Структура сочинения-рассуждения 15.2 1. Тезис. 2. Аргумент – пример 1 + комментарий. 3. Аргумент – пример 2 + комментарий. 4. Заключение (по тезису). 1. Тезис – это мысль, которую нужно доказать. В тезисе нужно коротко сформулировать своё понимание смысла указанного фрагмента.
Ваша задача – объяснить смысл заданных строк. Обычно в задании дана цитата, которая содержит идею, основную мысль, текста, и дать объяснение не составит труда.
При написании вступления можно использовать следующие речевые клише:
Смысл последних строк текста говорит нам о том, что…
Текст заканчивается словами: «…». На мой взгляд, речь идет о том, что…
Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что …
Автор данного текста привлекает читателя к размышлению над вопросом…
По моему мнению, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем: …
В этом отрывке автор говорит о том, что…
Смысл данного отрывка я понимаю так: …
В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что…
Не лишним будет употребление вводных слов: я думаю, я считаю, на мой взгляд, по моему мнению, мне кажется, я убеждён и т.д. 2. Основная часть – доказательства (аргументы) + примеры из текста.
В основной части аргументируется тезис. Необходимо привести 2 примера-аргумента из указанного текста. Примеры должны
соответствовать тезису;
иллюстрировать мнение о смысле цитаты.
Для включения в сочинение примеров-аргументов можно использовать следующие речевые клише:
Попробую доказать справедливость своего суждения.
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложениям …
Это подтверждают предложения …
Проиллюстрировать это мнение можно на примере текста (автор).
Предложение … подтверждает мысль о том, что…
Своё мнение могу доказать на таком примере из текста.
Возможно использование вводных слов во-первых, во-вторых. 3. Вывод.
Задача вывода – подвести итог размышлению, завершить работу, еще раз обратив внимание на самую главную мысль. Вывод должен быть логичным, не противоречащим предыдущему высказыванию
В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу.
Пример сочинения-рассуждения 15.2
(1)По дому плавали запахи и крики. (2)Надежда накрывала стол и ругалась с Оксаной, которая находилась в ванной и отвечала через стену. (3)Слов не было слышно, но Корольков улавливал смысл конфликта. (4)Конфликт состоял в том, что Надежда хотела сидеть за столом вместе с молодёжью, а Оксана именно этого не хотела и приводила в пример других матерей, которые не только не сидят за столом, но даже уходят из дома. (5)Надежда кричала, что она потратила неделю на приготовление праздничного стола и всю прошлую жизнь на воспитание Оксаны и не намерена сидеть на кухне, как прислуга. (6)Корольков лежал у себя в комнате на диване и думал о том, что Оксана не умеет разговаривать с матерью, а Надежда — с дочерью. (7)Она командует, унижая её. (8)И они зажигаются друг о друга, как спичка о коробок. (9)Корольков знал по себе: от него тоже можно чего-то добиться только лестью. (10)Лесть как бы приподнимала его возможности, и он стремился поднять себя до этого нового и приятного ему предела.
(11)Отворилась дверь, и вошла Оксана в длинной новой кофте в стиле «ретро», или, как она называла, «ретрухи».
– (12)Пап, ну скажи ей, — громко пожаловалась Оксана. — (13)Чего она мне нервы мотает?
– (14)Как ты разговариваешь с матерью? — одёрнул Корольков.
– (15)Ну, пап. (16)Ну, чего она сядет с нами? (17)Я всё время буду в напряжёнке. (18)Она вечно что-нибудь ляпнет, и всем неудобно…
– (19)Что значит «ляпнет»?
– (20)Ну, не ляпнет. (21)Произнесёт тост за мир во всём мире. (22)Или начнёт обращать на меня внимание… (23)Или начнёт всем накладывать на тарелки, как будто голод…
– (24)Довольно-таки противно тебя слушать, — объявил Корольков. — (25)Ты говоришь, как законченная эгоистка.
– (26)Но ведь мой день рождения. (27)Мне же шестнадцать лет. (28)Почему в этот день нельзя сделать так, как я хочу?
(29)Корольков посмотрел с тоской на её чистенькое новенькое личико с новенькими ярко-белыми зубами и подумал, что её перелюбили в детстве и теперь придётся жать то, что посеяли. (30)Он понимал, что нужен был дочери не тогда, когда носил её на руках и посещал в оздоровительном детском лагере. (31)А именно теперь, в шестнадцать лет, когда закладывается фундамент всей дальнейшей жизни. (32)И не амбулаторно, как говорят врачи, — пришёл, ушёл. (33)А стационарно. (34)Каждый день. (35)Чтобы не пропустить возможных осложнений. (36)А осложнения, как он понимал, неизбежны.
(37)Позвонили в дверь. (38)Оксану как ветром сдуло вместе с её неудовольствием, и через секунду послышался её голос — тугой и звонкий, как струя, пущенная под напором. (39)С ней было всё в порядке. (40)Впереди праздник, и жизнь — как праздник.
2) выяснить значение слов: киноварь, чернь. (Для справок: Киноварь – минерал красного цвета (сернистая ртуть), сырье для получения ртути, а также краска из этого минерала; Чернь –
1. Гравировка на металле (серебре, золоте), штрихи которой заполнены черным металлическим сплавом.;
2. Изделия (преимущественно серебро) с такой гравировкой (Словарь русского языка. Авт. С.И. Ожегов). Работа с текстом
– Прежде чем приступать к анализу текста, вспомним, что такое тема, проблема, идея текста. (Тема – предмет речи; проблема – вопрос, требующий исследования; идея -основная мысль текста).
– Теперь прочитаем текст К.Паустовского.
Какая картина вам представляется в процессе чтения? Озвучена ли эта картина? (Осень, ясная солнечная погода, золотые деревья, журавли, медленно летящие по небу. Картина озвучена: читатель слышит тонкие переливчатые звуки, заполняющие все пространство).
Клише, которые будут использовать учащиеся, создавая текст сочинения-
рассуждения: Когда читаешь текст К.Паустовского, сразу представляешь себе…
… Такую картину рисует К. Паустовский… – Какова тема текста? (Этот текст о шедеврах природы.)
Клише, помогающие сформулировать тему: Этот текст о… Как часто мы видим…, слышим…, находим… Этот текст автор посвятил совершенным произведениям природы. – Какую проблему ставит автор текста? (Что можно считать настоящим шедевром?)
Клише, которые будут использовать учащиеся при формулировке проблемы:
… Над этой проблемой задумывается автор… Автор привлекает читателя к размышлению над вопросом……
– Какова цель автора текста? К какому стилю речи можно отнести этот текст? (Перед нами художественный текст. Цель автора – создать художественные образы осени, журавлиного полета и с помощью этих образов убедить читателя в том, что шедевры бывают не только в искусстве, но и в природе).
– Как автор создает образы? Какие они (зрительные, звуковые, обонятельные, осязательные)? Какие языковые средства помогают создать эти образы? (С самого начала автор заставляет читателя услышать неожиданные звуки и посмотреть на небо. Курлыканье журавлей напоминает звон воды, наливаемой в сосуд из тонкого стекла. Мелодия, которую слышит рассказчик, не монотонна: глаголами булькала, позванивала, журчала и отглагольными существительными плеск, переливы передается все разнообразие звуков, доносящихся до повествователя.
Метафорой затихающий небесный звон автор выражает восторг, вызванный божественно великолепным пением улетающих на юг птиц.
Рассказчик не описывает самих журавлей, но глаголы шли, тянули, летели помогают читателю представить плавное, мерное движение птиц. И эпитет величавый, которым автор определяет перелет журавлей, усиливает это представление.
Рисуя осень, автор обращает внимание читателя на зрительные образы. Достаточно одной метафоры (солнце играло трепещущим золотом в затонах Оки), чтобы мы увидели, как осеннее солнце отражается в широких заливах реки, как легкий ветерок создает рябь на воде. Чтобы убедить читателя в том, что природа тоже может создавать совершенные творения, автор сравнивает осенний лист с тончайшим слитком из золота и бронзы, обрызганным киноварью и чернью. Это сравнение помогает читателю увидеть цвета осени: золотой, бронзовый, темно-красный, черный. Прилагательным превосходной степени тончайший подчеркивается мастерство природы, создавшей осенний лист.
Но читатель не только видит осенние листья, слышит прекрасные звуки – он вдыхает отдающий вином осенний воздух. Благодаря созданным образам читатель воспринимает картину целостно.
Предлагаем учащимся такие клише: Цель автора – с помощью созданных им образов убедить читателя… Сочетание образов помогает читателю воспринять картину целостно… Глаголы и отглагольные существительные передают разнообразие звуков… Метафорой автор выражает восторг… Глаголы помогают читателю представить… Эпитетом определяется… С помощью метафоры автор создает образ… Осенний лист сравнивается… Прилагательным превосходной степени подчеркивается… – Как автор решает проблему? Какова идея текста? В каком предложении выражена главная мысль текста? (По мнению автора, шедевром можно считать то, что совершенно и безукоризненно, то, что вызывает восхищение. К.Паустовский прибегает к лексическому повтору слова смотрел в третьем и пятом абзацах (предложения 8, 10,13), для того чтобы показать, что величавый полет и курлыканье журавлей одинаково завораживающе действуют и на рассказчика, и на шофера грузовика. На риторический вопрос автора (Разве не шедевр этот крик журавлей и их величавый перелет по неизменным в течение многих тысячелетий воздушным дорогам?) любой читатель ответит утвердительно. Природа тоже может создавать шедевры – в этом убеждает нас Паустовский. Эта мысль выражена в предложении 18. Прибегая к олицетворению, автор одушевляет природу, наделяет ее чертами искусного мастера, равнодушного к восторгам и похвалам. Но творения природы все равно вызывают наше восхищение, и это чувство автор передает риторическим восклицанием Да что говорить!)
Клише, которые помогут сформулировать главную мысль текста: Автор считает, что… По мнению автора… В этом предложении выражена главная мысль текста. В этом убеждает нас Паустовский. Чтобы показать завораживающее действие, Паустовский прибегает к лексическому повтору… На риторический вопрос можно ответить только утвердительно. Автор прибегает к олицетворению, наделяя природу чертами… Восторженное отношение автора к… передается риторическим восклицанием… – Каково ваше отношение к позиции автора?
Слушая высказывания учеников, обращаем внимание на корректность и доказательность этих высказываний.
Клише, которые помогут перейти к формулировке собственного мнения: С автором текста трудно спорить… Автор текста прав в…, однако мысль о… вызывает сомнение… С автором можно согласиться лишь частично:…
Структура сочинения-рассуждения 15.2
1. Тезис.
2. Аргумент – пример 1 + комментарий.
3. Аргумент – пример 2 + комментарий.
4. Заключение (по тезису).
1. Тезис – это мысль, которую нужно доказать. В тезисе нужно коротко сформулировать своё понимание смысла указанного фрагмента.
Ваша задача – объяснить смысл заданных строк. Обычно в задании дана цитата, которая содержит идею, основную мысль, текста, и дать объяснение не составит труда.
При написании вступления можно использовать следующие речевые клише:
Смысл последних строк текста говорит нам о том, что…
Текст заканчивается словами: «…». На мой взгляд, речь идет о том, что…
Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что …
Автор данного текста привлекает читателя к размышлению над вопросом…
По моему мнению, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем: …
В этом отрывке автор говорит о том, что…
Смысл данного отрывка я понимаю так: …
В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что…
Не лишним будет употребление вводных слов: я думаю, я считаю, на мой взгляд, по моему мнению, мне кажется, я убеждён и т.д.
2. Основная часть – доказательства (аргументы) + примеры из текста.
В основной части аргументируется тезис. Необходимо привести 2 примера-аргумента из указанного текста. Примеры должны
соответствовать тезису;
иллюстрировать мнение о смысле цитаты.
Для включения в сочинение примеров-аргументов можно использовать следующие речевые клише:
Попробую доказать справедливость своего суждения.
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложениям …
Это подтверждают предложения …
Проиллюстрировать это мнение можно на примере текста (автор).
Предложение … подтверждает мысль о том, что…
Своё мнение могу доказать на таком примере из текста.
Возможно использование вводных слов во-первых, во-вторых.
3. Вывод.
Задача вывода – подвести итог размышлению, завершить работу, еще раз обратив внимание на самую главную мысль. Вывод должен быть логичным, не противоречащим предыдущему высказыванию
В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу.
Пример сочинения-рассуждения 15.2
(1)По дому плавали запахи и крики. (2)Надежда накрывала стол и ругалась с Оксаной, которая находилась в ванной и отвечала через стену. (3)Слов не было слышно, но Корольков улавливал смысл конфликта. (4)Конфликт состоял в том, что Надежда хотела сидеть за столом вместе с молодёжью, а Оксана именно этого не хотела и приводила в пример других матерей, которые не только не сидят за столом, но даже уходят из дома. (5)Надежда кричала, что она потратила неделю на приготовление праздничного стола и всю прошлую жизнь на воспитание Оксаны и не намерена сидеть на кухне, как прислуга. (6)Корольков лежал у себя в комнате на диване и думал о том, что Оксана не умеет разговаривать с матерью, а Надежда — с дочерью. (7)Она командует, унижая её. (8)И они зажигаются друг о друга, как спичка о коробок. (9)Корольков знал по себе: от него тоже можно чего-то добиться только лестью. (10)Лесть как бы приподнимала его возможности, и он стремился поднять себя до этого нового и приятного ему предела.
(11)Отворилась дверь, и вошла Оксана в длинной новой кофте в стиле «ретро», или, как она называла, «ретрухи».
– (12)Пап, ну скажи ей, — громко пожаловалась Оксана. — (13)Чего она мне нервы мотает?
– (14)Как ты разговариваешь с матерью? — одёрнул Корольков.
– (15)Ну, пап. (16)Ну, чего она сядет с нами? (17)Я всё время буду в напряжёнке. (18)Она вечно что-нибудь ляпнет, и всем неудобно…
– (19)Что значит «ляпнет»?
– (20)Ну, не ляпнет. (21)Произнесёт тост за мир во всём мире. (22)Или начнёт обращать на меня внимание… (23)Или начнёт всем накладывать на тарелки, как будто голод…
– (24)Довольно-таки противно тебя слушать, — объявил Корольков. — (25)Ты говоришь, как законченная эгоистка.
– (26)Но ведь мой день рождения. (27)Мне же шестнадцать лет. (28)Почему в этот день нельзя сделать так, как я хочу?
(29)Корольков посмотрел с тоской на её чистенькое новенькое личико с новенькими ярко-белыми зубами и подумал, что её перелюбили в детстве и теперь придётся жать то, что посеяли. (30)Он понимал, что нужен был дочери не тогда, когда носил её на руках и посещал в оздоровительном детском лагере. (31)А именно теперь, в шестнадцать лет, когда закладывается фундамент всей дальнейшей жизни. (32)И не амбулаторно, как говорят врачи, — пришёл, ушёл. (33)А стационарно. (34)Каждый день. (35)Чтобы не пропустить возможных осложнений. (36)А осложнения, как он понимал, неизбежны.
(37)Позвонили в дверь. (38)Оксану как ветром сдуло вместе с её неудовольствием, и через секунду послышался её голос — тугой и звонкий, как струя, пущенная под напором. (39)С ней было всё в порядке. (40)Впереди праздник, и жизнь — как праздник.
2) выяснить значение слов: киноварь, чернь.
(Для справок: Киноварь – минерал красного цвета (сернистая ртуть), сырье для получения ртути, а также краска из этого минерала;
Чернь –
1. Гравировка на металле (серебре, золоте), штрихи которой заполнены черным металлическим сплавом.;
2. Изделия (преимущественно серебро) с такой гравировкой (Словарь русского языка. Авт. С.И. Ожегов).
Работа с текстом
– Прежде чем приступать к анализу текста, вспомним, что такое тема, проблема, идея текста. (Тема – предмет речи; проблема – вопрос, требующий исследования; идея -основная мысль текста).
– Теперь прочитаем текст К.Паустовского.
Какая картина вам представляется в процессе чтения? Озвучена ли эта картина? (Осень, ясная солнечная погода, золотые деревья, журавли, медленно летящие по небу. Картина озвучена: читатель слышит тонкие переливчатые звуки, заполняющие все пространство).
Клише, которые будут использовать учащиеся, создавая текст сочинения-
рассуждения:
Когда читаешь текст К.Паустовского, сразу представляешь себе…
… Такую картину рисует К. Паустовский…
– Какова тема текста? (Этот текст о шедеврах природы.)
Клише, помогающие сформулировать тему:
Этот текст о…
Как часто мы видим…, слышим…, находим… Этот текст автор посвятил совершенным произведениям природы.
– Какую проблему ставит автор текста? (Что можно считать настоящим шедевром?)
Клише, которые будут использовать учащиеся при формулировке проблемы:
… Над этой проблемой задумывается автор…
Автор привлекает читателя к размышлению над вопросом……
– Какова цель автора текста? К какому стилю речи можно отнести этот текст? (Перед нами художественный текст. Цель автора – создать художественные образы осени, журавлиного полета и с помощью этих образов убедить читателя в том, что шедевры бывают не только в искусстве, но и в природе).
– Как автор создает образы? Какие они (зрительные, звуковые, обонятельные, осязательные)? Какие языковые средства помогают создать эти образы? (С самого начала автор заставляет читателя услышать неожиданные звуки и посмотреть на небо. Курлыканье журавлей напоминает звон воды, наливаемой в сосуд из тонкого стекла. Мелодия, которую слышит рассказчик, не монотонна: глаголами булькала, позванивала, журчала и отглагольными существительными плеск, переливы передается все разнообразие звуков, доносящихся до повествователя.
Метафорой затихающий небесный звон автор выражает восторг, вызванный божественно великолепным пением улетающих на юг птиц.
Рассказчик не описывает самих журавлей, но глаголы шли, тянули, летели помогают читателю представить плавное, мерное движение птиц. И эпитет величавый, которым автор определяет перелет журавлей, усиливает это представление.
Рисуя осень, автор обращает внимание читателя на зрительные образы. Достаточно одной метафоры (солнце играло трепещущим золотом в затонах Оки), чтобы мы увидели, как осеннее солнце отражается в широких заливах реки, как легкий ветерок создает рябь на воде. Чтобы убедить читателя в том, что природа тоже может создавать совершенные творения, автор сравнивает осенний лист с тончайшим слитком из золота и бронзы, обрызганным киноварью и чернью. Это сравнение помогает читателю увидеть цвета осени: золотой, бронзовый, темно-красный, черный. Прилагательным превосходной степени тончайший подчеркивается мастерство природы, создавшей осенний лист.
Но читатель не только видит осенние листья, слышит прекрасные звуки – он вдыхает отдающий вином осенний воздух. Благодаря созданным образам читатель воспринимает картину целостно.
Предлагаем учащимся такие клише:
Цель автора – с помощью созданных им образов убедить читателя…
Сочетание образов помогает читателю воспринять картину целостно…
Глаголы и отглагольные существительные передают разнообразие звуков…
Метафорой автор выражает восторг…
Глаголы помогают читателю представить…
Эпитетом определяется…
С помощью метафоры автор создает образ…
Осенний лист сравнивается…
Прилагательным превосходной степени подчеркивается…
– Как автор решает проблему? Какова идея текста? В каком предложении выражена главная мысль текста? (По мнению автора, шедевром можно считать то, что совершенно и безукоризненно, то, что вызывает восхищение. К.Паустовский прибегает к лексическому повтору слова смотрел в третьем и пятом абзацах (предложения 8, 10,13), для того чтобы показать, что величавый полет и курлыканье журавлей одинаково завораживающе действуют и на рассказчика, и на шофера грузовика. На риторический вопрос автора (Разве не шедевр этот крик журавлей и их величавый перелет по неизменным в течение многих тысячелетий воздушным
дорогам?) любой читатель ответит утвердительно. Природа тоже может создавать шедевры – в этом убеждает нас Паустовский. Эта мысль выражена в предложении 18. Прибегая к олицетворению, автор одушевляет природу, наделяет ее чертами искусного мастера, равнодушного к восторгам и похвалам. Но творения природы все равно вызывают наше восхищение, и это чувство автор передает риторическим восклицанием Да что говорить!)
Клише, которые помогут сформулировать главную мысль текста: Автор считает, что…
По мнению автора…
В этом предложении выражена главная мысль текста.
В этом убеждает нас Паустовский.
Чтобы показать завораживающее действие, Паустовский прибегает к лексическому повтору…
На риторический вопрос можно ответить только утвердительно. Автор прибегает к олицетворению, наделяя природу чертами… Восторженное отношение автора к… передается риторическим восклицанием… – Каково ваше отношение к позиции автора?
Слушая высказывания учеников, обращаем внимание на корректность и доказательность этих высказываний.
Клише, которые помогут перейти к формулировке собственного мнения:
С автором текста трудно спорить…
Автор текста прав в…, однако мысль о… вызывает сомнение…
С автором можно согласиться лишь частично:…