Сочинение рассуждение на тему любовная лирика лермонтова

12 вариантов

  1. М. Ю. Лермонтов — ярчайший представитель русской романтической литературы. В его творчестве отразилась реальность — но сквозь призму отречения, неприятия, как это характерно для представителей романтизма.
    Тема любви является одной из самых главных в твор­честве Лермонтова. Но как не похожа она на ту любовь, которую читатель привык видеть в стихотворениях Пуш­кина! Порожденное современной ему гнетущей эпохой чувство страдания, отчуждения, неприятия реального, обыденного наложило свой отпечаток и на любовную ли­рику поэта. В стихотворении «Сон» автор говорит о «ре­бенке», сидящем у ног девы, прекрасной, «как последний сон” Души, на небо призванной»:
    …рано начал он любить,
    Во цвете лет, с привязчивой душой,
    Зачем ты здесь, страдалец молодой?
    В этих строках звучит вся тоска, все страдание чувст­вительного сердца поэта, освященного — и поражен­ного — возвышенной, неземной любовью. Куда проще было бы утешиться мимолетными увлечениями, как принято в окружающем его обществе! Но, обращаясь к люби­мой женщине во «фронтовом письме» — стихотворении «Валерик», — Лермонтов говорит:
    В наш век все чувства лишь на срок;
    Но я вас помню — да и точно,
    Я вас никак забыть не мог!
    О, как же просто жить, не страдая, не мучаясь, не любя! Но поэт-романтик выбирает боль и терзания, воз­вышающие его над обыденностью, вместо обманчивых сиюминутных радостей:
    И к мысли этой я привык,
    Мой крест несу я без роптанья. ( «Валерик» )
    Страдание — привычное состояние души Лермонтова, и не могло быть оно иным у тонко чувствующего, жи­вущего в поисках идеала (и неминуемо разочаровываю­щегося) молодого поэта. И в устах его звучат слова, про­изнести которые пристало бы седовласому старцу, а не полному сил молодому мужчине:
    Уж не жду от жизни ничего я,
    И не жаль мне прошлого ничуть;
    Я ищу свободы и покоя!
    Я б хотел забыться и заснуть!
    («Выхожу один я на дорогу…»)
    Измученный своими чаяниями, обманутыми надежда­ми, разочарованиями, Лермонтов ищет успокоения в не­земном сне, но не в холодном сне могилы, а таком:
    Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
    Про любовь мне сладкий голос пел…
    («Выхожу один я на дорогу…»)
    Не найдя того, что он искал на земле, в реальности, Лермонтов согласен искать идеал любви в мечтах, в за­предельных, таинственных мирах, — но только не подме­нять свою прекрасную мечту дешевым ее подобием!
    Таким образом, любовь Лермонтова — жгучая любовь-страдание, любовь-боль, любовь-мечта. Она парит где-то в недосягаемых высотах, не касаясь бренного мира, от которого отрекается романтик. Его можно не понимать, называть, как и современники, странным в его пережива­ниях, но нельзя не восхищаться глубиной его чувства, ко­торое он ценил превыше всего. Ведь именно оно дало миру такого Лермонтова, которым зачитываются по сей день.

  2. ЛЮБОВНАЯ ТЕМА В ЛИРИКЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

    Мне грустно, потому что я тебя люблю.
    М. Ю. Лермонтов
    Большое место в лирике Лермонтова занимает лю­бовная тема, которой поэт посвятил более трети своих стихотворений. Перелистывая томик со стихами Лер­монтова, нельзя не восторгаться неповторимым лириз­мом его любовной поэзии, силой пламенных страстей, глубоким умом, прямотой, честностью и высокой тре­бовательностью к себе.
    Традиции русской любовной поэзии, существо­вавшей до Лермонтова, были богаты и многообразны. Но в 10-20-х годах XIX века поэты воспевали абст­рактную возвышенную любовь, не привязывая ее к реальности, отдаляя ее от конкретных жизненных проблем. Образ возлюбленной был обобщен и анге­лоподобен, намеренно лишался индивидуальности. Герой-любовник также был лишен индивидуальных качеств, которые могли «помешать» ему исполнить миссию «носителя любви». Очень редко поэты ис­пользовали те или иные внешние обстоятельства, ко­торые могли бы обозначить конкретную любовную ситуацию. Однако уже в лирических стихах Пушки­на проявилась индивидуальность героев, их чувств и мыслей. Лермонтов поддержал и развил эту тен­денцию великого предшественника, сделав свою лю­бовную лирику «предметной», отражающей реаль­ные чувства и переживания героя.
    Любовные стихи молодого Лермонтова посвящены Анне Столыпиной, Екатерине Сушковой, Наталье Ивановой (самый обширный цикл — свыше двадцати стихотворений) и Варваре Лопухиной. Эти стихи о любви — своеобразная биография поэта: по ним можно проследить не только какой-либо момент любовных переживаний лирического героя, но и фазу развития его отношений с возлюбленной — напри­мер, возникновение его чувства, «вероломство» и «измену» возлюбленной, нарастание скорби героя, вызванное этой «изменой», охлаждение (стихи к Н. Ивановой).
    Лермонтов не избегает штампов в описании жен­ской красоты («прелестный взор», «чудные глаза» и т. п.), но сквозь них просвечивают живые образы геро­инь. Так, например, в стихах, адресованных Е. Сушковой, Лермонтов высказывает обиду на светскую де­вушку за ее «притворное внимание», «остроту речей», насмешливое обращение с героем, бездушие (стихотво­рение «Благодарю!»). К более зрелым произведениям на любовную тему относится цикл стихотворений, по­священных Н. Ивановой.
    В творчестве Лермонтова тема любви часто прони­зана предчувствием трагической развязки. Это свойст­во лирики Лермонтова контрастирует со светлым то­ном, преобладающим в любовной лирике Пушкина. Лирический герой Лермонтова несчастлив в любви. «С слезами горькими, с тоскою» просит он любви, но оказывается жестоко обманутым в лучших своих чувствах. Герой Лермонтова редко испытывает чувст­ва радости, удовольствия и полноты жизни, как герой Пушкина в «Зимнем утре». Но бывают и у него редкие минуты счастья:
    С души как бремя скатится Сомненье далеко —
    И верится, и плачется,
    И так легко, легко…
    Лермонтов анализирует чувства героя, личность возлюбленной и причины неминуемой любовной тра­гедии. Он винит в этом и качества героини, сближаю­щие ее с духом светского общества, и само светское общество («…и мук и слез веселый миг тебе дороже!», «И слишком ты любезна, чтоб любить!», «мы с тобой разлучены злословием людским» и т. д.). Таким об­разом, в ткань любовной лирики Лермонтова посте­пенно вплетается гражданская тема. Поэт понимает, что даже интимные чувства человека подвержены влиянию общественных отношений и принятых ус­ловностей.
    Особое отношение у Лермонтова было к В. А. Ло­пухиной. В цикле посвященных ей стихов Лермонтов воспевает ее «чудную простоту» и неспособность «ли­цемерить», противопоставляет ее светским красави­цам («Она не гордой красотою…»). Поэт чувствует нео­быкновенную духовную близость с Лопухиной и даже называет ее своим «товарищем», «лучом-путеводите­лем» («Мы случайно сведены судьбою…») и своей «ма­донной» — эпитеты, которые не встречаются в стихах к Е. Сушковой и к Н. Ивановой. Естественно, что сти­хи к Лопухиной были исполнены чувства просветлен­ной любви и грусти, которая неизбежна при расхож­дении между мечтой и реальностью. Стихи к Лопухи­ной пронизаны трагизмом из-за невозможности разделенной любви и счастья. Поэт не видит смысла жизни «в земной неволе» и предчувствует свой корот­кий век:
    Душа моя должна прожить в земной неволе
    Не долго. Может быть, я не увижу боле
    Твой взор, твой милый взор, столь нежный для других.
    Зрелый Лермонтов уже не создает поэтических циклов о любви, а находит новую форму выражения своих чувств — любовную новеллу. В стихах этого пе­риода его герой выступает жертвой общественных ус­ловий («молвы коварное гоненье», «людское предубежденье»), препятствующих его любви, и даже восстает против этих условий («Договор»).
    Лермонтов выявляет внутренний мир героя не только через выражение его чувств. Мысли о любви смешиваются в его монологах с философскими мыс­лями о себе и обо всем сущем. Таким образом, лю­бовная лирика Лермонтова выходит из рамок узкой темы и воссоздает личность поэта в ее целостности и полноте.

  3. Тема любви в лирике Лермонтова
    И ненавидим мы,
    И любим мы случайно.
    М.Ю. Лермонтов
    С именем Лермонтова открывается новая страница русской литературы. Лермонтова часто рассматривают как поэта, в творчестве которого много трагического. Нельзя забывать о том, что истоки трагизма в творчестве Лермонтова — это не только его личная судьба, и как человека, и как поэта, но и трагизм окружающей действительности. Тридцатые годы — это годы реакции в России, все лучшее сгноили, разогнали, сослали в Сибирь. Характеризуя творчество Лермонтова, Белинский позднее скажет: «Без отрицания жизнь превратится в стоячее и вонючее болото?
    Белинский верно заметил основное противоречие романтического восприятия мира Лермонтовым — это противоречие между идеалом и действительностью, которое в творчестве Лермонтова достигает предельного напряжения. Его произведения поражают беспощадностью отрицания и могучим полетом мечты. Лермонтовский романтизм основан на твердом убеждении, что существует «жизнь иная», что человек создан для любви, для счастья.
    Любовь занимает большое место в поэзии Лермонтова. Позднее Тургенев скажет: «По тому, как может любить человек, мы можем судить о его внутренней зрелости». Лермонтов как личность сформировался очень рано. В пятнадцать лет у него были глубокие, философские стихи о любви, о родине, о тайне человеческого бытия. Он пишет: «Мне жизнь все как-то коротка, и все боюсь, что не успею свершить чего-то». Идеалы Лермонтова беспредельны: он жаждет не простого улучшения жизни, а «полного блаженства», изменения несовершенной человеческой природы, абсолютного разрешения всех противоречий бытия. Существовать вечно — на меньшее поэт не согласен. Любовь в творчестве Лермонтова носит трагический отпечаток из-за его единственной, настоящей, неразделенной любви к другу юности — Вареньке Лопухиной. Он видит невозможность любви и окружает себя мученическим ореолом, ставя себя вне мира и жизни. Лермонтов грустит о потерянном счастье:
    Душа моя должна прожить в земной неволе
    Не долго. Может быть, я не увижу боле
    Твой взор, твой милый взор, столь нежный для других.
    Лермонтов подчеркивает свою отчужденность от всего мирского: «Чего б то ни было земного, но я не сделаюсь рабом.»
    В понятии Лермонтова любовь должна быть вечной, поэта не удовлетворяют «обычные», скоротечные страсти, и если он иногда увлекается и отходит в сторону, то его строки — это не плод больной фантазии, а всего лишь минута слабости: У ног других не забывал я взор твоих очей. Любя других, я лишь страдал Любовъю прежних дней.
    Человеческая, земная любовь кажется помехой для поэта на его пути к высшим идеалам. В стихотворении «Я не унижусь пред тобою» он говорит, что вдохновение для него дороже ненужных страстей, которые способны кинуть человеческую душу в бездну. Любовь в лирике Лермонтова носит роковой характер. Он пишет: «Меня спасало вдохновенье от мелочных сует, но от своей души спасенья и в самом счастье нет.» Бабушка Лермонтова говорила: «Странный Мишель, пока одни подыскивают себе невест и устраивают свои материальные дела, он все витает в облаках, грезит о неземной любви». В стихотворении «Сонет» поэт пишет: «Я памятью живу с увядшими мечтами, виденья прежних лет толпятся предо мной, и образ твой меж них, как месяц в час ночной, между бродящими блистает облаками.» Поэт пытается противопоставить унылой действительности свои идеальные воззрения. В этом отличие любовной лирики Лермонтова от любовной лирики Пушкина.
    У Пушкина любовь, как божественный дар, радостна и светла. Он не привносит неразрешимого трагизма в свои лирические стихи, у него любовь — всего лишь миг прекрасного, чарующего, возвышенного. Он более реалистичен и жизнерадостен в своих стихах, хотя и у него порой проступают пессимистические нотки. В стихотворениях Лермонтова любовь — чувство высокое, светлое, поэтическое, но всегда неразделенное или утраченное. В стихотворении «Валерик» любовная часть, ставшая впоследствии романсом, передает горькое чувство утраты связи с возлюбленной. «Безумно ждать любви заочной? В наш век все чувства лишь на срок; но я вас помню…», — пишет поэт. Традиционным в творчестве Лермонтова, Связанным с его личным опытом, стал мотив неверной возлюбленной, недостойной великого чувства или не выдержавшей испытания временем. Разлад между мечтой и действительностью проникает в это прекрасное чувство, любовь Лермонтову приносит не радость, а грусть и страдание: Мне грустно, потому что я тебя люблю. Поэт раздумывает над вопросом жизни и смерти. Он грустит о скоротечности жизни и хочет успеть сделать как можно больше за тот небольшой срок, который отведен ему на земле. Ему «жизнь ненавистна, но и смерть страшна». Лирические стихи Лермонтова отражают глубину его восприятия окружающей жизни, в них сосредоточены душевные переживания поэта, богатство его внутреннего мира. Он повсюду ищет гармонию, его мысли о вечной свободе, о любви неразрывно связаны с думами о несовершенстве мира к отдельной человеческой личности. Страдания человека — в противоречивости чувств: Никто не получал, чего хотел. А что любил?

  4. Любовная лирика М.Ю.Лермонтова

    С обращения к лирике начался творческий путь М. Ю. Лермонтова. Он создавал лирические произведения во все периоды своей короткой жизни. Это­го поэта всегда считали преемником Пушкина, но не­смотря на сюжетное и жанровое сходство стихотвор­ных сочинений величайших представителей отече­ственной литературы, отмечается и определённое различие. В частности, тема любви, которая широко представлена в лирика обоих авторов, у Лермонто­ва сочетается с темой одиночества.
    Уже в одном из первых стихотворений молодо­го поэта («83-го января») любовь соседствует с печалью. Юный Лермонтов не хочет вспоминать «этот свет, где носит всё печать проклятья». Автора привлекают «веков протекших великаны». Он ищет мир, в котором будет счастлив:
    Чтоб я не вспомнил этот свет,
    Где носит всё печать проклятья,
    Где полны ядом все объятья,
    Где счастья без обмана нет.
    Тему неразделённой любви, тему отчуждённо­сти и одиночества Лермонтов развивает и в своей зрелой лирике:
    Я не хочу, чтоб свет узнал
    Мою таинственную повесть;
    Как я любил, за что страдал,
    Тому судья лишь бог да совесть!
    Во второй строфе стихотворения «И скучно и грустно» поэт говорит о том, что «вечно любить не­возможно». Несомненно, для данного периода твор­чества Лермонтова характерны мотивы безысходно­сти, отчуждённости. Любовь не приносит ничего, кроме разочарования:
    Любить: но кого же?
    На время не стоит  труда,
    А вечно любить невозможно.
    В себя ли заглянешь?
    Там прошлого нет и следа:
    И радость, и муки, и всё там ничтожно:
    Лирическому герою суждено остаться одиноким и непонятым, но это лишь усиливает в нём сознание своей избранности, предназначенности для иной цели – умения творить:
    И стих безумный, стих прощальный
    В альбом твой бросил для тебя,
    Как след единственный, печальный,
    Который здесь оставлю я.
    («Н. Ф. Ивановой»)
    В отличие от Пушкина, который видел в любви движущую силу жизни, Лермонтов показал в своей поэзии совсем другое восприятие этого чувства. Его стихотворения, относящиеся к данному жанру, отли­чаются искренностью и глубиной. Лермонтовские строки наполнены грустью и безысходностью. Я ду­маю, что такое восприятие поэтом любви вовсе не означает, что он в неё не верил. Просто Лермонтов искал вечную любовь, идеал которой поэт и пытался отобразить в своём творчестве.

  5. Огромное место в лирике М. Ю. Лермонтова занимает любовная тема. Более трети его стихотворений посвящено именно ей. Перелистывая томик Лермонтова, читатель с замиранием сердца натыкается на то или иное стихотворение, в котором соединены все веяния и чаяния великого русского поэта.
    Традиции русской любовной поэзии, которые имели место быть до появления «звезды» Лермонтова, были многогранны и разнообразны. Но в 20 годах 19 века поэты воспевали любовь, которая имела абстрактную форму, но, не привязывая это чувство к реальности и существовавшим на Земле людям: знакомым и возлюбленным. Таким образом, сам персонаж возлюбленной был несколько идеален, не отожествлен ни с чем, разве только с божественным началом. Совершенно очевидно, что он не имел под собой ничего реального. Впервые индивидуальность женщины, как возлюбленной, так и не получившей своей доли страсти, была воспета Пушкин ым. Почти каждая его женщина, которой он посвятил свои стихи — это личность, не говоря уже об иных достоинствах дам. Лермонтов, в этом смысле поддержал тенденцию великого поэта и тоже наделил образы женщин индивидуальностью.
    Любовная лирика молодого Лермонтова посвящена конкретной особе. Это Анна Столыпина. Кроме того, самый обширный цикл был ориентирован на Наталью Иванову и Варвару Лопухину. Можно было — бы назвать еще несколько фамилий, но дело в другом: очевидно, что Лермонтов был влюбчив, юн и безудержен в своих пылких чувствах!
    По аналогии с Пушкин ым, можно сказать, что любовная лирика Лермонтова автобиографичная. По ней можно проследить не только переживания поэта, но и характер его отношений с той особой, которой он посвятил свое произведение. Кстати сказать, Лермонтов не избегает стандартов при описании женской красоты, но от этого его поэзия никак не теряет своей изысканности и уникальности, а также превосходства. Какие же штаммы использует в своих стихотворениях поэт? Возьмем, хотя бы такие, как («прелестный взор», «чудные глаза» и т. п.).
    В произведениях, которые адресованы Е. Сушковой, автор прямо говорит об обиде девушке за ее поведение:… притворное внимание», «остроту речей», насмешливое обращение с героем, бездушие. Историю этих отношений можно прочесть в стихотворении «Благодарю».
    Более зрелая тема, относящаяся к любовной лирике, адресована Н. Ивановой. В произведениях Лермонтова ожидание любви пронизано испытанием, а главное — ощущением трагической развязки. Самое удивительное состоит т в том, что это свойство лирики поэта контрастирует с тем светлым, что есть в лирике Пушкин а. Отличие Лермонтова от лирики Пушкин а состоит в том, что герой Лермонтова — всегда несчастен в любви. В нем, пожалуй, нет той удали, которая свойственна пушкинским героям. Каждый раз герои Лермонтова — это мужчины, которые жестоко обманываются в своих чувствах!
    Но не стоит думать, что герои Лермонтова никогда не ощущают на себе счастье! Редкие минутки этого светлого чувства все-таки бывают. И об этом пишет поэт: «С души как бремя скатится Сомненье далеко — И верится, и плачется, И так легко, легко…» Лермонтов анализирует чувства возлюбленного и непонимание своих отношений с той женщиной, которая любит его. Кроме того, поэт пытается понять сущность отношений между мужчиной и женщиной. Он, как тонкий психолог, ввергается в очень сложную сферу взаимоотношений. Кроме того, в любовную рикиу поэта вплеатеся постепенно и гражданская тема. Он винит своих дам в том, что общество, которое кишит сплетнями, им дороже. При этом Лермонтов прекрасно понимает, что в интимную сферу любого человека вплеатеся социум, вернее, его влияние.
    По-особенному поэт относился к В. А. Лопухиной. В ней он сразу почувствовал родственную себе душу. Это называется простым словом — духовная близость. Обращаясь к Лопухиной, он назвал ее «товарищем» и «лучом путеводителем». Вполне естественно, что стихотворения поэта, адресованные Лопухиной, были полны просветленной любви и грусти, которая существует при расхождении реальности и мечты. Кроме того, произведения к Лопухиной дышали трагизмом души поэта из-за неразделенной любви и невозможности совместного счастья! Поэт чувствует, что его век недолог. Удивительно, но об этом он пишет в своих стихотворениях:

  6. Тема любви в лирике Лермонтова
    И ненавидим мы,
    И любим мы случайно.
    М.Ю. Лермонтов
    С именем Лермонтова открывается новая страница русской литературы. Лермонтова часто рассматривают как поэта, в творчестве которого много трагического. Нельзя забывать о том, что истоки трагизма в творчестве Лермонтова – это не только его личная судьба, и как человека, и как поэта, но и трагизм окружающей действительности. Тридцатые годы – это годы реакции в России, все лучшее сгноили, разогнали, сослали в Сибирь. Характеризуя творчество Лермонтова, Белинский позднее скажет: “Без отрицания жизнь превратится в стоячее и вонючее болото?
    Белинский верно заметил основное противоречие романтического восприятия мира Лермонтовым – это противоречие между идеалом и действительностью, которое в творчестве Лермонтова достигает предельного напряжения. Его произведения поражают беспощадностью отрицания и могучим полетом мечты. Лермонтовский романтизм основан на твердом убеждении, что существует “жизнь иная”, что человек создан для любви, для счастья.
    Любовь занимает большое место в поэзии Лермонтова. Позднее Тургенев скажет: “По тому, как может любить человек, мы можем судить о его внутренней зрелости”. Лермонтов как личность сформировался очень рано. В пятнадцать лет у него были глубокие, философские стихи о любви, о родине, о тайне человеческого бытия. Он пишет: “Мне жизнь все как-то коротка, и все боюсь, что не успею свершить чего-то”. Идеалы Лермонтова беспредельны: он жаждет не простого улучшения жизни, а “полного блаженства”, изменения несовершенной человеческой природы, абсолютного разрешения всех противоречий бытия. Существовать вечно – на меньшее поэт не согласен. Любовь в творчестве Лермонтова носит трагический отпечаток из-за его единственной, настоящей, неразделенной любви к другу юности – Вареньке Лопухиной. Он видит невозможность любви и окружает себя мученическим ореолом, ставя себя вне мира и жизни. Лермонтов грустит о потерянном счастье:
    Душа моя должна прожить в земной неволе
    Не долго. Может быть, я не увижу боле
    Твой взор, твой милый взор, столь нежный для других.
    Лермонтов подчеркивает свою отчужденность от всего мирского: “Чего б то ни было земного, но я не сделаюсь рабом.”
    В понятии Лермонтова любовь должна быть вечной, поэта не удовлетворяют “обычные”, скоротечные страсти, и если он иногда увлекается и отходит в сторону, то его строки – это не плод больной фантазии, а всего лишь минута слабости: У ног других не забывал я взор твоих очей. Любя других, я лишь страдал Любовъю прежних дней.
    Человеческая, земная любовь кажется помехой для поэта на его пути к высшим идеалам. В стихотворении “Я не унижусь пред тобою” он говорит, что вдохновение для него дороже ненужных страстей, которые способны кинуть человеческую душу в бездну. Любовь в лирике Лермонтова носит роковой характер. Он пишет: “Меня спасало вдохновенье от мелочных сует, но от своей души спасенья и в самом счастье нет.” Бабушка Лермонтова говорила: “Странный Мишель, пока одни подыскивают себе невест и устраивают свои материальные дела, он все витает в облаках, грезит о неземной любви”. В стихотворении “Сонет” поэт пишет: “Я памятью живу с увядшими мечтами, виденья прежних лет толпятся предо мной, и образ твой меж них, как месяц в час ночной, между бродящими блистает облаками.” Поэт пытается противопоставить унылой действительности свои идеальные воззрения. В этом отличие любовной лирики Лермонтова от любовной лирики Пушкина.
    У Пушкина любовь, как божественный дар, радостна и светла. Он не привносит неразрешимого трагизма в свои лирические стихи, у него любовь – всего лишь миг прекрасного, чарующего, возвышенного. Он более реалистичен и жизнерадостен в своих стихах, хотя и у него порой проступают пессимистические нотки. В стихотворениях Лермонтова любовь – чувство высокое, светлое, поэтическое, но всегда неразделенное или утраченное. В стихотворении “Валерик” любовная часть, ставшая впоследствии романсом, передает горькое чувство утраты связи с возлюбленной. “Безумно ждать любви заочной? В наш век все чувства лишь на срок; но я вас помню…”, – пишет поэт. Традиционным в творчестве Лермонтова, Связанным с его личным опытом, стал мотив неверной возлюбленной, недостойной великого чувства или не выдержавшей испытания временем. Разлад между мечтой и действительностью проникает в это прекрасное чувство, любовь Лермонтову приносит не радость, а грусть и страдание: Мне грустно, потому что я тебя люблю. Поэт раздумывает над вопросом жизни и смерти. Он грустит о скоротечности жизни и хочет успеть сделать как можно больше за тот небольшой срок, который отведен ему на земле. Ему “жизнь ненавистна, но и смерть страшна”. Лирические стихи Лермонтова отражают глубину его восприятия окружающей жизни, в них сосредоточены душевные переживания поэта, богатство его внутреннего мира. Он повсюду ищет гармонию, его мысли о вечной свободе, о любви неразрывно связаны с думами о несовершенстве мира к отдельной человеческой личности. Страдания человека – в противоречивости чувств: Никто не получал, чего хотел. А что любил?
    Список литературы
    Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта

  7. Лермонтов и по ширине охвата жизненных явлений, и по совершенству художественного выражения их — гениальный преемник Пушкина. Уже самые первые произведения Лермонтова были отмечены печатью какой-то особенности. Грань, разделяющая Пушкина и Лермонтова, — 14 декабря 1825 года. Пушкин начинал свой творческий путь на волне общественно-политического подъема, когда в России создавались тайные политические общества, надежды которых разделял и он.
    Лермонтов вошел в литературу, когда эти надежды были убиты, Отсюда и различные настроения поэзии Пушкина и Лермонтова: оптимизм, жизнерадостность одного и пессимизм, безотрадность другого. Поэтому в лирике Лермонтова нашли свое развитие темы одиночества, предчувствия трагической гибели. В стихотворениях поэта «…нет надежды, они поражают душу читателя безотрадностию, безверием в жизнь и чувства человеческие… Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни; но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце». (В. Г. Белинский «Стихотворения Лермонтова».)
    Уже давно сказано, что любовная лирика Лермонтова окрашена тревогой и трагичностью. Удивительно: шестнадцатилетний юноша, еще не переживший ни разочарований, ни действительных сердечных мук, создает в 1830 году стихотворение, где выражено сомнение в вечной любви, а ведь вера в «любовь до гроба» так характерна для романтического восприятия, не чуждого раннему Лермонтову.
    Мало того: молодой поэт предостерегает тех, кто готов безотчетно отдаться этому чувству:
    Страшись любви: она пройдет,
    Она мечтой твой ум встревожит,
    Тоска по ней тебя убьет,
    Ничто воскреснуть не поможет.

    Какое-то тайное сознание заставляет Лермонтова не верить в достижимость счастья любви. Рядом с ним всегда «гордый демон» сомненья, который
    Покажет образ совершенства
    И вдруг отнимет навсегда
    И, дав предчувствия блаженства,
    Не даст мне счастья никогда.
    («Мой демон»)

    Мимолетные радости любви почти никогда не становятся у Лермонтова предметом лирического изображения. Кажется, что понимание невозможности вечного чувства лишает поэта самого желания любить. Вспомним:
    Любить… но кого же?.. на время — не стоит труда,
    А вечно любить невозможно.

    Но сказанным далеко не исчерпывается, конечно, отношение Лермонтова к любви. Сомненье — лишь одна тема любовной лирики поэта. В ней слышен голос рассудка, холодного и анализирующего.
    Основная же тема любовной лирики Лермонтова — это напряженное ожидание любви, порыв к «тайным бурям страстей», спор с самим собой, опровержение рассудка сердцем:
    Есть у Лермонтова и стихотворения-признания. В них любовь приносит не отраду и упоение, а страдание, горестное разочарование. Об этом стихотворения «Нищий» (1830) и «Я не унижусь пред тобою…» (1832).
    Не верят в мире многие любви
    И тем счастливы; для иных она
    Желанье, порожденное в крови,
    Расстройство мозга иль виденье сна,
    Я не могу любовь определить,
    Но это страсть сильнейшая! — любить.

    Общеизвестна их биографическая основа, Даже если б под последним из названных стихотворений не стояла дата — 1832 год, легко догадаться, что это пишет юноша пылкий, искренний, для которого измена любимого человека — крушение веры в справедливость мира. Почти детское отчаяние, юношеская чистота и искренность сочетаются здесь с гордой верой в свое поэтическое признание. Сколько внутренней силы, сдержанности в первых же строчках стихотворения:
    Я не унижусь пред тобою;
    Ни твой привет, ни твой укор
    Не властны над моей душою.
    Знай: мы чужие с этим пор.

    Отсвет действительных переживаний, вызванных этой отвергнутой любовью, будет окрашивать романтической скорбью и искренним страданием многие последующие стихотворения Лермонтова. В них прозвучит упрек свету, искажающему всякое светлое и чистое чувство.
    Невозможность в этом мире любви, неизбежность одиночества — вот главные выводы, которые можно сделать, познакомившись с любовной лирикой Лермонтова. Трагическое одиночество героя интимной лирики поэта воспринималось современниками Лермонтова и последующими поколениями как следствие общественной системы, разобщающей людей, лишающей человека самых естественных и необходимых личных привязанностей. Фальшивый свет душен «для сердца вольного и пламенных страстей», губителен для красоты, в нем нет места любви.
    Зрелая лирика Лермонтова отражает то же борение двух тем, что и юношеская. С одной стороны, сонание, что любовь не вечна, с другой — готовность безоглядно ринуться на зов «из пламя и света роженного слова». Неверие, сомнение и страстная тоска о счастье, способность любить всем напряжением душевных сил — таковы определяющие мотивы любовной лирики Лермонтова.
    Как и все творчество поэта, его любовная лирика меньше всего может успокоить, Напротив, она тревожит, влечет к раздумью, подрывая возможность примирения человека с несовершенством жизни. Она не даит человеку никаких иллюзий. И в то же время в ней, как во всей поэзии Лермонтова, живет ощущение идеала, высокой нормы человеческих отношений.

  8. Читая Лермонтова, нельзя не заметить, что в его стихах много трагических, скорбных тонов, его герои обречены на одиночество. Эти мотивы перекликаются с характером самого поэта. Звучат они и в любовной лирике. В жизни Лермонтова была настоящая, но неразделенная любовь. Возможно, поэтому в поэзии Лермонтова тема любви и тема одиночества тесно перекликаются друг с другом.
    Накладывает отпечаток на любовную лирику и эпоха, в которой жил поэт. В светском обществе истинное чувство невозможно, любовь превращается в иллюзию. Любящий человек становится лишним и непонятым в обществе. Лермонтовский же герой готов отдаться этому чувству весь, без остатка и потому в любом случае обречен на одиночество.
    Обращение к любви, прекрасному, неповторимому и светлому чувству, встречается уже в ранней лирике Лермонтова. Единственная, необыкновенная любовь — это прежде всего встреча с женщиной, которая может понять и принять тебя и ответить на твое чувство таким же искренним и сильным чувством. Но лирический герой не верит в такую любовь, преданную и безоглядную, и глубоко страдает из-за этого. Его несбыточные мечты вызывают в нем чувство обиды, протеста. Это чувство встречается не только в ранней лирике, когда молодость требует максимализма во всем, в том числе и в любви, его отголоски можно заметить и в более поздние годы, когда, казалось бы, жизнь начинает переосмысливаться и юношеские идеалы меняются.
    Светская женщина у Лермонтова ветреная и непостоянная, для нее любовь — игра: «И многим это сердце обещала, и никому его не отдала». Этот упрек в непостоянстве Лермонтов бросает женщинам своего времени и любви в целом. Настоящая любовь, полагает он, не более чем романтический бред, выдумка. Но беда в том, что лермонтовский герой и сам романтик по натуре, поэтому часто забывает полученные горькие «уроки» в любви и снова готов любить чисто и самозабвенно. В такие минуты ему кажется, что мечта сбылась и он нашел ее — ту единственную, которой готов раскрыть душу. Но общество со своим ханжеством и враждебностью становится препятствием для такой любви. Снова герою вместо любви достается лишь мираж. Поэтому с такой горечью он признается: «Мне грустно потому, что я тебя люблю…» В этих словах отразилось все: жажда счастья и осознание его невозможности, тревога за любимую женщину и протест против тирании общественного мнения.
    Человек не может быть счастливым. Эта убежденность и определяет весь трагизм лирического героя.
    Пройдут десятилетия, появятся другие поэты, которые пронесут через свое творчество вечную тему любви. Такое же бескомпромиссное понимание любви будет звучать в творчестве Блока и Маяковского. И тогда Лермонтов окажется провидцем, человеком, сумевшим почувствовать и передать вечную драму бытия.

  9. С обращения к лирике начался творческий путь М. Ю. Лермонтова. Он создавал лирические произ­ведения во все периоды своей короткой жизни. Это­го поэта всегда считали преемником Пушкина, но не­смотря на сюжетное и жанровое сходство стихотвор­ных сочинений величайших представителей отече­ственной литературы, отмечается и определённое различие. В частности, тема любви, которая широко представлена в лирика обоих авторов, у Лермонто­ва сочетается с темой одиночества.
    Уже в одном из первых стихотворений молодо­го поэта («83-го января») любовь соседствует с печалью. Юный Лермонтов не хочет вспоминать «этот свет, где носит всё печать проклятья». Автора привлекают «веков протекших великаны». Он ищет мир, в котором будет счастлив:
    Чтоб я не вспомнил этот свет,
    Где носит всё печать проклятья,
    Где полны ядом все объятья,
    Где счастья без обмана нет.
    Тему неразделённой любви, тему отчуждённо­сти и одиночества Лермонтов развивает и в своей зрелой лирике:
    Я не хочу, чтоб свет узнал
    Мою таинственную повесть;
    Как я любил, за что страдал,
    Тому судья лишь бог да совесть!
    Во второй строфе стихотворения «И скучно и грустно» поэт говорит о том, что «вечно любить не­возможно». Несомненно, для данного периода твор­чества Лермонтова характерны мотивы безысходно­сти, отчуждённости. Любовь не приносит ничего, кроме разочарования:
    Любить: но кого же?
    Yа время не стоит труда,
    А вечно любить невозможно.
    В себя ли заглянешь?
    Там прошлого нет и следа:
    И радость, и муки, и всё там ничтожно:
    Лирическому герою суждено остаться одиноким и непонятым, но это лишь усиливает в нём сознание своей избранности, предназначенности для иной цели – умения творить:
    И стих безумный, стих прощальный
    В альбом твой бросил для тебя,
    Как след единственный, печальный,
    Который здесь оставлю я.
    («Н. Ф. Ивановой»)
    В отличие от Пушкина, который видел в любви движущую силу жизни, Лермонтов показал в своей поэзии совсем другое восприятие этого чувства. Его стихотворения, относящиеся к данному жанру, отли­чаются искренностью и глубиной. Лермонтовские строки наполнены грустью и безысходностью. Я ду­маю, что такое восприятие поэтом любви вовсе не означает, что он в неё не верил. Просто Лермонтов искал вечную любовь, идеал которой поэт и пытался отобразить в своём творчестве.
    У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
    В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений
    Сохранить сочинение:

  10. Значимость любовной лирики
    Неразделенная любовь в творчестве Лермонтова
    Любовь и творчество поэта
    Любовные произведения Лермонтова

    Значимость любовной лирики

    Любовная лирика Лермонтова отличается своей неповторимой красотой и глубиной. Поэт на протяжении всего своего творческого пути нежно и бережно воспевает любовные чувства. Многие произведения и стихи, написанные поэтом, адресованы реальным прототипам красавиц, к которым воспылал поэт неугасаемым чувством. В своих стихотворениях Михаил Юрьевич не только отражал свою радостную влюбленность, но и страдания от неразделенного чувства. Поэтому тема любовной лирики была так важна и значима для поэта. Многие написанные произведения не имели подписи, а значит, их героини играли не последнюю роль в жизни поэта.
    До творчества М. Ю. Лермонтова любовь в литературе имела какое-т обыденное положение. Творчество в любовной сфере, которое создавал поэт, наполняло любовные переживания новыми звуками и красками. Особенно много произведений поэт написал под гнетом чувства любовного разочарования и драматизма. И это не случайно. Если познакомиться с биографическими данными Лермонтова, то можно увидеть множество трагических и горьких моментов, что и отразилось в творчестве.
    Любовные произведения Лермонтова относят человека в другой мир, наполненный ощущениями свободной любви. Во многих романтических произведениях автор описывает проявления взаимного счастья, так не хватавшего ему самому в суровой реальности. В своих лирических произведениях поэт описывает не только неповторимое ощущение гармонии с окружающем миром, но и противоречия, возникающие в его душе против несправедливости общества и существующего государственного уклада.

    Неразделенная любовь в творчестве Лермонтова

    На протяжении всей жизни автор не раз сталкивался с проявлениями неразделенных любовных чувств, мучавших и угнетающих душу молодого поэта. Особенно сильную боль поэту причинила любовь к В. А. Лопухиной. На фоне таких переживаний автор создает несколько произведений, которые насыщены трагизмом и разочарованием. Хотя в пору проявления влюбленности к данной молодой особе, сам поэт был его очень юн, его стихи насыщены глубоким смыслом взрослого человека. Неразделенная любовь Лермонтова отражается в стихотворениях, смысл которых кричит о невозможности существования взаимного счастья между мужчиной и женщиной. После перенесенных переживаний автор пишет, что любовь – это не всегда радостные чувства, а наоборот, обречение человека на мученичества. Свое разочарование влюбленный автор выражает так: «Душа моя должна прожить в земной неволе».
    Несмотря на это, любовная мелодия играет в душе молодого автора как вечное и высокое искусство. На протяжении всего жизненного пути поэтом постигается красоту и гармонию любовных отношений, так ему и не подвластная. Постигнутые им страдания и разочарования по отношению к Вареньке Лопухиной проносятся через все творчество поэта.

    Любовь и творчество поэта

    Любовь в лирике Лермонтова насыщена несколько другими красками, различными от простого проявления человеческих ощущений. Людское проявление страстной любви и горьких мук автор считает довольно приземленными порывами. В его ощущение любовная тема приобретает судьбоносные черты, отраженные им в его строках: «Меня спасало вдохновенье, От мелочных сует, Но от своей души спасенья и в самом счастье нет». Этими строками поэт пытается донести до читателя всю силу вдохновения, которая гораздо мощнее любовных сил. Его творчество является для него самого спасательным кораблем в море бушующих любовных страстей и переживаний.
    Тема любви в творчестве Лермонтова представлена как глубоко неразделенное чувство. Причет горечь и любовные страдания выпадают на долю поэта по вине женщины, к которой он воспылал этим чувством. Женщины в жизни поэта в большинстве случаев не разделяли его высоких порывов и светлых чувств. Весь трагизм пережитого разрыва с любимой становится причиной противоречивой борьбы мечты и реальности, возникающих в душе поэта. Такое восприятие лирического романтизма и доносит до нас автор. Возникающая горечь не отвеченных взаимностью чувств, убивает огонь любви Лермонтова и оставляет в воспоминании о нем горький осадок.
    Все чаще поэта мучают философские вопросы о смысле жизни и значении смерти. Будучи достаточно молодым, автор чувствует приближение смерти. Его мучает мысль о скоротечности жизни и все ли он успел совершить за отведенное ему время. В лирическом творчестве поэта данные переживания также находят свое отражение. Произведения поэта наполнены грустными и горькими мотивами от душевных обид. Внутренний мир Михаила Юрьевича ищет гармонии и выражения. Но существующий жизненный уклад отбрасывает влюбленные мечты молодого автора, разбивая их и суровость реальной жизни.

    Любовные произведения Лермонтова

    Пережитые порывы любви и страсти автор выражал в своих творениях. Мотивы любовной лирики Лермонтова отчетно слышны в его стихотворениях. Так, читая стихотворение о любви, написанное поэтом и названное «Сонет» невольно задумываешься о том, что такое любовь. Автор так умело противопоставляет в данном произведении свои мечты и надежды существующей жестокой реальности, что четко проводится грань настоящего и возвышенного. В строках: «Я памятью живу с увядшими мечтами, Виденья прежних лет толпятся предо мной…» Лермонтов напоминает о своем непостижимом, но увядшем чувстве, иногда напоминающим и щемящим душу поэта.
    Другим лирическим произведением поэта является стихотворение «Валерик». Любовь поэта в данном произведении имеет трагизм и не постигнутый им идеал. Он пишет: «Безумно ждать любви заочной?»
    Горечь и обида перенесенных страданий надолго создает перед автором образ неверной любви. Без остатка юный Лермонтов нырял в бездну любовных чувств и часто страдал от этого сильного огня, вспыхивавшего в его душе, так как не разгорался такой же огонь в душе его избранниц. Любовные произведения Лермонтова дышат чувствами неразделенности в любви и постигающего его одиночества. Тема любви в творчестве Лермонтова тесно связана с ощущением неугасимой боли в его душе.
    История любви в жизни Лермонтова и анализ любовной лирики поэта помогут ученикам 9-10 классов при подготовке реферата или сочинения на тему «Любовная лирика Лермонтова».
    Любовная лирика Лермонтова – мотивы для реферата или сочинения по теме | источник

  11. Многие поэты и писатели посвящали свои произведения любимым женщинам и самому чувству любви. Ещё в XII веке трубадуры пели о прекрасных дамах. Каждая последующая культурная эпоха вносила нечто новое в понимание любви и отражения её в различных текстах: от идеализированного образа прекрасной дамы к открытию человеческих чувств, от неразрывной пары рыцарь – благородная девушка до «и крестьянки любить умеют». Благодаря романтическому пониманию мира отношение к идеалу меняется. Жуковский разделял понятия любви и любимой женщины, но в его Протасовском цикле всё ещё можно заметить поклонение прекрасной даме. У Пушкина возлюбленная – все ещё носитель нравственного идеала, но уже в поэзии Александра Сергеевича заметны тенденции к отказу от абстрактного образа. Тема любви в лирике Лермонтова занимает особое место.
    Лермонтова можно назвать новатором любовной лирики по нескольким причинам. Во-первых, герой пребывает не только в любовных переживаниях, терзая душу вопросами о взаимности его чувств, но и в философских рассуждениях, задумываясь над чувствами вообще.
    «Что же мне так больно и так трудно?
    Жду ль чего? жалею ли о чём?
    Уж не жду от жизни ничего я,
    И не жаль мне прошлого ничуть;
    Я ищу свободы и покоя!
    Я б хотел забыться и заснуть»
    «Выхожу один я на дорогу…», 1841.
    Во-вторых, героини стихотворений характеризуются по-разному. Это значит, что они перестают быть абстрактными образами, наделяясь индивидуальными чертами. В-третьих, поэты-предшественники (исключением был лишь А. С. Пушкин) сосредотачивались внутри одной темы — любовной. Лермонтов же обогащает её, расширяет повествование внешними обстоятельствами, а роль лирического героя больше не сводится к роли носителя любовных чувств. Отражение темы любви в творчестве Лермонтова во многом обусловлено автобиографизмом и стремлением к циклизации.
    Тема любви сопряжена с темой разлуки. Возлюбленная понимается поэтом как центр жизни, а если любви нет, либо же она не взаимна, то и смысла жизни нет. Мотив одиночества, разочарованности и непонимания повторяется практически в каждом стихотворении:
    «И я твержу один, один:
    Люблю, люблю одну!»
    «К Л. (У ног других не забывал…)», 1831.
    Свобода по-прежнему является для лирического героя высшей ценностью. Истинные чувства не ограничивают лирического героя, не сковывают его, но ложь в любовных отношениях понимаются как синоним несвободы.
    «Знай: мы чужие с этих пор.
    Ты позабыла: я свободы
    Для заблужденья не отдам»
    «К. (Я не унижусь пред тобою…)», 1832.
    Тут же прослеживается максималистское восприятие ситуации:
    «И целый мир возненавидел,
    Чтобы тебя любить сильней».
    Лирический герой, не желая более быть отвергнутым, ограждает себя от возможных неудач. Он полностью закрывается в себе, поступает с точностью до наоборот, в душе всё ещё переживая боль разлуки:
    «Отныне стану наслаждаться
    И в страсти стану клясться всем;
    Со всеми буду я смеяться,
    А плакать не хочу ни с кем;
    Начну обманывать безбожно,
    Чтоб не любить, как я любил.
    Иль женщин уважать возможно,
    Когда мне ангел изменил?»
    Ценнее мимолётных увлечений и стремительно развивающихся, но несерьёзных интриг, оказывается творчество, поиски вдохновения. Мгновения с той, которую когда-то любил лирический герой, оборачивается бесполезной тратой времени, времени, которое можно было потратить на писательство.
    Любовь рассматривается Лермонтовым как борьба, в которой есть победители – обычно в этом образе выступает возлюбленная – и побеждённые, обманутые – сам лирический герой. В стихотворении «Любовь мертвеца» любовное чувство понимается как вечное, обещание, данное любимому человеку – как нерушимое. Граница между реальным миром – миром живых, и ирреальным – миром мёртвых – стирается.
    «Коснется ль чуждое дыханье
    Твоих ланит,
    Моя душа в немом страданье
    Вся задрожит.
    Случится ль, шепчешь, засыпая,
    Ты о другом,
    Твои слова текут, пылая,
    По мне огнём.
    Ты не должна любить другого,
    Нет, не должна…»
    «Любовь мертвеца», 1841
    В этом же произведении звучит ещё одна важная тема – тема покоя. Покуда лирического героя терзают душевные переживания, связанные с разлукой или неверностью любимой им дамы, покой невозможно обрести. Более того, лирический герой сознательно отказывается от этого.
    «Ты знаешь, мира и забвенья
    Не надо мне!»
    Даже переступив черту жизни, существуя в другом мире, лирический герой не может обрести душевное спокойствие – он обречён на вечные страдания, муки и невозможность исполнения надежд.
    Неоднократно звучат мотивы памяти о счастье минувших дней. Лирический герой не рвётся в бой, как рыцарь, желая вновь завоевать расположение дамы сердца. Он смирился с тем, что даже в любви не может найти некую стабильность.
    «И я бы мог быть счастлив; но зачем
    Искать условий счастия в былом! –
    Нет! я доволен должен быть и тем,
    Что зрел, как ты жалела о другом!»
    «К*** (О, не скрывай)», 1831.
    «Люблю в тебе я прошлое страданье
    И молодость погибшую мою».
    «Нет, не тебя я так пылко люблю», 1841.
    Измена мыслится как непростительное, как надругательство над настоящими чувствами. Но сквозь эту призму лирический герой осознаёт что, возможно, только его чувства были искренними:
    «Не знав коварную измену,
    Тебе я душу отдавал;
    Такой души ты знала ль цену?
    Ты знала — я тебя не знал!»
    «Нет, не тебя я так пылко люблю», 1841.
    Финальные строки звучат как некий итог, приговор, резкий, страшный, не подлежащий обжалованию. На самом деле в этих словах скрыто трагическое осознание того, что человек оказался вовсе не тем, каким его представлял лирический герой; что шанса на «узнавание» этого человека больше нет, да он и не нужен. Здесь – звенящее отчаяние и гордое сожаление не только о потраченном времени, но и о растраченных душевных силах, не реализовавшихся надеждах.
    Достаточно интересно стихотворение, написанное в 1831, когда поэту было 17 лет. Любовь показана как совершенно ненужное, даже негативное чувство, не стоящее вложенных усилий.
    «Любовь не красит жизнь мою.
    Она как чумное пятно
    На сердце, жжёт, хотя темно»
    «Пусть я кого-нибудь люблю», 1831.
    Лирический герой возвышается не только над реальным миром, но и над ирреальным миром эмоций. Он отгораживается, сознательно выбирая одиночество. Но ведь сознательно выбирая зло, зло перестаёт быть таковым для выбирающего, и это отчётливо видно в тексте стихотворения:
    «Живу — как неба властелин —
    В прекрасном мире — но один».
    У Лермонтова тема любви звучит и в произведениях ученического периода, и в стихотворениях зрелого этапа творчества. С 1838 года любовные переживания всё чаще дополняются философскими размышлениями. Любовь остаётся трагичной, а влюблённый герой – отчуждённым. Несоответствие мечты и действительности проникает и в сферу отношений, а бытовые и житейские неурядицы (измена или неверность возлюбленной) разрушают чувство Любви. Ценность настоящей, вечной любви утверждается благодаря контрасту между низменностью жизни, обречённостью отношений и Божественным, Космическим пониманием чувства.
    Данная очерк будет полезен ученикам 9 классов при поиске и подготовке материала к сочинению на тему «Тема любви в лирике Лермонтова».
    Тема любви в лирике Лермонтова, анализ любовного творчества для сочинения на эту тематику | источник

  12. Лирика Лермонтова
    План.
    Введение в лирику Лермонтова
    Любовь в лирике Лермонтова
    Основные мотивы лирики Лермонтова
    Человек и природа в лирике Лермонтова
    Лирический герой в лирике Лермонтова
    Список литературы
    I. Введение в лирику Лермонтова.
    В первых лирических произведениях Лермонтова, разумеется, в тех, в которых он особенно являлся русским и современным поэтом, виден избыток несокрушимой силы духа и богатырской силы в выражении; но в них уже нет надежды, и они поражают думу читателя безотрадностью, безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде жизни и избытке чувства.… Да, очевидно Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его лирическая поэзия – совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества. В тоже время Лермонтов не доверяет иллюзии счастья, постоянно думает о расплате за обман чувства и, оскорбленный разочарованием презирает существо, казавшееся прекрасным. Но все эти произведения были полны предчувствием силы и энергии поэта. Вряд ли во всей мировой литературе можно вспомнить такого столь же великого поэта. Перелистывая томики его сочинений, мы всегда проникаемся героическим духом его поэзии, ее неповторимым лирическим содержанием. Одним казалось, что лирические произведения Лермонтова угрюмы, другим, что они полны живостью и веселостью. Белинский говорил, что лирика Лермонтова перенаполнена глубокими его чувствами и составляет силу множества его вещей. В память о рано угасшей матери он написал своего “Ангела”
    Он душу младую в объятиях нес
    Для мира печали и слез.
    И звук его песни в душе молодой
    Остался без слов, но живой
    Лермонтов любил жизнь страстно, вдохновленный мыслями о Родине, мечтой о свободе, стремлением к действию, к подвигу.
    Чем старше он становился, тем все чаще соотносил субъективные переживания и ощущения с опытом и судьбою целого поколения, все чаще “объектировал” современную ему жизнь. Мир романтической лирики уступад место реальной лирике. Все чаще в лирику Лермонтова вторгались повседневная жизнь и конкретное время: глубокие идейные интересы и мертвящие застои общественной жизни.
    И все, что создано за тринадцать лет творчества, — это подвиг во имя свободы и Родины. И заключается он не только в прославлении бородинской победы, в строках “Люблю Отчизну я…” или в стихотворном рассказе “Мцыри”, но и в тех сочинениях, где не говорится прямо ни о Родине, ни о свободе, но говорится о судьбе поколения, о назначении поэта, об одиноком узнике, о бессмысленном кровопролитии, об изгнании, о пустоте жизни. Не только гениальный поэтический дар, но и великая устремленность, могучая творческая воля, непрестанное горение помогли ему наполнить творчеством каждый миг его жизни.
    II. Любовь в лирике Лермонтова.
    В лирике Лермонтова возможны гармония, любовь, искренность, сожаление, сознание значительности жизни. Лирика – один из миров Лермонтова, который он всегда носит в своей душе.
    “Любить, но кого же?…” Одиночество усиливало поиски “души родной”.
    Я не могу любовь определить,
    Но это страсть сильнейшая! –
    любить.
    Необходимость мне; и я любил
    Всем напряжением душевных сил.
    Лермонтов может с поразительной душевной щедростью написать: “Преданный Вам на весь вечер и на всю жизнь”, а может саркастически заметить: “Наши грамматики очень ошиблись, когда отнесли слова: доброта, нежность и снисходительность — к женскому роду, а гнев, сумасшествие и капризы – к мужскому и среднему”. В большинстве стихотворений Лермонтова о любви она является в трагическом облике. Кокетливая Екатерина Сушкова заставила испытать юношу всю жестокость неразделенной любви, похожей на обман. Наталия Иванова вызвала горечь, сознание напрасно растраченных чувств. Прелестная Мария Щербатова страдает сама:
    Среди ледяного,
    Среди беспощадного света
    В гордом покое насмешку и зло переносит, об этом Лермонтов написал стихотворение “На светские цепи…”. Но, несмотря на кратковременные увлечения, неизменно, всю жизнь Лермонтов любил Варвару Александровну Лопухину. Но судьба разлучила их: вынужденный навсегда покинуть Москву, поэт потерял и любимую: в 1835 году Варенька вышла замуж за Н. Ф. Бахметева -–вышла, как Татьяна Ларина, от безнадежности своей любви к Лермонтову. В последние недели жизни рядом с Лермонтовым была его кузина Катя Быховец, любившая его, как родного брата. В письме написанном уже после гибели поэта, она вспоминала: “Он мне всегда говорил, что ему жизнь ужасно надоела, судьба его так гнала, государь не любил его, великий князь ненавидел, не могли его видеть, — и тут еще любовь: он и меня оттого любил, что находил сходства в нас, и о ней его любимый разговор был. Так родилось одно из последних стихотворений поэта – “Молитва”. Лермонтов определял в стихах судьбу поэта в любом государстве, где подавлялась личность и царствует невежество и бездуховность. Эти стихи – это отношение М. Ю. Лермонтова к действительности поэзии.
    III. Основные мотивы лирики Лермонтова.
    М. Ю. Лермонтов – духовный приемник Пушкина. Он отражал в своих произведениях размышления о своем поколении, о времени, о себе, о Родине. Все стихи поэта рождались из “пламя и света”, т.е. из бури чувств и напряженно вьющийся мысли. Так как большинство произведений Лермонтова написаны в годы реакции, многие из них проникнуты горечью одиночества, сознанием того, что его современники живут бесцельно. Об этом Лермонтов пишет в стихотворении “Дума”. Говоря, что будущее его поколения “иль пусто, иль темно”, Лермонтов уточняет: “Богаты мы, едва из колыбели, ошибками отцов и поздним их умом”. Этот вывод тяжел для поэта, потому что отцы – декабристы. И отказ от их идеалов, отсутствие всяких стремлений позорны. Люди, которые “в начале поприща… вянут без борьбы”, не могут быть полезны. Для Лермонтова такие люди “толпа угрюмая”. Поэт жалеет, что гибнут лучшие силы современников. Он осуждает их бездействие, предрекает их бесславную кончину и презрение потомков. Но Лермонтов видит и других людей. Он понимает, что борющегося, честного человека ждут трудности и лишения. Трагедия передовой мыслящей личности отражена в стихотворении “Смерть поэта”. Это стихотворение обличительно, это страстный протест, негодование бушующий гнев, обращенный против убийц, медленно и хладнокровно травящих “свободный, смелый дар”. Здесь и безутешная горечь друзей не сумевших защитить “сердца вольного”, вовремя разглядеть опасность, и страстная угроза, и приговор “свободы, гения и славы палачам”. В этом стихотворении перед нами витает во весь рост Лермонтов-бунтарь, преемник традиций Пушкина. Стихотворение “Смерть поэта” очень близко по теме и по настроению другое – “Как часто пёстрою толпою окружен…”. Беспощадно и презрительно характеризует Лермонтов завсегдатаев светских салонов, их лица – это “приличьем стянутые маски”. Поэт чувствует себя одиноким среди них. Возвращаясь мыслями к детству, он как бы отдыхает душой. Но тем страшнее его пробуждение, тем яростнее и непримиримее становится его бунт против фальши и духовной нищеты, царящих в окружающем мире. Поэт находится в постоянном конфликте с обществом. Эта борьба и порождает стихотворения – Отповеди. (“Безумец я! Вы правы!…”), размышления о смысле жизни (“И скучно, и грустно”), о назначении поэта (“Поэт”). Волнуют Лермонтова и мысли о войне. Лирический герой стихотворения “Я к вам пишу: случайно, право…” размышляет о ненужности, нелепости жертв на земле, где “под небом места много всем!”. Эти раздумья образованного честного человека о несправедливости захватнической войны. Но к войне освободительной у Лермонтова иное отношение. Недаром в “Бородино” повествование ведется от лица простого солдата. С какой любовью изображены обыкновенные артиллеристы, объединение единым чувством патриотизма! Глубокий, мыслящий человек, Лермонтов не мог не увидеть решающей роли простого народа в победе над французами. И поэтому “Бородино” – памятник русским солдатам. Много стихотворений посвятил Лермонтов теме Родины. Во все времена поэты обращались к этой теме: одни восславляли победы над врагами, другие – родную природу. Особенно остро размышляет Лермонтов о судьбе Родины в дни гонений. Он бесконечно любит ее и одновременно ненавидит. В стихотворении “Тучи” Лермонтов сначала сопоставляет себя с тучками, а потом противопоставляет себя им. У тучек не родины, а поэтому очень жаль расставаться с “милым севером”, с местами, где остаются его друзья и единомышленники. Но в стихотворении “Прощай, немытая Россия…” совершенно иное настроение. Лермонтов, свободный и гордый, не может жить в “стране рабов, стране господ”, быть под постоянным надзором властей. И ненавидит Россию безропотную, покорную, в которой царят беззаконие и произвол. Итогом многолетних раздумий является стихотворение “Родина”. Взгляд поэта точный, искренний, демократичный. Понятие Родины связанно у Лермонтова, прежде всего с понятием народа, труда, с родной природой. Лирический герой Лермонтова, счалив видеть “степей холодное молчанье”, “лесов безбрежных колыханье”, “разливы рек ее подобные морям”, “И на холме средь желтой нивы чету белеющих берез”. Он рад показать нам “полное гумно” — признак крестьянского благополучия, простые предметы быта, “избу покрытую соломой”, “с резными ставнями окно”, — складывающиеся в образ родного края. Таковы основные мотивы лирики Лермонтова. Стихи поэта будили мысль о передовых людях его поколения, воспитывали истинных патриотов.
    IV. Человек и природа в лирике Лермонтова.
    Одна из ведущих тем творчества М. Ю. Лермонтова – тема одиночества. Обычно мы сравниваем это с мрачной эпохой, в которую ему довелось жить, со светской средой, в которой он вращался. Принято противопоставлять “образы бездушных людей”, принадлежавших к светскому обществу, светлому миру природы, как вместилищу этических ценностей, олицетворению “естественного добра”, противостоящего “историческому свету”. В стихотворении “как часто пестрою толпою окружен…”, построенному на контрасте – “приличьем стянутые маски” и “родные места” поэта – природа названа “царством дивным”:
    Зеленой сетью трав подернут спящий пруд.
    А за прудом село дымится – и встают
    Вдали туманы над полями
    Эти картины оживляют душу Лермонтова: “… я плачу и люблю”. Казалось бы, вот она – гармония, которую так тщетно ищет Лермонтов в мире людей, гармония – в единении с природой. Но, перечитывая внимательно страницы лирических стихотворений М. Ю. Лермонтова, невольно замечаешь, что у его лирического героя нет полного слияния с природой, и чаще всего чувства мучительного одиночества охватывает его и наедине с природой. Это воплощено в своеобразных пейзажных зарисовках, в которых чувствуется затаенная боль поэта. В стихах возникает образ сосны, тоскующей о пальме, одинокого утеса, от которого умчалась “тучка золотая”, одинокого паруса, одинокого дубового листка, оторвавшегося от “ветки родимой” и нигде не находящего приюта. Пейзажная лирика раскрывает еще одну грань раздумий Лермонтова – о роли природа в духовной жизни человека. В стихотворении “Когда волнуется желтеющая нива…” лирический герой испытывает умиротворяющее воздействие “румяного вечера”, “златого утреннего часа”, когда “волнуется желтеющая нива”, кивают головками ландыши, играет по оврагу ключ, свежий лес шумит при звуке ветерка. Для создания картин идеальной красоты поэт использует эмоциональные эпитеты: сладостный листок, душистая роса, приветливое кивание ландыша, таинственная сага, мирный край. Все средства изобразительности направлены на то, чтобы показать поэтичность и вместе с тем успокоительное воздействие природы на человека:
    Тогда смиряется души моей тревога,
    Тогда расходятся морщины на челе, —
    И счастье я могу постигнуть на земле.
    Природа в стихотворениях Лермонтова полна одушевления, огромной таинственной жизни. Сознавая трагический характер своего одиночества, поэт не может ощутить полного слияния с природой. С особенной выразительностью это раскрывается в стихотворении “Выхожу один я на дорогу”, принадлежащий к числу наиболее проникновенных созданий лермонтовской лирики. Блаженство умиротворения, которое царствует в природе, тихой беседе звезд, спокойному сну земли “в сиянье голубом” Лермонтов противопоставляет взволнованный мир человеческих чувств, муку неустанных вопросов, входящих в противоречие с гармонией вселенной:
    Жду ль чего? Жалею ли о чем?
    Уж не жду от жизни ничего я,
    И не жаль мне прошлого ничуть.
    Перекличка вопросов и ответов придает особую тональность стихотворению. Слова, звучащие, казалось бы, безнадежно, не означают, однако, отказа от жизни. При всей тяжести существования, при всех ударах судьбы поэт противится холодному сну могилы. Еще дремлют в груди его силы жизни, еще дорог ему сладкий голос песен. Сквозь торжественную и чудную тишину небес раздается голос поэта, протестующего против вечного сна, который ему словно предлагается засыпающей природой. Эта мысль о разобщенности природы и человека остро выражена в стихотворении “Три пальмы”, где она приобретает неожиданно современный оттенок. Все мы сегодня обеспокоены варварским отношением человека к природе. В стихотворении “Три пальмы” человек предстает как разрушитель, он вносит в мир страдания и гибель:
    По корням упругим топор застучал
    И пали без жизни питомцы столетий.
    Это итог вражды человека с природой. В этом противостоянии Лермонтов на стороне природы, он не может понять человека и осуждает его. Так многообразно раскрываются в лирике М. Ю. Лермонтова мысль о взаимозависимости человека и природы.
    V. Лирический герой в лирике Лермонтова.
    Особенностью лирики Лермонтова, на мой взгляд, является внутреннее единство лирического героя. Герой постепенно меняется, “движется”, но движение это значительно замедлено по сравнению с развитием лирических героев других поэтов ХIХ века. К концу творчества в лирике Лермонтова все чаще появляется образ простого, обычного, усталого человека, совсем непохожего на героя ранней лирики. Однако между этими героями существует тесная связь, обусловленная сохранением основных мотивов, тем лирики, которые пронизывают все творчество поэта и формируют образ его героя.
    Лирика Лермонтова наряду с поэзией Жуковского и ранним творчеством Пушкина явилась взлетом русского романтизма. Это обусловлено тем, что лермонтовский лирический герой – герой романтический. Он наделен всеми отличительными чертами романтика – он борец, страдалец, мятежник, поэт, любовник, даже пророк… Однако особенно сильна в образе романтического героя Лермонтова тема одиночества:
    Одинок я – нет отрады:
    Стены голые кругом
    Одиночество приобретает самые разные черты: это и заточение, и любовное одиночество, появляющееся во многих любовных стихотворениях, и одиночество человека в мире:
    … Одиноко
    Он стоит, задумался глубоко,
    И тихонько плачет он в пустыне.
    Во многих стихотворениях (“Дума”, “И скучно и грустно…”) появляется идея принципиального одиночества личности, связанная с темой поколения в целом. Здесь мы сталкиваемся с одной из основных идей Лермонтова – идеей разрушающей душу рефлексии, болезни, убивающей, по мнению Лермонтова, все его поколение в целом и замыкающей личность на себе самой, обрекая ее на одиночество.
    Лучшее, что есть в человеке, — его чувства – “исчезают при слове рассудка; рефлексия убийственна для чувств и веры. Автор причисляет свое лирическое “я” к “заблудшему” поколению, тем самым, сравнивая лирического героя с “плодом, до времени созрелым”. Тема ранней смерти – традиционная тема романтической литературы, но Лермонтов вносит в нее нечто свое: он пишет не о ранней физической смерти, а о смерти самого романтического чувства, смерти, вызванной, прежде всего неверием и отсутствием цели, отсутствием борьбы:
    К добру и злу постыдно равнодушны
    В начале поприща мы вянем без борьбы.
    Мотив борьбы – важнейший мотив всей мировой, романтической литературы – получил у Лермонтова разнообразное развитие. Борьба является сущностью романтической натуры, ее основой: парус борется с враждующей стихией, а стоит буре смолкнуть – парус сам начинает искать и “просить” бури, потому что он “не ищет счастья” и “не от счастия бежит”.
    Внутренний разлад в человеке, разлад, о котором мы говорили в связи с темой разрушительной рефлексии, также не может не порождать конфликта и борьбы в душе человека. В стихотворении “Как часто пестрою толпою окружен…” Лермонтов противопоставляет внутренний мир своего лирического героя внешнему реальному миру, одетому в маску. Образ маски и маскарада вообще появляется у Лермонтова очень часто, символизируя ложность и, главное, бездуховность мира, в котором существует лирический герой. Тема Веры и безверия тесно связана с темой борьбы. Романтический герой Лермонтова бросает упрек богу в несовершенстве мира. Демонический и романтический герой поэм “Демон” и “Мцыри” отрицают Бога, не принимая мира, в котором живут. Однако Лермонтов, видевший причину “блуждающей” личности именно в неверии, в отсутствии идеалов, не мог не привести романтическую личность к согласию с Богом. Именно поэтому лермонтовский лирический герой находит в мире нечто такое, что примиряет его с небесами. Для лирического стихотворения “Когда волнуется желтеющая нива…” таким примиряющим началом становится природа.
    В других стихотворениях Лермонтова романтическим героем – борцом становится Наполеон. Образ вечного бунтаря, познавшего вершину власти и глубочайшее падение, традиционен для русской романтической лирики. В Наполеоне для Лермонтова сочетались все черты романтического героя: бунтарство, бегство, изгнание, борьба со всеми – и одиночество героя, как личности.
    В русской литературе традиционно взаимоотношения поэта и толпы воспринимались как неизбежный конфликт. Сама же тема занимала почетное место в лирике любого автора, причем образ поэта всегда был сближен с образом романтического героя. Не исключение здесь и Лермонтов, однако, разрешение конфликта поэта и толпы у него очень своеобразное. Если толпа традиционно наделялась эпитетом “чернь”, “глухая”, “бездушная”, а в сердце ее вселялась корысть, бездуховная приземленность, то образ поэта сближался с образом пророка, певца, изгнанника. Лермонтов решает конфликт иначе. С одной стороны, он более уважительно изображает саму толпу. С другой – он в стихотворении “Поэт” 1838 года представляет читателю два типа поэтов, утверждая, что каждый век, каждая “толпа” рождает “своего” поэта, что поэт един с “толпой”, он нужен толпе – и толпа нужна ему. Презрение к толпе Лермонтов называет той “ржавчиной”, которая разъедает сияющий клинок его таланта. Лермонтовский поэт – совершенно особый тип лирического героя. В конфликте поэта с миром автор пытается сохранить объективность, не встает однозначно на сторону поэта. В конце творчества появляется “осмеянный пророк”, где образ поэта, не выполнившего своего назначения, полностью лишается авторских симпатий.
    В целом же, как уже говорилось, к концу творчества все чаще и чаще в лермонтовской лирике начинает появляться совершенно новый тип героя, только на первый взгляд отличающийся от типично лермонтовского. Новый образ человека простого, обыкновенного и усталого, появляющийся в стихотворениях “Валерик”, “Родина”, “Завещание”, “Соседка”, “Выхожу один я на дорогу…”, глубокими корнями связан с лермонтовским лирическим героем. Старые мотивы героизма, любви, разлуки, свободы получают новое звучание: героизм рассказчика в “Бородино” становится практически будничным, романтическая разлука уступает место наказу другу “все ей рассказать”; лексика романтическая сменяется сниженной, прозаической; тема свободы остается, но связывается это понятие уже не с борьбой, а с покоем (“я ищу свободы и покоя!”)
    Таким образом, мы видим, что все отдельные черты лирического героя, все их изменение подчинено внутреннему, глубокому единству этого героя.
    Список литературы:
    М. А. Снежевская – “Хрестоматия по литературе”.
    Г. И. Беленький – “Справочный материал по литературе”.
    В. Г. Белинский – “Избранные статьи”.
    В. Г. Маранцман – “Литература”.
    В. Б. Дружинин “Избранные статьи”

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *