Сочинение по русской литературе на тему

9 вариантов

  1. Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина
    5013
    Смысл эпилога в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
    4942
    Образ Родины в «Слове о полку Игореве»
    4194
    Тема любви в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
    4190
    Уроки нравственности в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
    3570
    Тема природы в творчестве русских писателей
    3187
    Чацкий и фамусовское общество
    2812
    Образ Руси в поэзии А. А. Блока
    2557
    Дети и детство в русской литературе ХIХ века
    2332
    Двойники Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
    2060
    «Если душа родилась крылатой…» (По лирике М. И. Цветаевой)
    2015
    Природа и человек в произведениях современной литературы. (На примере произведений современных русских писателей)
    1796
    Изображение войны в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
    1642
    Женские образы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    1524
    «Воспитание – великое дело: им решается участь человека…» (В. Г. Белинский). (По роману И. А. Гончарова «Обломов»)
    1433
    Какие нравственные ценности утверждаются в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»?
    1411
    Тема любви в лирике А. А. Блока
    1388
    Образ разочарованного героя в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
    1328
    Образ Софьи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    1300
    Дружба в произведениях девятнадцатого века. (По произведениям А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова)
    1279
    «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться… а спокойствие – душевная подлость» (Л. Н. Толстой). (По пьесе А. Н. Островского «Гроза»)
    1241
    Образ «жестокого мира» в драматургии А. Н. Островского. (По пьесе «Гроза» или «Бесприданница»)
    1187
    Лирические отступления в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
    1129
    Образ дороги в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
    1128
    «Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный – невозможно…» (А. С. Пушкин)
    1127
    Тема любви в русской литературе. (По циклу рассказов И. А. Бунина «Темные аллеи»)
    1107
    «Спешите делать добро». (По произведениям русской литературы ХХ века)
    1103
    Почему автор называет Печорина «героем времени»? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
    1071
    Проблема человека и власти в прозе А. И. Солженицына
    1041
    Человек – целый мир (Ф. М. Достоевский). (По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)
    1033
    Проблема воспитания в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
    1024
    Тема судьбы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
    1014
    Тема русского характера в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека»
    1006
    Образ лирической героини в творчестве А. А. Ахматовой и М. И. Цветаевой
    966
    «Жизнь скучна без нравственной цели…» (Ф. М. Достоевский). (По произведениям А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. М. Достоевского)
    955
    «Истинная любовь очищает и возвышает всякого человека, совершенно преобразуя его» (Н. Г. Чернышевский). (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)
    938
    Философские мотивы в лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета
    930
    Суровые будни войны. (По повести К. Д. Воробьева «Убиты под Москвой»)
    929
    Тема Великой Отечественной войны в современной отечественной прозе. (По повести В. Быкова «В списках не значился»)
    927
    Раздумья о Человеке в пьесе М. Горького «На дне»
    920
    Тема любви в лирике Ф. И. Тютчева
    897
    Библейские образы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
    873
    «Цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья» (К. Д. Ушинский). Спутницы Обломова. (По роману И. А. Гончарова «Обломов»)
    853
    «Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования…» (Ф. М. Достоевский)
    853
    Образ революционной эпохи в поэме А. А. Блока «Двенадцать»
    845
    «Прощение или прощание? Последний закатный роман» (М. А. Булгаков). (Тема прощения в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)
    822
    Дуэль в русской литературе XIX века
    813
    Тема «маленького человека» в творчестве Н. В. Гоголя
    813
    «Подвиг не рождается сразу. Для этого… нужно щедрую душу иметь» (Г. А. Медынский). (По произведению К. Симонова «Живые и мертвые»)
    811
    Изображение провинциального города в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
    793

  2. Стихотворение В. В. Маяковского «Прозаседавшиеся». (Восприятие, истолкование, оценка)
    774
    В чем трагизм взаимоотношений Григория Мелехова, Аксиньи и Натальи? (По роману М. Шолохова «Тихий Дон»)
    771
    Анализ стихотворения О. Мандельштама «Адмиралтейство»
    760
    Нравственная сила советских людей в годы Великой Отечественной войны. (На примере рассказа М. Шолохова «Судьба человека» и повести В. Распутина «Живи и помни»)
    738
    «Чехов был несравненный художник… художник жизни» (Л. Н. Толстой)
    718
    Нравственная проблематика лирики А. Т. Твардовского
    715
    Тема гражданской войны в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия»
    713
    «Человек всегда был и будет самым любопытным явлением для человека…» (В. Г. Белинский). (По стихотворению В. В. Маяковского «Послушайте!»)
    705
    «Свет» и «покой» в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
    701
    Тема человека в русской литературе. (По рассказу И. С. Тургенева «Певцы»)
    685
    Изображение природы в русской поэзии XIX века
    685
    Поиски цели и смысла жизни человека в русской классической литературе. (По рассказу Л. Н. Толстого «После бала»)
    681
    Философская лирика А. С. Пушкина
    674
    Лирические отступления в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
    670
    Человек в эпоху сталинизма. (По рассказам В. Шаламова)
    658
    Образ Санкт-Петербурга в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»
    655
    Поиски человеком смысла жизни в произведениях А. П. Платонова
    652
    Образ Репетилова в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
    644
    Тема судьбы поколения и поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова
    633
    Образ современника в отечественной прозе последних десятилетий. (По прозе В. Пелевина)
    631
    «У любви тысячи аспектов, и в каждом из них – свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание» (К. Г. Паустовский). (По роману И. А. Гончарова «Обломов»)
    629
    Помещики и чиновники в изображении Н. В. Гоголя
    626
    Нравственная проблематика одного из произведений современной отечественной прозы. (По роману Т. Толстой «Кысь»)
    616
    Мои любимые стихи А. А. Блока и С. А. Есенина, посвященные России
    590
    «Творец всегда изображается в своем творении и часто – против воли своей» (Н. М. Карамзин). (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)
    589
    Почему Н. В. Гоголь заканчивает комедию «Ревизор» «немой сценой»?
    588
    «Человек – это… живая загадка» (С. Н. Булгаков). (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
    562
    «В важные эпохи жизни иногда в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства…» (М. Ю. Лермонтов). (По рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»)
    549
    Тема времени в пьесе А. П. Чехова «Три сестры»
    547
    Женские образы в прозе И. С. Тургенева. (По роману «Отцы и дети»)
    543
    Образ Родины в лирике С. А. Есенина
    538
    Суровые нравы города Калинова. (По пьесе А. Н. Островского «Гроза»)
    537
    «Признание всякой духовной деятельности – в постоянном искании правды и смысла жизни» (А. П. Чехов). (По произведениям А. П. Чехова)
    535
    Тема духовного перерождения в рассказах А. П. Чехова
    523
    «Без страстей и противоречий нет жизни…» (В. Г. Белинский). (По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)
    522
    Современный читатель и современный писатель. (Читая романы Бориса Акунина о Фандорине)
    522
    «Справедливость требует вступаться за людей страдающих» (Н. Г. Чернышевский). (По произведениям Ф. М. Достоевского)
    516
    «Тайны ремесла» в лирике А. А. Ахматовой
    516
    Нравственная проблематика одного из произведений современной отечественной прозы. (По рассказу В. Пелевина «Девятый сон Веры Павловны»)
    502
    Образы «футлярных людей» в рассказах А. П. Чехова
    501
    Тема дружбы в лирике А. С. Пушкина
    499
    «Всякая благородная личность глубоко осознает свои кровные связи с отечеством» (В. Г. Белинский)
    499
    «Человек – это… живая загадка» (С. Н. Булгаков). (По рассказу И. С. Тургенева «Хорь и Калиныч»)
    497
    В чем состоит своеобразие любовной лирики А. С. Пушкина?
    496
    Что вызывает протест у героя ранней лирики В. В. Маяковского?
    493
    «Настоящий писатель – то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди» (А. П. Чехов). Читая любимые строки русской поэзии. (По произведениям Н. А. Некрасова)
    484
    Портретные характеристики персонажей в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
    477
    «В чем же причина того, что отношения между Онегиным и Татьяной сложились так нелепо трагически?» (Г. А. Гуковский). (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)
    475
    Как развивается тема свободы в лирике А. С. Пушкина?
    474
    «У истинного таланта каждое лицо – тип, и каждый тип для читателя есть знакомый незнакомец…» (В. Г. Белинский). (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)
    465

  3. Сочинение на тему: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИСТОРИЯ

    Историческая наука выделилась в России в самостоятель­ную область знаний примерно в 18 столетии.
    В художественных произведениях разных писателей до­вольно часто встречаются образы различных исторических де­ятелей.
    Владимир Мономах («Поучение Владимира Мономаха»), князь Игорь («Слово о полку Игореве»), Петр I (А.С. Пушкин «Полтава», «Медный всадник»), князь Олег (А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»), Пугачев (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»), Иван Грозный (М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова»), Наполеон, Кутузов, Александр I (Л.Н. Толстой «Война и мир»), император Александр 1 (Н.С. Лесков «Левша»).
    Писатели нередко воспроизводили в своих произведени­ях важные исторические события. Например, это поход князя Игоря на половцев в произведении древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Неизвестный автор с болью расска­зал об этом походе, таким образом выдвигая идею объединения русских людей.
    В поэме Пушкина «Медный всадник» показано основание Санкт-Петербурга, изображено одно из наводнений, которое унесло много жизней, разрушило судьбу главного героя Ев­гения.
    В поэме «Полтава» А.С. Пушкина изображена битва русских со шведами, где главными героями являются шведский импе­ратор Карл и русский царь Петр 1. В трагедии «Борис Годунов» показано.время Смуты, которое предшествовало восхождению на престол самозванца Лжедмитрия.
    В аллегорической (иносказательной) форме изображено в баснях нашествие французов на Россию в 1812 году. В стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино» показан необычайный героизм русских людей во время Бородинского сражения.

  4. Сочинения – русская литература
    Образы разночинцев в романе И.С. Тургенева “Отцы и Дети” и в романе Н.Г. Чернышевского
    “Что делать?”.
    И.С. Тургенев и Н.Г. Чернышевский писатели второй половины XIX века. Оба автора занимались общественно-политической деятельностью, были сотрудниками журналов “Современник” и “Отечественные записки”.
    Н.Г. Чернышевский был идейным вождем, противником крепостного права. В своих произведениях писатели выступили за освобождение народа. Главным героями этих двух романов являются Е. Базаров и Рахметов – революционеры-разночинцы. Нужно отметить, что один из них выходит из дворянской семьи – это Рахметов, который ради своих принципов продает полученное наследство и полностью посвящает себя достижению великой, по его мнению, цели. Рахметов не мог и не хотел мириться с отсутствием привычки к труду и с ограниченностью интересов дворян. Он полностью посвятил себя русскому народу. Герой постоянно развивал свою силу, нагружал тело физическими упражнениями: колол дрова, спал на гвоздях, так как знал, что для достижения своей цели ему придется вынести не мало испытаний. Близость его к народу так же подчеркивает прозвище Никитушки Лемов дарованное ему русскими людьми. Обладая огромным мужеством, Рахметов отказывается от любви и счастья, так как знает, что его призвание в другом – он хочет видеть народ счастливым, и свободным.
    Евгений Базаров в чем-то похож на революционера Рахметова. Но второй герой не так сильно любит русский народ. В романе “Отцы и дети” П.П. Кирсанов обвиняет Базарова в плохом отношении к людям. На что нигилист отвечает: “А что ж коли он заслуживает презрения”. Евгений считает русских людей темными, с ограниченным интеллектом, но он выступает за революцию, которая должна заставить дворян трудиться и уничтожить крепостное право. Нужно отметить, что Базаров также отказывается от любви, как и Рахметов, он вообще отрицает какие-либо чувства, называя все это “романтизмом” – “вздором”.
    Рахметов и Базаров очень образованные люди. Евгений прослушал курс медицинских наук, что приучило его доверять только своему опыту. И Рахметов также студент-медик, он много читает и развивает свой умственный кругозор. Люди такой породы полностью посвящают себя достижению своих принципов, которые являются для них целью исторической важности.
    И.С. Тургенев и Н.Г. Чернышевский показали людей, которые вели Россию к великому и светлому будущему, они полны силы – всеми достойными качествами. Базаров и Рахметов – это новое поколение, выразители прогрессивных идей и мыслей, выступающие против угнетенных народа. Недаром Тургенев писал, что: “в нашем молодом поколении вся наша надежда”.
    Образ Печорина.
    Роман “Герой нашего времени” Лермонтов начал писать в 1838г. Уже через два года роман вышел отдельным изданием. В отличии от прежних своих творений Лермонтов, создавая “Героя нашего времени”, уже не воображал жизнь, а рисовал такой, какой она являлась в действительности. “Герой нашего времени” – роман о России, о судьбе и трагедии русского человека.
    Конечно, главная роль в романе – это роль Печорина. Из описания Максим Максимовича мы узнаем о Печорине вот что: “Он был такой новенький. Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут – а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один на один; бывало, по целым часам слова не добьешься, зато уж иногда как начнет рассказывать, так животики надорвешь со смеха… Да-с с большими странностями, и, должно быть, богатый человек: сколько у него было разных дорогих вещиц…” Отсюда мы узнаем о двойственности характера Печорина, о его странностях. Немного позже мы уже видим его портрет.
    Печорин был среднего роста, стройный, крепкого телосложения. Вполне порядочный человек, лет тридцати. Несмотря на крепкое телосложение, у него была “маленькая аристократическая ручка”. Походка его была небрежна и ленива. Он обладал скрытостью характера. “Его кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб, на котором, только при долгом наблюдении, можно было заметить следы морщин. Несмотря на светлый цвет волос, его усы и борода были черные.” У него был немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза. Глаза его не смеялись, когда смеялся он. Их блеск был подобен блеску “гладкой стали”, ослепительный и холодный. Он был очень не дурен и имел одну из тех “оригинальных физиономий, которые особенно нравятся женщинам светским”. Печорин – “внутренний человек”. В его личности господствует присущий героям Лермонтова романтический комплекс, неудовлетворенность действительностью, высокое беспокойство и скрытое стремление к лучшей жизни. Поэтизируя эти качества Печорина, его острую критическую мысль, мятежную волю и способность к борьбе, выявляя его трагически вынужденное одиночество, Лермонтов отмечает и резко отрицательные, откровенные проявления печоринского индивидуализма, не отделяя их от личности героя в целом. В романе ярко выражается эгоистический индивидуализм Печорина. Моральная несостоятельность поведения Печорина по отношению к Бэле, к Мери и к Максиму Максимовичу. Лермонтов выделяет разрушительные процессы, происходящие в Печорине: его тоску, бесплодные метания, измельчание интересов. Сопоставляя “героя” эпохи Печорина с теми, кто отнюдь не мог претендовать на это звание, – с “естественным человеком” Бэлой и с “простым человеком” Максим Максимовичем, лишенными интеллекта Печорина и его зоркости, мы видим не только интеллектуальное превосходство, но и духовное неблагополучие и неполноту главного персонажа. Личности Печорина в ее эгоистических проявлениях, вытекающих, прежде всего, из условий эпохи, не освобождается от своей индивидуальной ответственности, суда совести.
    Печорин жестоко обращается с людьми. Так, например: сначала он похищает Бэлу и пытается понравится ей. Но когда Бэла влюбляется в Печорина, он бросает ее. Даже после смерти Бэлы он не меняется в лице и в ответ на утешения Максим Максимовича смеется.
    После долгой разлуки, холодная встреча с Максим Максимовичем, который считает Печорина своим лучшим другом, и очень огорчается такому отношению к себе.
    С княжной Мери он поступает почти так – же, как с Бэлой. Только для того, чтобы развлечься, он начинает ухаживать за Мери. Видя это, Грушницкий вызывает Печорина на дуэль, они стреляются, и Печорин убивает Грушницкого. После этого Мери признается в любви Печорину и просит остаться, но он холодно произносит: “Я вас не люблю”.
    И суд, ведущий к возмездию, совершается над Печориным, в котором зло, отрываясь во многом от его “добрых” источников, разрушает не только то, на что оно направлено, но также его собственную личность, от природы своей благородную и поэтому не выдерживающую своего внутреннего зла. Возмездие обрушивается на Печорина со стороны людей.
    Печорин как тип лишнего человека в романе М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”.
    Лермонтов писал, что история жизни человека бывает порой интересней истории целого народа. В романе “Герой нашего времени” он показал моменты жизни человека, лишнего для своей эпохи. Этим человеком является Печорин, который в силу обстоятельств, становится “лишним человеком”. Писатель раскрывает причины сделавшие Печорина “земной ненужностью” на этом свете.
    Трагедия его состоит в том, что несмотря на свои способности, герой не может найти себе место в жизни у него нет цели. И его силы находятся на приключения. Критики, сравнивая Печорина с Онегиным, говорили: “Если Онегин скучает, то Печорин глубоко страдает”. Это объясняется тем, что “герой нашего времени” живет во время жестоких гонений всего передового, которые наступили после разгрома декабристов. Онегин может отдать свои силы на борьбу за народное дело, но он не делает этого. Печорин такой возможности не имеет. Свои богатые духовные силы он растрачивает по мелочам: разрушает жизнь честных контрабандистов, приносит горе Вере и княжне Мери, по его вине убивают Бэлу, Грушницкий погибает от его руки.
    Но Печорин стал таким не по своей воле. Таким его сделало общество. В дневнике он пишет, что в детстве он говорил правду, но ему не верили. И он стал лгать. Он пытался любить весь мир, но над ним смеялись, и он стал злым.
    Печорин хотел увлечься литературной работой, но это ему надоело. Надоело ему и светское общество. И Печорин пускается в странствия. Лермонтов показывает читателю лишь некоторые эпизоды его жизни, когда его характер уже сформировался. Писатель прямо не осуждает своего героя, но он показывает всю несостоятельность этого образа. Она подчеркивается портретом Печорина, его характером, поступками.
    Максим Максимович вспоминает, что душа Печорина состояла из одних противоречий. У него крепкое телосложение, но появляется непривычная слабость, ему тридцать лет, но в лице есть что-то детское, когда он смеялся, его глаза оставались грустными.
    Печорин погибает. Этим Лермонтов показал, что человек, который живет без цели в жизни, не нужен обществу. Своим романом автор хотел вывести молодежь на путь борьбы, говоря ей: “как жизнь скучна, когда боренья нет!” Чтобы подчеркнуть типичность образа Печорина для России, Лермонтов называет свой роман “Герой нашего времени”. Показывая, что его герой – характерное явление для России того времени.
    “Добрые, сильные, честные и умеющие” в романе Н.Г Чернышевского “Что Делать?”.
    Н.Г. Чернышевский писатель второй половины XIX века. Он занимался общественно- политической деятельностью, так как был идейным вождем разночинцев, руководителем политической борьбы за освобождение крестьянства. Все свои революционные взгляды писатель отразил в романе “Что делать?”. В произведении автор показал утопическую идею, создав общество будущего, где все люди счастливы и беззаботны, свободны и веселы, где до небес возвышаются огромные здания, на полях работают машины, и где “люди живут радостно, отдыхая после радости труда”. В своем романе Чернышевский изобразил это общество неслучайно, он хотел сказать, что такое будущее создадут новые люди, такие как Вера Павловна, Лопухов, Кирсанов и “особенный человек”, “орел” Рахметов. Именно он – “сильный и умеющий” человек, близкий к народу, ведет Россию к светлому будущему. Готовясь к общественному перевороту, к “дренажу”, который должен заставить дворян трудиться, он знал, что ему придется вынести не мало испытаний на своем пути для того, чтобы достичь заветной цели – освобождения народа. Рахметов постоянно тренирует свое тело, нагружая себя физическими упражнениями: спит на гвоздях, колет дрова, наверное, пытаясь понять способен ли он на достижение этой не легкой цели. Сам герой по своему происхождению из дворянской семьи, но он продает все свое наследство, так как не может и не хочет принимать такую пустоту интересов аристократов. Обладая огромным мужеством, Рахметов отказывается от любви и счастья которое для всех остальных является смыслом их жизни. Такие люди сливаются с общим делом так, что оно становиться для них необходимостью.
    “Добрые и честные” люди, на мой взгляд, это Лопухов, Кирсанов и Вера Павловна. На все происходящее они смотрят по-другому, по-новому. Эти люди видят “выгоду” в значимости своего труда, в наслаждении творить добро для других. Они также приносят пользу окружающим, занимаясь каждый своим делом; Лопухов – наукой, а Вера Павловна, устраивая швейные мастерские.
    Очень благородно и хорошо эти люди решают проблемы драматической любви. Когда Лопухов узнает о чувствах своей жены к собственному другу, он уступает место товарищу, уходя со сцены, принося этим пользу и любящей паре, и себе. Производя “расчет выгод”, герой испытывает радостное чувство удовлетворения от порядочного, честного и доброго поступка.
    Чернышевский убежден, что неравенство между мужчиной и женщиной является основным источником проблемы любовных драм. Николай Гаврилович надеется, что эмансипация существенно изменит характер, любви: исчезнет ревность, и женщина не будет так сосредотачиваться на своих чувствах.
    Прекрасные качества этих героев вносят в жизнь душевное равновесие. Доброта, честность, сила и умение – что-то, чего так не хватает нам. Они новые люди, принадлежат к той породе людей, для которых великое общественное дело исторической важности, стало высшим смыслом их жизни.
    Базаров
    Конец 50-х начало 60-х годов XIX века было временем подготовки крестьянской реформы. На смену либералам приходят разночинцы демократы. В то время в России были люди, которые защищали старые порядки, но были и такие, которые стремились к ломке господствующих отношений. Сторонников старых порядков Тургенев показал в своем произведении в образе “отцов”, а “новых” – в образах “детей”. Конфликт настоящего и прошлого отражен в романе ”отцы и дети”, начатом автором в 1860 году.
    Базаров – главный герой романа, сын скромного уездного лекаря, “новый” человек – “нигилист”, “бунтарь”. Образование получил в Петербурге, у него небрежные манеры, говорит он кратко и отрывисто, резок и грубоват. Базаров о самом себе говорит, что он “не мягкое существо”, что “изящная сторона жизни” ему недоступна. Он мало уделял внимания своей внешности. Так в имение Кирсановых он приехал в длинном балахоне с кистями и подал Николаю Петровичу обнаженную, красную руку, никогда не знавшую перчаток.
    Базаров – врач по образованию. Его привлекает естественные науки, потому что они отражаются на опыте. Он считает, что “порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта”. Окружающие явления он рассматривает с точки зрения “пользы” . “Природа не храм, а мастерская” – говорит он. Его речи и поступки иногда циничные, когда он отрицает эстетику, искусство, романтику женской любви.
    Базаров – человек острого ума, крепкая, волевая, честная натура. Этот человек не умеет лицемерить и притворяться. “Всякий человек сам себя воспитать должен” – считал он.
    Базаров – любит труд. Он встает рано утром и отправляется бродить по лугам, где собирает различные травы, насекомых, вылавливает лягушек, а затем исследует их.
    Сила Базарова в его целеустремленности, смелости, широте взглядов, способности к самоанализу. Базаров “владел особенным умением возбуждать к себе доверие в людях низших, хотя он никогда не потакал им и обходился с ними небрежно”.
    Однажды он сказал Аркадию, что возненавидел “этого последнего мужика, Филиппа или Сидора, для которого … должен из кожи лезть и который … даже спасибо не скажет”.
    Простой люд не чурается его. Но когда он презрительно подтрунивая, заговорил с одним мужиком, тот сказал о Базарове: “Болтал кое – что … известно, барин; разве он понимает”.
    Павел Петрович Кирсанов возненавидел Базарова, со дня приезда его в Марьино. Он чувствовал в нем сильного противника, но в конце концов он делает признание: “Я начинаю думать, что Базаров был прав, когда упрекал меня в аристократизме. Нет, милый брат, полно нам ломаться и думать о свете: мы люди уже старые и смирные, пора нам отложить в сторону всякую суету … ”.
    Принцип Павла Петровича – защитить старый порядок, Базаров старался его уничтожить. Базаров побеждает Кирсаного в споре, доказывая превосходство нового над старым.

  5. Роль русской литературы очень трудно переоценить. Эта роль многогранна, как и сама литература. Горький писал: «Наша литература – наша гордость».
    «Вершиной мирового гуманизма» – называют русскую литературу. Классическая русская литература – это образец для многих людей. Все тот же Максим Горький писал:
    «Гигант Пушкин – величайшая гордость наша и самое полное выражение духовных сил России, а беспощадный к себе и людям Гоголь, тоскующий Лермонтов, грустный Тургенев, гневный Некрасов, великий бунтовщик Толстой, … , Достоевский, чародей языка Островский – не похожие друг на друга, как это может быть у нас Руси», а мы добавим, что они наши пророки, учителя, совесть нации.
    К их творчеству, к творчеству других русских писателей человек обращается всю свою жизнь: ищет ответы на волнующие душу вопросы, постигает науку взаимоотношений людей, полов, учится жить.
    Великими писателями-психологами есть Ф.Достоевский, Л.Толстой, А.Чехов. На примере их литературных героев мы понимаем, что такое добро и зло, что помогает человеку развиваться и идти дальше. Мы понимаем, что такое соблазн, который ведет к нравственному падению человека. Читая их произведения, мы учимся делать правильный выбор в жизни, разбираться в людях и в себе самом, объективно оценивать окружающий мир.
    О Тургеневе Белинский писал, что он писатель, в душе которого «вся скорбь и вопросы русского народа». А еще, по словам того же Белинского, этот писатель обладает умением необыкновенно изображать картины русской природы. Описанные им пейзажи воспитывают любовь к Родине, чувство патриотизма. Социально-психологические романы Тургенева раскрывают тонкую душу русской женщины.
    Говоря о русской литературе, нельзя не вспомнить о русской поэзии, ведь творчество многих русских поэтов знаменито на весь мир.
    Пушкин… Кто не любит его творчество? Дети любят его сказки, впервые влюбленная девушка утирая слезы читает любовную лирику поэта, а любители созерцать русские пейзажи наизусть цитируют те или другие его стихи. У них, правда, точность в подборе слов и поэтому в его творчестве мы находим себя. Читая его произведения, – мы верим ему, мы становимся лучше, мы исправляем свои ошибки, мы учимся любить.
    А как же не вспомнить творчество Фета, Тютчева? Они поэты-художники русской природы. Их творчество играет большую роль в эстетическом воспитании человека. Они пробуждают в нем наблюдательность, внимательность, чувство любви к природе. «Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом», – писал Тютчев просто, но лучше не скажешь. Ты не только слышишь, но и видишь несмелые раскаты грома и даже чувствуешь запах первой весенней грозы. Или «Есть в осени первоначальной. Короткая, но дивная пора — Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера…», – ну как же точнее сказать о теплом периоде осени, «бабьем лете».
    Давайте вспомним творчество Некрасова. Его понимание простой русской души, души русской женщины – ни с чем не сравнимы. Строки его произведений проникнуты тревого за судьбу русского человека, пробуждают в нас чувство сострадания.
    Вся русская литература учит быть человеком. Человеком – Личностью! Русская литература – это бесценное наше достояние, это учебник жизни, по которому учились наши родители, учимся мы.

  6. Литература представляет собой духовное богатство человечества. Она вбирает в себя прекрасный внутренний мир многих писателей. Литература это один из одних способов самовыражения человека. Каждый может написать свое особенное произведение, которое может стать шедевром и жить веками.
    Литература знакомит нас не только с внутренним миром писателей, но также с бытом, традиция, нравами общества на определенном промежутке времени. Есть произведения, которым сотни лет, но по-прежнему остаются актуальными. Произведения Шекспира до сих пор популярны. Снимаются фильмы по его произведения, но время показано наше. Режиссеры связывают между собой века, переплетают их в один временной отрезок.
    Литература помогает шире взглянуть на мир, почувствовать его глубину, сложность и неповторимость. Иногда одно произведение может изменить мировоззрение, изменить человека. Литература воспитывает, воздействует на многих людей, заставляя их испытывать определенные эмоции, погружаться в неизведанные миры.
    Нынешнее поколение может сказать спасибо всем, кто сохранил этот бесценный клад, который не является материальным, но также помогает жить и развиваться человечеству. И в наше время появляются интересные произведения, которые производят огромное впечатление. Роман в три тома, или маленькое четверостишье, помогают нам лучше познать себя, других людей, окружающий мир. Так важно сохранить это богатство, пополнить его и передать следующему поколению.

  7. XIX век
    Древнерусская литература
    Мифы
    О Великой Отчественной войне
    Обзорные темы по произведениям русской литературы XX века
    Песни
    Поэты античной литературы
    Прочее
    Разное
    Русская литература конца 20 столетия
    Сатирическая проза 20-30-х годов
    Серебряный век русской поэзии
    Слово о полку Игореве
    Современная авторская песня
    Современные поэты
    Сочинения на свободную тему (5-11 кл)
    Тема любви
    Тема сталинизма в литературе
    Фольклор
    &#8226 Наверх &#8226
    До того, как начать писать сочинение на выбранную тему, прочитай наши советы и старайся следовать им!

    Вот несколько обязательных советов по написанию сочинения:

    Школьное сочинение состоит из предисловия, главной части и вывода.
    Предисловие и вывод – это тридцать процентов всего сочинения. Не более.
    Для хорошей работы составьте проект на черновике по нашим советам.
    Содержание сочинения обязано раскрывать главное – его тему.
    Сочинение не может быть обычным пересказом своими словами.
    Хорошо показать свою эрудицию и искусство сравнивать, задействуя в сочинении образцы из иных творений, из жизни. Хотя не переборщи с этим, не уходи от главной темы.
    Дели своё сочинение на абзацы и части – учителя любят это.

    Последовательность написания сочинения:

    Проект сочинения на черновике.
    Что делать в черновике? В мыслях задай себе вопрос об основной теме сочинения. Ответ на него и станет главной идей твоей работы. Запиши. Далее пиши пункты, по которым ты будешь двигаться в своем сочинении. Это поможет тебе лучше ориентироваться в чистовике. Не бойся что-то вычеркивать.
    Предисловие
    Предисловие очень важная часть сочинения – не забывай это. Есть разные варианты предисловия сочинения.
    Можно начать с описания времени, когда происходило действие произведения. Можно – вставить эпиграф из любого литературного произведения, тем самым подтвердив свою начитанность. Или, например, сравнить это произведение с каким-то другим. Также можно описать свой жизненный опыт. Экспериментируй!
    Главная часть
    Эту часть пиши, следуя проекту на черновике. Главное – постарайся конкретно дать ответ на тот самый вопрос, докажи его верность, подкрепляя это цитатами и собственным красноречием.
    Здесь можно использовать такие приемы, как спор с воображаемым оппонентом. И не дай этому оппоненту победить тебя, доказывай свою правоту. Приводи примеры. Побеждай!
    Вывод
    В этой части ты должен правильно и точно указать на главное из всего написанного в сочинении. Подумай, над проблемой вечности, так как любой писатель вкладывал в свое произведение и эту проблему тоже. Взгляни на то, как отразилось произведение на тебе самом и в целом современниках. Как оно изменило мир и почему. Что еще оно принесет людям. Залог успеха сочинения во много кроется в этой часть. Не поленись!
    Надеемся наши советы, помогут тебе грамотно, а главное – необычно написать сочинение на любую тему. Следуй им и все получится!
    Искренне Ваш, vsekratko.ru

    Еще несколько рекомендаций по написанию сочинения:

    «Тема не раскрыта полностью», «сочинение написано не на ту тему», «не доказана основная мысль сочинения», «выводы сделаны неправильные» — эти упреки постоянно слышит ученик при оценке его сочинения.
    Действительно, необходимо, чтоб ученик четко сформулировал для себя как непосредственно тему сочинения, так его основную мысль.
    Ученик, прежде чем приступить к написанию сочинения, должен четко представить, о чем он хочет и будет писать, какая цель его сочинения и как он будет вести свой рассказ. Одним словом, ученик, перед написанием сочинения, обязан определить тему, главную (основную) мысль и способ, каким материал будет изложен. Рассмотрим подробнее каждое из требований.
    Тема — это вопрос, на который нам предстоит ответить при написании сочинения. Также темой может быть проблема, которую мы затрагиваем. В общем все самое главное, о чем повествует сочинение.
    Главная (основная) мысль сочинения — это исчерпывающий ответ на заданный темой вопрос, нахождение решения поставленной проблемы или размышления о ей решении, если проблема не подразумевает решения.
    Материал в сочинении может быть изложен в самой разнообразной форме – здесь нет каких-либо ограничений. Это может быть и описание, и рассуждение, и повествование. Также можно смело сочетать эти формы, руководствуясь вкусом. Из жанров хороши для написания сочинения также все виды: хоть сравнительная характеристика, хоть отзыв или рецензия, хоть критическая статья или литературный портрет. Подойдут также: фельетон, эпистолярный жанр, репортаж, дневник, воспоминания, очерк, рассказ, и многие многие другие.
    Определившись с темой, главной (основной) мыслью сочинения, а также способом, каким сочинение будет рассказано, необходимо начать подбирать аргументы, при помощи которых будет
    ?

  8. Великие произведения литературы никогда не утрачи­вают своей свежести и красоты, пусть даже история их происхождения теряется в веках. Одним из таких произведе­ний является «Слово о полку Игореве» — замечательный памятник древнерусской литературы. «Слово» по праву на­зывают уникальным произведением. Эта уникальность зак­лючается, прежде всего, в сочетании исторической прав­ды с высокой художественной образностью.
    Уникальность «Слова» и в гармоничном содержании. В поэме нет ничего лишнего, второстепенного. В ней каж­дый образ, каждый символ, каждая сцена и каждая фраза имеют определенную завершенность и обладают важным смыслом. В поэме присутствуют образы княжеской дружины и русского народа, Родины и идеального правителя. В ней широко представлены фольклорная стихия и феодальная символика. Но особенно богато поэма насыщена образами и символами природы. Неслучайно многие исследователи говорят о «Слове» как о лирическом произведении. Образы и символы природы одухотворяют поэму, наполняют ее богатой звуковой и цветовой палитрой. Автор соединяет человека и природу в едином пространстве, делает их вза­имозависимыми. Перенесение человеческих свойств на при­роду, а природных свойств на человека помогает ему со­здать живописную картину событий, раскрыть духовный мир современника.
    Следуя за авторским описанием природы, «Слово о пол­ку Игореве» можно условно разделить на две части. В пер­вой из них рассказывается о походе русского войска под началом князя Игоря в «поле незнаемое». Вторая часть содержит рассказ о последствиях этого похода и обраще­ние к русским князьям с призывом оставить крамолы и объединиться перед лицом общей беды. И в первой, и во второй части образы и символы природы занимают значительное место. В каждой части они играют особую роль. Природа Русской земли целиком и полностью нахо­дится на стороне русских воинов. Она различными спосо­бами и проявлениями старается предупредить князя Иго­ря, оградить русское войско от неминуемой погибели.
    В самом начале похода князь Игорь получает от при­роды грозное предзнаменование в виде солнечного затме­ния: «Тогда Игорь глянул на светлое солнце и увидел вои­нов своих тьмою прикрытых». Но как нет согласия в отно­шениях между людьми, так нет его и в отношениях человека и природы. Князь Игорь игнорирует природное знамение, потому что «ум князя уступил желанию».
    Природа остается верной человеку. Она не оставляет тщетных попыток предупредить русских воинов, оградить их от неизбежной опасности. По воле автора природа ста­новится одним из действующих лиц поэмы. В своих неис­числимых проявлениях она пытается задержать Игоря и его войско, не дать им удалиться за пределы Русской земли. Предгрозовыми стонами и звериным свистом у са­мой границы Русской земли с Полем половецким природа будто в последний раз умоляет князя Игоря отказаться от совершения опрометчивого поступка. Но «Игорь к Дону воинов ведет!». Русская земля оказывается за погранич­ным холмом, и природа уже не в силах повлиять на по­ступки людей, изменить предначертанное судьбой. Она как бы теряет свою охранительную силу.
    Подобная потеря приводит к резкой перемене в приро­де. В своих проявлениях она становится настороженно-тре- вожной. Она уже не предупреждает. Теперь Игоря и его войско «подстерегают птицы по дубам; волки грозу поды­мают по оврагам; орлы клекотом на кости зверей зовут; лисицы брешут на червленые щиты». Природа, таким об­разом, обладает предвидением будущего. Русские полки еще только вступили на «землю незнаемую», а природа во всех своих проявлениях уже готовится увидеть их бес­славный конец. Перемены в природе приводят к измене­нию световой гаммы: «Заря свет уронила, мгла поля при­крыла». Удаление в пределы «земли незнаемой» приводит к тому, что «щекот соловьиный уснул, говор галок пробу­дился».
    В первой стычке с половцами войско Игоря одерживает легкую победу. Воодушевленные успехом, русские начи­нают преследовать противника. И только природа не вы­ражает своего восторга по этому поводу. Теперь она как будто совершенно безразлична к судьбе Игоря и его войс­ка: «Кровавые зори свет возвещают; черные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца, а в них трепещут синие молнии». И среди этого обилия траурных тонов всплы­вает беспомощное восклицание, подчеркивающее необра­тимость событий: «О Русская земля! Уже ты за холмом!».
    Грубое пренебрежение сочувственным поведением при­роды оборачивается тем, что природа направляет свою силу против Игоря и его войска: «Вот ветры, внуки Стрибога, веют с моря стрелами на храбрые полки Игоревы. Земля гудит, реки мутно текут, пыль поля прикрывает». Даже солнце, которое перед началом похода явило Игорю свое знамение, перестает быть снисходительным к русскому войску. Лишь когда исход битвы стал очевиден, природа сменяет свои грозные проявления на сочувствие: «Никнет трава от жалости, а дерево с горем к земле приклони­лось».
    Автор прибегает к использованию образов и символов природы и во второй части поэмы. Например, при обра­щении к князьям он часто называет их соколами. И не только для того, чтобы подчеркнуть смелость, отвагу и мужество каждого в отдельности. Тем самым он призыва­ет их к единению, напоминает об общем происхождении. Ведь все русские князья имели одного предка — леген­дарного Рюрика, а их родовым символом был сокол.
    Относительная гармония в отношениях между челове­ком и природой устанавливается лишь после побега князя Игоря из плена. Природа как бы прощает людей за безрас­судство. Своего рода покаянием перед природой звучат слова князя, обращенные к реке Донец.
    Художественные образы природы в «Слове о полку Иго­реве» имеют объединяющее значение. Обращение к ним позволяет автору более полно и точно выразить свой при­зыв к единству. От начала и до конца поэма проникнута одухотворением и одушевлением природы. Подражая на­родной поэзии, автор соединяет человека и природу, наде­ляет их тесными родственными узами. Он стирает резкую грань между ними и тем самым показывает, что человек может быть силен природой, а природа мудра человеком. Их нельзя разделить, потому что они вечны и необходимы друг другу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *