Сочинение по русскому языку на тему поэзия

6 вариантов

  1. Категория: Сочинения по русскому языку
    Поэзия – не просто еще один жанр искусства слова, это способ преобразовать эмоции в слова, выплеснуть чувства на бумагу и заставить слушателя пережить, прочувствовать то же самое, что и автор. Поэзия прекрасно передает настроение, более ярко, чем проза.
    Главный инструмент поэзии – это невероятная образность, глубина . Поэзия способна вдохновить и возвысить, и в то же время может вызвать угнетение, печаль, заставить сердце болеть. Для поэта, стихи – это инструмент, позволяющий поделиться своими сокровенными мыслями, рассказать историю своей жизни.
    Поэзию недостаточно просто читать и анализировать, этот вид искусства нужно чувствовать, пропускать через себя. Поэзия – это музыка нервных окончаний, симфония человеческих чувств. Это не просто литературный жанр, поэзия – целый мир, живущий по своим законам и правилам. Поэт не тот, кто просто умеет подобрать рифму, поэт – дирижер оркестра человеческих чувств.
    Поэзия создана не только для выражения своих мыслей, она призвана обогатить читателя духовно. Она позволяет снять эмоциональное напряжение, или, наоборот, возбудить вихрь чувств, взбудоражить разум. В поэзии есть все – радость и печаль, наслаждение и боль, и, конечно же, любовь. Ведь именно о любви написано невероятное количество прекрасных стихотворений, именно любовь заставляет поэтов творить. Любовь и поэзия неразделимы, они всегда идут рука об руку.
    Конечно, если бы вдруг исчезла поэзия, мир остался бы стоять как прежде, но обнищал бы духовно, потерял свою остроту. Литература лишилась бы своей самой яркой составляющей.
    Сейчас смотрят:{module Сейчас смотрят:}

  2. Сочинение на тему “Русская поэзия”

    Ответы:

    Образ природы является традиционным в русской литературе. Многие авторы, творившие в XIX веке, связывали с природой свои представления о гармонии, о правильном устройстве жизни. Эта тема звучит в творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. А. Фета, Ф. И. Тютчева, Н. А. Некрасова и других поэтов.
    В лирике Пушкина образ природы присутствует уже в ранних произведениях. Так, стихотворение «Деревня» состоит из двух частей, противопоставленных друг другу. Первая часть – описание природы. Возникает образ деревни – «приют спокойствия, трудов и вдохновенья» , где «везде следы довольства и труда» . Здесь царит гармония, потому что природа не нарушает Законов. Лирический герой предпочел спокойную деревенскую жизнь с ее «мирным шумом дубров» и «тишиной полей» суетной городской жизни с «порочным двором Цирцей» , «роскошными пирами» , забавами и заблуждениями, потому что именно здесь лирический герой учится «свободною душой Закон боготворить» . Деревня предстает «лоном счастья и забвенья» .
    Особое место тема природы занимает в философской лирике А. С. Пушкина. В стихотворении «Брожу ли я вдоль улиц шумных… » прослеживаются размышления о смерти. Смерть рассматривается как закономерность, о чем свидетельствует спокойный и рассудительный тон пушкинского героя. Для него уход в мир иной неразрывно связан с бессмертием, которое, в свою очередь, выражается в двух аспектах. Прежде всего, оно проявляется в вечности природы:

  3. Умеющий услышать и, услыхав, погибающий, — он с нами. И вот ему — вся нежность нашей проклятой лирической души. И все проклятые яства с нашего демонского стола.
    А. Блок
    В эпиграф я вынес слова А. Блока, которыми он когда-то приглашал смелых людей на вселенский поэтический пир. Сегодня они бы прозвучали слишком напыщенно и театрально. Современная русская поэзия избегает громких слов и тем более таких ответственных обещаний. Поэзия наших дней по накалу явно уступает прозе. Отечественная поэзия как бы самоустранилась от выполнения своих извечных обязанностей Философа и Учителя. Процесс этот начался еще во второй половине семидесятых годов. Во всяком случае, так считают многие ведущие наши критики поэзии. Например, известный критик поэзии Ал. Михайлов склонен назвать этот процесс нормальным. Критик А. И. Павловский в соответствующем разделе двухтомной «Истории русской советской поэзии» говорит «о промежуточности» этапа. Критик С. Чупринин категоричен: «поколения не получилось, и нового Пушкина».
    В годы застоя поэт Василий Казанцев написал притчу, по-своему передающую суть положения в современной поэзии. Стихотворение не без сарказма названо им «Несчастливый поэт»:
    Говорил иносказаниями.
    Что ни строка — иносказание.
    Это очень трудно —
    Говорить иносказаниями.
    Но этого никто не заметил…
    Далее автор отмечает, что поэт попробовал говорить и напевным языком, и простым, но результат прежний: «Никто не заметил». Мне кажется, стоит расшифровать содержащуюся в этом стихотворении аллегорию буквально: упомянуты здесь и авангардисты, и бывшие «тихие», а также поэты так называемой «новой волны».
    К середине 70-х годов стало ясно, что жанровые тенденции, принявшие национальное начало за основу, — явление
    самостоятельное. В чем же его особенность и отличие? Это можно увидеть, обратившись к творчеству А. Жигулина:
    Осень, опять начинается осень,
    Листья плывут, чуть касаясь воды.
    И за деревней на свежем покосе
    Чисто и нежно желтеют скирды.
    От этих стихов явно веет классической элегией, «светлой» грустью. На этом горизонте ярко зажглась «Звезда полей» Николая Рубцова. Рубцова называли «тихим», и на это были свои основания. Ведь он сам написал строки:
    Тихая моя родина!
    Ивы, река, соловьи…
    Рубцову принадлежат и эти, не раз цитируемые критикой, строки:
    Останьтесь, останьтесь небесные синие своды.
    Останься, как сказка, веселье воскресных ночей!
    Пусть солнце на пашнях венчает обильные всходы
    Старинной короной своих восходящих лучей!
    Рубцов, по-моему, внедрил в современную поэзию некую программность, присущую лидерам художественного слова.
    Не менее интересное явление в современной русской поэзии — Юрий Кузнецов. Он претендует на раскрытие заветное «Тайны словян»:
    Что там шумит за небесной горой?
    Это проснулся великий покой.
    Что же нам делать?.. Великий покой
    Я разгоняю, как тучу, рукой.
    Образ проснувшегося богатыря, созданный Ю. Кузнецовым, постепенно уступил место глубокой нравственности лирического героя Олега Чухонцева, которая звучит в лучших стихах его сборника «Слуховое окно» и других:
    …кто нищ, бездомен и гоним,
    он, прах гребущий по дорогам,
    как Иов, не оставлен богом,
    но ревностно возлюблен им.
    Для Чухонцева в современной поэзии открывается путь к нравственному и духовному совершенствованию.
    О поэтах «новой волны» я бы сказал строками из стихотворения Андрея Вознесенского:
    Моей жизни часть эмигрировала.
    Здесь жила. Пустила корни.
    С интересом сейчас игривым
    рассматривает меня.
    Вознесенский, по-моему, явился предтечей поэтов «новой волны» и, к сожалению для новых авангардистов, до нынешнего часа не превзойден ими ни по таланту, ни по мастерству.
    Особенно хочется отметить явление в нашей поэзии Иосифа Бродского. Волею судьбы он оказался на самой вершине русской поэзии, став Нобелевским лауреатом. Когда-то, говорят, Бродский и Рубцов посещали одни литературные тусовки в Ленинграде. Но судьбы их сложились по-разному. Рубцов убежал от своих гонителей в вологодскую деревню, Бродский с рублем в кармане оказался за границей.
    В поэзии Бродского я открыл для себя новые мотивы и пути развития русской современной поэзии. Это прежде всего философская созерцательность, отвергающая, а вернее, не обращающая внимания на всяческие «корни», «почвы» и т.д. Для Бродского важен дух Человека Вселенной. И это естественно для поэта. Такой путь в поэзии открывает, на мой взгляд, новые возможности. Например, с высоты Человека Вселенной не грех всуе упомянуть о любом «идоле» любого государства:
    К правому делу Жуков десницы
    Больше уже не приложит в бою.
    Спи! У истории русской страницы
    Хватит для тех, кто в пехотном строю
    смело входили в чужие столицы,
    но возвращались в страхе в свою…
    Конечно, успехом творчества Иосифа Бродского не заканчивается разговор о современной русской поэзии. Пусть сегодня она находится не в самом лучшем своем состоянии. Но все же есть надежда, что вскоре явится некто и пригласит нас на очередной вселенскии поэтическии пир. Это несомненно так же, как по удачному сравнению, кажется, А. Вознесенского, в слове Россия слышится — поэзия.

  4. В чем главное отличие поэзии от прозы? Проза повествует о событиях, действиях. Она способна захватить, заставить плакать, радоваться, переживать. Но ничто не затрагивает чуткое человеческое сердце так, как поэзия. Поэтическим произведениям не обязателен четкий сюжет, захватывающее действие. Они затрагивают самые потаенные уголки души. Ведь поэзия в основе своей направлена на эмоциональное восприятие.
    Теперь перед нами встает вопрос: нужна ли поэзия в 21 веке, эпохе полной компьютеризации, невероятного технического прогресса?
    Я считаю, что, как бы далеко не зашло техническое развитие, человечеству не выжить без духовно-нравственных ориентиров. Именно это и несет миру поэзия. Безусловно, каждый уважающий себя человек должен знать имена А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, И. Бродского. Изучение их творчества необходимо для гармоничного развития личности.
    Каждый ребенок начинает свое серьезное ознакомление с поэзией со стихов Пушкина. Именно у него мы с детства учимся чувствовать красоту природы, трепетно относится к настоящей дружбе. В младших классах школы мы учим «Зимнее утро». Навсегда запоминаются чудесные строки Пушкина:
    Мороз и солнце; день чудесный!
    Еще ты дремлешь, друг прелестный —
    Пора, красавица, проснись:
    Открой сомкнуты негой взоры
    Навстречу северной Авроры,
    Звездою севера явись!
    Позже начинается изучение любовной лирики поэта. Я помню, как меня поразило стихотворение «Я вас любил…». Какое удивительно благородное отношение к любимой женщине чувствуется в строках:
    Я вас любил так искренно, так нежно,
    Как дай вам бог любимой быть другим.
    В старших классах школы ученики открывают для себя Пушкина как глубокого философа. Замечательно то, что его философия очень оптимистичная и жизнеутверждающая. Пушкин воспринимал жизнь мудро, считая, что все ее законы правильны. Человек должен спокойно воспринимать каждый период своей жизни, ведь «Что пройдет, то будет мило».
    Творчество Пушкина готовит читателя к восприятию глубоко философской, «космической» поэзии Ф. И. Тютчева. Лирику Ф. И. Тютчева можно разделить на пейзажную, философскую, любовную, политическую. Конечно, такое деление весьма условно. Его стихи философичны по глубине, по способности выйти к главным вопросам бытия: Жизнь и смерть, вера и безверие, хаос и космос.
    Ф. И. Тютчев вошел в историю русской литературы как продолжатель поэзии Золотого века, как философствующий романтик, как предтеча поэзии Серебряного века. Говорят, полюбить Тютчева в ранней юности невозможно, любовь к Тютчеву — признак взросления души. И слова поэта, обращенные к императрице Марии Александровне, всецело можно отнести к его поэзии:
    Кто б ни был ты, но, встретясь с ней,
    Душою чистой иль греховной,
    Ты вдруг почувствуешь живей,
    Что есть мир лучший, мир духовный…
    Поэзия развивает ум и душу человека. Есть много замечательных поэтов, чье творчество практически невозможно воспринимать без определенной «тренировки». Поэтому творчество Иосифа Бродского можно изучать только в старших классах. Бродский — поэт не столько эмоций, сколько мыслей. От его стихов ощущение неспящей, неостанавливающейся мысли. Он действительно живет не «где», а «когда». И хотя в его стихах Древний Рим возникает не реже, чем советский Ленинград или Америка, «когда» Бродского всегда современно, сиюминутно. Он уходит в прошлое, чтобы еще раз найти настоящее.
    Творчество Бродского отличается своей особенной философией. Философия — это всегда искание новых форм. На мой взгляд, Бродский очень оригинально и смело работал над поэтической формой своих стихотворений. Он часто использует прием переноса качества одного предмета на другой. Например:
    Темно-синее утро в заиндевевшей раме
    Напоминает улицу с горящими фонарями,
    ледяную дорожку, перекрестки, сугробы,
    толчею в раздевалке в восточном конце Европы.
    Там звучит «Ганнибал» из худого мешка на стуле,
    сильно пахнут подмышками брусья на физкультуре;
    что до черной доски, от которой мороз по коже,
    так и осталась черной. И сзади тоже.
    Исходя из всего выше сказанного, приходишь к выводу, что поэзия необходима человечеству, особенно людям 21 века. Развивая технические стороны жизни, никогда нельзя забывать о духовном развитии. Иначе прогресс будет чрезмерно однобоким. В век компьютеров и машин человеку необходимо постоянное напоминание о душе. Я считаю, что поэзия — это лучшая духовная пища для любого развитого человека.

  5. Умеющий услышать и, услыхав,
    погибающий, — он с нами. И вот
    ему — вся нежность нашей
    проклятой лирической души.
    И все проклятые яства с нашего
    демонского стола.
    А. Блок
    В эпиграф я вынес слова А. Блока, которыми он когда-то приглашал смелых людей на вселенский поэтический пир. Сегодня они бы прозвучали слишком напыщенно и театрально. Современная русская поэзия избегает громких слов и тем более таких ответственных обещаний. Поэзия наших дней по накалу явно уступает прозе. Отечественная поэзия как бы самоустранилась от выполнения своих извечных обязанностей Философа и Учителя. Процесс этот начался еще во второй половине семидесятых годов. Во всяком случае, так считают многие ведущие наши критики поэзии. Например, известный критик поэзии Ал. Михайлов склонен назвать этот процесс нормальным. Критик А. И. Павловский в соответствующем разделе двухтомной “Истории русской советской поэзии” говорит “о промежуточности” этапа. Критик С. Чупринин категоричен: “поколения не получилось, и нового Пушкина”.
    В годы застоя поэт Василий Казанцев написал притчу, по-своему передающую суть положения в современной поэзии. Стихотворение не без сарказма названо им “Несчастливый поэт”:
    Говорил иносказаниями.
    Что ни строка — иносказание.
    Это очень трудно —
    Говорить иносказаниями.
    Но этого никто не заметил…
    Далее автор отмечает, что поэт попробовал говорить и напевным языком, и простым, но результат прежний: “Никто не заметил”. Мне кажется, стоит расшифровать содержащуюся в этом стихотворении аллегорию буквально: упомянуты здесь и авангардисты, и бывшие “тихие”, а также поэты так называемой “новой волны”.
    К середине 70-х годов стало ясно, что жанровые тенденции, принявшие национальное начало за основу, — явление
    самостоятельное. В чем же его особенность и отличие? Это можно увидеть, обратившись к творчеству А. Жигулина:
    Осень, опять начинается осень,
    Листья плывут, чуть касаясь воды.
    И за деревней на свежем покосе
    Чисто и нежно желтеют скирды.
    От этих стихов явно веет классической элегией, “светлой” грустью. На этом горизонте ярко зажглась “Звезда полей” Николая Рубцова. Рубцова называли “тихим”, и на это были свои основания. Ведь он сам написал строки:
    Тихая моя родина!
    Ивы, река, соловьи…
    Рубцову принадлежат и эти, не раз цитируемые критикой, строки:
    Останьтесь, останьтесь небесные синие своды. Останься, как сказка, веселье воскресных ночей! Пусть солнце на пашнях венчает обильные всходы Старинной короной своих восходящих лучей!
    Рубцов, по-моему, внедрил в современную поэзию некую программность, присущую лидерам художественного слова.
    Не менее интересное явление в современной русской поэзии — Юрий Кузнецов. Он претендует на раскрытие заветное “Тайны словян”:
    Что там шумит за небесной горой?
    Это проснулся великий покой.
    Что же нам делать?.. Великий покой
    Я разгоняю, как тучу, рукой.
    Образ проснувшегося богатыря, созданный Ю. Кузнецовым, постепенно уступил место глубокой нравственности лирического героя Олега Чухонцева, которая звучит в лучших стихах его сборника “Слуховое окно” и других:
    …кто нищ, бездомен и гоним,
    он, прах гребущий по дорогам,
    как Иов, не оставлен богом,
    но ревностно возлюблен им.
    Для Чухонцева в современной поэзии открывается путь к нравственному и духовному совершенствованию.
    О поэтах “новой волны” я бы сказал строками из стихотворения Андрея Вознесенского:
    Моей жизни часть эмигрировала.
    Здесь жила. Пустила корни.
    С интересом сейчас игривым
    рассматривает меня.
    Вознесенский, по-моему, явился предтечей поэтов “новой волны” и, к сожалению для новых авангардистов, до нынешнего часа не превзойден ими ни по таланту, ни по мастерству.
    Особенно хочется отметить явление в нашей поэзии Иосифа Бродского. Волею судьбы он оказался на самой вершине русской поэзии, став Нобелевским лауреатом. Когда-то, говорят, Бродский и Рубцов посещали одни литературные тусовки в Ленинграде. Но судьбы их сложились по-разному. Рубцов убежал от своих гонителей в вологодскую деревню, Бродский с рублем в кармане оказался за границей.
    В поэзии Бродского я открыл для себя новые мотивы и пути развития русской современной поэзии. Это прежде всего философская созерцательность, отвергающая, а вернее, не обращающая внимания на всяческие “корни”, “почвы” и т.д. Для Бродского важен дух Человека Вселенной. И это естественно для поэта. Такой путь в поэзии открывает, на мой взгляд, новые возможности. Например, с высоты Человека Вселенной не грех всуе упомянуть о любом “идоле” любого государства:
    К правому делу Жуков десницы
    Больше уже не приложит в бою.
    Спи! У истории русской страницы
    Хватит для тех, кто в пехотном строю
    смело входили в чужие столицы,
    но возвращались в страхе в свою…
    Конечно, успехом творчества Иосифа Бродского не заканчивается разговор о современной русской поэзии. Пусть сегодня она находится не в самом лучшем своем состоянии. Но все же есть надежда, что вскоре явится некто и пригласит нас на очередной вселенский поэтический пир. Это несомненно так же, как по удачному сравнению, кажется, А. Вознесенского, в слове Россия слышится — поэзия.

  6. Русская литература играет огромную роль в мировой культуре. Еще Горький справедливо замечал, что это «наша гордость». Сегодняшние школьники часто не знают, как писать сочинение на тему: «Русская литература», так как не обладают достаточными навыками и знаниями. В чем же заключено значение произведений наших писателей?Русскую литературу часто называют «вершиной мирового гуманизма». Все классики так не похожи друг на друга, каждый из них внес в развитие культуры свое, что живо до сих пор. Достаточно упомянуть имена Пушкина, Лермонтова, Островского, Достоевского, Толстого… Их знает весь мир. Это наши учителя и пророки. Это совесть нации.
    Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова с уверенностью можно назвать не просто писателями, но великими психологами. Их произведения реалистичны, они учат различать добро и зло. Право выбора есть у каждого человека, и классики показывают, к чему ведет неправильное решение. С их помощью человек способен понять, что такое соблазн и что он ведет к нравственному падению.
    И.С.Тургенева один из литературных критиков В.Г.Белинский охарактеризовал как писателя, раскрывающего «скорбь… русского народа». Кроме того, Тургенев чувствовал русскую природу и умел ее изобразить так, как иной художник не изобразит на полотне. Писатель раскрывал красоту женской души, ее величие, жертвенность и умение любить.
    И.С.Пушкин… Редкий человек не только в России – в мире не знает этого имени. Детство проходит под сказки поэта, юность – под его любовную лирику, более зрелые годы встречают с прозой Пушкина. Он видел все аспекты русской жизни и умело, тонко раскрывал их в своих произведениях: будь то русская зима или народные традиции, политика или любовь. Не даром Белинский называл роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни». Многие вопросы, поднятые в творчестве поэта, актуальны и сегодня.
    А Ф.И.Тютчев или А.А.Фет? Это поэты-художники, запечатлевшие неповторимые мгновения русской природы. С раннего детства люди слушают их пейзажную лирику и учатся ценить окружающую их красоту. Это играет огромную роль в воспитании эстетического чувства. Описания природы в стихотворениях поэтов просты, но точны.
    Стоит упомянуть и о Н.А.Некрасове. Простая и вместе с тем могучая душа русского народа воплощена в каждой строке его стихотворений. Некрасов – первый гражданский поэт в России, призывающий не терпеть, восстать против произвола чиновников. Он знал жизнь народа изнутри.
    Многому, о чем говорит поэт, он был свидетелем лично. Так, события, описанные в стихотворении «Размышления у парадного подъезда», Некрасов наблюдал практически каждый день, ведь жил он как раз напротив такого подъезда. Нельзя не сказать и трагической судьбе русской женщины в творчестве поэта, о том, с каким сочувствием он писал о ней.
    Русская литература учит быть не просто человеком, а Личностью. Поэтому не стоит расстраиваться, получив домашним заданием сочинение на тему «Русская литература». Как писать его, подскажет опыт, полученный при чтении.
    Статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *