломов”. По-моему, сон это не что иное, как попытка самого Гончарова уяснить себе суть Обломова и обломовщины. Гончаров, видимо, почувствовал, как почувствовал я, читая роман, что Обломов ему мил…смотреть целиком

  6. Введение
    Начало отношений Обломова и Ольги
    Развитие романа Ольги и Обломова
    Почему история любви Ольги и Обломова заведомо была трагична?
    Заключение

    Введение

    Роман Гончарова «Обломов» по праву можно назвать произведением о любви, в котором раскрываются разные грани этого прекрасного чувства. Не удивительно, что ведущей сюжетной линией книги является роман Ольги и Обломова – пример яркой, всеохватывающей, романтичной, но заведомой трагичной любви. Литературные исследователи по-разному оценивают роль этих отношений в судьбе Ильи Ильича: некоторые считают, что Ольга была для героя светлым ангелом, способным вытащить его из пучин «обломовщины», другие же указывают на эгоизм девушки, для которой долг стоял выше чувства. Чтобы разобраться в роли Ольги в жизни Обломова, рассмотрим историю их любви с самого начала и до расставания.

    Начало отношений Обломова и Ольги

    История любви Обломова и Ольги начинается весной, в период цветения сирени, возрождения природы и появления новых прекрасных чувств. С девушкой Илья Ильич познакомился в гостях, где их познакомил Штольц. С первого взгляда Обломов увидел в Ольге воплощение своего идеала, гармонии и женственности, которые мечтал увидеть в своей будущей жене.
    Пожалуй, ростки будущего чувства зародились в душе Ильи Ильича уже в момент знакомства с девушкой: «С этой минуты настойчивый взгляд Ольги не выходил из головы Обломова. Напрасно он во весь рост лег на спину, напрасно брал самые ленивые и покойные позы — не спится, да и только. И халат показался ему противен, и Захар глуп и невыносим, и пыль с паутиной нестерпима».
    Следующая их встреча произошла на даче у Ильинских, когда случайно вырвавшееся у Ильи Ильича «Ах!», раскрывающее восхищение героя девушкой, и его случайное движение, смутившее героиню, заставили саму Ольгу задуматься об отношении к ней Обломова. И уже через несколько дней между ними произошел разговор, ставший началом любви Обломова и Ильинской. Их диалог завершился несмелым признанием героя: «Нет, я чувствую… не музыку… а… любовь! — тихо сказал Обломов. – Она мгновенно оставила его руку и изменилась в лице. Ее взгляд встретился с его взглядом, устремленным на нее: взгляд этот был неподвижный, почти безумный, им глядел не Обломов, а страсть». Эти слова нарушили спокойствие в душе Ольги, но юная не опытная девушка не могла сразу понять, что в ее сердце начало зарождаться сильное прекрасное чувство.

    Развитие романа Ольги и Обломова

    Отношения Обломова и Ольги развивались как нечто не зависящее от героев, а продиктованное волей высших сил. Первым тому подтверждением стала их случайная встреча в парке, когда оба были рады видеть друг друга, но еще не могли поверить своему счастью. Символом их любви стала хрупкая, душистая ветка сирени – нежный, трепетный цветок весны и рождения. Дальнейшее развитие отношений героев было стремительным и неоднозначным – от ярких вспышек видения в партнере своего идеала (Ольга для Обломова) и человека, который может стать таким идеалом (Обломов для Ольги) до моментов разочарования.
    В кризисные моменты Илья Ильич отчаивается, боясь стать для юной девушки обузой, опасаясь огласки их отношений, их проявления не по тому сценарию, о котором герой мечтал долгие годы. Рефлексирующий, чувствительный Обломов еще далеко до окончательного расставания понимает, что Ольгино «Настоящее люблю не есть настоящая любовь, а будущая…», чувствуя, что девушка видит в нем не реального человека, а того далекого возлюбленного, которым он смог бы стать под ее чутким руководством. Постепенно понимание этого становится для героя невыносимым, он вновь становится апатичным, не верящим в будущее и не желающим бороться за свое счастье. Разрыв между Обломовым и Ольгой происходит не потому, что герои разлюбили друг друга, а потому, что освободившись от флера первой влюбленности, они разглядели друг в друге совсем не тех людей, о которых мечтали.

    Почему история любви Ольги и Обломова заведомо была трагична?

    Чтобы понять, почему взаимоотношения Обломова и Ольги были обречены на расставание, достаточно сравнить характеры персонажей. С Ильей Ильичом читатель знакомится еще в начале произведения. Это уже состоявшийся мужчина тридцати лет, воспитанный «комнатным цветком», с малых лет привычный к безделью, спокойствию и размеренной жизни. И если в юности Обломов пытался действовать наравне с активным, целеустремленным Штольцем, то его «тепличное» воспитание и интровертный, мечтательный характер после первой же неудачи в карьере привели к отчуждению от окружающего мира. На момент знакомства с Ольгой Илья Ильич был полностью погрязшим в «обломовщине», ему было лень даже встать с постели или написать письмо, он постепенно деградировал как личность, погружаясь в мир неисполнимых мечтаний.
    В отличие от Обломова Ольга предстает личностью яркой, целеустремленной, постоянно развивающейся и стремящейся открывать все новые и новые грани окружающего мира. Не удивляет и ее дружба со Штольцем, который, подобно учителю, помогает ей развиваться, предлагает новые книги и утоляет ее жажду безмерного познания. Героиня красива не столько внешне, сколько внутренне, что и привлекло к ней Илью Ильича.
    Любовь Обломова и Ольги – соединение двух противоположностей, которым не суждено было быть вместе. Чувства Ильи Ильича были скорей любованием, чем истинной любовью к девушке. Он продолжал видеть в ней эфемерный образ своей мечты, далекой и прекрасной музы, которая бы его вдохновляла, не заставляя полностью меняться. Тогда как любовь Ольги в романе «Обломов» Гончарова была направлена именно на это преобразование, изменение возлюбленного. Девушка не пыталась полюбить Обломова, таким, каким он есть, – она любила в нем другого человека, того, кого она из него может сделать. Сама Ольга считала себя практически ангелом, который осветит жизнь Ильи Ильича, только вот уже взрослый мужчина хотел простого, «обломовского» семейного счастья и не был готов к резким переменам.

    Заключение

    История Обломова и Ольги тесно связана с природой – начавшись весной, она заканчивается поздней осенью, укрывая одинокого героя первым снегом. Их любовь не ушла и не забылась, навсегда изменив внутренний мир обоих героев. Даже через много лет после расставания, уже замужем за Штольцем, Ольга говорит мужу: «Я люблю его не по-прежнему, но есть что-то, что я люблю в нем, чему я, кажется, осталась верна и не изменюсь, как иные…». Возможно, если бы Обломов был моложе, девушка смогла бы изменить его сущность и сделать из него свой идеал, но истинная стихийная любовь пришла в жизнь героя слишком поздно, поэтому и была обречена на трагичное завершение – расставание возлюбленных.
    На примере Ольги и Ильи Ильича Гончаров показал, как важно любить в другом человеке его индивидуальность, а не пытаться изменить его в соответствии с искаженным, иллюзорным образом того идеала, который близок нам самим.
    Хронологию отношений двух героев романа Гончарова будет полезно прочитать учащимся 10 класса перед написания сочинения на тему «Любовь Обломова и Ольги в романе «Обломов»».
    Любовь Обломова и Ольги в романе Гончарова «Обломов» – сочинение по теме истории взаимоотношений | источник

  7. Эпиграф к уроку:   Мелодией одной звучат печаль и радость.
                                                                                                                                              А. Блок
    Цель урока.
    Проследить, как автор раскрывает характеры героев в любви, как показывает изменения в их поведении и мировосприятии.
    Мы обратим внимание на главы из 2 части романа, возьмём для обсуждения следующие эпизоды или фрагменты  текста:
    – Портрет Ольги Ильинской – часть 2, глава 5
    – Признание Обломова – часть 2, глава 5,6
    – Изменения в Обломове  под влиянием Ольги – часть 2, главы 9, 11
    – Письмо Обломова Ольге – – часть 2 , глава 10
    – Предложение Обломова – часть2, глава 12
    Задачи.
    Развивать умение размышлять, рассуждать, высказывать своё мнение, анализировать текст.
    Развивать навыки исследовательской деятельности, связанной с самостоятельными наблюдениями по тексту, формулировкой выводов по заданной теме.
    Воспитывать бережное отношение к литературным образам, корректное отношение к позиции автора классического произведения.
    На прошлом уроке мы говорили с вами об Обломове и Штольце. Герой взывает к помощи своего друга: «Не брани меня, Андрей, а лучше в самом деле помоги!.. Всё знаю, всё понимаю, но силы и воли нет. Дай мне своей воли и ума и веди меня куда хочешь. За тобой я, может быть, пойду, а один не сдвинусь с места…»
    Не может один человек дать другому свою волю. Воля может возродиться, когда у человека появится цель в жизни.
    – Появится такая цель у Обломова?
    (Любимая женщина становится для Обломова целью жизни. Это Ольга Ильинская.
    В первом представлении Ольги читателю сразу улавливается некоторое сходство с пушкинской Татьяной Лариной.
    – В чем именно? Обратимся к тексту.
    1. Портрет Ольги Ильинской – часть 2, глава 5.
    Сходство с Т. Лариной:
    – «Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла..»
    – «Ольга в строгом смысле не была красавица, т.е. не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня; ни кораллов на губах…»
    – «её обходили умные и бойкие кавалеры; небойкие, напротив, считали её слишком мудреной»…
    Ольга – исключение в своей среде, личность самобытная, глубокая. Она, как и героиня романа «Евгений Онегин», не имеет успеха в свете, озадачивая и отпугивая своей необычностью завсегдатаев балов.
    В чём источник сближения Ольги и Обломова? Что в них общего?
    Естественность, одиночество среди светских людей, отсутствие притворства, светскости было присуще им обоим.
    Как зарождалась любовь? ( Сообщение учащего, наблюдения по гл.7)
    Алина проследила по тексту, как Иван Гончаров, будучи истинным психологом, раскрывает душевное состояние своих героев.
    Обратимся к заключительной части 5 главы. Читает учитель.
    После нечаянного признания Обломова оба понимают необходимость объяснения и идут навстречу друг другу, испытывая сильное душевное волнение. Ольга, конечно, надеется на то, что герой повторит свои слова о любви, но помнит, что сама она должна запастись строгостью и соблюсти все приличия. Обломов боится встречи с Ольгой, понимая, что ему необходимо будет совершить решительный поступок: либо подтвердить своё признание, либо взять назад неосторожное слово, – но он не готов ни к тому, ни к другому. Отправившись в парк и зная, что встретится там с Ольгой, он не принял никакого решения.
    Читаю фрагменты из главы 6 (часть 2).
    Анализ эпизода.
    Слово «люблю» не произнесено, почему эту сцену называют признанием? Где мы догадываемся, что оно сказано? (оно внутри Обломова, он лишь не смог его озвучить)
    Чем отличаются Ольга и Обломов в этой сцене? (Обломов живет сердцем, Ольга –  разумом. А потому речь героя полна восторженных или огорчённых восклицаний, реплик, наполненных чувством, раздумьем. В репликах и внутренних монологах часты многоточия. Он не уверен в себе, не знает, чего ожидать от Ольги в следующую минуту. Ольга – вся движение и действие. Она либо спрашивает, либо побуждает к действию. Она настойчиво добивается нового признания, нетерпеливо ждет, энергично требует. И Обломов вновь говорит ей о любви, неопределенно, медлительно: «мне не стыдно от своего слова»; «стыд у меня прошёл»; «в нём то же волнение, то же чув… простите».
    Гончаров строит сцену объяснения подобно драматическому действу, имеющему свою завязку, кульминацию, развязку.
    Назовите эти элементы композиции в данной сцене. (Завязка – слова Обломова, что его первое признание было нечаянным, «только от музыки»…Ольгу это извинение глубоко огорчает. Она выпрямляется, роняет цветы, глаза тускнеют…Она не этого ожидала от Обломова. Кульминация – Обломов говорит вновь о своей любви. «Мне не стыдно от моего слова…Мне кажется в нём…», «То же волнение…, то же чув…, простите, простите,  –  ей-богу, не могу сладить с собой»…Развязка – призыв героини: «Только вперед…»)
    В этой последней фразе Ольги можно услышать предупреждение герою впредь быть более осторожным в своих речах. И всё думается, что слова эти символичны, в них звучит призыв Обломову, выражена жизненная философия героини, её постоянное стремительное движение вперёд, за которым с трудом будет успевать даже Штольц. Символику слов подтверждают жесты героев: «Она мгновенно порхнула в стеклянную дверь, а он остался как вкопанный».  Судьба их любви зависит от того, сможет ли Обломов следовать призыву Ольги: «Вперёд!»
    Развёртывается роман, бурный и предельно духовный, недаром его постоянный  аккомпанемент – пение Ольги, не покидающее Обломова восхищение её красотой, природа в своей летней прелести…
    Вместо «обытовления» человека, столь характерного для 1 части романа, совершается «одухотворение». Меняется стиль романа.
    Как трогателен и мил в своей неуклюжести влюблённый герой. Его чистая душа и сердце, полное доброты, открылись Ольге и увлекли её, («Обломов проще Штольца и добрее его»).
    Ольга начинает осознавать редкость достоинств своего избранника. Но Обломов не верит своему счастью. Он постоянно мучается и сомневается.
    –  В чём сомневается Обломов? Посмотрите гл. 7
    «Любить меня, смешного…»
    «А я что такое? Обломов – больше ничего. Вот Штольц – другое дело»…
    В этих рассуждениях нет ни капли притворства… Он искренен. В нём нет самодовольства.
        – А Ольга? Свойственно ли ей самодовольство? Что является двигателем её поведения?
    (Сообщение, основанное на наблюдениях по гл. 6,8,9,11)
    Вика сделала наблюдения по тексту нескольких глав. Мы видим,  что героиня посчитала своей целью – возродить Обломова. Она была предельно удовлетворена самой возможностью «эксперимента», тем, что «всё это чудо сделает она, такая робкая, молчаливая, которой до сих пор никто не слушался».
    А Обломов? Он без всякого сопротивления, с радостью подчиняется воле Ольги.
    – Что представляла собой жизнь Обломова, вся сосредоточенная на любви? (Глава 9)
    – Как изменился Обломов под влиянием Ольги? ( Глава 11)
    (Эти наблюдения дети выполняли дома и поэтому высказываются без подготовки)
    Жизнь Ильи Ильича дублировала жизнь Ольги и только.
    «…уж прочел несколько книг…»
    Но именно в этом дублировании чужой жизни таилась причина «полувозрождения» Обломова. Ему кажется, что жизнь его полна. Но автор дает понять, что герой поднялся только до того «исходного положения», с которого может начаться настоящая жизнь.
    «Он догнал жизнь, т.е. усвоил опять все, от чего отстал давно….» (глава 11)
    Он усвоил только то, что вращалось в кругу «ежедневных разговоров в доме  Ольги, что читалось в получаемых газетах».  «Всё остальное утопало в сфере чистой любви». (глава 11)
    «Это опять была не та настоящая жизнь, которая и есть само движение. Это опять полусон, и Обломов … засыпал в своей сладостной дремоте…и опять ему снилась Обломовка». (глава 11)
    Помимо всего ему необходимы постоянные инъекции уверенности в чувстве Ольги.
    «…не могу не сомневаться…  при вас я уверен во всем… вас нет  –  начинается такая мучительная игра в сомнения…»
    И вот  он пишет письмо Ольге.
    Чтение письма Обломова Ольге Ильинской. (Читаю фрагментами) (Глава 10)
    Беседа после прочитанного.
    – Зачем Обломов пишет Ольге письмо?
    – Что угадала Ольга в душе Обломова, прочитав его письмо?
    Обломов пишет письмо с неосознанной целью испытать любовь. Ольга это поняла. Прочитав письмо Обломова, она увидела в нем светлую душу,  нежность, чистую совесть, отсутствие всякого эгоизма, боязнь за счастье любимой. Всё это поразило Ольгу.
    И герои вновь охвачены поэзией любви.
    Наконец Обломов решает сделать Ольге предложение.
    Чтение в ролях эпизода «Предложение Обломова». (Глава 12)
    – Найдите связь между этим эпизодом и эпиграфом нашего урока.
    Обломов мечтал о «стыдливом согласии, о слезах» и был разочарован спокойствием избранницы.
    Устами Штольца в романе «Обломов» Гончаров говорил о том, что «любовь с силой архимедова рычага движет миром». Под влиянием любви человек может внутренне преобразиться, обрести цель в жизни. В любви он черпает энергию. В этом её радостная сторона, её  благотворное влияние.
    Е. Краснощекова:
    «Любовь Обломова с самого начала несла в себе противоречие, предопределившее и её силу, и её ущербность. Это любовь романтика-мечтателя, пушкинского Ленского; она возвышенна, восторжена, идеальна…
    Такая любовь питается мечтой о счастье, его ожиданием. Ольга – идеал для Обломова. Но идеал для него только мечта. Ольга и любима им как мечта. Он вполне счастлив предвкушением счастья.
    Попытки реализовать мечту для таких влюбленных часто влекут за собой опасность потерять её вообще. Романтической любви противопоказано столкновение с бытом, а ведь оно неизбежно при всякой попытке превратить мечту о счастье  в реальность.
    Ольга, своей волей приобщая  Обломова к действию, искушает их любовь, создаёт неестественную для неё среду. Поэтому их роман с самого начала таит в себе элемент разрушения».
    Вот поэтому и уместны на сегодняшнем уроке слова А.Блока : «Мелодией одной звучат печаль и радость».  Особенно в любви, печаль и радость, как две сестры, идут рядом, рука об руку, плечом к плечу.
    Третья часть романа –  об испытаниях любви. Но о них мы будем говорить на следующих уроках.

  8. Илья Ильич Обломов и Ольга Ильинская, герои романа Гончарова “Обломов”, понимают смысл жизни, любовь, семейное счастье по-разному.
    Обломов родился в Обломовке — “благословенном” уголке земли. Его воспитала природа, забота и ласка матери, сказки няни, ставшие впоследствии его мечтами. Обломов — сложный человек. Он не любил светскую жизнь, считал, что в этой погоне за карьерой и деньгами теряется человек.
    “Чем я виноватее их, лежа у себя дома и не заражая головы тройками и валетами?” — спрашивал Илья Ильич у Штольца. А лежа он мечтал. Иногда воображая себя каким-нибудь освободителем, которому все поклоняются, иногда думая о тихом семейном счастье с женой, детьми и друзьями.
    Встретив и полюбив Ольгу, Обломов отдавал ей все свое “я”. “Встает он в семь часов, читает, носит куда-то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки. На нем появились даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или по крайней мере самоуверенности. Халата не видать на нем”. Он боялся причинить ей неудобства, боготворил ее.
    А что же Ольга? Как ей удалось “разбудить” Обломова? Договорившись со Штольцем, она взяла жизнь Ильи Ильича в свои руки. С одной стороны, он ей нравился. Вообще, “голубиная нежность” Обломова привлекала людей, он был интересным собеседником, даже не зная последних сплетен, не читая “модных” книжек. Но, с другой стороны, ей нравилась сама мысль о том, что именно она, молодая и неопытная девушка, возвратит к жизни такого человека, как Обломов. “Она укажет ему цель, заставит полюбить опять все, что он разлюбил, и Штольц не узнает его воротясь. И все это чудо сделает она, такая робкая, молчаливая, которой до сих пор никто не слушался, которая еще не начала жить! Она виновница такого превращения!”
    Обломов в любви был искренним, благородным. Зная себя, неопытность Ольги, он пишет письмо, и раскрывает ей глаза на ошибку, просит не совершать ее: “Ваше настоящее люблю не есть настоящая любовь, а будущая. Это только бессознательная потребность любить…” Но Ольга, переиначив смысл письма, говорит о страхе Обломова перед несчастьем. Она не отрицает, что любой может разлюбить или полюбить другого человека; она не способна пойти за человеком, если в этом есть риск. В подтверждение этих слов Ольга бросает Обломова, понимая, что его “пробуждение” временно, что ей не выдержать “обломовщины”.
    В отношениях с Обломовым Ольга была как бы главой. Выбрав Штольца, она пытается найти скорее равноправного мужа или, что еще хуже для Ольги, мужа, пытающегося подчинить ее себе. Сначала Ольга находит счастье в лице Штольца, но по мере того, как они узнают друг друга, она начинает понимать, что в жизни с ним нет ничего особенного, что она такая же, как и другие.
    Как на это реагирует Штольц? Этот молодой человек, несомненно, похож на своего отца, который пытался сделать из него человека, разбирающегося не в чувствах, а в делах. Штольц живет разумом, не требуя от жизни ничего сверхъестественного. “Он шел твердо, бодро; жил по бюджету, стараясь тратить каждый день, как каждый рубль…”
    Все время он видит в Ольге ребенка, которого веселит, учит. Но она меняется, и, пытаясь понять, что теперь является для нее смыслом жизни, Штольц влюбляется в Ольгу.
    Узнав о романе с Обломовым, он облегченно вздыхает: “Боже мой, если б я знал, что дело идет об Обломове, мучился ли бы я так!”
    Женившись на Ольге, Штольц обретает счастье. Теперь у него есть все. Но Ольга с каждым днем разочаровывается все больше и больше. Она знает, что ничего нового не будет, и все чаще предается воспоминаниям об Обломове. Ольга спрашивает себя: “Ужели ты совершила круг жизни?” Жизненные цели Штольца имеют границы, и, узнав о мучениях своей жены, он отвечает ей: “Мы не Титаны с тобой… мы не пойдем… на дерзкую борьбу с мятежными вопросами, не примем их вызова, склоним головы и смиренно переживем трудную минуту…”
    Обломов же находит счастье в доме Агафьи Матвеевны, ставшем для него второй Обломовкой. Ему стыдно за такую жизнь, он понимает, что прожил ее зря, но уже слишком поздно что-либо менять.
    Любовь Обломова и Ольги с самого начала была обречена.
    Чувства Обломова были искренни, а в чувствах Ольги был виден последовательный расчет. Ольга старалась изменить Илью Ильича, а ему было нужно другое чувство, что связывало его с любимой Обломовкой, где смысл жизни укладывается в мысли о еде, о сне, в праздных разговорах. Ему была необходима забота, теплота, ничего не требующая взамен, потому и привязался он к своей хозяйке как к осуществленной мечте о возвращении.
    Хотя Обломов первый понимает несхожесть их характеров, рвет отношения между ними именно Ольга. В последнем разговоре Ольга говорит Илье Ильичу, что любила будущего Обломова. Оценивая взаимоотношения Обломова и Ольги, Добролюбов писал: “Ольга бросила Обломова, когда перестала в него верить; она оставит и Штольца, ежели перестанет верить в него”.
    В нашей жизни тоже немало Штольцев, почти всегда находящих свое счастье, но немало и таких, как Обломов и Ольга, ведь вопросы “Как жить?” и “Зачем жить?” мучили, мучают и будут мучить еще не одно поколение.
    Беру!

  9. Образ Обломова в русской литературе замыкает ряд “лишних” людей. Бездеятельный созерцатель, не способный на активные действия, на первый взгляд действительно кажется не способным на большое и светлое чувство, но так ли это на самом деле? В жизни Ильи Ильича Обломова нет места глобальным и кардинальным переменам. Ольга Ильинская, неординарная и красивая женщина, сильная и волевая натура, несомненно, привлекает внимание мужчин. Для Ильи Ильича, человека нерешительного и робкого, Ольга становится объектом поклонения, но поскольку судьба сводит людей непохожих, то время все расставляет на свои места. Природа вещей такова, что эти люди просто неспособны существовать вместе. Говорят, что противоположности притягиваются, и в этом высказывании есть доля истины. Но, как правило, забывают добавить, что для сосуществования мало просто любить друг друга. Истинная любовь подразумевает снисхождение, уважение и терпимость к маленьким слабостям друг друга, а вовсе не стремление переделать другого человека под свой шаблон. Ольга Ильинская полюбила свою мечту, а не реального человека. Обломов был для нее Галатеей, человеком, для которого она должна была стать Пигмалионом, творцом и созидателем.
    Сам Обломов – личность уже сложившаяся, по своему цельная и вполне самодостаточная. Да, Ольга привлекла его внимание своей яркостью, необычностью, образованностью, живостью. Она была для него порывом свежего ветра в душной комнате. Но Ольга не могла полюбить Обломова таким, какой он есть, что в конечном итоге и привело к печальному разрыву.
    До появления Ольги Обломов жил своей размеренной и спокойной жизнью. У него была некая стабильность, своеобразная патриархальность, которую он не собирался ни на что менять. Ольга поставила перед собой цель разбудить Илью Ильича от спячки, в которой, по ее мнению, тот пребывал. Так часто случается в жизни – друзья и родители, обуреваемые самыми лучшими стремлениями, считают, что знают о том, что необходимо для их друга или ребенка. Но, к сожалению, они не всегда правы. То же произошло и с Обломовым – Ольга и Андрей, будучи в полной уверенности, что “так будет лучше”, не пытаются понять, какие мотивы движут их другом, а просто хотят перекроить его на свой лад. Они не понимают, как можно жить в таком бездействии. Я думаю, что и сам Илья Ильич не до конца осознает причины своего поведения, на первый взгляд пассивного и апатичного, но в действительности оказывающегося глубинным подсознательным протестом против мира меркантильности и мещанства. Обломов противопоставляет бездушной деятельности духовность и человечность, именно те качества, которые и сегодня могут смело посчитаться “лишними” чертами характера, усложняющими жизнь.
    Пари со Штольцем подстегивает Ольгу, она всеми силами пытается навязать Обломову систему своих ценностей, которые в большинстве своем представляют материальный комфорт и “образованность”. Все это подразумевает так называемую жизнь рассудка, но не души. Ольга полюбила в Обломове себя как “создателя”, ведь всегда приятно смотреть на результат своих трудов и видеть в нем продолжение себя, и скорее всего даже не заметила нежной, трогательной, глубокой и искренней влюбленности Ильи Ильича, которая при минимальной тактичности и уважении, возможно, и могла бы преобразить его. Настойчивое давление на Обломова, которому подвергла несчастного Ольга, возникшее чувство безотчетного сопротивления заставили Обломова едва ли не бежать.
    Воистину, любовь великая созидательная сила, но это верно, только если любовь искреннее и чистое чувство, а не попытка воспитать. Ольга не виновата в том, что у нее не получилось так изменить Обломова, как бы ей этого хотелось. Она во многом сильно от него отличается, потому как является человеком своей эпохи, идет в ногу со временем, а время таково, что духовные ценности “обмельчали”, стали все чаще пересекаться с материальными интересами.

  10. В романе И. А. Гончарова «Обломов» перед читателем предстают замечательные художественные образы. Гений писателя смог изобразить их так ярко и динамично, что они навсегда вошли в историю русской литературы, сделались нарицательными и пополнили галерею героев.
    Таким образом, роман Гончарова «Обломов» вывел на сцену классической литературы замечательный образ ленивого барина, в котором выразились все типические черты русского национального характера. Противоположность его представляет деятельный Штольц. Он оттеняет черты Обломова, делает их ярче и выразительнее.
    Но в романе есть и еще один герой, точнее героиня, образ которой не только замечателен сам по себе, но и имеет огромное значение в раскрытии характера Ильи Ильича Обломова. Это Ольга Ильинская.
    Её образ складывается из множества мелких характеристик автора. В итоге перед нами предстает красивая, умная девушка, выделяющаяся из круга себе подобных трезвой головой и здравым смыслом. Именно поэтому её так ценит Штольц. Ольга для него вершина женской природы. Он тайно от других и себя влюблен в неё. И в конце романа читатель узнает, что Ильинская и Штольц поженились.
    Но до этого замечательного события Ольга была влюблена в Обломова, и дело тоже шло к свадьбе. Почему же Ольга заинтересовалась героем, который являл полную противоположность её будущего мужа Штольца?
    Вначале её интерес был довольно определенным и лишенным каких-либо романтических порывов — Ольга «занялась» воспитанием Обломова по просьбе своего друга Штольца, который решил таким образом изменить образ жизни Ильи Ильича. Но с течением времени, как истинно страстная натура, Ольга влюбляется в нашего героя, и он тоже, видя её чувство, влюбляется. Отныне Ольга предстает перед Обломовым в роли ангела, который спустился с небес.
    Обломов беспрекословно слушается Ильинскую, а она, упиваясь своей властью, придумывает все новые и новые испытания чувства героя. К примеру, она просит его прийти на свидание, которое должно состояться в самый разгар летнего дня на вершине холма. И Илья Ильич забирается на самую вершину, что стоит ему немалых усилий, как физических, так и моральных.
    И все, казалось бы, идет хорошо, Обломов худеет, начинает понимать прелесть деятельного времяпровождения. Но вдруг он начинает замечать что-то между Ольгой и Штольцем, какую-то искру, он начинает понимать, что он не тот, кто должен быть всю жизнь рядом с Ильинской.
    Так в романе появляется эпизод, который свидетельствует не только о богатой внутренней жизни главного героя, но и о его недюжинных способностях. Это письмо Ильи Ильича к Ольге Ильинской. В нём он просит Ольгу расстаться с ним, потому что считает её любовь к себе только ошибкой, временным заблуждением. Герой приводит вполне разумные, хотя на взгляд постороннего, несколько поспешные доводы в пользу их расставания. Он говорит о любви как о растении, семена которого не должны прорасти: «Вся эта драпировка скрывает обыкновенно умысел глубже пустить корни на почве чувства, а я хочу истребить и в вас и в себе семена его».
    В тот момент Обломов находился на распутье — либо возврат к старому, либо предложенная новая жизнь, в которую непременно войдёт любовь и деятельность. Правда, всё это должно было происходить под «чутким надзором» Ильинской и Штольца.
    Но появление такого письма свидетельствует, что у Обломова существует ещё одна возможность идти вперёд — полагаться только на себя, не ломать свой внутренний мир, но и не погрязать в старых привычках, которые ведут только к смерти души.
    Посмотрите, как пишет письмо герой: «Он сел к столу и начал писать быстро, с жаром, с лихорадочной поспешностью…» И на самом деле, как страстен его порыв, сколько силы в его словах! Разве таков был Обломов в начале романа? Теперь он пишет не так, «как в начале мая писал к домовому хозяину». Он переменился.
    Принято считать, что изменила Илью Ильича Ольга, что это она вдохнула в него жизнь. Но мне кажется, что Ольга только показала Обломову дорогу, а идти или не идти по ней, он решил сам.
    Язык послания Ильи Ильича очень образен («намерения разлетятся в прах» и т. п.), что свидетельствует о поэтической душе героя. Эта грань его характера раскрылась под действием любви, хотя Обломов и считает это чувство чем-то губительным для себя. Герой не выдерживает испытания любовью, он пасует перед ней. Неслучайно впоследствии Ольга упрекает его в эгоизме и бессердечности.
    Это произошло потому, что доводы Обломова кажутся трезвому рассудку Ильинской достаточно шатки: «Ваше настоящее люблю не есть настоящая любовь, а будущая; это только бессознательная потребность любить… Мне с самого начала следовало бы строго сказать вам: „Вы ошиблись, перед вами не тот, кого вы ждали, о ком мечтали. Погодите, он придёт, и тогда вы очнётесь; вам будет досадно и стыдно за свою ошибку, а мне эта досада и стыд сделают боль“ — вот, что следовало бы мне сказать вам».
    Гончаров не случайно вставил этот эпизод в канву произведения. Во-первых, любовь и послание к Ольге Ильинской глубже раскрывают характер героя. Обломов представлен неплохим знатоком человеческой натуры, ведь он верно угадал в Ольге ненастоящее чувство, а также обладателем широкой души, так как способен отказаться от любви ради счастья другого.
    Во-вторых, до этого письма Обломов обрисовывался в романе несколько сатирически и вызывал если не смех, то, по крайней мере, улыбку. Послание же полностью переворачивает представление о нём. Илья Ильич предстает фигурой почти трагической, сложной и противоречивой. И эта грань открылась посредством образа Ольги Ильинской. Таково её важнейшее значение в раскрытии образа Ильи Ильича Обломова.

  11. В романе И.А. Гончарова «Обломов» перед читателем предстают замечательные художественные образы. Гений писателя смог изобразить их так ярко и динамично, что они навсегда вошли в историю русской литературы, сделались нарицательными и пополнили галерею героев.
    Таким образом, роман Гончарова «Обломов» вывел на сцену классической литературы замечательный образ ленивого барина, в котором выразились все типические черты русского национального характера. Противоположность его представляет деятельный Штольц. Он оттеняет черты Обломова, делает их ярче и выразительнее.
    Но в романе есть и еще один герой, точнее героиня, образ которой не только замечателен сам по себе, но и имеет огромное значение в раскрытии характера Ильи Ильича Обломова. Это Ольга Ильинская.
    Её образ складывается из множества мелких характеристик автора. В итоге перед нами предстает красивая, умная девушка, выделяющаяся из круга себе подобных трезвой головой и здравым смыслом. Именно поэтому её так ценит Штольц. Ольга для него вершина женской природы. Он тайно от других и себя влюблен в неё. И в конце романа читатель узнает, что Ильинская и Штольц поженились.
    Но до этого замечательного события Ольга была влюблена в Обломова, и дело тоже шло к свадьбе. Почему же Ольга заинтересовалась героем, который являл полную противоположность её будущего мужа Штольца?
    Вначале её интерес был довольно определенным и лишенным каких-либо романтических порывов – Ольга «занялась» воспитанием Обломова по просьбе своего друга Штольца, который решил таким образом изменить образ жизни Ильи Ильича. Но с течением времени, как истинно страстная натура, Ольга влюбляется в нашего героя, и он тоже, видя её чувство, влюбляется. Отныне Ольга предстает перед Обломовым в роли ангела, который спустился с небес.
    Обломов беспрекословно слушается Ильинскую, а она, упиваясь своей властью, придумывает все новые и новые испытания чувства героя. К примеру, она просит его прийти на свидание, которое должно состояться в самый разгар летнего дня на вершине холма. И Илья Ильич забирается на самую вершину, что стоит ему немалых усилий, как физических, так и моральных.
    И все, казалось бы, идет хорошо, Обломов худеет, начинает понимать прелесть деятельного времяпровождения. Но вдруг он начинает замечать что-то между Ольгой и Штольцем, какую-то искру, он начинает понимать, что он не тот, кто должен быть всю жизнь рядом с Ильинской.
    Так в романе появляется эпизод, который свидетельствует не только о богатой внутренней жизни главного героя, но и о его недюжинных способностях. Это письмо Ильи Ильича к Ольге Ильинской. В нём он просит Ольгу расстаться с ним, потому что считает её любовь к себе только ошибкой, временным заблуждением. Герой приводит вполне разумные, хотя на взгляд постороннего, несколько поспешные доводы в пользу их расставания. Он говорит о любви как о растении, семена которого не должны прорасти: «Вся эта драпировка скрывает обыкновенно умысел глубже пустить корни на почве чувства, а я хочу истребить и в вас и в себе семена его».
    В тот момент Обломов находился на распутье – либо возврат к старому, либо предложенная новая жизнь, в которую непременно войдёт любовь и деятельность. Правда, всё это должно было происходить под «чутким надзором» Ильинской и Штольца.
    Но появление такого письма свидетельствует, что у Обломова существует ещё одна возможность идти вперёд – полагаться только на себя, не ломать свой внутренний мир, но и не погрязать в старых привычках, которые ведут только к смерти души.
    Посмотрите, как пишет письмо герой: «Он сел к столу и начал писать быстро, с жаром, с лихорадочной поспешностью…» И на самом деле, как страстен его порыв, сколько силы в его словах! Разве таков был Обломов в начале романа? Теперь он пишет не так, «как в начале мая писал к домовому хозяину». Он переменился.
    Принято считать, что изменила Илью Ильича Ольга, что это она вдохнула в него жизнь. Но мне кажется, что Ольга только показала Обломову дорогу, а идти или не идти по ней, он решил сам.
    Язык послания Ильи Ильича очень образен («намерения разлетятся в прах» и т. п.), что свидетельствует о поэтической душе героя. Эта грань его характера раскрылась под действием любви, хотя Обломов и считает это чувство чем-то губительным для себя. Герой не выдерживает испытания любовью, он пасует перед ней. Неслучайно впоследствии Ольга упрекает его в эгоизме и бессердечности.
    Это произошло потому, что доводы Обломова кажутся трезвому рассудку Ильинской достаточно шатки: «Ваше настоящее люблю не есть настоящая любовь, а будущая; это только бессознательная потребность любить… Мне с самого начала следовало бы строго сказать вам: «Вы ошиблись, перед вами не тот, кого вы ждали, о ком мечтали. Погодите, он придёт, и тогда вы очнётесь; вам будет досадно и стыдно за свою ошибку, а мне эта досада и стыд сделают боль» – вот, что следовало бы мне сказать вам».
    Гончаров не случайно вставил этот эпизод в канву произведения. Во-первых, любовь и послание к Ольге Ильинской глубже раскрывают характер героя. Обломов представлен неплохим знатоком человеческой натуры, ведь он верно угадал в Ольге ненастоящее чувство, а также обладателем широкой души, так как способен отказаться от любви ради счастья другого.
    Во-вторых, до этого письма Обломов обрисовывался в романе несколько сатирически и вызывал если не смех, то, по крайней мере, улыбку. Послание же полностью переворачивает представление о нём. Илья Ильич предстает фигурой почти трагической, сложной и противоречивой. И эта грань открылась посредством образа Ольги Ильинской. Таково её важнейшее значение в раскрытии образа Ильи Ильича Обломова.
    Беру!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *