Сочинение рассуждение на тему самопожертвование по тексту васильева

4 варианта

  1. Текст из ЕГЭ

    Я уже смутно помню этого сутулого, худощавого человека, всю жизнь представлявшегося мне стариком. Опираясь на большой зонт, он неутомимо от зари до зари шагал по обширнейшему участку, куда входила и неряшливо застроенная Покровская гора. Это был район бедноты, сюда не ездили извозчики, да у доктора Янсена на них и денег-то не было. А были неутомимые ноги, великое терпение и долг. Неоплатный долг интеллигента перед своим народом. И доктор бродил по доброй четверти губернского города Смоленска без выходных и без праздников, потому что болезни тоже не знали ни праздников, ни выходных, а доктор Янсен сражался за людские жизни. Зимой и летом, в слякоть и вьюгу, днем и ночью. Доктор Янсен смотрел на часы, только когда считал пульс, торопился только к больному и никогда не спешил от него, не отказывался от морковного чая или чашки цикория; неторопливо и обстоятельно объяснял, как следует ухаживать за больным, и при этом никогда не опаздывал. У входа в дом он долго отряхивал с себя пыль, снег или капли дождя — смотря по сезону, — а войдя, снимал калоши и пальто, мыл руки и, если на улице было холодно, направлялся к печке. Старательно грея длинные, гибкие, ласковые пальцы, тихо расспрашивал, как началась болезнь, на что жалуется больной и какие меры принимали домашние. И шел к больному, только хорошо прогрев руки. Его прикосновения всегда были приятны, и я до сих пор помню их всей своей кожей.
    Врачебный и человеческий авторитет доктора Янсена был выше, чем можно себе вообразить в наше время. Уже прожив жизнь, я смею утверждать, что подобные авторитеты возникают стихийно, сами собой кристаллизуясь на насыщенном растворе людской благодарности. Они достаются людям, которые обладают редчайшим даром жить не для себя, думать не о себе, заботиться не о себе, никогда никого не обманывать и всегда говорить правду, как бы горька она ни была. Такие люди перестают быть только специалистами; людская благодарная молва приписывает им мудрость, граничащую со святостью. И доктор Янсен не избежал этого; у него спрашивали, выдавать ли дочь замуж, покупать ли дом, продавать ли дрова, резать ли козу, мириться ли с женой… Господи, о чем его только не спрашивали…Я не знаю, какой совет давал доктор в каждом отдельном случае, но всех известных ему детей кормили по утрам одинаково: кашами, молоком и черным хлебом. Правда, молоко было иным, равно как хлеб, вода и детство.
    Доктор Янсен задохнулся в канализационном колодце, спасая детей. Он знал, что у него мало шансов выбраться оттуда, но не терял времени на подсчет. Внизу находились дети, и этим было подсчитано все.
    В те времена центр города уже имел канализацию, которая постоянно рвалась, и тогда рылись глубокие колодцы. Над колодцами устанавливался ворот с бадьей, и ею отливали просочившиеся сточные воды. Процедура была длительной, рабочие в одну смену не управлялись, все замирало до утра, и бадьей и воротом завладевали мы. Обычно на бадью становился один, а двое вертели ворот. Но однажды решили прокатиться вдвоем, и веревка оборвалась. Доктор Янсен появился, когда возле колодца метались двое пацанов. Отправив их за помощью, доктор тут же спустился в колодец, нашел уже потерявших сознание мальчишек, сумел вытащить одного, и не отдохнув, полез за вторым. Спустился, понял, что еще раз ему уже не подняться, привязал мальчика к обрывку веревки и потерял сознание. Мальчики пришли в себя быстро, но доктора Янсена спасти не удалось.
    Так погиб тихий, аккуратный, очень скромный и немолодой человек с самой человечной и мирной из всех профессий, ценою своей жизни оплатив жизнь двух мальчиков.
    (по Б.Л. Васильеву)

    Вступление

    Самопожертвование свойственно далеко не каждому. Только сильные духом люди способны ставить на первое место благополучие других людей, жертвуя собственным комфортом, здоровьем, жизнью.
    Самопожертвование – умение не смотря ни на что, вопреки всем преградам и обстоятельствам помогать тем, кто нуждается в помощи, поддержке, сочувствии, любви.

    Проблема

    Б.Л. Васильев поднимает проблему самопожертвования, рассказывая историю доктора Янсена, который всю жизнь заботился об окружающих, завоевывал уважение и авторитет среди населения, жил ради людей.
    Благодаря своей духовности доктор смог настолько добиться расположения своих пациентов, что они причислили его чуть ли не к рангу святых.

    Комментарий

    Автор вспоминает героя своего рассказа, сутулого, худощавого человека, который всегда казался ему, юному мальчишке, стариком. Он каждый вечер обходил предоставленный ему участок Покровскую горку, опираясь на зонт-трость.
    Район, предоставленный его власти, был районом бедности. Денег не было ни у кого, в том числе и у доктора Янсена. Чувство долга, огромное терпение и любовь к своему делу помогали ему в любую погоду, в любой день недели ходить по домам пациентов и тщательно исследовать их истории болезней.
    Человечность была одной из важнейших качеств его личности. Он никогда не был груб с людьми, не спешил уходить, не отказывался от беседы и морковного чая. Неторопливо и подробно объяснял, как нужно ухаживать за больным, какие лекарства пить.
    Он никогда не спешил и никогда не опаздывал. Если на улице было холодно, прежде чем начать осмотр, Янсен долгое время грел руки, чтобы не причинить дискомфорта больному. Его прикосновения всегда были приятны.
    Благодаря ответственно выполненной работе, авторитет доктора достиг необычайных высот. Автор утверждает, что подобный авторитет возникает стихийно, на фоне простой человеческой благодарности. И доступно это не каждому, только тем, кто обладает удивительным даром жить для других, думать о других, заботиться о других, забывая о себе.
    Такие люди завоевывают доверие, причисляются к лику святых, с ними советуются по любому жизненному вопросу, будь то вопрос о замужестве дочери или о продаже дома.
    Жизнь доктора прекратилась так, как и должна была – он умер, спасая детей из канализационной трубы. Рискуя жизнью, не думая о последствиях, он бросился вытаскивать двух мальчишек, упавших в канализационную яму, в результате задохнулся сам, а их спас.

    Авторская позиция

    Автор восхищается доктором Янсеном, его образом жизни, его умением жить не ради себя, а ради других. Он убежден, что таких людей очень мало осталось в мире, и посчастливится тому, кто повстречает их на своем жизненном пути.

    Своя позиция

    Позиция автора мне ясна и понятна. Действительно, редко встретишь человека, который живет ради чужого благополучия. Не ради родных или близких, а ради совершенно чужих ему людей. При этом он не требует благодарности или чего-то другого взамен. Такое самопожертвование достойно уважения и восхищения.

    Аргумент 1

    Вспоминается образ Сони Мармеладовой из романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. Девушка ради спасения своей семьи – отца-пьяницы, мачехи, больной чахоткой, и их детей – от голодной смерти решилась торговать своим телом.
    Не всякий смог бы вынести подобные унижения и остаться при этом человеком, не попрекать, не обвинять окружающих. Думаю, у таких людей просто нет выбора – поступить по-другому, против своей совести они не смогут никогда.

    Аргумент 2

    Другой литературный герой, Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль», ради спасения народа от тьмы и смерти разорвал свою груди и вынул из нее сердце. Он освещал сердцем путь к спасению, и оно горело, словно факел. Выбравшись из лесной чащи, люди забыли о своем герое. А один из них, самый осторожный, растоптал его сердце ногой.

    Заключение

    Жертвовать собой ради других – удел немногих. Сложно сказать, правы они или нет, но без таких людей жизнь была бы гораздо более жестокой и опасной, чем она есть сейчас.

  2. Что такое истинная любовь к людям? Ответ на этот вопрос в своём тексте даёт Борис Львович Васильев: это готовность пожертвовать собой не раздумывая во имя спасения другого человека. Здесь автор поднимает проблему самопожертвования во имя любви к ближнему.
    Вспоминая старого доктора Янсена, Борис Львович отмечает, что в памяти остались лишь общие черты внешности этого человека, но его отношение к людям выходило за рамки обычного. Доктор Янсен очень внимательно и сочувственно относился абсолютно ко всем своим пациентам. Он никогда не торопился убежать из дома больного человека, всегда внимательно выслушивал все вопросы и давал дельные советы. Автор утверждает, что «врачебный и человеческий авторитет доктора Янсена был выше, чем можно себе вообразить в наше время». Благодаря умению жить не для себя, заботиться не о себе, доктор получил безграничное уважение и любовь народа. Кульминацией альтруизма доктора стало спасение им мальчишек, провалившихся в канализационный колодец. Он не раздумывал ни секунды прежде чем кинуться на помощь детям, этот человек прекрасно знал, что, спасая ребят, он, вероятнее всего, погубит себя. Это не остановило его. В итоге дети были спасены, а этот замечательный человек погиб.
    Автор в тексте показывает своё отношение к проблеме самопожертвования через отношение к доктору Янсену. Воспоминания Б.Л. Васильева об этом человеке полны тепла и безмерного уважения. Писатель сожалеет о такой смерти доктора, но при этом не может не восхищаться его героическим поступком.
    И я согласна с автором, что такие люди достойны восхищения и уважения. Пусть и не часто, но встречаются в нашем мире такие самоотверженные герои, не ради славы, без личной выгоды, помогающие людям.
    Тема самопожертвования во имя ближних очень широко освещена в русской классической литературе. М. Горький в произведении «Старуха Изергиль» поведал легенду о Данко, который вырвал из своей груди сердце, чтобы осветить путь людям, шедшим за ним. Его сердце пылало безграничной любовью к людям. Конечно, Данко погиб, но, благодаря этому поступку, спасся его народ.
    Принимает безропотно трагическую судьбу во имя спасения своей семьи и героиня романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, Соня Мармеладова. Она полна светлой и чистой любви к своей семье, и во имя спасения своих родных от голодной смерти Соня получает «жёлтый билет». Насколько неестественно смотрится эта одухотворённая девушка в таких условиях, но она сознательно приносит себя в жертву.
    Немногие люди способны на такие поступки. И это не зависит ни от эпохи, в которой они живут, ни от их профессии. Способность к самопожертвованию для них это совершенно естественная черта.

  3. (1) Встреча произошла неожиданно. (2) Два немца, мирно разговаривая, вышли на Плужникова из-за уцелевшей стены. (3) Карабины висели за плечами, но даже если бы они держали их в руках, Плужников и тогда успел бы выстрелить первым.
    Полный текст:
    Сочинение
    В самые отчаянные и тяжелые время каждый человек раскрывается в самой полной мере. Война – это событие, которое отражается на характере и мировоззрении каждого её участника. О проблеме проявления человечности и милосердия на войне рассуждает в данном нам тексте Б.Л. Васильев.
    Описывая один из периодов военного времени, автор текста знакомит нас с ситуацией, в которой одному из героев нужно было делать серьезный нравственный выбор. Встреча Плужников и немца «произошла неожиданно», и так же неожиданно подошла к логическому завершению: кто-то один должен был погибнуть, и вот уже немец стоит на коленях и кричит что-то жалостливое, «захлебываясь и глотая слова». В этом крике было что-то о семье, детях и пощаде, писатель делает акцент на том, что немец «не хотел воевать, конечно же, не своей охотой забрел он в эти страшные развалины», это понимал и советский солдат. Ему предстояло совершить убийство, и о жалости к немцам в то время не могло идти и речи – однако Б.Л. Васильев подводит нас к мысли о том, что во всем бывают исключения, особенно в том случае, когда солдат стремится несмотря ни на что сохранить чистоту своей совести.
    Мысль писателя мне ясна: он считает, что даже в страшнейшие военные времена тот, у кого чистая совесть и кто осознает ценность человеческой жизни, способен пощадить пленного врага и проявить к нему сострадание и милосердие.
    Сложно не согласиться с Б.Л. Васильевым, ведь он не понаслышке знает о том, насколько важно было оставаться человеком в период Великой Отечественной войны. Я тоже считаю, что для солдата, для его нравственного и душевного здоровья, очень важно, несмотря на физическое изнеможение и гнев, уметь сохранять в себе человечность и милосердие, ведь не каждый немец мог заслужить самой зверской расплаты.
    В повести В.А. Закруткина «Матерь человеческая» главная героиня проносит свои человечность и милосердие через все испытания. Она, ощущая жгучую ненависть к фашистам, убившим её семью, встретив на своем пути мальчика-немца, отказывает себе в мести. Услышав крик мальчика, Мария прониклась жалостью к ребенку, и, благодаря своему гуманизму и сердечной доброте, оставила его в живых.
    Герой рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека» потерял на войне всех своих родных. Он вынужден был пройти через множество испытаний, однако даже будучи усталым и озлобленным, Андрей Соколов нашел в своем сердце место для любви и милосердия. Встретив маленького мальчика, волей судьбы оставленного одного на улице, наш солдат берет его под свой контроль, подарив тем самым мальчику шанс на счастливую жизнь.
    О том, как тяжело оставаться человеком во время войны, написан не один десяток книг. Каждый из тех солдат, кто боролся за наше будущее, испытал то количество потрясений, которое современный человек не сможет даже в полной мере осознать. Однако больше всего написано о тех, кто даже в той бесчеловечности и грязи умудрился сохранить себя, свои чистые помыслы и доброе сердце.

  4. Добрый вечер, Любовь Михайловна! Будте любезны, проверьте, пожалуйста, сочинение.
    ТЕКСТ: Я уже смутно помню этого сутулого, худощавого человека, всю жизнь
    представлявшегося мне стариком. Опираясь на большой зонт, он неутомимо от
    зари до зари шагал по обширнейшему участку, куда входила и неряшливо
    застроенная Покровская гора. Это был район бедноты, сюда не ездили
    извозчики, да у доктора Янсена на них и денег-то не было. А были неутомимые
    ноги, великое терпение и долг. Неоплатный долг интеллигента перед своим
    народом. И доктор бродил по доброй четверти губернского города Смоленска без
    выходных и без праздников, потому что болезни тоже не знали ни праздников,
    ни выходных, а доктор Янсен сражался за людские жизни. Зимой и летом, в
    слякоть и вьюгу, днем и ночью.
    Доктор Янсен смотрел на часы, только когда считал пульс, торопился
    только к больному и никогда не спешил от него, не отказывался от морковного
    чая или чашки цикория; неторопливо и обстоятельно объяснял, как следует
    ухаживать за больным, и при этом никогда не опаздывал. У входа в дом он
    долго отряхивал с себя пыль, снег или капли дождя — смотря по сезону,– а
    войдя, снимал калоши и пальто, мыл руки и, если на улице было холодно,
    направлялся к печке. Старательно грея длинные, гибкие, ласковые пальцы,
    тихо расспрашивал, как началась болезнь, на что жалуется больной и какие
    меры принимали домашние. И шел к больному, только хорошо прогрев руки. Его
    прикосновения всегда были приятны, и я до сих пор помню их всей своей
    кожей.
    Врачебный и человеческий авторитет доктора Янсена был выше, чем можно
    себе вообразить в наше время. Уже прожив жизнь, я смею утверждать, что
    подобные авторитеты возникают стихийно, сами собой кристаллизуясь на
    насыщенном растворе людской благодарности. Они достаются людям, которые
    обладают редчайшим даром жить не для себя, думать не о себе, заботиться не
    о себе, никогда никого не обманывать и всегда говорить правду, как бы
    горька она ни была. Такие люди перестают быть только специалистами; людская
    благодарная молва приписывает им мудрость, граничащую со святостью. И
    доктор Янсен не избежал этого; у него спрашивали, выдавать ли дочь замуж,
    покупать ли дом, продавать ли дрова, резать ли козу, мириться ли с женой…
    Господи, о чем его только не спрашивалиЯ не знаю, какой совет давал доктор в
    каждом отдельном случае, но всех известных ему детей кормили по утрам
    одинаково: кашами, молоком и черным хлебом. Правда, молоко было иным, равно
    как хлеб, вода и детство.Доктор Янсен задохнулся в канализационном колодце, спасая детей. Он
    знал, что у него мало шансов выбраться оттуда, но не терял времени на
    подсчет. Внизу находились дети, и этим было подсчитано все.
    В те времена центр города уже имел канализацию, которая постоянно
    рвалась, и тогда рылись глубокие колодцы. Над колодцами устанавливался ворот
    с бадьей, и ею отливали просочившиеся сточные воды. Процедура была
    длительной, рабочие в одну смену не управлялись, все замирало до утра, и
    бадьей и воротом завладевали мы.Обычно на бадью становился один, а двое вертели ворот. Но однажды
    решили прокатиться вдвоем, и веревка оборвалась. Доктор Янсен появился,
    когда возле колодца метались двое пацанов. Отправив их за помощью, доктор
    тут же спустился в колодец, нашел уже потерявших сознание мальчишек, сумел
    вытащить одного, и не отдохнув, полез за вторым. Спустился, понял, что еще
    раз ему уже не подняться, привязал мальчика к обрывку веревки и потерял
    сознание. Мальчики пришли в себя быстро, но доктора Янсена спасти не
    удалось. Так погиб тихий, аккуратный, очень скромный и немолодой человек с самой человечной и мирной из всех профессий, ценою своей жизни оплатив жизнь двух мальчиков.
    СОЧИНЕНИЕ:
    Б.Л.Васильевым, автором данного текста, ставится проблема самопожертвования. Кто готов ради спасения другого человека не жалеть собственной жизни?
    Автор представляет перед читателями доктора Янсена, человека, который всегда был готов помогать людям, который неутомимо работал в любое время суток, в любую погоду, и в выходные, и в праздники. Этот “тихий, аккуратный, очеень скромный и немолодой человек” ценой собственной жизни спас двух мальчиков, оказавшихся в канализационном колодце. Рассказывая историю жизни этого человека автор приводит читателя к мысли, что такие люди, обладающие даром жить не для себя, отличаются чувством сильной любви к людям. Я считаю, что позиция Б.Л.Васильева бесспорна, ведь человек, который не любит людей и может думать лишь о себе, о своей выгоде, о своих интересах, никогда не сможет пожертвовать ради них ни самой малостью, ни тем более жизнью.
    В качестве примера самопожертвования, чувста любвик окружающим может служить образ Сонечки мармеладовой из романа Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”.Эту героиню можно сопоставить с Янсеном: она, как и доктор, думает и заботится только о других, а не о себе. Ради спасения семьи Екатерины Ивановны от верной гибели, Соня жертвует собой, пересупает через свою жизнь.
    Другой пример, где показана готовность героя отдать свою жизнь во имя спасения других людей, – это рассказ М.Горького “Старуха Изергиль”. Данко, герой легенды, на первое место поставил счастье и благополучие других людей. Он жертвует собственной жизнью ради их спасения: вырывая из груди своё горящее сердце и освещая им дорогу, Данко выводит людей из леса, тем самым спасая их от смертоносных испарений болот.
    (А вот что написать в выводе я совсем не знаю…)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *