Сочинение рассуждение на тему базаров нигилист

11 вариантов

  1. Мировоззрение главного героя – Евгения Базарова – сводится к отторжению сложившегося в стране положения. Он не верит в отмену крепостного права и в то, что оно в силах что-нибудь изменить в обществе. Аристократия и либералы не могут ничего сделать, а их убеждения давно уже себя изжили. Однако и в народе герой не видит силы. Он нигилист и отрицает семью, искусство, церковь, государственное устройство – все, на чем строится буржуазное и дворянское общество.
    Базаров готов принять только то, что приносит ощутимую пользу. Даже  внешне он стремится выделяться, хочет быть непохожим на своих «врагов», нося большие бакенбарды и балахон с кистями. На лице Базарова отражается уверенность и незаурядный ум. Молодой человек изучает естественные науки. Это вполне соответствует его материалистическим убеждениям.
    Евгений – свободомыслящий человек, автор поместил его в чуждую и даже враждебную среду, поэтому в герое проявляется грубоватость, резкость и вместе с тем ум, уверенность в себе и убежденность. Базаров не приемлет эстетического восприятия мира: искусство его не интересует, потому что «природа не храм, а мастерская, и человек в ней – работник».
    Молодой человек не может из-за своих взглядов найти общий язык с родителями-разночинцами. Его чувства к ним неоднозначны: он разрывается между любовью и презрением к «глупой жизни отцов».
    Для раскрытия образа Базарова в полной мере необходимо было испытание любовью. Отношения с Анной Одинцовой показывают страстность натуры Базарова: «Страсть в нем билась, сильная и тяжелая, – страсть, сродни злобе». К сожалению, чувство героя не взаимно, что наносит ему серьезный удар.
    Мы видим духовную эволюцию Базарова. Тургенев попытался в своем произведении осмыслить мировоззрение нигилиста, основываясь на противопоставлении взглядов людей старой и новой формации.

  2. В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» одной из проблем является противоборство барской и демократической России. Евгений Базаров, главный герой произведения, называет себя «нигилистом».
    Персонажи романа трактуют это понятие по-разному. Аркадий Кирсанов, считавший себя последователем Базарова, объясняет, что нигилист – человек, относящийся ко всему с критической точки зрения. Павел Петрович, представитель старшего поколения, говорил следующее: «Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру». Но полностью ощутить на себе весь смысл этой философии, осознать сильные и слабые стороны нигилизма мог только Евгений Базаров.
    Базаров связывал нигилизм с утверждением материалистического мировоззрения, с развитием естественных наук. Герой действительно ничего не брал на веру, досконально проверяя всё опытами и практикой, природу считал не храмом, а мастерской, где человек является работником. И сам Базаров никогда не сидел без дела, не сибаритствовал, как Аркадий, например. Евгений полностью отрицал искусство во всех его проявлениях, не верил в любовь, презирал её, называя «романтизмом» и «вздором». Творчество Пушкина считал ерундой, игру на виолончели – позором. Во время спора с Павлом Петровичем Евгений заявил, что порядочный химик гораздо полезнее поэта. Он ценил только то, что можно потрогать руками и отрицал духовное начало. Подтвердить это может цитата: «Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда там взяться загадочному взгляду?». Евгений Базаров гордился своей теорией, считал её истины непоколебимыми.
    Особенную роль играют женские образы Тургенева. Они всегда проникнуты легким романтизмом: в женщине Тургенев видит существо высшего порядка. Чаще всего именно они пробуждают у героев их лучшие духовные качества, меняют их в корне. Так случилось и с Базаровым. Судьба словно сыграла с ним злую шутку. Еще совсем недавно, услышав откровенную историю о несчастье Павла Петровича, нигилист высказал, что человек, поставивший жизнь на карту любви не является мужчиной и самцом.

  3. Это произведение великого русского писателя И. С. Тургенева написанный в 1860-е годы позапрошлого века, сразу после отмены крепостничества в России (1861). Тургенев немало способствовал отмене крепостничества. С небывалой до него в русской литературе осветил проблему неравенства русских крестьян. Царь Александр II Освободитель сказал что понял, на сколько важно отмена крепостного права после прочтения тургеневских «Записок охотника». До Тургенева по сути никто в русской литературе ни кто не поднимал на такую высоту и до такой остроты проблему русского рабства (крепостничества).
    Тургенев писал что разницы между крепостными и дворянами нет никакой. В своём произведении «Муму» Тургенев подчеркнул ужасные условия крепостных, недостойное поведение дворян и поразительное умение выдержать человеческое достоинство крестьянина (по сути раба), Герасима, который с детства глухонемой.
    «Отцы и дети» это, прежде всего памятник эпохе, в которую жил писатель. Главная идея романа показать столкновение двух политических сил, дворян-либералов и революционеров-разночинцев. Этим Тургенев как бы заглядывает в будущее России, заключая что крестьянское освобождение запоздало хотя и полезно. В России начинается «брожение умов», развивается революционный процесс. Ведь именно такие революционеры-разночинцы типа Базарова, бросали бомбу в Александра II-Освободителя. И именно такие революционеры типа Базарова устроят террор в России в начале двадцатого века, будут делать революцию и придут к власти в октябре 1917 года, что то вроде Верховенского из «Бесов» (Достоевского), может конечно не такой радикал.

    Сочинение 2

    В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» явно прослеживается борьба двух противоборствующих сторон, двух лагерей, на которые разбит социум: либерально дворянской и демократической. Впрочем, в случае с Базаровым, двойственность проявляется в том, что он, будучи скорее приверженцем второго течения не верит в народ как таковой и свято убежден в том, что отмена крепостного права ни даст никаких результатов.
    Впрочем, подобный взгляд на вещи Евгений сохраняет относительно абсолютно всего, представая пред читателем законченным нигилистом.  По сути, Базаров есть человек – отрицание, причем отрицание всего – плохого и хорошего, правильного и неправильного, логичного и неразумного, логичного и бессмысленного.
    Порою кажется, герою абсолютно все равно против чего протестовать, он может найти лишенным логики абсолютно все – от сущей чепухи до действительно стоящих вещей. Евгений не верит ни во что: ни в поэзию, ни в музыку, ни в искусство, ни в существующий политический строй – для Базарова, по сути, ничего не имеет смысла.
    К слову, иногда возникают мысли, что главному герою не чуждо поведение, называемое в современном мире «позерством»: мало что из себя представляя, он всячески стремится выделиться из толпы и показать свою «уникальность», и весьма «оригинальную» позицию «против всех», нося балахон с кистями и большие бакенбарды.
    Кстати, в этом главный герой немного схож с определенной категорией подростков. Такое впечатление, что и «отрицание» в данном случае не является устоявшейся системов взглядов взрослого человека, а является своеобразным способом бахвальства и попыткой обрести уверенность в себе посредством вычурности и невежества.
    Кирсанов же является типичным «прилипалой», который старается соответствовать своему «более харизматичному» другу, безоговорочно принимая его систему ценностей, точнее систему отсутствия оных. Однако, дядя Аркадия оказывается человеком старой закалки, не боящимся выражать свое мнение, потому он довольно часто конфликтует с Базаровым, пытаясь вразумить заблуждающегося героя.
    Однако, не стоит думать, что Евгений в высшей степени маргинальная, не способная ни на что человеческое, личность.  Повстречав Анну, в которую оказался не взаимно влюблен, Базаров показывает себя как весьма заботливый, галантный кавалер.  Но его чаяниям не суждено сбыться: как он не старается добиться расположения и благосклонности своей избранницы,  его сердце все же оказывается разбитым, что очень подкашивает его волю и жизненные силы.
    Не такой уж плохой человек Базаров, если бы не его нигилизм, доведенный до абсурда, гипертрофированный до нечеловеческих размеров и масштабов. Но автор все таки дает герою шанс – перед смертью Евгений осознает многие вещи, которых ранее не видел, и согласен признать свои ошибки… Но увы… Теперь это уже мало что меняет…
    В завершение хотелось бы отметить, что конфликт поколений является извечной темой, которая актуальна и по сей день. Ввиду различий жизненной позиции, крайне отличающегося мировоззрения, зрелые и молодые люди частенько не могут найти общий язык, либо же им довольно сложно достигнуть консенсуса. Так или иначе, Тургенев ставит своей целью не только освещение проблемы взаимоотношений между поколением родителей и поколением детей, а и попытку осмыслить мировоззрение нового человека, того самого в чьих руках будет судьба государства, и соответственно социума.

  4. План
    1. В чем суть нигилизма?
    2. Характеристика Евгения Базарова
    3. Что лучше – верность нигилизму или жизнь в ладу с собственной душой?
    Евгений Базаров – главный герой романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», в основе которого лежит столкновение интересов двух поколений. Поколение «отцов» представлено братьями Кирсановыми – аристократами-дворянами. Поколение «детей» Аркадием Кирсановым, образованным молодым человеком, не вступающим в открытые споры с «отцами». И Евгением Базаровым, который четко держит позицию нигилиста. Нигилизм – это полное отрицание общепринятых ценностей, всех моральных норм, этики, гармонии.
    Евгений как раз и отрицает все, что не приносит видимой пользы. Для него не существуют искусство, природа, эстетика, вера, любовь, семья. Все принятые устои общества не имеют значения для Базарова. Он с презрением говорит об «аристократишках», не стесняясь присутствия Кирсановых. А белые воротнички Павла Петровича и его «аглицкий» отутюженный костюм являются предметом насмешки для Евгения. Вступая в серьезный спор со старшим Кирсановым, Базаров обижает его прямыми высказываниями об искусстве, о дворянстве, об образовании. Занимаясь практической деятельностью, он идет рука об руку с наукой. Это характеризует Евгения с положительной стороны. Но тут же он отрицает всякое взаимодействие человека с природой в вопросе гармонии и единства. Базаров уверен, что природа – «не храм, а человек в ней работник». И лишь такой подход к делу является единственно правильным и неоспоримым.
    Оставаясь верным своей идеологии, Базаров теряет любовь. То пылкое страстное чувство не принесло ему счастья, потому как разрушило бы все его материалистические принципы. Но поддавшись любви, Базаров оказался отвергнутым, что еще больше укрепило его в своих нигилистических убеждениях. Но самое страшное – это то, что Базаров так и не смог найти общего языка со своими родителями. Старики очень любили сына, а он всецело «посвятил» себя науке и идеологии. Возможно, Базаров мог стать одним из революционеров, декабристов – его характер подтверждает это. Но стоит ли отвергать все духовное и гармоничное, что есть в человеке? Стоит ли основываться лишь на практически полезных ценностях? Стоит ли отрицать очевидное, с чем человек бороться не в силах?

  5. Роман отцы и дети Ивана Сергеевича Тургенева издан в 1862. Сюжет произведения строится на борьбе двух идеологий либерально дворянской и разночинно демократической , к приверженцам которой относится Главный герой романа Евгений Базаров. Он нигилист, то есть человек отрицающий всё – государственное устройство, церковь все основы буржуазного и дворянского общества, семью.
    Не воспринимает он и искусство, ни музыку, ни поэзию, никакое либо другое. Он считает, что отмена крепостного права не сможет ничего изменить и не чувствует силы в народе. Он учится на врача и занимается естественными науками, признаёт лишь, то что потрогать, доказать опытным путём, то что может принести реальную ощутимую пользу.
    Его друг Аркадий Кирсанов пытается быть во всём на него похожим. Евгений предстаёт перед нами в чуждой почти враждебной ему среде. Он старается выделиться во всем даже в одежде, носит балахон с кистями и большие бакенбарды. Евгений конфликтует с дядей своего друга Аркадия, аристократом Павлом Петровичем Кирсановым.
    В их спорах показан конфликт поколений, конфликт отцов и детей, проблема смены поколений. У них разные взгляды на будущее России и на жизнь в целом, Главный герой не боится высказывать и отстаивать своё мнение. Но у Базарова не получается найти общий язык не только с Кирсановым, но и со своими родителями.
    Его отношения к ним очень не однозначно, он любит их, но относится с презрением к их глупому, по его мнению образу жизни. Евгений свободомыслящий человек, несмотря на молодой возраст у него уже сформировано мнение на все вопросы. Полностью раскрыть его характер смогла лишь любовь. Отношения с Анной Одинцовой ясно показали что Базаров пылкая импульсивная и страстная личность, но к сожалению чувства героя оказывается не взаимны, что наносит Евгению сильнейший удар.
    Автор романа показывает духовную революцию своего героя через разного рода жизненные испытания. Эпогеем духовного развития героя, является то что перед смертью Базаров смог признать свои ошибки. А ведь на это способны только очень сильные личности, да в Базарове нигилизм дошёл до крайности до абсурда.
    Но тем не менее, именно благодаря таким революционерам, как Базаров общество может двигаться вперёд. Название романа может натолкнуть на мысль, что в произведении будет решаться извечный вопрос взаимоотношений поколений, но большее внимание автор произведения уделяет проблеме конфликта разных мировоззрений. Пытаясь, при этом осмыслить мировоззрение нового человека.

  6. Образ Базарова продолжает традицию изображения «лишних людей», начатую Пушкиным в начале 19 века. Онегин, Печорин, Обломов – люди умные, образованные, имеющие свою точку зрения, но не знающие, как практически применить свои знания. Они являются яркими представителями своего времени, отражающими политические и социальные изменения, происходящие в обществе. Базаров – один из них, «новый человек», бунтарь, разночинец, ставивший своей задачей «сперва… место расчистить», а «строить» потом.
    Прототипом главного героя был молодой провинциальный врач, поразивший писателя умом и духовной силой.
    Действие романа начинается 20 мая 1859 года. Молодой человек, Аркадий Кирсанов, возвращается домой после учёбы и привозит с собой погостить своего приятеля, представившегося как «Евгений Васильев». Вскоре мы узнаём, что Базаров – сын уездного лекаря и дворянки. Он не только не стыдится своего положения в обществе, но даже отвергает свои дворянские корни. «Чёрт его знает. Секунд-майор какой-то»,– с пренебрежением говорит он об отце своей матери.
    По самому первому описанию мы видим, что Базаров умён и самоуверен. Он полностью посвятил свою жизнь естественным наукам и медицине. Герой признаёт за истину только то, что можно увидеть и пощупать, а все остальные чувства – это «вздор» и «романтизм». Базаров – ярый материалист, доходящий в своих убеждениях до крайностей. Он отвергает музыку, поэзию, живопись, искусство вообще. В окружающей природе он видит лишь мастерскую человека и не более того. «Что же такое Базаров?»– спрашиваем мы словами Павла Петровича.
    Интересно, что уже описание внешности героя говорит нам о неординарности его натуры: высокий рост, обнаженная красная рука, «длинное, худое лицо с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом», «большие зеленоватые глаза и висячие бакенбарды песочного цвета», лицо «оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». Еще можно заметить отношение автора к герою. Оно не прочитывается прямо, но если сравнивать с тем, как иронично говорит Тургенев о внешности Павла Петровича, то можно заметить некоторое уважение и симпатию к столь необычному виду Базарова. Из этого описания можно сделать выводы о Базарове: его красная обнаженная рука говорит об отсутствии щегольства, простоте и «плебействе», а медлительность, вернее, неохотливость действий создает некое ощущение бестактности, даже невежества.
    У Базарова особые взгляды на жизнь: он – нигилист, то есть «человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». Жизненное кредо Базарова построено на отрицании: «В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем».
    Базаров показан Тургеневым как сторонник самого «полного и беспощадного отрицания». «Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным»,— говорит Базаров… – В теперешнее время полезнее всего отрицание,—мы отрицаем». Что ж отрицает Базаров? На этот вопрос он сам даёт короткий ответ: «Всё». И, в первую очередь, то, что Павлу Петровичу «страшно вымолвить»,— самодержавие, крепостное право и религию. Базаров отрицает всё то, что порождено «безобразным состоянием общества»: народную нищету, бесправие, темноту, патриархальную старину, общину, семейный гнёт и т. д.
    Такое отрицание, бесспорно, носило революционный характер и было свойственно революционным демократам 60-х годов. Это прекрасно понимал сам Тургенев, в одном из писем по поводу «Отцов и детей» говоривший о Базарове: «Он честен, правдив и демократ до конца ногтей… если он называется нигилистом, то надо читать: революционером».
    Не раз Базаров высказывает свои идеи: «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «природа пустяки… Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», «Рафаэль гроша медного не стоит». Этот герой отрицает даже любовь.
    Он отрицает и принципы либералов, и английский аристократизм, и логику истории, и авторитеты, и парламентаризм, и искусство, и общину с круговой порукой – одним словом, всё то, во что верили либералы – «отцы». Он смеётся над «таинственными отношениями между мужчиной и женщиной», ставит в один ряд слова: романтизм, художество, чепуха, гниль.
    Базаров отрицал возможность наслаждения красотой природы, «любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительной дурью». Однако было бы неверным утверждать, что Базаров рубит сплеча, начисто отвергая всё. Отрицая абстрактную науку, Базаров выступает за конкретные, прикладные науки; отрицая авторитеты ради авторитетов, он считается с мнением «дельных» людей.
    Тургенев не мог, разумеется, видеть в нигилисте Базарове своего положительного героя. Но он хотел, чтобы читатель «полюбил» Базарова «со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью». Писатель не хотел придавать своему герою ненужной «сладости», делать его «идеалом», а хотел «сделать его волком» и всё-таки «оправдать его». В Базарове ему «металась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная и всё-таки обречённая на погибель, потому что она всё-таки стоит ещё в преддверии будущего…» То есть Тургенев считал, что время Базарова еще не наступило, но именно благодаря таким личностям общество движется вперед.
    Образ Базарова получил продолжение в литературной традиции в произведении Чернышевского «Что делать?».

  7. Рисуя фигуру Базарова, я исключил из круга
    симпатий все художественное.
    Я придал ему резкость и бесцеремонность действий.
    И. С. Тургенев.
    План
    I «Отцы и дети» – произведение о типичном конфликте эпохи.
    II Нигилист Базаров в романе И. С. Тургенева «отцы и дети».
    2.1. Корни базаровского нигилизма.
    2.2. Проявление нигилизма главного героя.
    2.3. Сильные и слабые стороны нигилизма Базарова.
    III Нигилист Базаров – герой на все времена.
    Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» показал борьбу двух социально-политических лагерей, сложившихся в России к 60-м годам 19 века. Автор отразил в своем произведении типичный конфликт эпохи и поставил ряд актуальных проблем, в частности вопрос о роли «нового человека», деятеля в период революционной ситуации в стране.
    Выразителем идей революционной демократии стал Базаров, герой, который противопоставлен в романе либеральному дворянству.
    Субъективными предпосылками нигилизма главного героя являются его независимый характер, самоуверенность, ум, скептицизм, самостоятельность: « Каждый человек сам себя воспитывать должен – ну хоть как я, например». Базаров – разночинец, сын полкового лекаря. Он гордится тем, что его «дед землю пахал» и с презрением относится к аристократам. Дух отрицания проявляется во всем: во внешности, манере поведения, особенностях речи, высказываниях крайних взглядов.
    Базаров выглядит и ведет себя вызывающе: «длинный балахон с кистями», нарочитая небрежность, самоуверенная спокойная улыбка, «ленивый, но мужественный голос», речь, изобилующая простонародными выражениями. Всем своим видом Базаров показывает, что авторитетов для него не существует. Евгений прямо заявляет это Кирсановым.
    В спорах с Павлом Петровичем он особо резко высказывает свои нигилистские взгляды – в пику ненавистному «аристократишке». Он отрицает «принсипы», на которых стоит старшее поколение. О чем бы ни зашла речь, острой критике и неприятию Базарова подвергается все: искусство, красота, общественное устройство, любовь, семя. На испуганный вопрос Кирсанова, неужели Евгений отрицает все абсолютно, тот спокойно отвечает: «Да».
    Действительно, аргументы, которые приводит Базаров в спорах с Павлом Петровичем, очень убедительны. Все, чего касается Кирсанов, заслуживает отрицания. Общественные отношения прогнили, аристократические «принсипы» безнадежно устарели, русская община выродилась, патриархальность превратилась в отсталость и невежество, религия – в суеверие. Критические стороны базаровского нигилизма действительно сильны, революционны. Отрицание он воспринимает как действие, а не как пустые слова. Но критика Евгения разрушительна, позитивной программы у него нет: «Сначала надо место расчистить». В этом слабость нигилизма. Однако он смотрит на вещи только с точки зрения «пользы». Аристократы «сидят, сложа руки», живут за чужой счет – в этом Базаров прав. Тем не менее, утверждение: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее любого поэта» весьма спорно, ведь сначала идет развитие культуры, а потом науки. Они взаимодополняют друг друга. Если смотреть с точки зрения «полезности», то Евгений прав, но этот взгляд односторонен.
    Опровергает Базарова сама жизнь. Тургенев показывает это, во-первых, с помощью пейзажа. В конце романа автор демонстрирует примирение души героя с окружающей средой, гармонию с ней. Во-вторых, Тургенев испытывает Евгения любовью. Отношения Базарова с Одинцовой начинаются с того, что он оценивает ее «богатое тело»: «Сейчас в анатомический театр». Но заканчиваются эти отношения тем, что Базаров вынужден признаться себе, что любит Анну Сергеевну. То, что отрицал, стало для него действительностью. Перед смертью герой произносит фразу, достойную поэзии, которую раньше опровергал: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет».
    Базаров сам загоняет себя в угол. Он считал: «Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других», но ведь Евгений тоже человек, однако герой противопоставляет себя окружающим. Он отвергает все правила, но отрицание тоже является «принсипом».
    Итак, сильные стороны базаровского нигилизма в их революционности ,но отрицание, доведенное до абсурда, приводит к ослаблению позиций героя. Эта противоречивость снимается самой жизнью, которая ставит все на свои места. И все же нигилист Базаров – герой на все времена. Его сила не столько в абсолютном отрицании, сколько в том, что это – человек твердых убеждений, сильный и независимый, сумел признать свои заблуждения. А на это способен далеко не каждый!
    Добавил: KatrinSchmarin

  8. Действие романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” разворачивается летом 1859 года, накануне отмены крепостного права. В то время в России остро стоял вопрос: кто же может возглавить общество? С одной стороны, на ведущую социальную роль претендовало дворянство, которое состояло как из достаточно вольномыслящих либералов, так и из аристократов, думающих так же, как и в начале века. На другом полюсе общества находились революционеры — демократы, большинство среди которых составляли разночинцы. Главный герой романа “Отцы и дети” близок к наиболее радикальным представителям второй группы. Мысли, которые он излагал, вызывали бурную реакцию у читающей общественности. Взгляды нигилиста обсуждались во многих критических статьях, сам автор в письмах (знаменитое письмо К. Случевскому) объяснял, что он хотел показать образом Базарова— “фигура… дикая, до половины выросшая из почвы…”.
    В течение романа личность Базарова вызывает все большее и большее уважение, видно, что сам автор преклоняется перед силой духа молодого нигилиста. Однако в споре с жизнью Базаров вынужден был отступить, реальность оказалась не в состоянии принять такую бурную, деятельную натуру. Это и стало причиной той трагедии, которая разыгралась в судьбе Базарова.
    Жизнь не сразу показывает нигилисту все недостатки его идеологии; читатель постепенно приходит к мысли о том, что идеи Базарова не могут реализоваться в современных условиях. Столкновения взглядов Базарова с реальностью начинаются в Марьине, имении Кирсановых, во время споров с Павлом Петровичем. Казалось бы, явно показано, что век аристократов давно прошел, что “принсипы” Павла Петровича не позволяют обществу свободно развиваться, но в то же время мы видим отдельные слабые стороны в позициях нигилизма. Например, становится очевидным несовершенство теории: нигилисты только “расчищают место”, но взамен не предлагают ничего, надеясь на русское “авось”.
    Следующее испытание оказалось для Базарова более серьезным. Аркадий и Евгений на балу в губернском городе знакомятся с местной знаменитостью, Анной Сергеевной Одинцовой.
    Анна Сергеевна — вдова в расцвете лет, получившая все состояние богатого мужа, за которого в свое время вышла по расчету. Она спокойно жила в своем имении, изредка выезжая на балы в губернский город, каждый раз поражая своей необычайной красотой и тонким умом. Базаров замечает привлекательность Одинцовой, но считает, что она вполне обычная женщина, среди которых “свободно мыслят только уроды”. Начав разговор с Анной Сергеевной, Базаров постепенно разубеждается в этом и с радостью принимает приглашение погостить в Никольском, имении Одинцовой. Там беседы Базарова с Анной Сергеевной продолжаются, и нигилист с удивлением замечает за собой новые, не знакомые ему ранее ощущения. Он осознает, что эти чувства — “романтизм”, “чепуха”, как он сам их называет, но не может ничего с собой поделать. Базаров-человек вступает в противоборство с Базаровым-нигилистом. На какое-то мгновение человек побеждает, и Базаров объясняется Одинцовой в любви, но после разум нигилиста берет все под свой контроль, и Евгений извиняется за свой порыв и вскоре уезжает в деревню к родителям. Снова Базаров-нигилист не потерпел поражения, в итоге он сумел совладать со своей душой и подавил все ее внешние проявления. Но существование этой самой души заставило нигилиста несколько изменить свою позицию: ранее он считал, что человек решает, что ему делать, в зависимости от того, что выгоднее в данную минуту, сейчас же Базаров стал утверждать, что человеком движут ощущения. Сознание того, что даже нигилисту не чужд “романтизм”, нанесло мощный удар по база-ровской натуре.
    Безусловно, “испытание любовью” — самое тяжелое испытание из тех, что пришлось перенести Базарову, однако на этом ипытание взглядов нигилиста не закончилось. Из Никольского Евгений едет в деревню к своим родителям, где его снова постигает удар судьбы. За годы, прожитые вне родных стен, между Евгением и его родителями появились различия, причем настолько существенные, что эти люди не могли свободно общаться между собой: они просто не понимали друг друга.
    Базаров уезжает из своей деревни в Марьино, где окончательно осознает обреченность своих идей. После дуэли с Павлом Петровичем Базаров понял: если для того, чтобы заставить одного уездного аристократа изменить своим “принсипам”, требуется столько сил и времени, сколько сил потребуется, чтобы сломить сопротивление всего дворянства. Базаров понял, что в одиночку он ничего не значит, и решил тихо жить с родителями и заниматься любимым делом — естественными науками.
    Он не отказался от своих идей, он просто понял, что их время еще не пришло, и был вынужден отказаться от борьбы. Однако яркое, “бунтующее” сердце Базарова не могло жить тихой, спокойной жизнью, поэтому, если бы не произошла та случайность, из-за которой он умер, то “ее следовало бы придумать”. Нигилист Базаров не был сломлен жизнью, но тем не менее покинул “поле битвы” навсегда, хотя и против своей воли.
    Именно в том, что Базаров, не сдавший ни одной позиции “в бою”, уходивший каждый раз с высоко поднятой головой, вынужден был признать свою слабость перед бытием, заключается главная трагедия его жизни. Наверное, это же имел в виду Тургенев, когда писал Случевскому, что Базаров — “лицо трагическое”.

  9. В романе “Отцы и дети” образ нового человека Евгения Васильевича Базарова представляется сложным, противоречивым и, безусловно, очень интересным. Он не может оставить равнодушным как читателя прошлого века, так и нашего современника.
    И. С. Тургенев в самом начале работы над романом не определился в своем отношении к Базарову. С одной стороны, он оценивает героя по достоинству, вполне искренне восхищаясь его умом, твердостью, умением отстаивать свои идеалы и добиваться желаемого. Но, с другой стороны, читатель чувствует, что Базаров чужд автору, непонятен — Тургенев искренне хочет заставить себя полюбить своего героя, “загореться” его идеей, но безрезультатно.
    Этим вызвано глубокое одиночество Базарова. Он недюжинно силен, но в то же время бесконечно несчастен. Вероятно, это удел любого выдающегося человека. Да и сам Базаров не стремится к тому, чтобы понравиться людям, скорее наоборот. По его собственному замечанию, “настоящий человек тот, о котором думать нечего, а которого надобно слушать или ненавидеть”. Его единомышленники, признавая Базарова сильной личностью, способны лишь на поклонение, не претендуя на большее. А это Базаров как раз и презирает в людях. Он постоянно ищет человека, равного себе по силе, и не находит его. Единственный, кто решается противостоять этому бурному натиску, — Павел Петрович Кирсанов. В своих спорах с Базаровым Кирсанов отстаивает свои исторические корни, духовные ценности, жизнь, которую он не мыслит другой, и это придает ему силы в “схватке” с противником, который может противопоставить ему только свою могучую личность. Но несмотря на очевидность того, что Базаров неправ, его бескомпромиссная борьба вызывает восхищение.
    Всякие убеждения нуждаются в проверке, и Тургенев вводит в жизнь своего героя испытание любовью.
    Автор все время напоминает читателю, что Базаров не чудовище, не злой гений, а прежде всего несчастный человек, одинокий и, несмотря на всю1 силу ума и энергию, беззащитный перед самыми простыми человеческими чувствами. В отношениях с Одинцовой проявляется его уязвимость. Базаров полюбил помещицу Анну Сергеевну Одинцову. Он испытал то самое чувство, над которым ранее безжалостно смеялся. Евгений понял, что человек— это не бездушная “лягушка”. Он внезапно осознал, что живая природа никогда не подчинится каким-либо теориям. Одинцова ждет от него зрелых чувств, ей нужна серьезная любовь, а не мимолетная страсть. В ее жизни нет места потрясениям, без которых себя не мыслит Базаров. Он не понимает, что непременным условием достижения духовных и нравственных идеалов является стабильность.
    В груди у Базарова бьется сердце романтика, которому доступны и любовь, и нежность, которое понимает, что такое искренность и преданность любимому человеку. И никому, даже самому себе, Базаров не признается в этом. Душа его иногда прорывается наружу, но Базаров тут же усилием воли подавляет ее, при этом становясь жестче и резче. Именно По этим скачкам поведения можно судить о том, насколько сердце его подвержено романтическим порывам. В этом и заключается трагизм положения Базарова. Душой и сердцем он желает любить, тогда как сознанием он подавляет это желание. И ярче всего эти противоречия души и сознания проявляются в сценах в доме Одинцовой. Именно здесь душа на краткий миг обретает свободу, чтобы тут же быть погребенной на самое дно сознанием. Это происходит во время признания в любви Базарова Одинцовой. Этот гордый нигилист оказался во власти отрицаемого им чувства: душа вырвалась наружу, но с такой разрушительной силой, что оказалась смертельной для этого самого чувства, ибо сильная любовь сродни ненависти. Во время признания Базарова била дрожь, но это была не сладострастная дрожь первого признания: страсть бурная и неконтролируемая била в нем. И Одинцова испугалась его; чувство, начавшее было появляться в ней, оказалось сломленным, потому что нельзя любить человека, которого боишься. Базаров потерял свою единственную любовь из-за того, что слишком долго сдерживал свою душу, и душа эта отомстила ему, лишив его женщины, которую он полюбил.
    После неудачи с Одинцовой Базаров стал более замкнутым, озлобленным. Он начал критиковать себя, винить за предательство своих же принципов. Он стал отдаляться от Аркадия, или, вернее сказать, Аркадий стал отдаляться от него, так как с тех пор, как Кирсанов полюбил Катю, он стал постепенно отказываться от принципов Базарова, становиться мягче, добрее, романтичнее. Базаров оказался один на один со своей бунтующей душой и подавляющим ее сознанием. Он еще более ожесточенно принимается отрицать все авторитеты и чувства: доходит до того, что он отрицает любовь своих родителей и относится к ним так равнодушно или даже с раздражением, что родители впадают в отчаяние, пытаясь вернуть себе сына.
    И тут образуется замкнутый круг. Базаров мечется в нем, одинокий, отчаявшийся. Он противоречив: Базаров отрицает романтизм, но по своей сути является романтиком, он отрекается от “глупой жизни отцов”, но сам, в порыве откровения, признается Аркадию в своей любви к ним. Он делает все, по его мнению, для благополучия родины, но сам задается вопросом: “Нужен ли я России? Нет, видимо, не нужен”. Страшно чувствовать себя в таком замкнутом круге противоречий, и это тяжело даже такой сильной личности, как Базаров. Как тяжело, умирая, осознавать бесплодность прожитой жизни! Ведь исправить уже ничего нельзя.
    А Базаров, на мой взгляд, достаточно умен, чтобы, пусть на смертном одре, осознать свои ошибки. Он признает свое бессилие перед смертью, значит, не все можно преодолеть с помощью силы. Базаров возвращается к природе, которую при жизни он воспринимал так материалистически (“Я умру, и из меня лопух расти будет”, “природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”). Перед лицом природы, перед лицом Вселенной даже такой титан, как Базаров, кажется жалкой песчинкой. В этом и есть его трагическое одиночество. Он не ощущает себя частью этого мира, даже после смерти железная ограда, окружающая могилу, как бы отделяет его от мира. Он жил “могучим богатырем, которому негде было развернуться, некуда деть исполинские силы, некого любить настоящей любовью”. С этой точки зрения смерть его была неизбежной.

  10. В романе «Отцы и дети»
    образ нового человека Евгения Васильевича
    Базарова получился противоречивым,
    но очень интересным.  Он не может
    оставить равнодушным читателя, как
    прошлого века, так и нашего современного.
    Оценка главного героя
    была различна. Даже сам автор, И. С.
    Тургенев, не определился в отношении
    к Базарову. С одной стороны, он
    оценивает и оправдывает героя
    по достоинству, восхищаясь его умом,
    твердостью, умением отстаивать свои
    идеалы. Но, с другой стороны,  мы
    видим, что Базаром чужд  и непонятен
    автору. Герой – сын  бедного  уездного
    лекаря. Он не следит за свей внешность,
    считая, что это вовсе неважным занятием.
    Его одежда всегда выглядела неопрятно,
    вызывая у людей не лучшие чувства. Главное
    в жизни Евгения – изучение естественных
    наук. Он достаточно умный и сильный
    духом человек, который может противостоять
    многим мнениям, оставаясь лишь при своем.
    В вопросе социальной несправедливости
    общества однозначен: все, не важно какого
    происхождения, должны быть равны. Базаров
    предстает перед нами как человек, не признающий
    значимости общепринятых нравственных
    и культурных ценностей, не имеющий идеалов
    и авторитетов. Он – нигилист. Но такой
    взгляд на окружающий мир не приносит
    герою счастья. В начале романа он отрицает
    человеческие чувства. Даже любовь Базаров
    объясняется лишь с физиологической точки
    зрения. Но через некоторое время мы узнаем
    его с другой стороны. Встретив Одинцову,
    в нем открываются новые чувства. Базаров
    уже не тот нигилист, а чистый романтик.
    Но несмотря на такие перемены герой остается
    одиноким. Дама не отвечает его чувствам.
    Таким образом, можно подвести
    итог. Этот герой противоречив. Базаров
    отрицает романтизм, но своей сути является
    романтиком. Он отрекается от родителей,
    но сам признается другу в своей любви
    к ним. Он делает все, по его мнению, для
    благополучия родины, но сам задается
    вопросом: «Нужен ли я России?». В этом
    и есть его трагическое одиночество, он
    не ощущает себя частью этого мира. После
    смерти он остается по-прежнему одинок.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *