Сочинение рассуждение на тему что такое нравственный выбор

7 вариантов

  1. В жизни люди постоянно сталкиваются с выбором. Что поделать вечером? Подготовить ли домашнее задание на завтра? Сказать правду или соврать? Бывает, что от этого выбора могут пострадать другие, бывает, что выбор способен спасти жизни. Каждый, кто становится перед выбором, должен решить для себя, будет ли он действовать ради своей личной выгоды или приносить пользу другим, жертвуя своим благополучием.
    Мать главного героя текста К. Паустовского делает выбор в пользу других: она помогает Лизе и бедному шарманщику, при этом даже не думая о том, чтобы хвастаться перед всеми, выставлять своё милосердие напоказ, явиться к бедным людям в дорогой одежде, как всемогущая покровительница. Нет, она одевает самые простые и неприметные вещи, чтобы нищим было легче видеть в ней человека, а не какое-то высшее существо. Её выбор был сделан ради людей, которым в жизни повезло меньше неё, и благодаря этому выбору она смогла преодолеть своё собственное желание казаться выше других.
    В положении определяющего нравственного выбора время от времени оказываются даже дети. И порой, ещё даже не повзрослев, многие из них становятся настоящими героями. Вот мальчик, он учится на тройки и четвёрки, в классе незаметен и тих… но однажды спас жизни четверых детей. Другой сохранил жизнь друга, вовремя вызвав скорую помощь. Третья в горящем доме отыскала младшего брата и на руках вынесла его из пожара.
    С нравственным выбором рано или поздно сталкивается каждый человек, и сделать его правильно очень нелегко. Это всегда испытание твёрдости характера, силы духа, ответственности и смелости.

    Вариант 2

    Нравственный выбор – это самостоятельное решение, которое принимает человек, опираясь на свой моральный опыт, ценности и совесть. Каждый день люди сталкиваются с проблемой нравственного выбора, результат которого может оказать влияние не только на их собственную жизнь, но и на жизнедеятельность людей, окружающих их.
    По тексту Паустовского мама главного героя является богатой женщиной. Но, несмотря на свои богатства, она решает оказать помощь двум бедным людям: шарманщику и Лизочке. При этом она не стала красоваться перед ними своими роскошными нарядами, а оделась на встречу с ними, как простая женщина: «На этот раз она даже не натянула на руки свои элегантные лайковые перчатки». Она сделала настоящий нравственный выбор между “богатой” высокомерностью и жалостью к нуждающимся.
    Еще одним примером, доказывающим мою позицию, является произведение Н. М. Карамзина “Бедная Лиза”. Перед главным героем повести встает выбор между женитьбой по обещанию и из-за денег. Он дал слово крестьянской девушке, что заключит с ней брак. Но во время своей воинской службы Эраст сильно задолжался, поэтому, чтобы не остаться нищим, он решается на выгодный брак с богатой вдовой. Когда крестьянка Лиза узнает об этом, она лишает себя жизни, не сумев смириться с таким поступком Эраста. Главный герой после смерти прежней возлюбленной еще долго не мог прийти в себя, так как понимал, что виной этому его безнравственный выбор.
    Таким образом, люди постоянно попадают в ситуацию нравственного выбора. От его правильности зависит судьба не только самого человека, но и других людей, связанных с его жизнью. Люди, поступающие правильно, беспокоящиеся о будущем других, могут считаться благородными. Те, кто выбирают иной путь, считаются безнравственными и бесчеловечными.
    Дополнительные аргументы по теме:
    Из литературы: Обратимся к произведению А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. Главный герой романа стал участником дули из-за своей нравственной ошибки. Его хорошему знакомому показалось, что Евгений флиртовал с его невестой во время безобидного общения. Это и было причиной дуэли. Но Онегин понимал, что его общение с Ольгой – это всего лишь обычная, повседневная и шуточная беседа. Однако, Евгений не может признаться в этом своему другу и уронить своё достоинство в глазах окружающего общества, поэтому он соглашается на дуэль. Сделав неверный нравственный выбор, Онегин убил своего хорошего друга, но показал обществу, что он может постоять за свою честь.
    Из истории: Уматгирей Артаганович Барханоев был участником обороны Брестской крепости. Все его сослуживцы были убиты, а он один остался в живых. Он не сдался в плен, не отступать к своим, а продолжал убивать нацистов в одиночку. Когда наступала ночь, он совершил вылазки из своего убежища и нападал на немецких солдат. Однако, вскоре его поймали. Немцы были поражены отвагой, смелостью и силой духа этого солдата, поэтому, убив, похоронили его с почестями. Нравственный выбор Барханоева был сделан в пользу защиты своей Родины от врага, а не в пользу своего самосохранения.

  2. Выбор – это возможность принять разные решения в одной
    и той же ситуации. Сложнее всего сделать нравственный выбор. Это выбор между
    добром и злом, правдой и ложью, бескорыстием и выгодой. Каждому человеку не раз
    приходилось принимать важные решения, как поступить. Не всегда легко
    разобраться, какой поступок будет более правильным, но в любом случае человек,
    делая выбор, должен опираться на нормы морали.
    В тексте А. В. Гридина есть пример, подтверждающий мои мысли. Женя Лосневский
    сделал свой выбор, когда решил оставить себе найденный телефон, когда не
    окликнул девушку, забывшую его на сиденье. Этот выбор обернулся трагедией для
    другого человека, ведь по потерянному телефону пытались связаться с девушкой и
    сообщить, что Валя в больнице.
    В доказательство своих мыслей приведу ещё один пример. В повести «Капитанская
    дочка» Петруша Гринев, невзирая на смертельную опасность, отказывается
    присягать Пугачёву и присоединяться к мятежникам. Рискуя жизнью, он спасает
    Машу Миронову, не называет на суде её имя, несмотря на то что это могло бы
    помочь ему избежать обвинений в измене. Гринёв выбирает путь, позволяющий
    сохранить ему честь и достоинство.
    Таким образом, выбор чаще всего определяется личностными качествами человека,
    его моральными убеждениями и взглядами на жизнь, а не сложившимися
    обстоятельствами.

  3. 3
    Текст добавил: )(Милашка-Какашка)(

    (222 слова) Что такое нравственный выбор? По моему мнению, это очень важный аспект нашей жизни, умение различать добро и зло, расставлять правильные приоритеты. Любой человек рано или поздно сталкивается с необходимостью выбрать между хорошим и плохим.
    В тексте М. Зощенко главный герой, Минька, был вынужден сделать нравственный выбор. Он мог солгать и избежать для себя неприятных последствий, а мог сказать правду. Насмешки одноклассников помешали ему хорошо ответить на уроке, за что он получил кол. Если бы его родители узнали об этом, он бы лишился долгожданного подарка. Минька сделал выбор: он избавился от дневника, в котором стояла единица. Он поступил безнравственно, ведь ради своей пользы решил лгать собственным родителям.
    В рассказе Антона Павловича Чехова «Орден» также представлена тема нравственного выбора. Пустяков, мелкий учитель, взял на время у своего знакомого поручика орден, чтобы произвести впечатление на красивых дочерей одного купца. Но в доме купца он встречает своего коллегу, которому известно, что никаких наград Пустяков не имеет. Но вскоре выясняется, что и он явился с чужим орденом на груди. Учителя решили не выдавать друг друга, продолжив наслаждаться незаслуженным вниманием. Для собственной выгоды они утаили правду от других людей, сами боясь быть раскрытыми.
    Нравственный выбор, который делает человек, очень ярко показывает его характер и ценности. К сожалению, в наши дни умение ставить справедливость выше своих интересов крайне редко, однако это не мешает ему оставаться очень важным душевным качеством.
    Дополнительные аргументы для сочинения:
    Пример из жизненного опыта: В детстве я очень сильно хотел велосипед, и у меня даже были мысли перестать успешно выступать в спортивных состязаниях ради этого. Но я всё же сделал правильный выбор в пользу честности и порядочности, потому что вспомнил, как сильно моя мама ругала и злилась на дядю за то, что он выманил у бабушки много денег, а потом скрылся. Я не хотел ни в чём ему подражать и предпочёл правду лжи.
    Пример из кино:Герою фильма «Москва слезам не верит» пришлось сделать нравственный выбор, который в итоге повлиял на всю его жизнь. Родион отказался от своей девушки, узнав о её беременности, ведь его мать хотела найти для него выгодную партию. Годы спустя он всё же захочет стать отцом, но будет поздно, ведь один неверно сделанный нравственный выбор перечеркнул его жизнь.
    Автор: Антон Суханов

  4. Каждый из нас уверен, что принимает оптимальное решение, которое позволит с честью выйти из самой сложной ситуации. Например, вы опаздываете в школу. Со всех ног бежите на маршрутное такси и случайно задеваете пожилого человека. Он падает, с трудом пытается подняться… А вы продолжаете спешить, на ходу бросив слова извинения, но не предложив ему руку помощи. С одной стороны вас можно понять – вы опаздываете и это может привести к серьезным неприятностям в школе и дома. Но правильно ли вы поступили? Конечно, нет!
    Приняв быстро решение, которое кажется нам в этот момент единственно верным, мы можем невольно причинить вред другим людям. Пожилой человек, которого вы задели, потихоньку поднимется. А может быть и нет… Вы этого, скорее всего, не увидите, так как уже уедете. А ведь может случиться так, что человек при падении получил серьезный ушиб или перелом. Мало кто знает, что у пожилых людей переломы иногда не срастаются и они остаются инвалидами или погибают. Как вы думаете, оправдан ли будет ваш поступок? Действительно ли избежать опоздания было важнее здоровья или жизни другого человека? Нет, не важнее!
    Поэтому всегда старайтесь принимать решения, которые будут учитывать не только ваши интересы, но и интересы окружающих вас людей. Кто знает, может быть завтра навстречу вам попадется другой опаздывающий и вы окажетесь на месте того пожилого человека, которого задели сегодня…

  5. (1)Началась эта мука в далёкие годы, в классе пятом или шестом.
    (2)Глебов жил в своём двухэтажном подворье рядом с серым, громадным, наподобие целого города или даже целой страны, домом в тысячу окон. (3)Серая громада висла над переулочком, по утрам застила солнце, а вечерами сверху летели звуки музыки. (4)Там, в поднебесных этажах, шла, казалось, совсем иная жизнь, чем внизу. (5)И у Глебова с малолетства появилось жженье в душе: то ли зависть, то ли ещё что.
    (6)Мать Глебова работала билетёршей в кинотеатре. (7)И вот служба её в кинотеатре – захудаленьком, в одном из замоскворецких переулков – составляла предмет немалой гордости Глебова и отличала его величайшей льготой: на любой фильм мог пройти без билета. (8)А иногда в дневные часы, когда мало зрителей, мог даже товарища провести, а то и двух.
    (9)Эта привилегия была основой могущества Глебова в классе. (10)Он пользовался ею расчётливо и умно: приглашал мальчиков, в дружбе которых был заинтересован, от которых чего-либо ждал взамен, иных долго кормил обещаниями, прежде чем оказывал благодеяние, а некоторых мерзавцев навсегда лишал своей милости. (11)Продолжалась глебовская власть – ну не власть, а, скажем, авторитет – и оставалась непоколебленной, пока не возник Лёвка Шулепа.
    (12)Первые дни он держался надменно, поглядывал своими голубенькими глазами на всех сонно и презрительно, ни с кем не заводил разговор и сел за одну парту с девчонкой. (13)Его решили проучить, вернее, унизить. (14)А ещё точнее – опозорить. (15)Глебов горячо подговаривал расправиться с Шулепой, который ему не нравился, но в последний миг решил не участвовать в расправе.
    (16)Мальчишки – их было человек пять – зазвали Лёвку после уроков на задний двор, окружили, о чём-то заспорили, и вдруг Медведь, главный силач класса, охватил Лёвку за шею, опрокинул его рывком навзничь, остальные с криками «ого-го!» набросились, Лёвка сопротивлялся, бил ногами, но его, конечно, смяли, скрутили, кто-то сел ему на грудь.
    (17)И вдруг раздался громкий треск, будто взорвалась хлопушка или лопнула автомобильная шина. (18)Тут все пятеро кинулись в стороны, Лёвка поднялся на ноги, а в руке он держал пугач, который стрелял особыми пистонами. (19)Шулепа вышел из этой истории победителем, а нападавшие были посрамлены и впоследствии всячески старались помириться и подружиться с ним.
    (20)Так Лёвка из человека, которого собирались на весь свет опозорить, превратился в героя. (21)И с этого, наверное, времени зародилась у Глебова та тяжесть на дне души… (22)И нет несчастнее людей, поражённых завистью. (23)И не было сокрушительней несчастья, чем то, что случилось с Глебовым в миг его, казалось бы, высшего торжества.
    (По Ю. Трифонову)*
    * Трифонов Юрий Валентинович (1925–1981) – русский советский писатель, мастер «городской» прозы.

    Готовое сочинение 15.3 «НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР»

              Часто в жизни нам приходится выбирать, как поступить в той или иной ситуации: сказать правду или солгать, помочь или остаться равнодушным, устоять или поддаться искушению. Такого рода решения называются нравственным выбором. Делая его, человек руководствуется моралью, совестью, представлениями о жизни. Докажу это примерами из жизненного опыта и прочитанного текста.
    В тексте Юрия Трифонова мальчик Глебов имел авторитет в классе благодаря тому, что его мать работала билетёршей в кинотеатре. За счет этого ему удавалось ходить на просмотры фильмов без билета, а иногда и одноклассников проводить. Но проводил он далеко не всех, а только тех, в дружбе с кем был заинтересован, от которых что-то можно было взять взамен (предложение 10). Это и есть нравственный выбор Глебова: корыстное общение ради собственной выгоды, а не ради дружбы.
    В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» нам показан секретарь Фамусова Алексей Молчалин, который делает свой нравственный выбор в пользу карьеры, «теплого местечка». Для этого он лицемерит, обманывает, льстит и отказывается от собственного мнения.
    Таким образом, мы пришли к выводу, что нравственный выбор – это решение человека о том, как ему поступить в той или иной ситуации: хорошо или плохо, правильно или неправильно, корыстно или бескорыстно. Это решение каждый принимает самостоятельно, опираясь на жизненный опыт, совесть и моральные принципы.

  6. Нравственный выбор — это выбор человека, сделанный на основе его жизненных убеждений. Три варианта сочинений с аргументацией и примерами помогут лучше Вам понять данную тему как для ОГЭ, так и для общего развития.

    Первый вариант сочинения (по тексту А.Г. Алексина «Есть люди, которые болезненно переживают чужие успехи…»)

    Определение понятия

    Нравственный выбор – совокупность действий и поступков, слов и мыслей в зависимости от морального и нравственного опыта человека. Другими словами, это правила, которые каждый человек устанавливает сам для себя, и применяет их в различных жизненных ситуациях.

    Аргумент из прочитанного текста

    В тексте А.Г. Алексина повествуется о становлении характера людей в юные годы, о разном отношении к жизни двух школьников – Вани и Сени Голубкина. На противопоставлении этих образов автор пытается показать, что некоторые люди не постесняются обвинить других во всех своих несчастьях, способны при этом пойти нечестной дорогой. Таков Сенька. Ваня же обладает более глубокой душевной организацией. В порыве сочувствия он берет на себя вину одноклассника, но тот отвечает ему презрением вместо благодарности. Однако вера в людей в душе Ваньки настолько сильна, что он осознает: по одному только человеку нельзя судить о качествах всего человечества.

    Аргумент из личного опыта

    Все мы знаем, что в одной и той же ситуации люди способны повести себя абсолютно по-разному. Наглядный пример – отношение к бездомным животным. Одни способны приютить грязного, дрожащего на морозе котенка, обогреть его, накормить, вымыть. А другие могут просто не обратить внимания на истошно кричащий серый комочек и пройти мимо.

    Заключение

    Нельзя думать только о себе, о собственном благополучии. Каждый из нас несет определенную ответственность за все, что происходит с окружающими людьми. Порой одно вовремя сказанное слово способно полностью изменить судьбу человека. В жизни очень важно делать правильный нравственный выбор.

    Второй вариант сочинения (по тексту Э.Ю. Шима «Ребята ушли со двора, собирают походное снаряжение…»)

    Определение понятия

    Нравственный выбор – то, на что способен решиться человек во имя других людей, знакомых или чужих, родных или незнакомцев. Некоторые обладают настолько чуткими сердцами и глубокими душами, что готовы рискнуть собственной жизнью во имя спасения рядом стоящего человека, путь он и ведет себя не позволительно грубо, легкомысленно.

    Аргумент из прочитанного текста

    В тексте Э.Ю. Шима рассмотрена ситуация нравственного выбора молодого человека, который долгое время терпит от девочки, которая ему нравится, всевозможные издевательства. Она то просит его тайно принести духи матери, то поджигает самодельную ракету его товарищей. Автор уверен, что таким образом она пользуется любовью мальчика, его первыми настоящими чувствами. От этого она становится жестокой, переходит границы дозволенного. Но как только жизнь Верочки оказалась в опасности, Гоша, не задумываясь, бросился на подожжённый снаряд. И кто знает, чем закончилась эта жестокая шалость девочки…

  7. Нравственный выбор человек делает, руководствуясь совестью, моралью, а также собственными представлениями о жизни. Нравственный выбор – это своеобразный ответ на вопрос «Как поступить в той или иной ситуации?»: пройти мимо или оказать необходимую помощь нуждающемуся, пойти на обман или сказать всё как есть, поддаться искушению или устоять.
    Яркий пример нравственного выбора мы наблюдаем в тексте А.Г.Алексина, где Ваня Белов решает сделать свой нравственный выбор в пользу своего друга: он взял на себя вину друга, Сени Голубкина, который боялся остаться на второй год и украл из учительской несколько тетрадей с районным диктантом. Ваня сообщил директору, что именно он украл тетради, а не Сеня. Ваня Белов совершил такой благородный поступок потому, что хотел помочь своему другу перейти в седьмой класс.
    Нравственный выбор был сделан и Петром Гринёвым, героем повести Александра Пушкина «Капитанская дочка». Петруша проиграл в бильярд офицеру Зурину сто рублей, Савельич в свою очередь убеждал своего воспитанника не отдавать долг этому аферисту. Однако Гринёв, несмотря на то, что и сам понимал, что Зурин обвёл его вокруг пальца, решил отдать деньги. Для него было правильным поступить так, как учил его отец – по законам чести.
    Человеку всю жизнь приходится делать какой-то выбор, часто принятие решения зависит от его моральных устоев. Нравственный выбор – это решение, которое принимается нами ежедневно: уступить место в транспорте или нет, опоздать или прийти на встречу в назначенное время.
    Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Нравственный выбор» читают:
    Сочинение на тему «Разум и чувства»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *