Сочинение рассуждение на лингвистическую тему метафора

8 вариантов

  1. Зачем автор использует метафору?
    Зачем нужны выразительные средства языка?
    Язык художественной литературы невозможно представить без выразительных средств языка, без тропов (слов, употреблённых в переносном значении с целью создания образа).
    Зачем же нужны тропы? Может быть, можно обойтись и без них? Нет, без изобразительных средств языка не обойтись:  исчезнет образность и красота текста. Значение их велико.
    Во – первых, тропы придают изображению тех или иных предметов наглядность, во-вторых, образность, в- третьих, помогают автору создать  живую картину, а читателю представить её.
    Какую же роль играет  метафора, в основе которой лежит скрытое сравнение, перенос названия с  одного предмета на другой на основании их сходства? Она позволяет в краткой форме создать ёмкий образ. Например: « Горит восток зарёю новой». ( Пушкин). Эта пушкинская метафора основана на сходстве цвета зари и огня. Но она может быть построена и  на основе сходства самых различных признаков предмета: формы, объёма, назначения и т. п.
    Метафора как бы в сжатом, свёрнутом виде заключает в себе яркую картину и поэтому позволяет автору экономно и наглядно изобразить предметы и явления, выразить свои мысли и переживания.
    Мы много говорим, пишем… Но чтобы речь была богатой, выразительной, ей нужны изобразительные средства языка, образные выражения. Интересно  читать  текст, в котором подобраны автором эпитеты, метафоры, олицетворения и другие тропы.
    Сравним два предложения:
    Внизу находился Казбек, покрытый нетающими снегами.
    Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял. (Лермонтов).
    Оба предложения содержат одну мысль, но разница между ними большая. В первом предложении нам сообщается информация, а во втором мы видим живописную картину, нарисованную словами.  Важную роль в этом сыграло сравнение «как грань алмаза».
    Таким образом, выразительные средства речи  очень  нужны, они составляют богатство языка, запас его выразительных средств. Эмоциональная, образная речь не оставляет равнодушным ни слушателя, ни читателя, а делают её такой тропы, с помощью которых самые обыкновенные слова приобретают большую выразительную силу.
    Сочинение ученицы 9 Б класса Колесниченко Ани

  2. Готовые сочинения на лингвистическую тему
    Как в тексте однородные
    глаголы-сказуемые помогают «оживить» изображаемое?

    Однородные члены
    предложения – распространённое явление художественного стиля. Они используются
    в нём как краткий и выразительный приём речи. Убедимся в этом на примере
    однородных глаголов – сказуемых, помогающих «оживить» изображаемое в нашем
    тексте.
    Во-первых, большое
    количество однородных сказуемых мы встречаем в предложении 1: «Олеська…выпала
    из автобуса, удержала равновесие, поправила пальто, кинула взгляд и обмерла…»
    Все эти глаголы-сказуемые помогают нам ярко представить, что происходило в
    переполненном людьми автобусе…
    Во-вторых, однородные
    сказуемые в тексте красочно передают содержание описываемых событий. Так в
    предложении 44 автор использует нагнетание однородных глаголов-сказуемых:
    «обида у героини исчезла, улетучилась, показалась совсем незначительной».
    Таким образом, характеризуя
    богатство мыслей и чувств, однородные глаголы-сказуемые помогли в этом рассказе
    «оживить» изображаемое.
    Зачем в тексте нужны
    НЕОЛОГИЗМЫ?

    Неологизмы – это слова,
    созданные для обозначения нового предмета, явления. Например, астронавт,
    космодром. Их диктует нам жизнь, но есть неологизмы, созданные автором
    литературного произведения с определённой стилистической целью. Например:
    «надвьюжный» (А.Блок), «громадьё» (В.Маяковский). Эти неологизмы нередко
    становятся сильным выразительным средством в художественной речи.
    Автор отрывка в предложении
    2 называет людей, «врагов нашей русской природы», «себятниками», тем самым
    создавая яркий образ вредителей всего живого.
    Второй неологизм, созданный
    А.Приставкиным, – это слово «человекоружьё». Перед нами яркая метафора,
    обозначающая сотни людей, приставивших свои ружья «прямо к сердцу природы»
    (предложение 17).
    Таким образом, могу сделать
    вывод, что писатели, создавая новые слова, развивают у читателя
    словообразовательное мышление, помогающее проникнуть во внутреннюю форму слова.
    (119 слов)
    Почему вводные слова
    уместно использовать в тексте-рассуждении?

    А. Кушнер писал:
    « Меня, как всех, не раз, не два
    Спасали вводные слова,
    И чаще прочих среди них
    Слова «во-первых», «во-вторых».
    Они, начав издалека,
    Давали повод, не спеша
    Собраться с мыслями, пока
    Не знаю, где была душа».
    Как точно выразил в стихах
    поэт огромную роль вводных слов, употребляемых как в книжной, так и в
    разговорной речи. Какова роль вводных слов в предложенном тексте-рассуждении?
    Во-первых, в предложениях 2
    и 5 встретила вводные слова «возможно» и «вероятнее всего», обозначающие
    степень уверенности, возможность предположения.
    Во-вторых, слова «во-первых»
    и «во-вторых» нахожу в предложениях 9 и 10, имеющих значение порядка изложения
    и связь мысли.
    В-третьих, в предложении 15
    встречаю выражение «одним словом», указывающее на приём и способ оформления
    мысли.
    В-четвёртых, в предложении
    16 вводное слово «на ваш взгляд» указывает на источник сообщения.
    Таким образом, в
    тексте-рассуждении вводные слова помогают точнее разобраться в написанном,
    быстрее понять то, что хотел сказать автор.
    (148 слов)
    РОЛЬ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ В
    ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ

    Фразеологизмы – это
    устойчивые сочетания слов, применяемые для названия отдельных предметов,
    признаков, действий. В художественной литературе они широко используются как
    изобразительные средства. Какова же роль фразеологизмов в этом тексте?
    Во-первых, хочу отметить,
    что в отрывке из рассказа К. Паустовского много фразеологизмов. Два из них
    выступают в роли синонимов обычным словам. Так в предложении 7 фразеологизм «не
    может не броситься в глаза» равен выражению «ярок, примечателен», а в
    предложении 12 «вышли из моды»- «стали немодными». Согласитесь, что устойчивые
    сочетания явно украсили текст!
    Во-вторых, в предложении 15
    встречаю фразеологизм «сжималось сердце». Он определяет душевное состояние
    людей, посетителей Лувра.
    В-третьих, устойчивое
    сочетание «гора свалилась с плеч» (предложение 31) так же определяет
    нравственное состояние мальчика, совершившего великодушный поступок. Этот
    фразеологизм интересен и тем, что мы можем хотя бы предположить источник
    появления этого выражения. На мой взгляд, он пришел в нашу речь из фольклора:
    то ли из сказки, то ли из былины.
    Таким образом, могу сделать
    вывод, что фразеологизмы в художественном тексте играют большую роль: они
    делают его ярче, эмоциональнее, выразительнее.
    (173 слова)
    Роль антонимов в
    художественном тексте.

    Антонимы – это слова одной
    части речи, имеющие противоположное значение. Умелое использование антонимов
    придаёт художественной речи особую остроту. Какие антонимы нахожу в этом
    тексте?
    Во- первых, в предложении 6
    « Войска идут день и ночь » антонимы помогают писателю показать полноту охвата
    явлений, широту пространственных и временных границ.
    Во – вторых, в предложении
    16 нахожу антонимы, которые обрели устойчивый характер, стали фразеологизмом: «
    ни взад ни вперед ».
    Таким образом, можно
    сделать вывод, что к антонимам автор обращается для достижения эмоциональности
    речи.
    (85 слов)
    Зачем писатели используют в
    своих произведениях перифраз?

    Перифраз – это описательное
    выражение, употребляемое вместо того или иного слова. Его отличает яркая
    эмоционально-экспрессивная окраска. Какие перифразы нахожу в предложенном
    тексте?
    Во-первых, в эссе,
    посвященном Пушкину, встречаю перифразы, которые выполняют в речи смысловую
    функцию, помогая автору, рассуждая о поэте, не повторяться. Вот в предложении
    13 С. Залыгин не говорит «Пушкин», а использует перифраз «солнце русской
    поэзии», а в предложении 16 называет его «великим учеником Жуковского».
    Во-вторых, в предложении 26
    нахожу перифраз «…унылая пора! Очей очарованье!». Здесь данный троп, заменяющий
    слово «осень», образно характеризует это время года.
    Таким образом, писатели
    используют перифраз для того, чтобы, говоря словами М.В. Ломоносова, «…о всякой
    данной материи красно говорить…».
    (112 слов)
    Зачем в художественном тексте
    используют синонимы.

    Синонимы – слова одной
    части речи, близкие по значению, но различные по написанию, кроме того
    отличающиеся оттенками значения или стилистической окраской. Детский писатель
    Корней Чуковский призывал товарищей по перу шире использовать синонимию
    русского языка. Какие синонимы встречаю в этом тексте?
    Во-первых, для более
    точного выражения мысли в предложении 3 автор использует синонимы: «Герой сел
    на мокрый, еще влажный от росы песок».
    Во-вторых, в предложении 8
    нахожу синонимы, которые используются для усиления эмоциональной окраски слова:
    «Ну, сказанул ты, ну, брякнул!»
    В-третьих, в предложении 20
    для избежания неоправданного повтора одного и того же слова А.Чирве использует
    синонимы: «После этого она затосковала, села на лавку и пригорюнилась»
    Таким образом, могу сделать
    вывод, что синонимы делают нашу речь яркой, эмоциональной, помогают точнее
    выразить мысль.
    (119 слов)
    Роль сравнений в
    художественном тексте и способы их выражения.

    Сравнение – это образное
    выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих
    общий признак. Сравнения в художественной и публицистической речи имеют большое
    значение. Они выделяют, подчеркивают предмет или явление, обращают на него
    особое внимание. Способы их выражения различны. Какие же примеры сравнений
    встречаем в этом тексте?
    Во-первых, в предложении 6
    растрепанные волосы девочки сравниваются с волосами мальчишки (« как у
    мальчишки»). Это сравнение выражается оборотом со сравнительным союзом.
    Таким образом, роль
    сравнения в речи велика: оно придаёт ей образность и особую поэтичность.
    (132 слова)
    Роль цитаты в публицистическом
    тексте.

    Публицистический текст,
    используемый в газетах, журналах, передачах радио и телевидения,
    характеризуется определёнными языковыми средствами и приёмами. Одним из них
    является цитирование, которое вводят в выступления. Цитата – это дословно
    переданная речь. Какую же роль она играет в этом тексте?
    Во – первых, А. Чирве для
    определения рассказа, как жанра, берёт цитату В. Белинского, отмечающего в
    предложении 6 , что, в отличие от романа, рассказ в тесные рамки вмещает такие
    события, которые « в одном мгновении сосредотачивают столько, сколько не изжить
    и в века». Эта цитата позволила автору чётко и авторитетно дать жанровую
    характеристику рассказа.
    Во-вторых, цитата Л.
    Леонова в предложении 14, уподобившего рассказы А.П. Чехова большим старым
    звёздам, в которых «весит тонны каждая строка такого плотного словесного
    вещества », введенная автором в текст, оживила высказывание, сделала его
    эмоциональным.
    Таким образом, цитаты в
    публицистическом тексте просто не обходимы: они делают его ярче, привлекают
    внимание читателей и слушателей.
    (134 слова)
    Роль эпитетов в
    художественном тексте.

    Среди разнообразных тропов
    часто встречаются эпитеты – это красочные определения, выраженные
    прилагательными в полной форме или наречиями. Какие эпитеты нахожу в этом
    тексте?
    Во-первых, в предложении 6
    украденный кошелёк Аленка называет « злосчастным »; в предложении 20 нахожу
    эпитет «обиженная душа », а в предложении 21- « чумазый мальчонка». Все эти
    эпитеты относятся к разряду изобразительных. Они помогают живо и наглядно
    рисовать предметы и действия и дают нам возможность увидеть их такими, какими
    их видел писатель, создавая произведение.
    Во-вторых, в предложениях
    13 и 32 нахожу эпитеты, выраженные качественными наречиями: « Она обессиленно
    села на корточки » и «… мальчишка просветленно улыбнулся». Эти эпитеты помогают
    живописно описать действие.
    Таким образом, эпитеты
    позволяют сделать нашу речь ярче, эмоциональнее.
    (121 слово)
    Роль гиперболы в художественном
    тексте.

    Гипербола – образное
    выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения
    какого-то предмета, явления. Гиперболизация – излюбленный стилистический приём
    Н.В. Гоголя и В.В. Маяковского. Какие гиперболы мы встречаем в этом тексте?
    Во-первых, в предложении 9
    нахожу гиперболу: «…и небо, и Селигер померкли от частого дыма». При помощи
    этого яркого тропа автор создаёт страшную картину варварского отношения к
    природе.
    Во-вторых, в предложении 17
    встречаю индивидуально-авторскую гиперболу: «…гром тысячи ружей, объединённых в
    единое человекоружьё», приставленное прямо к сердцу природы. Эта гипербола
    позволяет нам воочию ощутить ту страшную картину, которую описывает А.
    Приставкин.
    Таким образом, гиперболы в
    этом тексте решают важную роль: они позволяют нам, читателям, образно
    представить события той ночи на Селигере.
    (114 слов)
    Роль метафор в
    художественном тексте

    Сам термин «метафора»
    означает перенос названия предмета на основании сходства. Ещё Аристотель
    заметил, что «слагать хорошие метафоры – значит подмечать сходство». Какие
    метафоры нахожу в этом тексте?
    Во-первых, в предложении 11
    метафора «…крыши домов горели золотом» построена на основании сходства
    предметов в цвете, что особенно часто используется при описании предметов.
    Во-вторых, в предложении 26
    присутствует метафора «…по городу гуляла смерть». Этот троп позволяет осознать,
    ярче представить, что натворили фашисты в городе.
    Таким образом, могу сделать
    вывод, что всякая метафора придаёт художественному тексту выразительность и
    эмоциональность.
    ( Слов 90)
    Роль графических средств в
    письменном тексте

    Русская графика располагает
    огромными возможностями и приемами в плане усиления образности текста
    художественной литературы. Набор этих приемов довольно богат: фигурное
    расположение текста; смена шрифтов; употребление графических средств выделения
    (курсив, разрядка). Какие же приемы нахожу я, прочитав текст Ю. Полякова?
    Во-первых, предложение 2
    оформлено обычным способом, однако используется распространенный прием
    выделения важных слов в тексте шрифтом другой величины. Этим словом стало слово
    « ВОЙНА»: «…была гражданская, была финская…и была – ВОЙНА-Великая
    Отечественная…»
    Во-вторых, чрезвычайно
    разнообразно используется в художественном произведении курсив. Логическое,
    смысловое подчеркивание слов « военной», «соучастника и соотечественника» из
    предложений 3 и 9 с помощью этого шрифта – излюбленный прием многих писателей,
    в том числе Ю. Полякова: «Есть боль соучастника, и есть боль соотечественника».
    Таким образом, выделяя
    слова графически, автор усиливает образность текста художественной литературы.
    ( 124 слова)
    ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР В РЕЧИ
    Лексический повтор в речи
    (письменной и устной ) ученика говорит о его малом словарном запасе. А
    лексический повтор в речи писателя или поэта становится средством создания
    яркого поэтического или прозаического текста.
    Так в предложениях 18-19
    автор использует анафору «Или кабан пробежал близко…Или вдруг в бинокль увидел
    дятла?»
    А вот в предложении 23 и 24
    автор трижды использует слово «жизнь», тем самым, во-первых, усиливает значение
    этого слова, а во-вторых, придает тексту яркость. Если бы Песков заменил это
    слово синонимом «жизнедеятельность» или «жизненный процесс», то текст потерял
    бы свою необычность и экспрессивность.
    Таким образом, могу сделать
    вывод, что лексический повтор обладает сильным эмоциональным воздействием на
    читателя, слушателя.
    (105 слов)
    РОЛЬ АНТИТЕЗЫ В
    ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ

    Антитеза-стилистическая
    фигура, служащая для усиления выразительности речи путем резкого
    противопоставления понятий, мыслей, образов. Сколько пословиц обязано своей
    выразительностью этой фигуре: «учение-свет, а неучение-тьма». Какие виды
    антитезы встречаю в этом тексте.
    Во-первых, предложение 16
    «сейчас он не ученик средней школы, он-отважный гладиатор» помогает мальчику
    представить себя отважным гладиатором.
    Во-вторых, в предложении
    23-26 антитеза способствует «превращению» Серёжи в славного стрельца Ивана
    Грозного.
    Таким образом, антитеза как
    стилистическая фигура помогает писателю ярче представить характеры героев,
    обстановку, поведение людей.
    (80 слов)
    Зачем нужна пунктуация?
    До XV века в русской
    письменности вообще не было знаков препинания, поэтому читать книги было
    трудно. Знаки препинания – это, по выражению А. П. Чехова, «ноты при чтении»,
    которые помогают нам в восприятии текста, ведут нашу мысль в заданном автором
    направлении. Какие из них встречаю в тексте В. Крапивина?
    В предложенном отрывке
    нахожу все существующие знаки препинания: точку и вопросительный знак,
    восклицательный знак и запятую, тире и двоеточие, многоточие и кавычки.
    Остановлюсь на самых распространенных.
    Во-первых, в конце почти
    всех предложений стоит точка – знак препинания, который ставится в конце
    повествовательного предложения. Например, предложение 5 «Одного с Кинтелем
    возраста».
    Во-вторых, в конце текста неоднократно
    используется многоточие. Например, в предложении 22 «Хотя … пошёл бы он?». Этот
    знак в данной ситуации передаёт недосказанность, недоговорённость. А в
    предложении 28 «И долго еще слышал скрипку…» многоточие указывает на скрытый
    смысл, вызванный большим эмоциональным напряжением.
    Таким образом, знаки
    препинания необходимы, так как указывают на смысловое, структурное и
    интонационное членение речи.
    (159 слов)
    Точка
    Точка является древнейшим
    знаком препинания. Её по праву можно считать родоначальницей русской
    пунктуации. В предложенном для анализа тексте этот знак встречается
    неоднократно, выполняя различные функции.
    Во-первых, в предложении
    «Великие традиции активно продолжают современные писатели» этот знак указывает
    на конец предложения.
    Во-вторых, в предложениях
    «Я выполнил это задание. И он тоже. И она» точка используется для создания
    такого тропа, как парцелляция, позволяющего усилить смысловые и экспрессивные
    оттенки значений.
    Таким образом, точка играет
    в предложении важную роль, помогая понять структуру предложения, а значит, и
    его смысл.
    (84 слова)
    Двоеточие
    Двоеточие – это знак
    препинания, употребляемый для указания на то, что часть текста после него
    связана причинными, пояснительными, смысловыми отношениями с частью текста
    перед ним. В предложенном для анализа отрывке этот знак встречается
    неоднократно, выполняя различные функции.
    Во-первых, в предложении 9
    «Все жили дружно: и собака, и кот, и петух» двоеточие используется для
    отделения однородных членов предложения от обобщающего слова.
    Во-вторых, в предложении 13
    «Раздумывать было некогда: опасность надвигалась» двоеточие отделяет части
    сложного предложения.
    В-третьих, в предложении 21
    «Говорят: «Береги честь смолоду», то есть с самого начала жизни» этот знак
    препинания используется для оформления прямой речи.
    Таким образом, двоеточие –
    важный пунктуационный знак, помогающий понять структуру предложения, а значит,
    его смысл.
    ( 110 слов)

  3. 10.03.2019 – На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько. Подробнее >>
    07.01.2019 – Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро ( в течение 3-4 часов). Узнать подробнее >>
    16.12.2018 – Ребята, на Форуме создан пост, где размещены сочинения по сборнику И.П.Цыбулько. Смотрите работы, выставляйте свои сочинения! Ссылка >>
    16.09.2017 – Сборник рассказов И.Курамшиной “Сыновний долг”, в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>
    09.05.2017 – Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей! Подробнее >>
    16.04.2017 – В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц! Подробнее >>
    16.04.2017 – На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ. Смотреть вот здесь >>
    25.02 2017 – На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБЗ. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.
    28.01.2017 – На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ, написанные в двух вариантах >>
    28.01.2017 – Друзья, на Книжной полке сайта появились интересные произведения Л.Улицкой и А.Масс.
    22.01.2017Ребята, оформив подписку в ВИП-разделе всего на 3 дня, вы можете написать с нашими консультантами три УНИКАЛЬНЫХ сочинений на ваш выбор по текстам Открытого банка. Спешите в ВИП-раздел! Количество участников ограничено.
    15.01.2017ВАЖНО!!! На сайте размещены 35 аудиозаписей из ОБЗ ФИПИ для написания сжатого изложения на реальном экзамене в 2017 году >>
    ВСЕ НОВОСТИ (архив новостей сайта) >>

  4. Пример сочинения-рассуждения

    Смысл высказывания известного лингвиста А.А. Потебни заключается в том, что глаголы двух наклонений — условного и повелительного — выражают “идеальное” событие. Глаголы в условном наклонении обозначают действия, которые могут произойти при определённом условии, а глаголы в повелительном наклонении передают советы, просьбы или приказы.
    Например, в предложении 11 находится глагол повелительного наклонения «имейте в виду». Он обозначает побуждение к действию. А в предложениях 13 и 26 встречаются глаголы условного наклонения «пожалели бы» и «видел бы», которые в данном тексте употребляются в значении повелительного наклонения. Герои повести  дают друг другу советы, которые, по их мнению, полезны.
    Таким образом, условное и повелительное наклонения глаголов очень сходны, так как выражают действия желаемые, “идеальные”.

     

    Тест 32

    (1)Я резко обернулась и увидала дикое: молча, злобно, неумело Сева Агапов колотил Аллочку Ощепкову, а та сопротивлялась точно кошка — так же молча, злобно и неумело.
    (2)Я подскочила к Севе, встряхнула его, чтобы он опомнился, пришёл в себя, дёрнула за руку, и без всякого перехода, с той же яростью Сева стал бить по моей руке свободным кулаком, грязно ругаясь.
    (3)Я, ошеломлённая, приговаривала на его удары:
    — (4)Сева! (5)Севочка! (6)Сева!
    (7)Сильным   драчливым движением он обрушился всем телом на мою руку и вырвался.
    (8)Дверь хлопнула, а я заплакала. (9)От неожиданности, страха, бессилия. (10)3авыла полный голос. (11)Что делать, я тогда была начинающим учителем и часто плакала. (12)Мне многое было внове, а это — страшней всего — недетская детская брань.
    (13)Теперь-то, десять лет спустя, пройдя многое и хлебнув разного, отвыкнув от слез и привыкнув к жёсткости подлинной правды, я твердо знаю, что учитель должен уметь погрузиться в человека и не всегда — далеко не всегда! — там, в глубине, найдет он благоухающие цветы, порой бывает как раз наоборот. (14)Но не надо пугаться! (15)Надо браться за дело, закатав рукава. (16)Надо брать в руки мотыгу и, несмотря на тягость и грязь, спотыкаясь, заходя в тупики и снова возвращаясь, осушать болото, пока на его месте не зацветут сады!
    (17)Нет стыдных положений, есть стыдное — или стыдливое — отношение к делу, и я не раз ощущала особый прилив чистоты и ясности, с упоением вышвыривая из самых потайных закоулков детских душ дрянное, подлое, низменное, которого, кстати сказать, не так уж и мало едва ли не в каждом человеке.
    (18)Испуг и паника не самый лучший выход из положении для учителя, который услышал ругань или увидел гадость. (19)Давай-ка за дело, да лучше втихомолку, но по-настоящему, без суеты и восклицаний!
    (20)Самое тяжкое а учителе, самое неизлечимое — коли он трясется за свой престиж, боится признать ошибку да еще в ошибке упрямится. (21)Этот камень тяжек, и самый для учителя тяжкий грех валить, пользуясь авторитетом профессии, с больной головы на здоровую, да ещё ежели голова эта малая, ученическая…
    (22)Повторю снова, что это — мое нынешнее понимание проблемы, когда слёзы мои пересохли, но не оттого, что иссяк родник, а оттого, что стала сдержаннее, а любовь моя разумней и сердце, выходит, опытней.
    (23)Тогда же Севина брань — точно залпы расстрела.
    (24)Но я отревела своё, подсунула снова лицо под ледяную струйку, приложила мокрый платок к Аллочкиным синякам, и вышли мы с ней в коридор, чтобы отвечать перед педсоветом. (25)Алла — за пожар, я — за судьбу первого «Б».
    (По А. Лиханову.)
    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из учебника русского языка: «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства».

    Пример сочинения-рассуждения

    «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи…» Их ещё называют “устойчивыми сочетаниями”. Мы пользуемся ими, действительно, очень часто, хотя и не замечаем этого. Доказательства тому находятся в тексте А. Лиханова.
    В предложении 7 встречается фразеологизм «выпалил всё одним духом». Он заменяет синонимичное выражение «быстро, моментально, стремительно» и звучит ярче, выразительнее, чем наречия.
    В предложении 24 автор использует сочетание «вклинилась в разговор». У него тоже есть синоним «…перебивая, вмешаться в чужой разговор». Данный фразеологизм характеризует поведение девочки и используется в качестве изобразительного средства языка.
    Можно сделать вывод: без фразеологизмов, привычных и знакомых всем нам с детства, не обойтись в повседневной речи.

  5. 15-1
    15-2
    15-3
    15.3
    9.11 классах
    А. Алексин. Ночной обыск
    А. Алексин. О материанской любви
    А. Алексин.Отношение к чужим успехам.
    А. Гри­ди­н. О потерянном телефоне
    А. Грин. Размышления Грея
    А. Ли­ха­но­в. Голуби
    А. Лиханов. Детская библиотека (повесть о тяжелом военном детстве)
    А. Лиханов. Детская библиотека (повесть о тяжелом военном детстве) № 2
    А. Ни­коль­ская. О щенках
    А. Приставкин. Рогожский рынок
    А.А. Алексин. Воспитание ребенка в семье
    А.А. Алексин. О разумности и порядке
    А.А. Лиханов. О белке
    А.Г. Алексин.Стать музыкантом
    А.И. Деникин о деле жизни
    А.Лиханов. Детская библиотека (повесть о тяжелом военном детстве) № 3
    А.П. Пла­то­но­в. О пахарях
    А.Я. Бру­ш­тейн. Завет воли к со­про­тив­ле­нию
    аттестация по русскому языку в 4
    аудиозаписи
    Б. Еки­мо­в. О бабушке
    В. Драгунский. Друг детства
    В. Дроганов (о значении киги в жизни человека)
    В. Дроганов.О книге
    В. Железников. Букет мимозы
    В. Крапивин. Шестая Бастионная (повесть)
    В. Песков (о роли книги в жизни человека)
    В. Пи­ку­ль. О сопереживании чужому горю
    В. Токарева. Конфликт
    В. Ча­п­ли­на. Случай с росомахой
    В. Черноречин. О коте
    В. Шаламов. Детские картинки. Из цикла «Колымские рассказы»
    В.А. Бахревский. О лебедях
    В.А. Осеев (об искусстве)
    В.А. Туз­лу­ко­в. Мечта в жизни человека
    В.И. Одноралов. О влюбленности
    В.И. Одноралов. О неуверенности в себе
    В.К. Железников. Забота о ближнем
    В.П. Аста­фье­в. Случай с ка­па­лу­хой
    В.П.Аста­фье­в. О музыке.
    вводные слова. обращения
    вебинар Подготовка к ОГЭ. Тесты
    Вебинар Системный подход в подготовке к сочинению и изложению
    внутренний мир человека
    выразительные средства лексики
    Г.Я. Бакланов. На войне
    ГИА 2016
    главные члены предложения
    грамматическая основа предложения
    демоверсии ОГЭ 2016
    демонстрационный вариант ОГЭ РЯ
    добро
    дружба
    Е.А. Пермяк. Любовь к матери
    Е.В. Гришковец о выборе профессии
    Е.И. Но­со­в. О синичке
    ЕГЭ 2015
    ЕГЭ 2016
    жизненные ценности
    зависть
    И. Му­равьёва. Зимняя прогулка
    И. Селивёрстова. Сердце матери
    И.А. Клеандрова. Мир подруг
    изложение
    изложение ОГЭ
    итоговое собеседование
    итоговое собеседование в 9
    К. Паустовский (о ценных гравюрах)
    К. Паустовский. Скрипучие половицы
    К.Г. Шахназаров. Поведение при гостях
    как писать сочинения
    Календарь сдачи ОГЭ 2016 г.
    КИМ. ОГЭ 2018
    Конкурс красоты
    купить книжки по ОГЭ
    купить пособие по ОГЭ
    купить пособие по ОГЭ
    купить пособие по русскому языку
    курс по ЕГЭ
    курс по ОГЭ
    курсы по ОГЭ
    Л. Матрос. О материнской любви
    Л. Овчинников. Случай в блокадную зиму.
    Л.Е. Улицкая. О детстве
    Л.Н. Тол­сто­й. Игра
    Л.Ф.Во­рон­ко­ва.Случай на лугу
    лексика и фразеология. Синонимы. Фразеологические обороты
    Любовь Волкова. Сказки про игрушки
    М. Агеев. Случай с деньгами.
    М. Москвина. Моя собака любит джаз
    М.А. Чванов. О бездомной собаке
    М.А. Чванов. Страна детства
    М.Г. Львов­ский. О первой влюбленности
    методика изложения
    методика по работе с сочинением
    методика подготовки к написанию сжатого изложения
    модель устной сдачи ЕГЭ по русскому языку
    Н. Айна. Избиение.
    Н. Аксёнова. О счастье
    Н. Гарин-Михайловский. Спасение собаки
    новости ОГЭ 2016
    О. Ю. Рой. Воспоминания
    О.Ю. Рой. Случай с конфетой
    обособленные дополнения
    обособленные обстоятельства
    обособленные определения
    общие сведения по ОГЭ
    ОГЭ
    ОГЭ 10
    ОГЭ 11
    ОГЭ 12
    ОГЭ 13
    ОГЭ 14
    ОГЭ 15
    ОГЭ 15-3
    ОГЭ 15.2
    ОГЭ 15.3
    ОГЭ 2
    ОГЭ 2016
    ОГЭ 2017
    ОГЭ 3
    ОГЭ 4
    ОГЭ 5
    ОГЭ 6
    ОГЭ 7
    ОГЭ 8
    ОГЭ 9
    ОГЭ вариант
    ОГЭ изложение
    ОГЭ по русскому языку
    ОГЭ подготовка
    ОГЭ примеры
    ОГЭ проблематика
    ОГЭ расписание экзаменов
    ОГЭ РЯ
    ОГЭ сочинение
    ОГЭ Сочинение 15.1
    ОГЭ Сочинение 15.3
    ОГЭ сочинения
    ОГЭ Сочинения по сборнику И.П.Цыбулько 2015 года
    ОГЭ темы сочинений
    ОГЭ устная часть
    ОГЭСочинение 15.3
    осложненные предложения
    Остромир. Детская игрушка
    П.С. Романов. Дачники
    Перспективные модели ОГЭ
    пишем изложение
    пишем сочинение
    Планы развития итоговой аттестации
    подготовка к ЕГЭ
    подготовка к ОГЭ
    подготовка к ОГЭ изложение
    Подготовка к ОГЭ по русскому языку
    подготовка к ОГЭ сочинение
    полезные ресурсы
    пособие по ОГЭ
    пособие по русскому языку
    Правила поведения во время экзаменов
    правописание приставок
    правописание суффиксов
    приемы сжатия
    примеры ОГЭ 15.3
    примеры сочинений
    примеры сочинений ОГЭ
    примеры сочинений ОГЭ 15.3
    проблематика Матренин двор
    проекты КИМ ОГЭ 2017
    Пунктуационный анализ. Знаки препинания в ССП и СПП.
    работа с текстом
    разбор задание по ОГЭ
    разбор заданий по ОГЭ
    размышления ОГЭ 15
    расписание ОГЭ
    расписание экзаменов ОГЭ
    рассказ из цикла. Мелкие вещи
    рассказ о дружбе
    ревности
    С. Качалков. Картина
    С.А. Лубенец. О лучшем друге
    С.А. Лубенец. О неуверенности в себе.
    С.П. Алек­се­е­в. Еда на войне
    сайт ФИПИ ОГЭ
    сб. Река
    синтаксический анализ сложного предложения
    словарик понятий к сочинению 15.3
    словарь этических терминов
    словосочетание
    сложные предложения
    сложные предложения с различными видами связи
    сочинение
    сочинение ОГЭ
    сочинение 15 2
    сочинение 15.2
    сочинение 15.3
    сочинение ОГЭ
    сочинение ОГЭ 15.1
    сочинение-рассуждение 15.3
    сочинения о дружбе
    сочинения ОГЭ
    сочинения по сборнику И.П.Цыбулько 2016 года (вариант 4)
    список произведений ОГЭ
    Т. Ми­хе­е­ва
    Т. Толстая. Кино
    текст Долиной о неуверенности
    Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста.
    Текст Н.Дубова о неуверенности в себе
    тема дружбы
    тема любви
    темы сочинений ОГЭ
    Темы сочинения 15.3
    тесты онлайн
    требования к написанию сочинения
    Устная часть ГИА
    устный экзамен по русскому языку
    Ч.Т. Айтматов. О потерях близких на войне
    Э. Фонякова. О счастье
    Э. Шим. Случай с ракетой.
    Э.Е. Фо­ня­ко­ва. Что такое война?
    Э.Ю. Шим. О Жеке
    Э.Ю.Шим. Черемуха
    экзамен по русскому языку
    электронные учебники
    Ю. Грибов. Очерк .Листопад.
    Ю. Домбровский. Хранитель древностей
    Ю. Трифонов. Взаимоотношение в классе.
    Ю. Я. Яко­вле­в. Скорая помощь.
    Ю.Домбровский. О крабе.
    Ю.Я. Яковлев. О детских капризах
    Ю.Я. Яко­вле­в. О коржике
    Ю.Я. Яковлев. О первой влюбленности
    Ю.Я. Яковлев. Подвиг матери
    Ю.Яковлев. На театральном дворе.

  6. В. 1 Напишите сочинение-рассуждение,
    раскрывая смысл высказывания русского
    филолога Л. В. Успенского: «В языке есть…
    слова. В языке есть… грамматика. Это –
    те способы, которыми язык пользуется,
    чтобы строить предложения».  

    Л.В.Успенский, на мой взгляд, говорит
    о единстве содержания и формы языка.
    Слова называют предмет, его признак или
    действие, а грамматика позволяет создать
    связное высказывание, текст. Приведу
    примеры из рассказа А.Алексина.
    Так, предложение 16 состоит из десяти
    отдельных слов, называющих или указывающих
    на субъект (“я”, “приезжий”) и
    его действия. Каждое пятое слово в
    предложении относится к высокой лексике
    («отважился», «вторгаться»), позволяя
    представить нам незнакомца как человека
    интеллигентного, обладающего правильной
    литературной речью. Если мы все эти
    слова напишем через запятую и в начальной
    форме, то получится бессмыслица. Но
    стоит употребить  все глаголы в
    необходимой форме, а местоимение «вы»
    поставить в дательный падеж – слова
    получат единый смысл, превратившись в
    предложение.
    Играют свою роль в превращении набора
    слов в синтаксическую конструкцию и
    знаки препинания. Так, три тире, имеющиеся
    в этом предложении, указывают на наличие
    реплики в диалоге, представляющем собой
    законченную мысль.
    Таким образом, можем сделать вывод, что
    прав был русский филолог Л.В.Успенский,
    утверждавший, что язык, чтобы строить
    предложение, использует лексику и
    грамматику.
    В.2. Напишите сочинение-рассуждение,
    раскрывая смысл высказывания русского
    филолога Л. В. Успенского: «Один словарный
    состав без грамматики ещё не составляет
    языка. Лишь поступив в распоряжение
    грамматики, он получает величайшее
    значение».

    Л.В.Успенский, на мой взгляд, говорит о
    единстве содержания и формы языка. Слова
    называют предмет, его признак, действие
    предмета. И только! Лишь при помощи
    грамматики можно из набора слов  создать
    связное высказывание, текст.
    Так, предложение 25 состоит из восьми
    отдельных слов, называющих предмет, его
    действие и признак этого действия.
    Интересно использует автор в этой
    синтаксической конструкции антонимы
    « много и мало», которые придают
    художественной  речи  особую
    остроту и эмоциональность. Придают
    при условии, если мы  указанные слова
    передадим «в распоряжение грамматики».
    Например, поставим слово «человек» в
    дательный, а слово «счастье» – в родительный
    падежи, создадим словосочетание с
    подчинительной связью управление:
    «нужно для счастья». Для выражения
    эмоций автора в конце предложения
    поставим восклицательный знак. И тогда
    предложение, по словам Л.В. Успенского,
    получит «величайшее значение».
    В.3. Напишите сочинение-рассуждение,
    раскрывая смысл высказывания писателя
    К. А. Федина: «Точность слова является
    не только требованием стиля, требованием
    вкуса, но, прежде всего, требованием
    смысла».
    “Точность слова
    является не только требованием стиля,
    требованием вкуса, но, прежде всего,
    требованием смысла”, -утверждал
    писатель К.А. Федин.
    Действительно, чем точнее писатель
    выбирает слова для раскрытия своего
    замысла, тем легче читателю понять не
    только то, о чем говорит автор, но и то,
    что именно он хочет сказать.
    Так,
    например, А. Алексин, рассказывая о маме
    главного героя, использует не стилистически
    нейтральное слово “звали”, а
    устаревшее “величали” (предложение
    1), показывая тем самым уважительное
    отношение окружающих к матери Кольки.
    Если отец Кольки был незаменимым судьёй
    во время дворовых волейбольных матчей,
    то мама оказывалась “судьёй” дома
    (предложение 15). Используя слово “судья”
    в переносном значении, А.Алексин
    показывает, насколько справедливой
    была Лёля, Колькина мать, в быту, насколько
    зависела от её решений гармония в семье.
    Таким образом, точный подбор слов
    позволил А. Алексину предельно ясно
    рассказать о своей героине. Читатель
    же, в свою очередь, получил возможность
    понять, почему Колька гордился своей
    мамой.
    В. 4 Напишите сочинение-рассуждение,
    раскрывая смысл высказывания выдающегося
    русского лингвиста Александра Афанасьевича
    Потебни: «Сходство между наклонением
    условным и повелительным состоит в том,
    что оба они… выражают не действительное
    событие, а идеальное, то есть представляемое
    существующим только в мысли говорящего».

    Смысл высказывания известного лингвиста
    понимаю так: если глаголы в изъявительном
    наклонении обозначают действия, которые
    реально происходили, происходят или
    будут происходить, то глаголы в условном
    и повелительном наклонении обозначают
    действия, желаемые или возможные при
    определенных условиях.
    Так, в предложении 11 нахожу глагол
    повелительного наклонения, вошедший
    во фразеологизм «имейте в виду». Он
    обозначает побуждение к действию того,
    к кому обращаются с речью.
    А в предложениях 13 и 26 встречаю глаголы
    условного наклонения «пожалели бы» и
    «видел бы», которые, на мой взгляд,
    употребляются в значении повелительного
    наклонения. Собеседники дают друг другу
    советы, которые, на их взгляд, полезны.
    Таким образом, условное и повелительное
    наклонение очень сходны, так как выражают
    действия желаемые, а не действительные.
    В. 5. Напишите сочинение-рассуждение,
    раскрывая смысл высказывания выдающегося
    русского писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина:
    «Мысль формирует себя без утайки, во
    всей полноте; поэтому-то она легко
    находит и ясное для себя выражение. И
    синтаксис, и грамматика, и знаки препинания
    охотно ей повинуются».

    Я согласен с высказыванием Михаила
    Евграфовича Салтыкова-Щедрина: “Мысль
    формирует себя без утайки, во всей
    полноте; поэтому-то она легко находит
    и ясное для себя выражение. И синтаксис,
    и грамматика, и знаки препинания охотно
    ей повинуются.” Действительно,
    синтаксис, грамматика и знаки препинания
    помогают мысли быстрее и доходчивее
    дойти до читателя. Докажу это на примере
    текста Т. Устиновой.
    В предложении 6 автор использует
    фразеологизм “видеть в розовом свете”,
    это устойчивое сочетание нам понятно:
    не замечать плохого, видеть только
    хорошее. С помощью этого средства
    выразительности Устинова смогла донести
    до нас свою мысль: Тимофею рядом с Машей
    так хорошо, что плохого он не замечает.
    В тексте много эпитетов, образных
    определений. С их помощью нам становится
    понятнее те образы, о которых пишет
    автор. В предложении 41 есть эпитет
    “равнодушное” небо. С помощью этого
    средства выразительности Т.Устинова,
    сопоставив состояние героя и природы,
    передала настроение Тимофея, которому
    одиноко, которого некому пожалеть.
    Вот она, мысль, сформированная “без
    утайки, во всей полноте” не без помощи
    синтаксиса, грамматики и знаков
    препинания!
    В. 6. Напишите сочинение-рассуждение,
    раскрывая смысл высказывания, взятого
    из Литературной энциклопедии: «Заставляя
    героев говорить друг с другом, вместо
    того чтобы передать их разговор от себя,
    автор может внести соответствующие
    оттенки в такой диалог. Тематикой и
    манерой речи он характеризует своих
    героев».

    Вы представляете художественное
    произведение, где все герои молчат?
    Конечно, нет. Разговаривая, они словно
    рассказывают о себе. Приведу примеры.
    Весь текст, предложенный для анализа,
    есть диалог, из которого мы составляем
    представление о героях. Так, Лис, на мой
    взгляд, – существо мудрое. Не случайно
    ему принадлежат выражения, ставшие
    афоризмами: «Зорко одно лишь сердце»
    (предложение 47) и «…ты навсегда в ответе
    за всех, кого приручил» (предложение
    52).
    Другой персонаж, Маленький принц, очень
    одинок и неопытен. Но он хочет всему
    научиться. Об этом говорит его реплика
    из их диалога: «А что для этого надо
    делать?»
    Таким образом, могу сделать вывод, что
    высказывание из Литературной энциклопедии
    справедливо. Действительно, автор
    «…тематикой и манерой речи…характеризует
    своих героев».
    В.7. Напишите сочинение-рассуждение,
    раскрывая смысл высказывания русского
    писателя К.Г Паустовского: «Нет таких
    звуков, красок, образов и мыслей, для
    которых не нашлось бы в нашем языке
    точного выражения».

    Слова К. Г. Паустовского понимаю так:
    нет во Вселенной предмета, для которого
    не придумал  человек точных слов.
    Особенно богат на выражения русский
    язык, потому что многие слова в нем
    используются в прямом и переносном
    значении, огромно количество синонимов
    и антонимов, паронимов и фразеологизмов,
    сравнений и метафор. Обратимся к тексту.
    Так, в предложении 52 говорится о том,
    что «…погасшее небо плотно прижалось…к
    волнам». Перед нами метафора, с помощью
    которой автор передает сонливость
    вечерней природы, окружающей Косту, и
    навевает грустное настроение.
    В предложении 33, 53 и 54 нахожу слова и
    словосочетания, которые ярко характеризуют
    преданного пса. Так, фразеологизм «не
    отрывала глаз» помогает писателю
    показать, как верно ждет своего погибшего
    хозяина  собака. А эпитеты в
    словосочетаниях «бессменный пост» и
    «вечное ожидание» придают тексту особую
    выразительность, обостряют трагичность
    описанной ситуации.
    Следовательно, прав был русский писатель
    К. Г. Паустовский, утверждавший, что
    «…нет таких звуков, красок, образов и
    мыслей, для которых не нашлось бы в нашем
    языке точного выражения».
    В. 8. Напишите сочинение-рассуждение,
    раскрывая смысл высказывания русского
    лингвиста   Бориса Николаевича
    Головина: «К оценке достоинств речи мы
    должны подходить с вопросом: насколько
    же удачно отобраны из языка и использованы
    для выражения мыслей и чувств различные
    языковые единицы?»

    Какие языковые единицы я знаю? Это слово,
    словосочетание, предложение…Именно
    они, удачно подобранные, позволяют
    сделать вывод о достоинствах речи.
    Приведу примеры из текста, где главного
    героя Косту мы видим глазами его
    учительницы Евгении Ивановны.
    В начале повествования мальчик вызывал
    у учительницы раздражение, потому что
    постоянно зевал на уроках. Как образно
    при помощи удачно отобранных слов и
    словосочетаний в предложении 1 автор
    рисует этот процесс зевания! Мальчик
    «зажмуривал глаза», «морщил нос» и «
    «широко разевал рот»… И это на уроке!
    Согласитесь, картина не из приятных.
    В финале рассказа Коста раскроется
    перед учительницей как человек добрый
    и милосердный. И автор скажет, что на
    глазах Евгении Ивановны мальчик «менялся,
    как веточка багульника». Как удачно
    использует Ю.Я. Яковлев это сравнение!
    Могу сделать вывод, что прав был
    русский лингвист Б.Н. Головин, утверждавший,
    что «… к оценке достоинств речи мы
    должны подходить с вопросом: насколько
    же удачно отобраны из языка и использованы
    для выражения мыслей и чувств различные
    языковые единицы?»
    В. 9.
    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая
    смысл высказывания русского филолога
    Л. В. Успенского: «Грамматика позволяет
    нам связать между собой любые слова,
    чтобы выразить любую мысль о любом
    предмете».

    Смысл высказывания Л. В. Успенского
    понимаю так: грамматика позволяет
    словам, собранным в предложении, обрести
    единый смысл, чтобы выразить любую
    мысль. Приведу примеры на основе
    предложения 2.
    Оно состоит из тринадцати отдельных
    слов.  Если все эти слова мы напишем
    через запятую и в начальной форме, то
    получится бессмыслица. Но стоит употребить
    их в нужной форме, как они получают
    единый смысл и становятся предложением,
    повествующим о белогрудой кунице.
    Играют свою роль в превращении набора
    слов в синтаксическую конструкцию и
    знаки препинания. Две запятые, стоящие
    в этом предложении, выделяют вводное
    слово «пожалуй», при помощи которого
    говорящий выражает свое отношение к
    тому, о чем он говорит. В данном предложении
    вводное слово помогает рассказчику
    выразить свою  неуверенность,
    предположение о том, что говорит.
    Таким образом, прав был русский филолог
    Л. В. Успенский, утверждающий, что
    «…грамматика позволяет нам связать
    между собою любые слова, чтобы выразить
    любую мысль о любом предмете».
    В. 10. Напишите
    сочинение-рассуждение, раскрывая смысл
    высказывания русского писателя И. А.
    Гончарова: «Язык не есть только говор,
    речь: язык есть образ всего внутреннего
    человека, всех сил, умственных и
    нравственных».

    Эту фразу я понимаю так. При помощи языка
    мы можем не только общаться, но и
    представлять образ всякого человека.
    Приведу примеры.
    Предложение 49 «Что же ты наделал, юный
    натуралист!», которое плача прокричал
    Толик, помогает нам представить и
    волнение, которое пережил мальчик
    во время пожара, и его восхищение
    поступком друга, обгоревшим, но спасшим
    маленьких цыплят. Толик с уважением
    смотрел на него, завидовал Темке …
    А завидовал он зря! В предложениях 35 –
    38 рассказывается о том, что Толя – тоже
    герой. Все свои физические и нравственные
    силы он направил на спасение друга. И
    об этом мы узнаем из текста, написанного
    доступным и эмоциональным языком.
    Таким образом, можно сделать вывод, что
    прав  был русский писатель И. А.
    Гончаров, утверждавший, что «…язык не
    есть только говор, речь: язык есть образ
    всего внутреннего человека, всех сил,
    умственных и нравственных».
    В.11. Напишите сочинение-рассуждение,
    раскрывая смысл высказывания русского
    лингвиста А.А. Зеленецкого: «Придание
    образности словам постоянно совершенствуется
    в современной речи посредством эпитетов».

    Несомненно, эпитеты придают образность
    и эмоциональность современной речи.
    Остановлюсь на ряде примеров.
    Во-первых, в предложениях 2,10,26 при помощи
    эпитетов «гигантский», «величественный»,
    «прекрасное» (животное)  Э. Сетон-Томпсон
    рисует нам необыкновенного оленя
    Песчаных холмов. Все эти красочные
    определения помогают живо и наглядно
    описать оленя-красавца и дают нам
    возможность увидеть его таким, каким
    он предстал в то утро перед охотником.
    Во-вторых, в предложениях 6,16,25 нахожу
    эпитеты, выраженные качественными
    наречиями: «передвигаться бесшумно»,
    «звучал неуверенно, слабо», «заговорило
    властно и громко» Эти эпитеты помогают
    живописно описать действие.
    Могу сделать вывод, что прав был лингвист
    А.А. Зеленецкий: эпитеты позволяют
    сделать нашу речь ярче, эмоциональнее,
    придать образность словам.
    В. 12. Напишите сочинение-рассуждение,
    раскрывая смысл высказывания лингвиста
    М.Н.Кожиной: «Читатель проникает в мир
    образов художественного произведения
    через его речевую ткань».

    Высказывание М. Н. Кожиной подтолкнуло
    меня на следующие размышления… Читая
    слова и предложения, положенные в основу
    речевой ткани произведения, мы воссоздаем
    в своем воображении тот мир, который
    рожден пером писателя. Одним персонажам
    мы всей душой сочувствуем, даже любим
    их, поступки других нас возмущают,
    скверные черты характера вызывают
    неприятие. Обратимся к предложенному
    тексту.
    Из слов Таборки о собаке мы можем
    сделать вывод, что это очень добрый,
    отзывчивый мальчик. Только великодушный
    человек может сказать: «От собаки одна
    радость» (предложение 35). А с какой
    уверенностью в предложении 59 герой
    говорит о том, что будет делать, когда
    станет взрослым: «Я буду защищать собак!»
    В предложениях 31,38-39,являющихся репликами
    героя в диалоге, воссоздается отрицательный
    образ отца Таборки и отношение мальчика
    к нему. Он, ни разу не назвав отца «папой»,
    только задает себе или собеседнику
    риторический вопрос: «Чем ему помешала
    собака?» Одной только фразой в предложении
    46 (« А теперь у меня нет собаки») мальчишка
    высказывает свое горе и непримиримость
    по отношению к отцу, выгнавшему из дома
    собаку.
    Таким образом, могу сделать вывод, что
    права была лингвист М. Н. Кожина,
    утверждавшая, что «…читатель проникает
    в мир образов художественного произведения
    через его речевую ткань».
    В. 13. Напишите сочинение-рассуждение,
    раскрывая смысл высказывания лингвиста
    Ираиды Ивановны Постниковой:«Обладая
    и лексическим, и грамматическим значением,
    слово способно объединяться с другими
    словами, включаться в предложение».
    Слово
    может включаться в предложение, только
    объединившись с другими словами,
    обладающими лексическим и грамматическим
    значением. Приведу примеры.
    Во-первых, в предложении 8 текста К.
    Осипова нахожу среди слов: «библиотека»,
    «книги», «ум», казалось бы, не подходящее
    по смыслу слово «пища». Но, употребленное
    автором в переносном значении («то, что
    является источником для чего-либо», в
    данном случае «источником» для обогащения
    знаний), оно очень подходит для этого
    словесного набора и на полных правах
    «включается» в предложение.
    Во-вторых, предложение 25 текста, состоящее
    из десяти слов, только тогда становится
    синтаксической единицей, когда автор
    прилагательное согласует с существительным
    в роде, числе и падеже, три глагола ставит
    в прошедшее время и единственное число,
    фразеологизм «ловил на лету», являющийся
    сказуемым, согласует с подлежащим.
    Таким образом, могу сделать вывод: права
    была И. И.Постникова, утверждавшая, что
    только « обладая и лексическим, и
    грамматическим значением, слово способно
    объединяться с другими словами, включаться
    в предложение».
    В. 14. Напишите сочинение-рассуждение,
    раскрывая смысл высказывания известного
    лингвиста А. А. Реформатского: «Местоименные
    слова – слова вторичные, слова-заместители.
    Золотым фондом для местоимений являются
    знаменательные слова, без наличия
    которых существование местоимений
    «обесценено».

    Термин «местоимение» произошел от
    латинского « pronomen», что означает «вместо
    имени», то есть вместо существительного,
    прилагательного и числительного. Прав
    был лингвист  А.А.Реформатский в том,
    что «Золотым фондом для местоимений
    являются знаменательные слова». Без их
    существование местоимений бессмысленно.
    Обратимся к тексту.
    Так, в предложениях 7-8, 19-20 вместо слова
    «Демосфен» употребляется личное
    местоимение «он». Эта замена позволяет
    авторам книги избежать лексического
    повтора, делая речь более краткой и
    выразительной.
    В предложении 20 нахожу относительное
    местоимение «которой», заменяющее
    существительное «выразительность» и
    используемое для связи частей сложного
    предложения друг с другом.
    Таким образом, могу сделать вывод, что
    “…местоименные слова – слова
    вторичные,..заместители” знаменательным
    словам, без наличия которых существование
    местоимений «обесценено»
    В. 15.Напишите сочинение-рассуждение,
    раскрывая смысл высказывания лингвиста
    Александра Александровича Реформатского:
    «Что же в языке позволяет ему выполнять
    его главную роль – функцию общения? Это
    синтаксис».

    Синтаксис изучает строй связной речи,
    а значит, именно этот раздел языка
    помогает решать функцию общения.
    Важным синтаксическим приёмом является
    диалог (форма речи, при которой и
    происходит общение), представленный в
    тексте Л. Пантелеева очень широко.
    Приведу примеры.
    Предложения 39 – 40(«-Я – сержант…- А я –
    майор…»), являющиеся репликами диалога,
    отличаются краткостью высказывания,
    свойственной разговорной речи.
    В
    репликах диалога нахожу несколько
    обращений, помогающих в процессе общения
    обозначить лицо, которому адресована
    речь. Например, в предложении 37:

    Товарищ караульный, – сказал командир.
    Таким образом, могу сделать вывод, что
    прав был лингвист А. А. Реформатский:
    синтаксис, представленный в этом тексте
    в форме диалога, обращений, позволяет
    выполнить коммуникативную функцию
    языка.
    В. 16.Напишите сочинение-рассуждение,
    раскрывая смысл высказывания современного
    ученого С. И. Львовой: «Пунктуационные
    знаки имеют своё определённое назначение
    в письменной речи. Как и каждая нота,
    пунктуационный знак имеет своё
    определённое место в системе письма,
    имеет свой неповторимый   «характер»».

    №1 Знаки препинания, по выражению А. П.
    Чехова, – это «ноты при чтении», которые
    помогают  в восприятии текста, ведут
    нашу мысль в заданном автором направлении.
    В предложенном отрывке нахожу практически
    все существующие знаки препинания:
    точку и вопросительный знак, восклицательный
    знак и запятую, тире и двоеточие,
    многоточие и кавычки.
    Самым распространенным знаком в тексте
    является запятая. Она встречается и в
    сложном предложении, и в простом
    осложненном, и при диалоге… Интересным
    мне показалось предложение 18, где
    запятая, во-первых, разделяет повторяющиеся
    слова «..спасибо, спасибо…», во-вторых,
    она выделяет слово-обращение «старик»,
    в-третьих, этот знак присутствует на
    стыке прямой речи и слов автора.
    Вторым знаком, на который я обратила
    внимание, стал восклицательный знак. В
    предложении 11 «Как тяжело после этого
    просыпаться!» он помогает автору выразить
    ту гамму отрицательных чувств, которые
    испытывает Мересьев после сна, в котором
    видел себя здоровым.
    Таким образом, можно сделать вывод, что
    каждый знак препинания «имеет своё
    определённое место в системе письма,
    имеет свой неповторимый   «характер».
    №2 Смысл высказывания лингвиста Светланы
    Ивановны Львовой понимаю так: каждый
    пунктуационный знак имеет свое
    определенное место, свой «характер» и
    свое назначение в тексте. Приведу примеры
    из текста Б.Полевого.
    Так, в бессоюзном сложном предложении
    (2) встречаю такой пунктуационный знак,
    как двоеточие, который не только разделяет
    два простых предложения в составе
    сложного, но и указывает на то, что одно
    из них поясняет другое.
    Предложение
    11 текста с восклицательным знаком
    подчеркивает душевные переживания
    героя.
    Таким образом, права была С.И.
    Львова, утверждавшая, что «…как и каждая
    нота, пунктуационный знак имеет свое
    определенное место в системе письма,
    имеет свой неповторимый «характер».
    В. 17.Напишите сочинение-рассуждение,
    раскрывая смысл высказывания французского
    писателя Н. Шамфора: «Автор идёт от мысли
    к словам, а читатель – от слов к мысли».
    По мнению французского писателя
    Николя де Шамфора: «Автор идёт от мысли
    к словам, а читатель – от слов к мысли».
    Я согласна с этим высказыванием.
    Действительно, и автор, и читатель –
    это два звена одной цепи. И вы, и я, и
    каждый из нас – все мы постоянно думаем.
    А можно ли думать без слов?
    По тому, какие слова человек употребляет
    в речи, как выстраивает предложения,
    можно много сказать о нем. Чтобы выразить
    особое эмоциональное состояние
    говорящего, в данном случае
    женщины-начальницы, автор употребляет
    в 14-22 предложениях парцелляцию.
    Предложение 42 подтверждает мысль о
    том, что автор тщательно подбирал слова,
    чтобы вложить их в уста медсестры,
    циничной, жёсткой, оценивающей маленьких
    брошенных детишек как товар. Как не
    возмутиться, ведь она говорит о них:
    «Наши-то беленькие, крепенькие, правда,
    больных много…»
    Таким образом, могу
    сделать вывод, что прав был Н. Шамфор.
    Ведь автор словами рисует образы,
    картины, мысли, поступки, действия для
    того, чтобы дать возможность нам,
    читателям, представить описываемые
    события, передать свои эмоции, вызвать
    ответные чувства и переживания.
    В. 18.Напишите сочинение-рассуждение,
    раскрывая смысл высказывания лингвиста
    Александра Ивановича Горшкова:
    «Выразительность – это свойство
    сказанного или написанного своей
    смысловой формой привлекать особое
    внимание читателя, производить на него
    сильное впечатление».
    В русском
    языке существует множество средств
    выразительности. Это метафоры, эпитеты,
    гиперболы … Авторы используют данные
    художественные приемы, чтобы «…
    привлекать особое внимание читателя,
    производить на него сильное впечатление».
    Приведу примеры из текста.
    Так, в предложениях 4,6,7 встречаю
    лексические повторы: «приговаривая,
    приговаривая», «приговаривала,
    приговаривала», «гладила… и гладила»,
    – помогающие А.А. Лиханову рассказать,
    как долго и упорно ухаживала вахтерша
    за Пряхиным.
    В предложении 5 нахожу метафору
    «расширенные болью зрачки», которая
    позволяет читателям ярче представить
    болезненное состояние Алексея.
    Таким образом, я согласна со словами
    лингвиста А. И. Горшкова: образность,
    эмоциональность и выразительность речи
    усиливают ее эффективность, способствуют
    лучшему пониманию, восприятию и
    запоминанию, доставляют эстетическое
    удовольствие.
    В. 19.Напишите сочинение-рассуждение,
    раскрывая смысл высказывания русского
    писателя Бориса Викторовича Шергина:
    «Устная фраза, перенесённая на бумагу,
    всегда подвергается некоторой обработке,
    хотя бы по части синтаксиса».
    Несомненно,
    «устная фраза, перенесенная на бумагу,
    всегда подвергается некоторой обработке»,
    ведь устная речь – первичная, а письменная
    – отредактированная и усовершенствованная.
    В письменной речи преобладает книжная
    лексика, сложные развернутые предложения,
    причастные и деепричастные обороты. В
    устной же речи наблюдаются повторы,
    неполные, простые предложения, разговорные
    слова и выражения.
    Например, в предложении 1 нахожу
    деепричастный оборот «примостившись
    на заборе», который говорит о том, что
    перед нами письменная речь, а не
    устная.
    Таким образом, приведенные
    выше примеры и рассуждения показывают,
    что устная речь очень меняется под пером
    писателя.
    В.Осеева активно использует в тексте
    такой синтаксический прием, как
    многоточие. Так, в предложении 18
    («Подожди…я ей устрою штуку!») этот знак
    после слов Левки может обозначать
    многое! Возможно, в разговоре мальчик
    в тот момент что-то показал или изобразил
    жестом. Автор же, обработав фразу,
    поставил многоточие.
    Синтаксис, считаю, значительно помогает
    писателю обработать « устную фразу,
    перенесенную на бумагу».
    В. 20.Напишите сочинение-рассуждение,
    раскрывая смысл высказывания лингвиста
    И.И. Постниковой:«Способность слова
    связываться с другими словами проявляется
    в словосочетании».
    Слова имеют
    способность соединяться по смыслу и
    грамматически в составе словосочетания.
    Приведу примеры из текста А.Лиханова.
    В предложении 1 слова «плескаться» и
    «соцветия», соединившись по смыслу и
    грамматически при помощи предлога «в»
    и окончания -ях зависимого существительного,
    создали словосочетание «плещется в
    соцветиях», которое более четко определяет
    действие предмета, поскольку зависимое
    слово уточняет смысл главного.
    В предложении 9 нахожу словосочетание
    «непонимающие глаза», где два слова
    проявили способность, соединившись в
    составе словосочетания при помощи
    окончания -ие зависимого причастия,
    точнее определять признак предмета.
    Таким образом, могу сделать вывод, что
    права была лингвист И.И. Постникова,
    утверждавшая, что «…способность слова
    связываться с другими словами проявляется
    в словосочетании».
    В. 21.Напишите сочинение-рассуждение,
    раскрывая смысл высказывания немецкого
    языковеда Георга фон Габеленца: «Языком
    человек не только выражает что-либо, но
    им выражает также и самого себя».
    Лучший
    способ узнать человека – послушать,
    как он говорит, потому что речь отражает
    его внутреннее состояние, чувства,
    культуру поведения. Приведу примеры из
    текста В. Осеевой.
    Так, в предложении 2 вижу реплику Павлика
    «…подвиньтесь!», обращенную к старику.
    Мальчик говорит жестко и сухо, не
    используя ни уважительного обращения,
    ни «волшебного слова». Речь показывает,
    какой перед нами невоспитанный ребенок.
    Но
    Павлик, овладев «волшебным словом»,
    подаренным стариком, преображается на
    глазах! В обращении ребенка к
    бабушке(предложение 53)  меняется все:
    он использует не только волшебное
    «пожалуйста», но и слова с
    уменьшительно-ласкательными суффиксами
    «кусочек пирожка». Всего несколько
    слов! А перед нами уже совсем другой
    человек!
    Таким образом, могу сделать
    вывод, что прав был немецкий языковед
    Георг фон Габеленц: «…языком человек
    не только выражает что-либо, но им
    выражает также и самого себя».

  7. 5Д класс
    (7)
    Анализ текста.
    (2)
    Видеотьютор по русскому языку
    (1)
    внеклассное чтение
    (4)
    Глагол
    (1)
    Грамматическая основа предложения
    (2)
    Деепричастие
    (2)
    Детская иллюстрированная книга
    (1)
    дефисное написание
    (2)
    Диагностические работы
    (12)
    Диагностические работы по классам
    (1)
    дистанционное обучение
    (2)
    для души
    (5)
    Для моих выпускников (11Б 2011г.в.)
    (1)
    ЕГЭ
    (13)
    Изложения
    (3)
    имя прилагательное
    (2)
    имя существительное
    (1)
    Интерактивный учебник по русскому языку
    (1)
    Интернет – ресурсы
    (1)
    копилка мудрости
    (4)
    Лексика
    (3)
    лексические и грамматические явления
    (18)
    Лингвистическое сочинение С2.1
    (20)
    Литература 6 класс
    (1)
    Литература 9 класс
    (4)
    Лиханов А.А.
    (2)
    месяцеслов
    (1)
    Н-нн в разных частях речи
    (4)
    народные приметы
    (3)
    не с разными частями речи
    (2)
    Онлайн книги
    (11)
    Орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфогафии)
    (1)
    Орфоэпия
    (6)
    поздравление
    (1)
    правописание приставок
    (3)
    праздники
    (1)
    Приветствие
    (1)
    Причастие
    (2)
    Проект
    (1)
    Словари русского языка
    (1)
    сложные предложения
    (4)
    Сочинение ОГЭ (2
    (8)
    Средства выразительности
    (1)
    Тест по русскому. ГИА 2012
    (8)
    Тест. Готовимся к ГИА. В1
    (1)
    Чередующиеся гласные в корне слова
    (3)
    Экспертам ОГЭ
    (1)
    ONLAINE тесты
    (11)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *