Сочинение рассуждение на тему грамматика позволяет нам связать между собой

7 вариантов

  1. Русский язык очень богат и красив. Чтобы выражать свои мысли красиво и доступно, нужно пользоваться не случайным набором слов, расставленных в хаотичном порядке, а подчиняться законам грамматики. Именно она позволяет подобрать все слова в предложении удачно и гармонично, использовать их в нужной форме и поставить каждое на свое место. Именно об этом и говорит известный лингвист Л. В. Успенский, который настаивает на том, что грамматика является уникальным звеном, способным соединить любые слова и выразить любую мысль.
    И это действительно так, ведь именно грамматика позволяет соединить между собой практически любые слова, скрепить их смысловой связью, позволяет передать любую мысль четко и доходчиво, оставаясь понятым и услышанным. Используя разнообразные слова, меняя их местами, можно получить абсолютно новый смысл и окрасить предложение в пикантные оттенки. Стоит только добавить приставку к нужному слову, и оно заиграет по-новому, стане более выразительным.
    Многие люди считают, что грамотно выражать свои мысли как в устной речи, так и на письме должны только учителя и писатели. Но это в корне не правильная позиция. Без использования грамматики выражать собственные мысли четко и прозрачно является весьма затруднительной задачей, и мешает человеку по жизни. Ведь человек, лишенный способности красочно выражать свои мысли и желания – это птица, лишенная крыльев. А именно грамматика дает нам возможность воспарить в небо.
    Грамматика — это уникальный инструмент, который передает логику и ход мыслей человека, оголяет его мышление и стремления. Используя такой мощный инструмент, можно ярко описать все эмоции и переживания, неслыханную радость и уныние печали. Не маловажную роль играет лексика и обилие словарного запаса, которые очень точно формулируют мысли и достойно излагают их на письме.
    Поэтому бесспорным остается утверждение Л. В. Успенского о значимости грамматики при выражении мыслей. Чтобы ход мыслей был понятен читателю, а красота подачи текста поражала, необходимо пользоваться правилами грамматики.

  2. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Л. В. Успенского: «Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете».
    Смысл высказывания Л. В. Успенского понимаю так: грамматика позволяет словам, собранным в предложении, обрести единый смысл, чтобы выразить любую мысль. Приведу примеры на основе предложения 2 текста В.Астафьева.
    Оно состоит из тринадцати отдельных слов.  Если все эти слова мы напишем через запятую и в начальной форме, то получится бессмыслица. Но стоит употребить их в нужной форме, как они получают единый смысл и становятся предложением, повествующим о белогрудой кунице.
    Играют свою роль в превращении набора слов в синтаксическую конструкцию и знаки препинания. Две запятые, стоящие в этом предложении, выделяют вводное слово «пожалуй», при помощи которого говорящий выражает свое отношение к тому, о чем он говорит. В данном предложении вводное слово помогает рассказчику выразить свою  неуверенность, предположение о том, что говорит.
    Таким образом, прав был русский филолог Л. В. Успенский, утверждающий, что «…грамматика позволяет нам связать между собою любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете».
    Вика Ж.

  3. Что такое грамматика? Это раздел науки о языке, изучающий словообразование, морфологию и синтаксис. Если не создавать новые слова при помощи различных морфем, не склонять существительные и прилагательные, не спрягать глаголы, не использовать предлоги для связи слов, получится бессмысленный словесный набор. И только при помощи грамматики этот «словесный набор» в нашей речи обретает смысловое значение. Приведу примеры из текста.
    Так, в предложениях 1 и 2 встречаю грамматическую форму одного и того же слова: «косогор» и «косогора». В слове «косогор» нулевое окончание указывает на то, что перед нами существительное, употребленное в именительном или винительном падеже, а в слове «косогора» принадлежность к родительному падежу выражается при помощи окончания -а. Именно окончание в этих словах является языковым средством, служащим для выражения грамматического значения и способствующим связи слов в словосочетании и предложении.
    Играют свою роль в превращении набора слов в синтаксическую конструкцию, выражающую любую мысль, и знаки препинания. В предложении 4 автор использует несколько запятых. Так, первая из них указывает на наличие однородных сказуемых: “грела”, “облизывала”. Они помогают автору ярче выразить мысль о том, какой заботливой матерью была Белогрудка.
    Таким образом, могу сделать вывод, что прав был русский филолог Л. В. Успенский, утверждавший: «…грамматика позволяет нам связать между собою любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете».
    Вариант 2.Смысл высказывания Л. В. Успенского понимаю так: грамматика позволяет словам, собранным в предложении, обрести единый смысл, чтобы выразить любую мысль. Приведу примеры на основе предложения 2.
    Оно состоит из тринадцати отдельных слов. Если все эти слова мы напишем через запятую и в начальной форме, то получится бессмыслица. Но стоит употребить их в нужной форме, как они получают единый смысл и становятся предложением, повествующим о белогрудой кунице.
    Играют свою роль в превращении набора слов в синтаксическую конструкцию и знаки препинания. Две запятые, стоящие в этом предложении, выделяют вводное слово «пожалуй», при помощи которого говорящий выражает свое отношение к тому, о чем он говорит. В данном предложении вводное слово помогает рассказчику выразить свою неуверенность, предположение о том, что говорит.

  4. Что такое грамматика? Это раздел науки о языке, изучающий словообразование, морфологию и синтаксис. Если не создавать новые слова при помощи различных морфем, не склонять существительные и прилагательные, не спрягать глаголы, не использовать предлоги для связи слов, получится бессмысленный словесный набор. И только при помощи грамматики этот “словесный набор” в нашей речи обретает смысловое значение. Приведу примеры из текста В. П. Астафьева. Так, в предложениях 1 и 2 встречаю грамматическую форму одного и того же слова: “косогор” и “косогора”. В слове “косогор” нулевое окончание указывает на то, что перед нами существительное, употребленное в именительном или винительном падеже, а в слове “косогора” принадлежность к родительному падежу выражается при помощи окончания – а. Именно окончание в этих словах является языковым средством, служащим для выражения грамматического значения и способствующим связи слов в словосочетании и предложении. Играют свою роль в превращении набора слов в синтаксическую конструкцию, выражающую любую мысль, и знаки препинания. В предложении 4 автор использует несколько запятых. Так, первая из них указывает на наличие однородных сказуемых: “грела”, “облизывала”. Они помогают автору ярче выразить мысль о том, какой заботливой матерью была Белогрудка. Таким образом, могу сделать вывод, что прав был русский филолог Л. В. Успенский, утверждавший: “…грамматика позволяет нам связать между собою любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете”.

  5. Задание: Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Л. В. Успенского: «Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете».
    Я считаю, что смысл высказывания Л.В.Успенского заключается в следующем: грамматика дает возможность словам, собранным в одном предложении, обрести общий смысл, чтобы выразить абсолютно любую мысль. Рассмотрим пример на основе предложения №2.
    Данное предложение состоит из отдельных тринадцати слов. Если эти слова написать через запятую, употребив их в начальной форме, получится бессмысленный набор слов. Но стоит только употребить все слова в нужной форме, и они обретают единый смысл, превращаются в предложение, повествующее о белогрудой кунице.
    Свою роль в этом превращении играют знаки препинания. Двумя запятыми в предложении выделяется вводное слово «пожалуй», с его помощью говорящий выражает собственное отношение к тому, что он говорит. Конкретно в рассматриваемом случае вводное слово помогает автору выразить свою неуверенность относительно того, о чем он рассказывает.
    Думаю, можно с уверенностью сделать вывод о том, что русский филолог Л.В.Успенский был абсолютно прав, когда утверждал, что грамматика позволяет связывать между собою различные слова для того, чтобы сформулировать любую мысль о каком-либо предмете.

  6. 6
    Текст добавил: ВлЮбЛёнНаЯ_В_Солнце

    Также рекомендуем:
    Сочинения ОГЭ по пособию Цыбулько на сайте «Стать грамотным».
    Сочинения ОГЭ по тексту Альберта Лиханова о брошенных детях.
    Сочинения ОГЭ по тексту Альберта Лиханова о тёте Груне.
    Сочинения ОГЭ по тексту Л.Захаровой (об учительнице Елене Михайловне).

    Вариант 9

    Сочинения по тексту В. Астафьева (о Белогрудке)

    15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Л.В. Успенского: «Грамматика позволяет нам связать между собою любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете» …
    Лишь находясь в определённой грамматической форме, слова в предложении связываются друг с другом и выражают законченные мысли. Поэтому мы строим свои высказывания в соответствии с правилами грамматики – системы, которая включает морфологические категории и синтаксические конструкции языка. Так я понимаю высказывание Л. Успенского.
    Проиллюстрировать мысль филолога можно примерами из текста Виктора Астафьева. Писатель рассказывает печальную историю куницы Белогрудки, потерявшей своих детёнышей и жестоко мстящей за это людям.
    В предложении №2 форма прошедшего времени глагола «поселилась» указывает на то, что страшные события происходили в прошлом. Жители деревни извлекли урок из случившегося, стали вести себя по отношению к животным по-другому.
    В предложении №42 говорится, что звери и птицы теперь «спокойно живут вблизи жилья». При этом форма настоящего времени глагола «живут» выражает мысль о том, что речь идёт  уже о наших днях.
    Итак, автор использует определённые грамматические средства, благодаря чему читатель постигает его замысел. Грамматика действительно позволяет «выразить любую мысль о любом предмете».
    15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «И когда я бываю в этом селе, думаю одно и то же: «Вот если бы таких косогоров было побольше возле наших сёл и городов!» …
    Виктор Астафьев рассказывает о том, как поплатились люди за свою жестокость. Деревенские ребятишки погубили маленьких детёнышей куницы, и Белогрудка мстит, безжалостно истребляя домашнюю птицу. Люди усвоили этот урок и перестали обижать животных.
    «Вот если бы таких косогоров было побольше возле наших сёл и городов!» — это восклицание рассказчика выражает его желание сделать окружающий мир безопаснее для зверей и птиц. По мнению автора, люди должны относиться к животным так же бережно, как жители деревни, где до сих пор помнят историю несчастной куницы.
    Братья наши меньшие нуждаются в сочувствии ничуть не меньше, чем человек. Белогрудка – мать, нежно любящая своё потомство. Об этом свидетельствуют предложения 4-5. Отобрать у куницы детёнышей – значит совершить кощунство.
    Белогрудка тяжело переживает потерю кунят. Её горе не уступает человеческому: «Если бы она умела кричать – закричала бы» (предложение 16).
    Итак, жестокое отношение к животным нельзя оправдать. Люди, не осознавшие этого, несут несчастья не только миру живой природы, но и самим себе.
    15.3. Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое человечность?«…
    Что такое человечность?
    Человечность – это то бесценное качество, которое делает нас настоящими людьми. Оно заключается, прежде всего, в умении сострадать, сочувствовать. В современном мире человечность, к сожалению, теряет актуальность. Стремясь лишь к удовлетворению собственных потребностей, многие из нас становятся чёрствыми, эгоистичными, равнодушными к чужому горю. А ведь без человечности немыслима внутренняя красота, утрата которой ведёт к духовному убожеству.
    В рассказе Виктора Астафьева деревенские мальчишки ради забавы погубили детёнышей куницы. Дети, на мой взгляд, начисто лишены человечности. Они не задумываются о том, какое горе причиняют Белогрудке, им не знакомо чувство сострадания. Человечность проявляет лишь местный охотник, понявший горе куницы и выпустивший её на волю. «Куница не виновата. Её обидели», — говорит он.
    К счастью, в мире ещё есть люди, способные на человечные поступки. Один из них – доктор Леонид Рошаль. Рискуя жизнью, он бескорыстно помогал детям, оказавшимся жертвами террористических актов на Дубровке и в Беслане.
    Проявлять человечность подчас бывает непросто: она требует огромных душевных сил. А потому к людям, обладающим этим качеством, следует относиться с огромным уважением.

  7. Сочинение на ГИА 2013 года по тесту 1 (1)
    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Л. В. Успенского: «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения».
    Л.В.Успенский, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка. Слова называют предмет, его признак или действие, а грамматика позволяет создать связное высказывание, текст.Приведупримеры из рассказа А.Алексина.
    Так, предложение 16 состоит из десяти отдельных слов, называющих или указывающих на субъект (“я”, “приезжий”) и его действия. Если мы все эти слова напишем через запятую и в начальной форме, то получится бессмыслица. Но стоит употребить  все глаголы в необходимой форме, а местоимение «вы» поставить в дательный падеж – слова получат единый смысл, превратившись в предложение.
    Играют свою роль в превращении набора слов в синтаксическую конструкцию и знаки препинания. Так, три тире, имеющиеся в этом предложении, указывают на наличие реплики в диалоге, представляющем собой законченную мысль.
    Таким образом, можем сделать вывод, что прав был русский филолог Л.В.Успенский, утверждавший, что язык, чтобы строить предложение, использует лексику и грамматику.
    Сочинение на ГИА 2013 года по тесту 1 (2) (от Е.Ю. Хребтищевой)
    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Л. В. Успенского: «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения».
    Я согласна с высказыванием Л.В.Успенского: “В языке есть…слова. В языке есть…грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения”. В русском языке есть огромное количество слов, у каждого человека свой словарный запас. Но даже имея большой словарный запас, нельзя построить предложения, текст, если не знаешь правила грамматики. Докажу это на примере текста А.Алексина.
    В языке есть такое понятие как синонимы. Это слова, похожие по смыслу, но разные по написанию. В предложении 52 А.Алексин вместо стилистически нейтрального слова “хорошо” использует просторечное слово “здорово”. Автор этим показывает богатство своего словарного запаса и стилистическое чутьё. Именно это слово помогает нам, читателям, понять правильнее текст, вникнуть в его содержание.
    Огромная роль отводится в построении предложений и знакам препинания. В тексте много вопросительных предложений. Чтобы мы смогли понять, что мама задает вопросы папе, А.Алексин использует вопросительные по цели высказывания предложения. Это предложения 9 и 11.
    Таким образом, можем сделать вывод, что прав был русский филолог Л.В.Успенский, утверждавший, что язык, чтобы строить предложение, использует лексику и грамматику.
    Сочинение на ГИА 2013 года по тесту 2
    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Л. В. Успенского: «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение».
    Л.В.Успенский, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка. Слова называют предмет, его признак, действие предмета. И только! Лишь при помощи грамматики можно из набора слов  создать связное высказывание, текст. Обратимся к тексту Ю.Бондарева.
    Так, предложение 25 состоит из восьми отдельных слов, называющих предмет, его действие и признак этого действия. Интересно использует автор в этой синтаксической конструкции антонимы « много и мало», которые придают  художественной  речи  особую  остроту и эмоциональность. Придают при условии, если мы  указанные слова передадим «в распоряжение грамматики».
    Например, поставим слово «человек» в дательный, а слово «счастье» – в родительный падежи, создадим словосочетание с подчинительной связью управление: «нужно для счастья» (предложение 25). Для выражения эмоций автора в конце предложения поставим восклицательный знак. И тогда предложение, по словам Л.В. Успенского, получит «величайшее значение».
    Сочинение на ГИА 2013 года по тесту 3 (1)
    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя К. А. Федина: «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла».
    Высказывание К. А. Федина я понимаю так. Автор подбирает слова согласно смыслу, заложенному в тексте. Приведу примеры из текста А. Алексина.
    Во-первых, рассказчик и все друзья мальчика во дворе восторгаются его мамой, молодой, красивой, сильной. И никто не  «величает» ее по имени-отчеству, а называют, как девчонку, Лелей. И отца мальчика никто не называет по этой же причине по имени-отчеству, а именуют так, как зовет его жена: « О справедливейший из справедливых!»
    Во-вторых, автор интересно и точно использует в тексте слово  «судья». Если первый раз, согласно требованию стиля рассказа, он так называет отца Коли, который был бессменным арбитром волейбольных матчей, то во второй, согласно требованиям смысла, так величает маму, которая была центром семьи. Только в ее присутствии Коля и его отец чувствовали себя счастливыми. А как интересно использует Алексин в предложении 17 сравнение! Мужчин семейства в отсутствии мамы-судьи он сравнивает с пассажирами опаздывающего поезда.
    Таким образом, могу сделать вывод, что прав был писатель К.А.Федин, утверждавший, что «…точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла».
    Сочинение на ГИА 2013 года по тесту 3 (2)
    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя К. А. Федина: «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла».
    Высказывание К. А. Федина я понимаю так: смысловая точность подобранного автором слова играет большую роль в тексте. Приведу примеры.
    Во-первых, писатель, рассказывая о волейбольных сражениях, согласно требованиям смысла, употребляет чисто спортивную лексику: «принимать мячи», «волейбольная сетка», «гасить мяч», «судить матчи»…Эти  словосочетания помогают читателю погрузиться в атмосферу игры.
    Во- вторых, А. Алексин,  восторгаясь игрой  волейболистки Лели, использует в предложении 4 ярчайшее сравнение: «…мяч стремительным черным ядром пролетал в нескольких миллиметрах над сеткой». Употребленный автором троп отвечает и стилю рассказа, и требованиям смысла.
    Таким образом, могу сделать вывод, что прав был писатель К.А.Федин, утверждавший, что «…точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла».  (106 слов)
    Сочинение на ГИА 2013 года по тесту 3 (3) (от Т.А.Беловой)
    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя К. А. Федина: «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла».
    “Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла”,-утверждал писатель К.А.Федин.
    Действительно, чем точнее писатель выбирает слова для раскрытия своего замысла, тем легче читателю понять не только то, о чем говорит автор, но и то, что именно он хочет сказать.
    Так, например, А.Алексин, рассказывая о маме главного героя, использует не стилистически нейтральное слов “звали”, а устаревшее “величали” (предложение 1), показывая тем самым уважительное отношение окружающих к матери Кольки.
    Если отец Кольки был незаменимым судьёй во время дворовых волейбольных матчей, то мама оказывалась “судьёй” дома (предложение 15). Используя слово “судья” в переносном значении, А.Алексин показывает, насколько справедливой была Лёля, Колькина мать, в быту, насколько зависела от её решений гармония в семье.
    Таким образом, точный подбор слов позволил А.Алексину предельно ясно рассказать о своей героине. Читатель же, в свою очередь, получил возможность понять, почему Колька гордился своей мамой.
    Сочинение на ГИА 2013 года по тесту 4 (1)
    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося русского лингвист Александра Афанасьевича Потебни: «Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего».
    Сочинение-рассуждение
    Смысл высказывания известного лингвиста понимаю так: если глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые реально происходили, происходят или будут происходить, то глаголы в условном и повелительном наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определенных условиях.
    Так, в предложении 11 нахожу глагол повелительного наклонения, вошедший во фразеологизм «имейте в виду». Он обозначает побуждение к действию того, к кому обращаются с речью.
    А в предложениях 13 и 26 встречаю глаголы условного наклонения «пожалели бы» и «видел бы», которые, на мой взгляд, употребляются в значении повелительного наклонения. Собеседники дают друг другу советы, которые, на их взгляд, полезны.
    Таким образом, условное и повелительное наклонение очень сходны, так как выражают действия желаемые, а не действительные.
    Сочинение на ГИА 2013 года по тесту 4 (2)
    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося русского лингвист Александра Афанасьевича Потебни: «Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том,что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то естьпредставляемое существующим только в мысли говорящего».
    Выдающийся русский лингвист А.А.Потебня сказал: «Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они выражают не действительное событие, а идеальное, т.е. представляемое существующим только в мысли говорящего». А.А. Потебня прав, ведь глаголы в условном и повелительном наклонении не изменяются по временам, поэтому обозначают действия, желаемые или возможные при определенных условиях.
    В предложении 11 встретился глагол повелительного наклонения «имейте», произнесенный мамой-врачом, которая отвечала за здоровье всех жильцов дома. Она очень расстраивалась, что некоторые люди легкомысленно относились к своему здоровью. С помощью глагола повелительного наклонения она побуждала больных не пренебрегать своим здоровьем. «Себя не жалеют, так пожалели бы близких», – говорила она. Глагол условного наклонения «пожалели бы» из предложения 13 выражает действие, существующее только в мысли мамы, желающей больным не делать несчастными своих родственников.
    Таким образом, тот и другой глагол не выражают действия, которое происходило, происходит или будет происходить в будущем, они лишь помогают выразить действие, «существующее в мысли говорящего», т.е. желаемое и вполне возможное при определенных условиях.
    Сочинение на ГИА 2013 года по тесту 5 (1)
    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося русского писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина: «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются».
    Смысл высказывания М. Е. Салтыкова-Щедрина я понимаю так: синтаксис, грамматика и знаки препинания  помогают мысли быстрее и доходчивее дойти до читателя. Приведу примеры из текста Т.Устиновой.
    Во-первых, чтобы подчеркнуть мысль о безысходности, которая поселилась в душе несчастного мальчика, автор использует ряд односоставных безличных предложений (36,38,39). Т.Устинова  не случайно привлекает здесь эти синтаксические единицы, назначение  которых – выражать физическое или психическое состояние человека.
    Во-вторых, автор использует неполное предложение.Всего одно слово «Навсегда»! (Предложение 43) .А как динамично и очень сжато передается взволнованность и обеспокоенность судьбой Тимофея!
    Вот она, мысль,  не без помощи синтаксиса, грамматики и знаков препинания сформированная «во всей полноте»!
    Сочинение на ГИА 2013 года по тесту 5 (2) (от Т.А.Беловой)
    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося русского писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются».
    “Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте, поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются”,-писал в 19 веке М.Е. Салтыков-Щедрин.
    Согласимся, что нормы синтаксиса и грамматики, а также правила пунктуации позволяют пишущему полно, чётко и внятно выразить ту или иную мысль.
    Например, одно из предложений текста Т.Устиновой о нелегкой судьбе мальчика по имени Тимофей -восклицательное (предложение 18). Значит, произносится оно с особой интонацией, предельно эмоционально. Так автор подчеркивает мысль о том, что Тимофей унижен и оскорблен предложением Маши съесть мороженое, воспринимает её поступок как подачку.
    А потом Маша выходит замуж и уезжает. Перед расставанием она говорит Тимофею, что хотела бы взять его с собой, но не может. “Ты понимаешь?” (предложение 23) -спрашивает Маша мальчика. Вопросительное по цели высказывания предложение использовано девушкой для того, чтобы удостовериться, что мальчик понимает причину предстоящей разлуки.
    Таким образом, с высказыванием М.Е.Салтыкова-Щедрина, который считал, что синтаксис, грамматика и знаки препинания “повинуются” мысли, нельзя не согласиться.
    Сочинение на ГИА 2013 года по тесту 5 (4)
    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося русского писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина: «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются».
    Я согласен с высказыванием Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина: “Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются.” Действительно, синтаксис, грамматика и знаки препинания помогают мысли быстрее и доходчивее дойти до читателя. Докажу это на примере текста Т. Устиновой.
    В предложении 6 автор использует фразеологизм “видеть в розовом свете”, это устойчивое сочетание нам понятно: не замечать плохого, видеть только хорошее. С помощью этого средства выразительности Устинова смогла донести до нас свою мысль: Тимофею рядом с Машей так хорошо, что плохого он не замечает.
    В тексте много эпитетов, образных определений. С их помощью нам становится понятнее те образы, о которых пишет автор. В предложении 41 есть эпитет “равнодушное” небо. С помощью этого средства выразительности Т.Устинова, сопоставив состояние героя и природы, передала настроение Тимофея, которому одиноко, которого некому пожалеть.
    Вот она, мысль, сформированная “без утайки, во всей полноте” не без помощи синтаксиса, грамматики и знаков препинания!
    Сочинение на ГИА 2013 года по тесту 6
    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из Литературной энциклопедии: «Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев».
    Вы представляете художественное произведение, где все персонажи молчат? Конечно, нет. Разговаривая, они словно рассказывают о себе, а автор, внося соответствующие оттенки в такие диалоги, словно характеризует героев. Приведу примеры из книги А.Экзюпери.
    Весь текст, предложенный для анализа, есть диалог, из которого мы составляем представление о действующих лицах. Так, Лис, на мой взгляд, – существо мудрое. Не случайно в его уста автор вкладывает выражения, ставшие афоризмами: «Зорко одно лишь сердце» (предложение 47) и «…ты навсегда в ответе за всех, кого приручил» (предложение 52).
    Речь другого персонажа, Маленького принца, характеризует его как мальчика очень одинокого и неопытного, но желающего всему научиться. Об этом говорит его реплика из  диалога, которую он повторяет вслед за умным Лисом: «Самого главного глазами не увидишь» (предложение 49).
    Таким образом, могу сделать вывод, что высказывание из Литературной энциклопедии справедливо. Действительно, автор «…тематикой и манерой речи…характеризует своих героев».
    P.S. Второй аргумент может выглядеть и так:
    Речь другого персонажа, Маленького принца, характеризует его как мальчика очень одинокого и неопытного, но желающего всему научиться. Вопросы, которые он задает премудрому лису, свидетельствуют об этом: «А как это – приручить?» (предложение 11), «А что для этого надо делать?» (предложение 32).
    Сочинение на ГИА 2013 года по тесту 7
    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя К.Г Паустовского: «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».
    Слова К. Г. Паустовского понимаю так: нет во Вселенной предмета, для которого не придумал  человек точных слов. Особенно богат на выражения русский язык, потому что многие слова в нем используются в прямом и переносном значении, огромно количество синонимов и антонимов, паронимов и фразеологизмов, сравнений и метафор. Обратимся к тексту Ю. Яковлева.
    Так, в предложении 52 говорится о том, что «…погасшее небо плотнее прижалось к сонным волнам». Перед нами яркая метафора, с помощью которой автор создает образ засыпающей природы, окружающей Косту и навевающей грустное настроение.
    В предложении 33, 53 и 54 нахожу точные выражения, которые  характеризуют преданного пса. Так, фразеологизм «не отрывала глаз» помогает писателю показать, как верно ждет собака своего погибшего хозяина. А эпитеты в словосочетаниях «бессменный пост» и «вечное ожидание» придают тексту особую выразительность, обостряют трагичность описанной ситуации.
    Следовательно, прав был русский писатель К. Г. Паустовский, утверждавший, что «…нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».
    Сочинение на ГИА 2013 года по тесту 8
    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского лингвиста   Бориса Николаевича Головина: «К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?»
    Какие языковые единицы я знаю? Это слово, словосочетание, предложение…Именно они, удачно подобранные, позволяют сделать вывод о достоинствах речи. Приведу примеры из текста, где главного героя Косту мы видим глазами его учительницы Евгении Ивановны.
    В начале повествования мальчик вызывал у учительницы раздражение, потому что постоянно «разевал рот», зевая на уроках (предложение 1).Согласитесь, словосочетание,удачно  используемое автором, рисует не очень приятную картину, а Коста не случайно вызывает у учительницы негативное чувство.
    В финале рассказа мальчик раскроется перед ней по-новому. Он очень удивит Евгению Ивановну, когда принесет в класс веточки багульника, которые вскоре зацветут! И автор скажет, что на глазах учительницы мальчик «менялся, как веточка багульника». Насколько удачно использует Ю.Я. Яковлев это сравнение! Ведь от этой “веточки” в душе остается ощущение чего-то трогательного, трепетного, живого …
    Могу сделать вывод, что прав был русский лингвист Б.Н. Головин, утверждавший, что «… к оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?»
    Сочинение на ГИА 2013 года по тесту 9 (1)
    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Л. В. Успенского: «Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете».
    Смысл высказывания Л. В. Успенского понимаю так: грамматика позволяет словам, собранным в предложении, обрести единый смысл, чтобы выразить любую мысль. Приведу примеры на основе предложения 2.
    Оно состоит из тринадцати отдельных слов.  Если все эти слова мы напишем через запятую и в начальной форме, то получится бессмыслица. Но стоит употребить их в нужной форме, как они получают единый смысл и становятся предложением, повествующим о белогрудой кунице.
    Играют свою роль в превращении набора слов в синтаксическую конструкцию и знаки препинания. Две запятые, стоящие в этом предложении, выделяют вводное слово «пожалуй», при помощи которого говорящий выражает свое отношение к тому, о чем он говорит. В данном предложении вводное слово помогает рассказчику выразить свою  неуверенность, предположение о том, что говорит.
    Таким образом, прав был русский филолог Л. В. Успенский, утверждающий, что «…грамматика позволяет нам связать между собою любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете».
    Сочинение на ГИА 2013 года по тесту 9 (2)
    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Л. В. Успенского: «Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете».
    Что такое грамматика? Это раздел науки о языке,  изучающий   словообразование,  морфологию и синтаксис. Если не создавать новые слова при помощи различных морфем, не склонять существительные и прилагательные, не спрягать глаголы, не использовать предлоги для связи слов, получится  бессмысленный словесный набор. И только при помощи грамматики этот «словесный набор»  в нашей речи обретает смысловое значение. Приведу примеры из текста В.П.Астафьева.
    Так, в  предложениях 1 и 2 встречаю грамматическую форму одного и того же слова: «косогор» и «косогора». В слове «косогор» нулевое окончание указывает на то, что перед нами существительное,  употребленное в именительном или винительном падеже, а в слове «косогора» принадлежность к родительному падежу выражается при помощи окончания -а. Именно окончание в этих словах является языковым средством, служащим для выражения грамматического значения и способствующим связи слов в словосочетании и предложении.
    Играют свою роль в превращении набора слов в синтаксическую конструкцию, выражающую любую мысль, и знаки препинания. В предложении 4 автор использует несколько запятых. Так, первая из них указывает на наличие однородных сказуемых: “грела”, “облизывала”. Они помогают автору ярче выразить мысль о том, какой заботливой матерью была Белогрудка.
    Таким образом, могу сделать вывод, что прав был русский филолог Л. В. Успенский, утверждавший: «…грамматика позволяет нам связать между собою любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете».
    Сочинение на ГИА 2013 года по тесту 10
    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя И. А. Гончарова: «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных».
    Эту фразу я понимаю так: при помощи языка мы можем не только общаться, но и представлять, что за человек перед нами. Приведу примеры из текста А. Лиханова.
    Речь Толика позволяет нам сделать вывод, что он хороший человек. Предложение 49 «Что же ты наделал, юный натуралист!»  говорит о волнении, которое пережил этот неравнодушный мальчик во время пожара, и его восхищении поступком друга, обгоревшего, но спасшего маленьких цыплят.
    По словам отца Толика и по его поведению мы можем сказать, что это бесстрашный человек.  Он не только кричит пожарным: «Там мальчик!»- но и бросается вслед за сыном в пламя…
    Таким образом, можно сделать вывод, что прав  был русский писатель И. А. Гончаров, утверждавший, что «…язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных».
    Сочинение на ГИА 2013 года по тесту 11
    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского лингвиста А.А.Зеленецкого:«Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов».
    Несомненно, эпитеты придают образность и эмоциональность современной речи. Остановлюсь на ряде примеров.
    Во-первых, в предложениях 2,10,26 при помощи эпитетов «гигантский», «величественный», «прекрасное»(животное)  Э. Сетон-Томпсон рисует нам необыкновенного оленя Песчаных холмов. Все эти красочные определения относятся к разряду изобразительных. Они помогают живо и наглядно описать оленя-красавца и дают нам возможность увидеть его таким, каким он предстал в то утро перед охотником.
    Во-вторых, в предложениях 6,16,25 нахожу эпитеты, выраженные качественными наречиями: «передвигаться бесшумно», «звучал неуверенно, слабо», «заговорило властно и громко» Эти эпитеты помогают живописно описать действие.
    Могу сделать вывод, что прав был лингвист А.А. Зеленецкий: эпитеты позволяют сделать нашу речь ярче, эмоциональнее, придать образность словам. (103 слова)
    Сочинение на ГИА 2013 года по тесту 12 (1)
    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста М.Н.Кожиной: «Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань».
    Высказывание М. Н. Кожиной подтолкнуло меня на следующие размышления… Читая художественное произведение, мы реализуем в себе дар творчества, потому что для полноценного восприятия книги необходимо содружество автора и читателя. Без этого самые великие произведения – всего лишь листы бумаги с буквами. Созданный писателем мир оживет для нас только тогда, когда мы сами становимся творцами, почти такими же, как автор произведения. Читая слова и предложения, положенные в основу речевой ткани произведения, мы воссоздаем в своем воображении тот художественный мир, который рожден пером писателя. Одним персонажам мы всей душой сочувствуем, даже любим их, поступки других нас возмущают, скверные черты характера вызывают неприятие. Обратимся к предложенному тексту.
    Из слов Таборки о собаке мы можем сделать вывод, что это очень добрый, отзывчивый мальчик. Только великодушный человек может сказать: «От собаки одна радость» (предложение 35). А с какой уверенностью в предложении 59 герой говорит о том, что будет делать, когда станет взрослым: «Я буду защищать собак!»
    В предложениях 31,38-39,являющихся репликами героя в диалоге, воссоздается отрицательный образ отца Таборки и отношение мальчика к нему. Он, ни разу не назвав отца «папой», только задает себе или собеседнику риторический вопрос: «Чем ему помешала собака?» Одной только фразой в предложении 46 (« А теперь у меня нет собаки») мальчишка высказывает свое горе и непримиримость по отношению к отцу, выгнавшему из дома собаку.
    Таким образом, могу сделать вывод, что права была лингвист М. Н. Кожина, утверждавшая, что «…читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань».
    Сочинение на ГИА 2013 года по тесту 12 (2)
    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста М.Н.Кожиной: «Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань».
    Эту фразу лингвиста М.Н. Кожиной я понимаю так: читая слова и предложения, положенные в основу речевой ткани произведения, мы воссоздаем в своем воображении тот художественный мир, который рожден пером писателя. Ю.Яковлев в своем произведении, рассказывая нам историю Таборки, при помощи реплик героев помогает нам, читателям, представить, какими были этот мальчик и его собеседник.
    Речевая ткань произведения позволяет автору показать непримиримость персонажа по отношению к тому, кто выгнал собаку. Мальчишку буквально сжигает обида и недоумение: «Чем ему помешала собака?»(предложение 38). Сын именует отца безликим местоимением «он», не хочет даже с ним разговаривать, а будет только «…отвечать на его вопросы…» (предложение 56).
    В речевую ткань текста включены реплики директора в диалоге с Таборкой, которые позволяют нам понять этого человека. В начале разговора с мальчиком  одиночные слова педагога звучат сухо и строго, а в финале рассказа он, оценив доброту и отзывчивость ребенка, начинает говорить полными предложениями, проникнутыми добротой и сочувствием. И мы можем сделать вывод, что директор школы – человек с открытым сердцем.
    Следовательно, могу сказать, что права была М.Н.Кожина, утверждавшая, что «…читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *