Сочинение по сотникову на тему нравственный выбор человека на войне

13 вариантов

  1. Война – это самое страшное наказание для человечества. Война приносит горе, беды, голод и смерть. Люди сами развязывают войны, сами страдают от них. Из-за многочисленных военных столкновений гибнут люди. Миллионы людей. Тысячи детей оставались сиротами по вине шальной пули или сброшенной на родной дом бомбы; только начинающие жить, совсем юные парни и даже девушки вынуждены отправляться на фронт, дабы защитить Родину от фашистского вторжения. Еды не хватало. Народ голодал, растягивая оставшиеся жалкие крупицы еды на долгие дни, чтобы выжить. Были даже зафиксированы случаи каннибализма – поедания человеком себе подобных (каннибализм имел место в блокадном Ленинграде). Война толкала людей даже на такие аморальные, из ряда вон выходящие поступки. И конечно, оказавшись на войне, человек невольно предстаёт перед нравственным выбором. Он должен сделать этот выбор. Предать Родину и сохранить жизнь, живя после как пресмыкающееся существо с тяжким грузом предательства, или с честью сложить голову, но остаться верным своей стране? Многие люди, оказавшись там, на войне, и увидев все её ужасы, не смогли сделать правильного выбора.
    О проблеме нравственного выбора человека на войне рассказывает нам повесть В. Быкова «Сотников» В ней говорится о двух партизанах – Сотникове и Рыбаке, которые пошли добывать для себя и сослуживцев продовольствие. Рыбак шёл легко и быстро, он был весел, а Сотников – напротив. Сотников был болен, хмур, ослаблен. Сотников кажется нам сразу слабой личностью. Однако мы понимаем, что это не так, когда двое партизан сталкиваются с немцами. Рыбак сразу убегает, а Сотников, будучи подстреленным фашистской пулей, остался отстреливаться от них. И вовсе убеждаемся мы в силе духа Сотникова тогда, когда он вместе с Рыбаком попадает в плен к немцам. Едва его вызвали на допрос, он сказал полицаю – следователю Портнову, – что правды говорить не будет, и, несмотря на все его угрозы и пытки, он не оступился от этого. А Рыбак – наоборот. Кажущийся внешне сильным, внутри он слабый, гнилой, не в меру хитрый человек. Он был вежлив со следователем, покорен ему. А затем, когда последовало предложение полицая сотрудничать с ними в обмен на сохранение жизни, Рыбак согласился и на это. «Сволочь», – сказал ему тогда не ожидавший такого поведения от Рыбака Сотников. После ликвидации у него мимолётом появилась мысль – сбежать, убежать прочь от фашистов. Однако он оказался неспособен и на это.
    Война – это то время, когда полностью раскрываются положительные качества будущего героя или отрицательные – будущего предателя. В повести Василя Быкова, например, героем оказался Сотников, а Рыбак – трусом. Каждый из них сделал для себя нравственный выбор. Сотников был готов отдать свою жизнь за Родину, за друга (перед ликвидацией Сотников пытался взвалить всю вину на себя, спасая этим Рыбака). Он был готов умереть. А Рыбак – нет. Рыбак был не против клейма предателя, ведь его жизнь была спасена.
    Рыбак сделал свой выбор – выбор в пользу предательства. И что же в итоге? Его друг погиб, он сам стал прислужником Третьего Рейха, что, возможно, повлечёт за собой ещё ряд очень плохих последствий. А что он в итоге получил? Всего лишь сохранил свою никчемную жизнь. Итоги предательства для каждого человека определятся по-разному, но можно сказать лишь одно – в последствиях этого грязного поступка больше отрицательного, чем положительного.
    Добавил: Kintamo

  2. В повести Сотников затрагивает очень значимую проблему, а именно нравственного выбора героев. Каждый из них должен определиться, что ему дороже, совесть и честь либо собственная жизнь.
    В произведении проблема морального выбора возникает практически у каждого персонажа. Староста Петр так не желавший «прислуживать» полицаем и доносить на своих, все же был вынужден занять этот «пост». Он в первую очередь думал о людях, которые живут с ним в одной деревне, и под его «руководством» не пострадают. Так же в его доме пряталась девочка, которой было опасно появляться немцам на глаза. Ведь она была еврейкой. По этой причине, сам Староста Петр становился для фашистов и полицаев предателем.
    Возможно, если бы Рыбак с Сотниковым не зашли бы в дом к старосте, и не забрали бы овцу для партизан, Петр и малышка Бася не очутились бы в плену. Ведь именно по отобранной овце и смогли «вычислить» предателя старосту. Он не стал доносить на «незваных гостей» полицаям, за это и поплатился.
    Однако старик не боялся собственной смерти, он прожил жизнь достойно, и никогда не шел с совестью на компромисс.
    Для Сотникова как таковой проблемы выбора не возникало никогда. Он просто отрицал любые проявления предательства по отношению к своей стране, к людям, которые его окружали и к самой службе. Ведь его примером по жизни был отец, который носил звание красного командира. На допросе мужчина вел себя более чем достойно, и несмотря на изощренные методы пыток, молча держался до конца.
    Опытный военный Рыбак тоже сначала отказался сотрудничать с немцами. Мысленно он понимал, что это некая грань, за которую не следует переступать. И все же страх перед смертью оказался сильнее.
    Утром, когда все узники поняли, что сейчас наступит «час расплаты», когда во дворе, несмотря на зиму стали искать лопаты, Рыбак сдался. Он морально подготовился к разговору со следователем. Даже к тому, что его сразу возненавидят те, с кем он провел ночь в этом темном и сыром подвале. Однако жизнь для него оказалась дороже нравственных убеждений и осуждений со стороны. Мужчина хотел побыстрее сообщить «новому руководству», что он с ними. Он готов предать то, что до недавних пор считал родным, но искалеченный Сотников опередил его.
    Молодой человек, перед фашистами заявил, что берет всю вину на себя и то, что остальные не виновны. Однако его уже никто не хотел слушать. Было слишком поздно, о чем-либо разговаривать, и проявлять героизм. Исчез и последний шанс у Рыбака выжить и оставаться «незапятнанным».
    Мужчина сообщает следователю, что принимает условия фашистов. Он еще не знает о том, что скоро возненавидит себя за это. Ведь своим решением, мужчина упустил последний шанс достойно уйти из жизни.
    После казни до Рыбака придет осознание неизбежности. Он совершил нечто такое, что было намного хуже смерти, он стал по «другую сторону баррикады». Тех, кого он до этого защищал, теперь смотрели на него с ненавистью.
    Рыбак попытается все исправить, а когда из-за отсутствия ремня на поясе он не сможет покончить жизнь самоубийством, то просто решит смериться. Судьба подарила ему жизнь, и это сейчас было самым главным.

  3. Возможно, через много лет люди вновь вернутся к теме Великой Отечественной войны. Но они смогут восстановить события, лишь изучив документы, мемуары. Это будет потом. А сейчас ещё живы те, кто мужественно встал на защиту нашей страны летом 1941 года. Ещё свежи воспоминания об ужасах войны в их сердцах. Таким человеком можно назвать и Василя Быкова.
    В. Быков изображает войну и человека на войне – «без прикас, без бахвальства, без лакировки, – какова она есть». В его произведениях нет напыщенности, излишней торжественности.
    Автор пишет о войне как очевидец, как человек, испытавший и горечь поражений, и тяжесть потерь и утрат, и радость победы. Его, по собственному признанию, интересует не технология боя, а нравственный мир человека, поведение его на войне в кризисных, трагических, безвыходных ситуациях. Его произведения объединяет одна общая идея – идея выбора. Выбора между смертью, но смертью героя, и трусливым, жалким существованием. Писателя интересует то жестоко -суровое испытание, которое должен пройти каждый из его героев: сможет ли он не щадить себя, чтобы выполнить свой долг перед Родиной, свои обязанности гражданина и патриота? Война и была такой проверкой человека на прочность идейную и моральную.
    На примере повести Быкова «Сотников» мы рассмотрим трудную проблему героического выбора. Два главных героя, два партизана… Но как они различаются по своему мироощущению!
    Рыбак – бывалый партизан, рисковавший своей жизнью не один раз. Сотников, вызвавшийся на задание отчасти из-за своего самолюбия. Больной, он не захотел рассказать об этом командиру. Рыбак спросил, почему он смолчал, тогда, как два других отказались, на что Сотников ответил: «Потому и не отказался, что другие отказались».
    С первых строк повести, кажется, что оба героя до самого конца будут играть положительную роль. Они храбры, готовы пожертвовать своей жизнью ради цели, с самого начала чувствуется их довольно доброе отношение друг к другу. Но постепенно ситуация начинает меняться. Быков медленно раскрывает характер Рыбака. Первые признаки чего-то настораживающего появляются в сцене разговора с деревенским старостой. Рыбак собрался расстрелять старика, но, узнав, что не ему первому это пришло в голову, тушуется («… он не хотел уподобляться кому-то. Свои намерения он считал справедливыми, но, обнаружив чьи-то, похожие на свои, воспринимал собственные уже в несколько другом свете»). Это первый штрих в формировании образа Рыбака.
    Ночью Рыбак и Сотников натыкаются на полицаев. Поведение Рыбака – второй штрих. Быков пишет: «Как всегда, в минуту наибольшей опасности каждый заботился о себе, брал свою судьбу в собственные руки. Что до Рыбака, то который
    уже раз за войну его выручали ноги». Сотников отстает, попадает под обстрел, а его напарник бежит, спасая свою шкуру. И лишь одна мысль заставляет Рыбака вернуться: он думает о том, что он скажет товарищам, которые остались в лесу…
    На исходе ночи партизаны доходят до очередной деревеньки, где их прячет женщина с детьми. Но и тут их обнаруживают полицаи. И снова одна мысль у Рыбака: «… вдруг ему захотелось, чтобы первым поднялся Сотников. Все – таки он ранен и болен, к такому же именно он кашлем выдал обоих, ему куда с большим основанием годилось сдаваться в плен». И выбраться с чердака его заставляет лишь страх перед смертью. Штрих третий.
    Самым же ярким, содержательным эпизодом является сцена допроса. И как же различается поведение героев!
    Сотников мужественно терпит пытки, но даже мысль не промелькнула в его голове о том, чтобы предать товарищей. Сотников не боится ни смерти, ни своих мучителей. Он не только пытается взять на себя вину других и тем спасти их, – для него важно достойно умереть. Его главная цель – положить душу «за други своя», не стараясь купить себе мольбами или предательством недостойную жизнь.
    А Рыбак? С самого начала допроса он лебезит перед следователем, с готовностью отвечает на вопросы, хотя и пытается приврать. Рыбак, всегда прежде находивший выход из любого положения, пытается перехитрить врага, не понимая, что, встав на подобный путь, он неминуемо придет к предательству, потому что собственное спасение уже поставил выше законов чести, товарищества. Оказавшись в безвыходной ситуации, Рыбак перед лицом неминуемой смерти струсил, предпочтя звериную жизнь человеческой смерти.
    Когда следователь Портнов предлагает ему стать полицаем, Рыбак задумывается над этим. «Сквозь минутное замешательство в себе он вдруг ясно ощутил свободу, простор, даже легкое дуновение свежего ветра в поле». Он стал лелеять надежду на то, что ему удастся бежать. В подвале герои снова встречаются. Рыбак просит Сотникова, чтобы тот подтвердил его показания. В его голову прокрадывается позорная мысль: «… если Сотников умрет, то его, Рыбака, шансы значительно улучшатся. Он сможет сказать, что вздумается, других здесь свидетелей нет». Он понимал всю бесчеловечность своих мыслей, но то, что ему от этого будет лучше, затмевало все «против». Рыбак утешал себя тем, что, если вывернется, рассчитается за жизнь Сотникова и за свои страхи.
    И вот наступает день казни… Вместе с партизанами на виселицу должны пойти и ни в чем не повинные люди: женщина, укрывавшая их, деревенский староста, еврейская девочка Бася. И тогда Сотников принимает единственное верное для себя решение. На ступенях виселицы он признается в том, что является партизаном, что это он прошлой ночью ранил полицая. Рыбак же полностью раскрывает свою сущность, делая отчаянную попытку сохранить свою жизнь. Он соглашается стать полицаем… Но это ещё не все. Рыбак переступает последнюю грань, когда собственноручно убивает своего товарища.
    Финал повести. Рыбак решает повеситься. Его мучает совесть, которую он не смог заглушить. Спасая себя, он не только казнит бывшего товарища – у него не хватает решимости даже на иудину смерть: символично, что повеситься он пытается в уборной, даже в какой – то миг почти готов броситься головой вниз – но
    не решается. Однако духовно Рыбак уже мертв («И хотя оставили в живых, но в некотором отношении также ликвидировали»), и самоубийства все равно не спасло бы его от позорного клейма предателя.
    Но даже тут Быков показывает нам, что раскаяние не было искренним: решив умереть, Рыбак не может расстаться со столь ценной для него жизнью, ради которой он предал самое святое – воинскую дружбу и свою честь.
    Герои Василя Быкова преподают нам уроки чести, мужества, человечности. Человек всегда должен делать выбор – война делает этот выбор трагическим. Но суть остается той же, она не меняется, так как любимые герои Быкова следуют лишь зову своего сердца, поступают честно и благородно. И только тогда человека можно назвать «героем» в самом лучшем смысле этого слова.
    «Никакой человек … не может быть средством или орудием ни для блага другого лица, ни для блага целого класса, ни, наконец, для так называемого общего блага», – писал Владимир Соловьев. На войне люди становятся именно таким средством. Война – это убийство, а убивать – значит нарушать одну из заповедей Евангелия – убивать безнравственно.
    Поэтому на войне встает еще одна проблема – сохранить человеческое достоинство. Однако многим помогает выжить, остаться сильным духом и верующим в достойное будущее именно идея – никогда не предать собственных принципов, сохранить в себе человечность и нравственность. И если человек воспринял эти законы как цель своей жизни и ни разу не нарушил их, ни разу не « положил совесть в карман», то ему легче будет выжить на войне. Примером такого человека является герой повести Вячеслава Кондратьева «Сашка».
    Он, бывая в сложнейших ситуациях, нередко вставал перед тяжелейшим выбором, но всегда оставался человеком и выбирал нравственность.
    Сашка живет честно, так, чтобы «людям в глаза посмотреть не стыдно было». Он отзывчив, человечен, готов идти на смерть, если это поможет другому. Доказательством этих качеств Сашки являются все его поступки.
    Например, заслуживает глубокого уважения то, что он полез под пули, чтобы достать ротному валенки, сочувствуя своему командиру, которому приходится ходить в мокрых сапогах: « Для себя ни за что бы не полез, пропади пропадом эти валенки. Но ротного жалко!»
    Сашка считает себя ответственным и за товарищей по роте. Для этого он опять же рискует.
    Герой повести великодушно спасает от неприятностей возможно, и трибунала — своего вспыльчивого, но честного и хорошего товарища лейтенанта Володьку, принимая его вину на себя.
    Удивительно настойчиво и честно держит Сашка слово. Он никак не может нарушить данное им обещание. «Пропаганда»,- бурчит немец. «Какая тебе пропаганда! – возмущается Сашка. – Это у вас пропаганда! А у нас правда». Сашка обещал, что листовка, в которой сказано, что советское командование гарантирует жизнь, питание и человеческое обращение сдавшимся в плен немцам, – правда. А раз сказал, Сашка обязан выполнить свое обещание, как бы сложно это ни было.
    Именно поэтому он нарушает приказ комбата, не расстреляв немца, отказывающегося давать показания, а невыполнение приказа ведет к трибуналу.
    Понять такой поступок никак не может Толик, который считает: «Наше дело телячье – приказали – исполнил!» Но Сашка не «теленок», не слепой исполнитель. Для него главное не просто исполнить приказ, а решить, как лучше выполнить сверхзадачу, ради которой и отдал приказ. Именно поэтому Сашка так ведет себя в ситуации, когда немцы неожиданно прорвались в рощу. «В середке пятачка столпилось их битая – перебитая рота около раненного в ногу политрука. Тот размахивал карабином и кричал:
    – Ни шагу! Назад ни шагу!
    – Приказ ротного – отойти в овраг! – крикнул Сашка. – А оттуда ни шагу!» Сашка не может не сдержать слово и тогда, когда обещает раненому спасти
    его: « Слышишь? Пойду я. Ты потерпи, я мигом. И санитаров пришлю. Ты верь мне… верь». И как же может Сашка обмануть раненого человека, который верит ему? Раненный в руку, не просто посылает санитаров, а идет вместе с ними, под пулями, боясь, что стерлась его пометка на земле, что не найдут санитары человека, которому Сашка обещал!
    Совершая все эти удивляющие своей добротой, отзывчивостью и человечностью поступки, Сашка не только не требует, чтобы его благодарили за это, но даже и не думает о том. Для него это просто естественно – помогать людям, рискуя собственной жизнью.
    Но ошибается тот, кто думает, что Сашка, совершая эти поступки, не боится и ему не хочется жить. А Сашка «ив наступления, и в разведке – все это ведь через силу, превозмогая себя, заколачивая страх и жажду жить вглубь, на самое донышко души, чтоб не мешали они делать ему то, что положено, что надо».
    Однако не все смогут всегда поступать так, как Сашка. Порой люди ожесточаются на войне, не всегда делают правильный выбор. Этому свидетельствуют сотни примеров.
    Таким образом, человек на войне постоянно стоит перед выбором: сохранение своей жизни или собственного достоинства, преданность идее или самосохранение.
    В центре художественного мира писателя остается человек в пространстве и времени войны. Обстоятельства, сопряженные с этим временем и пространством, побуждают и вынуждают человека к подлинному бытию. В нем есть то, что вызывает восхищение, и то, что отвращает и страшит. Но и то и другое – подлинно. В этом пространстве выбран тот скоротечный час, когда человеку не за что и не за кого спрятаться, и он – действует. Это время движения и действия. Время поражения и победы. Время сопротивления обстоятельства во имя свободы, человечности и достоинства.
    К сожалению, и в мирной жизни человек не всегда остается человеком. Возможно, прочитав некоторые произведения военной прозы, многие задумаются над вопросом человечности и нравственности, поймут, что оставаться человеком -самая достойная цель жизни.
    Наша страна одержала победу над Германией только благодаря смелости народа, его терпению и страданиям. Война искалечила жизнь каждого, кто хоть какое-то отношение к ней имел. Не только Великая Отечественная война принесла столько страданий. Сегодня такие же страдания причиняет и война в Чечне и в Ираке. Там гибнут молодые люди, наши ровесники, которые еще ничего не сделали ни для своей страны, ни для семьи. Даже если человек приходит с войны живым, он все равно не может жить обычной жизнью. Тот, кто когда – либо убивал, даже не по своей воле, уже никогда не сможет жить как обычный человек, недаром их называют «потерянным поколением».
    Я считаю, что войны не должно быть вообще никогда. Она только приносит боль и страдания. Все нужно улаживать мирным путем без крови и слез, страданий и горя.

  4. «Война есть противное человеческому естеству состояние», — писал Лев Тол­стой, и мы не можем с этим не согласить­ся, ведь война приносит страх, кровь, сле­зы. Война также является и испытанием для человека.
    Проблема нравственного выбора героя на войне характерна для всего творчества В. Быкова. Эта проблема возникает практи­чески во всех его повестях: «Альпийская бал­лада», «Обелиск», «Сотников» и других.
    В повести «Сотников» заострена пробле­ма подлинного и мнимого героизма, кото­рая составляет суть сюжетной коллизии произведения.
    В повести сталкиваются не представите­ли двух разных миров, а люди одной стра­ны. Герои повести — Сотников и Рыбак — в обычных условиях, возможно, и не про­явили бы свою истинную натуру. Но во время войны Сотников с честью проходит через тяжелые испытания и принимает смерть, не отрекаясь от своих убеждений, а Рыбак перед лицом смерти меняет свои убеждения, предает Родину, спасая свою жизнь, которая после предательства теря­ет всякую цену. Он фактически становится врагом. Он уходит в мир иной, чуждый нам, где личное благополучие ставится вы­ше всего, где страх за свою жизнь застав­ляет убивать и предавать. Перед лицом смерти человек становится таким, каков он есть на самом деле. Здесь проверяется глубина его убеждений, его гражданская стойкость.
    Идя на задание, они по-разному реагиру­ют на предстоящую опасность, и кажется, что сильный и сообразительный Рыбак бо­лее подготовлен к подвигу, чем хилый, больной Сотников. Но если Рыбак, который всю жизнь «ухитрялся найти какой-нибудь выход», внутренне готов к предательству, то Сотников до последнего дыхания оста­ется верным долгу человека и гражданина. «Что ж, надо было собрать в себе послед­ние силы, чтобы с достоинством встретить смерть… Иначе зачем тогда жизнь? Слиш­ком нелегко дается она человеку, чтобы беззаботно относится к ее концу».
    В повести Быкова каждый занял в ряду жертв свое место. Все, кроме Рыбака, про­шли свой смертный путь до конца. Рыбак стал на путь предательства только во имя спасения собственной жизни. Страстное его желание жить почувствовал следова­тель-предатель и, почти не раздумывая, в упор ошеломил Рыбака: «Сохраним жизнь. Будешь служить великой Германии». Он еще не согласился идти в полицаи, а его уже избавили от пыток. Рыбак не хотел умирать и кое-что выболтал следователю. Сотников во время пытки терял сознание, но не сказал ничего. Полицаи в повести
    изображены тупыми и свирепыми, следо­ватель — хитрым и жестоким.
    Сотников примирился со смертью. Он хотел бы умереть в бою, но это было уже невозможно. Единственное, что ёму оста­валось — определиться в отношении к лю­дям, оказавшимся рядом. Перед казнью Сотников потребовал следователя и за­явил: «Я — партизан, остальные тут ни при чем». Следователь приказал привести Ры­бака, и тот согласился пойти в полицию. Рыбак старался убедить себя, что он не предатель, что убежит.
    В последние минуты жизни Сотников нео­жиданно утратил свою уверенность в праве требовать от других того же, чего он требует от себя. Рыбак стал для него не сволочью, а просто старшиной, который как гражданин и человек недобрал чего-то. Сотников не ис­кал сочувствия в толпе, окружавшей место казни. Он не хотел, чтобы о нем плохо дума­ли, и разозлился только на выполнявшего обязанности палача Рыбака. Тот извиняет­ся: «Прости, брат». — «Иди ты к черту!» — следует ответ.
    Что случилось с Рыбаком? Он не преодо­лел своей судьбы человека на войне. Он ис­кренне хотел повеситься. Но обстоятельст­ва помешали, и остался шанс выжить. Но как выжить? Начальник полиции полагал, что «подобрал еще одного предателя». Вряд ли начальник полиции видел, что творится в ду­ше этого человека, запутавшегося, но по­трясенного примером Сотникова, который был кристально честным, выполнившим долг человека и гражданина до конца. На­чальник увидел будущее Рыбака в служении оккупантам. Но писатель оставил ему воз­можность иного пути: продолжение борьбы с врагом, возможное признание в своем па­дении товарищам и, в конечном итоге, ис­купление вины.
    Произведение проникнуто раздумьями о жизни и смерти, о человеческом долге и гуманизме, которые несовместимы с лю­бым проявлением эгоизма. Углубленный психологический анализ каждого поступка и жеста героев, мимолетной мысли или реплики — одна из самых сильных сторон повести «Сотников».
    Папа Римский вручил писателю В. Бы­кову за повесть «Сотников» специальный приз католической церкви. Этот факт го­ворит о том, что в этом произведении подняты общечеловеческие нравствен­ные вопросы. Огромная нравственная си­ла Сотникова состоит в том, что он сумел принять страдания за свой народ, сумел сохранить веру, не поддаться той низмен­ной мысли, которой поддался Рыбак: «Все равно сейчас смерть не имеет смысла, она ничего не изменит». Это не так — страдания за народ, за веру всегда имеют смысл для человечества. Подвиг вселяет нравственную силу в других людей, со­храняет в них веру.

  5. 1. Со­чи­не­ние со­от­вет­ству­ет те­ме, вы­ска­зы­ва­ние по­стро­е­но на ос­но­ве свя­зан­ных с те­мой те­зи­сов.
    2. Для ар­гу­мен­та­ции при­вле­ка­ет­ся оно про­из­ве­де­ние – ана­ли­зи­ру­ет­ся по­весть В. Бы­ко­ва “Сот­ни­ков”. Есть недо­че­ты в по­стро­е­нии ар­гу­мен­та­ции. Так, в ос­нов­ном из­ла­га­ет­ся со­дер­жа­ние про­из­ве­де­ния, нет ком­плекс­но­го ана­ли­за ху­до­же­ствен­но­го тек­ста. В це­лом со­дер­жа­ние про­из­ве­де­ния не ис­ка­же­но, рас­суж­де­ния о по­ве­сти Бы­ко­ва со­от­вет­ству­ют из­бран­ной те­ме.
    3. В ком­по­зи­ци­он­ном от­но­ше­нии со­чи­не­ние ха­рак­те­ри­зу­ет­ся цель­но­стью, со­раз­мер­но­стью ча­стей.
    4. В со­чи­не­нии при­сут­ству­ют ре­че­вые ошиб­ки. Ре­че­вое оформ­ле­ние со­чи­не­ния нель­зя счи­тать раз­но­об­раз­ным, ис­поль­зу­ют­ся од­но­тип­ные кон­струк­ции, но в це­лом ре­че­вые ошиб­ки не за­труд­ня­ют по­ни­ма­ния смыс­ла рас­суж­де­ний.
    5. До­пу­ще­но в сред­нем бо­лее 5 ор­фо­гра­фи­че­ских, пунк­ту­а­ци­он­ных, ре­че­вых и грам­ма­ти­че­ских оши­бок на 100 слов.

  6. В каждой новой повести Быков ставит своих героев в еще более сложные ситуации, чтобы глубже проникнуть во внутренний мир человека и определить их человеческие ценности. В повести «Сотников» партизан Рыбак и Сотников, выполнявшие задание отряда, оказались в руках полицаев. В произведении есть впечатляющая сцена допроса. Монотонно-одинаковые вопросы следователя: «Жить хочешь?» И ответы… Простые, ясные, исполненные достоинства – Сотникова, знающего, что никакая хитрость не поможет, если только не перепутать ее с подлостью. И подобострастные, виляющие, беспомощно путающие следы – Рыбака. И следователь-предатель, видно, почувствовал, что этот человек хочет жить во что бы то ни стало, и поэтому с ним можно договориться. И Рыбак уступает ему пусть медленно, явно выгадывая что-то, еще пытаясь сохранить верность чему-то прежнему, но шаги уже сделаны, и надо только помочь ему. Когда Рыбак услышал: «сохраним жизнь», он ясно ощутил свободу. То, что он должен вступить в полицию, служить великой Германии, воспринималось как второстепенное, это потом, а сейчас – свобода, жизнь. Чуть позже он крикнет, что готов служить в полиции. Этот крик – как заявление о приеме, а окончательное оформление – выбить чурбан из-под ног Сотникова. Выбор же им был сделан раньше, в кабинете Портного.
    Рыбак думал перехитрить врага, спасти свою жизнь ценою мелких уступок мелких признаний, а затем продолжить борьбу с врагом. С потрясающей силой писатель показывает, как происходит падение Рыбака. Сдавая позиции, раз за разом уступая врагу, он, спасая свою шкуру, встает на путь предательства и из партизана превращается в пособника врага.
    Почему же он встал на путь предательства? Ведь у Рыбака много достоинств: ему свойственно чувство товарищества, он сочувствует заболевшему Сотникову, в бою ведет себя достойно. Но, мне кажется, что в сознании Рыбака нет четкой границы между нравственным и безнравственным. Находясь со всеми в строю, он добросовестно несет все тяготы партизанской жизни, глубоко не задумываясь ни о жизни, ни о смерти. Долг, честь – эти категории не тревожат его душу. Столкнувшись один на один с бесчеловечными обстоятельствами, он оказывается духовно слабым человеком.
    Ему сохранили жизнь, но после предательства она потеряла для него всякую ценность. Он искренне хотел повеситься. Но обстоятельства помешали, и остался шанс выжить. Но как выжить? Начальник полиции полагал, что нашел еще одного предателя. Вряд ли он видел, что творится в душе этого человека, запутавшегося, но потрясенного примером Сотникова, который остался кристально честным, выполнившим долг человека и гражданина до конца. Начальник увидел будущее Рыбака в служении оккупантам. Но писатель оставил возможность другого пути: продолжение борьбы с врагом, возможность признания в своем падении товарищам, в конечном итоге, искупление вины.
    Сотников открывается как натура волевая, мужественная. Писатель гордится им, последним подвигом которого стала попытка взять всю вину на себя, сняв ее со старосты и Демчихи, попавших к фашистам за помощь партизанам. Долг перед родиной, перед людьми, как главнейшее проявление нравственности – вот на что обращает внимание автор. Сознание долга, человеческого достоинства, солдатской чести, любовь к людям – такие ценности существуют для Сотникова. Именно о людях, попавших в беду, думает он. Перед казнью Сотников потребовал следователя и заявил: «Я партизан, остальные тут ни при чем». Герой жертвует собой, зная о том, что жизнь – реальная единственная ценность.
    Но надежда спасти кого-то призрачна, и ему ничего не осталось, как уйти из этого мира по совести, со свойственным человеку достоинством. «Иначе, зачем тогда жизнь? – думал Сотников. – Слишком нелегко дается она человеку, чтобы беззаботно относиться к ее концу».
    Уже перед самым концом, едва держась на ногах, Сотников бредет к месту казни, и его мучает мысль о том, что множество человеческих жизней «со смерти Иисуса Христа было принесено на жертвенный алтарь человечества». Да многому ли они научили человечество? В его душе проснулось милосердие к оступившемуся. Он неожиданно утратил свою уверенность в праве требовать от других того же, что он требует от себя. Рыбак стал для него не сволочью, а просто старшиной, который, как гражданин и человек чего-то не добрал.
    Сотников, этот праведник и заступник, этот великомученик войны, несет свой крест до конца. В самые последние мгновения жизни он не был рабом обстоятельств, рабом неизбежности: сам оттолкнул чурбан, не дал себя вздернуть и даже нашел в себе мужество улыбнуться мальцу в буденовке и всему оставшемуся миру. Наверно, «жалкая», «вымученная» улыбка, думает он сам. Но улыбка все же, а не слезы, которые он себе не позволил.
    Сотников проявляет такую силу духа, такую стойкость, преданность делу, что даже смерть в общей структуре произведения становится проявлением героизма.
    Папа Римский вручил писателю В. Быкову за повесть «Сотников» специальный приз католической церкви. Этот факт говорит о том, какое нравственное общечеловеческое начало усматривается в этом произведении. Огромная нравственная сила Сотникова состоит в том, что он сумел принять страдания за свой народ, сумел сохранить веру, не поддаться той низменной мысли, которой поддался Рыбак: «Все равно сейчас смерть не имеет смысла, она ничего не изменит». Это не так – страдания за народ, за веру всегда имеют смысл для человечества. Подвиг всегда вселяет нравственную силу в других людей, сохраняет в них веру. Другая причина, по которой был вручен приз автору, кроется в том, что религия всегда проповедует идею понимания и всепрощения. Действительно, осудить Рыбака легче легкого, но чтобы иметь полное право на это, надо, по крайней мере, оказаться на месте этого человека. Конечно, Рыбак достоин осуждения, но существуют общечеловеческие принципы, которые призывают воздержаться от безоговорочного осуждения даже за самые тяжкие преступления.

  7. “Война есть противное человеческому естеству состояние”, — писал Лев Толстой, и мы вынуждены согласиться с этим утверждением, ведь война приносит страх; кровь, слезы. Война также является и испытанием для человека.
    Проблема нравственного выбора героя на войне характерна для всего творчества В. Быкова. Эта проблема ставится практически во всех его повестях: “Альпийская баллада”, “Обелиск”, “Сотников” и других. В повести Быкова “Сотников” подчеркнуто заострена тема подлинного и мнимого героизма, которая составляет суть сюжетной коллизии произведения.
    В повести сталкиваются не представители двух разных миров, а люди одной страны. Герои повести — Сотников и Рыбак — в обычных условиях, возможно, и не проявили бы свою истинную натуру. Но во время войны Сотников с честью проходит через тяжелые испытания и принимает смерть, не отрекаясь от своих убеждений, а Рыбак перед лицом смерти меняет свои убеждения, предает Родину, спасая свою жизнь, которая после предательства теряет всякую цену. Он фактически становится врагом. Он уходит в мир иной, чуждый нам, где личное благополучие ставится выше всего, где страх за свою жизнь заставляет убивать и предавать. Перед лицом смерти человек остается таким, каков он есть на самом деле. Здесь проверяется глубина его убеждений, его гражданская совесть.
    Идя на задание, они по-разному реагируют на предстоящую опасность, и кажется, что сильный и сообразительный Рыбак более подготовлен к подвигу, чем хилый, больной Сотников. Но если Рыбак, который всю жизнь “ухитрялся найти какой-нибудь выход”, внутренне готов к предательству, то Сотников до последнего дыхания остается верным долгу человека и гражданина. “Что ж, надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смерть… Иначе зачем тогда жизнь? Слишком нелегко дается она человеку, чтобы беззаботно относиться к ее концу”.
    В повести Быкова каждый занял в ряду жертв свое место. Все, кроме Рыбака, прошли свой смертный путь до конца. Рыбак стал на путь предательства только во имя спасения собственной жизни. Жажду продолжения жизни, страстное желание жить почувствовал следователь-предатель и, почти не раздумывая, в упор ошеломил Рыбака: “Сохраним жизнь. Будешь служить великой Германии”. Рыбак еще не согласился идти в полицаи, а его уже избавили от пыток. Рыбак не хотел умирать и кое-что выболтал следователю.
    Сотников во время пытки терял сознание, но не сказал ничего. Полицаи в повести изображены тупыми и жестокими, следователь — хитрым и жестоким.
    Сотников примирился со смертью. Он хотел бы умереть в бою, но это стало для него невозможно. Единственное, что ему оставалось, определиться в отношении к людям, оказавшимся рядом. Перед казнью Сотников потребовал следователя и заявил: “Я — партизан, остальные тут ни при чем”. Следователь приказал привести Рыбака, и тот согласился поступить в полицию. Рыбак старался убедить себя, что он не предатель, что убежит.
    В последние минуты жизни Сотников неожиданно утратил свою уверенность в праве требовать от других того же, чего он требует от себя. Рыбак стал для него не сволочью, а просто старшиной, который как гражданин и человек не добрал чего-то. Сотников не искал сочувствия в толпе, окружавшей место казни. Он не хотел, чтобы о нем плохо думали, и разозлился только на выполнявшего обязанности палача Рыбака. Рыбак извиняется: “Прости, брат”. “Иди ты к черту!” — следует ответ.
    Что случилось с Рыбаком? Он не одолел судьбы заплутавшегося на войне человека. Он искренне хотел повеситься. Но обстоятельства помешали, и остался шанс выжить. Но как выжить? Начальник полиции полагал, что “подобрал еще одного предателя”. Вряд ли начальник полиции понимал, что творится в душе этого человека, запутавшегося, но потрясенного примером Сотникова, который был кристально честным, выполнившим долг человека и гражданина до конца. Начальник увидел будущее Рыбака в служении оккупантам. Но писатель оставил ему возможность иного пути: продолжение борьбы с врагом, возможное признание в своем падении товарищам и, в конечном итоге, искупление вины.
    Произведение проникнуто раздумьями о жизни и смерти, о человеческом долге и гуманизме, которые несовместимы с любым проявлением эгоизма. Углубленный психологический анализ каждого поступка и жеста героев, мимолетной мысли или реплики — одна из самых сильных сторон повести “Сотников”. Папа Римский вручил писателю В. Быкову за повесть “Сотников” специальный приз католической церкви. Этот факт говорит о том, какое общечеловеческое, нравственное начало усматривается в этом произведении. Огромная нравственная сила Сотникова состоит в том, что он сумел принять страдания за свой народ, сумел сохранить веру, не поддаться той низменной мысли, которой поддался Рыбак. “Все равно сейчас смерть не имеет смысла, она ничего не изменит”. Это не так — страдания за народ, за веру всегда имеют смысл для человечества. Подвиг вселяет нравственную силу в других людей, сохраняет в них веру.

  8. “Война есть противное человеческому естеству состояние”, — писал Л.Толстой, и мы вынуждены согласиться с этим утверждением, ведь война приносит страх, кровь, слезы. Война также является и испытанием для человека.
    Проблема нравственного выбора героя на войне характерна для всего творчества В.Быкова. Эта проблема ставится практически во всех его повестях: “Альпийская баллада”, “Обелиск”, “Сотников” и др. В повести Быкова “Сотников” подчеркнуто заострена проблема подлинного и мнимого героизма, которая составляет суть сюжетной коллизии произведения.
    В повести сталкиваются не представители двух разных миров, а люди одной страны. Герои повести — Сотников и Рыбак — в обычных условиях, возможно, и не проявили бы свою истинную натуру. Но во время войны Сотников с честью проходит через тяжелые испытания и принимает смерть, не отрекаясь от своих убеждений, а Рыбак перед лицом смерти меняет свои убеждения, предает Родину, спасая свою жизнь, которая после предательства теряет всякую цену. Он фактически становится врагом. Он уходит в мир иной, чуждый нам, где личное благополучие ставится выше всего, где страх за свою жизнь заставляет убивать и предавать. Перед лицом смерти человек остается таким, каков он есть на самом деле. Здесь проверяется глубина его убеждений, его гражданская стойкость.
    Идя на задание, они по-разному реагируют на предстоящую опасность, и кажется, что сильный и сообразительный Рыбак более подготовлен к подвигу, чем хилый, больной Сотников. Но если Рыбак, который всю жизнь “ухитрялся найти какой-нибудь выход”, внутренне готов к предательству, то Сотников до последнего дыхания остается верным долгу человека и гражданина. “Что ж, надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смерть… Иначе зачем тогда жизнь? Слишком нелегко дается она человеку, чтобы беззаботно относится к ее концу”.
    В повести Быкова каждый занял в ряду жертв свое место. Все, кроме Рыбака, прошли свой смертный путь до конца. Рыбак стал на путь предательства только во имя спасения собственной жизни.
    Жажду продолжения жизни, страстное желание жить почувствовал следователь-предатель и, почти не раздумывая, в упор ошеломил Рыбака: “Сохраним жизнь. Будешь служить великой Германии”. Рыбак еще не согласился идти в полицаи, а его уже избавили от пыток. Рыбак не хотел умирать и кое-что выболтал следователю. Сотников во время пытки терял сознание, но не сказал ничего. Полицаи в повести изображены тупыми и жестокими, следователь — хитрым и жестоким. Сотников примирился со смертью. Он хотел бы умереть в бою, но это стало для него невозможно. Единственное, что ему оставалось, определиться в отношении к людям, оказавшимся рядом. Перед казнью Сотников потребовал следователя и заявил: “Я — партизан, остальные тут ни при чем”. Следователь приказал привести Рыбака, и тот согласился поступить в полицию. Рыбак старался убедить себя, что он не предатель, что убежит. В последние минуты жизни Сотников неожиданно утратил свою уверенность в праве требовать от других того же, чего он требует от себя. Рыбак стал для него не сволочью, а просто старшиной, который как гражданин и человек не добрал чего-то. Сотников не искал сочувствия в толпе, окружавшей место казни. Он не хотел, чтобы о нем плохо думали, и разозлился только на выполнявшего обязанности палача Рыбака. Рыбак извиняется: “Прости, брат”. “Иди ты к черту!” — следует ответ.
    Что случилось с Рыбаком? Он не одолел судьбы заплутавшегося на войне человека. Он искренне хотел повеситься. Но обстоятельства помешали, и остался шанс выжить. Но как выжить? Начальник полиции полагал, что “подобрал еще одного предателя”. Вряд ли начальник полиции видел, что творится в душе этого человека, запутавшегося, но потрясенного примером Сотникова, который был кристально честным, выполнившим долг человека и гражданина до конца. Начальник увидел будущее Рыбака в служении оккупантам. Но писатель оставил ему возможность иного пути: продолжение борьбы с врагом, возможное признание в своем падении товарищам и, в конечном итоге, искупление вины.
    Произведение проникнуто раздумьями о жизни и смерти, о человеческом долге и гуманизме, которые несовместимы с любым проявлением эгоизма. Углубленный психологический анализ каждого поступка и жеста героев, мимолетной мысли или реплики — одна из самых сильных сторон повести “Сотников”.
    Папа Римский вручил писателю В.Быкову за повесть “Сотников” специальный приз католической церкви. Этот факт говорит о том, какое общечеловеческое, нравственное начало усматривается в этом произведении. Огромная нравственная сила Сотникова состоит в том, что он сумел принять страдания за свой народ, сумел сохранить веру, не поддаться той низменной мысли, которой поддался Рыбак. “Все равно сейчас смерть не имеет смысла, она ничего не изменит”. Это не так — страдания за народ, за веру всегда имеют смысл для человечества. Подвиг вселяет нравственную силу в других людей, сохраняет в них веру.

  9. Нравственный выбор героев в повести В.Быкова “Сотников”

    “Война есть противное человеческому естеству состояние”, &#151 писал Л. Толстой, и мы вынуждены согласиться с этим утверждением, ведь война приносит страх, кровь, слезы. Война также является и испытанием для человека.
    Проблема нравственного выбора героя на войне характерна для всего творчества В.Быкова. Эта проблема ставится практически во всех его повестях: “Альпийская баллада”, “Обелиск”, “Сотников” и др. В повести Быкова “Сотников” подчеркнуто заострена проблема подлинного и мнимого героизма, которая составляет суть сюжетной коллизии произведения.
    В повести сталкиваются не представители двух разных миров, а люди одной страны. Герои повести &#151 Сотников и Рыбак &#151 в обычных
    условиях, возможно, и не проявили бы свою истинную натуру. Но во время войны Сотников с честью проходит через тяжелые испытания и принимает смерть, не отрекаясь от своих убеждений, а Рыбак перед лицом смерти меняет свои убеждения, предает Родину, спасая свою жизнь, которая после предательства теряет всякую цену. Он фактически становится врагом. Он уходит в мир иной, чуждый нам, где личное благополучие ставится выше всего, где страх за свою жизнь заставляет убивать и предавать. Перед лицом смерти человек остается таким, каков он есть на самом деле. Здесь проверяется глубина его убеждений, его гражданская стойкость.
    Идя на задание, они по-разному реагируют на предстоящую опасность, и кажется, что сильный и сообразительный Рыбак более подготовлен к подвигу, чем хилый, больной Сотников. Но если Рыбак, который всю жизнь “ухитрялся найти какой-нибудь выход”, внутренне готов к предательству, то Сотников до последнего дыхания остается верным долгу человека и гражданина. “Что ж, надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смерть… Иначе зачем тогда жизнь? Слишком нелегко дается она человеку, чтобы беззаботно относится к ее концу”.
    В повести Быкова каждый занял в ряду жертв свое место. Все, кроме Рыбака, прошли свой смертный путь до конца. Рыбак стал на путь предательства только во имя спасения собственной жизни. Жажду продолжения жизни, страстное желание жить почувствовал
    следователь-предатель и, почти не раздумывая, в упор ошеломил Рыбака: “Сохраним жизнь. Будешь служить великой Германии”. Рыбак еще не согласился идти в полицаи, а его уже избавили от пыток. Рыбак не хотел умирать и кое-что выболтал следователю. Сотников во время пытки терял сознание, но не сказал ничего. Полицаи в повести изображены тупыми и жестокими, следователь &#151 хитрым и жестоким.
    Сотников примирился со смертью. Он хотел бы умереть в бою, но это стало для него невозможно. Единственное, что ему оставалось, определиться в отношении к людям, оказавшимся рядом. Перед казнью Сотников потребовал следователя и заявил: “Я &#151 партизан, остальные тут ни при чем”. Следователь приказал привести Рыбака, и тот согласился поступить в полицию. Рыбак старался убедить себя, что он не предатель, что убежит.
    В последние минуты жизни Сотников неожиданно утратил свою уверенность в праве требовать от других того же, чего он требует от себя. Рыбак стал для него не сволочью, а просто старшиной, который как гражданин и человек не добрал чего-то. Сотников не
    искал сочувствия в толпе, окружавшей место казни. Он не хотел, чтобы о нем плохо думали, и разозлился только на выполнявшего обязанности палача Рыбака. Рыбак извиняется: “Прости, брат”. “Иди ты к черту!” &#151 следует ответ.
    Что случилось с Рыбаком? Он не одолел судьбы заплутавшегося на войне человека. Он искренне хотел повеситься. Но обстоятельства помешали, и остался шанс выжить. Но как выжить? Начальник полиции полагал, что “подобрал еще одного предателя”. Вряд ли начальник полиции видел, что творится в душе этого человека, запутавшегося, но потрясенного примером Сотникова, который был кристально честным, выполнившим долг человека и гражданина до конца. Начальник увидел будущее Рыбака в служении оккупантам. Но писатель оставил ему возможность иного пути: продолжение борьбы с врагом, возможное признание в своем падении товарищам и, в конечном итоге, искупление вины.
    Произведение проникнуто раздумьями о жизни и смерти, о человеческом долге и гуманизме, которые несовместимы с любым проявлением эгоизма. Углубленный психологический анализ каждого поступка и жеста героев, мимолетной мысли или реплики &#151 одна из самых сильных сторон повести “Сотников”.
    Папа Римский вручил писателю В.Быкову за повесть “Сотников” специальный приз католической церкви. Этот факт говорит о том,
    какое общечеловеческое, нравственное начало усматривается в этом произведении. Огромная нравственная сила Сотникова состоит в том, что он сумел принять страдания за свой народ, сумел сохранить веру, не поддаться той низменной мысли, которой поддался Рыбак. “Все равно сейчас смерть не имеет смысла, она ничего не изменит”. Это не так &#151 страдания за народ, за веру всегда имеют смысл для человечества.
    Подвиг вселяет нравственную силу в других людей, сохраняет в них веру.

    А. Солженицын, В. Шаламов, В. Гроссман, Ю. Домбровский, В. Быков.
    Великая Отечественная война в современной литературе и поэзии

    Трагедия и надежды поколения 30-х годов. Сочинение
    Великая Отечественная война в современной литературе. Сочинение.
    Нравственный выбор героев в повести В.Быкова “Сотников”. Сочинение.
    Активное противление злу (по произведениям Василя Быкова). Сочинение.
    Стихи о войне. А. Т. Твардовский. Очерк
    Стихи А. Т. Твардовского. Поэма “Василий Теркин”
    Биография Твардовского Александра Трифоновича
    Военная лирика А. Твардовского
    Русский солдат в поэме Твардовского “Василий Теркин”
    Образ войны в произведениях Константина Симонова
    Стихи о войне. О. Берггольц. Очерк
    Человек в тоталитарном государстве. Сочинение по произведениям А. Солженицына
    Биография Александра Исаевича Солженицына

  10. Сотников — сугубо штатский человек, до 1939 года рабо­тал в школе; физическую силу ему заменяют упрямство и упорство. Именно упрямство трижды побуждало Сотникова к попыткам выйти из окружения, в котором оказалась его разгромленная батарея, прежде чем герой попал к партиза­нам. О Рыбаке мы узнаем, что он с 12 лет занимался тяже­лым крестьянским трудом и потому легче переносил физиче­ские нагрузки и лишения.
    Обращает на себя внимание то, что Рыбак склонен к нрав­ственным компромиссам. Так, он терпимее, чем Сотников, относится к старосте Петру и не решается осудить того за службу немцам. Сотников же к компромиссам не склонен во­обще, что, по мысли Быкова, свидетельствует не об ограни­ченности героя, а о его действительно прекрасном и абсолют­но правильном понимании законов войны. Действительно, в отличие от Рыбака, Сотников уже познал, что такое плен, я сумел с честью выдержать это испытание, потому что не шел на компромиссы с совестью.
    Моментом истины для Сотникова и Рыбака стали арест, сцена допроса и казни. Рыбак, прежде находивший выход из любого положения, пытается перехитрить врага, не понй’ мая, что, встав на подобный путь, он неминуемо придет я предательству, потому что собственное спасение уже поставил выше законов чести, товарищества. Он шаг за шагом уступает противнику, отказавшись сначала думать о спасении,
    укрывшей их с Сотниковым женщины, потом о спасении са­мого Сотникова, а потом и собственной Души. Оказавшись в безвыходной ситуации, Рыбак перед лицом неминуемой смерти струсил, предпочтя звериную жизнь человеческой смерти. Спасая себя, он не только собственноручно казнит бывшего товарища — у него не хватает решимости даже на иудину смерть: символично, что повеситься он пытается в уборной, даже в какой-то момент почти готов броситься голо­вой вниз — но в итоге не решается. Однако в духовном отно­шении Рыбак уже давно мертв, и самоубийство не спасло бы его от клейма предателя.
    Однако Сотников, изувеченный в подвале полицейской управы, не боится ни смерти, ни своих мучителей. Он не только пытается взять на себя вину других и тем самым спа­сти их, но для него очень важно достойно умереть. Личная этика этого героя очень близка христианской — положить душу «за други своя», не стараясь купить мольбами или пре­дательством недостойную жизнь. Еще в детстве случай со взятым без спросу отцовским маузером научил его всегда брать на себя ответственность за собственные проступки.
    Многие утрачивают представления о Высшей справедли­вости и даже ее существовании, некоего Высшего суда, перед которым ответственны все без исключения. Таким высшим судом для неверующего Сотникова становится мальчик в буденновке, который олицетворяет в повести будущее поколе­ние. Как когда-то на самого героя оказал сильное влияние подвиг русского полковника, во время допроса отказавшего­ся отвечать на вопросы врага, так и он совершает подвиг на глазах мальчишки, словно бы передавая своей гибелью нрав­ственный завет тем, кто остается жить на земле. Перед ли­цом этого суда Сотников даже усомнился в своем праве «тре­бовать от других наравне с собой». И здесь можно усмотреть скрытые переклички между образом Сотникова и Христом: оба погибли мучительной, унизительной смертью, предан­ные близкими людьми, во имя человечества.
    Подобное осмысление Быковым событий произведения в ах проекции на «вечные сюжеты» и нравственные ориентиры мировой культуры, и прежде всего на заповеди, оставлен­ные Христом человечеству, вообще характерно для военной повести, если она ориентируется на философическое осмыс­ление ситуации нравственного выбора, в которую ставит вой­на человека.
    Военная проза помогла понять, почему победила армия, многие командиры которой были арестованы и казнены в 30-х годах; почему самую страшную в истории человечества вой­ну выиграла страна, пережившая революцию, Гражданскую войну и сталинский террор. Оказывается, именно потому, что часто победа зависит не от уровня материально-техниче­ской оснащенности армии, но от того, достаточно ли в ней людей, которые в ситуации категорического выбора сделают его не в свою практическую пользу, а в пользу высших цен­ностей жизни. И именно теме нравственной победы и полно­го нравственного поражения посвящена повесть Василя Бы­кова.[/sms]

  11. Проблема нравственного выбора – одна из вечных в жизни людей. Человеку всегда приходится выбирать, как поступить: обмануть или сказать правду, равнодушно пройти мимо или помочь нуждающемуся, сделать подлость или сохранить свою честь. Есть такое понятие как совесть. Она же — это мера нашей нравственности.
    Проблема нравственного выбора нашла отражение и в литературе, в частности, в произведениях о войне.
    В повести В. Быкова «Сотников» два главных героя. Много у них общего. Оба молоды, воевали, попали в партизаны. Уже с первых страниц повествования автор ставит своих героев в такие условия, в которых они должны выбирать, как поступить.
    До того, как попасть в партизанский отряд, всего в одном бою участвовал Сотников. Артиллерийская батарея, в которой он был командиром орудия, была разбита немцами. Перед лицом гибели Сотников не бросил уцелевшую гаубицу, не стал спасать свою жизнь, а развернул орудие и стал стрелять в немецкие танки. Три танка было подбито. Молодой офицер сделал свой выбор: продолжал бой до последнего. Рыбак же в армии был старшиной, за спины других не прятался, но больше всего ценил собственную жизнь. Считал себя сильным, удачливым и не любил слабых.
    Когда нужно было идти за продуктами для отряда в село, командир назначил Рыбака, потому что тот был крепче и сильнее других бойцов, а Сотников, уже больной, вызвался сам. Почему? Потому что другие по разным причинам отказались.
    На обратном пути наши герои столкнулись с полицаями. Рыбак бросился бежать к кустарнику, ему удалось уйти далеко, куда пули не доставали. Но он слышал выстрелы, понимал, что его товарищ ещё жив, что тот его прикрывает, спасает от гибели. Сотников сделал свой выбор: отстреливался до последнего, был готов погибнуть в бою. А почему же вернулся за раненым товарищем Рыбак? Потому, что по возвращении в отряд нужно было бы держать ответ перед товарищами, объяснять им, куда же делся Сотников. Только это заставило Рыбака изменить решение уйти в лес, спастись одному.
    В последних главах повести автор рассказывает о том, как ведут себя попавшие в плен к немцам Рыбак и Сотников. Первый больше всего боялся за свою жизнь, выдал партизан, сказав, где они находятся, старался найти возможность всех перехитрить, спасая себя. А что же Сотников? Ранение и слабость помогали ему избежать более страшных пыток, чем те, которые были ему уготованы, потому что он быстро терял сознание. Он хотел с достоинством встретить смерть, выполнив свой долг гражданина и воина.
    Писатель ещё раз даёт возможность Рыбаку сделать выбор. Последний, но очень страшный. Рыбак должен стать палачом или погибнуть вместе с прежним товарищем. Он выбирает первое, выбивает из-под ног Сотникова опору под виселицей, а сам уходит с полицаями, оправдывая себя, надеясь на побег. Но Рыбак выбрал свою дорогу и свернуть с неё уже не сможет.
    Повесть Быкова заставила меня задуматься о том, что повлияло на выбор героев, почему не только они, но и все люди выбирают разные дороги в жизни. Я думаю, что слова, поступки человека, его отношение к себе, к другим, к своей стране, способность жить честно или подло зависят от воспитания в семье, от страны, в которой он живёт, от характера самого человека.
    Вернуться к списку: Сочинение по литературе

  12. Быков в произведении «Сотников» поднимает тему обычного человека на войне. Именно эти «обычные» люди ходили в разведку, получали задания взрывать мосты, уходили в партизаны.
    Главные герои повести Рыбак и Сотников находятся в партизанском отряде. После череды удачно проделанных «операций» по уничтожению фашистов, немцы решают «разгромить» партизан. Отчасти, но не полностью им это удается. Те, кто выжил из отряда, теперь в плотном окруженном кольце полицаев.
    Рыбак и приболевший Сотников, отправляются на задание. Они должны найти в деревне продуктов. Но удача покидает героев. В том месте, куда они держали путь, немцы сожгли все дома, а жителей приговорили к смертной казни.
    По дороге в другой хуторок случается еще одна неприятность. Мужчины набредают на патруль. Сотников ранен в перестрелке, а Рыбаку удается уйти. Однако, страх того, что в отряде придется отвечать за смерть товарища, возвращает мужчину.
    С этого момента автор показывает, кто из них обладает человеческими качествами, а кто нет. Хотя Рыбак и помогает боевому другу, он это делает не от чистого сердца, а только из-за чувства долга. Сотников, конечно же, это понимает, но все равно благодарен товарищу.
    В деревне «однополчане» набредают на домик старосты. Однако и здесь автор показывает признак настоящего человека. Староста Петр, не доносит на местных жителей немцам, а всего лишь числится на этой должности, чтобы ее не занял настоящий «предатель».
    Позже герои забредут в избу Демчихе. Женщина не очень была незваным гостям, однако все же спрятала их от пришедших полицаев. К сожалению, сильный кашель Сотникова выдал скрывающихся мужчин и их вместе с многодетной матерью арестовали.
    В фашистском лагере мужчин долго по очереди допрашивали. Сотников не ответил ни на один вопрос. Он решил стоять до конца, каким бы он не был. Рыбак же наоборот не стал грубить и отвечал на вопросы спокойно. Он не считал большим секретом тот факт, что находится в партизанах, однако всей правды тоже не сказал.
    Именно в Рыбаке полицай смог разглядеть «своего» и предложил ему альтернативу смерти. Пленник обещал подумать.
    Конечно, он этого не рассказал своему измученному и избитому товарищу, да и не собирался он поначалу переходить на сторону немцев. Но когда в подвале услышали о завтрашней «ликвидации» у каждого на этот счет образовались свои планы.
    Сотников, будучи человеком благородным, решил сохранить жизни своему товарищу и другим пленным. Он будет настаивать на дополнительном допросе и по примеру русского полковника, совершит последний свой «подвиг». Нет, мужчина не хотел славы и почестей. Он, так же как и все хотел жить, но видно не судьба…
    Рыбак же подумав, решил для себя, что выбирает жизнь. Он согласится на «постыдную сделку» с фашистами, а потом сбежит. Вот только он не продумал, что его не поймет товарищ. Он не подумал и о ненависти, которую будут испытывать к нему другие пленные, и о том стыде, который придет к нему с осознанием непоправимой ошибки.
    Рыбак утратил свое доброе имя, ради бессмысленного, никчемного существования и прислуживания немцам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *