Сочинение рассуждение на тему лингвистическую тему 6 класс по русскому языку

7 вариантов

  1. Конспект урока русского языка в 6 классе
    «Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему»
    Учитель Байко В.В.
    Тип урока: урок применения знаний, развитие речи.
    Тема: ЖИЗНЬ МОРФЕМ В ЯЗЫКЕ.
    Цели:
    Образовательные:
    *определить уровень ЗУН по теме “Сочинение на лингвистическую тему».
    *подготовить обучающихся к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
    Обучающая:
    * отработать алгоритм подготовки самостоятельного составления сочинения – рассуждения, учить выделять структуру рассуждения, подбирать аргументы из текста.
    Развивающая:
    *развивать умение анализа текста-рассуждения; совершенствовать речевые умения и навыки.
    Воспитательная:
    *воспитывать интерес к лингвистике, внимание к авторскому слову как источнику анализа.
    Оборудование: компьютер, карточки с заданиями по группам, индивидуальные карточки, текст учебно-научного стиля речи “ЖИЗНЬ МОРФЕМ В ЯЗЫКЕ”
    Ход урока.
    I. Организационный момент.
    Что такое «сочинение на лингвистическую тему»?
    Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика».
    Лингви?стика (языкозна?ние, языкове?дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.
    Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал.
    Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах, метафорах и т.д.
    2. Чтение текста учебно-научного стиля речи “ЖИЗНЬ МОРФЕМ В ЯЗЫКЕ”.
    ЖИЗНЬ МОРФЕМ В ЯЗЫКЕ.
    Язык, как и все явления в природе и обществе, находится в постоянном развитии. Не остаются неизменными и «стройматериалы» слова — морфемы. Меняются их роли в составе слова, их звуковой облик. Одни суффиксы и приставки уходят из языка, другие в нём появляются. Языковеды говорят: мёртвый суффикс, мёртвая приставка. Конечно, это образное выражение, метафора. Мёртвыми называют суффиксы и приставки, с помощью которых уже не образуются новые слова и, которые мы не ощущаем как составные части слова. К мёртвым, например, относятся суффиксы -тух- в слове петух, -знь- в слове жизнь, -р- в слове пир. Почему умирают морфемы? Чаще всего это связано с изменением значения слова, которое обычно приводит к забвению его состава. Первоначальное значение слова как бы складывалось из значений его частей, а новое значение не связано со значением составляющих его частей, оно не вытекает из значения простого слова, от которого когда-то было образовано.
    (По М. В. Панову)
    Как вы поняли смысл текста?
    3. Схема сочинения-рассуждения (тетрадь)
    тезис
    доказательства (аргументы)
    вывод
    4. Нахождение структурных элементов рассуждения в тексте.
    Давайте найдем тезис в тексте.
    Язык, как и все явления в природе и обществе, находится в постоянном развитии. Не остаются неизменными и «стройматериалы» слова — морфемы. Меняются их роли в составе слова, их звуковой облик. Одни суффиксы и приставки уходят из языка, другие в нём появляются. Языковеды говорят: мёртвый суффикс, мёртвая приставка.
    Давайте найдем доказательство первое.
    Конечно, это образное выражение, метафора. Мёртвыми называют суффиксы и приставки, с помощью которых уже не образуются новые слова и, которые мы не ощущаем как составные части слова. Языковеды говорят: мёртвый суффикс, мёртвая приставка. Конечно, это образное выражение, метафора. Мёртвыми называют суффиксы и приставки, с помощью которых уже не образуются новые слова и, которые мы не ощущаем как составные части слова.
    Давайте найдем доказательство первое.
    К мёртвым, например, относятся суффиксы -тух- в слове петух.
    Давайте найдем доказательство второе.
    К мёртвым, например, -знь- в слове жизнь, -р- в слове пир.
    Давайте найдем вывод.
    Конечно, это образное выражение, метафора. Мёртвыми называют суффиксы и приставки, с помощью которых уже не образуются новые слова и, которые мы не ощущаем как составные части слова. Языковеды говорят: мёртвый суффикс, мёртвая приставка. Конечно, это образное выражение, метафора. Мёртвыми называют суффиксы и приставки, с помощью которых уже не образуются новые слова и, которые мы не ощущаем как составные части слова. Почему умирают морфемы?
    Чаще всего это связано с изменением значения слова, которое обычно приводит к забвению его состава. Первоначальное значение слова как бы складывалось из значений его частей, а новое значение не связано со значением составляющих его частей, оно не вытекает из значения простого слова, от которого когда-то было образовано.
    5.Работа над выводом
    – Ребята! Какой вывод мы могли бы сделать?
    6. Итоги урока.
    На сегодняшнем уроке вы познакомились со схемой написания сочинения – рассуждения на лингвистическую тему, при помощи текста.
    7.Домашнее задание: §.. Написать сочинение-рассуждение о метафоре, привести два примера метафоры и сделать вывод (у вас получится три абзаца).

  2. Готовые сочинения на лингвистическую тему

    Сочинение 19
    Двоеточие (2 вариант)
    Двоеточие – знак препинания в виде двух точек, расположенных одна над
    другой. На письме без двоеточия обойтись невозможно. Какие случаи использования
    этого знака я встречаю в тексте?
    Во-первых, в предложении 2 «… Сыроежкин решил идти в самую дальнюю
    булочную: может, кого-нибудь встретит…» этот знак ставится в бессоюзном сложном
    предложении, вторая часть которого указывает на причину того, о чём говорится в
    первом.
    Во-вторых, в предложении 6, представляющем собой сложное с разными видами
    связи, двоеточие ставится в той его части, где второе предложение раскрывает смысл
    первого: «Так, игра: хочется, чтобы …».
    Таким образом, в этом тексте двоеточие используется в бессоюзном сложном
    предложении, и обойтись без него нельзя.
    ( 107 слов)
    Сочинение 20
    Вопросительный знак
    «Что такое вопросительный знак? – пошутил однажды Михаил Светлов. – Это
    состарившийся восклицательный!» Мы понимаем глубокий смысл, заключённый в этой
    шутке, но никак не можем согласиться с представлением о вопросительном знаке,
    как о сгорбленном старике. Вопросительный знак вечно молод и полон сил, хотя и
    существует столько же, сколько и существует человечество. В этом тексте
    вопросительный знак встречается несколько раз, выполняя разные функции.
    Во-первых, в предложениях 8,9,10 «Кого ты испугался? Пурги? Тебе хочется
    кричать?» этот знак препинания ставится в конце вопросительного предложения.
    Во-вторых, в предложениях 36,37 , представляющих собой прямую речь, знак
    служит для того, чтобы создать вопросительно-риторическое предложение,
    содержащее в себе вопрос, на который не ожидается ответа.
    В-третьих, в предложении 30, являющемся частью диалога, этот знак
    предопределяет вопросно-ответную форму общения.
    Таким образом, мы можем сделать вывод, что самые разнообразные вопросы
    могут встретиться вместе «под одной крышей» в одном и том же художественном
    тексте. И это неудивительно: вопросы – двигатель человеческого познания.
    (150 слов)
    Сочинение 21
    Запятая
    Запятая возникла ещё в XV веке и с тех пор стала одним из самых
    распространённых знаков препинания. Однако многие из нас недооценивают всей
    важности запятой. Но стоит лишь вспомнить фразу: «Казнить нельзя помиловать» –
    как тут же наш взгляд на этот знак препинания меняется. Ведь порой от запятой
    зависит человеческая жизнь! В предложенном для анализа тексте запятые
    встречаются несколько раз, выполняя различные функции.
    Во-первых, запятая служит для выделения синтаксических конструкций внутри
    предложения: причастного оборота, деепричастного оборота, уточнения,
    сравнительного оборота, вводных и вставных конструкций. Так, в предложении 2
    «Немцы, должно быть, вскоре заметили его» этот знак выделяет вводное слово.
    Во-вторых, в предложении 7 «Надо было отыскать другой конец…провода,
    проползти до него» запятая используется для отделения однородных сказуемых друг
    от друга.
    Таким образом, запятая – важный пунктуационный знак, помогающий понять
    структуру предложения, а значит, и его смысл.
    ( 135 слов)
    Сочинение 22
    Восклицательный знак
    Бесконечен мир человеческих чувств: радость, гнев, печаль, страх, счастье…В
    устной речи эти чувства передают не только слова, но и выражения, жесты,
    звучание голоса. В письменной речи «носителем самых разнообразных чувств служит
    лишь восклицательный знак». В предложенном для анализа тексте восклицательный
    знак встречается несколько раз, выполняя различные функции.
    Во-первых, предложение 54 «У меня лучшая профессия на свете!» с
    восклицательным знаком выражает радость.
    Во-вторых, в предложении 23 «Это же жутко: бесполезный работник!» этот знак
    в конце предложения используется для выражения недоумения.
    В-третьих, в предложении 8 «Вы только подумайте, что за больной пошёл!»
    восклицательный знак помогает выразить удивление.
    В-четвёртых, в предложении 16 «И все такие нервные, злые, все только о
    своих болячках и говорят!» этот знак используется для выражения
    неудовлетворения.
    В-пятых, в предложениях 2, 3 «Нет, кто бы мне посочувствовал! Как мне
    трудно!» восклицательный знак будто бы привлекает внимание, призывает кого-то
    на помощь.
    В-шестых, в предложениях 27-28 «Не спеши! Не скачи. Подумай сперва как
    следует!» этот знак выступает в роли «строгого командира», то есть выражает
    приказ.
    В-седьмых, в предложении «Смилуйся, государыня рыбка!» восклицательный знак
    выступает в роли «попрошайки», то есть используется для выражения просьбы.
    Таким образом, могу сделать вывод о том, что не зря говорят: и у знаков
    бывает настроение! А восклицательный знак – яркий тому пример!
    (205 слов)
    Сочинение 23
    Тире
    Тире – один из знаков препинания, используемых во многих языках. В русскую
    письменность тире ввел писатель и историк Н. М. Карамзин. Первоначально знак
    назывался «черта», а слово «тире» началось встречаться с начала 20-х годов
    восемнадцатого века. С тех пор тире является одним из самых распространённых
    отделяющих знаков препинания. В предложенном для анализа тексте этот знак
    встречается несколько раз, выполняя различные функции.
    Во-первых, в предложении 10 «Быть мужественным – долг человека перед
    жизнью» тире выполняет разделительную функцию, отделяя подлежащее от
    сказуемого.
    Во-вторых, в предложении 28 «Великое это качество – мужество – можно
    увидеть не только в отдельном человеке, но и в целом народе» этот знак играет
    выделительную роль, обособляя приложение.
    В-четвёртых, в предложении 13 «Пружина – главное в часах…» тире указывает на
    пропуск глагола «есть».
    В-пятых, в предложении 36 «Да любит она ли нас? – впервые подумал я» тире
    отделяет прямую речь от слов автора.
    Таким образом, тире – очень важный пунктуационный знак, без которого смысл
    предложения был бы не ясен.
    ( 173 слова)
    Сочинение 24
    Точка с запятой
    Точка с запятой – это отделительный знак препинания, который впервые введён
    итальянским печатником Альдом Мацием, использовавшим его для разделения
    противоположных слов и независимых частей сложноподчинённого предложения. После
    него в своих сонетах точку с запятой использовал В.Шекспир. В русских текстах
    этот знак препинания появился в конце XV века и нашёл весьма широкое
    применение. В предложенном для анализа тексте точка с запятой встречается
    неоднократно, выполняя различные функции.
    Во-первых, в предложении 5 «Варя сидела, всматриваясь в окно; Петр не
    отрывал от неё глаз» этот знак препинания используется для отделения частей
    бессоюзного предложения.
    Во-вторых, в предложении «Варя и он были почти одних лет; но тогда он был
    студентом…» точка с запятой отделяет части сложносочинённого предложения.
    В-третьих, в предложении «Огонь то ярко вспыхивал, то почти что затухал; то
    взмывал вверх, то стлался по земле» этот знак препинания используется для
    отделения однородных членов друг от друга.
    В-четвертых, в предложении «Смотритель осведомился, куда надобно было ему
    ехать; объявил, что его лошади ожидали…» точка с запятой отделяет соподчиненные
    придаточные.
    Таким образом, точка с запятой – важный знак препинания, передающий логику
    предложения, связь между его частями. (178 слов)
    Сочинение 25
    Кавычки
    Кавычки – это парный знак препинания, который употребляется для выделения
    прямой речи, цитат, названия литературных произведений, газет, журналов,
    предприятий, а также отдельных слов, если они встречаются в тексте не в своём
    обычном значении. Какие случаи употребления кавычек нахожу в этом отрывке?
    Во-первых, в предложении 26 ««Мы им гордимся», – говорил педагог» кавычки
    используются для выделения прямой речи.
    Во-вторых, в предложении 33 «А спустя время пришла и правительственная
    награда – медаль «За спасение погибающих» кавычки используются для выделения
    приложения.
    Таким образом, могу сделать вывод, что кавычки очень важный и необходимый
    знак препинания.
    (90 слов)
    Сочинение 26 (2)
    Нужны ли кавычки как знак препинания.
    Кавычки как знак препинания стали употребляться в конце 18 века. Учёные
    считают, что происхождение этого слова не до конца понятно. Этимологические
    словари русского языка разъясняют, что слово «кавычки» произошло от «кавыка»,
    то есть «крючок», «помеха». Кавычки, являясь выделительным знаком, имеют
    разнообразные значения. Какие примеры употребления кавычек нахожу в этом
    тексте?
    Во-первых, в предложениях 23-25 и других кавычки выделяют в тексте чужую
    речь, оформленную как прямую речь. Например, предложение 26(Подходим к старику,
    спрашиваем: «Чем вам помочь, дедушка?»)
    Во-вторых, в предложении 19 автор берёт слово «случайно» в кавычки,
    употребляя его в двойном значении.
    Таким образом, могу сделать вывод, что однозначность выделительной функции
    кавычек не мешает им иметь разнообразные, частные значения и знать их просто
    необходимо.
    (119 слов)
    Сочинение 27
    Скобки
    Скобка – письменный парный знак, служащий для обособления какой-нибудь
    части текста. Какие случаи использования этого знака встречаю в эссе?
    Во-первых, в предложении 6 «На другое утро (я уже проснулся) стук палки
    раздался у меня под окном» скобками выделяется вставная конструкция.
    Во-вторых, в предложении 14 «Вспомнились слова Базарова: «Природа не храм,
    а мастерская, и человек в ней работник» (Тургенев) скобки используются при
    указании на источник цитаты.
    Таким образом, могу сделать вывод, что скобки очень важный пунктуационный
    знак, помогающий понять структуру предложения, а значит, его смысл.
    (84 слова)
    Сочинение 28
    Многоточие
    Многоточие – это знак препинания в виде трех рядом поставленных точек,
    означающий недоговоренность, возможность продолжения текста. В старину этот
    знак назывался «отточие». Какие случаи употребления многоточия встречаю в
    тексте?
    Во-первых, в предложениях 18 «Немцы, осмелев, с криком набегают на него…» и
    26 «Бойцы поняли, как была восстановлена линия связи…» этот знак обозначает
    недосказанность, возможность продолжения текста.
    Во-вторых, в предложении 17 « Только бы не разжать…» многоточие
    используется для обозначения недоговоренности: «А если бы он разжал зубы? Связь
    не была бы восстановлена, и наступление было бы сорвано».
    Таким образом, могу сделать вывод, что многоточие наряду с общей
    отделительной функцией обладает рядом конкретных, разнообразных значений,
    которые чаще всего отражают эмоциональную окраску речи. (110 слов)
    Сочинение 29
    Зачем нужна орфография?
    На нашей планете много разных народов, и все они общались и общаются друг с
    другом. Поэтому не удивительно, что некоторые слова из одного языка
    перекочёвывают в другой. Так и забрели однажды в наш язык два греческих корня:
    «орфо», что означает «правильно», и «графо» – «пишу». Соединились эти корни. И
    получилось слово «орфография». В переводе на русский язык оно означает
    «правописание». Существует множество орфографических правил, важнейшим из них
    является правописание приставок. Разные приставки пишутся по разным правилам, в
    зависимости от этого их делят на группы. Какие же группы приставок встречаю в
    этом тексте?
    Во-первых, в предложении 5 нахожу слова «отдавали», «подносили». В данном
    случае приставки от- и под – пишутся всегда одинаково, независимо от их
    произношения.
    Во-вторых, в предложении 13 встречаются слова «рассмотреть», «разглядеть».
    Правописание этих приставок зависит от глухости либо звонкости согласного,
    стоящего перед приставкой.
    В-третьих, в предложении 2 встречается слово «присоединились., Здесь
    правописание приставки при- зависит от её значения – присоединение.
    Таким образом, могу сделать вывод, что нам не обойтись без знания
    орфографических правил, помогающих писать грамотно. (170 слов)
    Сочинение 30
    Роль публицистического стиля в речи
    Публицистика – это стиль речи, применяющийся в общественно-политической
    сфере жизни. Он используется в газетах, журналах, в передачах радио и
    телевидения, в выступлениях на собраниях и митингах. Это стиль общественных
    деятелей, журналистов, писателей-публицистов. Роль публицистики в речи очень
    велика. Убедимся на примере этого текста.
    Во-первых, публицистический стиль речи служит для того, чтобы сообщить
    информацию о жизни страны. В предложении…(Вставляю пример)
    Во-вторых, публицистика помогает воздействовать на массы, сформировать
    определённое отношение к общественным делам, сформировать гражданскую позицию.
    В предложении…(Вставляю пример)
    Таким образом, могу сделать вывод о том, что публицистический стиль речи,
    служащий для освещения актуальных тем общественно-политической жизни, очень
    важен в жизни.
    (101 слово)
    Сочинение 31
    Каковы функции частиц в русском языке?
    Частица – это служебная часть речи, предназначенная для выражения значения
    оттенков слов или предложений, а также для формообразования. Существует
    множество разрядов частиц. Какие из них встречаю в этом тексте?
    Во-первых, в предложении 7 нахожу формообразовательную частицу «бы»: «И
    земля бы лежала пепельная».
    Во-вторых, в предложениях 1, 5 , 16 встречаю самую употребительную в речи
    частицу «не», передающую значение отрицания: «Он не понимал этого».
    В-третьих, в предложении 20 нахожу вопросительную частицу «неужели»:
    «Неужели никто не придёт на эти заброшенные земли?».
    В-четвертых, в предложении 24 встречаю восклицательную частицу «что за»:
    «Что за человек так плохо заботился об этой земле?!»
    Таким образом, разнообразные частицы, встречающиеся в тексте, позволяют
    образовать наклонения глагола или выразить различные оттенки значения в
    предложении. (119 слов)
    Сочинение 32
    Союз «чтобы»
    Союз – это служебная часть речи. Само название этого слова намекает на его
    роль. В. Даль в своём «Толковом словаре живого великорусского языка» даёт одно
    из значений слова союз: «… соединение двух или многих для известной цели…,
    часть речи, частичка, связующая слова». В предложенном для анализа тексте союз
    «чтобы» встречается несколько раз, присоединяя различные придаточные в
    сложноподчиненном предложении.
    Во-первых, в предложении 5 «Лес рубили так, чтобы вековые дубы и ели своими
    вершинами падали к югу» союз «чтобы» используется для присоединения придаточного
    образа действия и степени к главному в сложноподчинённом предложении.
    Во-вторых, в предложении 16 «Суворов требовал, чтобы мужество и храбрость
    солдат были соединены со знанием военного дела» союз «чтобы» присоединяет
    изъяснительное придаточное к главному в сложноподчиненном предложении.
    В-третьих, в предложении 23 «Пришлось остановиться, чтобы навести порядок»
    этот союз употребляется для присоединения придаточного цели к главному в
    сложноподчиненном предложении.
    Таким образом, союз «чтобы» – это весьма многообразный союз, но, встречаясь
    в разных предложениях, он решает одну и ту же функцию: служит для связи
    синтаксически неравноправных единиц (придаточного и главного) в
    сложноподчиненном предложении.(172 слова)
    Сочинение 33
    Роль диалогов в художественном тексте.
    Вы представляете художественное произведение, где все герои молчат?
    Конечно, нет. А разговаривают они при помощи диалогов, вставленных в канву
    художественного текста. Диалог-форма общения героев произведения. Он имеет свои
    синтаксические особенности.
    Во-первых, в этом тексте он носит характер вопросно-ответной формы
    (предложение 19-20):
    -Я плохо разбираюсь, может, вы поясните?
    -Что именно? – сухо спросила девица.
    Во-вторых, диалог в художественном произведении включает в себя
    односоставные предложения, отличающиеся богатством и разнообразием интонации
    (предложение 20-23):
    -Что именно?
    -Название?
    Могу сделать вывод, что без разговоров персонажей книги, представленных в
    тексте в виде диалогов, не будет самого художественного произведения.
    (96 слов)
    В предыдущем материале ориентировали вас в качестве первого аргумента брать
    правильный ответ из задания А3. Но если вы не знаете хорошо тропы (метафоры,
    эпитеты и т. д.), то ошибка обеспечена. Аргумент не будет засчитан… Надежнее использовать
    задание В1, где указано уже, какая это лексическая единица: разговорное слово,
    термин или просторечие… Остается только сделать вывод, какую роль он играет в
    тексте.
    Для второго аргумента задание В4 и В5 брать также опасно: вдруг
    неправильно определите предложение с однородными членами или вводным словом.
    Откровенная подсказка для аргумента содержится в задании В7, где назван вид
    сложного предложения. Остается только определить его роль в этом тексте.
    Думаю, это небольшое замечание вам пригодится: кто предупрежден, тот
    вооружен…
    Консультация по написанию
    сочинения на лингвистическую тему

    Девятиклассники, вы уже
    знаете, что написать сочинение на лингвистическую тему можно по
    шаблону
    .
    Вот вариант вступления: «
    Г. Степанов, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка.
    Лексика отражает наше представление о мире, а грамматика позволяет создать
    связное высказывание, текст».

    А это вариант вывода в
    сочинении: «Могу уверенно сказать, что прав
    был известный лингвист Г. Степанов, утверждавший, что «Словарь языка
    свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».

    А вот с аргументами будет
    сложнее, но выход есть. Обратите внимание на задание А3, где нужно отыскать метафору,
    эпитет, антоним и т. д. Правильно выполнив его, вы сможете использовать этот
    пример в качестве первого аргумента. Например, « В предложении 12 «Одним словом, компьютерные игры –
    это палка о двух концах» нахожу фразеологизм. Он имеет значение: «То, что может
    кончиться хорошо или плохо»
    . Открываете сочинения на
    лингвистическую тему, которые расположены на нашем сайте, находите сочинение о
    фразеологизмах и определяете роль данного фразеологизма в предложении: выступает
    в качестве синонима.

    Второй аргумент вы можете
    найти в задании В5, касающемся
    вводных слов. Но в нашем тексте и искать ничего не надо: в предложении 12 есть
    вводное слово. Аргумент может выглядеть так: «Интересно предложение 12 и с
    точки зрения грамматики, где я нахожу вводное слово, указывающее на прием и
    способ оформления мысли».
    (Лингвистический
    комментарий к аргументу нашла в сочинении о вводных словах).
    А сейчас соединим все, что
    мы приготовили к сочинению.
    Сочинение
    Г. Степанов, на мой
    взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка. Лексика отражает наше представление
    о мире, а грамматика позволяет создать связное высказывание, текст.

    В предложении 12 «Одним
    словом, компьютерные игры – это палка о двух концах» нахожу фразеологизм. Он
    имеет значение: «То, что может кончиться хорошо или плохо»,- и выступает в
    предложении в качестве синонима.

    Интересно предложение 12 и
    с точки зрения грамматики, где я нахожу вводное слово, указывающее на прием и
    способ оформления мысли.

    Могу уверенно сказать, что
    прав был известный лингвист Г. Степанов, утверждавший, что «Словарь
    языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».

  3. 7
    Дождь идёт Давно не было дождей. Вдруг налетели тучи. Крупные капли застучали по крыше. Все рады дождю. Ожили луга, поле, сады. Всё покрылось зеленью. Текст- повествование
    8
    Дождь Льёт дождь. Из налетевшей тучи падают капли. Они стучат по крышам, шумят в листве. По стёклам окон текут ручейки, а на асфальте блестят, пузырятся лужи. Одинокие прохожие прячутся под зонтами. Текст- описание
    9
    Зачем нужен дождь? Дождь очень нужен земле. Когда долго нет дождя, земля высыхает, трава и деревья покрываются пылью, и все растения ждут влаги. Если дождя нет очень долго, то засуха может погубить посевы.. В засуху возникают лесные пожары. А когда дожди бывают вовремя, созревает богатый урожай, и все люди рады. Текст-рассуждение
    10
    Лингвистика (языкознание, языковедение; от лат. lingua язык) наука, изучающая языки.
    11
    Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. К.Г. Паустовский
    12
    С ДОБРЫМ УТРОМ! Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы. Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы. У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: “С добрым утром!” Сергей Есенин
    13
    Слова-помощники Действительно; я согласен(на) с мнением писателя и считаю, что…; не могу не согласиться с высказыванием великого русского писателя и т.д. Тезис Обратимся к тексту (жанр) русского писателя(поэта)… (фамилия автора текста) Докажем эту мысль на примерах из текста… Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста…
    14
    Аргументы Аргумент 1 Почему в первой строфе поэт использует слово «брезжит», а не «льётся»? Аргумент 2 Какие звуки в каких словах помогают создать образ легкого утреннего ветерка? Какие ещё слова показывают его еле слышимое трепетание? Аргумент 3 Какие слова точно выражают радость пробуждающейся природы? Аргумент 4 Почему в тексте Есенин использует так много олицетворений?
    15
    Вывод Как правило, в выводе говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами. О чём мы говорили во вступлении? Начать вывод можно следующими словами и фразами: Таким образом,… Итак,… Следовательно,… В итоге можно прийти к такому выводу:… В заключение можно сказать, что… Итак, мы убедились, что «…». Обобщая сказанное,… Из этого следует, что…

  4. Сочинение 2

    …В самом деле, по тому, какие слова человек употребляет в речи, как выстраивает предложения, можно многое сказать о нём самом.
    Например, такое лексическое явление, как многозначное слово «объезжаешь» в предложении 7, помогает увидеть ехидное отношение «высоченного» парня к игре мальчика.
    А вот грамматическая конструкция с обособленным обстоятельством «ухмыляясь», передающим признак действия предмета (в данном случае глагола «велел»), даёт возможность читателю почувствовать подлость намерений незваного гостя.
    Таким образом, лексические и грамматические явления в данном тексте позволяют многое понять в характере практиканта.
    Вот ещё одна возможная формулировка задания А2:
    Укажите, какое слово является контекстным синонимом к слову… (слово указано). Контекстуальные (контекстные) синонимы — слова, которые сближаются по значению только в данном контексте.

    Сочинение 3

    Слова лингвиста Л.В.Успенского о языке показывают, как взаимодействуют лексика, называющая предметы, события и явления в мире, и грамматика, отражающая их взаимосвязь в человеческой речи.
    Рассмотрим лексические и грамматические явления в тексте В. Крапивина. Контекстные синонимы «берёза» — «лошадь» — «Зелёная Грива» помогают представить сказочный мир Альки, который ему очень дорог. Но над этой сказкой уже занесён топор, и мальчик готов любой ценой спасти её.
    Неопределённо-личное же предложение в составе сложного (пр. 52) свидетельствует о том, что Альке не важно, кто срубит берёзу. Ему гораздо важнее не допустить этого.
    Таким образом, грамматические и лексические явления помогают читателю глубже вникнуть в авторский замысел и точнее определить отношение В. Крапивина к изображаемому.
    Задание A3 может быть сформулировано так: «Укажите предложение, в котором средством выразительности является фразеологизм» (в нашем тексте — выбился из сил, без зазрения совести, к чёртовой бабушке, устрою баню).

    Сочинение 4

    Лексика отражает образ наших мыслей, но, чтобы построить предложение из отдельных слов, надо их изменить, связать между собой, расположить в определённом порядке. И здесь на помощь лексике приходит синтаксис.
    Фразеологизм «отошлю к чёртовой бабушке» в предложении 49 отражает справедливое желание Матвея Сергеевича наказать парня за откровенное издевательство над Алькой, а окончания слов как грамматическое явление служат средством их связи в указанном предложении и помогают понять высказанную мысль.
    Таким образом, нельзя не согласиться с мнением Л.В.Успенского: и словарь языка, и грамматика, выполняя свои функции, делают речь понятной и связной.
    Обратите внимание! В прочитанном вами сочинении ученик на примере фразеологизма удачно показал не только лексическое явление, но и грамматическое. Вы тоже можете использовать данный приём в работе.
    Перейдём к заданию В1. Чаще всего оно формулируется так:
    «Замените просторечное (разговорное, книжное) слово ________ в предложении (указано) стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово».
    В лексику разговорной речи включаются слова разговорной и просторечной окраски, которые характеризуются экспрессивностью, оценочностью, эмоциональностью.
    Просторечная лексика используется лицами, которые не владеют или владеют в меньшей степени нормами литературного языка. В зависимости от контекста она служит средством характеристики явлений, предметов, персонажей.
    Книжная лексика необходима в том случае, когда говорят о чём-то важном, значительном.
    Как можно в сочинении написать об этом лексическом явлении? Следующие работы помогут вам это понять.

    Сочинение 5

    …Действительно, человек использует лексические и грамматические средства в соответствии со своим мировоззрением, воспитанием, образованностью. По его словам, по строению предложений можно судить о его образе мыслей, о нём самом.
    Например, использование Касюковым просторечных слов «пацан» (пр. 24), «малёк» (пр. 27) показывает пренебрежительное отношение к мальчику, а такие синтаксические конструкции, как неполные предложения (11, 15, 18-19), в данном случае отражают способ мышления этого практиканта, человека грубого, неразвитого.
    Таким образом, лексика и грамматика в их тесном взаимодействии помогают увидеть внутренний мир любого человека.
    Следующее сочинение написано с соблюдением приёмов публицистического стиля — образности, вопросно-ответной формы изложения и т.д.

    Сочинение 6

    …Да, лексика и грамматика — две стороны одной медали нашей речи. Важно не только употребить нужное слово, но и построить предложение так, чтобы сила воздействия этого слова увеличилась многократно. Как это можно увидеть в тексте В. Крапивина?
    Матвей Сергеевич по отношению к берёзе употребляет не простое «рубить», а возвышенное «губить» (пр. 65) О чём это говорит? Конечно, о том, что он понимает чувства мальчика и разделяет их. И такое лексическое явление, как контекстные синонимы, помогло и нам почувствовать в дереве живую душу.
    Но только ли слова могут воздействовать на читателя? «А берёзу твою — под корешок», — цинично заявляет «дяденька». Здесь автор употребил такую синтаксическую конструкцию, как неполное предложение. Пропуск сказуемого делает предложение более экспрессивным: в данном случае он подчёркивает злорадство и жестокость Касюкова.
    Таким образом, умелое использование лексики и грамматики помогло автору донести до читателя свой замысел, показать отношение к героям рассказа.

    Сочинение 7

    …Действительно, словарный запас человека помогает увидеть его духовный мир, характер, отношение к окружающим, однако не менее важным является и то, какие грамматические формы он использует, чтобы выразить свои мысли.
    Так, разговорные слова «пацан», «ползёшь» (пр. 24, 33), употреблённые Касюковым, помогают понять, что он грубый, чёрствый человек.
    Этот же вывод подкрепляет использование практикантом в речи глаголов в повелительном наклонении в предложениях 27, 30 («хватай», «тащи», «двигай»).
    Таким образом, лексические и грамматические явления в данном тексте помогают глубже понять авторский замысел, его отношение к героям.
    Вы, читая сочинения, несомненно, обратили внимание и на анализ грамматических норм и правил, которые даются в этих работах. Опять-таки выбрать эти явления помогут задания части В.
    Обратимся к заданию В2, связанному со словосочетанием.
    Вы, несомненно, помните, что словосочетание — это соединение двух слов, связанных по смыслу и грамматически. Согласование — вид подчинительной связи, при котором зависимое слово в своих грамматических формах уподобляется главному слову (согласование в роде, числе и падеже). При управлении зависимое слово ставится в определённом падеже без предлога или с предлогом, а в примыкании зависимость подчинённого слова выражается лексически, порядком слов и интонацией.
    Вот как данные знания можно изложить при анализе такой синтаксической конструкции, как словосочетание.

    Сочинение 8

    …В самом деле, легко убедиться в том, что если лексика — это способ выражения нашего восприятия предметов, явлений, действий окружающего мира, то грамматика — это средство организации наших мыслей.
    Например, просторечное слово «задаст» (пр. 41) отражает представление Матвея Сергеевича о том, как поступит мать, увидев сына «увозившимся». И такая грамматическая единица, как словосочетание «тебе задаст» с подчинительной связью управление, где глагол управляет местоимением в дательном падеже, не оставляет сомнений, что накажут именно Альку.
    Только единство лексики и грамматики помогло автору изложить свои мысли так, что они стали понятны читающим.
    Вы можете избрать и другую композицию сочинения, например такую:
    Небольшое вступление о роли лексики и грамматики в прояснении смысла сказанного.
    Пример лексического явления в тексте, его роль.
    Пример грамматического явления в тексте, его роль.
    Вывод (тезис Л.В.Успенского).
    Вот сочинение, написанное по данной схеме.

    Сочинение 9

    …Грамматические и лексические особенности любого текста помогают читателю глубже вникнуть в авторский замысел, точнее определить его отношение к тому, о чём он пишет.
    Обратимся к фрагменту рассказа В. Крапивина. То, что мысль обмануть Альку, заставить его поработать вместо себя, возникла внезапно и она развлекла Касюкова, передано автором в просторечном слове «ухмыльнулся» (пр. 26). Читатель сразу представил, как злорадно порадовался практикант, поняв, что легко может провести доверчивого мальчика.
    Писателю необходимо было детально описать, каким образом совершались действия сторонника «трудового воспитания» Касюкова, и поэтому он использовал глагольные словосочетания со связью примыкание, в котором зависимые слова выражены наречиями и деепричастиями: «лениво сообщил» (пр. 10), «вдруг ухмыльнулся» (пр. 26), «ухмыляясь, велел» (пр. 30), «ухмыляясь, подходил» (пр. 43).
    Всё перечисленное позволяет доказать справедливость высказывания известного лингвиста Л.В.Успенского о том, что «грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете».
    В задании ВЗ вам необходимо будет выписать грамматическую основу простого двусоставного (односоставного) предложения.
    Безусловно, вы знаете, что подлежащее — это главный член двусоставного предложения, грамматически независимый, обозначающий предмет, признак которого выражается сказуемым. Сказуемое — это главный член двусоставного предложения, грамматически зависимый от подлежащего, обозначающий признак того предмета, который выражен подлежащим.
    Сказуемое по способу выражения может быть глагольным (простым и составным) и именным (простым и составным). Как реализовать эти знания в работе над сочинением?
    Давайте используем следующую схему его построения:
    Тезис (высказывание Л.В.Успенского).
    Рассуждение о первой части тезиса Л.В.Успенского (о лексике).
    Пример лексических особенностей в тексте, их роль.
    Рассуждение о второй части тезиса Л.В.Успенского (о грамматике).
    Пример грамматического явления в тексте, его роль.
    Вывод.

    Сочинение 10

    …В самом деле, всё, что нас окружает, мы называем словами, и каждое из них имеет своё значение.
    Например, фразеологизм «устрою баню» в предложении 50 помогает представить действия Матвея Сергеевича, у которого подлый поступок Касюкова вызвал негодование и желание наказать практиканта.
    А вот к Альке, который искренне стремится спасти красивую берёзу, мужчина испытывает тёплые чувства, и автор с помощью грамматики, то есть определённой связи слов, доносит до читателя эти чувства.
    Например, в простом предложении 66 сказуемые «обнял и прижал» грамматически зависят от подлежащего он, так как соотносятся с ним в роде и числе. Они обозначают действия растроганного Матвея Сергеевича, по-отечески защитившего Альку.
    Следовательно, для того чтобы выразить мысль, нужно не только разобраться в значении отдельных слов, но и понять, в какие грамматические связи они вступают между собой.

    Сочинение 11

    …Лексика позволяет человеку выразить себя в слове, а грамматика даёт ему возможность правильно изложить свои мысли, раскрывая при этом собственные чувства и состояния.
    Так, отношение Матвея Сергеевича к поступку Касюкова помогает понять фразеологизм «устрою баню» (пр. 50). Действительно, что, кроме наказания за свой подлый поступок, заслуживает этот великовозрастный «балбес»?
    А вот желание успокоить Альку, утешить его можно увидеть в вопросительно-риторическом предложении 64: «Чего же дерево губить?» В нём утверждение выражено в вопросительной форме, и мальчик понимает, что никто не тронет его берёзу.
    Таким образом, анализ лексических и грамматических особенностей в данном тексте доказывает правоту лингвиста Л.В.Успенского, считавшего, что «грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете».

    Сочинение 12

    …Я считаю, что он прав. Действительно, слова отражают наш образ мыслей, а грамматика помогает их связать и оформить в законченное высказывание.
    Так, морфемный способ словообразования (в данном случае использование уменьшительно-ласкательного суффикса -еньк-) помогает уточнить значение слова. Алька называет «дяденькой» и парня, заставившего его тащить тяжеленную рейку, и доброго Матвея Сергеевича. Мальчик одинаково по-хорошему относится к людям, не ожидая от них ничего плохого. Вложив в уста
    Альки слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом -еньк-, автор показал наивность, доброту мальчика, его открытость миру.
    А употребление простого односоставного неопределённо-личного предложения 57 («Правда, срубят?») помогает понять страх мальчика за судьбу своего зелёного друга, которому кто-то неведомый угрожает смертью.
    Таким образом, лексические и грамматические средства, слитые воедино, позволяют глубже понять смысл сказанного.
    Задание В4 связано с поиском осложнённого простого предложения. Оно может быть осложнено обособленными членами предложения и сформулировано так:
    «Среди предложений 27-30 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения».
    Найдём в тексте предложения с обособленными обстоятельствами.
    — Почему? — спросил Алька, с беспокойством глядя на незваного гостя.
    — Хватай и двигай вперёд, — ухмыляясь, велел парень.
    Алька оглянулся и кивнул на парня, который, ухмыляясь, подходил к ним.
    — А что, Матвей Сергеевич, — всё ещё улыбаясь, без зазрения совести начал парень, — трудовое воспитание.
    Как вы думаете, какова роль обособленных обстоятельств в данных предложениях? Верно, они помогают понять, как именно совершалось действие, переданное глаголом-сказуемым (спросил (как?) с беспокойством глядя на незваного гостя; велел (как?) ухмыляясь и т.д.), и, следовательно, характеризуют того, кто это действие производит. Вот как это можно отразить в сочинении.

    Сочинение 13

    …Лексика может многое сказать о мышлении каждого из нас, о том, что хотели бы мы отразить в своей речи. Но отношение человека к тому, о чём он говорит, помогают понять грамматические законы построения предложения.
    Так, чтобы передать полную уверенность Касюкова в собственной безнаказанности, В. Крапивин использует фразеологизм «без зазрения совести» (пр. 45). В самом деле, практикант не испытывает ни стыда, ни раскаяния, объясняя Матвею Сергеевичу своё поведение.
    В этом же наглядно помогает убедиться ещё и обособленное обстоятельство в указанном предложении: Касюков начал говорить, «всё ещё улыбаясь». Лексические и грамматические возможности нашего языка помогли автору дать герою ёмкую негативную характеристику.
    Поэтому нельзя не согласиться с высказыванием известного филолога Л.В.Успенского, утверждавшего, что «Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете».
    Задание В5 поможет вам использовать знания об обращениях и вводных словах, если вы решите прокомментировать эти грамматические явления.
    Вот несколько предложений из текста с обращениями и сочинения, в которых это грамматическое явление отражено.
    — Слушай, малёк, давай заключать договор: ты хватай мою рейку и тащи, а я за это, может быть, завтра найду для моста другое место.
    — А ну, Касюков, — негромко сказал мужчина, — отвечай, ты что это с ребёнком делаешь?
    — Расти, сынок.

    Сочинение 14

    …Слова этого лингвиста о языке показывают, как взаимодействуют лексика, называющая предметы, события и явления в мире, и грамматика, отражающая их взаимосвязь в нашей речи.
    Контекстные синонимы, употреблённые в репликах персонажей в качестве обращений (пр. 24, 27, 38, 67), характеризуют отношение говорящего к собеседнику. Например, цинизм практиканта отражён в грубоватых, пренебрежительных «пацан» и «малёк», а внимательное отношение Матвея Сергеевича — в добрых, ласковых «малец» и «сынок».
    Сами же грамматические конструкции с обращениями помогают понять читателю, кому адресована речь (пр. 16, 24, 27, 44, 45).
    Таким образом, лексика и грамматика языка действительно слиты воедино, они позволяют точно выражать свои мысли и верно понимать услышанное или прочитанное.
    Обратимся к вводным словам и словосочетаниям. Какие вводные слова использует в речи Касюков?
    (24)— Новое место искать надо, а я, пацан, устал, и, конечно, некогда мне. (27)— Слушай, малёк, давай заключать договор: ты хватай мою рейку и тащи, а я за это, может быть, завтра найду для моста другое место. Какова их роль в тексте?

    Сочинение 15

    …В самом деле, по тому, какие слова человек употребляет в речи, можно многое сказать о его мышлении, о нём самом. Но отношение человека к тому, о чём он говорит, помогают понять грамматические законы построения предложения.
    Так, желание Касюкова хотя бы перед Алькой показать себя начальником, очень важным лицом, нашло своё выражение в лексике: парень утверждал, что его ждёт «помощник», т.е. тот, кто помогает, хотя на самом деле Матвей Сергеевич был его руководителем. Этот «балбес» явно жаждет власти, повиновения, и использование в речи вводного словосочетания («может быть») подчёркивает его желание подавлять людей, унижать: «…А я за это, может быть, завтра найду для моста другое место».
    Эти примеры — наглядное подтверждение справедливости высказывания Л.В.Успенского.
    Если же простое предложение будет осложнено однородными членами, то вам, конечно, следует повторить правила о роли сочинительных союзов.
    Обратимся к тексту В. Крапивина и на конкретных примерах вспомним изученное.
    (Зб)Вдруг тогда этот парень разозлится и срубит Зелёную Гриву?
    (26)Он поднял рейку и вдруг ухмыльнулся.
    (66)Он обнял Альку и прижал к себе.
    (49)Я тебя с практики к чёртовой бабушке отошлю и в техникум напишу!
    Союз И соединяет однородные члены предложения, которые отражают последовательность действий.
    (34)Алька молча кивал и полз вверх по косогору.
    Союз И соединяет однородные члены предложения, отражающие значение одновременности действий.
    А теперь напишем сочинение, в котором укажем грамматическую роль этого сочинительного союза.

    Сочинение 16

    …В самом деле, лексическое значение слова помогает понять, о чём идёт речь, а грамматика позволяет связать между собою слова, чтобы выразить мысль о предмете, действии, признаке.
    Так, употребляя в своей речи просторечные контекстные синонимы «дубина» и «балбес» (пр. 48, 50), Матвей Сергеевич даёт точную характеристику парню, ради собственной потехи заставившему малыша тащить тяжеленную рейку.
    А вот сочинительный союз «и» в предложении 50 («…с практики… отошлю и в техникум напишу) соединяет однородные члены предложения. Они отражают последовательность тех действий, которые намерен совершить этот мужчина в отношении своего бессовестного напарника.
    Всё сказанное позволяет утверждать, что лексические и грамматические явления в тексте помогают увидеть то, что хотел сказать автор.
    Следовательно, филолог Л.В.Успенский прав.
    Задания В7, В8, В9 связаны с синтаксическим анализом сложного предложения.
    Сложные предложения делятся (в зависимости от союзов) на сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные. В тексте В. Крапивина есть сложносочинённые предложения с сочинительными союзами, и вы тоже можете, работая с заданиями КИМов, создавать подобные таблицы. Этот навык очень пригодится вам на экзамене.
    (1)Алька любит сидеть верхом на изгибе ствола берёзы и представлять, будто это лошадь, И ему кажется, что он богатырь из сказки.
    Союз И соединяет части сложносочинённого предложения, выражает значение одновременности событий.
    (З)Было всё хорошо, НО вдруг нависла над Зелёной Гривой беда.
    Союз НО обозначает противопоставление противоречащих одно другому слов или предложений.
    (32)Он еле тащил её и скоро совсем выбился из сил, А парень поднимался впереди и иногда оглядывался.
    Союз А обозначает противопоставление двух одновременных событий (сходно по значению с союзом «между тем»).

    Покажем в сочинении грамматическую роль противительных союзов.

    Сочинение 17

    …В самом деле, любые наши мысли становятся словами, имеющими лексическое значение. Но только грамматически правильно связанные, они превращаются в законченное высказывание.
    Обратимся к тексту В. Крапивина. В центре внимания автора — серьёзное испытание в жизни фантазёра Альки, раскрывающее его доброту и самоотверженность. Вероятно, поэтому «этапы» этого испытания описываются автором при помощи сложных предложений с противительными союзами: «Было всё хорошо, но вдруг нависла над Зелёной Гривой беда» (пр. 3), «Новое место искать надо, а я, пацан, устал…» (пр. 24). Союзы «но» и «а» подчёркивают разлад, внесённый Касюковым в мир Альки.
    Эти предложения острее дают почувствовать разрушение гармонии, на которое, «ухмыляясь», идёт взрослый, ещё и потому, что В. Крапивин использует в них контекстные антонимы: «было всё хорошо — нависла… беда» (пр. 3), «искать надо — некогда мне» (пр. 24).
    Таким образом, мы убедились, что грамматика и лексика языка действительно слиты воедино. С их помощью автор смог точно донести до читателя свои мысли, а читатель, в свою очередь, — понять то, что хотел сказать писатель.
    Если же вы решите в работе прокомментировать роль придаточных частей в сложноподчинённых предложениях, то сделать это можно следующим образом: выписываем предложение, указываем роль придаточной части, а затем оформляем высказывание как фрагмент сочинения. Вот образец подобной работы.
    Роль придаточных частей в сложноподчинённых предложениях
    1. Определительные:
    определяют и распространяют слово, к которому присоединяется придаточное.
    Алька поспешно кивнул: не спорить же с человеком, от которого зависит жизнь Зелёной Гривы!
    Придаточное определительное в сложноподчинённом предложении 29 помогает читателю понять, каким видится Касюков Альке. Наивный, доверчивый мальчуган принял за чистую монету подлый розыгрыш практиканта.
    2. Изъяснительные:
    дополняют, поясняют один из членов главного предложения (чаще сказуемое).
    Алька любит сидеть верхом на изгибе ствола беоёзы и представлять, будто это лошадь, и ему кажется, что он богатырь из сказки.
    Грамматическая конструкция сложного предложения 1 с разными видами связи воссоздаёт суть его любимой игры: придаточные изъяснительные части в сложноподчинённых предложениях, поясняя сказуемые в главных, помогают читателю понять, почему у мальчика берёза превращается в лошадь, а сам он — в великана.
    3. Условия:
    указывают на условие, от которого зависит осуществление действия (события, явления).
    Он сказал… берёзу срубят… если не понесу, —
    прошептал Алька.
    Придаточная часть в сложноподчинённом предложении 52 помогает читателю понять условие, которое вынудило Альку тащить «тяжеленнуюрейку» — ради спасения берёзы.
    4. Причины:
    указывают на причину или обоснование действия (события, явления).
    И лошадь у него волшебная, великанская, потому что высоко под облаками шумит её зелёная грива, и выходит конь на простор и несёт Альку по сказочным странам.
    В предложении 2 придаточные причины содержат объяснения, почему мальчик видит Зелёную Гриву «волшебной, великанской» лошадью.
    5. Уступки:
    указывают на то, что действие совершается вопреки условиям (несмотря на условие).
    Вдруг тогда этот парень разозлится и срубит Зелёную Гриву, несмотря на то что Алька выполнил его условие?
    Придаточное уступки в сложноподчинённом предложении 36 относится ко всей главной части и называет ситуацию, вопреки которой может осуществиться то, чего Алъка бо ялся больше всего: обозлённый «незваный гость» уничтожит берёзу.
    6. Сравнения:
    поясняют содержание главной части, сравнивая одно событие (действие, явление) с другим.
    Он двумя руками держал Зелёную Гриву за ствол, будто над ней уже занесли топор.
    Страх Альки за судьбу своей волшебной лошади можно увидеть в построении сложноподчинённого предложения 22: придаточное сравнения, поясняя главную часть, заставляет читателя поверить в то, что мальчик любой ценой постарается спасти дерево.
    Результаты этой работы можно увидеть в следующих сочинениях.

    Сочинение 18

    …Безусловно, в лексике отражается вся картина мира, ведь любая человеческая мысль находит своё отражение в слове. Однако без грамматических законов построения предложения люди вряд ли смогли бы понимать друг друга.
    Например, контекстные синонимы «волшебная, великанская» (пр. 2) помогают представить лошадь, которая несёт Альку в его добром мире детской фантазии. Но почему именно их выбирает автор?
    Такая грамматическая конструкция, как сложноподчинённое предложение, позволяет это понять. В предложении 2 однородные придаточные причины содержат объяснения, почему мальчик именно такой видит Зелёную Гриву.
    Следовательно, умелое использование возможностей грамматики позволило В. Крапивину точно и ёмко передать свои мысли.

    Сочинение 19

    …Трудно не согласиться с автором высказывания. Лексика в самом деле называет предметы, явления, действия, чувства, а грамматика даёт возможность объединить слова, чтобы выразить законченную мысль.
    Например, представить мир Алькиной фантазии помогает всего лишь одно многозначное слово: страны у него «сказочные», то есть существующие в сказке, нереальные. Однако только грамматическая конструкция сложного предложения 1 с разными видами связи воссоздаёт суть этой сказочности: придаточные изъяснительные части в сложноподчинённых предложениях, поясняя сказуемые в главных, помогают читателю понять, почему у мальчика берёза превращается в лошадь, а сам он — в великана.
    Следовательно, в речи лексическое и грамматическое нерасторжимы: благодаря грамматике слова определённым образом связываются в предложения, суждения, в результате чего каждому становится понятен смысл сказанного.

    Сочинение 20

    …В самом деле, всему, о чём бы мы ни подумали, соответствует понятие, которое отражается в слове. Однако, чтобы слова помогли выразить связную мысль, отношение человека к тому, о чём он говорит, нужна грамматика с её законами построения синтаксических конструкций.
    Например, для Альки многозначное слово «срубят» (пр. 52) означает лишь одно: берёзу хотят свалить, уничтожить, но она для мальчика стала живой частью его волшебной жизни. Поэтому он бросается на её защиту, и придаточное сравнительное в грамматической конструкции сложноподчинённого предложения 22 наглядно показывает, что мальчик будет защищать свою сказочную лошадь любой ценой…
    Эти примеры из текста В. Крапивина наглядно доказывают, что с помощью лексических и грамматических средств языка человек может не только понять окружающих, но и точно донести до них свои мысли.
    Бессоюзные сложные предложения в тексте могут выражать значения:
    одновременности перечисляемых событий;
    их последовательности;
    причинные (второе предложение раскрывает причину того, о чём говорится в первом);
    пояснительные (второе предложение поясняет первое);
    пояснительно-изъяснительные (второе предложение поясняет слово в первой части, которое имеет значение речи, мысли, чувства или восприятия, или слово, которое указывает на эти процессы: прислушался, взглянул, оглянулся и т.п.; во втором случае можно говорить о пропуске слов типа увидеть, услышать и т.п.);
    сопоставительно-противительные отношения (содержание второго предложения сопоставляется с содержанием первого или противопоставляется ему);
    условно-временные (первое предложение указывает на время или на условие осуществления того, о чём говорится во втором);
    следствия (второе предложение называет следствие того, о чём говорится в первом). Вновь обратимся к тексту В. Крапивина и оформим свои наблюдения так, как делали это, работая со сложноподчинёнными предложениями.
    Алька поспешно кивнул: не спорить же с человеком, от которого зависит жизнь Зелёной Гривы!
    Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает причину того, о чём говорится в первом.
    Причинные отношения в бессоюзном сложном предложении 29 помогают читателю понять, почему Алька готов выполнить любое условие Касюкова.
    — Слушай, малёк, давай заключать договор: ты хватай мою рейку и тащи, а я за это, может быть, завтра найду для моста другое место.
    Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет слово в первой части.
    Пояснительные отношения в бессоюзном сложном предложении 27 дают возможность читателю понять условия договора, от выполнения которых зависит жизнь Алъкиной волшебной лошади.

    Сочинение 21

    …С этим высказыванием нельзя не согласиться. Наши слова отражают понятия окружающего мира, но, для того чтобы выразить мысль, нужна грамматика.
    Так, например, в предложении 32 автор, используя фразеологизм «выбился из сил», позволяет читателю почувствовать, что мальчик смертельно устал, и только желание отвести беду от Зелёной Гривы заставляет его тащить рейку.
    Более того, в бессоюзном предложении 29 отношение пояснения между его частями даёт возможность убедиться, что Алька готов выполнить всё, что скажет человек, от которого зависит жизнь Зелёной Гривы.
    Таким образом, связь лексики и грамматики помогает читателю понять авторский замысел.
    Варианты заданий этого практикума связаны с высказыванием Л.В.Успенского. Думается, что, решив их, вы успешно напишете любое лингвистическое сочинение, связанное с лексическим или лексико-грамматическим анализом.

  5. Сочинение на лингвистическую тему
    6 класс
    «Сила русского глагола в том, что школьные грамматики называют видами».
    В.Брюсов

    Сочинение-рассуждение
    Тезис или вопрос.
    Раскрытие темы
    2.1. Аргумент 1
    2.2. Аргумент 2
    Вывод
    Вид глагола
    Совершенный

    Что сделать?
    Что сделал?
    Что сделает?
    Несовершенный

    Что делать?
    Что делал?
    Что делает?
    Что будет делать?
    Этапы работы с текстом по отбору материала
    Выделяем глаголы
    Определяем вид глаголов
    Отбираем показательные глаголы для аргументации
    Эта работа позволит нам выбрать вариант построения сочинения
    (1)Давай съедим весь хлеб, а на ужин сварим кашу. (2)Кашу можно без хлеба есть. (3)Нарезали мы хлеба, намазали его вареньем и пошли на реку. (4)Сначала выкупались, потом разлеглись на песке. (5)Греемся на солнышке и хлеб с вареньем жуём. (6)Потом стали рыбу ловить. (7)Только рыба плохо клевала: поймали всего с десяток пескариков. (8)Целый день мы на реке проболтались. (9)К вечеру вернулись домой.(10) Голодные!
    (1)Давай съедим весь хлеб, а на ужин сварим кашу. (2)Кашу можно без хлеба есть. (3)Нарезали мы хлеба, намазали его вареньем и пошли на реку. (4)Сначала выкупались, потом разлеглись на песке. (5)Греемся на солнышке и хлеб с вареньем жуём. (6)Потом стали рыбу ловить. (7)Только рыба плохо клевала: поймали всего с десяток пескариков. (8)Целый день мы на реке проболтались. (9)К вечеру вернулись домой.(10) Голодные!
    (Н.Н.Носов «Мишкина каша»)
    (1)Давай съедим весь хлеб, а на ужин сварим кашу. (2)Кашу можно без хлеба есть. (3)Нарезали мы хлеба, намазали его вареньем и пошли на реку. (4)Сначала выкупались, потом разлеглись на песке. (5)Греемся на солнышке и хлеб с вареньем жуём. (6)Потом стали рыбу ловить. (7)Только рыба плохо клевала: поймали всего с десяток пескариков. (8)Целый день мы на реке проболтались. (9)К вечеру вернулись домой.(10) Голодные!
    (1)Давай съедим весь хлеб, а на ужин сварим кашу. (2)Кашу можно без хлеба есть. (3)Нарезали мы хлеба, намазали его вареньем и пошли на реку. (4)Сначала выкупались, потом разлеглись на песке. (5)Греемся на солнышке и хлеб с вареньем жуём. (6)Потом стали рыбу ловить. (7)Только рыба плохо клевала: поймали всего с десяток пескариков. (8)Целый день мы на реке проболтались. (9)К вечеру вернулись домой.(10) Голодные!
    (Н.Н.Носов «Мишкина каша»)
    1. Вступительная часть
    1. Вступительная часть
    «Сила русского глагола в том, что школьные грамматики называют видами», – писал В.Брюсов. В этом утверждении он был абсолютно прав. Действительно, вид — глагольная категория, отражающая характер протекания действия относительно повторяемости, длительности, результата. О чём же нам могут поведать глаголы разных видов, рассмотрим на примере текста из рассказа Н.Носова «Мишкина каша».
    Вариант 1
    Вариант 1
    За основу возьмём тот факт, что:
    глаголы совершенного вида
    передают поступательное движение от одного факта к другому в цепи событий,
    а глаголы несовершенного вида
    не выражают развития событий во времени,
    вследствие чего
    с совершенным видом связывается
    элемент динамики,
    а с несовершенным –
    статики.
    Аргумент 1
    Аргумент 1
    Вот, например, в предложениях 3-4 глаголы буквально следуют один за другим. Сюжетные действия сменяются с кинематографической быстротой: «нарезали», «намазали», «пошли», «выкупались», «разлеглись». Именно благодаря глаголам совершенного вида передана динамика действия.
    Вариант 1
    Аргумент 2
    Аргумент 2
    А вот в предложении 5 использованы глаголы уже несовершенного вида: «греемся», «жуём». Глаголы этого вида помогают передать длительное действие. Вероятно, мальчишки больше на берегу лежали, чем рыбу ловили!
    Вывод
    Вывод
    Вот сколько интересного мы узнали, понаблюдав только лишь над видами используемых в тексте глаголов.
    Вариант 2
    По определению,
    глаголы несовершенного вида
    обозначают собственно действие.
    И от этой формы уже образуется форма совершенного вида разными способами.
    Таким образом,
    глаголы совершенного вида,
    благодаря присоединению различных приставок, конкретизируют действие:
    например, указывают направление: выбежал, вбежал… или подчёркивают завершённость: доиграл, закрыл…
    По определению, глаголы несовершенного вида обозначают собственно действие, как, например в предложении 5: «греемся», «жуём».
    По определению, глаголы несовершенного вида обозначают собственно действие, как, например в предложении 5: «греемся», «жуём».
    Глаголы же совершенного вида, благодаря присоединению различных приставок, конкретизируют это действие. Например, в предложении 3 автор не случайно использовал глагол совершенного вида с приставкой НА- «нарезали». Если значение глагола «отрезали» обозначает отделение части от целого, то глагол «нарезали» обозначает разделение всего целого на части. Таким образом, нам становится понятно, почему на реке большую часть времени ребята жевали, а не рыбу ловили.
    Вывод
    Какое богатство для изображения явлений естественной действительности заключается в глаголах русских, имеющих виды! Именно в этом богатстве и заключается сила глагола, о которой говорил В.Брюсов.
    Пример из текста для аргументации
    выкупаться 1) обмыться, освежиться, погрузившись в воду; искупаться. 2) разг. намокнуть, попав, погрузившись в воду.
    накупаться – сов. разг. покупаться много, вдоволь в чем-л.
    Вариант 3
    Вступительная часть (та же)
    От одного глагола несовершенного вида при помощи различных приставок можно образовать глаголы совершенного вида. Таким образом, приставка конкретизирует обозначенное глаголом действие. Например, в предложении 4 автор намеренно использует глагол совершенного вида с приставкой ВЫ-, чтобы подчеркнуть кратковременность действия (выкупаться – это просто освежиться), в отличие от глагола НАкупаться (покупаться вдоволь).
    А в предложении 5 автор использует глаголы несовершенного вида «греемся», «жуём», которые обозначают действия беспредельные (без указания на его возникновение или прекращение). Мальчики на берегу больше лежали и жевали, чем рыбу ловили!
    А в предложении 5 автор использует глаголы несовершенного вида «греемся», «жуём», которые обозначают действия беспредельные (без указания на его возникновение или прекращение). Мальчики на берегу больше лежали и жевали, чем рыбу ловили!
    Заключительная
    часть (та же).

  6. Презентация подготовлена для поэтапного обучения школьников написанию сочинения на лингвистическую тему. Сложная на первый взгляд задача описания языковых правил и их применения в форме сочинения станет доступной для выполнения учащимися 6-х классов при отработке данных 18-ти информационных страницах пособия.
    Ребятам будет предложено подробное описание работы над сочинением «Виды глаголов»:
    – Общий план написания подобных сочинений,
    – Правило классификации глаголов на виды,
    – Этапы работы с текстом по отбору материала,
    – Пример лингвистического анализа рассказа Носова «Мишкина каша»,
    – Описания работы над каждым пунктом плана – варианты выполнения.
    Для повышения эффективности восприятия данные оформлены в виде списков и блок-схем с ярким выделением важных элементов. Небольшие иллюстрации делают показ более интересным для школьников.
    Презентация демонстрируется с общего экрана в классе при первичном ознакомлении с темой и организации активной работы на уроке. При наличии на индивидуальных компьютерах учащихся она станет образцом для написания лингвистических сочинений по другой тематике.
    Скачать презентацию: Сочинение на лингвистическую тему 6 класс

  7. Смысл высказывания известного лингвиста А.А. Потебни заключается в том, что глаголы двух наклонений — условного и повелительного — выражают “идеальное” событие. Глаголы в условном наклонении обозначают действия, которые могут произойти при определённом условии, а глаголы в повелительном наклонении передают советы, просьбы или приказы.
    Например, в предложении 11 находится глагол повелительного наклонения «имейте в виду». Он обозначает побуждение к действию. А в предложениях 13 и 26 встречаются глаголы условного наклонения «пожалели бы» и «видел бы», которые в данном тексте употребляются в значении повелительного наклонения. Герои повести  дают друг другу советы, которые, по их мнению, полезны.
    Таким образом, условное и повелительное наклонения глаголов очень сходны, так как выражают действия желаемые, “идеальные”.
    (1)Я резко обернулась и увидала дикое: молча, злобно, неумело Сева Агапов колотил Аллочку Ощепкову, а та сопротивлялась точно кошка — так же молча, злобно и неумело.
    (2)Я подскочила к Севе, встряхнула его, чтобы он опомнился, пришёл в себя, дёрнула за руку, и без всякого перехода, с той же яростью Сева стал бить по моей руке свободным кулаком, грязно ругаясь.
    (3)Я, ошеломлённая, приговаривала на его удары:
    — (4)Сева! (5)Севочка! (6)Сева!
    (7)Сильным   драчливым движением он обрушился всем телом на мою руку и вырвался.
    (8)Дверь хлопнула, а я заплакала. (9)От неожиданности, страха, бессилия. (10)3авыла полный голос. (11)Что делать, я тогда была начинающим учителем и часто плакала. (12)Мне многое было внове, а это — страшней всего — недетская детская брань.
    (13)Теперь-то, десять лет спустя, пройдя многое и хлебнув разного, отвыкнув от слез и привыкнув к жёсткости подлинной правды, я твердо знаю, что учитель должен уметь погрузиться в человека и не всегда — далеко не всегда! — там, в глубине, найдет он благоухающие цветы, порой бывает как раз наоборот. (14)Но не надо пугаться! (15)Надо браться за дело, закатав рукава. (16)Надо брать в руки мотыгу и, несмотря на тягость и грязь, спотыкаясь, заходя в тупики и снова возвращаясь, осушать болото, пока на его месте не зацветут сады!
    (17)Нет стыдных положений, есть стыдное — или стыдливое — отношение к делу, и я не раз ощущала особый прилив чистоты и ясности, с упоением вышвыривая из самых потайных закоулков детских душ дрянное, подлое, низменное, которого, кстати сказать, не так уж и мало едва ли не в каждом человеке.
    (18)Испуг и паника не самый лучший выход из положении для учителя, который услышал ругань или увидел гадость. (19)Давай-ка за дело, да лучше втихомолку, но по-настоящему, без суеты и восклицаний!
    (20)Самое тяжкое а учителе, самое неизлечимое — коли он трясется за свой престиж, боится признать ошибку да еще в ошибке упрямится. (21)Этот камень тяжек, и самый для учителя тяжкий грех валить, пользуясь авторитетом профессии, с больной головы на здоровую, да ещё ежели голова эта малая, ученическая…
    (22)Повторю снова, что это — мое нынешнее понимание проблемы, когда слёзы мои пересохли, но не оттого, что иссяк родник, а оттого, что стала сдержаннее, а любовь моя разумней и сердце, выходит, опытней.
    (23)Тогда же Севина брань — точно залпы расстрела.
    (24)Но я отревела своё, подсунула снова лицо под ледяную струйку, приложила мокрый платок к Аллочкиным синякам, и вышли мы с ней в коридор, чтобы отвечать перед педсоветом. (25)Алла — за пожар, я — за судьбу первого «Б».
    (По А. Лиханову.)
    Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из учебника русского языка: «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства».
    «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи…» Их ещё называют “устойчивыми сочетаниями”. Мы пользуемся ими, действительно, очень часто, хотя и не замечаем этого. Доказательства тому находятся в тексте А. Лиханова.
    В предложении 7 встречается фразеологизм «выпалил всё одним духом». Он заменяет синонимичное выражение «быстро, моментально, стремительно» и звучит ярче, выразительнее, чем наречия.
    В предложении 24 автор использует сочетание «вклинилась в разговор». У него тоже есть синоним «…перебивая, вмешаться в чужой разговор». Данный фразеологизм характеризует поведение девочки и используется в качестве изобразительного средства языка.
    Можно сделать вывод: без фразеологизмов, привычных и знакомых всем нам с детства, не обойтись в повседневной речи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *