Сочинение рассуждение на тему рыцарь вася

2 варианта

  1. Цели:
    выявить личностное восприятие текста; помочь
    осознанию чувства, которое возникает после
    прочтения; обучать интерпретации текста;
    воспитывать: любовь к ближнему, мужество,
    благородство, доброту, взаимопонимание.
    Оборудование: выставка рисунков
    учеников, словари В.И. Даля, С.И. Ожегова,
    литературных имён; музыкальный фон. Запись
    словаря на доске: Ричард, Айвенго, Дон Кихот.
    Музыкальный фон: Ричард Клайдерманн
    «Лунная соната» в современной оранжировке.
    Опережающее домашнее задание: предварительные
    читательские отзывы о рассказе, рисунки,
    эпиграфы к рассказу, суперобложка.
    Мужество – это обладание
    серединой между страхом и отвагой.
    Аристотель
    ХОД УРОКА
    1. Сообщение учителя о писателе. Ю.Я.
    Яковлев – детский писатель. Задумываясь о детях,
    автор размышляет о будущем, о детской радости, о
    детском горе, о воспитании трудом, красотой, о
    важности примеров бескорыстия, благородства, о
    духовном здоровье. Писатель опирается на
    действительные эпизоды, случаи, происшествия, на
    все, к чему пристально присматривается и чутко
    прислушивается.
    Герои Ю.Я.Яковлева – разные по возрасту и
    характеру, душевным наклонностям и увлечениям.
    Но их роднит одно – они не могут и дня прожить без
    дела, не могут равнодушно пройти мимо горя
    другого человека, всегда готовы ринуться в бой за
    справедливость и доброту. Изображая своих героев
    в разных жизненных ситуациях, писатель
    напоминает о том, что нельзя изменять дружбе,
    искать лёгких дорог, что нужно с детства готовить
    себя к «звёздному мигу» человеческой жизни. Он
    внушает святые понятия любви, дружбы,
    товарищества, помогает школьнику познать законы
    честности и справедливости.
    2. Беседа по содержанию рассказа.
    Чем привлекает нас рассказ Ю.Я.
    Яковлева «Рыцарь Вася»?
    – Что написано о Васе? Каким его характеризует
    автор?
    Звучат детские впечатления от рассказа.
    Ученики выступают с предварительными
    читательскими отзывами. – «Он привлекает нас
    искренностью рассуждений, душевностью,
    отсутствием нравоучений, пониманием детской
    души, настойчивым призывом к взрослым признавать
    за детьми право называться людьми».
    3. Работа в группах.
    I группа. Какова внешность Васи? (Куртка в
    обтяжку, на толстом его лице…)
    II группа. Его манеры, действия. (Медлительный,
    неповоротливый, ходил в развалку и т.д.)
    III группа. Отношение к нему окружающих (Все
    называли его тюфяком, «на уроках физкультуры был
    предметом общих насмешек).
    – А как характеризует его автор?
    – «А в его груди билось благородное сердце
    рыцаря. В заветных мечтах он видел себя
    закованным в блестящие стальные доспехи, в шлеме
    с опущенным забралом, на белом коне с
    раздувающимися ноздрями. В таком виде он мчался
    по свету и совершал множество подвигов, защищая
    слабых и обиженных. Он был безымянным рыцарем..»
    – В отличие от автора, одноклассники видят его
    толстым, неуклюжим, неповоротливым, считают, что
    причина его полноты – это обжорство. Но это не
    так. Он не любил есть. Ребята были очень, очень
    несправедливы к нему. Ну и что, что он толстый,
    неуклюжий, ведь он только растёт, его внешность
    постепенно формируется. Вы же растёте, и все вы
    разные! А что делает герой в ответ на эти обидные
    слова?
    – «Он привык к судьбе неудачника и сердился
    только на самого себя».
    – Итак, в центре рассказа мальчик. Мы
    рассмотрели нашего героя с точки зрения его
    внешности, отношения к нему окружающих, автора. А
    как мы, читатели, к нему относимся?
    – «Сочувствуем ему, так как к нему очень
    несправедливы окружающие».
    – Какой главный вопрос автор предлагает для
    обсуждения? Найдите в отрывке cлова «…а в его
    груди билось благородное сердце…» три слова,
    которые очень важны. – «рыцарь (подвиг);
    слабых и обиженных; мечта».
    – Что значит быть настоящим рыцарем? Вы
    растёте, каждый из вас превратится в мужчину,
    настоящего мужчину. Каким должен быть мужчина? У
    каждого из вас есть своё представление о том, что
    значит быть настоящим мужчиной. Ю.Я. Яковлев даёт
    нам понять, что значит быть настоящим мужчиной,
    рыцарем. Найдите в словарях В.И. Даля и С.И.
    Ожегова значение слова рыцарь. Назовите свойства
    настоящего рыцаря:
    – «Настоящий рыцарь не может быть злым,
    злобным, обидчивым. Вася не реагировал на обиды,
    обижался только на себя. Мама называла его
    «слоном в фарфоровой лавке». Приятель сказал, что
    «на такого толстого никакие доспехи не налезут».
    И он не обижался на них».
    – Как он поступает?
    – «Если ты не можешь изменить ситуацию, измени
    отношение к ней, к ситуации». Какое ещё качество
    есть у Васи? – «Он – мечтатель. Он в душе рыцарь.
    Он мечтает и представляет себя рыцарем».
    – Что ещё мы знаем о Васе?
    – «Ходит в музеи, знакомится с рыцарскими
    доспехами, мечтает о подвигах, читает «Дон
    Кихота» Сервантеса, знакомится с рыцарями по
    книгам. Он готовит себя к подвигу».
    – Как стать настоящим рыцарем?
    – Вася жалеет, что у него имя не подходит к
    рыцарю, ведь существуют же звучные имена рыцарей
    таких, как: Ричард, Айвенго, Дон Кихот, которые
    известны всему миру. Совершил ли Вася подвиг?
    Стал ли он рыцарем?
    4. Пересказ эпизода спасения ребёнка
    (обращаемся к тексту).

    – А ведь имена настоящих рыцарей известны всем
    в своей эпохе и даже сейчас. Это настоящие герои.
    Не сказочные. Какие же ещё качества характера
    должны быть у рыцаря?
    – «Рыцарь должен быть скромный, не кричать о
    своём подвиге. Настоящий рыцарь совершает
    поступок не для того, чтобы имя стало известным, а
    потому, что он по характеру такой смелый и
    благородный».
    – «Их славят люди! Жизненное кредо (объяснить) у
    них – защищать слабых и беззащитных».
    – А наш герой встретился, к сожалению, с
    подлостью и обманом. Здесь бы и сказать на
    линейке, кто совершил подвиг, кто на самом деле
    спас малыша, но «от одной мысли привлечь к себе
    внимание ему стало стыдно, и все три бугорка
    покраснели». Я считаю, что он тюфяк: «поплёлся, с
    трудом протиснулся, сдвинул парту. В конце
    концов, сам поверил, что Димка – герой вчерашнего
    происшествия». Какой же он рыцарь? Убедите меня в
    обратном, что он не тюфяк.
    – «Он просто внешне такой. А за внешней
    оболочкой, неуклюжей фигурой скрывается горячее
    сердце».
    5. Творческое задание. Защита рисунков к
    рассказу (по желанию):

    – Предлагаю записать в тетрадь признаки
    рыцаря: «честная справедливая душа»;
    «мечтательный; характер мужественный и
    скромный».
    – «Димка же не бросился спасать, только кричал
    и руками размахивал, значит, у него не такой
    характер, а бросился спасать Вася».
    – Какой момент в рассказе вы считаете самым
    важным? Как называется самый остросюжетный
    момент в развитии действия?
    – «Кульминация. Это тот момент, когда Вася
    спасает первоклассника».
    – Обратимся к финалу. О чём говорится в финале?
    Кто герой финальной сцены? Найдите авторские
    характеристики, оценочные слова, которыми
    характеризует автор героев.
    – «Речь шла о Димке, который якобы спас малыша:
    «…смелый поступок; Димка, оказывается, выполнял
    пионерский долг и сохранил честь красного
    галстука. А наш герой стоит, слушает, стиснутый со
    всех сторон. Ему хотелось сказать, но, увы:
    поплёлся, протиснулся…».
    – Как мы узнаём о героях?
    – «При помощи художественных средств: портрет,
    манеры, действия, авторское отношение, пейзаж,
    диалог, кульминация, развязка».
    – Можно ли в финальной сцене найти ответ на
    вопрос: «Что значит быть настоящим рыцарем?».
    – «Да. Он остался скромным, верным своей
    мечте, снова рисовал рыцаря».
    – Можно ли считать финал развязкой и почему?
    – «Действие завершилось. Развязка в рассказе
    является одновременно и завязкой следующих
    событий в других рассказах. Для Васи нет
    развязки. Он остался верен своей мечте: пришёл в
    класс, сел за парту и снова начал рисовать
    рыцаря».
    – Пять учеников накануне получили домашнее
    задание прочитать 4 – 5 рассказов Ю.Я.Яковлева и
    об одном из них подготовить небольшое сообщение
    по определённому плану: 1. Название рассказа. 2.
    Что волнует героя и автора? 3. Какова главная
    проблема? 4. Кому бы вы хотели порекомендовать
    чтение этого произведения и почему?
    Мы выберем ту проблему, которая волнует всех.
    6. Звучат сообщения:
    1. «В «Багульнике» рассказывается о
    том, как школьник Костя заботился о животных, о
    братьях наших меньших, помогая беспомощным
    людям. О доброте, о бескорыстии, об
    ответственности взрослых за свои поступки, о
    благородстве».
    2. «В рассказе «Черника» главная
    проблема – это проблема одиночества. Коля
    Луковкин в пионерском лагере заболел, его
    поместили в пустой лагерный изолятор, ему было
    очень скучно, тоскливо, одиноко. И ему принесла
    чернику Смирнова, внешне девочка некрасивая. Но
    за её некрасивой внешностью он увидел доброе
    сердце».
    3. «Рассказ «Я убил аиста» о мальчике и
    дяде, которые стреляли в тарелки. Мальчик, закрыв
    глаза, выстрелил и убил нечаянно аиста, летевшего
    мимо них. Этот рассказ учит нас быть осторожными,
    более внимательными, бережно относиться к
    окружающим животным, птицам, быть гуманными».
    4. «Рассказ «На деревьях вырастают
    листья». В этом рассказе ставятся проблемы: 1)
    проблема одиночества; 2) проблема взрослых и
    детей, их взаимоотношения; 3) проблема особого
    внимания взрослого к миру детей, которые порой
    бывают умнее, добрее, тоньше, мудрее, чем
    взрослые. Иногда взрослые со своими проблемами,
    заботами не видят того, что видят дети. И у детей
    можно многому научиться. Я посоветовала бы
    прочитать этот рассказ и взрослым, и детям, т.к.
    эти проблемы волнуют всех».
    5. «Где начинается небо» – это рассказ
    о мальчике, который пробовал летать с парашютом
    из окна первого этажа, используя вместо парашюта
    простыню или наволочку, за что ему всегда
    попадало от мамы. Рассказ о мальчике и о взрослом,
    которые с полуслова поняли друг друга. Ведь
    взрослый в далёком детстве также пробовал летать
    из окна только с зонтиком. Он так же, как и
    ребёнок, прыгал с высоты птичьего полёта.
    Взрослый понял самое главное, что небо
    начинается «не на гребне крыши и не в синих
    струях, по которым плывут облака, а оно берёт
    начало совсем близко от земли – на первом
    этаже или на уровне плеча. Начинается в
    бесстрашном сердце и простирается до тучи или до
    звёзд, смотря куда его поднимет сердце». Я
    порекомендовала бы прочитать одноклассникам,
    мальчикам, потому что этот рассказ учит ребят
    быть смелыми, мужественными, бесстрашными. Этот
    мальчик мог бы прыгнуть с парашютом и из окна
    пятого этажа, но ещё не пробовал пока. Такие
    ребята не останавливаются ни перед какими
    трудностями. Также этот рассказ о
    взаимопонимании взрослых и детей».
    – Итак, мы прослушали с вами краткие сообщения
    ребят о прочитанных рассказах. Что общего в их
    выступлениях? – «Они хотят, чтобы рассказ
    прочитали взрослые и дети. – Оказывается,
    героями его рассказов являются и взрослые, и
    дети». – Чем дополните выступления товарищей?
    – «В рассказе «Я убил аиста» мальчик страдает и
    терзается от того, что по неосторожности убил
    птицу».
    – «В рассказе «На деревьях вырастают листья»
    героиня не знает, как быть с родным отцом, как
    помочь, чтобы он не пил, не просил денег на
    выпивку, не курил и не бранился по ночам, а
    заботился о них».
    – «Герой рассказа «Багульник» – мальчик,
    который заботился о братьях наших меньших,
    выгуливал и подкармливал собак и немощных
    людей».
    – «Из рассказа «Черника» мы узнаём об
    одиночестве Коли Луковкина, который из-за своей
    болезни был помещён в лагерный изолятор, и
    которого спасла от страшной человеческой
    болезни – от одиночества, Смирнова, угостив его
    черникой. Для Коли мир стал совсем другим, он
    выздоровел, и Смирнова, эта невзрачная девочка,
    превратилась в умную и красивую девочку».
    – «Где начинается небо» – здесь повествуется о
    бесстрашном мальчике, который готов прыгнуть из
    окна пятого этажа, а также о полном понимании его
    мечты взрослым, его собеседником».
    – Какая же проблема объединяет все эти
    рассказы? – «Главная проблема – это проблема
    взаимопонимания взрослых и детей.
    Оказывается, взрослые не всегда понимают детей.
    Но не только взрослые не понимают детей, но не
    понимают и дети друг друга. Эта проблема волнует
    и героев рассказа – детей, взрослых, автора и
    нас, читателей».
    7. Вывод: Вася, безусловно, рыцарь,
    рядом с его именем должно обязательно стоять
    слово рыцарь! В начале рассказа Ю.Я. Яковлев
    поставил проблему: Что такое рыцарь? Какими
    качествами должен обладать настоящий рыцарь?
    Далее идёт цепь событий, раскрывающих характер
    мальчика через его поступки. Ребята не назвали
    его рыцарем.
    – А почему мы можем назвать вслед за автором?
    – «Автор и назвал рыцарем нашего героя наравне
    с Ричардом, Айвенго, Дон Кихотом. Но ведь в глазах
    окружающих он оказался тюфяком. По-прежнему
    никто в нём не увидел рыцаря.
    – «А он своей мечте не изменил, пришёл после
    линейки и снова начал рисовать рыцаря».
    – Умение быть верным своей мечте – это тоже
    свойство настоящего рыцаря. Почему рассказ
    называется не тюфяк, а рыцарь Вася?
    – «Потому что Вася обладает всеми качествами
    настоящего рыцаря: благородный, скромный,
    мужественный, самоотверженный, не злой, не
    реагировал на обиды, готовил себя к подвигу
    внутренне, оказался верен своей мечте. Я могу вам
    порекомендовать прочитать любой рассказ Ю.Я.
    Яковлева, и каждый из его героев обладает
    какими-либо чертами настоящего рыцаря. Но об этом
    поговорим на других уроках.
    – Какие нравственные уроки даёт нам писатель?
    – «Быть добрыми, не озлобляться, мужественными,
    самоотверженными, совершать благородные
    поступки, не требуя ничего взамен, т.е.
    бескорыстно бороться с несправедливостью. Автор
    помогает детям взрослеть нравственно, готовит их
    к самостоятельной жизни».
    – «Он не гасит в сердце читателя огонёк
    надежды, веру в людей. Учит тому, чтобы и дети, и
    взрослые понимали хорошо друг друга. Вася не
    изменяет своей мечте».
    – «Автор учит тому, чтобы каждый задумался над
    теми принципами и свойствами, которые присущи
    настоящему рыцарю, чтобы постепенно избавлялись
    от своих недостатков, воспитывали в себе только
    положительные качества. Нельзя изменять дружбе,
    искать лёгких дорог, с детских лет готовить себя
    «к звёздному мигу» человеческой жизни».
    8. Домашнее задание по выбору учеников:
    1. Прочитать другие рекомендованные рассказы
    Ю.Я. Яковлева.
    2. Составить киносценарий и киноафишу к рассказу
    (групповое задание).
    3. Составить кроссворды к рассказу (по желанию).

  2. Normal
    false
    false
    false
    RU
    X-NONE
    X-NONE
    MicrosoftInternetExplorer4
    Заголовок рассказа заставляет вспомнить о рыцарских временах.
    Рыцарство –это военно-дворянское сословие эпохи феодализма в Западной
    Европе. В феодальной Европе рыцарь – лицо, принадлежащее к военно –дворянскому сословию.
    «Рыцарь печального образа» – так говорили о Дон-Кихоте, герое романа
    Сервантеса. Второе значение слова РЫЦАРЬ – самоотверженный, благородный
    человек, деятель на каком-нибудь поприще.
    Рассказ Ю.Яковлева «Рыцарь Вася» о том, как неуклюжий,
    неловкий мальчик Вася мечтал стать рыцарем, мечтал о подвигах, а жизнь его
    проходила однообразно и буднично, и о том, как Вася совершил рыцарский подвиг,
    славу за который присвоил себе другой человек.
    По началу рассказа мы не можем предположить, что героем
    произведения может быть этот мальчик Вася: медлительный, неповоротливый,
    неловкий, сонный, будто он только что проснулся или собирался уснуть – «Одним словом, тюфяк». «То, что он тюфяк,
    было написано у него на лице, угадывалось в его
    медленных, вялых движениях, звучало в глуховатом голосе». Однако автор
    заставляет нас заинтересоваться следующей репликой: «Никто не догадывался, что
    скрывается под этой некрасивой толстой оболочкой». И мы догадываемся, что его
    неказистая внешность лишь оболочка, а «в груди его билось благородное сердце
    рыцаря». Он видел себя закованным в латы, совершающим многие подвиги, защищая
    слабых и обиженных. В его душе живёт романтик. Несколько раз автор сталкивает
    внутренний мир Васи и его внешность, которая подавляет внутренний жар, не даёт
    разглядеть благородного мальчика, «прекрасного рыцаря» за «толстым и косолапым
    тюфяком». Он сам ненавидел себя «за неподходящую для рыцаря внешность». Да и
    прозвище за ним закрепилось не рыцарское: «Слон в фарфоровой лавке».
    Никто Васю не понимал, даже друг, которому он раскрыл
    свои мечты, грубо посмеялся над ним: «На такого толстого никакие доспехи не
    налезут». Посмеялся, не понимая, что «ранил Васю в самое сердце».
    В свободное время Вася бегал в музей, в зал, где
    находились рыцари, закованные в латы. Ему доставляло наслаждение тайком от
    строгой дежурной старушки трогать «холодную сталь доспехов», пробовать остроту мечей. Он
    медленно переходил от чёрного рыцаря к золотому, от золотого –к серебряному. Он
    жил в этом мире: « К одни рыцарям он относился по –дружески, к другим – со
    сдержанным холодком. Он кивал им головой и мысленно справлялся, как прошёл
    очередной турнир. Ему казалось, что рыцари следят за ним сквозь смотровые щели
    опущенных забрал и никто из них не смеётся и не называет его
    тюфяком». В
    этом мире он был счастлив.
    Но когда приходило время уроков. Он опять становился
    неуклюжим и вызывал всеобщий смех: «он плёлся к доске, задевая ногой парты», на
    уроках физкультуры «он был предметом общих насмешек», потому что на «коне» он застревал
    и « восседал, как всадник в седле». «Ребята уже заранее начинали
    хихикать», «Ребята смеялись ..»
    Печальна судьба этого мальчика, загнанного в угол своей
    внешностью, непониманием окружающих : «Он привык к судьбе неудачника».
    Но один случай помог разглядеть в нём благородного
    человека. Вася спас провалившегося под лёд первоклассника. Не Дима Ковалёв,
    который потешался над неуклюжим Васей, а «тюфяк», жертвуя собой, спасает
    тонущего. Он понимал, что хрупкий лёд может не выдержать его, и тогда… Но
    рыцари не рассуждают, если речь идёт о спасении: «Он видел только насмерть
    перепуганного малыша»
    Совершив подвиг, он вновь стал «тюфяком». Ему не нужна
    была слава, ведь он видел себя «безымянным рыцарем». Поэтому он принимает
    предложение Ковалёва: «Ты ноги промочил, беги домой, а пацана я сам доведу».
    «Тюфяк поплёлся домой».
    На линейке в школе директор рассказ о подвиге Ковалёва
    Димы. Васе хотелось сказать, что это ложь, но «от одной мысли привлечь к себе
    внимание ему стало стыдно». В конце концов он и сам поверил, что Димка герой, и
    захлопал, когда все захлопали. Ведь рыцари совершают подвиги не ради славы, а
    ради спасения.
    Что –нибудь изменилось после случившегося? Нет. «Он с
    трудом протиснулся за парту, сдвинул её с места…и в тетрадке по арифметике
    начал рисовать рыцаря». Он по –прежнему мечтал о рыцарстве, хотя сам был
    настоящим рыцарем.
    Немного грустно после чтения этого рассказа. Жалко Васю,
    который не может самоутвердиться в жизни, жалко ребят, которые на хотят и не
    могут рассмотреть в своём товарище благородного человека. И вместе с тем есть уверенность, что внутреннее рыцарство
    Васи когда–нибудь будет раскрыто и оценено по –заслугам.
    ТЕЗИСЫ .
    Внешняя и внутренняя красота, одиночество среди людей,
    истинные герои и «примазавшиеся», скромность и нахальство –такие проблемы можно
    услышать в рассказе Ю. Яковлева «Рыцарь Вася». Быть внимательным к окружающим,
    чтобы уметь рассмотреть за внешней неказистостью богатую душу, –вот к чему
    призывает автор.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *